Симферопольская и крымская епархия
Содержание
- СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ
- Архипастыри
- Викарные епархии
- География благочиний
- Монастыри
- Епархиальные отделы
- Средства массовой информации
- Церковно-общественные организации
- Литература
- Использованные материалы
- Раскол и изоляция: что ждет крымские епархии Московского патриархата
- Объединительный собор
- Крымский резерв УПЦ (МП)
- «Фактор страха»
- «Каноническая территория» Константинополя
- Симферопольская и Крымская епархия
- Предыстория
- История
- Список правящих архиереев
- Современное состояние
- Монастыри
- Примечания
- Ссылки
СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ
Симферопольский Петропавловский собор
Симферопольская и Крымская епархия Украинской Православной Церкви
- Епархиальное управление: Россия, 295011, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Героев Аджимушкая, 9/11
- Тел.: 7 (978)-733-85-29; факс: 25–14–70
- Официальный сайт:
- Каноническая территория: гг. Симферополь, Алушта, Евпатория, Ялта, а также Бахчисарайский, Белогорский, Кировский, Сакский, Симферопольский и Черноморский р-ны Республики Крым и г. Севастополь
- Кафедральные соборы: Петропавловский и Александро-Невский в г. Симферополе
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Первохристианский период и расцвет Византии
Для русских земель Крым является колыбелью Православия – здесь проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, здесь принял святое крещение равноапостольный великий князь Владимир. После утверждения в Крыму самостоятельных кафедр к началу IV века, православные иерархи пребывают на полуострове почти без перерывов.
Уже в 96 году в Крым, который был тогда местом ссылки на окраинах Римской империи, был сослан для тяжких работ святитель Климент Римский, и, по сказанию летописцев, нашел здесь христиан более 2000 человек. Ко времени его мученической кончины в 104 году в разных местах полуострова насчитывалось 75 христианских общин, имевших для молитвы храмы высеченные в горах и сохранившиеся до наших дней. Древнейшим можно считать Инкерманский, куда был сослан святой Климент. В Крыму пострадали в те времена многочисленные мученики. В горных пещерах появились обители иноков уже в IV-V веках.
Вскоре в Крыму был образован ряд епархий – ко времени I Вселенского собора в 325 году существовали Босфорская и Херсонесская (Корсунская) епархии; в том же веке была учреждена епархия Фульская; около VI века Готфийская (Готская) кафедра переместилась в Крым; а не позднее начала VIII века появилась также Сугдейская (Сурожская) епархия. Таким образом, в эпоху расцвета Византии на полуострове располагались пять епархий с центрами в древних греческих колониях на южном побережье и в Готфии – земле переселившихся сюда готов, затем по большей части вытесненных гуннами. Епархии находились в ведении Константинопольского патриарха.
Волны завоеваний
В политическом отношении, при том что Восточная Римская империя вплоть до падения Константинополя в 1453 году удерживала хотя бы часть морского побержья, она постоянно соседствовала с разными, зачастую враждебными и иноверными, народами. В массе принявшие арианство готы долго сохраняли государственность в княжестве Феодоро. Затем пришли гунны, в VIII-IX веках, полуостров завоевали иудаисты-хазары, а после разгрома Хазарского каганата сюда бежали общины караимов. Волны нашествий тюркских племен (обров-аваров, тюрков-торков, кипчаков-половцев) шли непрерывно в течение трехсот лет и завершились завоеваниями монгольских орд в XIII веке. Около 1380 года южным побережьем Крыма и Готией завладели генуэзцы. К XII веку здесь существовало три епархии: Судгейско-Фульская, Херсонесская и Готфейская, в ведении Константинопольских патриархов. В 1394 году Херсонесская епархия была присоединена к Готфийской.
В XV веке турки с помощью татар захватили южный Крым, и полуостров вошел в состав Крымского ханства в вассальной зависимости от Османской империи. В 1485 году была образована новая Кафская епархия, в то время как, по некоторым данным, Сурожская была присоединена к Готфийской . К концу XVII Кафская епархия также была присоединена к Готфийской и в Крыму осталась лишь одна кафедра. Иерархи Готфийские управляли угнетенной паствой Крыма вплоть до исхода большей части православных в 1778 году, во главе с митрополитом Готфийским Игнатием (Гозадини), в пределы Российской империи.
В составе русского государства
В апреле 1784 года земли аннексированного Россией в 1783 году Крымского ханства вошли в состав в Славянской епархии. К этому времени большинство церквей и все монастыри были заброшены и разграблены, т.к. православное население в массе своей ушло в Россию несколькими годами раньше. Готфийская епархия продолжала существовать в составе Славянской вплоть до 1786 года, после чего до 1799 года ей приемствовала полусамостоятельное Феодосийское викариатство.
Между 1799 и 1859 годами в Крыму не было своего православного архиерея и полуостров управлялся Екатеринославскими (бывшими Славянскими), а с 1837 года – Херсонскими владыками. Поначалу, из-за влияния секулярного «просвещения,» Россия делала очень мало для христианизации края. В первые семьдесят лет русской колонизации не было сделано ничего для возрождения христианских святынь эпохи владычества православной Восточной Римской империи, хотя повсюду сохранялись развалины древних церквей и монастырей. При этом правительство способствовало заселению края разнородными иностранцами, в большом количестве сектантами и раскольниками, а около пятидесяти лет после аннексии господствующей религией там оставалось мусульманство.
Положение изменилось лишь в середине XIX века, когда Святейший Синод получил возможность восстанавливать здесь старые монастыри и основывать новые. Высочайшей резолюцией от 16 ноября 1859 года, по ходатайству жителей Крыма, на территории полуострова была учреждена самостоятельная Таврическая епархия, будучи выделена из состава Херсонской. С образованием самостоятельной епархии церковная жизнь стала быстро шириться — менее чем за десять лет появилось более ста новых приходов, активизировали свою деятельность монастыри, открылись мужские духовные училища. При святителе Гурии (Карпове) начала работу Таврическая духовная семинария, стал издаваться журнал «Таврические епархиальные ведомости».
После начала революционной смуты в 1917 году для Православия всей бывшей Российской империи настали времена испытаний. В 1920–30-е годы Церковь в Крыму подверглась жестоким гонениям: закрывались монастыри и храмы, тысячи верующих и священников были репрессированы.
С 1922 по 1933 год также существовала Симферопольская обновленческая епархия.
В пределах Украинской Православной Церкви
Православие в Крыму стало возрождаться лишь в конце 1980-х годов. В состав восстанавливаемой Симферопольской епархии входила вся территория Крыма вплоть до выделения самостотельной Джанкойской епархии на севере полуострова решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 11 ноября 2008 года.
20 декабря 2012 года из состава Симферопольской епархии была также выделена самостоятельная Феодосийская епархия в пределах Феодосийского и Керченского благочиний.
Исторические названия
- Таврическая и Симферопольская (16 ноября 1859 — ? 1920-е)
- Симферопольская и Таврическая ?
- Симферопольская и Крымская (c 1944)
Статистика
- 1 января 1958 — 48 зарегистрированных храмов/молитвенных домов.
- 2000 — 350 приходов, 8 монастырей .
- ок. 2004 — 483 прихода; 281 священнослужитель .
- 1 января 2008 — 532 прихода, 9 зарегистрированных монастырей и 7 в стадии регистрации; 70 храмов и 462 молитвенных дома; 19 благочиний .
Архипастыри
- Елпидифор (Бенедиктов) (7 января — 25 мая 1860)
- Алексий (Ржаницын) (29 августа 1860 — 28 августа 1867)
- Свт. Гурий (Карпов) (28 ноября 1867 – 17 марта 1882)
- Ермоген (Добронравин) (24 апреля 1882 — 9 марта 1885)
- Алексий (Лавров-Платонов) (9 марта — 11 мая 1885)
- Мартиниан (Муратовский) (11 мая 1885 — 19 января 1897)
- Михаил (Грибановский) (19 января 1897 — 19 августа 1898)
- Николай (Зиоров) (14 сентября 1898 — 26 марта 1905)
- Алексий (Молчанов) (26 марта 1905 — 5 ноября 1910)
- Феофан (Быстров) (19 ноября 1910 — 25 июня 1912)
- Прп. Димитрий (Абашидзе) (25 июня 1912 – ок. 1921)
- Сщмч. Никодим (Кротков) (1921 — 1924)
- Александр (Раевский) (1924 – 19 марта 1928) в/у, еп. Керченский
- Александр (Трапицын) (1928 — август 1928)
- Дионисий (Прозоровский) (29 ноября 1928 – 25 июня 1930) в/у, еп. Феодосийский
- Арсений (Смоленец) (25 июня 1930 – 11 августа 1931)
- 1931 — 1944 — вдовство кафедры
- Иоасаф (Журманов) (13 августа 1944 — 9 апреля 1946)
- Свт. Лука (Войно-Ясенецкий) (май 1946 — 11 июня 1961)
- Алипий (Хотовицкий) (1961) в/у, еп. Полтавский
- Гурий (Егоров) (14 ноября 1961 — 12 июля 1965)
- Феодосий (Процюк) (19 июля — 8 октября 1965) в/у, еп. Полтавский
- Леонтий (Гудимов) (8 октября 1965 — 7 октября 1967)
- Антоний (Вакарик) (7 октября 1967 — 31 мая 1973)
- Леонтий (Гудимов), 2-й раз (31 мая 1973 — 19-20 февраля 1990)
- Варлаам (Ильющенко) (19-20 февраля — 20 июля 1990)
- Глеб (Савин) (2 августа — 24 ноября 1990)
- Василий (Златолинский) (2 декабря 1990 — 27 июля 1992)
- Лазарь (Швец) (с 27 июля 1992)
Викарные епархии
- Бахчисарайская
- Керченская (ныне викариатство Сурожское)
- Мелитопольская (недейств.)
- Севастопольская (недейств.)
- Ялтинская
География благочиний
- I Симферопольское (); II Симферопольское:
- г. Симферополь , с. Белоглинка, с. Винницкое, пгт. Гвардейское, с. Доброе, с. Донское, с. Дубки, с. Ивановка, с. Кольчугино, с. Красная Зорька, с. Мазанка, с. Мирное, пгт. Молодёжное, с. Николаевка, с. Новоандреевка, с. Новосёловка, с. Партизанское, с. Первомайское, с. Перевальное, с. Перово, с. Пионерское, с. Пожарское, с. Родниковое, с. Скворцово, с. Софиевка, с. Укромное, с. Урожайное, с. Чистенькое, п. Школьное
- Алуштинское:
- г. Алушта, п. Малореченское
- Бахчисарайское ( ):
- г. Бахчисарай, с. Куйбышево
- Евпаторийское:
- г. Евпатория , пгт. Заозерное, с. Кировское, с. Медведево, пгт. Мирное, пгт. Новоозерное, с. Оленевка, пгт. Черноморское, с. Штормовое, с. Суворово
- Кировско-Белогорское:
- пгт. Кировское, с. Ароматное, г. Белогорск, г. Старый Крым, с. Тополевка
- Сакское ():
- г. Саки, с. Фрунзе, с. Уютное, с. Молочное
- Севастопольское ():
- г. Севастополь , с. Терновка, с. Флотское
- Ялтинское ():
- г. Ялта, г. Алупка, п. Гаспра, пгт. Гурзуф, пгт. Кореиз, п. Краснокаменка, п. Ливадия, п. Массандра, п. Ореанда, пгт. Симеиз, пгт. Форос
- Благочиние по делам монастырей
Монастыри
- Алуштинский Космодамиановский (мужской)
- Балаклавский Георгиевский (мужской)
- Бахчисарайский Успенский (мужской)
- Инкерманский Климентовский (мужской)
- Мангупский Благовещенский (мужской)
- Топловский Троице-Параскевинский (женский)
- Симферопольский Троицкий (женский)
- Скалистенский Лазаревский (мужской)
- Холмовский Никольский (мужской)
Также на территории епархии — ставропигиальный Севастопольский Паисиевский монастырь
Епархиальные отделы
- миссионерский
- религиозного образования
- социального служения
- по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами
- издательский
- паломнический
- православной культуры
- юридический
- пресс-служба
>Учебные заведения
- Симферопольское духовное училище (недейств.)
- Таврическая духовная семинария
- катехизаторские курсы
Средства массовой информации
- газета Таврида православная
- газета Вестник Евпаторийского благочиния
- газета Живоносный источник, г. Алушта
- газета Покровский листок, г. Севастополь
- радио- и телепередачи
Церковно-общественные организации
- центр помощи жертвам тоталитарных сект
- Объединение православной молодежи Крыма
- Благотворительный центр социальной помощи
Литература
- Родионов М., Статистико-хронологическо-историческое описание Таврической епархии: Общий и частный обзор, Симферополь, 1872.
- Гермоген (Добронравов), Таврическая епархия, Псков, 1887, , 524 с., 1 л. табл.
- Церковные Ведомости, Прибавление, 1895, № 40, 1385-1386.
- Дурново, Иерархия…, т. 1, 118 (прим. 1), 220; т. 2, 213.
- Покровский Л. П., Адрес-календарь по Таврическому епархиальному ведомству на 1912 г., Симферополь, 1912, 363 с. разд. паг.
- Тур В., Православные монастыри Крыма в XIX — начале ХХ вв., Киев: Стилос, 2006.
Использованные материалы
- «Свет Тавриды», Звезда Рождества, № 50:
- Страница сайта Русское Православие:
- Страница официального сайта Русской Православной Церкви:
- Страница портала Иерархия церквей:
- Страница официального сайта епархии:
- Страница сайта Кизилташского монастыря:
- Статья Справочника РПЦ 2000-2004.
По другим данным — Сурожская была присоединена к Кафской в 1616 году.
Раскол и изоляция: что ждет крымские епархии Московского патриархата
В Крыму сегодня действуют три епархии Московского патриархата. Формально они не порывали связей с Киевом и продолжают оставаться в составе УПЦ (МП), поэтому процесс по созданию единой Украинской православной поместной церкви затронет и православных на полуострове. Тем более, что в церковном плане Крым исторически больше связан с Константинополем, чем с Москвой.
Объединительный собор
11 октября Вселенский патриархат подтвердил намерение приступить к предоставлению автокефалии Украинской церкви. В перспективе это может привести к проведению объединительного собора с участием представителей трех основных церковных структур, существующих в Украине: Киевского и Московского патриархатов, а также Украинской автокефальной православной церкви.
Политолог Андрей Окара ожидает, что епископат и миряне УПЦ МП примут активное участие в объединительном процессе по созданию единой Украинской поместной церкви.
«Они не просто примут участие, а уже активно принимают. Более того, главные идеологи и моторы этого процесса примерно в равных долях представляют Московский и Киевский патриархаты. В УАПЦ их меньше, но она сама достаточно небольшая. Большинство иерархов МП будут наблюдать, куда качнется маятник, в том числе с признанием со стороны православных церквей. Однако после ухода 15 октября РПЦ и УПЦ МП в раскол перспектива бегства в новую каноническую церковь священников и епископов увеличивается», – сказал он в интервью Крым.Реалии.
Андрей Окара
По мнению эксперта, если епископат УПЦ (МП) возьмет курс на бойкот объединительного собора, то это может сильно ослабить его позиции в будущем.
«Важно, сколько епископов МП приедет на первый собор УППЦ. Если мало, то более вероятно избрание предстоятелем Филарета. Если бы их было больше, то были бы шансы у епископа из МП, например, у Симеона Винницкого», – считает Андрей Окара.
Крымский резерв УПЦ (МП)
Сегодня в Крыму действует три епархии Московского патриархата: Симферопольская и Крымская, Джанкойская и Раздольненская и Феодосийско-Керченская. Последние две – сравнительно молодые. Их создавали в 2008-2012 годы, что было частью общего процесса реформирования системы церковного управления. В этот период в Московском патриархате было создано несколько десятков новых епархий с официальной благой целью – сделать епископов ближе к прихожанам, раздробив крупные диоцезы на мелкие.
Симферопольскую и Крымскую епархию возглавляет митрополит Лазарь (Швец), уроженец Волыни. Его церковная карьера связана с отделом Внешних церковных сношений РПЦ, как и у патриарха Московского Кирилла. В разгар «холодной войны» Лазарь возглавил Аргентинскую епархию с центром в Буэнос-Айресе. Учитывая, какой интерес СССР проявлял в то время к распространению своего влияния на Южную Америку, это назначение можно считать политическим.
Затем Лазарь недолгое время был церковным главой Одесской епархии, поддержав автокефалию Украинской церкви, а с 1992 года стал архиепископом Симферопольским и Крымским. Вначале отношения владыки с пророссийскими силами на полуострове не складывались. Его обвиняли в украинофильствеи в «притеснениях этнически русских священников». Впоследствии, однако, церковному иерарху удалось найти общий язык с адептами «русского мира», которые приняли его в свой круг. Сегодня митрополита Лазаря считают одним из главных проводников церковной политики Кремля.
Слева направо: митрополит Лазарь, Сергей Аксенов, муфтий Крыма Эмирали Аблаев
Феодосийская и Керченская епархия охватывает восточный Крым. Ее церковным главой является митрополит Платон (Удовенко), он, как и митрополит Лазарь – выходец из отдела Внешних церковных сношений, в прошлом народный депутат РСФСР. На протяжении долгого времени он руководил филиалом РПЦ в Южной Америке, а в 2012 году был переведен в Украину.
Митрополит Платон освящает зенитную ракетную систему С-400, Феодосия, 14 января 2017 года
В северном Крыму действует самая бедная и маленькая Джанкойская епархия. Ею руководит представитель более молодого поколения церковных иерархов, уроженец Киевской области архиепископ Алипий (Козолий).
«Фактор страха»
Формально эти три епархии не рвали связей с Киевом и продолжают оставаться в составе Украинской православной церкви (Московского патриархата). Поэтому объединительный процесс по созданию единой УППЦ так или иначе отразится на ситуации в Крыму.
«Если бы не фактор страха перед российскими силовиками, перед Российским государством как таковым, то вполне можно было бы ожидать перехода части клириков и мирян, проживающих на полуострове в УППЦ. Но поскольку этот фактор присутствует, сомневаюсь, что это произойдет», – говорит Андрей Окара. По мнению эксперта, УППЦ в Крыму будет учреждена исключительно из клириков Киевского патриархата.
На полуострове есть еще и Крымская епархия УПЦ (КП). Но сегодня она подвергается жесткому прессингу российских властей, не имеет регистрации и находится в полуподпольном положении.
Андрей Окара со скепсисом смотрит на перспективы Московского патриархата в Украине и полагает, что в результате объединительного процесса в своем нынешнем виде его церковная структура может серьезно трансформироваться или вовсе исчезнуть, войдя в состав единой УППЦ. Тогда Крым рискует остаться единственным местом, где сохранятся епархии УПЦ (МП). Но раскол 15 октября создает стимул для ухода из УПЦ (МП) части священников.
Не исключен, хотя и менее вероятен, по мнению эксперта, и «резкий жест»: «Московская патриархия может переподчинить епархии УПЦ (МП) на полуострове напрямую РПЦ». Этот сценарий обсуждается уже давно, как минимум два десятилетия. Но вряд ли такие радикальные действия найдут поддержку в православном мире – тем более, что Крым исторически связан в большей степени с Константинополем, чем с Москвой.
«Каноническая территория» Константинополя
История православия на полуострове насчитывает примерно 1700 лет, из них полтора тысячелетия Крым находился в церковной юрисдикции Константинопольского патриархата. Древнейшая кафедра с центром в Херсонесе была создана еще в IV веке по РХ, ее главы принимали участие во Вселенских соборах. К XII столетию здесь насчитывалось пять епархий, подчинявшихся непосредственно Константинополю. В более поздний период их реорганизация привела к созданию одной Готско-Кафской митрополии. К моменту, когда Крым в 1771 году был занят российскими войсками, она объединяла всех православных, проживающих в Крымском ханстве и в Кефинском эялете Османской империи.
В сентябре 1771 года петербургский Синод обратился к Екатерине II с предложением подчинить Крым Воронежской епархии. Предполагалась, что в Кафу (ныне Феодосия) рукоположат знающего греческий язык архимандрита, который и будет «ведать делами» всех православных приходов на полуострове. Тот факт, что местные православные многие века находились в общении с Константинополем, никого в Петербурге не смутил. Свою роль сыграла и позиция готского митрополита Игнатия. Он обратился с льстивым посланием к российской императрице, называя себя ее «подданным рабом» и прося подчинить его епархию Святейшему Синоду РПЦ.
Впоследствии Игнатий выступил активным проводником российской политики в Крыму и склонил большинство своей паствы к переселению в Приазовье. Частью сделки митрополита с российским правительством было сохранение за ним титула главы Готской митрополии. Но вскоре после его смерти в 1786 году, она была ликвидирована, а Крым подчинен Славянской и Херсонской епархии РПЦ, центр которой тогда находился в Полтаве. Нет никаких оснований предполагать, что это решение согласовывалась с Константинополем.
В 90-х годах прошлого века московские богословы, опасаясь падения влияния РПЦ на постсоветском пространстве, изобрели термин «каноническая территория». Он предполагает незыблемость и вечность церковных границ, независимо от изменения границ государственных. С точки зрения московских идеологов, территории считаются как бы собственностью той или иной церкви, а существование на них других православных юрисдикций рассматривается как несанкционированное вторжение в чужую сферу влияния.
Однако эта теория, пропагандой которой последние 25 лет занималась РПЦ, может в долгосрочной перспективе обратиться против московских интересов. Стремление любой ценой не допустить вхождения крымских епархий в объединенную Украинскую церковь, в том числе через одностороннюю смену их «прописки» с Киевской на Московскую, рано или поздно поставит на повестку дня вопрос о том, что Крым является канонической территорией Константинополя, а все действия РПЦ на полуострове не имеют никаких оснований в церковном праве. Следствием может стать углубление трещины между Москвой и Фанаром, в результате чего крымские епархии Московского патриархата в глазах большинства православных в мире могут оказаться раскольничьими. Таким образом, вслед за политической и экономической изоляцией Крым может ждать изоляция церковная.
Захар Самсонов, севастопольский обозреватель (имя и фамилия автора изменены в целях безопасности)
Взгляды, высказанные в рубрике «Мнение», передают точку зрения самих авторов и не всегда отражают позицию редакции
Симферопольская и Крымская епархия
Украинская православная церковь (Московского патриархата)
Петропавловский кафедральный собор в Симферополе
Симферополь
митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь (Швец) (с 27.07.1992)
Нестор (Доненко), епископ Ялтинский;
Каллиник (Чернышёв), епископ Бахчисарайский
Петропавловский собор (Симферополь)
368 приходов
Медиафайлы на Викискладе
Симферо́польская епа́рхия — епархия Украинской православной церкви (Московский патриархат) (УПЦ МП) в Крыму, одна из трёх епархий Московского патриархата на территории полуострова. Епархиальное управление находится в городе Симферополе.
До 2008 года Симферопольская и Крымская епархия включала в себя весь Крым; однако решением Синода УПЦ от 11 ноября 2008 года из состава Симферопольской епархии выделена Джанкойская и Раздольненская епархия, куда вошли Джанкойский, Красногвардейский, Красноперекопский, Нижнегорский, Первомайский, Раздольненский и Советский округи. Позже решением Синода УПЦ от 20 декабря 2012 года из состава Симферопольской епархии выделена Феодосийская и Керченская епархия в границах Феодосийского и Керченского благочиннических округов (города Феодосия, Керчь, Судак и Ленинский район). За правящим архиереем Синод оставил титул «Симферопольский и Крымский».
Предыстория
Каменоломенный овраг близ Инкермана, место где отбывал работы по добыче камня Климент Римский, римский папаБалаклавский Георгиевский монастырь — один из древнейших в Крыму
По преданию, в Крыму проповедовали святые апостол Андрей Первозванный и равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. В Херсонесе принял крещение равноапостольный великий князь Владимир Святославич. После утверждения в Крыму самостоятельных кафедр к началу IV века, православные иерархи пребывают на полуострове почти без перерывов.
Уже в 96 году в Крым, находившийся под властью Римской империи, был сослан на каторгу святитель Климент Римский, и, по преданию, нашел здесь более 2000 христиан. Ко времени его мученической кончины в 104 году в разных местах полуострова насчитывалось 75 христианских общин, имевших для молитвы храмы, высеченные в горах и сохранившиеся до наших дней. Древнейшим можно считать Инкерманский, куда был сослан святой Климент.
Распространение христианства к 325 году Распространение христианства к 600 году
Ко времени I Вселенского собора в 325 году существовали Босфорская и Херсонесская (Корсунская) епархии; в том же веке была учреждена Фулльская епархия; в VIII веке возникла Готфийская (Готская) кафедра; а в 715 году появилась также Сугдейская (Сурожская) епархия. Таким образом, в эпоху расцвета Византии на полуострове располагались пять епархий с центрами в древних греческих колониях на южном побережье и в Готии — земле переселившихся сюда христиан-готов. В то время как остальное готское население бывшего королевства Ойум перешло из арианства в преобладавшее среди хазар, а затем половцев несторианство или иудаизм (так как не допускавшиеся в православные храмы ариане имели право молиться в синагогах), Крымские готы постепенно полностью перешли из арианства в православие. К XII веку здесь существовало четыре православные епархии: Судгейско-Фульская, Херсонская, Готская и Боспорская, в юрисдикции Константинопольского Патриархата.
Северная часть Крыма ещё в XIII веке была занята татарами. Ещё ранее, с начала XIII века происходила итальянская колонизация, причём вначале формально итальянцы владели колониями совместно с местными кипчакскими, а затем татарскими правителями Крыма. Около 1380 года южным побережьем Крыма, кроме горной части Готии, где закрепилось православное княжество Феодоро, полностью завладели генуэзцы, так как хан Тохтамыш отказался от совместного владения колониями с полностью вытеснившими из Крыма венецианцев генуэзцами, а те прекратили поддерживать его противника Мамая.
В середине XV века к Готфийской епархии была присоединена Херсонская, а в 1485 году — Сурожская. В XV веке турки с помощью татар захватили южный Крым, и полуостров вошёл в состав Крымского ханства в вассальной зависимости от Османской империи. Готфийские иерархи управляли угнетенной паствой Крыма вплоть до исхода православных в 1778 году, во главе со святителем Игнатием Готфийским, в пределы Российской империи.
В апреле 1784 года земли присоединённого к России в 1783 году Крымского ханства вошли в состав в Славянской и Херсонской епархии (кафедра в Полтаве). Готфийская епархия продолжала существовать до 1786 года, после чего до 1799 года ей преемствовала полусамостоятельное Феодосийское викариатство.
Между 1799 и 1859 годами в Крыму не было своего православного архиерея и полуостров управлялся Екатеринославскими (бывшими Славянскими), а с 1837 года — Херсонскими архиереями.
История
Высочайшей резолюцией от 16 ноября 1859 года, по ходатайству жителей Таврической губернии, на территории полуострова была учреждена самостоятельная Таврическая епархия путём выделения из состава Херсонской. С образованием самостоятельной епархии церковная жизнь стала шириться: менее чем за десять лет появилось более ста новых приходов, активизировали свою деятельность монастыри, открылись мужские духовные училища. При епископе Гурии (Карпове) начала работу Таврическая духовная семинария, стал издаваться журнал «Таврические епархиальные ведомости».
После разгрома армии Петра Врангеля в ноябре 1920 года, в 1920-е—1930-е годы Церковь в Крыму подверглась жестоким гонениям: закрывались монастыри и храмы, тысячи верующих и священников были репрессированы. Лишь в условиях немецко-фашистской оккупации верующим удалось возобновить богослужения в ряде храмов.
Во время очередной атеистической волны в 1960—1962 годах в Крыму было закрыто около 50 православных приходов. На протяжении почти 20 лет на полуострове действовало только 14 православных храмов.
Православие в Крыму стало возрождаться лишь в конце 1980-х годов. В состав восстанавливаемой Симферопольской епархии входила вся территория Крыма вплоть до выделения самостоятельной Джанкойской епархии на севере полуострова решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 11 ноября 2008 года.
20 декабря 2012 года из состава Симферопольской епархии была также выделена самостоятельная Феодосийская епархия в пределах Феодосийского и Керченского благочиний.
Исторические названия епархии
- Таврическая и Симферопольская (16.11.1859 — 1920-е годы)
- Симферопольская и Таврическая (1920-е — 1928 годы)
- Крымская (1928—1936 годы)
- Симферопольская и Крымская c 1944 года
Список правящих архиереев
- Елпидифор (Бенедиктов) (7 января — 25 мая 1860)
- Алексий (Ржаницын) (29 августа 1860 — 28 августа 1867)
- Гурий (Карпов) (28 ноября 1867 — 17 марта 1882)
- Гермоген (Добронравин) (24 апреля 1882 — 9 марта 1885)
- Алексий (Лавров-Платонов) (9 марта — 11 мая 1885)
- Мартиниан (Муратовский) (11 мая 1885 — 19 января 1897)
- Михаил (Грибановский) (19 января 1897 — 19 августа 1898)
- Никон (Софийский) (июль 1898 — 14 сентября 1898) в/у, еп. Вольский
- Николай (Зиоров) (14 сентября 1898 — 26 марта 1905)
- Алексий (Молчанов) (26 марта 1905 — 5 ноября 1910)
- Феофан (Быстров) (19 ноября 1910 — 25 июня 1912)
- Димитрий (князь Абашидзе) (25 июня 1912 — 14 сентября 1921)
- Никодим (Кротков) (23 августа 1921—1924)
- Александр (Раевский) (1924 — 19 марта 1928) в/у, еп. Керченский
- Дионисий (Прозоровский) (29 ноября 1928 — 25 июня 1930) в/у, еп. Феодосийский
- Арсений (Смоленец) (25 июня 1930 — 11 августа 1931)
- Сщмч. Порфирий (Гулевич) (11 сентября 1931 — 2 декабря 1937)
1936—1944 — вдовство кафедры
- Иоасаф (Журманов) (13 августа 1944 — 9 апреля 1946)
- Лука (Войно-Ясенецкий) (май 1946 — 11 июня 1961)
- Алипий (Хотовицкий) (июнь — ноябрь 1961) в/у, еп. Полтавский
- Гурий (Егоров) (14 ноября 1961 — 12 июля 1965)
- Феодосий (Процюк) (1965) в/у, еп. Полтавский
- Леонтий (Гудимов) (8 октября 1965 — 7 октября 1967)
- Антоний (Вакарик) (7 октября 1967 — 31 мая 1973)
- Леонтий (Гудимов) (31 мая 1973 — 19 февраля 1990)
- Варлаам (Ильющенко) (19 февраля — 2 августа 1990)
- Глеб (Савин) (2 августа — 24 ноября 1990)
- Василий (Златолинский) (2 декабря 1990 — 27 июля 1992)
- Лазарь (Швец) (с 27 июля 1992)
> Викариатства
- Керченское (ныне викариатство Сурожской епархии)
- Мелитопольское (недейств.)
- Севастопольское (недейств.)
- Ялтинское (возобновлено)
Современное состояние
Ныне епархия объединяет приходы и монастыри на территории Симферополя, Алушты, Евпатории, Ялты, Сак, Бахчисарайского, Белогорского, Симферопольского, Сакского районов и Севастополя.
Кафедральный город — Симферополь, кафедральный собор — Петропавловский собор Симферополя.
Правящий архиерей с 27 июля 1992 года — Лазарь (Швец), митрополит Симферопольский и Крымский.
В 2000 году в Крымской епархии (в тогдашних её границах) было 350 приходов и 8 монастырей, в 2004 году — 483 прихода и 281 священнослужителя.
Епархия поделена на следующие благочиннические округа: Алуштинский, Бахчисарайский, Евпаторийский, Кировский, Республиканский, Сакский, Севастопольский, 1-й Симферопольский, 2-й Симферопольский, Ялтинский.
В Крымской епархии действует Таврическая духовная семинария и катехизаторские курсы.
Церковные СМИ епархии включают газеты «Таврида православная», «Вестник Евпаторийского благочиния», «Живоносный источник» (Алушта), «Свет Сурожский» (Феодосия), «Покровский листок» (Севастополь).
Монастыри
- Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь (мужской; Севастополь)
- Успенский пещерный монастырь (мужской; Бахчисарай)
- Монастырь во имя святого апостола Климента в Инкермане (мужской)
- Кизилташский Стефановский монастырь (мужской; Судак)
- Монастырь во имя святых бессребреников Космы и Дамиана (мужской; Алушта)
- Монастырь во имя святой Параскевы (женский; село Учебное (Верхняя Тополевка))
- Свято-Троицкий женский монастырь (женский; Симферополь)
- Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь (женский; Керчь)
- Монастырь во имя апостола Луки (мужской; село Лаки)
- Монастырь во имя святителя Николая Чудотворца (мужской; село Холмовка, Бахчисарайский район)
- Пещерный монастырь Феодора Стратилата (Бахчисарайский район)
> Церкви и храмы
- Церковь Воскресения Христова над Форосом
- Михайловский храм над Ореандой
Примечания
- Симферопольская епархия. Патриархия.Ru
- Журнал № 105.
- Журнал № 102.
- Звезда Рождества
- По статье Справочника РПЦ 2000—2004 (недоступная ссылка)
Ссылки
- Официальный сайт Симферопольской епархии
- Симферопольская епархия // Патриархия. RU
- Таврическая духовная семинария
- — Синодальная комиссия УПЦ по делам монастырей
- — Синодальная комиссия УПЦ по делам монастырей
Добавить комментарий