Синод в Москве РПЦ сегодня
Содержание
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Свобода от Арсения. Синод РПЦ МП принял кадровое решение, о котором десятилетями молилось московское духовенство
Вот так парадоксально устроена жизнь «самой респектабельной» религиозной организации в России, что увольнение ее «самого респектабельного» иерарха вызывает неподдельное ликование в среде подведомственного ему духовенства и – отчасти – мирян (для которых иерархи вообще труднодоступны). Казалось, ничто не предвещало аппаратного падения почти 30 лет занимавшего «Истринскую кафедру» митрополита Арсения (Епифанова) – грозы московского духовенства. Конечно, о «шероховатостях» в его отношениях с Патриархом было известно. Но никто так хорошо не владел ситуацией в московской клерикальной среде, не имел столько инструментов воздействия на нее и столько каналов ее капитализации для себя и вышестоящего начальства, как митрополит Арсений. Его назначение викарием Патриарха по управлению приходами столицы было первым назначением новоизбранного Патриарха Алексия IIв далеком, еще советском 1990-м, а новоизбранный Патриарх Кирилл лишь укрепил этот статус, повысив его до «первого викария», а затем и возведя Арсения в сан митрополита.
Специфические методы управления, объединявшие еще наследие советских времен, дух необузданной наживы первых постсоветских лет и жесткий военно-тюремный стиль нынешнего патраршества, не способствовали формированию вокруг митрополита Арсения большого круга сторонников и почитателей. Круг этот был, но довольно узким, связанным чисто деловыми интересами. Иногда к этим интересам добавлялись общие увлечения, в которых подробно разбирается один бывший профессор Московской духовной академии. Но увлечения тут, безусловно, были вторичны, главное – бизнес. Не пользуясь популярностью в церковной, особенно – поповской, среде, митрополит Арсений обзавелся мощнейшими связями в обществе сильных мира сего, прежде всего на московском, а позже – и на федеральном уровнях. Этот факт и внушал покорность московскому духовенству, понимавшему, что жаловаться на такого «тяжеловеса» бесполезно и некуда. Арсений сидел на хозяйстве твердо и непоколебимо, уже целое поколение духовенства не могло себе представить Московской городской епархии без него и его верного оруженосца – протоиерея Александра Абрамова.
Особенность созданной Арсением системы в том, что она была «авторской». Какого бы нового «тяжеловеса» ни назначил на его место Кирилл, прежней системы уже не будет. Но скорее всего, смещение «первого викария» направлено в целом на разрушение системы, когда прямо под омофором Патриарха – в его же собственной городской епархии – создано полновесное удельное княжество, где Патриарх не столько реально управляет, сколько ритуально царствует. По сложившейся еще с начала 90-х годов традиции, именно Арсений собирал и хранил материалы о духовенстве, в том числе компрометирующие, давал краткие справки о каждом кандидате на приходские должности, которые намечались к назначению Патриархом. Возможно, у Кирилла, вообще не очень ценящего «наследие Алексия II», это создавало ощущение какой-то неполноты власти, а то и конкуренции. Почти как у раннего Путина, которому приходилось считаться с «остаточными полномочиями» ельцинской «Семьи»…
Липецкую кафедру, на которую теперь отправится 64-летний митрополит Арсений, совсем уж глухой и бедной не назовешь. Благодаря металлургическим предприятиям региона, эта епархия всегда окупала себя и была надежным донором патриархии. Она очень выгодно смотрится в материальном отношении на фоне соседних митрополий – Воронежской, Курской или Тамбовской. Однако никакого сравнения Липецка с Москвой, конечно, быть не может – обороты церковного бизнеса здесь на два порядка ниже. О шансах выдвигать свою кандидатуру на патриаршество, которые формально получает Арсений, превратившись из викарного архиерея в епархиального, также всерьез говорить не стоит – у него нет практически никакой «группы поддержки» среди архиереев, и даже нет шансов когда-либо ее создать. Лобби, к которому можно отнести Арсения, способно выдвинуть гораздо более «проходных» и популярных кандидатов.
Другие кадровые решения Синода демонстрируют реальную цену кирилловского фаворитизма. Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий (Судаков), мордовское происхождение которого стало единственной причиной назначения на ключевую должность управляющего делами патриархии в 2009 году, лишился своей последней «федеральной» должности – секретаря Межсоборного присутствия РПЦ МП. Еще немного – и он лишится Санкт-Петербургской кафедры, куда давно прочат митрополита Илариона (Алфеева), «стилистически» якобы очень соответствующего духу Петербурга. Абсолютный любимчик Патриарха, епископ Серафим (Амельченков), родившийся в Смоленске ровно через год после назначения туда Кирилла (в 1985 г.), всего год просидел в символически значимом кресле ректора Санкт-Петербургской духовной академии, которое его высокий покровитель занимал целых десять лет. Серафима не приняла сестра Патриарха Елена Михайловна, кроме того, интеллектуальный уровень и слабая личная харизма явно не позволяли ему возглавлять «флагманскую академию» РПЦ МП. Наконец, Синод фактически обезглавил Сретенскую духовную семинарию – кузницу кадров митрополита Тихона (Шевкунова), наиболее популярного на сегодня в РПЦ МП кандидата в Патриархи, назначив ее ректора в сане иеромонаха на должность ректора СПбДА, что само по себе беспрецедентно.
При этом Синод, по всей видимости, перестал создавать новые митрополии и синодальные учреждения, так что растянувшуюся на 10 лет «административную реформу» Патриарха Кирилла можно считать завершенной. Начинается свойственное эпохе любого «позднего патриаршества» продвижение фаворитов. Но при этом не стоит забывать, насколько зыбким и непрочным может оказаться статус фаворита Патриарха Кирилла (Гундяева)…
uCrazy.ru
Вы любите розы, а я на них срал!
Стране нужны паровозы,
Стране нужен металл.
Чувства в кулак, волю в узду!
Рабочий, работай! Не охай! Не ахай!
Выполнил план — посылай всех в п*зду!
А не выполнил — Сам иди на х*й!
***
Гордишься ты
Но ты не идеал
Сама себе ты набиваешь цену
Таких как ты я на х*й одевал
И видит бог не раз ещё одену.
***
Я в Париже живу как денди.
Женщин имею до ста.
Мой х*й, как сюжет в легенде,
Переходит из уст в уста.
***
Все люди бл*ди,
Весь мир бардак!
Один мой дядя
И тот мудак.
***
Баба с жопой метр на метр,
расположилась,
как ларек продовольственный,
Я б ей доставил удовольствие,
Если б у меня х*й был с километр.
***
Люблю я женщин в белом,
А впрочем, какая разница?
Поставишь ее раком к дереву —
И В ЗАДНИЦУ! И В ЗАДНИЦУ!
***
Я лежу на чужой жене,
Одеяло прилипло к жопе.
Я штампую кадры стране
Назло буржуазной Европе.
***
Я достаю из широких штанин,
Француз достаёт из узких.
Смотри, шираковский гражданин,
Не провоцируй русских!
***
Я не писатель,
не поэт,
А говорю стихами:
Пошли все на х*й
от меня
Мелкими шагами!
***
Эй, онанисты, кричите «Ура!» —
машина *бли налажена,
к вашим услугам любая дыра,
вплоть до замочной скважины!
***
Не голова у тебя, а
седалище
В твоих жилах моча а не
кровь
Посадить бы тебя во
влагалище
И начать переделывать
вновь!
***
Нам *бля нужна
как китайцам
рис.
Не надоест х*ю
радиомачтой топорщиться!
В обе дырки
гляди —
не поймай
сифилис.
А то будешь
перед врачами
корчиться!
***
Не те бл*ди,
что хлеба ради
спереди и сзади
дают нам *бсти,
Бог их прости!
А те бл*ди — лгущие,
деньги сосущие,
еть не дающие —
вот бл*ди сущие,
мать их ети!
Патриарх Кирилл встретится с главами православных церквей в Иордании
На встрече глав поместных православных церквей, которая состоится в Иордании в 20-х числах февраля, Русскую православную церковь (РПЦ) представит патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Об этом журналистам рассказал председатель синодального отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).
«Думаю, что наша церковь будет представлена на уровне предстоятеля», — приводит его слова ТАСС в среду, 12 февраля.
Он отметил, что патриарх Кирилл будет присутствовать на встрече, даже если на ней появится патриарх Константинопольский Варфоломей.
«Спор в православном мире не может быть разрешен при помощи папы Римского. Этот спор должен найти свое решение в семье православных церквей, и, может быть, этому поможет та встреча, которая сейчас организуется Иерусалимским патриархом, которая состоится в Аммане (столица Иордании. — Ред.) в 20-х числах этого месяца», — сказал митрополит.
Главным вопросом межправославной повестки является тема признания неканонической религиозной организации — Православной церкви Украины (ПЦУ), созданной Константинопольским патриархатом. ПЦУ, помимо Константинополя, признали главы Элладской и Александрийской православных церквей.
В январе 2019 года члены синода Константинопольского патриархата подписали томос (указ. — Ред.) об автокефалии Православной церкви Украины. В Русской православной церкви подчеркнули, что данная бумага стала результатом «неуемных политических и личных амбиций» и не имеет канонической силы, и прекратили евхаристическое общение с Константинополем.
Так называемая ПЦУ была создана на основе двух неканонических церквей — Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Признанной мировым православием является самоуправляемая Украинская православная церковь.
Патриарх Московский Игнатий
Игнатий (ок. 1540 г., Крит — 1620 г., Вильно) — церковный деятель греческого происхождения, де-факто Патриарх Московский и всея Российского царства при царе Лжедмитрии I.
Игнатий, патриарх Московский и всея Руси. Миниатюра из Титулярника. 1672 г. (РНБ. F.IV.764. Л. 102)
Выходец с Крита. Сначала был архиепископом на острове Кипр, но был вынужден турками оттуда бежать и поселился на некоторое время в Риме. По свидетельству Арсения Элассонского, изначально он был епископом города Эриссо, у перешейка полуострова Афон.
Прибыл в Москву в составе миссии Константинопольского патриархата в 1594 или 1595 г. (Папулидис. 1977. С. 154-156).
Принимал участие в коронации Бориса Годунова, состоявшемся в сентябре 1598 г. (Арсений. 1998. С. 172). Архиерей остался в России.
В 1603 г. был назначен митрополитом на вдовствовавшую с 17 февраля 1601 г. Рязанскую кафедру.
Повинуясь воле патриарха св. Иова, Игнатий анафематствовал объявившегося в Речи Посполитой Лжедмитрия I и даже, судя по десятне (список городовых дворян и детей боярских) 19 мая 1604 г., отправил в собранное против самозванца войско архиепископских детей боярских.
После смерти Годунова, как и большая часть высокопоставленных иерархов Русской православной церкви, примкнул к сторонникам Лжедмитрия.
1 июня 1605 г. с Патриаршего престола был сведен свт. Иова.
Игнатий первый из архиереев в июне 1605 года выехал в Тулу навстречу самозванцу, признал его и приводил к присяге царю «Дмитрию Ивановичу» народ в Туле. Вместе с самозванцем парадно вступил в Москву, и ему как патриарху предносили посох и крест. Через четыре дня по вступлении (24 июня), по указу Лжедмитрия собор епископов возвел Игнатия в патриархи вместо сосланного Иова.
30 июня 1605 г. состоялась интронизация Игнатия. По распространенному в историографии мнению, поставление Игнатия совершилось по греческому чину, в котором в сравнении с аналогичным русским чинопоследованием 1589 г. были опущены несколько обязательных, с точки зрения российского духовенства, элементов, в частности, по-видимому, не была повторена архиерейская хиротония.
30 июня Игнатий разослал окружную грамоту, в которой всем церквам предписывалось петь торжественные молебны о здравии «Димитрия Иоанновича» и его матери инокини Марфы.
7 июля 1605 г. Игнатий в Успенском соборе Кремля венчал Лжедмитрия I на царство «императорской короной» (после коронации в Успенском соборе архиеп. Арсений Элассонский в кремлевском Архангельском соборе возложил на самозванца шапку Мономаха).
18 марта 1606 г. по благословению патриарха Игнатия А. Невежин выпустил в свет очередное издание Апостола (Зёрнова А.С. Книги кирилловской печати, изд. в Москве в XVI-XVII вв.: Свод. кат. М., 1958. № 21).
В мае 1606 г. (или ранее) Игнатий возглавил хиротонию Филарета в митрополита Ростовского. Известны вклады Игнатия в монастыри.
8 мая 1606 г. Игнатий возглавил процедуру бракосочетания Лжедмитрия и Марины Мнишек, в которой должны были совместиться 3 обряда: необходимое, с точки зрения русских, присоединение Марины Мнишек к Православию, бракосочетание с Лжедмитрием и коронация Марины. Поскольку фактический переход Марины в Православие поляками не предполагался, порядок совершения обрядов был следующим: сначала патриарх короновал Марину с совершением над ней миропомазания, которое могло быть истолковано двояко — и как часть коронационной процедуры, и как акт присоединения Марины к православной Церкви. Затем Лжедмитрия и Марину в присутствии патриарха и др. иерархов обвенчал царский духовник благовещенский протопоп Феодор Терентьев, во время венчания было совершено миропомазание супругов. Игнатий был готов преподать Святые Дары «латынской девке Маринке», однако та отказалась (как и Лжедмитрий). По словам архиеп. Арсения, «это сильно опечалило всех, не только патриарха и архиереев, но и всех видевших и слышавших… это была первая и великая печаль, и начало скандала, и причина многих бед для всего народа московского и всей Руси» (Арсений. 1998. С. 182; см. также: Успенский Б.А. Свадьба Лжедмитрия // Он же. Этюды о рус. истории. СПб., 2002. С. 197-228).
Рассказывают, что Лжедмитрий посылал Игнатия испросить благословения у сверженного патриарха Иова, но Иов отказался благословить его, «ведая в нем римския веры мудрование». В Риме знали расположение Игнатия к унии и возлагали на него большие надежды.
После убийства самозванца 17 мая 1606 г. по распоряжению царя Василия Иоанновича Шуйского 26 мая 1606 г. Игнатий был сведен с престола и в «черном платье», как рядовой монах, заточен в кремлевском Чудовом в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех монастыре (Арсений. 1998. С. 184; Ульяновский. 1991. С. 56). Решение о заключении Игнатия было утверждено на Соборе, созванном для выборов нового Первосвятителя в конце июня того же года. По свидетельству Хронографа 1617 г., «повелением государя царя и великого князя Василия Ивановича… и советом всего Священнаго Собора Игнатия патриарха, егоже без священных рукоположений возведе на престол розстрига, сего в Чюдов монастырь послаша под начало, яко да совершенно навыкнет благочестия веры иже во Христа Бога» (РИБ. 1909 2. Т. 13. Стб. 1296; ср.: Временник Ивана Тимофеева. М.; Л., 1951. СПб., 2004р. С. 86, 88). Единственным обвинением в адрес Игнатия на Соборе было отсутствие «священных рукоположений» (по-видимому, повторной архиерейской хиротонии) при интронизации. Впоследствии в 1620 г. ради усугубления вины Игнатия патриарх Филарет приписал ему то, что он, не крестив по-православному, только миропомазал Марину Мнишек, венчал с Лжедмитрием и допустил её к причащению:
«Патр. Игнатий, угождая еретикам латинской веры, в церковь соборную Пр. Владычицы нашея Богородицы введе еретическия папежския веры Маринку, святым же крещением совершенным христианского закона не крестил, но токмо единем св. миром помаза и потом венчал ю с тем росстригою и обоим сим врагом Божиим росстриге и Маринке подаде Пречистое Тело Христово и Св. Кровь Христову пити. Его же Игнатия за таковую вину священноначальницы великие св. церкве российские, яко презревшего правила св. апостол и св. отец, от престола и от святительства, по правилам святым, изринуша».
— Карташёв А.В. История Русской Церкви, т.2
Так как попытка быстро избрать нового патриарха не увенчалась успехом (Гермоген был избран только 3 июля), Василий Шуйский венчался на царство митрополитом Исидором 1 июня 1606 года вообще без патриарха.
В марте 1611 г., после ареста патриарха св. Гермогена, польская оккупационная администрация и зависимое от нее боярское правительство вернули Игнатия на престол. Подавляющее большинство русских иерархов и мирян никогда не признавали легитимность 2-го Патриаршества Игнатия, которое имело место при живом предшественнике (сщмч. Гермогене), брошенном в темницу без суда епископов (Арсений. 1998. С. 193; ААЭ. Т. 3. № 330. С. 483-484; ПСРЛ. Т. 14. С. 109; ср.: Карташев. Очерки. 1959. Т. 2. С. 79). В челобитной московских бояр и членов Освященного Собора, отправленной королю Сигизмунду III 5 окт. 1611 г., старшим церковным иерархом, находившимся в ту пору в столице, назван Арсений Элассонский (СГГД. 1819. Ч. 2. № 272. С. 572). Митрополит Макарий (Булгаков) рассматривал эту грамоту как доказательство отсутствия Игнатия в Москве уже в начале октября (по юлианскому летосчислению) (Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 104-105). Однако, по сообщению архиеп. Арсения Элассонского, Игнатий покинул Москву позднее. 27 дек. 1611 г. он забрал из патриаршей домовой казны «многие драгоценнейшие предметы, золото, серебро и весьма много жемчуга» и уехал из русской столицы, присоединившись к войскам литов. вел. гетмана Я.К. Ходкевича, которые, по словам Арсения, перед этим доставили в столицу обоз с продовольствием для польского гарнизона (продовольствие в августе 1611 г. в Москву доставил отряд Я.П. Сапеги). Бывшего патриарха сопровождали стольник М. Кантакузин и некий «Димитрий, македонец из Сидерокавсии» (Арсений. 1998. С. 195-196). Вероятно, архиепископ Арсений допустил ошибку, приурочив отъезд Игнатия к уходу из Кремля в декабре 1611 г. взбунтовавшейся части польского гарнизона, а не к отходу от столицы в октябре войска под предводительством Ходкевича (после безуспешных попыток прорваться в Москву). Однако некоторые современные исследователи, основываясь на сведениях архиеп. Арсения, относят время отъезда Игнатия из России к зиме 1611/12 г. (Ульяновский. 1991. С. 56-57; Опарина Т.А. Иван Наседка и полемич. богословие Киевской митрополии. Новосиб., 1998. С. 34).
Оставив войско Ходкевича, который не стремился уходить из России, и попытавшись самостоятельно достичь литовской границы, Игнатий подвергся нападению «станичников-шишей», которые разграбили его имущество и убили часть попутчиков. Решение остаться в Литовском великом княжестве Игнатий принял не вполне добровольно, но после аудиенции у короля Сигизмунда III в ставке последнего под Смоленском, куда его доставили польские жолнеры, случайно задержавшие «едва нагого и лишенного всего» архиерея в окрестностях города. Игнатий услышал от короля, что ему не будет разрешено проехать через Речь Посполиту не только в Оттоманскую Порту, но и в европейские христ. государства. Сигизмунд III предложил бывшему патриарху либо вернуться в разоренное Московское царство, либо на неопределенный срок остаться в Литве на положении политического эмигранта. Тогда же скорее всего король выдвинул требование к Игнатию присоединиться к унии (Булычёв. 2004. С. 82).
Игнатий поселился в Вильно. Из донесения папского нунция от 8 августа 1612 г. (Litterae nuntiorum apostolicorum. R., 1959. Vol. 3. N 1063. P. 76-78) следует, что Игнатий жил в виленском во имя Св. Троицы монастыре, где архим. Иосиф Вельямин Рутский (в последствии униат. Киевский митрополит) убеждал его принять унию, давая ему читать книги на греческом языке. И. выразил готовность повиноваться папе в соответствующем письме, но было решено пока сохранять это в тайне. В депеше нунция речь шла о направлении папой надежных людей, которых в дальнейшем Игнатий поставил бы епископами и которые могли бы организовать семинарию для обучения молодежи в духе униатства. Из донесения следует, что эти планы стали актуальны, когда в Рим пришло известие о смерти патриарха Гермогена († 17 февр. 1612).
В ноябре 1612 г. (по григорианскому летосчислению) Сигизмунд III, отправляясь в Россию для освобождения остатков польско-литовского гарнизона, осажденного в Москве силами 2 земских ополчений, взял с собой Игнатия. В 1615 г. в универсале о пожаловании Игнатию дворца Сигизмунд называл его «патриархом Московским, на сесь час в Вильне будучим», где «успокоенья нашого с Москвою дожидается» (цит. по: Ульяновский. 1991. С. 57). Так же относился к Игнатию королевич Владислав, намеревавшийся отвоевать царский венец у Михаила Феодоровича Романова. В универсале, изданном по случаю своего совершеннолетия 15 декабря 1616 г., он объявил о поддержке его амбициозных намерений «Игнатеем патреярхом», который вместе с пленным Смоленским архиеп. Сергием изъявил согласие участвовать в планировавшемся походе в Россию (Ульяновский. 1991. С. 57; АИ. Т. 3. № 72. С. 68). Слухи о провозглашении Игнатия в Речи Посполитой главой Русской Церкви, по-видимому, распространились в России. Так, автор начальных статей Бельского летописца, чья осведомленность в жизни Польско-Литовского государства не вызывает сомнений, писал, что «той патриарх Игнатей утече в Литву и там патреархию держа». При этом книжник не упоминает о переходе Игнатия в униатство (ПСРЛ. Т. 34. С. 243; ср.: Солодкин Я.Г. О происхождении Бельского летописца // ВИД. 1987. Т. 19. С. 122-125).
В России не признавали за Игнатием право на Патриарший престол, при этом до возвращения из польского плена Ростовского митр. Филарета 14 июня 1619 г. имя Игнатия не исключалось из перечней русских первосвятителей, как об этом свидетельствует настольная грамота Патриаршего местоблюстителя Сарского и Подонского митр. Ионы (Архангельского) Рязанскому архиеп. Иосифу от 10 января 1619 г.: «В преименитом и царьствующем граде Москве великие господа наши и отцы преосвященные митрополиты всеа Русии святейший Иев Патриарх, и Игнатей Патриарх, и святейший Ермоген Патриарх, Московские и всеа Русии, поставляли в Московское государьство митрополитов, и архиепископов, и епископов, яко то изначала Божественная соборная апостольская Церковь предала» (ААЭ. Т. 3. № 330. С. 483). Думается, что изъятие из титула Игнатия определения «святейший» отразило взгляд современников на спорный характер деятельности бывшего патриарха. Аналогичное титулование Игнатия встречается в разрядных записях более раннего времени (Белокуров С.А. Разрядные записи за Смутное время (7113-7121 гг.). М., 1907. С. 80, 136).
После вступления 24 июня 1619 г. на Патриарший престол Филарета Игнатий на короткий срок вновь оказался в центре внимания священноначалия Русской Церкви. Собор, созванный 16 октября 1620 г., должен был рассмотреть дело митр. Ионы, который в бытность свою местоблюстителем Патриаршего престола повелел присоединить 2 католиков к Православию через миропомазание, а не через перекрещивание. Патриарх Филарет приравнял действия митр. Ионы к действиям Игнатия, в результате чего на 1-м заседании Собор вынес суждение о бывшем патриархе. Игнатий был обвинен в искажении 3 церковных таинств: в присоединении Марины Мнишек к Православию через миропомазание (а не через повторное крещение), в венчании «некрещеной» иноверной иноземки с расстригой и, наконец, в том, что Игнатий преподал недостойным молодоженам «Пречистое Тело Христово ясти и Святую и Честную Кровь Христову пити».
Не все обвинения против Игнатия вполне точны. Игнатий не венчал Лжедмитрия и Марину, хотя присутствовал при обряде, который, конечно же, не мог состояться без его согласия. Новобрачные отказались причаститься после венчания, хотя Игнатий готов был преподать им Св. Дары.
Отцы Собора постановили лишить Игнатия Патриаршего сана и предать проклятию (об анафематствовании И. см.: РИБ. 1875. Т. 2. Стб. 552-553). Данное постановление не было пересмотрено на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг., отменившем ряд решений Собора 1620 г.
Игнатий был погребен в Троицком монастыре в Вильно. По местному преданию, погребение было утрачено после разорения обители русскими войсками, занявшими город 31 июля 1655 г. Имя Игнатия исключено из диптиха Российских патриархов. В «Большой государевой книге, или Корне российских государей» (Титулярнике) 1672 г. среди изображений русских первоиерархов есть портреты 2 низложенных к тому времени патриархов — Игнатия и Никона, которые представлены в полном архиерейском облачении, но без нимбов вокруг головы, символизирующих высоту патриаршего служения. Надпись на портрете Игнатия сообщает имя (Игнатей) без указания сана (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. 3. Д. 7. Л. 90).
Митрополиты Киевские:
Михаил Киевский, Леон, Иоанн I, Феопемпт, Кирилл I, Иларион Киевский, Ефрем, Георгий, Иоанн II, Иоанн III, Николай, Никифор I, Никита, Михаил II, Климент Смолятич, Константин I, Феодор, Константин II, Иоанн IV, Михаил III, Никифор II, Матфей, Кирилл I (II), Иосиф, Кирилл III.
Владимирский период:
Максим, Пётр.
Московский период:
Феогност, Алексий, Михаил (Митяй), Киприан, Пимен, Дионисий, Фотий, Герасим, Исидор Киевский, Иона
Митрополиты Московские:
Феодосий, Филипп I, Геронтий, Зосима, Симон, Варлаам, Даниил, Иосаф, Макарий, Афанасий, Филипп II (Колычёв), Кирилл, Антоний, Дионисий, Иов.
Патриархи Всея Руси:
Святитель ИОВ, ИГНАТИЙ, Священномученик ГЕРМОГЕН, ФИЛАРЕТ, ИОАСАФ I, ИОСИФ, НИКОН, ИОАСАФ II, ПИТИРИМ, ИОАКИМ, АДРИАН, Митрополит Ярославский СТЕФАН, Священный синод, Святитель ТИХОН, СЕРГИЙ, АЛЕКСИЙ I, ПИМЕН, АЛЕКСИЙ II, КИРИЛЛ. Борис I Годунов. 11 (21) февраля 1598 г.- 13 (23) апреля 1605 г. — государь, Царь и Великий Князь всея Руси.
Фёдор II Годунов. 13 (23) апреля 1605 г. — 1 (11) июня 1605 г. — Царь и Великий Князь всея Руси.
Патриарх Игнатий.
Смена уицраоров.
Эгрегор православия и инфрафизический страх.
Лжедмитрий I. 1 (11) июня 1605 г.- 17 (27) мая 1606 г. — Царь и Великий Князь всея Руси, Самодержец.
ДИМИТРИЙ I
Димитрий I, Патриарх К-польский. Фотография. 80-е гг. ХХ в.
Димитрий I, Патриарх К-польский. Фотография. 80-е гг. ХХ в. (Пападопулос; 8.09.1914, Стамбул — 2.10.1991, там же), Патриарх К-польский (с 18 июля 1972). Начальное образование получил в Ферапийской народной школе; продолжил обучение во Франко-греческом лицее в Стамбуле. В 1931 г. поступил в Богословское уч-ще на о-ве Халки, к-рое окончил в 1937 г., защитив работу на тему «Воскресение Господне и возражения против него». 25 апр. 1937 г. рукоположен во диакона еп. Назианзским Филофеем, начал служение в храме Небесных сил в Стамбуле. С окт. 1937 по авг. 1938 г. секретарь и штатный проповедник Эдесской митрополии на юго-востоке Турции, до апр. 1939 г. служил в храме святых Константина и Елены в Стамбуле, с мая 1939 по 29 марта 1942 г.- в храме Двенадцати апостолов в стамбульском р-не Ферикёй. 29 марта 1942 г. рукоположен во пресвитера митрополитом Приконисским Филофеем (бывш. Назианзским). Продолжал служить в храме Двенадцати апостолов до июня 1945 г. В июле того же года назначен настоятелем греч. храма в Тегеране, в течение года преподавал древнегреч. язык в Тегеранском ун-те. С 1950 по 1964 г. снова настоятель храма Двенадцати апостолов в Ферикёе. 23 июля 1964 г. избран викарием К-польского Патриарха Афинагора I с титулом «епископ Элейский». Хиротония была совершена 9 авг. 1964 г. в храме св. Димитрия митрополитами Илиупольским Мелитоном, Родопольским Иеронимом и Милетским Емилианом. 15 февр. 1972 г. назначен митрополитом Имбросским и Тенедосским.
После смерти Патриарха Афинагора в 1972 г. наиболее вероятным кандидатом на Патриаршество был митрополит Халкидонский Мелитон, возглавивший Свящ. Синод (ἐνδημοῦσα σύνοδος), к-рый должен был избрать нового Патриарха. Глава муниципалитета Стамбула потребовал представить список кандидатов на Патриаршество, из к-рого вычеркнул имена Мелитона и др. архиереев. Изменить решение тур. властей не помогло и вмешательство правительства Греции. В результате Свящ. Синод остановился на кандидатурах митрополитов Анейского Николая, Колонийского Гавриила и Д., к-рый и был избран Патриархом. Интронизация состоялась 18 июля 1972 г.
Д. продолжил инициативы своего предшественника в развитии межправосл. и межхрист. отношений, при этом предпочтение отдавал укреплению связей между правосл. Церквами. В 1973 и 1983 гг. совершал церемонию освящения св. мира с участием представителей Поместных Православных Церквей. При нем велась активная подготовка к Всеправославному Собору, в 1976, 1982 и 1986 гг. состоялись предсоборные всеправосл. совещания. В 1987 г. в связи с политическими преобразованиями в странах Восточного блока посетил все Поместные Православные Церкви, кроме Антиохийской, и совершил ряд визитов в инославные Церкви. Эти поездки получили название «Шествие любви, мира и единства» (Πορεία ἀϒάπης, εἰρήνης κα νότητος). Визит в РПЦ состоялся 18-26 авг. 1987 г.
Д. большое внимание уделял развитию правосл. монашества. В 1987 г. посетил мон-рь вмц. Екатерины на горе Синай; в 1988 г.- мон-рь ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос, где принял участие в праздновании 900-летия обители; в 1990 г.- мон-ри на Афоне и Метеорские монастыри по случаю празднования 600-летия Большого Метеорского мон-ря Преображения Господня. В 1981 г. по его инициативе состоялось празднование 1600-летия II Вселенского Собора, а в 1987 г.- 1200-летия VII Вселенского Собора. В рамках межхрист. отношений в 1979 г. принимал в Фанаре Римского папу Иоанна Павла II во время его визита в Турцию. В ходе этой встречи было решено учредить Смешанную богословскую комиссию по началу официального богословского диалога между Православной и Римско-католической Церквами. Повторная встреча с Иоанном Павлом II состоялась в Ватикане в 1987 г. в рамках «Шествия любви».
В 1989 г. Д. инициировал проведение 1 сент. каждого года Дня окружающей среды. Предпринял ряд изменений в структуре К-польского Патриархата: в 1980 г. преобразовал Североамериканскую архиепископию, в 1983 г. учредил Швейцарскую митрополию и открыл Патриарший центр в Шамбези близ Женевы. В 1989 г. попечением амер. предпринимателя греч. происхождения П. Ангелопулоса было построено новое здание Патриархии в Фанаре. В 1990 г. впервые состоялся официальный визит К-польского Патриарха в США, где он был принят президентом страны Дж. Бушем-старшим.
Лит.: Посещение РПЦ Свят. Вселенским Патриархом Димитрием I: 18-26 и 29-30 авг. 1987 г. М., 1987; // ЖМП. 1987. № 12. С. 11-22; Θεοδόρου Εὐ. ῾Η πορεία τῆς Αὐτοῦ Θειοτάτης Παναϒιότητος τοῦ Οἰκουμενικοῦ Πατριάρχου κ. κ. Ϫημητρίου πρὸς τὰς ᾿Εκκλησίας Ρωσσίας κα Γεωρϒίας (18-30 Αὐϒούστου 1987). ᾿Αθῆναι, 1988; Χατζηφώτης ᾿Ι. ῾Ο Οἰκουμενικὸς Πατριάρχης Ϫημήτριος στὴν ῾Ελλάδα (13-18 Νοεμβρίου 1987). ᾿Αθῆναι, 1988; idem. ῾Η ΑΘΠ τοῦ ῾Ο Οἰκουμενικὸς Πατριάρχης κ. Ϫημήτριος στὸ ῞Αϒιον ῎Ορος (21-27 Σεπτεμβρίου 1990). ᾿Αθῆναι, 1991; Dimitrios in the USA: A Pictoral History of the First Visit to the United States of America by His All Holiness Dimitrios Ecumenical Patriarch / Ed. N. Stephanopoulos. N. Y., 1991; Λέκκος Εὐ. ῾Ο Οἰκουμενικὸς Πατριάρχης Ϫημήτριος Α´ εἰς Βῶλον, Τρίκαλα, Μετέωρα. ᾿Αθῆναι, 1992; Σταυρίδης Β. ῾Ο Οἰκουμενικὸς Πατριάρχης Ϫημήτριος (Παπαδόπουλος): 1972-1991. Θεσσαλονίκη, 2001.
Свящ. Сергий Говорун
Добавить комментарий