Синодальный отдел по монастырям
Содержание
СИНОДАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ПО МОНАСТЫРЯМ И МОНАШЕСТВУ
Синодальный отдел по монастырям и монашеству, синодальное учреждение Русской Православной Церкви
Синодальная комиссия по делам монастырей была образована решением Священного Синода для оказания возрождающимся обителям содействия и помощи в устроении внутренней монашеской жизни.
Осуществляет функции координирующего и контролирующего органа в случаях выработки и рецензирования внутренних и гражданских уставов монастырей, при решении административных и юридических вопросов, связанных с возвращением Церкви монастырских зданий и сооружений, в ходатайстве перед государственными органами с целью оказания монастырям помощи в проведении восстановительных работ, при разборе конфликтных ситуаций в монастырях и личных дел монашествующих по представлениям епархий с ведома и по благословению Патриарха Московского и всея Руси.
Положение и состав Комиссии утверждены решением Священного Синода от 31 мая 2010 года.
15 марта 2012 года Священным Синодом было принято решение о преобразовании Комиссии в Синодальный отдел по монастырям и монашеству. При отделе была образована Коллегия в составе членов Синодальной комиссии по делам монастырей, в которую дополнительно были включены наместник Московского Новоспасского монастыря епископ Воскресенский Савва (Михеев) и настоятельница Успенского Пюхтицкого монастыря игумения Филарета (Калачева).
26 февраля 2019 года, в связи с новым назначением главы отдела, архиепископа Феогноста (Гузикова), местом пребывания отдела было определено Московское подворье Троице-Сергиевой Лавры .
Председатели
- Евлогий (Смирнов) (27 октября 1990 — 16 июля 1995)
- Алексий (Фролов) (16 июля 1995 — 5 марта 2010)
- Феогност (Гузиков) (с 5 марта 2010)
Использованные материалы
- Страницы официального сайта Русской Православной Церкви:
«Назначены новые наместники Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Донского и Новоспасского ставропигиальных монастырей», официальный сайт Русской Православной Церкви, 26 февраля 2019,
Заседание Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству
21 марта 2016 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре состоялось очередное заседание Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству.
В заседании приняли участие епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава, епископ Воскресенский Савва, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря Москвы, наместники, игумены и игумении ставропигиальных и епархиальных монастырей.
Перед началом работы председатель Отдела архиепископ Сергиево-Посадский Феогност передал поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла наместнику Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря архимандриту Феофилакту (Безукладникову) с Днем Ангела.
С предстоящим Днем Ангела члены Коллегии поздравили архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста.
21 марта 2016 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре состоялось очередное заседание Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству.
В заседании приняли участие епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава, епископ Воскресенский Савва, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря Москвы, наместники, игумены и игумении ставропигиальных и епархиальных монастырей.
Перед началом работы председатель Отдела архиепископ Сергиево-Посадский Феогност передал поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла наместнику Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря архимандриту Феофилакту (Безукладникову) с Днем Ангела.
С предстоящим Днем Ангела члены Коллегии поздравили архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста.
Открывая совещание, архиепископ Феогност передал собравшимся благословение Святейшего Патриарха Кирилла на предстоящую работу.
Заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрит Стефан (Тараканов) выступил с сообщением о проведении собеседований с кандидатами на игуменскую должность, а также с насельниками (кандидатами в насельники) ставропигиальных монастырей.
В своем выступлении архимандрит Стефан напомнил, что собеседования проводятся на протяжении пяти лет, и результаты позволяют сделать вывод о том, что эта практика полезна как для работы Отдела, так и для самих кандидатов. Готовящиеся к постригу во время собеседования еще раз подтверждают свое намерение следовать иноческим путем.
Собеседования с кандидатами на игуменство по традиции проходят в Троице-Сергиевой Лавре. Будущие игумены сослужат председателю Отдела за Божественной литургией в Троицком соборе, за богослужением молятся те, кому предстоит стать игумениями. Познакомившись с кандидатом, Председатель Отдела определяет место так называемой стажировки − монастырь с благоустроенной духовной и хозяйственно-административной жизнью. Заместитель председателя Отдела предложил расширить круг обителей, которые посещают кандидаты на игуменство, а также попросил игуменов и игумений принимающих монастырей более четко и подробно выражать в отчетах мнение о кандидате.
В завершение своего выступления архимандрит Стефан поблагодарил игуменов и игумений монастырей, осуществлявших стажировку.
В 2015 году было проведено 42 собеседования, на которых председатель СОММ и члены Коллегии встретились с 214 человеками. В 2016 году уже состоялись 12 собеседований, их прошли 96 человек. Помимо будущих игуменов/игумений, − кандидаты на хиротонию, постриг, принятие в число насельников, на руководящие должности монастыря и принятие в клир.
С отчетом об инспекционных поездках в епархиальные монастыри перед собравшимися выступила настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря Москвы игумения Викторина (Перминова).
В своем сообщении игумения Викторина рассказала, что целью инспекционных поездок в епархии является не только знакомство с жизнью новых обителей, но и посещение действующих монастырей. Установить живой контакт, выстроить братские отношения, выявить имеющиеся проблемы, поделиться опытом и самим перенять имеющийся полезный опыт − такие задачи стоят перед членами Коллегии, направляемыми в монастыри. По словам игумении Викторины, положительное решение вопросов монастырской жизни зависит от внутреннего состояния насельников и желания решать эти вопросы в духе христианской любви. Посильную помощь и духовную поддержку легче оказать, когда между членами Коллегии и монастырями устанавливаются доброжелательные отношения. За прошедший 2015 была предпринята 31 поездка. Коллегиальные комиссии посетили монастыри двадцати одной епархии Русской Православной Церкви.
Об организации и проведении Синодальным отделом церковно-общественных мероприятий рассказала членам Коллегии заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря игумения Иулиания (Каледа).
Особое внимание игумения Иулиания обратила на мероприятия, в которых приняли участие насельники епархиальных монастырей, отметив собрание ответственных за монастыри в епархиях, проходившее 9 декабря 2015 года в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре Москвы. Игумения Иулиания также сообщила, что региональный этап XXIV Международных Рождественских образовательных чтений прошел более чем в десяти епархиях Русской Православной Церкви. Материалы направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» регионального этапа Чтений были изданы Синодальным отделом по монастырям и монашеству и размещены на сайте Отдела.
Заканчивая выступление, игумения Иулиания познакомила членов Коллегии с планом мероприятий на 2016 год.
Подводя итоги выступления заместителя председателя Синодального отдела, архиепископ Сергиево-Посадский Феогност в частности сказал, что в среде монашествующих существует неподдельный интерес к форумам, посвященным вопросам монастырской жизни, и очень важно сохранить ту искренность, которая присутствует на собраниях монашествующих. Конференции и собрания помогают понять, что похожие проблемы и задачи есть у всех обителей, но в каждой сложились свой уклад и свои традиции, и именно в этом многообразии − красота и сила Православия.
Председатель Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих при Учебном комитете Русской Православной Церкви, наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря в Москве игумен Петр (Еремеев) познакомил членов Коллегии с планом работы Комиссии над образовательным стандартом для монашествующих на предстоящий год.
Игумен Петр также рассказал собравшимся о работе редакционной коллегии журнала «Монастырский вестник» и пригласил к сотрудничеству игуменов и игумений епархиальных монастырей, присутствовавших на заседании Коллегии.
Пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятель подворья Свято-Введенской Оптиной Пустыни архимандрит Мелхиседек (Артюхин) осветил работу информационной службы Отдела за 2015 год и первый квартал 2016 года. Пресс-секретарь познакомил членов Коллегии с динамикой посещаемости сайта Синодального отдела и официальных страниц ставропигиальных монастырей. Докладчик сообщил, что в 2015 году по сравнению с 2014 годом значительно выросли показатели посещаемости сайта: количество просмотров увеличилось на 68%, число новых посетителей возросло на 54% (с 7000 до 13000). На сайте оперативно публикуются новости, материалы конференций. В полном объеме в текстовом, аудио- и видеоформате опубликованы материалы прошедших в январе XXIV Международных Рождественских образовательных чтений, которые рекомендуются к републикации на сайтах монастырей.
Всего к настоящему моменту на сайте размещены 4082 текстовых материала; 35 000 фотоматериалов; 86 видеоматериалов.
Архимандрит Медхиседек также рассказал о перспективах взаимодействия информационной службы с епархиальными монастырями, о необходимости присутствия монастырей Русской Православной Церкви в социальных сетях.
В завершение работы Коллегии председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Феогност поблагодарил собравшихся за работу и предложил провести следующее заседание в июне текущего года.
Открывая совещание, архиепископ Феогност передал собравшимся благословение Святейшего Патриарха Кирилла на предстоящую работу.
Заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрит Стефан (Тараканов) выступил с сообщением о проведении собеседований с кандидатами на игуменскую должность, а также с насельниками (кандидатами в насельники) ставропигиальных монастырей.
В своем выступлении архимандрит Стефан напомнил, что собеседования проводятся на протяжении пяти лет, и результаты позволяют сделать вывод о том, что эта практика полезна как для работы Отдела, так и для самих кандидатов. Готовящиеся к постригу во время собеседования еще раз подтверждают свое намерение следовать иноческим путем.
Собеседования с кандидатами на игуменство по традиции проходят в Троице-Сергиевой Лавре. Будущие игумены сослужат председателю Отдела за Божественной литургией в Троицком соборе, за богослужением молятся те, кому предстоит стать игумениями. Познакомившись с кандидатом, Председатель Отдела определяет место так называемой стажировки − монастырь с благоустроенной духовной и хозяйственно-административной жизнью. Заместитель председателя Отдела предложил расширить круг обителей, которые посещают кандидаты на игуменство, а также попросил игуменов и игумений принимающих монастырей более четко и подробно выражать в отчетах мнение о кандидате.
В завершение своего выступления архимандрит Стефан поблагодарил игуменов и игумений монастырей, осуществлявших стажировку.
В 2015 году было проведено 42 собеседования, на которых председатель СОММ и члены Коллегии встретились с 214 человеками. В 2016 году уже состоялись 12 собеседований, их прошли 96 человек. Помимо будущих игуменов/игумений, − кандидаты на хиротонию, постриг, принятие в число насельников, на руководящие должности монастыря и принятие в клир.
С отчетом об инспекционных поездках в епархиальные монастыри перед собравшимися выступила настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря Москвы игумения Викторина (Перминова).
В своем сообщении игумения Викторина рассказала, что целью инспекционных поездок в епархии является не только знакомство с жизнью новых обителей, но и посещение действующих монастырей. Установить живой контакт, выстроить братские отношения, выявить имеющиеся проблемы, поделиться опытом и самим перенять имеющийся полезный опыт − такие задачи стоят перед членами Коллегии, направляемыми в монастыри. По словам игумении Викторины, положительное решение вопросов монастырской жизни зависит от внутреннего состояния насельников и желания решать эти вопросы в духе христианской любви. Посильную помощь и духовную поддержку легче оказать, когда между членами Коллегии и монастырями устанавливаются доброжелательные отношения. За прошедший 2015 была предпринята 31 поездка. Коллегиальные комиссии посетили монастыри двадцати одной епархии Русской Православной Церкви.
Об организации и проведении Синодальным отделом церковно-общественных мероприятий рассказала членам Коллегии заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря игумения Иулиания (Каледа).
Особое внимание игумения Иулиания обратила на мероприятия, в которых приняли участие насельники епархиальных монастырей, отметив собрание ответственных за монастыри в епархиях, проходившее 9 декабря 2015 года в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре Москвы. Игумения Иулиания также сообщила, что региональный этап XXIV Международных Рождественских образовательных чтений прошел более чем в десяти епархиях Русской Православной Церкви. Материалы направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» регионального этапа Чтений были изданы Синодальным отделом по монастырям и монашеству и размещены на сайте Отдела.
Заканчивая выступление, игумения Иулиания познакомила членов Коллегии с планом мероприятий на 2016 год.
Подводя итоги выступления заместителя председателя Синодального отдела, архиепископ Сергиево-Посадский Феогност в частности сказал, что в среде монашествующих существует неподдельный интерес к форумам, посвященным вопросам монастырской жизни, и очень важно сохранить ту искренность, которая присутствует на собраниях монашествующих. Конференции и собрания помогают понять, что похожие проблемы и задачи есть у всех обителей, но в каждой сложились свой уклад и свои традиции, и именно в этом многообразии − красота и сила Православия.
Председатель Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих при Учебном комитете Русской Православной Церкви, наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря в Москве игумен Петр (Еремеев) познакомил членов Коллегии с планом работы Комиссии над образовательным стандартом для монашествующих на предстоящий год.
Игумен Петр также рассказал собравшимся о работе редакционной коллегии журнала «Монастырский вестник» и пригласил к сотрудничеству игуменов и игумений епархиальных монастырей, присутствовавших на заседании Коллегии.
Пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятель подворья Свято-Введенской Оптиной Пустыни архимандрит Мелхиседек (Артюхин) осветил работу информационной службы Отдела за 2015 год и первый квартал 2016 года. Пресс-секретарь познакомил членов Коллегии с динамикой посещаемости сайта Синодального отдела и официальных страниц ставропигиальных монастырей. Докладчик сообщил, что в 2015 году по сравнению с 2014 годом значительно выросли показатели посещаемости сайта: количество просмотров увеличилось на 68%, число новых посетителей возросло на 54% (с 7000 до 13000). На сайте оперативно публикуются новости, материалы конференций. В полном объеме в текстовом, аудио- и видеоформате опубликованы материалы прошедших в январе XXIV Международных Рождественских образовательных чтений, которые рекомендуются к републикации на сайтах монастырей.
Всего к настоящему моменту на сайте размещены 4082 текстовых материала; 35 000 фотоматериалов; 86 видеоматериалов.
Архимандрит Медхиседек также рассказал о перспективах взаимодействия информационной службы с епархиальными монастырями, о необходимости присутствия монастырей Русской Православной Церкви в социальных сетях.
В завершение работы Коллегии председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Феогност поблагодарил собравшихся за работу и предложил провести следующее заседание в июне текущего года.
В монахи
Архиепископ Серафим (Соболев) Разными путями спасаются люди; и различно, в частности, приходят и к избранию монашеского пути. В бытность мою студентом, нас было три друга; из них двое были моложе меня курсом: Виктор Р. и Колечка С. Все мы пошли потом в иночество, но каждый различным образом подходил к решению этого высокого, но и опасного жития. Виктор таким полным именем звали все его за серьезность воззрений и поведения: я не помню, чтобы когда-нибудь он смеялся открыто, разве что улыбнется мило и по-детски. Небольшого роста, с вдумчивыми темными очами, с высоким и широким лбом, с неторопливыми движениями; он, однако, в душе жил весьма сильною жизнью: к нему уже нельзя было приложить имя «теплохладный». Но внутренние переживания его были сокровенны; он шел к решениям вдумчиво, «принципиально» (Виктор был незаурядно способный, — глубже из всех трех нас), умом. И когда доходил до чего-либо, то принимал и соответствующие действия, — тихо, без шума, но твердо. И тогда ему не нужно было никаких откровений, видений и даже — старцев прозорливых: ему было и без этого ясно, чего делать.
Таким путем он дошел не только до убеждения в превосходстве безбрачия и иночества, — но и до практического для себя вывода, что ему должно идти «в монахи».
— Я, — сказал он мне однажды, — не мог бы сейчас уйти в монастырское иночество: не под силу еще это мне, и нет такого желания; но в ученое монашество пойду, с Божьею помощью: этот путь мне ясен.
И как-то незаметно подал ректору академии прошение о постриге. Никто этому не удивился из студентов: Виктор — искренний и принципиальный человек… После — обычная учебно-иноческая карьера… Отца Иоанна, — так назвали его в честь святого Иоанна Лествичника, — всегда видели серьезным, с большими, точно раскрытыми, глазами, что указывало на непрерывный внутренний процесс, совершавшийся в душе его: точно он прислушивался к самому себе… Но у него оказалась чахотка; и он скончался в Полтавской больнице, состоя инспектором семинарии, в сане архимандрита. Я посетил его незадолго до смерти: он лежал безнадежный, с ввалившимися глазами и щеками. А все-таки хотелось ему жить еще… И он надеялся: — Вот немного поправлюсь, — окрепну и встану. Я молчал. Царство тебе Небесное, чистый друг… Помолись обо мне там…
Но совсем иной был и совершенно иначе пошел в монахи другой наш товарищ — Колечка С.
Его звали таким ласковым уменьшительным именем потому, что он среди своих товарищей, — а нередко даже и среди старших по возрасту и положению, — проявлял совсем не обычную ласковость в обращении: идет, бывало, по «занятным» комнатам (где студенты занимались за столами) и вдруг ни с того ни с сего обращается к ним с приветствием:
— Здравствуйте, миленькие мои!
Или похлопает по плечу кого-либо, погладит по головке, не справляясь, хочется тому или нет… Или, бывало, скажет мне:
— Ванечка! дай я тебя, миленький, поцелую: ведь я тебя люблю.
Врагов у него не было; почитателей, пожалуй, тоже, но его любили по-товарищески. Способностей он был средних: иногда огорчался этим, особенно на экзаменах, когда в два-три дня нужно было «одолеть», «проглотить» сотни мудреных, ученых и неведомых страниц (на лекции-то ведь никто не ходил, кроме двух очередных студентов). По патрологии он плелся-плелся уж по поводу какого-то святого отца, а потом и совсем стал смущенно и виновато; а фальшиво делать вид, будто он «знал, да вот-де немного забыл», Колечка совестился. Профессор, зная, что он (как и мы, и некоторые наши другие друзья) изучает самостоятельно святоотеческую литературу на так называемом «Златоустовском кружке», стал его ободрять:
— Да вы зна-а-ете, знаете: не смущайтесь!
Но Колечка, что и знал, все позабыл теперь; и продолжал молчать виновато. Профессор, переглянувшись с ассистентом, ласково сказал:— Ну, ничего! Довольно с вас. Идите, не смущайтесь.
Колечка с экзамена прямо ко мне в комнату.
— Ну, миленький, и провалился я! — И то со смехом, хватая себя за нос и качая головою, то с грустью он рассказывал мне о провале.
Я стал его ободрять, как мог:
— Ну что же? Ну, поставят тройку; не пропадешь.
У нас почти никогда не ставили неудовлетворительных отметок: уже четверка считалась слабым баллом.
— Стыдно! — говорит он. — Пусть бы провалился по философии или метафизике, Бог с ними; а тут по патрологии, — и оскандалился, оскандалился. И вас-то всех оскандалил, всех «Златоустовцев»: вот так и «святоотеческий» кружок, — и скажут!
И он опять то улыбался, то хмурился…
После опроса всех экзаменаторы выводили общий балл и потом объявляли результат нетерпеливо ожидавшим его студентам.
Колечка снова прибежал ко мне, ворвался, и, раскатываясь от смеха и радости, обнимая меня и целуя, кричит:
Родом он был из городской мещанской простой среды. Мать была давно вдова… Кроме него был у нее еще другой сын. Вся семья была очень религиозная. А в академии все мы (и Виктор) были под сильным влиянием аскета инспектора, архимандрита Ф. Колечка со свойственною ему сердечностью сразу увлекся им; потом мы создали под руководством того же а. Ф. святоотеческий кружок. И все это вместе склонило Колечку к мысли о монашестве.
Но перед ним встал острый вопрос: выдержит ли?
И началась мука сомнений…
Так прошел год, другой. Вопрос все не решался. Тогда по совету Ф. он съездил к одному старцу, посоветоваться. А тот ответил ему двойственно: «Можно идти, а можно и не ходить. Хочешь быть монахом; но и хорошим батюшкою тоже был бы…»
Не удовлетворился Колечка… И снова тосковал по монашеству.
Незадолго пред этим совершилось прославление преподобного Серафима и открытие его мощей. Мне, уже года два спустя, захотелось поклониться угоднику; и я отправился в Саров. А оттуда, накупив монастырских подарочков, приехал в академию к началу учебного года. Между прочим, Колечке я привез небольшую иконочку преподобного. А он давно чтил Саровского чудотворца, еще ранее канонизации его. Я совершенно не имел никаких особых намерений при этом; но вот что случилось с Колечкой.
Получив от меня приятный подарок, он, — как сам рассказывал мне потом, — решил обратиться к преподобному с просьбою: покончить так или иначе мучивший его вопрос о монашестве. Ему хотелось узнать только одно: есть ли воля Божияидти ему в монахи или нет?
— И вот,- передавал он,— положил я твою иконочку перед собою и сказал угодничку моему вслух: «Батюшка, преподобный Серафим, великий Божий чудотворец! Ты сам при жизни говорил: «Когда меня не станет, ходите ко мне на гробик… Все, что ни есть у вас на душе, все, о чем ни скорбели бы, что ни случилось бы с вами, все, придите ко мне, как живому и расскажите. И услышу я вас, и скорбь ваша пройдет. Как с живым со мной говорите; и всегда я для вас буду!» Батюшка дорогой! я уже замучился своим монашеством. Скажи мне: есть ли воля Божия идти мне в монахи или нет? Вот я положу тебе три поклонника, как живому, и открою твое житие: и там, где упадет мой взор, пусть будет мне ответом».
Все это — вслух… После этого он положил три земных поклона преподобному Серафиму, взял житие, открыл приблизительно в середине; и с левой стороны сразу начал читать… Я после лично смотрел книгу — а теперь и переписываю нужное место.
«В 1830 году один послушник Глинской пустыни, чрезвычайно колебавшийся в вопросе о своем призвании, нарочно прибыл в Саров, чтобы спросить совета у о. Серафима. Упав в ноги преподобному, он молил его разрешить мучивший его вопрос: «Есть ли воля Божия поступить ему и брату его Николаю в монастырь?» Святой старец отвечал послушнику: «Сам спасайся и брата своего спасай». Потом, подумавши немного, продолжал: «Помнишь ли житие Иоанникия Великого? Странствуя по горам и стремнинам, он нечаянно уронил из рук жезл свой, который упал в пропасть. Жезл нельзя достать, а без него святой не мог идти далее. В глубокой скорби он возопил к Господу Богу, и Ангел Господень невидимо вручил ему новый жезл». Сказавши это, о. Серафим вложил в правую руку послушника свою собственную палку и продолжал: «Трудно управлять душами человеческими! Но среди всех твоих напастей и скорбей в управлении душами братий, Ангел Господень непрестанно при тебе будет до скончания жизни твоей». И что же оказалось? Послушник этот, просивший совета у о. Серафима, действительно принял монашество с именем Паисия и в 1856 году был назначен игуменом Астраханской Чуркинской пустыни, а через шесть лет возведен в сан архимандрита, получив таким образом, как предсказал о. Серафим, управление душами братий. Родной же брат о. Паисия, о котором святой старец говорил: «Спасай и брата», окончил свою жизнь в звании простого иеромонаха в Козелецком Георгиевском монастыре».
Можно представить себе и радость, и благодарность, и умиление, — какие охватили душу Колечки! Преподобный сотворил явно чудо! Преподобный ответил прямо и даже на совершенно тот же вопрос о «воле Божией». Так преподобный благословил Колечку идти в монахи…
Мучения кончились раз и навсегда. И скоро «Колечки» не стало; вместо него клобуком покрылся инок Серафим, — названный так при постриге почитатель преподобного, удостоенный от него чудесного ответа.
Но в приведенном рассказе о Глинском послушнике было еще и два других чудесных указания от преподобного Серафима Колечке. Одно, что и ему придется не только быть монахом, но и управлять душами человеческими, — хотя он и не вопрошал его тогда о сем: ныне бывший ласковый студент — Епископом…
Впрочем, это еще естественно. Но более примечательно другое: «Спасай и брата». Колечка, занятый лишь своею мукою, забыл тогда на молитве все и всех, кроме преподобного и себя самого. Не до брата ему было. А нужно нам знать, что его родной брат страдал невыносимыми головными болями; так что не раз доходил даже до крайних отчаянных мыслей. Но он любил своего старшего брата, который всячески укреплял его в вере, терпении, уповании на Бога. И можно сказать: братом больше и жил страдалец.
И вдруг получается теперь ответ: не только «сам спасайся», но и «брата своего спасай»…
И действительно, — как только кончил учение иеромонах Серафим, он взял к себе брата своего, а потом и мать-вдову. Брат тоже пострижен был в монашество и назван Сергием. Ныне он уже в сане архимандрита… Болезнь у него, кажется, совсем прошла; но все же он и доселе живет все с братом и спасаются вместе.
…В 1920 году, в день Покрова Божией Матери, о. Серафима в Симферополе рукоположили во Епископа, с титулом Лубенского. На обеде я сказал ему речь и припомнил об этом чудесном случае указания пути ему в монахи.
Невесты Христовы: как живут монахини в Свято-Елисаветинском женском монастыре
День. Постный обед и знакомство со скитом
Нас зовут на обед в монашескую трапезную. На столе отварной рис, грибная подлива, чечевичная похлёбка и компот из сухофруктов. А ещё нарезанные мелкими кубиками пшеничные и ржаные сухарики. На таком «топливе» насельницы много и тяжело трудятся, усердно молятся и спят от силы часов по пять. При этом бодры, веселы, приветливы и не лишены чувства юмора — заметили, что в монастыре начисто отсутствует мирская «модная» депрессия на лицах.
После утренней службы и обеда все сёстры несут послушание, на которое благословляет матушка-настоятельница. Есть в монастыре огородница, повар, просфорница, швея, янтарщица, свечница, алтарница и ещё много новых слов и профессий…. Имеются свои иконописная и творческая мастерские, травная, швейный цех, янтарная, плотницкая и типография.
Перекусив, отправляемся в скит Марии Египетской вместе с матерью Мстиславой, которую игуменья благословила дать нам интервью. Здесь в ведении четырёх монахинь животноводческое хозяйство, которое обеспечивает сестринскую общину молочными продуктами, яйцами, мясом. Есть огороды, теплицы и ягодники.
«Мы кормим себя сами, заготавливаем запасы на зиму, делимся с другими монастырями и угощаем туристов и паломников», — рассказывает Мстислава.
Всего в монастыре более 50 человек, но идти в фермерский скит желающих мало. Да и животина не каждого примет, и не у каждой с растениями получается договориться. Работы здесь начинаются в четыре утра в любую погоду, нездоровится ли тебе — всё равно спеши на скотный двор мыть животных, задавать корм, доить коров и коз, ухаживать за молодняком. Затем нужно почистить курятник и накормить птицу. Сторожат скит две собаки, которых ночью спускают с цепи. Чуткие, верные псы не любят чужаков. Их задача — охранять от лис и случайных гостей. Справа и слева от подворья кивает высокими ёлками лес.
Какие они, Божьи невесты?
Монахине Мстиславе 51 год, в монастыре она уже больше десяти лет. Высокая, седовласая, с огромными серыми глазами, в которых часто стоят слёзы то от горечи, то от умиления. В прошлой жизни — дочь военного и жена военного, по образованию медик и педагог. В миру у неё остались сын-программист, мать и сестра. Про себя говорит, что она одна из немногих, кто пришёл в монастырь «не по беде».
«У меня всё было. Квартира и дача в Подмосковье, машина. Хорошая работа, но чего-то не хватало, я как живой труп ходила», — рассказывает монахиня.
Однажды на православной выставке женщина встретила игуменью Елисавету, которая представляла монастырь.
«Я попросила у неё телефон и начала советоваться по ключевым жизненным вопросам. Как-то раз попросилась приехать в монастырь. И матушка сказала, что я ей нужна. К тому времени я была разведена и готовилась вступить во второй брак, но всё тянула, ждала какого-то знака свыше. И вот когда игуменья сказала: «Ты наша», для меня с тех пор всё обрело смысл. Сколько можно менять мебель в доме, покупать одежду? Голым ты приходишь в мир, нагим и уйдёшь. Надо держаться основ, коренных ценностей — а остальное шелуха. Вот это я как-то очень ясно поняла, прочувствовала — и больше из монастыря никуда», — вспоминает женщина.
Стать монахиней — дело небыстрое. Решившиеся встать на этот путь, проходят несколько этапов. Сперва паломницами приезжают потрудиться «во славу Божию». Те, кто начинает работать в монастыре более регулярно и готовит себя к монашеству, становятся трудницами, а затем послушницами. После этого совершается первый иноческий постриг, а затем и второй — монашеский. Путь затягивается на годы. Уживчивый характер, трудолюбие и смиренность зачастую приходят со временем.
Журнал «Монастырский вестник»
Ежемесячный журнал «Монастырский вестник» выходит с 2014 года и является официальным изданием Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви. Темы и материалы журнала представляют интерес не только для монашествующих, но и для мирян.
Контакты для оформления редакционной подписки:
+7(495)796-14-95
Журналы в формате PDF
- Монастырский вестник № 1
- Монастырский вестник №№ 2-4
- Монастырский вестник №№ 5-7
- Монастырский вестник № 10
- Монастырский вестник № 11
- Монастырский вестник №8 (20) —
- Монастырский вестник №9 (21) —
- Монастырский вестник №11 (23) —
- Монастырский вестник №12 (24) —
- Монастырский вестник № 1 (25) январь 2016 —
Вступительное слово к первому изданию
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Уважаемые читатели, дорогие братья и сестры!
В последние десятилетия мы с вами стали свидетелями и участниками возрождения Православия на всем пространстве исторической Руси. Открыты тысячи храмов и обителей. Созданы приходские и монашеские общины. Развиваются образовательная, благотворительная, миссионерская и иные формы деятельности. Сегодня издается множество духовно-просветительской литературы, в богословских учебных заведениях ведется подготовка будущих пастырей словесного стада Господня.
За минувшие годы семена благовестия о Христе нашли добрую почву в сердцах немалого числа наших современников. Однако обращение к вере людей, еще находящихся вне ограды церковной, зависит и оттого, являем ли мы – ученики Спасителя – образец жизни по Евангелию, реальный пример чистоты и святости.
По свидетельству преподобного Иоанна Лествичника, «свет монахов суть ангелы, а свет для человеков – монашеское житие» (Лествица, 26 слово, 31 ст.). Пристальные взоры как членов Церкви, так и людей внешних устремлены на иночество, ибо именно монашествующие, отрешившиеся от соблазнов и суеты мира сего, с особой ревностью стремятся приблизится к Богу, уподобится Ему, восходя ко Творцу путем духовного и нравственного совершенствования.
Издревле и по сей день люди направляются в паломничества по монастырям, поселяются возле них, а особо пламенеющие любовью ко Господу принимают обеты. Но если раньше повествования о святых обителях, о подвижниках благочестия передавались из уст в уста, то ныне мы имеем возможность делится духовным опытом и своими размышлениями посредством печатных и электронных изданий. Ставропигиальные обители Русской Православной Церкви начинают выпуск регулярного журнала о монашестве и монастырях.
Надеюсь, эта интересная идея получит достойное воплощение, ибо множество вопросов, касающихся современного иночества, ждет обсуждения и разрешения.
Желаю читателям данного издания духовной и интеллектуальной пользы. Призываю монашествующих, по слову преподобного Иоанна, «быть благим примером во всем, никому же ни в чем же претыкание дающе, ни делами, ни словами» (Лествица, 26 слово, 31ст.).
Божие благословение да пребывает со всеми вами.
+ КИРИЛЛ
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Добавить комментарий