Синодальный период
Содержание
История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды
Эта книга — первое систематическое описание огромного периода истории Русской Православной Церкви, с начала XVIII до начала XXI веков, принадлежащее перу одного автора. Доктор церковной истории, профессор, известный канонист протоиерей Владислав Цыпин дает впечатляющую картину всепобеждающей силы Божией, когда при самых тяжелых обстоятельствах и в самых трудных условиях Церковь сумела преодолеть все невзгоды и продолжить свою миссию по спасению человека.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. Периодизация истории Русской Церкви синодального и новейшего периодов
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. СИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Глава I. Русская Православная Церковь в эпоху Петра I
- Период местоблюстительства
- Учреждение Святейшего Синода
- Миссионерство
- Духовное просвещение
- Монастыри и монашество
- Религиозно-нравственное состояние народа и церковная жизнь
- Церковное искусство
Глава П. Русская Православная Церковь в XVIII в.
- Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1725-1741 гг.
- Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1741-1762 гг..
- Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1762-1801 гг.
- Епархиальное управление
- Приходское управление и приходское духовенство
- Русская Православная Церковь в Речи Посполитой
- Миссионерство
- Духовное просвещение
- Монастыри и монашество
- Подвижники иноческого благочестия
- Религиозно-нравственное состояние народа и церковная жизнь
- Церковное искусство
Глава III. Русская Православная Церковь в XIX в.
- Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1801-1825 гг.
- Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1825-1855 гг.
- Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1855-1881 гг.
- Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1881-1894 гг.
- Епархиальное управление
- Приходское управление и приходское духовенство
- Православие на Кавказе и на западе России
- Миссионерство
- Духовное образование
- История духовных академий
- Перевод Библии на русский язык и святитель Филарет
- Святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан (Говоров), затворник Вышенский
- Богословская наука
- Церковно-историческая наука
- Монастыри и монашество
- Подвижники иноческого благочестия
- Саровская пустынь и преподобный Серафим
- Оптина пустынь
- Религиозно-нравственное состояние общества и религиозно-философская мысль
- Церковная жизнь
- Церковное искусство
- Русская Церковь и православный Восток
Глава IV. Русская Православная Церковь в царствование святого императора Николая II
- Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1894-1917 гг.
- Миссионерство
- Духовная школа и церковная наука
- Религиозно-нравственное состояние общества и церковная жизнь
- Церковное искусство
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. НОВЕЙШИЙ ПЕРИОД
Глава I. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. и восстановление патриаршества
- Русская Церковь при Временном правительстве
- Состав и начало деяний Поместного Собора
- Восстановление патриаршества
- Биография святителя Тихона
- Соборные деяния после восстановления патриаршества
Глава П. Русская Православная Церковь в советскую эпоху
- Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1917-1925 гг.
- Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1925 г.
- Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1926-1936 гг.
- Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1936-1943 гг.
- Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1943-1944 гг.
- Поместный Собор 1945 г.
- Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1945-1970 гг.
- Поместный Собор 1971 г.
- Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1971-1987 гг.
- Тысячелетие Крещения Руси и конец советской эпохи (1988-1990)
- Епархиальное управление
- Приходское управление и приходское духовенство
- Духовные школы
- Церковная наука и церковная печать
- Монастыри и монашество
- Религиозно-нравственное состояние народа и церковная жизнь
Глава III. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Алексии II
- Поместный Собор 1990 г. и интронизация Святейшего Патриарха Алексия II
- Биография Святейшего Патриарха Алексия II
- Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1990-2000 гг.
- Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 г.
- Епархиальное управление
- Приходское управление и приходское духовенство
- Духовное просвещение
- Монастыри и монашество
- Церковная жизнь
Глава IV. Русское церковное зарубежье
- Церковная жизнь на канонической территории Московского Патриархата за пределами Советского Союза (1918-1940)
- Церковная диаспора
- Духовное просвещение
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Численность населения России и СССР, в том числе православных
- Количество церквей и часовен
- Численность духовенства
- Духовные школы
- Монастыри и монашество
- Святейшие Патриархи Московские и всея Руси
- Местоблюстители патриаршего престола
- Заместители патриаршего местоблюстителя
- Архиереи важнейших епархий
- Обер-прокуроры Святейшего Синода
- Хронологическая таблица
Источники и литература
12 3 4 5 6 7 …102
ГЛАВА I. РПЦ В ЭПОХУ ПЕТРА I
§ 1. Период местоблюстительства
Патриарх Адриан скончался в 1700 году. Россия переживала тогда переломные исторические события, в ходе которых складывался новый облик государства: реформировалось войско, строился флот, на западноевропейский лад перекраивались культура и быт высшего слоя русского общества; на отвоеванном у шведов балтийском побережье в считанные годы была выстроена новая столица Российской империи Санкт-Петербург.
Среди преобразований Петра Великого особенно важной по своим последствиям была церковная реформа, ибо главная черта Петербургского периода абсолютизм государственной власти, существенно отличавшийся от старомосковского самодержавия с его традиционным обычным правом и, главное, неподчиненной светскому государю высшей церковной властью. Попытки московских государей узурпировать власть над Церковью являлись нарушением нормы, а нормой в отношениях между церковной и государственной властью до Петра оставалась симфония, унаследованная у Византии. Властной рукой Петра Православная Церковь была отодвинута от главного русла национальной жизни. Начиная с Петра I светское правительство стало смотреть на Церковь не как на высочайшую святыню народа, а как на одну из подпорок государственного аппарата, будто бы нуждавшуюся в опеке и надзоре. Для этого правительству понадобилось сломать старый строй церковного управления, сочетавший в себе соборное начало и первосвятительское возглавление, а на его месте учредить новую синодальную систему.
Творец этой реформы Петр I получил старомосковское воспитание, которое однако не чуждо было западных влияний. Учился он, как и его сверстники, по Псалтири и Священным книгам, Часослову, но уже в детстве пристрастился к иллюстрированным книгам иностранной печати, а потом его на многие годы увлекли потешные военные игры с полками иноземного строя; в юности он завел знакомство в вызывавшей ужас и отвращение у ревнителей старины Немецкой слободе, где проживали иностранцы. На душу будущего царя неизгладимое впечатление произвел дикий стрелецкий бунт 1682 года, когда на глазах у юного наследника растерзали его дядей Алексея и Ивана Нарышкиных. С этих пор всякая старина в сознании Петра отождествлялась с неукротимым и темным фанатизмом.
Петру чужда стала любовь русских людей старинного склада к земным поклонам и долгим молитвам, к возжиганию свечей перед иконами, к колокольному звону. Царь не придавал важного значения постам и даже, к ужасу людей строгих правил, позволял себе шутовские забавы, которые воспринимались ими как кощунство. Его воспитатель дядька Никита Зотов, возведенный в шутовский сан «князя-папы», на потеху государю в пьяной пирушке раздавал бражникам «благословения» двумя накрест сложенными чубуками. У ревнителей старины вызывало недоумение и пристрастие царя к табаку, которое патриарх Адриан связывал со склонностью к западному инославию: «Многие от пипок табацких и злоглагольств люторских, кальвинских и прочих еретиков объюродели».
Петра подозревали в неправославии, иные даже в безбожии. Но атеистом он не был. Вера его была твердой и по-своему сильной. Выражалась она в том, что в воскресные и праздничные дни он неопустительно молился за литургией, часто становился на клирос и читал Апостол; всякое свое дело, всякий военный поход он начинал с молитвы и ниспослании Божия благословения, а всякий успех и всякую победу сопровождал благодарственным молебном. О его живой вере в промысл Божий свидетельствуют часто повторяющиеся им слова: «Кто забывает Бога и не исполняет заповедей Его, тот сколько бы ни трудился, не сделает многого, ибо не осенен благословением свыше».
О вольнодумцах Петр I говорил со свойственной ему грубоватой крепостью выражений: «Кто не верует в Бога, тот либо сумасшедший, или с природы безумный. Зрячий Творца по творениям познать должен». Характерна одна из его бесед с историком Татищевым, который, увлекшись в Европе крайним рационализмом, позволил себе однажды в присутствии царя издевательски издеваться и насмехаться над Библией и церковными установлениями. Ударив вольнодумца за эти речи своей знаменитой дубинкой, царь поучал его: «Не соблазняй верующих чистых душ, не заводи вольнодумства, пагубного благоустройству не на тот конец старался я тебя выучить, чтобы ты был врагом общества и Церкви».
Но искренность христианской веры Петра не мешала ему на все смотреть глазами государственного человека, под углом зрения государственной пользы. А его политические и правовые воззрения складывались под влиянием западных протестантских учений о примате государства во всех сферах народной жизни, из чего выводилась и ложная доктрина о главенстве монарха над Церковью. Однако он не спешил в осуществлении своего замысла поставить Церковь на место одного из подвластных ему ведомств, а действовал осторожно и расчетливо. Да и сам замысел не сразу обрел характер до конца продуманного плана. План складывался постепенно и переходный период который поначалу мыслился как время межпатриаршества, затянулся на двадцать лет.
Весть о кончине патриарха Адриана застала Петра в действующей армии под Нарвой. Из Москвы к нему летели курьерские донесения. Первое предложение об учреждении межпатриаршего «соборика» поступило от боярина Тихона Стрешнева, в прошлом врага и гонителя патриарха Никона. Алексей Курбатов, ведавший казной, советовал царю: «О избрании же, государь, патриарха мню, достоит до времени обождати, да во всем всего сам твое самодержавие изволиши усмотреть… Из архиереев, государь, для временного в духовных управления, ежели тебе, государю, угоден, мнится многим добр быти Холмогорский».
Предложение «обождати с избранием патриарха» совпало с намерением самого царя. Но для временного возглавления Церкви он избрал не Холмогорского архиепископа Афанасия, как советовал Курбатов и как того ожидали в Москве, а одного из самых молодых архиереев ― митрополита Стефана Яворского, ученого монаха из Киева.
Дело было, конечно, не в том, что великорусская иерархия оскудела талантами. Правда, некоторые из архиереев-великоруссов, напуганные петровскими новшествами, потеряли чувство духовного равновесия. Подобно старообрядцам, они видели в царе-реформаторе еретика и даже антихриста. В 1700 году к уголовному суду был привлечен Тамбовский епископ Игнатий, который поощрял Григория Талицкого, читавшего ему свои тетрадки, в которых он доказывал, что Петр ― антихрист. Преосвященный, слушая эти бредни, плакал от умиления и приговаривал: «Павловы твои уста». Но среди великорусской иерархии были, конечно, и люди другого склада, умные, дальновидные, с широким кругозором.
История Русской Церкви (1917–1997)
От редакции
Глава I. Поместный собор 1917–1918 гг Глава II. Русская Церковь при Святейшем Патриархе Тихоне (1917–1925) Сейчас позднее, чем ты думаешь (2003) Глава IV. Русская Церковь при Местоблюстителе патриаршего престола митрополите Петре и заместителе Местоблюстителя митрополите Сергии (1925–1936) Глава V. Церковная жизнь на канонической территории Глава VI. Русская Православная Церковь при Местоблюстителе патриаршего престола митрополите Сергии (1936– 1943) Глава VII. Русская Православная Церковь при патриархе Сергии (Страгородском) Глава VIII. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Алексии I (Симанском) (1944– 1970) Глава IX. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Пимене (1970–1990) Глава X. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Алексии II Глава XI. Церковная диаспора Глава XII. Религиозное просвещение Епархии Русской Православной Церкви Архиереи Русской Православной Церкви (1917–1997) Основные события церковной и государственной истории новейшего периода Хронологический список явлений Пресвятой Богородицы и Ее прославления в знамениях, чудесах и иконах Русской Православной Церкви Действующие монастыри Русской Православной Церкви (на 1 марта 1997 г.)
Книга «Истории Русской Церкви» посвящена судьбе православия в России в ХХ столетии, времени небывалом в истории нашего Отечества по интенсивности и сложности исторических событий: революционные перевороты 1917 г., превратившие крупнейшую православную империю в страну, где правили безбожники, восстановление патриаршества после двухсотлетней «синодальной» зависимости от власть предержащих и ни с чем не сравнимые гонения, направленные на тотальное истребление православных и полное уничтожение Церкви; сонмы мучеников и исповедников веры Христовой; Великая Отечественная война и разгром фашизма; новые гонения после короткого периода патриотического и духовного подъема; крушение тоталитарного атеистического режима, возрождение Церкви и духовной жизни в обнищавшей и раздираемой на части России; попытки извне и изнутри разделить единую Церковь, ее противостояние усилившимся в конце столетия соблазнам сектантства, еретических уклонений и просто пропаганде насилия и разврата – все это в неполные 80 лет. В то же время эти события создают единую уникальную эпоху в судьбе Русской Церкви, которая до сих пор еще не завершена: мы все время обращаемся к постановлениям Собора 1917–1918 гг. как к действующему источнику церковного права, до сих пор боремся с обновленчеством, принимающим иные формы, чем в 20-х гг., еще не прославлены в сонме святых царская семья, и многие мученики за веру и исповедники, не преодолены окончательно и негативные явления ушедшей в прошлое зависимости Церкви от враждебного ей государства. Именно поэтому задача исследователя, взявшего на себя труд описания живой, продолжающейся церковно-исторической эпохи, существенно отлична от задач, стоящих перед исследователями завершенных периодов истории,– здесь не может быть ни всеобъемлющих обобщений, ни окончательных выводов и приговоров. Вполне сознавая это, автор настоящего исследования протоиерей Владислав Цыпин стремится к более точному и продуманному описанию событий, фактов и людских судеб, предпочитая не давать им оценку, а представить суждения о них самих участников событий. В этом смысле настоящая книга является, несомненно, лишь введением в историю Русской Церкви ХХ в., материалом для будущих капитальных исследований, собранным и систематизированным одним из свидетелей этой эпохи.
От редакции
Учебник издан как 9 книга (приложение) истории Церкви митр. Макария Булгакова: Москва, Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. 831 с.
Девятая, заключительная, книга «Истории Русской Церкви» посвящена судьбе православия в России в ХХ столетии, времени небывалом в истории нашего Отечества по интенсивности и сложности исторических событий: революционные перевороты 1917 г., превратившие крупнейшую православную империю в страну, где правили безбожники, восстановление патриаршества после двухсотлетней «синодальной» зависимости от власть предержащих и ни с чем не сравнимые гонения, направленные на тотальное истребление православных и полное уничтожение Церкви; сонмы мучеников и исповедников веры Христовой; Великая Отечественная война и разгром фашизма; новые гонения после короткого периода патриотического и духовного подъема; крушение тоталитарного атеистического режима, возрождение Церкви и духовной жизни в обнищавшей и раздираемой на части России; попытки извне и изнутри разделить единую Церковь, ее противостояние усилившимся в конце столетия соблазнам сектантства, еретических уклонений и просто пропаганде насилия и разврата – все это в неполные 80 лет. В то же время эти события создают единую уникальную эпоху в судьбе Русской Церкви, которая до сих пор еще не завершена: мы все время обращаемся к постановлениям Собора 1917–1918 гг. как к действующему источнику церковного права, до сих пор боремся с обновленчеством, принимающим иные формы, чем в 20-х гг., еще не прославлены в сонме святых царская семья, и многие мученики за веру и исповедники, не преодолены окончательно и негативные явления ушедшей в прошлое зависимости Церкви от враждебного ей государства. Именно поэтому задача исследователя, взявшего на себя труд описания живой, продолжающейся церковно-исторической эпохи, существенно отлична от задач, стоящих перед исследователями завершенных периодов истории,– здесь не может быть ни всеобъемлющих обобщений, ни окончательных выводов и приговоров. Вполне сознавая это, автор настоящего исследования протоиерей Владислав Цыпин стремится к более точному и продуманному описанию событий, фактов и людских судеб, предпочитая не давать им оценку, а представить суждения о них самих участников событий. В этом смысле настоящая книга является, несомненно, лишь введением в историю Русской Церкви ХХ в., материалом для будущих капитальных исследований, собранным и систематизированным одним из свидетелей этой эпохи.
Книга начинается описанием Поместного Собора 1917–1918 гг. и завершается решениями архиерейского Собора 18–23 февраля 1997 г. Придерживаясь хронологического принципа, автор избирает деление на главы по времени служения первоиерерхов Русской Православной Церкви, отступая от него только в главах 5 и 11, посвященных церковной истории русской эмиграции и зарубежных епархий, и в главе 12, в которой развитие духовного образования и науки представлено как единый исторический процесс. Исходя из доступных сегодня материалов, автор описывает преимущественно историю епископата и высшего церковного управления, причем, как специалист в области церковного права, протоиерей Владислав уделяет большое внимание канонической и церковно-юридической стороне. В то же время за пределами его исследования, ограниченного объемом издания, неизбежно остаются важнейшие стороны жизни Церкви – судьба монастырей, приходская жизнь и т. д., требующие своих историков.
Помимо авторского текста в книге представлены традиционные для настоящего издания справочно-библиографические материалы, с небольшими, однако, изменениями. Учитывая, что в 20–50-х гг. одной из форм гонений на Церковь было требование постоянных перемещений епископата на кафедрах (часто за год архиерей менял 2–3 кафедры), хронологический принцип составления списка архиеерев по кафедрам был заменен на более простой – алфавитный. Список монастырей, составленный по времени их открытия, заменяется алфавитным списком действующих монастырей на 1 марта 1997 г.
* * *
Автор настоящего труда – протоиерей Владислав Цыпин, доцент Московской Духовной Академии, автор книг: «История Русской Православной Церкви. 1917–1990 «Учебник для православных духовных семинарий» (М., 1994), «Русская Церковь. 1917–1925» (М., 1996), «Церковное право» (М., 1996), многочисленных статей в сборниках, журналах, других периодических изданиях. Протоиерей Владислав Цыпин исполняет обязанности ответственного секретаря Учебного комитета при Священном Синоде, является членом синодальных комиссий по канонизации святых, богословской и др.
Часть I
Лекция №1. Отречение Николая II (2 марта 1917 года ст.ст.).
Лекция №2. История Русской Православной Церкви после 1917 года. Русская Православная Церковь при Временном правительстве.
Лекция №3. Русская Православная Церковь при Временном правительстве. Период А.В. Карташова. Часть 1
Лекция №4. Русская Православная Церковь при Временном правительстве. Период А.В. Карташова. Часть 2
Лекция №5. Отношение Церкви с новой государственностью (после Октябрьского переворота).
Лекция №6. Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 годов. Часть 1. Начало раскольнических соблазнов внутри Русской Православной Церкви.
Лекция №7. Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 годов. Часть 2. Вопрос о местоблюстителе патриаршего престола.
Лекция №7а. Собор 1917 – 1918 годов. Неосуществлённое деяние Собора: вопрос об “имяславцах”.
Лекция №8. «Центробежные силы» в бывшей Российской империи: отделение Финляндии и Польши; попытка отделения Закавказья. Вопрос о «самостийной Украине».
Лекция №9. Гражданская война 1918-1920 годов. Начало русского беженства.
Лекция №10. Заграничные пути. Часть 1
Лекция №11. Заграничные пути. Часть 2. Церковное собрание в Сремских Карловцах – “Всезаграничный карловацкий собор”.
Лекция №12. Заграничные пути. Часть 3. Церковное собрание в Сремских Карловцах – “Всезаграничный карловацкий лже-собор”.
Лекция №13. Новое наступление на Церковь 1921-1922 годов. Часть 1
Лекция №14. Новое наступление на Церковь в 1921 – 1922 годов. Часть 2
Лекция №15. Продолжение “дела о церковных ценностях”. Ставка Советской власти на раскол в Церкви (конец марта – конец мая 1922 года).
Лекция №16. Смута в Церкви 1921-1922 годов (бывшее дело о церковных ценностях).
Лекция №17. Гонения на Церковь под прикрытием дела о “церковных ценностях”. Петроградский процесс 87-ми, казнь священномученика митрополита Вениамина.
Лекция №18. Конец 1922 года – май 1923 года. Развитие церковной смуты.
Лекция №19. Исповеднический подвиг патриарха Тихона (1923-1925 годы). Часть 1
Лекция №20. Исповеднический подвиг патриарха Тихона (1923-1925 годы). Часть 2
Лекция №21. Исповеднический подвиг патриарха Тихона. Часть 3
Часть II
Лекция №22. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Пётр.
Лекция №23. Митрополит Сергий (Страгородский), новый кормчий корабля церковного Русской Православной Церкви. Часть 1
Карандашный портрет Святейшего патриарха Сергия (с фотографии). .
Лекция №24. Митрополит Сергий (Страгородский), кормчий корабля церковного. Часть 2
Лекция №25. Митрополит Сергий – кормчий корабля церковного. Часть 3
Лекция №26. Митрополит Сергий – кормчий корабля церковного. Часть 4
Лекция №27. Митрополит Сергий – кормчий корабля церковного. Часть 5. “Божий ратник”.
Лекция №28. Митрополит Сергий – кормчий корабля церковного. Часть 6. “Божий ратник”.
Лекция №29. Митрополит Сергий – кормчий корабля церковного. Часть 7. “Божий ратник”.
Лекция №30. Митрополит Сергий – кормчий корабля церковного. Часть 8. Исповеднический подвиг митрополита Сергия. Попытка создать “катакомбную церковь”. Иосифлянский раскол.
Лекция №31. Исповеднический подвиг митрополита Сергия. “Иосифлянский” раскол.
Лекция №32. Крестный путь митрополита Сергия. Часть 1. 1928-1933 годы.
Лекция №33. Крестный путь митрополита Сергия. Часть 2. 1930 – 1936 годы.
Лекция №34. Крестный путь митрополита Сергия. Часть 3. 1936 – 1941 годы.
Лекция №35. “Программа Духа Святого”. Патриарх Сергий.
Лекция №36. Духовное наследство патриарха Сергия.
Часть III
Лекция №37. Поместный Собор 1945 год. Часть 1
Лекция №38. Поместный Собор 1945 года. Часть 2
Лекция №39. Триумфальное шествие Московской патриархии: 1945 – 1946 годы. Часть 1
Лекция №40. Триумфальное шествие Московской патриархии: 1945 – 1946 годы. Часть 2. РПЦЗ до войны и сразу после.
Лекция №41. РПЦ и Ватикан.
Лекция №42. РПЦ и православные Патриархаты.
Лекция №43. Русская Православная Церковь в последний период жизни Сталина: 1943 – 1953 годы. Стабилизация Московской патриархии.
Лекция №44. Русская Православная Церковь сразу после смерти Сталина: 1953 – 1958 годы.
Лекция №45. “Хрущевские” гонения: 1958-1964 годы. Часть 1
Лекция №46. “Хрущёвские” гонения на РПЦ: 1958 – 1964 годы. Часть 2
Лекция №46а. Хрущёвские гонения 1958 – 1964 годов. Часть 3
Лекция №47. “Хрущёвские” гонения на РПЦ: 1958 – 1964 годы. Часть 4. Архиерейский Собор 1961 года.
Лекция №48. Хрущёвские гонения 1958 – 1964 годов. Часть 5. Русская Православная Церковь и Всемирный совет церквей.
Лекция №49. Русская Православная Церковь и Ватикан при Хрущеве. 2-й Ватиканский собор. Часть 1
Лекция №50. Русская Православная Церковь и Ватикан при Хрущеве. 2-й Ватиканский собор. Часть 2
Лекция №51. Русская Православная Церковь “сразу после Хрущева”: 1964 – 1968 годы. Активизация диссидентского движения внутри Русской Православной Церкви.
Лекция №52. Конец 60-х годов. Последние годы жизни патриарха Алексия I.
Лекция №53. 1968-1970 годы: последние деяния и смерть патриарха Алексия I (+ 17 апреля 1970 года).
Лекция №54. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года.
Лекция №55. Иные деяния поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года.
Лекция №56. Первые годы служения Патриарха Пимена: 1971 — 1976 годы. РПЦ и “всемирный шум” диссидентского движения в России.
Лекция №56a. Подключение Всемирного Совета Церквей – V-я ассамблея ВСЦ в Найроби (Кения): 23 ноября – 10 декабря 1975 года.
Лекция №57. Церковно-государственные отношения в правление Брежнева: 1970 год – начало 80-х годов.
Лекция №58. Накануне 1000-летия крещения Руси.
Лекция №59. Празднование 1000-летия крещения Руси. Поместный собор Русской Православной Церкви 1988 года.
Лекция №60. Постсоборный период после юбилейного собора 1988 года. Архиерейский собор 1989 года.
Лекция №61. Патриаршество Пимена и правление Горбачева: последний период (с октября 1989 по май 1990 годов).
Лекция №62. Эпилог. Русская Православная Церковь в 1990-1991 годах.
Добавить комментарий