Скиния

Скиния Веры

Смотреть что такое «Скиния Веры» в других словарях:

  • Скиния — собрания. Скиния (др. греч. σκηνή, скини, «шатёр, палатка»; ивр. מִשְׁכָּן‎, мишкан, «обиталище, мес … Википедия

  • Скиния — (евр. шалаш , куща , палатка , Σκηνή) так называется место общественного богослужения евреев, походный храм еврейский, построенный по образцу, показанному Богом Моисею на горе Синае (Исх. XX V, 8 9, 40). Она называется С. свидения , или… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Пестравка — Село Пестравка Герб Страна Ро … Википедия

  • Мишкан — Скиния собрания Скиния (др. греч. σκηνή, «шатёр, палатка»; ивр. מִשְכָּן‎, мишкан, «обиталище, местопребывание») в основном употребляется в значении походного храма евреев, Скинии собрания, использовавшегося, согласно Библии, как место принесения … Википедия

  • БОГ — . Понятие о Боге неразрывно связано с понятием Откровения. Предметом… … Православная энциклопедия

  • ИОАННА БОГОСЛОВА ОТКРОВЕНИЕ — последняя книга НЗ и всей христианской Библии. В рукописной традиции встречается не менее 60 вариантов ее наименования (Hoskier. 1929. Vol. 2. P. 25 27). В самых ранних рукописях (Синайском ( ) и Александрийском (А) кодексах) содержится краткое… … Православная энциклопедия

  • ЗАКОН МОИСЕЕВ — , сообщенный Богом прор. Моисею свод предписаний и постановлений, регулирующий религ. и общественную жизнь народа Израиля и отдельных его членов. В ранних иудейской и христ. традициях и в церковной науке существует также … Православная энциклопедия

  • Коэны — У этого термина существуют и другие значения, см. Коэн. Ритуальное благословение двумя руками, осуществляемое коэном … Википедия

  • Иерусалимский Храм — Фрагмент макета реконструкции Иерусалимского Храма Ирода Великого … Википедия

  • Иерусалимский храм — Фрагмент макета реконструкции Иерусалимского храма Ирода Великого Содержание 1 Предназначение Храма в иудаизме … Википедия

Скиния

  • Скиния Библейский словарь Нюстрема
  • Скиния Библейская энциклопедия Брокгауза
  • Скиния архим. Никифор (Бажанов)
  • Скиния Завета и Иерусалимский храм Фотовикторина

В собранном виде Скиния представляла собой палатку или шатер, длиной в 30 локтей, шириной в 10 и столько же в высоту. Она состояла из двух отделений, большего и меньшего, разграниченных тяжелой завесой «из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона», с изображением херувимов. При этом завеса покоилась на четырех деревянных, обложенных золотом столбах, утвержденных на серебряных основаниях (Исх. 26:31-32). Большее отделение, а его протяженность составляла 20 локтей, начиналось сразу же за входом и упиралось в завесу. Оно именовалось «Святилищем» («Святым Местом»), а меньшее располагалось сразу за большим и называлось «Святое Святых».

Внутреннее пространство Святого Святых представляло собой форму куба с длиною ребра в 10 локтей. Это было главным и наиболее сокровенным помещением Скинии, предназначавшемся для хранения ковчега завета. В Святое Святых мог входить только первосвященник и только один раз в году: в День Очищения, с жертвенной кровью.

В Святом Месте (или Святилище) располагались: стол для хлебов предложения, жертвенник курения и светильник. Туда входили священники для совершения надлежащих обрядов.

Опорный каркас Скинии составляли брусья, изготовленные из дерева ситтим, покрытые золотом. Каждый брус устанавливался вертикально на два серебряных подножия, и все они вместе фиксировались поперечинами — позлащенными шестами, пропущенными через золотые кольца, прикрепленные к брусьям. Северная и южная стороны шатра состояли из двадцати стоек каждая. Шесть стоек составляли западную стену, по углам которой дополнительно устанавливались ещё две — для скрепления смыкающихся стен (Исх. 26:15-29). Вход в Скинию был со стороны востока. В случае необходимости вся эта конструкция демонтировалась, переносилась и вновь собиралась специально предназначенными для этих целей людьми.

Покров Скинии состоял из четырех слоев. Внутренний был изготовлен «из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти», с изображением херувимов (Исх. 26:1). Второй, более грубый слой состоял из одиннадцати покрывал из козьей шерсти (Исх. 26:7). Два внешних слоя составляли: покров «из кож бараньих красных и еще покров верхний из кож синих» (Исх. 26:14). Вход в Скинию укрывался завесой, сделанной из того же материала, что и внутренний покров. Для её крепления устанавливалось пять позлащенных столбов на медных подножиях (Исх. 26:26-37).

Скиния была окружена прямоугольным двором, длина которого составляла 100 локтей, а ширина — 50. По периметру двор ограждался завесой, высотой в 5 локтей, растянутой на столбах (Исх. 27:18). На дворе располагался жертвенник всесожжения и умывальница.

Полагают, что после завершения сорокалетнего странствования евреев по пустыне и вступления в землю обетованную местами расположения скинии были такие географические пункты как Силом (Нав. 18:1), Сихем (Нав. 24:26), Массифа (Суд 20:1), Вефиль (Суд. 20:18).

Сколько времени просуществовала скиния, созданная при Моисее, сказать трудно. В правление Саула по крайней мере часть священных предметов, которые надлежало хранить именно в Скинии, находились в Номве (1Цар. 21:1-6). О Давиде же сообщается, что он соорудил новую Скинию: «И принесли ковчег Божий, и поставили его среди скинии, которую устроил для него Давид» (1Пар. 16:1). А уже при его сыне, Соломоне, был воздвигнут величественный каменный Храм.

Значение Скинии для еврейского народа трудно переоценить. Помимо того, что она служила объединяющим фактором, она была видимым знаком водительства Божия, местом Его особого присутствия, местом где Бог открывался Своему народу: «В тот день, когда поставлена была скиния, облако покрыло скинию откровения, и с вечера над скиниею как бы огонь виден был до самого утра. Так было и всегда: облако покрывало ее и подобие огня ночью. И когда облако поднималось от скинии, тогда сыны Израилевы отправлялись в путь, и на месте, где останавливалось облако, там останавливались станом сыны Израилевы» (Числ. 9:15-17).

Во время странствования евреев по пустыне Скиния всегда размещалась в центре походного стана.
В Священном Писании содержится подробное описание Скинии вплоть до мельчайших деталей, отмечается, что люди, исполнившие при её создании главные роли, Веселеил и Аголиав, были назначены Самим Богом и получили на то особое благословение (Исх. 31:1-11). Этим подчеркивается, что Скиния соответствовала Божьим предначертаниям о ней даже и формально: «И поставь скинию по образцу, который показан тебе на горе» (Исх. 26:30).

Аллегорически Скиния служила прообразом Церкви Христовой. Обращенностью её входа к Востоку указывалось, что ветхозаветная Церковь только ожидала явления Солнца Правды — Христа: «Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления. Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть на такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр. 9:8-12).
В рамках более развёрнутого аллегорического толкования можно сказать, что Святилище служило прообразом Церкви Божьей на земле, а Святое Святых символизировало Небо. Опять же, будучи местом особого Божественного присутствия, Скиния прообразовала собой Божью Матерь, носившую в утробе Единородного Сына. Наконец, Скиния прообразовала Спасителя, под покровом плоти Которого скрывалось Божество.

Обещания восстановление царства Давида в книгах пророков:

Исаия 11:10-12;

10 И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой его будет слава. 11 И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря. 12 И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли.

Осия 3:5;

После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни.

Иезекииль 37:15-28

… так говорит Господь Бог: вот, Я возьму сынов Израилевых из среды народов, между которыми они находятся, и соберу их отовсюду и приведу их в землю их. 22 На этой земле, на горах Израиля Я сделаю их одним народом, и один Царь будет царем у всех их, … 23 … и будут Моим народом, и Я буду их Богом. 24 А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их. 25 И будут жить на земле, которую Я дал рабу Моему Иакову, на которой жили отцы их; там будут жить они и дети их, и дети детей их во веки; и раб Мой Давид будет князем у них вечно.

Амос 9:11-12;

В тот день Я восстановлю скинию (кущу) Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние…

Под словами «скиния Давида» (Амос 9:11) подразумевается Царство Давида.

Скиния Давида = Царство Давида

У многих христиан укоренилось мнение, будто скиния Давида – это непрерывная хвала и поклонение. Это представление, вероятно, основано на том, что Давид «поставил на службу пред ковчегом Господним из левитов, чтобы они славословили, благодарили и превозносили Господа Бога Израилева» (1 Пар. 16:4-6). Да и сам Давид назван «сладким певцом Израиля» (2Ц. 23:1).

Однако Давид был не только певцом. Давид, прежде всего, – царь, Божий помазанник (машиах – ивр.), «поставленный высоко», и библейские пророки провозгласили завет Бога с домом Давида вечным и нерушимым, как «смена дня и ночи» (Иер.33:20–22).

Кроме того, в сознании русского читателя возникает аналогия со скинией собрания в пустыне – а там использовано совсем другое слово.

Почему пророк Амос, по Божьему вдохновению, называет царство Давида скинией (кущей) Давида? Не собирается же Бог восстанавливать и устраивать шалаш Давида? И почему пророк говорит о царстве как о падшей скинии Давида? Как и когда она пала?

Разобраться нам поможет устройство кущи (сукки).

Русское малопонятное слово «скиния» не отражает смысла слова «сукка» (סֻכָּה) на иврите. Оно означает «защита», хотя внешне выглядит совсем беззащитным: крытое зелеными ветвями временное жилье – шалаш, шатер. Но куща (сукка) – это не просто палатка, шатер или шалаш. Кущи строят в праздник Суккот в память о скитаниях в пустыне, где беззащитный, казалось бы, народ был полностью под Божиим покровом и был обеспечен всем необходимым: жильем, едой, питьем, одеждой. Защищен от холода и зноя, огражден от диких зверей, змей и скорпионов…

Заповедь о празднике Суккот гласит:

«В шалашах живите семь дней… дабы знали поколения ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из страны египетской» (Левит, 23:42-43). В праздничную неделю люди должны уйти из своего дома – надежной крепости со всеми удобствами, – и сменить ее на шаткое временное жилье, открытое всем ветрам и превратностям погоды.

Смысл этой заповеди в следующем: во временных шатких постройках у нас есть только защита Всевышнего. Ведь на Его защиту полагались сыны Израиля в пустыне, когда они в течение сорока лет жили в палатках, и Бог снабжал их всем необходимым, давал им пропитание и Свое покровительство и защиту.

Знай, что вся наша жизнь в этом мире – это жизнь в шалаше, покрытом листьями, которые сегодня зелены, а завтра увянут. Единственное твое ценное приобретение – это Божье покровительство.

Примечательна в строении сукки КРЫША. Крыша, не спасающая от непогоды! Она обязательно должна быть «дырявой», чтобы сквозь нее было видно НЕБО!

Крышу устилают ветками, листьями, прутьями.

На иврите для такой дырявой крыши есть специальное слово “схах”.

Все сооружение означает – на Тебя полагаемся, Господь, только Ты наш покров, наш схах – наше покрытие. Как бы ты ни защитил себя ветками или бетонным сооружением, но если Бог не защитит дом, то напрасно бодрствует страж и напрасно трудятся строящие его.

Это очень хорошо понимал Давид! На этом откровении держалось его царство. Давид в прямом смысле имел Царя в голове, т.е. признавал над собой верховную власть Бога. Именно поэтому Господь возвестил Давиду: «Престол твой устоит во веки». Это значило, что от его потомства произойдет Спаситель мира – Иешуа Мессия (Христос), Который будет царствовать во веки в Царстве по образу и подобию царства Давида!

«Царство твое на веки ПЕРЕД ЛИЦОМ МОИМ, и престол твой устоит во веки» (2-я Царств 7:11-16).

Эти обещания названы «заветом вечным, неизменными милостями, обещанными Давиду» (Исаия 55:3). В 13 главе Деяний Апостолов Павел разъясняет, каким образом Божье обещание исполнится.

«мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса,
33 как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя.
34 А что воскресил Его из мертвых, так что Он уже не обратится в тление, о сем сказал так: Я дам вам милости, обещанные Давиду, верно.
35 Посему и в другом месте говорит: не дашь Святому Твоему увидеть тление.
36 Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил и приложился к отцам своим, и увидел тление;
37 а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления».

В своих последних словах Давид с восторгом говорит:

“Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева: владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием.

И как на рассвете утра, при восходе солнца на безоблачном небе, от сияния после дождя вырастет трава из земли: не так ли дом Мой у Бога?

Ибо завет вечный положил Он со мною, твердый и непреложный.

Не так ли исходит от Него все спасение мое и все хотение мое?” (2-я Царств 23:3-5).

Этот завет о престоле и царстве был «хотением и спасением» Давида, потому что Бог обещал ему самому воскресение к вечной жизни и вечную жизнь его дому, царству и престолу.

“Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему: навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой. Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего. И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли. Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих. Однажды я поклялся святостию Моею: солгу ли Давиду? Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною; вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах” (Псалом 88:4,5,19-28,35-38).

Когда и как пала «сукат Давид»?

Она пала при расколе Царства на 2 – после смерти царя Соломона.

Апостолы знали, что Бог восстановит некогда разрушенное объединенное царство. Поэтому они цитируют именно этот стих пророка Амоса, когда встает вопрос о том, как поступать с уверовавшими из язычников.

«Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое.

И с сим согласны слова пророков, как написано:

Потом обращусь и воссоздам скинию (кущу) Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее». (Деян.15:14-16)

А если Бог обещал, Он непременно восстановит царство Давида, объединяющее ВСЕ 12 колен Израиля, на обещанной Аврааму земле!

Скиния | Библейская энциклопедия Брокгауза

1) описание С., ее утвари и одеяний священников дается в Библии дважды: в изложении повеления Господа (Исх 25-30) и в сообщении о сооружении С. (Исх 36-39). Указания Господа начинаются с самого главного и сокровенного, → с ковчега завета и с его крышки, служащей образом → престола благодати (Исх 25:10-22; Евр 4:16); затем следует описание различных деталей С. Ковчег завета стоял в Святом Святых, в самой сокровенной части С., находившейся на зап. стороне, к которой с востока примыкало Святое (святилище, внутренность самой С.); то и другое вместе и составляло собственно С., окруженную двором. Святое Святых представляло собой помещение в виде куба со стороной в 10 локтей (по 52,5 см; → Меры длины; площади; объема и веса, I,1), помещение Святого было вдвое длиннее, но той же ширины и высоты. В Святом у сев. стороны стоял обложенный золотом стол для хлебов предложения, на юж. – → светильник (менора), на зап., перед завесой, украшенной вышитыми → изображениями херувимов, – → жертвенник курения (ср. 3Цар 6:22; Евр 9:3 и следующие);
2) на каждой из двух продольных сторон С. имелось по 20 обложенных золотом брусьев из дерева → ситтим (1); каждый брус был 10 локтей выс. и полтора локтя шир. (Исх 36:20 и следующие). Эти брусья скреплялись вместе посредством пяти шестов, которые продевались сквозь кольца (ст. 31 и след.). На нижнем конце каждого бруса было по два шипа, которые укреплялись в двух серебряных подножиях, весом прим. по 35 кг. на зап. стороне С. устанавливалось шесть таких же брусьев и два особых угловых бруса. Ряд из пяти столбов с четырехцветной завесой отделял С. от двора, четыре столба внутри С. с соотв. завесой отделяли Святое Святых от Святого (Исх 36:35-38). В ткани завес основа, вероятно, состояла из крученого виссона (льна), в то время как для утка использовались нити из голубой, пурпуровой и червленой шерсти. Сверху С. покрывалась двумя ткаными и двумя кожаными покровами. Внутреннее, и самое красивое, покрывало состояло из десяти отдельных ковров той же работы, что и завесы, с вышитыми херувимами (Исх 26:1 и следующие). Обе части этого покрывала, как и лежащего на нем покрывала из козьей шерсти, были соединены одна с другой с помощью пятидесяти петель и тако-го же количества крючков. Над обоими покрывалами из ткани лежали один покров из дубленых бараньих красных кож и покров из синих кож, которые с помощью вбитых в землю кольев и веревок натягивались под углом к деревянной стенке, чтобы в дождливый период вода могла стекать по ним;
3) прямоугольный → двор С., соотв. ей по форме, ограждали 60 столбов, по двадцать с продольных сторон, дл. завес которых была сто локтей, и по десять на поперечных сторонах с завесами дл. 50 локтей (Исх 27:9 и следующие). Столбы высотой в пять локтей стояли на подножиях и удерживались веревками и вбитыми в землю кольями (Чис 4:32). Они были снабжены серебряными крючками и серебряными связями, на которых крепились белые завесы из крученого виссона, отделявшие всю С. от стана. Вход во двор прикрывала четырехцветная завеса шир. в 20 локтей;
4) во дворе помещался → жертвенник всесожжения с его утварью (Исх 38:3), а между ним и С. – → умывальник (Исх 40:6 и следующие).

Названия

Для обозначения Скинии Библия пользуется двумя системами названий:

  • одна основывается на названии hа-мишкан («המשכן» — «обиталище», «местопребывание» ) и включает мишкан hа-эдут («משכן העדות» — «местопребывание свидетельства», то есть Скрижалей Завета, находившихся в Ковчеге Завета) и мишкан hа-шем («משכן השם» — «местопребывание Имени «), то есть место, где Шехина Творца пребывает на земле, среди народа Израиля;
  • другая основывается на названии оhел («אוהל» — «шатёр», «скиния») и включает оhел моэд («אוהל מועד» — «скиния собрания» или «скиния откровения») и оhел hа-эдут («אוהל העדות» — «шатёр свидетельства»).

В нескольких местах Библии объединены оба названия в одно мишкан оhел моэд («местопребывание скинии собрания») (Исх. 39:32).

Объясняется это тем, что оба этих слова мишкан и оhель являются в древнееврейском языке синонимами. Так, оба этих слова употреблены в одной фразе: «Как прекрасны шатры твои (оhалеха), Иаков, обиталища твои (мишкенотеха), Израиль» (Чис. 24:5).

Скиния собранияCharles Taze Russell (1852-1916), “Фото-драма Сотворения”, Public Domain

Гораздо реже в Библии можно встретить и другие названия Скинии: микдаш («Святилище») и hа-кодеш («святое место»).

Предназначение Скинии и Храма в иудаизме

Заповедь строительства Скинии и Храма

В еврейской Галахе заповедь строительства Храма является повелением из поколения в поколение строить здание, которое станет центром священнослужения еврейского народа и в котором будут приноситься жертвоприношения Единому Богу.

В иудаизме существует два основных мнения по вопросу о назначении Храма. С одной стороны, строительство Скинии, а позже и Храма, рассматривается как некое снисхождение к человеческой природе, в лучшем случае некое средство; с другой, напротив, Храм представляет собой вершину всех мыслимых совершенств. Оба эти подхода напрямую связаны с разногласием относительно датировки получения заповеди о постройке Скинии.

  • Согласно первой версии (Мидраш Танхума), заповедь о строительстве Скинии была дана в Йом Кипур, то есть в тот день, когда Всевышний простил евреям грех Золотого тельца. До этого греха не было необходимости в Храме, так как Шехина (Слава Божия), обитала среди народа.
  • В то же время, в другом авторитетном источнике (Мидраш Шир ха-ширим Раба) утверждается, что законы о постройке Скинии были даны на горе Синай, то есть в данном случае Писание придерживается хронологического порядка изложения. Согласно этому мнению, Храм является точкой соприкосновения земли с небом и изначально необходимым компонентом мироздания.

Таким образом, в иудаизме существует два образа понимания предназначения и смысла Храма: один расценивает его как ценность прикладную, второй — как безусловную.

Так или иначе, Творец, без всякого сомнения, выше любого здания — Он не нуждается в «жилой площади», не нуждается в жертвоприношениях, воскурениях, возлияниях и т. п. Всюду в тексте Писания, где сказано: «Моя жертва», «Мой хлеб», имеется в виду: «жертва, посвящённая Мне», «хлеб, посвящённый Мне».

Тем самым еврейские пророки и законоучители неоднократно подчёркивали тот факт, что Храм нужен не Богу, а самим людям.

В христианстве Скиния расценивается исключительно как прикладная ценность, считается одним из ветхозаветных прообразов Церкви. Возможно, христианское понимание смысла и назначения Скинии в чём-то созвучно Мидрашу Танхума, что Скиния всего лишь некое снисхождение к человеческой природе, в лучшем случае некое средство. Христианство согласно с мнением пророков, что Скиния нужна людям, а не Богу.

Мнения о значении Скинии и Храма

Согласно тексту Писания, функции Скинии можно разделить на несколько основных категорий, которые, прежде всего, базируются на том, что главное и важнейшее предназначение Скинии основывается на названии «мишкан», то есть Скиния является местом, где Шехина Творца (Слава Божия) пребывает на земле, среди народа Израиля.

Исходя из слов Пятикнижия: «И построят Мне святилище, и Я буду пребывать среди них» (Исх. 25:8), — Скиния является:

  • местом, где Бог обнаруживает Своё присутствие и откуда (точнее, между крыльями херувимов на крышке Ковчега Завета, находящегося в Святая святых) Он говорит с Моисеем после его пребывания на горе Синай;
  • местом служения Богу, где осуществляются регулярные церемонии и жертвоприношения. Это также место, где каждый может приблизиться к Богу и принести искупительную или благодарственную жертву;
  • местом проявления Славы Божией (Шехины). Для всех живших в те времена, когда существовала Скиния и Храм, пребывание Славы Божией в Храме не было вопросом веры; это было простое знание, факт, столь же очевидный, как пребывание в небесах Солнца и Луны.

Согласно Писанию, в пустыне облако Славы Всевышнего всегда покрывало Скинию, когда же оно поднималось, это являлось знаком для отправления в путь. Кроме этого, Скиния служила также:

  • местом публичного собрания всего народа;
  • хранилищем высшей национальной святыни, Ковчега Завета, и свитков Торы, которые служили эталоном для всех прочих свитков.

Строительство Скинии

Согласно книге Исход, повеление о строительстве Скинии Моисей получил на горе Синай, ещё до получения Скрижалей Завета. Это повеление приводится в Библии целиком, с большим количеством деталей, и занимает около 7 глав (Исх. 25 — 31).

  • Повеление начинается с описания пожертвований (Исх. 25:3-7), которые следует собрать с сынов Израиля на строительство Скинии. Для строительства Скинии и её составляющих были необходимы пятнадцать различных материалов:
  • На этом заканчивается первая часть повеления о строительстве Скинии.Затем перечисляются законы, связанные с тремя предметами, которые должны быть помещены внутри Скинии: Ковчег Завета (для хранения Скрижалей) (Исх. 25:10-22), Стол хлебов предложения (для хлебных приношений) (Исх. 25:23-30) и Менора (светильник) (Исх. 25:31-40).
  • После этого описывается строение самой Скинии (Исх. 26), к которой относятся также законы «парохет» (завесы, отделявшей Святая святых) и «масах» (завесы, закрывавшей вход в Скинию).
  • После всего этого заповедует Бог Моисею строительство жертвенника всесожжения, который должен был находиться во дворе Скинии (хацер). И о законах, связанных с самим двором Скинии (Исх. 27).
  • В следующей главе Библия добавляет к основному повелению детальное описание золотого жертвенника для воскурений (Исх. 30:1-10), законы о половине шекеля (Исх. 30:11-16) и описание медного умывальника (Исх. 30:17-21).
  • После завершения описания законов о храмовой утвари идёт повеление о приготовлении елея помазания и о необходимости помазания им всей утвари перед началом её употребления (Исх. 30:22-33), а также о приготовлении смеси для воскурений и законов её воскурения (Исх. 30:34-38).
  • В заключение Всевышний подводит итог:
  • Далее приведена речь Моисея, в которой он передаёт указания Бога народу Израиля, после чего с большими подробностями приводится описание работ по строительству Скинии и её утвари.Описание законов Скинии завершает повеление о Шаббате, из которого комментаторы делают вывод о том, что законы Шаббата нельзя нарушать даже для строительства Скинии, а работы по её строительству, в свою очередь, представляют собой прообразы запретов Шаббата.

Трудились над сооружением Скинии около полугода (от 11 тишри до 1 нисана). Когда работы были окончены и все принадлежности Скинии были готовы, последовало указание Бога о возведении Скинии, освящении её утвари и помазании в священнический сан Аарона и его сыновей первого числа месяца нисан (в котором и произошёл Исход евреев из Египта), на второй год после Исхода. Освящение заключалось в помазании священным составом из смирны самоточной, корицы, трости благовонной, кассии и елея.

Возведение Скинии описано в последних стихах книги Исход и заканчивается описанием спуска Славы Господа (Шехины) на Скинию:

С этих пор облако покрывало Скинию в продолжение всего странствования израильтян по пустыне. Каждый раз, когда облако отделялось от Скинии, израильтяне снимали свои шатры и отправлялись в путь, и где оно останавливалось, там они располагали свой стан.

  • В первых главах книги Чисел детально описываются обязанности левитов и правила разборки и погрузки Скинии и её утвари во время переходов. Левиты должны были также устанавливать Скинию во время остановок и охранять её со всех сторон.

Как только Скиния была сооружена, она заняла центральное место среди народа Израиля — в прямом и переносном смысле — как при переходе через пустыню, так и во время стоянок. Расстояние в пустыне между народом и Скинией никогда не было больше 2000 локтей, с тем, чтобы в Субботу каждый имел возможность прийти к ней для молитвы.

Устройство Скинии согласно еврейской традиции (Талмуд, Мишна)

Детальное описание устройства Скинии содержится в Исх. 25 — 31 и Исх. 35 — 40. Тем не менее, множество отдельных деталей, связанных с ней (некоторые материалы, размеры некоторых элементов, способы сборки и крепления), остаются неясными.

Расположение шатра и двора

Скиния располагалась в соответствии со сторонами света. Шатёр 30×10 локтей находился в западной части большого двора (хацер), длиной в 100 локтей и шириной в 50 локтей. Расстояние от ограды двора до шатра составляло 20 локтей с севера, юга и запада и 50 с востока.

Скиния и лагерь. Рисунок XIX в.Gover, Public Domain

Вход в Скинию располагался с восточной стороны и был закрыт особым пологом, который назывался масах, длиной в 20 локтей. Полог был связан из кручёной из двадцати четырёх частей нити, на обеих его сторонах были вышиты керувим (херувимы).

Двор Скинии (хацер) (Исх. 27:9-19)

Вокруг Скинии сооружался прямоугольный двор (Хацер) довольно больших размеров 100×50 локтей (около 1370 м²), ограждённый столбами на медных основаниях. Между столбами были натянуты расшитые занавеси (клайим), искусно сплетённые из полотна наподобие сети, образуя стены высотой около 2,6 м.

Ворота двора Скинии располагались с восточной стороны, напротив входа в шатёр. Они были покрыты особым пологом из шерсти, окрашенным в синий, пурпурный, алый и белый цвета, который назывался масах и был длиной в 20 локтей.

Реконструкция медного Жертвенника всесожженияPhilip Y. Pendleton, Public Domain

С севера и юга двора было по 20 столбов, на западе — 10, на востоке — по 3 с каждой стороны от входа, и ещё 4 поддерживали полог (масах).

Во дворе, напротив входа, размещался большой Жертвенник всесожжения, устроенный из акации и окованный медью (поэтому он назывался также «медный жертвенник»). На нём горел неугасимый огонь и приносились жертвы. Позади жертвенника стоял медный умывальник (киор) для священников. Все принадлежности двора были выполнены из меди.

Вход в шатёр был разрешён лишь священнослужителям (левитам и коэнам), остальные же евреи могли заходить лишь во двор.

Двор в Иерусалимском Храме назывался Азара.

Строение шатра

Шатёр представлял собой строение, сочетавшее как форму шатра, так и форму прямоугольного шалаша с каркасом из деревянных досок и плоской крышей (сукка) без окон. Его устройство позволяло разбирать всю конструкцию на части, пригодные для ношения. Размеры шатра составляли 30 локтей в длину, 10 локтей в ширину и 10 локтей в высоту (около 16×5,4×5,4 м), и в задней его части находилась ещё одна, внутренняя, скиния, размером 5×5×5 м, отделённая от остальной части строения занавесом (парохет) и называемая Святая святых (Кодеш кодашим). Перед Святая святых находилось священное пространство, Святилище (Кодеш), отделённое завесой (масах) от передней части ограждённого двора (Хацер). Таким образом, шатёр состоял из трёх деревянных стен: двух боковых, на север и юг, и задней, на запад и был закрыт завесой с восточной стороны.

Покрытие шатра (Исх. 26:1-14)

На стены и верх скинии набрасывались покровы, представлявшие важнейшую её часть и придававшие ей вид шатра. Их было четыре.

  1. Первый, нижний слой, служивший потолком шатра, составляли 10 отдельных полос (йериот) из двухслойной тканой материи (пряжи и виссона) небесно-голубого цвета, каждая из которых была длиной в 28 локтей и шириной в 4 локтя, и сшитых по пять полос вместе. Образовавшиеся таким образом две половины покрова соединялись вместе посредством 50 золотых крючков. Длина всего покрова была 28 локтей, ширина 20 локтей. Покров этот, закрывавший верх шатра, покрывал также и стены до серебряных подножий, которые оставались внизу непокрытыми (за исключением западной стены, где они были покрыты до самой земли). Он носит в Библии название Мишкан, что означает парадный шатёр, покрытый дорогими тканями, тогда как обыкновенный, простой шатёр называется Охель.
  2. Второй покров, который клали поверх первого, был из не пропускающей сырости козьей шерсти, обычного материала для шатров, и назывался «шатёр (Оhель) над Мишканом». Он состоял из 11 полотнищ, каждое из которых также было шириной 4 локтя, однако длина его составляла 30 локтей. Эти полотнища скреплялись по 5 и 6 вместе с помощью медных крючков.
  3. Третий покров — из бараньих шкур, окрашенных в красный цвет.
  4. Самый верхний слой составляли кожи животного, именуемого в тексте «тахаш».

Третий и четвёртый покровы покрывали, по-видимому, только верх шатра. Размеры этих полотнищ Библия не указывает. По некоторым мнениям, тахашевые кожи образовывали крышу над шатром, а бараньи шкуры, прикреплённые к ним, свисали с обеих сторон, закрывая брусья.

Все эти материалы считались очень дорогими, что подтверждает и библейский текст — Иез. 16:10.

Брусья для стен Скинии (Исх. 26:15-30)

Материалом для Скинии послужило, вероятно, дерево акации (шита, мн. ч. шиттим), наиболее распространённое в пустынной местности вокруг Красного моря. Сделать все части Скинии из деревьев этого типа довольно нелегко, поскольку трудно найти нужное количество прямых стволов, которые обычно имеют небольшую длину и сильно изогнуты.

Стены состояли из перпендикулярно поставленных брусьев, высотой в 10 локтей и шириной в 1,5 локтя, причём боковые стены имели по 20 брусьев, а задняя — 6, кроме 2 брусьев для углов, соединявших её с боковыми стенами. Толщина брусьев не указана, но, согласно Талмуду, она равнялась 1 локтю. Все брусья были покрыты листовым золотом.

Снизу брусья были вырезаны таким образом, чтобы их можно было вставить в два серебряных подножья (аданим), которые служили для удержания всего сооружения на месте даже на неровной поверхности. Подножья были ¾ локтя шириной, 1 локоть в длину и высоту.

Брусья, вероятно, были вырезаны также и сверху, с тем, чтобы дополнительные аданим скрепляли их между собой. Кроме того, каждый брус был прикреплён к соседнему с помощью верхнего и нижнего деревянных шипов, которые выступали из каждой доски и вставлялись в отверстие, сделанное в соседней доске. Также брусья были скреплены пятью горизонтальными поперечными засовами с каждой стороны. Снизу и сверху (на расстоянии 2,5 локтя) в два ряда проходили четыре засова длиной в половину стены каждый. Эти засовы вставлялись в золотые кольца с внешней стороны скинии. Дополнительный, серединный засов, проходил через отверстия, проделанные в середине досок. По одному из мнений, этот засов шёл горизонтально от конца до конца Скинии (70 локтей) и чудом поддерживал всю его конструкцию. Засовы также были покрыты листовым золотом.

Внутреннее устройство шатра (Исх. 26:31-37)

Север
Запад Восток
Святая святых Святилище
Юг

У входа в шатёр были установлены пять столбов из акации, покрытых листовым золотом и установленных на медные подножья, на которых крепилась завеса (масах), закрывавшая вход. Эта завеса была похожа на ту, которая закрывала ворота двора Скинии.

Ковчег Завета. Художественная реконструкция XIX века, включающая стилистические элементы эпохи Возрождения. Херувимы представлены в виде ангелов.Philip Y. Pendleton, Public Domain

Внутри шатёр делился на две неравные части другой завесой (парохет), которая состояла из той же двухслойной тканой материи (пряжи и виссона синего, пурпурного и алого цветов), что и нижний покров, и была размером 14×12 м. Парохет крепилась золотыми крючками на четырёх столбах из акации, покрытых листовым золотом и установленных на серебряные подножья.

  • Меньшее помещение в глубине было размером 10×10×10 локтей и называлось «Святая Святых» (Кодеш hа-кодашим), в нём находился только Ковчег Завета (Арон hа-брит) — самый святой предмет Скинии, а в нём Скрижали Завета (Лухот hа-брит) — первые разбитые, и вторые — целые.

Рядом с Ковчегом хранился свиток Торы, написанный самим Моисеем. Также в Святая святых хранились сосуд с манной, расцветший жезл Аарона, елей помазания, а впоследствии также и золотые дары филистимлян.

В Святая святых разрешалось входить одному Первосвященнику и только раз в году, на Йом Киппур.

  • Вторая часть, размером 20×10×10 локтей, называлась Святилище (ha-Кодеш) или «Шатёр свидания» (Оhель моэд) и была основным местом священнослужения. В Святилище располагались:
  1. налево от входа, на расстоянии 5 локтей от парохет и 2,5 локтя от южной стены — семиствольный золотой светильник с негасимым пламенем — Менора;
  2. направо от входа, на расстоянии 5 локтей от парохет и 2,5 локтя от северной стены — Стол хлебов предложения, сделанный из акации и покрытый листовым золотом, с 12 хлебами предложения,;
  3. посередине Святилища, на расстоянии 10 локтей от масах и парохет и 5 локтей от каждой из стен — жертвенник воскурения, также сделанный из акации и покрытый листовым золотом, для курения фимиама (назывался также «золотой жертвенник»).

Внутренняя планировка Соломонова Храма создавалась подобной планировке Скинии, храмовая утварь сходна с утварью Скинии, в обоих святилищах одинаковые по форме жертвенники, меноры и т. д.
Впоследствии, аналогичные элементы перешли в планировку еврейских синагог и христианских храмов.