Скорбь

Зачем нам посылаются скорби? Что делать, если душу терзают тревоги и печали? И как преодолеть горе? Предлагаем Вам советы пяти святых отцов, на примере собственной жизни знакомых со словом «скорбь».

Макарий Египетский

Макарий Египетский

«Скорби и испытания служат на пользу человеку и делают душу испытанной и твердой, если она с достоинством и решительно, с надеждой и доверием к Богу переносит напасти, с нераздвоенной верой ожидая избавления от Господа и его милосердия»

Не терять надежду. Этим отличается благоразумная душа, понимая, что все в земном мире временно, а по-настоящему держаться нужно за Бога.

Понимать, что скорби могут быть нападками потусторонних сил в случае духовного возрастания верующего. Дьявол не хочет, чтобы мы были с Богом, поэтому всячески нам старается навредить. Переживания, сомнения, печаль, депрессия и уныние становятся не чем иным, как призывом как усилить свою духовную жизнь.

Скорби нужно рассматривать как инструмент трезвения. Именно страдания и лишения открывают человеку тленность, временность и бесполезность земной жизни перед лицом вечности. Святой писал, что в скорбях еще более открывается любовь человека к Богу, за что верующий будет вознагражден небесными дарами.

Любую скорбь можно победить терпением. Выработав это качество, Вы вскоре с удивлением заметите, что большая часть «атакующих» душу скорбей на самом деле такими даже не является. Ряд наших переживаний становится откликом поврежденной души на невозможность и дальше продолжать потворствовать страстям. То есть, мы часто скорбим по греху.

Ефрем Сирин

Ефрем Сирин

«Есть два рода скорбей: скорбь по Богу и скорбь мирская, скорбь мирская тяжела, и не обещает вознаграждения, а скорбь по Богу с собою приносит утешение и, еще паче укрепляет в обетовании жизни вечной. Подвергаясь первой, поспешай превратить ее во вторую»

Христианский богослов IV века удивлял образованностью и глубиной ума даже Василия Великого. Он проникал в сущность духовной природы человеческих проблем и дал верующим советы по преодолению скорбей «на века».

Ефрем призывал переносить скорби этой короткой жизни ради Бога, обещая, что это создаст близость с Ним и человек будет руководим самими святыми.

Преподобный напоминает о понятии крестоношения, приводя пример Христа и призывая следовать за Ним. Если мы идем за Богом, помня его путь, то как мы можем переживать о своих проблемах?

Быть задетым колким словом острого человека совсем не страшно, уверяет Ефрем Сирин. Другое дело, что реакция на такую скорбь, обида или ожесточение, омрачает душу злопамятством и ведет к потере возможности извлечь из скорбной ситуации духовную пользу.

Перенесение скорбей, которые приходят от дьявола, делает человека более стойким. А вот постоянный ропот на их появление создает лазейку для лукавого, и лишь умножает несчастье.

Земная жизнь выступает для нас местом обучения перед жизнью вечной. Грех особенно заметен в экстремальных ситуациях и вне зоны комфорта. Страдающий человек открывает свое истинное лицо, так как в эти моменты у него просто нет сил и желания притворяться кем-то. Поэтому скорбь дает возможность увидеть себя настоящего, провести самоанализ, поработать над ошибками и стать лучше уже сегодня.

Но Ефрем Сирин предупреждает, что христианам не стоит демонстрировать свои скорби как элемент превосходства или средство манипуляции. Нам знакома ситуация, когда рассказывая о своих бедах, один человек пытается убедить ближнего в своей исключительности. Каждому Бог посылает скорби по силам. Не стоит делать это предметом гордости. Тогда скорби точно будут напрасными, а не ради Бога.

Иоанн Златоуст

Иоанн Златоуст

«Если у тебя есть грехи, они легко попаляются и истребляются скорбью. Если же есть у тебя добродетель, от скорби она сделается светлее и блистательнее»

Архиепископ Константинопольский испытал в своей жизни немало взлетов и падений. Святой Иоанн жил в столице крупнейшего государства мира, он был вхож в императорский дворец и обладал огромными возможностями. Но свои дни Иоанн закончил в ссылке, оклеветанный и осужденный. Старый, больной, терпящий насмешки конвоиров, учитель Церкви умер со словами «Слава Богу за все». Пожалуй, он сможет рассказать нам, как переносить скорби и лишения.

Зная о жизни будущего века, как-то даже неприлично рассуждать о скорбях для праведных и спокойствии для грешников здесь, считает Златоуст. Вслед за земной жизнью наступит время Суда, где каждый человек получит по своим заслугам. Поэтому христианин должен сосредотачиваться не на анализе внешнего мира, а на своей духовной жизни.

Спокойное перенесение скорбей сегодня формирует мир в нашей душе. Именно это состояние будет вечным, если, конечно, мы научимся ровно ко всему относиться и за все благодарить Бога.

Иоанн призывает следить за состоянием души, а не тела. Если человек в любой непонятной ситуации начинает нервничать, раздражаться и переживать, то это обрекает его на несчастье уже в нынешней жизни, не говоря о будущей.

Любая скорбь становится безобидной, если человек усиленно молится. Благодаря регулярному разговору с Богом человек избавляется от всех постигших его несчастий. Кстати, скорбную молитву святой называет более возвышенной и угодной Богу.

Совсем не переживать невозможно, говорит Златоуст. Но вот делать в этом состоянии что-то, противоречащее нашей вере не стоит. Поэтому всякую скорбь стоит «гасить» молитвой, чтобы не натворить в этом пограничном состоянии глупостей.

О людях, которых скорби портят, Златоуст говорит как о слабых. При этом святой отмечает, что отсутствие скорби принесло бы им еще больший вред. Дело не в обстоятельствах, а в малодушии.

Нил Синайский

Нил Синайский

«Не отказывайся от нищеты и скорби – этой пищи для молитвы нетягостной»

Константинопольский префект Нил, ученик Иоанна Златоуста, в зрелом возрасте вместе с женой принял решение посвятить себя Богу. Он раздал все свое имение и состояние нищим, а остаток жизни провел аскетом в синайской пустыне. Мог ли Нил не скорбеть, расставаясь со столичной жизнью, комфортным жилищем, деньгами и званием? Рассказываем, что святой писал о перенесении невзгод и печалей.

Очевидно, что святой Нил понимал дикость привязанности к мирской жизни, которая временна. Поэтому подвижник призывал спокойно относиться к радостям и скорбям как к приходящим и уходящим состояниям.

Во время скорби нужно сосредотачиваться на доброй надежде на Бога. Ведь все происходит именно по Его воле и направлено на помощь нашим душам.

Не стоит жаловаться Богу на свои проблемы, а вот молиться во время скорбей с надеждой на счастливый исход необходимо.

Духовные дары зачастую связаны с перенесенными скорбями. Они выступают своеобразной тренировкой, в которой «прокачиваются» мышцы души.

Игнатий Брянчанинов

Игнатий Брянчанинов

«Грех – причина всех скорбей человека и во времени, и в вечности. Скорби составляют как бы естественное последствие, естественную принадлежность греха…»

Знаменитый богослов XIX века мог сделать блестящую карьеру офицера, но Бог распорядился иначе. Тяжелая болезнь вынудила святителя уволиться в запас, а позже стать монахом. Но Игнатий принял выпавшие на его долю скорби со смирением. И стал святым.

В минуты скорби необходимо молиться. Молитва помогает преодолеть разрыв с Богом, призвать в жизнь в благодать и преодолеть все временные невзгоды.

Важно предаваться в руки Божии. То есть внутренне обращаться к Господу со словами «да совершится надо мною, Господь мой, воля Твоя». Это, кстати, верный способ перестать волноваться.

К сожалению, природа человека такова, что в сытом достатке он забывает о Боге, источнике вечной жизни. Скорби выступают отрезвляющим средством, обращающим нас к Господу.

Для радости в Небесном Царстве необходимы скорби в земной жизни. Аксиома, к которой пришел в своем опыте и святитель Игнатий.

Не принимать скорби означает отвергать шанс на спасение души. Бог дает всем испытания по силам, и если бы это было необходимо, обязательно бы провел беду мимо человека.

Можно выделить главное, в чем схожи точки зрения святых отцов о скорбях. Скорби нас исцеляют, они посылаются нам не в наказание за грехи, потому что Господь желает нам только добра. Это, скорее, путь к спасению через борьбу со страстями, через смирение и осознание своей греховности. Это своего рода «хирургическая операция», которая необходима для нашего спасения, когда не помогают «простые лекарства» (заповеди). Есть мнение святых отцов, что раньше спасались мученичеством за Христа, умирали на поле брани за «други своя» и за Отечество. Сейчас мы спасаемся болезнями и скорбями, иначе наше сердце очерствело бы совсем.

Одним из самых сильных молитвенных щитов христианина считается Псалтырь. Пророк Давид написал многие псалмы книги в состоянии глубокой скорби. Верующие из поколения в поколение находят помощь и утешение, а также таинственное вмешательство Бога в неразрешимые ситуации в Псалтыри.

Вы можете подать записку на чтение Неуспымыаемой Псалтыри в пять русских монастырей. И дай Бог, чтобы Ваша скорбь отошла, а трудности отступили, послужив на пользу духовной жизни:

Покровский женский монастырь

Свято-Троицкий женский монастырь

Свято-Данилов монастырь

Свято-Пантелеимоновский женский монастырь

Введенский Владычный монастырь

СКОРБИТЬ

Смотреть что такое «СКОРБИТЬ» в других словарях:

  • КРАХМАЛ — муж. чисто мучнистая часть семян, особ. хлебных растение; добывается мочкою зерен, в виде белого порошка, более из пшеницы и картофеля; по клейкости своей, идет для придания жесткости и глади белыо, почему и называется также скорбилом (скорбнуть) … Толковый словарь Даля

  • СКОРБЬ — СКОРБЬ, скорбеть, см. скорбить. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

  • СКРЕСТЬ — и скрести что, скребывать и скребать ·многокр. скребнуть, скребонуть однокр. скребать (несовер.) южн. скробать и скробыхать или скре(о)ботать зап., пск. скрябать смол., тамб. и скрянтать пенз. скыркать вят. скоблить, драть, чесать, царапать;… … Толковый словарь Даля

  • СПИСОК ШИНДЛЕРА — «СПИСОК ШИНДЛЕРА» (Schindler s List) США, 1993, 195 мин. Драма. Некоторые наши критики обвинили Стивена Спилберга в хитрой расчетливости, в том, что он ювелирно вычислил свой оскаровский триумф лента «Список Шиндлера» получила семь премий, в том… … Энциклопедия кино

  • Чили — У этого термина существуют и другие значения, см. Чили (значения). Республика Чили исп. República de Chile … Википедия

  • Баба-Яга — О музыкальной группе см. Baba Yaga. Баба Яга … Википедия

  • Шимпанзе — Шимпанзе … Википедия

  • Cold War — Эта статья о компьютерной игре. О политической ситуации читайте в статье Холодная война. Cold War Разработчик … Википедия

  • Кошмары Фредди (фильм) — Кошмары Фредди Freddy s Nightmares: Nightmare on Elm Street: The Series Жанр фильм ужасов Режиссёр Тоуб Хупер и др. В главных ролях Роберт Инглунд Длительность 42 мин … Википедия

  • вздыхать — Охать, стонать. См. любить… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. вздыхать быть без ума, быть влюбленным, быть неравнодушным, любить без памяти, любить безумно, любить до… … Словарь синонимов

Скорбеть или скорбить — как правильно?

Отвечает Есения Павлоцки, лингвист-морфолог, эксперт института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.

Если говорить только о форме инфинитива (то есть начальной), то единственный верный вариант — «скорбеть». Формы «скорбить» не существует, однако встречается она очень часто.

Причин распространенности этой ошибки множество. Стоит в них разобраться.

М. Фасмер в «Этимологическом словаре русского языка», говоря о происхождении слова, называет в том числе старую инфинитивную форму «скорбити», которая исчезла с развитием языка, как и сама инфинитивная форма на «-ти».

М. Фасмер «Этимологический словарь русского языка», том 3, с. 650 — 651

Форма «скорбить» попала в «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, поскольку в момент составления словаря она существовала в речевой практике носителей. Напомним, что Даль фиксировал единицы народного языка, — то есть словарь не является и никогда не был нормативным, а первое его издание датируется 1863–1866 годами. Даже нормативный словарь 1866 года в 2017 году считался бы памятником. Чтобы убедиться в этом, можно обратиться к «Словарю Академии Российской» 1743 года и попытаться просто прочитать и понять хотя бы одну страницу. Было бы странно искать в нем ответа на вопрос, как правильно употребить слово из речи носителей языка 2017 года, не так ли?

«Словарь Академии Российской» 1735–1743

Но к словарю Даля охотно обращаются именно с этой целью, находят в нем подтверждение и используют его как аргумент.

Правильному обращению к словарям и популяризации лексикографии, к сожалению, уделяется слишком мало времени, поэтому мы смотрим в старый энциклопедический словарь вместо современного нормативного и считаем, что дело в шляпе. Нет, это не так.

По судебнику Ивана IV 1550 года за оскорбление крестьянина следует выплатить штраф в размере 1 рубля. Едва ли сегодня кому-то придет в голову объявить себя оскорбленным крестьянином и потребовать в суде такой внушительной моральной компенсации. Примерно так же смешно искать в словаре Даля актуальную языковую норму.

Таким образом, наличие в «Толковом словаре живого великорусского языка» формы «скорбить» не является аргументом за существование такой нормы сегодня.

Другая причина распространенности ошибки заключается в том, что ряды форм слова «скорбеть» состоят в том числе из слов скорбим, скорбите. Конечно, такое разнообразие обезоруживает. Получается, что если скорбим и скорбите — это правильно, то скорбить — тоже? Всё же нет. Но почему?

Дело в том, что закрепление инфинитива скорбеть произошло по первому спряжению, а закрепление спрягаемых форм скорбим, скорбите — по второму. Можно разобраться в причинах этого процесса тоже, и лучше начать сразу с исторической грамматики, например, с учебника К.В Горшковой и Г. А. Хабургаева. Это очень долго и очень сложно, но очень интересно. А пока примем это как данность: произошел такой процесс.

Итак, запомним, что формы скорбить в современном русском языке все же нет, а форма скорбеть — правильная.

О скорбях

Наша земная жизнь полна скорбей: это болезни, потери, неурядицы и нестроения, неприятности, огорчения, несчастные случаи… Иногда люди унывают от находящих на них скорбей и начинают роптать, порой такой ропот доходит даже до отрицания веры в Промысл Божий.

Что такое скорбь и каковы причины скорбей

Преподобный Никон давал такое определение скорби:

«Скорбь есть не что иное, как переживание нашего сердца, когда что-либо случается против нашего желания, нашей воли».

Преподобный Иосиф учил:

«Немного таких людей, которые терпят скорби и гонения за одну благочестивую жизнь, по сказанному от апостола:“Вси, хотящии благочестно жити, гоними будут”. Все же остальные терпят скорби и болезни для очищения прежних грехов или для смирения горделивого мудрования и для получения спасения».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) называл три причины скорбей и искушений:

«Для того, чтобы мы, во-первых, осознали свою немощь и смирились; во-вторых, для того, чтобы, увидавши свое бессилие и приражения врага, обратились к Богу, Помощнику в скорбях, обретших ны зело; а третье и главное – чтобы мы, перешедши огнь и воду, сделались искусны».

Все скорби наши нужно рассматривать с точки зрения вечности

Оптинские старцы напоминали нам, что все наши скорби нужно рассматривать не с точки зрения кратковременной земной жизни, а с точки зрения вечности, в которой будет жить наша душа.

Преподобный Антоний объяснял, что в Царство Божие нельзя попасть без смирения, а смирению можно научиться только на практике:

«Без смирения в духе спастися невозможно; а смирению от одних слов научиться нельзя, потребна практика, чтобы кто трепал нас и мял и выколачивал кострику (строптивость), без чего и в Царствие Божие попасть нелегко, которое многими скорбями приобретается».

Великий Оптинский старец Амвросий напоминал, что настоящая жизнь есть только приготовление к жизни будущей и без скорбей невозможно получить блаженную участь в будущей жизни:

«Всегда люди жаловались на различные скорби и напасти и болезни, а в настоящее время, кроме других скорбей, все почти жалуются и на тяжелые обстоятельства. И удивляться этому не должно. Настоящая жизнь есть не что иное, как приготовление к жизни будущей».

«Главное средство ко спасению – претерпевание многоразличных скорбей, кому какие пригодны, по сказанному в Деяниях апостольских: “Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное”».

Если скорбь полезно понести, то невозможно избежать ее

Преподобный Анатолий наставлял, что если скорбь полезно понести, то невозможно избежать ее, даже если ты будешь мудр, как царь Соломон:

«Кому нужно и полезно понести скорбь, то вся мудрость Соломона не поможет. Потому что мудрость и совет научают, а скорбь выбаливает страсть или грех. И научает человека не словом, а делом. Потому-то и велики святые, что научились духовной мудрости от опыта и боли сердечной. Даждь, сказано, кровь и приими Духа. Богом, спасающим нас, устроено так, что никто не обойдется без скорбей, потому что Господу всех хочется спасти, а без скорбей спастися невозможно».

И апостолы не могли избежать скорбей

Преподобный Амвросий подчеркивал, что даже апостолы не могли избежать скорбей ради пользы душевной, тем более нам, немощным, не следует их отрекаться. Старец приводил пример апостола Иоанна Богослова:

«Как и чем объяснить то, что возлюбленный наперсник Христов, Иоанн Богослов, обязанный проповедовать Евангелие, вместо того принужден был неподобною женщиною топить городскую баню, и нес эту тяготу в продолжение шести лет. Но за такое притеснение апостола Господь сотворил такое чудо, что весь город обратился к христианской вере, чего проповедью, может быть, нельзя бы было сделать в продолжение 10 лет и более».

А также старец приводил пример апостола Павла, который получил от Господа многие откровения, но и он не был свободен от скорбей:

«Святой апостол Павел пишет о себе так: “За премногия откровения, да не превозношуся, дадеся ми пакостник плоти”. Александр, ковач, много ран телесных нанес апостолу Павлу, возмутив против него целый город язычествующий».

Всякому благому делу предыдет или последует искушение

Преподобный Макарий напоминал слова святых отцов о том, что всякому благому делу предшествует или последует искушение:

«Скорби же бывают различны – внешние и внутренние… А святые отцы, прошедши сами сей путь, научают нас, что всякому делу благому или предыдет, или последует искушение, а без того оно и твердо быть не может».

Иным – в начале пути, иным – в середине, а иным – уже на конце поприща

Преподобный Иосиф подчеркивал, что посылаются скорби в разные периоды жизни, но избегнуть их никто не может:

«Святые отцы пишут, что иным посылает Господь скорби в начале, иным в середине пути, а иным уже на конце поприща по Своему Премудрому Промыслу. За прошлое благодари, а будущее предай воле Божией».

Непрестанные скорби – признак особого Божия промышления

Старец Варсонофий отмечал, что непрестанные скорби – признак особого Божия промышления о человеке:

«Непрестанные скорби, посылаемые Богом человеку, суть признак особого Божия промышления о человеке. Смысл скорбей многоразличен: они посылаются Им для пресечения зла, или для вразумления, или для большей славы. Например, заболел человек и скорбит об этом, а между тем этою болезнью он избавляется от еще большего зла, которое он намеревался сделать».

Не следует завидовать живущим без скорбей

Преподобный Никон наставлял:

«Бесскорбная жизнь – признак неблаговоления Божия к человеку. Не следует завидовать живущим бесскорбно, ибо конец их бесскорбия плачевен».

Не нужно беспокоиться предчувствиями скорбей

Старец Лев учил не беспокоиться напрасно предчувствиями скорбей, а уповать на Промысл Божий, пекущийся о нас:

«Вас еще беспокоят какие-то предчувствия возможных скорбей. Приписывая их суеверию, можно прямо назвать неверием в Промысл Божий, пекущийся о всякой твари и о нас; когда без воли Божией не падает влас главы нашея, то кольми паче ничего не может случиться с нами скорбного без воли Его».

Нельзя самовольно искать скорбей

Преподобный Макарий советовал не искать самому креста, а принимать тот, который посылает Господь:

«Идя путем креста, не спеши и не выбирай, а принимай тот, который Господь тебе посылает».

Преподобный Никон предостерегал:

«Самовольно вдаваться в скорби есть дерзость, гордыня, безумие. Принимай то, что посылает Бог».

Преподобный Амвросий, лежащий на кровати по болезни

Поучения преподобного Амвросия

Старец Амвросий очень любил короткие и остроумные поучения и часто их к месту употреблял. Такие наставления хорошо запоминались и всплывали в памяти в трудную минуту.

«Если бы на хмель не мороз, то он бы и дуб перерос».

«В пресном молоке, как в дураке, толку мало. Иное дело – сливки и сметана, и особенно из них хорошо сбитое масло и хорошо очищенное и хорошо соблюденное».

«За битого двух небитых дают, да еще не берут».

«Приведу теперь пословицу или поговорку одного веселого и благодушного человека, который имел обычай в подобных случаях повторять: “Сидор да Карп в Коломне проживают, а грех да беда с кем не бывают”. И этот человек, как помню, при многих переменах и переворотах его жизни оставался всегда благодушен и весел…»

О терпении в скорбях

Преподобный Амвросий наставлял: «Искушения неприятны, а полезны, да и податься от них некуда, по сказанному: “В мире скорбни будете”. Значит, в целом мире бесскорбного места не найдешь; везде к одному заключению придешь, что потерпеть нужно. Другого средства к избавлению нет».

А иногда великий Оптинский старец вздыхал коротко:

«Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я».

Преподобный Иосиф также учил терпению:

«Царствие Божие нудится, и без понуждений его никто не получал. Надо сносить тяготы других, а для этого проси у Господа терпения».

Старец Анатолий (Зерцалов) советовал:

«Скорбей у Бога не проси, а пошлет – терпи».

«Конечно, кто всем сердцем обращается к Богу и часто Ему молится, тот избегает многих скорбей; а уж если мы не хотим трудов вольных, то должны терпеть скорби невольные, чтобы не отстать там от святых».

«Помни, что все святые сим путем, то есть путем скорбей, шли и дошли до врат Царства. Другого пути нет. Правда, тебе кажутся твои скорби чересчур велики, но это опять от неразумия твоего: скорби потому-то и скорбны, что больны. Хватают за самое сердце… А чем больнее, тем целительнее».

«Утешьтесь: после ненастных дней всегда бывает вёдро»

Оптинские старцы утешали людей в скорбях. Преподобный Никон писал:

«Никогда не было, нет и не будет на земле беспечального места. Беспечальное место может быть только в сердце, когда в нем Господь».

Старец называл и плоды скорбей:

«Плод скорбей в очищении души и ее духовном состоянии. Его надо хранить».

А закончить нашу главу о скорбях хочется утешающими словами первого Оптинского старца Льва:

«Вы право сказали: вси есмы в бедах и искушениях; прибавлю я: но жив Господь, яко не попустит искуситися выше меры нашей, ибо у Него на весах милосердия всё взвешено: и количество немощей, и сила и потребность скорби, посылаемой нам. Утешьтесь: после ненастных дней всегда бывает вёдро, и всему свое время. Тот, Кто вызвал вас из среды мирного жития вашего в пространство, Тот водворит и мир и устроит всякое успокоение».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

Сенина 2016 вариант 8 сочинение по Искандеру «Скорбь» Он летел на похороны матери Рейс на его самолет уже несколько раз откладывали (ЕГЭ по русскому)

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

В размышлениях и чувствах героя четко выражена позиция автора — человек должен ценить каждую минуту, проведенную рядом с матерью, ценить все то, что матери делают для нас.

Я не могу не согласиться с мнением прозаика. Никто не делает столь многого для человека, как его мать. Она отдает своему ребенку все: свое тело, свое время, буквально свою жизнь, и это — поистине самый великий подвиг из всех. Существует ли кто-либо другой, заслуживающий благодарности больше, чем наши матери?

При прочтении текста Искандера мне вспомнилось стихотворение С. Есенина «Письмо матери». В нем лирический герой обращается к матери, сожалея о том, что так давно не навещал ее. В таких строчках, как «Ты жива еще, моя старушка?», «Ты одна мне помощь и отрада», «Так забудь же ты свою тревогу, не грусти так шибко обо мне», можно отчетливо почувствовать трепетное отношение героя к матери. Он сам себя называет пропойцей, но даже для такого падшего человека мать остается самым дорогим и священным существом.

Но дети часто не замечают всего того, что делают для них их матери, отодвигают их на второй план. Мы можем вспомнить Евгения Базарова из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Евгений пылко любит мать, но никогда не говорит ей об этом, стремясь соответствовать образу не признающего никаких чувств нигилиста. Такое отношение вносит в жизнь Арины Власьевны тревогу, страдание и страх. Только на смертном одре Базаров наконец позволяет себе показать, как сильно любит своих стариков, но это не приносит им успокоения.

Нам кажется, что матери будут рядом с нами всегда, и потому часто пренебрегаем ими, не понимая, как страдает материнское сердце. Но материнский век не вечен, а потому очень важно при жизни выразить всю свою любовь и благодарность, провести с матерью как можно больше времени.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id8204