Слова из Библии

Почему нельзя опустить слова Великий и Исторический в названиях Великий Новгород и Исторический музей?

Расставьте знаки препинания «Настроение января сидеть дома и слушать музыку» Помогите! 8 задание егэ Очень срочно и очень важно!!!Прошу 1 Выписать глаголы с приставками.2Вырисать глаголы в настоящем времени.3Выписать слова к которых звуков больше.чем букв из текста Пчёлки на разведке наступает весна,вот проснулась пчёлка.Прочистила глазки мохнатыми лапками.Зашевелились и подруги.Выглянули они в окошечко.Солнышко светит ярко,везде тепло и светло. Выбрались они и поспешили к яблони.Они прилетели слишком рано. Цветы яблони еще были спрятаны в почках. Полетели пчёлки к вишне, но и на ней нет еще цветочков. Голодные пчёлы хотели уже домой лететь. Вдруг под кустиком они увидели скромную фиалочку. Её чашечка была полна сладкого меда. Наелись напились пчёлки и полетели домой. Прочитайте стихотворение Сергея Острового “Первородство”. К словам привыкаешь день ото дня, А они первородного смысла полны… И когда я слышу: ⏤ Извин и меня! ⏤ Это значит: ⏤ Исключи меня из вины! У слова цвет своего огня. Свое пространство. Свои рубежи. И когда я слышу: ⏤ Обереги меня! Это значит: ⏤ Берегами меня окружи! У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу: ⏤ Защити меня! ⏤ Это значит: ⏤ Спрячь меня под щитом! Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть ⏤ Слово тебе сотворит добро. Автор приводит в пример глаголы, произошедшие от имен существительных. Какие еще глаголы можно истолковать подобным образом, следуя его логике? Варианты ответов : 1) возглавлять 2) оценить 3) воплотить 4)подкрасться 5) держаться 6) выполнить Я вообще не понимаю это задание?) Звукобуквенный разбор слова Сбить?) Прочитайте стихотворение Сергея Острового “Первородство”. К словам привыкаешь день ото дня, А они первородного смысла полны… И когда я слышу: ⏤ Извин и меня! ⏤ Это значит: ⏤ Исключи меня из вины! У слова цвет своего огня. Свое пространство. Свои рубежи. И когда я слышу: ⏤ Обереги меня! Это значит: ⏤ Берегами меня окружи! У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу: ⏤ Защити меня! ⏤ Это значит: ⏤ Спрячь меня под щитом! Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть ⏤ Слово тебе сотворит добро. Автор приводит в пример глаголы, произошедшие от имен существительных. Какие еще глаголы можно истолковать подобным образом, следуя его логике? Варианты ответов : 1) возглавлять 2) оценить 3) воплотить 4)подкрасться 5) держаться 6) выполнить Мне нужно все номер1,2,3 ответы. Прочитай слова и выпиши только те,которые состоят из одной корня.север,трава,стрела,мороз,города,хлеб,дуб,спорт. Помогите с раскраской по падежам? ​

в известном смысле

Смотреть что такое «в известном смысле» в других словарях:

  • Закон в юридическом смысле — резко отличается от З. в смысле научном (естественном). В то время, как под последним разумеется постоянное, определенное и неизменное соотношение между явлениями природы и человеческой, как индивидуальной, так и общественной, жизни, существующее … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ТОЖДЕСТВО — понятие, выражающее предельный случай равенства объектов, когда не только все родовидовые, но и все индивидуальные их свойства совпадают. Совпадение родовидовых свойств (сходство), вообще говоря, не ограничивает числа приравниваемых… … Философская энциклопедия

  • Славянские языки — С. языки составляют одну из семей ариоевропейской (индоевропейской, индогерманской) отрасли языков (см. Языки индоевропейские). Названия славянин, славянские языки не только нельзя считать родственным этимологически слову человек, но даже нельзя… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ — осмысление истории через категории культуры, ценностно смысловое наполнение процессуальных структур истории. В 20 в. под непосредственным и косвенным влиянием символистских и феноменологич. филос. концепций, экстраполируемых с культуры на … Энциклопедия культурологии

  • Маркс — Биография. Учение Маркса. Философский материализм. Диалектика. Материалистическое понимание истории. Классовая борьба. Экономическое учение Маркса. Стоимость. Прибавочная стоимость. Социализм. Тактика классовой борьбы пролетариата … Литературная энциклопедия

  • Платон философ — знаменитый философ, род. в Афинах между 430 и 427 гг. до Р. Хр. По некоторым, впрочем сомнительным, свидетельствам его настоящее имя было Аристокл, а П. только прозвание. Семейство его принадлежало к знатному и богатому роду: по отцу, Аристону,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Платон, философ — знаменитый философ, род. в Афинах между 430 и 427 гг. до Р. Хр. По некоторым, впрочем сомнительным, свидетельствам его настоящее имя было Аристокл, а П. только прозвание. Семейство его принадлежало к знатному и богатому роду: по отцу, Аристону,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Гегель Георг Фридрих Вильгельм — (Georg Friedrich Wilhelm Hegel) может быть назван философом по преимуществу, ибо изо всех философов только для него одного философия была все. У других мыслителей она есть старание постигнуть смысл сущего; у Гегеля, напротив, само сущее старается … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Гегель Георг-Фридрих-Вильгельм — (Georg Friedrich Wilhelm Hegel) может быть назван философом по преимуществу, ибо изо всех философов только для него одного философия была все. У других мыслителей она есть старание постигнуть смысл сущего; у Гегеля, напротив, само сущее старается … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • СПРАВЕДЛИВОСТЬ — общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной по преимуществу под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей; способ обоснования и распределения между индивидами выгод и тягот их совместного существования в… … Философская энциклопедия

  • ЭВДЕМОНИЗМ — (от греч. eudaimonia счастье) философско этическая традиция и жизненная установка, согласно которым единственным или высшим (более предпочтительным, чем все остальные) человеческим благом является счастье; особый, в основе своей телеологический,… … Философская энциклопедия

Синонимы «в известном смысле»

Введите слово и нажмите «Найти синонимы». Поделиться, сохранить:

Найдено 3 синонима. Если синонимов недостаточно, то больше можно найти, нажимая на слова.

Синонимы строкой Скрыть словосочетания
,

Синоним, количество Частота
1 как легко понять (1)
2 как несложно догадаться (1)
3 как мы все знаем (1)

С тем же началом: в известной мере, в известной степени

С таким же концом: в смысле, в широком смысле, в этом смысле, в узком смысле, в каком смысле, в определенном смысле

Слова по отдельности: в, известном, смысле

Другие слова на букву в

Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Поделитесь, если помогло

Наверх На главную

  • Поиск занял 0.007 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем можно заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы, антонимы и предложения (нажмите Ctrl+D), ведь качественный онлайн словарь синонимов русского языка пригодится всегда.

Случайные слова и фразы: полуденный, торговец черным деревом, оплетенный

Предложите свой вариант синонима к «в известном смысле»

Красивые, мудрые мысли из Библии.

Геральт написал(а): Лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.
(2 Кор. XI, 13-15)
* * *
Нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.
(2 Кор. VI, 8-10)
Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
(2 Тим. III, 4)
Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей
нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды.
(Исх. XXIII, 1)
* * *
Не суди превратно тяжбы бедного твоего.
Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника. Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых.
(Исх. XXIII, 6-8)
* * *
Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы,
отступая по большинству от правды.
(Исх. XXIII, 2)
Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!
(Иов. I, 21)
Мудрые наследуют славу, а глупые — бесславие.
(Притч. III, 35)
* * *
Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых;
оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо; потому что они не заснут, если не сделают зла;
пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения;
ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения…
Путь же беззаконных — как тьма; они не знают, обо что споткнутся.
(Притч. IV, 14-19)
* * *
Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.
(Притч. XVI, 19)
* * *
Много замыслов в сердце человека, но состоится
только определенное Господом.
(Притч. XIX, 21)
* * *
Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот
и сам будет вопить — и не будет услышан.
(Притч. XXI, 13)
* * *
Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно
наблюдай, что перед тобою, и поставь преграду
в гортани твоей, если ты алчен. Не прельщайся
лакомыми яствами его; это — обманчивая пища.
(Притч. XXIII, 1-3)
* * *
В уши глупого не говори, потому что он
презрит разумные слова твои.
(Притч. XXIII, 9)
* * *
При умножении нечестивых умножается беззаконие;
но праведники увидят падение их.
(Притч. XXIX, 18)
* * *
Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир,
нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.
(Притч. XVII, 1)
* * *
Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.
(Притч. XVI, 3)
* * *
Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.
(Притч. XVII, 13)
Не будь слишком строг, и не выставляй себя
слишком мудрым; зачем тебе губить себя?
(Еккл. VII, 16)
* * *
Не скоро совершается суд над худыми делами;
от этого и не страшится сердце сынов
человеческих делать зло.
(Еккл. VIII, 11)
* * *
Не говори: «отчего это прежние дни лучше нынешних?»,
потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом.
(Еккл. VII, 10)
* * *
Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому
что гнев гнездится в сердце глупых.
(Еккл. VII, 9)
* * *
Во многой мудрости много печали, и кто умножает познания умножает скорбь.
(Еккл. I, 18)
* * *
Род проходит и род приходит, а земля пребывает во веки.
Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит…
Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь…
Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться,
и нет ничего нового под солнцем…
Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется
памяти у тех, которые будут после.
(Еккл. I, 4-11)
* * *
Нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это — доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
(Еккл. III, 22)
* * *
Кто находится между живыми, тому еще есть надежда.
так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву.
(Еккл. IX, 4)
* * *
Не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех их.
(Еккл. IX, 11)
Строящий дом свой на чужие деньги — то же, что
собирающий камни для своей могилы.
(Сир. XXI, 9)
* * *
Если подуешь на искру, она разгорится,
а если плюнешь на нее, угаснет: то и другое
выходит из уст твоих.
(Сир. XXVIII, 14)
* * *
Доколе ты жив и дыхание в тебе, не заменяй
себя никем; ибо лучше, чтобы дети просили тебя,
нежели тебе смотреть в руки сыновей твоих.
(Сир. XXXIII, 21-22)
* * *
Не выдумывай лжи на брата твоего, и не делай
того же против друга. Не желай говорить
какую бы то ни было ложь; ибо повторение
ее не послужит ко благу.
(Сир. VII, 12-13)
* * *
Не пренебрегай человека в старости его, ибо и мы
стареем. Не радуйся смерти человека, хотя бы он был
самый враждебный тебе: помни, что все мы умрем.
(Сир. VIII, 7-8)
* * *
Наушник оскверняет свою душу и будет
ненавидим везде, где только жить будет.
(Сир. XXI, 31)
* * *
Кто роет яму, сам упадет в нее, и кто
ставит сеть, сам будет уловлен ею.
(Сир. XXVII, 29)
* * *
Не давай воде выхода, ни злой жене — власти; если она не ходит под рукою твоею, то отсеки ее от плоти твоей.
(Сир. XXV, 28,29)
* * *
Не делай зла, и тебя не постигнет зло; удаляйся
от неправды, и она уклонится от тебя.
(Сир. VII, 1,2)
* * *
Во время сытости вспоминай о времени голода,
и во дни богатства — о бедности и нужде.
(Сир. XVIII, 25)
* * *
Не завидуй славе грешника, ибо не знаешь,
какой будет конец его.
(Сир. IX, 14)
* * *
Не будь навязчив, чтобы не оттолкнули тебя,
и не слишком удаляйся, чтобы не забыли о тебе.
(Сир. XIII, 13)
* * *
При чужом не делай тайного, ибо не знаешь, что он сделает. Не открывай всякому человеку твоего сердца,
чтобы он дурно не отблагодарил тебя.
(Сир. VIII, 21,22)
* * *
Каков правитель народа, таковы и служащие при нем.
(Сир. X, 2)
Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью.
(Пс. CXXV, 5)
* * *
Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут.
(Пс. XXXVI, 1-2)
* * *
Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими: Господь же посмевается над ним, ибо видит, что приходит день его. Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить идущих прямым путем: меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся.
(Пс. XXXVI, 12-15)
* * *
Что хвалишься злодейством, сильный? … ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду; ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный: за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища и корень твой из земли живых. Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним : «вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем». (Пс. LI, 3-9)
* * *
Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя.
Никогда не даст Он поколебаться праведнику.
(Пс. LIV, 23)
Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
(Матф. XXIII, 12)
* * *
Просите, и дано будет вам; ищите и найдете;
стучите и отворят вам; ибо всякий просящий получает,
и ищущий находит, и стучащему отворят.
(Матф. VII, 7,8)
* * *
Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам
в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
(Матф. VII, 15)
* * *
Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом
судите, таким будете судимы; и какою мерою
мерите, такою и вам будут мерить.
(Матф. VII, 1,2)
* * *
Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга
вашего перед свиньями, чтобы они не попрали
его ногами своими.
(Матф. VII, 6)
* * *
Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность
человека к жене, то лучше не жениться.
Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано. Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так, и есть скопцы, которые сделали себя сами скопцами для царства небесного. Кто может вместить, да вместит.
(Матф. XIX, 10-12)
* * *
Блаженны, изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
(Матф. V, 10)
* * *
За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься,
и от слов своих осудишься (Матф. XII, 36-37)
* * *
Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне.
(Матф. VI, 24)
* * *
Не хлебом одним будет жить человек,
но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
(Матф. IV, 4)
* * *
И враги человеку — домашние его (Матф. X, 36)
* * *
Не то, что входит в уста оскверняет человека;
но то, что выходит из уст, оскверняет человека
(Матф. XV, 11)
Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот.
(Мк. III, 24-25)
* * *
Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.
(Мк. III, 27)
* * *
Восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вы же берегитесь… (Мк. 13, 22-23)
Кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь.
(Лк. VIII, 18)
* * *
Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным,
ни сокровенного, что не сделалось бы
известным и не обнаружилось бы.
(Лк. VIII, 17)
* * *
Никакой пророк не принимается в своем отечестве.
(Лк. V, 24)
* * *
Много званых, но мало избранных.
(Лк. XIV, 24)
* * *
Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете (Лк. VI,25)
* * *
Терпением вашим спасайте души ваши.
(Лк. XXI, 19)
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
(Ин. I, 1)
* * *
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его
(Ин. I, 5)
Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный,
могущий обуздать и все тело.
(Иак. III, 2)
* * *
Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
(Иак. II, 15-17)
* * *
Всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
(Иак. III, 7-8)
* * *
Сомневающийся подобен морской волне,
ветром поднимаемой и развеваемой.
(Иак. I, 6)
* * *
Язык — небольшой член, но много делает…
Он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? (Иак. III, 5, 8-12)
* * *
Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
(Иак. IV, 7)
В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет
страх, потому что в страхе есть мучение.
Боящийся несовершен в любви.
(1 посл.Иоан. IV, 18)
* * *
Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит,
тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит,
как может любить Бога, которого не видит?
(1 посл.Иоан. IV, 20)

1 Коринфянам 8:5 Хотя и есть те, кого называют «богами», на небе или на земле, как есть много «богов» и много «господ», 6 для нас есть только один Бог, Отец, от которого всё, и мы для него; и один Господь, Иисус Христос, через которого всё, и мы через него.
Вы к кому обращаетесь в молитвах?

Библейские фразы, ставшие крылатыми

Евангелие очень глубоко проникло в нашу жизнь. Библейские понятия и цитаты растворились в быте даже неверующих людей. Достаточно того, что современное летоисчисление ведется от Рождества Христова, а этимология седьмого дня недели, воскресения, уводит нас к известным новозаветным событиям. Часто мы слышим от учителей и преподавателей «знать как «Отче наш»». При этом подразумевается, что знать нужно очень хорошо, практически наизусть. И хотя в современном обществе немногие могут похвастаться заученным текстом этой молитвы, выражение, пришедшее еще из дореволюционных времен, используется повсеместно.

Это далеко не единственные примеры. Гораздо чаще люди, сами того не зная, цитируют слова Иисуса, записанные в четырех канонических Евангелиях. Однако при этом их смысл бывает искажен настолько, что они принимают значение обратное первоначальному, либо же употребляются в абсолютно неуместных ситуациях.

Все мы знаем выражение «не хлебом единым жив человек». Обычно оно используется, чтобы подчеркнуть духовное наполнение совершаемого нами действия, например, похода в театр. Однако бывает и так, что эти слова приводятся в дословном значении, например, когда на обеденном столе кроме хлеба есть еще и мясо. Само по себе это выражение не может существовать без своего оригинального продолжения: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». (Матфея 4:4) Только так становится понятно, что же на самом деле имел в виду Иисус Христос.

Не раз мы слышали «Кто придет к нам с мечом – от меча погибнет». Корнями это выражение уходит в текст Нового Завета, однако немного перефразированное, оно приобрело кровожадный смысл, который вовсе в него не закладывался. В Библии мы можем прочитать следующее: «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». (Матф.26:52) «Кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убитому мечом». (Откр.13:10) Иисус говорит нам о том, что насилие порождает только насилие.

Характеристика «не от мира сего», применимая к человеку, имеет негативную окраску, подразумевается, что у этого человека не все в порядке с головой. Новозаветное выражение приобрело несвойственный ему смысл. Утверждая, что «Царство Мое не от мира сего» (Иоан. 18-36), Иисус имеет в виду лишь то, что Он является не земным царем, но небесным.

Четыре Евангелия дали миру очень много слов и выражений, которые используются сегодня в совершенно разных значениях. Это «поцелуй Иуды», «умыть руки», «камень преткновения», «заблудшая овца», «нести свой крест», «минует меня чаша сия», «нет пророка в своем отечестве» и т.д. Это в очередной раз показывает, что Библия – сосредоточение великой мудрости для человека.

Адамовы веки . Адам — имя первого человека на земле, прародителя рода человеческого. Отсюда возникло выражение «адамовы веки (времена)», употребляемое в значении: давняя старина.

Альфа и омега (чего-то) — основа всего, самое главное, начало и конец (альфа и омега — первая и последняя буквы греческого алфавита). Выражение восходит к библейскому тексту: «Я есмь альфа и омега, начало и конец», — говорит Господь.

Беден, как Лазарь. Петь Лазаря. Выражение возникло из Евангелия (Лука, 16, 20—21), из притчи о нищем Лазаре, который лежал в струпьях у ворот богача и рад был бы напитаться хоть крохами, падающими со стола его. В старину нищие-калеки, выпрашивая подаяние, пели «духовные стихи» и особенно часто «стих о бедном Лазаре», созданный на сюжет евангельской притчи. Стих этот пелся жалобно, на заунывный мотив. Отсюда пошли выражения «петь Лазаря», «прикидываться Лазарем», употребляемые в значении: жаловаться на судьбу, плакаться, клянчить, притворяться бедняком, несчастным.

Рембрандт ван Рейн. Возвращение блудного сына

Блудный сын. Выражение возникло из евангельской притчи о блудном сыне (Лука, 15, II—32), в которой рассказывается о том, как некий человек разделил имение свое между двумя сыновьями; младший пошел в дальнюю сторону и, живя распутно, расточил имение свое. Испытав нужду и лишения, он вернулся к отцу своему; отец сжалился над ним, обнял его и поцеловал; и сын сказал ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Но отец велел одеть его в лучшую одежду и устроил в честь него пир, сказав: «Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Выражение «блудный сын» значит: сын, вышедший из повиновения отцу; употребляется в значении: человек беспутный, нравственно нестойкий, но чаще в значении: раскаявшийся в своих заблуждениях.

Бросать камень — осуждать, обвинять, чернить, порочить кого-либо. Выражение из евангельского рассказа. Когда книжники и фарисеи, искушая Иисуса, привели к нему женщину, уличенную в прелюбодеянии, он сказал: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (в древней Иудее существовал обычай побивать преступников камнями).

Вавилонский плач. Вавилонское пленение. Вавилонская тоска. Выражения возникли из Библии, из 136-го псалма, в котором говорится о тоске иудеев, находившихся в вавилонском плену и с плачем вспоминавших о своей родине: «На реках вавилонских тамо седохом и плакахом…»

Вавилонское столпотворение. Выражение возникло из библейского рассказа о попытке построить в Вавилоне башню, которая должна была бы достигнуть неба. Когда строители начали свою работу, разгневанный Бог «смешал язык их», они перестали понимать друг друга и не могли продолжить постройку (Бытие, II, 1—9). (Церк.-слав.: столпотворение—строение столпа, башни.) Употребляется в значении: беспорядок, бестолочь, шум, суматоха.

Валаамова ослица. В Ветхом Завете говорится об ослице месопотамского волхва Валаама, отправившегося одолевать чарами израильтян по наушению царя моавитян Валака. Ослица воспротивилась этим коварным замыслам и не желала идти, Валлам принялся ее бить. Тогда, к великому удивлению Валаама, ослица вдруг заговорила человеческим голосом (Книга чисел, гл. 22, ст. 28): «И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: чту я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?» В наши дни выражение употребляется иронически в применении к молчаливым и покорным людям, неожиданно заговорившим, запротестовавшим.

Валтасаров пир. Жить Валтасаром. Выражение возникло из Библии (Книга пророка Даниила, 5) из рассказа о пире у халдейского царя Валтасара (Балтазара), во время которого таинственная рука начертала на стене письмена, предвещавшие гибель царю; в ту же ночь Валтасар был убит, и его царством овладел Дарий Мидянин. Употребляется в значении: веселая, легкомысленная жизнь во время какого-либо бедствия. «Жить Валтасаром» — беспечно роскошествовать.

Вера горами двигает — убежденность в правоте какого-либо дела помогает преодолевать все трудности, с ним связанные. Выражение восходит к евангельскому тексту: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас».

Вернуть на круги своя — крылатая фраза, означающая возвращение чего-либо или кого-либо на обычное место, к исходному положению, а также то, что ничего нового на земле нет, всё повторяется вновь. Происходит из Ветхого Завета (Книга Екклесиаста, глава 1, стих 6): «Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои».
Ветхий Адам . Выражение восходит к Посланиям апостола Павла к римлянам (6, 6), ефесянам (4, 22), колоссянам (3, 9), где имеет значение: грешный человек, который должен нравственно переродиться. Отсюда «совлечь с себя ветхого человека, Адама» получило значение: духовно обновиться, освободиться от старых привычек, взглядов.

Внести свою лепту. В евангельском повествовании есть эпизод, где бедная вдова жертвует на храм две последние лепты (мелкие монеты). Выражение означает «принять участие в каком-то деле, пусть даже незначительное».

Волк в овечьей шкуре. Выражение возникло из Евангелия: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Матф. 7, 15). Употребляется как характеристика лицемера, скрывающего свои дурные намерения под маской добродетели.

Время разбрасывать камни, и время собирать камни. Эта известная фраза происходит из Книги Екклесиаста – одной из книг Ветхого Завета. Всё в жизни происходит в строгой последовательности, в зависимости от Божественного миропорядка, и человек не в силах его изменить. В наши дни в выражение вкладывается такой смысл: неминуем час, когда за всё, ранее содеянное, придётся нести ответственность.

Глас вопиющего в пустыне. Это библейское выражение относится к Иоанну Предтече, жившему в пустыне в строгом посте и призывавшего народ к покаянию (Исаия, 40, 3; цитируется: Матф., 3, 3; Марк, 1, 3; Иоанн, 1, 23). В наше время выражение употребляется в значении: призыв, остающийся без внимания, без ответа.

Египетская работа. Выражение это, употребляемое в значении: тяжелый, изнурительный труд, возникло из библейского рассказа о тяжелых работах, которые выполняли евреи, находясь в египетском плену (Исход, 1, 11, 13—14).

Египетские казни. Выражение это, употребляемое в значении: жестокие, губительные бедствия, возникло из библейского мифа о десяти казнях, которым Бог подверг Египет за отказ фараона освободить евреев из плена: превратил воду в кровь, наслал жаб, мошек, моровую язву и прочие бедствия. (Исход, 7—12).

Египетский плен. Выражение возникло из библейского рассказа о тяжелом положении евреев, находившихся в египетском плену (Исход, 1). Употребляется в значении: тяжелая неволя.

Заблудшая овца. Так говорят о человеке беспутном, сбившемся с правильного пути. Выражение возникло из Евангелия (Матф., 18, 12; Лука, 15, 4-6). Господь Иисус Христос через притчу о заблудшей овце объяснял фарисеям, почему Он столько внимания уделяет грешникам.

Запретный плод. Выражение употребляется в значении: что-нибудь заманчивое, желанное, но запрещенное или недоступное. Возникло из библейского повествования о древе познания добра и зла, плоды которого Бог запретил есть Адаму и Еве. (Бытие, 2, 16-17).

Златой телец. Выражение употребляется в значении: золото, богатство, власть золота, денег, — по библейскому рассказу о тельце, сделанном из золота, которому евреи устроили поклонение в пустыне, пока Моисей находился на горе Синай (Исход, 32).

Змий-искуситель. Выражение употребляется в значении: соблазнитель; восходит к библейскому рассказу о том, как змий, «мудрейший из всех зверей, сущих на земле», соблазнил Еву вкусить запретного плода от древа познания добра и зла, за что она и Адам были изгнаны из рая (Бытие, 3).

Ждать до второго пришествия. В момент Вознесения Иисуса Христа два ангела предстали Его ученикам с предсказанием о Втором Пришествии: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Первые христиане ожидали, что это событие наступит со дня на день. И в дальнейшем богословы разных стран многократно «назначали» дату Второго Пришествия и Конца Света, но все их прогнозы не сбывались. В наши дни выражение «ждать до Второго Пришествия» означает длительное напрасное ожидание.

Избиение младенцев. Выражение возникло из евангельского рассказа об умерщвлении всех младенцев в Вифлееме по повелению иудейского царя Ирода, после того как он узнал от волхвов о рождении Царя Иудейского (Матф., 2, 1—5 и 16). Желая убить Младенца Иисуса и не зная, как Его найти, Ирод умертвил всех младенцев от двух лет и младше в Вифлееме, общим числом 14 тысяч. Употребляется как определение жестокого обращения с детьми, а также когда шутливо говорят о строгих мерах, применяемых по отношению к кому-либо вообще.

Иуда-предатель. Иудин поцелуй. Выражения возникли из евангельскоого рассказа о предательстве одного из двенадцати учеников Иисуса — Иуды Искариота; своего Учителя он предал за тридцать сребреников иудейским первосвященникам; приведя стражу в Гефсиманский сад, где находился Иисус, Иуда сказал, что того, кого он поцелует, нужно взять, и тотчас подошел к Иисусу и поцеловал Его (Матф., 25, 48—49; Марк, 14, 44; Лука, 22, 47). Имя Иуды стало синонимом предателя; выражение «иудин поцелуй» употребляется в значении: предательский поступок, лицемерно прикрытый проявлением любви, дружбы.

Каждой твари по паре. Так шутливо говорят о смешанном, пестром составе людской группы, толпы, общества. Выражение это возникло на основе библейского рассказа о всемирном потопе, от которого спасся только благочестивый Ной со своей семьей, так как Бог велел ему построить ковчег. Ной, по повелению Бога, взял с собой по семь пар «чистых» и по одной паре «нечистых» животных всех пород для сохранения жизни на Земле после потопа.

Камень преткновения. Выражение употребляется в значении: затруднение, на которое наталкивается кто-нибудь в каком-нибудь деле. Библейский смысл выражения значительно глубже. В книге пророка Исаии (8, 14) Камнем Преткновения именуется Христос, Спаситель мира, которого не приняли старейшины и первосвященники израильские, тем самым упустив главный смысл своей веры.

Поставить во главу угла. Выражение заимствовано из Евангелия от Матфея (21:42): «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла». Слова заимствованы из псалма 117: 22–23. Господь приводит их, чтобы показать иудеям, что образ их поведения по отношению к Нему предсказан в Писании. Сравнение заимствовано из строительной практики древности. Обычно большие и самые твердые камни клали на углах основания (фундамента). Иисус Христос – основание Церкви, поэтому нередко сравнивается с таким краеугольным камнем (см.: Деян. 4: 11; Рим. 9: 33; Еф. 2: 20; 1 Пет. 2: 7).

Краеугольный камень. Основа, важнейшая, существеннейшая часть; главная идея.
Выражение из Библии: «Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный», — так говорит пророк Исайя.

Камня на камне не оставить. Уничтожить, разрушить до основания. Выражение из Евангелия: «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне, все будет разрушено», — слова Христа, предсказание о гибели Иерусалима от рук римлян в 70 году н.э.

Книга за семью печатями. Выражение пришло из Откровения Иоанна Богослова, самой таинственной книги Нового Завета. В повседневной речи имеет значение «что-либо непонятное, скрытое, совершенно недоступное разумению».

Козел отпущения. Человек, на которого сваливают чужую вину, ответственность за других. Библейское выражение, возникшее благодаря обряду, существовавшему у древних евреев: в день отпущения грехов первосвященник возлагал обе руки на голову живого козла в знак возложения на него грехов еврейского народа, после чего козел изгонялся в пустыню.

Кающаяся Магдалина. Мария Магдалина (из г. Магдалы), по евангельскому рассказу (Марк, 16, 9; Лука, 7, 37—48; 8, 2), была исцелена Иисусом Христом, изгнавшим из нее семь бесов, после чего она раскаялась в своей греховной жизни и стала одной из верных Его последовательниц. Образ евангельской кающейся Магдалины был широко популяризирован мастерами итальянской живописи, в особенности Тицианом (1477—1576), Корреджо (1494—1534), Гвидо Рени (1575—1642). По ее имени «кающимися магдалинами» стали называть женщин, после развратной жизни вернувшихся к труду. Такое словоупотребление восходит к уставам убежищ для «кающихся магдалин», возникших в средние века при женских монастырях; самые ранние убежища организованы в 1250 г. в Вормсе и Меце. В России магдалинские убежища существовали с 1833 г. «Кающимися магдалинами» иронически называют также лиц, плаксиво кающихся в своих проступках.

Кто не работает, тот не ест. Этот лозунг в советское время приписывался авторству Ленина и фигурировал на многих плакатах. А между тем изначально слова принадлежат апостолу Павлу, который написал во втором послании к Фессалоникийцам: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».

От лукавого. Выражение «от лукавого» употребляется в значении «лишнее, неправильное, во вред». Иисус Христос запретил клясться небом, землею, головою клянущегося, сказал: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх того, то от лукавого».

Манна небесная. Что-либо желанное, крайне необходимое, редкое. «Ждать как манны небесной» — ждать с большим нетерпением, сильным желанием, очень сильно.
Согласно Ветхому Завету, манна небесная — пища, которую Бог посылал иудейскому народу каждое утро с неба, когда сыны Израиля скитались по пустыне на протяжении сорока лет.

Молох. Приносить жертву Молоху. Выражения эти употребляются как символ жестокой, неумолимой силы, требующей человеческих жертв. Возникли по имени финикийского божества, о котором упоминается в Библии.

Не хлебом единым жив человек. Выражение из Библии (Второзаконие, 8, 3; Матф., 4, 4; Лука, 4, 4). Употребляется в значении: человек должен заботиться об удовлетворении не только своих материальных, но и духовных потребностей.

Не от мира сего. Выражение из Евангелия, слова Иисуса: «Царство мое не от мира сего» (Иоанн, 18, 36). В обиходном смысле применяется к людям, погруженным в мечтания, блаженным, чуждающимся забот о реальном.

Неопалимая купина. Выражение это употребляется как образное определение нерушимости, сохранности. Согласно библейскому повествованию — чудесный горящий, но не сгорающий куст терновника, в пламени которого Бог явился Моисею.

Якопо Тинторетто. Несение креста

Нести свой крест. Тяжелый крест. Так говорят о тяжелой судьбе, тяжелых страданиях кого-либо. В таком смысле слово крест было употреблено Самим Иисусом Христом: «И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».

Не сотвори себе кумира. Дословная цитата второй из Десяти Заповедей Ветхого Завета (Исход, 20, 4). Употребляется в значении: не покланяйся слепо кому-, чему-либо, как идолу.

Ноев ковчег. Ковчег спасения. Выражения возникли из библейского рассказа о всемирном потопе, от которого спасся Ной со своей семьей и животными, так как Бог заранее повелел ему построить ковчег (Бытие, 6, 7). Употребляются в значении: помещение, заполненное множеством людей; средство спасения.

Посыпать пеплом главу. Глубоко скорбеть по поводу какого-нибудь бедствия, утраты чего-нибудь ценного. Выражение восходит к рассказу из Библии о древнем обычае евреев посыпать голову пеплом или землею, оплакивая несчастие свое или близких.

Притча во языцех. Выражение из Библии (Второзаконие, 28, 37). Притча — краткий рассказ с нравоучительным смыслом; слово «языци» — языки, наречия, а также — народы, племена. «Притча во языцех» — то, что получило широкую известность, у всех на устах, сделалось предметом общих разговоров, вызывая неодобрение и насмешки.

Смертный грех. Семь смертных грехов. Очень большой порок, непростительный проступок. В религиозных представлениях — тяжёлый грех, влекущий за собою потерю спасения души в случае отсутствия покаяния. В католичестве смертных грехов насчитывается семь. В православной аскетике им соответствуют восемь главных греховных страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.

Содом и Гоморра. Выражение, означающее распущенность, а также крайний беспорядок, шум, суматоху. Восходит к ветхозаветному рассказу о городах Содоме и Гоморре, которые за тяжкие грехи их жителей были разрушены огненным дождем и землетрясением. На месте этих городов образовалось Мертвое море.

Соль земли. Употребляется в значении «наиболее активная, творческая сила народа».
Выражение из Евангелия; слова Иисуса Христа ученикам: «Вы — соль земли».

Суета сует и всяческая суета. Употребляется в значении «мелочные заботы, все ничтожное, бесполезное, не имеющее истинной ценности». Выражение из Ветхого Завета: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует,- всё суета! (…) Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё — суета и томление духа!»

Николай Ге. Суд царя Соломона. 1854

Суд Соломона. Выражение это употребляется в значении мудрого и верного решения. Основано оно на библейском рассказе (Третья книга Царств, 3, 16—28). Однажды к мудрому царю Соломону пришли две женщины с просьбой разрешить их спор. Одна из них сказала: «Мы живем вместе, и у нас было по сыну одного возраста. В прошлую ночь она во сне нечаянно придушила своего сына и переложила мертвого ко мне, а моего живого взяла к себе». Но другая утверждала, что та сама задушила своего ребенка и теперь хочет отнять у нее живого ее сына. Соломон велел подать ему меч и сказал: «Так как обе женщины присваивают себе ребенка, то рассеките его на две части и отдайте половину одной и половину другой». Тогда женщина, сын которой был жив, сказала: «Отдайте ей этого ребенка, только не убивайте его». Но другая настаивала: «Пусть же будет ни мне, ни тебе». И тогда Соломон решил, что мать ребенка именно та, которая умоляет не убивать его. На сюжет этого библейского рассказа написаны другие, вошедшие в разные сборники легенд, известные в древней Руси. Повести под заглавием «Суд Соломона» встречаются в рукописных сборниках XVI—XVII вв. Суд этот изображался на лубочных картинках (И. Порфирьев, История русск. словесности, ч. 1, Казань. 1897, с. 261—262)

Тьма кромешная. Полная, беспросветная тьма; невежество, тягостная, мрачная жизнь.
В тексте Евангелия так называется ад, преисподняя.

Умывать руки. По евангельскоому рассказу Понтий Пилат, вынуждаемый согласиться на казнь Иисуса, умыл руки перед толпой и сказал: «Невиновен я в крови Праведника сего». Отсюда произошло выражения для снятия с себя ответственности «я умываю руки».

Хлеб насущный. Необходимые средства для жизни, для существования. Самое важное, существенное, жизненно необходимое. Из молитвы в Евангелии: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь (хлеб, нужный для существования, дай нам на сей день)».

Что посеешь, то и пожнешь. Это меткое выражение прочно вошло в нашу жизнь. А происходит оно из послания апостола Павла к Галатам: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную».

И еще несколько выражений, не библейских, но так или иначе связанных с верой и религией

По христианскому обычаю, человека, которому оставалось недолго жить, священник исповедовал, причащал и кадил ладаном. В результате для обозначения болезненного человека или еле работающего устройства закрепилось выражение «дышит на ладан».

По представлениям некоторых народов, всякий нераскаявшийся грешник, если над ним тяготеет проклятие, после смерти выходит из могилы в виде упыря, вампира, вурдалака и губит людей. Чтобы снять заклятье, нужно выкопать останки покойника и промыть сохранившиеся кости чистой водой. Сегодня выражение «перемывать косточки» обозначает разбор характера человека.

В старину считали, что душа человека помещается в углублении между ключицами, ямочке на шее. В этом же месте на груди был обычай хранить деньги. Поэтому о бедном человеке говорят, что у него «за душой ничего нет».

Выражение «после дождичка в четверг» возникло из-за недоверия к Перуну, славянскому богу грома и молнии, днём которого был четверг. Мольбы к нему часто не достигали цели, поэтому о несбыточном стали говорить, что это случится после дождичка в четверг.

Месть; мстить | Библейская энциклопедия Брокгауза

II. Только Бог может наказывать за содеянное зло. «У Меня отмщение и воздаяние» (Втор 32:35; Рим 12:19; Евр 10:30), – говорит Он. Бог не случайно назван «Богом воздаяний» (Иер 51:6,56), ибо Он поражает Своих врагов (Втор 32:41 и следующие). В Библии говорится о том, что наступит «год возмездия» (Ис 34:8) и придет «день отмщения» (Ис 61:2; Иер 46:10; Лк 21:22). Этот день Божьего суда станет одноврем. днем облегчения для «робких душею» (Ис 35:4) и годом искупления для принадлежащих Богу (Ис 63:4). Христос при Своем Втором пришествии в славе также принесет отмщение тем, кто противился Благой Вести (2Фес 1:8). Отсюда понятны обращенные к Богу призывы об отмщении, бытовавшие вплоть до времен НЗ. Так испытуются люди, которые не хотят ждать, пока Бог совершит возмездие (см. Пс 124:3). «Где же ваш Бог?» – спрашивают христиан неверующие, когда речь идет о наказании за совершенное зло. В этот момент верующие могут впасть в искушение, молясь о том, чтобы сделалось известным «пред глазами нашими» Божье отмщение (Пс 78:10), или взывая: «Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя! Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым!» (Пс 93:1,2). Пр. Иеремия, которому жители его родного г. Анафофа грозят расправой, взывает к Господу: «Дай увидеть мне мщение Твое над ними!» (Иер 11:20). Даже ученики Иисуса, возмущенные отказом самарян пустить Иисуса в их селение, хотят призвать с неба Господне отмщение (Лк 9:52 и следующие). И на небе души мучеников вопиют «громким голосом, говоря: доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр 6:10).

Крылатые фразы библейского происхождения. Анна Шляпо

На самом деле первоисточник их -– в библейских выражениях. Библия – это духовная сокровищница человечества. Слово Священного Писания – творящее Слово. Посеянное в душах людей Слово дало свой плод в культурах и языках народов мира. В языки мира вошло великое множество высказываний из Библии. (Даже фраза “великое множество” — тоже оттуда).

Вот некоторые крылатые библейские выражения:

* * *

Происхождение фразы «Да будет свет» — из Библии: «И сказал Бог: “Да будет свет!” И стал свет. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер и было утро».

* * *

Кто с мечом придет, от меча и погибнет. – «Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52).

* * *

Кто не работает, тот не ест. – «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2-е Фес. 3, 10).

* * *

Хам. – Так звали одного из трёх сыновей Ноя (Хам, Сим, Иафет), от которых населилась вся земля после всемирного потопа. Он оказался непочтительным к своему отцу и подвергся его проклятию.

* * *

«Голубь мира» появился не благодаря рисунку Пикассо или пионерской организации СССР. – Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес ему масличный лист как свидетельство того, что потоп окончился, появилась суша, гнев Божий сменился милостью (Быт. 8, 11). С тех пор голубь с масличной (оливковой) ветвью стал символом примирения.

* * *

Притча во языцех (у всех на устах, предмет общего разговора). – «И будешь… притчею и посмешищем у всех народов» (Втор. 28, 37). По-церковнославянски «у всех народов» – «во всех языцех».

* * *

От лукавого (лишнее, ненужное, сделанное во вред). -– «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5, 37), слова Иисуса Христа.

* * *

Грехи молодости. -– «Грехи юности моей … не вспоминай … Господи!» (Пс. 24, 7).

* * *

Тьма кромешная (символ ада). – «А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 8, 12). По-церковнославянски «тьма внешняя» — «тьма кромешная».

* * *

Суета сует. Имеется в виду малость людских хлопот и дел перед Богом и Вечностью. – «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, всё суета!» (Еккл. 1, 2).

* * *

В поте лица (тяжким трудом). – «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19), – сказано Богом Адаму, изгоняемому из рая.

* * *

Вернуться на круги своя (возвращение к началу какого-либо жизненного этапа). – «И возвращается ветер на круги свои» (Еккл. 1, 6) (по-церковнославянски «на круги своя»).

* * *

Внести свою лепту (внести посильный вклад). -– Лепта была мелкой медной монетой. По словам Иисуса, две лепты вдовы, положенные в храмовую жертвенницу, стоили гораздо больше богатых пожертвований, т.к. она отдала всё, что имела (Мк. 12, 41-44; Лук. 21, 1-4).

* * *

Во главу угла (главное, приоритетное). – «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс. 117, 22). Многократно цитируется в Новом Завете (Мф. 21, 42; Мк. 12, 10; Лк. 20, 17; Деян. 4, 11; 1-е Петра 2, 7).

* * *

Корень зла (источник зла). -– «Как будто корень зла найден во мне» (Иов. 19, 28). «Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6, 10).

* * *

Ни на йоту не уступить (не уступить ни на малость). – «Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё» (Мф. 5, 18). Под йотой здесь подразумевается знак древнееврейского алфавита — йод, по форме похожий на апостроф.

* * *

Кто не со мною, тот против меня. Кто не с нами, тот против нас. -– «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30). Этими словами Иисус Христос подчёркивал, что в духовном мире существует только один выбор: добра или зла, Бога и отвержения Его. Третьего не дано.

* * *

Молочные реки, кисельные берега. -– Выводя иудейский народ из египетского рабства, Господь обещал благодатное место, «где течёт молоко и мёд». Цитируется многократно в Ветхом Завете (Исх. 3, 8; Чис. 13, 28 и др.) Выражение «молочные реки, кисельные берега» как место беззаботной привольной жизни прочно закрепилось в русских народных сказках.

* * *

Волк в овечьей шкуре (лицемер, прикрывающий свое злонамерение мнимым благочестием). – «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7, 15).

* * *

Время разбрасывать камни, время собирать камни (всему свое время). – «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться и время умирать; … время разбрасывать камни, и время собирать камни; … время войне, и время миру» (Еккл. 3, 1-8). Вторая часть выражения (время собирать камни) употребляется в значении: время созидания.

* * *

Выпить чашу до дна (претерпеть испытание до конца). – «Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил» (Ис. 51, 17).

* * *

Всякой твари по паре. -– Из повествования о Всемирном потопе, об обитателях Ноевого ковчега. (Быт. 6, 19-20; 7, 1-8). Употребляется часто в ироническом смысле.

* * *

Глас вопиющего в пустыне. -– Выражение из Ветхого Завета (Ис. 40, 3). Цитируется в Новом Завете (Мф. 3, 3; Мк. 1, 3; Ин. 1, 23) по отношению к Иоанну Крестителю. Употребляется в значении: отчаянный призыв.

* * *

Зарывать талант в землю (не дать развиться способностям, заложенным в человеке). -– Из евангельской притчи о рабе, зарывшем в землю талант (мера веса серебра) вместо того, чтобы употребить его в дело и получить прибыль (Мф. 25, 14-30). Слово «талант» впоследствии стало синонимом выдающихся способностей.

* * *

Камень преткновения (препятствие на пути). «И будет Он… камнем преткновения и скалою соблазна» (Ис. 8, 14). Цитата из Ветхого завета. Часто цитируется в Новом Завете (Рим. 9, 32-33; 1-е Петра 2, 7).

* * *

Умывать руки (устраниться от ответственности). – «Пилат, видя, что ничто не помогает, … взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего» (Мф. 27, 24). Римский прокуратор Понтий Пилат совершил ритуальное умывание рук в знак непричастности к совершаемому убийству (Втор. 21, 6-9).

* * *

Камня на камне не оставить (разрушить до основания). – «Не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24, 2) – пророческие слова Иисуса о предстоящем разрушении Иерусалима, которое произошло через 70 лет после распятия Христа.

* * *

Манна небесная (неожиданная помощь). -– Пища, посланная Богом с неба израильскому народу во время скитаний в пустыне (Исх. 16, 14-16; Исх. 16, 31).

* * *

Метать бисер перед свиньями – понапрасну тратить слова перед людьми, не желающими или не умеющими оценить их смысл. – «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими» (Мф. 7, 6). По-церковнославянски жемчуг – это бисер.

* * *

Лезть на рожон (предпринимать что-либо, заведомо обречённое на неудачу). – Рожон – это заострённая палка для управления бычьей упряжкой; заострённый шест, кол. «Трудно тебе идти против рожна», — предупредил Иисус Христос Савла, ярого гонителя христиан (Деян. 9, 5). Потрясённый встречей с Богом, Савл стал одним из проповедников христианства — апостолом Павлом.

* * *

Не от мира сего. – «Вы от мира сего, Я не от сего мира» (Иоан. 8, 23) – из разговора Иисуса Христа с иудеями, а также «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36) – ответ Христа Понтию Пилату на вопрос, он ли есть Царь Иудейский. Выражение применяется по отношению к людям, отрешенным от реальностей жизни, чудакам.

* * *

Не сотвори себе кумира. Выражение из второй заповеди Божьей, запрещающей поклонятся ложным богам, идолам (Исх. 20, 4; Втор. 5, 8).

* * *

Не судите, да не судимы будете. -– Цитата из Нагорной проповеди Иисуса Христа (Мф. 7, 1 ).

* * *

Не хлебом единым. – «Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор. 8, 3). Цитируется Иисусом Христом во время Его сорокадневного поста в пустыне в ответ на искушение сатаны (Мф. 4, 4; Лк. 4, 4).

* * *

Невзирая на лица. – «Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушайте» (Втор. 1, 17). «Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, невзирая на лица» (Иак. 2, 1).

* * *

Книга за семью печатями (нечто недоступное). – «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, … запечатанную семью печатями. … И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее» (Откр. 5, 1-3).

* * *

Козел отпущения (существо, несущее ответственность за других). – Животное, на которое символически возлагались грехи, совершенные всем израильским народом. (Лев. 16, 21-22). По древнееврейскому обряду, в день отпущения грехов первосвященник клал руки на голову козла и тем самым возлагал на него грехи всего народа. Затем козла уводили в Иудейскую пустыню и отпускали.

* * *

Ничтоже сумняшеся. Ничтоже сумняся. – «Но да просит с верою, нимало не сомневаясь» (Иак. 1, 6). По-церковнославянски: «Да просит же верою ничтоже сумняся». Выражение употребляется в ироническом смысле: не слишком сомневаясь.

* * *

Отделять зерна от плевел (отделять истину от лжи, плохое от хорошего). – Из евангельской притчи о том, как враг посеял плевелы (злостные сорняки) среди пшеницы. Хозяин поля, опасаясь, что при выборке плевел можно повредить неокрепшую пшеницу, решил дождаться созревания ее и тогда выбрать сорняки и сжечь (Мф. 13, 24-30; 36-43).

* * *

Перекуем мечи на орала (призыв к разоружению). – «И перекуют мечи свои на орала, и копья свои -– на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2, 4). Орало -– плуг.

* * *

Посыпать голову пеплом (знак крайнего отчаяния и скорби). – Древний обычай иудеев в знак скорби посыпать голову пеплом или землею. «И возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу» (Иов 2, 12); «… разодрал одежды свои и возложил на себя … пепел» (Есф. 4, 1).

* * *

Плоть от плоти (родственная близость). – «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» — слова о Еве, созданной Богом из ребра Адама (Быт. 2, 23).

* * *

Хранить, как зеницу ока (хранить, как самое драгоценное). – «Храни меня, как зеницу ока» (Пс. 16, 8). «Хранил его, как зеницу ока Своего» (Втор. 32, 10).

* * *

Власть тьмы (торжество зла). – «Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы» (Лук. 22, 53) — слова Иисуса Христа, обращенные к пришедшим взять Его под стражу.

* * *

Бог дал, Бог и взял. -– «Господь дал, Господь и взял» (Иова 1, 21).

* * *

Не рой яму другому, сам в нее попадешь. -– «Кто роет яму, тот сам упадет в нее» (Книга Притчей Соломоновых 26, 27).

* * *

Нет пророка в своем отечестве. -– «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Мф. 13, 57).

* * *

Что посеешь, то пожнешь. -– «Что посеет человек, что и пожнет» (Гал. 6, 7).

* * *

Посеешь ветер, пожнешь бурю. – «Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю» (Книга Пророка Осии 8, 7).

* * *

Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет. – «Все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52).

* * *

Соль земли. -– «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5, 13).

Это неисчерпаемое словесное сокровище Книги книг можно замечательно использовать для того, чтобы заинтересовать в чтении Священного Писания, для «погружения» в библейский материал подрастающего поколения: можно вместе с детьми прочитывать определенные места из книг Ветхого и Нового Завета и выписать попавшиеся крылатые словосочетания, выражения и фразы; вспоминать пословицы и поговорки, считающиеся народными, находить их библейский первоисточник; зачитывать цитату из Библии и разбирать это место в книге с его истинным значением в контексте Священного Писания; проводить разного рода словесные викторины, игры «знатоков библейского слова»; проводить конкурсы иллюстраций к тем или иным крылатым выражениям.

Этот процесс познания истинности употребляемых нами в повседневной речи слов и выражений, а также нахождение их первоосновы может оказаться очень увлекательным для юных исследователей.

Таким образом и знакомство с Библией станет мотивированным и увлекательным, пусть это будет сначала лишь поиск уже знакомых слов и выражений, но со временем эта удивительная, главная Книга человечества, хранящая в себе бесценные сокровища Духа, Книга Книг, может стать самым верным другом для молодых душ на все случаи жизни, и они будут с интересом и радостью обращаться к ней; и уже не только в поисках крылатых выражений, но «с жаждой» припадать к этому вечному источнику живых истин.

Использованные источники:

Лилия Ратнер. Что такое христианское искусство. Интернет-журнал «Решение».

Вечные истины. Крылатые слова библейского происхождения. По оригинальному изданию (г. Новосибирск). Валерий Мельников.

Источник: Газета Эском – Вера. 2011 г.