Смирение
Содержание
- Смирение (в христианстве)
- Определения
- Понятие смирения как христианской добродетели
- Смирение в Священном Писании
- Ссылки
- Примечания
- Значение слова смиренный
- СМИРНЫЙ
- 407. Считаете ли Вы смирение добродетелью?
- Рассказ из жизни митрополита Антония Сурожского «О смирении»
- Смирение в рассказе Клайва Стейплза Льюиса
- О смирении в поэзии
- Некоторые высказывания о смирении
Смирение (в христианстве)
Жизнь христианина
Христианский портал
Христианин
Благодать · Рождение свыше
Крещение · Покаяние
Исповедь · Причащение
Венчание · Монашество
Церковь · Священство
Каноническое право
Грех · Смерть
Христианские добродетели
Вера · Благочестие
Любовь · Милосердие
Смирение · Скромность
Искренность · Кротость
Терпение · Молитва
Гостеприимство
Христианское богословие
Троица · Библия
Грехопадение · Спасение
Иисус Христос
Искупительная жертва ·
Христианское богослужение
Вселенские соборы
Эсхатология
п • о • р
Смире́ние — добродетель, противоположная гордыне, и одна из самых главных добродетелей в жизни христианина. В духовной жизни христианина проявляется в том, что человек в любых обстоятельствах пребывает в мире с самим собой и Богом, не возвышает себя над кем бы то ни было, имеет в своём сердце убеждение, что все духовные заслуги дарует ему только Бог, а также пребывает в любви по отношению к ближним.
С точки зрения христианства, наличие в сердце у человека смирения ведёт к глубокому и прочному душевному миру, любви к Богу и людям, состраданию ко всем.
Определения
Согласно толковому молитвеннику Д. И. Протопопова 1915 года, смиренный — униженный грехами, жалкий. То, что смиренный сознаёт себя жалким, видно из молитв св. отцов из последования ко Святому Причащению. Так, свт. Василий Великий говорит: не отчаяваю своего спасения окаянный (по-гречески: οὐκ ἀπογινώσκω τήν ἐμαυτοῦ σωτηρίαν ὁ ἄθλιος), а это слово — ἄθλιος (окаянный) — и значит жалкий. Подобно ему и прп. Симеон Новый Богослов: да пребудеши, якоже рекл еси, со мною треокаянным (ἵνα μείνῃς, καθώς εἶπας, μετ’ ἐμοῦ τοῦ τρισαθλίου). Прп. Иоанн Дамаскин в своей молитве Аз же окаянный, все Твое тело дерзая восприяти, да не опален буду (᾿Εγώ δέ ὁ ἐλεεινός, ὅλον σου τό σῶμα τολμῶν δέξασθαι, μή καταφλεχθείην) употребляет слово ἐλεεινός, которое тоже значит жалкий, вызывающий жалость. А о том, что душа его унижена грехами, так говорит свт. Иоанн Златоуст в своей молитве перед Причастием: изволи внити и в дом смиренныя моея души, прокаженныя и грешныя (κατάδεξαι εἰσελθεῖν καί εἰς τόν οἶκον τῆς ταπεινῆς μου ψυχῆς, τοῦ λεπροῦ καί ἁμαρτωλοῦ), употребляя слово ταπεινή — смиренная, униженная.
Понятие смирения как христианской добродетели
Смирение — это трезвое видение самого себя. Смирение, можно условно разделить на три категории (для удобства восприятия), но по сути — это одно качество в трех различных проявлениях.
Смирение по отношению к Богу — это видение своих грехов, надежда только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги, любовь к Нему, соединенная с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей. Смирение — стремление подчинить свою волю святой Божьей воле, воле благой и всесовершенной. Поскольку источником любой добродетели является Бог, то вместе со смирением Он Сам вселяется в душу христианина. Смирение же лишь тогда воцарится в душе, когда в ней «изобразится Христос» (Гал. 4:19).
Кроме того, смирение характеризуется принятием жизненных невзгод и бытовых проблем без печали в сердце, со словами «Боже, да будет воля Твоя на всё». Однако смирение не синоним слова «бездействие» в вопросах бытовых и личных проблем и невзгод в жизни человека. То есть, конечно же, нужно искать способы выйти из трудного положения, но если что-то не получается, ни за что не пускать в сердце печаль или уныние.
Нередко по ошибке смирение отождествляют с бездумным и безответственным послушанием каким-то авторитетам не от Бога, или покорностью навязываемым жизнью обстоятельствам, но в действительности смирение — жизнь в мире с Богом, свободное и мужественное согласие с Его волей, ученичество у Христа и готовность брать на себя проблемы, которые из этого проистекают, несение креста.
Смирение по отношению к другим людям — отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого. Эта искренняя незлобивость основана на том, что Господь любит каждого человека, с которым произошло разногласие, так же, как и тебя. Потому как любой человек, вне зависимости от вероисповедания является образом Божиим.
Однако, смирение вовсе не предполагает потворство злу, и безропотное созерцание, когда твой ближний испытывает страдание от злого умысла другого человека. В данной ситуации, предотвращение насилия по отношению к ближнему не идет наперекор понятию «смирения». Смирение — это мир с Богом в любых, самых крайних обстоятельствах, смиренный человек — это тот, кто всегда побеждает зло, но только добром, по слову Апостола Павла «Побеждайте зло добром». Поэтому, когда мы защищаем ближнего, то есть творим добро, мы побеждаем зло — добром.
Смирение по отношению к самому себе — человек, обладающий смирением по отношению к самому себе, не смотрит за недостатками других, зато прекрасно видит собственные. Более того, в любом конфликте, если он действительно виноват, он винит только себя, и на любое справедливое обвинение или даже оскорбление, вызванное его действием (бездействием), в свой адрес, такой человек готов произнести искреннее: «прости».
Вся святоотеческая литература говорит о том, что без смирения не может быть совершено доброе дело, а многие святые говорили, что можно не иметь никакой другой добродетели, кроме смирения, и все равно оказаться рядом с Богом.
С точки зрения христианства, к идеалу смирения должен стремиться каждый христианин, а не только монах, иначе жизнь в церкви, а значит — путь к Богу — окажется бесплодным. Наличие в сердце смирения свидетельствуется глубоким и прочным душевным миром, любовью к Богу и людям, состраданием ко всем, духовной тишиной и радостью, умением слышать и понимать волю Божию, различные точки зрения и позицию других людей.
Смирение в Священном Писании
Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение
— (Прит. 15:33)
Библия содержит обетования благодати и милости Божьей смиренным людям. В частности, апостол Пётр пишет:
…облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время.
— (1Пет. 5:5—6)
В этом, как и во всех прочих отношениях, земная жизнь Божественного Спасителя представляет для верующих совершенный пример и образец.
Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной
— (Фил. 2:8)
Христос Сам заповедал всем христианам учиться у Него смирению (и кротости):
…научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем…
— (Мф. 11:29)
И указал способ обучения:
возьмите иго Моё на себя… ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко
— (Мф. 11:29—30)
а также обещал и награду своим смиренным и кротким ученикам:
…и найдёте покой душам вашим
— (Мф. 11:29) > См. также
- Кротость
- Скромность
- Смирение
> Примечания
- В. Василенко. Краткий религиозно-философский словарь, 1996 г.
- Смирение — Словарь христианина
Ссылки
- Православный портал «Азбука веры»
- Энциклопедический словарь русской цивилизации
- о. Дмитрий Смирнов о смирении (Видео)
- Жилина У. В. Смирение и протест в христианстве.
Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. |
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 14 мая 2011. |
Смирение — моральное качество, характеризующее отношение человека к самому себе. Это — «скромность духа; отсутствие гордыни; кротость». Смиренный человек «скромный в душе; не гордый». Он «вежливый и почтительный» . Смирение не является трусостью или слабостью. На самом деле, гордость отражает слабость, в то время как проявление смирения часто требует мужества и силы.
Смирение — добродетель, покорность, которая может возникнуть от сознания, что совершенство (божество, нравственный идеал, возвышенная цель), к которому человек стремится, остается бесконечно далеким. Смиренное поведение по отношению к внешнему миру исключает неистинное смирение, представляющее собой собственно самоуничижение и рабскую покорность. Истинное смирение составляет нравственную гордость, смысл которой состоит в том, чтобы соизмерять свои силы с недостижимым.
Не все люди, которые кажутся смиренными, обладают настоящим смирением. Некоторые лица, кажущиеся смиренными, на самом деле, может быть, гордые и не останавливаются ни перед чем, пока не добьются того, чего хотят. Затем есть и такие, которые пользуются маской ложного смирения, чтобы произвести впечатление на других.
Лицо, имеющее смирение, не привлекает неуместным образом внимание на самого себя или на свои способности.
Ещё одна польза смирения состоит в том, что она удерживает нас от хвастовства. Благодаря этому мы не раздражаем других и избегаем ставить себя в неловкое положение, если они не в восторге от наших достижений. Смиренный человек слушается совета и принимает наставление. «Наставительные поучения — путь к жизни». (Пр. 6:23) Гордые люди не принимают наставления; они думают, что они никогда не делают ничего неправильного. Смиренные люди, напротив, знают, что они делают ошибки, и благодарны за наставление. Если мы облеклись смирением, мы будем уважать других.
Люди соглашаются, что столкновения между народами и расовая борьба объясняются национальной и расовой гордостью. Но гордость — это противоположность смирению, и «погибели предшествует гордость и падению надменность». (Пр. 16:18) Для условий жесткой борьбы за власть или ресурсы, в которой каждый руководствуется собственными, а не общими интересами, характерно отсутствие или недостаток смирения. В современном обществе существует мнение, что хвастовство, амбициозность, желание выделиться, любыми путями прорваться вверх по служебной лестнице, позволяет достичь большего жизненного успеха, нежели смирение.
Бердяев о смирении: «Смирение есть раскрытие души для реальности… Считать себя самым страшным грешником — есть такое же самомнение, как считать себя святым…Смирение есть не самоуничтожение человеческой воли, а просветление и свободное подчинение её истине».
Другой вариант — смирение это целостное восприятие Жизни, так как ситуации и обстоятельства являются внешним отражением внутреннего состояния души человека. Смирение раскрывается у человека в процессе духовного роста и выхода за пределы собственного эго, активно контролирующего душу человека и ограничивающего её проявления через создание негативных реакций как способа самозащиты, что разделяет единый процесс осуществления Жизни. Необходимо разделять достоинство эго и достоинство Бога в человеке. Как правило происходит подмена последнего на первое и смирение обозначают как унижение достоинства эго-личности, забывая о том, что достоинство Бога унизить невозможно. Смирение — одна из высших добродетелей человека без которого любое «человеческое добро есть мерзость пред Богом» так как это внешнее добро есть лишь благообразная маска прикрывающая внутреннее несовершенство. Смирение не есть рабская покорность и подавленность, оно есть качество раскрытого божественного достоинства человека как творения Божия. Во многих основных религиях, таких как христианство, ислам, иудаизм, буддизм и др. смирение одна из добродетелей позволяющая человеку жить осознанно с Богом уже в этой жизни. За годы воинствующего атеизма в понятие «смирение», как и в другие добродетели, был заложен искаженный смысл, подменяющий истинное значение с целью утверждения жизни без Бога, что уже изначально является ложным так как до сих пор человек лишь открывает законы мироздания, изучает их действие, а не создает их.
> См. также
- Смирение (в христианстве)
Примечания
- Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г.,.
- словарь The World Book Dictionary, том 1, стр. 1030
- Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост.Е.Ф.Губский и др, 2003 г.
Значение слова смиренный
Теперь впереди посланцев от царя выступал смиренный Павел, митрополит Крутицкий; но из-за маски смирения лицо его светилось скрытым злорадством.
Как в мужских, так и в женских монастырях все ему нравилось: продолжительные службы, смиренное одеяние, красота храмов, звон, смиренный вид молящихся, послушание, но более всего — стремление к вечной жизни.
Всегда входи сюда со смирением и кротостью, чтобы и из храма выйти оправданным, как вышел смиренный евангельский мытарь.
Оба они – и смиренный монах-базилианин Полоцкий, и алчущий смирения молодой подьячий Медведев – уставились на девицу столь скоромно и столь жадно, что Матвееву неловко сделалось.
над родом человеческим, он всякое заблуждение в людях исправлял — высоко парящий орел, огонь, выжигающий нечестие, баня, смывающая скверну, гумно чистое, ветер плевелу, одр трудившимся во имя бога, труба, пробуждающая спящих, мирный воевода, венец победы, плавающим пристанище, корабль богатству, оружие на врагов, стена нерушимая, меч ярости, злоумышляющим сеть, ступень неразрушимая, зеркало житию, с богом все творящий и за него борющийся, высокий умом, смиренный в помыслах, ветрам тишина, глубина разума.
Сокрушитель четырех стран света, возвеличивший имя Вавилона, удовлетворивший сердце Мардука, своего владыки, который дни свои служил Эсагилеxxv; семя царственности, которое создал Синxxvi, обогативший город Ур, смиренный богомолец, принесший изобилие в Экишнугальxxvii.
Сама женщина приняла неубедительно кроткий и смиренный вид, стоя перед каретой, не поднимала глаз и сжимала потертый ридикюль обеими руками, словно он мог выхватить сумочку из ее рук и приказать Бейтсу гнать лошадей.
Понимали ли эти два нахлебника, что их попрекают куском хлеба,– не знаю, но животы их еще более втянулись и фигуры съежились, потускнели и стали забитее… Их смиренный вид еще более раздражил Зотова.
СМИРНЫЙ
Смотреть что такое «СМИРНЫЙ» в других словарях:
-
смирный — См. спокойный … Словарь синонимов
-
смирный — СМИРНЫЙ, тихий, ирон. тишайший ТИХОНЯ, овечка, устар. агнец, устар. исусик, устар. или ирон. смиренник, разг., ирон. паинька, разг., ирон. пай мальчик, разг. сниж. телок, разг. сниж. ягненок сов. ПРИСМИРЕТЬ, сов. притихнуть, разг.… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
-
СМИРНЫЙ — СМИРНЫЙ, ая, ое; рен; рна, рно, рны и рны. Спокойный, тихий, покорный. Смирная лошадь. Смирно (нареч.) вести себя. Смирно! (команда: стоять навытяжку, неподвижно). | сущ. смирность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… … Толковый словарь Ожегова
-
смирный — смирный, кратк. ф. смирен (допустимо смирён), смирна, смирно, смирны и допустимо смирны; сравн. ст. смирнее … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
-
Смирный — прил. Кроткий, спокойный, покорный, тихий. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
-
смирный — смирный, смирная, смирное, смирные, смирного, смирной, смирного, смирных, смирному, смирной, смирному, смирным, смирный, смирную, смирное, смирные, смирного, смирную, смирное, смирных, смирным, смирной, смирною, смирным, смирными, смирном,… … Формы слов
-
смирный — буйный … Словарь антонимов
-
смирный — Искон. Суф. производное (суф. ьн ) от смиръ «мир, тишина», в белорус. яз. еще известного и являющегося, вероятно, производным от мир такого же типа, как смерть, счастье, сдоба и пр … Этимологический словарь русского языка
-
смирный — Образовано от смиръ – мир, покой , образованного приставочным способом от миръ по типу смерть … Этимологический словарь русского языка Крылова
-
смирный — см ирный; кратк. форма рен и (разг.) рён, рн а, рно, см ирн ы … Русский орфографический словарь
407. Считаете ли Вы смирение добродетелью?
Некоторые люди считают, что смирение – высшее благо, какое только можно придумать, других напротив – раздражает робость, ожидание чего-то вместо активных действий. Обычно вторая группа людей говорит, что смирение – дела давно ушедших дней, в современном мире ему нет места. Так как же можно оценить смирение? И насколько однозначной будет характеристика? Над этим задумывались многие писатели.
Например, Л.Н. Толстой считал смирение благом и бесспорной добродетелью. Марья Болконская, героиня романа «Война и мир», отличается скромностью, смирением и добротой. Девушка втайне мечтает о личном счастье, замужестве, детях. И она действительно достойна этого. Но после неудачных попыток найти сватовства Марья смирилась, решила жить ради племянника Николушки и отца. Она ухаживает за обоими, поддерживает и защищает. Скромной и робкой Болконской пришлось взять на себя груз принятия решений, когда отец умер, а она осталась одна с маленьким племянником в то время, как на подходе к имению уже были враги. Необходимо было спасать себя и особенно Николушку. Она достойно справилась и с этим испытанием. Марья, несмотря на неудачи в личной жизни, никогда не жаловалась, не злилась, а напротив – совершала только добрые дела, жила радостями и заботами других людей. Именно ее смирение и самоотвержение привлекли в жизнь героини любовь: ее заметил Николай Ростов, увидел в ней прекрасную душу, и ему стало неважно, что Болконская не столь красива внешне. Очевидно, что писатель высоко ценит смирение, как и его любимый герой.
Не менее интересный пример привел М. Горький, который не согласился бы с Л.Н. Толстым. Луку, герой драмы «На дне», характеризуют такие качества, как смирение, мягкость, жалость к людям, стремление их утешить. «Человека приласкать – никогда не вредно» — говорил он. Герой с юмором замечает, что он мягкий, потому что его много мяли. Несмотря на тяжелый опыт, он ко всем относится по-доброму и ласково. Старик думает, что правда бывает слишком тяжелой, поэтому лучше ее смягчать. Лука своими утешениями что-то поменял в жизни обитателей ночлежки: Актер собирается лечиться от алкоголизма, Пепел — начать новую жизнь, а Настя — уйти от Барона. Но реальность разбивает беспочвенные мечтания, только правда помогает трезво смотреть на мир. Все герои от надежд переходят к разочарованию. А самого старца в это время уже нет, он успевает вовремя уйти. В случае с Лукой смирение не явилось добродетелью, так как у него оно смешалось со сладкой ложью, которая затуманила разум многим беднякам, но тем больнее было им узнать, что все надежды рухнули.
Смирение – качество неоднозначное. С одной стороны, оно выражает собой добро, принятие окружающей ситуации, прощение, но с другой стороны, это пассивность, потерянность и даже ложь. На мой взгляд, все должно быть в меру. Смирение может быть добродетелью только тогда, когда не приносит несчастья ни самому человеку, ни окружающим. Иначе оно становится лицемерием и приспособленчеством.
Жизнь христианина
Христианский портал
·
Христианин
Крещение
Спасение · Исповедь
Благодать
Церковь · Таинства
Церковный брак
Церковные взыскания
Грех
Христианские добродетели
Благочестие
Любовь · Милосердие
Смирение · Скромность
Искренность · Кротость
Терпение · Молитва
Христианское богословие
Грехопадение
Искупительная жертва
Христианское богослужение
Второе пришествие
Диспенсационализм
Консерватизм · Либерализм
Смире́ние — добродетель, противоположная гордыне, и одна из самых главных добродетелей в христианской жизни. В духовной жизни христианина проявляется в том, что человек в любых обстоятельствах пребывает в мире с самим собой и Богом, не возвышает себя над кем бы то ни было, имеет в своём сердце убеждение, что все духовные заслуги дарует ему только Бог, а также пребывает в любви по отношению к ближним.
Синонимичными значениями слова «смирение» являются вкупе: кротость, миролюбие, благорасположение, доброжелательность, покорность Богу, забота о ближнем, благодарение, сочувствие, душевное спокойствие, прощение, любовь.
Библия содержит обетования благодати и милости Божьей смиренным людям. В частности, апостол Пётр пишет:
…облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время. (1Пет.5:5-6) |
Наличие в сердце смирения у человека свидетельствуется глубоким и прочным душевным миром, любовью к Богу и людям, состраданием ко всем, духовной тишиной и радостью, умением слышать и понимать волю Божию, различные точки зрения и позицию других людей, а также осознанием своей греховности и искренним раскаянием во всяком злом деле (и даже помысле).
Рассказ из жизни митрополита Антония Сурожского «О смирении»
«Я вспоминаю девушку лет двадцати с небольшим, милой внешности. Пришла ко мне, села и с ужасным выражением лица говорит:
— «Я не могу спастись, я погибаю от тщеславия!»
— «А что ты делаешь против него?»
— «Я не знаю, что делать с ним, я борюсь с ним, но тщеславие побеждает».
— «А в чем же заключается твое тщеславие?»
— «Каждый раз, когда я вижу себя в зеркале или отражение в стекле, то думаю: какая я хорошенькая!»
Я улыбнулся и сказал: — «А знаешь что, это правда!»
Она с ужасом на меня взглянула и воскликнула: — «Что же тогда мне делать? Я погибла!»
— «Нет, ты не погибла. Ты должна научиться преобразовать тщеславие в благодарность. До смирения ни тебе, ни мне еще пути нет, мы не знаем, что такое смирение, это свойство святых. А благодарность — это свойство, которое мы, каждый из нас, можем приобрести в любую минуту».
— «А как же это сделать?» — говорит она.
— «Вот что сделай: три раза в день становись перед зеркалом и перечисляй все черты твоего лица, которые тебе нравятся: лоб, брови, глаза, губы, нос, щеки, в общем, все что ты только можешь видеть в себе хорошего. И когда кончишь, скажи: Господи, спасибо Тебе, что Ты мне все это подарил, потому что я этого не создавала в себе. И прибавь еще: И прости меня, Господи, что на ту красоту, которую Ты мне дал, я накладываю такое отвратительное выражение, которое у меня сейчас на лице».
Я думаю, что это можно применить и к духовным свойствам. «Нищи духом» те, которые сознают, что все, что у них есть, — от Бога, и вместо того, чтобы ради приобретения ложного смирения отказываться от этого, отрицать это, они воспринимают это и обращаются к Богу с благодарностью за то, что Он это им дал.
Смирение в рассказе Клайва Стейплза Льюиса
Очень хорошо различие реального и мнимого смирения описано у К. Льюиса в «Письмах Баламута». Это письма, написаны от лица опытного демона (Баламута) своему юному племяннику (Гнусику) и содержат советы как искушать человека, уводить его от Христа.
Так вот, в 14-м письме есть замечательное место, которое простым понятным языком разъясняет суть смирения. Еще поясню, что поскольку переписка идет от имени бесов, то Врагом в данной ситуации называется Господь, и все, что описывается как благо – на самом деле вред для человека, и наоборот:
«Мой дорогой Гнусик!
Особенно тревожит меня в твоем докладе, что подопечный больше не принимает тех самонадеянных решений, которые сопровождали его первоначальное обращение. Он не обещает добродетели, он даже не ожидает благодати на всю жизнь – он только надеется всякий день и час получать поддержку своим скромным силам, чтобы их хватило на борьбу с искушениями. А это очень плохо!
Сейчас я вижу только одно направление действий. Твой подопечный приобрел смирение – заметил ли ты это? Все добродетели для нас менее страшны, чем добродетель смирения, особенно когда человек не осознает ее в себе. Поймай его в тот момент, когда он забыл о духовной бдительности, подсунь ему приятную мысль «А ведь я становлюсь смиренным». Если он очнется, увидит опасность и постарается заглушить новый вид гордыни, заставь его возгордиться этим старанием, и так далее. Но не занимайся этим слишком долго, ибо есть опасность, что ты пробудишь в нем чувство юмора и здравомыслие. Тогда он просто высмеет тебя и пойдет спать.
Но есть и другие эффективные возможности сосредоточить его внимание на этой гнусной добродетели. Смирением, как и любыми другими добродетелями, наш Враг хочет отвлечь внимание человека от самого себя и направить на Него и на ближних. Всякий отказ от самого себя и самоуничижение существуют в конце концов именно для этого; пока они не служат этой цели от них мало вреда. Они даже могут быть нам полезны, если из-за них человек интересуется преимущественно собой.
Кроме того, самоуничижение можно использовать как исходную точку для презрения к другим, для угрюмости, цинизма и жестокости. Поэтому ты должен скрыть от пациента истинную цель смирения. Пусть он под смирением подразумевает особенное (а именно – плохое) мнение о своих способностях и своем характере. Не сомневаюсь, что определенные способности у него действительно есть. Укрепи его в мысли, что смирение состоит в том, чтобы ставить эти способности как можно ниже. Конечно, они и в самом деле менее ценны, чем он думает.
Но не в этом дело. Самое главное – чтобы он ценил свое мнение больше, чем истинность, и вносил тем самым хоть крупицу нечестности и надуманной веры в самый центр того, что в ином случае угрожает стать добродетелью. При помощи этого метода мы заставили тысячи людей думать, что для красивой женщины смиренно считать себя уродом, для умного мужчины – считать себя дураком.А поскольку то, во что они старались верить – явная ерунда, им эта вера не дается, и мы можем до бесконечности вращать их мысли вокруг них самих, ибо они стараются достичь недостижимого.
Чтобы предупредить выпады Врага, мы должны знать Его цели. Враг хочет привести человека в такое состояние, когда он мог бы спроектировать лучший в мире собор, знать, что этот собор хорош, и радоваться этому, но не больше и не меньше, чем если бы его спроектировал кто-нибудь другой. В сущности, Враг хочет, чтобы человек был совершенно свободен от предубеждений в свою пользу и мог радоваться своим способностям так же искренне и благодарно, как и способностям ближнего, восходу солнца, слону или водопаду.
Он хочет, чтобы каждый человек в мире увидел, что все существа (в том числе и он сам) великолепны и прекрасны. Он хочет по возможности скорее разрушить в человеке животное самообожание, но, боюсь, конечная Его цель — в том, чтобы восстановить в нем благожелательность и милосердие ко всякому творению, включая себя самого. Когда он действительно научится любить ближнего, как самого себя, ему будет дано любить себя, как ближнего. Мы никогда не должны забывать самую отталкивающую и необъяснимую черту нашего Врага: Он действительно любит этих безволосых двуногих, которых Он создал, и правая рука Его всегда возвращает им то, что отнимает левая.
Поэтому Он будет всячески стараться, чтобы твой подопечный вообще перестал думать о том, какая ему цена. Он не рад, если люди считают себя скверными. В ответ на твои старания подсунуть ему тщеславие или ложную скромность Он напомнит, что от человека вообще не требуется никакого мнения о своем таланте, так как он прекрасно может им пользоваться, не решая точно, какая же из ниш в храме славы предназначена для него. Ты во что бы то ни стало должен исключить эту Вражью мысль из сознания пациента. Кроме того, Враг будет убеждать еще в одной истине, которую они все признают, но которую им трудно почувствовать: что они не создали самих себя, что все их способности дарованы Им и гордиться талантами так же глупо, как гордиться цветом волос. Враг всегда старается отвлечь человека от такой гордости, а ты должен фиксировать на ней его внимание. Враг даже не хочет, чтобы они сверх меры копались в своих грехах — чем скорее человек после покаяния займется делом, тем Врагу лучше.
Твой любящий дядя Баламут.»
О смирении в поэзии
Смириться — значит, жить с чистым сердцем,
Смириться — значит открыться добру.
Смирение — это есть ключ ко спасению:
К радости, счастью — в этом грешном миру
Смирение — одно очень важное слово,
Смирение — способно возвысить до неба,
Смиритесь — под руку Господа Бога,
И спокойствие ваше не потревожат проблемы.
Но каковы же пути, этого мудрого слова?
Как же суметь претворить его в жизнь?
Ответом послужат три несложных глагола:
Покаяться сердцем, прощать и любить.
М.Н.
Некоторые высказывания о смирении
Брат спросил старца: «Что есть смирение?» Старец отвечал: «Смирение состоит в том, чтобы делать добро тем, которые делают нам зло». Брат возразил: «Если человек не достиг такой меры, что ему делать?» Старец сказал: «Пусть избегает людей, избрав своим подвигом молчание» (Святитель Игнатий (Брянчанинов))
Не тот проявляет смиренномудрие, кто осуждает себя… но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви. (Преподобный Иоанн Лествичник)
Кто желает быть подобным Богу, пусть будет, по силе человеческой, кротким и смиренным.
Смиренный не уничижается в лишении и бедности и не оказывается надменным в благоденствии и славе, но постоянно пребывает в той же добродетели.
Смиренный не завидует успеху ближнего, не радуется его сокрушению, а, напротив, радуется с радующимися и плачет с плачущими.
Смиренный не клевещет брату на брата (это сатанинское дело), но служит для них миротворцем, не воздавая злом за зло.
Смиренный ненавидит самолюбие, потому не домогается первенства.
Смирение есть проявление духовной мощи в победе над самостью. Смирение есть раскрытие души для реальности. Считать себя самым страшным грешником — есть такое же самомнение, как считать себя святым. Смирение есть не самоуничтожение человеческой воли, а просветление и свободное подчинение ее истине. (Николай Бердяев)
Необходимо лишь смирение, для того чтобы святость Божья пребывала в Его творении и сияла через него (Эндрю Мюррей) .
В понятиях Святой Руси смирение — одна из главных духовно-нравственных ценностей:
- «Смиренье — Богу угожденье, уму просвещенье, душе спасенье, дому благословенье и людям утешенье»,
- «Смиренье — девичье (молодцу) ожерелье»,
При написании этой статьи использовался материал из Библейской энциклопедии архимандрита Никифора, а также христианского портала «Azbyka.ru».
> Примечания
- В. Василенко. Краткий религиозно-философский словарь, 1996 г.
- Смирение — Словарь христианина
- 1 2 Что такое «смирение»
- Православный портал «Азбука веры»
- http://www.rus-sky.com/rc/
- о. Дмитрий Смирнов о смирении (Видео)
Добавить комментарий