Смоленская икона божией матери

Содержание

Древнейшие образы Божией Матери, согласно преданию, принадлежат кисти евангелиста Луки, создавшего их еще при жизни Пресвятой Богородицы. К ним относится и Смоленская икона Божией Матери. Она прибыла на Русь в качестве свадебного подарка императора Византии Константина IX Порфирородного его дочери Анне, сочетавшейся браком с черниговским князем Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого.

Смоленская икона представляет собой список с иконы Богоматери «Одигитрия Влахернская»

Из истории иконы

Наименование «Одигитрия», то есть Путеводительница, связано с чудом, явленным самой Богоматерью, которая однажды привела сама двух слепцов во Влахернский храм, где они по Ее воле прозрели.

Путеводительницей Смоленская икона Пресвятой Богородицы была и во время путешествия Анны из Византии на Русь. После смерти супругов их сын, князь Владимир Мономах перенес икону в Смоленск, в честь чего она получила название «Смоленской».

История Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» связана со многими чудесными избавлениями

Так, благодаря горячей молитве жителей Смоленска их город в 1239 году был избавлен от Батыева нашествия. Известны случаи, когда молитвы перед иконой ограждали от ужасных эпидемий, от нападения врагов и вражеского завоевания. Для православных Смоленская икона «Одигитрия» действительно всегда была Путеводительницей, указующей верный путь.

Икона пользовалась таким почитанием, что в ее честь возводились храмы. Так, была построена церковь Смоленской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге, Арзамасе, Шуе и других городах. Особенно прославилась Шуйская Смоленская икона Божией Матери.

В 1665 году Шую охватила эпидемия моровой язвы, и напуганные жители решили, что нужно написать список со Смоленской иконы. Благочестивый иконописец сделал эскиз, однако на следующий день обнаружил, что поза Младенца Иисуса изменилась: Его правая ножка была поставлена на колено левой. Решив, что это его ошибка, он исправил икону, однако и на следующий день поза Младенца опять стала прежней.

Иконописец счел это Божьим знамением и больше не вносил исправлений. Когда же готовую икону принесли в храм, она воссияла необыкновенным светом, и после молебна моровая язва закончилась. После этого к иконе началось настоящее паломничество, произошло более ста чудес, и царь Алексей Михайлович даже прислал в Шую специальную комиссию, чтобы удостоверить чудотворную силу Шуйской (Смоленской) иконы, что и было сделано.

Описание иконы

По иконографическому типу Смоленская икона Божией Матери относится к одному из древнейших изводов, характерных для византийского письма

Это поясное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом. Пресвятая Дева облачена в одежды багряного (на современных списках часто красного) цвета, что подчеркивает Ее статус как Царицы Небесной. На левой руке Она держит Младенца Иисуса, а правой как бы указывает на Него. Значение этого жеста заключается в том, что Путеводительница указывает путь к спасению через Иисуса Христа.

Иисус также в царственном одеянии золотого цвета, то есть в образе Вседержителя. В Его левой руке находится свиток, символизирующий Его учение, правая рука поднята с перстами, сложенными в жесте благословения. От иконы словно исходит аура веры и надежды на то, что путь к спасению действительно существует, и Одигитрия указует его.

В чем помогает Смоленская икона Божьей Матери

Этой иконой явлено столько чудес, что ее значение не нуждается в объяснениях – она и сегодня остается для православных одним из наиболее чтимых образов Богородицы, покровительницы и защитницы Русского государства. Именно поэтому к ней обращаются с молитвами о защите Родины от вражеских нашествий и войн; о сохранении жизни и здоровья военнослужащих, особенно в горячих точках; об избавлении от эпидемий.

Помогает Смоленская Богоматерь и в семейных делах: защищает семейный очаг от завистников и недоброжелателей; укрепляет стойкость в вере и помогает противостоять искушениям и заблуждениям; помогает исцелиться от тяжких недугов и разрешить сложные жизненные ситуации.

Почитание 10 августа, 18 ноября и 7 декабря (по новому стилю)

Молитва Смоленской Божьей Матери

О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Празднование Смоленской иконы Божьей Матери, именуемой Одигитрия, совершается 10 августа (28 июля ст. ст.). Перед Смоленской иконой Богородицы молятся о даровании здравия и мира.

Смоленская икона Божьей Матери. История

Согласно преданию, Смоленская икона Пресвятой Богородицы оказалась в России в середине XI века (в 1046 году), когда византийский император Константин IX Мономах (ок. 1000-1055 гг.) благословил ею в дорогу свою дочь — царевну Анну (ок. 1030/35 —1067 гг.), которая стала женой князя Всеволода Ярославича (1030-1093 гг.). Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. Сын Всеволода Ярославича, князь Владимир Мономах (1053-1125 гг.), в 1095 году перенес икону из Чернигова в Смоленск, где в 1101 году заложил храм Успения Пресвятой Богородицы, в котором икона и была поставлена и стала именоваться Смоленской.

Согласно церковному преданию, Смоленская икона Богородицы в 1239 году спасла город от нашествия войск Батыя. В XV веке икона оказалась в Москве. Бытует несколько вариантов ее перенесения: в «Русском временнике» говорится, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от литовского князя Свидригайло (ок. 1370-1452 гг.) к великому московскому князю Василию Васильевичу (1415-1462 гг.), дорогой разграбил Смоленск, вместе с другими вещами взял икону Одигитрии и привез ее в дар великому князю в Москву. Другие предполагают, что эту икону дал князь Витовт (около 1350-1430 гг.) своей дочери Софье (1371-1453 гг.), которая являлась супругой московского великого князя Василия Димитриевича (1371-1425 гг.), когда она была в Смоленске в 1398 году для свидания с отцом и получила от него много икон греческого письма. Также есть мнение, что будто бы последний смоленский князь, изгнанный из города в 1404 году литовским Витовтом, прибыл в Москву и привез с собой Смоленскую икону Богородицы вместе с другими иконами. В Москве Смоленская икона была помещена в Благовещенском соборе Кремля, справа от царских врат.

В 1456 году посольство епископа Смоленского Мисаила (1475-1480 гг.) просило великого князя Василия Темного вернуть им икону. Князь, посоветовавшись с митрополитом Ионой (1390-е — 1461 гг.), решил исполнить просьбу смоленских послов и вернуть святыню. Икону торжественно, с крестным ходом, 18 января 1456 года (по другим сведениям — 28 июля 1456 года) вынесли из Кремля и провожали до Саввина монастыря на Девичьем поле, у въезда на Старую Смоленскую дорогу, где после молебна отпустили в Смоленск.

Прежде чем вернуть икону в Смоленск, с нее сняли точный список, который оставался в Благовещенском соборе до 1525 года, когда был перенесен 28 июля в Новодевичий монастырь, основанный годом ранее по случаю возвращения Смоленска России от Литвы; с этого момента и был установлен день празднования иконы — 10 августа (28 июля ст. ст.).

Во время Отечественной войны 1812 года епископ Ириней Фальковский (1762-1823 гг.) вывез 5-6 августа икону из Смоленска в Москву, и в день Бородинского сражения ее вместе с Иверской и Владимирской иконами обнесли вокруг Белого города и Кремля. Перед вступлением французов в город икону вывезли в Ярославль; в 20-х числах декабря она была возвращена в Смоленск. Перед русскими войсками накануне Бородинского сражения была пронесена копия иконы из надвратной церкви Рождества Богородицы Смоленского кремля, написанная в 1602 году; возвращена она была в Смоленск 10 ноября 1812 года. Первообраз иконы хранился в Успенском соборе Смоленска, но после оккупации города немецкими войсками в 1941 году икона не была найдена. В послевоенный период место древней иконы в Успенском соборе Смоленска заняла икона начала XVII века из храма над Днепровскими воротами Смоленского кремля.

Тропарь и кондак Смоленской иконе Богородицы

Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем грешнии, со смирением припадающе и покаянием, вопиюще из глубины душевныя, Владычице помози милосердовавши на ны, и потщися яко изгибаем от множества грехов. Не отврати раб Своих тощ, Тебе бо Едину помощницу имамы.

Кондаки, глас 6

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеем, и Тобою ся хвалим, Твои бо есмы раби, дася не постыдим.

Заступнице християном непостыдная, ходатаице к Творцу непреложная, не презри грешных моления гласы. Но предвари яко блага на помощь нашу, верно вопиющих Ти. Ускори на молитву, и потщися на умоление, заступающи присно Богородице чтущих Тя.

Библиотека Русской веры
Канон Пресвятой Богородице «Одигитрии» →

Читать онлайн

Образ Смоленской Пресвятой Богородицы. Иконография

Смоленская икона Пресвятой Богородицы относится к иконописному типу Одигитрия. Богородица изображена по пояс, левой рукой она поддерживает младенца Христа, держащего в левой руке свиток, а правой рукой благословляющего. На обороте первообраза было изображено распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима. При поновлении иконы в 1666 году к изображению распятия на обороте были добавлены фигуры Богородицы и Иоанна Богослова.

Смоленская икона Богородицы. Дионисий, 1482 год

Смоленская икона Богоматери. Византия (?). Конец XIV в. Москва, ГТГ

Смоленская икона Богоматери. XV в. Покровский собор Рогожского кладбища, Москва

Смоленская икона Богоматери. Конец XV — начало XVI вв. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Смоленская икона Богоматери. Первая половина — середина XVI в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Смоленская икона Богоматери. Тверь. Ок. 1523–1526 гг. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Смоленская икона Богоматери. XVI в. Смоленский собор Новодевичьего монастыря, Москва. Фреска на восточной стене

Смоленская икона Богоматери. Середина XVI в. Ярославский художественный музей, Ярославль

Смоленская икона Богоматери. Начало XVII в. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

Смоленская икона Богоматери. 1564 г. Происходит из местного ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле. Отличительной особенностью ярославской Одигитрии является изображение в верхних углах иконы двух ангелов в облачных кругах, несущих орудия Страстей. Эти орудия — крест, трость и копие — напоминают о грядущих муках Христа, усиливая трагичность и без того скорбных ликов. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль

Смоленская икона Богоматери. Савин Истома. Строгановская школа. Конец XVI в. Дом-музей П. Д. Корина (филиал ГТГ), Москва

Смоленская икона Богоматери. Конец XVI в. Ярославский художественный музей, Ярославль

Храмы и монастыри в честь Смоленского образа Пресвятой Богородицы на Руси

В честь Смоленской иконы Божьей Матери в 1524 году был основан монастырь в Москве, ныне известный как Новодевичий. Обитель основана великим князем Василием III (1479-1533 гг.) в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» — главной святыни Смоленска, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году. На протяжении первых двух столетий своего существования монастырь служил местом заточения царственных особ женского пола. Архитектурный ансамбль монастыря, сложившийся в XVI-XVII веках, с тех пор не претерпел существенных изменений.

Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь

Также в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы была освящена церковь в с. Кушалино Рамешковского района Тверской области. Смоленская церковь в Кушалино была построена в вотчине князя Симеона Бекбулатовича в 1597 году, когда бывший великий князь Тверской уже жил в своем селе в опале. Большая трапезная и колокольня были пристроены позднее. Закрыта церковь в 1930-е гг. Вновь открыта в 1991 г.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Кушалино

В честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы был освящен монастырь в Москве. В 1624-1626 гг. патриархом Филаретом (Романовым) был основан Феодоровский Смоленский Богородицкий мужской монастырь. Монастырь был больничным и домовым у патриарха. В это время были построены храм и колокольня, одна из первых колоколен в Москве. В 1709 г. монастырь был упразднен, иноки переведены в Новинский монастырь, а храм стал приходским. Храм был закрыт после 1917 г. Колокольня разрушена в 1930 гг. Реставрация храма началась в 1984 г. Богослужение возобновлено в 1992 г., восстановлена колокольня. Святыней храма является икона преподобного Феодора Студита.

Храм во имя Смоленской иконы Пресвятой Богородицы в Москве

Икона Пресвятой Богородицы «Смоленская»

Икона Пресвятой Богородицы именуемая «Одигитрия-Смоленская» известна на Руси с древнейших времен. При каких обстоятельствах эта икона появилась на Руси не сохранилось достаточно ясных сведений.

Икона Богоматери именуемая «Смоленская» представляет собой список с «Одигитрии-Влахернской», написанной по преданию святым евангелистом и апостолом Лукой. Согласно с церковным преданием однажды Богоматерь, явившись двум слепцам, привела их во Влахернский храм, и поставив их перед Своею иконою, даровала им зрение. С тех пор икону начали именовать «Одигитрия», что в переводе с греческого значит «Путеводительница». Существует также и другое объяснение наименования этой иконы. Согласно одному из сказаний, в котором сообщается, что греческий император Константин Порфирородный (1042-1054 гг.) благословил этою иконою свою дочь Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. Так как эта икона сопровождала царевну Анну при путешествии из Царьграда в Чернигов и сама икона получила наименование «Одигитрия» («Путеводительница»).

После смерти князя Всеволода Ярославовича и его супруги Анны, икона перешла к их сыну Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Князь Владимир Мономах перенес семейную икону из Чернигова в Смоленск и поставил ее в соборном храме в честь Успения Богородицы. С этого времени икона Пресвятой Богородицы «Одигитрии» стала называться «Смоленской» по месту поставления.

Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особо замечательно избавление Смоленска от татар. В 1239 году во время нашествия на русскую землю полчищ Батыя, один из отрядов неприятеля отправился к Смоленску. Жители города, видя неминуемую гибель и не имея возможности отразить грозного врага, обратились с горячей молитвой к Богородице. Богоматерь услышала их молитвы и даровала спасение городу ради Своей иконы «Одигитрии».

В начале XV века икона «Одигитрии» была принесена из Смоленска в Москву и поставлена, как великая святыня, в Благовещенском соборе Кремля, с правой стороны от Царских врат. Определить точно, кем и по какому случаю принесена эта икона в Москву крайне затруднительно. Одни источники утверждают, что икона была преподнесена в дар великому московскому князю Василию Васильевичу, неким Юргом разграбившим Смоленск. Другие источники предполагают, что эту икону дал (1398 г.) в качестве родительского благословения князь Витовт дочери Софье, при вступлении в брак с великим князем московским Василием Дмитриевичем (1398-1425 гг.). Иные источники утверждают, что последний смоленский князь, изгнанный из города в 1404 году Витовтом, прибыл в Москву и привез вместе с другими святынями икону «Смоленской» Богоматери.

В 1456 году в Москву с воеводой и знатными жителями прибыл епископ Смоленский Мисаил и просил великого князя Василия Васильевича Темного отпустить святую икону Богоматери в Смоленск. По благословению митрополита свт. Ионы, Василий Васильевич решил исполнить просьбу смоленских послов и отпустить икону. 18 января после торжественной службы в Благовещенском соборе икону «Смоленской» Богоматери провожали с крестным ходом до монастыря Саввы Освященного, что на Девичьем поле. Совершив здесь последнее молебное пение, икону отпустили «со многоими слезами» в Смоленск. С чудотворного образа был выполнен список «мера в меру» и поставлен на том месте где стояла чудотворная икона.

В 1525 году великий князь Василий Иоаннович в память возвращения Смоленска в состав русских городов, основал Новодевичий монастырь недалеко от того места, где было последнее молебствие перед «Смоленской» иконой Богородицы. В этот монастырь был перенесен и список иконы из Благовещенского собора Кремля.

В 1666 году икона «Смоленской» Богородицы была вторично принесена в Москву, архиепископом Смоленским Варсонофием, для поновления потемневшей живописи. Поновление древнего образа было выполнено также в 1669 и в 1812 году.

В 1812 году, во время нашествия французов, эта икона была вывезена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена в Москву. Икона была поставлена в Успенском соборе Кремля для поклонения народа. В день Бородинской битвы 26 августа, когда праздновалось сретиние иконы «Владимирской» Богоматери, преосвященный Августин с сонмом московского духовенства, совершил крестный ход с иконами «Владимирской», «Смоленской» и «Иверской» Богоматери вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен.

Перед занятием Москвы французами, икона «Смоленской» Богоматери была отправлена в Ярославль. Здесь она оставалась до самого окончания Отечественной войны 1812 года. После окончания военных действий икона была торжественно перенесена в Смоленск где и установлена вновь в кафедральном соборе.

Икона «Смоленской» Богоматери представляет собой один из древнейших византийских иконографических изводов. Богоматерь изображена в половину роста. Правая ее рука лежит на груди, а левая поддерживает Богомладенца, который в левой Своей руке держит свиток, а правой благословляет род человеческий. Образ Богоматери почти лишен движения, лишь правой рукой она указывает на Иисуса, как на путь спасения (по одной из версий из-за этого икона называется «Путеводительницей»). На обратной стороне иконы изображено Распятие и вид города Иерусалима. Во время поновления иконы в 1666 году к этому изображению прибавлены педстоящие: Пресвятая Богородица и Иоанн Богослов.

До 1941 года древний чудотворный образ «Смоленской» Богоматери находился в смоленском кафедральном соборе в честь Успения Богородицы построенном в 1667 -1679 году. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна. В каталоге древней русской живописи, изданном Государственной Третьяковской галереей в 1963 году лишь сказано, что «икона пострадала от войны».

«Смоленская» икона Пресвятой Богородицы с древнейших времен имеет на Руси великое почитание среди православного народа. Списки с этого образа распространены в огромном количестве. Только чудотворных и особо чтимых списков с этой иконы известно не менее 30. Среди наиболее известных чудотворных списков с этой иконы можно назвать: икону «Одигитрии – Смоленской» над Днепровскими воротами в Смоленске, «Одигитрию – Устюжскую» из Великого Устюга, икону «Смоленская» в Белгороде, икону «Смоленская» из Троице-Сергиевой Лавры, икону «Смоленская–Седмиозерная» из Богородицкой Седмиозерной пустыни близь Казани и др.

В настоящее время в Смоленске прославилась многими чудесами другая икона «Смоленской» Пресвятой Богородицы. История этого чудотворного образа вкратце такова. Икона «Смоленской» Богоматери несколько большего размера, написана в 1602 году. До 1727 года эта икона стояла на крепостной башне над Днепровскими воротами Смоленска, в специальном киоте. В этом году икону радениями правителя губернской канцелярии Длотовского перенесли в деревянный храм в честь Рождества Богородицы, как особо почитаемую. В 1802 году над Днепровскими воротами была сооружена каменная церковь в которую перенесли чудотворную икону. В это же время по благословению преосвященного Серафима обвешавший оклад иконы вновь был отремонтирован и украшен драгоценными камнями и жемчугом.

В 1812 году во время Отечественной войны эта икона была перенесена артиллерийскою ротою полковника Глухова в стан русских войск и все время находилась в 3-й походной дивизии А.П. Ермолова. Перед нею служили благодарственные молебны после каждой победы над неприятелем, перед нею же главнокомандующий М.И. Кутузов со всем войском молил Богоматерь о помощи и спасении России. Накануне знаменитой Бородинской битвы икону носили по всему лагерю для укрепления и поддержки мужества русских воинов. После освобождения от неприятеля икона была возвращена в Смоленск.

В настоящее время эта чудотворная икона находится в специально устроенном кивоте в смоленском кафедральном соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Икона украшена ризой с множеством цветных камней.

Святая икона Божией Матери именуемая «Смоленская» – одна из главнейших святынь русской земли. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой образ заступает и подкрепляет нас указывая путь ко спасению.

Празднование в честь «Смоленской» иконы Богоматери установлено: 28 июля (10 августа) в память прибытия иконы на Русь в 1046 году, 24 ноября (7 декабря) в память заступничества Богородицы при битве с Батыем и 5 ноября в честь изгнания врагов из Отечества в войне 1812 года.

История Смоленская иконы Божией Матери

Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия». Первообраз Смоленской Богородицы очень древний и, по преданию, написан самим апостолом Лукой для антиохийского правителя Феофила. После смерти Феофила этот образ Одигитрии-Путеводительницы вернулся в Иерусалим; в V веке благоверная царица Пульхерия перенесла его во Второй Рим, во Влахернский храм.

Оттуда будущая Смоленская икона попала на Русь. При каких именно обстоятельствах, доподлинно не известно, но случилось это не позднее середины XI века. Согласно преданию, икона стала родительским благословением для дочери Анны византийского императора Константина Порфирородного, которую выдали замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича.

После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес икону Одигитрии – благословение своей матери – из Чернигова в Смоленск, где он княжил с 1097 года, и поставил ее в соборном храме Успения Богоматери, заложенном им же 3 мая 1101 года. С этого времени икона Одигитрии стала называться Смоленскою.

Чудеса иконы

По одной из версий, свое название икона получила тогда, когда Пресвятая Богородица явилась в Константинополе двум слепым и повелела им идти в Свой храм; придя туда, они сразу же исцелились. По другой версии, Одигитрией икону назвали потому, что она сопровождала византийских императоров в их боевых походах. Существуют и иные версии происхождения этого названия.

Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особенно замечательно избавление Смоленска от татар. В 1239 году, во время нашествия на Русскую землю диких полчищ Батыя, один из татарских отрядов зашел в Смоленскую область, и Смоленск подвергся опасности быть разграбленным. Жители, чувствуя себя не в силах отразить грозного врага, обратились с горячей молитвой к Божией Матери. Богоматерь услышала их молитвы и даровала городу спасение.

Татары остановились в Долгомостье, в 24 верстах от Смоленска, намереваясь внезапно напасть на город. В это время в дружине смоленского князя находился один воин по имени Меркурий, человек благочестивый. Именно его Богоматерь выбрала Своим орудием для спасения города. В ночь на 24 ноября в кафедральном соборе, где стояла чудотворная икона Одигитрии, церковный пономарь получил от Нее повеление сказать Меркурию: «Меркурий! Изыди скоро в броне воинской, ибо тебя зовет Владычица».

Сторож сразу же пошел к Меркурию и рассказал ему все. Тот, надевши воинские доспехи, поспешил в храм к иконе Богоматери и там услышал голос, исходящий от иконы: «Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой. Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, не ведающих о нападении ратных; Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему. Но там вместе с победою ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа».

Определяющая богословская идея иконы — пришествие в мир Сына Божия, воплощение Бога ради спасения человечества. Хрупкий Младенец — это Небесный Царь и Грядущий Судия.

Со слезами пал Меркурий пред святою иконою и, выполняя волю Богоматери, без страха пошел на врагов. Ночью проник он в стан неприятельский и убил татарского великана, на которого татары надеялись более, чем на весь свой отряд. Окруженный врагами, Меркурий мужественно отражал все их нападения. Враги видели сопровождавших его молниеносных мужей и Светозарную Жену.

Ее величественный лик приводил их в ужас. Поразив множество татар, Меркурий, наконец, сам был сражен ударом в голову и упал мертвым. Тело его с честью погребли в соборной церкви.

Меркурий Смоленский причислен к лику святых мучеников. Его сандалии и доныне хранятся в Смоленском Успенском кафедральном соборе.

В 1665 году Шую охватила эпидемия моровой язвы, и напуганные жители решили, что нужно написать список со Смоленской иконы. Благочестивый иконописец сделал эскиз, однако на следующий день обнаружил, что поза Младенца Иисуса изменилась: Его правая ножка была поставлена на колено левой. Решив, что это его ошибка, он исправил икону, однако и на следующий день поза Младенца опять стала прежней.

Иконописец счел это Божьим знамением и больше не вносил исправлений. Когда же готовую икону принесли в храм, она воссияла необыкновенным светом, и после молебна моровая язва закончилась. После этого к иконе началось настоящее паломничество, произошло более ста чудес, и царь Алексей Михайлович даже прислал в Шую специальную комиссию, чтобы удостоверить чудотворную силу Шуйской (Смоленской) иконы, что и было сделано.

В начале XV века икона Одигитрии была перенесена из Смоленска в Москву. В 1456 году прибыл в Москву епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и многих знатных граждан и просил московского великого князя Василия Васильевича Темного вернуть святую икону Одигитрии в Смоленск.

По совету митрополита Ионы великий князь исполнил просьбу смоленских послов. Торжественно, с крестным ходом, в воскресенье 18 января провожали Смоленскую икону из Москвы. В 1666 году Смоленская икона Божией Матери вторично была в Москве для поновления потемневшей от времени живописи.

Следующие значимые события, связанные со Смоленской иконой Божией Матери, произошли уже в начале XIX века. Во время Отечественной войны 1812 года икона была вынесена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским), который доставил ее в Москву. Изначально ее поместили в храме святого Василия Неокесарийского на Тверской-Ямской улице, а в дальнейшем перенесли в Успенский собор Кремля (перенесение это возглавил преосвященный владыка Августин).

По дошедшим до нас сведениям, в самый день Бородинского сражения – 26 августа (7 сентября) – владыка Августин вместе с грузинскими епископами Ионой и Пафнутием с крестным ходом обносил Смоленскую икону Божией Матери вокруг Белого города, Китай-города и Кремля. Когда войска Наполеона были изгнаны из России, икона была возвращена в Смоленск, где и пребывала вплоть до 1941 года.

С наступлением Великой Отечественной войны следы древнего чудотворного образа, к сожалению, теряются. Не исключено, что чудотворный образ разделил участь многих православных святынь, которые в те годы массово вывозились немцами из России. Часть из них пропала бесследно, а часть попала в различные частные коллекции. Так или иначе, но память о Смоленской иконе Божией Матери, а также чудотворные списки с нее остались с православными христианами нашей страны навсегда.

Богоматерь чаще всего представлена в поясном изображении, но существуют и ростовые и оплечные варианты, например, Казанская икона. Младенец может располагаться как справа, так и слева от Богородицы, чаще Он изображается сидящим на левой руке Пресвятой Девы.

Композиция иконографии «Одигитрия» такова: Богоматерь и Младенец Христос изображаются почти фронтально, их обращенные к молящемуся лики не соприкасаются. Глава Богородицы может быть немного наклонена к Сыну, рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди.

Пресвятая Дева облачена в одежды багряного (на современных списках часто красного) цвета, что подчеркивает Ее статус как Царицы Небесной. Иисус также в царственном одеянии золотого цвета, то есть в образе Вседержителя. Богомладенец восседает на руках Матери; правой рукой Он благословляет, левой — держит свиток, реже — книгу.

На левой руке Богородица держит Младенца Иисуса, а правой как бы указывает на Него. Значение этого жеста заключается в том, что Путеводительница указывает путь к спасению через Иисуса Христа.

По иконографическому типу Смоленская икона Божией Матери относится к одному из древнейших изводов, характерных для византийского письма.

Списки

Согласно одному из вариантов предания, написанная апостолом Лукой и принесенная из Святой Земли икона попала во Влахернский храм, где тоже был целебный источник и где хранились другие святыни: риза и часть пояса Богородицы. Возможно, во Влахернской церкви был поставлен один из списков, сделанный с первоначальной иконы кисти апостола. Известно, что с оригинального образа было сделано несколько списков, которые прославились чудесами. В любом случае, во Влахернском храме находилась особо чтимая икона Богородицы Одигитрии.

Многочисленные списки чудотворного образа Богоматери Одигитрии отправлялись во все концы империи и за ее пределы. Из Византии иконографический тип Одигитрии попадает на Русь, где по месту создания, пребывания или чудесного обретения подобные иконы получали названия: Торопецкая, Смоленская, Тихвинская, Иверская, Седмиезерная, Казанская.

Этой иконой явлено столько чудес, что ее значение не нуждается в объяснениях – она и сегодня остается для православных одним из наиболее чтимых образов Богородицы, покровительницы и защитницы Русского государства.

В разное время перед ней молились о:

  • защите родной земли от воен.
  • здравии тех, кто на фронте.
  • том, чтобы уберечь от болезней и страшных эпидемий.
  • Чтится она и среди семейных людей, так как семью и ассоциируют с малой родиной. Ей также необходимо святое покровительство.
  • Обращаются к ней с мольбами за тех, кто покинул отчий дом и находятся в деловой поездке или в путешествии. И сами путешественники просят ее о защите и покровительстве на чужих землях.

Помогает Смоленская Богоматерь и в семейных делах: защищает семейный очаг от завистников и недоброжелателей; укрепляет стойкость в вере и помогает противостоять искушениям и заблуждениям; помогает исцелиться от тяжких недугов и разрешить сложные жизненные ситуации.

О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия.

Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Одигитрия» Смоленская

К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м,/ в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний,/ не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи,// Тя бо и еди́ну наде́жду и́мамы.

Перевод: К Богородице ныне усердно прибегнем мы, грешные и смиренные, и к Ней припадем, в покаянии взывая из глубины души: «Владычица, помоги, над нами сжалившись, поспеши, мы погибаем от множества согрешений! Не отпусти Твоих рабов ни с чем: ибо в Тебе имеем мы единственную надежду!»

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Одигитрия» Смоленская

Предста́тельство христиа́н непосты́дное,/ хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное,/ не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы,/ но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас,/ ве́рно зову́щих Ти:/ ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние,// предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.

Перевод: Защита христиан надежная, Ходатайство ко Творцу неизменное! Молитвенных голосов грешников не презри, но скоро приди, как Благая, на помощь нам, с верою взывающим Тебе: «Поспеши с заступлением и ускорь моление, Богородица, всегда защищая чтущих Тебя!»

Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Одигитрия» Смоленская

Перевод: Не имеем иной помощи, не имеем иной надежды, кроме Тебя, Владычица. Ты нам помоги: на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, ибо мы – Твои рабы; да не постыдимся!

Это происходит трижды в год:

  1. 10 августа (28 июля по старому стилю). Она была обозначена в 1525 году. Именно в этот день лик был перенесен из Московского Кремля в Новодевичий монастырь. Эта обитель была основана Василием III, в благодарность Богородице за чудесное избавление города от литовских захватчиков.
  2. 18 ноября (5 ноября по старому стилю), была назначена на честь победы над Наполеоном в 1812 году.
  3. 7 декабря (24 ноября по старому стилю). Этот день отметили на честь победы татаро-монгол жителями Смоленска.

В 1812 году, во время нашествия французов, икона была вынесена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена в Москву, где жители могли помолиться перед ней в Успенском соборе. В день Бородинской битвы, 26 августа, москвичи крестным ходом со Смоленской, Иверской и Владимирской иконами обходили вокруг Белого города, Китай-города и Кремлевских стен.

Перед занятием Москвы французами Смоленская икона была отправлена в Ярославль, где она оставалась до самого окончания Отечественной войны, а затем вернулась в Смоленск. Находившаяся до 1941 года в Успенском соборе Смоленска икона почиталась как первоначальная, привезенная из Константинополя.

Во время Великой Отечественной войны древняя икона бесследно исчезла.

Где можно увидеть чудотворную икону Смоленскую

Список Смоленской иконы сохранился в Благовещенском соборе Московского Кремля, он датируется XV веком. В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря находится список конца XVI в. Список, бывший в Бородинском сражении, помещен над захоронением князя М.И. Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

ВЛАДИМИР МОНОМАХ

Блгв. вел. кн. Владимир Всеволодович Мономах. Миниатюра Царского титулярника, 1672 г.

Владимир Всеволодович Мономах, в крещении Василий (1053/1054 — 1125), великий князь Киевский, выдающийся государственный деятель и писатель, святой благоверный

Память в Соборе Киевских святых

Родился в 1053 или 1054 году в семье Киевского великого князя Всеволода Ярославича и родственницы императора Константина IX Мономаха . Был крещен с именем в честь святителя Василия Великого .

Достигнув 13 лет, с середины 1060-х годов, Владимир назначался наместником своего отца на разные княжеские столы: в 1060-х и 1070-х годах он княжил в Ростове, Владимире-Волынском, Турове; в 1076/1077 — 1078 годах — в Смоленске; с 1078 года — в Чернигове. Около 1073 года женился на Гиде, дочери англо-саксонского короля Гарольда II, и впоследствии у них родилось не менее четырех сыновей. В этот период его действия осуществлялась в рамках политики отца. Это объясняет такие поступки, как поход против Волынского князя Ярополка (Петра) Изяславича в 1085 году — действия которые плохо согласуются с его впоследствии выраженными политическими воззрениями, и о которых сам Владимир Всеволодович умолчал в каталоге своих военных походов в Поучении к детям. Владимиру Всеволодовичу также приходилось исполнять поручения киевских князей: в 1074 году он заключил мирный договор с польским князем Болеславом II; по приказу киевского князя Святослава (Николая) Ярославича он участвовал вместе с сыном последнего Олегом (Михаилом) Святославичем в походе в Чехию осенью 1075 года.

Самостоятельное княжение

По кончине отца 13 апреля 1093 года сделался самостоятельным князем Черниговским. Сразу проявилась характерная черта его политического кредо — верность устоям престолонаследия и забота о единстве государства. Несмотря на свое политическое и военное превосходство, Владимир Всеволодович отказался занять Киевский стол, уступив его двоюродному брату Святополку (Михаилу) Изяславичу, т.к. отец последнего был старшим братом отца самого Владимира. В конце мая-июле 1093 года Святополк Изяславич и Владимир Всеволодович потерпели тяжелые поражения от половцев, на глазах у Владимира спасаясь бегством от половцев утонул его брат Ростислав. В 1094 году, под стены Чернигова с половецким войском пришел другой двоюродный брат Владимира Всеволодовича — изганный ранее из Руси Олег Святославич — и потребовал вернуть себе отцовский Чернигов. Прочно державшийся здесь после 16-летнего княжения Владимир Всеволодович вновь уступил династическому старшинству и ушел в свою вотчину Переяславль Русский — «съжаливъси хрьстьянскых душь, и сел горящих, и манастырь,» как впоследствии писал он «Поучении».

Когда Олег Святославич отказался от совместных действий против половцев и от заключения общерусского междукняжеского договора, в 1096-1097 годах Владимир Всеволодович вместе со Святополком Изяславичем пошли на него войной. В итоге, в октябре 1097 году в Любече всё же состоялся общерусский съезд для прекращения междукняжеских распрей и сплочения против половецких набегов — да «имемся в едино сердце и блюдем Рускые земли» . Идейным вдохновителем съезда считают Владимира Всеволодовича. Согласно Любечскому договору, земельные владения всех Ярославичей были признаны их наследственной собственностью, а Святославичи были, видимо, исключены из престолонаследия (вероятно из-за того что княжение их отца Святослава Ярославича было оценено как узурпация). Таким образом, за Владимиром Всеволодовичем закреплялись Переяславль Русский и Ростов, а сверх того Смоленск и Новгород, где сидел его старший сын благоверный Мстислав.

После 1097 года на Руси установилось соправление Святополка Изяславича и Владимира Всеволодовича. При этом, когда Святополк покусился нарушить любечские соглашения и присвоить себе владения своих двоюродных племянников Ростиславичей, Владимир Всеволодович выступил вместе со Святославичами против него. Характерной чертой этого периода стало исполнение любечких соглашений об общерусском отпоре половецкой опасности. В результате победоносных походов 1103, 1107, 1111 и 1116 годов она была устранена на полвека, и половцы заняли подчиненное место союзников тех или иных русских князей в их междоусобицах. Владимир Всеволодович был главным военным и политическим организатором этих походов. В его глазах они явно имели характер войны за веру: так, во время похода 1111 года, он «пристави попы своя, едучи пред полком пети тропари и коньдакы Хреста Честнаго и канун Святои Богородици» .

Около 1099 года Владимир Всеволодович женился во второй раз, а после 1107 года — в третий и последний. Приблизительно в 1108 году он построил крепость в своей Ростовской вотчине — городе Владимире-на-Клязьме.

Великий князь Киевский

После кончины Святополка Изяславича 16 апреля 1113 года, беспрепятственно, по призыву киевлян сел на княжение в Киеве. Поначалу ему пришлось подавлять волнения и беспорядки, вызванные притеснениями администрации Святополка и финансовым гнетом, особенно ростовщическим. Пространная редакция «Русской Правды» сохранила некоторые его законодательные («Устав Володимерь Всеволодича»), направленные прежде всего на ограничение ростовщических доходов .

Выступление в поход кн. Владимира Всеволодовича. Барельеф Царского места Иоанна IV. Резьба по дереву. 1551 г. (Успенский собор Московского Кремля)

Консолидация русских земель

Владимир Всеволодович объединил в своих руках господство над большей частью Руси за исключением Чернигова, Полоцка и поначалу Волыни. Попытки вооруженного протеста против этого господства со стороны Минского князя Глеба Всеславича и Волынского князя Ярослава Святополчича закончились для них неудачно: оба князя утратили свои владения и погибли. Победы над мятежными князьями еще более укрепили положение Мономаха, приобретшего Волынскую землю. Черниговские Святославичи, Давид и Олег, были вынуждены поддерживать с ним тесный союз, скрепленный, впрочем, уступкой Чернигову в Северской земле Курского Посемья. Демонстрацией единства этих трёх сильнейших князей Руси под верховенством Владимира Мономаха стало торжественное перенесение мощей страстотерпцев Бориса и Глеба из деревянной церкви в каменную в Вышгороде под Киевом, в присутствии митрополита Никифора I и сонма духовенства 2 мая 1115 года.

Важнейшим элементом внутриполитической программы Владимира Всеволодовича стало урегулирование Киевского наследства для обеспечения единства русских земель. Его замысел сводился к сохранению этого княжения в руках старшего сына, благоверного Мстислава Владимировича и его потомства. Для осуществления своего плана он в 1117 году перевел Мстислава из Новгорода под Киев, в Белгород, настояв одновременно на заключении соответствующего договора между Мстиславом и следующим по старшинству Владимировичем — Ярополком. Эти преобразования и вызвали вышеупомянутое возмущение Волынского князя Ярослава Святополчича, поскольку именно к нему Киев должен был перейти по традиционному праву. Владимир Мономах сумел подавить восстание Ярослава и провести в жизнь свой замысел, который, однако, был нарушен вскоре после его кончины.

Внешняя политика

Внутренняя стабилизация Руси сопровождалась обострением внешнеполитических противоречий. В 1112 году Мономах выдал свою дочь Евфимию за Венгерского короля Кальмана, но вскоре брак был расторгнут венгерской стороной. Борьба с Ярославом Святополчичем вылилась в конфликт с Венгрией и Польшей, правители которых Иштван II и Болеслав III Кривоустый поддержали Волынского князя. Конфликт завершился гибелью Ярослава в 1123 году.

В 1116 году началась также война с Восточной Римской империей. Предположительной причиной была борьба за влияние в Нижнем Подунавье, которое стало особенно важно для Руси после потери Тмутаракани в конце XI века. Владимир Мономах женил восточно-римского самозванца Льва Псевдо-Диогена, выдававшего себя за сына императора Романа Диогена, на своей дочери Марице , и поддержал его выступление против императора Алексея I Комнина. После скорой гибели Льва русские гарнизоны заняли ряд нижнедунайских городов, ранее предавшихся Льву. Однако главную имперскую крепость в этом районе — Доростол (ныне Силистра, Болгария) взять не удалось. Мир, условия которого неизвестны, был заключен не позднее 1121-1122 года, когда в империю «за ц(еса)рь» была выдана замуж дочь Мстислава Владимировича. Тогда же Владимир Всеволодович заложил в Киеве церковь во имя Иоанна Предтечи, в которой, по всей вероятности, была положена доставленная из Константинополя реликвия — перст святого Иоанна Крестителя .

Печать кн. Владимира Веволодовича с изображением свт. Василия Кесарийского. XI в. (НГОМЗ). Оборотная сторона

Церковная деятельность

По сказанию Киево-Печерского патерика, еще в юности Владимир Всеволодович был свидетелем огненного знамения при постройке Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Будучи болен, он приехал с отцом в Лавру и был исцелен через золотой пояс преподобного Симона варяга. Впоследствии, уже будучи великим князем, Мономах точно по размерам Киево-Печерского собора создал во всем подобную церковь в городе Ростове . Тот же патерик повествует и другом чудесном исцелении Мономаха, уже во время его княжения в Чернигове около начала 1090-х годов, которое совершилось по молитве преподобного Агапита. По исцелении благодарный князь приходил в монастырь чтобы отблагодарить чудотворца .

В посмертной похвале Владимиру Всеволодовичу в Лаврентьевской летописи князь прославлялся как щедрый храмоздатель, который «не щадяше именья своего… цьркви зижа и украшая» . Кроме вышеозначенных Ростовского собора и Киевской Предтеченской церкви сохранились известия о построении им в 1117 году Борисоглебской церкви на реке Льте (Альте) под Переяславлем Русским, на месте гибели святого князя Бориса. Вообще, автор посмертной похвалы вменяет в заслугу Мономаху «велику веру… к Богу и сродникома своима, к святыма мученикама Борису и Глебу.» Известно о том, что по повелению Владимира Всеволодовича в 1102 году раки святых были окованы серебром и золотом. После перенесения мощей святых князей в 1115 году «комары,» в которых были установлены раки, благодаря Мономаху были украшены кованными по золоту и серебру изображениями святых князей Бориса и Глеба, а также драгоценными светильниками, сенью и прочим. В киевское княжение Владимира Всеволодовича и, очевидно, не без его влияния была создана окончательная редакция «Сказания» о святых Борисе и Глебе.

Возможно, Владимиру Мономаху принадлежал замысел создать епископию в Смоленске. Первым шагом на этом пути было дарование им Переяславскому епископу Симону (в юрисдикции которого тогда находился Смоленск) холма в Смоленске под кафедральный храм. Там в 1101 году князь заложил церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. По преданию, Владимир Мономах передал новому собору семейную реликвию — икону Божией Матери Одигитрии.

Наконец, по археологическим данным, после 1115 года он вероятно построил каменную церковь Спаса на Берестове под Киевом .

Характеристики, труды, кончина

Сохранившиеся писания и переписка Владимира Всеволодовича рисуют его образ как правителя, щедро наделенного достоинствами христианского государя, государственного мыслителя и писателя. Сохранились два послания к нему митрополита Никифора I, содержание которых характеризует их адресата как человека весьма образованного и скромного до аскетизма в быту. В первом послании митрополит излагает князю учение о посте и воздержании. Митрополит Никифор хвалит великого князя за его равнодушие к мирским благам: Владимир Всеволодович спит на голой земле и «сиротину носит одежку» и только, «в град входя, власти деля,» облачается в княжеские одежды; правитель дает своим приближенным богатые пиры «величества ради княжеского,» сам же питается хлебом и водой, «седя и позоруя .» Второе послание является ответом на вопрос Владимира Мономаха об уклонениях (латинян от Православия, который, вполне возможно, был вызван желанием князя сообразовать церковное учение с его политическими и семейными связями с римо-католическими правящими домами.

Предположение А. А. Шахматова о создании в 1116 году по инициативе восшедшего на киевский стол Владимира Всеволодовича т. н. 2-й редакции Повести временных лет (именно с этой целью летописание было якобы переведено из Киево-Печерского монастыря в фамильную обитель Мономаха, Выдубицкий Всеволож Архангело-Михайловский монастырь под Киевом), несмотря на свою популярность, остается дискуссионной. Однако, редактирование дошедшего до наших дней текста Повести временных лет в благоприятном для Владимира Всеволодовича духе вряд ли подлежит сомнению.

Отчетливее всего установки Владимира Всеволодовича проявились в его собственных писаниях: Поучении к детям и Послании к князю Олегу Святославичу. Этот корпус текстов, завершенный собранием кратких молитв, сохранился в единственном списке, местами неисправном, в составе Лаврентьевской летописи, под 1096 годом.

Поучение к детям

Поучение состоит из собственно наставления детям, написанного, вероятно, около 1100 года, и добавленного к нему тогда же и дополненного в 1117 году или несколько позднее списка «путей» — военных походов и административных поездок Владимира Всеволодовича. Последний список основан на каких-то ведшихся князем или сопровождавшими его лицами летописно-дневниковых записях и содержит ряд сведений, дополняющих или уточняющих летописи. Поучение начинается призывом Мономаха к своим преемникам «не ленитися… и тружатися первое Бога деля и душа своея,» иметь «страх Божии в сьрдци своем и милостыню творя неоскудну, то бо есть начаток всякому добру.» Вот почему князь не хотел участвовать в предложенной ему другими князьями клятвопреступной войне против своих двоюродных племянников — сидевших на юге Волыни сыновей князя Ростислава Владимировича. От нахлынувших грустных мыслей князь ищет утешения в Псалтири, давая пространную подборку цитат. Из жития святителя Василия Великого Владимир Всеволодович привлекают слова о скромности и послушании старшим . Последующие нравственные сентенции Владимира Мономаха являются пересказом одного из поучений святителя Василия Великого, вошедшего в Пролог под 21 января («Научися, верныи человече, быти благочестно делатель» и проч.), и паремийных чтений в 1-й день Великого поста («Избавите обидима, судите сироте, оправдаите вдовицю» и т. д.). Далее Владимир Всеволодович переходит к мысли о величии Божием и Его творения, которая также подтверждается многочисленными цитатами из Псалтири и Постной Триоди (в основном из песнопений 1-й великопостной недели). Содержание этой части, по-видимому, выказывает знание Шестоднева Иоанна, экзарха Болгарского, хотя прямых заимствований не нашлось.

В завершающей части Поучения перед списком «путей» наиболее ярко проявились авторские черты. Текст представляет собой своего рода «княжеское зерцало» — свод нравственных и практических заповедей правителя. В начале следует заповедь индивидуальной молитвы на всякое свободное время: «Аще и на кони ездяче, не будеть ни с кым орудья , аще инех молитв не умеете молвити, а Господи помилуи зовете бес престани втаине, та бо есть молитва всех лепши, нежели мыслити безлепицю ездя.» Затем идут краткие и емкие наставления о покровительстве слабым, недопустимости убийства «ни права, ни крива,» об осмотрительности в клятвах и необходимости блюсти крестоцелование, о почитании и покровительстве «епископам, и попам, и игуменам,» о погибельности гордыни, лжи, пьянства и блуда — «в том бо душа погыбаеть и тело.» По слову Владимира Всеволодовича, князь должен и в доме своем, и в походе дозирать о всем сам, не полагаясь «ни на тивуна, ни на отрока,» ни «на воеводы,» следить за тем, чтобы воины не делали «пакости» «ни своим, ни чюжим ни в селех, ни в житех, да не кляти вас начнуть,» почитать иноземных купцов и послов («ти бо мимоходячи прославять человека по всем землям»), да и всех привечать («человека не минете не привечавше»), учиться («его же не умеючи, а тому ся учите, якоже отьць мои дома седя изумеаше 5 язык, в том бо честь есть от инех земель») и т. п.; венец же всему — «страх Божии имеите.»

Послание Олегу Святославичу

Относится к 1097 году и является откликом на события в Муроме 6 сентября 1096 года, когда в битве с Олегом Святославичем был убит один из старших сыновей Владимира Всеволодовича — князь Изяслав. Послание поражает чистотой и искренностью интонации: Владимир Мономах прощает Олегу Святославичу (вина которого усугублялась тем, что юный Изяслав был его крестником) гибель сына («дивно ли, оже мужь умерл в полку, ти лепше суть измерли роди наши»), призывает черниговского князя к миру, удивляется тому, что Олег не кается в своем грехе, и указывает на суетность земных приобретений («а мы что есмы чьловеци грешнии, лиси, дьнесь живи, а утро мьртви, дьнесь в славе и в чти, а заутра в гробе и бес памяти, ини собранье наше разделять»). В заключительных молитвах к Пресвятой Троице, Христу, Богоматери и святителю Андрею Критскому, обильно использует цитаты из Постной Триоди и Великого покаянного канона святителя Андрея. Заключительная молитва («Помилуи мя, Господи, помилуи, егда хощеши судити, не осуди мене в огнь» и след.) буквально совпадает с окончанием 9-й песни канона молебного святителя Кирилла Туровского , что дало повод отрицать принадлежность молитв Владимиру Мономаху, считая их более поздней припиской . Однако по тону они весьма близки Поучению, и осторожнее предположить, что и благоверный князь и и святитель процитировали какой-то пока еще не выявленный источник.

Кончина

Владимир Мономах скончался 19 мая 1125 года близ Переяславля Русского в Борисоглебской церкви на Льте, в которой любил бывать. Был погребен в Киевском Софийском соборе рядом с отцом. На начало XXI века погребения были утрачены.

Князья Владимир Всеволодович и Ярослав Всеволодович. Роспись Благовещенского собора Московского Кремля. 1547-1551 гг.

Память и почитание

Эпохальное значение правления Владимира Всеволодовича твердо запечатлело его фигуру в русской народной в памяти. Как усмиритель степняков он стал героем эпического сказания, которое цитировал в 1-й половине XIII века галицко-волынский летописец: победив половецких ханов Отрока и Сырчана, «Володимер Мономах пил золотом шоломом Дон, приемши землю их всю и загнавши оканьныя агаряны» . Автор созданного, по-видимому, между 1238 и 1246 годами Слова о погибели земли Русской ностальгически замечал, что именем Владимира Всеволодовича половцы «дети своя полошаху в колыбели, а литва из болота на свет не выникываху, а угры твердяху каменые городы железными вороты, абы на них великыи Володимер тамо не вьехал, а немци радовахуся, далече будучи за Синим морем… а кюр Мануил цесарегородскыи опас имея, поне и великыя дары посылаша к нему, абы под ним великыи князь Володимер Цесарягорода не взял.»

Из этих слов видно, что уже в домонгольское время появилась основа для формирования панегирического предания о царских дарах Владимиру Всеволодовичу, совмещенное тут с анахроническим упоминанием наиболее воинственного императора Мануила I Комнина. В ряде списков нестишного Пролога южнославянского происхождения XIII-XIV веков отцом благоверного князя Мстислава Владимировича назван «святой Владимир» , что, однако, может указывать на Владимира равноапостольного. В миниатюрах Радзивиловской летописи конца XV века наряду с другими русскими князьями есть изображения Владимира Мономаха в битвах, княжеских съездах, принимающим послов . Князь показан в длинном зеленом или красном платье с желтым оплечьем и каймами западного покроя, зеленой или красной шапке без меховой оторочки; иногда в коротком платье, чулках и остроносых туфлях. Соответственно сюжету он восседает на престоле, держа в руке символ княжеской власти — меч, скачет на коне впереди войска или возглавляет торжественную процессию.

В эпоху становления Русского царства

В начале XVI века бывший митрополит Спиридон Сатана написал изложение происхождения русских великих князей — Послание о Мономаховом венце — в котором приведен рассказ о приобретении Владимиром Мономахом царских регалий от византийского императора Константина Мономах. Этот рассказ — по которому Владимир Всеволодович получил бармы, Животворящий Крест и царский венец, которым был венчан на царство и наречен «царем великия Россия» — вошел в составленное вскоре после этого Сказание о князьях Владимирских. В этой связи шапка-венец, используемая русскими великими князьями, стала считаться «шапкой Мономаха» — якобы царским венцем полученным из Восточной Римской империи, символом преемства царской власти.

Из-за этой легенды Владимир Мономах сделался чрезвычайно важной фигурой в эпоху Иоанна Грозного — первовенчанного русского царя. Повествование о получении царских регалий Владимиром Всеволодовичем стало предисловием к чину венчания царя Иоанна на царство в 1547 году, а вскоре после венчания были во множестве созданы изображения великого князя Владимира.

В росписи Благовещенского собора Московского Кремля 1547-1551 годов на южной грани юго-западного столпа был помещен парный портрет князей Владимира Всеволодовича и Ярослава Всеволодовича. Мономах был представлен старцем с пышными волосами и недлинной, окладистой бородой. Он облачен в царские одежды: синее платье с золотым оплечьем и перекинутым через плечо лором и красная шуба-ферязь. Голову князя венчает царская корона городчатого типа, правая рука поднята в благословлении. Парный портрет, вероятно, был призван выразить идею преемственности власти, передаваемой великим князем Киевским князю Владимирскому Ярославу Всеволодовичу, пращуру царя Иоанна.

Серединой XVI века также датируется икона Благословенно воинство Небесного Царя, на которой в центре, среди святого воинства, изображен всадник на вороном коне в императорском платье, с короной закрытого византийского типа и с крестом в руках, в котором некоторые исследователи видят Владимира Мономаха .

В 1551 году в Успенском соборе Московского Кремля появилось царское моленное место («Мономахов трон»), стенки которого были украшены 12 барельефами, иллюстрирующими Сказание о князьях Владимирских. В первой композиции Владимир Всеволодович показан сидящим на троне в парадных княжеских одеждах и в высокой шапке с навершием, сходной по форме с венцом императора Константина Мономаха на другом барельефе этого трона. Во второй композиции Владимир представлен верхом на коне, в платье, ферязи и княжеской шапке. В 11-й — он с непокрытой головой встречает присланные императором дары. В последней композиции митрополит Неофит венчает Владимира Мономаха на царство венцом в виде высокой шапки с навершием. Князь изображен в парадном царском платье, на груди крест на толстой цепи, в руке принятый от митрополита жезл-посох.

В 1561 году была выполнена роспись Золотой палаты, парадной залы русских государей, на стенах которой также были воспроизведены иллюстрации к «Сказанию» . Иконография цикла была близка рельефам трона. Согласно описанию, Владимир Всеволодович был изображен: восседающим на троне в палатах, выступающим в поход (в отличие от рельефной композиции был изображен в доспехах) и венчающимся на царство. Парадное изображение его помещалось на стене, «что от Благовещения Пресвятыя Богородицы.» Он представлен был сидящим «под золотым царским местом» в полном императорском облачении: «В правой руке держит скипетр, на главе венец царский… на плещах диадима и крест на персях с чепью златой.» Рядом с нем был написан образ императора Константина Мономаха. Сходство их иконографий (одежды, регалии) подчеркивало «равночестность» русского князя и ромейского василевса. Портрет Владимира Всеволодовича, поясной в медальоне, был расположен на стене, обращенной к Красному крыльцу; он был представлен в ряду других великих князей, сродников первого русского царя, чьи изображения также были заключены в медальоны.

Еще один цикл иллюстраций «Сказания» был создан для Лицевого летописного свода . Изображения Владимира Мономаха присутствуют и на других миниатюрах Лицевого летописного свода, где описаны события времени его княжения . Он представлен либо как правитель в парадной княжеской одежде, либо как военачальник — на коне в доспехах. В обоих случаях его голову венчает круглая княжеская шапка цвета светлой охры с рисунком, имитирующим 2 нашивки, расходящиеся под углом от центра очелья — в таких головных уборах написаны все князья. У него седые курчавые волосы и длинная седая курчавая же борода, раздваивающаяся на конце. Лишь на первых 2 миниатюрах со сценами въезда князя в Киев и его вокняжения он изображен с темными волосами и темной короткой бородой.

Блгв. вел. кн. Владимир Всеволодович Мономах. Миниатюра Царского титулярника, 1672 г.

Закрепление почитания

Изображение Владимира Всеволодовича было помещено в Титулярнике 1672 года , где он представлен как средовек с длинной окладистой бородой и короткими кудрявыми волосами, погрудно, в 3/4-ном повороте, на голове княжеская шапка с меховой оторочкой, ворот платья расшит драгоценными камнями и жемчугом. Стилистика портрета характерна для XVII века, а иконография вероятно восходила к изображениям Золотой палаты.

Кайдаловские святцы конца XVII века и Описании о российских святых конца XVII-начала XVIII века отмечена его память: «Святый благоверный князь Владимир Всеволодович Мономах, преставися в лето 6633, а память его месяца маиа в 19 день.» В старообрядческом Месяцеслове Ионы (Керженского) память его как святого указана под 19 марта . В том же сборнике, в Алфавите русских чудотворцев Ионы (Керженского), помещена память с краткой заметкой о житии Владимира Мономаха, где сообщается, что он «в древлеписменных же месяцесловах почитается во святых, памятию марта в 19 день.» Из многих добродетелей святого автор Алфавита особо выделил дар молитвенного умиления.

Канонизация Владимира Всеволодовича была подтверждена включением его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших , а в 2011 году — в Собор Киевских святых.

Владимир Мономах на Памятнике 1000-летию России в Великом Новгороде

Семья

  • Отец: вел. князь Всеволод (Андрей) Ярославич (+ 1093)
  • Мать: родственница императора Константина IX Мономаха
  • Жена 1: Гида, дочь англо-саксонского короля Гарольда II
  • Дети от Гиды:
    • блгв. вел. князь Мстислав (Феодор) Великий (1076 — 1132)
    • Изяслав
    • Ярополк
    • Вячеслав
  • Жена 2: N
  • Дети от N:
    • Юрий (Георгий) Долгорукий
    • Андрей
    • Роман
    • Евфимия
  • Жена 3: N

Документы, литература

Использованные материалы

  • Назаренко А. В., Романенко Е. В., Самойлова Т. Е., «ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах,» Православная энциклопедия, т. 8, 681-688:

Возможно дочери. Иногда приводится имя Анна — см. Смоленская икона Божией Матери

Известны многочисленные свинцовые печати Владимира Мономаха с изображением святителя Василия Великого и с греческой или русской молитвенной надписью: ΣΘΡΑΓ ΒΑΣΙΛΙΟ ΤΟΥ ΠΑΝΕΥΓΕΝΕΣΤΑΤΥ ΑΡΧΟΝΤΟΣ ΡΟΣΙΑΣ ΤΟΥ ΜΟΝΟΜΑΧΟΥ («печать Василия, благороднейшего архонта Росии, Мономаха») и «ГИ ПОМОЗИ РАБОУ СВОЕМОУ ВАСИЛЬЕВИ КНАЗОУ РОУСЬСКОГО» или подобное.

ПСРЛ, т. 1, стб. 256.

ПСЛР, т. 2, стб. 266.

Точный объем законодательства Владимира Мономаха «Русской Правде» является предметом научных споров.

По другой версии Марица была сестрой Мономаха. Брак возможно состоялся около 1095 года.

Предположительно за Алексия, старшего сына и соправителя Иоанна II Комнина, а не за Андроника, как часто считается в историографии.

Киево-Печерский патерик, «Слово 4. О приходе иконописцев к игумену Никону из Царьграда,»

Киево-Печерский патерик, «Слово 27. О святом и блаженном Агапите, бескорыстном враче,»

ПСРЛ, т. 1, вып. 2, стб. 294.

Раппопорт П. А., Рус. архитектура X-XIII вв.: Кат. памятников, Л., 1982, 23, № 32.

т.е. наблюдая

Согласно А. Вайану и Л. Мюллеру — это житие Псевдо-Амфилохия Иконийского. Славянский перевод жития известен по русскому списку 2-й половины XIV века, но, вероятно, имел хождение в древнерусской минейной литературе уже в XI-XII веках.

Как показал Н. В. Шляков.

т. е. дела

Макарий, История РЦ, кн. 2, 596.

Р. Матьесен и др.

БАН. 34. 5. 30, кон. XV в.

Л. 120 об., 123, 130-131 об., 132 об.,142-142 об., 143 об., 147-148, 149 об.- 150, 151, 153, 154, 155, 156-157 об.

Антонова, Мнева, Каталог.

Голицынский том. РНБ. F. IV. Л. 1-9, 70-е гг. XVI в.