Смысл жизни православного христианина

В чем смысл жизни?

Над этим вопросом ломают головы философы и мыслители на протяжении существования всего рода человеческого, и об этом же – зачем я живу? для чего? – задумывается каждый из нас, потому что жизнь оказывается пуста и тягостна, если ты не понимаешь ее смысла. И как же томит бессмысленность существования!

Так в чем он, смысл жизни?

Исцелиться, научиться и вернуться

Священник Лев Аршакян:

– Смысл земной жизни в том, чтобы исцелиться от гордости, научиться послушанию и вернуться в Рай. Для этого пришел на землю Христос, Которого надо научиться любить больше всего на свете, а через Него – и всех христиан. Он говорил про Себя: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6). В этом и состоит истинный жизненный путь – обрести жизнь вечную через исцеление, научение послушанию и возвращение в Небесное Отечество. Непослушание изгнало нас из этого Отечества. Заразившись гордостью от диавола, люди перестали быть послушными Богу и были изгнаны из Рая.

Священник Лев Аршакян

Поэтому наша главная задача – всё восполнить: исцелиться от гордости, научиться послушанию у Христа и вернуться в Рай, следуя Христу.

Нам, христианам, надо смотреть в Евангелие

Протоиерей Владимир Вигилянский:

– Уверен, что человек, который решится честно ответить на вопрос, в чем смысл жизни, неизбежно придет к Богу.

Почему? Потому что вне Бога ответ будет плоским, если не пошлым. Что и демонстрируют во всяких сборниках афоризмов многие известные и даже знаменитые гуманисты, для которых смерть бессмысленна.

Многие религии отвечают на этот вопрос очень просто: смысл жизни – в бессмертии. Вот, например, ответ царя Соломона:

«И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною. Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих. И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!» (Еккл. 2: 9–11).

Протоиерей Владимир Вигилянский

Но нам, христианам, надо смотреть в Евангелие – там есть ответы на любые вопросы. Главные из них в этих словах Христа:

«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11: 25–26);

«Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6).

Из многочисленных рассуждений святых отцов на эту тему мне запомнилось высказывание преподобного Иустина (Поповича; 1894–1979) – одного из самых близких нам по времени святых:

«Тот, кто победит смерть тела, кто даст и обеспечит бессмертность телу – это многожеланный Бог и Спаситель, это смысл жизни и мира, это радость и утешение человека и человечества».

Смысл жизни может быть только в том, что не исчезнет, даже если закончится жизнь

Священник Валерий Духанин:

– Не столько умом, сколько сердцем ищем мы смысла. И это вовсе не философский вопрос, а потребность души – иметь что-то высшее, что озаряет всю твою жизнь, что дает тебе чистую цель. Смысл жизни – это то, что жизни твоей дает наполненность.

Разве может стать смыслом то, что дается только на время, что легко отнимается, рушится, заканчивается? Смыслом может быть только то, что выше твоей хрупкой жизни, что становится подлинной опорой для всего, что делаешь ты на земле.

Священник Валерий Духанин

Для меня смысл жизни только в Боге. Он – наш Небесный Отец, Он сотворил нас для вечности, и по-настоящему душа имеет благо только с Господом. Так стало с самого момента крещения, когда вдруг открылся сердцу 13-летнего подростка новый мир – мир духовной жизни, богослужения, молитвы, а за всем этим – возможность общения с Господом. Собственно, с того момента вопрос о смысле жизни был как-то сам собой решен, оставались лишь поиски более верных путей, набивание шишек посредством духовных ошибок, поиск правильного духовного руководства.

С Богом любая земная радость становится еще более радостной, а любая скорбь теряет остроту

Но что точно могу сказать, с Богом любая земная радость становится еще более радостной, а любая скорбь сглаживается, теряет остроту и трагичность. Без Бога ничто не радует, становится тусклым, блеклым и незначительным. Поэтому так важно всегда хранить свое сердце и очищать его, чтобы быть сердцем с Господом.

Повторю, что смысл жизни может быть только в том, что не исчезнет, даже если закончится жизнь. Смысл – это то, что наполняет всё твое бытие чем-то высшим, вечным, подлинным. И таковым может быть только общение, общность, единение с Господом.

Зачем идем? Ради спасения

Священник Александр Дьяченко

Священник Александр Дьяченко:

– Этот «простой» вопрос я уже много-много лет задаю молодым и не очень родителям и такого же возраста крестным. И еще никто за все эти годы не ответил мне что-либо вразумительное.

Послушаешь, кому-то важно успеть «реализоваться как специалисту», кому-то «продолжить свой род». Нет, конечно, «родить сына, посадить дерево и построить дом» – дело нужное и полезное. Только зачем становиться классным специалистом и строить дом, если ты всё равно умрешь? Дерево посадил и ушел? Неужели только ради этого? В таком случае от белочки с забытыми ею орешками толку куда как больше, чем от того же специалиста в области высоких технологий.

Ни наука, ни философия, ни какая другая область человеческих знаний не может найти вразумительного ответа на такой, казалось бы, важнейший вопрос: что мы вообще здесь делаем на этой земле? Кто мы такие, и куда идем?

Только один Христос устами того же апостола Иоанна заявляет: «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), чем и определяет наше предназначение.

Христос для нас – маяк, позволяющий не сбиться с пути

Мы странники и пришельцы на этой земле. И только тогда есть смысл в нашем здесь странствовании, если знаем путь, которым идем. Христос для нас – маяк, позволяющий не сбиться с пути. Иначе странствование превращается в блуждание во тьме.

Зачем идем? Ради спасения, стяжать Царство Небесное. Домой идем, возвращаясь из мест изгнания. Познавая истину во Христе, приобретаем жизнь вечную.

Человеку надо «усвоиться Богу скорбями»

Священник Димитрий Шишкин

Священник Димитрий Шишкин:

– Не буду оригинален, просто потому, что мое чувствование и понимание смысла человеческой жизни полностью совпадает с мнением Святой Православной Церкви. Святые отцы разными словами говорят об одном: цель жизни человека – это «боговселение», «обоживание», «стяжание Духа Святаго Божиего». А наиболее просто, как мне кажется, хоть и прикровенно, в притче, эту цель определил Сам Господь. На церковнославянском языке эти слова звучат так: «Войди в радость Господа своего» (Мф. 25: 21).

То есть наша цель – достичь радости живого и вечного общения человека с Богом в Царствии Небесном. Другое дело, что для обретения этой радости человеку надо немало потрудиться в этой земной жизни, надо в покаянном труде преображения собственной жизни уподобиться Христу или, словами святителя Игнатия (Брянчанинова), «усвоиться Богу скорбями».

Многих интересует вопрос – в чем заключается смысл жизни в христианстве? Попытки найти ответ на вопрос лишают покоя. Религия каждому верующему помогает найти путь к жизни полной смысла. Несомненно, размышления о смысле жизни – вопрос философский, однако, четкий ответ на него поможет найти вера и искренняя молитва Богу. Религиозный ответ на метания души станет ярким лучом света и укажет путь к спокойствию и гармонии. Давайте обратимся к трем мировым религиям и попробуем разобраться – в чем состоит смысл жизни человека.

Христианское понимание смысла жизни

Многие святые отцы в своих проповедях и учениях уделяют особое внимание вопросу поиска истинного жизненного пути и самого себя. О вечном и главном задумался человек уже в далеком прошлом. Вспомните легенду о царе Сизифе, в наказание он был обречен вечно вкатывать камень на вершину самой высокой горы. Достигая вершины, царь вновь оказывался у подножия и начинал бессмысленное восхождение. Этот миф является ярчайшим примером бессмысленности человеческого бытия.

Мыслители об истинном смысле бытия

Философ Альбер Камю, размышляя о смысле жизни в христианстве, применил образ Сизифа к образу человека – своего современника. Основная идея философа заключалась в следующем – жизнь каждого существа, ограниченного рамками бытия, напоминает сизифов труд, полна абсурда и бессмысленных поступков.

Это важно! Часто человек, достигший почтенного возраста, вспоминает жизнь и понимает – в ней было много бессвязных событий, которые превратились в бесконечную цепь бессмысленных поступков и действий. Чтобы земное бытие не напоминало сизифов труд, важно найти смысл жизни, четко увидеть дорогу – свой, единственный путь к гармонии и счастью.

К сожалению, многие люди живут в иллюзорном мире, следуют псевдоцелям. Однако в мире конкретики и реалий найти истинный смысл жизни христианина невозможно. Лучше всего эту мысль подтвердит точная наука – математика. Число, деленное на бесконечность, равно нулю. Неудивительно, что все попытки людей, далеких от веры, объяснить смысл бытия выглядят наивными.

Великие творцы и философы понимают неполноту земного бытия. Блез Паскаль только за два года до смерти осознал, что наука – это лишь работа, ремесло, а истинный смысл христианской жизни уходит корнями в религию. В своих письмах ученый часто и много размышлял о смысле бытия. Он писал, что человек может стать по-настоящему счастливым только, осознав, что есть Бог. Истинное благо – любить Его и пребывать в Нем, а великое несчастье – разлучиться с Ним, оказаться наполненным мраком. Истинная религия наглядно и доступно объясняет человеку причину, по которой он сопротивляется Богу, следовательно, величайшему благу. Истинная вера указывает, как обрести необходимые силы, чтобы от собственных заблуждений, как принять Бога, обрести себя.

Великий ученый и православие

В современном мире ситуация кардинальным образом не изменилась. Глубоко нравственный человек, достигнув определенных высот и результатов, отчетливо понимает – это не истинная, не цель. Великие люди находятся в постоянном осмыслении в чем полнота жизни и истинный её смысл. Ярким примером является жизнь академика Королева. Управляя величайшей космической программой, он понимал – смысл бытия в спасении души, то есть – устремляется далеко за пределы земного бытия. В те времена православие и вера подвергались серьезным гонениям, но даже тогда у Королева был наставник, он посещал богомолье и жертвовал крупные суммы на благотворительность.

Об этом удивительном человеке писала монахиня Силуана, которая работала в гостинице при монастыре. В своих рассказах она описывает Королева представительным мужчиной в кожаной куртке. Ее изумил тот факт, что академик, пожив несколько дней в гостинице при храме искренне удивлялся бедности и нищете. Его сердце разрывалось от увиденного, и Королев захотел помочь обители. Академик сокрушался, что имеет при себе мало денег, но оставил адрес и номер телефона, попросил монахиню по приезду в Москву обязательно заехать. Монахиня дала Королеву адрес священника, оказавшегося в непростой ситуации, попросила оказать посильную помощь. Спустя некоторое время Силуана приехала в Москву и посетила Королева. К ее удивлению мужчина жил в роскошном особняке, очень обрадовался, увидев монахиню, пригласил в гости. В кабинете Королева стояли образа, а на столе лежала открытая книга Добротолюбия. Академик пожертвовал монастырю 5 тысяч рублей. К слову, наставником и добрым другом Королева стал священник, адрес которого давала монахиня и просила о помощи.

Это важно! Для Королева обращение к религии не было коротким эпизодом, в ней академик познал смысл жизни христианина. Ученый жил православием, рисковал собственным высоким положением, находил время на чтение творений святых отцов.

Пушкин о Евангелие

Великие поэты в своем творчестве поднимали вечный вопрос о смысле рождения и бытия. В начале 19 столетия Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение «Три ключа», где выразил бесконечное чувство жажды души. На тот момент поэту было всего 28 лет, но уже тогда он хотел разобраться в смысле пребывания живых существ на земле и их рождения. А за 3 месяца до трагической гибели Пушкин напишет о Евангелие – единственной книге, где истолковано каждое слово. Поэт говорил, что только эта великая книга применима к любому обстоятельству и событию в жизни, ее красноречие увлекает и обладает вечной прелестью.

Ответ на вопрос – где искать смысл рождения и что может изменить вашу жизнь? Самое точное учение откроет святое Евангелие. Здесь сказано – жизнь важнее пищи, она важнее субботы. В соответствии с Евангелие Иисус умер за каждого, воскреснув, он стал Начальником жизни. Настоящий смысл бытия заключается в единении с Иисусом, именно это является подлинным источником счастья и света. В Евангелие сказано, что истинно верующий после смерти обязательно воскреснет.

Это важно! Вхождение в вечную жизнь начинается на земле, через церковь. Если человек не смог ступить на ступни святости, но проживает свой путь духовно честно, он обретает знание о смысле своего бытия. В этом помогает молитва, которая является обращением к Богу, разговором с ним. Одна из самых сильных – молитва Николая Чудотворцу, изменяющая человека и открывающая путь к вечной жизни.

Смысл жизни в буддизме

Буддийская практика говорит о том, что неотъемлемая часть жизни каждого человека – страдания, а наивысшая цель – прекратить эти страдания. В слово «страдания» буддизм вкладывает конкретный смысл – стремление получить материальные блага, желания, которым человек, не достигший нирваны, потакает. Избавиться от страданий можно единственным способом – достигнув особенного состояния – просветления или нирваны. В этом состоянии человек отказывается от всех своих желаний, соответственно, он избавляется от страданий.

Цель бытия в буддизме южной традиции – осознание личного сознания, достижении такого состояния, когда человек лишен любых земных желаний и прекращает бытие в общепринятом смысле этого слова.

Если говорить о буддизме северной традиции, здесь преследуются высочайшие цели. Человек не может достичь нирваны, пока живые существа не достигнут состояния просветления.

Это важно! Достичь нирваны можно не только практикуясь, а также в результате безгрешной, праведной жизни.

Смысл жизни в исламе

Смысл жизни в исламе предполагает особые отношения между Богом и человеком. Главная цель последователей ислама – покорность Богу, вручение себя Ему. Именно поэтому последователей этой религии называют преданными. В Коране есть слова о том, что Бог создал человека не для конкретной пользы для Бога, а для поклонения Ему. Именно в поклонении есть наивысшая польза.

В соответствии с главными исламскими догмами Аллах главенствует над всем, Он милосерден и милостив. Все верующие должны предать себя Аллаху, покориться и смириться. При этом все люди ответственные за собственные поступки, по которым Господь воздаст на высшем Суде. После Суда праведники окажутся в Раю, а грешников ждут вечные наказания в Аду.

Лекция профессора Московской Духовной Академии и Семинарии А.И.Осипова.

Духовное развитие — истинный смысл жизни человека. В настоящее время в современном обществе навязаны ложные материальные ценности (материальное благополучие, положение в обществе, власть и т.д.). Всё это обусловлено тем, что человек с детства получает не полную информацию о себе и мире. Поэтому человек видит этот мир и осознает себя в нём как раз в этих узких рамках материалистического мышления. По сути человек не знает, как на самом деле выглядит мир, и для чего дана жизнь. Проблема современного общества является в том, что личность не развивается. Личность ребенка до какого-то момента развивается, а потом останавливается в развитии. Если сам человек не начинает искать смысл жизни, заниматься саморазвитием, он так и остается ребенком…Однако даже если человек начинает развиваться, то общество предлагает свои концепции, шаблоны, стереотипы: человек должен накопить материальные блага, счет в банке, машину, квартиру, дачу, полный набор аксессуаров и т.д. А неразвитая личность, не имеющая глубоких знаний о мире и себе, принимает это за должное и уделяет этому силу своего внимания. Когда у человека есть полное знание, как мир устроен, кем устроен, он чувствует и ощущает себя в нём по-другому. Вот почему так важно обрести духовное мировоззрение. Есть такое выражение: «кто владеет информацией — владеет миром». Потому что если всю информацию действительно выложить, как оно есть, люди станут свободными, им не нужны будут поводыри, рассказывающие как жить. Человек и сам поймет, что ему делать, у него будет смысл в жизни и прямая дорога без лабиринтов. Если человек будет знать, что у него есть Душа и есть возможность дальнейшего эволюционного развития как вечного духовного существа, у него будет цель в жизни. И не просто цель, а необходимость своего преобразования. А отсюда и понимание ценности жизни, а не просто наполнение желудка, кошелька и воспроизводство потомства. Потому что для человека жизнь на Земле – это шанс получить жизнь вечную, в духовном мире. Эволюция в таком случае происходит дальше, чем физический уровень. Истинный смысл жизни человека в том, чтобы эволюционировать. Просветление — это этап, чтобы человек перешел от своего животного, телесного состояния, в уже более развитое, духовное состояние. И разница очень большая: Дух, духовное существо не нуждается в такой материальной оболочке как тело с вечными желаниями и необходимостью его обслуживания. А тело на себя берет очень много внимания, оно далеко не совершенно, не свободно в своём развитии. Тело может существовать только в этой среде, в которой мы находимся на Земле. А Дух волен быть в любом мире, в любой среде. Он не нуждается в том, чтобы его кормить, поить, одевать. Когда человек достигает Духовного мира, соединяется со своей Душой, происходит духовное преображение. Появляется новое духовное существо, которое при жизни переходит в мир Бога. Таким образом, человек рождается в духовном мире, обретая жизнь вечную. В различных религиях эти знания всегда были. Это называют просветлением, слиянием с Абсолютом, достижением Нирваны, спасением Души.. Эти знания можно найти и в православии, и в суфийских практиках, где тоже было преображение духовное. Нужно было понять как это совершить. Во главу угла всегда ставится познание. То, что подразумевают под спасением душ, есть скорее недостаток нашего понятийного аппарата. Мы когда говорим о спасении души, то прежде всего имеем в виду спасение не Души, а Личности. Личность – это тот, кто при жизни ощущает себя человеком; анализирует, делает выводы, накапливает личный багаж чувственно-эмоциональных доминант.. Душа – это частичка Бога, которая временно находится в теле человека. Душа бессмертна, а личность смертна. Т.е. человек не является душой, Душа человеку не принадлежит. Душа – это портал в мир Бога, это как шанс для человека зацепиться за вечность в своём временном существовании. Если взять территориально тело, то местонахождение Души — это район солнечного сплетения. Душа пришла в тело человека и ушла.. она никому ничего не должна, не обязана. А вот Личность либо обращает внимание в материю и становится субличностью в своей послесмертной судьбе со всеми тяготами такого существования, либо обращает внимание в Духовное и полностью становится Духом — эволюционирует кардинально… Происходит нечто, что называют в религии спасением души, а на самом деле происходит процесс слияние Личности с Душой. Появляется качественно новое бессмертное духовное существо (ангел). В этом и заключен смысл человеческой жизни. В смертном теле должен зародиться бессмертный ангел. В каждой серьезной религии есть эти знания. В христианстве были знания о Душе, о Серебряной нити, которая связывает Личность и Душу. Эти знания просто настолько изменены, переиначены, похоронены под грузом времен, в пониманиях различных «деятелей» от религии… А те Знания, которые превращены в религию, уже мало что дают человеку. Знание всегда давалось в простом и понятном виде, чтобы каждая личность, применив его на практике, имела возможность своего духовного развития. Данная группа и существует для того, чтобы передать людям те исконные знания, которыми люди всегда обладали. Просто сейчас данные знания переданы в виде книг Анастасии Новых и передач на канале аллатра ТВ «Смысл жизни – бессмертие», «Жизнь» и др. Во все времена были те, кто должен был хранить и передавать эти знания. В дохристианские времена это были волхвы. На Востоке это были суфии в основном, в Исламе – дервиши, в буддизме — брахманы, те, кто обязаны были хранить и передавать в чистоте знания. И практически во всех течениях, у всех народов были хранители Знаний. Но с развитием цивилизации и материального понимания мира, потребительского отношения к жизни, эти Знания были утрачены. Где-то они были спрятаны, но забыли уже и где. Кто-то начал использовать Знания для достижения своих меркантильных целей, целей власти и тому подобное. Поэтому Знание как таковое о Душе, о Духовном мире, о Пути своего Духовного развития — они были просто утрачены. Хотя время от времени в разных народах, в разных цивилизациях, особенно на заре цивилизации, эти Знания время от времени обновлялись. Мы в данном случае живём во времена Перекрестья. Знание обновлено, уже в этом виде, под наши условия. И они подтверждаются научными исследованиями, а это большой плюс. Если брать времена, которые были чуть раньше – люди шли в основном через веру и опытным путём. В православии, например, в основном шли путём седречной молитвы. Когда человек входит в молитвенное состояние, его личность и сила внимания направляется именно на духовную работу. Внимание личности направляется на духовную составляющую человека. Человек испытывает глубокие чувства покоя, любви, благодарности, внутренней свободы, чувство соприкосновения с Творцом. Это называют обретением благодати, стяжанием Духа Святого и так далее. Когда человек не думает о материи, возникает диалог с Создателем, а Он общается языком чувств. В этот момент человек не думает о пирожках. Человек начинает жить глубинными чувствами. Существуют разные способы достижения одного и того же. Духовную работу, которой является молитва, медитация, духовная практика, в разных системах духовного поиска выполняют по-разному, но это всегда изменённое состояние сознания. Например, при выполнении духовной практики «цветок лотоса» (описание которой можно встретить в книге «Сэснэй 1») идёт прямая работа на взращивание глубинных чувств любви. В данной практике душа сразу работает на спасение. Молитва — это более длинный путь, через слово. Но когда человек входит в молитвенную практику, входит в состояние духовности, возникает, как говорят в христианстве, состояние приближения к Творцу и получение Блага. Вот Благом как раз и является то прекрасное чувство, которое испытывает молящийся от соприкосновения с Творцом. Огромное состояние любви, счастья, гармонии, в котором человек находится во время глубокого погружения в молитву. И чем чаще он совершает такие духовные подвиги, тем больше он начинает познавать себя как духовное существо. И это же делают другими способами. Есть суфии, крутящиеся дервиши, у которых идет работа в динамике, в движении и то же изменённое состояние сознания.. По-настоящему счастливым человек может быть лишь тогда, когда не заботится о теле, не думает о том, что он смертный. А заботится о том, чтобы выйти на новый, эволюционный уровень. Перестать быть временным и конечным. Ну какое счастье может быть, если ты знаешь, что завтра умрёшь? Ведь человек смертен, а ещё, как говорил Воланд, внезапно смертен. Что бы он ни приобретал – авария, катастрофа – и всё! Всё закончилось, какое же счастье от этого может быть? Человек накапливает какие-то богатства, дорожит ими, но понимает, что он не успеет ими воспользоваться. Так что счастье наступает только тогда, когда человек начинает чувствовать.. чувствовать счастье, Любовь, Вечность. В конце концов, быть на связи с Творцом через душу, конечно, по-другому не бывает… И самое главное, что для каждого человека этот путь открыт – для любого, кем бы он ни был и где бы ни находился. Независимо его статуса, национальной принадлежности, финансового положения. Да ничего для Духовного мира неважно, кроме его духовного стремления. И ничего человеку не мешает.. нет таких преград, которые помешали бы человеку соединиться с Духовным миром. И для Духовного мира все равно, как мы живем эту жизнь, как мы добываем себе хлеб насущный, по большому счету. Если это согласуется с правилами совести, как одного из законов Духовного мира. Совесть, честь, достоинство, любовь, нравственность — именно эти критерии, эти понятия не дают животному началу в человеке проявлять себя. И чем больше мы обращаемся именно в духовные чувства, тем ближе мы становимся к дому, своему истинному дому. Для каждого человека этот путь открыт. И ничего здесь нет такого сложного или недостижимого.

LiveInternetLiveInternet

Семейная среда наиболее удобна для ежедневного выявления своих грехов. В несемейной жизни человек живет лицевой стороной, не внутренней, от этого происходит духовная нейтральность.

В семейной жизни каждодневно приходится реагировать так или иначе совершаемому в его семье, что заставляет человека как бы обнажаться. Семья – это среда, заставляющая не прятать чувства внутри, и злой поток исходит наружу.

Это дает ежедневное развитие нравственного чувства, учит узнавать себя, сдерживать свои скверные чувства и побеждать их. От этого укрепляется у человека нравственное общее состояние, и он может каждый момент совершенствоваться. Сама среда семьи является как бы нас спасающей – всякая победа над грехом внутри себя – дает радость, утверждает силу, ослабляет зло и тягостные несчастья.

Семья не только способствует спасению души, но и утверждает благо среди нас и кругом нас. Каждый момент жизни надо употребить на стяжание того, что несет само в себе радость и счастье.

Не ждать год или годы, чтобы это время не было прожито даром, и в каждый момент жизни не растрачивать оставшийся свой ценный багаж; надо приобретать, не откладывать свое духовное устроение и спасение души; надо, чтобы каждый миг был использован для приобретения сокровища неоскудеваемого.

– Откладывание – ничем не оправдано, разве только врагом спасения нашего, его наветами, затемняющего действительное и придающего ценность – не ценному. Спасение в наших руках, и в каждодневной мелочной жизни; для выявления и искоренения злого, надо извлечь из нутра то, что есть нехорошего, если предоставляется возможность.

В своей семейной жизни и работе, не пропускай эти моменты жизни – это средства от всенаправляющего Благого Господа для преодоления того, что ведет человека к несчастью.

Задача всей жизни – движение вперед – по частичным достижениям.

Человек создан для счастья и каждодневными победами достигает радости, что дает свет и разсветливается его жизнь внутри, светом, падающим на каждодневную мелочь; что дает другой тон всему, внутри осмысляется и отнимается убивающая тягота, расслабляющая, не дающая энергии и деятельности человеку активно устроить обстоятельства жизни, и что утверждает добро на земле.

Семья дает арену. Поприще для борьбы с грехом является главным образом семья, и конечно, те, которые ее ближе всего окружают.

Мы смотрим на среду, как на нечто случайное, и даже на свою семью не смотрим, как на данное Богом для спасения.

Жизнь в семье представляется тоже как случайное и не усматривается главное. По апостолу семья есть домашняя церковь, она помогает главное цели, которая в обычной жизни затемняется повсюду, но всем является насущной.

В семье ищут счастье – а какое счастье? – ответы туманные, т.к. из этого Богом данного союза не извлекается и не берут существенное. Задача христианина побеждать греховные начала и прежде всего среди близко связанных людей, при этом несоответствие характеров не мешает.

Почему среда семьи, а не иная, удобнее всего для спасения?

– потому что в семье, среди близких тебе людей, чувства открываются непосредственно, а перед посторонними, да еще мало знакомыми людьми, человек скрывает свой внутренний мир, одевает как бы маску.

Он затаит свое отношение при сплетне о нем, а так же как и в других подобных случаях, и греховное состояние останется – в семье же человек раскрывается, потому что не постыдится выявить или в слове или в действии свое греховное.

Таким образом, человеку в семье легче проявить и выявить то, что сидит в нем греховное, иначе говоря то, что отделяет нас друг от друга. В семье же стыдиться никому не приходится и таким образом легче наблюдать свой внутренний греховный мир, а выявив и увидев свой недостаток (грех), можно с ним бороться.

Для нас самих всякий грех есть несчастье, и семья дает наилучшую возможность себя выявлять, наблюдать и бороться против греховности своей.

Всякая победа над грехом есть момент приближения друг к другу.

Если грехи не побеждать, то устанавливается раздельность в жизни своей.

Если грехи не побеждать, то устанавливается раздельность в жизни семьи.

Не исторгнутое из сердца греховное состояние лежит тяжелым грузом на сердце и отводит близких друг от друга. Грех, как сила разделяющая, ведет к несчастью.

Грех разделил весь род человеческий.

Продолжающие грешить, продолжают это делание вплоть до своих семейств.

Человек, побеждающий грех, открывает лучшие стороны своей души – и вместе с этим открывает в другом человеке тот клад, который другой еще не видит.

Добро находит отклик в той среде людей, которые его имеют, но не видят. Человек как бы боится другого человека, — это грех людей разделяет и заставляет бояться. Но при победе над грехом человек выявляет те ценные чувства, которые находятся в другом человеке и заражает другого добром, и этим же заражает окружающих.

Это важно потому, что в обычном состоянии у нас пессимистическое чувство, думаем, что грех владеет миром, а это удерживает и понижает активность в борьбе со грехом.

При победе, человек видит добро в другом человеке. Но при поверхностном знакомстве мы ничего не видим и не можем видеть неиспользованный клад в другом. Побеждающему грех открываться в другом силы добра и богатства добродетелей его души.

Когда греховный человек увидит близкого, делающего добро – то он обретает в себе силы в христианском делании, в отыскании отдельных жемчужин добра.

В суммировании добра проявляется сила, благодать Божия. Созидание внутреннего человека – не в больших подвигах, но в будничной мелочной жизни.

Цель человека – устроение внутренней жизни, созидание в себе Царствия Небесного. Борясь с грехом, человек открывает и догматические истины и приближается к познанию Божественной жизни. Такая жизнь есть Царствие Божие.

Побеждая отдельные грехи – водворяем жизнь Божественную в себе. Делаются более понятными слова молитвы: «Да приидет Царствие Твое – да будет воля Твоя».

Когда мы соединяемся, то мысли и желания наши одни – и в этом есть воля Божия. В единстве чувств и желаний нам будут понятны требования и воля Божия.

Это и есть то единство, о котором молился Христос. Это не есть отвлеченный идеал для человека в жизни. Если откроем средство наше, то к этому единству будем приближаться.

Вопрос о спасении — не есть вопрос теоретический, но этого многие церковные люди не понимают. Бороться с грехом надо для взаимного приближения и к осуществлению того, что не теоретически лежит перед нами, но как обязательное требование нашей жизни.

Вопрос личного спасения не есть вопрос теоретический, и только личный, но практический и общий – и в нем заложено благосостояние наше.

Запись беседы архиепископа Сергия Пражского (Королева)(1881-1952).

Cтарец Илий о смысле жизни

Совместный проект телеканала «Союз» и портала «Православие и мир»

В эфире телеканала «Союз» стала выходить программа — беседы со схиархимандритом Илием (Ноздриным) о смысле жизни. Предлагаем читателям видео и полный текст первой беседы.

— Сегодня мы начинаем цикл бесед со схиархимандритом Илием, известным духовником нашего времени, человеком, к которому за словом любви и утешения, совета, наставления приезжают люди из разных уголков России. Намечая тему для разговора, отец Илий хотел затронуть самые важные вопросы — те, которые чаще других задают люди священнику. Эти вопросы иногда называют вечными. Один из таких вопросов — о смысле жизни. Зачем человек живет на Земле. Батюшка, я думаю, что Вам не однажды задавали этот вопрос?

— Конечно. Мы должны понять то, что какими бы не были жизненные условия, жизненные обстоятельства наши и возможности в этой жизни, мы неизбежно уходим из этого мира. И если задуматься, то слишком коротка наша жизнь. И если только касаться понятия о времени нашего пребывания в этом мире, то получается просто бессмыслица. Почему? Вы знаете слова Пушкина: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?». То есть и страсть, и горе, и увечье, болезни просто человека надрывают, человек приходит в отчаяние и думает: для чего я живу? Он задумывается. Порой он думает, что все в жизни слабо, неустойчиво, жизнь слаба.

Конечно, бывает, что люди-счастливцы, с внешней стороны проживают жизнь в достатке. Но, однако, если заглянуть в их душу, то может быть, что человек, с внешней стороны несчастный, в два раза крепче душой и доволен, чем счастливый с внешней стороны. Об этом, конечно, очень много говорит литература.

— Батюшка, скажите, что значит «заботиться о душе»? Что входит в это понятие? И что значит само слово «душа»?

— Человек имеет две субстанции: творение Божие и господин, которому Господь дал власть. И человек — последнее, что Он создал. Вдунул в него дыхание жизни в тело. И человек первым вышел из рук у Отца — первозданные прародители наши — Адам и Ева. Они были в исключительном состоянии, которое нам вообще даже не представить — ни духовное, ни физическое состояние. Человек создан был для бессмертия, для вечности.

— Считается, что человек создан по образу и подобию Божьему. В чем это выражается?

— Образ Божий — то, что Бог как разумное и духовное существо. И никакого сравнения нет. Равенства с Богом у человека нет, но образ Его дан. То есть Бог создал человека свободным, разумным — духовным. Подобие Божье человек приобретает, если есть совершенствование. Если Бог всесовершенный, всемогущий и вседовольный. Сказано: будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный. И если человек не нарушил бы заповедь, то он бы так и оставался бессмертным. У личности Бог, прежде всего, личный. И человек душой проявляется как личность. То есть в разуме, воле, чувствах. Бог, конечно, непостижимый в своем существе и не ограничен в пространстве и времени. Но человек как личность ограничен.

— Батюшка, иногда говорят «смерть души». Может ли в то время, когда человек еще жив, душа его умереть? И когда это происходит?

— Это смерть в грехе от нарушения заповеди Божьей. Он душой потерял то состояние, и если он первоначально непосредственно общался с Богом, то дальше он отошел, потерял связь с Ним. И поэтому настала смерть души. Смерть в том, что он потерял состояние, которое ему дано было вначале. Так и есть. Ныне, в Новом Завете, когда Спаситель избавил от греха, проклятия и смерти, крещеный человек может приобретать то состояние, которое соединяет его с Богом. Христианин через молитву, через меру, нравственную жизнь восходит, приближается к Богу. То есть нынешний период его жизни дает возможность приобретать вечную жизнь. Но поскольку тело человека стало смертным через грех, вошедший в природу человека, то он получает задатки несовершенства. Умирает тело. Но как физическая субстанция. Но мы знаем, что человек приобретает благодать Божью. Даже в останках действует благодать. Мы в Православной Церкви знаем сохранение мощей.

— Человек обращается к своей душе: душе моя, душе моя, что спиши? Конец приближается. Получается, что тело и душа живут обособленно. Как сделать, чтобы они жили гармонично?

— Когда человек ранит тело, естественно, оно болит, телесная природа повреждается. И душа испытывает эту болезнь. Болезней у нас достаточно много. И случайных, и длительных болезней. Это человек видит и замечает. Но не исключена и болезнь нашей души, когда человек испытывает большую скорбь, когда его обижают, или когда он скорбит о потере родственников, о смерти близких. Здесь уже духовные проявления. У отца Иоанна Крестьянкина очень много об этом сказано, и вообще в нашей литературе. Это проявление души как субстанции. Если он живет порядочной жизнью, он всегда это заметит.

— Наш сегодняшний разговор со схиархимандритом Илием о жизни, о человеческой душе, о вечности мы завершаем напутствием всем тем, кто стремится жить с Богом по Божьим заповедям и законам. Батюшка, хотелось бы услышать Ваши пожелания.

— Я желаю, чтобы мы больше обращались к нашей вере, были достаточно крепкими православными людьми, чтобы наша жизнь была по тем заповедям, которые указал Господь в Божественном откровении, Святом Евангелии и в нашей Русской Православной Церкви. Тогда будет последовательность нашей доброй жизни. И наши скорби, болезни, недостатки нашей жизни, трудности будут растворяться, когда мы поймем, что с нами Господь. Он всегда близок к нам, Он всегда поможет нам во время нашей благочестивой православной христианской жизни. И тогда мы не будем отчаиваться, не будем слишком сетовать на то, что нас иногда неизбежно постигает и огорчает. И тогда можно сказать: слава Богу за все, за скорбь и за радость.