Собачье сердце преображенский
Содержание
- Образ профессора Преображенского
- Полиграф Полиграфович Шариков
- Доктор Борменталь
- Швондер и его окружение
- Вывод
- Автор материала: Даниил Романович
- Профессор Преображенский и Швондер (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
- Образ и характеристика профессора Преображенского в повести Собачье сердце Булгаков
- Сочинение Характеристика и образ профессора Преображенского
- Вариант 3
- Сочинение 4
- Также читают:
- Картинка к сочинению Образ и характеристика профессора Преображенского в повести Собачье сердце
- Популярные сегодня темы
- Образ и характеристика Швондера в повести Собачье сердце Булгакова сочинение
- Вариант 2
- Сочинение про Швондера
- Образ и характеристика Швондера в повести Собачье сердце
- Несколько интересных сочинений
В истории русской литературы выделяются три автора, чьи тексты нужно читать между строк: Вересаев, Чехов и Булгаков. Удивительное совпадение, что все они были врачами. Что нашло отражение в творчестве. У Чехова много произведений о представителях данной профессии. Не отстает и Михаил Афанасьевич: «Записки юного врача», «Роковые яйца». И, конечно, рассказ об уникальном эксперименте доктора Преображенского – «Собачье сердце».
Научно-фантастический сюжет повествует о том, как профессор Филипп Филиппович проводит операцию по пересадке собаке гипофиза и яичников дебошира, пьяницы Клима Чугункина, убитого в кабацкой драке.
Образ профессора Преображенского
Фамилия доктора говорящая, как у большинства героев классических романов. Преображение – цель его деятельности. При этом структура фамилии напоминает о неком благородстве. И даже дворянском происхождении, которым не обладал герой. Он сын священнослужителя, как сам автор произведения. Это не единственная их общая черта.
Это мудрый, образованный, немолодой мужчина. Филипп Филиппович – светило мировой медицины. Стремится делать свое дело максимально хорошо, в этом видит смысл жизни каждого человека. Разделение труда – важная составляющая социума, по его мнению. Герой – истинный творец, нравственный, высокоморальный. Он резок в своих суждениях. Ненавидит пролетариат и другие плоды революции, что снова сближает его с писателем. Хотя прототипом профессора считается дядя Михаила Афанасьевича – доктор Н.М. Покровский, который жил и работал в столице.
Невозмутимый, рассудительный, в чем-то холодный. Он без жалости режет подопытных кроликов. Не испытывает страха перед смертью. Достаточно вслушаться в слова, когда он говорит о «подходящей смерти», чтобы кольнул легкий холодок ужаса.
При этом герой добр. Он против любой формы насилия. На удивление домочадцев, которые не понимают как он мог заманить Шарика, Филипп Филиппович говорит, что только лаской можно чего-то добиться от живого существа. Звучит дерзкая, но мудрая мысль, что любой террор не увенчается успехом: ни красный, ни белый, ни коричневый. И здесь автор предугадывает поражение фашизма в виде террора коричневого.
Профессор посвятил свою жизнь медицине. Не только хорошее денежное поощрение стимулировало его к работе: ежедневной практике, научным открытиям, смелым экспериментам. Он стремился помогать людям в обретении здоровья и молодости. Опыты по омоложению доктор проделывал давно. И уже добился определенных результатов, появилось множество благодарных пациентов.
Идеализм доктора разбивается вдребезги, когда в доме взрастает Полиграф Полиграфович. Такие, как он понимают лишь язык силы. Либерализм, гуманизм, воспитанность, вежливость – для них слабость. Он, как сам Шарик, который не раз был бит и обварен кипятком. Но хватал за ноги, кусал лишь тех, кто сам его боялся, показывал слабость, был для него безвреден.
Полиграф Полиграфович Шариков
Этот герой вобрал в себя сразу два образа, переродившись в новую личность. Рожденный, посредством пересадки собаке человеческого гипофиза и семенных желез, гомункул.
Донор – Клим Чугункин был молодым человеком, не имеющим ни образования, ни цели в жизни. Его существование наполнялось кабаками, игрой на балалайке, алкоголем, пошлостью, нарушением закона. У героя несколько судимостей.
Сам Шарик – дворовый пес. Все, что он видел это побои, унижения, голод, издевательства. Его обижали и калечили. Все, что слышал – это нецензурная брань, крики и различные звуки улиц Москвы. Чтобы прокормиться, он искал пищу по «сорным ящикам» и помойкам. Но и здесь находились те, кому было жалко отбросов, как повар столовой «нормального питания», который обварил ему бок кипятком. Чтобы выжить, Шарик даже научился читать. Начал с названия павильона «Главрыба», но читал наоборот. Ошибочна версия Борменталя, причина не в перекрещивании зрительных нервов собаки. А в том, что в начале надписи стоял полицейский и подбегать приходилось всегда с конца, опасаясь жестокости и побоев.
Что могло получиться при совмещении двух обездоленных и озлобленных существ? Шариков – злой, мелочный, похабник, пьяница, омерзительный тип. Его первые слова бранные, матерные. Это весь словарный запас Клима и пса на двоих. Человек, который готов служить каждому, кто покормит, как бездомный пес. Но благополучно готов предать за больший куш, как уголовник. Не испытывающий ни любви, ни жалости ни к кому, даже к таким же осиротевшим животным, каким был сам.
Доктор Борменталь
Молодой и талантливый ассистент профессора «с мировым именем». Человек воспитанный, интеллигентный, крайне порядочный. Достаточно эмоциональный, болеющий душой за науку. Искренне любит профессора как учителя, наставника, близкого человека.
Привлекателен внешне. Шарик в своих мыслях называл его «укушенным красавцем» или просто «тяпнутым», так как укусил его за ногу. Известно, что Дарья Петровна (кухарка) была в него влюблена, даже тайно похитила фотокарточку из альбома.
Юноша добрый и терпеливый. Из себя выходит только, когда оскорбляют Преображенского.
Швондер и его окружение
По своей сути это не личность, а общественное лицо, усредненный пролетарий. Новый глава домкома, выбранный жилтовариществом на общем собрании. Как типичный представитель этой общественной прослойки искренне ненавидит классовых врагов. Одним из них считает профессора Преображенского, занимающего семь комнат. Пытается использовать Шарикова в качестве оружия.
Для главы домкома важен не человек, а удостоверяющая бумага: «Документ — самая важная вещь на свете». Ему неважно каким путем явился в мир Полиграф Полиграфович, что представляет из себя, лишь бы был прописан и поставлен на воинский учет.
Автор умышленно не дает характеристику герою. Упоминается лишь, что у него были вьющиеся волосы, торчавшие в разные стороны.
Швондера окружает своеобразная свита. Такие же типичные, усредненные пролетарии. Выделяется из них образ Вяземской – руководитель культотдела дома. У нее нет имени, индивидуальных качеств и даже пола. Ничего личного, только общественное. Вяземскую можно сравнивать с образом комиссара Поляковой – матерью Искры в повести Б. Васильева «Завтра была война». У нее также не было пола, возраста, личной жизни, имени, а только гордое звание «комиссар».
Вывод
В «Собачьем сердце» нет богатой полифонии образов. Есть главные герои, портрет и личность которых описаны в мельчайших деталях. И второстепенные герои, лишенные индивидуальности, типичные для своего класса.
Автор материала: Даниил Романович
Автор статей и модератор разделов сайта.
Профессор Преображенский и Швондер (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
/ Сочинения / Булгаков М.А. / Собачье сердце / Профессор Преображенский и Швондер (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Тип: Характеристика героев |
Повесть Булгакова «Собачье сердце» представляет собой фантастическое произведение, основанное на реальной исторической почве – послереволюционной Москве. В произведении раскрывается ужас происходящего со страной после захвата власти большевиками.
Булгаков выводит перед нами две группы москвичей. Это потомственные интеллигенты, жители Пречистенки. К ним относятся профессор Филипп Филиппович Преображенский и его ассистент, доктор Борменталь. Вторую группу представляют «народившиеся» люди, представители пролетариата – Полиграф Полиграфович Шариков, который превратился из собаки в человека. А также Швондер и множество второстепенных лиц, которые, однако, создают фон и настроение повести.
Автор повести сталкивает эти два класса, противопоставляя их друг другу как с идеологической и нравственной стороны, так и с социальной, общественной. Они находятся на разных ступенях развития, по-разному смотрят на происходящее, по-разному строят свое будущее. Особенно остро их противостояние показано в таком вопросе, как воспитание «нового» человека – Полиграфа Полиграфовича Шарикова.
Особенно активно за душу пса боролись два человека – профессор Преображенский и председатель домкома Швондер.
Профессор явился для Шарикова «отцом» и первым учителем человечности. Ведь научиться говорить – еще не значит стать человеком! Филипп Филиппович хотел преодолеть изначальную звериную сущность своего творения, сделать его высокоразвитой личностью, достойным членом общества. Но ошибка этого героя в том, что делал он это не совсем терпеливо. Своих детей у него не было, а потому не было и опыта, к тому же отказывал Шарикову в ласке и сообразительности. Но, в конце концов, Преображенский — ученый, а не педагог.
Профессор Преображенский, воплощение образованности и высокой культуры, во многом становится выразителем авторских мыслей в повести. По убеждениям это сторонник старых дореволюционных порядков. Все его симпатии на стороне прежнего режима, при котором «был порядок» и ему жилось «удобно и хорошо». Ученый очень определенно высказывается о наступившей «разрухе», о неспособности пролетариев справиться с ней.
По его мнению, прежде всего, нужно людей научить элементарной культуре, только тогда разруха исчезнет, будет порядок. Но эта философия Преображенского терпит крушение. Он не может воспитать в Шарикове разумного человека: «Я измучился за эти две недели больше, чем за последние четырнадцать лет…»
Но и председатель домкома не далеко ушел от Филиппа Филипповича. Швондер видел в Шарикове лишь ячейку советского общества, «жильца» дома, который ему вверен. И его целью было сделать из Шарикова не человека, но «пролетария».
В конце концов, восторжествовал Швондер, потому что пролетарием стать, как оказалось, легче, чем человеком культурным и образованным. Мне вообще кажется, что плохим быть легче, и образ «пролетариата», рисуемый Булгаковым, оказывается откровенно негативным.
Швондер старается повлиять, воспитать Шарикова в марксистском духе. Его влияния нельзя не заметить. Это существо в беседе с Преображенским буквально повторяет слова и фразы Швондера не только о своих правах, но и о превосходстве над буржуями: «Мы в университетах не обучались, в квартирах из 15 комнат с ваннами не жили…» Самое интересное, что Шариков вообще не мог обучаться где бы то ни было, а также работать. Это характеризует его, по мысли Булгакова, как совершенно неприемлемого типа, который не имеет права не только указывать людям, но и вообще существовать.
Невероятно красноречив эпизод за обедом, когда между профессором и Шариковым происходит следующий разговор:
» — Что же вы читаете?
— Эту… как ее… переписку Энгельса с этим… как его — дьявола – с Каутским.
— Позвольте узнать, что вы можете сказать по поводу прочитанного? Что вы со своей стороны могли предложить?
— Да что тут предлагать? Взять все, да и поделить…»
Итак, Полиграф Полиграфович Шариков становится прямым продуктом Швондера, и если последний раскрывается в повести схематично, то бывший пес выписан ярко и узнаваемо.
В борьбе за Шарикова анализируемые персонажи раскрываются полностью, до конца, правдиво. И мы видим как негативные, так и позитивные черты этих характеров. Так, в Преображенском нельзя не отметить высокую культуру, юмор, самообладание, силу воли. Правда, пес, говоря о вышеприведенных качествах в начале повести, отмечает, что это оттого, что этот человек всегда сыт. Но в профессоре нельзя не отметить и презрения к людям, высокомерия и снобизма, а также предприимчивости. Вспомним, что за одно посещение пациента «ученый» брал червонец.
Швондер же представляет собой умственно ограниченный тип, пораженный классовой ненавистью. Этот герой желает без разбору, только потому, что у него есть власть, мстить всем, направо и налево.
Беру!
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Образ и характеристика профессора Преображенского в повести Собачье сердце Булгаков
Действие произведения происходит в 1924 году, в городе Москва. Главный герой повести – светило медицины, 60-летний врач-хирург, профессор с мировым именем Преображенский Филипп Филиппович.
Доктор Преображенский живёт вместе с прислугой в квартире из семи комнат. Филипп Филиппович — практикующий врач. Целый день ведёт приём больных. Вечер он посвящает чтению медицинской литературы. Быт профессора вполне налажен. Он не привык отказывать себе в удобстве и хорошем питании. У доктора, любителя вкусно покушать, на столе всегда разносолы и деликатесы.
Профессор всю свою жизнь посвящает излечению людей. Он много и плодотворно работает. Это позволяет ему вести тот образ жизни, к которому он привык. А привычке жить хорошо он не намерен изменять, невзирая на то, что времена были тяжёлые и голодные.
Параллельно с врачебной практикой Филипп Филиппович занимается и наукой. Его очень привлекает евгеника – наука о долголетии. Опытным путём доктор пытается решить проблемы омоложения организма и сделать открытие в области продления человеческой жизни. Следуя своей цели, Преображенский делает операцию бродячей собаке Шарику. Он пересаживает «пациенту» гипофиз человека. То ли потому, что гипофиз принадлежал никчёмному существу, страдающему алкоголизмом, то ли потому что природа не терпит вмешательств, опыт имел плачевный результат.
Умный, образованный, интеллигентный профессор столкнулся с кучей проблем. Прооперированный им пёс превратился в грубого, невоспитанного человека, страдающего алкоголизмом. Доведённый до отчаяния, Филипп Филиппович вынужден был вместе со своим помощником доктором Борменталем сделать новую операцию. Невыносимый «квартирант» Шариков снова стал собакой Шариком.
Через образы Преображенского, Борменталя, Шарикова, Швондера и «домкома» Булгаков хочет донести до читателя свою точку зрения. Он так же, как и профессор не понимает и не принимает революцию. Не любит пролетариат и не скрывает этого. Ему не понятны и неприятны люди из домкома, действующие по его мнению иррационально.
Разруха по мнению доктора, прежде всего «сидит» в головах тех, кто, пытаясь построить новую жизнь, разрушают всё вокруг. Невозможно создать новое адекватное общество, разрушая культуру и быт. Вместо созидания «шариковы» и «швондеры», ставшие именами нарицательными, кроме разрушений и хаоса ни на что не способны.
Сочинение Характеристика и образ профессора Преображенского
В повести Булгакова описывается период жизни России начала 20 века. Ярко и красочно воспроизведена действительность того времени, время зарождения пролетариата, когда люди получают власть, но ещё не знают, как её применить.
В центре повести стоит профессор Преображенский, истинный представитель интеллигенции, величина мирового масштаба. Филипп Филиппович живёт в квартире из семи комнат, и ему хотелось бы иметь ещё одну. В этом он прав, он в своей квартире не только живет, но и работает. Это нормальное желание нормального человека, иметь квартиру, удовлетворяющую своим запросам. Преображенский правильно делает, когда выгоняет представителей домкома, желающих отобрать квартиру. Они же даже не могут войти по-человечески, ни разуться, ни поздороваться. Профессор просто поставил их на место.
Доктор занимается врачебной практикой, зарабатывая себе на жизнь, и на содержание квартиры с прислугой. Филипп Филиппович считает, что человек должен нормально жить и питаться, иметь хорошие вещи и возможность культурного развития.
Если он профессор, значит, он получил достойное образование, к тому же он выходец из интеллигентной среды, и у него отличное воспитание. Его мастерство как врача позволяет ему совершать сложнейшие операции. Путём многих проб и опытов, Преображенский приходит к тому, что делает операцию на собаке, вживляя ей человеческий гипофиз. Операция проходит успешно, и собака постепенно превращается в человека. Единственное, чего не предусмотрел доктор, что новый человек, получившийся из собаки, вберет в себя все отрицательные качества донора. Не имея никакого педагогического опыта, профессор понимает, что Шарикова ему не перевоспитать. Доктор идет к обратному, снова делает операцию, возвращая Шарикова к начальному образу. Преображенский прав, что «говорить— это еще не значит стать человеком».
Но профессор очень трудолюбивый человек, он ведет кропотливую работу, экспериментируя и совершенствуясь, а его ум и уверенность вселяют надежду, что он сделает немало открытий в области медицины на благо общества. Трезвый и здравомыслящий человек, Преображенский прежде всего стремится к порядку, не только внешнему, но и порядку в мыслях. Представитель аристократии, доктор воплощает в себе символ русской культуры, над которой нависла угроза уничтожения.
Как обычно, в произведениях Булгакова, реальность сливается с фантастикой.
Вариант 3
Прочитав повесть «Собачье сердце» я решил осветить образ профессора Преображенского, которого автор представляет Московским Виктором Франкенштейном. Замахнувшись на поиск омоложения, а возможно, и вечной жизни профессор сталкивается с некоторыми проблемами.
Филипп Филиппович Преображенский профессор медицинских наук, практикующий хирург и представитель аристократии. Привык жить комфортно и в достатке, в связи с чем постоянно спорит и ругается с представителями домкома. Швондер и компания пытаются отобрать у профессора квартиру, в которой он не только живёт, но и работает. Именно поэтому имея в своей квартире 7 комнат, он хочет ещё одну.
За свои заслуги в медицине имеет некоторые привилегии и неприкосновенность. Он не любит пролетариат и не скрывает этого. Разруха по мнению профессора, прежде всего в головах тех, кто, пытаясь построить новый мир, разрушает старый.
Профессор занимается изучением вопроса возможности омоложения людей. Проводя опыты и изучая научную литературу, пытается понять возможно ли омоложение. Для ответа на этот вопрос приводит домой бродячего пса Шарика. Лечит его, откармливает, а потом проводит операцию по замене собачьего гипофиза на человеческий. В результате операции Шарик очеловечился и стал Шариковым, но достойным человеком стать не смог. Он научился ходить на двух ногах, начал говорить и носить одежду, словом выглядел, как человек. Однако возможность говорить и передвижение на двух ногах не сделало его достойным представителем общества. Ведь без воспитания, манер и желания познавать новое человек становится неполноценным.
Шарик же став человеком начал пить, ругаться и не желал учиться. Профессор столкнувшись с педагогической проблемой и неспособностью к перевоспитанию, решил провести обратную операцию. После неудачной попытки провести омоложение организма профессор понимает, что лучше с природой не спорить. Он признаётся общественности, что его опыты потерпели «фиаско». Таким образом, потеряв часть своей выдающейся репутации, скрывает свое самое великое достижение перед человечеством.
Профессор Преображенский трезвый и здравомыслящий человек. Поэтому стремится к порядку не только в квартире и жизни, но и в душе и мыслях. Филипп Филиппович Преображенский в повести «Собачье сердце» олицетворяет собой всю аристократию, над которой в тот период времени нависла гроза уничтожения.
Сочинение 4
Булгаковская повесть «Собачье сердце» стала последним сатирическим произведением автора. Долгих шестьдесят лет она была под запретом в Советском Союзе. В настоящее время пожалуй не найдется человека, который не прочитал или не видел одноименного фильма режиссера Бортко. Роль профессора Преображенского сыграл талантливейший актер Евгений Евстигнеев.
По жанру — это фантастика, основанная на реальных событиях. Москва двадцатых годов прошлого столетия. Вокруг разруха, голод, грязь. Внешнее и внутренне состояние людей под стать событиям. Новая власть кроме депрессии ничего не может предложить своему народу. И вот параллельно, автор описывает совершенно другую жизнь.
Филипп Филиппович Преображенский — профессор медицины, знаменитый в Европе ученый, интеллигент не первого поколения, человек, привыкший всю жизнь трудиться — это главный герой произведения. Профессор одержим идеей омоложения и достаточно преуспел в этом. Помогает ему талантливый молодой доктор Борменталь.
На протяжении повести Филипп Филиппович преподает уроки нравственности помощнику. Сам профессор не приветствует советский образ жизни и принципиально не интересуется политикой. Он лечит тех, кто стоит у руля, взамен они разрешают ему вести тот образ жизни, к которому он привык. Живет профессор в семикомнатной квартире со всеми удобствами, кушает здоровую, качественную пищу, содержит прислугу и не пропускает ни одной премьеры в театре. Его жизни можно позавидовать, ведь он искренне уверен, что труд и знания делают человека счастливым, несмотря на обстоятельства.
Но по сути профессор еще не до конца понял советскую власть, он не видел, как разрушались семьи, человеческие судьбы. Городовой, по мнению Филиппа Филипповича, мог враз навести порядок, если бы захотел.
Одно событие перевернуло сознание профессора. Подобрав на улице бездомную собаку, профессор решил провести над ней свой опыт по «улучшению человеческой природы». В итоге вместо доброго пса, появилось чудовище с человеческим сердцем Клима Чугункина. В ужасе от собственного эксперимента, Филипп Филиппович ругая себя на чем свет стоит, зарекается от подобной деятельности. Он понимает, что нельзя вмешивать в человеческую природу. Ведь гения «может родить любая баба».
Михаил Булгаков в повести «Собачье сердце» затронул нравственные вопросы, которые всегда вставали перед человеком в любую эпоху. Он писал о прогрессе в эпоху террора и морального падения. Сегодня мы с интересом читаем «Собачье сердце», потому что вопросы, поднятые автором актуальны для современного человека, пытающегося жить в гармонии и счастье.
Также читают:
Булгаков
Картинка к сочинению Образ и характеристика профессора Преображенского в повести Собачье сердце
Популярные сегодня темы
- Анализ произведения 451 градус по Фаренгейту Брэдбери
В романе «451 градус по Фаренгейту» повествуется об обществе, которое погрязло в антиутопии. Это произведение фантастично, представляет мир будущего. Люди получают информацию от экранов телевизоров, радиоприёмников
- Анализ рассказа Легкое дыхание Бунина сочинение
Чарующая и загадочная новелла Бунина рассказывает об истории гимназистки Оли Мещерской. По замыслу автора читатель не должен испытывать интереса к сюжету.
- Сочинение рассуждение на тему Вера. Что это такое.
Если говорить о религиозной вере, то она удивительна. Люди на протяжении тысяч лет воевали, защищали и умирали за неё. Каждый проходит разный путь, чтобы, например, посвятить себя христианству, но поклонение Богу может спасти все
- Образ Рахметова в романе Что делать Чернышевского и его характеристика
Произведение Чернышевского писалось в течение года, написано оно было в Петропавловской крепости.
- Сочинение Слава науке
Сейчас двадцать первый век. Если лет так пятнадцать назад компьютер или телефон были недосягаемой мечтой даже для человека со средними доходами, то сегодня эти уникальные изобретения имеются почти у каждого.
Мои любимые цитаты из «Собачьего сердца»
***
— Ну и что же он говорит, этот ваш прелестный домком?
— Вы его напрасно прелестным ругаете
***
— «Атавизм»?
— Неприличными словами не выражаться!
***
Совершенно примирился со штанами. Произнёс длинную весёлую фразу: «Дай папиросочку, – у тебя брюки в полосочку».
***
— Что-то вы меня больно утесняете, папаша.
— Что?! Какой я вам папаша! Что это за фамильярность? Называйте меня по имени-отчеству.
— Да что вы всё: то не плевать, то не кури, туда не ходи. Чисто, как в трамвае. Чего вы мне жить не даёте?
***
– Что же вы делаете с этими… С убитыми котами?
– На польты пойдут, из них белок будут делать на рабочий кредит.
***
— Знаете ли, профессор, если бы вы не были европейским светилом и за вас не заступились бы самым возмутительным образом, вас следовало бы арестовать!
– А за что? – с любопытством спросил Филипп Филиппович.
– Вы ненавистник пролетариата! – гордо сказала женщина.
– Да, я не люблю пролетариата, – печально согласился Филипп
***
От кальсон отказался, выразив протест хриплыми криками: «В очередь, сукины дети, в очередь!»
***
Террором ничего поделать нельзя. Это я утверждал, утверждаю и буду утверждать. Они думают, что террорим поможет. Нет, нет, не поможет. Какой бы он ни был — белый, красный, даже коричневый.
***
— Имейте в виду, Шариков… Господин, что я, если вы позволите себе ещё одну наглую выходку, я лишу вас обеда и вообще питания в моём доме.
— Я без пропитания оставаться не могу. Где же я буду харчеваться?!
***
– Вот всё у вас как на параде, салфетку – туда, галстук – сюда, да «извините», да «пожалуйста-мерси», а так, чтобы по-настоящему, – это нет. Мучаете сами себя, как при царском режиме.
– А как это «по-настоящему»? – позвольте осведомиться.
– Ну желаю, чтобы все…
– И вам также, – с некоторой иронией отозвался Борменталь.
***
Когда профессор приказал ему: «Не бросай объедки на пол» – неожиданно ответил: «Отлезь, гнида».
***
— Я и доктор Борменталь будем называть вас «господин Шариков».
– Я не господин, господа все в Париже! – отлаял Шариков.
***
– Мы пришли к вам, – вновь начал чёрный с копной.
– Прежде всего – кто это мы?
– Мы – новое домоуправление нашего дома, – в сдержанной ярости заговорил чёрный
***
У меня нет возможности повторить всё, что они говорили. Я не охотник до бессмыслиц.
***
— И что же вы думаете? Пациенты, не читающие газет, чувствуют себя превосходно. Те же, которых я специально заставлял читать «Правду», – теряли в весе. Мало этого. Пониженные коленные рефлексы, скверный аппетит, угнетённое состояние духа.
***
И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займётся чисткой сараев – прямым своим делом, – разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя! Это никому не удаётся, доктор, и тем более – людям, которые, вообще отстав в развитии от европейцев лет на 200, до сих пор ещё не совсем уверенно застёгивают свои собственные штаны!
***
Обыкновенная прислуга, а форсу, как у комиссарши.
***
– О, господи Иисусе!
– Что вам надо?
– Говорящую собачку любопытно поглядеть, – ответила старуха заискивающе и перекрестилась
***
– Откуда взялась эта гадость? Я говорю о галстуке.
– Чем же «гадость»? Шикарный галстук. Дарья Петровна подарила.
– Дарья Петровна вам мерзость подарила, вроде этих ботинок. Что это за сияющая чепуха?
– Лаковые. Что я, хуже людей? Пойдите на Кузнецкий – все в лаковых.
***
Вы и без водки держите себя неприлично.
***
– Вы бы почитали что-нибудь, – предложил он, – а то, знаете ли…
– Уж и так читаю, читаю…
– Что же вы читаете?
– Эту… как её… переписку Энгельса с этим… Как его – дьявола – с Каутским.
Филипп Филиппович локти положил на стол, вгляделся в Шарикова и спросил:
– Позвольте узнать, что вы можете сказать по поводу прочитанного.
Шариков пожал плечами.
– Да не согласен я.
– С кем? С Энгельсом или с Каутским?
– С обоими, – ответил Шариков.
***
– Вы стоите на самой низшей ступени развития, – перекричал Филипп Филиппович, – вы ещё только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные, и вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе с развязностью совершенно невыносимой подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как всё поделить… А в то же время вы наглотались зубного порошку…
Образ и характеристика Швондера в повести Собачье сердце Булгакова сочинение
В повести М.Булгакова «Собачье сердце» все персонажи представлены в контексте тех исторических событий, которые происходили в 20-е годы века – в то время, когда создавалось произведение. Не является исключением и образ Швондера – председателя домового комитета.
Швондер не является представителем рабочего класса: он чиновник новой формации, бюрократ. Для него важны инструкции, указания свыше. Он функционер, который живет по правилам, придуманным другими. У него нет ничего своего: он говорит штампами, повторяет чужие слова. У него даже нет своего имени. С первого появления и до конца действия он проходит перед читателем только под фамилией – Швондер.
В Калабуховском доме для Швондера не существует людей – талантливых, знаменитых, прямо у него на глазах, совершающих великие открытия. Для него все только жильцы, у которых должны быть равные условия проживания и обязательно должны быть документы. Даже для бывшего пса, превращенного в человека профессором Преображенским, Швондер требует сделать паспорт и прописку.
В деле воспитания нового жильца в духе революционных идеалов Швондеру достается главная роль. Именно старается сделать из Шарикова пролетария, правда, не догадываясь о том, что результат его работы будет опасен для всех окружающих, даже для него самого. Продвигая Шарикова на должность, внушая ему мысль о необходимости отстаивать свои права, подсовывая для чтения недоступные его сознанию революционные книжки, Швондер способствует тому беспределу, который неудачный продукт гениального эксперимента Преображенского начинает чинить на вверенной ему территории. Именно за отсутствие понимание последствий своих действий Швондер будет назван в повести «самым главным дураком».
Швондер в повести представлен, прежде всего, как представитель новой власти. Именно в этом амплуа он и появляется впервые перед читателем, именно с позиций власти он обращается с профессором Преображенским, пытаясь его «уплотнить» и лишить двух комнат. Все три появления «на сцене» Швондера – это реализация его должностного функционала: он приходит только как лицо, наделенное определенными обязанностями. Действия его абсурдны, слова – не всегда понятны с первого раза. Но он на службе у советской власти и готов, если ему будет дан приказ, уничтожать ее врагов любыми способами. В Преображенском он видит врага: именно с этим связана та борьба, которую он будет с ним вести на протяжении всего действия повести.
Конфликт профессора Преображенского со Швондером, который составляет одну из сюжетных линий повести, не является личностным конфликтом. Можно сказать, что Булгаков показывает через конфликт Преображенского и Швондера конфликт личности и масс, индивидуальности в его творческом потенциале и ограниченности, серости и убогости «винтиков» новой системы. Не только потому, что Швондер второстепенный персонаж, представленный из индивидуальных характеристик только густой копной вьющихся волос и напыщенной речью, невозможно воспринимать его как конкретное лицо. Швондер – олицетворение негативных проявлений новой власти, которые чужды научной интеллигенции в лице профессора Преображенского.
Вариант 2
Главным антагонистом профессора Преображенского в повести М, А, Булгакова «Собачье сердце» является некто Швондер, управляющий жилтовариществом дома, где проживает учёный. Их взаимное неприятие идёт по нарастающей. Описывая отношения Швондера и Преображенского, автор приходит к глубокому социальному обобщению о невозможности мирного сосуществования интеллигенции с победившим пролетариатом, ума и деликатности с невежеством и хамством.
Швондер является яркой иллюстрацией высказывания Томаса Карлейля о том, что «всякую революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются её плодами отпетые негодяи». Швондер сочетает в себе черты как фанатика, так и негодяя. Время действия повести позволяет предположить, что он принимал активное участие в революционных событиях. Он вообще человек активный и деятельный. Начитавшись книжек, написанных классиками марксизма, Швондер уверовал в них, как в Святое писание и фанатично пропагандирует эти идеи всем, включая новоявленного жильца гражданина Шарикова.
Участие Швондера в революции принесло для него плоды, которыми он уже начал активно пользоваться. Став управляющим жилтоварищества, он сразу начал устанавливать свои порядки. Как известно, чем меньше начальник, тем больше в нём амбиций и самодурства. И пусть в подъезде исчезли вазоны с цветами и ковры, наплёвано, грязно и нет электричества. Зато по вечерам члены жилтоварищества распевают революционные песни.
У Швондера очень развито классовое чутьё. Он безошибочно определяет в профессоре Преображенском классового врага. Профессор не любит пролетариат, а Швондер в лице профессора ненавидит всю интеллигенцию. Он вынужден терпеть Преображенского на своей территории, потому что власти запретили ему трогать учёного с мировым именем. Но это не мешает Швондеру беспокоить профессора различными мелкими пакостями.
Больше всего Швондера возмущает, что учёный занимает целых семь (!) комнат. Попытка потеснить профессора потерпела неудачу, но Швондер от своих планов не отказался. Появление в квартире профессора Шарикова пришлось как нельзя более кстати. Настаивая на прописке Шарикова, Швондер пытается хотя бы таким способом потеснить профессора. Забивая голову бывшего пса пропагандистским идейками, путём словесной демагогии настраивая его против своего «создателя», Швондер получает в лице Шарикова надёжного союзника в борьбе с Преображенским. Тот факт, что Шариков решает донести на профессора, говорит о том, что «учитель» Швондер явно преуспел в деле воспитания «нового» человека.
В повести отчётливо заметно негативное отношение автора к этому персонажу, которое естественным образом передаётся и читателям.
Сочинение про Швондера
Михаил Афанасьевич Булгаков написал свою повесть «Собачье сердце» в январе-марте 1925 года. Но опубликовали ее лишь после его смерти – в 1980-х годах. Можно предположить, что это из-за того, что произведение пронизано иронией и презрением к пролетариату. Именно через образ Швондера автор показывает правящий класс безнравственным, малодушным и эгоистичным.
Впервые Швондер появляется в повести, когда вступает на должность председателем домкома, и отправляется в квартиру профессора Преображенского, чтобы «уплотнить» квартиры в доме, так как, по его мнению, Филипп Филиппович занимает слишком много комнат (семь!). Но профессор, не церемонясь, выгоняет Швондера, оставив его ни с чем, и в дальнейшем, пожаловавшись на него высшему руководству. С этого момента и начинается противостояние двух героев.
Управдом Швондер — это типичный представитель пролетариата, «фанатик» нового режима. Он молод, амбициозен, готов на всё, чтобы насолить профессору. А для борьбы с Филиппом Филипповичем, ненавистником пролетариата, он использует результат его же эксперимента – Шарикова, внушая Шарикову мысль, что тот может оформить часть жилплощади и прописку в квартире Преображенского, подсовывая специальную литературу. Также Швондер определяет Шарикова на руководящую должность в отдел по очистки Москвы от бродячих кошек, подает ему идею написать донос на профессора. Всеми этими действиями Швондер ведет «холодую войну» с Преображенским. Его не волнует, как ведет себя Шариков, что делает, главное для Швондера — вложить в голову Шарикова азы нужной идеологии и вывести из равновесия профессора.
Подводя итог, можно сказать, что образ Швондера – это образ невежественного, эгоистичного человека с низменными человеческими качествами, он является противоположностью профессора Преображенского, благодаря этому образу Булгаков высмеивает все пороки лидирующего класса. Подстрекатель, который ради своих целей, готов пойти на многие низкие поступки. Нерассудительный, агрессивный, преклоняющийся перед властью, законами и документами, он как идеальная пешка для вышестоящей власти. Под видом помощи и беспокойства о судьбе Шарикова проталкивает идеи нового класса.
Другие сочинения:
Образ и характеристика Швондера в повести Собачье сердце
Несколько интересных сочинений
- Анализ произведения Толстого Кавказский пленник
Лев Николаевич Толстой – выдающийся писатель, общественный деятель и педагог. В 1859 году Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне, а также помог организовать 20 школ в окрестностях.
- Сочинение по картине Богатырский скок Васнецова 4 класс
В своем художественном творчестве русский живописец Васнецов Виктор Михайлович, часто обращался к народному творчеству и мифам. Достаточно часто героями его шедевров становились могучие защитники древней русской земли
- Сочинение Образ дороги в поэме Гоголя Мертвые души
Движение играет большую роль в поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Произведение начинается в дороге, и оканчивается в дороге. В начале Павел Чичиков едет в город, чтобы провести
- Сочинение Влияние книги на человека
Человек знакомится с книгой практически с рождения. Малыши познают мир, листая альбомы с яркими картинками. Милые зверюшки, герои мультфильмов, забавные истории приветствуют маленького первооткрывателя на бумажных страницах
- Философская лирика Тютчева 9 класс сочинение
Творения поэта Тютчева – постоянное присутствие идеи глубокой философии. При помощи философии своих строк он передает читателю скрытый от его глаз, но лежащий на поверхности смысл бытия
Добавить комментарий