Собор смольного монастыря

Смольный собор в Петербурге всю его историю преследовала цифра 87: столько его строили, столько лет в нем совершали службы и столько же он простоял без использования по назначению. Сюда стоит прийти, чтобы иметь ассоциацию со словом «Смольный», отличную от той, к которой все привыкли.

Контакты

Адрес Смольного собора в Санкт-Петербурге: пл. Растрелли, 1. Тел. (812) 900-70-15.

Как добраться до Смольного собора

Чтобы попасть к храму, придется настроиться делать 2 пересадки транспортом или примерно 30 мин. топать пешком от метро. Отправными точками являются станции метро «Чернышевская» или «Площадь Восстания».

  1. В первом случае придется пересесть на троллейбус № 15 или автобус № 22, 46;
  2. Во втором – на троллейбус № 5, 7 или автобус № 22.

Посещение. Режим работы

  • Так как храм совсем недавно, в 2016 г., отошел Русской православной церкви, изменился режим его работы. Теперь нет выходных, и Смольный собор в Питере принимает посетителей с 7:00 до 20:00 (ориентир – вечерняя служба).
  • Кроме богослужений также проводятся экскурсии: по предварительному заказу или же трижды в день по выходным, в 13:00, 14:30 и 16:00. За экскурсию придется оставить пожертвование примерно в 200 руб. (есть скидки учащимся).
  • Как и прежде, можно подняться на звонницу Смольного собора, которая считается одной из лучших смотровых площадок города.
  • Режим работы смотровой площадки Смольного собора – 11:00–18:00. За посещение звонницы тоже просят пожертвование, в размере 150 руб. (есть скидки учащимся). Все пожертвованные средства используют для реставрационных работ над интерьером собора.

Расписание богослужений Смольного собора

Службу в соборе можно посетить в любой день недели. Разве что в раннюю утреннюю литургию (7:00) можно услышать только по выходным и праздникам.
Обычное расписание богослужений такое:

  • 9:30 – поздняя литургия, после которой читают Псалтырь;
  • 14:00 – молебен;
  • 16:00 – панихида;
  • 17:00 – вечерняя служба.

Корректируется график богослужений только в связи с большими праздниками или постами.
Кроме еженедельных богослужений можно увидеть, как совершают здесь обряды крещения и даже венчания. Но для проведения этих церемоний требуется разрешение диакона.

Где рядом можно остановиться

Конкретно у Смольного собора в СПб паломнических гостиниц нет, но в окрестностях за 2 км от храма можно выбрать себе местечко в десятке гостиниц/хостелов. Если принципиально хочется остановиться в паломнической гостинице, у Александро-Невской Лавры, на набережной реки Монастырки их имеется три: «Ирис», «Духовская» и «Феодоровская».
Стоимость пребывания в гостиницах стартует от 500 руб./сутки.

История создания Смольного собора в Санкт-Петербурге

  1. Название будущему собору было уготовано его местоположением. Еще во времена Петра I на этом месте производили для строительства судов верфи смолу, и недалеко располагался Смольный дворец, где воспитывалась дочь царя, Елизавета. Когда ей пришла в голову мысль принять постриг, для возведения монастыря для себя и 120 барышень именитых фамилий она указала место этих смольных дворов.
  2. Проектировать Воскресенский Новодевичий монастырь поручено было придворному архитектору Ф. Растрелли, и первый камень с празднованием и пальбой из пушек заложили в 1748 г. Планов у Растрелли было много (сохранился даже деревянный макет монастырского комплекса в Академии художеств), он хотел избавиться от привычных для монастырей оборонных стен и главным акцентом сделать колокольню у ворот. Но в строительство вмешалась императрица. Теперь колокольню пришлось укоротить, а кроме большого купола на соборе Смольного монастыря в Петербурге (его переименовали из Новодевичьего) появились его соседи – четыре купола поменьше (правда, под ними двухъярусные колокольни).
  3. Архитектор не дожил до завершения своего шедевра, так что доделывать храм в стиле барокко пришлось другим мастерам, Ю. Фельтену и В. Стасову. Увидеть освящение собора не успела и сама Елизавета Петровна. Не были достроены купола, не поштукатурены стены, не доведены до ума интерьеры.
  4. По указу Николая I три года трудился над окончанием комплекса Стасов. Сделал он работу на славу, но слишком уж долго собору Смольного монастыря пришлось ждать открытия, целых 87 лет.
  5. В 1835 г. собор наконец посвятили, присвоив звание собора учебных заведений Питера. В 1923 г. его закрыли, используя помещения как склады и бункер с защитой от атомной бомбежки. К 1974 г. внутри уже не было иконостаса и ценностей, зато был исторический музей. Литургию разрешили провести в стенах собора только в 2010 г., привезли иконы, крест и колокол. Музейный статус на религиозный Смольный собор сменил только в 2016 г.

Архитектурные и культурные достопримечательности

  • Стиль всего комплекса Растрелли можно обозначить словом «барокко», правда с примесями. Ведь придворный архитектор славился свои почерком в зодчестве, потому и выглядит собор барочным, откуда на него ни глянь (в европейских зданиях практиковался только один барочный фасад). Видно, что благодаря присутствующей повсюду лепкой и голубыми стенами зодчему удалось избавиться от гнетущей атмосферы монастырских русских построек, его идеи внесли в экстерьер собора легкость. А переделка собора в пятикупольный по просьбе Елизаветы Петровны – дань русской традиции, ведь в уме православных верующих сложился образ пятерки, состоящей из Христа и 4 евангелистов. Высотой Смольный собор совсем чуток уступает Исаакиевскому собору.
  • Колокольня Смольного собора привлекает туристов открывающимися с нее видами: можно узреть Неву, Смольный институт, Смольный монастырь, раскопки на месте взятой Петром шведской крепости Ниеншанц да и прочие интересности Петербурга. Хотя колокольня и высокая, судя по музейному макету Растрелли, она планировалась 5-ярусной и 140-метровой, то есть выше всех европейских построек. В трех верхних ярусах могли висеть колокола, а венчал бы звонницу крест. Однако было два «но»: при военном положении (шла Семилетняя война) средства взять особо было негде, да и архитектор осознал, что перегнул палку с амбициями, и оставил самым высоким зданием монастырского комплекса Смольный собор.
  • Сад Смольного собора в принципе является сквером, зажатым между площадью Растрелли, переулком Кваренги, улицей Смольного и Смольной набережной. Выделяются в нем 4 идентичных друг другу фонтана, запущенных в 1934 г.: две чаши перед зданием собора и две – позади него. Отделены фонтаны цветочными клумбами. Скамейки, аллеи, цветущие сакуры – всё чисто и ухожено.

Святыни и фото Смольного собора

Ценностью можно назвать иконостас Смольного собора в Санкт-Петербурге. Барочная святыня украшала храм вплоть до 1972 г., пока не приказано было ее демонтировать. Из всех икон, украшавших тот самый, старинный, иконостас, в живых остались только две иконы кисти придворного живописца А. Венецианова, изображающие вход в храм Пресвятой Богородицы и воскресение Христа, которые и являются святынями храма.

Но у него все впереди: после возврата во владения церкви не исключено, что ценные и редкие иконы вновь украсят иконостас Смольного собора.

Соседствует с лазуревым собором прежний Смольный институт для девиц, где нынче заседает администрация Петербурга.
Заметно, несмотря на иконостасы, что совсем недавно это место было музейной собственностью.

Смольный собор — видео

Историческая прогулка по Смольному монастырю и Воскресенскому Смольному собору. Приятного просмотра!!!

Смольный собор пережил многое, и времена его полного возвращения к жизни еще впереди. Сумели ли вы, дорогие читатели, ощутить это в его стенах? С нетерпением ждем ваших историй и впечатлений.

Смольный монастырь, собор

Вид на Смольный монастырь с Большой Охты

Издавна здесь, на месте Смольного монастыря и собора, находилось новгородское село Спасовщина. Когда на противоположном берегу шведы построили крепость Ниеншанц, здесь был сооружен форт Сабина. После основания Санкт-Петербурга это место отвели для Смоляного двора, где хранили смолу и варили дёготь для нужд Адмиралтейской верфи. Тогда то название «Смольное» и закрепилось за этим местом.

Незадолго до своего сорокалетия императрица Елизавета Петровна приняла решение завершить свои дни в тишине и покое монастыря. Ею было указано строить монастырь для ста двадцати девиц из благородных семей, и себя, как их будущей настоятельницы. Для каждой персоны повелено было предусмотреть отдельный апартамент с комнатой для прислуги, кладовкой для припасов и кухней. Для себя же — отдельный дом.

Место для монастыря императрицей было выбрано не случайно. Во времена правления Анны Иоанновны здесь находился Смольный дворец, куда поселили молодую Елизавету. Благодаря этому дворец также называли Девичьим.

Проект Воскресенского Новодевичьего монастыря в 1744 году был поручен архитектору Франческо Бартоломео Растрелли . Комплекс монастыря был сформирован архитектором из собора и расположенных вокруг него двухэтажных жилых корпусов. Зодчий решил создать новый для России тип монастырского комплекса. Вместо крепостных стен, до того окружавших подобные обители, он разместил стены с лепниной и вазами. В качестве доминанты — высокая колокольня над въездными воротами, которая должна была стать выше колокольни Петропавловского собора — 140 метров.

В Камер-фурьерском журнале подробно описана торжественная церемония закладки нового монастыря. Она состоялась 30 октября 1748 года. На берегу Невы был установлен богато украшенный деревянный помост. После молебна в основание будущего фундамента опустили закладной камень, произвели 101 залп из 20 пушек. С помоста Елизавета Петровна направилась в свой старый дом при Смольном дворе, где к праздничному обеду уже были накрыты столы. На обеде присутствовали 56 человек.

Из-за строительства на месте Смольного двора монастырь стали называть также — Смольным.

Для облегчения управлением строительства при Канцелярии от строений была создана специальная Контора во главе с бригадиром Яковом Мордвиновым. На всём протяжении работ архитектор постоянно конфликтовал с Мордвиновым из-за его самоуправства (отмены приказов Растрелли, собственных неразумных распоряжений).

Смольный монастырь

12 июля 1749 года поступил указ переделать проект. Собор было велено строить по образу и подобию Успенского собора в Московском Кремле, а колокольню — «такой, как здесь Ивановская бывшая колокольня». Таким образом, Елизаветой Петровной было поручено создать храм по православным канонам, то есть так, как не строили со времён Петра I. У Смольного собора в обязательном порядке должны были теперь появиться не только массивный главный купол, но и четыре малых.

Перед началом строительства была создана рабочая архитектурная модель комплекса. Для этих целей за 11 рублей в месяц были сняты «три покоя и одни сени» в доме мастера Шмита (Большая Морская ул. 26). Над моделью трудились шесть лучших плотников: Михаил Гаврилов, Тимофей Колоткин, Алексей Фоткин, Никифор Тихонов, Никита Пекишев и Дмитрий Голубев. Собирали её на столе в три сажени длиной в точно такой последовательности, как должен был строиться монастырь. На место стройки, в специальную «модельную светлицу», её перевозили 14 мая 1751 года.

Монастырь начал строиться с большим размахом. Для забивки свай были привлечены тысячи солдат, тысячи мастеровых — для возведения стен. Строители трудились по 14 часов в день. Финансирование было полным и регулярным. Листовое железо везли с Урала, чугунную черепицу из Олонецких заводов.

23 мая 1754 года стройку посетила сама Елизавета Петровна. Восхищённая проектом колокольни, она повелела отлить для неё такой колокол, который бы весил 20 000 пудов, а шириною бы стал — более 6,5 метров. Этот колокол должен был стать больше московского царя-колокола.

Уже в процессе строительства Растрелли пересматривал проект. Высоту проектируемой колокольни он увеличил со 140 метров до 167. Малые главы вплотную «придвинул» к центральному куполу. Под влиянием этого проекта архитектором С. И. Чевакинским был создан комплекс Никольского собора, где колокольня, построенная в 1756-1758 годах, отчасти повторила проект Растрелли.

Создавая комплекс Смольного монастыря Растрелли одновременно и создал свою интерпретацию архитектурного стиля барокко. В Европе барочным делался лишь главный фасад зданий. Смольный собор же предназначен для осмотра со всех сторон.

С началом Семилетней войны в 1757 году денег в казне стало не хватать. Проект Растрелли завершён не был. После победного окончания войны с Пруссией желание императрицы уйти в монастырь угасло. А в 1761 году Елизавета Петровна умерла, так и не успев увидеть освящение Смольного собора.

Неоштукатуренным, без куполов и с недостроенной колокольней храм простоял почти пять лет. Со временем сложились легенды, будто службу в храме нельзя совершать целых сто лет. Существует легенда, что в алтарной части Смольного собора совершил самоубийство один из рабочих, именно это и не позволяет проводить здесь церковные службы.

Достраивал Смольный монастырь, в котором тогда жили не более 20 монашек, по поручению Екатерины II Юрий Матвеевич Фельтен. Растрелли новой императрицей был отстранён от дел. Фельтен с 1765 по 1775 год достроил корпуса, начал создание интерьеров. Но из-за недостатка денег интерьеры тогда завершены так и не были.

Вскоре после вступления Екатерины II на престол в Санкт-Петербурге было основано Воспитательное общество для девочек из дворянских семей. Для проживания «благородных девиц» был выбран именно Смольный монастырь. Учащихся здесь девушек с той поры стали называть «смолянками».

При Павле I Смольный монастырь был упразднён, монахинь перевели в другие обители. Бывшие кельи вскоре занял Вдовий дом. Для воспитанниц Воспитательного общества в начале XIX века по соседству было построено здание Смольного института, куда они и переехали.

Существует легенда, гласящая о том, что архитектор Кваренги, автор здания Смольного института, не оставался равнодушным к творению Франческо Бартоломео Растрелли. Проходя мимо Смольного собора он снимал шляпу, восклицая: «Вот это храм!»

Смольный монастырь, Смольный собор

Окончательно Смольный собор был достроен только после соответствующего решения императора Николая I. Был проведён конкурс, в котором победил архитектор В. П. Стасов. В течение трёх лет зодчий занимался реставрацией и отделкой интерьеров, постройкой второго ряда служебных корпусов со стороны главного входа в монастырь. Стасову принадлежит проект рисунка ограды.

20 июля 1835 года Смольный собор был освящён как Собор всех учебных заведений. В память об этом была выбита бронзовая медаль с изображением храма и Иисуса Христа, благословляющего детей. Архитектор Стасов за свою работу получил вознаграждение в 2 000 рублей серебром в год, выплачиваемое ему в течение 12 лет.

В своём дневнике архитектор Стасов отмечал:

«Характер зданий, произведённых графом Растрелли, всегда величественен (grandioso), в общности и частях часто смел, щеголеват (elegant), всегда согласен с местоположением и выражающий точно своё назначение, потому что внутреннее устройство превосходно удобно, что свидетельствуется многими произведёнными им как в С.-Петербурге и окрестностях, так и по его проектам в разных местах России, и вообще самобытен, не обременён по тогдашнему времени множественными частными выступами и украшениями» .

Смольный собор строился дольше всех зданий в Петербурге — 87 лет. Церковный зал вмещал до 6 000 человек, был украшен мрамором. Алтарь отделяла хрустальная балюстрада. Запрестольный образ, ныне хранящийся в Русском музее, был создан художником Алексеем Венециановым. Колокольня же так и не была построена.

В 1923 году Смольный собор был закрыт, стал использоваться как склад. В 1972 году был снят иконостас, всё имущество передано в музеи. В 1974 году в соборе был открыт филиал Музея истории Ленинграда. В 1990 году здесь открыт концертно-выставочный комплекс.

Смольный монастырь в Санкт-Петербурге построен по проекту Бартоломео Франческо (Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли (1700-1771), итальянца по происхождению, ставшего великим русским архитектором. «Лучшей жемчужиной в творчестве Растрелли» и «»наиболее русским из его произведений» называют этот монастырь.
Его главное здание — Воскресенский собор, неповторимо-прекрасный, соперничающий с выдающимися шедеврами мировой архитектуры, — лучшее из всего, что создано в русском барокко. Даже не любивший барокко архитектор Джакомо Кваренги, проходя мимо собора Смольного монастыря, снимал шляпу: «Вот это храм!».
Смольный монастырь основала накануне своего 40-летия императрица Елизавета Петровна. Там, в тишине и покое, она надеялась завершить свою бурную жизнь. Елизавета задумала построить монастырь, небывалый по красоте и величию, который стал бы достойным памятником ее благополучному 20-летнему царствованию. Она предполагала стать игуменьей этой обители и жить в особом вместительном доме в окружении 120 девиц из благородных семей, причем для каждой из них надлежало построить «отдельный апартамент». А Смольным монастырь стали именовать по расположенному рядом еще со времен Петра Первого Смоляному двору, где варили деготь для нужд молодого российского флота.
В первоначальном варианте проекта Воскресенский собор был задуман однокупольным. Однако в июле 1749 г. Елизавета велела переделать уже готовый проект: главный храм надлежало строить «не по римскому маниру», а по образу и подобию Успенского собора Московского Кремля, и колокольня должна быть такой, «как здесь Ивановская башня». То есть следовало возводить традиционный прямоугольный русский храм с пятиглавием, от которого в угоду европейской моде отказался Петр Первый. Елизавета же, изгонявшая все немецкое и утверждавшая свое, российское, считала, что внешний облик монастыря должен олицетворять незыблемость православия и извечность национального духа.
Строительству Смольного монастыря, продолжавшемуся с 1748 по 1769 г.г., предшествовала работа с моделью. Ее детали собирали в той же последовательности, в какой после строили обитель: сначала восточный корпус келий, потом северный, южный, затем ограду, башенки и, наконец, собор. Таким образом, главный храм монастыря — Воскресенский собор оказался вписан в крест, составленный из келий, трапезной, библиотеки, покоев настоятельницы и четырех церквей, расположенных по углам у самой ограды. Красота храма открывалась с любой точки монастырской территории, центром которой он являлся.
План собора напоминает греческий крест. Его главный параболический купол словно вырастает из мощного барабана, прорезанного огромными окнами. К барабану почти вплотную примкнули четыре двухъярусные башенки, увенчанные, как и центральный купол, луковичными главками, сформировав компактный живописный силуэт. Фасады здания отличаются необыкновенной нарядностью и пластичностью форм, при этом ни один фасад не похож на другой и открывает свою красоту в зависимости от освещения каждой стороны. Архитектурное решение собора создаёт необычную иллюзию его размеров. По мере приближения собор визуально уменьшается, при этом не теряя своей величественности.
К 1757 г. собор был почти готов, но работы остановились из-за Семилетней войны. Екатерина Вторая, взошедшая на престол в 1762 г., отказалась от замысла Растрелли возводить колокольню, и этот архитектурный шедевр остался только в модели, хранящейся ныне в музее Академии художеств в Санкт-Петербурге. С 1762 года отделку собора вел архитеткор Ю.М. Фельтен. Завершал строительство ансамбля уже в 1830-х г.г. В.П. Стасов, бережно отнесшийся к первоначальному проекту. Он оформил въезд в монастырь и закончил отделку интерьера, который, правда, оказался намного скромнее, чем задумывал Растрелли. В то время уже господствовал классицизм, поэтому в отделке нет характерных для барокко роскошной золоченой резьбы, насыщенных яркими красками росписей, изобилия причудливых листьев, цветов и фруктов. Во внутреннем декоре Стасов ограничился лепным фризом, эффектными капителями колонн коринфского ордера и лепными поясами на барабане купола. Светлая окраска стен и сдержанность декора особенно подчеркивают необыкновенную легкость и устремленность вверх залитого светом пространства. Кажется, легкие арки не поддерживают свод, а напротив, увлекают за собой вверх четыре пилона и поднимают барабан высокого купола. Церковный зал огромного размера с тремя величественными иконостасами был отделан под мрамор. Перед алтарями установили балюстраду из граненого хрусталя (балюстрада — ограждение балконов, лестниц, галерей, крыш, состоящее из ряда балясин, соединенных сверху поручнем). Кафедру украшала тончайшая резьба. В настоящее время из реликвий храма сохранились иконы А.Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

87. Это особое число для Смольного собора. Оно имело особое значение и до революции 1917 года, и после. Примечательно, что на архитектуру сооружения повлияло несколько факторов, которые, разумеется, не входили в изначальный план.

История Смольного собора в Санкт-Петербурге

Сегодня пятиглавый храм возвышается на левом берегу Невы, в районе Смоляного двора. Свои названия эти сооружения получили благодаря тому, что раньше на этой земле варили смолу для нужд морской флотилии.

Первая мысль о столь грандиозном проекте зародилась у Императрицы Елизаветы Петровны в 1740 году. За реализацию столь амбициозной задумки взялся итальянский зодчий Растрелли. Архитектор планировал увидеть свое завершенное творение через десять лет, но его планам не суждено было сбыться. Уже в 1748 году было начато строительство соборного комплекса, а спустя 87 лет — закончено уже под началом другого зодчего, В.П. Стасова.

История монастыря, как и многих других известных достопримечательностей, имеет свои мистические элементы. Например, число 87, которое «преследует» Божий храм. Именно столько лет потребовалось на создание святыни, 87 лет в нем проводились регулярные службы, столько же лет он стоял в запустении, будучи разорен в 1922 году.

Краткое описание Смольного собора и несозданная колокольня

В своем первоначальном проекте Смольный собор планировался одноглавым, высотой около 140-ка метров. Однако, из-за пожеланий Елизаветы и урезанного финансирования храм так и не получил звания самого высокого сооружения Европы 18-ого века. Собор получил форму греческого креста и еще четыре колокольни, а высота центральной составила «всего лишь» 93 метра. Согласно городским легендам, иногда, в утреннем тумане, можно увидеть смутные очертания высокой колокольни, которая не нашла своего места в проекте.

Храм побил все рекорды долгостроя, поэтому неудивительно, что в процессе его создания вкусы, пристрастия в высшем свете менялись. В момент начала строительства в моде была пышность и красочность барокко, а под конец — сдержанность и строгость классицизма. Смешение стилей придало храму уникальные и присущие только ему черты:

  • Несмотря на пятиглавость, центральная колокольня доминирует над остальными. Это дань европейскому стилю, которого придерживался первый архитектор храма.
  • Благодаря мастерству строителей была воплощена необычная оптическая иллюзия. Чем ближе наблюдатель подходит к храму, тем меньше он кажется!
  • Собор оформлен в ярком и броском стиле барокко, однако приверженцы классицизма не могут не отметить плавность и необычайную правильность линий сооружения.
    Творцы и архитекторы Божьего храма

Рождение Смольного собора — заслуга многих. 87 лет над ним работали, его меняли, забрасывали, реставрировали и строили вновь.

  • Бартоломео Растрелли, обер-архитектор Елизаветы Петровны, был первым, кому выпала честь положить начало строительства великой святыни. Архитектор желал сделать храм поистине роскошным и равным по своему убранству некоторым дворцам. Однако, после смерти императрицы, вкусы знати резко поменялись. Курс был взят на строгость и простоту классицизма, а Растрелли был отстранен от проекта 10 августа 1762 года. Окончательно звезда великого зодчего угасла спустя три года.
  • Ю.М. Фельтен. Под его кураторством были закончены штукатурные работы над фасадом здания, установлены скульптуры. Но все же, из-за недостаточного финансирования, строительство шло медленно, храм ветшал и покрывался трещинами.
  • В.П. Стасов. Архитектор возродил храм: были восстановлены разрушенные участки, добавлено печное отопление (Растрелли планировал собор «холодным»), завершена внешняя и внутренняя отделка. Таким образом, Смольный собор принял свой окончательный вид в 1835 году.

Сложная судьба и неясное будущее

Жизнь Смольного собора яркая, но, в то же время, трагична и имеет мрачные оттенки. Сложный и долгий этап создания породил множество слухов. Упоминали о тяготеющем над храмом проклятии, самоубийствах строителей и просто мрачной атмосфере храма. После завершения строительства последовала «светлая» полоса. Собор посещали прихожане, им восхищались, проводились постоянные богослужения. Однако, лишь 87 лет было отведено святыне. Дальше ее ждало разорение и упадок.

В 2009 году храм получил новую жизнь. Был проведен молебен, спустя год собор стал открыт для посещения прихожанами. Часть же комплекса до сих пор принадлежит государству. Она служит местом для таких культурных мероприятий как выставки, концерты. Здесь же располагаются учебные заведения СПбГУ.

Подпишитесь на канал

Воскресенский Новодевичий Смольный монастырь

Смотреть что такое «Воскресенский Новодевичий Смольный монастырь» в других словарях:

  • Смольный монастырь — Монастырь Воскресенский девичий Смольный монастырь … Википедия

  • Воскресенский Новодевичий монастырь — У этого термина существуют и другие значения, см. Новодевичий монастырь (значения). Монастырь Воскресенский Новодевичий монастырь … Википедия

  • Смольный монастырь — арх. комплекс в Пб., имеющий мировую известность. Находится на бер. Невы на месте новгородского села Спасово (Спасское) и швед. форта Сабина. Здесь Петр I организовал Смоляной двор Адмиралтейства и построил для себя дом. Это был единств.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Воскресенский монастырь — (Зимовеньки) Воскресенский монастырь (Муром) Воскресенский монастырь (Солигалич) Воскресенский монастырь (Торжок) Воскресенский монастырь (Углич) Воскресенский Новодевичий монастырь Воскресенский Новодевичий Смольный монастырь Воскресенско… … Википедия

  • Новодевичий монастырь в СПб. — Монастырь Воскресенский Новодевичий монастырь Вид на монастырь со стороны Московского проспекта Страна … Википедия

  • Новодевичий монастырь (значения) — Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт Петербурге Новодевичий Богородице Смоленский монастырь в Москве Смольный Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт Петербурге Сретенский Новодевичий монастырь в Переславле Залесском … Википедия

  • Смольный собор — У этого термина существуют и другие значения, см. Смольный (значения). Православный собор Смольный Воскресенский собор … Википедия

  • ДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ — XVIII в. Воскресенский Новодевичий Смольный монастырь. Ср.: НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ … Словарь Петербуржца

  • Александро-Невская лавра — Монастырь Александро Невская лавра Свято Троицкая Александро Невская лавра … Википедия

  • Храмы Санкт-Петербурга — Храмы Санкт Петербурга список культовых сооружений Санкт Петербурга православных, католических и протестантских соборов, церквей и часовен, а также синагог, мечетей, дацанов и другое. В Санкт Петербурге 268 конфессий и… … Википедия