Собрание религиозных гимнов написанных царем давидом

Псалмы прославляющие Господа

23 псалом
Господня — земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней, ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее. Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно, — тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего. Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова! Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! — Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! — Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — царь славы.
88 псалом
Милости Твои, Господи, буду петь вечно, в род и род возвещать истину Твою устами моими. Ибо говорю: навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал: Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему: навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой. И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых. Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу? Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его. Господи, Боже сил! кто силен, как Ты, Господи? И истина Твоя окрест Тебя. Ты владычествуешь над яростью моря: когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их. Ты низложил Раава, как пораженного; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих. Твои небеса и Твоя земля; вселенную и что наполняет ее, Ты основал. Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоем радуются. Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя! Правосудие и правота — основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицем Твоим. Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи, о имени Твоем радуются весь день и правдою Твоею возносятся, ибо Ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш. От Господа — щит наш, и от Святаго Израилева — царь наш. Некогда говорил Ты в видении святому Твоему, и сказал: Я оказал помощь мужественному, вознес избранного из народа. Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его. Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его. Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его. Сокрушу пред ним врагов его и поражу ненавидящих его. И истина Моя и милость Моя с ним, и Моим именем возвысится рог его. И положу на море руку его, и на реки — десницу его. Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего. И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли, вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен. И продолжу вовек семя его, и престол его — как дни неба. Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим; если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят: посещу жезлом беззаконие их, и ударами — неправду их; милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей. Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих. Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду? Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною, вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах. Но ныне Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего; пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его; разрушил все ограды его, превратил в развалины крепости его. Расхищают его все проходящие путем; он сделался посмешищем у соседей своих. Ты возвысил десницу противников его, обрадовал всех врагов его; Ты обратил назад острие меча его и не укрепил его на брани; отнял у него блеск и престол его поверг на землю; сократил дни юности его и покрыл его стыдом. Доколе, Господи, будешь скрываться непрестанно, будет пылать ярость Твоя, как огонь? Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих? Кто из людей жил — и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней? Где прежние милости Твои, Господи? Ты клялся Давиду истиною Твоею. Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих, которое я ношу в недре моем от всех сильных народов; как поносят враги Твои, Господи, как бесславят следы помазанника Твоего. Благословен Господь вовек! Аминь, аминь.
92 псалом
Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом и препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется. Престол Твой утвержден искони: Ты — от века. Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои. Но паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь. Откровения Твои несомненно верны. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни..
95 псалом
Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля; пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его; возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его; ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов. Ибо все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил. Слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его. Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь; воздайте Господу славу имени Его, несите дары и идите во дворы Его; поклонитесь Господу во благолепии святыни. Трепещи пред лицем Его, вся земля! Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде. Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его; да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные пред лицем Господа; ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы — по истине Своей.

ПСАЛМЫ ХВАЛЫ (PRAISE PSALM)

Еще одну большую категорию псалмов составляют псалмы хвалы или славословия. Обычно это название относится к псалмам, в которых прославляется Бог (напр., Пс. 8; 18; 32; 102; 103; 144 – 148). (Псалмы, прославляющие человека, подпадают под категорию царских псалмов, или панегириков.) Хвалить – значит оценивать достоинства кого-то или чего-то. Псалмы хвалы превозносят и прославляют Бога.

В Псалтири псалмы хвалы имеют определенную форму, состоящую из трех тематических частей. Псалом хвалы начинается с формального призыва к прославлению (напр., Пс. 32:1–3). В нем может быть до трех элементов: призыв воспевать Господа, прославлять Его и радоваться; указание на человека или группу, к которым этот призыв обращен, и упоминание о способе хвалы (напр., пение, танцы, гусли, лира). В основном разделе перечисляются достойные хвалы дела и атрибуты Бога (напр., Пс. 32:4–19). Менее часто встречается изображение Самого Бога (как в псалмах, изображающих Бога, приближающегося в виде бури, Пс. 28). Заключительной частью псалмов хвалы служат молитва, пожелание или другие формулировки, завершающие псалом (Пс. 32:20–22).

Основной раздел – это перечень достоинств, и о нем стоит сказать следующее. Коль скоро объектом хвалы служит Бог, образы обычно величественные и возвышенные. Бог прославляется как за Свои дела, так и за Свои атрибуты. В одних случаях превозносятся конкретные дела Бога, в других – свойственные Ему всемирные дела. Достойные хвалы Божьи дела совершаются, главным образом, в трех сферах: природа или творение, история и личная жизнь верующего. К числу характерных дел, за которые прославляется Бог, относятся провидение (в том числе сохранение физической жизни), Освобождение, спасение или искупление и суд. Иногда поэты прибегают к обобщениям, в других случаях приводят конкретные примеры. В одних псалмах Бог превозносится за личные благословения, а в других в центре внимания стоят общинные дела. Поскольку Божьи дела приводятся в качестве доказательства, что Бог достоин хвалы, повсеместно встречаются ссылки на события прошлого.

Наконец, наряду с тремя тематическими частями, определяющими содержание псалмов хвалы, можно отметить средства собственно хвалы. Одно из них – превознесение объекта хвалы. С этим связаны отстраненность автора от самого себя и стремление приблизиться к Богу. Поэтому, хотя псалмы хвалы переполнены эмоциями автора, мы как бы не видим его. Мы смотрим вместе с псалмопевцем на Бога. Хвала обычно возносилась на совместных собраниях, и об этом свидетельствуют псалмы хвалы. В них присутствует соответствующая двойная характерная черта – горизонтальное общение с собратьями-верующими и вертикальное общение с Богом.

См. также: ПСАЛМЫ-ЖАЛ0БЫ, ПСАЛМЫ О ПРИРОДЕ, ПСАЛМЫ ПОКЛОНЕНИЯ, ПСАЛТИРЬ.

Псалтирь

420 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых <…>. // Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых <…>.

Пс. 1:1

421 Бог – судия праведный.

Пс. 7:12

422 Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу.

Пс. 8:3; также: Мф. 21:16

Согласно Матфею (21:16), первосвященники и книжники, увидев в храме детей, славящих Иисуса как сына Давидова (т. е. Мессию), вознегодовали. «Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» Изречение «Устами младенцев глаголет истина» («La v?rit? parle par la bouche des enfants», франц.) появилось, повидимому, в XVIII в. Его латинская форма: «ex ore parvulorum veritas».

423 Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». // Рече безумен в сердцы своем: несть Бог.

Пс. 13:1, 52:2

424 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.

Пс. 13:3

425…Понесся на крыльях ветра.

Пс. 17:11

? «На крыльях песни» (Г-130).

426…Мрак вод, облаков воздушных. // Темна вода во облацех воздушных.

Пс. 17:12

Отсюда: «Темна вода во облацех».

427 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.

Пс. 18:1

428 Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?

Пс. 21:2 (слова псалмопевца)

«Боже мой, Боже мой! для чего Ты Меня оставил?» – слова Иисуса на кресте (Мф. 27:46).

429 Язык мой прильпнул к гортани моей. // Язык мой прильпе гортани моему.

Пс. 21:16

430 Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий.

Пс. 21:19; также: Мф. 27:35

Отсюда: «метать жребий об одеждах».

431 Вечером водворяется плач, а на утро радость.

Пс. 29:6

? «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью» (Б-469).

432 Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!

Пс. 31:2

433 Ненадежен конь для спасения. // Ложь конь во спасение.

Пс. 32:17

Отсюда, из неверно понятого старославянского текста: «ложь во спасение». ? Ашукины, с. 331.

434 Уклоняйся от зла и делай добро. // Уклонися от зла и сотвори благо <…>.

Пс. 33:15

435 Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба.

Пс. 36:25

436 Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих. // Abyssus abyssum invocat <…> (лат.).

Пс. 41:8

437 Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. //…Во гресех роди мя мати моя.

Пс. 50:7

438 Жертва Богу – дух сокрушенный.

Пс. 50:19

439 Язык твой <…> как изощренная бритва <…>.

Пс. 50:4

440 Омой меня, и буду белее снега. //…Паче снега убелюся.

Пс. 50:9

441 Страх и трепет нашел на меня, и ужас объял меня.

Пс. 54:6

«Страх и трепет» – загл. трактата датского философа и теолога Сёрена Кьеркегора (1843).

442 Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

Пс. 56:2

Также: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» (Пс. 122:3).

«Miserere mei, Deus <…>» («Помилуй мя, Господи, по великой милости Твоей») – начало католической молитвы. ? Бабичев, с. 454.

443 Будь превознесен выше небес, Боже <…>!

Пс. 56:6

Отсюда: «превозносить до небес».

444 Ты воздаешь каждому по делам его.

Пс. 61:13

Также: «…Воздаст каждому по делам его» (Мф. 16:27; Рим. 2:6). ? «Отдавайте всякому должное» (Б-929).

445 Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу.

Пс. 65:12

Также: «Будешь ли переходить через воды, Я с тобою <…>; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя» (Ис. 43:2).

Возможно, отсюда: «идти в огонь и в воду». ? Михельсон, 1:153.

446 Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. / Как рассевается дым, Ты рассей их. // Да воскреснет Бог, и расточатся врази его, и да бежат от лица его ненавидящии его. / Яко изчезает дым, да изчезнут <…>.

Пс. 67:2–3

447 Не отвергни меня во время старости. // Не отвержи мене во время старости.

Пс. 70:9

448 Он будет обладать от моря до моря.

Пс. 71:8

«От моря до моря» – обычный ветхозаветный оборот. «A mari usque ad mare» (лат.) – надпись на гербе Канады после присоединения провинции Британская Колумбия (1871). ? Markiewicz, s. 48.

449 Я сказал вам: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.

Пс. 81:6–7

Позднее эти слова относили к монархам эпохи абсолютизма.

45 °Cлавное возвещается о тебе, град Божий.

Пс. 86:3 (об Иерусалиме); также: Пс. 45:5 и др.

Отсюда загл. трактата Августина «О Граде Божием» (413–427).

451 Долина плача. // Юдоль плачевная.

Пс. 83:7

Отсюда: «Юдоль плача».

452 Дней наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.

Пс. 89:10

453 На руках понесут Тебя.

Пс. 90:12

Также: «На руках будут носить вас и на коленях ласкать» (Ис. 66:12–13).

454 Приидите, поклонимся <…> пред лицем Господа <…>.

Пс. 94:6

«Приидите, поклонимся» – начальные возглашения великой ектении в православном богослужении.

455 Служите Господу с веселием.

Пс. 99:2

Также: «Ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего» (Вт. 28:47).

«Служите Господу с веселием (с радостью)» – одно из основных положений учения хасидов (с XVIII в.).

456 Дни человека, как трава; как цвет полевой, так он цветет. / Пройдет над ним ветер, и нет его.

Пс. 102:15–16

457 Ты положил предел, которого не перейдут. // Предел <…>, егоже не прейдут.

Пс. 103:9

Отсюда: «Предел, его же не прейдеши». ? «Доселе дойдешь, и не перейдешь» (Б-419).

458 Вино <…> веселит сердце человека.

Пс. 103:15

Также: «Вино веселит жизнь» (Еккл. 10:19); «Что за жизнь без вина? оно сотворено на веселие людям» (Сир. 31:32).

459 Ты обновляешь лице земли.

Пс. 103:30

46 °Cлавьте Господа. // HalleluJah (Аллилуйя) (древнеевр.).

Пс. 104:1

461 Седи одесную Меня.

Пс. 109:1

«Одесную» – «по правую руку».

462 Начало мудрости – страх Господень.

Пс. 110:10; также: Прит. 1:7, 9:10

463 Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы.

Пс. 113:4

464 Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу.

Пс. 113:9

? «Не нам, не нам, а имени Твоему» (А-129).

465 Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; / есть у них уши, но не слышат.

Пс. 113:13–14

Об изваяниях языческих богов.

466 Камень, который отвергли строители, соделался главою угла.

Пс. 117:22

О «краеугольном камне» говорится в Книге Иова, 38:6. Также: «Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный» (Ис. 28:16).

467 Благословен грядущий во имя Господне!

Пс. 117:26

468 Странник я на земле.

Пс. 118:19

469 Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью.

Пс. 125:5

? «Вечером <…> плач, а на утро радость» (Б-431).

470 Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж.

Пс. 126:1

471 Из глубины взываю к Тебе, Господи. / Господи! услышь голос мой. // De profundis clamavi ad te Domine <…> (лат.).

Пс. 129:1–2

Этот покаянный псалом у католиков читается при отпевании усопших.

472 Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его. // Помяни, Господи, Давида и всю кротость его.

Пс. 131:1

Отсюда: «Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его!» (молитва, предотвращающая гнев и немилость сильных мира сего).

473 При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; / на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы. // На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом <…>.

Пс. 136:1

474 Если я забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня десница моя.

Пс. 136:5

475 Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! / Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!

Пс. 136:8–9

476…Воздеяние рук моих – как жертва вечерняя.

Пс. 140:2 (о молитве)

477 И не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих.

Хвалитны

Начинается 4-я и последняя часть утрени. Начинается она, как все службы и части их, псалмами. Естественно, что псалмы сюда взяты последние в Псалтири. Соответственно малой величине этой части утрени их требовалось здесь три (ср. часы и малое повечерие). Такими псалмами пришлись 148 «Хвалите Господа с небес», 149 «Воспойте Господеви песнь нову» и 150 «Хвалите Бога во святых Его». У всех этих псалмов одна общая тема — призыв к прославлению Бога, почему их группа называется в уставе «Хвалитны» (οί Αίνοι): первый псалом приглашает к этому всю тварь, начиная с Ангелов, второй — Израиля, третий — храм, небесный и земной. Уме­стность здесь этих псалмов очевидна: в сознании недостаточности и недостоинства своей хвалы Богу, когда она уже близится к концу, верующие передают ее более достойным (между прочим и «церкви преподобных») и неумолкаемым исполнителям. Это одни из самых радостных и восторженных псалмов, составляя этим противоположность спокойно-рассудительным и часто печальным начальным псалмам Псалтири, почему тоже идут к концу службы, когда все растущее молитвенное одушевление достигает высшей точки. За свой радостный тон хвалитные псалмы, одни из всех утренних, не отменяются и в Пасху.

История употребления
Псалмы 148—150 заключают псалтирную часть утренней синагогальной молитвы. Они входили в состав утрени, составляя конец ее, уже при прп. Иоанне Кассиане (V в.), притом одинаково на Востоке и Западе (Вступ. гл., 147). Они упоминаются на нынешнем месте утрени с нынешним именем изв. описанием синайского бдения VII в. (там же, 295); решительно все чины западного богослужения с древнейших времен начинают ими последнюю часть утрени, утреню в собственном смысле, называемую по ним Laudes (уже при прп. Венедикте — там же, 312—319); ими заключают утреню все восточные инославные чины: армянский, абиссинский, несторианский (там же, 299, 300, 303), иаковитский, при этом последний заключает ими и полунощницу.

Чин пения хвалитных псалмов
Чин пения хвалитных псалмов подробно изложен в Ирмологии и Псалтири следованной; в Типиконе же, в настоящем месте, кратко сказано: «на хвалитех Всякое дыхание на глас дне». Это, как видно из поименованного подробного чина пения этих псалмов, означает, что псалмы должны петься по-праздничному, т. е. начинаться не 1-м стихом 148 пс, как в будни, а этому стиху должен предпосылаться последний стих 150 пс. «Всякое дыхание да хвалит Господа», притом петься они должны на глас дня, а не простым, речитативным напевом, как в будни. Таким образом, в праздничном своем исполнении, хвалитные псалмы начинаются стихом, выражающим их тему (подобно тому как Непорочны на погребении начинаются словами «Непорочнии в путь», а в Великую субботу стихом: «Благословен еси, Господи»), и им же оканчиваются, благодаря чему вся их группа, составляющая как бы один гимн, концом своим возвращается к началу в знак бесконечности и непрерывности. Дальнейшее пение хвалитных псалмов в праздники и будни имеет то общее, что первые два стиха их имеют припев из Пс. 64,1: «Тебе подобает песнь Богу», аналогичный припеву к псалмам «Господи воззвах» — «Услыши мя, Господи» (и в противоположность более торжественному предначинательному псалму бдения, имеющему припев после каждого стиха). Этот припев при праздничном исполнении псалма поется по одному разу за каждым стихом; при будничном же, как бы в вознаграждение за отсутствие предначинательного стиха «Всякое дыхание», поется за первым стихом дважды (всего, значит, трижды): за 1-й половиной стиха «Хвалите Господа с небес», и снова за всем стихом, т. е. вполне по тому же чину, как стих: «Услыши мя, Господи» при «Господи воззвах» (см. выше, с. 542). Первые два стиха хвалитных псалмов недаром отмечаются особым припевом: они здесь наиболее целесообразны, так как, приглашая к прославлению Бога самих Ангелов, выражают этим сильнее всего недостаток всей нашей доселешней хвалы, подобно тому как 1 и 2 ст. 140 пс, сопровождаемые припевом, говорят о недостаточности нашей вечерней жертвы. Дальнейшие стихи псалмов поются без припевов попеременно обоими ликами, и в Ирмологии дано распределение стихов для такого пения; распределение это совпадает с библейским делением псалмов на стихи, только ввиду длины последнего — 14 — стиха 148 пс, половина 13 ст. присоединена к 12, а конец 13 ст. с 14 разбит на 2 части, но число стихов в псалме осталось то же (14, по 7 для каждого лика); из 149 пс. без припевов поются 8 стихов (по 4 каждому лику); с последнего же стиха этого псалма: «Сотворити в них суд» к стихам хвалитных псалмов, которых остается 1 в 149 пс и 6 в 150, присоединяются хвалитные стихиры, причем пред каждой из стихир поется стих псалма, но последние два стиха 150 пс. поются за один, чтобы число припевов вышло четное, и по краткости последнего стиха.Хвалитными псалмами с их стихирами, таким образом, в бдение вводится опять, а в утреню впервые, стихирный напев гласа, после господства в службе сначала тропарно-седального, а затем канонного. Этим бдение в музыкальном отношении возвращается к своему началу (стихиры на Господи воззвах, стиховны и литийные), образуя священный круг бесконечности. Перебрав множество различных напевов того же гласа (стихирный, тропарный, седальный, антифонный, напев прокимна, канонный, кондакарный, светильный), бдение опять вступает в первый напев из этого длинного ряда, простейший из всех, и этою своею простотою, строгою и величественною, наиболее, может быть, отвечающий христианскому вкусу молящихся. Это возвращение к стихирному напеву вызывается еще и естественным понижением молитвенного восторга после того подъема его, какого этот восторг достиг в каноне («Приидите, руками восплещим», «слово отрыгну»). Это понижение идет далее, чрез тихий напев великого славословия, в спокойную молитву двух ектений и, наконец, в простое чтение 1 часа.

История употребления
По Студийско-Алексиевскому (а может быть, и по древнему Иерусалимскому) уставу хвалитные псалмы имели припевы после каждого стиха, именно следующие (в скобках варианты со Студ. уст. Часослова СПб. Софийск. б. № 1052 XIII в.): 148 пс. включительно до 6 ст.: «Тебе подобает песнь Боже», с 7 (8) ст.: «Дадите славу Богу», 12 (136): «Тому (Тебе) подобает «; 149 пс. с 1 ст.: «Слава Тебе, Святый Отче», с 6 (7): «Пощади ны, Господи (Пощади ны)»; 150 пс. с 1 ст.: «Сыне Божий помилуй нас», на 3 (и 4): «Слава подавъшюму (показавшему) свет», с 4 (5): «Тебе слава подобает Господи». Старообр. «Часовник» не указывает никаких припевов к хвалитным псалмам. По римскому чину пс. 148—150 имеют пред собою антифон «Аллилуиа» (1 раз) и после себя «Слава Отцу. Аллилуиа 3», между же собою не отделяются, в противоположность другим псалмам, «Слава Отцу»; по мозарабскому чину они имеют пред собою: «Lauda, Хвалите Господа с небес, Аллилуиа 2. Хвалите Его в вышних. Аллилуиа 2» и славословие тоже в конце лишь 3-го псалма.

Хвалитные стихиры
Стихиры на хвалитех (εις τους αίνους) не необходимы при хвалитных псалмах, а составляют вообще принадлежность утрени полупраздничного типа, появляясь иногда у шестеричных святых (см., например, 6 и 24 сентября, 1 ноября, но 3 октября, 16, 18, 19 января) и отсутствуя в пред- и попразднства и субботы, за некоторыми исключениями; впрочем, хвалитные стихиры допускаются и на будничной утрене, если их нужно сюда перенести с Господи воззвах по недостатку там места (см. Тип., понедельник 1-й Великого поста, утреня). Обычное нормальное количество стихир на хвалитех — 4;так всегда, даже в великие праздники — Пасху, Рождество Христово (в субботу ваий — 6 по особым соображениям), исключая воскресенья, когда их 8 по особым обстоятельствам (см. ниже). Так мало назначено их (можно сказать — минимальное количество для антифонного пения: по 2 каждому лику), может быть, ввиду усталости к концу службы.

История
Хвалитные стихиры под именем «тропарей» упоминаются изв. описанием синайской утрени VII в. (Вступ. гл., 295) и в Ипотипосисе некоторых редакций. В Студийском уставе нормальным количеством хвалитных стихир считалось, по-видимому, 6, но Иерус. с древнейших ркп. — 4.

Воскресные хвалитные стихиры
Хвалитные стихиры воскресной утрени выделяются из ряда других своим количеством: их бывает 8, вдвое более, чем для самых великих праздников: 4 называемых прямо «воскресными» и 4 «восточны» (ср. с. 545). Припевами для них служат 6 стихов хвалитных псалмов, начиная с 9-го, последнего, стиха 149 пс, и, кроме того, два псалмических стиха, специально подобранные к событию воскресения и названные в Тип. (гл. 3, 4 и др.) «воскресными припевами» — те же, что служат припевами к седальнам: «Воскресни, Господи…» и «Исповемся Тебе, Господи» (Пс. 9: 33, 2). Имея для себя специально-праздничные стихи, последние стихиры являются собственно уже не хвалитными, а стиховными, почему для пения их лики соединяются; это схождение делается еще на последним стихе хвалитных псалмов (на «Всякое дыхание»), чтобы стиховных стихир получилось три. По содержанию хвалитные стихиры, особенно восточны, несколько длиннее и сложнее стихир на Господи воззвах и стиховных; они нередко обращаются с упреком к иудеям, хотевшим скрыть воскресение Христово.

В отличие от стихир на Господи воззвах и стиховных, хвалитны, как стихиры заключительные и самые торжественные, имеют свой специально воскресный славник, заимствующий содержание свое из воскресного утреннего Евангелия и потому называемый «евангельскою» или «утреннею стихирою»; как и ексапостилариев, посему евангельских стихир 11. Гласы взяты для 1—8 стихир 1—8, для 9 — 5,10 — 6 и 11 — 8, т. е. для последних стихир последние гласы, исключая 7-й, как тяжелый (ср. гласы для дней Светлой седмицы, где также опускается этот глас). Евангельские стихиры в воскресенья с особыми памятями заменяются другими и переносятся на конец утрени.

Также в отличие от стихир на Господи воззвах и стиховных хвалитные воскресные стихиры имеют и Богородичен воскресного содержания, но общий для всех гласов «Преблагословена еси». Он исчисляет все плоды воскресения (в трех однородных парах), прославляя их косвенную Виновницу. Для Богородична выбран 2-й глас, как глас самый радостный в стихирном напеве (им поются стихиры на Господи воззвах на Рождество Христово и Крещение; ср. параллельный ему 6 гл. для «Воскресение Христово»). Ввиду большого значения этого Богородична он не отменяется в воскресенье и при совпадении последнего с двунадесятым Богородичным праздником (служит еще Богородичном 2 гл. по 2 кафизме).

Отступления от указанного порядка в пении хвалитных стихир делаются для великих, полиелейных и шестеричных святых (см. Тип., гл. 3,4 и 5), для пред- и попразднства, случающихся в воскресенье (см. 7 и 9 сентября), для Недель св. отец и триодных (см. 11 октября и Четыредесятницу).

История
Воскресные стихиры, именно 4 первые из них, даются известным иерусалимским «Последованием» IX—XII в. и, несомненно, имеются в виду Ипотипосисом некоторых редакций, предписывающим их удвоять, Евергетидским уставом, тоже предписывающим удвоять и указывающим количество их — 4. Студийско-Алексиевский устав, имевший кроме хвалитных стихир на каждой праздничной и воскресной утрени отдельно (после ектений) и стиховны, указывает 3 воскресных хвалитных, помещая 4-ю, очевидно, на стиховне (в триодные недели она удвоялась). По старообр. уст. стихи — с 1 ст. 150 пс. и «Всякое дыхание» — отдельный стих. Евангельские стихиры принадлежат, как показывает и нынешнее надписание их, императору Льву VI Мудрому (886—911) и назначаются упомянутым иерусалимским последованием для пения тотчас после Евангелия на Славу и ныне. Они, может быть, — остаток древнего обычая петь Евангелие, сохранившегося доныне в Римской Церкви (например, в Неделю ваий на процессии поется Мф. 21 и Ин. 12; ср. нашу стихиру в Нед. ваий «Прежде шести дней Пасхи»). По песненному последованию на евангельской стихире происходил вход с Евангелием (Вступ. гл., 347). — Песнь «Преблагословена еси» в уставе Великой Константинопольской церкви IX в. и по Синайскому Канонарю (IX—X в.) служит входным тропарем на литургии 3-го дня Пасхи. Она на нынешнем месте воскресной утрени в Евергетидском уставе и в песненном последовании при Симеоне Солунском (Вступ. гл., 347). Но по Студийско-Алексиевскому уставу здесь Богородичен настоящего гласа. В старопеч. и устарообр.: «благословен Бог (ср. ниже: «Сый благословен Бог», «Слава Тебе Боже, упование наше») изволивый тако», без «Слава Тебе».

Страница сгенерирована за 0.05 секунд !

Словарь церковных терминов

АБВГДЕЖЗИЙ КЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ Ъ Ы Ь ЭЮЯ

Библейские песни

— девять библейских текстов, которые служат темами для песен канона. Первоначально библейские песни читались во время богослужения, в VI — VII вв. к ним стали составлять песнопения, посвященные церковному воспоминанию данного дня (праздника или святого). Эти песнопения образовали канон, а сами библейские песни стали выходить из богослужебного употребления. В настоящее время библейские песни читаются только на богослужениях утрени во время Великого поста. Первой библейской песнью является песнь пророка Моисея после перехода евреями Красного (Чермного) моря (Исх, 15; 1-19). Вторая — песнь Моисея (перед смертью): наставление евреям и напоминание о наказании, которому они себя подвергают, отступая от Бога (Втор. 32; 1-43). Третья — песнь Анны о рождении сына Самуила (последнего израильского судьи) (1 Цар. 2; 1-11). Четвертая — песнь пророка Аввакума прославление Господа (Авв. 3; 1-19). Пятая — песнь пророка Исаии «От ноши утреннюет дух мой» (Ис. 26; 9-19). Шестая — песнь пророка Ионы из чрева кита (Ион. 2; 3-10). Седьмая и восьмая — песни трех еврейских отроков, которые за исповедание веры в Бога и отказ поклониться языческим богам были брошены в печь повелением вавилонского царя и невредимо сохранились (седьмая Дан. 3; 26-56, восьмая — Дан. 3; 67-88). Эти песни сохранились только в греческих переводах и отсутствуют в каноническом тексте книги пророка Даниила. Девятая — песнь Пресвятой Богородицы «Величит Душе Моя Господа» (Лк. 1; 46-55) и песнь Захарии о рождении сына — Иоанна Крестителя (Лк. 1; 68-79). По причине сложности и суровости второй библейской песни, в большинстве канонов (кроме Великого канона св. Андрея Критского) она отсутствует.

» Предыдущая статья

Следующая статья «

СЛОВАРЬ