Сочинение на тему православие

О Боге — значит, о Любви!

В Воскресной школе при храме Святаго Духа с. Майма в рамках традиционной олимпиады прошел конкурс эссе. Учащимся (7-17 лет) на выбор были предложены темы: «Я христианин», «О Боге — значит о Любви!», «Православные праздники в нашей семье».

С некоторыми из сочинений воспитанников сегодня знакомим читателей Русской народной линии.

Я — христианин

«Я — христианин» — так может сказать человек посетивший храм один раз, и то, только потому что его крестили, и он не будет им являться. Об этом же может промолчать смиренный, любящий Бога человек, который будет являться христианином.

Прежде всего, христианин должен нести в сердце веру. А вера проявляется в делах!

Не в помыслах, не на словах, не в намерениях, а в служении ближнему. Эти дела порой бывают так легки: помыть посуду, подвезти до дома, разделить с другом печаль. Казалось бы, как просто! Но мы часто их не выполняем только потому, что желание отдохнуть на диване, заняться тем, что нам по нраву, превыше помощи ближнему. И мы твердим: «Я — христианин! Вот только полежу на диване и пойду добрые дела делать». Так обычно и погибает в сердце вера. Поэтому важно устремить свое внимание к добрым поступкам.

Каждый христианин знает, что перед началом доброго дела необходима молитва. Но молиться — это не просто сказать пару «волшебных» слов. Напротив, это обращение к Богу за помощью, маленький взлет на небеса. Тем не менее, молитва также является трудом.

Таким образом, без молитвы нет труда, без труда нет добрых дел, а при бездействии нет веры. Если веры нет, то ты не христианин.

Виктория П. (16 лет)

Я — христианин

Наша семья — православная. Одно время мы редко посещали храм, молитвы были не регулярными. И поэтому я хочу немножко рассказать о прошлой жизни.

Мы жили в какой-то неопределенности. У папы не было постоянной работы, мама возилась с детьми, брат ходил в школу, я ходила в садик, кто-то сидел дома. В семье были частые ссоры. Как между родителями, так и между нами — детьми. Любовь, конечно же была, но, видимо, не настолько сильная, чтобы жить в постоянной дружбе. Мир и спокойствие были после посещения храма. Однако мы жили бедно, и не всегда могли позволить себе посещать храм. Но с Божьей помощью и молитвам родных и близких, это препятствие мы преодолели. Когда мы начали регулярно посещать храм, у папы появилась новая, хорошая работа. Наша жизнь резко изменилась. Наши молитвы стали искренние и с любовью к Богу. Господь научил нас любить ближних и окружающих нас людей. Все что у нас есть, это дал нам Господь. Если в сердце есть любовь, то душа радуется каждому пустяку, каждой травинке, каждой ягодке. Ведь все это создано Богом. Господь открывает нам сердца, и мы начинаем замечать то, чего мы раньше не видели, хотя это окружает нас каждый день. Ведь когда нет любви, трудно разглядеть добро даже в самом добром человеке. В нашей семье наладились взаимоотношения родителей, братьев и сестер, детей и родителей. И все это благодаря Богу. У нас появилось жилье, неоднократное прибавление детей. Мы учимся в Воскресной школе. И узнаем много нового о Боге, Матушке Богородице и святых. Христианин не должен ни на минуту забывать о Боге, Матушке Богородице и святых. Христианин должен посещать храм, каяться на исповеди и причащаться. Таинство исповеди и причастия возможны только в храме.

Слава Богу за все!

Мария М. (8 лет, в семье 6 детей)

Я — христианин

Многие неправославные люди меня спрашивают: «Почему ты — христианин?»

Ответ скрывается не только в том, что я крещен. Крещены многие. Но не многие из их числа ходят в храм, а некоторые даже не носят крестики. И все это по разным причинам: лень, гордость, боязнь…

Хотя есть люди, которые не только ходят в храм и причащаются, но и несут церковные послушания.

Я в числе этих счастливых людей. В храме мне больше всего нравится вдыхать ладан, смотреть на огоньки свечей, слушать пение.

Но, выйдя за пределы храма, очень трудно бывает решить как вести себя, чтобы не нарушить церковность в душе. Ведь искушений много на каждом шагу. И я думаю, что следить за собой — это работа для каждого верующего человека. И у христиан есть таинства исповеди и причастия, приближающие нас к Богу.

Как хорошо, что я христианин.

Михаил Б. (13 лет)

Я — христианин

Наша семья — православная. Мы все вместе ходим в Церковь. Там мы молимся за своих близких людей, чтобы они не болели и были счастливыми. Я — начинающий христианин. Очень люблю православные праздники: Пасху и Рождество Христово. Я молюсь в церкви и помогаю ближним: вожусь с младшим братом, помогаю маме, перевожу бабушек через дорогу. Я, когда вырасту, буду священником

Иван Ч.(10 лет)

Я — христианин

Мне уже почти 11 лет, с раннего детства я старалась не пропускать воскресные службы. Потому что церковь — это дом Божий, в церкви мы причащаемся и ходим в воскресную школу.

В жизни я общалась с разными людьми: с православными и с не православными, но я замечаю, что православные люди более бескорыстные, искренние, добрые… Мне тоже хочется иметь такие качества. И еще я читала про православных святых. Они всю свою жизнь посвящали Богу. Я думаю, что православные люди стараются быть на них похожими и поэтому у них столько хороших качеств, и я тоже стараюсь быть на них похожей.

Ксения Б.(11 лет)

О Боге — значит о любви!

Люби Бога или ближнего. Кто истинно любит Бога, любит уже в Боге и ближнего. А кто истинно любит ближнего, тот любит в ближнем Бога.

«Люби Бога или ближнего»… Сразу же у нас возникает множество вопросов и недоумений. Мы все привыкли, что нам говорят, что нужно любить Бога и ближнего. Здесь легко встать в ступор. Но если начать вникать в дальнейшую фразу, то будет ясна вся суть… «Кто истинно любит Бога, любит уже в Боге и ближнего». Хм… начинает что-то проясняться, не так ли? Но, конечно не всё. Как можно найти в Боге ближнего?! — поначалу это совершенно непонятно. Но этому можно найти объяснение: как можно любить композитора, но не любить его произведение? Никак. Это очень близкие вещи. Так же и в нашем случае: «Кто говорит, что Бога любит, а ближнего своего ненавидит — тот лицемер и лжец», — говорить святой апостол Иоанн Богослов. Наши ближние — это творение Божье. А Бог есть Творец. Невозможно любить Творца, а творение — нет, «Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?» (1Ин.4,20).

Необходимо развивать в себе качество любви. Ведь «по причине беззакония, во многих хладеет любовь»…

Анастасия Ш.(14 лет)

О Боге — значит о Любви!

Как без солнца не может быть дня, так и без Бога любви. Любовь — чувство симпатии к любому человеку или предмету, но человеческая любовь может быть обманчива, жестока или вовсе не быть любовью, а чем-то напоминающим любовь. Когда человек молится или совершает добрые поступки, в нем, несомненно, начинает звучать голос Божьей любви. Этот голос очень чист и добр, полон искренностью и радостью! Иногда даже верующему очень тяжело услышать голос Божьей любви. Поэтому чтобы он ее услышал, нужно быть терпеливым, честным, добросовестным и ни в коем случае не поддаваться унынию, потому что в унынии не найдется даже маленькой трещинки для просвета любви. На этом держится весь мир, вся Земля и всё человечество. Пока жива любовь, жива и вера, а если есть вера, то есть и надежда!

Страшно подумать и представить, если наш мир останется без любви и тем более без Бога. Бог любит всех, и грешников и праведников. Он спас нас, чтобы мы научились любить всем сердцем, так же как Он любит нас!

Я думаю, если мы обратимся к Богу всей душой, то непременно получим ответ. И, помолясь всем сердцем, станем чуть-чуть добрей. Тогда медленно, но верно мы будем по-настоящему учиться любить, и, говоря о любви, будем говорить о Боге!

Котлярова Мария К. (14 лет)

О Боге — значит о любви!

Бог есть любовь. Господь всем дает солнце — и добрым, и злым, и дождь тоже — добрым и злым. Господь прощает грешников. От любви к человеку пошел на крест. Господь открыл всем людям Рай. И тот человек, который любит Бога, останется с ним навсегда.

Варвара Щ. (11 лет)

О Боге — значит о Любви!

Бог есть любовь. Нам с детства это говорили родители. Но только ли любовь? Есть ли Бог в силе?

Перед каждым сражением Православный люд молился Богу, что бы Он даровал победу. Вспомним «Куликовскую битву» 1380 г. Дмитрий Донской просил благословения у Сергия Радонежского и его молитвы для дарования победы. И Бог, вняв молитвам святого, даровал победу русским воинам.

Так значит Бог есть в силе. Но посмотрев глубже, мы увидим, что русские воины сражались не во благо себе, они сражались за близких, за Отечество, за Веру Православную, за ЛЮБОВЬ. И Бог по любви своей даровал им победу.

О любви Божьей говорил и любимый ученик Иисуса Христа Иоанн Богослов:

» Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас….И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.»

Таким образом мы с полной уверенностью можем сказать, что Бог есть любовь.

Вадим Я. (17 лет)

Православные праздники в нашей семье

Православные праздники я со своей семьей стараюсь проводить в церкви. Во время Божественной Литургии Миша, мой брат, пономарит, а я, со своей сестренкой Ксеней, пою на клиросе. Вообще, пение на клиросе одновременно легкая, и в то же время, трудная работа. За пением служба становится легче и быстрее. А трудность заключается в том, что во время пения нужно не только слушать других и стараться петь правильно, но и вникать в произносимые слова молитвы.

После Божественной Литургии мы едем домой, где нас обязательно ждет что-нибудь вкусненькое. Будь то праздничный торт или мамина фирменная окрошка.

И все-таки праздничное настроение дню придает Божественная Литургия. Ведь сами мы можем подарить друг другу радость, но величественность и торжественность идет из церковной службы. В такие дни чувствуешь себя по-настоящему счастливой, и мне жалко тех людей, которые лишают себя духовной радости.

Ольга Б. (15 лет)

Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Related posts:

  1. Сочинение на общественную тему “Киевская Русь” Сочинение на общественную тему “Киевская Русь” Славянская держава Русь со столицей в Киеве стала колыбельной нескольких будущих государств. Это Россия, Украина и Беларусь. И это было еще за несколько сотен лет до того, как они возникли. Еще тогда были заложены основы будущей русской культуры. В Киевской Руси развивалась славянская письменность, создавались исторические памятники, летописи. Русичами …
  2. Сочинение на тему: Что делает человека счастливым? Счастье для любого человека – это высокооплачиваемая работа по специальности, дом, жена и здоровые послушные дети. Для большинства населения нашей планеты – это главные показатели счастья. Но для того, чтоб была хорошая работа, надо с золотой или серебряной медалью закончить школу, поступить в университет (желательно на бюджет), отлично учиться в течение всего учебного процесса, чтобы …
  3. Сочинение на тему: “Отличия греческой, славянской и скандинавской религий” Славянские верования всегда значительно отличались от греческой и скандинавской религий. В V-III тысячелетии до нашей эры греческие племена отошли от ведических верований и почитания Всевышнего, избрав своим путем почитание бога войны. Во всех древних мифах жрецами Всевышний был заменен на Зевса. На Руси почитали Всевышнего всегда, а так же его образы – Коляду, Велеса, и …
  4. Сочинение на тему “Русский язык в современном мире” Среди более пяти тысяч языков, существующих сегодня в мире, русский язык занимает видное место по своему значению и функциям, которые он выполняет. Любой язык является, прежде всего, средством общения для носителей данного языка. Это одна из главных его функций. Россия – самое большое в мире государство по занимаемой им территории. Поэтому русский язык является средством …
  5. Сочинение на тему: “Историческая тема в стихотворении “Россия” А. Блока” Центральной темой в произведениях Александра Блока является тема России. Обращение к России как к путеводной звезде пусть иногда пропадающей в темноте, красной нитью проходит через все творчество поэта. Этот дорогой сердцу Блока образ “был светел навсегда”, он порицал и призывал, рождал волю к преодолению душевной лени, выводил из житейских лабиринтов. В ранней лирике она безупречная, …
  6. Сочинение на тему “Русская природа” Сочинение на тему “Русская природа” Русская природа и русская душа. Каждой стране есть чем гордиться, в каждой стране ребенку с ранних лет рассказывают о какой-то национальной особенности. И важной темой становятся беседы о природе. У Новой Зеландии есть киви, у Австралии – кенгуру, в Африке, мы все знаем, – львы, в Китае – панды, в …
  7. Сочинение на тему: Путь Раскольникова в романе Преступление и Наказание, Достоевский ­Путь Раскольникова Роман “Преступление и наказание” писался Ф. М. Достоевским в 1860-е гг., в тот период, когда в стране происходили неминуемые изменения. Народ двигался к капитализму, и в обществе становилось все больше людей, ценящих материальны блага. Без денег невозможно было учиться, питаться, жить, расти и развиваться. Главный герой произведения – молодой студент, вынужденно оставивший учебу …
  8. Сочинение на тему: “Конфликт в комедии Грибоедова “Горе от ума” Жизнь невозможно представить без конфликта. Он является естественным явлением, потому что в обществе всегда существуют противоречия – кто имеет все, кто-то – ничего, большинство же имеют части определенных размеров. Жизнь устроена так, что существует постоянный передел благ, вокруг них возникают серьезные конфликты между людьми. Вполне понятно, что проблема конфликта в жизни человек нашла свое отображение …
  9. Сочинение на тему: “Антоновские яблоки. Дворянских гнезд заветные аллеи” “Так знать и любить природу, как умеет Бунин, – мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые впечатления его богаты. Мир его – по преимуществу мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний”, – эти слова принадлежат А. А. Блоку, высказавшему свое мнение по поводу творчества …
  10. Сочинение на тему: “Образование” Образование, как мне кажется, это даже не просто запоминание информации, а формирование цельного, единого взгляда на мир. Образование всегда было не набором формул или заученных текстов, а некой массой общих знаний, приведенных в систему. Ценность истинного образования и ничтожность пустых заученных знаний раскрывается во многих произведениях классиков русской литературы. Показные, пустые знания показаны на примере …
  11. Сочинение на тему: “Особенности стиля прозы Н. С. Лескова” Николай Семенович Лесков – один из немногих русских писателей, который так ярко и органично демонстрировал своим творчеством традиции российского народа и его самобытность. Одной из причин такого умения была, безусловно, его глубокая вера в духовную силу русских людей. Однако нельзя сказать, что Лесков придерживался крайностей а превозношении своего народа. Как говорил сам Николай Семенович, он …
  12. Сочинение на тему: “Церковь Вознесения в Москве” Татьяна Григорьевна Назаренко – российская художница, написала замечательную картину “Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве”, которая была закончена в 1988 году. Мы и сегодня можем увидеть эту церковь в Москве такой, как ее изобразила художница. Именно это место называется божьим домом. Здание, в котором проходит богослужение. Церковь – специфическое для христианства понятие мистического сообщества …
  13. Сочинение на тему: “Особенность и проблематика рассказов Л. Андреева” Леонид Андреев – один из наиболее неоднозначно воспринимаемых писателей своего времени. Основным качеством его творчества является неоднозначность трактовки, нецельность. Он ставит вопросы, но не дает на них однозначных, стопроцентных ответов. Сам писатель говорил о себе: “Кто знает меня из критиков? Кажется, никто Любит? Тоже никто. Но некоторые читатели любят – если не знают. Кто они? …
  14. Сочинение на тему: “дружба народов – величие России” Россия – огромное государство, самое большое в мире. Его населяют более 143 миллиона жителей. В России живут более 160 разных национальностей людей. Услышать в России можно более 100 разных языков. Республики, которые находятся на территории России, устанавливают свои государственные языки и имеют равноправие. В России разрешены разные веры: христианская, буддийская, исламская, языческая и многие другие. …
  15. Помогите написать сочинение рассуждение, на тему: сочинение роль и значение союзов в речи прям очень надо! Союз – служебная часть речи, оформляющая связь между частями предложений, между отдельными предложениями в тексте, а также между словоформами в составе простого предложения. При помощи большинства союзов разграничиваются сочинительныеили подчинительные связи. Специфика союза как связующего средства по сравнению с предлогами и союзными словамизаключается в том, что его контакт с синтаксической конструкцией не закреплен никакими формальными …
  16. Сочинение на тему: Новогодняя ель ­Новогодняя ель Для меня Новый год – самый лучший праздник. Потому что он похож на волшебную сказку. Ведь так хочется внести немного чуда в нашу скучную однообразную жизнь, превратить серые будни в яркий перламутровый праздник. Именно это и происходит в преддверии Нового года и в Новый год. Все вокруг преображается, все мигает, блестит и переливается. …
  17. Сочинение на тему: “Россия” Моей родиной является Русская Федерация, или как ее обычно называют Россия. Россия является крупнейшей страной в мире, и тянется на тысячи километров с севера на юг и с запада на восток. Территория России составляет 17 миллионов квадратных километров. Население России составляет более 150 миллионов человек и это люди многих национальностей проживающих в России. Этнические русские …
  18. Сочинение на тему: “Моя родина – Россия” Сочинение на тему ” Моя родина – Россия” Я называю Россию своей родиной, потому что родился и живу здесь. Я очень люблю свою Родину. Здесь живут мои родственники, Друзья и товарищи, которых я тоже люблю. Все жители моей Родины понимают русский язык, поэтому могут общаться без проблем. Россия – самое большое в мире государство. Оно …
  19. Сочинение на тему: “Эпоха и правитель в романе “Петр Первый” А. Н. Толстого” Алексей Николаевич Толстой после Октябрьской революции обратился к исторической тематике. Его историческая проза – это “Наваждение”, “День Петра”, “Граф Калиостро”, “Повесть смутного времени”. Это произведения больше приключенческие, исключая рассказ о Петре Первом. В своем первом обращении к личности Петра Первого Толстой рисует его достаточно негативно, пишет о его жестокости к людям. По мотивам “Дня Петра” …
  20. Сочинение на тему: “язык” Сочинение на тему “Русский язык” На сегодня около 170 миллионов людей считают родным языком именно русский и гордятся этим. Поводов для гордости достаточно: помимо того, что русский язык является государственным языком России, страны, занимающей наибольшую площадь во всем мире, так еще он признан вторым государственным языком Беларуси и рабочим языком организации объединенных наций, состоит в …
  21. Сочинение на тему: “Почему необходимо владеть русским языком и методикой русского языка” Русский язык – это великий, могучий, богатый и разнообразный язык. Он является основным языком нашей многонациональной страны. Он включает в себя огромное количество слов, разделов и правил. Знать русский язык необходимо каждому из нас. Во-первых, потому, что русский язык является одним из богатых языков планеты, занимает третье место в мире по использованию в Интернете. Во-вторых, …
  22. Сочинение на тему: “Борис Леонидович Пастернак – мой любимый поэт” Борис Пастернак – один из самых моих любимых поэтов. Его лирика завораживает, звучит, как прекрасная музыка. Особенно красивыми мне кажутся его стихотворения, посвященные природе. Особенность мировосприятия Пастернака окружающего мира состоит в том, что у него нет разделения на живую и неживую природу. Пейзажи существуют в его стихах на равных с жанровыми лирическими картинами бытия. Для …
  23. Сочинение на тему: “Что нужно знать о хлебе?” Начиная с древнейших времен и заканчивая нашими годами до сих пор, хлеб считается главным продуктом на столе. Не даром для многих народов он был символом жизни. В его честь слагали песни, гимны, легенды. Первоначальный хлеб был круглым, поэтому его сравнивали с солнцем. Уважительное отношение к хлебу наблюдается и в наши дни. Природа наделила хлеб пшеничными …
  24. Сочинение на тему: Их воскресила любовь в романе Преступление и Наказание, Достоевский ­Их воскресила любовь Тема любви является чуть ли не центральной в известном произведении Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Наравне с теорией о двух кастах людей (“обыкновенных” и “необыкновенных”), автор делает большой акцент на отношениях Раскольникова и Сони Мармеладовой, Разумихина и Дуни. По сути “Преступление и наказание” – это роман, изображающий трудный нравственный путь людей, …
  25. Сочинение на тему Башкортостан мой родной край Башкортостан – это республика, лежащая на стыке Европы и Азии. Край, где сошлись горы, леса и степи. В своих стихах поэты описывают Башкирию как ладонь, раскрытую для приветствия всем народам страны. Также Башкортостан можно сравнить с березовым листком по очертаниям его границ. Этот край можно представить сердцем России, которое мирно бьется, оплетенное автомобильными макистралями, трубопроводами …
  26. Сочинение на тему Счастливая семья это Вокруг меня живет множество людей. Влюбленные пары создают семьи. Что для меня счастливая семья? Каким бы я хотел видеть свою собственную семью? Мне кажется, что стремясь к внешней привлекательности, люди часто забывают о главном: о том, что объединяет людей. Мужчина и женщина не могут быть счастливы вместе, если они смотрят на мир по-разному. Важно найти …
  27. Сочинение на тему 12 декабря день конституции РФ В каждой стране есть свои ценности, права, свобода и основы порядка. Каждая страна гордиться своими гражданами и их заслугами. Каждая страна хочет жить по своему уставу. Устав этот называется Конституцией страны, чествует которую в России 12 декабря. Наша конституция это свод ценностей, которые должны знать и понимать все граждане страны. Конституция является главным законом страны, …
  28. Сочинение на тему: “Поучительная история” У меня есть двое братьев. Мы часто спорим с ними: то за игрушку, то за компьютер, то даже про очередь сходить в душ. Наш отец, глядя на наши ссоры, часто вспоминает одну историю. Я хочу поделиться ею. У одного отца было трое сыновей. Пока они росли, были довольно дружными, почти не спорили, поддерживали друг друга. …
  29. Сочинение на тему: “Особенность повести Н. В. Гоголя “Нос” Гоголю в своих произведениях присуще отражение как фантастических, так и реальных событий. Повесть “Нос” за сказочной потерей носа носит сатирическое высмеивание человеческих пороков. Главным героем поэмы цирюльник является Иван Яковлевич, неопрятный человек, склонный к пьянству, который испытывает страх и безволие перед своей женой. В повести автор показывает нам типичный взгляд на женитьбу как на выгодную …
  30. Сочинение на тему: ” Родной язык” Родной язык входит в нашу жизнь из уст матери. Красивое звучание родного слова мы начинаем воспринимать с маминых песен, прекрасных русских сказок, легенд, преданий. С родным языком мы покидаем родительский порог, отправляясь в дальние путешествия. И чувство родной земли, которое как-то теряется, если ты живешь на ней, особенно обостряется, когда очутишся где-то далеко. Тогда вспоминается …
  31. Сочинение на тему: “Писатели на тему одиночества” Сочинение на тему “Писатели на тему одиночества” Многие писатели и поэты в своем творчестве затрагивали тему одиночества. И у каждого из них своя особая манера написания, произведений, выражающих их чувства: тоску и одиночество. В жизни М. Ю. Лермонтова эта проблема занимала огромное место. Неизгладимый след в душе поэта оставили такие события как смерть матери, трагедия …
  32. Сочинение на тему: “Русские писатели” Русская литература – это безо всяких сомнений одно из величайших явлений искусства. И главными выразителями этого вида искусства являются русские писатели. Все мы, русские люди, просто-таки обязаны ознакомиться с обширным творчеством русских писателей, ведь только так мы сможем понять особенности и главные черты нашей родины. Кроме того, стоит также дополнительно отметить, что понимание русского человека …
  33. Сочинение на тему: Будущее России Будущее России Если говорить о будущем России, то можно сказать очень многое. Я же хочу обратить внимание на молодежь, на­ новое поколение, которое в скором времени будет работать, учиться, совершать поступки, создавать что-то новое. О поколении, которое скоро займет место своих родителей, бабушек, дедушек. Будущее России, как мне кажется, в ее детях, в тех, кто …
  34. Сочинение на тему: Нужен ли Базаров России? в романе Отцы и дети, Тургенев Нужен ли Базаров России? Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” затрагивает многие аспекты общества. Автор поднимает извечную проблем отцов и детей, сталкивает старое поколение с новым, показывает модные общественные тенденции, типичные для середины XIX века, рассматривает в деталях жизни нескольких персонажей. В частности в произведении затрагивается вопрос о пользе таких людей, как Базаров. Он …
  35. Сочинение на тему: “Мы за мир” В современном мире вряд ли существует явление, которое вредит человеку больше, чем война. Через войны погибает огромное количество людей, но дело не только в смертях военных. Проблема также в том, что через войну страдают люди из состава гражданского населения – от случайных выстрелов и снарядов гибнут обычные люди, разрушаются их дома, уничтожается их собственность. Через …
  36. Сочинение на тему “Пока жив язык, жива нация” Россия – великая держава, обладающая богатой историей и, как писал И. С. Тургенев “великим, могучим русским языком”. Основой сохранения нации главным образом является ее язык. Русский язык – зеркало русской самобытности, отражение самой жизни народа, поэтому каждый уважающий себя россиянин обязан сохранять свой язык. “Сохранить язык” это вовсе не так трудно, как может показаться на …
  37. Сочинение на тему: нигилизм Достоевского Совсем по-своему видел и понимал героя времени Достоев­ский. В “нигилистах” он выделил прежде всего идейно-фило­софскую основу их учения – атеизм, безбожие. В отличие от Тургенева, Некрасова, Чернышевского, Достоевский воспри­нимал “нигилистов” как людей, оторванных от народа, ото­шедших от народной правды православного христианства. Не без определенного основания видел Достоевский и западное влияние в теориях и деятельности разночинцев-демократов. …
  38. Сочинение на тему: “Историческая память” Проблема исторической памяти является важной проблемой любого времени и не теряет актуальности и в современном мире. Ведь история всегда была, есть и будет частью нашей жизни. Эта неотъемлемая часть позволяет нам узнавать наше прошлое, нашу историю и культуру. Роман Льва Николаевича Толстого “Петр Первый” именно об этом. Писатель рассказывает нам об исторической личности, важном человеке …
  39. Сочинение на тему Какой я представляю Россию глядя на карту Есть миф, что Екатерина Вторая заказала большую карту России и прогуливалась по ней, размышляя о величине Российской Империи ее значение мире. Я смотрю на карту обычного размера, я могу закрыть изображение России двумя ладошками, но по сравнению с другими странами, наша просто великан. Самая большая территория в мире расположилась в самом центре Европы и Азии. …
  40. Сочинение на тему “Добро и зло в романе “Мастер и Маргарита” В мире нет ничего абсолютно белого и абсолютно черного, как говорится: “Даже на солнце есть пятна”. Без зла не было бы добра, следовательно, две эти силы дополняют друг друга. В романе Булгакова зло олицетворял Воланд, но он же и содействовал добру, обращая и высмеивая человеческие пороки, воздавая всем наказание по справедливости. Воланд помог воссоединиться и …

Духовная школа

Духовная школа

Всей древности не было свойственно яркое сознание школы, для усвоения тех или других знаний в возможно более краткий срок, возможно более широким кругом учащихся. Принцип не только интенсивности мысли и ее глубины, но и ее экстенсивности, широчайшей распространенности и возможной доступности, хотя бы и ценой ее упрощения и плоскости — это принцип новой европейской культуры, победившей своей общедоступностью нашу земную «вселенную». Захвативший нас позже западных народов на четверть тысячелетия, этот процесс ошколивания всех разветвлений жизни не мог не натолкнуться на естественную инерцию пассивного сопротивления. После открытия при царе Федоре высшей по замыслу школы — «Академии» в Заиконоспасском монастыре, систематическое школьное размножение и развитие началось далеко не сразу, несмотря даже на близкий пример киевской и юго-западной Руси. Наиболее книголюбивые епископы и игумены монастырей ревновали о «почитании книжном», т. е. о размножении экземпляров хранившихся в библиотеках монастыря или архиерейского дома древних книг. Ревновали о создании аппарата «начетничества». На уровне начетничества и случайных личных дарований и стояло веками церковное просвещение. От избытка личных дарований и по инстинкту писательства происходил тоже случайно некий прирост этой «чтомой» книжности. Но мысли о том, чтобы его активно увеличивать, пересказывать «по своему», а тем более учить этому «пересказыванию» — не возникало. Учить и учиться значило: — уметь читать и писать и — только. Отсюда странность общего впечатления от русского средневековья, затянувшегося от татарского ига, будто русское монашество и архиерейство, обогащая верующий народ одной грамотностью — скупились, жалели тратить материальные средства на школы и в то же время тратили их на церковное строительство, на украшение церквей и на свою богатую вельможную жизнь. Такое объяснение многовековой русской бесшкольности было бы клеветой на никогда не усыпавшую энергию монастырского благочестия и ревности, не говоря уже о героях святости и подвига. Нет, просто категория развития ума, мысли, науки и вообще человеческой земной культуры отсутствовала в составе учения православной церкви. Ревность о культуре принадлежала к попечениям мира сего. Это дело царей и государства. Церковь это принимала под своим контролем и со своими условиями. Но не считала этого прямым своим «делом». Вот «минимум» просвещения, мысли и книжности, нужной для культа, она берегла и пронесла в сохранности через все века разрух, военных разгромов и народных бедствий. На сохраненном церковью фонде просвещения народы и государства могли легко строить свое общее светское, утилитарное просвещение. Так было фактически на Востоке и специально у нас на Руси.

Цветшее еще на античном корне византийское христианское просвещение угашено властью ислама. Лишь наступление латинства, вооруженного школой, побудило восточных иерархов вопиять о создании школы в России для всего Востока. Латинское наступление в юго-западной Руси вынудило последнюю, хочешь не хочешь, создать церковные школы. И все-таки эти запросы времени не находили волевого отклика в Москве — III Риме. Именно отрешенность от многоученого, но еретического Запада и оправдывала опытно, наглядно, то невысказанное словами, но глубоко залегшее в русском православном сердце убеждение, что для спасения души культура совсем не нужна, что она дело для церкви постороннее, даже и терпимое, но во всяком случае соблазнительное.

Итак, богословская школа и новая православная литература на всем Востоке, но особенно характерно в России, не считались бесспорной церковной ценностью и не входили в сознание архиерейского и монашеского призвания и долга, даже в смысле простого честолюбия и показных заслуг в общественном мнении. Знамя новорожденного старообрядчества окружало всеобщую церковную бесшкольность ореолом какой-то традиционной добродетели и не облегчало возможным ревнителям школьности мужества пойти против этой исконной черты русского благочестия. Словом, пробудить русскую иерархию и русские монастыри к пафосу школьной активности было делом трудным, даже противоестественным. Ни уму, ни сердцу русского монаха и епископа ничего не говорил призыв к науке и школе. Не материализм, не корыстное скопидомство и эгоизм чревоугодия делали русскую иерархию глухой и неспособной двинуть дело школьного богословского просвещения, но честный консерватизм и почти фанатизм бесшкольности. Последний, типично традиционный, бесшкольный н антишкольный патриарх Адриан равнодушно наблюдал, как на его глазах разрушалась во всех смыслах и сходила на нет Славяно-греко-латинская Академия в Москве.

Чтобы создать богословскую школу в такой до мистицизма враждебной атмосфере неизбежной оказалась «дубинка» Петра. Но дубинка сила не творческая. Раз творческой силы не было в Москве, нужно было брать ее на стороне. Вот откуда явилось почти неизбежным то призвание извне, из Киевщины, в Великороссию школьных варягов, которые по-своему добродетельно исполнили свой исторический долг.

***

Что другое мог сделать Петр Великий для насаждения вообще «просвещения», в том числе и просвещения специально церковного, богословского, как не позаимствовать его извне? К счастью, это заимствование произошло не из чужого, а из своего же русского источника. Лишь игрой исторических случайностей он временно отгорожен был от более молодого центра, однако, волею судеб, теперь поставленного собирателем великой империи. Источником стала киевская школа — копия с латино-польского образца. Книжные люди из киевщины и южных школ значительной волной вливались в московщину после 1654 г. Петр В. по кончине патриарха Адриана (1700 г.), типичного великорусского противника его западных реформ, уже решительно передал и все дело церковное и, в частности, церковно-школьное в руки киевлян. И почтил (1701 г.) Киевскую школу по достоинству именем Академии в сравнении с увядшей Академией в Москве. Последнюю он вручил попечению вновь прибывшему из Киева просто за архиерейским посвящением Стефану (Яворскому). Стефану он в исключительном порядке временно поручил все церковное дело и захиревшую Академию в частности. Стефан просто скопировал все порядки Киева, пригласил киевских учителей, с киевскими учебниками, разделением учащихся на классы и с тотальным преподаванием всего по-латыни.

По этому примеру и прямым директивам от митр. Стефана земляки его — южане, вдохновились искренно открывать в своих епархиях школы, на что еще не сразу «раскачались» великороссы. Уже в 1700 г. открыл школу у себя в Чернигове архиепископ Иоанн (Максимович, ныне канонизованный). В Ростове ярославском в 1702 г. еп. Димитрий (Туптало, тоже канонизованный). В Тобольске (1703 г.) митр. Филофей (Лещинский, также малороссиянин). В Новгороде в 1706 г. митр. Иов — великоросс. Иов Новгородский, как и Афанасий Холмогорский сами бесшкольные великороссы, принадлежали к той породе людей большого здравого смысла, которые преодолели узкое мракобесие своей среды. Эти люди были отрадой «просвещенцу» Петру, и он их отличал и ценил.

Добровольной тяги к школе все же еще не было. Нужна была палка закона. И вот, чтобы обеспечить прилив учеников, издается закон: дети духовенства впредь не допускаются к церковным должностям, пока не пройдут ни одной ступени специальной духовной школы. А гражданское правительство этому «загону» в духовную школу помогало тем, что тут же в законе объявлялось, что без аттестатов духовной школы впредь поповичи не будут приниматься ни в какие «чины гражданской службы», кроме, конечно, «солдатского чина», что практически отпугивало почти наравне с записью в крепостную зависимость.

Но так как регулярные духовные семинарии еще медленно создавались по разным епархиям, то петровское правительство, само заинтересованное в ускорении темпа народного образования, предписало, параллельно специальным церковным семинариям, открыть и при архиерейских домах и при больших монастырях начальные общеобразовательные школы, так наз. «цифирные». В эти школы приглашались дети всех сословий, а дети духовенства поголовно, обязательно. Кто из детей духовенства уклонится, тому грозила принудительная солдатчина, а по мере злостности и запись в подушный оклад. Хорошо еще, если на землю государственную, а то и в помещичье рабство. И кто не прошел даже этой «цифири», тем запрещено выдавать даже разрешение на брак. Можно обвинять Петра Великого в жестокости его строительных, школьных, военных предприятий. Но нужно и понять его. Наш историк Голубинский, цитируя свидетельство летописца о слезах матерей передовых русских сословий, плакавших о своих детях, как о мертвых, когда св. Владимир мобилизовал их для аристократической школьной подготовки к высшему государственному и церковному служению, с грустью удивляется этому стихийному сопротивлению свету науки и затем винит своей народ в отсутствии у него вкуса к школе на протяжении всей дальнейшей его истории. Надо признаться, что при всех крайностях выводов Голубинского в этом его наблюдении есть нечто точно подмеченное в характере русского народа. к такому народу не так-то легко механически применить методы управления, какие подходят ко многим другим народам.

Наступил 1721 г. Упразднено патриаршество. Во главе управления церковными делами поставлен государственного порядка орган — Св. Синод. Его конституция — Духовный Регламент — теперь уже от лица верховной власти предписывала: в каждой епархии открыть архиерейскую школу «для детей священнических или и прочих, в надежду священства определенных». И это на особую ассигновку из доходов архиерейского дома. Учитывая, что потребны не малые средства, регламент устанавливает для этой цели еще новый натуральный налог. Это средство всегда героическое. Но тут налог указан в очень высоком проценте: собирать 30% хлеба с земель церковных и 20% с монастырских и архиерейских.

Заранее можно было сказать, что такой «героический» налог не сможет реализоваться, и программная высота школьных дисциплин не будет скоро достигнута, кроме редких исключений. Так оно и вышло. Вот что начертал в Духовном Регламенте Феофан.

Школа Феофанова по нынешней мерке — школа средняя, и даже по киевскому примеру средне высшая. Элементарная грамотность молчаливо предполагается уже пройденной, в цифирных ли школах, или где угодно. Вот содержание ступеней — годов — классов у Феофана: год I-ый — грамматика, география, история; II — арифметика и геометрия; III — логика и диалектика; IV — риторика и пиитика; V — физика и метафизика; VI — политика. Метафизика может переноситься и в этот класс; VII — VIII классы посвящаются богословию. Языки преподаются все время: церковно-славянский, латинский, греческий и еврейский. Для воспитательных целей вводится система общежития «образом монастыря», Москве совершенно неизвестная. Ректор, префект, надзиратели и ученики живут вместе. Ученики по возможности отделяются от вольной домашней обстановки и редко видятся с родными. «От такового воспитания и учения можно воистину надеяться великой пользы отечеству».

Согласно программе Регламента начали открываться новые школы: целых две в Петербурге. Митр. Феодосий (Яновский) открыл семинарию в столичном Александро-Невском монастыре. Бывший в то время Псковским архиепископом Феофан Прокопович, но состоявший Постоянным членом Синода и по желанию Петра выстроивший себе деревянный дом в Петербурге на р. Карповке, там же построил деревянные корпуса и для семинарии. Эти две столичные семинарии, да к ним еще присоединилась в Нижнем Новгороде, были открыты первыми по программе Дух. Регламента. Но они также, как и другие архиерейские школы и до и после этого года, не были еще полными. Они вырастали по мере нахождения учителей и учеников. В 1722 г. открыты духовные школы в Твери, в Белгороде. В 1723 г. — в Казани, Вятке, Холмогорах, Коломне. В 1724 г. в Рязани, в Вологде. Синод наблюдал за ними через свою Контору школ и типографий. С момента открытия этих семинарий, духовенство обязывалось отдавать в них своих детей вместо прежнего обязательства зачислять их в цифирные школы. И эти последние, поскольку они содержались архиереями, закрывались и сливались с новыми духовными школами. Всеобщая «школьная повинность» для детей духовенства подтверждена указом Синода (1723 г.), со ссылкой на «волю Государя», что родители за уклонение лишаются должностей, а дети записываются в подушный оклад.

Несмотря на грозные законы, новое духовно-школьное дело не находило сочувствия в самом духовенстве Великороссии. Оно казалось «чужим» делом не потому только, что сдано было практически как бы в монополию малороссиянам, но еще и преподносилось в оболочке латинского еретического языка. Трудно было великороссу преодолеть это инстинктивное оттолкновение от латыни, к которой малороссы уже давно привыкли. Детей духовенства свозили для школьного смотра в епархиальный город, полу-экзаменовали, разбирали по способностям. Но собрать всех не удалось. Их скрывали и родня и чужие. Агенты Монастырского Приказа разыскивали беглецов и привозили как арестантов в кандалах. Иные прикидывались дурачками. Зная этот прием обмана, в свое время проделанный Давидом, чтобы не попасться в руки филистимлян, Духовный Регламент предписывал подвергать этих дезертиров науки годичному испытанию. Само духовенство и монастыри саботировали положенные на содержание духовных школ сборы хлеба. Да и власть, учреждавшая школы, была бессильна снабдить их достаточным количеством учителей. Сам Синод, чувствуя свое бессилие, дозволил, чтобы не провалилось все дело, довольствоваться в новых духовных школах грамматикой, арифметикой и коротеньким катехизисом. Не до латыни, не до греческого языка! При таком почти стихийном пассивном сопротивлении неудивительно, что по смерти Петра Великого целый ряд этих зачаточных семинарий просто захирел и закрылся. На фоне этого инстинктивного бытового саботажа богословской школы великорусским духовенством неудивительно, что в послепетровское безвременье особым школьно-богословским активизмом отличались одни только иерархи-малороссы. Еп. Гавриил (Бужинский) восстановил захиревшую семинарию в Рязани, еп. Гедеон (Вишневский) — в Смоленске. Иркутские епископы — Иннокентий (Кульчицкий — канонизованный) и Иннокентий (Нерунович) открыли школы у себя в далекой Сибири. В Пскове в 1725 г. открыл духовную школу еп. Рафаил (Заборовский). В Харькове еп. Епифаний Тихорский в 1726 г. открыл коллегиум, потом блестяще развившийся.

С воцарением Анны Иоанновны (1730 г.), «диктатором» церковных дел стал Феофан (Прокопович). Он употребил особые усилия, чтобы реализовать максимально свои мечты о духовной школе, изложенные им в Духов. Регламенте. Уже в манифесте о своем воцарении новая императрица указала — во всех епархиях открыть духовные школы согласно с буквой Духов. Регламента. А так как подневольные открытия по всем епархиям ограничились школками очень элементарными, то новый именной указ 1737 г. потребовал, чтобы в них повсюду вводился курс средне-учебных заведений применительно к Дух. Регламенту и делались ежегодные отчеты Синоду. Архиерейские школы преобразовывались в «славяно-латинские семинарии». Примером служила Киевская Академия. А сложившиеся школы «славяно-русские» становились низшими подготовительными к средним, т. е. к семинариям. Так слагался прототип будущих «духовных училищ» XIX века. К концу царствования Анны Иоановны (1740 г.) насчитывалось уже 17 семинарий типа средних школ. Однако, это был лишь «тип» средних школ, но не полнота их предметов и ступеней. Не хватало ни учителей, ни материальных средств. Даже аннинское «кабинетское» правительство, взявшее в свой контроль все хозяйство церковных земель, убедилось на деле, что развернуть полную программу духовных школ, даже только с материальной стороны, архиереям непосильно. В 1738 г. поставлен был впервые вопрос о казенных «штатах» для семинарий. Но «временно и пока» различные ассигновки получили только три «видных» семинарии: СПБ Невская, Новгородская и Казанская. Жестокие аннинские «разборы» уменьшали количество кандидатов для семинарий, навстречу этому шел недостаток самих учителей. Так на деле и получалось, что и набирать в школы учеников приходилось силой и учить их удавалось едва грамматике, не доходя даже до риторики, не говоря уже о философии. Единственно в Харьковском Коллегиуме возвысились до богословия.

При благочестивой императрице Елизавете штатное пособие сохранено только за двумя академиями: киевской и московской. Но и церковная власть, получившая вновь в свое управление старые земельные хозяйства, получила лучшие возможности добывать средства на развитие духовных школ. И действительно, ко времени царствования Петра III и Екатерины II открылось еще 8 новых семинарий, и общее число их доросло до цифры 26 с общим числом учащихся в 6 000. Но многие из них еще не достигли уровня богословских классов. Первое место и по количеству учащихся все еще занимала академия в Киеве. В половине XVIII века там числилось 1 200 учащихся, тогда как в Москве было самое большее 600 и некоторые годы всего 200.

Одновременно, с таким ростом духовных школ происходил и стихийный перелом в существе самого школьного богословия. Кроме заимствования Москвой из Киева господствовавшего там и по форме и по существу латино-римского толкования догматов и морали, уже при Петре Великом к нам переносилась из того же киевского источника и разгоревшаяся там школьная борьба господствовавшего направления римо-католического с протестантским. Ярким представителем последнего меньшинственного направления явился в Великороссии Феофан Прокопович. Не будь он для Петра В. «чаровником» в вопросе церковно-практическом, латино-римское направление всего школьного богословия могло возобладать надолго. Тем более, что бесшкольным московским ревнителям всех рангов, пафос латинствующих киевлян казался роднее, православнее, чем петровская еретическая неметчина, которой веяло от Феофана — друга Петра и аннинских немцев.

Но победа талантливого Феофана и его протестантского направления одержана была им еще на киевской почве, ибо там нашло и свой сочувственный отклик и свое школьное продолжение. Борьба перенесена in flagrante в Москву. И здесь, в более молодом поколении богословов стихийным чутьем, инстинктивно, решилась в сторону предпочтения Феофановской концепции, несмотря на явные ее и для самих учеников «перегибы» в сторону протестантизма.

Старые киевские профессора, Феофилакт (Лопатинский), Иоасаф (Кроковский) шли в философии за Аристотелем, а в богословии за Фомой Аквинским. Новые — избрали себе Баумейстера и новую философию: Декарта, Лейбница, Вольфа. Следуя образцу Феофана, профессора — Сильвестр (Кулябко) и Георгий (Конисский) читали богословие уже под антилатинским руководством протестантов, но все на том же общеевропейском латинском языке. Православное исповедание веры Петра (Могилы) штудировалось по латинскому его тексту. И лишь в 1759 г., по указанию киевского митрополита Арсения (Могилянского), начали текст его зубрить в русифицированном церковно-славянском переложении. Из Киева это новое веяние разлатынивания и обрусения богословской науки еще охотнее принято было в Московской «Академии» ее учителями, выходцами из той же киевщины. Поворот от римо-католической монополии в школе произошел безвозвратный, но он был медленный, пока не подросли и не окрепли новые местные богословы — великорусы.

Со вступлением на престол Екатерины II иерархи-великорусы, готовые принять секуляризацию недвижимой церковной собственности, справедливо рассчитывали получить за свою готовность к этой реформе серьезную компенсацию из казенного бюджета на переустройство, в частности, и духовных школ. Рукой светских секуляризаторов в инструкцию Комиссии о церковных имениях 1762 г. вписана от имени Екатерины II беспощадная характеристика тогдашнего состояния духовных училищ: «Прошло 40 лет со времени появления их, но и по сие время архиерейские семинарии состоят в весьма малом числе достойных и надежных учеников, в худом учреждении для наук и в бедном содержании. Семинаристы нынешние обыкновенно в некоторых местах обучаются латинскому и греческому языкам от неискусных учителей, не знают иных учений, как только самые первые и школьные основания латинского языка: не обучаются ни наук философских и нравоучительных, не знают истории церковной, ни гражданской, ниже положение круга земного и мест, на которых в рассуждении других народов живут. Набираются они в семинарии от отцов и матерей, большей частью неволею и содержатся без разбора».

Эта мрачная характеристика служила предисловием к последовавшему затем поручению особой комиссии при св. Синоде составить план преобразования духовных школ. Комиссию составили люди новой иерархической смены, из великороссов: Тверской епископ Гавриил (Петров), Псковский Иннокентий (Нечаев) и иеромонах Платон (Левшин). Комиссия, по-видимому, настроена была «великодержавно». Московскую Академию предположено освободить от сред нешкольных классов, свести только к высшему курсу дисциплин богословских и назвать Духовным Университетом. Киевскую оставить в прежнем виде. А средние школы-семинарии разделить на два разряда, на старшие семинарии — в СПБ, Новгороде, Ярославле и Казани, и на младшие семинарии во всех других епархиях. Последние и мыслились, как заурядные школы для приготовления заурядного приходского иерейства. Но так, как и младшие семинарии посвящались дисциплинам церковным и общеобразовательным средне школьного уровня, то для прохождения начальной грамотности и в этом случае уже не только детьми Духовного сословия, но и всех других, предположено в каждой епархии, при 3-х-4-х монастырях, завести школы низшие, начальные с претенциозным названием «гимназий». Эти младшие школы уже мыслились не замкнуто сословными, а открытыми для всех и обслуживающими общегосударственные задачи народного просвещения вообще. Эта идея обслуживания просвещения народа вообще проводится в проекте и еще глубже, до конца. Ради систематического и всеохватывающего, просветительного влияния церкви на народную душу, в этот проект внесен тот замысел, который в конце XIX и начале XX вв. дал основание для политической борьбы против школ церковно-приходских и за монополию школ земских. Здесь наши екатерининские иерархи-великороссы проявили чуткость и прозорливость, опасаясь невыгодных последствий для христианизации души народной и петровского и екатерининского знамени «просвещенства». Они осознали, что низшая общенародная школа не должна уйти совсем в светские руки. Поэтому наши иерархи-великороссы спроектировали — приблизить начальную школу к деревенским низам народа, но материальные затраты на это, помимо труда учительства, целиком взять на средства церковные. Устроить эти народные школы предположили при благочиниях под ближайшим надзором благочинных. А высший надзор за всем школьным делом поручить одному из членов Синода. В изложенном проекте екатерининское правительство (в отличие от новой эпохи Александра III и Николая II) не усмотрело ничего себе враждебного, даже обрадовалось этому усердию духовенства — жертвенно посодействовать народному просвещению и поручило заново пересмотреть этот проект специально низших церковно-приходских школ.

Но, как многие широковещательные замыслы Екатерины II, весь описанный проект не был принят правительством к осуществлению. Однако «заряд» его не пропал даром. Иерархи-москвичи, лишенные теперь помещичьего землевладения, тем усерднее добивались штатных окладов на духовные школы и их увеличений по мере их внутреннего роста и их количественного размножения. Первые после отобрания церковных поместий штаты на школы из казны 1763 г. сводились к 40 000 р. в год. В 1784 г. они были возвышены до 77 500 р. На семинарию в год приходилось 2 000 р. Учителя получали по 150 р. в год. Подвижников такого учительского оклада было немного. Да и этим труженикам заведенная нищенская система учительства не давала возможности усилить свою специализацию в науках. Один преподаватель, а самое большее — два-три, вели свой класс через все ступени школы. Переходя в высший класс, они брались преподавать уже новые дисциплины в этом классе и т. д. Школы ниже семинарий, названные при Екатерине II «уездными» училищами, совсем не обеспечивались казной. Их по-прежнему архиереи и духовенство ухищрялись содержать своими домашними средствами. Одного программного уровня преподавания при этом не могло быть. Не было ни одинаковых денежных средств, ни одинакового нужного учительского персонала. В одних семинариях школьный курс исполнялся в 8 лет, в других в 13 (!). Как бы то ни было, теперь везде уже преподавалось и богословие. И вот еще результат новых педагогических веяний, великорусский «модернизм»: отрыв от латыни в философии и богословии, преподавание их на своем русском языке. Курс богословия Платона (Левшина), написанный на русском языке, стал учебником богословия. Дисциплина и система наказаний модернизованы, основываясь на «благородном честолюбии» учеников.

Московская Академия и Троицкая семинария стараниями Платона (Левшина), учителя, префекта, ректора и высокого руководителя, подняты выше уровня консервативно-провинциальной Киевской Академии. В 1788 г. СПБ семинария по плану митр. Гавриила (Петрова) была тоже повышена в полноте преподаваемых дисциплин в параллель новооткрытой Учительской Семинарии. Своей задачей СПБ Главная Семинария ставила систематическую подготовку учителей для обычных семинарий. И потому митр. Гавриил испросил у Синода право для его семинарии ежегодно вызывать из всех провинциальных семинарий одного-двух способных учеников. В порядке именно этого вызова из Владимиро-Суздальской семинарии, в силу данного установления в СПБ Александро-Невской Главной Семинарии, и появился в качестве способного студента, блестящего преподавателя, а затем и статс-секретаря и графа знаменитый М. М. Сперанский.

Главная

  • Главная
    • Сочинение не дорого
    • Антиплагиат
  • Каталог
    • Семестровое сочинение
      • ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ
        • Ветхозаветные пророки
        • Переводы Библии
        • Основные события периода судей
        • Библейские пророки
        • Заповеди блаженства. Смысл и значение
        • Молитва Господня. Смысл и значение
        • Синайское законодательство. Смысл и значение
        • Библейское общество и русский перевод Библии
        • Личность и учение Ария Александрийского
        • Учение Церкви о злых духах
        • Евангельское учение о молитве
      • Апологетика
      • Библейская история
        • Образ христианина по Нагорной проповеди Христа Спасителя
        • Первый и второй дни творения: история и толкования
        • Воскресение Иисуса Христа и явления Его
      • Введение в библеистику
        • Перевод LXX толковников: его история и значение
        • Острожская Библия: история создания и текстологические особенности
      • Ветхий Завет
        • Библия и наука: происхождение человека
        • Маккавейские книги: история написания, содержание и значение
      • Гомилетика
        • Внешняя сторона проповеди
        • Публицистический стиль проповеди: история, причины появления, современность
      • Догматическое богословие
        • Православное учение о Божией Матери
        • Догматический анализ мнений о происхождении человеческих душ
      • История религий
        • Бог в монотеистических религиях
        • Священное писание в мировых религиях
      • История России
        • Изъятие церковных ценностей
        • Экономические и государственные реформы Петра I
      • История Русской Церкви (новейший период)
        • Основные положения Приходского устава в решениях Поместного Собора 1917- 1918 гг.
        • История обер-прокуратуры Святейшего Синода
      • Катехизис
        • Таинство Крещения
        • Нехристианские концепции происхождения мира
        • Четвертый член Символа Веры
      • Литургика
        • Историческое происхождение архиерейского литургического облачения и его сакраментальное значение
        • Богослужебный отпуст: его назначение, разновидности и место в богослужении
      • Миссиология
        • Неоязычество в современной России
        • Воцерковление и его этапы
      • Новый Завет
        • Евангельские события Лазаревой субботы
        • Беседа Господа Иисуса Христа у сокровищницы
      • Нравственное богословие
        • Христианское понимание смерти
        • Нравственное значение Таинства Крещения
      • Общая церковная история
        • Церковное устройство и церковное управление в Римской, Александрийской и Антиохийской церкви первых трех веков
        • Тертуллиан. Жизнь, деятельность, творения, богословие
      • Основное богословие
        • Возникновение современной науки в ХVI-ХVII вв. и христианство
        • Проблема смысла жизни в религиозном и атеистическом мировоззрениях
      • Патрология
        • Эсхатологические взгляды Оригена и свт. Григория Нисского: сравнительный анализ
        • Григорий Нисский и влияние на него Василия Великого, Григория Богослова и Оригена
      • Сектоведение
        • Оккультное движение «Новая Эра» как подготовка человечества к принятию Антихриста
        • Причины увлечения восточными культами в России 90-х.
      • Сравнительное богословие
        • Окончательное отпадение западной церкви в XI в., его предпосылки (вероучительные, культурно-исторические и политические)
        • Лютеранская экклезиология
      • Церковнославянский язык
        • Жизнь и деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия согласно славянским, латинским и греческим источникам
        • Церковнославянские истоки русского слова
      • Философия
        • Различие форм понимания философии. Перспектива христианской философии
        • Оценка платоновской теории общества с точки зрения христианства (по диалогу Государство)
        • Стоицизм и христианство: общее и разделяющее
    • Курсовое сочинение
      • ГОТОВЫЕ КУРСОВЫЕ РАБОТЫ
        • Беседа Христа с Никодимом
        • Сравнение православного и католического учения о Евхаристии
      • Апологетика – курсовая работа
      • Ветхий Завет – курсовая работа
        • Категория святости (на материале Пятикнижия)
        • Пророчества Даниила и предсказания «малых» пророков о Мессии – Христе
      • Догматическое богословие – курсовая работа
        • Библейское учение о падших духах
        • Догматический анализ мнений о происхождении человеческих душ
      • История Русской Православной Церкви – курсовая работа
        • Святой равноапостольный князь Владимир. Его жизнь и деятельность. Крещение Руси
        • Святой князь Александр Невский
      • Литургика – курсовая работа
        • Особенности архитектуры православных храмов
      • Новый Завет – курсовая работа
        • Основные темы Соборных посланий святого апостола Петра
      • Общая церковная история – курсовая работа
        • Святитель Кирилл Александрийский и III Вселенский собор
      • Патрология – курсовая работа
      • Пастырское богословие – курсовая работа
      • Педагогика – курсовая работа
      • Философия – курсовая работа
    • Дипломная работа
      • Апологетика
      • Библеистика
      • Введение в специальность
      • Ветхий Завет
      • Догматическое богословие
      • История Древней Церкви
      • История религий
      • История Русской Церкви
      • История ППЦ
      • Литургика
      • Миссиология
      • Нравственное богословие
      • Основы социальной концепции
      • Философия
    • Контрольная работа
      • История России 1 курс
      • История Русской Церкви 2 курс
      • История Русской Церкви 2 курс 2 вариант
      • Литургика 2 курс
    • Подготовка к экзамену
      • Апологетика
      • Библейская археология
      • Библейская история
      • Гомилетика
      • Догматика
      • История Поместных Церквей
      • История религий
      • История России
      • История философии
      • Миссиология
      • Логика
      • Новый Завет
      • Нравственное богословие
      • Общая церковная история
      • Основы деятельности
      • Основы концепции РПЦ
      • Пастырское богословие
      • Патрология
      • Православная педагогика
      • Практическое руководство
      • Психология
      • Риторика
      • Церковное искусство
      • Церковное право
      • Чтение текстов
    • Внимание! Читать всем
  • Напишите нам
  • Вакансии
  • Поиск по сайту
  • Контакты
  • Карта сайта

Сочинение на тему: «Храм моего села»

Я никогда не забуду день, когда впервые попала в церковь. Было это три года назад. Стояло лето. Удивительно голубое и ласковое небо как бы приглашало меня войти, а солнышко, освещая своими лучами серебристый купол храма, словно говорило: «Смотри, смотри, какая красота! А ты проходишь мимо». Белоснежные стены, высокие окна, загадочный крест на куполе – всё делало этот дом таинственным и манящим. Но, наконец, я робко вошла в храм. Никто не гнал меня, я застенчиво встала в уголке и огляделась.

Какое – то волнение охватило меня, когда я стала всматриваться в лица святых, строгие и одухотворённые, добрые и милосердные, так не похожие на лица озабоченных или озлобленных прохожих. Сверху огромными синими глазами смотрел на меня Христос, словно всё понимая и одобряя, проникая своим взглядом в душу. Я давно чувствовала, что не могу быть совершенно одна на свете, что должен быть «кто-то ещё другой, важный и всё понимающий так, как никто не может понять», с ним можно говорить обо всём – обо всём. Мысленно стала исповедоваться ему в своих делах.

Всё чаще я ходила в храм. Службы, пение певчих, особый аромат горящих свечей, истово молящиеся люди – всё это трогало меня несказанно. Я замечала, что после каждого посещения настроение становилось радостнее, а на душе чище.

Небольшой, но очень уютный храм в нашем посёлке Хоботово перестроен в 1999 году из магазина. 2 июня того же года он был освящён. Назван храм в честь иконы Божией Матери Владимирской.

Не единожды Владимирская икона Божией Матери сохраняла русское войско от неминуемых поражений. В 1395 году Тамерлан с полчищами татар вступил на русскую землю и приближался к Москве. Численность его войск в разы превосходила русские дружины, сила и опыт их были несравнимы. Единственная надежда оставалась на случай и помощь Божью. Тогда Великий князь Василий Дмитриевич послал во Владимир за чудотворной иконой. Десять дней продолжался путь с Владимирской иконой из Владимира до Москвы, люди стояли по сторонам дороги на коленях с молитвою «Матерь Божия, спаси землю русскую». В Москве икону встретили 26 августа: «весь град изыде противну иконы на сретение ее»… В час встречи иконы Тамерлан спал в шатре. Легенда говорит о том, что в этот момент он увидел во сне высокую гору, с которой к нему спустились святители с золотыми жезлами. Над ними в воздухе в сиянии ярких лучей стояла «лучезарная Жена». Бесчисленные тьмы ангелов с мечами окружали ее. Утром Тамерлан созвал мудрецов. «Не сладить тебе с ними, Тамерлан, это Божья матерь, заступница русских», — сказали гадальщики непобедимому хану. «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы»…

С 2001 года в нашем храме служит Батюшка Николай. В самое короткое время батюшка завоевал всеобщую любовь и признательность. Его внешний вид, ласковый и приветливый, внушает к нему доверие и уважение. Для каждого батюшка Николай находит добрые, ободряющие слова, умеет поднять дух приходящих к нему в горе людей, оберегая их от уныния и отчаяния.

Два года назад моя мама тяжело заболела, ей сделали операцию, но выздоровления не наступало. Родные и близкие не находили себе места. Вместе со старшей сестрой, отчаявшиеся и испуганные, мы пошли в наш храм. Поставили свечи, помолились, рассказали про несчастье батюшке Николаю. Ушли мы абсолютно уверенные в том, что мама скоро поправиться. И, действительно, мама пошла на поправку и вскоре была дома.

Летом 2011 года в храме замироточила икона великого старца Серафима Саровского. Из окрестных деревень, из Мичуринска и посёлка Первомайского люди ехали со своими бедами и горестями, надеждами и чаяниями. Я тоже подходила к иконе. Этот день был очень счастливым. Удивительно доброе лицо отца Николая, особый смысл молитвенных слов, большой душевный подъём. Я впервые тогда почувствовала значение слова «благодать».

В храм я теперь хожу часто: причащаюсь, молюсь. Там прекрасная библиотека, где можно выбрать книгу. Я прочитала недавно замечательную книгу Н. В. Скоробогатько «Рассказы о батюшке Амвросии, оптинском старце».

Я многого ещё не знаю, не всё понимаю в прочитанном. Но основное усвоила крепко: мы должны быть добрыми к родным, близким, всем людям, помогать им, чем можем. Если у меня есть немного денег, я раздаю их нищим, жертвую на восстановление храмов. Когда я стану зарабатывать сама, буду дарить больше.

Я счастлива, что обрела веру, что Бог теперь в моей душе.

Я верю, что каждый найдёт свой путь к Храму.