Сокровища России выставка

выставки

Передвижная экспозиция «Сокровища музеев России» — это продолжение одноименной выставки, прошедшей с большим успехом в ноябре 2018 года в московском Манеже. Она создана в рамках национального проекта «Культура» Патриаршим советом по культуре при участии проекта «Россия – Моя история», Государственной Третьяковской галереи, Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» и фонда «Прорыв». Кураторскую группу проекта возглавила генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Хронологически выставочная коллекция «Сокровища музеев России» охватывает период с XVIII до второй половины ХХ века и включает в себя произведения от иконы до соцреализма, созданные ключевыми российскими художниками и собранные из различных уголков страны. Искусствоведы и историки отбирали лучшие произведения, чтобы показать российское искусство во всем его многообразии.

На выставке представлены все жанры живописи: портрет (парадный, провинциальный), пейзаж (от севера до юга России), исторические полотна и жанровые сцены.

На выставке в Пермской галерее зрители увидят полотна знаковых для истории российской культуры художников. В их числе: портретист Алексей Антропов (1716—1795), один из основоположников русского пейзажа Федор Алексеев (1753 – 1824), мастер натюрморта Иван Хруцкий (1810—1885), жанрист Василий Пукирев (1832—1890), мастер исторических и жанровых сцен Михаил Клодт (1836 – 1914), мастер «пейзажа настроения» Исаак Левитан (1860-1900), художник-маринист Иван Айвазовский (1817 – 1900), график и живописец Сергей Виноградов (1869—1938), книжный иллюстратор и театральный оформитель Иван Билибин (1876 – 1942), участник общества «Бубновый валет» Александр Осмёркин (1892 – 1953), один из основателей общества «Бубновый валет» Петр Кончаловский (1876 – 1956), один из родоначальников русского авангарда Аристарх Лентулов (1882 – 1943), живописец, театральный художник и график Юрий Пименов (1903 – 1977), живописец, реставратор, теоретик искусства Игорь Грабарь (1871 – 1960) и другие мастера.

Работы на выставку предоставлены из 17 музеев России. Среди них Владимиро-Суздальский, Ростово-Ярославский, Костромской и Рыбинский историко-архитектурные и художественные музеи-заповедники, Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник, Музей-панорама «Бородинская битва», Ивановский художественный музей, Смоленский музей-заповедник, Омский музей изобразительных искусств и другие. Многообразие имен и произведений дают посетителям возможность проследить поэтапное развитие отечественного искусства.

Познакомиться с выставкой можно с помощью бесплатного аудиогида, скачав приложение IZI.TRAVEL (Тур по выставке «Сокровища музеев России» Пермь).

Пермяки и гости города также могут посетить мероприятия образовательной программы: лекции об искусстве, детские мастер-классы и игровые экскурсии, просмотр фильмов о художниках.

Вход на выставку, лекции и кинопоказ в рамках образовательной программы свободный для всех категорий посетителей. Участие в детских мастер-классах и игровых экскурсиях — по предварительной записи по телефону 212-95-24

Образовательная программа в рамках выставки «Сокровища музеев России»

22 августа 19.00 — Лекция «Мастера, не составляющие необходимой надобности для заводов. Крепостные живописцы, иконописцы, резчики Строгановских владений 18-19 в.в.»
Читает главный научный сотрудник, кандидат искусствоведения Нина Казаринова

29 августа 19.00 — Лекция «Русский портрет первой половины XIX в. Фокус со сходством или зеркало времени?».
Читает главный научный сотрудник, кандидат искусствоведения Нина Казаринова

5 сентября 19.00 — Детский мастер-класс по созданию портрета (7-12 лет).
Проводит художник, музейный педагог Евгения Наймушина

7 сентября 13.00 — Игровая экскурсия для детей (7-12 лет).
Проводит музейный педагог, ведущий научный сотрудник, музейный педагог Эльвира Абдрахимова

12 сентября 19.00 — Лекция «Устремлённый в будущее. Субботин-Пермяк или пермский вариант футуризма как «знак всемирной динамики».
Читает главный научный сотрудник, кандидат искусствоведения Нина Казаринова

14 сентября 16.00 — Лекция «С императорским вензелем и российской короной: произведения Императорского фарфорового завода XVIII в.-начала XX в. из собрания Пермской художественной галереи».
Читает главный научный сотрудник, хранитель коллекции фарфора Александра Пестова

18 сентября 12.30 — Экскурсия по выставке с сурдопереводчиком для посетителей с проблемами слуха.
Проводит ведущий научный сотрудник, специалист по инклюзивным программам Ольга Гусева

19 сентября 12.30 — Экскурсия по выставке для незрячих и слабовидящих посетителей.
Проводит ведущий научный сотрудник, специалист по инклюзивным программам Ольга Гусева

19 сентября 19.00 — Лекция «Денисов-Уральский и его последователи. Камнерезное и ювелирное искусство Урала XIX-XXI в.в.»
Читает главный научный сотрудник, автор выставки «Денисов-Уральский и его последователи» Александра Пестова

21 сентября 16.00 — Лекция «Русский Север в художественных поисках серебряного века». Читает ведущий научный сотрудник Тамара Шматёнок

26 сентября 19.00 — Лекция «Светлый путь» — ключевая идеологема советского искусства 1930-1950-х гг.»
Читает ведущий научный сотрудник Тамара Шматёнок

Ежедневные кинопоказы в часы работы галереи
Фильмы телеканала «Культура»:
Архип Куинджи. Цикл передвижники.
Василий Поленов. Цикл передвижники.
Иван Шишкин. Цикл передвижники.
Илья Репин. Цикл передвижники.

Фильмы телеканала «Культура» из цикла «Больше, чем любовь»:
Необыкновенная семья. Петр Кончаловский и Ольга Сурикова.
В Пенатах. Илья Репин и Наталья Нордман.
Валентин Серов и Ольга Трубникова.
Счастливейший художник. Иван Айвазовский.
Двойная звезда Михаил Ларионов и Наталья Гончарова.
Очевидец незримого. Павел Филонов и Екатерина Серебрякова.
Кузьма Петров-Водкин и Мария Йованович.

Место проведения лекций: 1 этаж, правое крыло, зал русского искусства ХIХ в.
Место проведения мастер-класса: 2 этаж детская мастерская
Место проведения кинопоказов: 1 этаж, левое крыло, медиазал.

Сокровища музеев России

С 22 августа по 22 сентября в Музейно-мемориальном комплексе «Победа» состоится передвижная выставка цикла «Сокровища музеев России». Экспозиция является продолжением одноименной выставки, с беспрецедентным успехом прошедшей в Москве в ноябре 2018 года.
В состав экспозиции в Южно-Сахалинске войдут полотна И. Шишкина, А. Куинджи, И. Крамского, В. Серова, И. Репина, Б. Кустодиева, Н. Крымова, В. Тропинина, И. Грабаря, А. Явленского, Р. Фалька, П. Оссовского, Д. Жилинского, Ю. Пименова, которые представляют золотой фонд российской изобразительной культуры.
Будут представлены все жанры живописи: портрет (парадный, провинциальный), пейзаж (от севера до юга России), исторические полотна и жанровые сцены. Многообразие имен и произведений позволит зрителям проследить поэтапное развитие отечественного изобразительного искусства.
Экспозиция наглядно продемонстрирует художественные сокровища российской провинции. Шедевры, многие из которых ранее не покидали пределов своих регионов или вовсе находились в хранилищах, предстанут перед сахалинцами. Выставка станет особо значимым событием для островитян и гостей региона.
*Выставка подготовлена Патриаршим советом по культуре и Министерством культуры РФ. Организаторами являются проект «Россия – моя история», Государственная Третьяковская галерея и ГМВЦ «РОСИЗО».
Справки по телефону: 49-57-17.

О выставке «Сокровища музеев России»

Александр Лактионов. Письмо с фронта (авторская копия). Нач. 1950-х гг. Калининградский областной историко-художественный музей

Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи:

– Я думаю, что эта выставка, идея которой принадлежит владыке Тихону, станет не просто очень значимым событием в культурной жизни столицы и страны. Она будет и замечательным подарком многим десяткам тысяч людей, принесет огромные художественные и эмоциональные впечатления тем, кто на протяжении этих трех недель сможет прийти в Центральный Манеж.

Кузьма Петров-Водкин. Две девушки. 1915 г. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Что же посетители увидят на выставке? Это огромный временной диапазон, начиная с икон XVII века и заканчивая живописью 70–80-х годов XX века. Вся экспозиция делится на несколько разделов. Как только люди войдут в здание Манежа, они сразу же смогут поклониться иконе «Умиление» из Псково-Печерского монастыря, а потом пройдут в центральный зал. Там мы попытались представить самые интересные, эффектные и яркие работы из музеев тех 39 регионов, которые участвуют в этом проекте. Этот зал мы назвали «Зал Россия», потому что в нем представлен собирательный образ нашей страны, какой она была в позапрошлом столетии, самых различных городов и географических точек, от севера и до юга.

Далее, проходя из зала в зал, посетители сначала увидят живопись конца XVII – начала XVIII века. Там будут парсуна, купеческий и крестьянский портрет. В самом начале экспозиции представлены удивительные иконы из собраний ряда региональных музеев. Потом зрители попадут в зал первой половины XIX века и увидят замечательные работы Карла Брюллова, Алексея Венецианова, Ивана Хруцкого, Григория Сороки. А до этого в зале XVIII века они смогут увидеть малоизвестные работы и таких величайших русских портретистов XVIII века, как Дмитрий Левицкий, Федор Рокотов, Владимир Боровиковский.

Неизвестный художник круга Рисса. Мальчик с собакой. 1840-е гг. Ярославский художественный музей

Мы постарались подобрать состав этой выставки таким образом, чтобы представить портреты всех царей династии Романовых, начиная с Михаила Федоровича Романова и заканчивая императором Николаем II. Это было очень непросто, потому что, как считается, эти портреты сосредоточены в музеях Москвы и даже в первую очередь Петербурга. Но оказалось, что и наши региональные музеи обладают удивительными собраниями, где можно найти действительно все.

Архипов А.Е. Лед пошел. 1895 г. Рязанский художественный музей

Потом мы попадаем в эпоху передвижников. В региональных музеях также оказалось очень значимое количество работ и по этому направлению. После 1917 года более 500 из 3500 картин, собранных Третьяковым, были отправлены в региональные музеи. Поэтому уровень этих собраний – это уровень Третьяковской галереи и других ведущих центральных музеев.

Из второй половины XIX века представлены работы таких великих художников, как Репин, Шишкин, Левитан, Поленов, Рябушкин, Серов.

Киселева Е.А. На балконе (портрет Виктории Федяевской). 1910 г. Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского

Потом вы попадаете в зал, где представлено искусство рубежа конца XIX – начала XX века, искусство Серебряного века. В региональных музеях хранится огромное количество работ художников этого времени. В этот момент в таких центрах, как, например, Саратов, уже возникали свои художественные школы. Мы знаем, что именно выходцы из Саратова стали основателями одного из самых главных художественных движений и обществ того времени – общества «Голубая роза».

Следующий раздел – это раздел, посвященный новейшим течениям. Мы остановились на этой выставке в рамках фигуративного искусства, не затрагивая коллекции авангарда. Эти коллекции были сформированы уже после 1917 года за счет специальных закупок в Государственный музейный фонд, который поставил своей задачей формирование коллекций современного искусства во всех региональных центрах уже советской России.

Мильман. Натюрморт. 1911 г. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

Что касается 1930-х годов, то мы постарались выбрать работы из региональных музеев, которые мало знакомы московским зрителям и которые с трудом известны даже специалистам. Они создают удивительно разнообразную картину, которая, я думаю, позволит покончить с представлением об искусстве 1930–1950-х годов как искусстве сплошного тоталитарного соцреализма.

Попков В.Е. На работу. 1961 г. Ульяновский областной художественный музей

И последний раздел выставки представляет выдающихся художников, которые начали работать в эпоху оттепели. Это, например, Дмитрий Жилинский и Виктор Иванов. Последнему сегодня 92 года, и он один из двух или трех последних художников так называемого «сурового стиля», который сформировался в те годы. Это очень яркий, свободный и открытый взгляд на мир, создавший образ человека интеллектуального труда, который творит новую жизнь и новую страну.

Никулин А.О. Голубой Алтай. 1808-09 гг. Государственный художественный музей Алтайского края. Барнаул

Даже для нас, тех, кто работал над этой выставкой, возможность проанализировать, что хранится в музейных собраниях 50 региональных музейных центров и отобрать из них 280 работ, было открытием огромного количества произведений и изрядного количества новых имен. Я уверена, что те, кто в течение трех недель придут на эту выставку, увидят очень много нового, и одновременно перед ними явится вся панорама развития отечественного искусства с XVIII века по вторую половину XX века. В частности, они смогут увидеть образы тех святых, которые являлись покровителями той или иной губернии, того или иного географического места, точки или части России.

Для меня было большой радостью работать над экспозицией в качестве приглашенного куратора вместе с командой РОСИЗО.

Макаров И.К. Портрет великой княгини Марии Александровны. Перв. пол. XIX в. Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой

Я хочу обратить внимание еще на то, что к выставке издан богато иллюстрированный каталог, и все это было сделано в какие-то невероятные кратчайшие сроки. Также я благодарна моим коллегам из Третьяковской галереи, которые обеспечили научное сопровождение проекта, написали замечательные тексты и для каталога, и для аудиогидов, и оказывали всяческое содействие, консультируя нас и специалистов из региональных музеев.

Огромное спасибо Министерству культуры, Патриаршему совету по культуре и всем, кто помогал в работе над этим проектом. И, конечно же, Правительству Москвы, потому что делать такую выставку в Центральном Манеже – это действительно особый уровень и особый вызов.

Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), глава Патриаршего совета по культуре:

– Уже несколько лет существует сотрудничество Русской Православной Церкви и музеев на уровне комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом при Патриаршем совете по культуре и Министерства культуры. Мы решаем много порой довольно тяжелых проблем, но не только эти проблемы являются нашим общим делом.

Василий Поленов. Ранний снег. Бехово. 1891 г. Ярославский художественный музей

Выставка, которую мы вскоре открываем, – это тоже проект взаимодействия Русской Православной Церкви с музейным сообществом. Как вы знаете, в Манеже каждый год открываются очень интересные экспозиции. Четыре из них были посвящены периодам русской истории начиная от древних времен и заканчивая нашими днями. И, конечно же, мы понимали, что нельзя снижать уровень, что должно быть нечто действительно очень интересное. Ведь выставку открывает и Президент России, и Патриарх, приходит множество официальных лиц. Но также москвичи и гости столицы привыкли к тому, что здесь проходит нечто очень важное и совершенно особое и для Москвы, и для России.

И вот в нынешнем году мы предложили собрать из провинциальных музеев России те шедевры живописи, что хранятся там. Я не боюсь слова «провинция»: оно милое и хорошее, тем более что я и сам сегодня провинциальный архиерей.

Иван Крамской. Портрет Рофтопуло О.А. 1884 г. Пермская государственная художественная галерея

Имена этих великих художников известны всей стране и всему миру. Часть их работ находится и в Третьяковской галерее и других центральных музеях. Но собрать все самое лучшее, что есть в России, в одном месте и дать возможность нам всем посмотреть и открыть это для себя – это, собственно, и есть главная идея данной экспозиции: показать совершенно ни с чем не сравнимое художественное богатство нашей страны – от Калининграда и до Дальнего Востока.

И это получилось. Огромное спасибо Министерству культуры и Владимиру Ростиславовичу, который лично контролировал исполнение этого проекта. Также огромная благодарность Зельфире Исмаиловне и РОСИЗО, которые провели огромную работу по подбору этих шедевров и по тому, чтобы просто их транспортировать и доставить в столицу.

Уже по традиции выставку предваряет одна из известных и важных для Русской Православной Церкви и истории России икон. В этом году из Псково-Печерского монастыря, единственного мужского монастыря, который никогда не закрывался на территории России в советское время, будет привезена икона по типу «Елеуса», которую по-русски называют по-разному: «Умиление», «Милостивая», «Дающая силы». Эта икона является одной из главных святынь древнего Псково-Печерского монастыря.

Вообще, быть может, большая часть картин или икон могли бы стать в том же Манеже, может, правда, не на таком большом пространстве, экспозициями одной картины. Чего стоят, например, произведения Зинаиды Серебряковой, которая действительно была нашим великим художником. Или совершенно удивительный портрет-парсуна матери царя Петра I Натальи Кирилловны.

Зинаида Серебрякова. Автопортрет с дочерьми. Август 1921 г. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Я бы хотел закончить словами Василия Дмитриевича Поленова, одного из любимых моих русских художников, картина которого «Ранний снег» также будет представлена на выставке: «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит». Я думаю, что эта экспозиция как раз даст и счастье, и радость тем, кто посетит Манеж. Все мы, москвичи и гости столицы, увидим, я уверен, нечто совершенно потрясающее.

Татьяна Гайдук, директор Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского:

– От нашего музея в выставке будут участвовать картины Айвазовского «Смольный монастырь» и «Море. Коктебель», написанные в ранний период творчества великого русского художника.

Иван Айвазовский. Море. Коктебель. 1852 г. Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым

Замечательно, что к участию в выставке привлечено очень большое количество музеев, и это не только и не столько центральные музеи. Я думаю, это важный показатель того, что культура у нас развивается во всех регионах страны.

Искусство, даже такое, которое на первый взгляд практически не имеет отношения к социальной жизни и каким-то общественно-политическим процессам, на самом деле часто, напротив, пусть неявно, но очень тесно связано с социальными проблемами и историческими судьбами страны. Например, то, что в советский период довольно сильно насаждалось в качестве идеологии, было неоднозначным и помимо очевидных негативных моментов имело и свои положительные стороны. Помимо прочего это воспитывало патриотизм у наших граждан. Как я это вижу, особенно после событий «Крымской весны», для того, чтобы воспитать патриотов, нужно проводить не только военно-патриотическое воспитание. Чтобы вызвать чувство гордости за свое Отечество и его историю, нужно, чтобы наши люди лучше и больше знали и культуру родной страны. И эта выставка этому будет, безусловно, способствовать.

Сергей Сарченков, директор Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника:

– Мы с огромной радостью и желанием принимаем участие в этой выставке. От нас там будут представлены картины таких выдающихся художников, как Б.М. Кустодиев и В.А. Серов. Картины последнего из нашего музея, кстати, принимали участие и в знаменитой выставке Серова в Третьяковке, на которой был настоящий аншлаг.

Борис Кустодиев. Возмущение слобод против бояр. 1897 г. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Я думаю, что на выставке в Манеже будет представлена на самом деле лишь небольшая часть того, чем богаты музеи нашей страны. Но, тем не менее, это само по себе просто колоссальное мероприятие. Наш музей сотрудничает и с Третьяковкой, и с Русским музеем, но чтобы вот так – собрать вместе 50 музеев из 50 городов – это на моей памяти впервые. Я думаю, организаторам проекта надо сказать огромное спасибо.

Ирина Перова, директор Астраханской государственной картинной галереи имени П.М. Догадина:

– Это, безусловно, один из крупнейших и значительнейших проектов современной российской культуры последних лет. Такие выдающиеся музеи России, как Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Русский музей – это уже всемирно известные и зарекомендовавшие себя во всем мире сокровищницы живописи. А вот нынешняя выставка в Манеже наглядно демонстрирует, что и в российской провинции, порой за тысячи километров от Москвы и Петербурга, есть свои художественные сокровищницы.

Аполлинарий Васнецов. Гроза идет. 1911 г. Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина

50 провинциальных музеев представят на этой выставке шедевры из собственной коллекции. Однако думаю, что это на самом деле далеко не весь список городов, где есть свои выдающиеся художественные музеи. Среди меценатов и коллекционеров, живших в небольших городах, тоже были свои Третьяковы и Щукины, ратовавшие за сохранение национального культурного наследия.

Если взять наш музей, то его собрания являются одними из лучших на юге России и в Нижнем Поволжье. Астраханская картинная галерея ведет свою историю с 1918 года и в этом году торжественно отмечает столетие со дня своего основания. Картинный фонд галереи составляет более 20 тысяч единиц хранения, а в ее название вписано имя ее основателя и первого ее директора – потомственного астраханского купца, увлеченного коллекционера произведений искусства Павла Михайловича Догадина. Картины, принесенные Догадиным в декабре 1918 года, составляют сердце нашей галереи. В том числе тогда, сто лет назад, он передал и собственный дом на набережной, где и был открыт наш музей.

Илья Репин. Портрет мальчика. 1867 г. Таганрогский художественный музей

На этой выставке мы представляем настоящие жемчужины Астраханской картинной галереи. Это, например, такие картины, как «За Волгой» Михаила Нестерова, которую Догадин приобрел непосредственно у автора в 1916 году после долгой переписки; «Сенокос» Льва Каменева и «Гроза идет» Аполлинария Васнецова.

В целом мы очень признательны устроителям проекта за возможность представить шедевры Астраханской галереи на выставке в столице. И надеемся, что, увидев эту небольшую, но, безусловно, яркую часть нашего собрания, многие зрители впоследствии приедут в Астрахань ради посещения картинной галереи им. П.М. Догадина.

Фарида Буреева, директор Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля:

– Этот проект, конечно, грандиозен по своему замыслу и масштабу, потому что он позволит представить действительно все самое лучшее из того, что хранят наши региональные музеи.

Боголюбов А.П. Иллюминация Кремля. 1883 г. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Для участия в этой выставке мы отбирали знаковые произведения великих русских художников XIX–XX столетий. Из нашего музея представлены 12 полотен, среди которых работы Врубеля, Репина, Зубовского и др. Это те произведения, которые действительно занимают особое место в нашем собрании, те работы, которыми мы по праву гордимся. Поэтому мы очень рады, что они будут представлены московской публике.

Исупов А.В. Урал. 1912 г. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Всегда отрадно, когда возникают такие интересные межмузейные связи и проекты, которые объединяют не только наше музейное сообщество, но и дают всем людям увидеть удивительное и многогранное культурное богатство нашей страны.

Татьяна Куюкина, директор Тверской областной картинной галереи:

– Это поистине уникальная выставка, потому что она охватывает всю страну. Мы теперь сможем увидеть картины со всей Родины, в том числе из ее самых отдаленных регионов, собранные вместе, что вряд ли мы могли видеть раньше еще где-то и когда-то.

Виноградов С.А. В передней. 1911 г. Тверская областная картинная галерея

Эти картины собирали разные люди, некоторые из них живут за шесть тысяч километров друг от друга. Но, собранные вместе, они дают представление о том, что мы все – одна нация. Очень интересно посмотреть, как в местных коллекциях отразились местные вкусы. Например, наши тверские коллекции собирали тверичи исходя из того, что они считали особенно важным в русском искусстве.

Поэтому, думаю, нам всем будет интересно поискать и то общее, что нас роднит, и те оттенки и различия в нюансах восприятия, которыми мы отличаемся друг от друга. Удивительно, что в этом единстве никто не потерял своей индивидуальности. Вот это многообразие, сливающееся в единое целое, как раз и говорит о единой стране.

Михаил Шаромазов, директор музея Кирилло-Белозерского монастыря:

– Выставка уникальна, прежде всего, своим беспрецедентным охватом. Я просто не помню подобных проектов за последние годы, в которых участвовало бы такое количество музеев от столицы страны до ее окраин и которые представляли бы столь широкий пласт художественной культуры.

Жуковский С.Ю. Брошенная терраса. 1911 г. Историко-краеведческий и художественный музей Тулы

От нашего музея в выставке участвуют три иконы, в том числе образы равноапостольного князя Владимира и княгини Ольги, а также образы Митрофана Воронежского и Нила Сорского. Это был выбор организаторов выставки. Они отобрали образы тех святых, которые наиболее значимы для русской истории и русской святости.

Мы на сегодняшний день, к сожалению, достаточно разобщенная нация, но подобные проекты объединяют музеи, объединяют людей, разные регионы и всю страну.

Васнецов В.М. Витязь на распутье. 1878 г. Серпуховский историко-художественный музей

Константин Юон. В провинции. Торжок. 1910-е гг. Калужский музей изобразительных искусств

Виллевальде Б.Л. Открытие памятника 1000-летия России в Новгороде. 1862 г. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Архипов А.Е. Рязанская пригородная девица. 1928 г. Рязанский художественный музей

Илья Машков. Советские хлебы. 1936 г. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова

Исаак Левитан. Вечерние тени. 1891-94 гг. Таганрогский художественный музей

Аполлинарий Васнецов. Старорусский город. 1899 г. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск

План экспозиций выставки «Сокровища музеев России»

Отзыв: Выставка «Сокровища музеев России» в ЦВЗ «Манеж» (Россия, Москва) — «О сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух… » А.С.Пушкин

И снова здравствуйте, мои дорогие друзья.
Сегодня речь вновь пойдет о великой силе искусства. И это не высокопарные слова, а истинная правда. Именно эта невидимая сила заставила любителей живописи и музейных ценностей стоять холодными ноябрьскими днями в трехчасовой очереди в Центральный Выставочный Зал Манежа.
Выставка «Сокровища музеев России» открылась в День народного единства 4 ноября сего года и продлилась до 25 ноября.
Выставочное пространство разбито на 9 тематических залов, не включая конференц-зал.
Центральный зал, вокруг которого организовано все пространство экспозиции, безусловно носит название «Зал Россия».
Зал «Россия» знакомит посетителей с работами как именитых, так и незнакомых широкой публике мастеров, хранящихся в небольших провинциальных музеях.
С вашего позволения, познакомлю вас, мои дорогие читатели, с некоторыми из них.
Начну с работы знаменитого художника Кустодиева «На ярмарке» из собрания Саратовского государственного художественного музея им. Радищева .

А вот полотно этого же мастера из собрания Костромского музея — «Гуляние в провинции».

Калужский музей изобразительного искусства представил картину Константина Федоровича Юона «В провинции. Торжок»

Ивановский областной художественный музей порадовал посетителей работой Нестерова «Лето».

Из Смоленского государственного музея-заповедника привезли картину Рылова «Закат».

Из Омского областного музея изобразительных искусств имени Врубеля привезли это чудесное полотно «Иллюминация Кремля.1883» кисти Алексея Петровича Боголюбова.

Краснодарский краевой художественный музей предоставил картину Поленова «Река Оять».

В этом же зале представлены портреты русских самодержцев.
Величественный образ императрицы Елизаветы Петровны кисти художника Алексея Петровича Антропова, привезенный из Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника.
Портрет императора Петра III кисти того же мастера также представлен музеем-заповедником из Сергиева-Посада.
Из этого же музея привезли работу неизвестного художника — Портрет Анны Иоановны.
Зал «Искусство XVIII века» знакомит нас преимущественно с портретной живописью того времени.
Портрет архимандрита кисти Дрожжина.

Из Переславля -Залесского «приехали» эти два чудесных портрета, исполненные Павлом Календасом.

Ярославский художественный музей позволил посетителям лицезреть Портрет Соболевой, художник Мыльников.
Сей симпатичный портрет прибыл на выставку из Рыбинска.
А этот интересный образ Петра I из Пермской государственной художественной галереи.
Данное полотно неизвестного художника выбивается из тематики зала. Название картины — «Пеликан, кормящий птенцов». На мой взгляд работе присуща добрая толика сюрреализма.
И конечно же всеми узнаваемый граф Орлов .
Перейдем в зал «Искусство первой половины XIX века».
И вновь — портреты.
Ивановский областной художественный музей.
Волгоградский музей изобразительных искусств.

В следующем зале нас ждет «Искусство второй половины XIX века «.

Всем знакомая по многочисленным репродукциям» Боярышня . За чаем. » Кисти Константина Маковского украшает музей Ульяновска.
Замечательный портрет Александра III обязательно привлечет ваше внимание благородством черт.
Еще одна работа Константина Маковского «Под венец» приехала из Серпуховского музея.
А теперь познакомимся с некоторыми произведениями, выставленными в зале «Искусство рубежа XIX-XX веков».
Узнаете руку? Да, да -угадали. Это полотно Петрова-Водкина.
Прекрасный автопортрет с дочерьми Серебряковой З.
А у этого портрета особенно многолюдно. На мой (но только на мой) взгляд этот портрет Николая II — изюминка экспозиции. Художник Липгарт Эрнст Карлович. Хранится в Царском Селе.

И опять вполне узнаваемое полотно с цветочным мотивом. Угадали? Ну конечно Врубель.
Зал «Новейшие течения XX века» привлекает внимание посетителей следующими работами:
Картина Машкова «Портрет художника Мильмана».
Очень неоднозначное полотно. Вызывает противоречивые чувства.
Очаровательный портрет дамы в голубой шляпке.

«Московская зима» Гончаровой.
Вот мы с вами и добрались до зала «Искусство 1920-1950-х» и окунулись в атмосферу старых советских фильмов, так любимых старшим поколением. Я не исключение. Очень люблю доброе советское кино тех лет.
Картина Самохвалова «Советская физкультура» хранится в Нижнетагильском музее.
Из Курска привезли полотно Дейнеки «Пионер».

Заключает тему живописи зал «Искусство 1960-1990-х».

На этом обзор живописи я заканчиваю и возвращаюсь к началу экспозиции.
Открывает выставку зал Иконопись и это символично, поскольку выставка организована в рамках семнадцатой церковно- общественной выставки-форума «Православная Русь — ко дню народного единства».
Вот несколько экспонатов этого зала.

К сожалению лимит фотографий не позволил мне в полной мере отразить наполнение экспозиции. Пятьдесят фотографий — лишь малая толика всего, представленного в Манеже, в рамках выставки «Сокровища музеев России».
И тем не менее — подведем итог.
Плюсы мероприятия:
*** Бесплатное посещение для всех категорий посетителей;
*** Грамотная организация выставочного пространства;
*** Собраны шедевры из провинциальных музеев, недоступные для широкой публики;
*** Предлагается аудиогид;
*** Представляет интерес для всех возрастов.
Минусы (этот пункт касается исключительно ОРГАНИЗАЦИИ ПОСЕЩЕНИЯ мероприятия):
*** Бесплатное посещение, что спровоцировало буквально толпы «паломников»;
*** Кратковременность выставки (22 календарных дня);
*** Время проведения выставки совпало с детскими каникулами (очень много экскурсионных автобусов);
*** На сайте очень плохо освещена возможность регистрации и прохода на экспозицию без очереди;
*** Совсем не рекламируется гардероб на (-2) этаже, в результате большинство посетителей стоит в очереди в основном гардеробе в ожидании, когда появятся свободные места.
И в конце -очень короткое резюме :
Выставка произвела на меня очень сильное впечатление. Колоссальное количество великолепных работ, которые вне этого мероприятия были бы не доступны широкому зрителю. Проделан гигантский труд, позволивший собрать в одном месте многочисленные шедевры, хранящиеся в самых дальних уголках страны. Посему очень символично открытие выставки именно в День народного единства.
БЕЗУСЛОВНО рекомендую к посещению.>Гид по «Сокровищам музеев России»: главная выставка страны едет в регионы

От Костромы до Владивостока

За 19 дней, которые выставка «Сокровища музеев России» работала в Москве в ноябре 2018 года, ее посетили 250 тысяч человек. Это рекордный показатель, который обеспечил проекту первую позицию в рейтинге 50 популярных выставок. Теперь в рамках нацпроекта «Культура» уникальная экспозиция отправится в арт-турне по восьми региональным центрам страны. Для этого беспрецедентную по масштабу выставку, состоящую из 150 полотен, разделили на три «состава».

«Все мы помним, как триумфально прошла в прошлом году сборная выставка из региональных музеев. Мы решили эту выставку модернизировать, разбить ее на части и провезти по всей стране, показать нерушимое единство культурного пространства нашей родины. Она отправится по восьми крупным городам: Омск, Воронеж, Тюмень, Нижний Новгород, Калининград, Астрахань, Пермь, Южно-Сахалинск. Начнется она с Калининграда. Мы полагаем, что ее посетят более 7 млн человек», — сказал министр культуры РФ Владимир Мединский, выступая на недавнем заседании Союза музеев России.

Александр Щербак/ТАСС

Таким образом, у жителей сразу нескольких регионов будет возможность посмотреть экспозицию у себя дома и совершенно бесплатно. Помимо объема и охвата, уникальность выставки – в географии представленных работ. Организаторы преодолели 145 тысяч километров – от Костромы до Владивостока – чтобы собрать шедевры со всей страны. В экспозицию вошли полотна из музеев 39 регионов. Часть из них специально отреставрировали для участия в выставке.

Неизвестные шедевры

В создании выставки участвовали специалисты Третьяковской галереи, РОСИЗО и Патриаршего совета по культуре. Но даже опытным кураторам были известны далеко не все работы, которые обнаружились в российских музеях. Помимо знаменитых полотен Левитана, Айвазовского, Рокотова, Венецианова, Серова, Дейнеки, Серебряковой, Крамского и Куинджи, в экспозицию вошли и произведения, которые ранее не покидали пределов своих регионов или вовсе были запрятаны в хранилищах.

Дело в том, что после революции при Народном комиссариате просвещения была создана комиссия, которая покупала у художников лучшие работы и формировала из них целые коллекции, затем отправлявшиеся в разные регионы Советского Союза. Таким образом, в стране создавались первые в мире музеи современного искусства. Во второй половине 1920-х годов к этим покупкам добавились работы из закрытого Музея живописной культуры, являвшегося филиалом Третьяковской галереи.

От икон до авангарда

«Сокровища музеев России» — не просто выставка, а фактически наглядное пособие по истории русского искусства. Экспозиция показывает хронологию его развития: от икон, отмечавших вступление на царство династии Романовых, до полотен советского периода.

В таком богатом собрании открывается и невероятное разнообразие жанров, в котором работали российские художники: от парадного и провинциального портрета до исторических полотен и жанровой живописи.

Жемчужиной выставки в «Манеже» стала икона XVI века «Умиление». В данном случае название не стоит воспринимать буквально, ведь со старославянского это слово переводилось несколько иначе и означало «милостивая, дающая силы». Реликвия, особенно почитаемая на северо-западе России, раньше не покидала монастырь в Пскове, и впервые была показана в столице.

Священнослужитель у Псково-Печерская иконы Божией Матери «Умиление» (1521 г.) на выставке «Сокровища музеев России» Сергей Бобылев/ТАСС

Есть на выставке и пейзажи, отражающие природу разных регионов России, причем даже авторы, известные всем со школьной скамьи, представлены неожиданными работами. Так, здесь можно будет увидеть зимний пейзаж, нетипичный для великого мариниста Ивана Айвазовского, и открыть для себя с новой стороны творчество мастера соцреализма Александра Герасимова: известный портретами Ленина на трибуне художник неожиданно оказывается автором нежного натюрморта с букетом роз.

Виртуальный тур

Для жителей тех регионов, куда не доедут «Сокровища музеев России», предусмотрена доступная альтернатива – виртуальный тур. По поручению министра культуры экспозиция была оцифрована после показа в Москве и выложена в сеть. Совершить 3D-экскурсию по выставке можно на порталах История.рф, Культура.рф, а также на сайте проекта «Россия — моя история».

Программа цифровизации музейных площадок также является одной из приоритетных для нацпроекта «Культура». Благодаря его подразделу «Цифровая культура», к 2024 году будут созданы 450 мультимедиа-гидов по музеям и выставочным проектам, при посещении которых можно получить информацию с использованием технологии дополненной реальности. Для этого пользователям необходимо только сказать бесплатное приложение Artefact.

Всего в рамках национального проекта «Культура» в субъектах страны планируется провести 48 выставочных проектов федеральных и региональных музеев за шесть лет. Также в четырех городах России – Владивостоке, Кемерове, Севастополе и Калининграде – появятся культурно-образовательные комплексы, где ведущие музеи страны смогут представить свои экспозиции.

Сокровища музеев России

Сокровища музеев России: 260 шедевров под одной крышей

ЦВЗ «Манеж»

С 4 по 25 ноября 2018 года в ЦВЗ «Манеж» пройдет уникальная выставка. Впервые под одной крышей будут собраны более 280 полотен великих художников из 50 музеев России.

Никогда еще в истории России в едином собрании не были показаны художественные произведения из разных уголков нашей необъятной Родины: от Владивостока до Калининграда, от Ханты-Мансийска до Феодосии и, конечно, из Центральной России и Поволжья.

Многие полотна, представленные на экспозиции, никогда не покидали пределы региональных музеев, хотя имена их создателей известны во всем мире и возглавляют список великих художников России. Знакомые широкой публике или узнаваемые в узких кругах полотна Айвазовского, Петрова-Водкина, Кустодиева, Репина, Серова и многих других предстанут перед посетителями выставки «Сокровища музеев России». Множество картин специально для выставки в Манеже были отреставрированы.

Экспозиция безоговорочно разрушит давний стереотип об отсутствии эксклюзивности в коллекциях провинциальных музеях. Оставаясь в Москве, жители и гости столицы получат уникальную возможность увидеть на одной площадке художественные сокровища, хранящиеся в 50 региональных музеях.

Коллекции провинциальных музеев уникальны. Сформированные усилиями нескольких поколений коллекционеров, музейных работников, художников и их наследников на протяжении нескольких веков.

При подготовке к открытию была проведена огромная работа. Одна только общая протяженность маршрутов по сбору произведений из региональных музеев составила 145 040 км.

Выставка станет значимым событием для жизни столицы. Уже сейчас к ней проявляют интерес искусствоведы и ценители живописи.

В 2019–2020 годах цикл экспозиций планируется продолжить. Будут представлены выставки, посвященные русскому и западноевропейскому искусству.

Выставка подготовлена проектом «Россия ― Моя история» при поддержке Патриаршего совета по культуре, Государственной Третьяковской галереи, ГМВЦ «РОСИЗО».

Сайт выставки: r-mh.ru
Официальный инстаграм: @myhistory_project
Телефон для справок: 8-800-555-1263

Выставка «Сокровища музеев России» завершила арт-тур по стране

МОСКВА, 18 ноября. /ТАСС/. Выставка «Сокровища музеев России», на которой представили уникальные произведения искусства из региональных музеев, завершила тур по России, в ходе которого посетить экспозицию получили возможность жители девяти городов. Об этом сообщили в понедельник ТАСС в пресс-службе фонда «Моя история», который выступает соорганизатором выставки.

«Выставка «Сокровища музеев России» завершила арт-тур по стране. Более 1,5 млн человек стали участниками девяти крупнейших вернисажей выставки «Сокровища музеев России», что сравнимо с посещаемостью крупнейших мировых экспозиций. География экспозиции простирается через всю страну. Москва, Калининград, Тюмень, Нижний Новгород, Пермь, Южно-Сахалинск, Воронеж Астрахань, Омск стали участниками глобального проекта, старт которому в ноябре 2018 года дал президент Российской Федерации В.В. Путин и патриарх Московский и всея Руси Кирилл», — сказали в пресс-службе.

В фонде отметили, что на выставке представили 150 экспонатов из художественных коллекций региональных музеев, среди которых произведения Шишкина, Левитана, Врубеля, Репина, Айвазовского и других отечественных художников, которые ранее не покидали пределы своих регионов или даже находились в хранилищах. Работы охватили все жанры живописи — портрет, пейзаж, исторические полотна и жанровые сцены. Программа выставки включала также просветительные мероприятия: лекции, мастер-классы, кинопоказы и встречи с интересными людьми. Все мероприятия, аудиогид и вход на выставки были свободными.

«Экспозиции наглядно продемонстрировали художественные сокровища российской провинции, — сообщили в пресс-службе. — Сформированные усилиями нескольких поколений коллекционеров, музейных работников, художников и их наследников, они преодолевают стереотипные представления о провинциальных музеях. Хронологически выставочная коллекция охватывает период с XVII до второй половины ХХ века и включает в себя несколько десятков уникальных произведений ключевых российских художников (от иконы до соцреализма), собранные из различных уголков страны».

Успешный опыт

По словам организатора выставки Ивана Есина, выставка с самого начала вызвала широкий общественный интерес. «Ее посетило в Центральном выставочном зале «Манеж» (где выставка состоялась в ноябре 2018 года) более 250 000 человек за небольшой период времени. В общероссийском рейтинге художественных экспозиций она заняла первое место среди 50 участников. Арт-тур по стране стал наглядным подтверждением популярности выставки. Теперь эстафетную палочку по популярности и уровню организации принял следующий наш проект «Память поколений», который также поедет в арт-тур по стране», — цитирует пресс-служба Есина. Организаторы выставки — проект «Россия — Моя история», Государственная Третьяковская галерея и Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО». Саму экспозицию подготовили Патриарший совет по культуре и Министерство культуры РФ.