Соловьева Марина Анатольевна биография

Марина Соловьева: проблемы школы нельзя замалчивать

— Прав был Александр Сергеевич? Не тот, который «наше все», а тот, у которого «Горе от ума»…

Другое дело — мне хочется, чтобы у моих детей все состоялось. Чтобы, выйдя из школы, они нашли себя во взрослой жизни, стали успешными, счастливыми, любимыми. И умными.

— Директорствуете вы с 2000 года, Марина Анатольевна.

— И сменила на этом посту Инну Теплову, руководившую коллективом гимназии на протяжении 40 лет. Колоссальный срок! Когда мы впервые встретились, я не удержалась и сказала, что родилась за год до того, как Инна Михайловна стала директором. 29-я школа всегда была известна в Москве. Ее основали в 1905 году, в 1950-м она получила имя Грибоедова, с 1965-го стала называться специальной, поскольку ряд предметов начали в ней преподавать на иностранных языках. С 90-х это уже гимназия №1529.

— Правда, потерявшая звание Грибоедовской.

Нам вежливо посоветовали заново заслужить имя. Мы постарались… И с 2010 года по распоряжению мэра Москвы гимназия опять стала Грибоедовской

— Так получилось. При перерегистрации в устав не внесли имя, забыли, а когда хватились, оказалось уже поздно. Проработав несколько лет директором, я обратилась к руководству департамента образования Москвы. Нам вежливо посоветовали заново заслужить имя. Мы постарались. Разработали серию проектов, посвященных литературе, языкам, дипломатии, и с 2010 года по распоряжению мэра Москвы гимназия опять стала Грибоедовской.

— А в 2013-м вы поглотили соседнюю 59-ю школу.

— В слове «поглощение» слышится негативный оттенок, а у нас произошло естественное слияние. Эта школа существовала с 1901 года, ее открыли по высочайшему повелению Николая II, изначально она получила имена иркутских купцов Ивана и Александры Медведниковых, на чьи деньги и строилась. Здание до сих пор отвечает строгим требованиям образовательного учреждения: большие и светлые кабинеты, два рекреационных зала, великолепный актовый зал, красивый вестибюль, просторные дворы… Под стать были и педагогические кадры, школа по праву считалась лучшей в Москве. В разные годы здесь учились Ростислав Плятт, Юрий Завадский, Сергей Наровчатов, Эль-Регистан, Кир Булычев, Сергей Аверинцев, Григорий Померанц, Юрий Авербах… В 1952 году распоряжением советского правительства школе присвоили имя Гоголя, чье столетие тогда широко отмечалось. Уменьшенная копия памятника Николаю Васильевичу работы скульптора Томского и сегодня украшает вестибюль здания в Староконюшенном переулке.

— С историей, будем считать, разобрались, Марина Анатольевна, переходим к географии. Месторасположение гимназии заставляет предположить, что контингент учеников у вас не самый простой. Исторический центр Москвы, Арбат, «золотая миля»…

— Хотите сказать, у нас учатся только дети элиты?

Тогда еще два слова об истории, а главное — о причинах возникновения Грибоедовской гимназии в ее нынешней конфигурации. На момент нашего объединения 59-ю школу возглавляла Виктория Филькина. Ситуация в коллективе была не так проста, как хотелось бы руководству. В момент присоединения в школе, занимавшей здание площадью 7 тыс. кв. м, обучалось лишь 280 детей. Для сравнения: в меньшее по площади здание Грибоедовской гимназии во 2-й Обыденский переулок ходило 600 учеников. Наша школа продолжала разрастаться, и мы, просчитывая ситуацию, предложили «гоголевцам» объединиться. Сначала слияние произошло даже без оформления юридических документов.

— То есть?

— А вот так. Гражданский союз, брак без регистрации. Убедившись, что вместе нам лучше, чем порознь, все узаконили, сделали официально. Здание в Староконюшенном нуждается в реставрации, рассчитываем, что за пару лет удастся вернуть ему первоначальный, исторический вид 1903 года. В ближайшее время должно состояться решение руководства города о том, куда ученики и учителя смогут на время переехать.

После окончания всех работ рассчитываем, что в Староконюшенном будут заниматься 16 классов начальной школы, два класса основной и — при необходимости — один старшей. Получится пирамида, сужающаяся кверху. А в здании в Обыденском переулке планируем обратную картину: начальной школы там не будет, оставим два пятых класса, а дальше — по расширяющейся траектории. Чем старше возраст, тем больше учеников и профилей образования. Так исторически сложилось.

— Все-таки давайте к географии…

Да, у нас учатся дети жителей пресловутой «золотой мили». Но далеко не только они, поверьте

— Да, у нас учатся дети жителей пресловутой «золотой мили». Но не только они, поверьте. У нас сильная старшая школа, в которую едут со всех концов Москвы. Сейчас в гимназии обучается 1535 человек. И они разные. Очень! Объясню. Когда «грибоедовцы» объединились с «гоголевцами», рядом остались не совсем обычные школы. Одна — для слепых и слабовидящих детей, вторая — для глухих и слабослышащих. Родительская общественность обоих учебных заведений изъявила желание войти в состав гимназии. Да, дети-инвалиды занимаются по специальным адаптированным программам, но на общегимназических мероприятиях мы все вместе. Более того, у нас теперь есть даже свой детский сад, что позволяет выстроить систему непрерывного системного образования и воспитания.

По такому случаю к нашему гимну, который существовал испокон веков, даже добавили новый куплет.

Раньше гимн начинался так:

  • «Во 2-м Обыденском тихом переулке,
  • Где из окон виден белоснежный храм…»

Теперь появились строчки:

  • «Рядом с Грибоедовым встанут гордо Гоголь,
  • Школы специальные, лучший детский сад».

Когда-то я поставила перед собой цель: знать по имени не только каждого ученика, но и большинство их мам и пап. Сегодня эта задача, увы, уже не по силам, хотя я очень стараюсь.

— Как зовут родителей некоторых ваших воспитанников, знаете не только вы, Марина Анатольевна. Фамилии у них говорящие: Мединский, Мантуров…

— Поверьте, мы чужими должностями никогда не бравируем. Хотя порой используем. Но исключительно в правильных целях. Это ведь замечательно, когда министр культуры России выступает с открытой лекцией по истории перед нашими старшеклассниками, а министр промышленности и торговли рассказывает о состоянии и перспективах российской экономики. Как говорится, информация из первых рук…

Мы чужими должностями никогда не бравируем. Хотя порой используем. Но исключительно в правильных целях

Но в гимназию приходят не только родители наших учеников. Большой резонанс имела встреча с митрополитом Иларионом, которого мы считаем духовным наставником всех «грибоедовцев» от мала до велика. Беседа получилась предельно откровенной. Один мальчик все допытывался, как покаяться, когда в человеке возникает чувство раскаяния. Я уже начала беспокоиться, каких же грехов он натворил…

Совсем недавно мы встретились с владыкой в телепрограмме «Церковь и мир» на канале «Россия-24», где продолжили разговор о том, каким должен быть учитель XXI века.

— Не вступая в дискуссию, замечу, что, на мой взгляд, и в XX веке, и в XIX от учителя требовалось одно — учить.

— Ровно это и заявил митрополит Илларион! Он поднял Библию и сказал, что там давно все записано. Мы с ним и поговорили о том, кого можно называть настоящими учителями.

— Репутацию можно создавать десятилетиями и обрушить за день. Не могу не спросить вас о скандале в 57-й школе, которая долго считалась витриной столичного образования.

Есть грань, которую переступать недопустимо. Учитель может быть ученикам второй мамой или отцом, но никак не приятелем или бойфрендом

— По этическим соображениям мне сложно давать оценки коллегам. Мы всегда были разными, в 57-й физико-математическая направленность, у нас — гуманитарная, языковая. Я с глубочайшим уважением отношусь к теперь уже бывшему директору 57-й Сергею Менделевичу, искренне люблю сменившего его Александра Тверского, сына моей подруги, но порядок наводить придется. Случившемуся нет оправдания, этого попросту нельзя понять и принять.

Есть грань, которую переступать недопустимо. Учитель может быть ученикам второй мамой или отцом, но никак не приятелем или бойфрендом.

— Тут и обсуждать нечего, настолько все очевидно. Речь о другом — о цеховой, корпоративной солидарности, неготовности выносить сор из избы. Это один из основных упреков в адрес коллектива 57-й. О том, что знали и молчали.

— Скажу так. Если бы нечто подобное — не приведи господь! — произошло здесь, я бы не молчала, не пыталась утаить. Поверьте, и у нас случается разное, и сейчас разруливаем конфликтную ситуацию внутри одного из классов. Это нормально. Любая школа — живой организм, страсти порой бурлят, но важно не загонять болезнь внутрь.

Расскажу историю, которая приключилась несколько лет назад. Как-то ученики шестого класса нашей гимназии три дня… пьянствовали. Чуть утрирую ситуацию, но, строго говоря, так и есть. Началось все с экскурсии на фабрику мороженого. Кто-то из мальчишек захватил с собой из дома термос, куда вместо компота налил мартини. Дескать, оно хорошо идет с мороженым. Ребятки и «надегустировались» на глазах у ничего не подозревавшей классной руководительницы. Экскурсия прошла великолепно!

Я предложила исключить из гимназии тех, кто принес спиртное… Объяснила, что делаю это не ради спасения репутации школы, а ради самих мальчишек. Они должны понять: есть границы, за нарушение которых следует жесткое наказание

На следующий день было решено продолжить банкет. У того, кто вызвался принести спиртное, дома мартини не оказалось, он взял водку. Этот напиток как-то не оценили, больно крепкий. Тут же объявился еще один доброволец, заявивший, что видел, как папа с удовольствием пьет виски и курит сигару. Его спросили: «Достать сможешь?». Смог.

В среду на перемене группа — напомню — шестиклассников уединилась в гардеробе, где раскурила сигару и пустила ее по кругу, параллельно потягивая виски. Разумеется, сигарный дым быстро распространился по этажу, учителя забегали и взяли нарушителей порядка на горячем. Те лежали в расслабленном состоянии на портфелях.

— Красавцы!

— Ну да, только нам было совсем не до веселья. Классная руководительница позвонила маме мальчика, принесшего сигару. Так, мол, и так. А в ответ услышала: «Да что курение! Они у вас третий день подряд пьют!». Тут все и вскрылось, до этого в школе никто ничего не подозревал.

Представляете мое состояние? Что делать? Я созываю общешкольное родительское собрание, честно рассказываю о случившемся. В зале хохот. Ситуация со стороны действительно выглядела анекдотично, но надо было принимать меры, поскольку ребята не только сами пили, но и заставляли других, проверяли их, что называется, на «слабо». Я дождалась, пока родители отсмеются, и сказала, что предлагаю исключить из гимназии тех, кто принес спиртное. Всех троих. Тут уже в зале повисла гробовая тишина…

Да, детей было жалко, но я объяснила, что делаю это не ради спасения репутации школы, а ради самих мальчишек. Они должны понять: есть границы, за нарушение которых следует жесткое наказание…

Раз в два месяца в гимназии работает обученная на поиск запрещенных веществ овчарка… Для малышни это забава, возможность погладить собачку, а старшеклассники понимают — с ними не шутят

Скажу и еще об одной проблеме. Учителя часто боятся говорить о ней вслух и обсуждать с родителями. Речь о наркотиках. Думаю, все школы в той или иной степени сталкивались с этим кошмаром. До меня время от времени доходила информация, что определенные основания для беспокойства существуют.

Выход такой. Раз в два месяца в гимназии работает обученная на поиск запрещенных веществ овчарка. В определенный день, о котором ученики и даже учителя не знают заранее, я приглашаю специалистов из Госнаркоконтроля, и те вместе с полицией обходят все помещения. Мне так спокойнее. Для малышни это забава, возможность погладить собачку, а старшеклассники понимают — с ними не шутят.

— Находили что-нибудь?

— У одиннадцатиклассника изъяли коробку с таблетками снотворного. Последовало разбирательство. Наркотиков, к счастью, ни разу не нашли, но профилактика необходима.

На любую проблему важна правильная реакция. Мы ведь приходим в школу не ради удовлетворения личных амбиций. Да, хочется, чтобы гимназия оставалась на хорошем счету, но главная заповедь учителя, как и врача, — не навреди! Кроме всего прочего, я жена офицера, мой муж — полковник запаса, безопасность для меня всегда стояла и стоит на первом месте. В здании в Обыденском переулке установлено более ста видеокамер. Давно. Еще до «Норд-Оста» и Беслана. При этом я говорю, что наша гимназия — открытое образовательное пространство. Все так и есть, тут нет парадокса. Под открытостью можно понимать разное, но точно не проходной двор, куда может вломиться любой.

Безусловно, каждому угодить нельзя. Расстраиваюсь, читая что-то неприятное о себе в интернете. Отношусь к ученикам как к собственным детям. Говорю об этом без всякого пафоса.

— На сайте гимназии указана средняя зарплата, которую получают ваши учителя. Более 90 тыс. руб. в месяц. Вполне прилично.

— Качественный труд должен хорошо оплачиваться. Недавно мы получили 10 млн руб. гранта мэра Москвы. 30% этой суммы пошло на развитие гимназии, покупку учебного оборудования, новой компьютерной техники, а остальные 70% — на поощрение педагогов. Правда, я в этот раз отказалась от премии, посчитав, что не имею морального права претендовать на нее, поскольку в рейтинге лучших школ Москвы гимназия опустилась на 64-й позицию, хотя до этого мы были 39-ми, два года подряд оказывались 29-ми и даже поднимались на 22-е место…

— Чем вызвано нынешнее падение?

— Объединение — всегда сложный процесс, нужно время, чтобы система заработала по-новому.

У человека обязательно должно быть счастье выбора

Программа, по которой учатся наши дети, постоянно совершенствуется. Мы уделяем большое внимание изучению иностранных языков. Со второго класса идет английский, с пятого — немецкий или французский, в седьмом предлагаем на выбор третий язык, как правило, итальянский, а в десятом классе желающим предоставляется возможность дополнительно учиться на курсах редких языков МГИМО. Это хинди, фарси, корейский, китайский, турецкий, финский…

У человека обязательно должно быть счастье выбора. Неслучайно мы называем себя школой, в которой обучают искусству жизни.

— Цитируете Павла Флоренского?

— Именно. Очевидно, знаете, это и моя девичья фамилия… Был момент, я ее стеснялась, поскольку она выказывала принадлежность к духовному сословию, что в советское время совсем не приветствовалось. Действительно, мой дед Александр Флоренский был протоиереем, в 30-е годы прошлого века получил десять лет без права переписки. Иными словами, его расстреляли в ГУЛАГе. А второй дед Яков Чайковский в октябре 1917-го штурмовал Зимний дворец, потом был красным комиссаром. Словом, биография у меня замысловатая, но это тема для отдельного разговора. Возвращаясь же к мысли Павла Александровича Флоренского, скажу, что он был абсолютно прав: искусство жить — самая трудная и важная наука, овладеть которой дано не каждому. Мы стараемся, чтобы наши ученики справились с задачей.

Понимаете, школа не институт передачи знаний, ее миссия в ином — подготовить и ввести человека во взрослую жизнь, помочь состояться в ней.

Понимаете, школа не институт передачи знаний, ее миссия в ином — подготовить и ввести человека во взрослую жизнь, помочь состояться в ней

Горжусь, что в созвездии Большой Медведицы есть звезда, носящая имя нашей гимназии. Она всегда на небосклоне над моими учениками, где бы они ни находились. Но у нас есть и своя «Лестница звезд», там перечислены имена тех, кто выделился на общем фоне способностями и талантами. Именно в стенах гимназии. Как вы понимаете, это не обязательно должны быть круглые отличники. Имеется в гимназии и парадная «Лестница успеха» для золотых и серебряных медалистов, а также выпускников, получивших сертификаты за стобалльный результат по ЕГЭ. «Лестница звезд» другая, не такая помпезная. На ней представлены яркие индивидуальности. Учиться на пятерки важно, но нужно еще состояться как личности.

— Все же горе от ума, Марина Анатольевна?

— Да, как ни крути…

— В театрах главная фигура — режиссер. Некоторые со временем становятся авторскими проектами худрука. Скажем, «Ленком» ассоциируется с Марком Захаровым, «Современник» — с Галиной Волчек, МХТ — с Олегом Табаковым. К школам это применимо?

— Нет. По крайней мере, не в моем случае. Это не Соловьевская гимназия, а Грибоедовская. Такой она останется и после того, как я уйду. Школа жива традициями, которые передаются с учениками.

Беседовал Андрей Ванденко

Статья «Профессия «учитель»: по призванию или? …»

Светлана Бадовская
Статья «Профессия «учитель»: по призванию или? …»

Профессия «Учитель» — «По призванию, или?.»

«Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них. Кто этого делать не хочет, тот отстает от своего времени».

Ян Райнис

Одна из самых сложных профессий в мире – учитель!

Наверное, не каждый способен стать учителем, ведь для этого не достаточно только получить высшее образование, а еще и необходимо обладать неподдельной тягой к профессии. Избравший путь педагога посвящает всего себя образованию, а иначе он не смог бы воспитать в своих учениках любовь к познанию.

Учителя бывают разными. Одних мы боимся, идем на урок с нежеланием, не выполняем домашнее задание, потому что их предмет нам кажется скучным. К другим мы испытываем полное безразличие. Бывают учителя, которых мы искренне любим, уважаем, их уроки пролетают как одно мгновение. К таким учителям выпускники ходят и после окончания школы, готовы поделиться с ними своими секретами, попросить совета. О таких учителях говорят: «Учитель от Бога».

На новом витке времени, когда скорость развития науки и техники определяет задачи образования, необходимо постоянно учиться всем: и Учителям, и Ученикам. И в первую очередь научиться плодотворно выстраивать межличностные отношения между собой.

Настоящий Учитель растет и развивается вместе с учениками, увлекая их в мир неизведанного. У каждого ребенка есть способности и таланты. И чтобы они открывались, необходимо владеть способами, методами, приемами ума, души и высокого Духа!

Учитель в современной школе ни единственный источник информации, с единственно правильной точкой зрения. Поэтому он принимает позицию человека в лице ученика, его личное мнение, его точку зрения, его позицию, которая отличается часто от других.

Любить детей «удобных», которые никому не перечат, смирно сидят, получают хорошие оценки — много ума и сил не надо.

Надо учиться любить еще и тех, кто перечит, кто теряет интерес к учебе, кто не хочет идти в школу.

Настоящий Учитель способен служить детям, ибо служение – это умение привнести свои таланты ума, души, нравственность в мир детей. Но поделиться может каждый только тем, что сам имеет.

Эти прописные истины должны понимать педагоги школ и вузов, а также студенты, которые избрали эту благороднейшую и сложнейшую профессию.

Почему же зачастую слышишь от школьников: -Та, учитель какой-то новенький, молодой и злой. Кричит на нас, заставляет переделывать работу по сто раз, место рабочее за всеми убирать. Вот старый был добрый и на нас никогда не кричал, даже когда опаздывали…

Если обратиться к статистике качества образовательного процесса в ВУЗах за полтора десятка лет, то можно проследить тенденцию роста коммерческого образования и снижения бюджетного обеспечения Вузов государством. Каковы последствия таких тенденций. Возможно ли качественное преподавание в школах при условии «оплаченных» дипломов и слабой профессиональной подготовки.

Вот отзыв родительницы одной из школ города по поводу профессионализма учителя: — Да, господи, что с нее возьмешь? За деньги заочно окончила институт, ни одной книжки не прочла, а моему ребенку тройки ставит…

Что же мы имеем на сегодняшний день?

Безусловно, низкий уровень профессиональной подготовки молодых специалистов обусловлен увеличением объема коммерческого обучения студентов! Отсюда низкий уровень конкуренции поступающих в Вуз студентов. Берут всех подряд с тем, что когда нужно будет действительно учиться, многие «отсеются». Но глобального «отсева» не происходит, так как во многих ВУЗах налажена система покупки оценок. Ежегодно выпуск за выпуском, появляется огромное множество так называемых специалистов, в том числе и учителей, но в школу приходят единицы, да и то без необходимых знаний, таланта и желания. Будущие студенты ВУЗов заранее сориентированы на волну коммерческих отношений педагога и студента.

Придя в школу, молодой педагог попадает в мир неизведанных отношений учителя-ученика, учителя- учителя, учителя-завуча и директора, учителя-государства. Множество советов и рекомендаций со стороны старших коллег и администрации, первые неудачи и отчаяния. Как в потоке событий и информационного бума выстроить свою педагогическую судьбу, определиться в манере общения с учениками и коллегами, правильно сориентироваться в процессе создания своего педагогического кредо?

На многие вопросы предстоит ответить, прежде всего, самому.

Каким образом, спросите вы?

В. Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. А мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Сама жизнь заставляет нас активно использовать информационные компьютерные технологии (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе.

Мозг ребёнка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспринимает предложенную учителем информацию с помощью ИКТ. Следовательно, учителю необходимо владеть не только современными методиками, но и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком и непрерывно развивающимися компьютерными технологиями. Перед учителем стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения.

Ученик XXI века, пришедший в школу из современного мира, ориентированного в основном на материальные ценности, погружается в совершенно иной мир – мир с преобладающими духовными ориентирами. Одни ребята выражают яростный протест, другие подстраиваются под требования школы.

Учителю необходимо проявлять максимум терпения и понимания, постоянно повышать собственный уровень образования и так организовывать учебный процесс, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно.

Сложно быть таким, если в ВУЗе тебя не научили мыслить, искать, учиться!

Есть ли выход из сложившейся ситуации? Готово ли государство признать несостоятельность преобладания коммерческого образования и наметить пути решения проблемы? Очень сложно ответить на этот вопрос.

Но ответить на вопрос: «Что же учитель – это призвание или специальность по диплому?», я все же попытаюсь.

Попробуем разобраться, необходимо ли призвание в выбираемой профессии или достаточно отметки в дипломе о специализации.

И что же такое призвание?

Склонность, внутреннее влечение к какому-нибудь делу, какой-нибудь профессии, при обладании или при убеждении, что обладаешь нужными для того способностями, есть призвание. Можно чувствовать призвание к науке, призвание к музыке и следовать своему призванию.

В любой профессии очень важно, чтобы человек любил свою работу и получал от нее духовное удовлетворение.

Работая в дошкольном образовательном учреждении музыкальным руководителем, я познакомилась с очень интересным человеком и хорошим воспитателем Шульгой Людмилой Петровной. Людмила Петровна с раннего детства мечтала стать воспитателем и всю свою сознательную жизнь посвятила воспитанию детей в детском дошкольном учреждении. Многие десятки благодарных воспитанников с теплотой и нежностью вспоминают годы, проведенные рядом с Людмилой Петровной. Чем же так запала в сердца своих воспитанников эта необыкновенная женщина и воспитатель.

Чтобы это понять, нужно как можно дольше находиться рядом, и иметь возможность наблюдать за непрерывным педагогическим процессом, который построен на вдохновленном творчестве. Это и необыкновенные занятия, совместные с родителями творческие проекты и исследования, волшебные сценарии сказок и шоу-постановки, кукольные спектакли перед сном. И, конечно же, как итог — великолепные знания обучающихся детей-счастливцев, которые ежедневно посещают группу №9 под незатейливым название «Ракета».

Да, это именно тот случай, когда говорят: «Работает по призванию!».

Но почему так говорят о редких педагогах? В чем секрет и магия настоящего и талантливого учителя?

Может быть, в его внешнем виде, или в богатом арсенале знаний. Или может быть попал он в нужное время в нужное место и ему везет?

Как разобраться? В чем залог того, что ты состоишься как учитель?

Может, хорошо знать свой предмет? Умело использовать дидактические и методические наработки? Любить детей?

А может нужно уметь грамотно и эффективно общаться?

Есть ли что-то более важное и что-то менее важное из выше перечисленного в профессии учителя? Многие и многие учителя хорошо знают свой предмет, умеют использовать методику преподавания предмета, любят детей, но не испытывают удовлетворения от выполняемой работы. Часто приходиться слышать, что причины этой неудовлетворенности в низкой заработной плате учителя. Трудно не согласиться. Но давайте представим, что ситуация меняется магическим образом и мы с вами получаем достойную заработную плату, разве не исчезнут из нашей школьной жизни все мучающие нас проблемы? Можно ли говорить о том, что в количестве получаемых нами денег содержится секрет профессионального мастерства?

Образовательный процесс в школе представляет собой сложную систему педагогического взаимодействия. Педагогическая аксиома гласит: можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов образования не будет.

Учитель – представитель профессии, которая относится к системе «человек-человек”, и поэтому, что бы он ни делал, выполняя свои профессиональные обязанности, ему приходиться взаимодействовать, общаться с другими людьми. Чем эффективнее учитель умеет это взаимодействие организовать, тем большее удовольствие он получает от результатов и самого процесса труда. Переход к личностно ориентированному обучению, основанному на уважении личности ребенка, знании его особенностей и построении обучения с учетом особенностей и потребностей каждого, требует изменения стиля взаимоотношений педагога с учащимися. Взаимоотношения также важны, как и правила организации урока. Овладеть правилами взаимоотношений можно только в практической деятельности, необходимо чаще анализировать поступки, проводить саморефлексию педагогической деятельности, и тогда постепенно будет формироваться и развиваться то, что называют в педагогике сотрудничеством, активным типом взаимодействия.

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, чем старательнее он проводит анализ своей педагогической деятельности, тем больше эффект от его работы. Ведь ни один самый современный компьютер и самый быстрый интернет не обеспечит учителю главное – способность творить, учиться, работать над собой, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования. Тогда-то, наверняка, через много лет о таком учителе скажут: «Учитель от Бога! Как нам повезло!»

Моё призвание — учитель!

Конкурс: Школа моей семьи

Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что, если останется жить земля, –
Высшим достоинством Человечества
Станут когда-нибудь учителя.

Не на словах, а по вещей традиции,
Которая завтрашней жизни под стать,
Учителем надо будет родиться,
А только после этого стать.

Роберт Рождественский.

Почему я стала учителем? Почему, несмотря на трудности и сложности, эта работа мне нравится? Почему, даже в горькие и обидные минуты (а они бывают, и довольно часто), у меня не появляются мысли оставить школу, сменить профессию? Почему я осталась в этой профессии до сегодняшнего дня, хотя и можно поменять её на другую, спокойнее моей, более оплачиваемую (как, к слову, сделали многие мои однокурсники)… Нет, уйти навсегда не смогу, наверное, потому, что у меня своя, особенная миссия на Земле… Я — учитель!

А что значит для меня быть учителем? Это не только возможность чему-то учить детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится видеть мир глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Да, для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не работа… Для меня быть учителем – это и значит жить.

Так мое призвание — учитель? Конечно, для многих – просто профессия. А в себе я уверена: школа – мое призвание, хотя, может быть, это кому-то покажется самонадеянным.

Я учительский ребенок, детского сада и бабушек не было, и я «пошла в школу», как только стала ходить, потому что мои родители всё время работали учителями, даже когда были дома. Я с гордостью говорю, что мои папа и мама – Учителя с большой буквы, их знает весь наш Сараевский район. Педагогический стаж Беляева Александра Васильевича – 50 лет, из них 25 он был директором школы, Беляева Людмила Петровна проработала более 40 лет. Если говорить о педагогическом стаже и династических традициях: бабушка по маминой линии Сачкова Мария Ильинична в 1945 году с отличием закончила Сапожковское педучилище Рязанской области и работала в начальной школе около 15 лет; тётя по маминой линии (Филиппова Надежда Петровна) учительствовала почти 10 лет; по папиной линии бабушка Евгения Васильевна Федосеева преподавала 54 года, а другая бабушка Беляева Пелагея Ивановна учила начальные классы 55 лет. И бабушкин брат Савин Виктор Ильич, погибший в Великую Отечественную войну, тоже учителем был. Так что, если всё посчитать (вместе с нашим) набирается общего учительского стажа около трёх веков.

Школа, и именно Карл – Марксовская Сараевского района Рязанской области, всегда была для меня, как и для всей нашей семьи, вторым домом; я пропадала в ней с утра до вечера: уроки, пионерские сборы, вечера, субботники, я всегда в центре событий. Родители, учителя, друзья – все были уверены в моем педагогическом будущем. Не сомневалась в этом и я. А как же иначе?

Прочитала в «Энциклопедии мудрости»: «Особенно счастлив в судьбе тот, кто встретил в своей жизни настоящего учителя». Мне повезло, потому что эти учителя еще и мои родители! Они научили меня любить школу, людей, себя, мир вокруг. Они зажгли во мне огонь, который я несу в своем сердце. Не случайно слова советского писателя Федора Абрамова, сказанные на одном из классных часов моей мамой, моей классной руководительницей: «Сотвори мир в себе и отправь его людям», — стали моим жизненным кредо. Я без раздумий поступила в педагогический университет и училась с удовольствием. Там же встретила своего будущего мужа. Мы быстро осознали, что «смотрим вместе, в одном направлении», как говорил о любви Антуан де Сент-Экзюпери. 17 лет мы женаты, растим двух дочерей и оба работаем в моей родной школе. И как когда-то мои родители, не можем разделить, где работа, а где дом. И дети наши – типичные учительские дети.

Я не работаю учителем, я – учитель , я так живу, и мне нравится моя жизнь. Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас. Школа для меня и моей семьи на самом деле второй дом! А может и первый? С каждым годом я всё больше и больше в этом убеждаюсь. Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников, в их памяти.

Сегодня на наших глазах изменяется страна, изменяется школа. С течением времени меня­ются требова­ния, предъявляемые государством к личности учителя. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед учителем задачу — не просто научить чему-то, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь полу­чения информации, ее анализа и грамотного использо­вания, дать возможность ученику раскрыть способности, подготовиться к жизни.

Жизнь нынешнего ученика не менее динамична, чем жизнь общества. Сегодняшний школьник прекрасно ориентируется в мире информатизации, что, несомненно, развивает его интеллект, но не будит его душу. И сегодня больше, чем когда бы то ни было, меня волнует духовно-нравственный мир ребенка. Поэтому я стремлюсь предотвратить пустоту души, убогость интересов, пытаюсь разбудить в каждом стремление работать над собой, стараюсь воспитывать отзывчивость сердца. Я понимаю, что ребенок вырастет, поэтому постепенно, терпеливо превращаю его в гражданина, никогда не теряю веры в возможности ребенка.

Я учу своих учеников, а они учат меня. Они – мои Учителя. Я ощущаю это каждый день, каждую минуту, что нахожусь рядом с ними. У них я учусь быть искренней, восхищаться каждой мелочью, удивляться и радоваться, смеяться и плакать, не стесняясь своих слез.

Настоящие учителя – особые люди. Только задумайтесь над той безграничной, колоссальной ответственностью, которую несут на своих плечах они! Профессия учителя – одна из самых важных на свете. И такая профессия – не всем по плечу. Каждый день приходится решать новые задачи. А как же иначе? Ведь каждый ученик – это личность, индивидуальность, которая никогда не повторяется!

Соглашусь со многими: нелегкая профессия – учитель. Порой устаешь от повседневных забот, накопившихся проблем… Бурная школьная жизнь кружит и несет меня стремительным потоком, не давая остановиться. Но порой охватывает состояние полного штиля – вялость ума, пустота на душе. Нет сил даже шевелить крыльями, а не то чтобы летать… Такая усталость наваливается от бессонных ночей, кропотливой подготовки к урокам, постоянного чтения «чего-нибудь по программе», от нескончаемого количества бумажных дел… Хочется выспаться по-человечески, почитать любимую книгу, прогуляться по лесу … Со своими детьми пообщаться вдоволь! Да мало ли, что еще хочется!?

Приходит новый день. Полный штиль сменяется сначала легким бризом, затем, набирая мощь, перерастает в бурю эмоций. Буря несет меня к стенам ставшей родной для меня школы. Я переступаю ее порог, вхожу в свой кабинет, вижу вновь пытливые глаза учеников, доверчиво смотрящие на тебя, слышу знакомое «здравствуйте» — и уходят куда-то все мои вчерашние сомнения, кажутся мелкими все мои желания. И открывается Истина — ты этим живешь, без этого – нет смысла твоей жизни, это – навсегда.

Моя работа очень важна, и я горжусь своими учениками! В каждом из них заложен большой потенциал, который предстоит мне раскрыть. Я считаю себя счастливым человеком. Я — учитель! А это значит творчество и движение вперед! Когда профессия и призвание совпадают, человек счастлив сам и приносит счастье другим.

Я — учитель, и это моя судьба! Своё эссе я начала со стихов и закончить хочу тоже стихами Вероники Тушновой, которые мне очень близки:

Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.

И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.

И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.

Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!

Скачать: 1700_0.doc

Выбор
Жили они на Петроградской стороне. И в первый класс Марина пошла именно там. В очень хорошую школу — сорок первую. Учила ее Евгения Александровна Чайко. Она для нее до сих пор идеал. Марина Анатольевна так же строго и элегантно одевается, как ее первая учительница. Хотя фасоны стали совсем другими. Так же носит косынки, как носила Евгения Александровна. После четвертого класса семья переехала в Кировский район. Улица, на которой находилась новая Маринина школа, называлась улицей Стойкости. На этом месте проходила оборонительная линия во время блокады Ленинграда. Наступит время, и у нее будет своя оборонительная линия, проходящая по школе…
Родители не возражали, когда Марина сказала, что будет учительницей. Но географический факультет выбрала для нее все-таки мама. Отец все время ездил по стране — командировки. Мама путешествовала вместе с ним. Она любила это дело. И однажды сказала дочери: «Если все-таки пойдешь в педагоги, то будь учителем географии, потому что это самый удивительный предмет. Ты можешь побывать в любой точке мира, не отрываясь от книги, будешь знать о самых уникальных местах, станешь интересным собеседником».
Диалог первый
— Какое самое важное качество в директоре?
— Умение любить людей.
— Вообще людей?
— Конкретных. Тех, с кем работаешь, — учителей. Кого учишь — учеников. С кем сотрудничаешь — родителей.
— Любовь — это ответственность.
— А я и говорю, что настоящий директор не боится взваливать на себя большую ответственность. Еще ему надо не только уметь, но и хотеть быстро принимать решения.
— Чтобы эти решения реализовались, что необходимо?
— Условия, которые помогли бы людям раскрыться максимально. Эти условия тоже должен создавать директор. Причем постоянно.
— Что главное в профессии учителя?
— Оставаться современным человеком. Педагог — это сегодня, это современность, это взгляд в завтра.
— Чего не может позволить себе учитель?
— Не может себе позволить выражаться. Не может выглядеть плохо, вызывающе, безвкусно. Не может позволить себе не слышать детей. Мы должны слышать. Я должна слышать. Для меня ответ «Я вас услышала» — это норма. Дальше начинается работа, размышление над тем, что я услышала.
Посещение уроков
На уроки к учителям Марина Анатольевна ходит только тогда, когда ее приглашают. Потом пьют чай и разговаривают. Она никогда не начинает беседу с фразы: «Я бы сделала вот так». Потому что много лет назад, разбирая ее уроки, директор говорила: «А я вот так бы сделала». Она была молода, старалась найти свой путь, свой метод. Ей было обидно, что у нее не спросили, почему именно так она повела урок, чего хотела добиться, почему отступила от традиционного плана. Став директором, взяла за правило: никогда не навязывать свое мнение педагогам, как учить, какие методики и технологии использовать. Сначала выслушать человека, а уж потом можно и подсказать, подарить идею. Она любит своим подчиненным «запустить ежа под череп», как говорил мой университетский профессор Прожогин.
Переход
Двадцать девятой спецшколой сорок лет руководила Инна Михайловна Теплова. В июне двухтысячного года она ушла на пенсию. В августе директором назначили Марину Анатольевну Соловьеву. У гимназии не было ни лицензии, ни аккредитации, ни программы. И имени Грибоедова тоже не было. Его утратили при переоформлении статуса школы в 1993 году.
Нового директора коллектив принял настороженно. А тут еще обида у одного из ее новых заместителей взыграла. Женщина видела именно себя на месте директора. Соловьева в гимназию не привела никого из взрослых. Но пришла с ней часть детей, у которых она была классным руководителем. Вот этих детей и начала шантажировать ее зам. Стерпеть этого новый директор не могла и уволила заместительницу за дискредитацию звания учителя. Потянулись бесконечные суды…
Ей было плохо и физически, и морально. Она созвала родительское собрание и сказала: «Вы меня не знаете. Может быть, кто-то недоволен какими-то моими действиями, но я прошу: поверьте мне, и я постараюсь оправдать ваше доверие. Дайте мне кредит».
Любовь Петровна Кезина, в ту пору председатель городского комитета образования, почувствовав, в каком напряжении живет Соловьева, поручила Альберту Борисовичу Полле, начальнику окружного управления, начать реконструкцию здания в Обыденском переулке. Из суда — на стройку. Из стройки — в суд. Смена форм деятельности всегда приветствовалась в педагогике. Верховный суд не восстановил на работе ее заместителя. И реконструкция закончилась. Вот только тогда она и почувствовала себя директором.
Концепция
Школа без идеи, без концепции все равно что жизнь без любви и книг. Ни уклад, ни атмосфера не заменят ее. По сути, всякая концепция школы проста и очевидна. Просто раньше никто не замечал, что именно так можно определить все, что хотелось бы сделать. Однажды Марина Анатольевна решила перечитать письма Павла Флоренского, которые он писал своим детям, находясь в лагере на Соловках. И в одном из них нашла фразу: «Жизнь пролетает, как сновидение, и ничего не успеваешь сделать за мгновение жизни. Поэтому надо обучаться искусству жизни — самому трудному и самому важному: насыщать каждый час существенным содержанием и помнить, что он никогда не повторится». Эта мысль и стала мотивом деятельности гимназии №1529, обучающей искусству жизни.
В 2005 году Центральный округ выдвинул гимназию на конкурс «Лучшие школы Москвы». Она вошла в пятерку лучших. В следующем году стартовал национальный приоритетный проект «Образование». Гимназия в тот год не претендовала на президентский грант. Сами чувствовали, что сил пока недостаточно. А через год одержали победу…
Из монолога Марины Анатольевны Соловьевой: «Прошло семь лет с того момента, когда я стала директором. Был мой первый выпуск. Те дети пришли вместе со мной. И я решила, что должна им спеть песню на Последнем звонке. Это была «Маленькая страна». Почему я выбрала эту песню? Потому что мы и есть маленькая страна. Детская республика, в которой есть все: свое телевидение и СМИ, есть парламент и министерства… И дети, и учителя, и родители чувствуют себя одной семьей, гражданами одной страны. Кстати, на том Последнем звонке ко мне подошли родители и сказали, что я оправдала кредит доверия, который попросила у них в тяжелую пору».
Ученики
Свекровь Марины Анатольевны последние годы перед смертью работала в сельской школе в Подмосковье — преподавала русский язык и литературу. В деревне жила удивительная семья, двое детей там было — Саша и Юля. Мальчик задумал стать священником. Только на третий раз поступил в семинарию. А девочка мечтала быть доктором. Свекровь рассказала невестке об этой семье и попросила: «Ты знаешь, Марина, у меня будет к тебе просьба: у вас там, в Москве, большие возможности, ты как-то возьми эту семью под крыло, детки очень умные, но из глубинки им будет трудно пробиваться в жизни».
Юля Ключагина, подумав, решила поступать в гимназию №1529 в медицинский класс. Сдавала экзамены, когда директора не было. Блестяще справилась с биологией, химией, русским. Наступает день английского языка. Сидит кафедра языков, принимает экзамен. И вот девочка начинает им сдавать: отвечает неживым английским языком, без произношения. Они все заулыбались, стали говорить: «Как же так? Где ты так выучила английский?» На что ребенок им отвечает: «Я учила английский язык дома целый год, чтобы сдать вам экзамен». «А почему ты не учила в школе?» — спрашивают. «А у нас не было учителя». Тут преподаватели перестали улыбаться. Девчонку приняли. Ей родители сняли угол в районе Кунцево. Она уроки учила в основном в школе и на скамеечке перед подъездом. Потому что бабушка не разрешала включать свет. Юля была лучшей ученицей два года. Окончила школу с серебряной медалью. Только четверка по английскому. Победила на всероссийской олимпиаде и поступила в Первый мед на лечебный факультет. И ныне уже студентка второго курса.
В гимназии дети разные. Есть из семей политической и экономической элиты. Есть дети рядовых москвичей. Гимназия — хороший пример социального перемешивания.
Вот эти слова про своих учеников Марина Анатольевна любит особенно: «Они приходят во взрослый мир через наше посредство, но не благодаря нам. Они с нами, но они не принадлежат нам. Мы можем дать им свои любовь и знания, но не свои мысли. Потому что у них есть собственные мысли. Сейчас они с нами, но их души обитают в доме завтрашнего дня, куда мы не можем за ними последовать даже в наших мечтах.
Мы можем стремиться быть похожими на них, но нельзя пытаться, чтобы они были похожими на нас. Потому что жизнь не идет назад и жить во «вчера» невозможно.
Учитель — это лук, а его ученики — это стрелы, посланные вперед, в будущее».
Диалог второй
— Ваш коллектив — команда?
— Да, команда единомышленников. Самое трудное было собрать такую команду. Не ошибиться в людях, понять, что они с тобой не потому, что ты при должности, а потому, что они думают, как я, хотят достичь того же, что и я, идут со мной одной дорогой, что будут со мной не только в радости, но и в печали. Это как брачный союз.
— Трудно было стать капитаном этой команды?
— У нас руководство коллективное. Даже если кажется, что я руководитель этой команды.
— Это высший пилотаж, когда подчиненные не чувствуют, что ими управляют. Вроде бы они сами делают то, что нужно.
— Нам всегда казалось, что в окружном управлении образования работают все, кроме начальника — Альберта Борисовича Полле. Он руководил так, что не было заметно. Я тоже стараюсь так делать. Когда меня назначили директором, Полле спрашивает: «Ну, надеюсь, ты знаешь, каким должен быть директор?» «Я не знаю, каким должен быть директор, но я точно знаю, каким он не должен быть», — ответила. Он и говорит: «Ну ты философ. Иди работай».
— Ваше любимое выражение?
— Положение обязывает. Но как географ, я добавляю: и географическое тоже. Особенно это касается нашей гимназии. Посмотрите, в каком удивительном месте мы находимся — в таинственных обыденских переулках, прямо напротив храма Ильи Обыденного. Из окон гимназии великолепный вид на храм Христа Спасителя, на Кремль, фабрику «Красный октябрь», и необычный Петр недалеко стоит. Я всегда говорю детям: «Мы с вами находимся в самом сердце Москвы». Они заходят в школу, смотрят на купола Зачатьевского монастыря, а выходя, видят купола еще двух храмов…
Нулевой меридиан
— Марина Анатольевна, знаю, что сейчас вы много ездите по миру. А какой была первая поездка за границу?
— Хочу вам сказать, что в советское время меня с фамилией Флоренская даже в Болгарию не выпустили. Но я взяла фамилию мужа — Соловьева, и стало легче. Первой зарубежной страной был Китай. Меня сразила Великая Китайская стена своей мощью и безграничностью. А еще я увидела там человеческую реку. Посмотрела вниз из отеля — внизу, меж бетонными зданиями, текла река из людей. В девяносто шестом году попала в Лондон. Прилетела в костюмчике, туфлях, с 300 долларами в кармане. Муж говорит: «Куда ты едешь? У тебя даже шубы нет». Я ему отвечаю: «Шуба подождет!» Спала по четыре часа в сутки, обошла пешком весь Лондон. И конечно же, я, географ, не могла не посетить Гринвич. Одна, без группы, практически не зная английского, спустилась к причалу на берегу Темзы, купила билет и отправилась в Гринвич. Я должна была увидеть нулевой меридиан! Сделала фотографию: одна нога в Западном полушарии, другая в Восточном. Банально. Такие фотографии все делают, но большинство людей клеят ее в альбом, а я использовала на уроках географии.
— А за рубежом в школах бываете?
— Не только я бываю, но и своих учителей отправляю. Я им говорю: «Если вы увидите там хотя бы одну вещь, которую постараетесь внедрить в гимназии, значит, время и деньги на поездку не зря потрачены». Вот недавно ездила по вашей программе, «Учительской газеты», в Соединенные Штаты и там в одной из школ увидела, как детей учат чувствовать, что испытывают другие, не похожие на тебя люди. Спортивный зал был разбит на зоны. Дети поделены на группы. Одним завязали глаза, чтобы они почувствовали, как это — ничего не видеть. Другие пробовали двигаться на колясках. Третьи пытались общаться, будучи глухими… Я обязательно такой проект запущу у себя.
Счастье
Когда Марина Анатольевна только пришла в гимназию, она хотела знать всех детей по именам. Тогда их было не так много. Она была счастлива, когда, увидев ребенка, называла его по имени. Утро. Она на крыльце. «Здравствуйте, Марина Анатольевна!» А она им в ответ: «Здравствуй, Машенька! Здравствуй, Васенька!» Хорошее настроение гарантировано на весь день.
Со временем школа стала расти, и Марина Анатольевна почувствовала, что не всех ребятишек уже знает. Стало грустно.
Дежуря, как и все управленцы, она делает обязательный обход по школе. Всего минутка в классе, пока учитель проверяет, кто отсутствует. И дети за эту минутку много чего успевают ей рассказать, а она спросить у них. Каждый ребенок всего по одному слову. Но как это много!
— Марина Анатольевна, что такое счастье?
— Счастье? Что мама еще жива. Что мне попался любящий муж, который всегда меня поддерживал, понимая, что такое учительская жизнь. Что сын состоялся. Что наша «маленькая страна» становится все больше. Что дети, выйдя из школы, возвращаются в нее. Что для родителей я не просто директор, а человек, к которому можно прийти не только с радостью, но и с горем, с проблемами. Что меня знают все ученики и что они меня любят… Счастье — это жизнь…