Сообщение о защите отечества

Сочинение на тему : «Мои предки защитники Отечества»

Сочинение на тему : » Мои предки – защитники Отечества»

ученицы 5 класса МОУ «Синьял-Покровская СОШ»

Чебоксарского района Чувашской Республики

Андреевой Анны.

Защищать Родину – долг каждого гражданина. Мои соотечественники, мне кажется, справляются с поставленной перед ними задачей. Историкам известно много событий, когда на защиту Отечества вставали его сыны и дочери. Самым важным таким событием является Великая Отечественная война, которая не оставляла равнодушным никого: ни взрослого, ни малого, ни мужчину, ни женщину. Нет ни одной семьи, которая оставалась бы в стороне от этого события. Не исключение и наша семья. Защитников Родины среди наших родственников много: это дядья, деды.

В этом году исполняется шестьдесят пять лет, как отгремел победный майский салют 1945 года. Но в памяти народной и сегодня живы те грозные годы, когда в жестоких битвах с фашизмом советские люди не только отстояли свободу и независимость Родины, но и помогли странам Европы освободиться от гитлеровского ига

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе

Остались там, и не о том же речь,

Что я не смог, их не сумел сберечь.

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

Это стихотворение А.Твардовского проникнуто болью о тех, кто не вернулся с поля боя. А их, по устоявшемуся мнению историков, 27 миллионов. В последние годы жизни, вспоминает отец, дед, как и известный поэт, часто вспоминал однополчан и как бы извинялся перед ними, что сам выжил.

Мой дедушка по отцовской линии – Андреев Василий Андреевич – родился в Мариинско- Посадском районе 6 марта 1913 года в крестьянской семье. Рос весёлым, счастливым, здоровым, жизнелюбивым и очень трудолюбивым парнем. Он помогал родителям по хозяйству, умел все: пахать, бороновать, сеять, был лучшим бондарем в деревне…Служил в рядах Советской Армии в течение 6 лет. Воевал на Финской границе. Благополучно вернулся со службы, женился на самой красивой девушке деревни. Родилась у них дочка. Но его мирный труд, как и миллионов советских людей, прервали фашистские захватчики.

Василий Андреевич с первых дней Великой Отечественной войны ушёл на фронт на седьмой день после её начала 29 июня 1941. Он воевал на Ленинградском фронте. Служил связистом, а это значит, что всегда надо быть на передовой, поддерживать связь между батареями, между передовой и тылом. Часто от его слаженной работы зависел исход сражения. Дед был отважным, воевал смело. Однажды, во время боя, прервалась связь со штабом. Нужно было устранить неполадку, и дед мой пополз к месту срыва провода. Он обеспечил связь, но осколком оторвало у него четыре пальца на правой руке. За этот подвиг дедушку наградили орденом Отечественной войны.

Дед получал ранения, на себе испытал ленинградскую блокаду. Вместе со своей частью они удерживали так называемый Невский пятачок (плацдарм). Им приходилось в день удерживать 5 – 6 атак. Часто сражались врукопашную, в штыковую, где оторвало деду пальцы. Когда лечился, он помнит, как в госпиталь привозили голодных, умирающих ленинградцев. Помнит их горем наполненные глаза. Кровь у деда молодая, и он быстро вылечивался — и снова в бой… Всего за военные годы он перенес одиннадцать операций. Блокаду выдержали, отстояли. Было трудно, есть было нечего. В городе не осталось ни кошки, ни собаки. Их съели люди. По рассказу отца, было и такое: дедушка и его друзья ходили воровать вагоны, где были заперты мертвые лошади, которых охраняли солдаты, потому что боялись эпидемии.

После прорыва блокады деда демобилизовали. Вернувшись домой, он не сидел без дела. Он долгие годы проработал в колхозе: плотничал, чинил всё: обувь, одежду, упряжь, бытовые принадлежности, даже сельскохозяйственную технику, работал бригадиром. Но военные раны давали о себе знать: дед скончался в 1981 году.

Я горжусь своим дедом – кавалером ордена Отечественной — Андреевым Василием Андреевичем – достойным защитником Родины.

По словам отца, дедушка говорил: » Весь мой фронтовой путь от Курска до Польши через Украину, по которой я прошел пешком, усыпан могилами наших погибших бойцов и не только наших. Там есть и могилы немецких воинов. Страшно то, что не все немецкие воины шли на эту войну по своему желанию и не все они хотели этой войны. Такова была политика фашистской Германии. И дай Бог избежать нашей стране фашизма, национальной ненависти. А этому надо учиться с детства, со школы, надо быть терпимыми друг к другу и доброжелательными.» Таково пожелание –завет настоящего защитника Отечества, старого фронтовика, пережившего страшную войну солдата, молодому поколению.

В наши дни, когда вновь появляются ростки нацистской партии, мне кажется, слова моего деда являются очень даже актуальными. Разве не таким должен быть Защитник Отечества? Именно таким. Защищать не только тогда, когда пришла беда, но и задолго до горя, до беды, в мирные дни, чтобы не было кровопролития. Считаю, что слова моего дедушки являются заветом всех тех миллионов людей, не вернувшихся с войны, нам, поколению, начинающему третье тысячелетие.

>§ 1. Защита Отечества нашими предками

Учебник для 10—11 классов
Республика Беларусь

Допризывная подготовка

Живущие обязаны прошлому и в ответе перед будущим. Что мы взяли у наших предков, как воспользовались их наследием, что передадим потомкам?

Не счесть ратных подвигов, совершённых на белорусской земле, не счесть имён героев, самоотверженно защищавших свою Родину.

В настоящей главе вспомним не о битвах, войнах или исторических событиях, а о людях, вставших на защиту родной земли, своего народа, Отечества. Задумаемся, поразмышляем и оценим мужество, отвагу и величие духа наших предков.

Вооружённая борьба восточных славян. История знает немало примеров, когда в истребительных войнах прекращали своё существование целые племена, народы, государства. С древних времён право на жизнь и своё дальнейшее развитие надо было отстаивать, а потому вопросы вооружённой защиты приобретали первостепенное значение.

Наши древнейшие предки — восточнославянские племена. Они вели оседлый образ жизни, успешно развивали земледелие, скотоводство, ремёсла, а когда нападал враг — мужественно и умело защищались.

В период разложения первобытно-общинного строя и зарождения феодальных отношений у восточных славян участие в военных предприятиях не являлось привилегией для одних и бременем для других, а приобретение необходимых умений и навыков для военных действий было делом всех, кто к этому был способен.

Ближайшими соседями восточных славян на юге были кочующие в причерноморских степях гунны и авары, а затем — хазары, печенеги, половцы. При очередных набегах они грабили, уводили пленных, опустошали восточнославянские земли. Всё это заставляло уделять большое внимание вооружённой защите. Восточные славяне строили большие укреплённые городища, окружённые земляными валами, рвами, частоколом из брёвен, совершенствовали своё вооружение, чему способствовало успешное развитие ремёсел. В древнейшей русской летописи «Повесть временных лет» сохранились сведения о походах русских князей на столицу Византии Царьград (Константинополь) (907, 914 гг.). В этих походах принимали участие и полоцкие дружины.

Но чаще нужно было защищаться, а успех приходил, когда действовали сообща. При очередном набеге половцев в 1168 году великий князь киевский Мстислав, собрав всех удельных князей, обратился к ним со словами: «Друзья и братья! Оставим междоусобие; воззрим на небо, обнажим меч и, призвав имя Божие, ударим на врагов. Славно, братья, искать чести в поле и следов, проложенных там нашими отцами и дедами». Половцы были разбиты. В совместных походах против кочевников вместе с киевскими князьями принимали участие со своими дружинами князья: полоцкий Давид, гродненский Мстислав, туровский Глеб, пинский Ярослав и другие.

В 1240 году, захватив устье Невы и город Ладогу, шведы намеревались преградить новгородцам выход к Балтийскому морю. Войско шведа Я. Биргера прошло по Неве и расположилось лагерем у реки Ижоры. Новгородский князь Александр Ярославич с небольшим отрядом и дружиной полочан подошёл к шведскому лагерю и наголову разгромил противника. Летописец высоко отозвался о белорусском воине Якове Полочанине. По его словам, тот, «наихав на шведский полк с мечом, мужествовав много». После боя князь Александр Невский лично благодарил храброго ратника. Ещё более сокрушительное поражение было нанесено крестоносцам на Чудском озере в 1242 году.

Куликовская битва. Ярким примером объединения сил против общего врага явилась Куликовская битва (1380), где под руководством великого князя московского Дмитрия Донского сражались и пришедшие со своими отрядами князь полоцкий и псковский Андрей, его брат князь Дмитрий Ольгердович, князь Дмитрий Боброк, друцкий князь Глеб. Сражение началось с поединка между двумя богатырями: русским Александром Пересветом и монгольским Челубеем.

Невская битва (слева — Александр Невский, справа — Я. Биргер, на переднем плане — Яков Полочанин). Древнерусская книжная миниатюра XVI в.

Поединок Пересвета с Челубеем. Художник М. Авилов

Оба погибли в смертельной схватке. Затем сблизились войска, и началась битва. Упорство и ожесточённость Куликовского сражения летописец в знаменитом «Сказании о Мамаевом побоище» описывает так: «На том поле сошлись сильные полки вместе, из них выступили кровавые зори от сияния мечей, точно молнии блещут. И был треск ломающихся копий и удары мечей».

Объединёнными силами Золотой Орде был нанесён сокрушительный удар, в результате которого её военному и политическому господству был нанесён серьёзный урон. Белорусы могут гордиться мужеством и отвагой своих предков — воинов, пришедших на Куликово поле, чтобы участвовать в справедливой борьбе всех братских восточно славянских народов.

Грюнвальдская битва. Ещё одним примером совместной борьбы с врагом является знаменитая Грюнвальдская битва, в которой против Тевтонского ордена крестоносцев плечом к плечу сражались литовские, польские, белорусские и русские герои.

Битва состоялась 15 июля 1410 года у деревни Грюнвальд. Началась она со смелой атаки конницы Витовта. Атака была решительной и мощной, всадники уже громили немецких бомбардиров и приблизились к рыцарям, но были встречены лавиной стрел арбалетчиков и лучников. И тут ринулась в бой закованная в броню стена рыцарской конницы. Выступили и передовые польские полки. Неприятели сошлись в сече.

Стоял неимоверный гул от боевых кличей, криков, ржания коней, лязга оружия. «Нога наступала на ногу, доспехи ударялись о доспехи, и пики направлялись в лица врагов…» Долгое время войска сражались без всякого успеха. Витовт, забыв об усталости и пренебрегая опасностями, появлялся то в одном, то в другом месте сражения, призывал и вёл в бой своих воинов. Мощный удар нанесли немцы по центру, где стояли воины смоленского, оршанского и мстиславского полков. Русские сражались отчаянно, сдерживая в несколько раз превосходящего их противника. Польский историк XV века Ян Длугош писал: «… русские витязи из смоленской земли, построенные тремя отдельными полками, стойко бились с врагами… Тем заслужили они бессмертную славу».

Грюнвальдская битва (фрагмент). Художник Я. Матейко

Магистр Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгинген, почувствовав, что силы противника на исходе, встал во главе своих войск и пошёл, как он считал, на разгром врага, но просчитался. Поляки с одной стороны, литовцы — с другой ударили по войску Юнгингена. Сотни пруссов, а за ними и рыцари, побросав знамёна и оружие, начали сдаваться в плен.

Не удалось ордену заковать славянство в те кандалы, которые были найдены победителями после битвы в лагере крестоносцев. Мужество и отвага наших предков в их борьбе с немецкими захватчиками при Грюнвальде — золотая страница воинской доблести и славы белорусского народа. Доблесть и слава белорусских полков. Царское правительство не давало оружия многим народам, для белорусов же никогда никаких ограничений не существовало. Более того, из них формировались целые полки.

Полоцкий полк. Высочайшим достижением военного искусства конца XVIII века было взятие неприступной по тем временам турецкой крепости Измаил. В беспримерном штурме под командованием А. В. Суворова принимали участие воины Белорусского егерского корпуса и Полоцкого пехотного полка. В критический момент штурма, когда неприятель стремился сбросить атакующую колонну с крепостного вала, командир Полоцкого пехотного полка подполковник Ясунский повёл полочан в контратаку. Их решительные действия заставили турок отойти, бросить свои позиции и бежать. Но и полочане понесли потери, пал смертью храбрых их мужественный командир подполковник Ясунский. Тогда на его место встал полковой священник Трофим Куцинский. С крестом в руке он увлёк за собой солдат, поставленная перед полком задача была выполнена.

Полочане мужественно дрались в Бородинской битве, защищая знаменитую батарею Раевского, в штурме Лейпцига и при взятии Парижа, в осаде Варны и защите Севастополя.

Минский полк. Часть корпуса маршала Жюно и полки князя Ю. Понятовского 26 августа 1812 года стремились отрезать 1-ю гренадерскую дивизию от основных сил Багратиона. Минский 54-й пехотный полк в составе дивизии, совершив манёвр, внезапно контратаковал французов и поляков, рассеял их боевой порядок и отбросил на исходные позиции. О его командире, полковнике А. Красавине, в наградном листе напечатано: «Предводительствовал вверенным ему полком с примерным неустрашием и, находясь под сильным пушечным огнём, действовал отлично и подавал подкомандующим свой пример личною храбростью, причём получил сильную в ногу от ядра контузию». В последующем полк громил и гнал захватчиков в направлении Малоярославца, Смоленска, Логойска, Радошковичей, Ольшан, Гродно.

Лихие белорусские гусары. Среди полков, именовавшихся названиями белорусских городов, наиболее старейшую и богатую событиями летопись имел Белорусский 7-й гусарский полк. Только при штурме крепостей Силистрии и Рущук во время войны с Турцией их трофеями стали 82 вражеских знамени и 437 орудий.

Атака у Клястиц. Художник Н. Самокиш

Отчаянные рубаки Гродненского гусарского полка под командованием Кульнева вносили смятение и сеяли панику среди французов в 1812 году. В бою под Клястицами 30 июля отряд Кульнева основательно потрепал части маршала Удино, захватив почти весь его обоз и 900 пленных. У деревни Боярщина прямым попаданием французского ядра Кульневу оторвало обе ноги. Смерть наступила почти мгновенно. Яков Петрович Кульнев заслуживает вечной памяти. Даже в Финляндии он оставил о себе самые добрые воспоминания как о воине-рыцаре по отношению к побеждённым. Именно таким Кульнев вошел в финскую национальную литературу. В Гродненском гусарском полку он стал полковником, а затем генерал-майором, Георгиевским кавалером. Полку было присвоено его имя.

Нет таких наград, которых бы не удостаивались белорусские полки — от Георгиевских Знамён до серебряных труб — почётнейших символов боевой доблести.

  1. От кого и как защищались наши древнейшие предки? Кто в те времена принимал участие в защите от врагов?
  2. Расскажите о Грюнвальдской битве.
  3. Расскажите о мужестве и отваге воинов Полоцкого полка при штурме крепости Измаил и о боевых подвигах белорусских гусар.

Святые защитники Отечества. Сочинение. Феодор Федорович Ушаков, Князь Довмонт, Димитрий Солунский и Александр Невский.

Святые защитники Отечества

Святые, особенно чтимые церковью лица за их праведную жизнь, благочестие, стойкое исповедание веры и обладающие даром чудотворства; посредники между Богом и людьми. Культ Святых широко распространен в христианстве (в протестантизме отсутствует) и исламе. «Православная церковь почитает праведников не как богов каких, а как верных слуг, угодников и друзей Божьих; восхваляет их подвиги и дела, совершенные ими при помощи благодати Божий во славу Божью, так что вся честь, воздаваемая Святим., относится к величеству Божию, которому они благоугождали на земле своею жизнью; чествуют Святых ежегодными воспоминаниями о них, всенародными празднествами, созиданием во имя их храмов. Святое Писание решительно запрещает оказывать кому-либо Божеское поклонение и служение, кроме единого истинного Бога, но вовсе не возбраняет воздавать надлежащее почтение верным слугам Бога, и притом так, чтобы вся честь относилась к Нему же единому, как «дивному во святых своих».

Мне бы хотелось рассказать о Святых людях, благодаря которым наша Родина сильна и могуча по сей день. И все они положили свою жизнь, ум, труд на процветание православной Церкви.

Феодор Федорович Ушаков — русский флотоводец, не знавший поражений, не потерявший ни одного корабля в морских баталиях. Ни один из его матросов не попал в плен к неприятелю. Будучи племянником знаменитого санаксарского старца Феодора. Адмирал последние годы жизни провел вдали от столицы, занимаясь благотворительностью и помогая обездоленным. Адмирал Ушаков был частым богомольцем в Санаксарском монастыре, подолгу оставался в нем, неукоснительно посещая все монастырские богослужения. В этой обители Федор Федорович и был погребен. Канонизирован Русской православной церковью в 2001.

Псков. Собор св. Иоанна Предтечи. 12 в.

Князь Довмонт. В 1268 году князь Довмонт был одним из героев исторической битвы при Раковоре, где русская рать одержала победу над датскими и немецкими войсками. Перед каждой битвой святой Довмонт приходил в храм, полагал свой меч к подножию святого престола и принимал благословение духовника, который препоясывал ему меч.

Псковский кремль,

другое название Кром,

расположен на плоской вершине

известняковой скалы. 13 век

Святой Довмонт сделал псковскую крепость неприступной. В память о славном защитнике города каменная оборонительная стена, возведенная святым князем рядом с Кромом в конце XIII века, была названа Довмонтовой, а территория, огражденная

Вид на реку Великая.

Троицкий собор —

доминанта псковского кремля..

стеной, до сих пор называется Довмонтовым городом. У святого защитника «Дома Святой Троицы» был еще один благо

честивый обычай: в благодарность Господу, именем которого он одерживал победы, не зная поражений, благоверный князь Довмонт рядом с Кремлем возводил храмы в честь того святого, в день памяти которого одерживал победу. Ставили там храмы по особым обетам и другие жители Пскова. Небольшая территория нынешнего Довмонтова города была сплошь покрыта храмами. (Первый храм в честь святого Довмонта-Тимофея был построен в Довмонтовом городе в 1574 году.)

Псков. Древнейшие ворота кремля.

Дмитрий Солунский.

Икона. Конец 12 — начало 13 в.

Третьяковская галерея. Москва.

«Святой Дмитрий Солунский».

Около 1113 года.

Мозаика из Михайловского

Златоверхого монастыря в Киеве.

Третьяковская галерея.

Димитрий Солунский — один из наиболее чтимых святых в православном мире, покровитель г. Фессалоника (славянское Солунь). Греки именуют великомученика Димитрия Мироточцем, т. к. его мощи источали миро, а в византийских текстах великомученик часто называется Победоносцем, поскольку большинство чудес великомученика Димитрия связано с оказанием военной помощи. На Руси особо почитается как покровитель воинов и защитник отечества. После Куликовской битвы установился обычай поминовения погибших воинов в ближайшую субботу перед празднованием памяти великомученика Димитрия. Позже эта традиция распространилась на всех усопших православных, и день стал называться Димитриевской родительской субботой.

Фреска Архангельского собора. Святой князь Александр Невский

Александр Невский. Святой благоверный князь Александр — величайший полководец Древней Руси. В целом ряде сражений русские войска под командой князя Александра отстояли северо-западные границы Руси и защитили Русскую православную церковь от католических завоевателей. Кроме того, святой князь умелой политикой смягчил агрессивность татарских ханов, добиваясь от них различных уступок в пользу русских. В 1263 году, возвращаясь из Орды, он тяжело заболел, принял схиму и скончался в городецком монастыре. При отпевании князя — схимника святость его была открыта в чудесном явлении: когда митрополит хотел по обычаю вложить в руку почившего разрешительную грамоту, усопший вдруг протянул руку и взял её сам. И объял всех ужас. Ещё бы, как не подивиться! Князь несколько недель был мёртв, а тело несли издалека, по морозу… И поняли все, что Александр Невский, свершив свою земную жизнь, угоден Богу, и теперь никогда не оставит народ свой, но всегда станет приходить ему на помощь. Так и было. Во многих битвах, по приданию, виделся князь во главе русского войска, и побивали наши предки врагов. И даже в нашем веке, когда страну объяла тьма неверия, святой благоверный князь Александр Невский не оставил родину и народ русский. Именем его назывались эскадрильи и танковые колонны, орденом Александра Невского награждались герои. Собрав все свидетельства о чудесах, во множестве происходивших на могиле Александра Невского. Русская Православная Церковь признала его святым.

Феодор Федорович Ушаков, Князь Довмонт, Димитрий Солунский и Александр Невский — Святые достойные нашего уважения и поклонения. Мы, их потомки, всегда будем помнить и почитать людей, сохранивших для нас величие Матушки-России.

Служба по отечеству

Смотреть что такое «Служба по отечеству» в других словарях:

  • Служба государственная — I Система государственной С., существующая в настоящее время в различных европейских государствах, есть результат долгого исторического процесса, находящегося в тесной связи с развитием самого государства. В государствах, основанных германцами,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ВОЕННАЯ СЛУЖБА — служба в регулярных или нерегулярных войсках в военное и мирное время, как правило сопряженная с ношением оружия, в условиях войны обычно предполагающая участие в боевых действиях. В одних странах В. с. относилась только к определенным категориям … Православная энциклопедия

  • Альтернативная служба в Республике Беларусь — Правовой институт, закрепленный в законопроекте «Об альтернативной службе», разработанном молодежной организацией «Гражданский форум» и внесенном в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь депутатом Владимиром Новосядом 23 … Википедия

  • Альтернативная служба в Белоруссии — Правовой институт, закрепленный в законопроекте «Об альтернативной службе», разработанном молодежной организацией «Гражданский форум» и внесенном в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь депутатом Владимиром Новосядом 23 … Википедия

  • Вотчина — У этого термина существуют и другие значения, см. Вотчина (Кировская область) … Википедия

  • Отчина — Грамота Петра Великого канцлеру Головкину на вотчину. Вотчина земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова отец ) с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли,… … Википедия

  • Шишков, Александр Семёнович — Александр Семёнович Шишков … Википедия

  • Шишков, Александр Семенович — Александр Семёнович Шишков Портрет А.С. Шишкова работы Джорджа Доу. Военная галерея … Википедия

  • Шишков, Александр — Александр Семёнович Шишков Портрет А.С. Шишкова работы Джорджа Доу. Военная галерея … Википедия

  • Шишков Александр Семёнович — Александр Семёнович Шишков Портрет А.С. Шишкова работы Джорджа Доу. Военная галерея … Википедия

Защита Отечества

Конституция Российской Федерации гласит: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».

Почему защита Отечества в основном законе нашей страны названа долгом и обязанностью?

Почему слова «обязанность» и «долг» стоят в Конституции вместе?

Дело в том, что защита Отечества – это не только обязанность гражданина, которая закреплена законом, но и важное нравственное требование и патриотический долг каждого жителя нашей страны.

Осознание своего долга проявляется в поступках человека. Взять бы хотя бы подвиг крестьянина Ивана Сусанина. Который за отказ указать верную дорогу, польскому отряду был подвергнут жестоким пыткам и убит. Правда и сами поляки так и не смогли найти правильную дорогу и сгинули в костромских лесах.

Как вы думаете слабовольный и немужественный человек смог бы пойти на верную смерть ради Отечества?

Маковский К. Е. Иван Сусанин. 1914 год

Мы можем с вами говорить о том, что защита Отечества включает в себя защиту независимости страны, её населения, территории, духовных и материальных ценностей, это оборона нашей страны в случае нападения на неё или объявления войны.

В истории России есть огромное количество примеров, когда чувство долга и патриотизм заставляли людей вставать на защиту Отечества.

Например, в середине тринадцатого века маленький город Козельск с населением всего в десять тысяч человек в течение семи недель держал осаду против огромной татаро-монгольской армии во главе с ханом Батыем.

Батый был взбешён тем, какое сопротивление оказывают его войскам жители города. Желая оправдать перед подданными свою военную неудачу и

Диорама «Оборона Козельска 1238 г.»

огромные потери, хан наделил Козельск мистической силой. Батый запретил называть город Козельском, а повелел звать его «Злым градом». Когда город пал, завоеватели не пощадили никого, включая грудных младенцев. Благодаря подвигу жителей Козельска армия монголов была обескровлена настолько, что не смогла дальше продолжить свой поход.

Как и многие другие страны, Россия знала немало войн. Много раз нашей стране приходилось отстаивать свою территорию. Но всего две войны вошли в русскую историю под названием Отечественных.

Первая Отечественная война началась 24 июня 1812 года. Император Франции Наполеон Бонапарт, уже к тому моменту успевший завоевать половину Европы, объявил войну России. На защиту Отечества поднялось население всей страны, от мала до велика.

Например, в бою под белорусской деревней Салтановкой, прикрывая отход русской армии, генерал Николай Николаевич Раевский показал пример героизма, ошеломив неприятеля.

Самокиш Н. С. «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой», 1912 год

В тот момент, когда французы практически сломили сопротивление основных русских сил, Раевский вместе с сыновьями, которым было – шестнадцать и четырнадцать лет, лично повёл своих солдат в штыковую атаку и смог отбить наступление неприятеля. Подвиг Раевского и его сыновей, вышедших перед строем в решительный момент боя, стал легендарным.

Ульянов Н. «Лористон в ставке Кутузова», 1945 год

Но не только части регулярной русской армии сражались с французами. Французский генерал, адъютант Наполеона граф Жак де Лористон во время встречи с главнокомандующим русской армии генерал-фельдмаршалом Михаилом Илларионовичем Кутузовым жаловался ему, что против французской армии ведётся война «не по правилам», так как «русские крестьяне без командира постоянно нападают на французских солдат и офицеров». Дело в том, что французская армия столкнулась с массовым сопротивлением простых людей на занятых ею территориях: там действовало немало партизанских отрядов, которые были стихийно созданы крестьянами.

Прянишников И. М. «Эпизод из войны 1812 года», 1874 год

Героические действия крестьян нашли отражение в картине русского художника Иллариона Михайловича Прянишникова: «Эпизод из войны 1812 года». Сюжет картины таков: группа пленных французов под присмотром партизан движется по заснеженному полю. Изображённые художником образы партизан, вооружённых топорами и вилами, выглядят особенно выразительно. Эта картина – собирательный образ борьбы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Кстати, отвечая генералу де Лористону на то, что русские «воюют не по правилам», Кутузов ответил, что для русского народа эта война – то же самое, что нашествие татар.

В манифесте об окончании Отечественной войны император Александр Первый отмечал: «Какой пример храбрости, мужества, благочестия, терпения и твёрдости показала Россия! Войско, вельможи, дворянство, духовенство, купечество, народ, словом, все Государственные чины и состояния, не щадя имуществ своих, ни жизни, составили единую душу, столько же пылающую любовью к Отечеству, сколько любовью к Богу».

Вторая Отечественная война, к названию которой был добавлен эпитет «Великая», началась 22 июня 1941 года и продолжалась долгих и тяжёлых тысячу четыреста восемнадцать дней. Несмотря на тяжести военного времени, всё население страны встало на защиту своей Родины.

Кто-то вступил в армию или народное ополчение и ушёл на фронт, кто-то сражался в партизанских отрядах, оказывая сопротивление врагу на оккупированной немцами территории.

Свою Родину защищали и люди вполне себе гражданских специальностей, работая в госпитале, изобретая новую военную технику или трудясь на оборонном предприятии.

Уже в самом начале войны немцы поняли, что Россия — это не Европа. Немецкий генерал Гюнтер Блюментритт, в своих мемуарах писал: «Поведение русских даже в первом бою разительно отличалось от поведения поляков и союзников, потерпевших поражение на Западном фронте. Даже оказавшись в кольце окружения, русские стойко оборонялись». Борьба велась за каждый клочок родной земли, за каждый дом, улицу, деревню или город.

Победа досталась нашему народу дорогой ценой. Общие людские потери СССР в ходе войны составили более двадцати шести миллионов человек. В их числе убитые в бою и умершие от ран военнослужащие и партизаны, погибшие от бомбёжек и артобстрелов, умершие от голода и болезней мирные советские граждане, замученные в концлагерях и расстрелянные карателями советские военнопленные.

Оккупанты полностью или частично разрушили и сожгли тысячу семьсот десять городов и поселков, семьдесят тысяч сёл и деревень. В целом сумма ущерба, нанесённого Советскому Союзу, составила шестьсот семьдесят девять миллиардов советских рублей.

Великая Отечественная война ещё раз подтвердила, что главным творцом победы и решающей силой истории в любой войне, а тем более Отечественной является народ. Великая Отечественная война убедительно показала, что сила народа в его духовной сплочённости, его единении и в справедливости тех целей, во имя которых народ ведёт свою вооружённую борьбу.

И действительно, героизм советских граждан носил массовый характер.

За совершённые подвиги во время Великой Отечественной войны орденами и медалями были награждены семь миллионов человек. Среди них более одиннадцати тысяч фронтовиков, партизан, медицинских работников и тружеников тыла были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Лучшие советские асы — трижды Герои Советского Союза Иван Кожедуб и Александр Покрышкин.

Девяносто восемь человек были удостоены этого звания дважды, а лётчики Иван Никитович Кожедуб и Александр Иванович Покрышкин стали трижды Героями Советского Союза.

Также двенадцать городов и одна крепость Советского Союза за отвагу и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной, получили высокое звание Город-Герой.

А начиная с 2007 года за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества сорока пяти городам Российской Федерации присвоено звание «Город воинской славы».

Несмотря на то, что мы живём сейчас с вами в мирное время, каждый из нас должен быть готов к защите нашего Отечества. Ведь долг и обязанность защищать Родину распространяются на любого гражданина России.

История учит нас: чтобы победа над врагом была достигнута без больших потерь, к защите Отечества нужно готовиться заранее. В соответствии с Федеральным законом установлена воинская обязанность граждан России. Она означает обязанность граждан нести военную службу в Вооружённых силах Российской Федерации и защищать Отечество. Но об этом мы поговорим свами на следующем уроке.

А теперь давайте попробуем с вами ответить на несколько вопросов.

1. Почему слова «долг» и «обязанность» стоят в Конституции рядом?

2. Что может означать защита Отечества?

Небольшой доклад защита отечества

Ответ оставил Гуру

Защита Отечества – священный долг каждого гражданина Российской Федерации
Военная присяга и общевоинские уставы требуют от гражданина Российской Федерации быть надежным защитником своего народа и Отечества.
Народное предание гласит, что родная земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить сама себя она не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб родной земли, пьет ее воду, дышит ее воздухом и проникается ее красотой. Вот почему профессия воина, защитника Отечества всегда была, есть и будет почетной на Руси.
Многие страны мира стремились защититься от внешних завоевателей, укрываясь за естественными и искусственными преградами. Великобритания использовала свое островное положение. Китай для защиты от степных кочевников построил Великую Китайскую стену длиной свыше 5 тыс. километров. Франция по границе с Германией возвела укрепленную линию Мажино. Наша Родина — Россия при отпоре врагам всегда рассчитывала прежде всего на патриотизм народа и могущество своей армии и флота, которые, по словам известного русского мыслителя И.А. Ильина, “есть сосредоточенная волевая сила моего государства, оплот моей родины; воплощенная храбрость моего народа, организация чести, самоотверженности и служения…”. Все это сказалось на формировании национального характера, на отношении россиян к своим защитникам и к военной службе. В нашем Отечестве воины издревле пользовались неизменной любовью народа, а трудная и опасная профессия Родину защищать всегда считалась одной из самых благородных. Такое отношение к ратному труду в народной среде воспитало у русских воинов качества, которые постоянно отмечали не только союзники, но и враги России. Это несгибаемая воля к победе, стойкость в обороне, твердая решительность в наступлении, беззаветное мужество и храбрость, личная инициатива, массовый героизм, крепкое войсковое братство и взаимовыручка.
Начиная с незапамятных времен, русский солдат и матрос служат не ради чести и славы своей, а в интересах государства Российского. “Вот пришел час, который решит судьбу Отечества, — обращался Петр I к русским воинам перед Полтавской битвой. — И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество… А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего”.
Из поколения в поколение передавался кодекс нравственности русской армии и флота. И такие его ценности, как любовь к Родине, честь и воинский долг, стали непререкаемыми и священными понятиями для защитников России. Подавляющее большинство российских полководцев, флотоводцев, генералов, адмиралов, офицеров, солдат и матросов становились истинными носителями государственно-патриотической идеи.

Оцени ответ