Социальный патронат
Содержание
- Социальный патронат семьи и детей
- Социальный контроль и психокоррекция детей и подростков с нарушениями поведения
- Социальные услуги семье и детям
- Социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов
- Технологии центров социальной помощи семье и детям по сопровождению семьи и детей
- Социальный патронат лиц из групп риска, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
- СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Об утверждении Положения о патронатном воспитании
- Социальный патронат
- Законопроект о социальном патронате: размышления родителя
Социальный патронат семьи и детей
-
Социальный контроль и психокоррекция детей и подростков с нарушениями поведения
Использование уголовного наказания в виде исправительно-трудовой системы в отношении лиц с девиантным поведением не столько исправляет, сколько карает человека. Именно места лишения свободы являются основными рассадниками гомосексуализма, школами, в которых завершается формирование девиантного поведения…
(Социальная психология) -
Социальные услуги семье и детям
Услуги по оказанию помощи семье в воспитании и уходе за детьми В настоящее время в странах Запада и США приобретает большое значение уход за детьми в дневное время. Услуги по уходу за детьми в дневное время могут осуществляться как па дому, так и в различных центрах, находящихся под государственным…
(Социальная работа) - Услуги по оказанию помощи семье в воспитании и уходе за детьми В настоящее время в странах Запада и США приобретает большое значение уход за детьми в дневное время. Услуги по уходу за детьми в дневное время могут осуществляться как на дому, так и в различных центрах, находящихся под государственным…
(Семьеведение) -
Социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для этой категории детей создаются специальные образовательные учреждения, действующие на основании Типового положения, утвержденного Правительством РФ См.: Типовое положение об образовательном учреждении для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. постановлением Правительства…
(Право социального обеспечения) -
Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов
Историческая справка В Древнем Риме патронат был особой формой покровительства, фактически устанавливавшей зависимость неполноправных или бедных граждан от граждан богатых. В период разложения родового строя члены обедневших родов, а также некоторые плебеи отдавались под патронат, становясь клиентами…
(ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ) -
Технологии центров социальной помощи семье и детям по сопровождению семьи и детей
Социальная работа может выражаться в различных формах помощи семье, реализация которых предполагает разработку технологий социального сопровождения семьи и детей. Например, существует неотложная помощь при острых психических состояниях человека, вызванных социальными условиями или трудной жизненной…
(ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ) -
Социальный патронат лиц из групп риска, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Технологии социального сопровождения лиц без определенного места жительства Бездомность относится к тем социальным проблемам, которые имеют негативные последствия как для самих бездомных, так и для других людей. Она существует во всех странах мира. Опыт показывает, что решить проблему бездомности…
(ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ) -
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленных на компенсацию последствий социального сиротства. Меры социальной…
(СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН) -
Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
— система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленных на компенсацию последствий социального сиротства. Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены…
(СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН)
- Наш район
- История
- Символика
- Карта района
- Район в цифрах и фактах
- Памятные места
- Памятные даты
- Управление
- Структура управы
- Руководство
- Структурные подразделения
- Местное самоуправление
- Депутаты
- Общественный совет
- Госслужба
- Прокуратура
- Выборы
- Структура управы
- Деятельность
- Социальная сфера
- ЖКХ и благоустройство
- Строительство, реконструкция
- Экономика и бизнес
- Потребительский рынок
- Безопасность
- ГИБДД информирует
- Информация о безопасности
- Конкурсы
- Спорт и досуг
- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
- Приспособление городской инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп граждан
- Противодействие терроризму
- Учреждения культуры, расположенные на территории Останкинского района
- Антинаркотическая комиссия
- Новости
- Встречи главы управы
- Публичные слушания
- Медиа
- Документы
- Программы развития района
- Нормативные документы
- Распорядительные документы управ
- Антимонопольный комплаенс
- Правовые акты управы
- Контакты
- Основные данные
- Форма обратной связи
- График работы
- Телефоны районных и городских служб
- Горячие линии района
- Районные службы и организации
- Городские службы экстренного вызова
- Горячие линии органов исполнительной власти города Москвы
- Служба «Одного окна»
- Электронная приемная
- Противодействие коррупции
- НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ И ИНЫЕ АКТЫ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
- АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА
- МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
- ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРОТИВОДЕЙСТВИЕМ КОРРУПЦИИ, ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ
- СВЕДЕНИЯ О ДОХОДАХ, РАСХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА
- Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих города Москвы и урегулированию конфликта интересов
- ПЛАНЫ, ДОКЛАДЫ, ОТЧЁТЫ, ОБЗОРЫ, СТАТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ВОПРОСАМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
- ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ДЛЯ СООБЩЕНИЙ О ФАКТАХ КОРРУПЦИИ
- Земельно-имущественные торги
- Активный Гражданин
- Прием населения
- МАРАФОН ПОБЕДЫ
- ГЕРОИ ВОЙНЫ В НАЗВАНИЯХ УЛИЦ СВАО
- ПРАЗДНОВАНИЕ 75-Й ГОДОВЩИНЫ ПОБЕДЫ
- МОИ СОСЕДИ
- ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
- Победа в Великой Отечественной войне
- ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ «МОИ ДОКУМЕНТЫ»
- Домашние животные
- Приюты для бездомных животных в СВАО
- Правила содержания собак и кошек
- Комитет ветеринарии города Москвы
- Площадки для выгула собак
- План-график проведения вакцинации против бешенства собак и кошек на прививочных пунктах в СВАО г.Москвы
- Бродячие собаки
- РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР ОТХОДОВ
- КУДА СДАТЬ ЛЮМИНЕСЦЕНТНЫЕ ЛАМПЫ
- КАК ПРАВИЛЬНО СДАВАТЬ ОТХОДЫ
- МЕСТА СБОРА ОТХОДОВ
- Капитальный ремонт
- Прокурор разъясняет
- Общественные советники
- 75-я годовщина начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой
- Городские парковки
- ПЛАТНЫЕ ГОРОДСКИЕ ПАРКОВКИ НА УЛИЦЕ
- Парковки в округе/районе
- Способы оплаты
- Льготы
- Штрафы
- Установка шлагбаума
- Документы
- Постановления
- Шаблоны заявлений
- Приказы
- Часто задаваемые вопросы
- Новости
- Обратная связь
- ПЛАТНЫЕ ГОРОДСКИЕ ПАРКОВКИ СО ШЛАГБАУМОМ
- Как пользоваться парковками
- Где расположены парковки
- ПЕРЕХВАТЫВАЮЩИЕ ПАРКОВКИ
- Где расположены парковки
- Как пользоваться парковками
- Тарифы на услуги парковок
- Благоустройство на средства от платных парковок
- ПЛАТНЫЕ ГОРОДСКИЕ ПАРКОВКИ НА УЛИЦЕ
- Брошенные и разукомплектованные транспортные средства
- Реализация объектов гаражного назначения
- Пожарная безопасность
- БЛАГОУСТРОЙСТВО 2019
- Большая Марьинская, д.15, К.2
- 2-я Останкинская, д.4
- Улица Академика Королёва, 3А
- ПРЕСС-ЦЕНТР
- СВИДЕТЕЛЬСТВО О РЕГИСТРАЦИИ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
- ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ СМИ
- КАЛЬКУЛЯТОР КОММУНАЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
- СОВЕТ ВЕТЕРАНОВ
- НАРОДНАЯ ДРУЖИНА
- НЕТ НАРКОТИКАМ!
- ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ
- НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
- МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
- ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ
- УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ
- ПОСТАНОВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
- ИНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
- РАБОЧАЯ ГРУППА
- МЕРОПРИЯТИЯ
- ПАМЯТКИ, РЕКОМЕНДАЦИИ
- РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРАВИЛАМ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
- УРОВНИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ
- АНТИТЕРРОР ДЕТЯМ
- ЗАПРЕЩЁННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И МАТЕРИАЛЫ
- КОНТАКТЫ
- НАК
- АТК Г. МОСКВЫ
- НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
Об утверждении Положения о патронатном воспитании
В соответствии с пунктом 3 статьи 133 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года «О браке (супружестве) и семье» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о патронатном воспитании.
2. Комитету по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан (Оразалиева З.) обеспечить:
1) в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Әділет»;
3) размещение настоящего приказа на официальном интернет–ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Республики Казахстан Е.Н. Имангалиева.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.
Министр |
А. Саринжипов |
Утверждены приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 16 января 2015 года № 14 |
Положение о патронатном воспитании
1. Общие положения
1. Настоящее Положение о патронатном воспитании (далее – Положение) разработано в соответствии с Кодексом Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года «О браке (супружестве) и семье» (далее – Кодекс).
2. Опека или попечительство в форме патроната устанавливается над несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (далее – ребенок (дети)), в том числе находящимися в организации образования, медицинской или другой организации, несовершеннолетними детьми, подозреваемыми в совершении уголовного правонарушения.
3. Патронатный воспитатель – лицо, которому органом, осуществляющим функции по опеке или попечительству (далее – орган), передан на воспитание ребенок (дети), в том числе находящийся в организации образования, медицинской или другой организации, ребенок, подозреваемый в совершении преступления на основании договора о передаче ребенка (детей) на патронатное воспитание (далее – договор).
4. На патронатное воспитание передается ребенок (дети), не находящийся под опекой (попечительством), за исключением ребенка подозреваемого в совершении уголовного правонарушения.
5. Общее число детей, передаваемых на воспитание патронатному воспитателю, составляет не более трех детей, за исключением случаев, связанных с детьми из одной семьи.
6. Передача ребенка (детей) на патронатное воспитание осуществляется исходя из интересов ребенка (детей) для обеспечения семейного воспитания.
7. Орган осуществляет контроль за условиями содержания, воспитания и обучения ребенка (детей), анализирует деятельность патронатных воспитателей.
2. Организация передачи детей на патронатное воспитание
8. Подбор патронатных воспитателей осуществляется органами.
9. Патронатными воспитателями являются совершеннолетние лица, соответствующие требованиям к квалификации, предусмотренным Типовыми квалификационными характеристиками должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 5750), за исключением следующих лиц:
1) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
2) лиц, лишенных судом родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
3) отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее исполнение возложенных на него законом Республики Казахстан обязанностей;
4) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
5) лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности опекуна или попечителя;
6) лиц, не имеющих постоянного места жительства;
7) лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления на момент установления опеки (попечительства), а также лиц, указанных в подпункте 12) настоящего пункта;
8) лиц без гражданства;
9) лиц мужского пола, не состоящих в зарегистрированном браке (супружестве), за исключением случаев фактического воспитания ребенка не менее трех лет в связи со смертью матери или лишением ее родительских прав;
10) лиц, которые на момент установления опеки или попечительства не имеют дохода, обеспечивающего подопечному прожиточный минимум, установленный законодательством Республики Казахстан;
11) лиц, состоящих на учетах в наркологическом или психоневрологическом диспансерах;
12) лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено на основании подпунктов 1) и 2) части первой статьи 35 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан) за уголовные правонарушения: убийство, умышленное причинение вреда здоровью, против здоровья населения и нравственности, половой неприкосновенности, за экстремистские или террористические преступления, торговлю людьми.
Сноска. Пункт 9 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 23.11.2017 № 590 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
10. Лицо, выразившее желание взять ребенка (детей) на патронатное воспитание предоставляет в орган следующие документы:
1) заявление о желании стать патронатным воспитателем и назначении денежных средств (далее – заявление), по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению;
2) документ, удостоверяющий личность (для идентификации личности);
3) нотариально заверенное согласие супруга(-и), в случае если лицо, изъявившее желание стать патронатным воспитателем состоит в браке;
4) копию свидетельства о заключении брака, если состоит в браке;
5) копию документов, подтверждающие право собственности или право пользования жилищем;
6) справку о состоянии здоровья лица, желающего стать патронатным воспитателем и его супруга(-и), если состоит в браке, подтверждающую отсутствие заболеваний, в соответствии с перечнем заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку или попечительство, патронат, утвержденным приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 августа 2015 года № 692 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 12127), а также справки об отсутствии сведений о состоянии на учете в наркологическом и психиатрическом диспансерах в соответствии с формой первичной медицинской документации организаций здравоохранения, утвержденной приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 ноября 2010 года № 907 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6697);
7) копию диплома об образовании;
8) справку об обучении ребенка (детей) в организации образования (для детей школьного возраста);
9) справку о наличии либо отсутствии сведений по учетам Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан о совершении лицом преступления.
Предоставление документа, указанного в подпункте 8) перечня, не требуется, в случае проживания ребенка (детей) в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Сноска. Пункт 10 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 05.06.2019 № 256 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
11. По итогам проверки документов орган в течение трех рабочих дней со дня подачи заявления проводит обследование жилища, по результатам которого составляет акт обследования жилищно-бытовых условий лиц, желающих принять ребенка (детей) на патронатное воспитание по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению и выносит заключение о возможности (невозможности) заключения договора о передаче ребенка (детей) на патронатное воспитание (далее – заключение) по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению.
В течение трех рабочих дней со дня подписания заключения орган выдает оригинал заключения лицам, изъявившим желание взять ребенка (детей) на патронатное воспитание, и вносит сведения о лицах, получивших положительное заключение в Республиканский банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц желающих принять детей на воспитание в свои семьи (далее – Республиканский банк данных) в соответствии со статьей 118-3 Кодекса.
Лица, желающие принять ребенка на патронат, получившие положительное заключение осуществляют подбор детей в Республиканском банке данных в соответствии с Правилами формирования и использования Республиканского банка данных, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 16 ноября 2016 года № 661 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14666).
Сноска. Пункт 11 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 23.11.2017 № 590 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменением, внесенным приказом Министра образования и науки РК от 05.06.2019 № 256 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
12. При определении ребенка (детей) на патронатное воспитание орган руководствуется интересами ребенка с учетом его этнического происхождения, принадлежности к определенной религии и культуре, родного языка, возможности обеспечения преемственности в воспитании и обучении.
13. Предварительный выбор ребенка (детей) для передачи его по договору осуществляется лицами, желающими принять ребенка в семью, по согласованию с органом и администрацией организации, в которой содержится ребенок.
Разъединение братьев и сестер не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает интересам детей, и дети не знают о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно.
14. Передача ребенка (детей), достигшего возраста десяти лет, патронатным воспитателям осуществляется только с его согласия, за исключением ребенка подозреваемого в совершении уголовного правонарушения.
15. При назначении ребенку (детям) патронатного воспитателя учитываются нравственные и иные личные качества патронатного воспитателя, способность его к выполнению обязанностей патронатного воспитателя, отношения между патронатным воспитателем и ребенком (детьми), отношение к ребенку (детям) членов семьи патронатного воспитателя, а также желание ребенка (детей), достигшего возраста десяти лет.
16. Договор, заключаемый между лицом, выразившим желание взять ребенка (детей) на патронатное воспитание (патронатным воспитателем), и органом по месту жительства лиц, желающих принять ребенка (детей) на патронат предусматривает:
1) условия содержания, воспитания и обучения ребенка (детей);
2) права и обязанности патронатных воспитателей;
3) обязанности органа по отношению к патронатным воспитателям;
4) основания прекращения договора.
На каждого ребенка (детей), переданного на патронатное воспитание, составляется отдельный (индивидуальный) договор.
В случае окончания срока действия договора возможна его дальнейшая пролонгация.
Сноска. Пункт 16 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 23.11.2017 № 590 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
17. Орган или организация, из которой ребенок (дети) передается на патронатное воспитание:
1) проводит подготовительную работу с ребенком (детьми), являющимся воспитанником этой организации, по передаче его на патронатное воспитание;
2) способствует его успешной социальной адаптации;
3) осуществляет подготовку документов для передачи ребенка (детей) на патронатное воспитание;
4) осуществляет подготовку лиц, желающих стать патронатными воспитателями;
5) осуществляет передачу ребенка (детей), являющегося воспитанником этой организации, на патронатное воспитание;
6) оказывает организационно-методическую, психолого-педагогическую помощь патронатному воспитателю;
7) ведет учет детей, переданных на патронатное воспитание.
18. На каждого ребенка (детей), переданного патронатным воспитателям, организация, в которой содержится ребенок предоставляет:
1) свидетельство о рождении ребенка (детей);
2) медицинскую документацию формы № 026/у, прививочный паспорт и медицинскую документацию формы № 063/у, утвержденные приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан «Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения» от 23 ноября 2010 года № 907 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6697);
3) документ об образовании;
4) копии свидетельства о смерти, приговора или решения суда, справку о болезни или розыске родителей и другие документы, подтверждающие утрату ребенком (детьми) попечения родителей;
5) информацию о наличии и местонахождении братьев и сестер;
6) опись имущества, принадлежащего ребенку (детям), и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность (при наличии);
7) документ, подтверждающий наличие у ребенка (детей) жилища;
8) в случае передачи на патронат ребенка, подозреваемого в совершении уголовного правонарушения — постановление органа, ведущего уголовный процесс;
9) иные документы, имеющиеся в личном деле ребенка (детей).
Сноска. Пункт 18 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 05.06.2019 № 256 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
19. Указанные в пункте 18 настоящего Положения документы передаются непосредственно патронатным воспитателям после заключения договора.
20. Передача ребенка (детей) патронатному воспитателю осуществляется на основании решения органа или постановления органа, ведущего уголовный процесс и после заключения договора.
21. Передача ребенка (детей) на патронатное воспитание не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и ребенком (детьми) алиментных и наследственных правоотношений.
22. Ребенок (дети), переданный патронатным воспитателям, сохраняет право на алименты, пенсионные накопления в едином накопительном пенсионном фонде и добровольном накопительном пенсионном фонде, которые переходят к нему в порядке наследования, пособия и другие социальные выплаты, а также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением. При отсутствии жилого помещения ребенок (дети) имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством Республики Казахстан.
23. В случае если ребенок (дети) имеет право на пособия или иные социальные выплаты, патронатному воспитателю разъясняется порядок обращения в соответствующие органы, осуществляющие выплату данных денежных средств или иных социальных выплат.
24. Основными функциями патронатного воспитателя являются:
1) исполнение договора;
2) обеспечение совместного проживания со своим ребенком (детьми);
3) создание и организация условий для воспитания и содержания ребенка (детей);
4) забота о здоровье, физическом, психическом, нравственном и духовном развитии ребенка (детей);
5) выбор образовательного учреждения и формы обучения с учетом мнения ребенка (детей);
6) обеспечение патронатным воспитателем сохранности переданных ему документов на ребенка (детей), денежных средств и другого имущества, принадлежащего ребенку (детям);
7) обеспечение защиты прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия;
8) организация досуга ребенка (детей);
9) извещение органа или отдела по делам несовершеннолетних о возникновении неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей);
10) осуществление иных функций в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
25. На содержание каждого ребенка (детей), переданного патронатному воспитателю, ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном постановлением Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил осуществления выплаты и размера денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей), переданного патронатным воспитателям» от 30 марта 2012 года № 381.
26. Условия оплаты труда патронатных воспитателей определяются аналогично условиям оплаты труда воспитателей государственных учреждений образования, в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1193 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий».
Сноска. Пункт 26 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 23.11.2017 № 590 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
27. Орган отдела образования района, города областного значения, орган управления образования города республиканского значения, столицы производит оплату труда патронатного воспитателя путем перечисления денежных средств на его текущий счет, ежемесячно не позднее 25-го числа текущего месяца, на основании договора.
28. В случае возникновения обстоятельств (расторжение договора), влекущих за собой прекращение оплаты труда патронатного воспитателя, орган в течение пяти рабочих дней извещает в письменном виде об этом патронатного воспитателя.
29. Патронатные воспитатели в течение десяти календарных дней с момента переезда в письменном виде извещают орган о перемене места жительства в пределах области, города республиканского значения, столицы.
30. В случае переезда на постоянное место жительства патронатного воспитателя за пределы области, города республиканского значения, столицы договор расторгается.
31. В случае госпитализации патронатных воспитателей либо длительного их отсутствия в семье по иным уважительным причинам в соответствии с законодательством Республики Казахстан органы обеспечивают временное устройство ребенка (детей) под опеку или попечительство либо заключают договор с другим патронатным воспитателем на время отсутствия основного патронатного воспитателя.
32. Временное размещение ребенка (детей) патронатным воспитателем в организацию здравоохранения не прекращает права и обязанности патронатного воспитателя в отношении этого ребенка (детей).
33. При передаче на усыновление ребенка (детей), находящегося на патронатном воспитании в семье, преимущественное право усыновления этого ребенка (детей) предоставляется патронатному воспитателю, в семье которого воспитывается ребенок (дети), с учетом его желания.
34. В случае трудоустройства ребенка (детей) по достижении возраста 16 лет договор продолжает действовать до его совершеннолетия.
35. Досрочное расторжение договора возможно:
1) по инициативе патронатных воспитателей при наличии уважительных причин (болезнь, изменение семейного или материального положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком, конфликтные отношения между детьми и другие обстоятельства);
2) по инициативе органа или органа, ведущего уголовный процесс при возникновении неблагоприятных условий для содержания, воспитания, обучения ребенка (детей);
3) в случаях возвращения ребенка (детей) родителям, передачи родственникам или усыновления ребенка (детей).
36. Органы осуществляют контроль за выполнением возложенных на патронатных воспитателей обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению ребенка (детей) по месту жительства патронатного воспитателя в порядке, установленном Кодексом и настоящим Положением.
37. Контроль за воспитанием и содержанием ребенка (детей), переданного на патронатное воспитание, осуществляется органами не реже 1 раза в 6 месяцев в виде:
1) посещения ребенка (детей), переданного на патронатное воспитание, с целью проверки условий его воспитания и содержания;
2) контроля за своевременностью оформления и получения реабилитационных мероприятий, в том числе средств реабилитации согласно индивидуальной программе реабилитации, а также их адресного использования ребенком-инвалидом;
3) проверок использования патронатными воспитателями материальных средств для воспитания и содержания ребенка (детей), переданного на патронатное воспитание.
38. Патронатный воспитатель предоставляет органу отчеты о состоянии здоровья подопечного и о работе по его воспитанию, а также по управлению его имуществом не реже одного раза в шесть месяцев.
Сноска. Пункт 38 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 23.11.2017 № 590 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Сноска. Положение дополнено приложением 1 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2017 № 590 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); в редакции приказа Министра образования и науки РК от 05.06.2019 № 256 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Заявление о желании стать патронатным воспитателем и назначений денежных средств
Просим Вас передать на патронатное воспитание детей и назначить денежные средства на их содержание:
1. __________________ указать Ф.И.О. (при его наличии) и индивидуальный идентификационный номер детей
2. __________________ указать Ф.И.О. (при его наличии) и индивидуальный идентификационный номер детей,
3. __________________ указать Ф.И.О. (при его наличии) и индивидуальный идентификационный номер детей,
Против проведения обследования жилищно-бытовых условий не возражаю(ем).
В случае переезда обязуюсь в течение 10 (десять) календарных дней сообщить о перемене места жительства.
Предупрежден(а) об ответственности за предоставление недостоверных сведений и поддельных документов.
«___» _____________ 20 ___года ______________________ (подпись заявителя)
Приложение 2 к Положению о патронатном воспитании |
Сноска. Положение дополнено приложением 2 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2017 № 590 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Сноска. Правый верхний угол приложения 2 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 05.06.2019 № 256 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) |
Дата рождения, |
Место работы, должность или место учебы |
Родственное отношение |
примечание |
Приложение 3 к Положению о патронатном воспитании |
Сноска. Положение дополнено приложением 3 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2017 № 590 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Сноска. Правый верхний угол приложения 3 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 05.06.2019 № 256 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Социальный патронат
Социальный патронат – это форма индивидуальной социальной поддержки и предоставление необходимых услуг семьям и детям, попавшим в трудную, и даже опасную, кризисную ситуацию, но не обладающим способностью или утратившим возможность самостоятельно её преодолеть.
Для осуществления социального патроната уполномоченные органы заключают договор с родителями. После чего составляют индивидуальный план мероприятий с использованием различных методов для нормального воспитания и развития ребенка (детей) в семье.
В соответствии с потребностями семьи, воспитывающей ребенка, специалисту приходится брать на себя выполнение различных ролей, в зависимости от ситуации и целей, которые стоят перед ним – это собеседник, помощник, организатор, посредник, защитник, советник и так далее.
Главная задача социального патроната — оказать необходимую помощь в воспитании и защите прав ребенка, создать благоприятный микроклимат в семье для её сохранения, а именно:
- следить за успеваемостью ребенка в школе;
- оказывать помощь в формировании досуга, увлечений по интересу;
- следить за порядком в доме и за санитарно-гигиеническими условиями;
- следить за состоянием здоровья ребенка;
- при необходимости оказывать помощь в получении медицинского обслуживания;
- помогать в решении юридических вопросов;
- взаимодействовать с субъектами профилактики безнадзорности несовершеннолетних и с общественными организациями по вопросам оказания различных видов социальной помощи ребенку и его семье;
- оказывать социально-психологическую помощь, регулируя конфликты между родителями и детьми, давая рекомендации по поведению и общению.
Контакты: Управление по организации работы семьями с детьми, тел. 8 (495) 623-13-84
Законопроект о социальном патронате: размышления родителя
В конце прошедшего октября в Государственной Думе планировалось принятие во втором чтении законопроекта о социальном патронате. Без объяснения причин второе чтение было перенесено на неопределенное время и фактически может состояться в любой момент. Этому предшествовали следующие события.
Н.В. Третьяк
22 сентября 2012 года в Москве прошли шествие и митинг против ювенальной юстиции, в которых приняли участие около, по разным оценкам, от 2 до 3 тысяч человек. Организаторами митинга стали общественные организации: движение «Суть времени» и Ассоциация родительских комитетов и сообществ (АРКС). На митинге выступил председатель синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Он заявил, что считает законопроекты о ювенальной юстиции опасными, и призвал отстоять право людей «оставаться семьями» и влиять на политику своего государства. Чаплин также предложил ввести закон о гарантиях прав родителей на воспитание своих детей. Акция была приурочена к передаче в Приемную Президента около 140 тысяч подписей россиян, протестующих против принятия двух законопроектов, относящихся к ювенальной юстиции.
Это законопроект № 42197-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства» – в дальнейшем будем называть его «закон о социальном патронате». И законопроект № 3138-6 «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» – в дальнейшем будем называть его «закон об общественном контроле».
Через три дня, 25 сентября, в Государственной Думе РФ был рассмотрен закон о социальном патронате. Представляла его Н.В. Третьяк, зам. министра образования и науки; рекомендовала его О.Ю. Баталина, первый заместитель председателя Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей. Законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении.
О.Ю. Баталина, первый заместитель председателя Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей.
Сторонники социального патроната утверждают, что это новая форма государственной помощи семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Эти семьи нуждаются в поддержке государства и в первую очередь в помощи по воспитанию детей. Дети особенно тяжело переживают жизненные сложности, а в таких семьях они часто оказываются заброшенными, безнадзорными, терпят жестокое обращение, насилие. Все это приводит со временем к лишению родителей родительских прав и распаду семьи. И вот, чтобы сохранить ребенку семью, не дать ему попасть в детский дом, родителям предлагается на добровольной основе установить социальный патронат над семьей. Такой семье безвозмездно назначается в помощь социальный педагог, который помогает воспитывать детей, справиться с тяжелой жизненной ситуацией, наладить нормальную жизнь.
Что тут скажешь? «Это замечательный закон!»
Но откуда же эти сотни тысяч протестующих против него? Почему они говорят об атмосфере слежки и доносительства вокруг семьи, о вмешательстве чиновников в семейную жизнь, узаконенном отнятии детей из нормальных семей? О многочисленных нарушениях Конституции, коррупции, ужасных результатах применения практики социального патроната за рубежом?
Обратимся к самому документу.
Что такое социальный патронат
В статье 2 законопроекта читаем: «Социальный патронат – форма осуществляемой органом опеки и попечительства индивидуальной профилактической работы, направленной на предотвращение утраты родительского попечения путем оказания семье, находящейся в социально опасном положении, социально-педагогической, медико-психологической помощи, помощи в воспитании, развитии, реализации и защите прав несовершеннолетнего».
В статье 8 пункт 3 читаем: «План организации социального патроната составляется органом опеки и попечительства индивидуально с учетом особенностей семьи.
К составлению плана организации социального патроната органом опеки и попечительства привлекаются образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации.
Шествие и митинг против ювенальной юстиции 22 сентября 2012 года в Москве.
План организации социального патроната включает мероприятия, направленные на обеспечение надлежащих условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего в семье, безопасности несовершеннолетнего, ухода за несовершеннолетним, оказание социально-педагогической, медико-психологической помощи семье, помощи родителям или иным законным представителям несовершеннолетнего в его воспитании и обучении, а также иные мероприятия, в том числе реабилитационные, обеспечивающие осуществление работы с семьей в соответствии с выявленными проблемами развития несовершеннолетнего и потребностями семьи».
Замечательно. Это очень позитивная программа.
Но кроме этих общих слов, носящих рекламный характер, о социальном патронате на десяти страницах законопроекта нет больше ничего! Ни одного слова!
Ни единого слова о конкретных обязанностях органов опеки перед семьей! Ни гарантированного минимума оказываемой помощи. Ни механизма разрешения спорных вопросов. Ни слова о характере взаимодействия органов опеки с другими учреждениями (из чьего кармана, например, будут оплачиваться все эти «надлежащие условия жизни», «безопасность» «медико-психологическая помощь» и т.д.). Автор законопроекта, правда, вставил слово «индивидуально» – мол, каждой семье свое, общей схемы нет. И это, конечно, правильное утверждение. Но необходимо понимать, что закон о социальном патронате не содержит никаких гарантий получения семьей реальной помощи.
Многие вопросы отпадают после ознакомления с финансово-экономическим обоснованием законопроекта.
«Примерная стоимость затрат на осуществление профилактической работы с 1 семьей в форме социального патроната в течение года в субъекте Российской Федерации (без учета основных средств, амортизации и аренды помещений, коммунальных услуг, так как данная работа должна осуществляться на базе уже существующих организаций) составляет 257 420,2 рублей».
Ну наконец-то, вот они – реальные средства, идущие на помощь семье! Читаем дальше:
«Указанная сумма складывается из следующих показателей: расходы на заработную плату 1 социального педагога, осуществляющего работу с 1 семьей в форме социального патроната, в год (из расчета средней величины ежемесячной оплаты труда социального педагога – 16 668 рублей, с учетом начисления на оплату труда 26,2%) – 252 420,2 рублей (16 668 рублей х 1,262 х 12 месяцев);
стоимость накладных расходов на транспортные расходы и услуги связи в расчете на 1 социального педагога, осуществляющего социальный патронат, в год – 5000 рублей».
То есть семья этих денег не увидит! Их получит сотрудник органов опеки и попечительства, «опекающий» семью! Никаких иных ассигнований законопроектом не предусмотрено!
Но за чей же счет тогда все вышеперечисленные блага? Увы, дорогие родители, их планируется реализовывать за счет семьи… Социальный педагог лишь проинструктирует вас, что вы должны сделать «для обеспечения надлежащих условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего в семье, безопасности несовершеннолетнего, ухода за несовершеннолетним, оказания социально-педагогической, медико-психологической помощи» и т.д. и т.п. А сделать это должны будете вы сами, за свой счет!
И не удивляйтесь этому. Это всего лишь развитие уже намеченного направления социальной работы. 1 июня, в Международный день защиты детей, был подписан указ, утверждающий «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012–2017 годы». И такое развитие во многом личная заслуга председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, которая после подписания указа возглавила координационный совет при Президенте РФ по реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы». В «Стратегии» есть и такие строки:
«В Российской Федерации необходимо шире внедрять эффективные технологии социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений».
Шествие 22 сентября в Москве.
Эффективными социальными технологиями здесь называются те, с помощью которых стимулируется использование ресурсов самой семьи для удовлетворения очень широко трактуемых потребностей ребенка (метраж жилой площади, рацион питания, семейный отдых, медицинские услуги, досуг и т.д.). Поддержка государства сводится лишь к продвижению таких технологий.
В «Стратегии» бедность семьи названа одним из факторов риска в плане соблюдения прав ребенка. Дети, живущие в семьях, не способных обеспечить стандарт потребностей ребенка, должны, по логике «Стратегии», изыматься и передаваться семьям, для которых следование стандарту не составит проблемы. То есть закладывается механизм перетока детей из бедных семей в богатые. Этим будет решаться задача «сокращения бедности среди семей с детьми», поскольку у бедных семей детей просто не будет. Захотят ли богатые семьи брать детей? За рубежом большой спрос на русских детей, за это платят деньги. Ведь никто не говорил, что это должны быть непременно российские богатые семьи.
Вернемся к социальному патронату. Социальный патронат предусматривает еще и мониторинг: социальный педагог не только скажет вам, что делать, но и будет проверять, как вы это исполняете. Что будет, если вы не исполняете? Тогда, видимо, вам придется проститься с ребенком… Законопроект вполне позволяет это сделать.
Статья 8 пункт 5: «В случае возникновения достаточных оснований для лишения или ограничения родителей (одного из них) родительских прав во время осуществления социального патроната или по завершении установленного срока его осуществления орган опеки и попечительства обязан предъявить иск в суд о лишении родителей (одного из них) родительских прав либо об ограничении их (его) в родительских правах».
Фактически это означает полную потерю семьей своей независимости. Например, учебное пособие «Педагогические аспекты в социальной работе» (адресуется студентам, преподавателям, практическим работникам) пишет: «Социальный педагог выполняет посредническую функцию в установлении связей и контактов семьи и специалистов-психологов, социальных работников, врачей, юристов, представителей органов власти и общественности». Понятно, что если все внешние связи семьи осуществляются через посредника, то семья попадает в совершенную зависимость от него.
Далее: «Социальный педагог самостоятельно определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, меры социальной защиты и социальной помощи, реализации прав и свобод граждан». Социальный педагог самостоятельно принимает решения по всем вопросам жизни опекаемой семьи! Заметим, что при этом не требуется ни согласия, ни информирования членов семьи. Также заметим, что чужие личные проблемы он решает, не имея профессионального психологического образования, а «права и свободы граждан» защищает, не имея профессионального юридического.
В таком случае возникает вопрос: до каких пределов может простираться вторжение органов опеки в жизнь семьи при оказании «помощи»? Законопроект умалчивает об этом… а следовательно, права органов опеки при реализации социального патроната не ограничены! Все это тоже – на их усмотрение…
Это является прямым нарушением Конституции РФ глава 2, статья 38:
«1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей».
А также глава 2, статья 23:
«1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения».
Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения!
Понимает это и автор законопроекта. В пояснительной записке к нему читаем: «В связи с тем, что социальный патронат представляет собой определенное вмешательство в семью, его осуществление будет возможно только с согласия родителей (законных представителей) и с учетом мнения несовершеннолетнего ребенка, достигшего 10-летнего возраста».
То есть родители должны будут собственноручно написать заявление с просьбой установить над семьей социальный патронат. И именно на основании этого «добровольного» заявления родителей органы опеки получат неограниченную власть над семьей: «Вы же сами просили!»
Социальный патронат устанавливается только при согласии родителей – значит, можно и отказаться от него?! Можно… В интервью каналу ТВЦ глава профильного комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Е.Б. Мизулина на вопрос: «Что будет, если родители откажутся от социального патроната?» – ответила так: «А если они не согласятся на патронат, то у них просто отберут ребенка».
Над кем может быть установлен социальный патронат
Вопреки уверениям сторонников социального патроната текст законопроекта не содержит никаких оснований для утверждений о том, что патронат будет устанавливаться над «неблагополучными» семьями, в которых дети живут в исключительно тяжелых условиях.
Напротив, использующиеся в законопроекте размытые формулировки, дающие возможность для их чрезвычайно широкой трактовки, говорят о том, что закон ориентирован даже не просто на охват семей в большом диапазоне состояний, а буквально на все существующие семьи вообще! В соответствии с законопроектом социальный патронат может быть установлен над любой семьей.
Автор законопроекта использует для достижения этого как абстрактные формулировки, так и ловкое употребление созвучных, но юридически совершенно не равнозначных терминов: «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении» и «семья, находящаяся в социально опасном положении». В связи с этим данная глава нашей статьи, возможно, потребует от читателя некоторого терпения при разборе этих правовых дебрей.
Итак, социальный патронат устанавливается (пункт 1 статьи 8 законопроекта):
«Социальный патронат устанавливается органом опеки и попечительства в случае, если по результатам обследования условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего, проведенного органом опеки и попечительства в порядке, предусмотренном статьей 122 Семейного Кодекса Российской Федерации, установлено, что родители или иные законные представители несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие его нормальному воспитанию и развитию, и (или) отрицательно влияют на его поведение.
Социальный патронат устанавливается органами опеки «по результатам обследования условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего». То есть по результатам осмотра квартиры и беседы с родителями.
Что может стать причиной такого обследования? В указанной статье 122 Семейного Кодекса читаем:
«Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка».
Итак, причиной проведения обследования жизни семьи может стать сигнал от должностных лиц (работников детского сада, школы, поликлиники, больницы, спортивной секции, кружка, аптеки и т.д.).
Но в указанном пункте 1 статьи 121 Семейного Кодекса речь идет о детях, оставшихся без родителей или без попечения родителей! Такие дети признаются безнадзорными (социальными сиротами) и помещаются в детские дома или приемные семьи!
В случае, если речь идет о признании ребенка безнадзорным, хоть немного понятно, какую информацию должны сообщать должностные лица. Это должна быть информация о потере ребенком родителей или существовании угрозы для его жизни и здоровья. Это должно быть выражение мнения должностного лица о том, что ребенку лучше будет в детском доме. Хотя, конечно, мнение мнению рознь…
А вот что должны сообщать органам опеки должностные лица в случае принятия закона о социальном патронате? Это в законопроекте не оговаривается, а значит, имеет самые широкие возможности для толкования!
Не так давно в Московской области была введена новая практика (к сожалению, у нас нет информации по России): обо всех случаях травм у несовершеннолетних травмопункты сообщают участковым инспекторам, которые обязаны провести расследование с целью установления лиц, виновных в получении ребенком травмы. При этом с кого, как вы думаете, берутся показания? С родителей, конечно! Дорогие родители, не удивляйтесь, если после того, как вы с ребенком обратитесь в травмопункт, к вам заглянет участковый. Будьте готовы умно ответить ему.
В доверительной беседе один из участковых педиатров Московской области рассказал, что всех участковых врачей недавно проинструктировали при вызовах на дом обращать особое внимание на «условия жизни ребенка» и сообщать, если что-то покажется им странным. Дорогие родители, будьте вежливы с врачами! Или теперь их лучше вообще не вызывать?
Известны случаи, когда бдительная воспитательница детского сада сообщила в органы опеки о царапине на шее у ребенка, работники ЕИРЦ сообщали о задолженности по квартплате; школьный психолог обратилась в органы опеки, так как была недовольна отказом родителей предоставить ей информацию личного характера; директор школы –так как была недовольна несговорчивостью родителей. Примеров масса!
И что же, все это поводы для проверки органов опеки?
25 сентября при обсуждении законопроекта в Госдуме депутатом М.Б. Терентьевым был задан вопрос: «Что будет являться основанием для обследования условий жизни семьи?» Представлявшая законопроект о социальном патронате зам. министра образования и науки Н.В. Третьяк ответила: «Основанием для обследования семьи может являться как заявление самих родителей, так и сообщение любых заинтересованных органов».
Никакой проверки поступившей информации не предусмотрено, требуется только сам факт «сообщения».
А ведь еще принимается информация от «иных граждан» – то есть от любых частных лиц (соседей; родственников; дворового хулигана, имеющего «зуб» на чужого папу, который дал ему по шее; бабушки у подъезда, которой невежливо ответила чья-то мама и т.д. ).
Итак, органы опеки получили сигнал и пришли в семью. Они должны установить, имеются ли «условия, препятствующие нормальному воспитанию и развитию» ребенка и не влияют ли родители «отрицательно на его поведение».
Кстати, что это такое – «нормальное воспитание и развитие»? Законопроект таких пояснений не содержит.
Необходимо обратить внимание, что эта формулировка встречается в статье 121 Семейного Кодекса (там она, кстати, тоже появилась совсем недавно – 24 апреля 2008 года – в связи с принятием Федерального Закона «Об опеке и попечительстве»).
Но там она, по крайней мере, применятся к таким ситуациям, как «смерть родителей», «лишение родителей родительских прав», и стоит после «условий, представляющих угрозу жизни или здоровью» ребенка. И так как речь идет ни много ни мало как об изъятии ребенка из семьи, можно предположить, что там «условия, препятствующие нормальному воспитанию и развитию», должны пониматься как такие условия, которые делают невозможным пребывание ребенка в семье.
Социальный патронат тоже устанавливается в случае, если родители создают «условия, препятствующие нормальному воспитанию и развитию» ребенка. Но здесь уже в контексте ситуации, когда родители «отрицательно влияют на поведение» ребенка.
На заседании Госдумы 25 сентября депутат Д.И. Савельев задал вопрос: «Кто знает, что такое нормальное воспитание и развитие, и кто будет определять эту норму?»
Представляющая законопроект о социальном патронате зам. министра образования и науки Н.В. Третьяк ответила так: «Препятствует ли ситуация, сложившаяся в семье, нормальному развитию ребенка, решат совместно органы опеки и попечительства и семья». Очень трогательная риторика, но про права семьи в законопроекте нет ни слова, а это значит, что решать будут органы опеки на свое усмотрение.
А что значит «родители отрицательно влияют на поведение» ребенка? В законопроекте это не поясняется, а на практике эту формулировку можно применить к чему угодно. Например, сейчас государство ужесточает свою позицию по отношению к курению, а папа курит. Или мама любит смотреть сериалы или проводит много времени за компьютером. А, например, человек «нетрадиционной ориентации» скажет, что отрицательным примером для ребенка является твердый моногамный брак родителей. Нет абсолютно никаких критериев для вынесения оценки! Даже если бы они и существовали – кто может утверждать, что он человек совершенный, чуждый любых негативных качеств? Никто! А это значит, что под такую формулировку может попасть любой родитель! А попадет он или нет, зависит только от решения конкретного чиновника органов опеки. Так что социальный патронат может быть установлен над любой семьей!
Подтверждает это и следующее. 20 сентября на круглом столе в Госдуме представительница комитета по вопросам семьи, женщин и детей огласила проект постановления (подзаконный акт), в котором говорится, что основанием для назначения социального патроната будет являться «выявление однократного акта насилия (как физического, так и психологического), не повлекшего опасности для жизни и здоровья». При этом планируется использовать чрезвычайно широкое понимание термина «насилие».
Но и это еще не все. На официальном сайте Госдумы РФ в «Автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности» (в ней отражается информация о внесении и рассмотрении всех законопроектов) есть и страница, посвященная закону о социальной опеке. На ней опубликовано Заключение Правового управления от 23 мая 2012 года с оценкой юридической адекватности законопроекта. Двух из его положений мы коснемся. «Обращаем внимание, что законопроект содержит внутренние противоречия, касающиеся определения семьи, в отношении которой может быть установлен социальный патронат». Дело в том, что в разных местах законопроекта основания для установления социального патроната сформулированы по-разному!
Вариант 1 – минимум.
Митинг 22 сентября.
Мы уже цитировали пункт 1 статьи 8: «Социальный патронат устанавливается… если… установлено, что родители или иные законные представители несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие его нормальному воспитанию и развитию, и (или) отрицательно влияют на его поведение».
Естественно, что не искушенный читатель законопроекта считает основанием для установления социального патроната выделенные нами случаи. В данном тексте нахождение несовершеннолетнего в социально опасном положении не является основанием для установления социального патроната.
Вариант 2 – максимум.
В пунктах 3, 4, 5 и 6 законопроекта в неразличимой для непрофессионала форме говорится о уже существенно расширенных основаниях для установления социального патроната: «В абзацах 1, 2 пункта 3, пункте 4, абзаце 1 пункта 5, пункте 6 новой статьи 8 Закона говорится об установлении социального патроната в отношении семьи, находящейся в социально опасном положении, то есть семьи (с учетом проектных изменений), имеющей детей, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними, либо создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие их нормальному воспитанию и развитию».
В этом случае нахождение несовершеннолетнего в социально опасном положении уже является основанием для установления социального патроната.
Термин «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении», раскрывается в главе 1 ФЗ № 120: «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия».
Основания для назначения социального патроната, совпадающие в обоих вариантах, подчеркнуты. Жирным выделены случаи, которых нет в первом варианте.
А главное – во втором случае в определении термина «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении», есть следующая формулировка: «лицо, которое… находится в обстановке… не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию». Под такой формулировкой можно понимать все что угодно.
Лидер «ювенального лобби», бывший депутат Государственной Думы РФ, председатель редакционного совета альманаха «Вопросы ювенальной юстиции» Е.Ф. Лахова высказалась по этому поводу так: «В России 100% детей находятся в социально опасном положении».
Автор законопроекта виртуозно владеет юридической терминологией и, пользуясь этим, «проталкивает» законопроект с очевидной для всех программой минимум. Но понятно, что после его принятия будут предприняты шаги и для реализации скрытой до поры до времени программы-максимум.
(Окончание следует.)
Добавить комментарий