Создание Петром 1 святейшего синода

Содержание

Духовный Регламент 1721 года

«Регламент духовный» 1721 года«Регламент духовный» (Москва, 1776)

Духо́вный Регла́мент 1721 года (полное название: Регламент, или Устав духовной коллегии) — закон, изданный в форме манифеста Петром I, определявший правовое положение Православной церкви в Российской империи (Православной российской церкви). Этим регламентом соборная и патриаршая власть в России была фактически упразднена; вместо патриарха был создан совещательный орган управления Церковью при полном его подчинении власти монарха.

«„Регламент“ был общим делом Феофана Прокоповича и самого Петра. В Феофане Петр нашёл понятливого исполнителя и истолкователя своих пожеланий и мыслей, не только услужливого, но и угодливого. Феофан умел угадывать и договаривать не только недосказанное, но и недодуманное Петром. И умел не только досказывать, но и подсказывать».

История разработки и издания

В октябре 1718 Пётр указал Феофану (Прокоповичу) написать проект для Духовной коллегии — «Духовный регламент».

К февралю 1720 проект «Духовного регламента» был подготовлен; 23 февраля Пётр послал Указ обер-секретарю Сената, чтобы Сенат и архиереи выслушали проект и высказали своё мнение: «чтоб ремарки поставили и на каждой ремарке экспликацию вины дела».

Сенат издал Указ от 9 марта 1720 года «О собирании подписей епископов и архимандритов Московской губернии под текстом Регламента Духовной Коллегии». Текст Регламента с посыльными рассылался архиереям и архимандритам монастырей.

Проект был принят 25 января 1721 года с несколькими дополнениями. В числе подписавших проект было 6 епископов и 3 архимандрита. Через семь месяцев были собраны подписи 19-ти епископов, 48-ми архимандритов, 15 игуменов и 5 иеромонахов. Возражений и поправок к регламенту не наблюдалось.

Основные положения Регламента

Важнейшей реформой, вводившейся в церковное управление Регламентом, было упразднение патриаршества и учреждение вместо него Святейшего Правительствующего Синода («Духовной коллегии»). Был определен состав Синода:

  • президент;
  • два вице-президента;
  • четыре советника
  • четыре асессора (в число их входили представители чёрного и белого духовенства).

Представителем императора в Синоде был обер-прокурор. Состав Синода был аналогичен с составом светских коллегий. Лица, состоявшие при Синоде, были таковы же, как и при коллегиях, от которых и была взята его внешняя организация. При Синоде было и целое ведомство фискалов.

Духовный Регламент предписывал епархиальным архиереям создавать при архиерейских домах училища для детей (мужского пола) духовенства; впервые в Московской Руси создавалась система школ. Данное нововведение имело целью удаление из среды духовенства лиц, поступающих туда не по призванию, а по расчёту. Перед поступлением в школу кандидату необходимо было выдержать экзамен, касающийся не только знаний, но и духовных качеств будущего пастыря. Священник, по мнению Феофана Прокоповича не должен быть ни мистиком, ни фанатиком. Следовало удостовериться, не имеет ли он «видений» или «смущающих снов». Особой проверке подлежали домашние духовники, «обычные орудия», — говорит Регламент, — «темных интриг, создатели незаконных браков». Что касается священнослужителей церквей, «содержимых вдовами», то этот институт уничтожался.

Институализировалась духовная цензура.

Упразднялись места чудесных явлений, не признанных таковыми Синодом.

Мужчинам запрещалось поступать в монастырь до тридцатилетнего возраста; монахам вменялось в обязанность исповедоваться и причащаться по крайней мере четыре раза в год; во всех монастырях вводится обязательный труд, а монахам запрещается посещать женские монастыри и даже частные дома. Монахиням, с другой стороны, запрещается давать окончательные обеты до пятидесятилетнего возраста, и послушничество, продолжавшееся до тех пор, не может служить препятствием для вступления в брак.

Значение и оценка

По форме и по изложению «Регламент» всего менее регламент. Это «рассуждение», а не уложение. И в этом именно его исторический смысл и сила. Это скорее объяснительная записка к закону, нежели сам закон. Но для Петровской эпохи вообще характерно, что под образом законов публиковались идеологические программы. «Регламент» есть в сущности политический памфлет. В нём обличений и критики больше, чем прямых и положительных постановлений. Это больше, чем закон. Это манифест и декларация новой жизни. И с намерением под таким памфлетом и почти сатирой отбирались и требовались подписи у духовных властей и чинов, — и при том в порядке служебной покорности и политической благонадежности. Это было требование признать и принять новую программу жизни, — признать новый порядок вещей и принять новое мировоззрение. Это было требование внутреннего перелома и приспособления…

> См. также

  • Святейший Правительствующий Синод
  • Церковная реформа Петра I
  • Синодальный период

Примечания

  1. Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. — Париж, 1937. — С. 84.
  2. Указ № 3718 // Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. Собрание Первое. — Санкт-Петербург, 1830. — Том 6. — С. 314-346

Литература

  • Верховский П. В. Учреждение Духовной Коллегии и Духовный Регламент. Т. 1—2. — Ростов н/д, 1916.
  • Левченко И. В. Русская православная церковь и государство. — Иркутск, 1997.
  • Валишевский К. Петр Великий. — М.,1993

Ссылки

  • Текст «Духовного Регламента»

Презентация «Церковная реформа Петра 1» презентация к уроку по истории (8 класс) на тему

Слайд 1

Церковная реформа Петра 1 Презентация подготовлена Майоровой Л.Н. учителем истории МБОУ «Берёзовская СОШ» Красноярский край

Слайд 2

Церковная реформа Петра Церковная реформа комплекс мер, проведенный Петром I в период 1701-1722 годов для снижения влияния церкви, её независимости и усиления контроля над её административными и финансовыми вопросами.

Слайд 3

Причины и предпосылки Духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ — многие монахи считали царя антихристом, о чем не боялись говорить вслух и даже раздавали рукописные листовки в городах и деревнях. Чрезмерный авторитет церкви Патриарх имел не меньшую чем сам Петр I возможность влиять на обычных людей Экономическая независимость церкви — многочисленные войны и развитие промышленности требовали все больше финансовых и человеческих ресурсов, часть из которых находилась во владении монастырей и церквей неподотчетных государству.

Слайд 4

Цели и задачи Ликвидация экономической и административной автономии — подробная ревизия имущества, с последующей секуляризацией, внедрение должностей назначаемых государственным аппаратом, а также четкое регламентирование финансовых потоков и обязанностей возлагаемых на церковь. Снижение численности духовенства — определение необходимого количества церковников и монахов исходя из числа обслуживаемых граждан, ограничение «странствующих» священников и запрет на строительство монастырей. Борьба с нищенством — царь был категорическим противником стихийного нищенства, считал что только «блаженным» и откровенным инвалидам может быть позволено жить на подаяние.

Слайд 5

Содержание и ход церковной реформы Год/Событие Цель Содержание 1700 Назначение «Блюстителя и управителя Патриаршего Престола» Не допустить избрания нового Патриарха после смерти Патриарха Адриана . Царь лично назначил на новую должность митрополита Стефана Яворского. 24 января 1701 Секуляризация крестьян и земель Ликвидация финансовой автономии церкви. Увеличение эффективности использования земель и налоговых поступлений Церковные крестьяне и земли переданы в управление к Монастырскому приказу, доходы перечислялись в казну 30 декабря 1701 Запреты касающиеся монашества Снижение числа монахов Запреты на строительство новых монастырей, на владение монахами угодьями и вотчинами, на пострижение в монахи по собственному желанию

Слайд 6

Содержание и ход церковной реформы Год/Событие Цель Содержание 1711 год Контроль со стороны Сената над делами церкви Ограничение административной свободы церкви Созданный в 1711 году Правительствующий Сенат получил в управление церковные дела 1716 год Указ об ограничении численности священников Увеличение эффективности использования человеческих ресурсов Борьба со «странствующими» служители приписывались к определенному приходу. 1717-1720 го­ды Подготовка главной реформы Петр I стремился закрепить собственный статус полноправного самодержца Феофан Прокопович занимается созданием Духовной Коллегии.

Слайд 7

Содержание и ход церковной реформы Год/Событие Цель Содержание 25 января 1721 года Издание манифеста об учреждении Духовной Коллегии и создание Правительствующего Синода Фактическое упразднение патриаршества Каждый из 12-ти членов Синода перед вступлением в должности обязан был принести присягу царю. 14 февраля 1721 Монастырский приказ переходит под управление Синода увеличение налоговых поступлений Синод обязывался все средства, оставшиеся после выплат, передавать в государственную казну. 28 апреля 1722 года Введение надзорно-охранительной функции церкви Борьба с противниками власти Священнослужителям вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди

Слайд 8

Содержание и ход церковной реформы Год/Событие Цель Содержание 11 мая 1722 года Введение при Синоде должности обер-прокурора Дополнительный контроль за Синодом Обер-прокурор отчитывался непосредственно перед царем и являлся его «оком государевым и стряпчим о делах государственных».

Слайд 9

Суть и значение церковной реформы Петра I Основная суть предпринимаемых Петром I церковных преобразований заключалась в ликвидации автономии и встраивании института церкви в государственный аппарат, со всеми сопутствующими характеристиками — ведение отчетности, ограниченное число персонала и т.д.

Слайд 10

Создание Духовной Коллегии, или Святейшего Синода Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии был малороссийский богослов, ректор Киево-Могилянской Академии Феофан Прокопович. 1 июня 1718 года он был наречён в псковские епископы, а на следующий день он был посвящён в архиерейский сан в присутствии государя.

Слайд 11

Духовный регламент 25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода. 11 мая 1722 года было приказано присутствовать в Синоде особому обер-прокурору .

Слайд 12

Иван Васильевич Болтин Главной обязанностью обер-прокурора было вести все сношения Синода с гражданской властью и голосовать против решений Синода, когда они не согласовывались с законами и указами Петра. Обер-прокурор подлежал суду только государя. Любые решения, принимаемые Синодом, контролировались обер-прокурором, а значит и самим Петром I.

Слайд 13

Значение реформы Административное значение реформы церковного управления в общем ключе политики Петра I — централизация власти в руках монарха, становление церкви на службу царя (а после — императора) и государства. Экономическое значение — оптимизация человеческих и финансовых ресурсов, повышение эффективности налогообложения и использования имущества ранее полностью подконтрольного церкви Сословное значение — снижение влиятельности сословия духовенства.

Слайд 14

Итоги и результаты реформы Церкви Фактически ликвидирована должность Патриарха Церковь начала терять финансовую и административную автономию Снижено количество монахов и монастырей Увеличено число налогов Производятся рекрутские наборы из церковных крестьян

Слайд 15

>Пётр I и церковь

1. Пётр I и Церковь

1700 – 1725 гг.
• Личность Петра Великого
• Святые, с которыми император имел
связь
• Ближний круг
• Церковные реформы
Художник – Иван Тупылёв

2.

«Всешутейший
всепьянейший и
сумасброднейший
собор»
Личное благочестие
и общение со
святыми

3. Историческое введение:

• Россия до Петра
• Долгий путь к престолу
• Характер Петра
• Путешествие в Европу
• В России как в Европе
• Окно в Европу: Северная
война
• Идея общего блага и
полицейское государство
• Проблема престолонаследия

4. Историческое введение. Россия до Петра

Россия XVII века — огромное
развивающееся государство. Многое в
ее устройстве архаично, и по темпам
экономического и технологического
развития она уступает
западноевропейским державам.
Вместе с тем именно в XVII веке Россия
впервые выходит на европейскую
политическую арену. В конце века она
вступает в первый союз —
антитурецкую Священную лигу.

5. Историческое введение. Долгий путь к престолу

У царя Алексея Михайловича было три
сына от двух жен: Марии Милославской и
Натальи Нарышкиной. После того как
умерли и Алексей Михайлович, и его
старший сын Федор, между Нарышкиными
и Милославскими развязалась борьба за
власть. В результате царями были
объявлены сразу два брата: Иоанн (сын
Милославской) и Петр (сын Нарышкиной).
Регентом стала их сестра Софья. Через семь
лет ее фактического правления случился
переворот: реальная власть перешла к
Петру и семье Нарышкиных.
Братья Федор III, Иван V и Петр I ребенком и (справа)
патриарх Адриан и митрополит. Гравюра из книги Фридриха
Христиана Вебера «Преображенная Россия». 1721 год

6. Историческое введение. Характер Петра

В конце XVII — начале XVIII
века в России началась
новая эпоха, в которую
гармонично попал Петр I.
Его западничество легло
на подготовленную почву.
А его особенность –
революционный нрав.
Петр I в одежде корабельного плотника во
время Великого посольства

7. Историческое введение. Путешествие в Европу

У Великого посольства, в которое
Петр отправился в начале
царствования, было две цели.
Первая — дипломатическая:
России были нужны союзники
против Турции. Но их найти не
удалось. Второй (возможно, более
важной) целью была учеба: Петр
хотел увидеть все сам и всему
научиться.
Петр I в Зандаме, Голландия. 1697 год

8. Историческое введение. В России как в Европе

Европеизация коснулась не всего
российского общества, а только
дворян и горожан — то есть тех, кто
действительно мог ее воспринять. В
результате жизнь этих людей
радикально изменилась: их
внешний вид, одежда, предметы
интерьера, пространства, которые

их окружали, и способы
времяпрепровождения стали
совершенно другими. Все это
влияло на их самоощущение, на
способы общения, на темпы жизни.
Вид вниз по Неве-реке между Зимним дворцом и Академией наук.
Рисунок Михаила Махаева. 1753 год

9.

Культурные противоречия
«… в Петровскую эпоху возникает разрыв между
дворянством и народом разрыв не столько имущественный и
сословный, сколько культурный. По воле царя и под
давлением государства чрезвычайно скоро – на протяжении
жизни одного поколения – происходит европеизация
русского дворянства. Кроме того, петровская табель о рангах
фактически кладёт основание для нового сословия,
формируется бюрократия… Этот процесс ведёт к
закреплению нарастающего разрыва между «верхами» и
«низами».
Происходит деление на народ, включающий разные
сословия – крестьян, мещан, солдат, и общество, которое
составили дворянство родовитое и служилое, поместное и
безземельное, а также бюрократия. Народ оставался
пассивны объектом воздействия со стороны государства и
общества в лице его отдельных представителей. Общество
же оказалось важным субъектом общественной жизни, хотя
и зависимым от воли самодержца. Русское духовенство,
раннее занимавшее почетное место в социальной иерархии,
было «опущено» вниз, занимая промежуточное положение,
поскольку мировоззренчески оно оставалось частью народа,
а по уровню образования приближалось к обществу» (А. И.
Яковлев. Очерки истории русской культуры XIX века. С. 43-44).

10.

Но важно то, что произошёл переход на новый вид
ценностей, который выразился в:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Отказ от патриаршества
Новый календарь
Брадобритие
Европейское платье
Эмансипация женщин
Светские формы искусства и европеизация языка
Фактическое внедрение в быт верхнего слоя общества второго
языка
«Теократию сменил гуманизм. Государство перестало быть
8. Новая столица
органом Церкви, ведущей людей здесь на земле к
потустороннему загробному спасению душ. Последним
критерием, высшей целью явилось не царство небесное, а
прогрессирующее улучшение земного благоденствия, так
называемое «общее благо» (А. В. Карташов).
> 11. 1703 год – основание
1712 год – становится столицей

13. Историческое введение. Окно в Европу: Северная война

В начале Северной войны русское войско было
совершенно не готово к столкновению с таким сильным
противником, как Швеция, и оказалось практически
уничтожено под Нарвой. Но, пока Карл XII отвлекся на
Польшу, Петр провел преобразования, восстановил и
укрепил армию и в конце концов сумел разгромить
Карла под Полтавой. После этого война продолжалась
еще больше 10 лет, но ее исход был предопределен.
Швеция покинула ряды ведущих мировых держав, а
Россия, напротив, в них вошла.
> 14. Сражение между русскими и шведскими войсками у Полтавы 27 июня 1709 года. Картина Пьера Дени
Мартена Младшего. После 1724 года

15. Историческое введение. Идея общего блага и полицейское государство

При Петре в Россию пришли
распространенные в то время в Европе
идеи общего блага и регулярного
государства. Государство возникает в
результате общественного договора. Все
подданные государства, включая самого

государя, должны исполнять свою роль,
направленную на достижение главной
цели — общего блага. Чтобы этот
механизм работал, его нужно настроить
с помощью четких правил, а чтобы их
соблюдали, нужна полиция.
Корни – в Реформации. Это путь
обмирщения.
Портрет Петра I. Гравюра Алексея Зубова. 1718 год

16.

1722 год – публикация
«Правды воли монаршей»:
• Обоснование изменения
в порядке наследования
царского престола:
император как абсолют
• Обоснование теории
«общественного
договора»
• Размытие представления
о богоизбранности царя

17. Историческое введение. Проблема престолонаследия

Старший сын Петра I царевич Алексей погиб в Петропавловской
крепости, будучи обвиненным в предательстве. Младший сын умер
в три года. Из потомков по мужской линии у Петра остался только
маленький сын царевича Алексея, и Петр принял Указ о
престолонаследии, по которому государь мог сам выбирать
наследника, ничем не ограничиваясь. Но сам он умер, так и не успев
сделать никаких распоряжений. В результате в 1727 году трон
перешел к одиннадцатилетнему сыну царевича Алексея, а когда и
он умер, не оставив наследников, случился династический кризис:
наследников Петра Великого по мужской линии не осталось.
> 18. Семья Петра I. Миниатюра на эмали Григория Мусикийского.
1716–1717 годы
Портрет царевича Алексея Петровича в латах. Картина Кристофа
Бернарда Франке. 1710–1718 годы

19. Личности петровской эпохи

• 1623 г. – Родился в селе Ивановской области
Его родители принадлежали к духовному званию, по словам
самого святителя, «я родился в мир сей от благочестивых
родителей и воспитан ими в непорочном благочестии
Восточной Церкви, в православной вере». Был женат, имел
сына.
• 1663 г. – Овдовел и постригся в монахи
• 1775 г. – Поставлен игуменом Унжеского монастыря,
которому покровительствовал дом Романовых
• 1682 г. – Назначен епископом новой кафедры –
Воронежской
Многие местные жители не испытывали уважения к религии,
образовательный уровень пастырей был крайне низок, в
регионе было велико влияние старообрядчества,
представители которого бежали на тогдашнюю окраину России
от гонений. На территории епархии было лишь 182 храма, что
не соответствовало её масштабам и постоянно
увеличивавшемуся количеству населения. Монастырская
жизнь находилась в упадке, во внутреннюю жизнь монастырей
часто вмешивались жертвователи-миряне. По словам владыки
Митрофана, «у нас место украинское и всякого чину люди
обвыкли жить неподвластно, по своей воле»

21.

«Как опытный хозяин, радеющий об имуществе
церковном, он стремился к тому, чтобы увеличить
средства своей небогатой епархии и заботливо
упорядочивал её внешний, церковно-хозяйственный
обиход. Но главные заботы святителя сосредоточивались
на пастырском попечении о спасении душ вверенного ему
Господом словесного стада. Святой Митрофан явился
истинным пастырем, со страхом Божиим он свершал своё
служение: с любовию и милосердием вспахивал святитель
ниву сердец человеческих, чтобы посеять на них
спасительные семена слова Божиего; лишь в крайних
случаях для искоренения пороков обращался он к
суровым карательным мерам».

22. Святитель Митрофан и император

• Случай в резиденции Петра: «В жизни моей государь властен; но
неприлично христианскому государю ставить языческих идолов и тем
соблазнять простые сердца».
• Но с другой стороны, он оставался духовным наставником и сподвижником
царя Петра I в укреплении державы и строительстве ее боеспособного
военного флота и армии. Желая открыть России доступ к Азовскому и
Черному морям, Петр I в 1694 году приступил к постройке в Воронеже
боевых кораблей для войны с турками. Часто посещая город, он близко
познакомился со святителем Митрофаном, который словом и делом
помогал Государю. Когда на флотилию недостало денег, святитель
Митрофан принес собранные средства и вручил их царю со словами:
«Всякий сын отечества должен из своего достатка помогать нужде
государственной». Он послал от себя четыре тысячи рублей на
приостановленное из-за нехватки денег строительство кораблей, а в
следующем году – три тысячи на жалование солдатам.

23.

1703 г. – Митрофан сильно
заболел, принял схиму
(Макарий), а через пару
месяцев скончался.
Император лично нес гроб
владыки и потом сказал: «Не
осталось у меня такого святого
старца»
«Сотворите милость и этот мой последний долг заплатите ко
Господу Богу молитвами на душевную мою пользу: помяните
душу мою грешную, да и сами помянуты будете у Господа
Бога в день праведного суда. Это слово мое предстанет
перед вами и мной на Страшном Суде Христовом. Не
пренебрегайте моим прошением, слезно молю и прошу о
последней вашей любви ко мне, грешному; не забудьте
меня в своих молитвах, по апостолу Павлу: молитесь друг за
друга, чтобы исцелиться. И если кто сотворит по нашему
завещанию тому некое препятствие в исполнении
последней моей воли, или коварство, или лукавство сделает
при раздаянии вещей написанных, или не исправит по
завещанию нашему во всем раздаянии, или поскорбит и не
исполнит этого нашего вышенаписанного приказа, тот имеет
судию Христа Бога, воздающего каждому по делам, потому
что Он — всевидящее око; если же видит кого творящего не
лживо, тому и воздаст по его делам, всякому — праведно»
(Духовное завещание святого Митрофана, епископа
Воронежского).

24.

• 1635 г. – Родился в Москве, был приходским
священником
Он был назначен духовником царя и
царствующего дома.
• 1701 г. – По доносу был сослав вместе с
Григорием Талицким в Соловецкий монастырь,
где он принял монашеский постриг с именем
Иов (в честь Иова Многострадального). В
последствии, Петр I посетил Соловки, чтобы
вернуть опального священника, но
преподобный пожелал остаться и просил о
переводе на остров Анзер.
• 1702 г. – перешел в Анзерский скит, где был
настоятелем после смерти прп. Елеазара
Анзерского
• 1710 г. – Принял великую схиму с именем Иисус
• 1720 г. – Скончался в день Торжества
Православия
> 25. • 1650 г. – Родился в Малороссии в
дворянской семье
• 1670-е гг. – Обучается в КиевоМогилянской коллегии

26. Киево-Могилянская Коллегия

• Предшественники – братства и
школы, организованные по
борьбе с унией
• Коллегия же образована Петром
Могилой (1630 г.) как калька
иезуитских коллегий: система
возрастающих классов, методы
духовного воспитания и

направленность на служение
Церкви
• Но богословия там не было,
только философия
• Образование на латинском
языке, потому что это научнобогословский язык того времени
> 27. • 1702 г. – Поставлен митрополитом
Тобольским и Сибирским
(хиротонию совершали Стефан
(Яворский) и свт. Димитрий
Ростовский)
> 28. Тобольск в XVIII веке – центр Сибирской губернии

29.

• 1703 г. – Открывает в Тобольске
первую славяно-русскую приходскую
школу
Далее святитель разворачивает
удивительную деятельность в Сибири
• 1711 г. – принимает схиму и уже
лично занимается миссионерской
деятельностью
• 1715 г. – умирает свт. Иоанн
(Максимович), который заменил свт.
Филофея, и царь указывает схимнику
управлять епархией (1717 г.)
• 1720 г. – Нехотя отпущен
императором на покой
• 1727 г. – Скончался в в тюменском
Троицком монастыре
> 30. Церковь апостолов
Петра и Павла.
Фотография: С. М.
Прокудин-Горский,
1912 г.

31.

• 1651 г . – Родился в семье сотника в Киеве
• 1660-е гг. – Учился в Киево-Братской коллегии
• 1668 г. – Постригся, а после путешествовал по
монастырям
• 1684 г. – В Киево-Печерском монастыре получил
послушание составления агиографической
литературы
• 1700 г. — Петр назвал две кандидатуры, среди них
свт. Дмитрий, но по своей болезни он он не смог
отправиться в Сибирь – его поставили на
Ростовскую кафедры.
Всю свою деятельность он и развернул там.
Святитель заботился и просвещении народа, и о его
нравственном возрождении. Он же основал
славяно-греческое училище.
• 1709 г. – Скончался
Прижизненный портрет свт. Димитрия Ростовского

32.

«…по всей земле русской… распространен дух Четьи-Минеи… потому
что есть чрезвычайно много рассказчиков и рассказчиц о житиях
святых. Рассказывают они из Четьи-Минеи прекрасно, точно, не
вставляя ни единого лишнего слова от себя, и их заслушиваются… Я
сам в детстве слышал такие рассказы… Слышал я потом эти рассказы
даже в острогах у разбойников, и разбойники слушали и воздыхали… В
этих рассказах заключается для русского народа… нечто покаянное и
очистительное» (Ф.М. Достоевский).

34. Черты богословия свт. Дмитрия

• Особое почитание Пресвятой
Богородицы: «богословие покрова»
• Похвала мученичеству
• Равновесие в споре о времени
Пресуществления Св. Даров
• «Свобода святыя Церкви»: понимание
духовной власти как любви и
мученичества
• Постижение истории: священная
история в линейной
• Особое отношение к античному
наследию

35.

1658 г. – родился в Львовской области (Левобережная Украина)
1667 г. – Андрусовское перемирие
1680-е гг. – обучается в Киево-Могилянской Академии
1684 г. – принимает униатство и путешествует по
«университетам» (Львов и Люблин – философия, Познань и
Вильнюс – богословия. Здесь он усваивает все принципы
западной схоластики. Стефан (тогда – Симеон) вынес также из
школ основы католического богословия и враждебность к
протестантизму. Он мог также свободно сочинять стихи на
латыни и церковно-славянском.
• 1687 г. – покаяние и возвращение в Киев, принял постриг.
Преподавал в Коллегии, где, как говорят, «весьма папежское
учение утвердил».
• Январь 1700 г. – уезжает по делам в Москву, где его случайно
замечает император – Стефану пришлось говорить проповедь

по случаю смерти А. С. Шеина. Петру понравилось и он
посоветовал патриарху Андриану поставить его епископом на
ближнюю к Москве кафедру.
• Октябрь 1700 г. – он становится местоблюстителем.

36. Стефан и отношение к нему

• Не оправдывает надежд Петра
• Скептическое отношение со стороны
великороссов: «папежник»,
«обливанец».
• Дело с еретиком
• Словом, с одной стороны, он не
подходил Петру из-за консервативности,
с другой же стороны, не подходил
основной массе церковного народа из-за
либеральности.
Он пытался противостоять очень
резким церковным изменениям,
но ничего не мог сделать

37.

I.
О святых иконах
II.
О Знамении Честного Креста
III. О Святых Мощах
IV. О Святейшей Евхаристии
V. О призывании святых
VI. О входе святых душ, вышедших из тела, в
небесные обители и причастии небесной славы
прежде второго пришествия Христа
VII. О благотворении преставившимся, то есть о
молитвах, милостынях, постах и особенно
бескровных жертвах, приносящихся за умерших
VIII. О преданиях
IX. О Святейшей Литургии
X. О Святых Постах
XI. О добрых делах, способствующих вечному
спасению
XII. О наказании еретиков

38.

• Стефан попадает во всестороннюю
опалу, что пагубно влияет на его
здоровье
• Он хотел покинуть столицу, но не
мог. Он хотел спокойствия
• Умер в Москве 24 ноября 1722
года. Тело его было отправлено в
Рязань, где и погребено в
Успенском соборе
• Перед смертью он пожертвовал
своему родному Нежинскому
монастырю свою библиотеку

39.

Феофан на
Памятнике
«1000-летие
России»
• 1681 г. – Елисей родился без отца в Киеве, но
вскоре потерял и мать. Его дядя (Феофан),
ректор Киево-Братской коллегии, принял его и
воспитал в монастыре.
• 1701 г. – принимает униатство, получает
образование в Римской коллегии свт.
Афанасия. Он был очень образован, что
обратило на него внимание папы римского,
который предложил ему остаться в Риме, но он
вернулся в Киев.
• 1711 г. – ректор Киево-Могилянской академии
• 1716 г. – вызван в Санкт-Петербург для
осуществления церковной реформы
• 1721 г. – вице-президент Святейшего Синода
• С 1725 г. – архиепископ Великого Новгорода и
Великих Лук
• 1726 г. – первенствующий член Синода
• 1736 г. – умирает в Санкт-Петербурге

40. «Скандалы, интриги и расследования..»

Протоиерей Георгий Флоровский, писал:
«Феофан Прокопович был человек жуткий. Даже
в наружности его было что-то зловещее. Это был
типический наемник и авантюрист, — таких
ученых наемников тогда много бывало на
Западе. Феофан кажется неискренним даже
тогда, когда он поверяет свои заветные грезы,
когда высказывает свои действительные
взгляды. Он пишет всегда точно проданным
пером. Во всем его душевном складе
чувствуется нечестность. Вернее назвать его
дельцом, не деятелем. Один из современных
историков остроумно назвал его „агентом
Петровской реформы“. Однако, Петру лично
Феофан был верен и предан почти без лести, и в
Реформу вложился весь с увлечением. И он
принадлежал к тем немногим в рядах
ближайших сотрудников Петра, кто
действительно дорожил преобразованиями»
Протоиерей Георгий Флоровский
(1893 – 1978)

42.

Богословский прорыв Феофана
• «Теология есть учение о Боге познаваемым и полоняемом, данное Богом посредством
Его слова для Его славы и нашего спасения»
Таким образом:
• Священное Писание есть единственный и самодостаточный источник богословия
• Если богословие – наука, то оно должно быть избавлено от предвзятых мнений
«Есть Слово Божие и есть слово человеческое, истолковывающее Слово Божие»: то есть
Писание – мерило истинности Предания
Это привело к повороту в русском богословии:
• Обращение богословия к Священному Писанию
• Изучение Библии как текста (критика)
• Связь Писания и истории: Священное Писание – проект истории спасения, история –
его осуществление
> 43. Поле непонимания

44.

Иван Тихонович Посошков
(ок. 1670–1726) – один из тех
самоучек-начетчиков московской
церковной письменности,
которые, крепко придерживаясь
старых национальных начал, тем
не менее, ясно понимали, что
Россия должна идти вперед и что
только в полном развитии ее сил
заключается спасение.
• 1670-е гг. – Родился близ Москвы
• Почти нет никаких сведений о его
жизни
• Посошков много работает,
успевает сделаться
состоятельным человеком,
однако высокого места среди
петровских сподвижников он не
получил
• 1726 г. – скончался в
Петропавловской крепости,
причиной его ареста был,
вероятнее всего, написанный им
«Трактат о скудости и богатстве»,
выступавший за ограничение
дворянского землевладения

45.

I. О духовности
II. О воинских делех
III. О правосудии
IV. О купечестве
V. О художестве
VI. О разбойниках
VII.О крестьянстве
VIII.О земленых делах
IX. О царском интересе

46.

• Петр Андреевич Толстой (1645–1729)
• Борис Петрович Шереметев (1652–1719)
• Федор Матвеевич Апраксин (1661–1728)
• Александр Данилович Меншиков (1673–1729)
• Владимир Васильевич Атласов (1661–1711)
• Леонтий Филиппович Магницкий (1669–1739)
• Василий Никитич Татищев (1686–1750)
• Андрей Константинович Нартов (1693–1756)
• Андрей Матвеевич Матвеев (1701–1739)

47. Церковные реформы Петра Великого

• 16 октября 1700 г. – смерть патриарха
Андриана
• 1700 – 1701 гг. – дело Григория Талицкого:
тетради, где Петр Великий именовался
антихристом
• 1708 г. – дело Исайи, митр. Нижегородского:
он пытался защищать «свободу» Церкви
• 1718 г. – дело царевича Алексия и
«Суздальский розыск» по делу царицы
Евдокии
• Запрос на проекты Фрэнсиса Ли и Готфрида
Лейбница по коллегиальному устройству
государства и церковному управлению

49. Преобразование высшего церковного управления (14.02.1721)

I. Что есть духовное
Коллегиум, и каковыя
суть важныя вины
таковаго правления
II.Дела, управлению сему
подлежащая
III.Самых управителей
должность, действо и
сила

50.

«Между многими, по долгу Богоданныя Нам власти, попеченьми о исправлении
народа Нашего, и прочих подданных Нам Государств, посмотря и на Духовный чин,
и видя в нем много нестроения и великую в делах его скудость, не суетный на
совести Нашей возымели Мы страх, да не явимся неблагодарни Вышнему, аще
толикая от Него получив благопоспешества во исправлении как Воинскаго, так и
Гражданскаго чина, пренебрежем исправление и чина Духовнаго. И когда
нелицемерный Он Судия, воспросит от нас ответа о толиком Нам от Него врученном
приставлении, да не будем безответни. Того ради образом прежних, как в Ветхом,

так и в Новом Завете, Благочестивых Царей, восприяв попечение о исправлении
чина Духовнаго, а не видя лучшаго к тому способа, паче Соборнаго Правительства.
Понеже в единой персоне не без страсти бывает; к тому ж не наследственная
власть, того ради вящше не брегут. Уставляем Духовную Коллегию, то есть
Духовное Соборное Правительство, которое по следующем зде Регламенте, имеет
всякия Духовныя дела во Всероссийской Церкви управлять. И повелеваем всем
верным подданным Нашим, всякаго чина, Духовным и мирским имети сие за
важное и сильное Правительство, и у него крайния дел Духовным управы, решения
и вершения просить, и судом его определенным довольствоватися, и указов его
слушать во всем, под великим за противление и ослушание наказанием, против
прочих Коллегий».

51. Причины:

• Главная – опасность совместного
существования двух властей
Причины:
• При соборной форме дела идут быстрее,
так как личность может заболеть и проч.
• В коллективе не может быть коварства и
мздоимства
• Коллектив свободен, так как всех запугать
невозможно
• Истина «легче взыскуется соборным
сословием», а не одним человеком
• Коллегиум станет школой, из которой
достойные могут стать архиереями

52. Нестроения:

• Некачественное
литургическое творчество
• «Агиографическая чехарда»
• «Явное и стыдное»
идолослужение
• Мощи-обманщики
• Выдуманные «явления» икон
• Многогласие
• Необразованность и
духовенства, и мiрян

53. Решение:

• Священное Писание содержит в себе все
необходимые для спасения законы, но не все
умеют пользоваться им, поэтому необходимо
«руководство совершеннейших мужей» толкования и нравоучения, но они написаны на
греческом, а переводы на славянский темны и
трудны, сверх того они имеют много «высоких
богословских тайн»
• Избрание и поставление достойных
архипастырей, искусных в Писании и догматах,
которые могли бы толковать учение Церкви
для всех её чад
• Общее образование («три книжицы» и школа)
> 54. Состав:• Президент: Стефан (Яворский)
• Два вице-президента: Феофан
(Прокопович) и Феодосий
(Яновский)
• Четыре советника
• Четыре асессора
Но все равны

55. Фактология

• Первое заседание Духовной
коллегии (февраль 1721)
• Как поминать новый орган за
Богослужением?
• Как сносится он с Сенатом и
коллегиями?
В результате преобразования
(«церковный организм
переварил») появился Святейший
Правительствующий Синод.
Зал совета Святейшего Синода. 1911.

56. Фактология

• Первое заседание Духовной коллегии
(февраль 1721)
• Как поминать новый орган за
Богослужением?
• Как сносится он с Сенатом и
коллегиями?
В результате преобразования появился
Святейший Правительствующий Синод.
То есть
обладающий
статусом
святейшего
(патриарха)

58. Для Петра важно было получить одобрение патриархов

«Мѣрность наша, благодатію и властію Всесвятаго, Животворящаго и
Совершенноначальствующаго Духа, узаконяетъ, утверждаетъ и провозглашаетъ, отъ
Благочестивѣйшаго и Тишайшаго Самодержца, Святаго Царя, всея Московіи, Малыя и
Бѣлыя Россіи, и всѣхъ Сѣверныхъ, Восточныхъ, Западныхъ и иныхъ многихъ странъ
Обладателя, Государя, Государя Петра Алексѣевича Императора, по Духу Святому Намъ
возлюбленнаго и превожделѣннаго, въ Россійскомъ Святомъ великомъ Царствѣ

учрежденный Сѵнодъ. Есть и нарицается онъ Нашимъ во Хрістѣ Братомъ,
Святымъ и Священнымъ Сѵнодомъ, отъ всѣхъ благочестивыхъ и православныхъ
Хрістіанъ, священныхъ и мірскихъ, начальствующихъ и подначальныхъ и отъ всякаго
лица сановнаго: и имѣетъ власть творити и совершати, елика четыре Апостольскіи,
Святѣйшіи Патріаршіи Престоли. Воспоминаемъ, завѣщаваемъ и уставляемъ ему, да
хранитъ и содержитъ неколеблемы обычаи и правила Священныхъ, Вселенскихъ,
Святыхъ седми Соборовъ и и содержитъ неколеблемы обычаи и правила Священныхъ,
Вселенскихъ, Святыхъ седми Соборовъ и прочая, елика содержитъ Восточная Святая
Церковь. И да пребываетъ во вся вѣки неколебимъ. Божія же благодать, и молитва, и
благословеніе Нашея мѣрности да будетъ съ Вами».
> 60. Интересно, что в отсутствие императора Синод вместе с Сенатом
составляли верховную власть.

62. Соборность:

• Церковь заключает в себе истинно верующих
всех мест, времен и народов. В неё нет
ограниченности (из катехизиса).
• Универсальность Церкви направленная ко
всему человечеству, а не к одной эпохи или
культуре.
• «Где Господь Иисус Христос, там и
кафолическая Церковь» (свт. Игнатий
Богоносец).

63. 34 Апостольское правило:

«Епископам всякого народа подобает
знать первого у них и признавать его,
как главу, и ничего, превышающего
их власть, не творить без
рассуждения: творить же каждому
только то, что касается до его
епархии и до мест, к ней
принадлежавших. Но и первый
ничего да не творит без рассуждения
всех. Ибо так будет единомыслие, и
прославится Бог о Господе во Святом
Духе, Отец, Сын и Святой Дух».

64. Фактология

• 11 мая 1722 г. – введение чина обер-прокурора
Фактология
«Выбрать из офицеров доброго человека…»: появилась
нужда в человеке, который был бы в Синоде, но не от Синода
• 13 июня 1722 г. – инструкция (в поздней редации) для
обер-прокурора
• «Смотреть накрепко, чтобы Синод свою должность
хранил»
• Держать Канцелярию (Конъцеллярыи) Синода
• Принимать фискалов*
• Получает «чин, яко око Наше и стряпчий о делах
государевых»
Известно, что первые обер-прокуроры не имели большой
власти (первый – И. В. Болтин)
*Вообще институт фискалов был воспринят критично. Митр. Стефан обратил на это внимание в своей проповеди: «закон Господень непорочен, а
законы человеческие бывают порочны; а какой-то закон, например, поставити надзирателя над судами и дати ему волю кого хочет обличити, да
обличит, кого хочет обесчестити, да обесчестит…». После уже Пётр сузил их деятельность: разоблачение взяток и кражи из казны.

65. Май 1722 г. – «Прибавление к Духовному регламенту»

Сельский священник. Худ. П.Д. Корин,
этюд к картине «Русь Уходящяя»
• Раскрывает проблемы клира в эпоху Петра
Великого: необразованность, обрядоверие,
волочащееся духовенство, бедность, пьянство
• Пути решения
Свидетель эпохи – Посошков – писал о
нехватке образования. В поисках
образования – вот главная особенность
проблем. Он считал, что рукополагать можно
только тогда, когда ставленник имеет
хорошее свидетельство от учителя. Другой, но
уже поздний, свидетель – свт. Тихон – пишет о
необходимости внутреннего преображении:
надо переживать на Литургии все молитвы,
необходимо «припоминать» страдания
Христа и всю спасительную историю, когда
служишь (в «Окружном послании»).

66. 1724 г. – «Объявление о монашестве»

• Встроить монашество в жизнь государства,
так как оно необходимо
Но почему?
• Существует два типа людей: природная
склонность
Пётр считает, что монашество только ест
чужой хлеб. Но он его не упраздняет, а
разделяет монашество на трудовое и учёное.
• В итоге запрещено строить новые
монастыри и принимать новых монахов без
ведома императора, запрещено держать
перо и бумагу, а состав монахов
формировался из вдовых священников и
раненных солдат.
План застройки Александро-Невского монастыря, 1720-е гг.

67. Свт. Игнатий (Брянчанинов). Разговор между православными христианами: мирянином и монахом.

• Монашество появилось со времен
апостолов как призыв к совершенству,
а потом ушло в пустыню от
обмирщения христианства
• К монашеству призван каждый
• Монашества выше брака, потому что
реализует в себе идеалы
христианства: нестяжание, девство и
послушание
• Монашество всегда было духовным
центр, которое врачевало духовные
болезни и молилось за весь мир

68.

«Спаситель мира указал два пути, два образа жизни для верующих в Него:
путь или жительство, доставляющие спасение, и путь или жительство,
доставляющие совершенство. Последние путь и жительство Господь
назвал последованием Себе, так как они служат точнейшим выражением
учения, преподанного Господом, и посильным подражанием тому роду
жизни, который проводил Господь во время Своего земного
странствования. Условия спасения заключаются в вере во Христа, в
жительстве по заповедям Божиим, и в врачевании покаянием недостатков
исполнения заповедей: следовательно спасение предоставлено, и оно
возможно, всем, при обязанностях и служениях посреди мира, не
противных Закону Божию. К последованию Господу некоторые были
призваны Самим Господом, как Апостолы; но вообще последование
Господу предоставлено Господом на произвол каждого, что явствует из всех
мест Евангелия, где Господь говорит об этом предмете. Аще кто хощет ко
Мне ити, аще хощеми совершен быти, аще кто грядет по Мне, говорит
Господь в начале учения о последовании и христианском совершенстве».

69.

Черты эпохи:
• Десакрализация быта (догмат – обряд)
• Замена старого благочестия новым:
жертвенное служение на благо государства
• Стремление создать механизмы, которые
позволили бы Церкви жить в одном ритме с
государством
• Церковь – важный институт
(религиозность=благоустройство)