Спасо бородинский женский монастырь
Содержание
Спасо-Бородинский монастырь
Монастырь
Спасо-Бородинский монастырь. Вид с воздуха.
Россия
Сельское поселение Бородинское, Можайский район и Можайский уезд
Православие
Московская областная
Женский
1929 год — Упразднён
1992 год — Возрождён
Игуменья Серафима (Исаева)
ОКН № 5010271104№ 5010271104
Восстановлен
Медиафайлы на Викискладе
Спасо-Бородинский монастырь (полное название — Бородинский во имя Нерукотворного Образа Спасителя женский монастырь) — православный женский монастырь Московской областной епархии Русской православной церкви, расположенный на Бородинском поле, вблизи деревни Семёновское в Бородинском сельском поселении Можайского района Московской области. Основан в 1839, закрыт в 1929, возобновлён в 1992 году. Административно на территории монастыря существует посёлок Ворошилово.
Основание и развитие
Основан Маргаритой Тучковой, вдовой Александра Тучкова, погибшего при Бородине. В 1817 году она, получив согласие императора Александра I, предоставившего 10 тысяч рублей — половину требовавшейся суммы, выкупила три десятины земли на средних Багратионовых флешах, и в 1818 году, по благословению архиепископа Августина (Виноградского) начала здесь строительство храма. В это время здесь был сооружён небольшой домик — «сторожка» — где Тучкова размещалась с сыном во время своих приездов. В августе 1820 года храм был освящён во имя Спаса Нерукотворного Образа — икона Нерукотворного Образа Спасителя была полковая иконой Ревельского полка, шефом которого был Тучков; в храме, над символической могилой Тучкова, был установлен белый мраморный крест. После кончины единственного сына Тучкова постоянно жила в домике при храме.
С 22 октября 1826 года Тучкова переехала жить в домик при храме, решив провести свои дни в уединении. Первоначально богослужение в построенном храме совершалось по праздникам и поминальным дням, в том числе в день Бородинской битвы. Вскоре Маргарита Тучкова освободила всех крестьян в своём тульском имении, продала половину имения в Ярославской губернии и внесла в Сохранную казну капитал в 20 тысяч рублей ассигнациями, на часть процентов с которого, по благословлению митрополита Филарета иеромонахи Лужецкого монастыря стали совершать службы ежедневно.
Вскоре рядом с храмом с разрешения Тучковой стали селиться одинокие женщины, вдовы и сироты, искавшие уединения, и в 1833 году, когда их число достигло сорока человек, по ходатайству митрополита Филарета была зарегистрирована общежительная женская Спасо-Бородинская пустынь; 6 марта он писал Тучковой:
Государь Император утвердил положение Св. Синода о дозволении при Спасской церкви на Бородинском поле устроить женское богоугодное общежительное заведение. В положении Св. Синода сказано, чтобы сие было на правилах, подобных тем, на которых с соизволения блаженной памяти императора Александра учреждена Борисоглебская Аносинская богадельня, что ныне монастырь.
4 июля 1836 года в Троице-Сергиевой лавре Тучкова приняла постриг в рясофор под именем инокини Мелании. В начале 1838 года община была преобразована в Спасо-Бородинский второклассный женский монастырь — 3 января митрополит Филарет написал Мелании: «В день преподобной Мелании Св. Синодом подписан доклад о преобразовании Спасского общежития в общежительный монастырь. Разумеется, что Св. Синод не выбирал сего дня, но так Бог устроил».
Через два с половиной года, 28 июня 1840 года, инокиня Мелания была пострижена в мантию под именем Марии, а 29 июня возведена в сан игумении монастыря. До этого в 1839 году на пожертвования частных лиц и императора Николая I (25 тысяч рублей ассигнациями) были построены каменная ограда с четырьмя башнями и храм во имя Филарета Милостивого в северо-восточной башне, в 1840-м — колокольня при Спасской церкви. Вскоре число сестёр в монастыре достигло двухсот.
В 1851 году началось строительство собора в честь Владимирской иконы Божьей Матери по проекту архитектора Михаила Быковского; строительство его было завершено уже после смерти первой игумении монастыря; освящение состоялось 5 сентября 1859 года — при игумении Сергии (в миру княгини Волконской).
В 1874 году при настоятельнице схиигумении Алексии была построена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи при новой монастырской трапезной. В конце XIX века были построены новые келейные корпуса. К этому времени Спасо-Бородинский монастырь стал одним из духовных центров России, известным не только своим местоположением, но и подвижнической жизнью его насельниц — особо почитаемыми из них были схимонахини Сарра и Рахиль.
В 1912 году в ходе подготовки к празднованию 100-летия Бородинской битвы на территории монастыря и около него были восстановлены флеши; росписи храма к празднованию сделал живописец Дмитрий Стеллецкий. 25 августа 1912 года монастырь посетил император Николай II с семьёй.
Возрождение
Ещё в 1920-е годы в монастыре жило до 270 сестёр. 26 февраля 1929 года монастырь был закрыт и на картах вместо Спасо-Бородинского монастыря появился населённый пункт — поселок Ворошилово. До 1941 года монастырь использовался как школа и общежитие, при немецкой оккупации — как госпиталь, а в 1950-е — как машинно-тракторная станция.
Реставрация началась в 1972 году. В 1992 году в стенах монастыря была возобновлена женская православная обитель, однако монастырю были переданы юго-восточный келейный корпус, южные кельи (под трапезную и 3 башни ограды (под кельи); храм Спаса Нерукотворного, Владимирский собор и колокольня используются совместно с Бородинским музеем-заповедником; трапезная с церковью Иоанна Предтечи, старая трапезная с кельями и церковью Филарета Милостливого, южный и северный келейные корпуса у восточных ворот используются музеем.
В 1994 году был заново выстроен, сгоревший в 1942 году, домик М. М. Тучковой; в 1996—1997 гг. на могиле схимонахини Рахили (Коротковой, 1833—1928) поставлена деревянная часовня её памяти.
Настоятельницы
- до 1852 Игумения Мария (Тучкова)
- 1852—1871 Игумения Сергия (Волконская)
- 1871—1880 Схиигумения Алексия
- 1880—1899 Игумения Филофея (Гежелинская)
- 1899—1906 Игумения Гавриила (Львова)
- 1907—1911 Игумения Евгения (Прудникова)
- 1911—1924 Игумения Ангелина (Курочкина)
- 1924—1929 Игумения Лидия (Сахарова)
После распада СССР
- 1992—1999 Игумения Серафима (Исаева)
- 1999—2004 Игумения Таисия (Исаева)
- 2004—2006 Игумения Рахиль (Райш)
- 2006—2008 Игумения Филарета (Гречина)
- с 2008 Игумения Серафима (Исаева)
Примечания
- В 1820 году — согласно статьи: Бородинский-Спасский монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Михаил Осоргин. Памяти Д. С. Стеллецкого (недоступная ссылка). Дата обращения 25 августа 2015. Архивировано 23 сентября 2015 года.
- В.М. Голиков. Антицерковная политика в Можайском районе 1917-1941 годах (рус.) // Макариевские чтения. — 2014. — № 21. — С. 487—511.
- Жизнеописание схимонахини Рахили (Коротковой) (недоступная ссылка). Дата обращения 16 октября 2007. Архивировано 26 ноября 2005 года.
- Софья Васильевна Волконская, урождённая Урусова, лишилась четырёх малолетних детей и, похоронив мужа, Александра Андреевича, в 1847 году в Спасо-Бородинском монастыре, решила остаться здесь навсегда; 4 октября 1852 года была пострижена митрополитом Филаретом в монашество и на следующий день посвящена в сан игумении. Управляла Спасо-Бородинским монастырём до 15 марта 1871 года, когда была назначена настоятельницей Вознесенского монастыря в Москве. Скончалась 29 октября 1884 года на 76 году жизни.
- Была переведена из Серпуховского Владычнего монастыря.
- Игумения Филофея, в миру — Екатерина Григорьевна Гежелинская, была дворянкой по происхождению; получила блестящее образование, но двадцати трёх лет поступила послушницей в Христорождественский тверской монастырь; 4 декабря 1860 года была пострижена в рясофор; в 1872 году перешла в Спасо-Бородинский монастырь, где заведовала аптекой и больницей; 10 декабря 1887 года пострижена в мантию и назначена ризничьей, а 5 ноября 1880 года — настоятельницей монастыря; 14 декабря была возведена в сан игумении. Скончалась в 1899 году.
- Дворянка Ольга Николаевна Львова поступила в Спасо-Бородинский монастырь «в ранней молодости, прямо из института, всю свою деятельность здесь посвятила изучению и ведению певческого дела». Она в течение 40 лет была регентом монастырского хора. Скончалась 28 октября 1906 года.
- Монахиня Евгения, в миру — Евдокия Трифоновна Прудникова, была дочерью унтер-офицера. Руководила монастырём с 25 января 1907 до 23 мая 1911 года, когда по старости и болезни ушла на покой.
Литература
- Е. Б. Емченко. Бородинский во имя Нерукотворного образа Спасителя женский монастырь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. — Т. VI. — С. 84—86. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
- Толычева Т. Спасо-Бородинский монастырь и его основательница. — М.: Унив. тип., 1874. — 63 с.
- Монастырь во имя Спасителя на Бородинском поле и его основательница / Сост. А. А. Брайковский. — М.: тип. т-ва И. Д. Сытина, 1912. — 64 с.
- Краткое описание Спасо-Бородинского женского монастыря на Бородинском поле. — М.: Печ. А. Снегиревой, 1911. — 32 с.
Ссылки
- «Спасо-Бородинский монастырь» — Сайт монастыря.
Спасо-Бородинский женский монастырь
Россия Московская область поселок Ворошилово
Спасо-Бородинский женский монастырь (полное название — Бородинский во имя Нерукотворного Образа Спасителя женский монастырь) — православный монастырь на Бородинском поле, вблизи деревни Семёновское в Бородинском сельском поселении Можайского района Московской области.
История
Спасо-Бородинский монастырь был основан Маргаритой Михайловной Тучковой (урожденной Нарышкиной), ставшей первой игуменией монастыря, на месте гибели ее мужа, генерала Александра Алексеевича Тучкова IV, в 1839, закрыт в 1929, возобновлён в 1992 году. Он единственный и абсолютно уникальный среди всех православных обителей России: во-первых, монастырь является первым памятником в России героям Бородинской битвы и до середины XX века – крупнейший воинский мемориал в нашей стране; во-вторых, в нём непрестанно (ежедневно от момента создания до настоящего времени, с перерывом, когда обитель была закрыта) осуществляется молитвенное поминовение «российского христолюбивого воинства, за Веру и Отечество живот свой положившего» (как в Бородинском сражении, так и в последующих войнах и конфликтах); в-третьих, он стал пантеоном любви и верности русских женщин своим мужьям достойным россиянам, защитникам и патриотам Отечества.
Административно на территории монастыря существует посёлок Ворошилово.
В ходе ожесточенных боев Великой Отечественной войны (в 1941-1942 годы) в монастыре работал эвакогоспиталь, а в период немецкой оккупации фашистами был устроен концлагерь, поэтому находясь в центре боевых действий, монастырские здания очень сильно пострадали. Реставрация началась в 1972 году. В 1992 году в стенах монастыря была возобновлена женская православная обитель, однако монастырю были переданы не все здания.
Современное состояние
В 1970-е гг. началась реставрация монастыря. Эти работы заняли очень продолжительное время и были завершены в 1987 году. Монашеская община, которая получила своё место для богослужений обратно, в настоящее время активно занимается духовной работой, помогает детям сиротам и больным, действует пекарня, мастерская иконописцев, церковный хор и ряд других проектов. Но в то же время не забывается и основное предназначение монастыря, известное ещё со времён его основания – почитать и молится за души усопших воинов. За последнее столетие монастырь не претерпел значительных изменений. Они коснулись лишь части монументов, что были установлены как дань памяти о воинах, погибших в Великой Отечественной войне.
Храмы
Владимирский собор (собор во имя Владимирской иконы Божией Матери), созданный по проекту архитектора М.Д. Быковского в 1851-1859 годы. Свое название собор получил в связи с тем, что в Сретение Владимирской иконы Божией Матери (8 сентября) началось Бородинское сражение.
Трапезная церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, построенная в 1874 году на средства Александра II. Храм получил свое название опять-таки не случайно: в этот праздник (Усекновение Главы Иоанна Предтечи) со времен Екатерины II совершаются молебны в память воинов, погибших за Родину.
Церковь во имя святого праведного Филарета Милостивого (Филаретовская церковь), устроенная в 1839 году в северо-восточной башне монастырской ограды как трапезный храм. После постройки новой трапезной, данный храм для регулярных богослужений более не использовался. Свое название церковь получила в честь митрополита Московского и Коломенского (будущего святителя Московского) Филарета (Дроздова).
Церковь Спаса Нерукотворного На предполагаемом месте гибели мужа, на Багратионовой флеши, М.М. Тучкова решила установить памятник; вначале поставили деревянную часовню, затем в 1818—1820 гг. ее сменила каменная церковь Спаса Нерукотворного; именно икона Спаса Нерукотворного была иконой Ревельского пехотного полка. Позже эту церковь назвали мавзолеем Тучкова.
Колокольня – сравнительно ранняя постройка (1839-1840), построенная на средства императора Николая I.
Святыни
• Мощи прп. Рахили (хранятся в часовне за южной стеной обители).
Схимонахиня Рахиль (Короткова) родилась в богатой купеческой семье в городе Дорогобуже Смоленской губернии. В 1861 она поселяется году в Святогорской Успенской пустыни Изюмского уезда Харьковской губернии. В 1867 году Мария (таким было имя будущей старицы в миру) была переведена в Серпуховской Владычный монастырь, откуда в 1872 году она переходит в Спасо-Бородинскую женскую обитель и поселяется в ней до конца жизни. 13 марта 1885 года была пострижена в мантию с наречением имени Митродора, и вскоре ей было дано послушание алтарницы. Не раз монахиня сподоблялась видеть ангелов у Престола, белого голубя над Святыми Дарами, ей также дано было видеть духовное состояние литургисающих священников, что впоследствии проявилось в ее наставлениях иереям и мирским людям. 17 ноября 1915 года монахиня Митродора была пострижена в схиму с именем Рахиль.
Схимонахиня Рахиль скончалась в первом часу в ночи с 9 на 10 октября 1928 года. Как старица и предсказывала, хоронили ее в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы на кладбище за юго-восточной стеной обители.
• Чудотворная икона Спаса Нерукотворного(икона Ревельского полка).
Престольные праздники
29 августа — день почитания иконы Спаса Нерукотворного
8 сентября — Праздник Владимирской иконы Божьей Матери
11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи
1 декабря — день памяти Филарета Милостивого
Фото
-
Спасо-Бородинский женский монастырь, фото ХХ века
-
Спасо-Бородинский женский монастырь, вид сверху
-
Владимирский собор
-
Убранство Владимирского собора Спасо-Бородинского женского монастыря
-
День памяти игумении Марии (Тучковой) в Спасо-Бородинском монастыре.
-
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи
>Видео
Спасо-Бородинский женский монастырь
Как добраться
Адрес: 143246, Московская область, Можайский район, село Семеновское.
Телефон: (238)-5-10-35
Оказываясь в некоторых местах, мы не всегда знаем, откуда здесь появилось то или иное здание/объект, его историю и судьбу. Но очень интересным является момент открытия этой информации и её поглощение.
Так было и со Спасо-Бородинским монастырем, который находится на территории Бородинского поля.
Прогуливаясь по полю, обнаружила невдалеке комплекс, с виду похожий на монастырь.
При ближайшем рассмотрении довольно внушителен на вид
У ворот все элементы четко прорисовываются
и начинает раскрываться история
Попадая внутрь, обретаешь какое-то душевное успокоение
и начинаешь осознавать местный быт
Спасо-Бородинский монастырь, как Вы уже догадались, основан как памятник героям Отечественной войны 1812 года. Но помимо этого он стал памятником вечной и верной супружеской любви. Да, да! Вы не ослышались! Как, скажете Вы, монастырь может быть памятником любви? А вот как!
Историю любви героя войны 1812 года генерала Александра Алексеевича Тучкова и его жены Маргариты Михайловны (потомственной дворянки из рода Нарышкиных) современники называли «любовью века». Они были вместе всего шесть лет…
Маргарита Михайловна Тучкова родилась 2 января 1781 г. в семье знатных родителей. Ее отец Михаил Петрович Нарышкин происходил из рода Нарышкиных, к которому принадлежала мать Петра I. Родители Маргариты были обеспеченными людьми и смогли дать дочери хорошее образование.
В 16 лет она выскочила замуж за некоего Ласунского. Однако после свадьбы все изменилось.
Маргарита стала женой развратного циника и лжеца, который видел в ней только богатую наследницу. Нисколько не смущаясь он продолжал вести разгульную жизнь, а Маргарита не отваживалась рассказать родителям правду. Брак не принес ей счастья: спутник жизни, картежник и страстный почитатель прекрасного пола (как считали современники, он женился на Маргарите исключительно из-за ее приданого), не слишком-то обременял себя чувством долга по отношению к молодой супруге. И тут явился он… Александр Тучков, младший из четырех братьев-генералов. В это время Маргарита и влюбилась в молодого офицера Ревельского полка Александра Алексеевича Тучкова.
Похождения ее мужа не могли долго оставаться неизвестными родителям Маргариты. Все открылось, и родители ужаснувшись, стали хлопотать перед царем и Синодом о разводе. Это было сложной процедурой, поскольку в России того времени эти такие вопросы решались на самом высоком уровне. В итоге разрешение было получено. Вскоре после развода Тучков попросил руки Маргариты у ее родителей, но те, боясь снова ошибиться, ответили отказом. Не только родительская воля, но и отъезд Александра на учебу за границу разлучил двух словно созданных друг для друга молодых людей. Прошло четыре бесконечных года, прежде чем они обвенчались, получив наконец родительское благословение. Ей исполнилось двадцать пять лет, ему – двадцать девять…
Но тихое семейное счастье Тучковых продлилось лишь год: весной 1807 года Наполеон вторгся в Пруссию, и Александру Тучкову было приказано спешно явиться в месторасположение своего полка. Он очень удивился, что молодая жена не вышла его провожать. «Может, оно и к лучшему, — подумал Тучков, садясь в карету, — долгие проводы — лишние слезы». В тот момент он не обратил никакого внимания на худенького юношу в солдатской шинели, примостившегося рядом с кучером на козлах экипажа. И лишь на ближайшем постоялом дворе он с удивлением обнаружил в юноше… свою любимую Маргариту!
Так Маргарита Михайловна начала сопровождать мужа в военных походах (что в недалеком будущем повторит знаменитая «кавалерист-девица» Надежда Дурова) и стала настоящим подарком судьбы для всех солдат: она была им и за повара, и за лекаря. Никто никогда не слышал от нее жалоб и упреков, хотя походная жизнь для изнеженной столичной барышни, привыкшей к душистому мылу, тонкому белью и мягкой постели, была крайне тяжела. В ее гардеробе был только старый мужской мундир, пропахший костром, да грубые солдатские штаны. Ее волосы быстро выгорели на солнце, а лицо обветрилось. Она мужественно перенесла и знаменитый переход русской армии через замерзший Ботнический пролив.
В 1811 году у них родился сын.
Прошло время. Однажды, заснув рядом с кроваткой маленького Николеньки, Маргарита увидела кошмарный сон: как будто она бродит по незнакомому городу, на стенах которого то и дело мелькает кровавая надпись на французском языке — «Бородино». А потом, будто бы, к ней в спальню заходят отец с братом и протягивают ей Николеньку со словами: «Мужайся, родная, твой муж пал со шпагой в руках на полях Бородина. Вот все, что теперь у тебя осталось от него…».
В ужасе проснувшись, Маргарита побежала к мужу и умоляла его никогда не ездить в загадочное Бородино. Не найдя на карте названия этого небольшого населенного пункта Александр Тучков поспешил успокоить жену: «Забудь, милая, куда ночь — туда и сон!»
Спустя два с половиной месяца, 26 августа 1812 года, в сражении под Бородино, генерал Тучков был убит прямым попаданием пушечного ядра.
Как только в конце октября 1812 года войска Наполеона отступили от Можайска, на Бородинском поле появилась одинокая женская фигура. Странно и страшно было видеть её, ходящую среди этого обширного «кладбища без гробов», где, «в могильном запустении лежали трупы, валялись трупы, страшными холмами громоздились трупы, где десятки тысяч были разбросаны без погребения». То была вдова убитого в сражении генерал-майора А.А. Тучкова: преодолев женскую немощь, она пришла сюда исполнить последний долг супружеской любви и верности: найти останки мужа для совершения над ними церковных молитв и погребения. Не чувствуя усталости, мужественная женщина преодолела 9-тивёрстное расстояние от села Бородино до Колочского монастыря. Но тщетно! Тело убитого генерала так и не было найдено. Всем своим любящим страдающим сердцем объяла тогда Маргарита Михайловна эту пространную могилу воинства русского и почувствовала потребность молиться здесь. «Нельзя было без ужаса смотреть, — вспоминала она в 1848 году, будучи уже игуменией, — на курган Раевского и Семеновские батареи, где теперь стоит обитель: это были поистине горы человеческих тел… Место сие из всего поля, казалось, наиболее требовало молитвы за усопших, и вот они, совершаются!»
Этот необычайный, без преувеличения — героический поступок, был итогом всей предыдущей совместной жизни Тучковых, которые с первого дня супружества никогда не разлучалась. Удивив всех родных и знакомых, Маргарита Михайловна в 1807 году, сразу же после венчания, с личного разрешения императора пребывала в действующей армии, разделяя с супругом все опасности и неудобства походной жизни. Во время сражений при Гейльсберге и Фридланде находилась в тыловых отрядах Ревельского пехотного полка, которым командовал Тучков, заботилась о больных и раненых, молилась за всех (солдаты называли её «ангелом-хранителем»); во время шведского похода 1808-1809 годов совершила с войсками опаснейший переход по льду Ботнического залива. В роковом 1812 году — имея на руках младенца-сына, следовала от западной границы с отступающей армией, почти до самого Смоленска. Там Тучковы и расстались впервые — и навсегда…
В сентябре 1815 г. вдова-генеральша обратилась к императору Александру I с ходатайством о построении храма на Бородинском поле. «Потеряв обожаемого мною супруга на поле чести, я не имела даже утешения найти останки его. …И ни в чем другом отрады не нахожу, как в предприятии соорудить храм на том священном для меня месте, где пал супруг мой»… — С этих простых и вместе с тем проникновенных, исполненных высокого чувства слов, высказанных Маргаритой Михайловной в письме к царю, начинается история монастыря на Бородинском поле.
В 1818 году началось возведение храма-усыпальницы Тучкова.
В наши дни она выглядит так:
В возрасте 15 лет сын Маргариты — Николенька, заболев горячкой, скончался на руках у безутешной матери в Москве. Насколько сильно Маргарита Михайловна любила мужа и сына, насколько самоотверженно боролась за любовь и жизнь, настолько же глубоко познала всю превратность судьбы и недолговечность земных радостей. Она была поистине «уничтожена обрушившимися на неё несчастьями». Похоронила сына Тучкова в той же усыпальнице, которую она построила в память о своем муже.
В 1827 году Маргарита Михайловна окончательно поселяется в своей «сторожке» у Спасского храма рядом с дорогими могилами.
Будучи личностью деятельной и жертвенной, Маргарита Михайловна не могла жить только для себя, и вскоре по окрестностям пошла молва о «доброй барыне», благотворящей сирым и убогим. Таким образом, к началу 1829 года при Спасской церкви образовалась община из вдов и девиц разных сословий. Отдав своё состояние в общую казну, вдова-генеральша мужественно разделяла с сестрами все трудности и невзгоды. В 1833 году, когда число живущих при Спасской церкви достигло сорока человек, было официально учреждено Спасское богоугодное общежитие, преобразованное в 1837-38 годах в штатный монастырь. На 60-м году своей жизни, после 15-летних трудов в Бородинской пустыни, сподобилась Маргарита Михайловна принести Богу священные обеты. 28 июня 1840 года в Троицком соборе Лавры святитель Филарет постриг вдову-генеральшу в монашество, а на следующий день, возвел её в сан игумении.
29 апреля (12 мая н.ст.) 1852 года двенадцать мерных ударов монастырского колокола возвестили о блаженной кончине доблестной подвижницы и бесстрашной героини кровавого поля, Основательницы и Первоначальницы Бородинской обители. Её честные останки, оплаканные осиротевшими сёстрами и множеством богомольцев, были погребены в склепе под Спасским храмом, который стал достойным памятником своей строительнице. Домик-сторожку, в котором она положила начало иноческого жительства на полях Бородина, со всеми личными вещами и документами, святитель Филарет повелел сохранять в неприкосновенности как музей.
После смерти Маргариты Михайловны монастырь пережил многое, включая даже то, что однажды почти на 60 лет он «исчез» с карты Бородинского поля. Во время Великой Отечественной Войны в стенах бывшего Спасо-Бородинского монастыря некоторое время располагался передвижной полевой Томский госпиталь ППГ-70.
Несмотря на страшный урок, после войны положение монастыря стало едва ли не хуже: его продолжали разрушать местные вандалы, которые буквально разбирали обитель «по кирпичику», добывая «стройматериал» из полуразрушенных стен и зданий. Здесь располагалась машинно-тракторная станция, затем – турбаза, в Спасском храме — мастерские, отходы которых сбрасывались в склеп Тучковых. Убранство церкви было полностью уничтожено, гробы разбиты, а костные останки разбросаны. Некоторый просвет наступил в 1962 году, когда к 150-летию сражения Бородинское поле получило статус Государственного заповедника. Тогда же была развернута небольшая экспозиция в Спасской церкви, для чего расчистили склеп и установили новые гробы, собрав в них сохранившиеся останки. Лишь в 1974 году «монастырский комплекс», находившийся в плачевном состоянии, был передан Государственному Бородинскому военно-историческому музею-заповеднику, который сразу же начал проводить здесь восстановительные работы. Реставрация стен и зданий и приспособление их под музейные нужды продолжалось вплоть до 90-х годов. Сейчас монастырь восстановлен и выглядит ухоженным.
Колокольня
Владимирский собор
Внутренние дворы
Вид на Владимирский собор
За стенами монастыря находится место, где покоются души усопших. Часовня Преподобной Рахили — одной из монахинь Спасо-Бородинской обители.
Рядом могила монахини Мелании
Больше всего впечатляют братские могилы павших солдат
Ну и на прощание еще один прекрасный вид на монастырь
Вот такая история получилась. На сей ноте я заканчиваю свой рассказ и показ. И советую Вам обязательно посетить Бородинское поле и монастырь при нем. Удачи!
Спасо-Бородинский женский монастырь (полное название — Бородинский во имя Нерукотворного Образа Спасителя женский монастырь) — православный монастырь на Бородинском поле, вблизи деревни Семёновское в Бородинском сельском поселении Можайского района Московской области. Основан в 1839, закрыт в 1929, возобновлён в 1992 году.
В 1-й части: схема монастыря и история, собор Владимирской иконы Божьей Матери, музей «Бородино в годы Великой Отечественной войны», редан Семеновских (Багратионовых) флешей, церковь Спаса Нерукотворного Образа — усыпальница Тучковых, захоронения у церкви Спаса Нерукотворного, колокольня, памятник 3-й дивизии Коновницина и т.д.
Все фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, время съемки — июнь 2013 г.
Схема Спасо-Бородинского женского монастыря
Спасо-Бородинский женский монастырь из космоса
Монастырь основан М. М. Тучковой, вдовой А. А. Тучкова, погибшего при Бородине. В 1817, получив согласие Александра I, предоставившего половину требуемой суммы, она выкупила три десятины земли на средних Багратионовых флешах, и в 1818—1820 выстроила на ней церковь Спаса Нерукотворного Образа (Нерукотворный Образ Спасителя — полковая икона Ревельского полка). С 1826 Тучкова переехала жить в домик при церкви, вокруг неё сложился кружок вдов, с 1833 — Спасо-Бородинское Семёновское общежитие, с 1839 — Спасо-Бородинский второклассный женский монастырь. Сама Тучкова, освободив крепостных, постриглась в 1836, с 1840 — стала игуменьей монастыря (под именем Марии).
Вначале были построены ограда и жилые корпуса. Затем (в том числе на пожалования Николая I) были добавлены:
1839 — церковь Филарета Милостивого в северо-восточной башне
1840 — колокольня при Спасской церкви
1851—1859 — собор Владимирской иконы Божьей Матери, арх. М. Д. Быковский
1874 — церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи при новой монастырской трапезной
Все упомянутые здания сохранились до нашего времени (первоначальные интерьеры утрачены).
Южная башня и Собор Владимирской иконы Божьей Матери на заднем фоне
Юго-западная стена монастыря и вид на Собор Владимирской иконы Божьей Матери
Юго-восточная стена и Собор Владимирской иконы Божьей Матери
Вход в монастырь в юго-западной стене, вид с «улицы»
Вход в монастырь в юго-западной стене, вид со двора
Собор Владимирской иконы Божьей Матери (1851—1859 гг.), вид с юга
Собор был заложен в сентябре 1851 г. игуменьей Марией (Тучковой) за год до ее кончины. Строился он по проекту известного московского архитектора М.Д. Быковского в традициях русско-византийского зодчества. 5 сентября 1859 г. собор был освящен викарием Московским Леонидом во имя чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, так как день Бородинского сражения совпал с днем празднования Сретения этой иконы 26 августа (8 сентября по н. ст.). Средства на строительство собора собирались по всей России, главным образом среди солдат и офицеров гвардейских частей российской армии.
После закрытия Спасо-Бородинского монастыря в 1929 г. поселившиеся в нем члены сельскохозяйственной коммуны им. Ворошилова устроили в соборе зернохранилище. В конце 1970-х годов, когда ансамбль монастыря был передан в ведение Бородинского музея-заповедника, началась реставрация собора и его интерьера. Были восстановлены хоры, иконостас, росписи в алтарной части и в подкупольном пространстве.
В 1992 г. с возрождением обители Владимирский собор был вновь освящен, и в нем регулярно проходят богослужения.
Пруд с кувшинками на территории монастыря
Келейные корпуса, 1860-е годы (община монастыря)
Муравьишка-садовник 🙂
Музей «Бородино в годы Великой Отечественной войны»
В годы войны здесь располагался Сибирский Томский госпиталь «ППГ-670»
Музей расположен в келейном корпусе 1840-х годов постройки
Экспозиция музея «Бородино в годы Великой Отечественной войны»
Телеграфный аппарат «Бодо». Передан музею в 1972 году Министром связи СССР Псурцевым, бывшим начальником Войск связи Западного фронта
Боевое Знамя 113 стрелкового полка
Записки из медальонов бойцов 32-й стрелковой дивизии, погибших в октябре 1941 года
Списки погибших на Бородинском поле в 1941-1942 годах
Собор Владимирской иконы Божьей Матери (1851—1859 гг.), вид с юго-востока
Собор Владимирской иконы Божьей Матери, вид с востока. Справа редан Семеновских (Багратионовых) флешей (реставрация 1985 г.), за ним колокольня (1839 г.)
Церковь Спаса Нерукотворного Образа (Нерукотворный Образ Спасителя — полковая икона Ревельского полка) (1820 г.) и редан Багратионовских флешей, вид от юго-восточной стены
Собор Владимирской иконы Божьей Матери, редан Багратионовских флешей, церковь Спаса Нерукотворного Образа и захоронения возле неё
Церковь Спаса Нерукотворного Образа (1820 г.) — усыпальница Тучковых
Вывеска золотого цвета: «1812 года 26 августа». На черной: «Блажен его же избрал, и приял еси: вселится во дворах твоих! 16 октября 1926»
Церковь построена на месте гибели генерала Александра Алексеевича Тучкова, погибшего в Бородинском сражении его вдовой. С этой церкви и берет свое начало монастырь.
В 1826 г. справа от входа, в склепе храма, был похоронен единственный сын Тучковых, 15-летний Николай, а в 1852 г. здесь же были погребены останки игуменьи Марии (в миру М.М. Тучковой), основательницы и первой настоятельницы Спасо-Бородинского женского монастыря. В 1896 г. в Спасском храме был погребен брат М.М. Тучковой – Александр Михайлович Нарышкин. Таким образом, церковь Спаса Нерукотворного стала усыпальницей Тучковых-Нарышкиных.
Церковь Спаса Нерукотворного Образа и памятник «Доблестным героям Бородина»
Захоронения с юго-восточной стороны церкви Спаса Нерукотворного Образа
Северо-восточные ворота монастыря (слева виден угол церкви Иоанна Предтечи)
Колокольня (1839 г.)
Памятник 3-й пехотной дивизии генерала Коновницина и церковь Иоанна Предтечи на заднем плане
Памятник 3-й пехотной дивизии генерала Коновницина
Еще Бородино:
Бородинское поле, 27.10.2012 г. (часть 1)
Бородинское поле, 27.10.2012 г. (часть 2, Бородинский музей)
Бородинское поле, 27.10.2012 г., часть 3 — обелиск, ДОТы, Т-34, могила Багратиона
Шевардинский редут
Ещё монастыри:
Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь, Болхов
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, г. Истра
Саввино-Сторожевский монастырь, Звенигород
Спасо-Бородинский женский монастырь
Можайский Лужецкий Ферапонтов мужской монастырь
Николо-Угрешский монастырь, Дзержинский
Успения Пресвятой Богородицы Шаровкин монастырь, Калужская обл.
Донской монастырь, Москва
Достопримечательности на интерактивной карте…
Продолжение: Спасо-Бородинский женский монастырь, часть 2
Добавить комментарий