Спасо елизаровский монастырь
Содержание
- Отзыв: Спасо-Елеазаровский женский монастырь (Россия, Псковская область) — Святое место псковского края
- Спасо-Елеазаровский монастырь – белоснежные храмы среди псковских лесов
- Как был основан монастырь
- История монастыря с XVI века до наших дней
- Что можно увидеть в обители в наши дни
- Святыни Спасо-Елеазаровской обители
- Режим посещения монастыря
- Как добраться
- Елизарово. Спасо-Елеазаровский женский монастырь.
- История основания обители
- История монастыря с XVI века до возрождения
- Современное состояние
- Описание архитектуры
- Деятельность прихода
Отзыв: Спасо-Елеазаровский женский монастырь (Россия, Псковская область) — Святое место псковского края
Доброе время суток!
Ранее рассказывала в своих отзывах о том, что этим летом мы путешествовали по псковской земле. Сегодня хочу рассказать еще об одном интересном месте, которое удалось посетить. Речь пойдет о нашей поездке в Спасо-Елеазаровский монастырь.
Это не самый известный монастырь, но, безусловно, место интересное и достойное внимания. При разработке маршрута эта обитель была обязательным пунктом посещения на Псковщине.
Монастырь находится в 27 километрах от Пскова.
Мы были на машине и легко до него добрались.
Он был основан преподобным Евфросином (в миру — Елеазаром).
Евфросин считается родоначальником псковских пустынножителей.
Это был необыкновенный человек. В поисках истины он пешком дошел до Константинополя. Удостоился чести быть на приеме Патриарха Византийского. Патриарх одарил его Цареградской иконой Божией Матери и благословил на создание обители.
В 1447 году Евфросин вернулся на псковскую землю с Цареградской иконой Божией Матери. В этом же году был образован Сретенский монастырь. Позднее обитель называлась Трехсвятительской. Именно так называется главный собор монастыря.
Собор построен на месте явления Евфросину трех Святителей: Иоанна Златауста, Григория Богослова и Василия Великого.
Хочу также отметить, что ученики Евфросина основали еще две известные обители. Преподобный Савва-Крыпецкий основал Иоанно-Богословский монастырь. Монастырь очень интересный, но о нем расскажу в отдельном отзыве.
О Мальском монастыре, основанным преподобным Онуфрием, уже писала в отзыве на поездку в Изборск
Спасо-Елеазаровский монастырь известен также благодаря старцу Филофею. Именно ему принадлежит знаменитая фраза «Москва — Третий Рим». Она родилась в стенах этого монастыря.
В настоящее время Спасо-Елеазаровский монастырь является действующим женским монастырем.
Возрождение его как монастыря началось в 2000 году. За годы с начала восстановления монастыря сделано очень много. Сейчас монастырь выглядит великолепно. Реставрационные работы во время нашего посещения не были закончены.
Мне пришлось увидеть много достойных мест в ужасном состоянии, поэтому рада, что эта обитель возрождается.
Территория монастыря очень красивая. Сразу понимаешь, что здесь неустанно трудятся заботливые женские руки.
Об этом говорит каждый кустик, каждый цветочек.
Место уединенное и располагающее к созерцанию.
Главный храм монастыря — Собор Трех Святителей. Величественный белоснежный храм.
Посмотрим на внутреннее убранство собора.
В этом соборе находится Цареградская икона Божией Матери.
В монастыре можно увидеть чудотворной список с иконы, привезенной преподобным Евфросином. Согласно монастырскому поверью, государство, где находится икона, сохраняет чистоту православной веры.
Оригинал, полученный преподобным Евфросином, утонул в Чудском озере. Икона была похищена ливонскими рыцарями. И утонула вместе с похитителями.
Она навсегда осталась в России.
В монастыре находится чудотворная икона Спас-Елеазаровский.К сожалению, на фотографии, сделанной в монастыре, ее плохо видно.
Чтобы вы могли узнать икону, прилагаю фотографию иконки, купленной в монастыре.Икона была написана в середине 14 века. Спас ЕЛеазаровский — шедевр псковской иконописной школы, памятник древнерусского искусства. Таких икон сохранилось совсем немного.
Спас Елеазаровский считается покровителем псковской земли.
Монастырские корпуса.
Новый сестринский корпус и трапезная.
Старый сестринский корпус. В нем в настоящее время находится паломническая гостиница.
Игуменский дом с церковью Архангела Гавриила.
На этом завершаю свой рассказ об этом прекрасном месте.
Уехали мы оттуда умиротворенные и счастливые.
В обители необыкновенная энергетика.
Все время нахождения в монастыре ощущаются покой и божественная благодать.
Эти чувства долго не покидали нас после посещения святого места.
Спасо-Елеазаровский монастырь – белоснежные храмы среди псковских лесов
Адрес: Россия, Псковская область, Псковский район, д. Елизарово
Дата основания: 1447 год
Основные достопримечательности: собор Трех Святителей, церковь Гавриила Архангела в игуменском доме
Святыни: Цареградская икона Божией Матери, Спас-Вседержитель Елеазаровский
Координаты: 58°03’00.5″N 28°11’31.8″E
Объект культурного наследия Российской Федерации
Как был основан монастырь
История монастыря с XVI века до наших дней
Что можно увидеть в обители в наши дни
Святыни Спасо-Елеазаровской обители
Режим посещения монастыря
Как добраться
Спасо-Елеазаровский монастырь на карте
Каждая обитель имеет свое посвящение. Старинный монастырь в деревне Елизарово Псковской области — не исключение. В прежние времена его называли Трехсвятительским, потому что основали православную обитель в честь великих каппадокийцев – Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого. В наши дни это действующий женский монастырь, который привлекает не только паломников. Сюда приезжает немало любителей русской истории и храмового зодчества.
Святые ворота
Как был основан монастырь
Первыми на том месте, где теперь стоит монастырь, поселились сестры псковской Иоанновской обители, которая находилась в Пскове. Однако, женщинам трудно было осваивать лесную пустошь, расположенную неподалеку от Чудского озера, и вскоре община покинула ее.
Прошло время, и в 1425 году здесь оказался 29-летний инок Снетогорской обители Ефросин. Он родился в селе Виделибье на Псковщине и до пострижения в монахи носил имя Елеазар. Известно, что монах был хорошо образован, считался большим любителем книг и богословом. В монашестве Ефросин совершил паломническое путешествие в Константинополь и встретился там с патриархом.
Поначалу инок жил в лесу в одиночку, но постепенно вокруг него собрались другие отшельники. Место, где они поселились, было удалено от людей. Самодельные деревянные кельи стояли под холмом, между двумя рукавами реки Толбы. И хотя все хотели построить здесь монастырь, для возведения храмов и других построек в речной пойме места особо не было.
Вид монастыря с автодороги 58К-96
По сохранившемуся преданию, Ефросин увидел сон, в котором перед ним предстали три святителя. Они дали старцу совет – срыть холм, и засыпать землей один из рукавов Толбы. Ефросин рассказал о чудесном видении монахам, и они поступили по совету святых. На образовавшейся площадке, благодаря инокам и крестьянам, появился собор и новые монашеские кельи.
В истории церкви Ефросин почитается, как подвижник и наставник. Он стал учителем для многих монахов, которые, выйдя из стен родного монастыря, основали на Псковских землях 10 других обителей. Любопытно, что многие из его учеников позже были причислены церковью к лику святых.
Сам Ефросин отличался большой скромностью и предпочитал вести уединенную жизнь. Поэтому, даже когда монастырь был основан, он не взял на себя обязанности его настоятеля и не принял сана священника. Первым, кто возглавил братию, был игумен Игнатий.
Вид монастыря со стороны пруда
Незадолго до смерти Ефросин принял схиму под своим мирским именем Елеазар. Умер старец в 1491 году в возрасте 95 лет, и похоронили его в Трехсвятительском соборе. По завещанию Ефросина все принадлежавшее имущество разделили между братией, а в память об основателе монастырь стали называть Елеазаровским.
История монастыря с XVI века до наших дней
Псково-Печерская обитель выступала за сохранение независимости Пскова от московских князей. Елеазаровский монастырь, наоборот, призывал к сплочению разрозненных земель под руководством Москвы. В начале XVI века в обители жил старец Филофей. Сведений об этом монахе почти не сохранилось, за исключением его посланий, адресованных великому князю Москвы Василию III. Инок написал несколько писем, и в одном из которых говорил, что две Римские империи были разрушены, Москва является третьим Римом, а «четвертому – не бывать».
В своих посланиях Филофей назвал Василия III «царем православным» и призывал не преступать заповеди, заложенные его великими предшественниками – императором Константином, святым Владимиром и Ярославом Мудрым. Эта концепция была подхвачена великим князем и легла в основу русской государственности. Трактовка «Москва – третий Рим» получила широкое распространение, и начиная с Иоанна III, всех московских государей считали преемниками императоров Рима и Византии.
Собор Трех Святителей. Вид на южный фасад собора
Монахи Елеазаровского монастыря занимались созданием рукописных книг. Жившие здесь иноки составили житие основателя обители – старца Ефросина, отредактировали вторую Псковскую летопись, а также переписали старый экземпляр «Слова о полку Игореве». Именно эту рукопись в конце XVIII века обнаружил известный коллекционер древностей — граф Алексей Мусин-Пушкин.
Приграничное положение негативно сказывалось на монастыре. Его неоднократно грабили нападавшие на русские земли литовцы, поляки и ливонские рыцари. К середине XVIII века роль Елеазаровской обители уменьшилась. В нее перевели монахов из нескольких упраздненных по указу Екатерины II монастырей, и обитель получила статус второклассного монастыря.
В начале XX века здесь велись ежедневные службы, и была богадельня, поддерживающая стариков и инвалидов. Монастырь жил по общежитскому уставу. Иноки старались придерживаться аскетичного образа жизни по примеру основателя обители – старца Ефросина. Насельники выполняли все хозяйственные работы, а также трудились в столярных, портняжных и сапожных мастерских.
Первый сестринский корпус
В 1918 году новые власти закрыли монастырь, а иноков на подводах и отправили в сторону Петрограда. По сохранившимся документам все монахи были расстреляны. До 1920 года силами нескольких верующих поддерживалась жизнь монастырского храма, при этом несколько раз приезжающие комиссии вывозили из него церковные ценности.
Потом на монастырской территории организовали институт, однако, профессора и студенты вскоре перебрались в Петербург. Долгое время в бывшей обители поочередно располагались опытное сельхозпроизводство, Народный дом, воспитательное учреждение для умственно отсталых детей, санаторий для болеющих туберкулезом и база отдыха. Потом здесь находились детский лагерь и жилые помещения.
К 1999 году от старых монастырских построек сохранились только старинный Трехсвятительский собор с разрушенной колокольней и корпус для братии, построенный в начале прошлого века. Через год после передачи территории женской обители здесь прошла первая церковная служба. А затем в течение нескольких лет псковские реставраторы восстанавливали храмы и здания.
Часовня Спаса Нерукотворного Образа
Что можно увидеть в обители в наши дни
Сегодня монастырь прекрасно отреставрирован. Главным в нем считается величественный Трехсвятительский собор. Первый каменный храм появился на этом месте в 1447 году, а затем многократно перестраивался. В наши дни это – трехапсидная однокупольная церковь с небольшой колокольней над лестницей. На ней установлено 7 колоколов, отлитых воронежскими мастерами.
В белоснежном игуменском доме существует небольшой храм Архангела Гавриила. Возле автодороги стоит недавно построенная красивая часовня Спаса Нерукотворного Образа. А в здании, которое занимает паломнический центр, создан собственный домовый храм. Кроме того, на окруженной оградой монастырской территории стоят два сестринских корпуса и хозяйственные постройки.
Святыни Спасо-Елеазаровской обители
Как и во многих монастырях России, в обители под Псковом хранятся почитаемые верующими древние иконы. Одна из них – Цареградская икона Божией Матери появилась в Константинополе в середине XI века, а позже попала в Спасо-Елеазаровский монастырь.
Могила Настоятельницы Игуминьи Елисавета
Разграбившие обитель ливонские рыцари унесли святыню с собой. Считается, что икона утонула в Чудском озере. Вскоре после этого в монастыре появился список с этой иконы, который сохранился до наших дней. Икона написана на кедровой доске древнегреческим письмом. На ней изображена Богоматерь с сыном, и в руках Иисуса можно увидеть голубя.
Другая святыня православной обители – икона Спаса Елеазаровского, которую считают шедевром древнерусского искусства. Она появилась в 1352 году и почиталась, как чудотворная. В XIV веке с этой иконой обошли вокруг Пскова, и по преданию, многолюдный крестный ход остановил эпидемию моровой язвы.
В монастырь иконописный образ попал в 1766 году. В XX веке он оказался в Москве на реставрации и был возвращен в Псковскую область только в 2010 году. В наши дни икона облачена в специальный киот, оснащена сигнализацией и хранится при постоянном температурном режиме и влажности.
Било
Режим посещения монастыря
Сегодня Спасо-Елеазаровский монастырь – действующая женская православная обитель. В монастырских храмах ежедневно проходят церковные службы. Здесь живет монашеская община, управляемая игуменьей. Обитель открыта для посещений с утра до вечера, однако, в некоторые здания доступ туристам не разрешен. Кроме этого, всех гостей просят не фотографировать монахинь и послушниц.
Как добраться
Обитель находится в деревне Елизарово, в 29 км к северу от Пскова. На автомобиле к ней можно подъехать по трассе 58К-96, ведущей в Гдов. В пределах городских кварталов Пскова – это улица Леона Поземского. Монастырская территория расположена с запада от дороги, на левом берегу реки Толба.
Церковная лавка
До Елизарово за 30-40 минут доезжают автобусы, идущие из Пскова в Гдов, Верхолино, Самолву, Середку и Знаменку. Отправляются они от городского автовокзала, который находится рядом с железнодорожной станцией «Псков-1» («Псков-Пассажирский»). Кроме того, из Пскова до монастыря можно добраться на такси.
Рейтинг достопримечательности
Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь — не самая известная монашеская обитель, но по значимости для России, для судеб человечества он занимает особое место в мировой истории. Именно сюда, в пустынный, среди лесов расположенный монастырь, как эстафета преемственности была принесена Цареградская икона Божией Матери — дар Константинопольского Патриарха Ганнадия II. Здесь столетие спустя старец Филофей сформулировал идею вселенской ответственности России за православие, за человечество: «Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быти».
Место, где ныне находится Спасо-Елеазаровская обитель, Богом благословенное для монашеской жизни. В давние времена, по преданию, поселились здесь сестры псковского Иоанновского монастыря, но пустынническая жизнь оказалась непосильной для сестер. Спустя десятилетия на это место был призван монах из Снетогорского монастыря Евфросин. Произошло это в 1425 году.
Преподобный Евфросин, в миру — Елеазар, получил хорошее образование, он был книжником и богословом. Для выяснения вопросов, связанных с отправлением богослужения, преподобный Евфросин пешком ходил в Константинополь и там был принят самим Константинопольским патриархом, который на благословение пустынножительной обители, основанной у Толвского озера, подарил Цареградскую икону Божией Матери. Дар был сделан накануне принятия Константинополем Флорентийской унии. За четыре столетия до этого события, когда началось разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе.
Братия встретила святую икону, выйдя на дорогу, ведущую в Псков. На этом месте забил святой источник, именуемый Пречистенским, и до сей поры он несет людям исцеления.
Преподобный Евфросин желал бы оставаться пустынножителем, но к нему стеклась братия, которая просила основать монастырь. Место было выбрано таким образом, чтобы ничто не нарушало отшельнической жизни подвижника: между двумя рукавами реки, под горкой, так что поставить монастырские строения было негде. Поскольку именно здесь преподобному Евфросину в тонком сне явились три святителя — Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, которые повелели на этом месте создать собор, старец посоветовал братии скопать горку и землей засыпать один рукав реки. На образовавшемся пространстве были построены кельи и поставлен величественный собор, который стал символическим выражением Вселенскости Православия.
Был преподобный Евфросин молитвенником, настоящим старцем. Подобно преподобному Сергию Радонежскому, он стал учителем многих подвижников, которые, выйдя из евфросиновой обители, по благословению старца, основали на Псковщине десять монастырей и были прославлены в сонме святых, — Савва Крыпецкий, Никандр Пустынножитель, Досифей Верхнеостровский, Иларион Псковоезерский, Онуфрий Мальской и другие. По смирению своему преподобный Евфросин, основав обитель, не стал ее настоятелем и даже не получил священнического сана, первым Елеазаровским игуменом был Игнатий. В акафисте, который в XIX веке сложили в Елеазаровском монастыре, поется: «Радуйся, славне и смиренне преподобне отче Евфросине».
Преподобный Евфросин скончался девяноста пяти лет, в 1481 г., приняв схиму с именем Елеазар. В память о нем обитель с тех пор стали именовать Елеазаровской. Святые его мощи почивали в Трехсвятительском соборе. На раке было положено завещание, собственноручно написанное святым старцем. В нем говорилось: «Я, раб Божий инок Евфросин, при жизни своей составил завещание о монастырском житии, о вотчине своей, о рыбных ловлях и клетях в городе и обо всем, что есть. Все это отдаю я в распоряжение отцу своему духовному, игумену Харлампию, служителю храма святых святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и преподобного Онуфрия, и всей о Христе братии моей. А игумену в том не корыстоваться, а также и братии, ни келарю, ни посельникам, ни служащим в монастыре. Из этого имущества содержать братию сообща».
Вместе с иконой Пресвятой Богородицы преподобному Евфросину, по-видимому, была открыта тайна о мистической Римской империи, которая есть образ Царства Божия на земле. Но лишь спустя столетие, когда усилилось Московское государство, старец Спасо-Елеазаровской обители Филофей объявил всему миру: «Москва — Третий Рим», — и добавил: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Царство русское есть последнее мировое царство, за которым наступит вечное царство Христа.
Ветхий Рим оставался частью священной христианской империи до тех пор, пока папы Римские не взяли на себя опасную миссию построения антицеркви латинской ереси, в основе которой лежит стремление господствовать над всем миром. Константинополь, второй Рим, оставался царствующим градом до тех пор, пока не принял Флорентийской унии, не осквернил православия. Попущением Божиим Византия пала от турок. Ответственность за судьбу православия легла на Москву.
В идеале Святой Руси — не проявление гордыни, а мессианская готовность жертвенно служить Божьему замыслу. Старец Филофей предупреждал Московского князя Василия Ивановича: «Един ты во всей поднебесной христианом царь. Подобает тебе, царю, сие держати со страхом Божиим. Убойся Бога, давшего ти ся, не уповай на злато, богатство и славу, вся бо сия зде собрана и на земли зде остают».
«Царь православный» — назвав так царя своего, русский народ тем самым признал и назначение его как охранителя, единителя, освободителя от мусульманского варварства и западного еретичества.
Величественная теория исторического призвания Руси была закреплена на законодательном уровне — в решениях Стоглавого Собора. Слова старца Филофея через сто с лишним лет были почти дословно повторены в Уложенной грамоте Московского Освященного Собора 1589 года, утверждавшей патриаршество на Руси и подписанной Константинопольским патриархом Иеремией.
Пустынька преподобного Евфросина, затерянная среди вековечных псковских лесов, была духовным центром объединения русских земель вокруг Москвы. В то время как Псково-Печерская обитель выступала за сохранение псковской независимости, в Елеазаровском монастыре объединились ученые мужи, отстаивавшие необходимость усиления государства вокруг Москвы. Выразителем этой идеи был игумен Филофей, автор теории «Москва — Третий Рим». В своих сочинениях он заявил о решительной поддержке Великого князя как «броздодержателя святых Божиих престол».
В Елеазаровской обители этот союз Москвы и Пскова обозначен в архитектуре соборного храма: к главному, Трехсвятительскому, собору традиционной псковской архитектуры, пристроили придел Рождества Пресвятой Богородицы в московском стиле. Два храма, дополняя друг друга, составляют единый соборный комплекс. В этом заложен глубокий смысл: Псков мыслится как начало русской государственности, Москва как ее становление и величие.
В начале 90-х годов ХХ века собор начал рушиться, упала колокольня, четверик храма зашатался, но нашлись люди, которые сделали невозможное — сумели пробить финансирование на его реставрацию. Столпы собора были закованы в железобетонные стяжки, и собор выстоял. Промыслительно, что московские архитекторы и псковские строители начали реставрацию собора именно с московского придела — с ремонта нашей государственности.
Со временем слава Спасо-Елеазаровской обители стала умаляться, и из сознания русского народа исчезло чувство ответственности за судьбу человечества. Россия уже не мыслилась как Третий Рим и сама эта теория была осмеяна и извращена светскими историками. Но Сам Спаситель взял ее под Свой покров, когда после закрытия более древнего псковского монастыря — Великопустынского — все его имущество вместе с чудотворным образом Спасителя передали в Елизарово.
Третьеклассный, затем второклассный штатный монастырь, с числом братии чуть больше двадцати человек, но братия — традиционно образованная, не из крестьянского или мещанского сословия, а из духовенства, и настоятели его назначаются ректорами Псковской Духовной семинарии, принимают архиерейские кафедры по всей России. И старчество до последних дней монастыря здесь не прекращается. Обретаются нетленными мощи елеазаровского настоятеля схиархимандрита Вассиана. В малоизвестную обитель переезжает на жительство знаменитый своей подвижнической жизнью прозорливый старец схиархимандрит Гавриил (Зырянов). Одним из последних настоятелей Спасо-Елеазаровского монастыря стал новомученик, будущий Рязанский епископ Иувеналий (Масловский).
В 1918 году гибнет Царская семья, происходит отступление от веры, и в том же году закрывается Спасо-Елеазаровская обитель, монахи вывозятся на подводах в сторону Петрограда и там принимают мученическую смерть. С падением империи Третьего Рима уничтожается и то место, откуда прозвучало пророчество о священной миссии России, монастырь закрывается и разоряется.
Еще весной 1920 года действовал монастырский храм, откуда трижды вывозилась церковная утварь «в помощь голодающим Поволжья». Летом того же года на территории монастыря открыли сначала институт, из которого профессора и учащиеся почти сразу же перебрались в Петроград. Затем власти попытались организовать образцово-показательное сельхозпроизводство; несколько месяцев понадобилось, чтобы созданное трудом монахов пошло прахом. Поочередно в Елеазаровской обители открывались Народный дом, дом дефективных детей, детский санаторий и база отдыха. В результате от более чем двадцати строений остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус.
Мир, невежественный и бездуховный, отверг филофееву идею, похоронил ее, умалил значение Спасо-Елеазаровской обители и ее старцев, но духовная лампада продолжает гореть. Она не может погаснуть, потому что ее огонь — огонь жизни вечной. Она горит святостью тех подвижников, которые обретаются на этом месте. На острове Залита, который расположен в Псковском озере напротив Спасо-Елеазаровского монастыря, четыре десятилетия живет отец Николай Гурьянов. Он молился о восстановлении обители, он был хранителем Цареградской иконы Божией Матери, которая прежде находилась в обители преподобного Евфросина. Та дорожка, по которой батюшка ходил с трепетом и благоговением, называется дорогой Спасителя, по ней приносили из монастыря на остров чудотворную икону Спасителя. Батюшка был и остается хранителем монастыря и носителем Божией благодати, освятившей эти места. Его жизнь позволяет представить, какой дух был у Елеазаровской обители, потому что он — продолжение ее. Сподвижник отца Николая — протоиерей Борис Николаев, богослов и молитвенник, — пятьдесят лет живет рядом с Елизарово. Он связан с преподобным Гавриилом (Зыряновым) через своих духовных наставниц — монахинь Иоанно-Предтеченского монастыря, которые окормлялись у елеазаровского старца, и теперь духовно наставляет насельниц евфросиновой обители.
В 2000 году в короткие сроки было принято решение о передаче монастыря. Накануне вступления в должность Президентом России было подписано распоряжение, за которым стояла передача Русской Православной Церкви Спасо-Елеазаровского монастыря. Возвращение Спасо-Елеазаровского монастыря состоялось в день, когда чествуется византийская святыня — икона Божией Матери «Живоносный источник». Эта обитель, действительно, живой источник Божией благодати. Спасо-Елеазаровский монастырь — символ возрождения Третьего Рима — нашего Отечества. Вместе с ней будет подниматься и Россия.
Молитвами Высокопреосвященнейшего Евсевия, архиепископа Псковского и Великолукского, возрождается Спасо-Елеазаровская обитель. Во главе ее поставлена монахиня Елисавета (Беляева), воспитанница старцев Троице-Сергиевой Лавры и стариц Дивеевской обители.
Адрес монастыря:
180523, Псковская область, Псковский район, деревня Елизарово
Елизарово. Спасо-Елеазаровский женский монастырь.
Сайт Псковского областного архива:
В 27 верстах от г. Пскова по Гдовской дороге рядом с рекой Толвой и озером располагается Спасо-Елеазаровский мужской монастырь, основанный в середине XV века (около 1447 г.). Это место, пустынное и дикое, избрал для своих отшельнических подвигов преподобный Евфросин, основатель монастыря. Преподобный Евфросин, в миру Елеазар, родился в 1376 г. в селе Виделибье. Получив возможное по тому времени книжное образование, он в раннем возрасте почувствовал стремление к монашеской жизни и после смерти отца ушел из родительского дома и поступил в Снетогорский монастырь близ г. Пскова. Там он принял пострижение и скоро обратил на себя внимание братии и прославился у окрестных жителей строгим послушанием и воздержанием и ревностью в исполнении правил монастырской жизни. Вскоре Евфросин оставил Снетогорский монастырь и поселился в 1425 г. в уединении на речке Толве. Впоследствии сюда же прибыл другой инок Снетогорского монастыря преподобный Савва, основавший впоследствии Крыпецкой монастырь. Здесь же поселился инок Серапион. Скоро к Евфросину собрались новые иноки, желавшие учиться его наставлениями и примером. Значительно увеличившаяся в числе братия стала просить своего наставника о построении церкви для общей молитвы. Согласившись на их просьбу, преподобный велел строить церковь во имя трех Святителей на острове, образовавшемся от рукава речки Толвы. Место это, указанное преподобному в сонном видении тремя Святителями, братии показалось слишком малым для учреждения монастыря. По мысли Евфросина засыпали песком рукав речной и Толва пошла одним руслом. На месте бывшего острова построили церковь и основали монастырь. От мирского имени преподобного обитель получила название Елеазаровой пустыни. Начало его полагают около 1447 г., хотя переселение сюда самого Елеазара последовало в 1425 г.
Имея все права настоятельства и управляя новоустроенной обителью, Евфросин, несмотря на убеждения братии, до самой смерти не принимал сана и чести игуменства. Первым игуменом в монастыре был Игнатий, вторым Харлампий, третьим Памфимий.
Преподобный Евфросиний скончался 15 мая 1481 г. на 95-м году жизни. После причисления его к лику святых на Московском соборе 1551 г., ему была составлена особая служба и положено празднество на день кончины, то есть 15 мая.
Царские жалованные грамоты Елеазарову монастырю не сохранились, и неизвестно, как далеко простирались в XVI в. его льготы и привилегии, какими обычно пользовались в то время монастыри. При царе Михаиле Федоровиче монастырь владел значительной поземельной собственностью. За ним числилось 1484 четвертей земли и 101 крестьянин.
Преполовенская каменная холодная церковь находилась на Спасском подворье г. Пскова в 1-й части на углу Успенской и Спасской улиц. Устроена она была от Великопустынского монастыря в 1707 г., в ней со дня ее основания отправлялась служба во время крестного хода, учрежденного в XVI в. для обхождения с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в день Преполовения Пасхи вокруг г. Пскова, потом ее отдали Елеазарову монастырю.
До учреждения духовных штатов 1764 г. Елеазаровский монастырь имел за собой 450 душ крестьян. По духовным штатам 1764 г. к Елеазаровскому монастырю причислили братство упраздненного Великопустынского монастыря, отстоящего от Пскова в 60 верстах, перенесли церковную утварь и что особенно важно — чудотворную икону Всемилостивого Спаса, которая составляла главную святыню Евфросиновой обители. Елеазарова пустынь была возведена в штат III-го класса и стала именоваться Великопустынским Спасо-Елеазаровским Трех-Святительским монастырем и с этого времени началось ее игуменство.
Согласно ведомости третьеклассного Спасо-Елеазаровского Великопустынского монастыря за 1801 г., в нем состояли следующие церкви: 1-я — Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста с приделом Рождества Богородицы каменной; 2-я — за монастырем на горе в роще, церковь Преподобного Евфросина деревянная; 3-я церковь — в Пскове на монастырском Елеазаровском подворье Преполовения Господня каменная. Когда эти церкви построены, неизвестно за неимением летописей. Земли для монастыря было отмежевано 236 десятин пашенной и сенокосной около монастыря, а в пустоши Подмошье — 27 десятин. На землю были составлены планы и межевые книги. По штату в монастыре положено одиннадцать человек, а с настоятелем двенадцать.
В 1805 г., когда Снетогорский монастырь был обращен в загородный архиерейский дом, третьеклассная архимандрия и все монастырское движимое имущества были переведены из него в Елеазаров. После нашествия французов по прошению псковских граждан Елеазаровский монастырь был возведен в достоинство второклассного высочайшим указом от 15 января 1813 г. и учреждено в нем архимандритство. Согласно ведомости Елеазаровского монастыря за 1813 г., по штату в монастыре положено было быть 16 служителям, а с настоятелем — 17.
Настоятельский деревянный одноэтажный дом на каменном фундаменте был построен в 1814 г. при настоятеле архимандрите Афанасии, впоследствии архиепископе Новгородском. В 1831 г. был построен каменный двухэтажный братский корпус на 27 келий, с двумя мастерскими: портняжной и сапожной. Корпус был выстроен за казенный счет при настоятеле архимандрите Мелхиседеке. При въезде в обитель находилась старая деревянная на каменном фундаменте гостиница для богомольцев, построенная в 1834 г. при настоятеле архимандрите Серафиме.
При Спасо-Елеазаровском мужском монастыре состояло пять часовен. Первая — Спасова каменная у святых ворот с куполообразным верхом, покрытая листовым железом, была построена в 1865 г. на том месте, где была встречена при перенесении из Великопустынского монастыря в Елеазарову обитель чудотворная икона Всемилостивого Спаса. Вторая — Ефросиновская часовня также была построена в 1865 г. из булыжника при архимандрите Иллиодоре. Отличалась от Спасовой часовни формой крыши и располагалась в роще за кладбищенской церковью. Однопрестольная кладбищенская церковь, расположенная в 100 саженях от монастыря на севере, современна преподобному Ефросину и первоначально была посвящена памяти преподобного Онуфрия Великого. Третья — Богородицкая часовня Цареградской Божьей Матери деревянная находилась у источника в версте от монастыря. Построена часовня в память встречи Ефросином чудотворной иконы Цареградской Божьей Матери. Четвертая — крестовая деревянная часовня, открытая со всех сторон и имеющая вид сени на столбах с небольшой главой и крестом, была сооружена вблизи обители на восточной стороне, на месте погребения защитников обители, павших в бою при нашествии польского короля Стефана Батория на г. Псков в 1581 г. и погребенных игуменом Савватием. Зосимо-Савватиевская часовня, находящаяся на пасеке в 1, 5 версте от монастыря, была построена игуменом Иувеналием в 1909 г. в честь преподобных Зосимы и Савватия — Соловецких чудотворцев, покровителей пчеловодства. В 1867 г. над папертью Преполовенской церкви вместо бывшей звонницы на столбах устроили каменную шатровую колокольню. На нее поместили пять колоколов, из них большой весом 30 пудов был пожертвован в том же году генерал-майором Тималовским, а остальные колокола мелкие без обозначения веса.
11 октября 1883 г. настоятель Спасо-Елеазарова монастыря игумен Серафим сообщал Псковской духовной консистории о том, что монастырь имеет собственное подворье в г. Пскове с землей в 1200 квадратных сажень под садом, большим двором и постройками. Постройки эти состоят из двух полукаменных домов с надворными службами, которые отдаются в аренду разным посторонним лицам и приносят доход, за исключением всех расходов на ремонт квартир, уплату городских повинностей и страховых пошлин и ночного караула, около 500 рублей. По планам при монастыре значилось удобной и неудобной земли 285 десятин 141 сажень, из которой две части состояли под лесом и небольшим озером, не приносящим монастырю никакой пользы. Третья часть земли обрабатывалась вольнонаемными рабочими и приносила монастырю около 300 рублей. По штату в монастыре положено быть 18 братьям, а к 1 января 1883 г. их состояло при монастыре 30 человек.
В 1885 г. при Спасо-Елеазаровом монастыре открыта церковно-приходская школа.
К братскому корпусу в 1904 г. с южной стороны был пристроен при настоятеле игумене Кирилле новый двухэтажный каменный корпус, в нем разместились 17 келий, трапеза, хлебопекарня, кухня и кладовая.
В 1906 г. по ходатайству настоятеля игумена Иувеналия через епископа Псковского и Порховского Арсения указом Синода от 4 ноября 1906 г. за № 12412 Спасо-Елеазаров Трех-Святительский монастырь II-го класса был преобразован в общежительный с таким числом братии, которое в состоянии будет содержать обитель на свои средства с присвоением ежегодно получаемого содержания от казны в размере 1250 руб. 3 копеек.
В 1910 г. на средства благотворителей-духовных чад схиархимандрита Гавриила устроили небольшую домовую деревянную церковь во имя Святого Архистратига Гавриила, находящуюся напротив храма Трех Святителей. Церковь покрыли листовым железом, стены снаружи оштукатурили, а внутри обшили тесом. Деревянный березовый иконостас с иконами хорошей живописи был пожертвован великой княгиней Елизаветой Федоровной, посетившей Спасо-Елеазаровскую обитель первый раз 7 августа 1910 г. при освящении храма.
На одной линии с настоятельским домом в 1911 г. при настоятеле игумене Дометии был выстроен деревянный одноэтажный на каменном фундаменте дом. Дом разделялся небольшим коридором на две части, одна часть была занята монастырской торговой лавкой, а с другой стороны находились кельи братии. Тут же рядом расположился двухэтажный полукаменный дом с устроенной внутри крыши отдельной летней комнаты вроде мезонина. Дом был построен в 1913 г. на собственные средства архимандрита Гавриила. В нижнем подвальном этаже с восточной стороны была устроена усыпальница на три места, а над ней небольшая главка с крестом. Для склада дров в 1914 г. был построен деревянный сарай, находящийся в саду напротив колокольни Трех-Святительского храма и примыкающий к монастырской каменной ограде. В подклетях соборного храма размещалась житница и кладовая, а в подклетях придельного храма находилась усыпальница, столярная мастерская и кладовая. По данным за 1915 г., Спасо-Елеазарова общежительная пустынь имела в своем распоряжении вне стен монастыря: кузницу, конный двор, мукомольную мельницу, баню, гостиницу для богомольцев, скотный двор, дом для прачек, пчельник, флигель.
23 февраля 1922 г. ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих, в результате которого из Спасо-Елеазаровского монастыря Остенской волости за время от 5 апреля по 30 июня было конфисковано 2 пуда 15 фунтов 38 золотых различных ценностей.
5 октября 1923 г. на заседании президиума Псковского губернского исполнительного комитета слушали вопрос о закрытии церквей Пантелеймоновской, Псковоградской Георгиевской, монастыря Елеазаровского и часовни на городской площади в г. Острове. Принимая во внимание расположение Елеазаровского монастыря в прифронтовой полосе, где «служители монастыря укрывают у себя лиц, пытающихся нелегально перебраться за границу», президиум постановил закрыть Спасо-Елеазаровский монастырь.
31 октября 1926 г. в бывшей церкви Елеазарова монастыря, которая была передана губисполкомом в ведение сельсовета, был открыт Народный дом. Церковная утварь большей частью из церкви была убрана, а иконы все были закрашены. Для окончательного оборудования Нардома требовался строительный материал, который, по мнению шефского отделения губсуда и местного актива, можно было использовать из кладбищенской церкви монастыря. Шефское отделение губсуда просило 16 ноября президиум Псковского губисполкома снести кладбищенскую церковь, поскольку «она служит рассадником напоминаний населению религии», а строительный материал использовать для окончательного оборудования Народного дома.
Пусть Псковская обитель и не самая примечательная среди других на русской земле, но именно она сыграла большую роль в значимости России, как хранительницы православной веры. Сюда прибыла великая святыня по распоряжению самого патриарха Константинопольского, а старец-прорицатель Филофей, живший в стенах монастыря, назвал русское государство «Третьим Римом», после которого будет только Царство Христово на земле.
История основания обители
В небольшой пустыни среди псковских дремучих лесов возле реки Толвы в древние времена поселились монахини из Иоанновского монастыря. Однако для женщин жизнь в таких условиях оказалась слишком сложной, и они вынуждены были покинуть это место.
Спасо-Елеазаровский женский монастырь в Псковской области
В 1425 году сюда пришел инок из Снетогорской обители. В миру его звали Елеазар. Он родился и жил в деревне Виделибье. По преданию, будущий подвижник с малых лет отличался сообразительностью и тонким пониманием Священного Писания. Когда родители решили женить его, Елеазар ушел из отчего дома и не возвращался туда до тех пор, пока мать и отец не оставили своего намерения. Спустя некоторое время молодой человек принял постриг в монастыре с именем Ефросиний.
Монах Ефросиний
Монах был образован и прослыл грамотным богословом. Для уяснения интересующих вопросов касательно богослужений, он пешим ходом прибыл в Константинополь. Принимал гостя сам Патриарх Константинопольский. Перед возвращением Ефросина на родину, он подарил иноку Цареградскую икону Богоматери, давая таким образом свое благословение на основание новой обители.
Желая вести уединенный образ жизни, Ефросин выбирает именно то место, где некогда хотели основать монастырь монахини. Оно идеально подходило для отшельничества — огибаемый двумя рукавами реки, участок под холмом, изолированный от посторонних глаз.
Строительство монастыря
Но со временем к пустынножителю начали стекаться другие отшельники. Сформировалась небольшая братия, жившая в самодельных деревянных кельях. Ефросиния начали просить образовать здесь монастырь, но для сооружения построек просто не хватало площади.
И вот однажды, иноку приснилось необычное сновидение, в котором ему явились три святителя — Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст. Святые велели скопать холм и засыпать землей от него одно из русел речки. Монах поделился откровением, увиденным во сне с братией, и было решено поступить так, как велели святые отцы.
Преподобный Евфросин Псковский, основатель монастыря
На образовавшемся участке появился собор и братские кельи. Логично было бы, если б именно Ефросин стал настоятелем новообразовавшегося монастыря. Но старец был большим аскетом и предпочел не менять уклад своей жизни, оставаясь отшельником. Первым игуменом обители стал Игнатий. Ефросин же оставался для своих учеников наставником и советником.
На заметку! Именно из Елеазаровской пустыни вышли многие подвижники русской земли, которые основали десять новых обителей на Псковщине, а некоторые были причислены к лику святых.
Дожил старец до почтенного возраста 95 лет. Перед смертью им было составлено завещание касательно жизни монастыря, рыбной ловли и так далее. Честные мощи праведника поместили в раку в Трехсвятительском соборе. На закате своих дней Ефросиний принял схиму с мирским именем своим Елеазар.
В память о духовном отце своем братия начала именовать обитель Елеазаровской.
«Третий Рим»
Предполагается, что во время путешествия в Константинополь Евфросинию была открыта тайна «Третьего Рима». Но лишь спустя сто лет, один из преподобных старцев мужского монастыря заявил во всеуслышание, что на Москву ложиться ответственность за сохранность истинной христианской веры в человеческом мире. Первый и второй Рим пали, а третий стоит, четвертому же не быть — так говорил Филофей. Он предупреждал царя Василия Иоанновича, что ему надлежит блюсти законы Божьи и не уповать на богатство и власть.
Русский народ величал самодержца «Православный Царь», проникаясь идеей того, что именно ему следует охранять и защищать христианство от мусульманского варварства и западной ереси.
Ручной листовой колокол на территории монастыря
Небольшая пустынь среди лесов стала мощным духовным центром, объединявшим русские территории вокруг Москвы. Здесь велись переписи летописных книг, в частности, была переписана старая версия «Слова о полку Игореве». Здесь же написали и житие преподобного Ефросина.
Елеазаровская обитель в противовес Псково-Печерской настаивала на соединении с Московским княжеством, поскольку, по теории Филофея, в руках князя московского сосредоточены бразды правления, данные ему Господом.
История монастыря с XVI века до возрождения
Своеобразным символом объединения Пскова и Москвы стал Трехсвятительский собор, к которому пристроили придел Рождества Пресвятой Девы Марии. Если для первого в архитектуре присущ псковский стиль, то придел выполнен в московском. Дополняя друг друга, они создают гармоничную композицию с глубоким смыслом. Псков рассматривается, как закладка русской государственности, а Москва — ее становление и процветание в будущем.
Появление главного элемента монастырского ансамбля — Трехсвятительского собора, относят к 1574 году. Это великолепный образец средневекового церковного зодчества этого региона.
Следует отметить, что положение монастыря не всегда играло ему на руку. Часто обитель попадала под удар польских и литовских войск, также сюда приходили и ливонские рыцари. В один из таких набегов из монастыря похитили подаренную Константинопольским патриархом Цареградскую икону Богоматери. Но довезти ее к себе на родину похитителям не удалось — они утонули вместе со святыней в водах Чудского озера.
Вероятно, образ Богородицы находится на его дне и сейчас. В обители же скоро появился список иконы, являющийся чудотворным.
Цареградская икона Божией Матери в Елеазаровском монастыре
В середине XVIII века значимость Елеазаровского монастыря стала уменьшаться. На фоне этого и в сознании русского народа как-то позабылась важность роли спасителей православия, а теория Филофея и вовсе была высмеяна историками.
В 1764 году были изданы, так называемые, духовные штаты. Согласно этим документам монастырь перешел на собственное содержание. Настала нелегкая пора в жизни многих обителей. Правление Екатерины II было сопряжено с упразднением многих из них. Со временем в Елеазаровский монастырь перевели братию из Великопустынского Преображенского, а в дальнейшем — из Снетогорского.
В начале XIX века монашеской обители присвоили второй класс. Этот статус был закреплен за ней до 1906 года, затем при игумене Ювеналие, ее преобразовали в Спасо-Елеазарову пустынь. Некоторое время при монастыре работала богадельня для престарелых и немощных лиц.
В 1908 году сюда прибыл схиархимандрит Гавриил, который являлся учеником оптинских старцев. Духовной дочерью этого мудрого человека была княгиня Елизавета Феодоровна, ныне причисленная к сонму новомучеников. Известно, что женщина часто посещала монастырь и содействовала его благоустройству. Количество братии в стенах обители стало достигать сотни человек. Все монахи придерживались строгого устава, выполняли свои послушания, благодаря чему монастырь полностью сам удовлетворял свои нужды. Здесь открылось несколько мастерских — столярная, сапожная и портняжная. По состоянию на 1917 год в кельях обители проживало 18 монахов и 15 послушников.
С приходом большевиков началась богоборческая деятельность, в результате которой всех иноков увезли из родных мест на подводе и расстреляли. Территория монастыря использовалась для самых разных целей. Сначала здесь организовали институт, затем Народный дом, после него открывалась организация по работе с дефективными детьми, туберкулезный диспансер и так далее.
Все, что было создано за сотни лет монашеским трудом, советские власти разрушили за несколько месяцев. Вместо двадцати построек осталось две — соборный храм и братский корпус.
Современное состояние
Передача монастыря Русской православной церкви состоялась 28 мая 2000 года в день памяти ее основателя — преподобного Ефросина.
Интерьер Трехсвятительского собора Спасо-Елеазаровского монастыря
Уже в августе того же года патриархом Алексием II настоятельницей обители была назначена монахиня Елисавета, воспитанница старцев Троице-Сергиевой Лавры и стариц Дивеевской обители. В сан игуменьи ее возвели в 2005 году. К тому времени уже подходило к завершению восстановление братского корпуса. Восемь монахинь приняли постриг и поселились в новоустроенном монастыре. Освящение колоколов для вновь отстроенной колокольни совершил владыка Евсевий.
Напротив Елеазаровской обители сорок лет прожил отец Николай Гурьянов. Он поселился на острове Залита, хранил с большим благоговением и трепетом Цареградскую икону Богородицы. Возможно, именно благодаря его молитвам монастырь снова вернулся к жизни.
В 2010 году сюда приезжал патриарх Кирилл, который привез лично в дар монастырю древнюю икону XIV века «Спас Вседержитель Елеазаровский».
Описание архитектуры
После разрушений советской эпохи строения женской обители начали реставрировать уже в наши дни. Сейчас полностью окончены работы в храме Трех Святителей, построена новая башня колокольни, возводятся еще один храм, Воскресная школа и приют. Также восстановлен келейный корпус 1904 года.
Трехсвятительский собор стоит на высоком подклете и представляет собой трехапсидную церковь. В ней освящен придел великомученицы Елисаветы. Колокольня с семью колоколами расположена над лестницей. Скромный храм Архангела Гавриила открыт в белоснежном игуменском доме.
Часовня Спаса Нерукотворного Образа на территории монастыря
У дороги соорудили часовню Спаса Нерукотворного Образа. Кроме того, в композицию монастыря входят два сестринских корпуса, постройки хозяйственного назначения и здание паломнического центра, в котором имеется собственный домовой храм. Двор обители огражден забором. Территория очень ухожена, в теплое время здесь много цветов и зелени.
Деятельность прихода
Монастырь строго соблюдает принятый устав, но помимо этого, занимается и благотворительностью. Сестры обители оказывают помощь нуждающимся семьям как духовную, так и материальную. На реабилитацию принимались люди, зависимые от наркотических веществ. С ними проводилась духовно-нравственная работа.
В Елеазаровском женском монастыре пребывает Феодоровская икона Божией Матери, перед которой, как гласит предание, молились царь Николай II с супругой и детьми. Она мироточит.
Также в его стенах хранится Цареградский образ Девы Марии и Спас Елеазаровский. Роща, где начиналась история создания обители, также почитается, как священная.
Престольные праздники
- 5/18 июля — день памяти преподобномучениц княгини Елисаветы и инокини Варвары;
- 16/29 августа — перенесение Нерукотворного образа Спаса из Едессы в Константинополь;
- 6/19 августа — Преображение Господне;
- 15/28 мая — день памяти преподобного Ефросина;
- 25 апреля/8 мая, 17/30 сентября — икона Богоматери «Цареградская».
Богослужение в Спасо-Елеазаровском женском монастыре
Расписание богослужений
Попасть в храмы обители можно каждый день с утра до вечера. В них проходят богослужения по такому распорядку:
- в будние дни и субботу с 7:00 идет утренняя служба и Полунощница. С 8:00 начинается Божественная литургия;
- по воскресеньям и праздничным дням утренние молитвы читаются с 8:00, Литургия — с 9:00;
- вечерняя служба начинается с 17:00 ежедневно.
Местонахождение монастыря — деревня Елизарово, которая расположена в 29 км от Пскова, если ехать на север. На своем автомобиле удобно добираться по трассе 58К-96, идущей в Гдов. В черте Пскова это улица Леона Поземского. Обитель находится на левобережье речки Толвы. С псковского автовокзала в направлении Гдова, Самолвы, Верхолина идут автобусы, на которых можно доехать в нужное место за полчаса или 40 минут.
Сегодня этот монастырь относится к архитектурному наследию Российской Федерации. В него стекается много паломников, желающих приложиться к вековым святыням и попросить помощи и благословения.
Документальный фильм о Спасо-Елеазаровском монастыре
Добавить комментарий