Специальная грамота об отпущении грехов

Папская грамота об отпущении грехов

Примеры употребления слова индульгенция в литературе.

Другими словами, отрицание важнейших церковных догматов и основных таинств, отказ от поклонения святым и непризнание индульгенций, ликвидация транжирящей огромные средства католической иерархии, объявление папы наместником Сатаны, отмена церковной десятины и упразднение землевладений клира, отказа от католических храмов — таковы основные черты альбигойской ереси, в которой отразился протест народных масс против феодально-церковных порядков.

Напротив, большинство покупателей усматривало в индульгенции возможность безнаказанно совершать преступления.

Слушают наставления этого заблудшего человека, Питера Паундтекста, который был некогда достойнейшим проповедником слова Господня, а теперь стал вероотступником и за жалованье, чтобы прокормить себя и семью, покинул праведную стезю и пошел за этой черной индульгенцией.

В первой редакции манифестов, в которых они хотели объяснить многочисленные причины, побудившие их прибегнуть к оружию, этот трудный вопрос был старательно обойден молчанием, но он снова был поднят в отсутствие Белфура, который, вернувшись, к своей великой досаде увидел, что обе стороны яростно препираются по этому поводу, что Мак-Брайер, Тимпан и другие вероучители гонимых скитальцев с пеной у рта наседают на Питера Паундтекста, принявшего индульгенцию пастора в милнвудском приходе, а он, хотя и препоясал себя мечом, все же, прежде чем выйти за правое дело на поле сражения, мужественно отстаивает свои взгляды в военном совете.

Лопухина, в странном приступе научного фанатизма, легко сметавшем нравственные и социальные преграды, замешанном, как почти у всех, на тщеславии, любови неизвестно к кому, корысти и эгоизме, наплевав на уголовные условности, в неясной, но отчаянной надежде получить выдающийся научный результат, который послужит индульгенцией, забыв обещания, данные Фрэту, вместе с Вавилой той же ночью вшила сосудистую ножку с маточными артерией и веной иссеченного мышечно-эндометриального лоскута человеческой матки вместе с недифференцируемым пока зародышем в соответствующие разрезы стенок внутренних подвздошной сосудов актера, продекларировав операцию, как наложение нового артерио-венозного шунта для гемодиализа взамен затромбировавшегося.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Индульгенция

ИНДУЛЬГЕНЦИИ (Indulgentiae) или отпущения — в древней церкви название сокращения срока покаяния, которое мог давать епископ по ходатайству исповедников или общины, или же вследствие собственного убеждения в достоинстве кающегося. Этот обычай в западной церкви послужил началом целого ряда злоупотреблений, допущенных Римом главным образом по финансовым соображениям. История индульгенции, несмотря на целый ряд трудов, посвященных ей, и важное значение вопроса, выяснена недостаточно. В XI веке индульгенции встречается лишь в форме смягчения церковных наказаний (relaxatio secindae, tertiae, septimae partis de injunctu poenitentia) и лишь в конце века — в форме отмены наказания (tota poenitentia) епископом под условием исполнения известного обета, напр. посещения в известное время церкви, пожертвования на постройку церкви или монастыря и т. д. Мало-помалу при назначении индульгенции перестали обращать внимание на нравственное достоинство известного лица и индульгенция сделались учреждением, применяемым ко всем кающимся. Спорный вопрос, — в каком отношении стоят индульг. к практиковавшимся в англосаксонской и ирландской церквах и перешедшим в начале X века на материк так называемым редемпциям (redemptio) и коммутациям (commutatio), состоявшим в замене священниками жестоких церковных наказаний другими, более мягкими. Тогда как Гинниус (Kirchenrecht, V, 153), Гарнак (Dogmengesch. III, 303, 537) и Люфс (Dogmengesch., 263, — ср. словарь Брокгауза XXV, 174) видят здесь один из корней индульгенции, Карл Мюллер (D. Umschwung in d. Lehre von d. Busse, 308) и Бригер (Herzog’s, R. E., 3 Aufl. IX, 77) считают их самостоятельной, аналогичной индульг., формой облегчения церковных наказаний, право на которую имели священники, между тем как индульг. составляли исключительное право епископов. Первоначально индульгенции появились в южной Франции и древнейшею дошедшей до нас и является индульг., выданная около 1016 года епископом арлесским Понтием. Вообще в XI веке индульг. выдавались крайне скупо. Число подлинных епископских индульг. крайне незначительно. Папские индульгенции появляются лишь в конце столетия и почти все папские индульг. до 1100 года или сомнительны, или прямо подложки. Только индульг. Урбана II от 12, октября 1091 г. (Analecta juris pontif. X, 528; Jaffe 5452), которою всем благотворителям Monasterium Paviliacense обещается сложение четвертой части наказания, наложенного епископом или пресвитером, не дает повода для подозрения и, исключая индульг. Урбана II крестоносцам, является первою известною нам папскою индульгенцией. Если исключить отмену Иннокентием II в 1130 г. седьмой части наказания для иоаннитов, возобновленную Иннокентием III в 1199 г. для иоаннитов и тамплиеров, то до половины века можно насчитать едва 10 папских индульг., а до конца — еще 20. Большею щедростью в этом отношении отличались епископы, бесстыдство которых в раздаче индульг. обличает Абеляр (Ethica, с. 25; Минь, Ser. Lat. CLXXVIII, 672). Но на латеранском соборе 1215 г. право епископов давать индульгенции было значительно ограничено (см. Mansi XXII, 1050). Право давать полное разрешение от церковного наказания принадлежало исключительно папам. Уже в 1063 г. Александр II обещал полную отмену роenitentia за участие в войне против сарацин в Испании. Урбан II в 1095 г. установил полную индульг. для крестоносцев и его преемники охотно пользовались этим могучим орудием, постепенно расширяя сферу его приложения. Уже Пасхалис II поставил на одну ступень с путешествием в Святую Землю борьбу против сарацин в Испании. Его примеру последовали Геласий II, Калликст II, Целестин III, Иннокентий III. Ту же награду обещал Евгений III в 1147 г. за поход против славян, Алексадр III в 1171—1172 г. за завоевание эстов, Иннокентий II в 1135 на соборе в Пизе за войну с Рожером Сицилийским и анти-папой Анаклетом II. В 1199 г. Иннокентий III приравнял войну с императорским наместником Марквальдом к крестовому походу, а в 1207 г. — войну с сектой кафаров. Урбан II дал полную индульгенцию лишь тем лицам, которые лично предпринимали путешествие в Иерусалим, но вполне естественно было применение индульг. и к тем лицам, которые оказывали денежную помощь делу крестоносцев, что и было сделано Геласием II в 1118 г., Климентом III в 1188 г. и Целестином III в 1195 г. Более широко поставил дело Иннокентий III, объявивший в 1198 г., что тот, кто отправит в Святую Землю на свои средства известное число воинов, получит полное отпущение, и кто лишь помогает крестоносцам, получит разрешение от известной части наказания. В XIII веке индульг. по-видимому не претерпела изменения, но только по-видимому. Прежняя форма получила теперь новое содержание. Виновниками этого изменения были не раздаватели индульг., а их истолкователи. Теория здесь предшествовала практике и видоизменила практику. Эта теория возникла в связи с развитием римско-католического учения о таинстве покаяния. По воззрению богословов того времени, в таинстве покаяния следует различать три момента: раскаяние (contritio), исповедь (confessio) и удовлетворение (satisfactio). Особенное внимание обратили богословы во главе с Абеляром, Робертом Пуллом и Ричардом фон С-т Виктором на последний момент. Тогда как крещение освобождает от всякой вины и наказания, покаяние освобождает лишь от вины и наказаний вечных, но не от временных наказаний за грехи, между которыми мучения чистилища занимают главное место. Чтобы избежать этих наказаний, грешник должен принести за них удовлетворение Богу (poena satisfactoria, sufficiens pretium ad solvendum debitum). Таким образом, сатисфакции (молитва, пост, милостыня) являются единственной защитой от огня чистилища. А так как с самого начала роль индульгенции заключалась в замене этих сатисфакций, то теперь индульг. приобретают новую сферу приложения: освобождение не от церковных наказаний, как прежде, а от определенных Богом временных наказаний, как в этой, так и особенно в потусторонней жизни. Это учение впервые было развито Александром Галесом (см. Энц. I, 459—460) и Фомой Аквинатом и подробно разработано позднейшими схоластиками. Но средневековые богословы не остановились на этом. Они задались вопросом: может ли один за другого приносить удовлетворение? — и решили его утвердительно. Церкви оставалось лишь найти лиц, заслуги которых могли бы заменять сатисфакции грешников. И они были найдены: сверхдолжные заслуги Христа, Богоматери и святых перед Богом, по мысли схоластиков, образовали неисчерпаемую сокровищницу добрых дел (ореrа superrogationis), которая предоставлена в распоряжение церкви для раздачи из нее благодати достойным. Это воззрение схоластиков и было утверждено в 1343 году буллою Климента VI «Unigenitus». Освобождение от мучений чистилища сделало индульгенции гораздо более ходким товаром, чем прежнее освобождение от церковных наказаний, и тогда как прежде на целое столетие приходилось несколько десятков индульг., теперь лишь в два первые года правления Николая IV (1288—1290) было выдано около 400 индульгенций, занявших почетное место в числе источников доходов курий. В конце XIII века появляется новая форма индульг. — индульгенция «полная», дающая разрешение не только от наказания, но и от вины, от греха (I. а roena et а culpa, I. omnium delictorum). Одною из первых индульг. такого рода была индульг., данная Целестином V в 1294 году. Преемник Целестина Бонифаций VIII объявил эту индульг. опасною для спасения души, но при Клименте VI, Урбане VI и особенно Бонифацие IX, превзошедшем бесстыдством торговли индульгенциями всех своих предшественников, такие индульг. снова появляются. Злоупотребления Иоанна XXIII индульг. от наказания и вины вызвали попытку констанцского собора уничтожить их и вследствие этого Мартин V в акте о реформе отменил те индульгенции, «quae dicuntur de poena et cutpa sive de plena remissione». Ученый Венедикт XIV пытался опровергнуть факт существования индульг. «и от вины», но факт этот установлен прочно и признается даже такими римско-католическими учеными, как Беллярмин и иезуит Суарец. Позднейшие схоластики различным образом пытались оправдать существование таких индульг. Одни отрицали самое существование индульг. от вины и от наказания и считали выражение «от вины и от наказания» неправильною простонародною заменою выражения «от наказания за вину». Другие под «виной» разумели лишь peccata venialia. Наконец, третьи пытались поставить в связь разрешение от вины в индульг. с таинством покаяния. Особенно откровенно является эта форма индульг. в инструкциях относительно продажи индульг., появившихся незадолго до появления Лютера в Германии. В одной из этих инструкций архиепископ майнцский и магдебургский Альбрехт, взявший на откуп торговлю индульг., объяснял, что индульг. дает во-первых — полное прощение всех грехов, возвращение божественной благодати, освобождение от огня чистилища, во-вторых — освободительную грамоту, которая давала возможность владетелю избирать себе, по желанию, духовника, который мог прощать и вину, и наказание и мог заменять одни обеты другими, в-третьих — возможность участвовать во всех благах церкви, в молитвах, паломничествах и других добрых делах, всех членов церкви, в-четвертых — наконец, полное отпущение грехов душ умерших и находящихся в чистилище. Лютер в своем первом протесте восставал не против индульгенций вообще, а лишь против индульг. «от вины», думая, что он делает угодное папе, возводя индульг. к их прежней форме — «relaxatio poenae саnonice impositae» (тезисы 5, 20, 34). Вооружился Лютер и против другой последней по времени формы индульг. — индульгенции умершим. Начиная с XIII века, схоластиков занимал вопрос, простирается ли «власть ключей» (potcstas clavium) и на умерших, находящихся в чистилище. Александр Галес решал этот вопрос так, что папа может давать индульг. и умершим, но не в силу своего права (judiciaria absolutio), а в виде заступничества за умершего (per modum suffragii sive impetracionis), что не составляет разницы в результате, так как церковь никогда не просит понапрасну. К Александру Галесу примкнули Бонавентура, Альберт Великий и Фома Аквинат. Другого взгляда держались кардинал Генрих из Остии и Франциск Марон, утверждавшие, что умершие подлежат не суду церкви, а суду Божию. К концу XV века первое мнение восторжествовало. Тем не менее, папы не спешили применять его на практике. Если Альберт Великий и Фома Аквинат и упоминают об индульг. умершим, то эти индульг. по указанию Гейнриха из Остии были лишь злоупотреблениями продавцов индульгенций, выгоды которых в данном случае шли навстречу желаниям народа. Три первые индульг. умершим приписываются Калликсту IV, но факт этот не установлен твердо и первою дошедшею до нас индульг. умершим является индульг. Сикста IV, данная 3 августа 1476 г. церкви св. Петра в Сенте (Saintes). Это нововведение было встречено с удивлением во Франции. Особенное неудовольствие возбуждали рыночная торговля такими индульг. и утверждение папского комиссара Раймунда Перроди, что для умерших, снабженных такими индульг., молитвы уже более не нужны. В защиту индульг. Раймунд поручил двум французским богословам Иоанну Фабрицию и Николаю Рихарду написать сочинения, и большая распространенность этих сочинений, как во Франции, так и позднее в Германии, свидетельствует об интересе, возбуждаемом этим вопросом. Так как выражение «per modum suffragii» многими понималось в том смысле, что по своей действенности для умерших индульг. стоят на одной ступени с молитвой и милостыней, то Сикст IV буллой 27 ноября 1477 года выяснил смысл этого выражения, относя его не к папе, а к верующим, которые должны ходатайствовать за умерших, тогда как папа приходит на помощь умершим в силу полноты своей власти (plenitudo potestatis). Таким образом, граница, положенная папскому полновластию Александром Галесом, была уничтожена, и францисканец Иоанн Ангелюс имел право сказать: «все находящиеся в чистилище души подчинены юрисдикции папы, и если он захочет, может освободить всё чистилище».

* Виталий Степанович Серебреников,
магистр богословия, профессор
Санкт-Петербургской духовной академии
и член учебного Комитета при Святейшем Синоде

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 909. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1904 г. Орфография современная.