Спорт и православие
Содержание
- Каким должно быть отношение к спорту у православных христиан?
- Религия и спорт
- Священники-спортсмены
- Архимандрит Сильвестр (Лукашенко): «Поражение даётся нам, чтобы потом победить»
- Игумен Никон (Поляков): «Спорт должен знать свое место в иерархии ценностей»
- Протоиерей Александр Новопашин: «Спорт — моя проповедь»
- Священник Виктор Кочмарь: «Спорт не противоречит религии»
- Иерей Сергий Акимов: «Перед боем молюсь, чтоб никого не покалечить»
- Иерей Василий Диденко: «Спорт – мощное средство воспитания»
- Священник Сергий Поперечный: «Только вера может минимизировать отрицательные явления в спорте»
- Священник Андрей Овчинников: «Занятия для тела не должны мешать духовной жизни»
- Иерей Василий Лях: «Пытаюсь помочь ребятам»
Каким должно быть отношение к спорту у православных христиан?
Спорт прочно вошел в жизнь современного человека и общества. Причем давно уже спорт – это не только здоровый образ жизни, но и бизнес, политика и даже культ. А как православным относиться к спорту? Допустимо ли участвовать в спортивных состязаниях? Стоит ли смотреть соревнования и «болеть», и если да, то как «болеть»? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.
И занимаясь спортом, можно молиться
Протоиерей Игорь Шумилов:
– Я думаю, что отношение православного человека к спорту должно быть не азартное, умеренное. Спорт – это всё же телесные упражнения, а для нас важнее душа. Хотя и о теле нужно заботиться, но не в первую очередь.
Священник Петр Гурьянов:
– Давайте вспомним, что говорили о спорте святые отцы и учители Церкви, например те, кто жил в XIX–XX веках. Так, святитель Феофан Затворник рекомендовал людям умственного труда заниматься гимнастикой и физкультурой. А святитель Василий, епископ Кинешемский, писал: «Цель гимнастики (физкультуры) состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека, и большинство занимается ею именно для этого». Ему принадлежат и такие слова: «Всякая сила и способность не только в человеке, но и во всяком живом существе, при употреблении и упражнении развивается, без употребления же отмирает, или, как говорят, атрофируется. Действие этого закона можно наблюдать везде и всегда. Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость».
С духовной же точки зрения нет никакой разницы между поднятием штанги, кроссом или физическим трудом на огороде. К тому же и в первом, и во втором случае верующий может продолжать молиться. Любой атлет способен мысленно взывать: «Господи, помилуй!» – во время тренировки. Именно так поступали святые: их руки работали, а ум непрестанно творил молитву. В этом смысле даже элементарная утренняя зарядка может стать своего рода духовной практикой. Воистину чистому – всё чисто.
Не стоит заниматься экстремальными видами спорта: рисковать жизнью ради забавы – безусловная глупость и грех
Хотелось бы сказать и об экстремальных видах спорта. Рисковать жизнью ради забавы – безусловная глупость и грех. Например, прыжки с высотных зданий и тому подобные рискованные увлечения. Подобный спорт неизбежно сопряжен с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, желание первенствовать, и может привести к несчастному случаю.
Лично для меня нагляднейший пример православного отношения к спорту – Федор Емельяненко. Хотя он и участвует в боях без правил, но его отношение к соперникам и православная вера помогают ему оставаться христианином всегда. О чем сам Федор и говорит. Слова полководца А.В. Суворова для него правило: «Победи себя – и будешь непобедим! Молись Богу – от Него победа!»
Православный христианин должен оставаться христианином везде: на спортивных аренах, в тренажерном зале и даже на трибуне стадиона.
Напомню и слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). А сам по себе спорт не опасен.
Спорт дисциплинирует и учит преодолению трудностей
Священник Димитрий Шишкин:
– Надо различать так называемый «спорт высоких достижений» и спорт в значении массовой физической культуры. И если первое – это совершенно отдельная тема, мало общего имеющая со здоровьем и связанная с крайними перегрузками, а также с амбициями, карьерой, деньгами и т.д., то второе – это насущная необходимость современной (особенно городской) жизни с ее испорченной экологией, нездоровым питанием, катастрофическим недостатком движения и т.д. Умеренные занятия спортом для поддержания здоровья в условиях современной жизни кажется и разумным, и правильным.
Кроме того занятия спортом, во-первых, дисциплинируют, а это немаловажное в любом деле качество – умение правильно организовать свой труд во славу Божию и на пользу людям. А во-вторых, занятия спортом учат преодолению трудностей на пути к достижению поставленных целей. Это очень важно и в духовной жизни – умение понуждать себя на всякое благое дело, несмотря на препятствия, и терпеливо двигаться вперед для достижения результатов. Только если у спортсменов эти результаты связаны с физическими успехами, то наш главный результат в любом деле – это стяжание благодати Духа Святого, научение кротости и смирению. Так что все, чему учит спорт: самодисциплина, настойчивость, терпение и постоянство в достижении поставленных целей, – все это полезно и применимо в духовной жизни.
Занятия спортом не должны нарушать мир в душе
Священник Михаил Гапоненко:
– «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Наше отношение к спорту должно быть рассудительным и основанным на этих словах апостола Павла. Занятия спортом не должны нарушать мир в душе и становиться причиной развития греховных страстей.
Священник Святослав Шевченко:
Не должно быть спорта ради спорта
– Это отношение должно быть очень простым: не должно быть спорта ради спорта. Мы не должны гробить свое здоровье, дарованное нам Богом, чтобы достичь нечеловеческих результатов. Не делать ни из одного вида спорта золотого тельца, которому некоторые спортсмены приносят всю свою жизнь, забывая о Боге. Отсюда и допинги, и разные дорогостоящие биодобавки, и изнурение здоровья. Но с другой стороны – спортом мы можем прославлять Бога, славить Родину, показывать привлекательность здорового образа жизни. Здесь очень тонкая грань, на которой можно балансировать, посвящая всю свою деятельность без остатка Единому Богу.
Спорт необходим для поддержания здоровья
Священник Георгий Мерзликин:
– Каким должно быть у православных отношение к спорту? Положительным. В условиях современной жизни спорт может стать альтернативой физическому труду, который христианину просто необходим для его совершенствования. Утомленная плоть не так ко греху будет удобосклонна, а последующее физической активности хорошее самочувствие и здоровье христианин сможет употребить на добрые дела и помощь ближним.
Священник Павел Коньков:
Если можешь удержаться от азарта – смотри соревнования, если нет – лучше воздержись
– Спорт в древнем мире и спорт сейчас – разные вещи. Раньше спорт был более честным и менее азартным. И ставил целью честное соревнование. Сейчас все гораздо сложнее: в ход идут различные уловки и методики. Большой спорт стал все же средством заработка на ажиотаже и азарте. Поэтому православному христианину нужно себя очень чутко беречь – от азарта, от осуждения (что связано с проигрышем любимой команды) и от тщеславия (если любимая команда выиграла). Если человек может себя беречь и видит только красоту игры – то смотреть спортивные состязания можно, если не умеет – то лучше не стоит.
А заниматься самому спортом не только можно, но и необходимо. Наши тела – храмы Духа Святого. И за храмом нужно следить. Современные люди слишком мало двигаются, и поэтому спорт необходим, но с оговорками. Можно и участвовать в соревнованиях – но без азарта, без осуждения и тщеславия.
«Мы побеждаем, чтобы прославить Бога»: спортсмены-христиане делятся своей верой во время Олимпиады
Золотая медаль Лоры Уилкинсон на Олимпиаде 2000 года стала одним из самых запоминающихся моментов – спортсменка, которая отставала от других участников из-за травмы ноги, сделала невероятное и заняла первое место по прыжкам в воду с 10-метровой отметки.
Но она превратила этот момент триумфа во что-то большее, чем просто спортивное достижение. В своем интервью после победы она сказала всему миру, что на протяжении всего соревнования она крепко держалась за слово в послании апостола Павла к филиппийцам: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Филип. 4:13), сообщает корреспондент «ТБН».
Это ее заявление привлекло широкое внимание по всему миру.
Некоторые люди говорили, что мало помнят из того, кто и что сказал в тот вечер, но хорошо помнят, как Лора цитировала Писание. «Похоже, что это очень подействовало на людей», — сказала она.
В дни Олимпиады в Лондоне на самой большой мировой спортивной арене будет выступать много спортсменов христиан, которые, как Лора Уилкинсон на прошлых Олимпийских играх, воспользуются возможностью привлечь внимание к чему-то более важному, чем олимпийские медали – к Господу Иисусу Христу.
Одной из таких спортсменок может стать спринтер Эллисон Феликс. Это будет уже третья ее Олимпиада, и у нее есть все шансы на победу. У нее уже третий в мире результат по забегу на 100 метров.
У Эллисон, у которой уже три олимпийские медали и которая считается самым универсальным спринтером в истории Америки, есть более высокая цель, чем просто победа в забеге. «Самое главное – это знать, что все, что мы делаем, побеждаем или проигрываем, мы делаем, чтобы прославить Бога», — сказала она.
Дочь преподавателя духовной семинарии, Эллисон училась в воскресной церковной школе и сейчас чувствует особенное призвание работать с молодежью. Сразу после Олимпиады она вернется домой, чтобы окунуться в служение в церкви.
Возможно, в дни Олимпиады произойдут истории, о которых мы не услышим, как, например, та, что произошла в Пекине. Лора Уилкинсон не выиграла медали на тех соревнованиях, но то, что она сделала, имело значение для вечности. Она подружилась с китайской спортсменкой, но из-за непонимания языков друг друга Лора не знала, как рассказать ей о своей вере. У одного из волонтеров она нашла Библию на двух языках – английском и китайском. Подчеркнув нужные места Писания, она отдала Библию новой подруге.
Не обязательно быть всемирно известным спортсменом, чтобы сделать то же самое. «Бог использует вас, независимо от того, где вы, кто вы, и каково ваше происхождение, — сказала Лора. — Если вы захотите прославить Его, Он обязательно использует вас».
Теги
Олимпиада 2012спортХристианство
Обсуждения Рассылка анонсов Телеканал «Улыбка ребёнка». Кинопремьеры
В жизни человека все взаимосвязано, ведь человек — это дух, душа и тело. Поэтому, думаю, что вполне правомерно можно разделить возникающие болезни на две категории:
- болезни, возникающие в результате нарушения естественных законов природы
- болезни, возникающие как следствие нарушения духовных законов, Заповедей Божиих.
Святитель Василий Великий так писал об этом:
Болезни бывают от вещественных начал, и здесь полезно врачебное искусство; бывают болезни как наказание за грехи, и здесь нужно терпение и покаяние; бывают болезни для борения и низложения лукавого, как у Иова, и в пример нетерпеливым, как у Лазаря, и святые терпят болезни, являя всем смирение и предел общего всем человеческого естества. Итак, не уповай на врачебное искусство без благодати и не отвергай по упорству своему, но проси у Бога познания причин наказания, а потом избавления от немощи, терпя сечения, прижигания, горькие лекарства и все врачевство наказаний.
Иногда болезнь дается для того, чтобы не допустить совершения человеком злых и гибельных поступков, для того, чтобы этой неприятностью избавить от еще большей, удержать от греха. Святой апостол Петр пишет:
Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией (1 Пет. 4:1–2).
Ваше письмо очень короткое, но, похоже, что вы понимаете то, о чем написано выше. Поэтому, прежде всего, хочется напомнить слова Нила Синайского:
В болезнях прежде врачей и лекарств пользуйся молитвой.
А общеукрепляющих комплексов, которые никаким образом не противоречат христианскому мировоззрению, достаточно много. Любой комплекс упражнений, не несущий в себе какой-либо философии, уроков медитации, концентрации энергии и т. д., вполне может быть использован для укрепления или поддержания физического здоровья. Главное, чтобы укрепляющий комплекс физических упражнений не был вместо молитвы, а вот вместо пустого времяпрепровождения — это очень хорошо. Здоровье — дар Божий, и, как любой дар, мы должны его сохранять, как к любому дару Божию, относиться бережно. Вы можете выбрать комплекс упражнений в соответствии с Вашими физическими возможностями и потребностями.
А уж если что-то рекомендовать, то возьму на себя смелость посоветовать зарядку, составленную М. Норбековым. Слово «зарядка» здесь весьма условно — можно выполнять в любое время, не только утром. Комплекс составляют упражнения для всех суставов (шея, руки, ноги) и позвоночника. Ни для кого не секрет, что в физическом плане позвоночник — это столп здоровья человека. Болезни суставов занимают большую долю всех заболеваний. Активность, здоровье позвоночника и суставов способны обеспечить человеку долгое физическое благополучие. Расширенный комплекс М. Норбекова и имеет название «суставная гимнастика». Знаю очень многих людей различного возраста, которые получили реальную помощь и поддержку здоровья от данного комплекса, отмечая при этом улучшение работы многих систем организма (при условии, что человек не имеет губительных страстей, ведет праведный, разумный образ жизни). Здоровья Вам и помощи Божией!
Ответила Ирина Игнатьева
Религия и спорт
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Исторический путь взаимоотношений религии и спорта
2. Сближение церкви и спорта в 19 — 20 в.
3. Религия и спорт: перспективы взаимоотношений на современном этапе
Список литературы
1. Исторический путь взаимоотношений религии и спорта
Положение христианских церквей в эпоху раннего средневековья на Западе и Востоке предопределило и различие в их взглядах, в том числе на состязания и ФУ.
В период развитого феодализма происходит деление на различные сословия. Каждое из этих сословий в области ФВ имело свои упражнения, свои состязания, отличающиеся друг от друга. К каждому из них церковь имела особое отношение, определяемое, прежде всего, классовым подходом.
В средние века складывается система ФВ феодалов. Каждый рыцарь должен был уметь ездить верхом, владеть оружием и т.д. Церковь поощряла эти занятия, т.к. рыцари составляли основную силу феодальной армии. С 14 в. турниры постепенно утрачивают свое значение, как и вся рыцарская система ФВ. Это связано с изобретением огнестрельного оружия, против которого рыцарское вооружение было бессильно.
Классовое отношение церкви к ФВ можно проследить на примере воспитания некоторой части самих служителей церкви. А именно воспитание членов монашеского ордена иезуитов, где большое внимание уделялось ФВ, осуществляемое с помощью ФУ, игр и состязаний.
Христианская церковь долгое время пыталась бороться с народными праздниками и связанными с ними состязаниями и играми. На Руси было издано церковное уложение «Стоглаве» — свод законов, который навязывался русскому народу в качестве устава повседневной жизни русского общества — 2 главы посвящены запретам занятий ФК. Они были отнесены к разряду религиозных преступлений. В «Домострое» (1580 г.) при непосредственном участии церкви, всякие народные игры и забавы порицались. Даже шахматы были объявлены бесовским делом, а игроки обвинялись как люди, продавшие душу сатане. религия спорт средневековье современный
Несмотря на гонения церкви, состязания продолжали жить в народе. Языческие праздники оставались настолько живучими в народе, что церковь была вынуждена пойти по пути не полного искоренения языческих обрядов и приспособить их к христианским праздникам. Традиционные народные обряды приурочивались к дням церковного календаря.
Итак, христианство уничтожило античную культуру — официальную культуру рабовладельческого общества, его господствующих классов. Оно запретило культы, зрелища и состязания (в последний раз Олимпийские игры были проведены в 393 г.) Христианская церковь ничего не смогла сделать с народными состязаниями и ФУ, которые передавались из поколения поколение на протяжении всей истории человечества независимо от того, какой строй господствовал в обществе.
В 15 — 16 в. происходит становление нового класса — буржуазии, создавшей свою религиозную идеологию — протестантизм, который является специфически буржуазной разновидностью христианства.
Основные догматические положения протестантизма были сформулированы 16 в. М. Лютером, Ж. Кальвином и У. Цвингли.
Протестантизм имел различные течения (например, лютеранство, кальвинизм), и отношение его к физическому воспитанию не было однозначным. Так, М. Лютер достаточно определенно выделял положительную роль ФВ, и в частности состязаний. М. Лютер отмечал, что фехтование и борьба служат не только средством физического развития людей, но и отвлечением их от разврата, пьянства, обжорства и азартных игр. Учение М. Лютера предназначалось только для буржуазии и не имело отношения к простому народу.
Нечто подобное можно проследить и на примере Швейцарии, где движение Реформации возглавил Ж. Кальвин. Последователи Ж. Кальвина в Англии получили название пуритане.
На тот момент церковь довольно снисходительно относилась к занятиям ФУ молодых представителей буржуазии. Аристократические формы ФВ, такие, как охота, стрельба, верховая езда, не были доступны зарождающейся буржуазии. Тогда она обратила внимание на состязания, которые ради заработка устраивались выходцами из народа. Группы профессионалов бродили из одной местности в другую, устраивая соревнования в беге, прыжках, бросании тяжестей и т. п., деля между собой скудный заработок.
Именно такие состязания получили достаточно широкое распространение в 17 -18 вв. О занятиях же спортом широких слоев простого населения в этот период не могло быть и речи. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, англиканская церковь не одобряла, а иногда запрещала подобные занятия, а во-вторых, представители, например, рабочего класса просто не имели возможности заниматься физическими упражнениями, так как рабочий день человека, трудящегося на мануфактуре, продолжался 12-16 часов в сутки.
Т. о., к концу 18 в. в буржуазных кругах, ранее склонных к пуританским ограничениям, развивается интерес к занятиям ФК.
2. Сближение церкви и спорта в 19-20 в.
Изменение отношения церкви к спортивным состязаниям в 19 и начале 20 в. связано с 2 факторами: упадком влияния церкви в общественной жизни и бурным развитием спорта.
В первой половине 19 в. спортом занимались лишь немногие. Он был уделом главным образом представителей имущих классов и сосредоточивался в основном в учебных заведениях. С середины же века начинается бурное распространение спорта в Англии, где в 40-х годах, наконец, был снят запрет на публичные игры.
Из Англии спорт начал шествие по всем странам мира. В 1850 г. за пределами Англии существовало лишь несколько дюжин спортивных клубов, а в 60 г. не было такой страны на всех континентах, за исключением Африки. Стали проводиться международные соревнования по конным кроссам и стрельбе. Молодежь Европы была охвачена горячкой велосипедных состязаний. Наряду с получившим распространение в Голландии скоростным бегом на коньках, стали популярными лыжные соревнования в Скандинавских странах. Спорт получает признание в учебных заведениях и среди рабочей молодежи. В Европе и США создаются, хотя еще немногочисленные, рабочие спортивные союзы.
Видя растущую популярность спорта и тягу молодежи к занятиям ФУ, церковь, решила использовать это явление в своих интересах.
Наиболее активно повела себя протестантская церковь. Свободная от догмата о греховности тела, свойственного католицизму, она приступает к созданию организаций, сыгравших значительную роль в развитии спорта и привлечении к нему молодежи.
Речь идет о создании Ассоциации молодых христиан. Из всех клерикальных организаций, которые культивировали и культивируют ФУ, эта организация является самой значительной. В Ассоциации молодых христиан раньше, чем в каких-либо других организациях, ФВ было использовано, по признанию американского теоретика спорта Р. Т. Мак-Кензи, «не только для общего воспитания, но и для закрепления своего влияния на молодежь».
Первая организация молодых христиан возникла в Англии в 1844 г. Ее создал лондонский служащий Георг Вильям, который за «заслуги перед человечеством» в 1894 г. был посвящен в рыцари.
Признанная и поддержанная английской буржуазией, эта организация насчитывала уже в 1851 г. 8 обществ в Лондоне и 16 в различных частях королевства. Эти организации объединяли около 2700 человек, влияние Ассоциации молодых христиан проникало и в другие страны. Накануне первой мировой войны число привлеченных в Ассоциацию уже достигло 600 тыс. человек. В Париже на конференции было провозглашено создание Всемирного Альянса Ассоциации молодых христиан — единого международного центра, который мог бы скоординировать и направить деятельность национальных ассоциаций, а также способствовать созданию новых организаций в разных странах. Стремясь оказывать влияние на более широкие слои молодежи, Ассоциация объединяет приверженцев всех трех разновидностей христианства: протестантов, католиков, православных — и даже допускает членство представителей других религий и неверующих. В России такая Ассоциация существовала с 1862 по 1918 г.
Для того чтобы заинтересовать молодежь, привлечь ее в свои организации, в Ассоциации с самого начала был использован спорт. Он рассматривался, прежде всего, как «острый инструмент», с помощью которого можно «проникнуть в ум и сердце молодого человека через его тело». Сама эмблема Ассоциации молодых христиан — красный равносторонний треугольник, стороны которого означают «дух, ум, тело», — показывает, что распространить и укрепить веру среди молодежи возможно только посредством спорта и специального образования.
Многое в Ассоциации молодых христиан делалось для развития спорта. Не случайно именно в ней были изобретены такие спортивные игры, как баскетбол и волейбол. Ватикан обратился к спорту позднее, чем протестантская церковь.
Однако, видя, что авторитет бурно развивающегося спорта все возрастает, католическая церковь к концу 19 и началу 20 века была вынуждена не ставить так остро, как это было до сих пор, тезис о греховности тела. Не будучи в силах сразу отмежеваться от этого догмата, Ватикан стал проповедовать идею о гармоничном воспитании человека, как духовном, так и физическом, но при этом духовное по-прежнему провозглашалось превыше физического. Католическая церковь начинает осуществлять некоторые организационные мероприятия, которые могли бы помочь ей привлечь молодежь. Так, церковь создает для обществ католической молодежи условия для занятий шахматами, для различных игр на свежем воздухе. Кроме того, она взяла в свои руки организацию и руководство спортивных кружков церковных школ. И, наконец, в 1911 г. в г. Нанси был создан Международный союз католических организаций ФК.
Если католическая церковь в этот период еще достаточно осторожно подходила к спорту там, где это касалось широких народных масс, то для воспитанников иезуитских колледжей спорт был взят на вооружение сразу и в полной мере. В колледжах играли в игру, напоминающую регби, летом проводились кулачные бои, а зимой — катание на санях. При этом совершенно игнорируется и сам догмат греховности тела и вреда спорта высоких достижений, якобы порождающего у людей гордыню и тщеславие.
Таким образом, уже в этот период ясно наметился отход церковников от своего прежнего отношения к ФВ. Церковь стала проводить более гибкую политику по отношению к новым современным общественным явлениям, в том числе и к спорту.
3. Религия и спорт: перспективы взаимоотношений на современном этапе
После 2-ой мировой войны в мире произошли коренные социальные изменения, обусловленные возникновением мировой социалистической системы и бурным процессом научно-технической революции. Они потрясли устои старых идеологических систем, в том числе и религии, которая переживает самый глубокий кризис за все время своего существования.
Однако было бы ошибочно считать, что церковь за рубежом полностью утратила свое влияние на массы. В эпоху существования двух мировых систем, социалистической и капиталистической, идет ожесточенная борьба за умы и сердца людей. Для привлечения широких масс в «лоно церкви» используются различные формы. Все большее количество религиозных и светских организаций, которые находятся под контролем церкви, во всех странах мира культивируют ФУ, организуют различного рода спортивные мероприятия.
В 1947 г. в ФРГ были воссозданы «Дойче Югендкрафт» и «Эйхенкройц». «Дойче Югендкрафт» — национальный союз любителей ФУ в католических общинах — основан в 1920 г. Каждые шесть лет союз организовывал большой всегерманский праздник, а каждые 2 года — католические первенства Германии по различным видам спорта. «Эйхенкройц» («Дубовый крест») — евангелическое общество молодых мужчин — основан в 1921 г.
В США вопросами ФВ занимаются Объединенное движение христианской молодежи, Объединенный совет католической молодежи, Национальная федерация студентов-католиков и другие организации.
В Италии создан Католический союз спортсменов. Международная спортивная федерация католического обучения организует игры ФИСЕС, предназначенные для молодежи христианского вероисповедания всего мира.
Из всех клерикальных организаций, культивирующих ФУ, самой массовой по-прежнему является Ассоциация молодых христиан. За 100 лет ее деятельности число стран, в которых существуют ее организации, возросло с восьми до семидесяти семи, а количество членов достигло 4 млн. человек.
Церковь, в течение веков восстававшая против занятий ФУ, кардинально пересматривает свои взгляды. Для того чтобы оправдать эти изменения, современные теологи прибегают к утверждению, что для церкви никогда не было чуждо признание тела, ссылаясь при этом на отрывочные высказывания, начиная со святого Павла и кончая выступлениями руководителей современной церкви, в частности папы Пия ХII.
Не отстают ныне от православных «батюшек» и мусульманские идеологи. Некоторые из них утверждают, например, что мусульманская молитва — намаз — положила основу современным гимнастическим упражнениям, сравнивают ее с производственной гимнастикой. Давая все новые и новые толкования религиозным обрядам, мусульманские теоретики от религии по вопросам ФВ пытаются сейчас «научно» доказать, что паломничество в «священные» города Аравии и туристские путешествия решают одни и те же задачи.
Помимо чисто теоретических рассуждений церковь предпринимает практические меры с тем, чтобы использовать спорт для привлечения в свое лоно отступившую от нее молодежь. Этой цели служат религиозные спортивные клубы, которые обладают прекрасными спортивными залами, площадками и бассейнами, и даже «спортивное» оформление церквей. Так, на 1одном из витражей собора, который был сделан по заказу и указанию нью-йоркского епископа Маннинга, были изображены сцены бокса, игры в гольф, скачек и т. п., а также даны портреты чемпионов.
В Инсбруке в 1964 г. специально к зимней Олимпиаде была построена церковь, где в день открытия и закрытия игр состоялись торжественные богослужения, причем проповедь, рассчитанная на спортсменов, переводилась сразу на несколько языков, в том числе и на русский. Несколько ранее аналогичный «подарок», новую церковь, получили спортсмены на VIII зимней Олимпиаде в Скво-Вэлли.
Проводились определенные мероприятия и в Москве на XXIII Олимпиаде. В 2 июля 1980 г. в культурном центре Олимпийской деревни состоялось освящение часовни в честь Владимирской иконы Божьей Матери, устраивались приемы для некоторых спортивных делегаций (Греции, Кипра) и для отдельных официальных лиц, проводились другие церковные торжества.
Создание специальных спортивных организаций — только 1 из путей, по которому идет церковь для усиления своего влияния в широких массах. Другой путь — прямое использование спорта в качестве своеобразной приманки для верующих. Многие «отцы церкви» сами успешно занимаются спортом и имеют высокие результаты. Так, священник Андерсон стал двукратным олимпийским чемпионом по стрелковому спорту на Олимпийских играх в Токио и Мехико. Пастор Боб Ричардс — чемпион Римской и Токийской олимпиад в прыжках в высоту с шестом. Некоторые священнослужители становятся даже тренерами. Всему миру известен католический священник Бауэр — тренер сборной команды по хоккею Канады.
Использование в настоящее время ФК и С как факторов, способствующих преодолению религиозных пережитков в сознании и поведении молодежи, не случайное явление, а вполне закономерное и обусловливается следующими положениями.
Во-первых, ФК и С являются средствами ФВ, которое представляет собой важное условие гармоничного развития человека, во-вторых, наряду со своей ролью в ФВ человека, ФК оказывает существенное влияние и на его духовный мир — мир эмоций, эстетических вкусов, этических и, наконец, общих мировоззренческих представлений. В то время, как религия настойчиво внушает такие «добродетели», которые, по выражению К. Маркса, превозносят «трусость, презрение к самому себе, самоунижение, смирение, покорность, словом, все качества черни…», ФК и С воспитывают в человеке мужество, смелость, самообладание, волю к победе, чувство дружбы и товарищества, любовь к Родине, т. е. развивают те качества, которые его возвышают и делают личностью.
Современные религиозные деятели в условиях идеологического кризиса постоянно ищут новые, более эффективные методы приобщения людей к религии и усиления своего влияния на массы. Богословы всячески пытаются приумножить роль церкви и религии в развитии ФК, доказать, что христианская религия всегда была покровительницей гармонии физ. и духовных сил человека. Для реализации своих замыслов церковники объявляют религию чуть ли не извечным покровителем ФК, ФВ а себя — единственными борцами за физическое и духовное развитие человека.
Список используемых нормативных актов и литературы
2. Дмитриев С. В. Магия духовного мира в двигательных действиях человека //Теория и практика физической культуры.- 1997. — № 12.
6. Ивченок С. Православия и государственная власть//Советская Белоруссия — 02.03.2008 — №41. С.2.
7. Курьянов М.А., Наумова М.Д. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005.
8. Лавриненко В.Н., Гречин А.С., Дорошенко В.Ю. Политология: Учеб. для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000.
9. Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. 2-е издание, исправ. — Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 1999.
10. Фарберов М. Б. Физическая культура и религия (История взаимоотношений) / — СПб.: СПбГУАП, 2005.
Размещено на Allbest.ru
…
Священники-спортсмены
Архимандрит Сильвестр (Лукашенко): «Поражение даётся нам, чтобы потом победить»
Сергей Павлович Лукашенко родился в 1952 году в Ленинграде. Окончил факультет прикладной математики и процессов управления Ленинградского университета. После службы в армии был инженером, преподавал математику в Горном институте и учился заочно в семинарии. В 1983 году рукоположен в сан диакона, в том же году — во пресвитера, после чего в течение десяти лет возглавлял ряд приходов Ярославской епархии. В 1986 году принял монашеский постриг. С 1994 года — настоятель храма сщмч. Андрея Стратилата в селе Сулость (Ростовский район Ярославской области). В 2003 году возведен в сан архимандрита. Духовник Спасо-Яковлевского Ростовского монастыря. Председатель церковного суда Ярославской епархии, член епархиального совета, духовник епархиального духовно-просветительского центра «Ярославский благовестник», председатель епархиальной ставленнической комиссии.
Ещё в юности серьёзно занимался лёгкой атлетикой, боевыми единоборствами, был чемпионом Ленинграда по бегу на стометровку среди юношей, входил в юношескую сборную по спринту и по прыжкам в длину. Спортивную карьеру прервала травма.
Отец Сильвестр — обладатель черного пояса (5 дан) по тхэквондо ATF, сопредседатель Союза Национальных и неолимпийских видов спорта России, вице-президент союза боевых искусств по Ярославской области, духовный наставник Российского союза боевых искусств, духовник спецподразделения «Альфа» и других силовых структур. Был духовником сборной России по неолимпийским видам спорта и духовником российской олимпийской сборной на ХХХ Играх летней Олимпиады в Лондоне в 2012 году.
На Олимпиаде в Сочи отец Сильвестр — в «духовном резерве».
«В этот раз пришла бумага из Патриархии, что Олимпиаду будет обслуживать Краснодарская епархия. Написали, что я должен быть готовым, если вдруг потребуюсь, с 3 по 23 февраля», — рассказал священник.
Говоря о духовной помощи спортсменам, отец Сильвестр называет своим главным оружием молитву:
«Молюсь за наших, благословляю их, разговариваю. Это могут быть исповеди и просто беседы. Среди наших спортсменов много искренне верующих людей. Говорю им, что там, где не удалось победить в этот раз, придёт победа в будущем. Ведь и поражение — дело временное. Оно даётся нам, чтобы потом победить».
Игумен Никон (Поляков): «Спорт должен знать свое место в иерархии ценностей»
Наместник Свято-Никольского мужского монастыря в Саратове. Родился 1973 году, окончил Московский государственный педагогический университет, Московскую духовную cеминарию.
В юности занимался борьбой, был кандидатом в мастера спорта и членом сборной Москвы по самбо. После нескольких лет тренировок перешел в дзюдо, где добился звания мастера спорта. Придя в Церковь, постепенно изменил свое отношение к спорту, закончил спортивную карьеру и принял монашеский постриг.
«Спорт должен знать свое место в иерархии ценностей, — говорит игумен Никон. — Например, если ко мне, священнику, придет спортсмен и спросит, грешно ли желать чемпионства — мне придется подходить к вопросу индивидуально. Как он сопоставляет то, ради чего живет — спасение души — с той целью, которой хочет достигнуть в спорте? Если чемпионат для него — проходящий этап, если победа не требует отдачи всех духовных и душевных сил, то Бог ему в помощь. Но если он готов заложить за чемпионство душу дьяволу… Имеет ли смысл заниматься православному христианину спортом? Если он достиг определенного уровня, и дальше ему предлагают допинг, то нет. А если он честно трудится — спорт способен в каком-то смысле приблизить его к Богу».
Протоиерей Александр Новопашин: «Спорт — моя проповедь»
Настоятель собора во имя святого благоверного князя Александра Невского в Новосибирске, основатель Новосибирского Братства во имя святого Александра Невского, руководитель информационно-консультационного центра по вопросам сектантства. Генеральный директор Православного детского оздоровительного лагеря во имя преподобного Серафима Саровского, руководитель Мужской православной общины по реабилитации наркозависимых во имя преподобного Серафима Саровского. Сценарист и режиссер фильмов «Перелом», «Царь Болгарский» и «Меня это не касается», участник международных кинофестивалей.
Родился в 1962 году. Окончил Московскую духовную семинарию. Спортом начал заниматься еще в школе – бодибилдингом, затем русским стилем борьбы – стилем Кадочникова. Несколько лет священник занимается тяжелой атлетикой (жмет от груди 120 кг) и пауэрлифтингом. Серьезные занятия спортом начались после тяжелого заболевания в 2000 году.
«Меня вывезли из больницы, можно сказать, в инвалидном кресле: не мог ходить, да и говорить толком не получалось. Но я не хотел сдаваться, инвалидное кресло – не для меня. Вот тогда я плотно занялся спортом, и если бы не болезнь, таких спортивных достижений, которые есть у меня сейчас, я бы не имел, это точно. К решению серьезно заняться спортом меня подтолкнули наши ребята – реабилитанты, бывшие наркозависимые, которые живут и трудятся в наших православных общинах. Мы вместе приняли решение, что должно быть несколько составляющих реабилитационного процесса: молитва, труд и, чтобы заполнить досуг, занятия спортом», — рассказывает священник.
15 августа в Новосибирске прошёл чемпионат мира 2013 года по пауэрлифтингу, жиму штанги лёжа и становой тяге. Серебряным призером среди ветеранов на Кубке мира стал протоиерей Александр Новопашин. Бронзовую награду получил старший пономарь Александро-Невского храма, мастер спорта России по пауэрлифтингу Борис Левитан, внук знаменитого диктора.
«Все мои занятия: и спорт, и кино – это моя проповедь. Тренер мне как-то сказал, что в зале, после того, как я стал заниматься, ребята перестали ругаться. Очень много спортсменов подходит ко мне после занятий, да и во время них, просят ответить на наболевшие вопросы. У моих коллег-спортсменов исчезает страх перед священническим облачением. Печально, когда в общении мирянина со священником есть сдерживающий момент, человек не может переступить через свой страх, подойти и поговорить на больную для себя тему», — говорит отец Александр.
Священник Виктор Кочмарь: «Спорт не противоречит религии»
Настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы села Червоноармейское Болградского района Одесской области
Тяжелой атлетикой о. Виктор начал заниматься в 1988 году, когда он еще не служил в церкви. Перед тем, как стать священником, Виктор Кочмарь успел поработать в милиции, откуда добровольно ушел в звании прапорщика в 2000 году. Священник женат, воспитывает двух сыновей.
«Спортом я занимаюсь давно, это для меня не в новинку. А в церковь ходил, сколько помню себя. Все мои бабушки, родные были люди глубоко верующие. Дома всегда были иконы, все праздники и посты чтили. Поэтому мое решение служить Богу вызрело не за один день», — говорит священник.
Нa прошедшeм в мае 2011 года в Измаиле турнире имени Петра Митаки отец Виктор Кочмарь установил мирoвой рeкорд по жиму штанги из пoложения лeжа по вeрсии WDFPF (Всемирной Бездопинговой Федерации Пауэрлифтинга). Бeз специальной экипировки священник выжал 245 кг. Прeжнее мирoвое достижение в этой версии — 212,5 кг — было зарегистрировано в Мoскве на чемпиoнате мира 2010-го года. Есть люди, которые пoднимали штангу с гораздо большим весом, нo иx достижения регистрировались на соревнованиях, регламент которых не прeдусматривает допинг-теста. Oтец же Виктoр является убежденным противником «химии». К сoжалению, рекорд священника не был зафиксирoван междунарoдной сyдейской кoллегией и oстается неoфициальным. Нo y священника и без того немало рeгалий. В чaстности, он — сeребряный призeр чeмпионата мира-2010 по пауэрлифтингу по вeрсии WDFPF (безэкипировочный вариант). «Золото» тогда нe удалось завоевать из-за травмы. А в апреле 2013 года, выжав штангу весом 220 кг, отец Виктор стал победителем в весовой категории «140+» на проходившем в Кривом Роге чемпионате Украины по пауэрлифтингу и жиму лежа.
«В сочетании религии и спорта никаких противоречий быть не может. Человек, который в спорте, который идет нелегкой дорогой профессионального спортсмена, прилагает титанические усилия. Это своего рода проповедь. Это проповедь нормальной жизни, а не той, которую выбирает молодежь, проводя все свое время в барах или возле компьютеров», — говорит отец Виктор.
Иерей Сергий Акимов: «Перед боем молюсь, чтоб никого не покалечить»
Штатный священник храма в честь иконы Божией Матери «Балыкинская» города Нелидово, Тверской области (Ржевская епархия).
Родился в 1978 году. Окончил ПТУ в Нелидове, Смоленскую духовную семинарию. До принятия сана занимался боями без правил. Придя в Церковь, несколько лет отец Сергий занимался с детьми рукопашным боем, возил их на соревнования. Воспитанники священника занимали первые места, но сам он в боях не участвовал. Переломным стал 2007 год, когда священник принял участие в чемпионате Тверской области по боксу, выиграл его и получил разряд кандидата в мастера спорта. В 2009 году в Рязани стал мастером спорта.
Фото: Валерий Шарифулин
Дебют отца Сергия в профессиональном боксе состоялся 1 мая 2012 года. За плечами у священника три десятка боев, пять из них он проиграл. Все гонорары за участие в боях идут на строительство храма в Нелидово.
«Перед боем я по-своему прошу Бога: главное, чтоб никого не покалечил и сам не покалечился. Многим священникам подобного рода занятия не разрешают, но мне владыка Адриан, епископ Ржевский и Торопецкий, разрешил. Сказал, что это хорошее дело. Тут все зависит от того, кто и что видит в боксе. Одни в этом видят мордобой, а другие — искусство, силу духа», — рассказывает иерей Сергий Акимов.
Иерей Василий Диденко: «Спорт – мощное средство воспитания»
Настоятель Александро-Невского храма города Хабаровска, руководитель епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, кандидат педагогических наук, руководитель Центра допризывной подготовки «Витязи» при Александро-Невском храме.
Отец Василий был тайно от родителей крещён в детстве, но сам об этом узнал лишь в зрелом возрасте. Закончил институт физкультуры. В 1974 году стал серебряным призером Спартакиады народов России по боксу. Мастер спорта СССР по боксу.
Более двадцати лет отец Василий тренирует детей и молодежь по собственной системе, в которой объединил личный опыт, методику рукопашного боя А.А. Кадочникова, принципы боевой акробатики и оздоровительный комплекс.
«Спорт – это мощное средство воспитания, он закаляет характер. Состояние духа спортсмена играет ключевую роль для победы. Сегодня появляется понимание того, что бездуховная жизнь приводит в такой тупик, выйти из которого практически невозможно», — говорит священник.
Священник Сергий Поперечный: «Только вера может минимизировать отрицательные явления в спорте»
Настоятель храма Святого пророка Илии в селе Барково Пушкинского района Московской области.
Родился в 1973 году. Воцерковлен был с детства. С 11 лет самостоятельно выбрал спортивную секцию греко-римской борьбы. Окончил Московскую государственную академию физкультуры. Хиротонисан в 2000 году, а в 2006 окончил Коломенскую духовную семинарию.
Мастер спорта международного класса по греко-римской борьбе, двукратный чемпион России, обладатель Кубка мира.
«В спорте есть положительные и отрицательные моменты. Если спортсмен действительно искренне верит в Бога, если имеет твердый духовный стрежень, если совестлив, то он способен контролировать себя, регулировать сложные моменты своей профессиональной карьеры. Как мне кажется, только таким образом можно минимизировать отрицательные явления в спорте», — говорит отец Сергий.
Священник Андрей Овчинников: «Занятия для тела не должны мешать духовной жизни»
Клирик храма Христа Спасителя города Москвы.
Спортом занимался около 15 лет, сначала плаванием, затем – водным поло. Окончил Государственный Центральный Ордена Ленина Институт физической культуры по специальности тренер-преподаватель по водному поло. После окончания института стал интересоваться православием и сознательно воцерковляться. Работал учителем физкультуры в православной гимназии. Закончил Московскую Духовную Семинарию, затем – Духовную Академию.
«В один ряд со спортом можно поставить занятия музыкой, бизнесом или политикой… Совместимо ли все это с духовной жизнью? Эти виды деятельности человека очень сильно захватывают. Если мы посмотрим на опыт древних христианских подвижников, то увидим, что они, в основном, занимались теми занятиями, которые не мешали вести духовную жизнь. А спорт, который есть занятие для тела, очень сильно возбуждает страсти. К сожалению, современный человек, оторванный от Церкви, большую часть своей жизни служит своей плоти, низшей части нашего естества, вышедшей из-под власти души. Поэтому я, с большой натяжкой, говорю о совместимости профессионального спорта и христианской жизни», — говорит отец Андрей.
Иерей Василий Лях: «Пытаюсь помочь ребятам»
Настоятель Введенского храма г. Болхова, самый молодой священник в Орловско-Ливенской епархии.
Под впечатлением от фильмов с Джеки Чаном увлекся паркуром – скоростным передвижением в условиях города с преодолением препятствий. Не оставил спорт и после принятия сана, став одним из создателей орловской команды уличного спорта «Аутстрит». Тренирует молодежь и подростков, дает уроки паркура, уличной акробатики и воркаута – гимнастических упражнений на турниках.
«Многие говорят, что работа священника не очень вяжется с паркуром. Вот и жена, к примеру, думала поначалу, что я после свадьбы паркур брошу, что все это детские игры. Когда этого не произошло, она некоторое время даже выражала недовольство – волновалась за меня, опасалась травм. Тем не менее мы смогли договориться. Она работала в воскресной школе, много внимания уделяла детям. Я объяснял, что то, чем занимаюсь я, это почти то же самое – пытаюсь помочь ребятам. Слава Богу, она это приняла, теперь к моим занятиям относится хорошо. Я встречался с тремя владыками, которые в последнее время занимали кафедру архипастырей Орловско-Ливенской епархии. Все они меня поддержали», — рассказывает священник.
По материалам Интернета.
Добавить комментарий