Сретенский монастырь плащаница
Содержание
Тайны Туринской Плащаницы
Туринскую Плащаницу называют «пятым Евангелием». О том, как она благовествует, об истории ее научного изучения, – рассказ, который ведется в крипте Владимирского собора. А еще – о верности Христу даже до смерти.
Туринскую Плащаницу – длинный кусок материи, которым было обернуто тело Господа Иисуса Христа при погребении, – называют «пятым Евангелием». Она благовествует современникам, которые больше привыкли доверять доводам науки, нежели жажде и уверениям собственного сердца.
В Сретенском монастыре находится одна из пяти в мире изначально созданных точных копий этой святыни. В 1997 году при передаче ее в дар Сретенской обители эта Плащаница была освящена Святейшим Патриархом Алексием II как Нерукотворный Образ Спасителя.
Нерукотворный Образ Спасителя.
Копия Туринской Плащаницы в Сретенском монастыре
Пройдя в крипту древнего собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери, Вы окажитесь в храме, напоминающем Кувуклию храма Гроба Господня в Иерусалиме, где тело Господа, снятое с Креста, и было 2000 лет назад буквально на три дня упокоено. Здесь, в нашей кувуклии, Вы услышите прежде всего евангельский рассказ о происшедшем тогда.
Все раны Иисуса, о которых упоминается во всех четырех Евангелиях, видны на помещенных здесь позитивном и негативном отображении Плащаницы.
Все раны Иисуса видны на Плащанице – и это поистине потрясающее свидетельство
Также этот храм напоминает римские катакомбы, где первохристиане совершали Литургии на гробах своих умученных за веру во Христа братьев и сестер. Тогда пострадать за Господа спешили даже матери с грудными младенцами на руках.
В совсем еще недавнем прошлом при советской власти именно здесь, где начинается эта экскурсия, пытали и убивали многих наших соотечественников, исповедующих Христа. Когда Сретенский монастырь в 1993 году только начали возрождать, в том числе из этого подвального помещения выносили так и брошенные здесь в злости непогребенные их останки. Почему с таким бешенством и зачастую изощренными пытками убивали тела этих новомучеников? Да потому, что не могли заставить их души отречься от Христа!
Именно здесь пытали и убивали тех, кто оставался верным Христу
Вы услышите одно из самых высочайших в истории христианской проповеди объяснение святителя Григория Паламы: почему диавол пришел в такую ярость в день, который мы отмечаем теперь накануне Страстной седмицы, и предпринял все, чтобы уже меньше чем через неделю Христос висел на Кресте.
Сравнение изображения на Туринской Плащанице с иконой Спасителя Синайского
Многие и скептики, услышав этот рассказ и увидев на Плащанице раны, с таким неистовством нанесенные за нас безгрешному Христу, обращаются еще даже до того, как им сообщат данные научных исследований…
Фото: Massimo Pinca / AP
Туринская плащаница — не только важная христианская реликвия, но и предмет пристального интереса ученых. Этот удивительный артефакт изучают во всем мире. Не является исключением и Москва, где копия объекта выставлена в крипте Сретенского монастыря. МОСЛЕНТА выяснила, можно ли объяснить чудо с помощью радиоуглеродного анализа.
Упоминания плащаницы можно найти во всех четырех Евангелиях. Речь идет о полотне, в которое богатый человек Иосиф Аримафейский завернул тело Иисуса, снятое с креста по личному разрешению Пилата. Многие христиане убеждены, что именно эта плащаница находится в кафедральном соборе Турина.
Считается, что изображение на ткани — своего рода фотография Иисуса Христа, чудесным образом появившаяся в момент воскресения.
В конце XIX века одному из итальянских фотографов разрешили сделать снимок плащаницы — тогда вообще было модно все фотографировать. В полумраке фотолаборатории он неожиданно обнаружил, что пленка запечатлела позитив плащаницы. То есть изображение на ткани — негатив.
Современная фаза исследований Туринской плащаницы началась в 1960-е. Именно в годы Холодной войны американский физик Джон Джексон применил технику, которая использовалась для обработки шпионской аэрофотосъемки советской территории, к фотографии Туринской плащаницы. Он обнаружил, что распределение интенсивностей цвета на ткани как будто зависит от расстояния до некоего трехмерного тела. Джексон был убежден — до тела Иисуса Христа.
Открытие Джексона дало толчок новому циклу научных исследований. Был создан специальный проект по исследованию плащаницы, который поддержал Ватикан. «В течение пяти суток группа ученых, порядка 20 человек, исследовала Туринскую плащаницу напрямую неразрушающими методами. Этими данными до сих пор пользуются все ученые», — рассказал МОСЛЕНТЕ директор Московского центра изучения Туринской плащаницы Сергей Беляков.
Если миллионы людей испытывают благоговение перед вещью, какая разница — настоящая она или нет?
Беляков тоже физик. В советское время он, как и Джексон, занимался военными разработками — по другую сторону баррикад. В 1990-е годы ученые сошлись на почве общего интереса к проблеме Туринской плащаницы. Джексон подарил Белякову одну из пяти точных копий реликвии, которые ему удалось сделать. В 1997 году она была освящена патриархом Московским и всея Руси Алексием II и выставлена в крипте Сретенского монастыря.
Радиоуглеродный анализ показал, что ткань из которой сделана плащаница, появилась не раньше XVI века, но православных физиков это не убеждает. Фото: Antonio Calanni / AP
Несмотря на культовый статус Туринской плащаницы, ни православная, ни католическая церковь, никогда не настаивали на ее подлинности. Если миллионы людей испытывают благоговение перед вещью, какая разница — настоящая она или нет? Вопрос о датировке ткани и природе изображения занимает скорее тех ученых, для кого вопрос о Боге является принципиальным.
Одни напоминают, что до XIV века плащаница не упоминается ни в одном источнике, другие находят на ней пыльцу ближневосточных растений. Одни говорят, что два силуэта на полотне различаются ростом на несколько сантиметров, другие находят на плащанице следы крови из ран Спасителя. Одни говорят, что в Палестине материю ткали прямо, а не диагонально, другие, что Иосиф Аримафейский купил дорогую ткань из Дамаска.
Желтые газеты еще долго выходили с заголовками в духе «ФСБ доказала подлинность Туринской плащаницы»
Кажется, в 1988 году атеисты все-таки забили последний решительный гол в ворота верующих. Радиоуглеродный анализ, проведенный независимо друг от друга ведущими университетами в США, Англии и Швейцарии показал, что ткань, из которой изготовлена плащаница, не могла появиться раньше XIV века.
ФСБ и стоячая энергия
В Московском центре исследования плащаницы одно время придерживались теории, по которой результаты радиоуглеродного анализа были некорректны из-за полимеров растительных масел, использовавшихся в XVI веке для чистки ткани. Группа ученых в составе Белякова, директора Института криминалистики ФСБ Анатолия Фесенко и еще нескольких человек даже пытались это доказать на страницах «Вестника Российской академии наук». Впрочем, быстро выяснилось, что православные физики ошиблись в расчетах. Конечно же, радиоуглеродный анализ не мог дать погрешность в 1300 лет.
Тем не менее, газеты еще долго выходили с заголовками в духе «ФСБ доказала подлинность Туринской плащаницы».
На самом деле директор Института криминалистики ФСБ участвовал в исследовании плащаницы не в качестве сотрудника спецслужб, а в качестве ученого-физика.
В Московском центре плащаницы при Сретенском монастыре всего один сотрудник — сам Беляков
«Почему у Фесенко возник интерес к плащанице? Ну, он выпускник Физтеха, это о многом говорит. Это любопытство, которое особенно развито у физиков. Любая загадка воспринимается как личный вызов. Хочется понять, разобраться», — пояснил МОСЛЕНТЕ Беляков.
Для христианина, будь он католиком или православным, абсолютно не обязательно считать плащаницу подлинной. Фото: Claudio Papi / Reuters
В Московском центре плащаницы при Сретенском монастыре всего один сотрудник — сам Беляков. По его словам, это нормально, и аналогичные центры во всем мире тоже достаточно компактны. «В американском центре исследования плащаницы работают сам Джон Джексон и его жена. У них хорошая лаборатория», — рассказал физик.
По его словам, других ученых обычно привлекают на какие-то конкретные проекты, связанные, например, с компьютерным моделированием.
Именно компьютеры позволили Белякову внести свой главный вклад в исследования Туринской плащаницы — разработать теорию «огненного тела».
«Механизм, который позволяет описать все характеристики плащаницы — это предположение о том, что ожог, изменение химического состава плащаницы, вызван некоей энергией, которая не распространялась, как излучение, радиация, а скорее напоминала плазму. Она окружала тело, но не распространялась. Ее плотность сильно падала по мере удаления от поверхности тела. Эту функцию мы можем измерить по положению ткани на плащанице. Если мы применим разные модели, то только предположение о том, что энергия не распространялась, даст нам тот образ, которые мы наблюдаем», — рассказал МОСЛЕНТЕ православный физик.
Той же точки зрения придерживается и Фесенко. «Энергия, вызвавшая ожог на плащанице, была не физической, то есть не распространялась по законам физики, по законам излучения или диффузии, а была некой стоячей энергией, покрывающей и выступающей из тела Иисуса Христа», — считает криминалист.
Беляков полагает: тот факт, что Христос воскрес в огненном теле, объясняет и многие места в Евангелии. Почему Мария Магдалина приняла его за садовника? Почему Христос запретил ей прикасаться к себе?
«Возможно, процесс, названный выше «огненным телом», еще не закончился, и плащаница, будь Иисус ею покрыт, продолжала бы тлеть от нагревания, поэтому он оставил свою плащаницу в пещере и был обнажен в той мере, в какой необходимо освободиться от неудобной для работы длинной восточной одежды… Возможно, Иисус явился Марии без верхней одежды, а вместо покрывала держал в руках свежие зеленые ветви, смоченные утренней росой и не подверженные нагреву, как сухая ткань плащаницы. Увидев в саду человека в «рабочей одежде» с зелеными ветвями в руках, Мария Магдалина и приняла его за садовника. Возможно, по той же причине Господь остановил попытку Марии Магдалины прикоснуться к нему. Она могла обжечься и испугаться — ведь процесс горения, происходивший в теле Господа, еще не закончился», — пишет Беляков в статье «Пятое Евангелие: физика и богословие воскресения» в журнале «Невский Богослов» (это журнал Санкт-Петербургской духовной академии).
Патриарх Алексий II освятил копию плащаницы как нерукотворный лик Спасителя. Сейчас эта копия, выполненная американским физиком Джоном Джексоном, выставлена в крипте Сретенского монастыря. Фото: Игорь Зотин / ТАСС
«Для верующего человека Туринская плащаница вообще не важна»
Представители православного духовенства уверены, что плащаница представляет как научный, так и богословский интерес. «Уже получено множество результатов. Современная наука не может предложить реальных механизмов появления изображения Иисуса Христа. Все предположения, которые были озвучены, не выдерживают реальной критики, потому что не удается повторить этот процесс», — сказал МОСЛЕНТЕ директор портала «Православие и мир» Александр Ильяшенко.
Диакон Андрей Кураев полагает, что Туринская плащаница — это «уникальная площадка встречи церковной мысли и веры и научной». «Во-первых, важна история этого предмета, история географических перемещений, фиксаций, копирования и так далее. Во-вторых, можно попытаться раскрыть смысл этого изображения — даже техника распятия там выглядит иначе, чем мы привыкли в нашей европейской живописи или даже византийской иконе», — сказал МОСЛЕНТЕ Кураев.
Вместе с тем Кураев скептически относится к теории «огненного тела»: «Слова вроде «выделение энергии» ничего не объясняют. Не говоря о том, что тут же возникает вопрос, а почему эта огромная энергия в какие-то считанные мгновения остановила свое действие и почему обуглены только поверхностные волокна, а не низлежащие, почему все не сгорело при таком выделении энергии и так далее».
Кураев, как и все священники, подчеркивает: для того чтобы быть православным христианином, вовсе не обязательно верить в подлинность Туринской плащаницы. «Для верующего человека Туринская плащаница вообще не важна. Тезис о том, что это подлинная погребальная плащаница Христа, не входит в верование Православной церкви, равно как и католической. Можно вполне быть и католиком, и православным, считая Туринскую плащаницу позднейшим артефактом», — сказал МОСЛЕНТЕ Кураев.
Жизнь как чудо
«Если ученые докажут, что Туринская плащаница была изготовлена в Средние века, для меня это будет означать только одно: метод — плохой. Мне ясно, что это подлинная вещь. А любые опровержения… ну, просто не сработал метод: ребят, работать надо лучше», — сказал МОСЛЕНТЕ Павел Флоренский, председатель комиссии по чудесам при Русской православной церкви, внук философа Павла Флоренского.
Его комиссии уже удалось добиться заметных научных результатов — установить некоторые особенности возгорания огня в Страстную субботу и определить метеорологические условия схождения облака на гору Фавор.
Флоренский также не является сторонником теории Белякова. «Теория «огненного тела» не описана и не доказана научно. Я благочестиво пожимаю плечами и молчу. То, что сама плащаница — это величайшее чудо — ясно, а эта гипотеза мне непонятна и потому просто не интересна», — сказал МОСЛЕНТЕ ученый.
Исследовательский интерес к плащанице проявляют самые разные люди — в том числе сотрудники экспертных центров ФСБ. Фото: Игорь Зотин / ТАСС
Флоренский пояснил, что для церкви чудо — это вовсе не то, что идет вразрез с законами природы. «Мало ли, что не находит объяснения сегодня, наверняка это найдет объяснение в будущем. Или не найдет, и пускай. Если вам кирпич упал на голову — это вполне материальная история», — сказал Флоренский.
В христианском понимании чудо — это в первую очередь знак, знамение. «Когда мы говорим о чуде, мы говорим о некоем духовном явлении, которое является свидетельством Божьей благодати, которое нас просвещает и радует, а наука — может описать и подтвердить, а может не описать. В конце концов, по поводу любого явления можно задать десяток вопросов и упереться в стенку: «А этого я не понимаю», — пояснил МОСЛЕНТЕ внук русского философа.
Туринская Плащаница в Сретенском монастыре
Одно из удивительных свидетельств Воскресения Христова, сохранившееся до наших дней, – Плащаница Спасителя, кусок длинной узкой ткани, которым было обернуто после крестных страданий и смерти тело Иисуса Христа.
Вот как повествует об этом Евангелие от Марка: Иосиф Аримафейский, один из тайных учеников Христа, купив плащаницу и сняв тело Господа со креста, обвил плащаницею и положил во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень ко двери гроба.
На третий день, уже после Воскресения, ученики Спасителя, войдя во гроб, которым служила небольшая пещера, увидели одни пелены лежащие. Эти пелены и есть Плащаница. Плащаница стала святыней для учеников Христа. Затем долгое время Плащаница хранилась в Константинополе, а после крестовых походов была вывезена в Западную Европу и вот уже шесть веков находится в итальянском городе Турин, по которому и получила свое название «Туринская».
На Плащанице таинственным, непостижимым образом запечатлен Иисус Христос, снятый после распятия с креста. Удивительный лик, исполненный мира и неземного величия, хотя и со следами тяжелейших страданий. На высоком лбу заметны струйки крови, на руках и на ногах следы ран от гвоздей, кровоподтеки от ударов бичей покрывают все тело.
Само изображение нечеткое, как бы размытое. Секрет этого был раскрыт неожиданно в 1889 году. Тогда Плащаницу впервые сфотографировали. И каково же было удивление фотографа, когда на стеклянном негативе проявилось четкое, совершенно поразительное изображение Христа. С этого дня начинается особый, научный этап исследований Плащаницы. Ученые со всего мира принимали участие в этих исследованиях, которые приносили им не только профессиональное удовлетворение: Плащаница поистине стала для тысяч современных ученых «пятым евангелием», приводящим сомневающихся к твердой и глубокой вере. Она являет собой как бы послание к нам, запечатанный свиток, который мы только начинаем приоткрывать.
В Евангелии упоминается, что Иисус Христос до своего распятия был подвергнут бичеванию, но только Плащаница «говорит», сколь жестоким оно было. Воинов, бичевавших Иисуса Христа, было двое, а их бичи имели специальные металлические окончания, – как было принято в римской армии. Ударов было не менее сорока, и они приходились по всей спине, груди и по ногам. В Евангелии говорится, что палачи возложили венец на голову Иисуса Христа, но о том, что это был не только способ унижения, но и продолжение пыток, мы узнаем от Плащаницы. Шипы тернового венца были столь остры, что прокололи сосуды на голове, и кровь обильно струилась по волосам и лицу.
Плащаница свидетельствует не только о распятии Иисуса Христа, но и о Его воскресении. В запечатанной пещере с Ним была лишь Плащаница, и поэтому то, как произошло воскресение Господа, «видела» она одна.
На Плащанице ученые не обнаружили красящих веществ. Отсюда был сделан вывод, что изображение на ткани подобно изображению на фотонегативе и что оно могло появиться при воздействии очень сильного потока света, когда обычная ткань сама становится как бы негативом. Но никто, даже в условиях современных лабораторий, не смог воспроизвести ничего подобного изображению на Плащанице. Некоторые ученые утверждают, что для получения такого изображения необходим больший поток света внутри Плащаницы, чем при ядерном взрыве в Хиросиме, но при этом ткань должна быть сохранена. Такой свет мог воссиять в момент воскресения. Недаром в древнейших песнопениях, посвященных Светлому Христову Воскресению, поется: «светоносное воскресение», «узрим в свете неприступном Христа блистающегося».
Ученые обнаружили и другие поразительные факты: на ткани сохранилась пыльца растений, произрастающих только в Палестине; сама ткань изготовлена давно утраченным способом, применявшимся в начале нашего тысячелетия на Ближнем Востоке; все раны на теле полностью соответствуют евангельским описаниям страданий и смерти Господа Иисуса Христа и не могли быть ни у какого другого человека (следы от тернового венца, пробитое копьем межреберье). Это лишь немногое из того, что узнали ученые и весь христианский мир о Плащанице. Возникла целая наука – синдология, от греческого «синдон» — плащаница.
Впрочем, у ученых осталось множество еще неразрешенных проблем, и важнейшая из них — научная датировка Плащаницы.
Плащаница за свою историю побывала в нескольких пожарах, оставивших на ней свои следы. В последний раз она была в огне в 1997 году. Тогда из закрытого пуленепробиваемого саркофага ее чудом удалось извлечь одному итальянскому пожарному, ставшему после спасения Плащаницы национальным героем.
В 1997 году точную копию Туринской Плащаницы (всего таких копий в мире пять) известный американский ученый Джон Джексон передал в Московский центр по изучению Плащаницы, в котором трудятся православные физики, математики, биохимики, искусствоведы и ученые других специальностей.
7 октября 1997 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в московском Сретенском монастыре освятил изображение Плащаницы как Нерукотворный образ Спасителя.
Святой оазис Москвы. Сретенский монастырь (с осмотром «Туринской плащаницы»)
Сретенский монастырь заложен в 1397 году на месте великого Божьего Чуда – явления чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, обратившей вспять несметные орды Тамерлана. Эта чудотворная икона издревле считается спасительницей Москвы от иноземных захватчиков.
Сретенский монастырь на протяжении веков играл значительную роль в истории Москвы и всей Руси – от избрания на царство Михаила Алексеевича, первого царя династии Романовых, до борьбы с Советской властью за Православие.
В ходе увлекательной экскурсии по древнейшей обители, вы услышите захватывающий рассказ об истории его создания, о великих святынях монастыря, о замечательных, героических людях, чьи судьбы связаны с этим историческим уголком столицы. Вы побываете в главном храме монастыря – древнейшей церкви Сретения Владимирской Иконы Божией Матери, построенной в 1677 году, в которой сохранились уникальные фрески — последний шедевр древнерусского искусства в Москве.
В тридцатые годы прошлого века на территории Сретенского монастыря проводились расстрелы неугодных Советской власти – буквально каждый клочок земли здесь пропитан кровью невинных мучеников. Сегодня вы посетите новый грандиозный собор Новомучеников и исповедников российских, освященный в 2017 году с участием Владимира Владимировича Путина. Величественный собор символично освящен в столетнюю годовщину трагических революционных событий. В ходе экскурсии по новому «Храму-на-крови» вы полюбуетесь его великолепным убранством и познакомитесь с судьбами прославленных в нем христиан-мучеников и исповедников XX века.
И самое главное: во время экскурсии можно будет увидеть «Туринскую плащаницу».
В подземной крипте монастыря находится точная копия этой великой православной святыни. Туринская плащаница — это четырехметровый полотняный покров, в который, по легенде, обернули тело Христа после Распятия и на котором сохранился след от Лика и пролитой крови Христа. В мире всего пять копий Туринской плащаницы, и одна из них находится в Сретенском монастыре. Эта копия освящена патриархом Всея Руси Алексием II как нерукотворный лик Спасителя. На Туринской плащанице Сретенского монастыря можно рассмотреть очертания Лика и Фигуры Иисуса Христа и даже понять, какого роста был Сын Божий… Поражающее впечатление!
Продолжительность ~ 2 часа.
Сбор у памятника Шухову, ст. метро «Чистые пруды»/»Тургеневская».
Стоимость программы:
взрослый — 680 руб.
ребенок — 680 руб.
Практическая информация:
Экскурсия предполагает посещение действующих храмов. Дамам желательно быть одетыми в юбки и иметь при себе платки.
Тайна Туринской плащаницы в Сретенском монастыре.
Сретенский монастырь — уникальное, одухотворенное путешествие к великим святыням в сердце столицы
В программе:
— путевая экскурсия;
— экскурсия по Сретенскому монастырю;
— свободное время.
Посещая эту экскурсию по древнейшей обители, вы услышите захватывающий рассказ об истории создания монастыря, о его великих святынях, о героических людях, чьи судьбы связаны с этим историческим уголком столицы. Вы побываете в главном храме монастыря – древнейшей церкви Сретения Владимирской Иконы Божией Матери, построенной в 1677 году, в которой сохранились уникальные фрески — последний шедевр древнерусского искусства в Москве.
В этой поездке у вас есть уникальная возможность прикоснуться к величайшей святыне — Туринской плащанице, потому что Сретенский монастырь – единственный в России официальный центр изучения Туринской плащаницы, в подземной крипте монастыря находится точная копия этой великой православной святыни. Туринская плащаница — это четырехметровый полотняный покров, в который, по легенде, обернули тело Христа после Распятия и на котором сохранился след от Лика и пролитой крови Христа. В мире всего пять копий Туринской плащаницы, и одна из них находится в Сретенском монастыре. Эта копия освящена патриархом Всея Руси Алексием II как нерукотворный лик Спасителя. На Туринской плащанице Сретенского монастыря можно рассмотреть очертания Лика и Фигуры Иисуса Христа и даже понять, какого роста был Сын Божий. Поражающее впечатление!
В свободное время на территории монастыря вы сможете самостоятельно познакомиться с его святынями, поставить свечки и написать записки, прогуляться по территории обители, посетить кафе с уникальным названием «Несвятые святые», которое расположено прямо на территории Сретенского монастыря. Это атмосферное местечко, со множеством духовных фотографий на беленых кирпичных стенах, с удобными столиками и стульями, белыми скатертями, лампами и свечами на столах. В свободном доступе на стеллажах стоят книги, которые можно взять и почитать. Здесь можно очень приятно провести время, а кормят здесь совсем недорого и вкусно!(питание — доп. плата, самостоятельно)
Фирма оставляет за собой право вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг. Время в пути и продолжительность экскурсии указано ориентировочное.
Транспортное обслуживание по программе: автобус туристического класса. При группе менее 20 человек предоставляется микроавтобус туристического класса (номера мест в этом случае не сохраняются).
Добавить комментарий