Старец анастасий Тульская область

Отошел ко Господу один из старейших клириков Русской Церкви схиархимандрит Аверкий (Швецов-Загарский)

Москва, 1 марта 2018 г.

24 февраля в 17.40, во время пения «Ныне отпущаеши», на 103 году жизни скончался схиархимандрит Аверкий (Швецов-Загарский), один из старейших клириков Русской Православной Церкви, насельник Рождества Богородицы Анастасова монастыря Одоевского района, известный также как архимандрит Анастасий из Одоева.

Последние годы батюшка прожил в Богородице-Рождественском Анастасовом монастыре Одоевского района Тульской области, основанном в первой половине XVI века на высоком берегу реки Упы. Этот древний монастырь стал местом знакомства для многих верующих со старцем.

Схиархимандрит Анастасий, в миру – Борис Владимирович Швецов-Загарский, сын репрессированного в 1937 году протоиерея Владимира Афанасьевича Швецова и Елены Ивановны Загарской. Родился он в 1915 году в Вятской области, в селе Лебяжье, в многодетной семье.

После окончания школы Борис поступил в медицинское училище. Получив профессию, работал фельдшером. Сам отец Аверкий прошел Финскую и Великую Отечественную войны. Во время последней в Латвии попал в окружение и на два с половиной года оказался в немецком плену.

После освобождения из плена, по окончании войны, он вместе с другими военнопленными был интернирован на Запад. По распределению отца Аверкия направили в Аргентину, где он и прожил 10 лет.

Аргентина стала для него местом начала особого духовного пути, где он принимает решение последовать примеру отца – посвятить свою жизнь служению Богу. В Аргентине знакомится с Архиепископом Иоасафом (Скородумовым), которому помогал, келейничал, а позже принял от него монашеский постриг с именем Анастасий. Позже владыка рукоположил Анастасия в иеродиакона и иеромонаха. По воспоминаниям батюшки, после тяжелой болезни в 1955 году владыка Иоасаф умер у него на руках.

В середине 50-х батюшка переехал в США, где закончил Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвилле. Был келейником у митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Анастасия (Грибановского).

В Америке батюшка был настоятелем православного собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско, хранителем чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Курская-Коренная, которая с конца 50-х была перенесена в ставропигиальный домовый храм Русской Православной Церкви Заграницей. Много ездил батюшка с чудотворной иконой, посещая дальние приходы зарубежья.

Десятилетия прослужил отец Анастасий в храмах Северной и Южной Америки, но всегда отзывался о них с особенной благодарностью и теплотой. Большой радостью было для него знакомство со свят. Иоанном Шанхайским, с которым он имел личное общение в Сан-Франциско, архиеп. Аверкием (Таушевым) и другими. Иконку свят. Иоанна всегда возил со собой и часто любил его вспоминать.

В 80 лет отец Анастасий ушел на покой и переехал в Нью-Йорк.

Будучи уроженцем Вятской земли, батюшка несколько раз приезжал в Россию, любил монастыри, храмы, богослужение в них. Мысль о возвращении домой его не оставляла.

Однажды одна из духовных дочерей батюшки рассказала о нем игумену Парфению (Сачкову), настоятелю Богородице-Рождественского Анастасового монастыря. Позже в Москве у них состоялась встреча, и отец Анастасий согласился переехать в Одоев.

Для братии и всех верующих это была большая радость. Приходили на исповедь, за молитвой, за благословением, утешением, советом – каждый со своим. Какое-то время батюшка был духовником епархии, но для столетнего человека – это очень тяжелое послушание.

Каждый приходящий находил в нем свидетельство Божией силы, радости и благодати. Как сказал владыка Серафим, епископ Белёвский и Алексинский в своем слове на отпевании – отец Анастасий был тем драгоценным камнем, через который сиял Божественный Свет утешения и любви, мудрости и понимания для каждого человека. Владыка Серафим был хорошо знаком с отцом Анастасием, несколько раз приезжал в монастырь, лично общался.

В апреле 2017 года архимандрит Анастасий принял схимнический постриг с именем в честь святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского. Постриг совершил игумен монастыря в сослужении схимника и братии Оптиной пустыни.

В последнее время батюшка почти не принимал, ведь 7 апреля ему могло бы исполниться 103 года. Но несмотря на все физические трудности, осенью прошлого года батюшка съездил на святую гору Афон, где молился во многих монастырях.

В память для своего монастыря, батюшка привез Иверскую икону Богородицы, в канун памяти которой и праздника Торжества Православия схиархимандрит Аверкий и отошел ко Господу.

Отпевание схиархимандрита Аверкия состоялось 26 февраля в Богородице-Рождественском Анастасовом монастыре, которое совершил епископ Белёвский и Алексинский Серафим в сослужении братии и духовенства из разных обителей и храмов России. Похоронен батюшка на монастырском кладбище. Его имя внесли в заупокойные синодики для поминания во всех храмах и монастырях Белевской епархии.

Царство Небесное и вечный покой новопреставленному схиархимандриту Аверкию!

9-й день выпадает на 4 марта, а 40-й день на 4 апреля – Великую среду, всего несколько дней до его дня рождения – 7 апреля и Светлого Христова Воскресения.

Просим Ваших молитв о батюшке!

Подготовил свящ. Владимир Мандзюк-Ильницкий

Притравка: кто лоббирует средневековые забавы в виде кровавых зрелищ?

Одоев — посёлок городского типа в семидесяти пяти километрах от Тулы. От автобуса берёшь такси и через десять, максимум пятнадцать минут оказываешся возле Анастасова монастыря. Обитель была построена в 16 веке, закрылась в 18-м, утратила всякий вид в 20-м, и возвращена Церкви в 2002 году.

В нашей жизни всё-же есть место удивительным событиям… Именно таким событием стала наша встреча с архимандритом Анастасием, духовником Анастасиевского Рождества Богородицы мужского монастыря, расположенного в Одоевском районе села Анастасово, находящегося на границе Московской и Тульской областей.

Паломническая поездка делегации Войсковой Православной Миссии в составе начальника ВПМ Игоря Евгеньевича Смыкова, заместителя начальника ВПМ Елизаветы Михайловны Гайдай и начальника Международного Отдела ВПМ Тамары Владимировны Сорокиной, состоялась в конце прошлого года по благословлению епископа Белевского и Алексинского Серафима.

Долгая жизнь отца Анастасия, которому, кстати говоря, недавно исполнилось 99 лет, оказалась полна трудностей и испытаний. Отец Анастасий родился в 1915 году в городе Вятка Вятской губернии в семье священнослужителя — его отец и дядя служили в церкви, однако, нельзя сказать, что его жизнь похожа на традиционную жизнь священника. Его детские годы совпали с Первой Мировой войной, Гражданской войной и революцией 1917 года.

После утверждения Советской власти и начавшихся гонений на церковь, Анастасий потерял своего отца, который в 1937 году вместе со всем духовенством Вятской губернии был арестован и впоследствии расстрелян. Юность пришлась на Финскую и Великую Отечественную войны, в который отец Анастасий принимал прямое участие. Сражаясь на линии Западного Фронта, он со многими своими товарищами оказался в немецком плену. Как вспоминает отец Анастасий, в плену он провёл два с половиной года, и это были самые тяжёлые годы в его жизни: голод, болезни, дезинфекции… По окончании войны, он и 170 тысяч военнопленных, которые содержались в лагерях, были интернированы на Запад. Нетрудно представить, что было бы с ним, окажись он после плена на Родине. К сожалению, ( и в этом наша трагедия ) многие наши люди, которые возвращались туда из плена, попадали в лагеря и тюрьмы как «предатели». Хотя, конечно, никакого «предательства» не было, и ныне это уже всем очевидно.

Отец Анастасий по распределению со многими пленными был направлен в Аргентину, где прожил впоследствии десять лет жизни. После окончания интернированного срока Анастасий принимает решение последовать по стопам своего мученически погибшего от богоборцев отца: принять монашеский сан и посвятить свою жизнь служению Богу. Он переехал в США и обратился в Русскую Православную Церковь Заграницей. Там он окончил духовную семинарию и впоследствии на протяжении пятидесяти лет служил на тридцати пяти приходах Русской Православной Зарубежной церкви — это время он вспоминает с благодатью и почтением. Он был лично знаком со многими Первоиерархами РПЦЗ и Святителем Иоанном Шанхайским и Сан-Францисским.

Отец Анастасий продолжал службу священнослужителя до глубоких лет, а когда решил в силу почтенного возраста её оставить, почивать на отдыхе не получилось: о необыкновенном старце прознали в России, и один из настоятелей Тульской епархии обратился к нему с просьбой приехать в Россию.

Судьба так удивительно сложилась, что прожив более пятидесяти лет в Америке, старец Анастасий вот уже на протяжении нескольких лет служит духовником в местной обители Тульской области, Анастасьевском мужском монастыре. На сегодняшний день отец Анастасий не только исповедует священнослужителей Белевской епархии, но и духовно помогает многочисленным паломникам, которые приходят к нему за советом. О почтении и уважении к старцу можно судить хотя бы потому, что поток людей на исповедь к нему не иссякает, а только растёт. Как признаёт он сам, видимо, он нужен людям, и потому Господь дарует ему жизнь и здоровье в его преклонные годы. Интервью СМИ он практически не даёт, считая это пустой тратой времени.

Мы обратились к отцу Анастасию, попросив поделиться своими суждениями о современном состоянии Русской Православной Церкви, звучащей в её адрес критике и отношении людей к Церкви. Нас удивило то, что он, почти не читая современной прессы и не смотря телевизор — в монастыре всего этого нет, оказался поразительно осведомлён о сегодняшних проблемах людей и насколько точны были его советы.

На актуальный вопрос о том, почему в адрес Русской Православной Церкви всё сильней звучит критика и обвинения, и как следует к этому относиться, отец Анастасий призвал нас обратиться к истории. Ведь церковь исторически выступала государствообразующим центром, духовным началом Российского государства. Объединяя народ, именно Церковь помогала России выжить в трудные периоды её истории, преодолеть испытания в периоды Смуты. Церковь столетиями была настолько уважаемым институтом, что порой, превосходила систему государственного правления, властные органы, управлявшие светской властью в стране. Сегодняшнюю критику в адрес церкви отец Анастасий расценивает не иначе как навязанное мнение отдельных людей. Конечно, каждый человек имеет право высказывать свою мысль, в соответствии с тем, как он верует, что он чувствует. Однако, всё это не следует принимать за истину. Тот факт, что институт Церкви, пройдя все сложные и неоднозначные периоды российской истории, пережил столетия и продолжает существовать сегодня, уже доказывает его важность и значимость. Отец Анастасий добавил, что Православная церковь, верой объединяя людей, была стержнем и началом для любой формы государства, и остаётся им даже в наше время. Оценить преимущества каждого периода истории, в том числе и настоящего, будет возможным только лишь спустя время.

На вопрос о том, каково отношение отца Анастасия к столь значимому событию как объединение двух Православных Церквей 17 мая 2007 года ( Русской Православной Церкви и РПЦЗ ), отец Анастасий призвал нас относиться к этому философски. «Данное воссоединение рано или поздно должно было случиться», — отметил он. — Пришло нужное время и это свершилось. Это важное событие стало знаковым и оно должно было произойти».

Не смогли мы обойти стороной в разговоре с батюшкой и другое знаковое событие, которое отмечается в России в этом году: 400-летие воцарения династии Романовых. Мнение отца Анастасия, как представителя целой эпохи 20 века, ставшего свидетелем времён царской власти, советского режима и современной «демократической» России, было для нас чрезвычайно важным.

На вопрос о том, как бы Вы оценили оценили историческую значимость этого периода Российской истории, и была ли монархия действительно настолько хуже демократии, отец Анастасий подчеркнул, что он довольно далёк от политики и старается обходить её стороной. Как он говорил, каждый имеет на этот счёт своё мнение — однако сам себя он называет «монархистом до мозга костей». Отец Анастасий убеждён, что каждое духовное лицо должно быть лишь монархистом — и это его неуклонное убеждение. Монархия — и в особенности Русская — есть духоносная традиция, а традиция это и есть главный российский устой.

На вопрос, ставший сегодня одним из самых наболевших в обществе: как можно укрепить Церковь в современной России, когда особенно усилилась критика в адрес Церкви, отец Анастасий ответил, что для того, чтобы укрепить роль Православной церкви, нужно прежде всего укрепить веру в самих людях — вот что нужно. Старец с грустью указывает на то, что сегодня почти забыта домашняя церковь. А ведь она крайне необходима! Домашняя церковь всегда существовала в царской России, но после 1917 года всё это было разрушено. Домашняя церковь была тем местом, где люди могли отвести душу, почитать молитвы, а это и есть самое главное. В любом, даже самом бедном крестьянском доме всегда было место, был уголок для домашних икон. Старец с сожалением отмечает, что сейчас это уже не так распостранено — а ведь роль молитвы очень важна. И конечно, старец отметил чрезвычайную значимость традиционных православных таинств: крещения и венчания, о которых нельзя забывать.

Подытоживая нашу беседу со старцем Анастасием, хочется отметить, что хоть жизнь батюшки была поистине полна испытаний и трудностей, но эти нечеловеческие испытания, выпавшие на его долю, не сломали русского человека. И тот факт, что пройдя все эти лишения, архимандрит Анастасий продолжает оставаться чутким, отзывчивым, добродетельным и высоконравственным человеком, в очередной раз подчёркивает его Предназначение: помогать людям сегодня, показывая им свой пример веры и истинного служения Богу. Вся его жизнь есть подвиг служения Богу.

В заключение нашей беседы с отцом Анастасием, которая прошла так легко и душевно, вспоминались пророческие слова великого русского писателя Ф.М. Достоевского, сказанные им ещё в середине 19 века, о том, что: «Русский и Православный — слова-синонимы; русский без Православия- дрянь, а не человек…» Пожалуй, ничто так ёмко и образно, как эти слова, не характеризует прошлое России, так же как и отражает её современную действительность. И пришло время, как нам кажется, уже перестать пытаться это отрицать.

Из беседы с отцом Анастасием, июль 2013 года. Материал для публикации подготовлен начальником Международного отдела Войсковой Православной Миссии Тамарой Владимировной Сорокиной.

Фото: архимандрит Анастасий (справа) и глава Войсковой Православной Миссии Смыков Игорь Евгеньевич.

Богородице-Рождественский Анастасов монастырь

Монастырь

Богородице-Рождественский Анастасов монастырь


Вид Анастасова монастыря с реки Упы

Страна

Россия

Село

Анастасово, Тульская область

Конфессия

Православие

Епархия

Белёвская епархия

Тип

мужской

Здания

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Настоятель

Парфений (Сачков)

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 711610860240006 (ЕГРОКН). Объект № 7110135000 (БД Викигида)

Состояние

восстанавливается

Медиафайлы на Викискладе

Рождества Богородицы Анастасов монастырь — мужской монастырь Белёвской епархии, расположенный в селе Анастасово Одоевского района Тульской области.

Вид отреставрированного Рождественского собора с колокольней

Основан в первой половине XVI века на высоком берегу реки Упы в 4 км от города Одоева князем Иваном Михайловичем Воротынским. Возможно, его основание связано с победой Воротынского над крымскими татарами под Тулой в 1517 году. Своё название монастырь получил в честь первого настоятеля игумена Анастасия.

Пятиглавый каменный Собор Рождества Пресвятой Богородицы был построен в 1669—1676 гг., заменив прежний деревянный храм. К основному объёму примыкают одноглавые четверики приделов вмч. Екатерины и Варлаама Хутынского. В те же годы была возведена шатровая трёхъярусная колокольня, которую соединяет с собором двухъярусная арочная галерея. В монастырский комплекс входят трапезная, келейные корпуса и другие постройки, кладбище.

Среди жертвователей монастыря упоминаются одоевский дворянин и московский воевода Михаил Петрович Колупаев и внук его сенатор, генерал-аншеф Алексей Иванович Тараканов.

Во второй половине XVIII века монастырь пришёл в упадок и был упразднён в 1764 году. Храм функционировал как приходская церковь до 1931 года, когда был закрыт и частично разрушен. С 2002 года монастырь воссоздан, идут строительные работы. Новые здания стилизованы под «узорочье» допетровского времени.

> Примечания

  1. Троицкий Н. И. Тульские древности. Тула: Приокское книжное изд-во, 2002. с. 268.

Ссылки

  • Информация о монастыре на сайте Russian-Church.ru
  • Фотографии и описание монастыря на сайте Cоборы.ru

ajukra

5 июля я побывала вместе с сыновьями и их жёнами в Богородице-Рождественском Анастасовом монастыре. Путь из Дубны (Тульская область) держали по автотрассе на соседний районный центр Одоев.
Не доезжая примерно 1 км до конечного пункта, мы свернули по просёлочной дороге налево, где перед нами открылся живописный вид на белоснежный монастырь, расположенный на холме вблизи реки Упа.


Монастырь назван «Анастасов» по имени первого настоятеля своего игумена Анастасия.
По преданию первоначальный Храм Рождества Пр. Богородицы был деревянный, а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный Храм.
Анастасов монастырь является архитектурным памятником государственного значения с 1960 г., на его территории находится жемчужина тульского зодчества — Храм Рождества Пресвятой Богородицы.
Рядом с храмом, несколько ниже его, расположено древнее монастырское кладбище.

В 2002 году здесь не было ни крыши, ни окон, ни дверей: проломленные своды и запустение. Храм был закрыт в 1931 году, и поначалу его хотели взорвать, но, по одной версии, не хватило взрывчатки для толстых стен, а по другой – председатель колхоза сказал, что ему негде хранить зерно, и церковь стали традиционно использовать, как зернохранилище.
Решением Святейшего Синода от 12 марта 2002 года воссоздан, и в его стенах начались строительные работы. Сегодня трудно поверить, что еще чуть больше десяти лет назад в этом месте стоял лишь полуразрушенный храм. На монастырской территории появились несколько корпусов с кельями для братии, небольшой гостиницей для приезжающего духовенства, с трапезной. Возведены хозяйственные постройки и часть стены, которой в будущем будет обнесена вся обитель. Все строения строго выдержаны в стиле XVII века и составляют единый архитектурный ансамбль с центральным зданием — храмом.




Дополню свой рассказ выдержкой из книги Уклеина В.Н. «Змеится лентою дорога»:
«Монастырь назван «Анастасов», по имени первого настоятеля своего игумена Анастасия; отсюда, нередко и в памятниках он называется просто «Настасовъ» монастырь, основан в 16 веке князем Иваном Михайловичем Воротынским. В 1550-х годах в монастыре была построена деревянная церковь, на месте которой в 1669-1675 гг. был воздвигнут дошедший до наших времен каменный храм. По свидетельству монастырской «Летописи», в 1674-м году, построена была каменная колокольня.
В архитектуре храма мы встречаемся с очень характерными для древнерусского зодчества композиционными приемами: живописной асимметрией объемного построения, со сложным планом и с подкупающей свободой, с которой мастер решал архитектуру храма. Все здание покоится на высоком подклете (цокольном этаже). Высокий, почти кубический объем церкви, покрытый четырехскатной (уже утраченной) крышей увенчан широко расставленным пятиглавием. К основному объему примыкает невысокая апсида, с запада – монастырская трапезная. Творческая одаренность зодчего сказалась в эффектном вчленении в общую композицию южной двухъярусной арочной галереи. Зрительно объединяя трапезную с апсидой и закрывая по пояс стоящий за ней высокий объем, монументальная галерея придает зданию своеобразный и запоминающийся облик.
Невысокая шатровая колокольня стоит отдельно к северу от церкви, с которой была соединена когда-то крытым переходом.
Место для постройки выбрано с большим художественным чутьем. Массивный объем церкви на редкость органично вписался в живописную панораму речного берега. Строгая архитектура храма донесла до нас сосредоточенную настороженность середины XVII века, когда на Тульской земле были свежи воспоминания о годах лихолетья и татарских набегов. Объемно-пространственное построение храма довольно сложно. К основному высокому объему собственно церкви примыкают: с востока — прямоугольный в плане алтарь, с севера – оба придела – Валаама Хутынского и Екатерины – и между ними проход к колокольне, с юга – двухэтажная арочная галерея с папертью в верхнем этаже. С запада к церкви примыкает монастырская трапезная».

В приделе святой мученицы Екатерины проводятся богослужения.
Один из монахов, о. Амвросий, рассказал нам о жизни монастыря, о его истории, провёл по территории. Нам было разрешено посетить храм Рождества Пресвятой Богородицы. Многие из сегодняшней анастасовой братии, а всего в монастыре в настоящее время живут 25 монахов, в прошлом — оптинские.
о. Амвросий
На обратной дороге посмотрели ещё раз на монастырь…
Ещё мы съездили на святой источник, расположенный на другой стороне Упы. Для этого нам пришлось въезжать в Одоев, а потом проехать по просёлочной дороге несколько километров. Дороги, скажу вам, находятся там в ужасном состоянии. Не знаю уж, как мы их одолели. Источник нашли, кое-кто даже искупался в нём!
На обратной дороге любовались красивыми дубенскими пейзажами.
Поездка доставила нам радость… Удивила красота восстанавливаемого монастырского комплекса, о котором мы, живя всего в нескольких десятках километров, ничего до этого не знали.

Старец Анастасий из Анастасова

После юбилея этого удивительного человека мы публикуем интервью, которое батюшка дал корреспондентам «Слободы» и Myslo в порядке исключения — с представителями СМИ он не общается.

Событий в жизни моей было много. Если начну подробно рассказывать, это на 26 лет растянется! Ну ладно, слушай…

Родился я 7 апреля 1915 года в городе Вятка. Сын священника, протоиерея Владимира Афанасьевича Швецова и Елены Ивановны Загарской. Нас было 9 детей — семь мальчиков и две девочки. Отец думал, что сыновья станут священниками, но получилось всё по-другому.

Я с пяти лет прислуживал папе в алтаре: кадило подавал, свечи… Храм был старинный, три придела, главный — в честь Казанской иконы Божией Матери. Колокольня — очень высокая, около 75 метров.

В семь лет пошёл учиться в школу в селе Кувшинское. С ребятками и на лыжах катался, и на коньках, и в лес ходил, и в речке купался. А когда началась коллективизация, их родители запретили деткам со мной дружить.

В школе на перемене не пускали в свои игры — уйди, ты сын попа!

Уйду в сторонку и стою смотрю, а слёзки так текут, текут… Вот это моё первое Крещение… советское.

Когда семилетку закончил, поехал подавать документы в медицинское училище в Яранск. Сидят на приёме одни женщины. Читают: Борис Владимирович Швецов, происхождение — сын священника. Нет, такой учиться не может! А среди них имелась одна, когда-то была она дьяконицей. Вступилась за меня: «Как вы можете так говорить? Разве не слышали доклад Молотова, в котором он сказал, что сын за отца не отвечает? Вы не знаете документов партии?» Все замолкли сразу. На другой день прихожу смотреть список принятых на учёбу, а моя фамилия там есть… Как же рад я был, словами не передать!

Кончил учение. Работал на участке фельдшером. Подошло время в армию идти. Вызывают, медосмотр подробный устраивают, по всем статьям подхожу. Спрашивают происхождение. Я говорю: сын священника. О-о-о-о, нет, таких нам не надо! Дважды меня так назад отправляли.

А в 39-м, когда финская война началась, взяли на два года. Тут уже не играло роли, что я сын священника. Иди воюй!

Фатальными проблемами стали массовые обморожения и сидевшие на деревьях финские снайперы-«кукушки», отличавшиеся феноменальной меткостью. За уничтожение «кукушки» давали орден Красной Звезды…

…Зима, окопы. Сидит солдатик в шинельке. Смена приходит, а он не может встать и винтовку из рук выпустить — смёрзся весь. Везут его в госпиталь, режут руки по локоть и ноги по колено, голова и туловище остаются. Называли их «культяпами». Таких были сотни! И когда обнаружилось это несчастье, были придуманы в советских лабораториях химические грелки с какой-то сухой смесью. Чтобы она «заработала», надо внутрь жидкость пустить. Вместо воды солдаты туда мочились. Спаслось много людей. А потом эти грелки мы в госпитале применяли.

В 1941 году летом немцы Ригу заняли. Такое было стремительное наступление, что никто не успел и глазом моргнуть. Ночью убегали в чём спали. Наш генерал вызывает — мы в лесу были — и говорит: «Мы окружены, выхода нет, никто не поможет. Забирайте продуктовые припасы какие есть и уходите кто как может». Все разошлись. Мы сначала втроём были, потом я один остался. Иду по полю, август, тепло. Всё созревает. Вдруг: «Хальт!» — немец подходит ко мне. Обыскал, не нашёл ничего, говорит: «Ком-ком», пошли, значит… Попал я в плен. Дальше подробностей рассказывать не буду — тяжело…

Восстановление Богородице-Рождественского Анастасова монастыря
(осн. в XV веке) началось 12 лет назад.
Постепенно, шаг за шагом, он предстаёт в своей первозданной красе.

По окончании войны Борис Швецов вместе с десятками тысяч военнопленных, которые содержались в лагерях, был интернирован на Запад. В Советский Союз возвращаться побоялся — многие наши люди, которые возвращались из плена, попадали в лагеря и тюрьмы как «предатели». Прожив два с половиной года в лагере для интернированных княжества Лихтенштейн, отбыл на корабле в Аргентину. Помогли ему митрофорный протоиерей Русской Православной Зарубежной Церкви отец Давид Чубов и «апостол Южной Америки» (так называют его многие православные) Константин Изразцов.

Через 18 дней изнурительного плавания корабль вошёл в порт столицы Аргентины.

Батюшка Изразцов нас принял, слепенький уже, старенький… Все поехали по местам, которые для них были приготовлены, — квартиры, дома и пр. Я остался у отца Константина, не захотел уезжать. Решил — надо идти работать, денег-то нет. Молодой был, полон сил, испанский немножко знал. Вижу — винный завод. Захожу, спрашиваю: «Есть ли работа для меня?» Хозяин говорит: «Что умеешь делать?» Я: «Всё что скажете». Определил меня грузчиком.

Недолго поработав грузчиком, Борис решил найти место по специальности. Местный врач, к которому он обратился, отправил его обучаться массажу к своей знакомой в маленький городок Долорес. Здесь он получил комнатку при больнице и стал трудиться. Так прошло несколько лет.

В 1951 году обратился к архиепископу Иоасафу (Аргентинскому) с просьбой о принятии монашества, получил согласие. Незадолго до тяжкой болезни Иоасафа стал его келейником, посвятил всего себя уходу за ним, трогательно заботясь о нём и насколько возможно облегчая его физические страдания. Вскоре принял от Владыки монашеский постриг с именем Анастасий, позже был возведён в сан иеродиакона и иеромонаха. Свой последний вздох Иоасаф испустил на руках Анастасия…

В середине 50-х переехал в США. Закончил семинарию, два с половиной года был келейником у митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Анастасия, возведён им в игумены.

Архимандрит Анастасий (справа) и Преосвященнейший Кирилл, архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский

Служил в разных православных храмах Южной и Северной Америки, двадцать лет был клириком Синодального собора Знамения Божией Матери (Нью-Йорк).

Именно здесь до сего дня хранится чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение».

Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» почитается как чудотворная. Оригинал находится в Синодальном Знаменском соборе РПЦЗ в Нью-Йорке. Несколько лет послушанием о. Анастасия было сопровождение святыни по православным приходам Америки

Четыре года я при святыне состоял, возил её из Нью-Йорка по православным приходам Америки. Приезжаю, икону сдаю, батюшки её по домам возят. Потом забираю, возвращаю домой, в собор. Раньше все чудеса, от Курской Коренной произошедшие, в книги записывали, три толстенных книги было! Я сам стал свидетелем одного из чудес.

…Как-то звонит женщина, у неё папа болеет — рак, в последней стадии уже: «Привезите икону ради всего святого!» Везу. Вся семья собралась. Он лежит на кроватке. Отслужил я молебен, икону к нему поднёс, чтоб приложился. Молись, говорю. Через какое-то время звонят от него: возили на рентген, от опухоли нету и следа, одни только рубцы. Вот чудо же! Он ещё 15 лет жил там, в Сан-Франциско. И умер не от болезни — утонул на рыбалке.

Я в Москве семь раз был до того, как здесь, в Одоеве, оказаться. И вот что скажу: Россия — это не Москва, а Москва — это не Россия. За детей очень переживаю, что растут без веры, без Бога. Мальчишке сегодня 9 лет, а завтра, глядишь, станет Президентом. А в нём-то Божьего ничего не было заложено…

Я думаю, главная проблема общества — безверие.

Обращаются ко мне люди: батюшка, помогите, спасите, подскажите. Я спрашиваю их: какие молитвы знаете? «Отче наш», и больше ничего.

До революции была домашняя церковь, иконы в доме. За стол сели, дедушка молитвы прочитал — все есть начали. В тишине, с уважением к еде и тем, кто её готовил. Сейчас семья разрушена, нет почтения к старшим. Девятилетний внук может сказать девяностолетнему деду — молчи, ты ничего не знаешь! Разве могло такое быть раньше? Любовь разрушена! Из ста пар 85 разводятся… Если приходят ко мне за советом невенчанные — гоню, не принимаю. Повенчайтесь, потом и будем говорить. Я на этот счёт очень строг, по-другому не получается.

Венчание — это таинство, это великая сила! Невенчанные живут в блуде, а блудники не принимаются в царствие небесное…

Бывает так: приходит ко мне человек на исповедь и жалуется: «Ой, батюшка, вчера всё помнил, а сейчас все грехи куда-то улетели». А я говорю — знаю, куда улетели. У каждого есть добрый ангел-хранитель и рядом с ним — падший ангел. Он дух и может войти в тебя, когда Бога в голове нет. Ему твоя исповедь не нужна, он хочет к себе забрать! Как же быть? Возьми тетрадочку и запиши туда все грехи. Нет греха без имени! В ум-то лукавый может войти, а с бумажки ни одного греха взять не может. Не все батюшки признают это — записывать грехи на бумаге. А я по-другому не могу. Память лукава, она два греха вспомнила, два утаила. Какая же это исповедь? Это обман. И таинство причастия не случится, если пришёл к Богу, утаив на исповеди грехи. Ты причастился, а пользы нет, видимость одна…

Несмотря на преклонный возраст о. Анастасий всегда выходит, чтобы благословить пришедших в монастырь детей

Сюда, в Одоев, попал по воле Божией, никак по-другому свой приезд сюда не могу понять. В 80 лет на покой ушёл, мирно жил в своей квартирке в Нью-Йорке, смотрел Первый канал — оттуда только и узнавал, как в России люди живут. У меня была пенсия и очень хорошая медстраховка, в том числе и на операции. А их у меня пять было, весь изрезанный я… Но там, в Америке, я только телевизор смотрел, а здесь — дело делаю: исповедаю, помогаю советом, наставлением. Стоять трудно, поэтому принимаю не в храме, а в келье. А народу приходит много! Люди меня любят, и я им всего себя отдаю…

Из беседы с о. Анастасием, июль 2012 года.