Старец Фаддей витовницкий
Содержание
Какие у нас мысли, такова и наша жизнь
6 / 19 октября 1914 года родился известный сербский духовник, один из самых почитаемых старцев Сербской Православной Церкви XX века архимандрит Фаддей (Штрбулович), стяжавший дары непрестанной молитвы, смирения, любви, прозорливости и духовного рассуждения.
Публикуем отрывки из книги «Архимандрит Фаддей Витовницкий», выпущенной издательством Сретенского монастыря.
***
Архимандрит Фаддей Витовницкий / Cост. О.Л. Рожнёва. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2015. — 128 с.
Старец вспоминал: «Я с детства понимал, что существует служение: родители служат детям, дети служат родителям; и тогда мне пришла мысль, что если один служит другому, то и я хочу служить Богу, потому что Он над всем. Вот так призвал меня Господь с малых лет».
***
«С ранней своей молодости отправился я послужить Господу. У меня было слабое здоровье, и я думал, что остаток своей жизни проведу так, как того требует Господь».
***
Старец Фаддей всю свою жизнь старался совершать подвиг ежедневного служения литургии, даже в дни тяжелой болезни. Он любил повторять слова святого праведного Иоанна Кронштадтского как свои собственные: «Когда я не служу литургию, я не живу!»
«Когда я не служу литургию, я не живу!»
***
С 1981 года и почти до конца жизни отец Фаддей подвизался в Витовницком монастыре. Слава о духовном рассуждении, мудрости и прозорливости старца широко расходилась среди верующих. Сам смиренный старец на вопрос о своей прозорливости шутливо отвечал: «Ну да, вот заберусь на подоконник и далеко-о вижу…»
***
«Люди приходят ко мне с невысказанными вопросами, но Бог знает, что им нужно. Не я. Они думают, что я отвечаю на мысли их. Господь отвечает, а не я, не я…»
***
Отец Фаддей зачастую принимал круглыми сутками и годами страдал от нервного истощения из-за тяжелой духовной ноши, которую он нес. Он иногда говорил: «Когда мы молимся за других, то принимаем на себя часть их страданий». Отец Фаддей подвизался и сугубым подвигом — он никогда не ложился в постель.
***
Архимандрит Йован (Радосавлевич) говорил о старце: «Народ всего Витовницкого края, да всей страны, почитает его как великого, исключительного духовника, молитвенного монаха и подвижника. Многие жители Белграда потрясены его наставлениями и советами. Его благообразный лик седого одухотворенного старца словно озарен светом и радостью. Такие духовники — благодатный дар Божий в наше суровое время».
***
Старец Фаддей Витовницкий оставил нам в назидание духовные советы и наставления. Эти советы и наставления просты, но полны евангельской мудрости и Божественной благодати. Его поучения передавались из уст в уста.
***
Фото: ibelieveorthodoxy.com
«Какие у нас мысли, такова и наша жизнь».
***
«Наши мысли действуют не только на нас, но и на окружающий животный и растительный мир, более того, они влияют на вечность, не только разрушая землю, но и умножая зло во Вселенной».
***
«Гораздо лучше учить жизнью, чем словами».
«Гораздо лучше учить жизнью, чем словами»
***
«Почему Господь наказывает нам любить неприятелей наших? Это не ради них, но ради нас. До тех пор, пока мы сохраняем в себе мысль об обиде, которую нам нанесли недруги, друзья, родные, близкие, мы не имеем мира и покоя и живем в адском состоянии. Необходимо освободиться от этого зла, выбросить его, как будто ничего и не было, простить все».
***
«Не следует много думать о себе, потому что, думая о своих потребностях, мы сами себе мешаем. Мы сами себе — наибольшее препятствие. Думаем о зле, которое вокруг нас, которое ранит нас, но если бы зла не было в нас самих, оно бы нас не задевало».
***
«Строгость в отношении к ближним опасна. Строгие возрастают лишь до определенной степени и остаются на телесном подвиге. В обхождении с людьми нужно быть благим, кротким, снисходительным».
«Строгость в отношении к ближним опасна. В обхождении с людьми нужно быть благим, кротким, снисходительным».
***
«К ближним нужно одинаково относиться. Мы не смеем делить людей: этот мне симпатичен, этот антипатичен. Ибо тогда вы объявили войну этой другой особе. И она будет к вам нетерпима. И хотя внешне вы не дали повода, ни словом, ни движением, внутри себя, своими мыслями, вы это вызвали».
***
«Перестаньте думать зло о своем начальнике или коллеге по работе, перемените злые мысли на добрые, и увидите, как изменится поведение ваших прежних “неприятелей”».
***
«Люди переменчивы как ветер. Сегодня они — за тебя, завтра — против. Кто может остановить ветер? Кто может угодить всему свету? Если стараешься угодить каждому, обязательно попадешь в беду. Евангелие говорит: премудрость — прóстым. Будем перед всем миром ничем, чтобы перед Богом стать чем-то».
***
«Когда найдете некую родственную душу, останьтесь с ней, ибо это есть великая радость — дружить с единомышленниками».
***
«Ключевая черта характера — основа при переходе в вечность. Если мы мирны и тихи — идем в ряд святых и ангелов».
***
«Если твои родители атеисты, а ты верующий, не упрекай и не дразни родителей своей верой, но молись за них и будь к ним добр».
***
У старца спросили: «Как нужно молиться Богу?» Старец ответил: «Молиться нужно так, как молился отец Иоанн Кронштадтский. Он внимательно читал молитвы, на каком-нибудь слове чувствовал, что его сердце согрелось, а в душе разлились мир и радость, и затем уже молился с чувством. Слова молитвы нужно произносить с верой в то, что Господь смотрит на вас и слушает вас. А когда во время молитвы в сердце что-то зарождается, “схватите” это, задержитесь на этом — “стойте” в этом».
***
«Мир все более погрязает в грехе и зле и смешивает любовь и страсти, а любовь и страсти не имеют ничего общего. Любовь есть Бог, а страсти есть то, что происходит от духов зла».
***
«Господь будет смирять нас с помощью окружающих людей. Кто-то вызывает наше раздражение, гнев — и так будет продолжаться до тех пор, пока мы не будем оставаться спокойными, пока не усвоим этот урок».
***
Фото: predanie.ru
«Бог, Который весь Любовь, знал, что все созданные разумные существа не смогут сохранить свое положение, и дал время от сотворения мира до Страшного Суда, чтобы разумные существа пришли в себя, чтобы вернулись в объятия своего Родителя. Чтобы соединились с Абсолютным Добром, с Абсолютной Любовью… Но вот, людям стало милее зло, нежели добро. Падшая природа! Легче подумать худо, нежели хорошо. Но когда человек подумает дурно, ему нет ни мира, ни покоя от таких мыслей. Как велико наше падение!.. Страшно. Мы не можем прийти в себя. И ничего не можем сделать сами».
***
Старец Фаддей говорил: «Всю жизнь меня мучила мысль о цели этой жизни, я задавал себе вопрос, для чего нужна эта жизнь. То, что человек трудится, чтобы достигнуть материального богатства, чтобы есть и пить, — неужели это все, что необходимо человеку? Слава Богу, в житии святого Серафима Саровского говорится, что цель нашей жизни — возвращение в объятия к своему Отцу Небесному, чтобы мы, люди, на земле были как Ангелы на небе, руководимые Духом Святым».
Каковы наши мысли, такова наша жизнь
1. Духовная жизнь есть жизнь умная, вознесенная над всеми желаниями и всеми чувствами сего мира.
2. Главнейшее в духовной жизни – хранить сердце в мире.
3. Господь глядит в глубину сердца, что оно там желает и к чему стремится.
4. Нужно удалить из сердца земные планы и желания, только тогда мы можем с Господом искренне любить и ближнего своего.
5. Богообщение есть нормальное состояние духа.
6. Первый шаг к богообщению есть полное предание себя Богу.
7. Мы все можем с Божией помощью, все можем, когда от сердца обратимся к Господу.
8. Душа, которая предала себя воле Божией, ничего не боится и ничем не смущается. О всем, что происходит, она говорит: так хочет Бог.
9. Мир и радость – наивысшие богатства этого и того мира.
10. Любовь – самое сильное оружие из всех, что существуют; нет такой силы или оружия, которые могут бороться против любви: она все их преодолевает.
11. Любовь, радость и мир есть Божии дары, свойства Божии. По отдельности любовь, мир и радость творят чудеса, а соединенные вместе могут исполнить все заповеди.
12. Ум, воля и сердце в просвещенных людях были едины, а в человеке они чаще всего разделены, отсюда и многочисленные человеческие беды в жизни.
13. Чистое сердце Бога увидит, а нечистое будет вечно постыжать себя.
14. Господь глядит в наше сердце, и, когда мы обратимся от сердца , Господь сразу нас утешит.
15. Наряду с хранением мира в сердце, упражняйтесь и в стоянии пред Господом. Это значит: непрестанно держать в уме, что Господь смотрит на нас.
16. Нет непростительного греха, кроме греха нераскаянного.
17. Точный знак того, что грех прощен, – это если он не повторяется и если человек в душе мирен.
18. Каким мыслям мы предаемся, такая у нас и жизнь.
19. Нужно нам научиться владеть своими мыслями, чтобы вносить в них порядок.
20. Нужно нам ради своей пользы предаваться добрым мыслям и желаниям, и затем наступит гармония у нас, у родственников и шире, ибо, где бы мы ни оказались, мы будем испускать из себя мысли тихие и мирные, полные доброты.
21. Даже наименьшая мысль, которая не основана на любви, разоряет мир.
22. Принимающий злой помысел принимает самого врага в тело . Духи невидимы, мы им даем тело, чтобы стали видимы.
23. Наши мысли – причина не только войн и землетрясений, но и экологической загрязненности, которую превосходит гораздо более опасная духовная загрязненность.
24. Потрудитесь иметь добрые мысли и добрые желания и друзьям и недругам, и увидите, какой добрый плод получите и вы, и все, кто вас окружает.
25. Перестаньте думать зло о своем начальнике или коллеге по работе, перемените злые мысли на добрые, и увидите, как изменится поведение ваших прежних «неприятелей».
26. Утром, когда встаешь, не выходи из дома не помолившись, а вечером поблагодари Бога за этот дивный день.
27. очень маленькая соринка мешает смотреть, точно так же и маленькая забота мешает молиться.
28. Если мы молимся без внимания, тогда мы не молимся ни духом, ни истиной.
29. Каждому нужно заниматься Иисусовой молитвой, которая гласит: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».
30. Молитва есть черпание энергии из Источника жизни.
31. Для молитвы требуется внимание. Оно должно идти впереди молитвы, чтобы мы знали, чего ищем, о чем молимся.
32. Смирение есть совершенство христианской жизни.
33. Смирение есть Божественное свойство. Где царствует смирение: в семье ли, обществе – оно всегда источает из себя Божий мир и радость.
34. Смиренный есть тот человек, который дает людям пример во всем. Пример – это лучшее доказательство истины.
35. Смиренный совершенно доволен всем, что дал ему Бог, и счастлив в сердце. Такой жалеет всякого, кто не хочет или не знает, как исправить свою жизнь.
36. Смиренный человек незлобив, он никому не желает и не делает зла, даже тем, которые ему причиняют зло.
37. Смиренный человек на всякого смотрит как на того, кто выше его.
38. Смиренномудрие достигается постом, молитвой, а особенно послушанием.
39. Пост нужен для смирения тела, ибо, когда тело смиряется, смирится и душа.
40. Богу приятны смиренные и кроткие душою. Они не гневаются, когда их обижаешь, они полны доброты и мира.
41. Здесь, на земле, с нами часто бывают многие беды и тяготы, а все оттого, что мы не смирили себя.
42. Если человек многого требует, тогда он сам себя мучает.
43. Человек, который думает, что все знает, непослушен, а непослушного человека никто не может вести.
44. Непослушному не получится вселиться в Царствие Божие, ибо он всегда хочет творить свою, а не Божию волю.
45. Когда мы будем полностью смиренны, тогда все вокруг нас смирится.
46. Только смиренные и кроткие войдут в Царствие Небесное.
47. Не можем спастись без борьбы против диавола. Нужно претерпеть много сердечных скорбей, прежде чем душа освободится.
48. Гнев побеждается отрицанием желаний и своей воли.
49. Если мы перестанем ставить себя по отношению к людям как судьи и как некие достойные, то гнева не будет.
50. Если кто-то скажет или сделает нечто, что нам не по нраву, и мы, не разбирая, прав ли этот человек или нет, чувствуем себя оскорбленными – мы во власти гордости.
51. Зависть разоряет внутренний мир и душевное спокойствие.
52. Господь иногда открывает нам в мыслях ответ на разные вопросы и тайны, а иногда молчит, чтобы мы обращались к людям за советом и так смиряли себя.
53. В жизни каждого можно найти нечто поучительное. И у величайшего разбойника есть нечто доброе.
54. Жизнь здесь, на земле, есть непрестанная физическая и умственная борьба.
55. Человек только орудие в руках Господних.
56. Лучше петь, чем причитать. Пой. Народ говорит: тот, кто поет, о зле не думает.
57. Божественная любовь не терпит эгоизма.
58. До тех пор пока мы обращаем внимание на негативные стороны отдельных людей, которые обращаются к нам, мы не можем иметь мира и покаяния. Пока мы держим в себе мысль об обиде, которую нам причинили недруги, друзья, родные, близкие, – не имеем мира и покоя и живем в адском состоянии.
59. Когда найдете некую родственную душу, останьтесь с ней, ибо то есть великая радость – дружить с единомышленниками.
60. Вся цивилизация ныне направлена на то, чтобы отвратить внимание человека, особенно молодого, от себя, от взгляда внутрь, в свое сердце.
61. люди живут так, занимаясь философией, размышлением и достижениями, но все это краткая утеха, и снова наступает тоска, одиночество.
62. Зло есть злоупотребление добром со стороны разумных существ, которые пали в низкое мудрование и теперь своими мыслями и желаниями производят в себе и вокруг себя хаос.
63. Мир все более погрязает в грехе и зле и смешивает любовь и страсти, а любовь и страсти не имеют ничего общего. Любовь есть Бог, а страсти есть то, что происходит от духов зла.
64. Мы ругаем наших политиков, которые во власти, но они – наши дети. Мы прежде были неправы, а не они, ибо мы не дали им жизненного примера, на который они могли бы равняться.
65. Безбожников нет! Не существует. И враг верует и трепещет, только не творит добра.
66. 50 лет коммунизма причинили гораздо большее зло, чем 500 лет под турками. Он отдалил народ от Бога.
67. Мы страдаем из-за того, что наши мысли и желания злы. Мы сами являемся причиной своих страданий, ибо нет покаяния у нашего народа. Нет покаяния ни у верующих, ни тем более у неверующих.
68. Магия совершается там, где нет молитвы и крепкой надежды на Бога.
69. Только любовь и благость спасают и человека, и весь мир. Ничего никогда не добиться насилием. Силой можно только вызвать отпор и ненависть.
70. Всякое знание, которое человек открывает путем науки, есть дар Божий людям и возвещает присутствие Божие в сем мире.
71. Ни одно знание, до которого дошла человеческая наука, Бог не даровал во вред, но все даровано исключительно на добро.
72. Благодать есть Божественная сила, которая действует повсюду, но особенно в душах тех, чьи сердца ищут источник жизни – ищут Господа.
73. Не можем хранить внутренний мир до тех пор, пока наша совесть нас в чем-либо изобличает. Нужно умиротворить свою совесть.
74. Лучше если мы сами себя осудим, чем если Господь нас осудит. Если мы сами себя осуждаем, тогда Он знает, что мы покаялись и не желаем больше грешить.
75. Покаяние есть изменение жизни, оставление ветхого человека со всеми его злыми привычками и обращение к Богу и истине, да будем мирны, тихи, благи и кротки.
76. Если твои родители атеисты, а ты верующий, не упрекай и не дразни родителей своей верой, но молись за них и будь к ним добр.
77. Нужно научиться разгружать себя от того, чем мы обременены, сразу да обратимся к Господу и предадим Ему и наши заботы, и заботы наших ближних.
78. Нужно помогать человеку познавать свою веру.
79. Проповедовать следует не от ума, а от сердца. Только то, что сказано от сердца, достигнет другого сердца.
80. Гораздо лучше учить жизнью, чем словами.
81. Опасно быть строгим к другим.
82. Строгие к ближним доходят только до известной степени и остаются на телесного подвига.
83. Каково наше отношение к ближнему, таково наше отношение и к Богу.
84. Наш ближний есть тот, кто ищет у нас помощи.
85. К ближним нужно иметь равное отношение. Нельзя делить людей: этот мне симпатичен, а этот антипатичен.
86. До тех пор пока мы обращаем внимание на негативные особенности отдельных людей, которые к нам обращаются, не можем иметь мира и спокойствия.
87. Хорошо все, что делается ради Бога, а не ради славы.
88. Кто плохо работает, не может ожидать хорошую плату.
89. Только тот богат, кто с Господом и кто уведомлен о своем спасении.
90. Страх Божий – это не животный страх сего мира. Тот есть адское свойство. Жизнь наша постоянно в страхе: что случится завтра, в будущем? Страх же Божий , когда вы кого-нибудь от сердца любите, то следите, чтобы всем своим бытием, не только словами и делом, но и мыслями не обидеть, не огорчить его.
91. Ни одно существо не совершенно. Мы можем с Богом быть совершенны, а без него – не можем.
92. Забота о душе драгоценнее всех даров сего мира.
93. Богоугодная семья должна быть исполнена любви, благородства, кротости, смирения, набожности и молитвенности.
94. Если родитель в гневе бьет ребенка, он ничего этим не достигнет.
95. Если в семье, где почти все члены довольны, один недоволен и начнет думать, что к нему относятся несправедливо и не поступают хорошо, тогда все в той семье становятся недовольными, а не знают, из-за чего.
96. Все, кто в брак вступили без благословения или были принуждены к браку, не имеют мира и бесполезна им их любовь.
97. Когда ребенок рождается, то плачет оттого, что не знает, какие грехи его ждут. А когда человек умирает, то он счастлив оттого, что идет в жизнь вечную. Тогда все вокруг плачут, что здесь остаются.
98. Не нужно печалиться об умерших, лучше молиться Господу, чтобы дал Он им евангельские селения. Печаль все нарушает. Она нарушает покой, который они получили от Господа.
99. Печалиться о своих родственниках – не по-христиански. Это тех, кто не знает Бога. Мы же должны молиться Господу, чтобы Он простил их грехи, и делать добрые дела для их помина.
100. Здесь, на земле, нет того, кто даст нам внутренний мир. Ибо ни богатство, ни слава, ни честь, ни положение, ни родственники, ни ближние не могут нам дать внутренний мир, который будет непоколебимым. Один есть податель жизни, мира и радости – Бог.
Фаддей Витовницкий — один из самых почитаемых старцев Сербской церкви конца XX — начала XXI века. Его мирское имя — Томислав Штрубулович. Духовными наставниками отца Фаддея были Амвросий Мильковский и Амвросий Оптинский. Старец Фаддей отличался высоким мирным духом. В беседах с людьми много внимания уделял тому, чтобы в их душах поселились мир и спокойствие.
Детство Фаддея
Детские годы Фаддея были тяжелыми. С ранних лет он испытывал несправедливость со стороны окружающего мира, и уже тогда начал задумываться о жизни, далекой от суеты.
Вспоминая о своем детстве, монах Фаддей говорил, что уже тогда понял, к чему стремится его душа. Ребенком он мечтал о служении Богу, потому что Он стоит надо всем.
Происхождение и рождение
Родился 6 (19) октября 1914 года в Сербском селе Витовница, которое входит в общину Петровац-на-Млави, расположенную в Браничевском округе. Был рожден раньше срока, семимесячным и потому был очень слабым. Это произошло во время пребывания его матери на городской ярмарке. Младенца родители поспешили сразу окрестить. В этот день отмечалась память апостола Фомы, поэтому мальчика назвали Томиславом (Фомиславом). Есть легенда о том, что глаза он открыл лишь после крещения.
Семья
Родители были бедными крестьянами, проживавшими в деревне Витовница, недалеко от реки Млава. Мама умерла, когда Томислав был еще маленьким. Отец женился во второй раз. Вторая жена тоже умерла, и отец женился снова.
Отношения с мачехами у ребенка не складывались: он был вынужден терпеть упреки и даже убегал из дома. Со сверстниками тоже не было взаимопонимания. Отличавшийся от других детей внешностью и характером, Томислав все чаще искал уединения. Школу он окончил с отличием, несмотря на все трудности.
Его часто ругали, высмеивали, считали ущербным, неспособным к крестьянскому труду. Ребенок молился Богу, просил дать ему какое-то полезное умение. Отец не защищал сына, как того мальчик ожидал. Это обстоятельство еще больше омрачало жизнь Томислава.
Юношеские годы и молодость
Пережитые в юности испытания сыграли ключевую роль в жизни будущего инока. Тяжелая болезнь, неутешительные прогнозы врачей подтолкнули его ступить на Божий путь. Давняя мечта осуществилась и помогла побороть смертельный недуг.
Образование портного
С раннего возраста Томислав мечтал о монашеской жизни, но по воле отца был вынужден поступить в ремесленно-торговое училище. Обучился на портного. Эта профессия должна была приносить хоть и небольшой, но стабильный доход. Однако в этом ремесле парень не преуспел и даже здесь пережил много обид и грубости.
Заболевание туберкулезом
Когда Томиславу исполнилось 18 лет, то желание стать монахом в нем окрепло. Вопрос о смысле жизни не давал покоя, тогда молодой человек подал прошение в монастырь Горняк.
В это же время у Томислава врачи обнаружили туберкулез. Сорок семь дней он находился в белградской больнице. Ему предстояло пройти сложное лечение: процедуры с накачиванием легких сжатым воздухом, объединенные с приемом лекарственных средств .
Без терапии, по мнению врачей, молодой человек не смог бы прожить и пяти лет. Именно этот медицинский прогноз сыграл главную роль в дальнейшей жизни Томислава. Он покинул больницу и решил посвятить оставшиеся дни Богу.
Монашеский постриг
Около года прошло с момента подачи прошения в монастырь. На этот раз Томислав уже лично пришел к настоятелю с просьбой принять его послушником. Их разговор случайно был услышан одним русским монахом. На следующий день он сказал парню, что неподалеку находится монастырь, житие в котором соответствует представлениям Томислава.
24 июля 1932 года будущий инок пришел в Мильков монастырь, чтобы стать послушником. Здесь служил настоятелем архимандрит Амвросий. Монастырь жил по валаамскому уставу: с многочасовыми службами, строгими постами. Божественную Литургию служили ежедневно. Монастырь был русско-сербским, в нем жило тридцать монахов.
Общение с иноками, прибывшими из Валаамского монастыря, помогло выучить русский язык. Благодаря этому Томислав мог изучать богословские труды святых отцов. Духовника из современников тогда не было, потому приходилось учиться духовной жизни по книгам. В статусе послушника он полностью посвятил себя Божественной воле, много молился, чутко прислушивался к наставлениям опытных отцов. Постепенно дух его окреп, улучшилось и физическое состояние.
После смерти отца Амвросия Мильковского в монастыре произошел конфликт из‑за должности настоятеля, единомыслие братии прекратилось. По этой причине Томислав вместе с некоторыми монахами перешел в монастырь Горняк, главой которого был игумен Серафим.
В 1935 году состоялся монашеский постриг послушника с дарованием ему имени Фаддей. 19 мая (1 июня) 1935 года в этом же монастыре состоялось рукоположение его в сан иеродьякона, а в 1938 году отец Фаддей стал иеромонахом. По направлению патриарха Гавриила (Дожича) был отправлен на жительство в Печскую Патриархию, как самый молодой иеромонах.
Зрелый возраст
Аресты в военные годы, жизнь на пороге смерти не сломили духа отца Фаддея. Он продолжал свою службу Богу, утешал верующих своими проповедями и поучениями.
Военные годы
В начале Второй мировой войны, когда началась Югославская операция, инок Фаддей и другие монахи бежали в Белград. Но там иеромонах был арестован, его подозревали в принадлежности к Сербской Церкви, являвшейся, по мнению нацистов, важнейшим оплотом сербского духа, который требовалось уничтожить. Его доставили в отделение полиции с обвинением в организации коммунистических ячеек. Но после допросов он был освобожден по причине недостатка доказательств.
До 1943 года Фаддей жил в монастыре Раковица. После второго ареста вместе с двумя продавцами табака он был приговорен к смерти, но казнь не состоялась. По словам отца Фаддея, к нему явился Ангел Господень, который обозначил дальнейший путь в жизни: указал на крест, который нужно нести, продолжая служить Богу, утешая и ободряя сербский народ.
Иеромонах прошел через тюрьмы Петровец и Пожаревац, затем был переведен в монастырь Войловица. Иеромонах Василий Костича пишет, что отец Фаддей был в тяжелом состоянии, когда прибыл, но уже через неделю сослужил литургию с владыкой Николаем (Велимировичем).
Церковная служба
За годы служения Господу отец Фаддей был подвижником многих храмов и монастырей:
- 1949 г. — удостоен должности настоятеля кафедрального Белградского храма, а вскоре был назначен настоятелем обители Печская Патриархия.
- 1955 г. — возвращение в Бряничевскую епархию. Причиной стало истощение физическое и духовное.
- 1959 г. — становится наместником обители Туман. Паломники и кающиеся посещают его десятками, приезжая на автобусах.
- 1962 г. — становится главой Витовницкого монастыря.
- 1972 г. — служит настоятелем монастыря Покайница.
- 1981 г. — является подвижником Витовницкого монастыря. Принимает множество верующих, ищущих заступничества, наставлений и благословений.
Последние годы жизни
Помимо сложностей монашеского и священнического долга, трудности представляли и отношения с коммунистами. Старец Фаддей испытывал глубокие душевные страдания, результатом которых стали два нервных срыва. Здоровье слабело, в 1992 году он пережил первый инфаркт, а в 1996-м — второй. После бесед со многими людьми старец был истощен, поскольку принимал на себя часть их страданий.
За несколько лет до упокоения Фаддей оставил монастырь из-за построенных против него интриг. Его приютом стала семья Грубор. 14 апреля 2003 года старец умер в Бачской Паланке и был похоронен в Витовницкой обители.
Писательские труды Витовницкого
Все труды сербского старца Фаддея Витовницкого собраны в книге «Мир и радость в Духе Святом «. Сборник стал плодом труда и любви духовных чад старца. Беседы, проповеди изложены простым, евангельским языком. Составители, в соответствии с литературными нормами языка, полностью передали мысли и слова старца.
Мир и радость в Духе Святом
Книга содержит жизнеописание старца и поделена на несколько смысловых частей:
- «Беседы, поучения, проповеди о жизни духовной»;
- «Данный нам крест мы должны нести до конца»;
- «Витовницкий стослов».
Старец говорил, что каждая душа должна распространять мир и радость. Фаддей призывал, как Матерь Божья, посылать людям тишину, мир и радость, быть мирными, тихими, «умирить сердце», которое часто болит, не принимать близко каждую обиду.
Посмотрите видеоролик о книге «Мир и радость в Духе Святом».
Еще в детстве Томислав начал постигать тайну внутренней жизни: необходимость собирания мыслей, борьбу с рассеянностью ума. Отец Фаддей полагал: «каковы твои мысли, такова и жизнь твоя «.
Поучения старца о влиянии человеческих помыслов на судьбу и внешнее поведение:
- «Какие у нас мысли, такова и наша жизнь. Если наши мысли спокойны, тихи, благородны и кротки, такой же будет и наша жизнь».
- «Разница между хорошими и дурными людьми только в их мыслях — добрых или злых. Благие, добрые мысли преображают окружающих нас людей».
- «Когда зло находится в нас, мы передаем его, изливаем — на родных, в семье, в любом кругу, где находимся. …Разрушительные мысли разрушают наш мир, и нет нам покоя».
Посмотрите видеоролик о книге «Каковы наши мысли, такова наша жизнь».
Духовные поучения
Многие мысли отца Фаддея афористичны и наставляют на праведный путь.
Сербский старец Фаддей Витовницкий считал, что:
- победить зло можно любовью;
- совершенство жизни христианина в смирении;
- нужно освобождаться от нечистоты мыслей;
- к ближним надо относиться одинаково;
- нельзя делить людей на симпатичных и несимпатичных.
Старцу всегда не давала покоя мысль о смысле жизни. В житии святого Серафима Саровского он нашел ответ: «цель нашей жизни — возвращение в объятия к своему Отцу Небесному, чтобы мы, люди, на земле были как Ангелы на небе, руководимые Духом Святым».
Видео
Посмотрите одну из бесед с Фаддеем Витовницким о молитве, Божественной силе и утешении.
Старец Фаддей Витовницкий
1. Господь — это жизнь. Он весь — любовь. Если бы и мы имели к Нему такую любовь, приступали к Нему, как к своему искреннему другу… Но мы так не приступаем, а всё как-то отрешённо, официально. И когда молимся, и когда что доброе делаем, всё будто мы чрезмерно официальны.
А Он хочет, чтобы мы были естественными. Он нам это показал, когд а жил среди нас: простодушно, смиренно и кротко.
2. Мы не досаждаем Господу тем, что постоянно Ему на что-то жалуемся. Надоедаем мы Ему, когда грешим, а не когда постоянно обращаемся к Нему как к самому родному. Господь любит, если мы Его непрестанно призываем и изливаем перед Ним своё сердце.
3. Иногда в наших мыслях Господь посылает нам ответы на разные вопросы и открывает тайны. А иногда и затаится, чтобы мы обратились за советом к людям и таким образом смирились.
4. Большое искушение приходит до или после добра, которое даст Господь. Чтобы душа осталась в смирении.
5. До тех пор пока мы имеем хоть какую-то опору в этом мире, в нас мало доверия к Господу. Святые отцы и добро, и зло принимали, как от Господа, и смирялись.
6. К ближним нужно одинаково относиться. Мы не смеем делить людей: этот мне симпатичен, этот антипатичен. Ибо тогда объявляем войну этой другой особе, и она будет к нам нетерпима. И хотя внешне вы не дали повода ни словом, ни движением, но внутри, своими мыслями, вы сами это вызвали.
7. Тяжело жить с ближними, если мы пускаемся в мысленную войну с ними. Недостаточно только воздерживаться от открытой войны словами и делами. Не вступайте даже в мысленную войну с ними. От этого теряется мир в душе и любовь.
Не нужно ближним противопоставляться, ни убеждать их… Ближних нужно только любить, ради Господа.
8. Зависть ничем не гнушается и Богу в лицо говорит противное всегда, везде и на всяком месте. Зависть — печать антихриста на сердце человека.
9. И самая маленькая мысль, которая не основана на любви, разоряет душевный мир.
Как только в нас родится одна мысль, не основанная на любви, мы должны знать, что приняли влияние духов злобы. Принимая мысль зла, мы принимаем самого неприятеля в наше тело. Духи невидимы, мы им даём тело, чтобы они были видимы.
10. Здесь, на земле, людям нужно потрудиться, чтобы не принимать предложений духов злобы. Святые отцы говорят, что нужно быть очень внимательным, быть на страже. Нужно знать, что любая мысль, которая нам нарушает внутренний мир, из ада направлена. И такое предложение нельзя принимать, его нужно сразу отбросить!
11. Мы находимся здесь, на земле, как на какой-то епитимии. Поэтому не удивляйтесь, что с вами непрестанно случаются какие-то неприятности, несчастья и беды. Все мы постоянно грешим — поскальзываемся и падаем. Это мы, по существу, попадаем в западни демонов. Святители постоянно подчёркивают, что всегда важно опять вставать и продолжать путь к Богу.
Хотя бы и сто раз на день пали, не заботьтесь, не останавливайте на этом внимание; и только встаньте и идите дальше, не оборачиваясь назад. Что было, было и прошло. Вы только идите вперёд и молитесь о помощи от Господа.
Отрок
Томислав Штрбулович (в монашестве Фаддей, Тадей — на сербском языке) (ФОТО) родился 6/19 октября 1914 года. Его родителями были крестьяне из деревни Витовница неподалеку от городка Петровац на реке Млава. Тома был рожден недоношенным семимесячным младенцем, на городской ярмарке, крестили его сразу же по рождении, так как боялись, что ребенок не выживет, он едва подавал признаки жизни. Мальчик открыл глаза только после святого крещения.
Господь просветил разум мальчика, что другой жизни, кроме служения в долготерпении бед и печалей нет: «Я с детства понимал, что существует служение: родители служат детям, дети служат родителям, и тогда мне пришла мысль, что если один служит другому, то и я хочу служить Богу, потому что Он над всем. Вот так призвал меня Господь с малых лет».
К восемнадцати годам (1932 г.) Томиславом полностью овладел вопрос о смысле жизни, в глубине его сердца разгоралось желание уйти в монастырь. При этом, будучи тяжело больным человеком (врачи были уверены, что юноше осталось жить не больше пяти лет), Томислав принял такой диагноз, как недвусмысленный знак и призыв Божий отрешиться от этого мира и жизни, он отказывается продолжать лечение, и под собственную ответственность уходит из больницы и полностью предается в руки Божии. Чудесным промыслом Божиим юный Томислав приходит в 1932 году в монастырь Мильково, близ Свилайнца, в котором собрались русские монахи, бежавшие из Валаамского монастыря, в Финляндии.
В монастыре, помимо физических монастырских послушаний, Тома научился русскому языку, что дало ему возможность, с первых дней монашества начать изучать (а иногда и переводить!) святых отцов, которые были переведены на русский с греческого и сирийского языков. Это будет иметь ключевое значение для будущего монаха Фаддея, когда он окажется в обстоятельствах, подобных тем, в которых оказался святой Паисий Величковский. Не имея возможности найти опытного духовника-современника, он нашел духовное руководство в соборном разуме и опыте святых отцов, выраженном в их боговдохновенных произведениях, богословии и наставлениях.
В 1935 году в монастыре Горняк Томислав принял монашеский постриг с именем Фаддей, а 19 мая/1 июня того же года был рукоположен в иеродиаконский чин. Доктора снова пророчили юноше смерть в 1937, но уже в начале 1938 отец Фаддей (отец Тадэ по-сербски) был рукоположен в сан иеромонаха.
В 1943 в Белграде гитлеровцы арестовали отца Фаддея как одного из организаторов сербского монархистского подполья, и отправили его под арест в монастырь Войловица, где находились в заключении епископ Жичский Николай (Велимирович) и патриарх Гавриил Сербской православной церкви. Иерархи поддерживали четников — сербскую монархистскую партизанскую националистическую организацию, воевавшую с немцами. Еще в 1941 году к епископу Николаю (Велимировичу) в Любостину пробрался посланник командующего четниками полковника Дражи Михайловича из Равна Горы — майор Палошевич. Ему епископ передал послание, где благословил полковнику Михайловичу организовывать четническое движение в Боснии, оказавшейся частью независимого государства Хорватия. В 1944 иерархов из Войловицы переведут в концлагерь Дахау, откуда их освободят американцы.
Вскоре из монастыря Войловицы отца Фаддея выпустили на свободу, после чего батюшка отправился в монастырь Витовница, где он рядом в деревне родился и где старец будет подвизаться почти всю оставшуюся жизнь. С начала восьмидесятых годов сюда к старцу Фаддею Витовницкому начали стекаться многие паломники со всей Сербии. Разговоры, наставления, советы, чтение молитв старцем продолжались до глубокой ночи. Исповеди перетекали в литургии, вечерние службы – в ночные беседы.
В 1986 паломнику М. было открыто, что старец Фаддей, кроме всех обыкновенных подвигов (бдений, поста, поклонов), в свои восемьдесят лет подвизается сугубым подвигом, по которому был известен святитель РПЦЗ Иоанн Шанхайский – он никогда не ложился. Такая слава старца не всем нравилась, и завистники вынудили его покинуть обитель. В самые последние годы своей жизни отец Фаддей жил у своих духовных чад в семье Грубор. В 1992 у старца случился первый инфаркт, в 1996 – второй. После инсульта и долгой болезни старец Фаддей Витовницкий в ночь с 31 марта/13 апреля на 1/14 апреля 2003 года в Бачской Паланке отошёл ко Господу.
«Третья Мировая Война уже началась…»
О СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Наша планета приближается к завершению своего бытия, приближается Второе Пришествие Божие, когда Господь сотворит всё новое, и очень грустно, что люди не хотят одуматься… Мы постоянно грешим, скользим и падаем. Самое главное при этом – встать и снова идти к Богу. Хоть сто раз в день упадешь – ничего, вставай, иди дальше и не оглядывайся назад – что было, то прошло.
Помни: здесь всё изменяется, всегда изменяется. Ничто не стоит на месте и не остаётся прежним – всё совершенствуется или в добре, или во зле. И человек – такое создание, что он никогда не стоит на месте. Он постоянно становится или лучше, или хуже, в зависимости от того, какие качества в себе развивает.
+ + +
Третья мировая война уже началась. Сейчас силы зла пытаются объединить человеческий род, чтобы установить «новый мировой порядок» для прихода антихриста. Но не получается, они удивляются – почему, ведь они так преданно служат дьяволу? Они жалуются ему, что не могут завершить дело из-за православных. И сам дьявол тоже жалуется, что из-за православных не может осуществить свой адский план. Поэтому православные страдают от натиска мирового зла. И всё же покуда среди нас есть смиренные и кроткие души, которые постоянно молятся, чтобы Господь не попустил зла, ради таких душ не может сатанинский план состояться, ради них и ради невинных детей ещё светит солнце и Бог благословляет нас.
+ + +
Безбожная волна современности не пощадит ни одного государства. Государство это семья с множеством членов, и эту семью надо беречь, а мы этого не делаем. Сатанинское зло овладело и Россией, Россия должна была много страдать, но русский народ сохранил веру. Русское православие стало глубже, в нём больше внутреннего, чем внешнего. Сегодня русское благочестие – более истинное благочестие, чем до гонений.
+ + +
Плохо всему миру, однако нам тяжелее от того, что мы избранный народ — христиане. В большой опасности православная Греция, она с трудом противостоит влиянию Запада. Против Сербии, против одного малого народа восстал весь мир… Мы должны защищать друг друга, потому что мы братья в одной вере. Пока сила Божия не соберёт нас и не соединит в одно целое, чтобы в этом целом отразился образ Божий, мы останемся разбитыми и разбросанными, как осколки зеркала. Мы сами являемся причиной своих страданий, потому что в народе нет покаяния. Народ отдалился от Бога. Мы должны возродиться через покаяние, через поворот к Абсолютному Добру, через искреннее обращение к Богу.
+ + +
Свободная воля человека, повреждённая гордыней, утратившая страх Божий, превратила Божие благо, дарованное людям, во зло, потому мы и страдаем и мучаемся в этом мире. Так, нет ни одного научного открытия, которое Бог даровал бы в ущерб человеку. Всё даровано исключительно для добра и является только добром. Но знание без веры – это катастрофа! Господь дал нам всё, а мы не умеем жить правильно и создаём в своих душах и вокруг себя ад. Похоже, конец близок…
СЛУЖЕНИЕ И ЖЕРТВЕННОСТЬ
Вся жизнь человека – служение. Каждый человек имеет от Бога своё задание на земле. Поэтому и служить надо Богу, ибо Он – Родитель всего человечества и всей вселенной и служить надо Тому, Кто выше всех. Наше служение должно быть примером благородства и святости. Всякое дело здесь, на земле, дело от Господа, и нам надлежит исполнять его от всего сердца, без остатка. Бога надо взыскать всем сердцем. Он не требует философии; нужно только просить от сердца с верой, как дитя просит отца. Нужно постоянно держать в уме, что Господь на нас смотрит. С Ним мы должны вставать и ложиться, работать, есть и ходить. Господь повсюду и во всём. Царь Славы пребывает в каждом творении и в детях Своих.
+ + +
Праведность думает не о собственных интересах, но о жизни ближнего своего. Постараемся с помощью Божией воспитать в себе такое благородство. Роль христианина в мире заключается в очищении мироздания от зла и распространении Царства Божия. Помни: не человекам работаем, но Богу! Каждое дело – от Господа. Тогда мы будем жертвовать собой ради дела. А пока в нас нет самопожертвования, мы не готовы для Царствия Небесного.
+ + +
Любовь это жертва. Любовь жертвует собой ради любимого. Когда в нас живёт Божественная любовь в полноте благодати, мы можем охватить этой любовью не только землю, но и всю вселенную, не делая разницы между родными и чужими. Сердце, полное любви, не думает о себе, оно приносит себя в жертву и молится за весь мир. Посвятим же себя Божественной любви – жертвенной, всеобъемлющей, которая всё прощает и всему радуется.
+ + +
Не следует много думать о себе, потому что думая о своих потребностях, мы сами себе мешаем. Мы сами себе – наибольшее препятствие. Думаем о зле которое вокруг нас, которое ранит нас, но если бы зла не было в нас самих, оно бы нас не задевало. Надо терпеть и прощать. Не принимать к сердцу обиды. Мы даже не отдаём себе отчёта в том, насколько нас терроризируют падшие духи. Нам кажется, что это наши мысли – злоба, зависть, ненависть, а на деле – тирания из тираний! Кайся и плачь. Слёзы приносят радость в искушениях и благодарность в страданиях, рождают любовь к врагам и молитву за них, позволяют видеть чужие грехи, как свои.
+ + +
Господь помогает нам побеждать зло; и пока мы здесь, на земле, мы должны его победить! Но зло невозможно победить злом. Зло побеждается только добром. Против любви борьба бессильна, никто не может с ней бороться. Любовь – непобедимая сила, ибо Бог есть Любовь.
+ + +
Божественная любовь не терпит эгоизма. Мы должны презреть себя ради любви Божией, а своего «господина Я» не просто выгнать, а убить. Пока он не умрёт, мы не сможем соединиться с Господом. «Господин Я» вечно сердится, что всё не так, как он хочет. Я смотрю в своё сердце, и куда бы не посмотрел, вижу этого «господина». А когда придёт искушение – ударит ножом и пронзит, и зияет рана…
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ: МЫСЛЬ И СЕРДЦЕ
Духовная жизнь – жизнь сердечная и мысленная, поэтому мы должны быть внимательны к тому, что роится в нашей душе. Надо хранить внимание, чтобы в наше сердце не входило ничего, что разрушает мир. Рассеянное сердце холодно, и душа блуждает, словно бездомная. Но стоит ей выйти из своего сердечного дома – её бьют, бьют мысленно. А когда внимание в сердце, когда душа придёт в себя, примирится с Господом и Господь станет центром жизни – нам будет тепло и блаженно. Хранение внимания в сердце и мысленного трезвения важнее подвига, поста и трудов.
+ + +
Будьте внимательны, для духовной жизни нужно бдительное сердце. Не придавайте большого значения внешним событиям, будьте сосредоточены в себе, в своём сердце, в Господе, а внешние события оставьте. Сохраним внимание и пребудем в молчании, а когда Господь увидит наш труд, что мы постоянно ищем Его и хотим быть с Ним навеки неразлучно, тогда он дарует нам благодатную силу, и сердце постоянно молится.
+ + +
И добро и зло начинаются с помысла. Нужно внимательно следить, чтобы всё, что мы делаем и думаем, было угодно Господу. Каковы наши мысли, такова и наша жизнь. Мы и представить себе не можем, какую силу имеют наши мысли! Мы можем быть источником и большого зла, и большого добра. А мы обвиняем других, хотим исправить всех вокруг себя, но никогда не начинаем с себя. Большую сердечную боль надо претерпеть, чтобы душа освободилась от мысленных уз греха.
+ + +
Господь смотрит вглубь нашего сердца, о чём это сердце печалится, чего хочет. Если в сердце есть что-то нечистое, влекущее к соблазнам этого мира, привязывающее к земной жизни, тогда наши скитания будут долгими и у нас будет много мучений и страданий. Это потому, что мы раздвоены: хотим быть с Христом, а сердце всё ещё в плену. Поэтому мы так много страдаем.
+ + +
Сердце должно отделиться от своих внутренних желаний. Нужно исторгнуть из него все земные планы и желания. Нужно всё отвергнуть, соединиться с Господом, просить у Него помощи, смириться – и Он очистит нас. Внутренняя молитва – вот самый великий труд, который может совершать человек. В ней душа очищается, чтобы принять Божественный огонь и непрерывно молиться в Духе Святом. Дух Святой должен сойти в наше сердце, чтобы губительная мудрость мира сего больше не могла заполнить его.
+ + +
Каковы мысли, такова и жизнь. Дух питается мыслями как тело – пищей. Помыслы нам внушаются со всех сторон. Мы живём как бы среди мысленных радиоволн. Но не умеем подключиться к Источнику жизни, чтобы чувствовать радость жизни, впадая вместо этого в мысленные сети лукавого, которые нас окружают. Причина болезней в мысленном падении. Болезнь – от мысли. Каждый грех есть прежде всего мысль, мысленная сила.
+ + +
Всё в нашей жизни зависит от мысли. Всё начинается с мысли – и добро, и зло. Люди обращают на свои мысли мало внимания, и от этого – много страданий. Когда мы мысленно обращаемся к окружающим нас обстоятельствам, входим в этот круг размышлений, нет нам ни мира, ни покоя. Ради своего же блага мы должны хранить добрые мысли и добрые желания. Но мы этого не делаем и потому страдаем. Мы держим в себе много зла; надо освободиться от зла в себе. Наша жизнь такова, и мы сами таковы, каковы наши мысли. Как только нас побеждают злые мысли, мы и сами становимся злыми. Всякая мысль, которая нарушает наш внутренний покой, исходит из ада.
О СКОРБЯХ И ИСКУШЕНИЯХ
Тот, кто стремится к Богу, проходит через многие испытания. Каждый, кто хочет благочестиво жить, претерпит большие страдания, чтобы приобрести драгоценный духовный опыт. Господь попускает много разочарований, горя и страданий здесь, на земле, чтобы мы махнули рукой на весь мир, если он так ранит нас, и чтобы увидели, что только Бог – Источник утешения, радости и покоя. По тяжким испытаниям и скорбям, которые нам посылает Господь, мы узнаём, что Он нас любит. Если Он ведёт нас через беды и испытания, страдания и душевную боль, значит, Он нас оберегает. Если весь мир восстал против нас, значит, мы Богу угодны…
+ + +
Здесь, на земле, нет ничего и никого, кто может дать нам покой. Единственный податель мира, жизни и радости – Бог. Он даёт покой, тишину и радость. Душа, преданная Богу, ничего не боится: ни угроз, ни врагов, ничего. Тот, кто не предаётся на заклание как агнец за каждую, даже самую малую добродетель и не проливает за неё своей крови, никогда не обретёт её. Так Господь установил, что мы покупаем вечную жизнь ценой добровольной смерти. Кто не умрёт совершенной смертью через умерщвление своей воли, не войдёт в Царствие Небесное.
+ + +
Всё, что происходит с нами, полезно. Не принимай на себя слишком много житейских забот, а храни свой мир и живи с Богом. Пусть всё идёт, как идёт. И себя, и своих близких мы должны доверить Господу. Господь всюду, и без Его промысла, без Его попущения не бывает ничего на земле. Когда мы укореним в себе эту мысль, тогда всё нам легко. Первый шаг к Богообщению – предать себя полностью в руки Божии. И тогда действует Бог. Тогда мы становимся добровольным орудием в Его руках – движимые Им в мыслях, желаниях, словах и делах.
+ + +
Будем думать о Господе постоянно, зная, что всё в Его власти, что Он может всё. Тогда зачем и к кому ещё бращаться? Кто сильнее Его? А Он здесь, рядом с нами, в сердце, в центре жизни. И однажды, когда вы полностью предадите себя Его воле, увидите, как Он наградит вас. Человеческая природа вошла в таинство Святой Троицы – это бесценный дар, который мы, прилепившись к земному, так мало ценим.
О МАЛОВЕРИИ И СОМНЕНИИ
Мы маловерны, в нас нет доверия к Богу, мы всё сомневаемся, помнит ли Он о нас, или нет? События, которые попустил Господь, идут своим ходом. И если мы стяжали сердечный мир, они пройдут мимо нас и не повредят нам. А если мы включаемся в них со своей волей, то страдаем. Мы постоянно боимся животным страхом, а нам надо победить в себе это адское свойство. Нас постоянно преследует страх, вся жизнь в страхе – боимся завтрашнего дня, боимся будущего, не зная, что с нами будет дальше. Это животный страх. Страх Божий в том, чтобы всем сердцем любя Господа, бояться оскорбить или опечалит Его своим мыслями, словами, делами.
+ + +
Единственное спасение, единственный выход – во внутреннем изменении, в перемене сердца. Мир должен установиться в наших душах, тогда и вокруг будет мир. Хранение мира в сердце – самое главное. Любой ценой не допускайте в сердце тревогу. Мысленный хаос – это состояние падших духов. Мы молимся рассеянно, мы маловеры, не предаёмся воле Божией, нам всё кажется, что мы должны обо всём думать, а у Бога много других забот.
+ + +
Будущее не в нашей власти, следовательно мы должны быть свободны от этих мыслей. Всё нужно предать в руки Божии. Он – единственный, Кто планирует, Кто знает, что будет с этим миром. А нам надо освободится от натиска лукавых мыслей: что будет, как будет? В этом настоящая свобода, свобода Божия, свобода от тирании суетной мысли; только тогда мы обретаем мир.
+ + +
Бог находится в центре жизни. Он в нашем сердце, невзирая на то, чтим мы Его, или нет. Он неразлучен с нами, ибо Он – жизни податель, Он дарует жизнь каждому творению. Поэтому ко всякому делу нужно приступать с мыслью о Боге. Центром мысленных движений души не должен быть какой-либо земной предмет. Мысленный центр любви – Господь. Не должно привязываться к земным предметам и к самому себе, своим мнимым нуждам.
+ + +
На молитве человек должен чувствовать, что он один на один с Богом, что больше никого нет на свете, только Бог и он. Молится нужно сердцем: в сердце концентрируются все силы ума, и Господь – Бог сердца. Он – центр всего живого, Он движет жизнью и не нужно искать Его где-то далеко. Он здесь и ждёт, что мы примем Его и поверим Ему.
+ + +
Мы обременены своими трудностями, заботами, волнениями, слабостями, и нам необходимо освободиться от этого бремени, а сделать это под силу только Богу, ибо Он – Носитель нашей немощи. Когда мы от всего сердца помолимся Богу, когда предадим Ему беды наши и наших близких, когда сложим их к Его ногам, тогда Он ослабит наши узы и устроит всё по милости Своей. Он – Бог, Он всё это создал и знает, как этим управлять. А наша задача заключается в том, чтобы соединиться с Ним.
+ + +
Смысл нашей жизни в том, чтобы вернуться в объятия Божии, стяжать благодать Святаго Духа. Когда святые шли за Христом, то уже не оглядывались ни вправо, ни влево, но шли прямо к Богу. Пока на нас не сойдёт озарение Святаго Духа, нас одолевают страхи. Когда же благодать Святаго Духа освятит душу, она не чувствует ни страха, ни страданий.
СМИРЕНИЕ И СВОЕВОЛИЕ
Совершенство христианской жизни – в смирении. Насколько душа смирится, настолько ей открываются тайны небесные. Душа, которая не смирилась, не может принять благодати. Чувство своего ничтожества свидетельствует о том, что благодать Божия хранит душу. Что у нас есть своего? Ничего нет! Мы – оружие в руках Божиих и должны быть полностью ему преданы. А Он будет руководить нами по Своей святой воле. Если мы сами не смиримся, Господь не перестанет нас смирять. Пока мы не научимся смирению, много сердечной боли нам придётся перенести. Господь стоит рядом и попускает нам принять боль под левое ребро, чтобы стало видно, сколько там смрада.
+ + +
Мы не привыкли к послушанию, не умеем покоряться воле Божией, но всё хотим устроить по-своему. За непослушание мы извергнуты из рая. Послушание приходит к нам тогда, когда мы начинаем понимать, что натворили своим непослушанием. Век свой земной сократили и повсюду нам грозит катастрофа, весь мир натянут, как струна, а нам и горя мало! Нет, сынок, не можешь по-своему, своевольных не принимает Небо! Послушание созидает, а самоволие уничтожает. Свободная воля человека утратила страх Божий, превратила Божие благо, дарованное людям, во зло, поэтому мы страдаем и мучаемся в этом мире.
+ + +
Наши желания разрушительны. Наши чувства ненасытны. Все чего-то ищут, как будто они здесь, на земле, вечные. Но напрасно, всё напрасно! Нам всегда что-то не так. А между тем история идёт к завершению; и если бы не было искренних молитв верующих, то давно бы наступил Апокалипсис и Страшный суд. Со временем будет всё меньше истинных христиан, усердных молитв и всё меньше возможности отложить конец мира. Вся современная цивилизация направлена на то, чтобы отвлечь внимание человека от самого себя, от своего сердца, от истинных ценностей. Мы слишком беспокоимся о себе, а ведь только человек, полностью предавшийся в волю Божию, может стать радостным и мирным. По мере нашего освобождения от попечений Господь дарует нам чувство, что Он – с нами.
+ + +
Всё вокруг – тайна Божия. Самонадеянный человек думает, что он что-то знает, а на деле мы повсюду окружены тайнами, мы сами для себя – великая тайна. Господь – в нас, и поэтому мы тайна для нас самих. А Господь открывается только смиренной и кроткой душе. Нам всю жизнь, всегда, будет чему учиться и совершенствовать себя, так же как совершенствуются ангелы и святые, бесконечно переходя от познания к познанию, из силы в силу. Если дух человека смирен, он переходит от познания к познанию. Ведь природа человека, возвышенная над всем творением, вошла в таинство Святой и Животворящей Троицы!
(Старец Фаддей Витовницкий МИР И РАДОСТЬ В ДУХЕ СВЯТОМ. Новоспасский монастырь, 2010 г .)
Добавить комментарий