Старец ипполит рыльский
С октября 1991 до 17 декабря 2002 года послушание наместника Рыльского Свято-Николаевского монастыря нес архимандрит Ипполит (Халин). Его называли афонским старцем, за духовным советом к нему, в обитель маленького провинциального русского городка, приезжали со всех концов России. Он был утешителем и помощником всем, кто испытывал скорби и страдал от тяжелых физических и душевных недугов. Отец Ипполит привел к вере множество людей, для тех, кто искал духовной жизни, он был мудрым и терпеливым наставником. Его духовные чада пополнили ряды священства и монашества, в которых так нуждалась возрождающаяся от безумия атеизма Россия.
Настоятель Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря архимандрит Ипполит (Халин) родился в Святую неделю Пасхи, в Светлую Среду 18 апреля 1928 года в селе Субботино Курской области в семье простых крестьян – Ивана Константиновича и Евдокии Николаевны Халиных. У них было 8 детей: 4 мальчика и 4 девочки. Сергей, так звали о. Ипполита в миру, был самым младшим. Все его братья погибли на фронте, и на него, еще отрока, легла нелегкая ноша тяжелой деревенской работы. С детства Сергей был верующим, тем более что в роду Халиных были и священники, и монахи, а его родной дядя священник Михаил служил в церкви соседнего села. Родственники вспоминают, что когда Сергей был еще юным, у него под кроватью лежал чемодан с книгами духовного содержания, и он постоянно их перечитывал, особенно Библию, хотя, видимо, внешне ничем не выдавал своей веры в Бога. Отец Ипполит позже вспоминал: «Бывало, еще в армии, когда все лягут спать, укроешься одеялом и читаешь «Отче наш»… А вообще я любил наблюдать за священниками несмотря на то, что все вокруг подсмеивались над ними, а молодые ребята пели частушки про попов. Я же внутренне хотел стать священником». Несмотря на трудное время Сергей сумел закончить 10 классов средней школы, поучиться в ФЗО на литейщика, а после закончил педучилище. Отслужив три года в армии, он еще какое-то время работал в миру и в 1957 году в возрасте 29 лет ушел послушником в Глинскую пустынь. Родители его не были против, они фактически благословили его, сказав: «Сынок, мы уже прожили жизнь, а ты выбирай свой путь, как тебе нравится». Братья отца Ипполита погибли на фронте, будучи неженатыми, но благочестивые родители не стали настаивать, чтобы их младший сын создал семью и тем самым продолжил род. Отец Ипполит потом шутил: «Никто замуж за меня не пошел, и пришлось идти в монастырь».
В Глинской пустыни Сергий становится духовным чадом знаменитого старца схиархимандрита Андроника (Лукаша), на которого, как говорят, батюшка был похож характером. Старца Андроника называли «печальником душ человеческих». Про него писали, что смирение и кротость безраздельно царили у него в душе, что был он послушлив и любвеобилен. Эти-то качества своего старца, видимо, и взял в пример к подражанию послушник Сергий, они-то потом и проявились особо в период общественного служения старца Ипполита. В книге «Глинская пустынь и ее старцы» есть небольшой рассказ о том, как отец Андроник своей молитвой исцелил от крупозного воспаления легких послушника Сергия Халина.
В этой обители Сергий жил в одной келье с молодым послушником Иваном Масловым, который впоследствии стал известным старцем и богословом схиархимандритом Иоанном. Очень больным и слабым был Ваня Маслов, и его друг Сергий Халин ухаживал за ним, как медбрат, делал ему примочки, ставил компрессы.
Неполный год пробыл послушник Сергий в Глинской пустыни. В ноябре 1957 год он поступает в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, где митрополит Псковский Иоанн (Разумов) постригает его сначала в монахи, а затем рукополагает в иеродиаконы, а в 1960 году – в иеромонахи. И там Господь не оставил батюшку без благодатного окормления. В Печорах у него началось тесное духовное общение с тремя великими старцами. Это иеросхимонах Симеон (Желнин), причисленный в 2003 году к лику святых, и последние валаамские старцы, жившие в то время в Печорах: иеросхимонах Михаил (Питкевич) и схимонах Николай (Монахов). С любовью и большой благодарностью вспоминал потом батюшка об этих старцах. Особенно об отце Михаиле, у которого он какое-то время был келейником. «Смотри, Сережа, не будь петушком, а будь курочкой», – учил смирению старец своего келейника. По словам отца Ипполита, со старцем Михаилом они были духовно очень близки и друг у друга исповедовались. И, видимо, многому научился будущий старец Ипполит у Печерских подвижников. «Я на всю жизнь запомнил этого скромного, тихого, смиренного монаха», – вспоминал об отце Ипполите недавно почивший московский батюшка, настоятель храма свт. Николая в Кленниках протоиерей Александр Куликов. Отец Александр, будучи совсем еще молодым священником, приезжал в Печоры и останавливался в келье иеромонаха Ипполита.
В 1966 году из Псково-Печерской обители иеромонаха Ипполита посылают на Афон, в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, в котором к тому времени оскудевала монашеская жизнь, и оставалось всего около десяти насельников. Он попал в число первых пяти монахов, которых отправили туда после того, как безбожное советское государство разрешило Русской Православной Церкви посылать на Афон монахов из Советского Союза. Схиархимандрит Илий, который приехал на Святую Гору через десять лет после приезда батюшки Ипполита, рассказывал: «Они, эти пять монахов, просто спасли положение, потому что русских насельников там оставалось мало, и монастырь уже мог перейти к грекам. Но сначала к ним отнеслись с недоверием, если не сказать, враждебно и называли их там «красными попами».
Но эти пять отцов и приехавшие после них из СССР другие монахи, видимо, заслужили доверие афонской братии жизнью и трудами в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Отец Ипполит подвизался на Афоне 18 лет, неся послушание казначея и эконома, как и преподобный старец Силуан, в келье которого, как предполагают, он жил. Очень трудно было вести хозяйство, ведь в советское время власти запрещали помогать монастырю. И по воспоминаниям архимандрита Авеля (Македонова), который около четырех лет был настоятелем Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, они иногда с отцом Ипполитом сидели и горевали, думая, как накормить завтра братию, как сделать ремонтные работы, как существовать. Но милостью Божией монастырь существовал, молитва творилась, и проблемы потихонечку решались. Кроме должности эконома отцу Ипполиту было доверено быть представителем от монастыря в Священном Киноте Святой Горы Афон. Нынешний духовник Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне иеромонах Макарий рассказывал, что встречался с греками из Священного Кинота, которые до сих пор помнят отца Ипполита как очень смиренного и усердного монаха. А схиархимандрит Илий, вспоминая афонский период своей жизни, рассказывал о батюшке Ипполите как о благодатном, добром, ласковом брате во Христе, большом молитвеннике.
В 1984 году батюшка сильно заболел и поехал лечиться в Россию. Так он здесь и остался. Некоторое время служил в сельских храмах Курской епархии, затем по благословению архиепископа Иувеналия (Тарасова) возглавил братию возрождающегося Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря. На плечи уже немолодого и не отличавшегося крепким здоровьем монаха легла тяжелая ноша – восстановление и обустройство старинной обители, сплочение и воспитание братии, организация хозяйственной деятельности, окормление множества паломников. Отец Ипполит непрестанно молился о вверенной ему братии, о паломниках, о всех, кто прибегал к его помощи. Он создал на Рыльской земле несколько скитов, в которых поселились небольшие монашеские общины. Женский скит в Большегнеушево со временем получил статус монастыря в честь иконы Божией Матери «Казанской». При его содействии в Северной Осетии открылся Аланский Свято-Успенский мужской монастырь.
Тяжелые молитвенные труды и заботы о восстановлении обители подорвали здоровье отца Ипполита. В последние годы своей жизни он тяжело болел, 17 декабря 2002 года Господь призвал к Себе Своего верного воина и труженика на ниве духовной. Похороны состоялись в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, к которому сам отец Ипполит постоянно обращался в молитвах и своих чад благословлял молиться во всех нуждах, скорбях и печалях. Множество народа провожало батюшку в последний земной путь. Его похоронили возле алтаря им восстановленного Николаевского храма — главного собора обители. На могиле отца Ипполита, где установлен бронзовый крест на гранитном постаменте, горит неугасимая лампада, всегда лежат свежие цветы. Православные не забывает своего утешителя и любящего батюшку, помолиться на его могиле постоянно приезжают паломники из разных городов России, Украины, Ближнего и Дальнего Зарубежья.
На территории дворцово-паркового ансамбля «Марьино» установлен и освящен памятник архимандриту Ипполиту работы народного художника России, скульптора В.М. Клыкова. Но главный памятник подвижнику воздвигнут народной благодарностью и любовью.
«От отца Ипполита никто не уйдет без духовного плода»
Архимандрит Ипполит (Халин; 1928–2002), – один из великих старцев нашего времени, преемник традиций Глинской пустыни и Псково-Печерского монастыря, прошедший духовную школу Афона. В 1966 году он оказался в числе первых монахов из России, возродивших жизнь Русской Свято-Пантелеимоновой обители на Святой Горе. С 1991 года до дня своей кончины архимандрит Ипполит был настоятелем восстановленного им из руин Рыльского Свято-Николаевского монастыря, основал скиты и монастыри на Курской земле и в Осетии. Воспоминаниями о своем духовном отце поделился иеромонах Игнатий (Матюхин), бывший насельник Рыльской обители, ныне – духовник основанного отцом Ипполитом Большегнеушевского Казанского женского монастыря (Курская митрополия).
Расскажите, пожалуйста, как произошла Ваша первая встреча с отцом Ипполитом?
Воспоминания об отце Ипполите, нашем дорогом и любимом, – самые яркие и глубинные. Он незабвенно вошел в нашу жизнь, в сердца многих людей. Мы и сейчас ощущаем его близость к нам, причем не мечтательную, а самую настоящую – бытийную. Батюшка по-прежнему таинственно общается с нами. Старцы имеют дар учительства, ограждают от опасностей, направляют на спасительный путь жизни, и после кончины они не оставляют своих чад.
Я попытаюсь раскрыть облик батюшки, то, что я увидел и понял, живя рядом с ним. До встречи с отцом Ипполитом у меня был опыт общения с известными духовниками. В 1994 году я – послушник Глинской пустыни ездил к разным старцам, чтобы получить благословение на монашество, узнать, есть ли на то воля Божия. Мне сказали, что в Рыльске живет бывший глинский монах отец Ипполит, и у него обязательно надо взять благословение. Я поехал и услышал от батюшки: «Отец, иди-иди в монашество, да-да, надо».
Отец Игнатий, опишите подвижничество архимандрита Ипполита.
Батюшка взял на себя три подвига. Первый из них: «больший из вас будет вам слугой» (ср. Мф. 23:11). Батюшка именно служил каждому: никого от себя не отторгал, всем стремился помочь. Старец исполнил заповедь: приходящего ко Мне не изгоню вон (Ин. 6:37). Это второй его подвиг. Приезжали больные, искаженные грехом и страданиями, с самыми несчастными судьбами. Батюшка всех принимал и давал им возможность отдышаться от своей собственной жизни. Были и такие, что если бы отец Ипполит их не приютил при монастыре, они покончили бы жизнь самоубийством, погибли. Батюшку осуждали за то, что он оставлял при монастыре таких людей. Но это не его недостаток, а наше непонимание сути христианства, а он изначально поступал праведно. Это было проявление Божественной любви, которая действовала через него. Стяжав в сердце Христа, он не мог не откликнуться на чужую боль. Из всех старцев, с которыми я был знаком, батюшка более всего был похож на Христа, именно своим милосердием к падшим людям.
И третий подвиг: «просящему у тебя – подавать» (ср. Мф. 5:42). У батюшки была необычайная милостивость. В этом он похож на святителя Николая Чудотворца. Если старец знал, что есть нужда, то он подавал даже больше, чем просили, все уходили от него радостные. Тогда в монастыре средств хватало, можно было у нас провести восстановление не хуже, чем в столичных обителях, но деньги расходились на нищий народ, батюшка помогал ему выживать.
Паломники Рыльского Свято-Николаевского монастыря, 1990-е годы
Как Вы считаете, какая самая главная черта духовного облика отца Ипполита?
Говоря об отце Ипполите, обычно останавливаются на внешней стороне его жизни, на чудесах, впечатлениях, но мало описаны его духовное делание, монашеский подвиг. Сейчас мы пытаемся осмыслить, воссоздать облик нашего старца, как будто складываем мозаику. Каким он был? Основная черта батюшки – смирение. Святые отцы учат, что смирение – риза Божества. Отец Ипполит достиг облечения в это божественное одеяние. Мне совершенно ясно, что благодаря смирению он стал подвижником, который в сердце стяжал Христа, Небесного Архиерея, Ему служил, и от Него принимал послушания. Каким таинственным образом ему открывался Бог, мы никогда не узнаем – это он унес с собой.
Батюшка со смирением избрал и принял путь глубокого злострадания, предназначенный ему Христом. И на этом, особо тесном пути, он испытывал покой и духовную радость. Потому что именно на этой стезе, когда человек многое претерпевает, приходит благодать, дающая радость общения с Богом. Смиренный человек получает от притеснений и скорбей радость и покой. Это было обычным состоянием старца.
Мы, паломники, видели, что жизнь Рыльского монастыря отличалась от других обителей. Расскажите, пожалуйста, как протекала монашеская жизнь.
При старце жизнь в монастыре протекала в особом режиме. Мы жили просто, непринужденно, не фиксируя событий, не осмысливая. Как ребенок живет с матерью: она его питает, заботится, и всё идет своим естественным ходом. А когда он вырастает, и мать отдаляется, – он начинает понимать, как она его любила. Вот такой период после ухода старца наступил у всех нас, знавших его. При жизни батюшки протекало наше детство, и казалось, так будет вечно. И только теперь мы понимаем, что оно уже не вернется.
В монастыре нелегко было… Приходилось по-монашески жить не в уединении, а в потоке болящих людей. Я никогда не видел столько страдающих лиц, замученных людей, особенно на отчитках. Батюшка взялся за самых несчастных, самых брошенных. Он принял подвиг, на который редко кто решается. Отчитки – это гигантский труд, не многие монахи могут взять его на себя и не повредиться. Мы исполняли то, что говорил старец – читали молитвы, а боролся и изгонял нечисть из людей – он, силой Христовой. До отказа заполненный храм; если туда войдешь, назад не выйдешь. Читаешь молитвы, а за спиной дикие вопли преисподней. Слышишь истошные крики: «Я тебя убью!..» и понимаешь, что это не пустые слова. Батюшка погружал нас в мир людских страданий и не уставал напоминать о необходимости терпения. Потому что, только освоив эту добродетель, можно обрести смирение. Старец закладывал в нас терпение как фундамент смирения, чтобы потом подняться и до него дорасти.
Что более всего привлекало Ваше внимание в жизни старца?
Меня интересовала именно сокровенная сторона духовного подвига отца Ипполита. Стремясь к монашеству, я искал наставника, который обучил бы духовной науке. Я стал «изучать» старца, вглядываться глазами сердца в его жизнь. От меня не ускользал ни один его жест. Есть такая притча: к авве пришли ученики и стали задавать вопросы. И только один из них молчал. Тогда авва обратился к нему: почему он ничего не спрашивает? А тот ответил: «Мне достаточно просто быть рядом с тобой, отче». Вот и мне хотелось «быть рядом» и через видимое узреть сокровенное и поучающее. Я был на последнем курсе семинарии и наивно полагал, что имею достаточные знания о старчестве. Но около отца Ипполита оказалось, что ничего не знаю. Одно дело – книжное научение, другое – опытное постижение духовных истин.
Как складывались Ваши личные отношения с отцом Ипполитом?
Я был монах с претензиями. Мне хотелось жить в обустроенном монастыре, чтобы были условия для монашеского делания. Поэтому Рыльский монастырь мне не понравился. Там было многолюдно, а я любил молиться в уединении. Просил у батюшки благословения уехать, но он не отпускал, а потом, наконец, сказал: «Езжай, все равно потом сюда приедешь».
Мне было по душе книжное любомудрие, после семинарии хотел учиться в академии. Но владыка не благословил, а, вопреки моим ожиданиям, направил в Рыльский монастырь. И тогда вспомнились слова батюшки о моем возвращении. По сути, старец тогда предрек: здесь мое место. Предсказания духоносных отцов имеют такое свойство: сначала ты их слышишь, но в полной мере не воспринимаешь, и только спустя годы начинаешь понимать их смысл. Семь лет я провел в Рыльском монастыре, потом был переведен в женский монастырь в селе Большегнеушево. С 2000 года прохожу «Ипполитовские академии» – сначала с батюшкой, потом с игуменией Ипполитой (Ильиной), настоятельницей нашей обители.
Живя рядом с батюшкой, я знал, что он прозорлив, мудр, ему открывается воля Божия – это всё было очевидно. Но мне хотелось получить еще внутреннее свидетельство его совершенства и старчества. Я написал ему целый труд, задавая вопросы об аскезе, – хотелось узнать его мнение. Долго ждал, но не получил никакого отклика. Теперь я понимаю, что до осмысления ответов на мои духовные вопросы надо было еще дожить.
Всё начало открываться после кончины отца. Стало происходить то, что описано у святых отцов. Старец ушел… Но скорби не было, душа летала… – неописуемая, глубокая Пасхальная радость. И стали проясняться ответы на мои вопросы. Батюшка не торопился с откликом. Он воспитывал монахов своей особой «молитвенной педагогикой». По его молитве, в свое время, когда я был готов воспринять, пришло то, что я так долго искал: полная ясность ответов на мои вопросы и внутреннее сердечное удостоверение. Это всё свидетельства его старчества и совершенства.
Отец Ипполит скончался ночью. Я проснулся и почувствовал: батюшка умер. Через две-три минуты услышал звук колокола… Старец посетил свое чадо. Когда душа уходит, она навещает близких. Сразу после кончины батюшки родилась наша сердечная близость, чего раньше я не чувствовал. Пришло ясное понимание, что теперь я с ним навеки: ни он меня не отпустит, ни я от него не отойду.
Как отец Ипполит учил, воспитывал монахов?
Мы, знавшие отца Ипполита, сейчас глубже и глубже познаем тайну его души, она словно раскрывается в течение нашей жизни. Батюшка своим молчанием и краткими словами как бы говорил нам при жизни: «Смотрите, что и как я делаю, не задавая лишних вопросов, а со временем всё откроется и прояснится». Как Евангелие мы читаем, и оно раскрывается в течение жизни. Так и батюшка: мы его видели, слышали, но тогда это было только начало.
Прошло 15 лет после его ухода, а он меня по-прежнему окормляет, воспитывает, устыжает, смиряет, напоминает… Я вижу, куда идти, у меня пример перед глазами. Он – воплощенная кротость и смирение. Мы говорим о добродетелях, о кротости, а кротких людей не встречаем. А у нас был опыт общения с таким человеком, мы видели его реакцию, поступки, вглядывались в его глаза. Для нас, начинающих монахов, это было очень важно.
Нужно время, чтобы мы по-настоящему уяснили его поучения. Например, батюшка говорил много раз: «Терпи, отец». Только спустя годы я понял смысл терпения, и каким оно должно быть. Мы часто терпим неправильно: собираем злость на ближнего, свою бессердечность, а потом изливаем всю раздражительность, чаще всего на слабого человека. А терпение – это умение быть добрым при любых злостраданиях.
Что такое старчество? Старец изначально видит твой путь и знает, куда вести. Сейчас мы глубоко чтим батюшку, стараемся исполнить его наставления по русской пословице: вперед батьки в пекло не лезь. Зачем изобретать велосипед, терять время, делая крюки и зигзаги? Надо идти прямым путем, а это стезя отца Ипполита: «Живи просто. Живи и радуйся». По мирским понятиям, оснований для радости у батюшки было мало, скорбная мученическая монашеская жизнь, а в сердце – покой и радость.
Какие конкретные поучения он дал Вам лично?
Помню одну исповедь у батюшки. Он был в своей деревянной «каливе», я встал на колени. И вдруг ощутил, что меня чем-то накрыло, как колпаком, что-то со мной происходит. Возникла особая духовная близость со старцем. Смотрю на него и чувствую, что он меня любит и всё видит. Обычно мы исповедуемся, и в душе ничего не происходит. А здесь, в этой благодати любви, возникли пронизывающая боль за грехи, стыд и понимание недопустимости этих грехов. Это было очень остро, как не бывает в обычной жизни. Старец показал, как надо исповедоваться: грех должен не просто называться, а в переживании боли и стыда отторгаться. Это яркий пример силы молитвы отца Ипполита. Батюшкина благодать – небесного свойства, она передавалась нам, утешала, а порой, вот таким образом просвещала, обучала.
Запомнился такой случай. Будучи послушником, я страдал от своей разбитой обуви, не было денег купить новую, и ноги промокали. В Рыльский монастырь я приехал в ботинках-«крокодилах». Мне сказали, что отец Ипполит заботится, чтоб все были одеты-обуты. Решил проверить: если он прозорливый, то должен заметить, в чем я хожу. Однажды даже обогнал его, показывая, что моя обувь явно рассыпается. После этого посмотрел на реакцию батюшки – он только улыбался. Из монастыря я уехал на учебу в семинарию в Курск. Через полгода после этого случая мне принесли коробку с новой обувью: «Это тебе от отца Ипполита». Вот такой урок мне преподнес батюшка: всё видит, но всему свое время. Интересно заметить, что в дальнейшем у меня всегда обуви достаточно, сам раздаю.
Батюшка неоднократно говорил мне: «Отец Игнатий, я не умею, а ты будешь проповедовать, будешь говорить людям». Я тогда избегал мирского общения и поэтому смущался от такого предсказания. После смерти батюшки, действительно, пришлось рассказывать о нем, преподавать, проводить экскурсии. Но для этого сначала надо было пройти школу Рыльского монастыря.
То, что отец Ипполит говорил и явно показывал, – это на всю жизнь. Недавно произошел такой случай. На Афоне у меня была встреча с архимандритом Ефремом, игуменом Ватопедского монастыря. Он поговорил со мной ласково, вразумил, но потом я вновь подошел что-то спросить. А он мне уже жестко указал: «Я тебе всё сказал, иди исполняй». Отец Ипполит был помягче, но принцип тот же, схожая «педагогика»: я вам сказал и показал всё необходимое на это время, теперь исполняйте, если хотите… Без отца Ипполита жизнь многих людей была бы иной.
Афон, конец 1960-х годов Отец Ипполит за свою жизнь прошел несколько монашеских школ: глинская, псково-печерская, афонская. Как Вы полагаете, какая из них стала главной, особо повлиявшей на него?
Отец Ипполит – это особый опыт прихода афонского старчества в Россию. Афониты все похожи друг на друга. И наши подвижники одной школы тоже сходны, с них канон можно писать: глинское, псково-печерское старчество. Батюшка прошел русские школы старчества, но все же главное в его облике и служении то, что он – святогорец, освоивший исихастскую афонскую традицию молитвы. Он явил афонский дух и нес афонское послушание в России. И это бесценное богатство стало достоянием Рыльского монастыря. После месяца, проведенного на Афоне, я понял батюшку больше, чем за все предшествующее время. Более ясным стал его путь к такому совершенству.
В Казанском монастыре в селе Большегнеушево чувствуется афонское влияние. Вы связываете это с покровительством отца Ипполита?
У нас установилась духовная связь с Ватопедом, со старцем Ефремом. Он приезжал к нам в монастырь. Мы почувствовали веяние с Афона, когда шло строительство монастыря. В стране начался кризис, а у нас в 2009 году появились спонсоры. В глухую деревню пришли новые люди. Ведь кто-то их привел? Отец Ипполит, конечно же. Он причастен ко всем нашим событиям и свершениям. Через афонитов, из близкого его сердцу Афона, батюшка направил к нам помощь.
Вид женского монастыря во имя Казанской иконы Божией Матери в селе Большегнеушево
Расскажите, как батюшка сейчас являет себя из блаженной вечности?
Сейчас начинается новый виток вхождения старца в нашу жизнь. Первый был при жизни батюшки, второй начался сразу после его ухода и связан с его посмертными чудотворениями. И в последние годы после телевизионных передач по центральному телевидению в монастырь хлынул поток людей, узнавших о новом чудотворце. Люди чаще всего едут не с духовными проблемами, а просто полечиться. Так было в Рыльском монастыре и при батюшке: лечились и получали исцеление. Сейчас происходит то же самое, но с этого начинается духовное пробуждение. За каждого человека пойдет молитва старца. От отца Ипполита никто не уйдет без духовного плода. Такое массовое почитание старца является проявлением посмертной жизни отца Ипполита во Христе. Это его тихие скромные, а иногда и яркие чудеса – для людей, которые его не знали, но уже полюбили и потянулись к нему.
Говоря о многочисленных чудесах отца Ипполита, обычно имеют в виду изменение обстоятельств, когда по молитвам старца внезапно приходит помощь Божия. Это то, что помогает нашей внешней жизни, но бóльшее чудо происходит в сердце человека, когда оно обращается ко Христу. Мы знаем множество таких примеров чудес, которые старец творил в душах людей. Иногда одним днем, иногда постепенно, он делал человека православным христианином. Причем он не убеждал, а просто общался, жил с нами, молился, и люди вокруг него – обретали веру, воцерковлялись. Среди нас были многие, кому он постучал в сердце, кого нашла его любовь, кого он извлек из жизненной суеты или бесплодных поисков.
Интересно отметить, что батюшка таинственным образом запечатлевал свой дух в людях, с которыми близко общался, они обретали некое помазание. Передаются и привычки отца Ипполита. У меня всегда возникает особая радость встречи, когда оказывается, что кто-то знал батюшку.
Ежегодные дни памяти архимандрита Ипполита в Свято-Николаевском монастыре: 17 декабря – день упокоения и 12 февраля – день Ангела. Панихида у могилы старца
Святость бывает каноническая, когда Церковь подтверждает народное почитание подвижника, торжественно провозглашает его святым. А есть признание и почитание народа Божьего, который чувствует святость праведника и имеет свидетельства. Так на Афоне почитают многих подвижников и обращаются к ним в молитве как к святым. Для меня и многих чад и почитателей отца Ипполита, его святость – очевидна и несомненна. Отец Ипполит достиг состояния обожения и совершенства, доступного человеку. Святость берет начало на небесах, когда на подвижника нисходит благодать Божия и преображает его. Отец Ипполит показал, как возможна святость в наше время. Он внес в нашу жизнь главное и ценное: благодатное слово; явил идеал монаха и воплотил Христов дух.
Вид Рыльского Свято-Николаевского монастыря
Сегодня много пишут о старцах Иоанне (Крестьянкине), Кирилле (Павлове) и очень мало – об отце Ипполите. Батюшка и сейчас не торопится открываться. Но я думаю, что придет время, и мы осознаем значение особого подвига отца Ипполита для современного монашества и поймем его святость.
На камне послушания
В Рыльский Свято-Никольский монастырь паломники едут за исцелением души и тела.
Все это было в моей жизни уже не раз. Высокие ворота Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря, полуразрушенные и вновь обретающие красоту храмы, пасхальные и счастливые дни в обители и проницательная мягкая улыбка на лице отца настоятеля — Архимандрита Ипполита. Монастырь меняет жизнь человека, хотя бы однажды помолившегося в нем. Сколько же раз промыслительно менялась моя жизнь после того, как я покидал эту обитель?..
История Свято-Николаевского монастыря в Пригородной слободке города Рыльска Курской области теряется во мгле веков. Известно точно относительно немного. Еще во времена Крещения Руси болгарские монахи, переселившиеся на Русь, принесли с собой в этот древнерусский город десницу от нетленных мощей великого Иоанна Рыльского (Рыло — река в Болгарии). Его почитают на Курской земле и поныне.
Во время Великой Отечественной войны в монастыре находился немецкий штаб, на колокольне — пулемет, который держал на прицеле окрестность. Советский командир отдал приказ бить по монастырю прямой наводкой. Приказ был исполнен. Но ни один снаряд на территорию обители не попал. Явное чудо Божие.
Чудеса не прекращаются здесь с тех пор, как в 1991 году руины монастыря были возвращены Курской епархии.
Насельники обители рассказывали мне, что в разных духовных или житейских нуждах Архимандрит Ипполит благословляет обращающихся к нему читать акафист Святителю Николаю. Так, по просьбе родственников в монастырь заехала реанимационная машина «скорой» с мужчиной, который после автокатастрофы находился в состоянии комы. Его занесли в храм. Архимандрит отслужил молебен Святителю Николаю и сказал: «Езжайте в больницу, а по дороге читайте акафист Николаю Чудотворцу». На полпути мужчина пришел в сознание и после этого довольно быстро поправился от тяжелейшей травмы.
— По молитвам отца Ипполита, нашего старца-настоятеля, с помощью Святителя Николая у нас часто происходят различные исцеления и чудеса, — благочинный Свято-Николаевского монастыря иеромонах Ипполит — младший (в миру Михаил Вячеславович Соловьев) задумывается лишь на мгновение. — Нередки случаи исцеления наркоманов совершенно без каких-либо специальных медицинских препаратов, только молитвами. Больше половины приезжающих к нам наркоманов излечиваются, трудятся у нас и остаются послушниками в монастыре. В основном, конечно, это молодежь. Я считаю, это великое чудо нашего времени. Излечиваются и от алкоголизма, от многих смертельных недугов, от смертных грехов. Человек ведь колется или пьет не потому, что ему так хочется, а потому, что смертные грехи тянут душу в ад. В том году был случай. Один мужчина, ему уже шестьдесят лет, ехал через наш монастырь в Москву, на очередную проверку к онкологу: у него был выявлен рак четвертой степени, и он знал о том, что смертельно болен. Прожив две недели у нас, он приехал в столицу, и врачи, к своему крайнему удивлению, не обнаружили и следов болезни. Недавно приезжала к нам его дочь, благодарила.
Я подумал, слушая благочинного, о том, что и сам был исцелен в этом монастыре от страшного недуга, но почему-то до сих пор не удосужился поблагодарить, как подобает, Господа и Святителя Николая.
— Да вот, смотрите, парень идет, Виталием зовут, — отец благочинный кивнул в сторону проходившего мимо молодого послушника в черном подряснике, — мама его из Тюмени привезла, она там занимает большой пост. Поначалу бежал от нас, рвался, но вот уже, наверное, месяца четыре здесь — и не горит уезжать. Недавно уехал парень Максим, год у нас прожил и совершенно изменился, полностью исцелился от наркомании. Многие наркоманы с Кавказа к нам приезжают, но у них процесс излечения почему-то идет сложнее, чем у других ребят. С Украины едут. Иные уходят, потом возвращаются, трудятся и в конце концов, не жалеют о том, что оказались у нас.
— А из Рыльска есть кто-нибудь?
— Нет пророка в своем отечестве. Гора не видна вблизи. Люди приезжают со всего белого света, а из Рыльска приходят в основном только бабушки — у кого коза потерялась, у кого что. Такие проблемы тоже решаются, а как же без них.
Твердо можно сказать, что монастырем управляет Николай Чудотворец. Вся братия в монастыре знает, что легче всего молиться Святителю Николаю и что быстрее всех слышит молитву Святой Николай.
— А какая судьба монастырских святынь, чудотворного образа Святителя Николая Ратного и десницы преподобного Иоанна Рыльского?
— Десница преподобного пока сокрыта от нас, как и образ Николая Чудотворца. Икона в свое время была обретена в восемнадцати километрах отсюда, в селе Асмолово Рыльского района, туда сейчас нет дороги. Из двухсот пятидесяти дворов осталось тридцать. В народе говорят — забытое Богом место. Но мы надеемся, что вскоре там будет поставлена часовня. Бог даст, и икона снова явится.
— В Асмолово будет стоять собор-крепость во имя Святителя Николая, если Господь услышит наши молитвы, — надеется послушник Сергий Тарасов. — Я сам родом из деревни под Рыльском. Раньше не знал как лоб перекрестить, а потом пришел в монастырь и сказал: берите меня с потрохами… В Асмолово будет духовная крепость, так и напишите… Господь Милостивый, Матерь Божия плачет за нас, а Святитель Николай — строгий, но он и добрый, очень добрый, сразу откликается. Я здесь уже три года, знаю кое-что.
Удивляюсь нечаянной радости. За личным советом к старцу Ипполиту приехал наш добрый знакомый из Глинской пустыни брат Николай, теперь — инок Феодосий. Мы поздравляем друг друга с Пасхой Христовой. Передаю поклон наместнику Глинской пустыни Преосвященному Пантелеймону. Оказывается, что старец Ипполит родом из Глинской. Дивны дела Твои, Господи!
Архимандриту Ипполиту (в миру Сергей Иванович Халин) в апреле исполнилось семьдесят четыре года. Он уроженец Курской земли, как и отец Ипполит-младший.
В 1928 году в многодетной крестьянской семье родился мальчик. Вырос, стал работать бригадиром, а к тридцати годам попал в Глинскую пустынь, где старцы по водам ходили. Приехал в Глинскую с товарищем просить благословение на поступление в семинарию, но старцы сказали: «Здесь тебе и семинария, и академия». Остался… Его духовным учителем стал старец Андроник (Лукаш), который исцелил его от хронического воспаления легких, грозившего смертью. После разгона Глинской в начале шестидесятых годов он был келейником иеросхимонаха Михаила, последнего Валаамского старца в Псково-Печерском монастыре. Вместе с тремя братьями, с Божией помощью добился от властей разрешения уехать на Афон, что сделать было очень нелегко. После них в течение семи лет из СССР на Афон не уехал никто. Он провел на Святой Горе в русском Свято-Пантелеимоновском монастыре восемнадцать лет. Потом он заболел, вернулся в Россию и остался на родине.
Настоятель Свято-Николаевского монастыря Архимандрит Ипполит встречал нас светлой улыбкой и добрым словом, он каждого так встречает:
— Главное — мир в душе, мир в семье, мир друг с другом, а тогда и с Богом будет мир. Господь дает все. Надо молиться. Царствие Божие нудится, и нужницы восхищают е.
Отец Ипполит говорил о молитве, о Боге, о том, как возрождается монастырь, и в его лаконичных, духовно насыщенных фразах я услышал евангельское:
— «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь, Я победил мир». «Богом моим прейду стену», — говорит Псалмопевец.
— Можно ли назвать Архимандрита Ипполита возобновителем, строителем Свято-Николаевского монастыря? –спрашиваю я у иеромонаха Ипполита-младшего.
— Именно так. Тяжело было. Только трудом и его верой, его молитвами монастырь возрождается. Практически ведь не было ничего, даже жилья, все жили в одной келье, и настоятель, и монахи, и послушники, и молились, и питались в ней. Но вот с помощью Божией разрастаемся, укрепляемся духом.
При раскопке котлована для фундамента нового братского корпуса мы обнаружили надгробную плиту в Бозе почившего старца монаха Даниила (Макова), скончавшегося 26 марта 1832 года на семьдесят шестом году жизни. «Прохожий, помяни доброго старца», — выбито на плите. Старец Ипполит благословил укрепить плиту на южной стене главного Свято-Николаевского храма обители. А через какое-то время из Липецкой области к нам приехала раба Божия, которая подняла архивы и нашла много интересного и поучительного о старце Данииле. Очевидно, где-то на территории монастыря находятся его мощи.
Отец настоятель несколько лет назад благословил нам вырыть пещерку в глинистом склоне близ святых источников Божией Матери, Иоанна Рыльского, священномученика Ипполита, там раньше схимники жили в таких пещерах, возможно, это Киево-Печерская древнейшая традиция. Пещерка эта напротив источника Святителя Николая. Бесноватые кричат, когда в нее входят. Многие исцеляются, в том числе от безплодия, или если беременность тяжело протекает. Глина в пещере целебная. А на источниках совершаются евангельские чудеса: недавно много лет парализованная женщина вышла из святой воды сама, без посторонней помощи. Все это происходит по молитвам старцев — и ныне здравствующего отца Ипполита, и многих в Бозе почивших, неведомых нам, но ведь у Бога все живы. Являлся на своем источнике не раз и сам Святитель Николай.
— Что такое Православное старчество? Как правильно относиться к духовным советам лиц, которые являются духовниками, старцами?
— Я всегда людям говорю: по вере вашей будет вам. Под лежачий камень вода не течет, какой бы ни был духовный старец. Если человек не хочет, чтобы ему помогли, ему вряд ли смогут помочь. Хотя Господь, конечно, все равно помогает нам, даже если мы этого не хотим. Старец — это человек, достигший духовной высоты, обладающий дарами Божими: молитвой, даром исцеления, прозорливостью. Если человек приходит к старцу с уже готовым ответом в сердце, то, как правило, он и получает тот ответ, который сам заранее приготовил себе. А если приходит узнать волю Божию, то, естественно, получает через старца ответ от Бога. Но очень часто воля Божия не совпадает с нашими личными мнениями, поэтому бывает тяжело перебороть себя. Бывает, люди спрашивают: а что, Господь не слышит мою молитву? Слышит, конечно, но разница заключается в том, что мы-то стоим под горой, а духовный старец стоит на горе. Мы кричим вверх. Но кого быстрее Бог услышит: того, кто под горой или того, кто на горе? Своим образом жизни, своим поведением, смирением и любовью старцы достигают такой высоты, что Господь их слышит быстрее, чем нас. И по их вере, по их молитве происходят чудеса и исцеления души и тела.
Отец Ипполит-младший духовно и даже внешне очень похож на своего наставника — старца, каким он был в молодости. Принимает людей по благословению отца настоятеля, дает духовные советы в различных жизненных ситуациях, люди ему доверяют. Интересуюсь, как он познакомился со старцем Ипполитом.
— Я приехал из Курска в Рыльск, когда в моей семье произошло чудо по молитвам Архимандрита Ипполита. Сестра моя очень сильно болела и на протяжении двух лет ездила сюда, в монастырь, на лечение, потому что лечение у врачей не помогало. И вот, когда она исцелилась, я приехал посмотреть, просто из интереса. Переночевал здесь, сердце прикипело, приехал пожить на неделю, остался на две, а потом — была весна 1996 года — на всю жизнь. Постриг принял в 1997 году в этом монастыре. Рукополагали в сан священника на первой службе в Свято-Николаевском храме, когда там еще не было даже иконостаса, в праздник Николая Чудотворца.
— За много лет общения со старцем Ипполитом вы наверняка стали свидетелем чего-то необычного, неповседневного.
— Конечно. Но это очень трудно выразить словами, это внутреннее ощущение внутренней радости. Часто обращаюсь я к нему со многими вопросами, и вот один взгляд, одна улыбка старца — и вопросы эти решаются сами собой, на таком тонком духовном уровне. Он уже знает, что я хочу спросить. Самое главное — это его молитва за нас, а нас за него, насколько нам это возможно. Многим людям он помог в беде лишь только словом, иногда полунамеком, за который человек хватался как за спасительную соломинку. Батюшка очень добрый, любвеобильный человек, этим он похож на своего учителя, старца Андроника (Лукаш). Отошедший год назад ко Господу схиархимандрит Макарий (Болотов) как об отце Ипполите сказал? Если б таких людей в России было сто человек, Россия бы с корнями поднялась на Небо. В первую очередь его отличает любовь к Богу и ближнему, батюшка у нас любящий, он полностью вместил в себе эту евангельскую любовь — и как же, живя рядом с ним, мы можем этому не учиться. Ну, а где много добра, там много нечистой силы. Искушений у нас гораздо больше, чем в других обителях, и люди приезжают разные, и ломаются чаще. Но когда задают вопрос, почему мы всех принимаем, мы отвечаем, что Господь дает шанс всем, и мы не вправе этот шанс отнять, а кто как им воспользуется, это уже личное дело каждого. Но за людей надо бороться.
— Я сам обращаюсь к Святителю Николаю, в основном через батюшку, — делится своим духовным опытом иеродиакон Димитрий, насельник обители. — И многие так поступают. Святитель Николай — Игумен нашего монастыря, это так сам батюшка говорит. Однажды один послушник во сне принял горделивый помысел, дескать, я здесь все могу, и тут является ему Николай Чудотворец и говорит: «Не ты здесь хозяин, а я». А к отцу настоятелю можно обращаться и мысленно, когда его нет или ты на послушании, или в отъезде, ответ приходит в сердце. Так он и руководит монастырем. По послушанию. Знаете, проблема Церкви в том, что нам сейчас тяжело становиться на путь старческой традиции. «Оскуде преподобный», послушников мало, все стали горделивы, а через это попадают в рабство к своим помыслам, страстям, греху. Десять лет воцерковления России минуло, а устояли только те, кто стал на рельсы нелицемерного покаяния и послушания, всех остальных раскидало кого куда. Мы спасаемы маленькими подвигами самоотвержения. Бывает, хочешь сделать так, но помолившись Богу, обратишься к брату за советом, а он тебе совсем не то, что у тебя на сердце, говорит. Принимаешь волю Божию от брата, значит спасешься, нет — погибнешь. Миром ведь движут помыслы, но мы должны обуздывать свой ум. Если человек нелукаво ищет волю Божию, Господь обязательно даст вразумление, даст ответ. Как и через кого? На то Его Святая воля. И тогда душа без попечения может чисто молиться. Господь за намерения спасает людей, намерения наши целует, но дела наши свидетельствуют о том, что мы погибаем, потому что нет послушания. Многие ищут исцеления только тела, а не духа. Приезжают на вычеты (отчитка болящих и бесноватых у нас проводится каждый день по благословению старца) пять-шесть автобусов из Москвы, а батюшка к ним не выходит. А приезжают из Курска, на вычет опоздали, но все с тяпочками, чтобы монастырю помочь, батюшка радостный к ним выходит, каждого благословляет. Приехали на послушание. И Господь решает все их проблемы.
На послушании у древних стен Свято-Николаевского монастыря корчевали пни. Когда-то здесь была дубовая роща, прославленная исцелениями. Но с тех пор много воды в реке Волынке утекло. В советские годы здесь расстреливали людей. Из-под корня одного из пней выползла змея и зашипела, как шипели бесноватые на вычете.
— Не льстите себе, что она вас укусит, и вы сподобитесь умереть на послушании, да еще в Светлую седмицу, — грустно пошутила одна из послушниц. — Царство Божие нудится, батюшка любит это повторять.
Тихо подошел к послушникам Архимандрит Ипполит, посмотрел на пни, мягко улыбнулся, поднял с земли большую кость и спросил: «Человеческая?..».
Когда мне представился удивительный случай спросить отца Ипполита об очень важном, я задал такой вопрос: «Скажите, кто такие старцы?».
— Много званных, да мало избранных. А еще — не судите, да не судимы будете, — светло посмотрел он на меня и вновь улыбнулся.
— Батюшка, есть два типа пророчеств. По одним все должно скоро сгинуть, а по другим все непременно расцветет. Чему нам верить?
Он вздохнул.
— Все только начинается. Все только начинается…— был ответ.
Он далеко отбросил камень из-под ног. И зашагал своей неповторимой старческой походкой к Никольскому храму монастыря.
Евгений Муравлев, г. Курск
Фото Дмитрия Фомичева
Добавить комментарий