Старец нектарий оптинский

Содержание

Отцы Свято-Введенской Оптиной пустыни

Основание пустыни относится к концу XIV — началу XV века. В начале XVII века в обители стояла церковь Введения «деревянна в клеть» и был иеромонах Феодосии с братией. В 1689 году заложен был соборный каменный храм, в возведении которого оказывали помощь цари Иван V и Петр I и царевна Софья. В 1724 году обитель по бедности была упразднена, но в 1726 году восстановлена. В 1764 году, при введении штатов, оставлена заштатной. В 1773 году в Оптиной обитало всего два монаха. Лишь к концу XVIII века, с увеличением потока частных пожертвований, для Оптиной наступил поворот к лучшему. На полученные деньги удалось приобрести новые угодья, мельницу и построить каменные здания.

Духовный подъем старинной обители начался с 1821 года, когда на монастырской пасеке был устроен скит. В это время в монастыре было возрождено старчество — вид духовного наставничества, издревле практиковавшийся, но практически позабытый в поздние времена. Старец ведал всей духовной жизнью монастыря. К нему за словом утешения и за советом тянулись страждущие миряне от беднейших крестьян до знатных особ. «Столпом» оптинского старчества был преподобный Амвросий (1812—1891), канонизированный в 1988 году. Побеседовать со старцем приезжал в 1878 году Ф. М. Достоевский. Будучи центром старчества, монастырь привлекал к себе выдающихся деятелей России и оставил удивительный след в отечественной культуре. Туда приезжали историки Погодин, Вл. Соловьев и славянофил Шевырев, писатели Гоголь, Достоевский, Л. Н. Толстой, А. К. Толстой, братья Киреевские и Аксаковы, А. Жемчужников, Апухтин… Бывали в Оптиной и члены императорской фамилии.

В 1923 году храмы монастыря были официально закрыты, в самом монастыре устроена лесопилка, а в скиту — дом отдыха. В 1988 году Оптина пустынь возвращена Русской Православной Церкви.

Четырнадцать старцев Оптиной пустыни, причисленных к лику святых:

преподобный Лев,

преподобный Макарий,

преподобный Моисей,

преподобный Антоний,

преподобный Иларион,

преподобный Амвросий,

преподобный Анатолий-старший,

преподобный Исаакий Первый,

преподобный Иосиф,

преподобный Варсонофий,

преподобный Анатолий-младший,

преподобный Нектарий,

преподобный Никон-исповедник,

преподобный священномученик Исаакий Второй.

Пророчества Отцов Свято-Введенской Оптиной пустыни

В 1848 году над Иоанно-Предтеченским скитом Оптаной пустыни пронеслась буря. Вихрь посрывал крыши, поломал кресты. Старец Макарий сказал: «Это страшное знамение Божьего гнева на отступнический мир. В Европе бушуют политические страсти, а у нас — стихии… Началось с Европы, кончится нами». Вскоре во Франции произошла революция.

В 1866 году в знаменитую старческую обитель обратился граф А. П. Толстой. Он просил истолковать сон, приснившийся тверскому священнику Д. М. Константиновскому, сыну духовника Гоголя. Дмитрию Матвеевичу привиделась освещенная лампадой пещера, заполненная множеством духовенства, среди которого находился его покойный родитель отец Матвей и митрополит Филарет, тогда еще здравствовавший. Среди безмолвных молений прозвучали отчетливые слова: «Мы переживаем страшное время, доживаем седьмое лето». После этих слов Амитрий Матвеевич в волнении и страхе проснулся… Старец Амвросий Оптинский сказал, что освещенная лампадой пещера — современное состояние Церкви. По России распространяется новое язычество, где свет веры едва теплится. Живой и усопший молятся вместе — значит, в равной мере принадлежат к земной Воинствуюгцей и небесной Торжествующей Церкви. Видя бедственное состояние православной веры, светлые мужи умоляют Царицу Небесную: да прострет Свой Покров над страждущей Россией. «Доживаем седьмое лето» — эти слова могут означать время, близкое к Антихристу, когда верные чада Церкви будут скрываться в пещерах и только молитвы Божьей Матери возымеют власть спасать людей от преследований и смут.

За полвека до русской революции старец Амвросий уже знал о ней. «Как-то пришел ко мне отец Агапит, — вспоминает послушник Николай, будущий отец Никон (Беляев), — и говорит, что батюшка Амвросий, он сам от него слышал, говорил, что Антихрист не за горами…»

Однажды отец Варсонофий обмолвился иеромонаху Нектарию, что видел сон, будто к нему приходил Антихрист. Обещал рассказать поподробнее, но разговора не возобновил, а старец Нектарий не решился расспрашивать. Через несколько лет старец сам расскажет об этом своим духовным детям: «До страшных времен доживем мы, но благодать Божия покроет нас. Повсюду ненавидят христианство. Оно — ярмо для них, мешающее жить вольно, свободно творить грехи. Разлагается, тлеет, вырождатся новейшее поколение. Хотят без Бога жить. Ну что же! Плоды такой щезни очевидны… Антихрист явно идет в мир. И в первый раз пойдут его полчища на Русь православную, и во второй и захотят третьего «.

Однажды в самом начале XX века старец Варсонофий пророчествовал: «…отсюда из монастыря виднее сети диавола… А в последние времена храмы будут разрушены. На их местах будут устроены идольские капища и прочее. Монастыри будут в великом гонении и притеснении. Истинные христиане будут ютиться в маленьких церковках. Гонения и мучения первых христиан, возможно, повторятся… Все монастыри будут разрушены, имеющие власть христиане будут свергнуты. Это время не за горами, попомните это мое слово. Вы доживете до этих времен, тогда вы скажете: «Да, помню, все это говорил мне батюшка Варсонофий»».

Однажды в Оптиной за вечерней читали паремии. Вдруг у одного из священников смешалось в глазах: алтарь и все служащие как бы растворились, и взору предстали толпы людей, в смятении бегущие на восток . Явился ангел и произнес: «Все, что видишь, имеет свершиться вскоре».

Отец Нектарий пророчествовал о «холодной» войне: «Минует лет три десятка или более, и воздвигнем мы стены высокие, и будет слышен за этими стенами скрежет зубовный, и будет вражда тихая, но преопасная…»

Отец Нектарий как мог предупреждал духовных чад о том, что им предстоит претерпеть во времена революции. Те надеялись, что новая власть долго не продержится, но батюшка не разделял их надежд, даже благословлял обучать детей в советской школе. Отныне христианское воспитание они должны получать в семье, через пример отца и матери.

«Россия, если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то не будешь уже Россией или Русью святой, — предупреждал еще в 1905 году оптинский старец Макарий. — И если не будет покаяния у народа русского, конец мира близок. Бог отнимет благочестивого царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами».

В 1916 году cmapeii Анатолий (Потапов) беседовал с князем Н. Д. Жеваховым. «Нет греха больше, как противление воле Помазанника Божия, — сказал батюшка. — Береги Его, ибо Им держится Земля Русская и Вера Православная… Но… — Помедлив, все-таки докончил мысль: Судьба царя — судьба России, радоваться будет 11,арь — радоваться будет и Россия. Заплачет царь — заплачет и Россия… Как человек с отрезанной головою уже не человек, а смердящий труп, так и Россия без царя будет трупом смердящим».

«Коренные стихии жизни русской выражаются привычными словами: Православие, Самодержавие, Народность , — предупреждал старец Никон в 1915 году. — Вот что надобно сохранять! И когда изменятся сии начала, русский народ перестанет быть русским. Он потеряет тогда священное трехцветное знамя».

Когда «Удерживающий», то есть царь, будет отнят от общественной среды, тайна беззакония возьмет верх — так предупреждал апостол. Это стало явью в 1917 году. «И вот Государь теперь сам не свой, сколько унижений он терпит за свои ошибки, — сказал старец Нектарий. — 1918 год будет еще тяжелее. Государь и вся семья будут убиты, замучены… Если до 1922 года люди не покаются — погибнут».

Вскоре после революции оптинский летописец С. А. Нилус гостил в Киеве, где общался со старицей Ржищева монастыря. Ее послушница-отроковица 21 февраля 1917 года впала в транс, в котором оставалась 40 дней. В бреду девочка рассказывала свои видения, которые окружающие тщательно записывали. В частности, она говорила следующее: «И я слышала, как беседовали между собой мученики, радуясь, что наступает последнее время, и что число их умножится, и что церкви и монастыри скоро будут уничтожены, а живущие в монастырях будут изгнаны, что мучить будут не только духовенство и монашество, но и всех, кто не захотел принять печати и будет стоять за Имя Христово, за веру, за Церковь. Слышала я, как они говорили, что Царя уже не будет и земное время приближается к концу, слышала я, но не очень ясно, что если Господь не прибавит сроку, то конец всему земному будет в 22-м году». По бесконечному милосердию своему Господь прибавил срок…

«Пред престолом Божиим предстоит наш Государь в венце великомученика, — пророчествовал старец Нектарий за год до екатеринбургского злодеяния. — Ка, этот Государь будет великомученик. В последнее время он искупит свою жизнь, и если люди не обратятся к Богу, то не только Россия, вся Европа провалится».

В 20-х годах некая Нина Д. прямо сказала старцу Нектарию: «Все говорят, что признаки второго пришествия исполнились». — «Нет, не все, — ответил батюшка, — но, конечно, даже простому взору видно, что многое исполняется, а духовному открыто: раньше церковь была обширным кругом во весь горизонт, а теперь, видишь ли, как колечко, а в последние дни перед пришествием Христовым она вся сохранится в таком виде: один православный иерей и один православный мирянин. Я тебе не говорю, что церквей совсем не будет, может быть, они и будут, да, но православие-то сохранится только в таком виде. Ты обрати внимание на эти слова. Ты пойми. Ведь это во всем мире».

Преподобный Нектарий свидетельствовал в 1917 году: «Одна благочестивая девушка видела сон: сидит Иисус Христос на престоле, а около Него двенадцать апостолов и раздаются с земли ужасные муки и стоны. И апостол Петр спрашивает Христа: «Когда же, Господи, прекратятся эти муки?», и отвечает ему Иисус Христос: «Даю Я сроку до 22-го года; если люди не покаются, не образумятся, то все так погибнут»». Настал год 1922-й. Конец мира не настал. Вопрос — почему? Подлинный ответ, конечно, один. Это ответ Христа на вопрос апостолов: «Не в сие время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» Господь отвечает: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец поло¬жил в Своей власти» (Деян. 2, 6—7). Сказав это, Господь оставляет землю, дав ученикам повеление идти и проповедовать Евангелие всей твари даже до края земли. Мы знаем из Священного Писания случаи, когда Господь откладывал уже назначенные события. Так, гибель Ниневии, определенная проповедью Ионы через 40 дней, покаянием царя и горожан отложилась еще на 150 лет. По поводу того, что конец не наступил в 1922 году, в книге «Россия перед вторым Пришествием» приводится мнение о важном значении Земского Собора во Владивостоке в июле-августе 1922 года. На этом соборе приносилось покаяние от лица России за отступничество. В книге высказывается мнение, что этим было вымолено у Бога продолжение истории. В августе 1922 года Великий князь Кирилл Владимирович объявил себя «Блюстителем Русского Престола». Таковы ли причины промыслительных деяний Божиих или нет — едва ли нам дано знать.

А вот слова оптинского старца Исаакия Второго о наших временах: «Незадолго до воцарения Антихриста и закрытые храмы будут ремонтировать, оборудовать не только снаружи, но и внутри. Будут золотить купола как храмов, так и колоколен, а когда закончат главный, то наступит время воцарения Антихриста. Молитесь, чтобы Господь продлил нам это время для укрепления: страшное ожидает нас время. Ремонты храмов будут продолжаться до самого коронования Антихриста, и у нас благолепие будет небывалое».

Ему вторил старец Никон: «Видите, как все это коварно готовится? Все храмы будут в величайшем благолепии, как никогда, а ходить в те храмы нельзя будет, так как там не будет приноситься Бескровная Жертва Иисуса Христа. Поймите: церкви-то будут, но православному христианину нельзя будет их посещать, так как там будет все «сатанинское сборище» (Апокалипсис 2:9)! Еще раз повторяю, что ходить в те храмы нельзя будет: благодати в них не будет).»

Одному диакону батюшка Амвросий незадолго до своей смерти прямо сказал: «Ты доживешь до времени, когда будет Антихрист! Не бойся, а говори всем, что это — он, и не нужно бояться! Будет война, и, где она пройдет, там людей не будет! А перед тем Господь пошлет слабым людям небольшие болезни, и они умрут, а при Антихристе смерти уже не будет. Третья всемирная война будет уже не для покаяния, а для истребления. А самых сильных Господь оставит для встречи с ним».

Преподобный старец Никон часто говорил об Антихристе: «Придет время, когда будут биться-биться и начнется война всемирная. А в самый разгар скажут: давай изберем себе одного царя на всю вселенную. И изберут! Антихриста будут избирать как всемирного царя и главного «миротворца» на земле. Надо внимательно слушать, нужно быть осторожным! Как только будут голосовать за одного во всем мире, знайте, что это уже он самый и что голосовать нельзя».

А вот слова преподобного старца оптинского Варсонофия: «Русские люди будут каяться в смертных грехах: что попустили жидовскому нечестию в России, не защитили Помазанника Божия Царя, церкви православные и монастыри и все русское святое, презрели благочестие и возлюбили бесовское нечестие. Но будет духовный взрыв! И Россия вместе со всеми славянскими народами и землями составит могучее Царство. Окормлять его будет Царь православный Божий Помазанник. Благодаря ему в России исчезнут все расколы и ереси. Гонения на Православную церковь не будет. Господь Святую Русь помилует за то, что в ней уже было страшное предантихристово время. Русского православного Царя-Самодержца будет бояться даже сам Антихрист. А другие все страны, кроме России и славянских земель, будут под властью Антихриста и испытают все ужасы и муки, написанные в Священном Писании. В России же будет процветание веры и ликование, но только на малое время, ибо придет Страшный Судия судить живых и мертвых».

И еще одно пророчество старца Варсонофия: «Блажен и преблажен человек, который не пожелает и посему не будет видеть богомерзкого лица Антихриста. Кто будет видеть его и слышать богохульную речь его с обещанием всех земных благ, те прельстятся и пойдут ему навстречу с поклонением. И вместе с ним они погибнут для вечной жизни, будут гореть в вечном Огне! На святом месте будет стоять мерзость запустения и показывать скверных обольстителей мира, которые будут обманывать людей, отступивших от Бога, и творить ложные чудеса. И после них явится Антихрист! Весь мир его увидит одноразово». На вопрос «Где на святом месте, в церкви?» преподобный Варсонофий сказал: «Не в церкви, а у нас дома! Раньше в углу стоял стол со святыми иконами, а тогда будут стоять обольстительные прилады для прельщения людей. Многие отступившие от Истины скажут: нам нужно смотреть и слушать новости. Вот в новостях и явится Антихрист, и они примут его».

Оптинский старец Нектарий говорил: «Наши самые страшные скорби подобны укусам насекомых по сравнению со скорбями будущего века».

«Будет шторм. Прусский корабль будет разбит — так описывал будущее России оптинский старец Анатолий. — Но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. И все же не все погибнут. Надо молиться, надо всем каяться и молиться горячо. И что после шторма бывает? После шторма бывает штиль. Но уж корабля того нет, разбит, погибло все!»

«Не так, — говорил далее батюшка, — явлено будет великое чудо Божие, да.. И все щепки и обломки волею Божией и силой Его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным. Так это и будет явное всем чудо». Это пророчество было произнесено в феврале 1917 года, когда нестроения только начинались, царь еще не отрекся от престола и Богоматерь Державная еще не явилась в селе Коломенском в знак того, что отныне Сама принимает на Себя водительство над Россией…

В новогодней речи на 1918 год отец Никон сказал: «Наши строители желают сотворить себе имя, своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир и даже народы гораздо более нас культурные. И эту высокомерную затею их постигнет та же участь, что и замысел вавилонян: вместо блага приносится горькое разочарование. Желая сделать нас богатыми и ни в чем не имеющими нужды, они на самом деле превращают нас в несчастных, жалких, нищих и нагих». Это не только итог первых революционных месяцев, но и пророчество, характеризующее конец столетия, поразительно созвучное всем переживаемым сегодня катаклизмам…

«И все-таки это еще не конец! Россия будет спасена, — через год после Октябрьской революции возгласил старец Исаакий Второй. — Много страдания, много мучения. Вся Россия сделается тюрьмой, и надо много умолять Господа о прощении. Каяться в грехах и бояться творить и малейший грех, а стараться творить добро, хотя бы самое малое. Ведь и крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные. И когда малейм шее на чаше добра перевесит, тогда явит Бог милость Свою над Россией…»

«Если в России сохранится хоть немного верных православных, Бог ее помилует, — предсказал в начале 20-х годов батюшка Нектарий, оставшийся после смерти отца Анатолия-младшего единственным старцем Оптиной пустыни. И с улыбкой прибавил: — А у нас такие праведники есть».

И еще старец говорил: «В последние времена мир будет опоясан железом и бумагой».

В 1919 году старец Анатолий предсказывал то, что мало-помалу сбывается сегодня на наших глазах: «Недействующие храмы будут ремонтировать, оборудовать не только снаружи, но и внутри. Купола будут золотить как храмов, так и колоколен. Ремонты храмов будут продолжаться до самого пришествия супостата — благолепие будет небывалое. А когда закончат все, наступит время, когда воцарится Антихрист. Молитесь, чтобы Господь продолжил нам еще это время для укрепления, потому что страшное ожидает нас время. В это последнее время будут истинные христиане ссылаться, а старые и немощные пусть хоть за колеса хватаются и бегут за ними. Из вас, чада мои, до него многие доживут…»

В качестве признака этого времени старец Анатолий указывает на возможность свободного въезда в Иерусалим и выезда из него (своих духовных детей совершать такое паломничество он не благословлял), а также на появление массовых ложных знамений. Земля перестанет родить, расступится и даст щели. Начнут сохнуть озера, в них не станет воды.

За два месяца до начала первой мировой войны Оптину пустынь посетила великая княгиня Елизавета Федоровна. На следующий день ее высочество выехала в Шамордино. Вернувшись к вечеру, под предлогом усталости затворилась в келье. Через некоторое время великая княгиня одна, без провожатых, быстрым шагом прошла через старческий бор. Старец Нектарий молча открыл перед ней дверь хибарки. Они долго беседовали наедине. О чем они говорили, осталось тайной… Настал час расставания. Окруженная оптинскими отцами Елизавета Федоровна медленно шла к парому. Переправившись на другой берег Жиздры, она оглянулась и перекрести¬ла всех широким крестом. Монахи, как один, отвесили ей земной поклон. Все предчувствовали, что им придется претерпеть вскоре…

«Россия погибла, но Святая Русь жива», — скажет великая княгиня осенью 1917 года и, когда ей предложат выехать за границу, останется разделить с этой землей все, что назначено претерпеть от Господа.

Встреча со старцем Нектарием оказалась не случайной. Через несколько десятилетий, в 1981 году, когда Россия пройдет свой крестный путь, оба они будут прославлены русским зарубежьем: великая княгиня как Страстотерпица, а старец Нектарий — в Соборе Преподобных отцов оптинских. Основанием к канонизации новомучеников и исповедников российских послужат благоуханные мощи той, что втайне от всех приходила к крыльцу оптинского старца принять от него благословение и до последнего дыхания возносила молитвы о нем…

«На земле вытянут бездну, — предсказывал старец Варсонофий, — и «сирки» (бесы) все повылазят и будут в людях, которые не будут ни креститься, ни молиться, а только убивать людей, а убийство — первородный грех. Интересно побольше прельстить людей этим грехом. И все же наступит час, когда мы вспомним годину сию, которая сегодня кажется такой невыносимой, а между тем чрезвычайно благоприятна для спасения, ибо содержит в себе реальную возможность Покаяния и Поступка».

Вот что ответил оптинский старец Нектарий монахине Нектарии, спросившей в 1924 году батюшку «о кончине мира»: «…людям не полезно знать время второго пришествия. «Бдите и молитесь», — сказал Спаситель, значит, не надо предугадывать событий, а в свое время верным будет все открыто».

Эти слова наводят на размышления… В православной стране пророчества пользующихся безусловным авторитетом старцев, будь они широко обнародованы, могли быть использованы разрушителями государства в своих политических манипуляциях. Каким образом? Возьмите хотя бы заявление по телевидению 20 июня 1991 года сторонника Б. Н. Ельцина о том, что день выборов Президента РСФСР — 12 июня — был определен исходя из прорицаний ставшего за последние годы модным Нострадамуса.

«Сердце обливается кровию при рассуждении о нашем любезном отечестве, России, нашей матушке, куда она мчится, чего ищет? Чего ожидает? — писал в 1918 году старец Анатолий-младший. — Просвещение возвышается, но мнимое; оно обманывает себя в своей надежде; юное поколение питается не млеком учения Святой нашей Православной Церкви, а каким-то иноземным мутным, ядовитым заражается духом; и долго ли это продолжится? Конечно, в судьбах Промысла Божия написано то, чему должно быть, но от нас сокрыто по неизреченной Его премудрости. А кажется, настает то время, по предречению отеческому: «Спасающий да спасет свою душу!»».

Ему вторит старец Нектарий: «Нам надобно, оставя европейские обычаи, возлюбить Святую Русь и каяться о прошедшем увлечении во оные, быть твердым в Православной вере, молиться Богу, приносить покаяние о прошедшем».

Того же мнения придерживался и преподобный Никон: «Благодетельная Европа научила нас внешним художествам и наукам, а внутреннюю доброту отнимает и колеблет Православную веру; деньги к себе притягивает».

В 1918 году старец Анатолий-младший сказал:

«1. Бог отнимет всех вождей, чтобы только на Него взирали русские люди.

2. Все бросят Россию, откажутся от нее другие державы, предоставив ее себе самой, — это чтобы на помощь Господню уповали русские люди.

3. Услышите, что в других странах начнутся беспорядки и подобное тому, что и в России, и о войне услышите, и будут войны, — вот уже время близко».

А дальше старец сказал, что «Крест Христов засияет над всеми мирами, потому что возвеличится наша Родина и будет как маяк во тьме для всех. Какой-то необычный взрыв будет, и явится чудо Божие. И будет жизнь совсем другая на земле, но не на очень долго».

Слова старца Нектария: «Запасы не спасут, потому что голод начнется не сразу. С каждым годом будет становиться все труднее, урожаи будут падать, все меньше земли станут обрабатывать. Беем нужно постараться быть поближе к земле. В больших городах жизнь будет очень трудная. Голод такой настанет, что люди будут лезть в дома, чтобы найти съестное. Будут бить стекла окон, разбивать двери, убивать людей за еду. Оружие будет у многих в руках, и жизнь человеческая ничего не будет стоить».

Преподобный Никон: «В пришествие Антихриста наступит голод такой, что злаков не будет. Надо будет заготавливать липовый лист, крапиву и другие травы, сушить, а потом заваривать — этого отвара будет достаточно для питания»

Старцы пророчествовали, что к концу времен на месте Санкт-Петербурга будет море. Москва же частично провалится, там множество пустот под землей. Когда же их спрашивали об Оптиной пустыни, старцы говорили:

— Ничего не останется от пустыни. Одна хатка, останется и еще одна. Будет война, разрушения, но хатка останется. Я не увижу этого, а вы увидите. Вон дорога та останется и одна хатка, и ничего возле нее нет. Когда будет война, все разрушат.

Наступит время, когда китайцы на нас нападут, и очень трудно будет всем.

Одному из своих духовных детей отец Никон дал такую молитву: «Господи, да будет воля Твоя во мне грешном на всех путях жизни, помози остаться верным Тебе до конца. Пресвятая Богородица, спаси мя грешнаго. Святый апостоле Иоанне Богослове, буди наставником моим, буди предстателем и молитвенником моим пред Господом и Пречистой Его Матерью. Аминь».

Отец Нектарий сидел на полу и играл в куклы — необыкновенная история одного из последних оптинских старцев

Сгорбленный, сухонький монах в залатанном подряснике шарил по углам тесной кельи, светил фонариком, заглядывая то в шкаф, то под кровать, хмурился… Братья наблюдали за духовным наставником и недоумевали: что такое ценное потерял отец Нектарий в своей комнатке? Шло второе десятилетие ХХ века. До закрытия Оптиной пустыни оставалось всего несколько лет.

В феврале 1918-го отряд красноармейцев прибыл в монастырь. Представители новой власти славно похозяйничали в обители и в скиту — именно с такими вот электрическими фонариками они обыскивали монашеские кельи, обшаривали все углы, бесцеремонно выбрасывали вещи из шкафов, переворачивали кровати, а потом подробно описывали всё монастырское имущество…

…Именно с такими вот электрическими фонариками
они обыскивали монашеские кельи
Фото Erik Norwich

Последние шесть лет существования одного из самых знаменитых монастырей России, Оптиной пустыни, пришлись на годы смутные, сумбурные. Подготовка к войне, а потом и сама война. Как грибы возникают новые партии. Революционеры-агитаторы выступают на заводах, фабриках, на фронтах. В деревнях — крестьянские волнения и бунты, в среде интеллигенции — брожение умов. Поэты и художники, писатели и философы, аристократия, армия и студенчество — сумятица везде. Потом отречение государя, одна за другой революции…

Именно в эти годы, начиная с 1912-го, духовным наставником братии в Оптиной был старец Нектарий. Умнейший и образованнейший человек своего времени, он не просто осознавал происходящее, но, предчувствуя грядущую катастрофу, предупреждал окружающих о будущем, причем зачастую делал это средствами, которые человеку стороннему могли бы показаться абсурдными. Но видимо, эпоха абсурда требовала именно такого языка.

Старец Нектарий
Фото optina.ru

КУКОЛКИ ДЛЯ ВЛАДЫКИ

Внешне отец Нектарий производил довольно странное впечатление: в молодости, говорят, был красавцем, а под старость — бородка клинышком, ноги распухшие, как брёвна, от постоянного стояния на молитвах, лицо без возраста — в одну секунду старческое, в другую — по-юношески живое и выразительное. Поведение старца было ещё более непонятным —- удивляло даже тех, кто его знал давно, а несведущих порой просто пугало.

…Сейчас монах разложил перед собой кукол. Взял одну. Забормотал что-то сердито, Феофан едва разобрал слова: «В тюрьму тебя! В камеру! Так-то вот!»
Фото VirtualWolf

Старец юродствовал. Наденет поверх подрясника цветную вязанную кофту — несуразную, не по размеру — и расхаживает по скиту. А то вовсе халатик на голое тело накинет, красный бант — на грудь и красуется, смущает братию. На трапезе шалит: сольёт кислое, сладкое, солёное в одну миску, и ест-нахваливает! Завёл себе даже граммофон, хотел в скиту крутить пластинки, но скитское начальство узнало — не позволило. Натащил в келию всякого хлама — камешков, стёклышек, глины, сложил в шкафчик и стал всем хвастаться: «Глядите, какой музей у меня!»

В 1910-х годах в Оптину приехал епископ Калужский Феофан. Высокий гость заходил в келию старца Нектария с откровенным недоверием. В святость нового ясновидца, о которой владыке неоднократно докладывали, Феофан не верил. И в своих предположениях не обманулся: когда он заглянул в келию, Нектарий там… играл в игрушки! На митрополита даже головы не поднял, будто и нет его. Детскими безделушками была заполнена вся келия Нектария — самолётики, автомобильчики, паровозики, пароходики… Сейчас монах разложил перед собой кукол. Взял одну. Забормотал что-то сердито, Феофан едва разобрал слова: «В тюрьму тебя! В камеру! Так-то вот!» Взял другую: «И тебя накажу! Плохая!» Третью вообще колотить принялся: «Эдак тебе, будешь знать!..»

Можно представить, о чём думал владыка, покидая келию старца. Уж какая там святость! Старческая немощь, и ничего боле. Видимо, повредился умом Нектарий…

Прошли годы. После революции семнадцатого года смысл странных поступков Нектария начал открываться людям. Монастырь превратили в музей («Глядите, какой музей у меня!»). Студенты, курсистки и служащие, по нищете Гражданской войны, стали ходить на работу босыми, надевали пальто поверх рваного белья, но на груди у каждого красовался красный бант (точь-в-точь как старец). А что же стало с владыкой Феофаном, который так изумлялся куклам Нектария? Он попал в ссылку. Жил в доме жестокого хозяина по фамилии Плохин, очень страдал от его бесчеловечного обращения. В 1937 году Феофана арестовали. В спецкорпусе Нижегородской тюрьмы владыку жестоко пытали — били, посадили в подвальную камеру, которую заливали водой. Тогда-то Феофан вспомнил Оптинского юродивого: «Грешен я перед Богом и перед старцем: всё, что говорил, это было про меня, а я думал, что он ненормальный…» В октябре 1937 года митрополита Феофана расстреляли.

Да, слова и поступки отца Нектария действительно могли казаться людям непонятными и вызывающими. Но отец Нектарий не самовольничал — на своё юродство он получил благословение старцев. Под юродством преподобный смиренно скрывал свои духовные дары — умение советом помогать людям выходить из конкретных и очень сложных жизненных ситуаций и предупреждать их о грядущих испытаниях…

«НИКОЛКА ПРОСПИТСЯ — ВСЕМ ПРИГОДИТСЯ!»

Последний оптинский старец, преподобный Нектарий стал таковым, в общем, случайно. Никаких предпосылок, кроме Божьего Промысла, к тому не было. Происхождение у будущего иеромонаха было самое что ни на есть рабоче-крестьянское, образование — начальное…

Николай Тихонов родился в провинциальном Ельце в 1857 или 1858 году. Родители мальчика любили, но растили в строгости. Учиться определили в сельскую школу. Отец, рабочий на мельнице, умер, когда Коле было семь лет. Мать пережила мужа на четыре года, успела устроить сына в купеческую лавку. В одиннадцать лет Коля Тихонов, красивый, кудрявый, тихий мальчик, остался сиротой. До восемнадцати лет работал младшим приказчиком. Много читал, всё свободное время проводил в храме.

Елец. Вид города в XIX веке

У старшего приказчика была красавица-дочка. Молодые друг другу глянулись. Отец девушки уже готовил свадьбу, купец Хамов был не против, только посоветовал получить благословение у столетней мудрой схимницы Феоктисты, духовной дочери святителя Тихона Задонского. К ней в Ельце все ходили за советом.

Старица сама благословения не дала — отослала Николая в Оптину пустынь, к старцу Илариону, тем самым определив его судьбу. Хозяин отпустил юношу неохотно, не дал в дорогу ни копейки. Так и пришёл восемнадцатилетний жених в монастырь с одним Евангелием. Не знал ни Илариона, никого другого в обители. А народу в Оптиной в ту пору собиралось много — к известному на всю Россию старцу Амвросию приходили толпы людей.

Николая поразила красота обители и её окрестностей — всюду цветы, зелёные луга, корабельные леса… Жиздра извивается, на солнце блестит. Белоснежные монастырские стены с башнями и флюгерами-ангелами…

Вид Оптиной пустыни в XIX веке

Встречные отцы-монахи отсылали его один к другому. Наконец, юношу принял у себя сам старец Амвросий. Высокопоставленные, знатные паломники порой дожидались приёма у преподобного неделями, но нищего необразованного сироту святой, по каким-то своим резонам, позвал сразу. Два часа проговорили и… не вернулся юноша к невесте, навсегда остался в скиту.

ОТЦЫ-НАСТАВНИКИ

Два великих старца взяли юношу под крыло: духовным отцом его стал преподобный Анатолий (Зерцалов), а главным советчиком — сам Амвросий Оптинский! Они-то и сформировали из малообразованного сироты исполина духа, которому через много лет читал свои рукописи философ Константин Леонтьев и к которому обращался за советом сам святой Патриарх Тихон.

А начиналась «монастырская карьера» молодого человека очень скромно. Шёл 1876 год. Первым послушанием Николаю Тихонову назначили уход за теми самыми монастырскими цветами, которые так ему понравились. Потом Николай стал пономарём. Очень старался, недосыпал, опаздывал в церковь, пугал монахов красными опухшими глазами. Жаловались на него старцу Амвросию. А тот лишь улыбался да приговаривал: «Подождите, Николка проспится, всем пригодится».

…Первым послушанием Николаю Тихонову назначили уход за теми самыми монастырскими цветами, которые так ему понравились.
Фото las – initially

Многоопытные старцы «в глаза» молодого испытывали, смиряли. «Бывало, приду я к батюшке о. Амвросию, а тот мне: “Ты чего без дела ходишь? Сидел бы в своей келлии, да молился!” Больно мне станет, но я не ропщу, а иду к духовному отцу своему батюшке Анатолию. А тот грозно встречает меня: “Ты чего без дела шатаешься? Празднословить пришел?” Так и уйду я в келлию. А там у меня большой, во весь рост, образ Спасителя; бывало, упаду я перед Ним и всю ночь плачу: “Господи, какой же я великий грешник, если и старцы меня не принимают!”»

На самом же деле преподобные очень любили Нектария, и тот отвечал им взаимностью. О старце Анатолии Николай вспоминал: «Я к нему двадцать лет относился и был самым последним сыном и учеником, о чем и сейчас плачу». А о старце Амвросии писал так: «…я обращался (к нему) лишь в редких и исключительных случаях. При всем этом я питал к нему великую любовь и веру. Бывало, придешь к нему, и он после нескольких слов моих обнаружит всю мою сердечную глубину, разрешит все недоумения, умиротворит и утешит. Попечительность и любовь ко мне, недостойному, со стороны старца нередко изумляли меня, ибо я сознавал, что их недостоин».

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ЧТЕНИЯ

В 1887 году тридцатилетний ученик был пострижен в мантию с именем Нектарий. «Целый год после этого я словно крылышки за плечами чувствовал». Через семь лет он был посвящён в иеродиакона, ещё через четыре года — рукоположен Калужским архиереем в иеромонаха.

Нектарий среди братьев слыл строгим, но в первую очередь строг он был к самому себе. Уже не имея над собой бдительных наставников, продолжал смирять себя во всём. Шутка ли — на двадцать лет человек ушел в затвор! Заклеил окна своей кельи синей бумагой, обложился книгами и стал получать образование. Сам. Читал и молился, молился и читал. Из кельи выходил только в храм.

…»Я к научности приникаю», — любил говорить преподобный.
Фото las – initially

Книг у Нектария было много — заказывал сам, привозили и дарили приезжающие… Конечно, это были не только богословские и святоотеческие издания. Математика и живопись, литература русская и иностранная, география и история, французский и латынь — всё интересовало затворника. Сам батюшка к людям не выходил, но к нему приходили сотни людей. Среди посетителей были и учёные, и художники, и философы. Иеромонах тесно общался с писателем, публицистом, врачом, дипломатом Константином Леонтьевым, а живописи Нектария учил Александр Болотов — художник, друг Васнецова и Репина, основавший в обители иконописную мастерскую. «Я к научности приникаю», — любил говорить преподобный.

Результатами размышлений батюшка щедро делился со всеми, соединяя порой в своих рассуждениях научные термины и богословие: «Жизнь определяется в трех смыслах: мера, время, вес. Самое доброе, прекрасное дело, если оно выше меры, не будет иметь смысла. Ты приникаешь к математике, тебе дано чувство меры. Помни эти три смысла. Ими определяется вся жизнь».

По многочисленным игрушкам, которые дарили Нектарию дети, присылали и привозили знакомые, — музыкальным шкатулкам, машинкам и самолётикам — святой составлял себе представление о современной технике, по книжным новинкам — о литературе, о системе образования…

Книги свои Нектарий с радостью давал читать. Но не просто так. В «хибарке» прежних старцев, где преподобный позже и сам принимал посетителей, стоял стол. Бывало, зайдёт человек в хибарку, а старца нет. Зато на столе лежит открытая книга. Человек в неё заглядывает, а на странице — ответ на вопрос, с которым он явился к Нектарию. Когда у старца спрашивали, как это получается, тот только посмеивался: «Не я отвечаю, сама келия за меня говорит».

После долгой беседы с батюшкой люди, поражённые его начитанностью и познаниями, спрашивали у монахов: «Какой же университет окончил отец Нектарий?» — «Да никакой! Приходская школа, вот и все университеты…» А старец уточнял: «Вся наша образованность от Писания».

Но при всей своей образованности отец Нектарий очень не любил празднословия. Впрямую об этом человеку не говорил, а начнёт гость пришлый жаловаться ему на свои беды-горести, старец слушает-слушает, потом протянет ему игрушку, птичку-свисток: «Подуй!» Тот ничего не понимает, дует. Птичка свистит. К чему? К тому, что горести-то у человека пустые, пришёл только «свистеть» и от дел отвлекать. Или попросит прихожанин совета, как из непростой жизненной ситуации выйти, а батюшка сам ни слова не скажет — протянет гостю детскую книжицу, ищи, мол, в ней ответа, и уйдёт.

НЕ СПЕЛ, НЕ УЕХАЛ, НЕ УШЁЛ

Владыка Макарий, посвящая Нектария в иеромонахи, дал ему наставление, которое инок запомнил на всю жизнь: «Нектарий! Когда ты будешь скорбен и уныл и когда найдет на тебя искушение тяжкое, то ты только одно тверди: “Господи, пощади, спаси и помилуй раба Твоего иеромонаха Нектария”». Видимо, сказанное пошло впрок — от великих искушений монах уходил не раз.

…По совпадению, тогда в Оптину пришло требование: нужен был иеромонах ни много ни мало для кругосветного путешествия!
Фото Thomas Hawk

Обладая великолепным голосом и идеальным слухом, в первые годы жизни в скиту молодой Николай Тихонов пел на правом клиросе. Раз в году в скит приходил регент из монастыря, слушал монахов и отбирал лучших для хора Оптиной пустыни. К очередному приезду регента братья разучивали «Разбойника благоразумного». Нектарий очень этому радовался и ждал выступления, но когда понял, что после отбора ему «светит» удаление из скита и перевод в монастырь, стал специально фальшивить перед регентом, перевирая «Разбойника» так, что нерадивого певца спешно удалили подальше на левый клирос. О его переводе речи уже не шло.

В другой раз, уже будучи иеромонахом в затворе, Нектарий «замыслил побег». За годы затворничества он начитался удивительных рассказов о разных странах и чудесах света и знал столько, сколько знает не всякий географ и этнограф. Не удивительно, что в какой-то момент у Нектария возникла мысль самому наконец отправиться в странствия и увидеть красоту мира воочию. По совпадению, тогда в Оптину пришло требование: нужен был иеромонах ни много ни мало для кругосветного путешествия! Исполняющий обязанности архимандрита монастыря обратился прежде других к Нектарию. Радости инока не было предела! Уже почти собравшись в путь, Нектарий отправился за благословением к старцу Иосифу, но тот… не благословил. Иеромонах вспомнил наставления учителей, смиренно повторил про себя: «Господи, пощади, спаси и помилуй раба Твоего иеромонаха Нектария!» — и остался в обители.

Было и третье искушение. К тому времени преподобному Нектарию было уже под семьдесят и был он уже избран старцем и духовным отцом всей Оптиной. Предчувствуя, какие беды грозят и монастырю, и братии, и всей России, Нектарий решил оставить своё послушание, бросить старчество и уйти из обители странником. «Только здесь я уже сам понял, что это искушение, поборол себя и остался».

«НУ КАКОЙ Я СТАРЕЦ?..»

Старчество было для Нектария послушанием, к которому он никогда не стремился, наоборот, вначале всячески от него уклонялся. В 1912 году встал вопрос о новом духовном наставнике Оптиной. Сначала на соборе братии стать старцем предложили архимандриту Агапиту. Тот отказался категорически, предложив взамен кандидатуру одного из своих учеников — Нектария. Батюшки на собрании не было. За ним послали, а он отмахивается: «Они там и без меня выберут, кого надо…» — «Отец архимандрит послал меня за вами и просит прийти!» Услышав такое, Нектарий без промедления надел рясу, одну ногу сунул в туфлю, другую — в валенок, и в таком шутовском виде поспешил на собрание.

«Ну какой я старец. Как могу я быть наследником прежних старцев? Я слаб и немощен. У них благодать была целыми караваями, а у меня ломтик».

Как отреагировали на странный вид монаха отцы, неизвестно. Но диалог состоялся примерно такой. «Батюшка, вас избрали духовником нашей обители и старцем!» — «Нет, отцы и братие! Я скудоумен и такой тяготы понести не могу…» Тогда поднялся архимандрит и сказал властно: «Отец Нектарий, приими послушание!» Смирение и послушание Нектарий считал главными добродетелями, поэтому, конечно, тут же согласился. Хотя проплакал потом три дня.

Через много лет в ссылке Нектарий вспоминал в беседах со своей духовной дочерью, поэтессой Надеждой Павлович: «Я уже тогда, когда избирали меня, предвидел и разгром Оптиной, и тюрьму, и высылку, и все мои теперешние страдания — и не хотел брать этого всего…» А в родной обители всё повторял, смущаясь и уклоняясь от славы и внимания прихожан: «Ну какой я старец. Как могу я быть наследником прежних старцев? Я слаб и немощен. У них благодать была целыми караваями, а у меня ломтик».

«СТАНЬ ЗДЕСЬ И МОЛИСЬ!»

Речь старца была ясной и прозрачной. Он любил приводить примеры, понятные любому человеку: и простому рабочему, и начитанному интеллигенту. Вот пришлось ему в молодые годы поработать младшим приказчиком в лавке, так Нектарий и свой жизненный опыт к рассуждениям о молитве приложил:

«Надо продолжать молиться и не унывать. Молитва — это капитал. Чем дольше лежит, тем больше процентов приносит. Господь посылает Свою милость тогда, когда Ему это благоугодно, когда нам полезно её принять…»

Преподобный Нектарий был требователен, иногда ироничен с духовными лицами и с интеллигенцией, но необыкновенно добр и доступен с простыми людьми. Давал деньги просто, но всегда подробно расспрашивал, на что — на обувь ли, на корову, на лошадь, объясняя, что милостыню нужно подавать с рассуждением, а то можно человеку и повредить.

Старец Нектарий с духовными чадами
Рисунок optina.ru

Особым вниманием батюшка окружал тех своих духовных детей, кто возмущался против него, протестовал, гневался на него. Сильно грешных прихожан опекал, был с ними ласков, называл «овечка моя», «чадо моё», и люди смирялись, успокаивались от его любви и искренности. «Чадо мое! Мы любим той любовью, которая никогда не изменяется. Ваша любовь — любовь однодневка, наша и сегодня и через тысячу лет все та же».

НЕРАСКРЫТЫЕ ПИСЬМА, НЕНАСТНОЕ НЕБО, НЕПОДЪЁМНЫЙ КУВШИН…

Об удивительных дарах старца свидетельствовали многие его современники. Рассказывали, как читал он запечатанные письма: не раскрывая конвертов, откладывал одни в одну сторону: «Сюда надо ответ дать!», другие — в другую: «А эти письма благодарственные, можно без ответа оставить». Одни письма благословлял, другие отдавал помощникам: «Прочти вслух, это будет полезно!» Всё — не зная содержимого! При этом никаких похвал и удивлённых восторгов не принимал: «Вот, называют меня старцем. Какой я старец! Когда буду получать каждый день больше ста писем, как отец Варсонофий, тогда и можно называть старцем, имеющего столько духовных детей…»

Матушки Алексия и Ксения думали посвятить жизнь Господу. И вдруг старец объявляет Алексии: «Вот уедешь в Святую Землю, и у тебя будет много детей».
Фото Zamil Ul Hasan

Как-то в Оптину приехали супруги, знакомые преподобного Нектария. Жена, потрясённая красотой места, написала здесь же пейзаж — берег реки, закат, небо ясное, безоблачное… Оставила рисунок на открытом балконе, отправилась с мужем на прогулку. Дорогой супруги серьёзно повздорили. Возвращаются домой, а пейзаж… изменился! Небо на нём уже закрыто тёмными тучами, сверкают молнии… Краски свежие. Чья работа? Отца Нектария. Талантливый живописец, он почувствовал неладное, заглянул к супругам и в своём стиле подал им сигнал: над семейными узами нависла гроза! На супругов это произвело такое впечатление, что они тут же забыли о ссоре и помирились.

Старец Варсонофий однажды проходил мимо крыльца Нектария и услышал: «Жить тебе осталось ровно двадцать лет». «Шуткой» сказанные первого апреля слова роковым образом сбылись: ровно через двадцать лет, день в день — 1 апреля — преподобный Варсонофий скончался.

Матушки Алексия и Ксения думали посвятить жизнь Господу. И вдруг старец объявляет Алексии: «Вот уедешь в Святую Землю, и у тебя будет много детей». Матушки в ужасе: как такое возможно?! Однако в 1933 году они действительно оказываются на Святой Земле и, по благословению митрополита Анастасия, начинают брать на воспитание арабских детей, послушниц. А позже, после переезда в Чили, организуют приют Иоанна Кронштадтского и школу для 89 ребятишек.

И подобных историй, рассказанных их непосредственными свидетелями, сохранилось еще очень и очень много…

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ

В марте 1923 года, в Вербное воскресение, Оптину пустынь закрыли. Батюшку Нектария, больного, едва державшегося на ногах старика, арестовали. Содержали в крошечной комнате, перегороженной не до самого верха. За перегородкой его конвоиры дымили папиросами как паровозы. Преподобный кашлял и задыхался. Через пять дней его отвезли в Козельскую тюрьму. Там у старца совсем разболелись глаза — перевели в больницу, но поставили у дверей часовых.

После высылки из Калужской области Нектарий поселился на Брянщине, в селе Холмищи у родственника своего духовного сына. Хозяину дома, приютившего святого, чекисты угрожали: «Вышлем тебя на Камчатку!» Выслать не выслали, но обложили непомерным налогом.

Последняя фотография старца Нектария
Фото optina.ru

Духовные чада не забыли своего отца и в дикой глухомани. Сюда, куда весной через разлившиеся реки невозможно было переправиться никому, куда не могли пробраться лошади и приходилось идти в обход пешком семьдесят пять вёрст по плохой дороге через леса, где выли волки, — вот в эти самые глухие Холмищи потянулись люди. Сотни людей со всей России. Святой молился за их благополучную дорогу, и волки действительно не трогали путников.

Нектарий не держал зла на своих обидчиков. Ведь ещё в революционном семнадцатом он предрёк: «Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом будет богата, и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов».

Старец Нектарий поддерживал духовную связь с Патриархом Тихоном. Личных встреч не было, не было и переписки, но многие вопросы Патриарх решал, согласуясь с мнением преподобного через своих доверенных лиц, общавшихся с батюшкой.

В конце двадцатых годов здоровье старца сильно ухудшилось. Он долго болел. 29 апреля 1928 года отец Нектарий тихо скончался на руках своего духовного сына, отца Адриана Рымаренко.

Могила старца Нектария
Фото optina.ru

Перед смертью, которую Нектарий предчувствовал, он простился с близкими, благословил их и просил похоронить его на местном кладбище. Ни в Козельске, ни в Холмищах возле Покровской церкви лежать не хотел: «Там будет хуже свиного пастбища!» И действительно, Покровский храм потом разрушили, а на соборной площади устроили ярмарку и танцплощадку. А старец же мирно упокоился на небольшом сельском кладбище в трёх верстах от Холмищ.

Однако покой его длился недолго. Через семь лет местные хулиганы, надеясь поживиться, разрыли могилу преподобного. Ценностей не нашли, но гроб открыли, прислонили к дереву, сорвали с лица покрывало. И в ужасе разбежались! Старец стоял нетленный — восковая кожа, мягкие руки… Утром деревенские мальчишки гнали лошадей из ночного. Заметили гроб и поскакали к селу с криками: «Монах встал!» Колхозники побежали на кладбище, увидели нетленного старца, прикрыли лицо белой косынкой, зарыли гроб с пением «Святый Боже».

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ОПТИНУ

В 1989 году, 16 июля, состоялось обретение мощей преподобного Нектария и перенесение их в возрожденную Оптину пустынь. В 1996 году преподобный Нектарий был причислен к лику местночтимых святых Оптиной пустыни, а в августе 2000 года Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания.

Встреча мощей преподобного Нектария в Оптиной пустыни
optina.ruИкона святого

Что предсказывают России старцы: пророчества о последних временах

Каждый сознательный человек хоть раз в жизни, но задумывался, что же ждет его страну впереди. Как мы будем жить, с кем сотрудничать и не будет ли войны. Какие страны будут настроены дружелюбно, а какие отстранятся от нашего государства. Кто-то верит предсказаниям, кто-то изучает их ради развлечения. Каждый выбирает сам, насколько серьезно относиться к текстам святых, старцев и давно живших предсказателей.

Предсказания, уже получившие материализацию

Все предсказания, зафиксированные со слов древних святых старцев, после их анализа разделяются на два направления: видения Афонских старцев, предсказывающие предстоящую страшную войну; пророчества Оптинских старцев, описывающие нашу страну и рассказывающие о военных действиях в Украине в 2018 году.

Отдельное место занимают предсказания, данные Паисием Святогорцем (старец Афонский).

Жили святые старцы в разные промежутки времени, но их предречения и пророчества относительно 2018 года о нашем государстве очень схожи и пересекаются с видениями из других источников иных предсказателей. Серафим Саровский предрекал, что в 2018 году европейские страны будут испытывать чувство зависти к России. Попыток помешать ее процветанию и развитию будет много.

Но Россия продолжит развиваться во всех направлениях и отраслях и достойно справится с кознями. На предсказания, что зафиксированы Паисием Святогорцем, обратили повышенное внимание после сбитого над Турцией лайнера Российской Федерации. Он говорил о том, что безнравственность людей, цинизм политиков и эгоизм Запада приведут к тому, что на Востоке пройдет сильное кровопролитие.

Дословно пророчество звучит так: «Когда турки перекроют Евфрат, жди прихода двухсотмиллионного войска с восхода Солнца». До недавнего времени это казалось выдумкой. Но уже сегодня предсказания Паисия Святогорца сбываются.

В Турции действительно строится плотина на реке Евфрат, и ее пуск намечен до окончания 2018 года. Еще в 90-е гг. XX века Святогорец говорил о том, что между Россией и Турцией начнется страшная война. Упоминал о падении Константинополя и уничтожении Турецкого государства.

Ведающий об этих событиях дословно сказал следующее: «В ходе сражения разрушат мечеть Омара, что станет началом восстановления храма Соломона. Двухсотмиллионная армия Китая пересечет Евфрат и придет к Иерусалиму». Западные страны Европы также примут участие в военном конфликте, но они будут занимать позицию против России.

Константинополь будет передан Греции, хотя она не будет воевать. Предсказания старца начали воплощаться в реальность нашего времени. РФ уже воюет в Сирии с «Исламским государством». Стороннее участие в этом конфликте занимает Турция. Ситуация в этой стране действительно напряженная и непонятно, во что она выльется, особенно после усиления власти лидера Р. Эрдогана.

Не стоят в стороне и страны Запада, Израиль и США. Все говорит о новом переделе мира, в этом регионе высок риск наступления Третьей мировой войны.

Видения о предстоящих военных действиях

Нострадамусом, Эдгаром Кейси и племенем Хопи дана кратко характеристика новой эпохи. Власть окажется в руках политического лидера, добившегося управления над государством естественным путем. Руководитель станет влиятельным и во внешнеполитических отношениях.

Отличие возникает при рассмотрении предречений старцев о России в последние времена, описывающих предстоящую войну. Древними святыми Афонскими и Оптинскими старцами говорится о неизбежности военных столкновений.

Но придет новый командующий, которому под силу предотвратить ядерную катастрофу и последующие войны. Анатолием Оптинским предречены военные конфликты и разногласия на территории нескольких государств. После мощного взрыва, обрушившегося на Китай, придет божий посланник, который сможет уберечь Россию и превратить ее в землю обетованную.

Старец Владислав описывает негативные прогнозы. Он говорит об обрушении землетрясения на столицу России, итогом которого станет образование единого холма вместо шести. Касательно Японии и США, некоторые их части окажутся под водой в результате потопа. Эти же события ждут и Австралию.

В скором времени предстоит война между Германией и Китаем. Россияне справятся с большими неприятностями и укрепят свои позиции. Старец предостерегает, что в настоящее время не стоит переезжать в другое место жительства, проживающим в селах желательно оставаться в них в целях безопасности.

Старец Авель жил во время правления Екатерины II. Монах получил известность через свои пророчества, которые удивляют достоверностью.

От него в XIX веке стала доступна информация о Великом Владимире. Многие специалисты связывают это с появлением у власти Владимира Путина. В одном из трех предсказаний Авель говорит о возможной гибели Владимира Путина. Согласно одной из позиций, старец предостерегает, что война на Кавказе может привести к его гибели.

Но в иной интерпретации, действующий глава государства найдет способ избежать страшных событий войны. Россия мощными темпами будет укреплять свои позиции, а страны будут стремиться наладить отношения с ней.

Монах предрекает, что примирение стран возможно лишь после того, как в столице Украины сменится власть, которая будет вести мирную политику относительно Российской Федерации. Матрона Московская жила в XX веке, она тоже давала предсказания о России в 2019-2020 годах.

Положение в стране будет сложным, городские жители переселятся в деревни, чтобы выжить. Россия получит новых союзников в лице Китая и Индии и сумеет противостоять Западу.

А вот США ждет незавидная роль. Она предрекла падение влияния Америки во всем мире. Ее жители будут переживать различные природные катаклизмы. Матрона Московская видела, как вокруг России соберутся все страны, уставшие от господства США. Авторитет нашей страны будет поднят, и РФ сможет оказать помощь странам Африки и Латинской Америки.

В целом пророчества старцев о будущем России неоднозначны. Матфей Вресфенский говорил, что страна возродится и окрепнет, однако против нее восстанет почти весь мир. Старец предвидел большую войну. Начнется она в Югославии (уже произошло) и унесет миллиарды жизней. Россия все выдержит и создаст «справедливое царство».

Другие пророчества старцев говорят о конце света. Но перед концом старых времен России суждено подняться. Она станет главным государством на планете. Старец Владислав (Шумов) предрекает войну одновременно с Китаем и Германией. Китайцы, что придут на территорию нашей страны, перейдут в православную веру. Кроме войн в его пророчествах сказано о климатических и экологических катастрофах.

Правитель России и ее положение в мире

Предсказания Паисия Святогорца (Афонского) пророчат, что Россия предстанет центром духовности всей планеты. Придет одаренный правитель, заботливый по отношению к людям. Мольфары Карпат говорят о смене президента РФ лишь в 2022 году.

Это произойдет по желанию самого действующего президента. А в период с 2018 по 2022 годы будет проведен ряд мощных реформ. Старцы видят, что на выборах победит выдвиженец настоящего президента. Методы управления будут использованы по намеченному курсу, поставленному Владимиром Владимировичем.

Новый президент России будет представительного высокого роста и выходцем не из силовых структур. Год 2020-й станет временем, когда РФ, Приднестровье, Беларусь, Новороссия, Абхазия создадут Союз, введут единую валюту. Русский язык войдет в статус второго государственного во всех этих странах. Кроме единого экономического пространства и одной границы, каждый будет иметь двойное гражданство.

Видео по теме

Пророчества старцев о будущем России в видеоролике:

Сложно объяснить такую способность людей, как предвидение, но она действительно существует. Одни предсказатели дают более точную и развернутую информацию, другие видят образы в общих чертах. Хочется верить, что Россию ждет развитие во всех сферах, и на мировой арене в том числе. А между странами пусть восстанавливается мир и взаимоуважение.

ПОЛНОЕ ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО Нектария СТАРЦА ОПТИНСКОГО

Двое нас было на белом свете
Благословение схимницы
Словно в раю
Старческое руководство
Николка проспится, всем пригодится
Годы иноческого подвига
Видишь, как нужна иногда учёность
Старец Нектарий и живопись
Быстро возрастал духовно
Из уединенной кельи к общественному служению
Духовная высота и юродство старца
Старец Нектарий о молитве
Советы старца Нектария
Мы стали точно родными по душе
Арест и тюрьма
Прежний старец во всей силе духа
Со всех концов России
Силы старца угасали
В лике святых

Последним соборно избранным Оптинским старцем был преподобный Нектарий, ученик скитоначальника преподобного Анатолия (Зерцалова) и преподобного старца Амвросия. Он нёс крест старческого служения в годы тяжёлых испытаний для Русской Православной Церкви, для всей России. Пятьдесят лет Старец Нектарий провёл в Скиту Оптиной Пустыни, из них двадцать – в затворе. Он восходил по духовной лестнице от затвора к общественному служению и был достойным продолжателем Оптинского старчества. Наделённый Богом великим даром пророчества и прозорливости, он задолго до революции и гражданской войны видел грядущие беды и скорби людей. Старец Нектарий молился за всю Россию, утешал людей, укреплял их в вере. В годы тяжёлых искушений преподобный Нектарий брал на себя бремя людских грехов. Он разделил участь многих своих верующих соотечественников: был гоним, сослан, почил в изгнании. О его жизненном пути — в связи с гонениями на Церковь, преследованием монашества – известно меньше, чем о его прославленных предшественниках.

Двое нас было на белом свете

Преподобный Нектарий (в миру Николай Васильевич Тихонов) родился в 1853 году в городе Ельце Орловской губернии в бедной семье Василия и Елены Тихоновых. Отец его был рабочим на мельнице и умер, когда сыну было всего семь лет. Перед кончиной он благословил сына иконой Святителя Николая, поручая его попечительству своё чадо. С этой иконой Старец не расставался всю жизнь.

Позднее преподобный Нектарий рассказы о своём детстве часто начинал словами: «Было это в младенчестве моём, когда жил я с маменькой. Двое нас было на белом свете, да ещё кот жил с нами. Мы низкого были звания и притом бедные. Кому нужны такие?» С матерью у Николая были самые теплые и сердечные отношения. Она больше действовала кротостью и умела тронуть его сердце.

Отрок рос кротким, тихим, был умным и любознательным, но из-за крайней нужды учиться ему пришлось не в городской, а в сельской церковно-приходской школе. Там научился он читать, писать и считать, изучал Закон Божий.

Но и мать его умерла рано. Остался мальчик круглым сиротой. С 11 лет он стал работать в лавке богатого купца. Был Николай трудолюбив и к 17 годам дослужился до младшего приказчика. В свободное время юноша очень любил ходить в храм и читать церковные книги. Его отличали кротость, скромность, душевная чистота.

Благословение схимницы

Когда юноше исполнилось двадцать лет, старший приказчик задумал женить его на своей дочери. В то время в Ельце жила почти столетняя схимница, старица Феоктиста, духовная дочь святителя Тихона Задонского. И у горожан был благочестивый обычай советоваться с ней во всех важных делах. Хозяин отправил к ней юношу за благословением на брак. А схимница благословила его пойти в Оптину Пустынь к старцу Илариону. Перекрестила его и дала на дорогу чай. Хозяин отпустил юношу в Оптину, и Николай отправился в путь.

Словно в раю

В 1873 году пришел он в Оптину пустынь, неся в котомке за спиной одно лишь Евангелие. Дело было весной. Вокруг монастыря – красота несказанная. Луга – в первых цветах, и среди них течёт серебристая Жиздра. За рекой виднеются белые монастырские стены и башни. А вокруг – сады и огромный мачтовый сосновый бор. Много лет спустя старец Нектарий так вспоминал о своём первом впечатлении от Оптиной: «Какая красота здесь! Солнышко с самой зари, и какие цветы, словно в раю». Как пришёл в Оптину, сразу отправился в Скит. Дорога от монастыря шла среди вековых сосен. Со скитских врат на него строго смотрели лики древних подвижников благочестия. Скит представлял собой просторный сад с приютившимися возле ограды белыми домиками келий. В центре – Иоанно-Предтеченский храм, вокруг цветы. Обычай разводить цветы в скиту завёл ещё старец Макарий, утешая братию их красотой. Направо и налево от входа – два почти одинаковых домика, у каждого по два крыльца, с внутренней и внешней стороны Скита. В одном из них жил старец Амвросий.

Здесь он обрел свое истинное назначение

Здесь, в Оптиной, Промыслом Божиим, будущий старец обрел свое истинное назначение. «Ибо во власти Господа, а не во власти идущего давать направление стопам своим» (Иер. 10, 23). Сначала юноша пошёл к скитоначальнику старцу Илариону, он рассказал старцу о матушке Феоктисте и попросил решения своей судьбы. Отец Иларион внимательно выслушал юношу и отправил его к преподобному Амвросию.

Уже старцем, вспоминая об отце Иларионе, батюшка Нектарий писал: «Я ему всем обязан. Он меня принял в Скит пятьдесят лет назад, когда я пришёл, не имея, где главу приклонить. Круглый сирота, совсем нищий, а братия тогда вся была – много образованных. И вот я был самым что ни на есть последним».

В то время к великому старцу Амвросию приходило так много людей, что дожидаться приёма приходилось неделями. Но Николая он принял сразу и говорил с ним два часа. О чем была их беседа, преподобный Нектарий никому не открывал, но после нее навсегда остался в скиту. Стал он духовным сыном преподобного Анатолия (Зерцалова), а на совет ходил к преподобному старцу Амвросию.

Старческое руководство

С 1874 года по 1894 год, то есть, в течение двадцати лет, до самой кончины старца Анатолия (Зерцалова), Николай был его духовным сыном. Позднее он говорил о своём духовном отце так: » Я к нему двадцать лет относился и был самым последним сыном и учеником, о чём и сейчас плачу. К старцу же Амвросию я обращался в редких и исключительных случаях. При всём этом я питал к нему великую любовь и веру. Бывало, придёшь к нему, и он после нескольких слов моих обнаружит всю мою сердечную глубину, разрешит все недоумения, умиротворит и утешит. Попечительность и любовь ко мне, недостойному, со стороны старцев нередко изумляли меня, ибо я сознавал, что их недостоин. На мой вопрос об этом духовный отец мой, иеромонах Анатолий, отвечал, что причина сему – моя вера и любовь к старцу, и что если он относится к другим не с такой любовью, как ко мне, то это происходит от недостатка в них веры и любви, как человек относится к старцу, так точно и старец относится к нему».

В годы первых послушаний юноша не раз ощущал проявление любви старца и его благодатной помощи. Так, года через два по поступлении Николая в Скит, вышло распоряжение властей о высылке из обители всех послушников, подлежащих воинскому призыву. «И мне, — рассказывал отец Нектарий, — вместе с другими объявили о высылке из Скита. Но, к счастью моему, по святым молитвам старца Амвросия, эта опасность миновала» Пришёл Николай к Батюшке благодарить за молитвенную помощь, а тот отвечает: «Если будешь жить по-монашески, то и на будущее время никто тебя не потревожит». Так и случилось.

Отец Нектарий всегда очень высоко ставил старческое руководство. Когда его как-то раз спросили, не возмущался ли он против своих учителей, он отвечал: «Нет! Мне это и в голову не приходило. Только раз провинился я в чём-то, и послали меня к старцу Амвросию на вразумление. А у того палочка была. Как провинишься, он и побьёт (не так, как я вас!). А я, конечно, не хочу, чтобы меня били. Как увидел, что Старец за палочку берётся, я бежать, а потом прощения просил».

Молодого послушника старцы вели истинно монашеским путём. Отец Амвросий и отец Анатолий, провидя в юноше своего достойного преемника, прикрывая свою святую любовь к нему полуюродством и шутками, обучали юного послушника высшей и спасительной добродетели – смирению.

По воспоминаниям тех, кто знал отца Нектария в годы его юности, он был очень красив. И старец Амвросий для смирения называл его «губошлеп». Юный послушник всегда с любовью и смирением принимал укоризны своего Старца. Так, братия Скита часто получала посылки от родственников с «утешениями» — печеньем, вареньем, чаем. Николаю некому было присылать эти «утешения», и сами великие старцы потчевали его, но при этом смиряли. Придёт он к старцу Амвросию, просит сладостей к чаю, а тот ему строго: «Как, ты уже всё съел? Ах ты, губошлеп!»

Или, случалось, придёт юный послушник к батюшке Амвросию, а тот скажет: «Ты чего без дела ходишь? Сидел бы в своей келье да молился!» Больно станет Николаю, идёт к духовному отцу своему батюшке Анатолию. А он: «Ты чего без дела шатаешься? Празднословить пришёл?» Уйдёт Николай в свою келью, упадёт перед образом Спасителя и всю ночь плачет: «Господи! Какой же я великий грешник, если и старцы меня не принимают!»

Уроки старцев не прошли даром. И в начале своего пребывания в Скиту, и будучи уже опытным духовным наставником, преподобный Нектарий со смирением говорил о себе: «Я в новоначалии, я учусь… Я наистарейший в обители летами, а наименьший по добродетели». И еще: «Я мравий, ползаю по земле и вижу все выбоины и ямы, а братия очень высоко, до облаков подымается». Любимая поговорка его была: «Всюду нужно терпение и смирение».
Впоследствии отец Нектарий и своих духовных детей особенно приучал к терпению и смирению. Воспитывая терпение у духовных чад своих, заставлял ждать приёма часами, а порой и днями.

Николка проспится, всем пригодится

Первым послушанием его в Оптиной было ухаживать за цветами. Порой ему приходилось выходить из Скита в монастырь и под большие праздники вместе с шамординскими монахинями плести венки на иконы. При этом, как потом вспоминали сёстры, молодой послушник часто краснел и старался не поднимать на них глаза. Ревностный ученик великих старцев «хранил зрение», чтобы достигнуть евангельской чистоты.

Вскоре его назначили на пономарское послушание, прислуживать священнику в алтаре. У преподобного Нектария была келья, выходившая дверью в церковь, в ней он прожил двадцать лет, не разговаривая ни с кем из монахов: только сходит к старцу или духовнику и обратно. Сам он любил повторять, что для монаха есть только два выхода из кельи — в храм да в могилу.

По ночам постоянно виднелся у него свет, послушник читал или молился. А утром должен был первым, до прихода братии прийти в храм, подготовить алтарь к богослужению. Утреня в Скиту начиналась около часа ночи и продолжалась до половины четвёртого утра. Нелегко было мирскому юноше привыкать к строгому уставу святой обители. Простояв на молитве ночь, он приходил в храм полусонный. Случалось, опаздывал в церковь и ходил с заспанными глазами. Братия жаловались на него старцу Амвросию, на что он отвечал: «Подождите, Николка проспится, всем пригодится». Так преподобный Амвросий предсказывал его будущее старческое служение.

Годы иноческого подвига

Под руководством своих великих наставников преподобный Нектарий быстро возрастал духовно. 14 марта 1887 года он был пострижен в мантию. При монашеском постриге ему было дано имя Нектарий в честь преподобного Нектария Киево-Печерского. Принятие ангельского чина стало для инока великой радостью. Будучи старцем, он вспоминал: «Целый год после этого я словно крылышки за плечами чувствовал».

Получив мантию, отец Нектарий почти перестал покидать свою келью, не говоря уже об ограде Скита. Несколько лет даже окна его кельи были закрыты синей бумагой. В своём полузатворе отец Нектарий неустанно молился и пребывал в постоянном покаянии. Об этих годах иноческого подвига уже в старости он говорил: «Сидел я в своей келье и каялся, а потом ещё тридцать лет отмаливал свои грехи».

Видишь, как нужна иногда учёность

По благословению старцев, в затворе отец Нектарий читал духовные книги. В те годы в Оптиной была большая библиотека, в которой насчитывалось более тридцати тысяч книг. Он познакомился с творениями святых отцов: аввы Дорофея, преподобных Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Макария Великого, святителей Тихона Задонского и Димитрия Ростовского.

Через десять лет пребывания в затворе духовные отцы благословили его читать светских авторов и изучать светские науки, видимо, с целью приобрести те познания, которые могли ему помочь приводить к спасению мятущиеся души ищущей интеллигенции. Он читал Данте и Шекспира, Пушкина, Гоголя, Достоевского.

Занимался географией, математикой, изучал иностранные языки, латынь. В единственный час отдыха, после обеда, он читал Пушкина или народные сказки. Мог прочитать наизусть Пушкина и Державина. Как-то сказал: «Многие говорят, что не надо читать стихи, а вот батюшка Амвросий любил стихи, особенно басни Крылова». И до последних дней своей жизни Старец просил привозить ему книги, интересовался направлениями современного искусства, расспрашивал о постановке образования в новое время. Окончив лишь сельскую церковно-приходскую школу, он мог легко общаться с писателями, учёными.

Одна духовная дочь отца Нектария говорила подруге в его приёмной: «Не знаю, может быть, образование вообще не нужно, и от него только вред. Как его совместить с православием?» Старец, выходя из своей кельи, возразил: » Ко мне однажды пришёл человек, который никак не мог поверить в то, что был потоп. Тогда я рассказал ему, что на самых высоких горах в песках находятся раковины и другие остатки морского дна, и как геология свидетельствует о потопе. И он уразумел. Видишь, как нужна иногда учёность».

Старец говорил, что Бог не только разрешает, но и требует, чтобы человек возрастал в познании. Пример тому и Божественное творчество, где нет остановки, всё движется, и ангелы не пребывают в одном чине, но восходят со ступени на ступень, получая новые откровения. Человек должен учиться и идти к новым и новым познаниям.

Однажды пришли к Батюшке семинаристы со своими преподавателями и попросили сказать слово на пользу. И Старец посоветовал им жить и учиться так, чтобы ученость не мешала благочестию, а благочестие — учености. При этом отец Нектарий уточнил, что науки приближают человека к истинному знанию, но глубина его не поддаётся разуму человека. Он советовал читать святоотеческую литературу, жития святых, но прежде всего, учил пристальному и внимательному чтению Священного Писания. Не раз повторял, что не может быть ничего в мире выше истин Божественного Писания: «Все стихи в мире не стоят строчки Божественного Писания».

Старец Нектарий и живопись

Живопись, к которой старец Нектарий имел способность, была ему особенно близка. У академика Болотова, принявшего монашество, он учился живописи и до последних дней своей жизни следил за ней, интересовался новейшими течениями в искусстве и делал эскизы икон. Например, эскиз Благовещения он сделал в последний год своей жизни в Оптиной.

«Теперь живописное искусство в упадке, — говорил он, — Раньше художник готовился к написанию картины — и внутренне, и внешне. Прежде чем сесть за работу, он приготавливал все необходимое: холст, краски, кисти и так далее, а картину писал не несколько дней, а годы, иногда всю жизнь, как, например, художник Иванов свое «Явление Христа народу». И тогда создавались великие произведения. А сейчас художники пишут второпях, не продумав, не прочувствовав… Например, когда пишешь духовную картину, нужно, чтобы свет не на Ангела падал, а из него струился.»

Старцу очень хотелось, чтобы была создана картина Рождества Христова. «Нужно, чтобы мир вспоминал об этом величайшем событии, ведь оно произошло только один раз в истории! … Пастухи в коротких, изодранных по краям одеждах стоят лицом к свету, спиной к зрителю. А свет не белый, а слегка золотистый, без всяких теней и не лучами или снопами, а сплошь, только в самом дальнем краю картины слегка сумрак, чтобы напомнить, что это ночь. Свет весь из ангельских очертаний, нежных, едва уловимых, и чтобы ясно было, что это красота не земная — небесная, чтобы не человеческое это было!» — прибавил батюшка с особой силой. А в другом случае старец сказал одной девушке: «Почему пастухи удостоились в эту ночь увидеть ангелов? — Потому, что они бодрствовали».

Однажды старцу показали икону Преображения Господня, где яркость Фаворского света достигалась контрастом с черными узловатыми деревьями на переднем плане. Старец велел их стереть, объясняя, что где Фаворский свет, там нет места никакой черноте… Когда загорается этот свет, каждая трещинка начинает светиться.

Старец Нектарий Оптинский

Один из последних великих старцев дореволюционной Оптиной пустыни Нектарий (+ 1928) до старости не забывал своего детства и рассказывал поучительные случаи из тех далеких времен.

Однажды мать его сидела и шила что-то. А он, тогда еще его звали Колей, играл на полу возле ее ног с котенком. Большие зеленые глаза котенка в полумраке светились. Коля с удивлением обратил на это внимание, это его сильно поразило.

Как-то раз, когда котенок мирно сидел возле него, Коля схватил из маминой иголочной подушечки одну иголку и хотел уже проколоть котенку глаз, чтобы посмотреть, что там такое светится. Но мать заметила это и быстро перехватила его руку: «Ах, ты! – воскликнула она. – Вот как выколешь глаз котенку, сам потом без глаза останешься. Боже тебя сохрани!»

Прошло много лет… Николай решил стать монахом, и был принят в Оптину Пустынь. По истечении нескольких лет, когда он был уже иеромонахом, нареченным при постриге Нектарием, он подошел однажды к колодцу. А там другой монах набирал себе воды.

Над колодцем подвешен был черпак с длинной заостренной ручкой. И вот тот монах, черпая воду, едва не выколол нечаянно глаз отцу Нектарию этой самой ручкой. Еще секунда – и остался бы старец с одним глазом.

— Если бы я тогда котенку выколол глаз, – говорил он, – и я был бы сейчас без глаза. Видно этому надо было случиться, чтобы напомнить моему недостоинству, как все в жизни от колыбели до могилы находится у Бога на самом строгом учете.

Из комнаты в комнату в старческих келиях ходил неслышной поступью пушистый серый кот. Выйдет старец Нектарий – и кот за ним. Войдет – и он здесь.

Скажет ему что-нибудь батюшка – кот, словно разумный, исполнит: пойдет и сядет, где скажут, сходит в приемную или на крылечко.

Чаще же сидит у теплой печной стены и дремлет. Или, склонив голову, слушает молитвы старца.

Иной раз погладит его отец Нектарий и скажет:

— Преподобный Герасим Иорданский был великий старец, и потому у него был лев… А мы малы, и у нас – кот.