Старец пафнутий Боровский монастырь
Содержание
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — http://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Каждый человек сталкивается со многими трудностями, которые возникают на его жизненном пути, но только сильные духом, устремленные, искренне верующие люди не теряют искру надежды и готовы бороться до конца. У каждого свои испытания, и они даются для того, чтобы найти себя, свое предназначение. Святой отец Власий тоже прошел очень много испытаний, но не потерял веру в Бога, открыл для себя много нового и непознанного и сейчас помогает миллионам людей быть счастливыми, жизнерадостными и здоровыми.
Отец Власий из Боровского монастыря
Как уже говорилось ранее Власию выпала нелегкая судьба, он вынужден был покинуть медицинский университет из-за искренней любви к Богу и желанию развиваться в сфере религии. Его родная бабушка привила ему эту любовь. Несмотря на все сложности, когда он стал заниматься своим любимым делом, он ощутил сильный поток жизненной энергии, силы и бодрости.
Несколько лет он был вынужден скрываться от правоохранительных органов, потому что считался злостным нарушителем закона. Потихоньку жизнь стала налаживаться и случилось несчастье: грабители напали на монастырь, избили так, что врачи очень долго боролись за его жизнь, но все-таки их усилия были оценены и дали положительный результат.
Через некоторое время, он пережил еще несколько операций и был вынужден уехать из России. Ни на минутку не переставая молиться, и верить во Всевышнего, он долгих 6 лет был очень далеко от дома. Его молитвы были услышаны, и болезнь отступила, он полностью исцелился и смог со спокойной душой вернуться в Пафнутьев-Боровский монастырь, где служит и сейчас.
Его позитива, жизненной энергии, силы и жизнерадостности хватает на всех, он никогда не жалуется, а смиренно принимает все, что ему дает Всевышний. Один раз, взглянув на совершенно незнакомого ему человека, он с точностью может сказать, что его беспокоит и подсказать мудрым советом, как жить дальше.
Главное, прислушиваться к его словам и верить в то, что все обязательно будет хорошо, жизненные трудности для того и дается, чтобы постоянно бороться и получать бесценный опыт. Многие люди задаются вопросом, как попасть к отцу Власию, в какие дни он принимает?
- Попасть к нему можно предварительно позвонив в монастырь и записавшись.
- Он принимает каждый день (исключением являются религиозные праздники) с 04:00 до 21:00.
- Если Вам необходимо исповедоваться, то приходите заранее до открытия храма, чтобы занять очередь.
Как попасть к отцу Власию в Боровский монастырь
Если Ваша душа кричит о помощи, а тело изнемогает от болезней, приезжайте к отцу Власию, адрес:
Адрес Свято-Пафнутьева-Боровского монастыря: 249010, Калужская область, г. Боровск, ул. Дмитрова д. 1
Добраться до места можно различными способами:
- Автобусными маршрутами;
- Электропоездом;
- На собственном автомобиле.
Верующие люди, страдающие болезнями души и тела ищут помощи, поддержки и наставлений. Для них важно пообщаться с отцом Власием, рассказать или описать свое состояние, высказать о наболевшем, чтобы найти себя в этой жизни, двигаться в правильном направлении и не мучиться в сомнениях.
Мы живем в мире высоко развитых технологий, и поэтому в интернете можно увидеть огромное количество положительных отзывов об отце Власие. Счастливые люди, которым помог совет делятся своими рекомендациями и чувствами, и прописывая в поисковике
Сейчас отцу Власию 81 год, он полон сил, всегда радушно улыбается, светится внутренней энергией и делится своими знаниями с теми, кому они необходимы. Он помогает абсолютно всем без исключения, известным людям и простым смертным. Для него нет разграничений, все дети Божьи, независимо от благосостояния.
Священнослужителю достаточно просто посмотреть на человека, чтобы понять, что его беспокоит и тревожит. Атмосфера взаимоотношений между людьми в обители настолько располагает к искреннему выражению своих чувств, что трудно что-либо скрыть. Да это и не нужно.
Люди приезжают излить свою душу и обрести душевный покой. А для тех, кто с разных причин не может приехать лично, или сомневается в действенности помощи, советуем просмотреть многочисленные видео отца Власия, где Вы сможете убедиться в обратном, и принять свое решение.
Господь всегда с Вами!
Смотрите видео с отцом Власием, под названием «Я не чудотворец»:
Куда Господь поставил…
К особенностям русского монашества можно отнести его многонациональность. Примеров тому множество. Один из них, углубляясь в древность, мы находим в Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре. Его основателем был внук татарина-баскака, собиравшего с русичей подати для Золотой Орды. По милости Божией дед принял Православие, а внук стал великим русским святым. Преподобный Пафнутий – Небесный покровитель города Боровска с его древними храмами. И верится, что это по молитвам святого Пафнутьева обитель, сожженная в 1812 году французами, затем оскверненная в XX веке богоборцами снова укрепляет свои позиции на духовном фронте.
Радостно быть рядом со старцем
Имя духовника монастыря, схиархимандрита Власия (Перегонцева), у многих верующих, что называется, на слуху. Братия говорит, что к нему чуть ли не полмира приезжает. Понятно, что людям нужна духовная помощь – особенно в наше лукавое время, когда, например, в России исповедовать православную веру можно открыто, однако бесовские нападки настолько сильны, что у многих почва из-под ног уходит. Но каково самому отцу Власию в 84 года принимать огромный людской поток с пяти утра до девяти вечера? (Накануне церковных праздников прием бывает до пяти вечера, а в праздничный день приема не бывает, потому что на всенощной и на праздничной Литургии батюшка служит). И второй существенный вопрос: а каково братии обители, для которой духовное окормление так же насущно, как воздух и вода? Удается ли им «прорваться» к отцу Власию? Отвечая на первый вопрос, исполняющий обязанности наместника монастыря иеромонах Пафнутий (Архипов) поведал об одном памятном разговоре со старцем: «Видя, насколько ему трудно – все-таки онкология у человека, периодически химиотерапию приходится проходить и ноги больные – ступать трудно, я однажды сказал: »А может, вы не будете принимать людей? Просто станете отвечать на их письма, записочки?» – «Я пень замшелый, – с улыбкой произнес отец Власий. – Меня Господь здесь посадил, я не могу это оставить»». И Священноархимандрит монастыря митрополит Калужский и Боровский Климент, и отец Пафнутий, и братия – все, кто является свидетелями самоотверженного служения старца (а крест духовничества он несет более сорока лет), понимают, что человеческих сил бы на это не хватило. Господь на их глазах творит чудо…
Братия чаще всего видится с отцом Власием перед службой в храме, где всегда к нему можно подойти со своей проблемой. Или с каким-то насущным вопросом подходят в алтаре. Братии в обители порядка 30 человек. 12 – в священном сане, 2 иеродиакона, 4 инока (монахов на данный момент нет) и послушники. Некоторые исповедуются у игуменов Марка и Силуана. У иеромонаха Макария и благочинного монастыря иеромонаха Саввы часть послушников исповедуется. Но раз в месяц – обязательная для всех исповедь у духовника обители. Духовные чада старца из монашествующих попадают к нему на исповедь в любое время. Послушникам, имеющим тот или иной вопрос, иногда приходится и в людской очереди постоять. Помощник эконома, послушник Владимир Бровичев стал вспоминать, что когда он нес послушание старшего на подсобном хозяйстве, то случавшиеся там неурядицы время от времени так его угнетали, что он чувствовал себя, будто разбитое корыто. В таких случаях Владимир спешил к отцу Власию. Попав к нему, эмоционально говорил: «Батюшка! Настроение у меня упадочное!» Батюшка находил нужные слова, молился за него. Ощущая силу батюшкиной молитвы, Владимир возвращался к своим проблемам в совершенно ином состоянии духа. По его признанию, обратно он словно на крыльях летел.
Благодатная сила молитвы отца Власия помогла и отцу Пафнутию справиться с серьезным (особенно для монаха) грехом – ропотом. Осенью 2009 года его, насельника Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, назначили настоятелем Калужского Свято-Лаврентьевского монастыря, имевшего статус Архиерейского подворья. Удивление в том 2009 году, разумеется, было (монашество-то он принял недавно, так что в этом плане, можно сказать, младенец, а по возрасту – человек в летах, приближающийся к своему 70-летию). Однако ропота тогда не было. Появилось чувство, что это Господь ставит его на святое место, которое надо возрождать. Значит, придется мобилизовать весь свой опыт и знания, полученные в миру, а затем углубленные при возрождении с игуменией Иулианией (Каледой) Зачатьевского монастыря в Москве. Что ж, на то воля Божия! Но когда весной 2016 года к этому послушанию прибавилось новое – и.о. наместника Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, тут уж такой ропот возник! Там стройка, здесь большое монастырское хозяйство – какая нагрузка! Ропот жил в его душе целых полгода, пока отец Власий не сказал что-то такое простое и мудрое, что ропот бесследно исчез. Отец Пафнутий поблагодарил своего духовного руководителя за избавление от греха, столько времени терзавшего душу. Старец удивленно произнес: «Да я тут ни при чем!»
Братия знает, что батюшка в ответ на слова людской благодарности всякий раз говорит, что он здесь ни при чем. Что Господа надо благодарить, если произошли изменения в сердце и в жизни. Но все вокруг понимают: это благодать Божия действует через него, стяжавшего духовные дары, вот и происходят спасительные перемены. «Отец Власий нас вдохновляет – мы постоянно видим его в приподнятом состоянии духа. Он тянет наш монастырь, как коренная лошадь и, думаю, здорово страдает от нашей жизни, в которой есть место страстям и недобрым поступкам», – заключил иеромонах Пафнутий.
…Божественная литургия, которую совершал схиархимандрит Власий, вошла в сердце как праздник. Возгласы, произносимые его сильным бодрым голосом, отсекали все земные попечения и словно бы приподнимали над землей. По окончании службы произошла приятная встреча. Из алтаря вышел наместник Курской Коренной Рождества Богородичной пустыни отец Серафим (Котельников) – молодой игумен, с 13 лет ездивший из родного Курска в Курскую Коренную пустынь на школьные каникулы, потому что душа его тянулась к святыне и духовно опытным людям. Но как он оказался нынче в калужском монастыре? Вот что ответил отец Серафим: «Я приезжал к отцу Власию еще семинаристом, и он помог мне определиться в моем жизненном пути. Для нас, для молодых монахов батюшка является примером. Он первым приходит на полунощницу, и этим показывает, что главная цель монашеской жизни – богослужение. Батюшка покрывает все наши немощи большой любовью. И, конечно, его большая духовная практика является бесценным сокровищем, которым он делится с нами». Отец Серафим добавил, что также бывает у отца Илия в Переделкине.
Батюшка привел
Во многом современная монашеская община в Пафнутьевой обители сформировалась благодаря отцу Власию. Многие к нему ездили-ездили, искали смысл жизни и по его молитвам нашли. Остались здесь, приняли монашество. Разными путями, из разных мест необъятной России Господь привел этих людей на Калужскую землю, в древнюю обитель, откуда вышли прославленные ученики преподобного Пафнутия Боровского – преподобный Иосиф Волоцкий, преподобный Давид Серпуховской и другие. Воспитанником обители был святитель Макарий, митрополит Московский. Один из моих собеседников иеромонах Аникита (Жуков), эконом монастыря, родившийся в Тобольске Тюменской области, хорошо помнит, как богобоязненная мама водила его еще ребенком в Покровский собор в Тобольске, где с 1972 по 1979 год отец Власий служил настоятелем. Мальчик исповедовался батюшке – то была первая в его жизни исповедь. Прошло время. По воспоминаниям отца Аникиты, в 24 года духовная нужда заставила его снова прийти в Покровский собор. Вспомнил про отца Власия, а монахини, духовные чада старца, сообщили, что тот уже служит в Калужской епархии. Трижды молодой человек ездил к старцу за советом. На четвертый раз, взяв материнское благословение на монашество, остался с батюшкой в монастыре. В прошении молодой сибиряк написал: «Хочу послужить Богу в иноческом чине». Стремился к монашеству. Но Господь так устроил, что стал монашествующим священнослужителем, и это отец Аникита воспринимает как великую награду. Правда, в послушниках он проходил около 18 лет. «Наверное, больше всех своих собратьев», – улыбается батюшка и говорит, что относился к этому вполне спокойно. Считал, что коль Господь послал такое испытание, надо его вытерпеть. Терпел – со смиренной мыслью, что каждому дается по его внутреннему устроению. А семь лет назад он был рукоположен в иеродиакона, чуть менее пяти лет назад – в иеромонаха. На протяжении семи лет отец Аникита несет послушание эконома монастыря: на его плечах хозяйственное обеспечение монастыря. Гараж с десятью машинами и тракторами, столярный цех, пекарня, подсобное хозяйство с теплицами и скотным двором, комфортная гостиница для паломников – тут о многом можно рассказывать, столько аспектов затрагивает эта область.
В этой связи хочется особо отметить один момент: помощь из монастыря идет большая. Обитель помогает продуктами епархии, духовной семинарии, духовному училищу. А многодетные семьи, которые живут поблизости и имеют хозяйство, чаще всего просят сено для своей живности, так что сено заготавливается и в расчете на них. На подсобном хозяйстве самого монастыря какой только живности не увидишь: коровы, поросята, куры, гуси! В больших искусственных прудах, вырытых более пяти столетий назад – только представьте, вручную! Глубиной в 11 метров! – выращивают карпа зеркального, карпа обычного, белого амура, карася, толстолобика. Еще зашла в пруды, сообщил отец-эконом, речная рыба: окунь, плотва, налим, лещ. Так что рыбное хозяйство требует специальных знаний и навыков. Батюшка вспомнил, что преподобный Пафнутий во время голода распорядился кормить в монастырской трапезной ежедневно до тысячи человек. И Господь помогал ему. Сейчас много паломников прибывает в выходные дни – их здесь кормят бесплатно. И православных туристов, совершающих путешествие по Золотому кольцу и заезжающих в монастырь. Нижняя трапезная открыта для богомольцев с самого утра до девяти вечера. Немало людей приезжает в дни постов, особенно Великого поста – пожить здесь какое-то время и помолиться. О них тоже заботу немалую проявляют. А уж на престольные праздники народу бывает! Братии одной не справиться, и тут подключаются сестры двух монастырей, которых направляют сюда настоятельницы – игумения Николая (Ильина) из Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря в Малоярославце и игумения Анастасия (Мордмилович), настоятельница Казанского женского монастыря в Калуге и Спасо-Преображенского Воротынского женского монастыря. Кстати, продолжая тему помощи, исполняющий обязанности наместника монастыря иеромонах Пафнутий добавил к рассказу отца Аникиты такой факт: обитель никогда не отказывает в материальной помощи погорельцам и другим людям, оказавшимся в бедственном положении. «Это дело Божие, – сказал он. – Монастыри всегда помогали народу».
На еще одном аспекте, являющем собой пример катехизаторской работы (и одновременно – помощи местным жителям), сакцентировал внимание отец Пафнутий. В начале 2000-х годов, при прежнем наместнике обители отце Серафиме (Савостьянове), который сейчас епископ Тарусский, викарий Калужской епархии, была создана воскресная школа. Учатся в ней и деревенские дети. Поэтому монастырский микроавтобус объезжает деревни по всей округе (а округа большая!), собирая ребят на занятия. После занятий развозит их по домам. И так из месяца в месяц, из года в год.
Отец Иосиф, журнал «Кораблик» и монастырское подворье в Высоком
Детская тема также звучала в монастырском издательстве, где мы познакомились с его главным редактором – иеромонахом Иосифом (Королевым). Надо сказать, что у отца Иосифа очень много послушаний, начиная с келейничества у схиархимандрита Власия и заканчивая настоятельством на Покровском подворье в Высоком. Одно из его детищ – детский журнал «Кораблик», издаваемый по благословению владыки Климента монастырскими силами. В журнале много статей, авторами которых являются сами дети. Например, десятилетний Илья Дубовицкий ведет научную колонку. В одной статье он размышляет, как связаны между собой космос, Христос и Циолковский. В рубрике «Учеба» десятиклассница Евангелина Грибкова делится важным для многих школьников опытом, как она справилась с боязнью экзаменов. (Привлекает и бодрый заголовок – «Элементарно, Ватсон!»). Житийный материал о святом (рубрика «Вера») тоже имеет заголовок, мимо которого не пройдешь: «Босой владыка (Знакомимся с Иоанном Шанхайским)». Какой номер ни возьми, чувствуется, что сделан он с большой любовью к детям и их родителям. Причем многие материалы содержат такие интересные мысли, что, пожалуй, способны заинтересовать разновозрастную аудиторию. А в ближайшее время, как сообщил отец Пафнутий, по просьбам родителей монастырь будет издавать и «Лодочку» – журнал для маленьких.
Воскресная школа для детей и взрослых есть не только в самом монастыре, но и на его Покровском подворье в Высоком, которое во многих отношениях можно назвать уникальным. Высокое – название села на берегу реки Протвы, и сюда, в обитель Покрова Божией Матери в 1410 году пришел будущий преподобный Пафнутий Боровский. Здесь он принял монашеский постриг, здесь был избран братией и Боровским князем в игумены и прожил в обители 33 года. Учитывая эту историческую связь со Свято-Пафнутьевым монастырем, Покровский храм в Высоком (теперь это микрорайон Боровска) получил статус подворья. Сам же храм является одним из старейших памятников русского деревянного зодчества, возведенным мастерами-древоделами из сосновых бревен без единого гвоздя – раньше, чем знаменитые Кижи. В наше время храм был отреставрирован, вокруг него сложился приход, теперь там духовная жизнь развивается. Настоятель иеромонах Иосиф крестит людей, венчает: до 300 крещений в год бывает и до 90 венчаний. А по праздничным дням в этом маленьком храме до 90 человек причащается. Через дорогу построен (очень привлекательный в архитектурном плане) православный центр «Покров». В сентябре здесь открывается православная гимназия. «Гимназия, может, громкое слово, – заметил отец Иосиф. – Мы какой ход придумали: 10 человек написали заявление в районо о поступлении их детей в первый класс, где указали, что избирается семейная форма обучения. А учиться дети будут у нас. Нас прикрепили к общеобразовательной школе, и раз в год гимназисты будут сдавать в ней экзамены». Это только начало. В будущем, батюшка надеется, в гимназии появятся все классы… Наша беседа с отцом Иосифом в монастырском издательстве состоялась накануне его поездки в Москву, куда он собирался по приглашению Правительства Москвы на III Международный православный молодежный форум на ВДНХ. Причем, как выяснилось, не в качестве редактора. Вместе с послушником и женщиной-сыроделом, специалистом по сыроварению, ему предстояло представлять фермерское хозяйство Покровского подворья, где есть куры, гуси, цесарки, индоутки и 10 дойных коз. (Как прошла эта поездка с помощниками и живностью в столицу, об этом уже появился небольшой рассказ отца Иосифа на сайте СОММ в материале «Монастырские проекты – для молодежи»).
* * *
Многообразна и многопопечительна жизнь российских монастырей в третьем тысячелетии. Но с какой печалью отозвался схиархимандрит Власий о болезни, поразившей современное монашество! Обмирщение. Сколько монашествующих без рассуждения пользуется смартфонами и компьютерами! Отслужил монах в священном сане службу и вместо того, чтобы заняться Иисусовой молитвой, он садится за компьютер, заходит в Интернет. Единицы, по словам старца, занимаются сейчас внутренним монашеским деланием. Но, может, эти единицы и «вытягивают», укрепляют духовную жизнь обителей? Потому что процесс возрождения в них идет. Говоря о своем родном монастыре, отец Власий уже другим – спокойным и радостным тоном сказал: «Люди идут сюда за советом, за молитвой. Идут, чтобы приложиться к мощам святых подвижников, к чудотворным иконам. Службы у нас совершаются в трех монастырских храмах: в соборе Рождества Богородицы, в древнем намоленном храме святого Пророка Илии, в храме Митрофана, Патриарха Константинопольского. И братия, и миряне идут на исповедь…». Значит, душа не хочет себя отсекать от Неба?
Фотограф: Владимир Ходаков
Также представлены снимки из архива монастыря
Отец Серафим
Когда мне говорят, что в нашу Церковь ходят одни старушки, вспоминаю, как в двухтысячных, когда я был редактором православной молодежной газеты «Покров» в Екатеринбурге, ко мне пришла профессор одного из старейших английских университетов, университета в Сасексе, профессор Стелла Рок. Профессиональный историк специально приехала в Россию изучать христианские молодежные движения. По ее мнению, это российский феномен новой молодежной культуры, способной вернуть христианские корни целому поколению, противопоставляющему себя глобализации, культуре потребления и эгоизма поколения «Пепси». Мы ездили с ней в молодежные клубы при храмах, были в университетских православных братствах и православных клубах рукопашного боя. И везде нас встречали современные, образованные, успешные молодые люди. Они учились, у кого-то был свой бизнес, кто-то занимался наукой, кто-то работал. В отличие от сверстников их интересовали не ночные клубы, деньги и прожигание жизни, а жизнь с Богом и будущее своей страны, откуда они никуда не собирались уезжать…
Настоятель Пафнутьева Боровского монастыря, архимандрит Серафим (Савостьянов), тоже из этого поколения. Ему сорок три, он окончил Московскую духовную семинарию, Киевскую духовную академию, учится в магистратуре Калужского Государственного института на факультете юридической психологии. Председатель комиссии по религиозному образованию и катехизации Калужской митрополии; член Координационного совета при Губернаторе Калужской области по разработке и реализации региональной Стратегии в интересах детей; автор богословских работ и статей на духовно-нравственные темы.
Настоятель одного из древнейших монастырей России родился в маленьком уральском городке Серове в семье рабочих. Когда большинство его сверстников пошли зарабатывать деньги, он устроился алтарником в храм пророка Ильи. Я тогда учился в Тюменском Государственном Университете и хорошо помню те времена. Начало девяностых, время малиновых пиджаков, ваучеров и разграбления великой страны. Свобода обрушилась на Россию как цунами, моральные законы оказались на свалке вместе с советской идеологией. Новая мораль говорила: Homo homini lupus est. Человек человек — волк, а счастье в деньгах! Зарабатывай любыми средствами, бери, сколько можешь, делай, что хочешь, ибо сегодня живы, а завтра умрем! Наркотики продавались на крыльце главного корпуса нашего Университета, а людей расстреливали прямо на улицах. Мы с другом, будущим главным тренером взрослой сборной России по карате Георгием Хижняковым охраняли нашего старосту Пашу, когда он ходил за стипендией для группы, чтобы его не ограбили по дороге. А через дорогу от Тюменского Университета был Знаменский кафедральный собор и никогда я не видел на службах столько народа как в те лихие времена.
В смутные времена, во времена испытаний, очень многие стали ходить в храмы. Когда вокруг тьма, одни учатся жить в темноте, а другие идут в Церковь. Мой друг, окончивший Юридическую академию с красным дипломом, уехал на Валаам и стал монахом. А будущий настоятель Пафнутьева монастыря поступил на первый курс Московской Духовной семинарии. Уже через год в храме Корсунской иконы Божьей Матери Свято-Никольского Черноостровского монастыря митрополитом Калужским и Боровским Климентом он был пострижен в монашество с именем Серафим, в память преподобного Серафима Саровского. С 1994 года отец Серафим преподавал в Калужской духовной семинарии литургику, историю Церкви и нравственное богословие. Почти десять лет заведовал канцелярией Калужского епархиального управления.15 октября 1999 года владыка дал ему новое послушание — его поставили наместником Свято-Пафнутьева Боровского монастыря.
Отцу Серафиму исполнилось двадцать восемь лет, и он наместник древнего монастыря. С мирской точки зрения — головокружительная карьера успешного молодого человека. С духовной — крест от Бога и новые испытания. Быть продолжателем дела великого угодника Божия — огромная ответственность. Монастырь — это Небо на земле, где царят совсем другие законы, чем за его древними стенами.
Вот что Василий Великий писал о монастырях: «Восхваляю совершенное житие монастырей, изгнавших свою собственность, освобожденного от всякого разногласия, всякого смятения, попирающих упрямство и споры; там все общее, души, мнения, тела, и тем лелеются и питаются тела их; общий Бог, общее благочестие, общее спасение, общие подвиги, общие болезни, общие венки, один во всех и один не одинок, но все. Что может сравниться с этим житием, что может быть блаженнее его? Один другому слуга, один другому господин, их любовь свободна от подчинения одного другому».
Чтобы воплотить в жизнь эти прекрасные возвышенные слова, нужны многие труды, поты и кровь. Отец Серафим вспоминал, как непросто шло восстановление обители. Кругом бесконечная стройка, не хватало самого необходимого, и нужно было платить какие-то огромные деньги за электричество. А денег не было. И взять их было совершенно негде. Отец-наместник и к властям ходил, и благотворителей просил, но все напрасно. И в последний день, когда должны были отключить в монастыре свет, и остановились бы восстановительные работы, и электропечи пекарни и кухни бы погасли, он пошел к преподобному Пафнутию, упал на колени перед его святой ракой и просто заплакал. А когда вышел из храма, его догнала какая-то женщина, сунула в руки конверт и скрылась в толпе. Когда настоятель открыл конверт, там оказались деньги. Ровно столько, сколько нужно было заплатить за электричество.
Преподобный Пафнутий всегда укреплял, наставлял и посылал помощь молодому игумену в его служении. Выполняя завет преподобного о странноприимничестве, в голодные годы кормившего в монастырской трапезной до тысячи человек в день, отец Серафим открыл в монастыре цех фасовки «Народных обедов», где вместе с молодежной дружиной обители сам фасует продукты. Потому что монах это не тот, кто говорит, это тот, кто делает. И нет лучшего способа научить, чем показать на личном примере.
Конечно, во многом отцу Серафиму помогает духовник обители, батюшка Власий. Без него Боровский монастырь также невозможно представить, как храм без людей. Вроде бы все красиво, а главного не хватает. Он — продолжатель духовного делания преподобного Пафнутия и живое свидетельство Пасхальной радости нашей веры. Но как сам батюшка говорил: что толку, если я буду за тебя молиться, а ты ничего делать не будешь?
Боровский игумен освящает спортивные клубы, пишет статьи и выступает на конференциях. Поздравляет ветеранов и проводит встречи с главами муниципальных объединений. Может быть, именно поэтому Основы православной культуры в школах Боровского района стали неотъемлемой частью образовательной программы абсолютного большинства школ, на которых уже выросли несколько поколений. Школьники, курсанты и солдаты близлежащих военных частей всегдашние гости монастыря, а паломники сюда едут круглый год со всего света. Даже американские индейцы приезжали. А что такого? Тем более это не какие-нибудь индейцы, а индейцы из форта Росс на Аляске, родине русских колонистов.
Сегодня это кажется невероятным, но пятнадцать лет назад об Пафнутьевом Боровском монастыре мало кто знал. А сейчас, например, глава Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Илларион начинает свою паломническую поездку по России с Боровской обители. Здесь проходит секция всероссийского форума «Дети! Россия! Будущее!», где выступал Уполномоченный Президента России по правам ребенка Павел Астахов и приезжают «Виртуозы Москвы». Но главное, это конечно, не это. Главное украшение монастыря и его сокровище — это братия, монахи. А их в монастыре только за последний год стало больше на несколько человек. И это притом, что отец Серафим — настоятель строгий, и просто так подрясники не раздает. Много нужно потрудиться и посмиряться, чтобы быть принятым в воинство Христово.
Когда отца-наместника и отца-духовника, схиархимандрита Власия, выбрали почетными гражданами Боровска, получая награду, отец Серафим сказал: «Сейчас мне дарят цветы и поздравляют, будто это мои заслуги. Но это заслуга людей нашего монастыря. Они работали, они старались, а я здесь, получается, сливки собираю. Высокая награда, которой вы меня удостоили — это признание трудов всей нашей обители: братии, трудников и всех, кто нам помогает. Спасибо вам всем, дорогие братья во Христе и соработники, за ваш добросовестный и самоотверженный труд на благо нашего монастыря!»
И лучших слов о месте православного наместника в жизни монастыря и его отношении к жизни, трудно найти.
Правила жизни отца Серафима (из интервью и выступлений):
Когда пятнадцать лет назад меня назначили в монастырь, отовсюду неслись поздравления: «Поздравляем тебя, такая должность высокая в Церкви!» — и только один человек мне сказал: «Сочувствую». Время показало, что он был прав.
Мой знакомый рассказывал, что когда учился в школе, учитель истории говорила им о том, что только Церковь является хранителем веры, традиций и русского языка. Это в советской школе сказал учитель истории своим ученикам. Сказал так, что слова запали в душу мальчика, который запомнил их на всю жизнь. Вот, что значит быть учителем.
Когда меня спрашивают про знаковые события, я говорю, что само возрождение монашеской жизни в монастыре — это уже знаковое событие. 70 лет пытались уничтожить Церковь, но Церковь выжила. И то, что мы сейчас возрождаем обители, восстанавливаем нормальную монашескую жизнь там — это знаковые события. Вы посмотрите, сколько в монастыри приходит людей! И молодых и старых, и с детьми и поодиночке. Вера — вот что самое важное для человека. Верующий человек — это знаковое событие, это важно. То, что Церковь расцветает — это для меня самое знаковое событие.
К нам в монастырь на Пасху приехали школьники. И среди них был один мальчик-цыган. Дедушка его возит из Жуковского района именно в эту школу, где преподают православие и этого ребенка никто не заставляет. Он сам так захотел. Жить со Христом. Вы понимаете, какой это все-таки сложный народ? Своя определенная культура у них, все свое. А этот мальчик говорит: Я хочу быть православным! Разве это не чудо?
Еще святые отцы нам говорили: «Если говорят вам, что в монастыре все хорошо и спокойно, то или врут, или монастырь не истинный»
Поначалу отношения монастыря с властями были очень сложными. Но постепенно — Господь ведь все дает не сразу человеку, все изменилось. Как Иоанн Златоуст говорит: «Господь не сразу чудодействует в жизни человека». Он доводит до определенного момента, когда человек уже не видит выхода из сложившейся ситуации, а когда прибегает человек к каким-то чисто человеческим решениям проблем, которые возникают у него, когда он не видит уже выхода — все, уже все ресурсы человеческие испробованы — ничего не помогает, когда человек обращается к Богу, вот тогда Господь начинает чудодействовать. Перепробовав все человеческие факторы, обратился к Богу и как результат — у нас прекраснейшие отношения сейчас и с руководством района, и с руководством города, и множество совместных проектов и мероприятий.
15 лет назад, когда я был назначен настоятелем, для меня было удивительным открытием, что о Боровском монастыре не знают.
Возрождение обители началось, когда 29 декабря 1990 года исполком Калужской области удовлетворил ходатайство митрополита (тогда архиепископа) Калужского и Боровского Климента о возвращении Рождества Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского монастыря Калужской епархии Русской Православной Церкви. С первых дней восстановления обители первостепенное значение придается духовной жизни братии и распорядку дня. В этом секрет расцвета обители преподобного Пафнутия.
Монастырская жизнь и просвещение были нераздельными понятиями, так как древние русские обители были очагами просвещения и письменности, центрами искусства и памятниками архитектуры. Здесь переводились на русский язык книги, создавались оригинальные литературные произведения (причем не только духовного содержания), летописи.
Книгопечатания на Руси началось благодаря церковному просвещению. Ведь первыми книгами первопечатника диакона Иоанна Федорова (принадлежавшего, кстати, к окружению святителя Макария, подвизавшегося в том числе и на Калужской земле) были богослужебные «Апостол», «Евангелие» и «Псалтирь».
Когда в далеком десятом веке при князе Владимире мы приняли христианство, мы приняли не просто какую-то другую религию, другую веру. Мы приняли другой закон общения человека с Богом, общения человека с человеком, построенный на принципах любви и прощения. Мы стали русскими, такими которыми нас знает сегодня весь мир.
Евангелие дает для человека главное — цель в жизни, и средства для ее достижения. Цель заключается в единстве с Воплотившемся Богом, Спасителем нашим Иисусом Христом, благую весть о Котором нам и возвещает Евангелие.
В принципе неверно отделять духовную мудрость от повседневной жизни, ведь человек живет духовной жизнью, только когда реализует ее на практике, а не когда он накапливает в памяти определенную информацию по этому вопросу.
Нагорная проповедь — это то основание, заложенное в великую русскую культуру, без которого она перестает быть и русской, и культурой, примеры чего, к сожалению, у всех у нас перед глазами.
Никогда не было легких времен. Было трудно тогда, трудно и сейчас. Когда не будет трудностей — развитие прекратится и начнется застой.
25 лет возрождения Русской Православной Церкви можно сравнить с половиной сорокалетнего периода хождения евреев в пустыне. Хотя мы и перешли рубеж двадцати лет, нашему обществу, которое 70 лет воспитывалось в совершенно другой идеологии, тяжело измениться.
В своей прощальной беседе Господь сказал ученикам: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга. По тому узнают все, что вы — Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34). И вот на такой жертвенной святой любви, предающей себя до Крестной смерти за всех нас, основывается все христианство.
Культура везде и всегда была выражением жизни народа, выражением его бытия. В первую очередь, она определяет повседневный уклад жизни человека, определяет его духовный мир и систему его ценностей.
Возвращение к духовным истокам отечественной культуры, их сохранение и развитие является непременным условием выживания любой нации и любого государства. Попытки их заменить, всегда обречены на провал и прямо ведут к деградации общества.
У нас в районе предмет «Основы православной культуры» преподается с середины 90-х. Пусть качество тогда было не таким, как сейчас, но у нас это было. И когда мы говорили, к примеру, еще пять лет назад, приглашая другие районы к сотрудничеству, чтобы помочь им организовать Чтения или конференцию провести, они говорили: «Простите, но у нас такого опыта нет. Это у вас есть, а у нас этого опыта нет». За этим опытом преподавания «Основ православной культуры» приезжают к нам не только из других районов, приезжают из совершенно отдаленных, из Сибири, в общем, очень издалека приезжают люди.
Ценность традиции состоит в том, что она представляет собой отобранный на протяжении веков положительный опыт народа, приобретенный в результате преодоления им различных проблем и трудностей, причем свойственных, что важно отметить, именно этому народу, а не некоему абстрактному человечеству, чьим именем и интересами часто прикрываются различные идеологии современного мира.
Сегодня Калужский регион — это экономически стабильный и успешно развивающийся регион. Но далеко не все связывают материальные успехи с духовностью людей здесь проживающих, а также с той культурной нормой церковно-государственных отношений, которая обеспечивает экономическое процветание региона.
Добавить комментарий