Статистика разводов в СССР

Поделиться ссылкой

Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru констатирует, что счастливых семей в России гораздо больше, чем несчастных. Судя по данным опроса, проведённого среди 3000 состоящих в браке россиян разного пола и возраста, разговоры о кризисе института семьи пока не имеют под собой оснований.

Идеалом семейной жизни свой брак считают более половины опрошенных россиян (51%). «Я люблю, и меня любят»; «Моя супруга – это идеал во всём, что касается семейной жизни!»; «Мой муж – самый лучший!»; «Красавица жена, скоро получит второе высшее, интеллект, а главное – у нас трое карапузов», — делятся своим счастьем респонденты.

Любопытно, что среди тех, кто считает свою семью практически идеальной, заметно больше мужчин, чем женщин (56% против 46%). Кроме того, абсолютная удовлетворённость браком снижается с возрастом. Так, если среди респондентов в возрасте до 24 лет полностью счастливы в браке 62%, то среди опрошенных старше 45 – лишь 40%. Впрочем, это легко объяснимо склонностью молодёжи к максимализму.

Ещё 32% россиян считают свой брак хотя и не идеальным, но вполне успешным. По их мнению, совершенных отношений в семье попросту не бывает: бытовые хлопоты, материальные сложности, разница в воспитании и образовании супругов нередко накладывают свой отпечаток на взаимоотношения. Тем не менее, судя по комментариям, респонденты относятся к этому философски: «Все люди разные, и в процессе становления семьи у всех есть момент притирки»; «Отношения (зарегистрированные они или нет) – это труд обеих сторон»; «Хотелось бы больше внимания и нежности, романтики… Но в целом с мужем мне повезло».

7% опрошенных отметили, что они скорее не удовлетворены своим браком, при этом женщин среди них почти в два раза больше, чем мужчин (9% против 5%). Ещё 3% участников опроса заявляют, что брак – это худшее, что было в их жизни. «Никого не виню – сама виновата»; «Брак, он и в Африке брак», — с горечью констатируют разочарованные в семейной жизни респонденты.

«Ушли бы Вы от мужа / жены, если бы была такая возможность (например, не было бы детей, материальных проблем и т. д.)?» — на этот провокационный вопрос однозначно положительно ответили лишь 6% россиян. Как и следовало ожидать, в основном это люди, уверенные, что брак – худшее, что было в их жизни (83%): «Я так и сделала, хотя и ребёнок, и материальные проблемы были»; «Не было бы детей…»

С большой долей вероятности расстался бы со своей второй половиной каждый десятый россиянин (10%). Среди них больше всего тех, кто скорее не удовлетворён своими семейными обстоятельствами (51%). При этом многие респонденты подчёркивают, что не готовы уходить «в никуда»: «Ушла бы ради другого мужчины, с которым могла бы быть счастливее»; «Надо, чтобы ещё и было к кому…»

Около четверти россиян (23%) сообщили, что, если бы появилась возможность, они скорее не ушли бы от мужа или жены. Чаще всего такой ответ выбирали респонденты, которые считают свой брак хоть и не идеальным, но вполне удовлетворительным (46%). Впрочем, остались бы с семьёй и 14% тех, кто скорее не удовлетворен браком. «Ни дети, ни материальные проблемы не останавливают: нет ни того, ни другого. Просто понимаю, что нет смысла менять шило на мыло», — комментируют они.

Однозначно отрицательно на поставленный вопрос ответили 53% россиян – в основном это те, кто считает свой брак идеальным (82%): «Никогда и ни за что!»; «Пока смерть не разлучит нас!».

Статистика различных браков и измен в них

Семья в жизни каждого человека играет важную роль, а развод зачастую становится не только переломным моментом в личной жизни, но и изменяет социальное положение. По статистике, распад семьи практически всегда отрицательно сказывается на всех сферах жизни. Но, несмотря на это, ежегодно половина брачных союзов распадается.

Психологи и социологи при помощи статистических данных различных слоёв населения, состоящих в супружестве, пытаются найти причины распада семей. Но статистика немного искажена, так как в последнее время многие пары отказываются от официального вступления в брачный союз.

С 1970 года в России значительно увеличилось число разводов, и по статистике в настоящее время составляет примерно 140 тысяч в год. Статистика Загсов показывает, что с каждым годом официальных регистраций всё меньше, а позиция гражданских союзов наоборот укрепляется.

Статистика указывает на то, что сегодня каждый второй брак оканчивается разводом. Всего 10 лет назад распадался каждый третий союз. Рост разводов на лицо – практически в полтора раза! А ведь это несчастные дети, лишённые полноценной семьи и разбитые надежды супругов на совместное семейное счастье. По статистике, разводы по годам семейной жизни распределяются следующим образом:

  • 3,6% – до 1 года;
  • 16% – 1-2 года;
  • 18% – 3-4 года;
  • 28% – 5-9 лет;
  • 22% – 10-19 лет;
  • 12,4% -20 и более лет.

Получается, что за первые 4 года семейной жизни происходит развод примерно у 40% пар. Так же статистика показывает, что самый ответственный и важный период в жизни семьи происходит, когда супругам от 20 до 30 лет. Статистика указывает, что браки, заключённые до 30 лет, в два раза долговечнее и перспективнее союзов, зарегистрированных между супругами после 30 лет. Это связано с тем, что людям до 30 лет легче привыкнуть и притереться друг к другу.

Как оказалось, большинство разводов происходит в возрасте 18-35 лет. Количество разводов резко увеличивается в возрасте 25 лет. При разводе, суд даёт время супругам на раздумье, примерно в 64% случаев, но забирают заявление о разводе всего 7% семейных пар.

Итак, ниже мы детально рассмотрим:

  • вступления в ранние неравные браки;
  • вступления в гражданские браки;
  • вступления в повторные браки;
  • вступления в брачные узы межнациональные и с иностранцами;
  • вступления в браки по залету.

Статистика ранних союзов

Юридически, ранний брак – это союз, заключённый между людьми, не доросшими до законодательного возраста. Также, к ранним можно отнести браки, которые заключаются раньше стандартного возраста, то есть в 18-20 лет. По статистике, основными причинами вступления в ранний союз являются:

  • по залету;
  • сильная страсть, влюблённость;
  • стремление освободится от чрезмерной родительской опеки.

По статистике, за последние 5 лет количество вступления в ранние браки (до 18 лет) значительно снизилось. Но, несмотря на это проблема ранних супружеств осталась. Современное общество не поддерживает такие семьи, ведь по статистике у них нет будущего. Статистика указывает, что в 90% случаев ранние союзы заканчиваются разводом, причём большинство семей распадается после года совместной жизни.

Статистика повторных брачных союзов

По статистике, повторные супружеские узы стабильнее первых. Это объясняется накопленным опытом из прошлого супружества, большей терпимостью друг к другу, а также отсутствием иллюзий относительно семейной жизни (реальному пониманию, что такое брак). Женщинам для восстановления психологического состояния и для вступления в новую семью нужен примерно 1 год, а мужчинам около 1,5-2 лет.

По статистике после расторжения первого союза, люди регистрируют второй через 2-3 года. Для регистрации второго союза, у людей следующие есть мотивы:

  • стремление приобрести комфорт и душевное равновесие;
  • удовлетворение потребностей в физической и эмоциональной любви;
  • улучшение бытовых условий и материального состояния.

Повторные браки весьма разновидные, условно их можно разделить на следующие типы:

  1. разведённый мужчина, дети которого проживают с бывшей супругой, сходится с разведённой женщиной с детьми.
  2. разведённый мужчина сходится с более молодой, свободной женщиной без детей.
  3. возвратные союзы.
  4. брак между вдовцом и вдовой.

Выстраивать отношения в повторном браке может быть сложно по следующим причинам:

  • стеснение и неловкость в начале совместной жизни;
  • опасение заново пережить разлуку и разочарование;
  • страх близости из-за сложных прошлых семейных отношений;
  • чувство вины перед детьми;
  • ребёнок не принимает новые отношения родителя. Эта проблема особенно актуально в тех случаях, когда бывший супруг погиб.

Статистика межнациональных браков

Статистика указывает на то, что сегодня количество межнациональных браков быстро растёт. Особенно данная тенденция заметна в Москве. По статистике, в 1912 году около 95% москвичей были “белыми” русскими или этническими русскими, а к 2000 году в Москве население русских сократилось до 89%. Если смешанные браки будут регистрироваться в таком же ритме, то к 2025 году, число русских сократится до 73%.

По статистике, на сегодняшний день примерно 25% населения Российской Федерации живёт в многонациональных семьях, что беспокоит многих русских. Только за прошлый год в Москве было зарегистрировано около 50 000 межнациональных браков. К тому же, стоит отметить, что смешанные браки с ближними этническими группами растут в количестве, а с представителями далёких этнических групп – падают. На тему межнациональных союзов были проведены различные опросы.

Степень важности национальности при выборе жены/мужа

Опрашиваемые категории населения Высокая
степень важности
В равной мере важно и неважно Низкая степень важности
Студенты университетов, молодёжь (не состоящие в браке) 22,7% 17,6% 54,9%
Семейные люди в браке 18,2% 15,6% 59,6%
Люди, пережившие развод 16% 18,6% 66,2%

Смешанные браки могут быть удачными только в том случае, если супруги смогут решить между собой вопросы относительно различного менталитета и воспитания.

Статистика гражданских браков

Гражданский брак – это супружество без регистрации в Загсе, по факту оно считается сожительством. Статистика в России показала, что 85% мужчин, проживающих в гражданском браке, считают себя холостыми, а из женщин только 8% считают себя незамужними.

По статистике, критической датой гражданского брака является рубеж в 4 года. В будущем у таких отношений практически нет шансов перерасти в официальный союз. 64% детей, рождённых в гражданском браке, становятся свидетелями свадьбы своих родителей.

По статистике, в России 40% пар проживают в гражданском браке. Недавно был проведён интересный опрос, который показал, что каждый третий мужчина женится по желанию своей второй половины, каждый четвёртый по традиции, и лишь каждый десятый – по собственному желанию и по любви.

Гражданский брак и регистрация отношений

По статистике, проживание в гражданском союзе в течение 1 года подталкивает на официальный брак 18% пар, в течение 2 лет – 20%, в течение 3 лет – 17%. Основной причиной для регистрации брака, является планирование ребёнка. В России, по статистике пары, оформившие отношения после проживания в гражданском браке разводятся на 30% реже, чем супруги, не проживающие вместе до официального брака.

Статистика неравных браков

Социологи обнародовали интересную статистику – сегодня браки между ровесниками заключаются только в 28% пар. В наше время всё больше неравных браков, причём разница в возрасте может достигать 20 лет, как в сторону жены, так и в сторону мужа. По статистике, в России каждый 12 брак является неравным.

Статистика браков с иностранцами

По статистике, в России каждый 10 человек заключает брак с иностранцем. Но в 80-85% браки с иностранцами распадаются из-за депортации, угрозы аннулирования визы и физической расправы. Причём раньше российские девушки рассматривали брак с иностранцем, как «путёвку в красивую жизнь», сейчас, с улучшением социально-экономической ситуации в стране, заграничные женихи не являются столь привлекательными, и браки заключаются реже. Ещё хуже обстоят дела в браках по залету с иностранцами.

Браки по залету

Статистика в России свидетельствует о том, что треть браков регистрируется по залету. Но, к сожалению, семейные узы по залету чаще всего распадаются, причём инициатором развода в большинстве случаев становится мужчина. Конечно, есть и счастливые семьи по залету, тут, в первую очередь всё зависит от отношений в паре. Если в паре была только страсть, то брак по залету практически обречен на развод.

Семейная жизнь в таком случае отличается недолговечностью. Очень часто и мужчина, и женщина, женившиеся по залету разочаровываются в семейной жизни, разводятся или ищут любви на стороне. Брак по залету без любви и взаимоуважения не может быть удачным, ведь недаром говорят, мужчину ребёнком не удержишь.

Поэтому регистрации браков по залету зачастую не приносят комфорта и семейного уюта ни мужчине, ни женщине.

По статистике, среди людей, живущих гражданской семьёй, брак по залету часто является удачным. Ведь между партнёрами уже имеются серьёзные и длительные отношения, они выстроили свой быт и умеют решать между собой возникающие проблемы. В этом случае брак по залету практически ни чем не отличается от обычного брака.

Самые крепкие браки в России – статистика

По статистике, из 20 браков по любви приходится 10-11 неудачных, из 20 супружеств по расчёту, неудачных всего 7, а из 20 пар поженившихся исключительно по рассудку разводятся всего 4-5 семей. Исходя из статистики, можно сделать вывод, что любовь не является гарантией прочного и счастливого союза, а самые крепкие семьи создаются по рассудку.

Недавно проведённый опрос показал, что в браках, созданных по любви:

  • 46% – до сих пор любят партнёра;
  • 18% – считают, что осталась только привычка;
  • 14% – вместе из-за общих интересов и взглядов;
  • 12% – сохраняют союз из-за любви к совместным детям;
  • 10% – объединяет физическая близость.

Статистика супружеских измен

В России статистика супружеских измен выглядит следующим образом:

41% жен хотя бы раз изменяли мужу;

59% мужей не отрицают измен.

К основным мотивам измен относятся:

  • угасание чувств к супругу;
  • желание новизны;
  • стиль жизни друзей;
  • месть изменой на измену;
  • грубое отношение партнёра;
  • половая неудовлетворённость;
  • длительное отсутствие партнёра;
  • чувство собственной привлекательности;
  • измена под воздействием алкоголя.

По статистике, любовники чаще всего знакомятся:

  • на работе;
  • на отдыхе;
  • в командировке;
  • по месту жительства (соседи).

Кстати, наличие измен в семье, по статистике приводит к разводу в 15% случаев.

Статистика измен – несколько интересных фактов

  • Согласно последним исследованиям, большая часть неверных мужей считают свой брак счастливым и удачным, а большинство неверных жён считают свою семейную жизнь несчастной.
  • Большинство мужских измен связанно с жаждой свежих сексуальных ощущений, а женских измен больше всего на эмоциональном уровне. 81% измен женщин начинаются с дружеских отношений.
  • У женатых мужчин, как правило, нет продолжительных измен. Они предпочитают многочисленные и непродолжительные вступления в отношения, только для секса. Женских измен только ради секса практически не бывает, как правило, жена изменяет не только телом, но и душой с постоянным партнёром-любовником.
  • Статистика указывает, что причина мужских измен в основном кроется в сексуальной неудовлетворённости, а причина женских измен в эмоциональной.

> Семья по советски

С днём свадьбы Вас! Будте счастливы!!!

Революционные идеи начала XX века и Великий переворот 1917 года, в результате которого к власти пришли большевики, смяли, перевернули все прежние устои и традиции, по которым жило и развивалось российское общество на протяжении многих веков. Одни из самых основополагающих и фундаментальных устоев общества, всячески поддерживаемые Православной церковью – заключение брака и крещение детей, права и обязанности супругов, основы семейной жизни – всё это объявлялось поповским мракобесием, и было исключено из новой революционной действительности.

Упразднением института семьи и брака новая власть занималась целеустремлённо и творчески.

Церковный брак был упразднён ещё в конце 1917 года, а, по мнению В.И. Ленина, незачем, упразднив один ритуал (венчания), заменять его другим (гражданской регистрацией). Идеологами и вдохновителями отмены семейных отношений были, как ни странно, женщины – «музы революции» Александра Коллонтай и Инесса Арманд.

Эти умные, красивые, состоятельные и блестяще образованные женщины, пребывавшие в замужестве, не были измучены нищенским бытом, им потакали их мужья, они имели детей (у Арманд их было пятеро, у Коллонтай – один сын).

Они оказались вовлечены в революционную деятельность, в которой не было места семейным отношениям, марксистская идеология скорее отвергала семью, революции требовались идейные борцы, раскрепощённые во всех отношениях, признающих, что семья – это пережиток буржуазного прошлого. Женщина и её дети прежде зависели от мужа и материально, и морально. Теперь же, в новых условиях, женщина станет самостоятельной и самодостаточной, воспитанием её детей займутся сады и ясли, приготовлением еды – общественные кухни, стиркой белья – прачечные, а соратники по революционной борьбе станут единомышленниками и в постели, благо, оба теперь, и он, и она называются «товарищ». Но, по иронии судьбы, именно регистрация брака А. Коллонтай и П. Дыбенко стала первой записью в первой книге Актов гражданского состояния Советской Республики, именно измена мужа станет для Коллонтай очень тяжёлым ударом, как бы Александра Михайловна себя не убеждала в отсутствии обиды и ревности.

К абортам новая власть отнеслась благосклонно, только требовала от женщин, чтобы проводилась эта операция в медучреждениях квалифицированным персоналом. Идеей коммунистического сожительства особенно глубоко прониклись перманентно пребывавшие в революционном угаре студенчество и пролетарская молодёжь: общие жёны, еда, жильё – права есть, а об обязанностях задумываться незачем, коммуна, товарищи!
Новый, второй Кодекс законов о браке и семье, принятый в 1926 году, ещё более усугубил маргинальную суть новых семейных отношений. Законодательством признавался действительным, так называемый фактический брак, то есть, достаточно было подтвердить факт совместного сожительства, ведения общего хозяйства, воспитания детей и демонстрация супружеских отношений перед посторонними (третьими) лицами.

В итоге, из 10 заключённых таким нехитрым способом браков, 9 распадались в течение года, и такая «семья» оказалась вполне легальным инструментом удовлетворения распущенности и беспорядочных половых связей.

Но, видимо, маятник дошёл до своей крайней точки либеральных семейных отношений, и в тридцатых годах столь же стремительно пошёл в обратную сторону. Начался активный процесс формирования и укрепления советской семьи – ячейки общества. Убеждённые марксисты и пламенные революционеры, обладавшие преимущественно ораторскими талантами, но не способные к практической созидательной работе, уходили с насиженных партийных мест (далеко не всегда добровольно). Пришедший к власти И.В. Сталин, прагматик и реалист, прекрасно понимал, что страну надо поднимать в кратчайшие сроки, и граждане этой страны должны заниматься производительным и самоотверженным трудом, а не поисками очередного партнёра для спаривания. Общинно-племенной строй ушёл безвозвратно, устойчивые семейные отношения надёжно цементировали общество, а государство позиционировало себя, как одну большую семью во главе с мудрым, всевидящим Отцом. Женщины, боровшиеся за равноправие с мужчинами, получили «прав» с избытком: кроме рождения и воспитания детей, домашней работы, советские женщины работали на стройках и предприятиях наравне с мужчинами, но за меньшую зарплату.

1936 год – принят третий Семейный кодекс. Регулированием семейных отношений, демографической ситуации в стране взяло под неустанный контроль государство. Сразу же были запрещены аборты, женотделы закрыли ещё в начале 1930 года, но парткомы и профкомы активно вникали в жизнь каждой семьи, даже когда их об этом не просили. Постепенно возвращается патриархальный уклад семьи, но с социалистическими поправками. Так, едва родившись, ребёнок оказывается в яслях, чтобы мать не отвлекал от строительства коммунизма. Далее – садик, школа, ПТУ (реже — институт), с младых ногтей дети получали изрядную дозу социалистической пропаганды и к 16-18 годам становились, в подавляющем большинстве, активными строителями коммунизма с правильной ориентацией на советские ценности и на верность партии. Свободная любовь была заклеймена как антисоветская, а выявленные лица с гомосексуальной ориентацией отсиживали свои немалые сроки в «местах не столь отдалённых».

После смерти И.В. Сталина в Советском Союзе значительно изменилось отношение к советской семье, причём, в лучшую сторону. Беременные женщины получили возможность быть с 8-го месяца беременности в декретном отпуске, а после рождения ребёнка могли растить своего малыша до 1 года, государство стало выплачивать пособия по беременности и родам, оказывало помощь неполным семьям. Строилось огромное количество новых садиков и школ, а в дела отдельно взятой семьи уже не так беспардонно вмешивались партийные и профсоюзные органы. Аборты вновь легализовали, что заметно сказалось на снижении женской смертности от криминальных абортов.
Сегодня, когда в Европе появляются однополые семьи, а потом в этих семьях – родитель №1 и родитель №2, становится жутко и страшно, каким вырастет ребёнок, взятый ими на воспитание. И с огромной теплотой вспоминаешь советские свадьбы с «Советским» шампанским, хрустальными бокалами, криками «горько», трёхдневными застольями и сохранившимися, не смотря ни на что, обрядами благословения родителями, свадебным караваем, дарением иконы и вышитого рушника.

Семья и брак в Советской России

Перейдем теперь к анализу эволюции/революции семьи и семейных отношений в период после Октябрьской революции 1917 года. Социокультурные изменения ХХ века отличались тотальным, всеобщим характером, распространяясь практически на все сферы человеческой жизни, включая систему ценностей, модели поведения, адаптационные стратегии личности, формы семьи, модели семейных отношений, гендерные роли мужчины и женщины.

Интенсивность динамики социокультурной среды превышала исторические аналоги, требуя новых адаптационных стратегий, превращая в «музейные экспонаты», бессмысленные на новых отрезках исторической динамики нормы, ценности, социальные позиции, модели повседневного существования. Для характеристики России как переходного общества вполне применим термин известного исследователя общества модерна У. Бека «halbmoderne Gesellschaft» — полусовременное общество.

В связи с этим вполне уместным представляется и характеристика, данная российскому социуму А.С. Ахиезером. Существуют традиционные общества, которые пытаются сохранить основы традиционализма, веру в возможность жить по мифологическим циклам, пытаясь их сочетать с достижительными ценностями. К этим странам можно было причислить и Россию, но с одной важной оговоркой. В России не сложились эффективные институты, способные обеспечить бесконфликтное сотрудничество, диалог между ценностями сообществ, ставших на путь модернизации традиционного типа, и ценностями идеологического общества, не выявилась достаточно развитая способность преодолевать исторически сложившийся в стране раскол между архаичной и достижительной культурами..

В постреволюционной, советской России/СССР огромные массы людей оказались затронуты процессом массовой маргинализации, заключавшемся преимущественно в утрате прошлого социального статуса и неопределенности статуса нынешнего, более или менее резком разрыве с социокультурной традицией, проявившемся, в том числе в отношении семьи, содержательного наполнения гендерных ролей и модели репродуктивного воспроизводства человека.

Социальный институт семьи в России в послереволюционный период претерпел существенные изменения. После Октябрьской революции 1917 года в России/СССР стали распространяться идеи женского равноправия, которые наиболее четко артикулировали две «музы» русской революции — Инесса Арманд и Александра Коллонтай. Они говорили о браке как о любовном и товарищеском союзе двух равных членов коммунистического общества, свободных и одинаково независимых.

Коллонтай писала, «что современная семья утратила свои традиционные экономические функции, а это означает, что женщина вольна сама избирать себе партнеров в любви». В 1919 году вышел ее труд «Новая мораль и рабочий класс», основанный на сочинениях немецкой феминистки Греты Майзель-Гесс. Коллонтай утверждала, что женщина должна эмансипироваться не только экономически, но и психологически. Идеал «великой любви» («grand amour») трудно достижим, в особенности для мужчин, поскольку он входит в противоречие с их жизненными амбициями. Чтобы стать достойной идеала, личности следует пройти период ученичества, в виде «любовных игр» или «эротической дружбы», и освоить сексуальные отношения, свободные и от эмоциональной привязанности, и от идеи превосходства одной личности над другой.

Коллонтай полагала, что только свободные и, как правило, многочисленные связи могут дать женщине возможность сохранить свою индивидуальность в обществе, где господствуют мужчины (обществе патриархата). Приемлема любая форма сексуальных отношений, но предпочтительнее «последовательная моногамия», каждый раз основанная на любви или страсти смена брачных партнеров, серийных отношений мужчин и женщин. семья общество патриархальный социальный

В качестве наркома государственного призрения она устраивала общественные кухни как способ «отделить кухню от брака». Заботу о воспитании детей она тоже хотела возложить на общество. Она предрекала, что со временем семья отомрет, и женщины научатся заботиться о всех без разбора детях, как о своих собственных.

Да и лидер РСДРП (б) и Советского государства В.И. Ленин, хотя и не разделял теорию и практику свободной любви, придавал большое значение обобществлению материальной стороны быта, созданию общественных столовых, яслей, детских садов, которые он называл «образчиками ростков коммунизма». Это «те простые, будничные, ничего пышного, велеречивого, торжественного не предполагающие средства, которые на деле способны освободить женщину, на деле способны уменьшить и уничтожить ее неравенство с мужчиной по ее роли в общественном производстве и общественной жизни».

Советское государство с первых дней своего существования приступило к активному реформированию гражданского законодательства, в том числе в части, регулирующей брачно-семейные отношения. Прежде всего из процесса этой регуляции была исключена Православная церковь. Так, уже в 1917 году «18 декабря отнята у церкви регистрация рождений и браков. 20 декабря введен гражданский брак как единственно имеющий юридическую силу».

Хотя официально аборты не были узаконены, в первые три года Советское правительство относилось к ним достаточно терпимо. Поскольку эта операция часто производилась людьми неквалифицированными, в антисанитарных условиях, что приводило к тяжелым последствиям и летальным исходам, декрет от 18 ноября 1920 г. предписывал производить аборты под строгим медицинским контролем. Хотя к абортам был приклеен ярлык «пережитка прошлого», женщинам не возбранялось пойти на этот шаг, при условии, что операция будет производиться врачами в больничных условиях. Это был тоже первый закон такого рода.

Говоря о новом законодательстве в области семьи и брака, В.И. Ленин подчеркивал его направленность на освобождение женщины и ребенка, на защиту их прав: «…законы (Советской России. — С.Г.) не освящают лицемерия и бесправного положения женщины и ее ребенка, а открыто и от имени государственной власти объявляют систематическую войну против всякого лицемерия и всякого бесправия».

Обсуждение проекта нового кодекса законов о браке и семье в начале 20-х годов сопровождалось призывами к отмене любых форм регистрации брака, в том числе и светской государственной регистрации: «Уничтожая суеверие необходимости церковного венчания для законности брака, нет надобности заменять его другим суеверием — необходимости облечения свободного союза женщины и мужчины в форму регистрированного брака .

Второй советский кодекс законов о браке, семье и опеке был принят в 1926 году. В целом кодекс продолжал западническую либеральную традицию в сфере семьи и семейных отношений, сложившуюся в первые послереволюционные годы. Так, например, регистрация браков стала необязательной, поскольку кодекс признавал легитимными существующие фактические браки. При этом фактическим признавался брак, которому соответствовали следующие условия: «Факт совместного сожительства, наличие при этом сожительстве общего хозяйства и выявление супружеских отношений перед третьими лицами в личной переписке и других документах, а также, в зависимости от обстоятельств, взаимная материальная поддержка, совместное воспитание детей и пр.».

Заметим, что в первое десятилетие советской власти в нашу жизнь и соответственно в русский язык вошла гендерно ориентированная часть новояза, касающаяся, прежде всего, положения женщин и их участия в строительстве социализма/коммунизма. Это замечание важно, поскольку изменения в языке являются индикатором изменений в повседневной жизни.

Мы знаем, что марксистская идеология не содержит никаких доказательств в пользу сохранения семьи; скорее она приводит к противоположному выводу. В первые дни революции было распространено мнение, что семья — это не более как «буржуазный пережиток» и что процесс ее «устранения» неотвратим.

Так, видный российско-американский социолог П.А. Сорокин в статье «О влиянии войны», опубликованной в журнале «Экономист» № 1 за 1922 год, представил следующие данные по состоянию петроградской семьи после революции 1917 года: «На 10 000 браков в Петрограде теперь приходится 92,2% разводов — цифра фантастическая, причем из 100 расторгнутых браков 51,1% были продолжительностью менее одного года, 11% — менее одного месяца, 22% — менее двух месяцев, 41% — менее 3-6 месяцев и лишь 26% — свыше 6 месяцев. Эти цифры говорят о том, что современный легальный брак — форма, скрывающая по существу внебрачные половые отношения и дающая возможность любителям «клубники» «законно» удовлетворять свои аппетиты», чем вызвал неудовольствие В.И. Ленина.

Затем наступила столь сильная реакция, что посредством законодательства стало осуществляться гораздо более сильное принуждение граждан к выполнению своих семейных обязанностей, чем это имело место в большинстве стран Запада. Можно предположить, что возник некоторый комплекс сил, действующих в этом направлении, что могло совпасть с политикой правящей верхушки.

Институт семьи, пошатнувшись в 1920-е годы, когда в СССР были еще сознательные марксисты, а сам марксизм еще не прошел через полосу перерождений, на волне сталинского термидора уже в 1930-е годы не только полностью восстанавливает, но даже укрепляет свои позиции. В Советском Союзе не только не проявилось сколь-либо значимой тенденции к отмиранию государства, что должно было произойти согласно марксистской теории, но проявилась прямо противоположная тенденция к его укреплению. Уже в 30-е годы прошлого века советское государство сумело подняться в «предгорья» имперской организации и могущества, достигнув этих вершин уже после окончания Второй мировой войны.

Недаром во все времена, начиная с Античности, стабильные семейные отношения считались мощным политическим стабилизирующим фактором. Монархи и политические диктаторы, пытаясь консолидировать общество под своим руководством, взывали к семейным ценностям, сравнивая государство с одной большой семьей, рассматривая себя как «отца нации» или «Большого Брата».

В процессе установления сталинской диктатуры усилились политическая централизация и государственная ориентация на ускоренное строительство социализма. Жизнь граждан Советского Союза, как мужчин, так и женщин, контролировалась внеэкономическим принуждением к труду, политическими репрессиями, установлением жесткого контроля за сексуальным и репродуктивным поведением граждан страны. Но политика государственных репрессий в отношении семьи имеет лишь ограниченную эффективность. Так, знаменитый автор романа-антиутопии «1984» Дж. Оруэлл определил семью как «очаг верности не партии, а друг другу». Но и это правило содержит в себе определенный процент исключений; советские люди хорошо помнили о выборе Павла Морозова, который сделал выбор не в пользу семьи, но в пользу Советского государства.

Находящемуся во врвждебном капиталистическом окружении СССР были нужны солдаты и бесплатная рабочая сила для осуществления «великих строек коммунизма», что предполагало сублимацию сексуальной энергии человека (как известно, в СССР секса нет) и использование ее для нужд советского государства. С другой стороны, в своем идеальном состоянии советская женщина фертильного возраста рассматривалась и как многодетная мать, и как экономически дешевая, готовая работать за идею рабочая сила. Права женщин, как, впрочем, и права человека вообще, советское руководство 30-х годов особенно не беспокоили, и в 1930 году в стране были закрыты женотделы. И.В. Сталин объявил об окончательном разрешении женского вопроса. «Кульминации это достигло в 1936 г., когда был принят новый семейный кодекс, запрещавший аборты… государство стало бороться за укрепление семьи: “свободную любовь“ заклеймили как антисоциалистическую»..

Советское правительство во второй половине 30-х годов, как осознанно, так и неосознанно обратилось к российским социокультурым традициям, отойдя от одержимости идеей практичекого воплощения мировой революции, полной и повсеместной переделки мира. В армии вводились погоны и офицерские звания старой русской армии, красных командиров учили танцам и правилам поведения в обществе, в общественных садах заиграли духовые оркестры. Это был частичный поворот к прошлому, к тому старому миру, который пользовался столовыми приборами и танцевал на балах. Оказалось, что переделать мир и быт человека во всех его проявлениях не всегда нужно, часто старое лучше. Это был, как говорят историки, «консервативный откат», который означал кроме всего прочего, переход к консервативной, охранительной политике в отношении семьи.

Кратко рассмотрев эволюцию семьи, нравов, демографических особенностей в Советской России, подведем теперь некоторые итоги. В результате революционных преобразований советской эпохи были решены некоторые проблемы, стоявшие перед Россией, проведены индустриализация, урбанизация, совершен переход от патриархальной к эгалитарной семье, в том числе и демографический переход, достигнут невероятный прогресс в обеспечении всеобщей грамотности, медицине, социальной сфере вообще. Но цена революционного пути для страны оказалась невероятно высокой, свершения в своей основе амбивалентны, достигнуты на основе мобилизации, перенапряжения всех жизненных сил общества, что во многом предопределило цивилизационный слом постсоветской эпохи.

Развод: расторжение брака до революции, в СССР и сегодня

Сегодня Россия прочно удерживает сомнительное лидерство по количеству разводов. По данным демографического ежегодника ООН 2012 г., Россия — первая среди стран с самым большим числом разводов. 5 разводов на 1000 человек за год. Печально, но Росстат подтверждает эти данные — каждый второй брак заканчивался бракоразводным процессом. Например, в 2012 г. было заключено 1 213 616 браков, на них пришелся 641 981 развод. За сухими цифрами — не только человеческие судьбы, но и судьба целого народа.

Является ли такая ситуация нормой для России? С точки зрения тысячелетней российской цивилизации большое количество разводов — явление ненормальное. Развод был огромной редкостью в царской России — развести могла только Церковь. Виновник развода чаще всего не имел права вступать в новый брак, что, конечно, заставляло людей хорошо подумать, прежде чем разрушать семью. Так что в огромной Российской империи в 1880 г. зафиксировано всего 920 разводов, в 1890 г. — 942.

Все изменилось после 1917 г. Законодательство по разводам, принятое в СССР, было самым либеральным в мире. Развод по взаимному согласию производился во внесудебном порядке. При разводе по заявлению одного из супругов дело рассматривал местный судам.

Как раз в те годы простое сожительство получило название «фактический брак». Кодексом законов о браке, семье и опеке 1926 г. расторжение брака в суде было отменено совсем. Брак расторгался в органах ЗАГС, даже без вызова второго супруга, которому только сообщалось о факте развода.

Последствия этой революционной реформы не заставили себя долго ждать. Уже в 1930-е годы СССР завоевал первое место в мире по количеству разводов, которое с краткими перерывами удерживает по сей день.

Некоторое сдерживающее влияние оказали людские потери в Великой Отечественной войне. Чтобы компенсировать их, в 1944 г. был установлен очень сложный порядок развода через суд. Был принят Указ «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства».

Разводящимся официально надо было давать объявление в газету. Суд мог отказать в разводе, даже если оба супруга на нем настаивали. С виновников развода взимался большой штраф в пользу государства, причем для тех, кто разводился повторно, штраф увеличивался. Кроме того, было полностью запрещено установление внебрачного отцовства. Однако в конце 1960-х процедура развода вновь была упрощена. И если в 1950 г. на 1000 человек приходилось 12 браков и 0,5 развода, то в 1990 г. — это 8,9 брака и 3,8 развода.

Тем не менее развод считался аморальным и мешал партийной карьере. После развала СССР динамика браков и разводов снова ухудшилась. Соцопросы показывают, что среди россиян уверенно растет представление о разводе как социальной норме. По новейшим данным ВЦИОМ, только каждый 10-й полагает, что разводиться нельзя — надо сохранить семью любой ценой. (В 1990-м так считали 13 %, в 2007-м — 12 %). В том, что хуже от развода не будет и что надо разводиться, если возникло такое желание, уверены 11 % (23 года назад так считали только 5 %, 6 лет назад — 9 %).

Так что можно констатировать, что с каждым годом неуклонно снижается количество людей, готовых во что бы то ни стало сохранить брак.

А как у них

Оказывается, сходные процессы в сфере семейно-брачных отношений в ХХ веке происходили в странах Европы. Везде на протяжении последних ста лет шел рост как относительного, так и абсолютного числа разводов.

Вот как выглядит первая десятка лидеров по числу разводов (в порядке убывания): Россия, Беларусь, США, Молдавия, Бельгия, Литва, Куба, Чехия, Швейцария и Украина. Можно заметить, что во всех этих странах также широко распространен институт так называемого «гражданского брака» — не регламентированного совместного проживания мужчин и женщин, не берущих на себя каких-либо моральных или правовых обязательств. В России, согласно соцопросам, большинство таких «браков» распадаются в течение пяти лет. То есть реальная картина семейной жизни еще более печальна.

Не менее интересен и противоположный список — стран с наименьшим числом разводов на душу населения. Это Чили, Колумбия, Шри-Ланка, Гватемала, Ливия, Босния и Герцеговина, Узбекистан, Ямайка, Ирландия, Мексика, Сальвадор, Никарагуа, Македония, Черногория, Таджикистан, Венесуэла, Италия, Сирия, Армения, Индия.

Закономерно, что страны с наименьшим числом разводов на душу населения одновременно являются центрами религиозной культуры. Получается, что в сильных позициях религии, а значит, и в меньшем социальном эгоизме верующего населения лежит простой секрет крепких браков.

В России по причине неверности распадается не более 20 % браков. На первых местах стоят такие объяснения, как «нет любви», «не сошлись характерами» и т. д. Более трети современных браков распадаются именно поэтому. Наши прадеды только развели бы руками, слыша такие «причины». Скорее уж себялюбие, выпячивание своего «я» разрушает ныне христианскую, а также японскую и китайскую цивилизации. Только те страны, которые смогут побороть социальный эгоизм и преодолеть его последствия, могут рассчитывать на общественную стабильность в XXI веке.

ЯЗЫКОМ ЦИФР. О браках и разводах в СССР

ЧИСЛО ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ БРАКОВ

В СССР насчитывается свыше 70 млн. семей. Каждый год образуется более 2,7 млн. новых супружеских пар. В брак вступает абсолютное большинство мужчин и женщин. По данным социально-демографического обследования 1985 г., в СССР всего 2,6% мужчин и 3,5% женщин в возрасте 45 — 49 лет никогда не состояли в браке.

В стране отчетливо выражена тенденция к омоложению браков: в настоящее время из молодых поколений в первый брак к возрасту 25 лет вступает свыше 80% женщин и около 70% мужчин, тогда как 20 лет назад в брак вступало к этому возрасту 70% женщин и 60% мужчин. Этот показатель значительно различается по территории страны; так, для женщин он составляет в республиках Средней Азии 85 — 92%, в РСФСР, на Украине и в Белоруссии — 80 — 82%, в республиках Прибалтики — 76 — 80%, Закавказья — 68-74%.

При сохранении существующих уровней смертности и разводов до «серебряной» свадьбы смогут дожить 52,3%, до «золотой» — 17,1% супружеских пар.

ЧИСЛО ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ РАЗВОДОВ

За последнее время в стране разводилось ежегодно 1,4% супружеских пар.

В результате разводов каждый год более 700 тысяч детей в возрасте до 18 лет остаются без одного из родителей.

Шансов на заключение повторного брака значительно больше у мужчин: спустя 10 лет после развода или овдовения в новый брак вступает свыше 50% мужчин и только 25% женщин. Повторные браки распадаются в среднем на 75% чаще, чем первые.

По данным ЦСУ СССР.