Стяжи дух мирен

Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи!

Серафим Саровский сказал: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи». И почти у каждого, кто задумывался над значением этой фразы, проскальзывала мысль: а действительно ли это слова преподобного? Ведь мы уверены, что спасаем себя и количеством спасенных нами. И круто при этом ошибаемся, потому что других спасал только Христос. Мы его так и называем – Спаситель. И если мы стремимся спасать других, забывая о своем собственном спасении, то это не что иное, как пренебрежение Его искупительным подвигом. И чтобы понять подлинную суть слов преподобного, достаточно понять, что означает само понятие спасения.
Адам, находясь в раю, согрешил. Внял сатанинскому совету и пошел против Бога. И стал враждовать с Ним, то есть жить «по похотям сердца своего», а не по Воле Бога. (Такое состояние человеческой природы называется «ИСПОРЧЕННОСТЬЮ»). И с каждым поколением вражда с Богом усиливается, приобретая все более изощренные формы. А в чем же суть пришествия Христа на землю? По словам апостола Павла, он стал «вторым Адамом». То есть совершил то, с чем не справился первый Адам, а именно противостоял греху. О Себе Христос говорит: Я – Сын Человеческий, но Отец мой – Бог. Св. Филарет Московский так объясняет это кажущееся противоречие: «Будучи вездесущ, Бог всегда пребывает на небе и всегда на земле; но на земле Он прежде был невидим, а потом явился во плоти; потому говорится, что Он сошёл с небес» (Пространный катехизис «О третьем члене Символа веры, п. 149). И еще: «Под словом воплощение подразумевается то, что Сын Божий принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался человеком, не переставая быть Богом» (Там же, п. 176).
Христос, пребывая одновременно и Богом и человеком, примирил в себе последнего с первым через добровольное подчинение человеческой воли воле Божественной, и это полностью отражено в Его земной жизни и записано Его последователями – апостолами. Св. Василий Великий пишет, что Христос должен был осудить грех во плоти своей. Но это вовсе не значит, что Он был грешен. Здесь идет речь как раз об испорченности воспринятой им человеческой природы, а не о личной греховности. И чтобы понять, каким именно образом Он смог воспринять эту греховность, достаточно взвалить на себя проблемы другого человека. И тогда мы будем «носить тяготы друг друга», не имея в себе их причины.
Христос, за секунду до смерти, произнес то самое слово, ради которого и пришел: «Свершилось!». Что свершилось? — Примирение с Богом! Он до последней капли испил содержимое той самой Чаши, о которой просил отца, чтобы пронес ее мимо… И перед этим молился в Гефсиманском саду до кровавого пота. И наша причастность к его Крестным страданиям через «сораспятие плоти со страстьми и похотьми» — это благодарность Богу за подвиг ради нашего искупления.
Христос указал нам путь, ведущий к истинному и подлинному счастью – вечной жизни с Богом в Царствии Небесном. Тертуллиан, христианский апологет II века, говорит, что душа по своей природе — христианка. Она всегда тянется к Богу. И стремление это проявляется исключительно в религиозном чувстве.
Человек с самого начала своей истории был вынужден защищаться от природных стихий и зверей, восставших на него за прегрешение. Непосредственно перед самым изгнанием из рая первых людей Бог им обещает избавление от смерти через примирение с Ним. Когда Христос, после крещения, вышел на проповедь, то люди, чьи души до конца еще не были ослеплены гордостью и тщеславием, видели в сумраке греха, через тусклое стекло самомнения, яркий свет Божественного учения. И, будучи истомлены жаждой в пустыне греха, они со всех ног бросились к этому Источнику спасительного Света и живительной Влаги.
Христос, живя по Воле Бога, показал нам Идеал, к которому люди начинали стремиться еще во время Его земной жизни. Он возбуждал в человеке труднопреодолимое желание следовать странным словам доселе неизвестного учения, которым почему-то хотелось верить. И поверив, начинали безотлагательно следовать им. То есть спасать себя, по примеру своего Божественного Учителя… Он и явил принцип, позже сформулированный преподобным Серафимом…
иерей Дионисий Денисов

«Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся»

  • Главная
    • О сайте
    • Отзывы
    • Обратная связь
    • Церковная лавка
  • Рубрики сайта
    • Семейная рубрика
      • Жених и Невеста
      • Муж и Жена
      • Папа и Мама
      • Воспитание детей
      • Семейные трудности
      • Совет да любовь
      • Вопросы священнику
        • Новые вопросы-ответы
    • Родительская рубрика
      • Отцовская рубрика
      • Материнская рубрика
      • Воспитание детей
      • Школьная жизнь
    • Детская рубрика
      • Детям в Рождество
      • Миша и Катя
      • Чтение для детей
        • Денискины рассказы
      • Детский патерик
      • Детские беседы
      • Детские вопросы
      • Игры для детей
    • Вопросы священнику
      • О церковной жизни
      • О семейной жизни
      • О воспитанию детей
      • Об интересном и познавательном
      • О телесном и душевном здоровье
      • О светской жизни
      • О духовной жизни
      • О исповеди и причастии
      • О посте и молитве
      • О чтении духовных книг
      • Новые вопросы-ответы
      • Исторические вопросы
    • Аудио рубрика
      • Душевные песни
      • Аудиоальбомы
      • Песни-притчи
      • Аудио для детей
      • Богослужения
    • Видео рубрика
      • Фильмы о святых
      • Художественные фильмы
      • Православная планета
      • Телепередачи
      • Беседы с батюшкой
      • Мульткалендарь
      • Проповеди
      • Церковный календарь
    • Молитвы по соглашению
      • Акафисты по соглашению
      • Домашний сорокоуст
    • Непридуманные истории
      • Истории былых дней
      • Истории наших дней
      • Чудесные исцеления
      • Военные истории
    • Рассказы
      • Художественные рассказы
      • Рассказы о святых
    • Интересная рубрика
      • Интересные факты
      • Любопытная история
      • Прекрасная поэзия
      • Картины художников
      • Православный юмор
      • Русская история
      • Фоны на рабочий стол
    • Советы по здоровью
      • Здоровье взрослым
      • Здоровье детям
      • Лечебное питание
      • Церковь и здоровье
      • Вопросы о здоровье
    • Жизнь вокруг нас
      • Полезные советы
      • Картина и фото дня
      • Поздравления
      • Новогодняя рубрика
    • Церковная жизнь
      • Церковные пояснения
      • Духовная жизнь
    • Авторские рубрики
      • Патриарх Кирилл
      • монах Варнава (Санин)
      • Зинаида Полякова
      • Татьяна Якутина
      • Сергей Синявин
      • Владимир Шебзухов
    • Православная кухня
      • Скоромные блюда
      • Рыбные блюда
      • Праздничные блюда
      • Постные блюда
      • Кухня Великого поста
      • Советы по готовке
    • Церковные Праздники
      • Двунадесятые праздники
        • Рождественская рубрика
          • Рождество для детей
          • Колядки Рождественские
        • Крещенская рубрика
      • Пасхальная рубрика
        • Пасха для детей
    • Церковные посты
      • Великий пост
        • Преддверие Великого поста
        • Великий пост детям
        • Страстная седмица
      • Петров пост
      • Успенский пост
      • Рождественский пост
    • Святые угодники Божии
      • Святитель Николай
      • Святитель Спиридон
      • Блгвв. Петр и Феврония
      • Преподобный Сергий
      • Преподобный Серафим
      • Святая Матрона
    • Духовное чтение
      • Притчи
      • Проповеди
      • Поучения и советы
      • Пояснения
      • Жития святых
        • Рассказы о святых
        • Описание икон
    • Молитвослов
      • Утренние молитвы
      • Вечерние молитвы
      • Молитвы ко Причащению
      • Молитвы Господу Богу
        • Акафисты Господу Богу
      • Молитвы Божией Матери
        • Акафисты Божией Матери
      • Молитвы святым
        • Акафисты святым
      • Новые молитвы
    • Православные календари
      • Семейный календарь
      • Детский календарь
      • Календарь духовного чтения
  • Святая Матрона
    • Письмо св. Матроне
    • Отвезенные письма
    • Чудеса св. Матроны
  • Церковная лавка
    • Пояс Пресвятой Богородицы
    • Святыни блаженной Матроны
    • Православные святыни
  • Записки в Храм
    • О здравии
    • Молебны святым
    • О упокоении
  • Пожертвование
    • Сообщение о пожертвовании

Что значит «дух мирен» и при чем тут спасение?

Все мы желаем спасения себе и окружающим нас людям. Родным, близким, просто знакомым. Отсюда вырастает колоссальный вечный вопрос: как этого достичь?

Православный человек так или иначе над этим задумывается.

Многие слышали и с удовольствием повторяют известную фразу, которая дошла до нас как просьба-заповедь от преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя».

Целая тысяча душ спасется! То есть поразительное множество людей. Тысяча в церковной традиции, да и в народной тоже, указывает на великое множество, на полноту. Вспомните хотя бы обыденные домашние сетования: «Я тысячу раз просил тебя не трогать мои вещи!»

Мирный дух такое влияние оказывает на многих и многих людей, что они под его влиянием находят дорогу спасения, они встречают Христа Спасителя.

* * *

В процитированной короткой фразе явственно звучит интонация преподобного Серафима. Он происходил из купеческого сословия, отсюда и характерное словцо «стяжи», «приобрети». Купеческое дело состоит в стяжании вещественных благ. Монашеское дело (и вообще христианское) состоит в стяжании духовных благ.

И там и там под «стяжанием» подразумевается какое-никакое «обладание». То есть некий продолжительный опыт. Не «дали подержать и сразу же попросили вернуть», а «получил насовсем».

Можно ли получить насовсем какие-либо вещественные блага? В строгом смысле: нет. Рассказывают, что Александр Македонский завещал похоронить себя с простертыми пустыми ладонями. Чтобы все могли видеть: самый богатейший великий царь не унес ничего с собой в могилу. Преемники Александра Македонского не сумели сохранить его завоеваний, «стяжаний» в целости.

Собственник вещественных благ обладает ими, пока он умеет их сохранить, и, конечно, пока он жив. Аналогично обстоит дело и с духовными благами. Пока мы духовно живы, пока мы «храним себя», «храним дух», до тех пор мы обладаем невещественными сокровищами. Когда же мы тяжко грешим и духовно умираем, то мы теряем духовные блага.

«Духовные стяжания» не даются людям автоматически раз и навсегда. От того, как распорядятся своей свободой люди, напрямую зависит их духовное «достояние».

Итак, «стяжание мирного духа» означает продолжительное и даже постоянное пребывание человека в «мирном духе». Не раз от раза, не на короткую минуту, а особое полновременное мирное устроение человека. Как это понимать?

* * *

В храме мы молимся о свышнем мире и спасении душ наших. Мир и спасение напрямую связаны между собой. Если хотите, слова преподобного Серафима являются пересказом этого церковного прошения из хорошо знакомой нам великой ектеньи.

О чем же мы просим в церкви? О мире, которым Христос благословляет Своих учеников: «Мир вам!»

Небесный мир, по сути тождественный благодати Божьей. Как человеку прийти к получению этого духовного дара?

Вражда к Богу, бунт людей против Бога начался с прародительского грехопадения. С этого же момента начался в людях и внутренний конфликт, война в душе. Страсти разгорелись и ополчаются на нас. Через покаяние в грехах и борьбу против воюющих на нас страстей мы и приобретаем заветный мир.

Православные подвижники немало писали про победу в борьбе со страстями. И победа прорисовывается именно как удивительный внутренний покой, мир, умиротворение помыслов, безмолвие помыслов.

Это испытали люди высокой духовной жизни. К одному из них пришли несколько начинающих монахов. Все они задавали духовные вопросы. Лишь один молчал.

– Почему ты не спрашиваешь ничего?

– Мне достаточно просто смотреть на тебя, отче.

Люди пришли к подвижнику, чтобы лучше узнать путь спасения и получить поддержку на обозначенном пути. Одни поучались благодатным словом безмолвника, другие – самой печатью безмолвия, сиянием во всем облике безмолвника того самого свышнего мира.

До таких духовных высот нам далеко. А до покаяния и борьбы со страстью гнева, тщеславия и прочими страстями – близко.

Как научиться стяжать дух мирен?

Для меня очень актуальная тема, очень близкая, много раз я пыталась сохранять мир и не раздражаться в любых ситуациях, что бы не происходило, но нет у меня терпения и смирения…Очень чувствуется, когда теряешь мир душевный, сразу накатывает уныние, так плохо…

Иулия:Я заметила такое, что чем больше я иду к Богу, тем больше получаю по самым своим больным местам, что , как бы сказать образно, прям как ноги подкашиваются и руки опускаются. Так всегда, враг рода человеческого нападает, когда человек отвращается от греха и обращается к Богу.
Когда обижают, прежде чем ответить, подумай КОМУ ЭТО ВЫГОДНО? Плюс это для тебя или минус? Зло порождает зло, слово -серебро, а молчание — золото. Вот интересное на мой взгляд:
О душевном мире
Как сохранить душевный мир?
Это нетрудно, надо только себя настроить, сказать себе, что с сегодняшнего дня я больше не буду обращать внимание на пустяки, не буду раздражаться, обижаться, сердиться на ближних, а все, что бы ни случилось, буду принимать с благодарностью и не буду роптать; начну считать, что посланное мне — по грехам моим. Если мы так себя не настроим, то вся жизнь пройдет впустую: какими мы были — с пороками и страстями — такими и останемся. Для того, чтобы в душе всегда были мир и покой, надо всецело предаться Богу, чтобы Господь жил в нас, а мы — в Нем. Когда мы будем жить не по своей воле, а по воле Божией, тогда все станет на свои места, душа умиротворится и успокоится.
Как стяжать дух мирен?
Все знаем, как стяжать, но не все хотим потрудиться. Теорию знаем, а на практике — ну никак не получается!
Знаете, как настраивает себя смиренный человек? Он доволен и рад всему, что ему дает Господь. Местечко дали, где уберется только подстилочка — он и рад этому; там поспит и Бога поблагодарит. Однажды в Александрии в большой праздник съехалось в монастырь множество нищих, калек и убогих. Места, где можно переспать, многим не нашлось; прямо в коридоре устраивались. Один старец после молитвы в своей келье через полуоткрытую дверь слышит: «Господи, Господи, как Ты нас любишь! Как все прекрасно, как хорошо! Вот, у меня рогожа — я ее подстелил, ею же и накрылся. Сколько людей голодных сейчас, а мы сегодня даже поели, хоть и не досыта, но поели. Многие люди в холоде, в тюрьме, в камерах находятся, воздуха там нет. А здесь все прекрасно, все хорошо. Мы на свободе, а есть люди, которые белого света не видят. У них кандалы на руках и ногах и цепи. А здесь полная свобода. Господи, какая Твоя милость великая!» Так благодарил Господа больной нищий. Надо уметь благодарить Господа везде и всегда. Тогда и душа умиротворится.

Когда Юлиан — отступник — злейший враг христиан уничтожал веру православную, жил и служил в Каппадокии святитель Василий Великий. Там было 17 еретических храмов ариан, и только один православный. За очень короткое время святитель поработал так, что стало 17 православных и остался один еретический. Приехал представитель Юлиана — Модест, стал убеждать святого, чтобы он прекратил свою деятельность, перестал исповедовать веру Христову, чтобы перешел в арианство, пугал его смертью, ссылкой, лишением богатства. Святитель Василий Великий ответил на это так:
— То богатство, которое ты думаешь у меня отнять, я давно передал через руки нищих, вдов и сирот в потусторонний мир. У меня ничего не осталось, кроме кожаных книг. Ты меня пугаешь ссылкой, но Бог на всяком месте. Где бы я ни был — везде Господь. Ты меня пугаешь смертью, а я к этому стремлюсь! Быстрее хочу разрешиться от тела и соединиться с Господом.
Вот как рассуждали святые люди.
Что делать, если потерял душевный мир, любовь? С каждым днем становлюсь все хуже и хуже. Хочется быть прежним, но душа умерла и никак не воскреснет.
Бывают у человека разные периоды. Поначалу, когда ребенок только учится ходить, его поддерживают родители. У него еще нет своей силы стоять: с помощью родительской он стоит на ножках и радуется. А когда родители его отпускают, позволяют самому свободно идти, он постоит немного и падает. Так и у нас. Господь Своею благодатию нас поддерживает; мы тогда себя чувствуем сильными, крепкими — все можем! Крепко стоим в вере и можем ходить. Но как только благодать отошла от нас — мы падаем и не в силах подняться, чтобы идти. Поэтому на себя надеяться никогда не надо. Надо всецело предаться в руки Божий. Почему у нас нет сил духовных? Потому, что надеемся на себя, на свои силы. А ведь если Господь нам не поможет, мы ничего сделать не сможем. Потому-то всегда надо уповать на помощь Божию, помнить, что Господь все управит, как лучше.
Как избавиться от обиды?
Прежде всего надо себе уяснить, что наша жизнь — это школа, а все, что нам попускает Господь — скорби, искушения — это уроки, они необходимы, чтобы выработать в себе терпение, смирение, избавиться от гордыни, обиды. И Господь, когда попускает их нам, смотрит, как мы себя поведем: обидимся или сохраним мир в душе. А почему нас обижают? Значит, мы заслужили, чем-то согрешили…
Для того, чтобы не было ни обиды, ни раздражения, чтобы душа в Боге успокоилась, надо очень много перетерпеть от ближних — и поношения, и оскорбления, и всякого рода неприятности. Это надо уметь встретить, не огрызаясь на обидчика. Не надо говорить колкости, если вас оскорбили. Просто подумайте про себя: «Это мне Господь дал возможность укрепиться в терпении, чтобы душа успокоилась». И душа наша успокоится. А если мы начнем: «А что это он на меня клевещет, лжет, оскорбляет? Меня!.. » И пойдем вразнос. Это дух сатаны живет в человеке.
Никогда не успокоимся, если не научимся терпеть. Станем истеричными. Если нас кто-то оскорбил, обидел, не надо собирать информацию к ответной атаке, не надо добывать в разных уголках «компромат» на этого человека: «Вот, он такой и такой… «; не надо выжидать удобного момента, чтобы вылить ему на голову эти помои. Христианин, если узнал, что про него вот этот плохо говорит, должен сразу смирить себя: «Господи, Твоя воля! По грехам мне так и надо! Ничего, переживем. Все перемелется, перетрется! » Надо себя воспитывать. А то кто-то что-то сказал, и мы не можем успокоиться до тех пор, пока не выскажем ближнему все, что думаем о нем. А эти «мысли» нам на ухо шепчет сатана, а мы за ним повторяем всякую грязь. Христианин должен быть миротворцем, всем нести только мир и любовь. Никакой гадости — ни обиды, ни раздражения — не должно быть в человеке. Отчего унываем? Не от святости, конечно! Оттого унываем, что много дурим, много в голову берем, видим только грехи ближнего, а своих не замечаем. Пересеиваем чужие грехи, а от пустословия, от осуждения благодать Божия отходит от человека, и он уподобляет себя безсловесным тварям. И тут уже от человека всего можно ожидать. Такая душа никогда не получит мира и покоя. Христианин, если видит вокруг какие-то недостатки, старается все покрыть любовью. Никому не рассказывает, грязь никуда не разносит. Он сглаживает и покрывает чужие грехи для того, чтобы человек не озлоблялся, а исправлялся. Сказано у святых отцов: «Покрой грех брата твоего, и Господь твои покроет». А есть такой сорт людей, которые, если что-то заметят, сразу это стараются разнести по другим людям, по другим душам. Человек в это время себя возносит: «Какая я мудрая! Все знаю и так не делаю». А это есть нечистоплотность души. Это грязная душа. Христиане так себя не ведут. Они не видят чужих грехов. Господь сказал: «Для чистых все чисто» (Тит. 1, 15), а грязному — все грязно.

Нет терпения, как его обрести?
Терпению надо учиться. Вот, ушибли мы ногу до крови — надо спокойно подняться, перекрестить больное место, сказав: «Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь…Так тебе и надо по грехам твоим. Пусть эта боль тебе напомнит об адских муках. » Забивали молотком гвоздь, да по пальцу ударили — не надо молоток бросать, на кого-то злиться. Спокойно положите молоток, палец перекрестите, подуйте на него и скажите: «Ничего, успокойся. Это тебе полезно для терпения твоего. Пройдет, все перемелется». А то как бывает: водитель машину заводит, а она не заводится, он вытаскивает рукоятку и давай ею машину бить-колотить, да матами посыпать. Тут, конечно, бесы помогут — машина заведется, когда водитель уже весь выйдет из себя. А надо запастись терпением. Стоим на остановке, ждем трамвай, а его все нет; и машины никакой, и автобуса… А у нас билет в кармане на поезд. Не надо волноваться, будьте покойны и ровны. Даже если у нас нет денег на второй билет. А что сделаешь? Слава Богу, значит, так надо. И в это время надо хранить душевный мир, не волноваться, терпеть… Если кто-то нас ругает, чистит, надо внутренне возрадоваться: идет очищение нашей души. Всегда осуждайте себя, так приобретете терпение. Утром не хочется вставать — надо мигом вскочить. Не хочется? Вставай, быстро! Так надо вскочить, чтобы лень под одеялом осталась. Работать не хочется? Значит, бес на тебе верхом сидит, ножки свесил. Здоровья у тебя нет? Молодая, а здоровья нет? Значит, надо потрудиться как следует. Тут как-то одна послушница восемнадцати лет у нас в монастыре говорит: «Батюшка, я болею». — «Что у тебя болит? » — «Голова, руки, ноги, живот, — все болит… » Посмотрел за обедом — а она так много ест! За десятерых. Понятна причина, почему все болит. Вызвал ее, говорю: «Давай-ка, дорогая, делай по 100 поклонов». — «Ой, батюшка, тяжело». — «Ничего. Поедешь на скит, будешь работать, там у тебя вся «болезнь» мигом выйдет». Она потрудилась месяц, приехала: «Как хорошо! И ем с аппетитом, и себя прекрасно чувствую». Тело силой налилось, и ничего не болит.
Есть желание уйти в иной мир. Как выйти из этого состояния?
Чтобы это желание было спасительно, надо подготовить свою душу, ведь с грязной душой попадешь только в ад. Надо еще здесь на земле потрудиться в поте лица, послужить Господу Богу. Надо постоянно духовно совершенствоваться… А пока то состояние, в каком мы сейчас находимся, не соответствует Царству Небесному. Не исправившись здесь, мы не исправимся и там, а в Царство Небесное ничто нечистое не входит. Какие мы есть, такими и там останемся… Если же мы с вами достигли такого совершенства, что у нас нет уже ни гнева, ни раздражения, ни обиды, ни ревности, находимся в любви к Богу и ближнему, то нам не от чего бежать из этого мира. Для нашей души уже пришло время покоя. Такая душа не стремится перейти в тот мир, она сознает свое несовершенство. Порой бывает, проживет человек долгую — 90-100 -летнюю жизнь. Уж и физических сил нет, а он все не умирает. Это оттого, что, может быть, есть грехи нераскаянные, душа не готова для рая, а Господь желает этой душе спасения. Потому-то и нет этой душе смерти. Так что не торопитесь из этого мира выходить.

Как избавиться от уныния?
Обычно, если у человека нет молитвы, у него постоянно уныние. Особенно у гордых, тех, кто любят осуждать ближнего, разбирать его по косточкам. Такому человеку говоришь, что этого делать нельзя, уныние замучает, но он не понимает. Ему хочется быть начальником, в каждую дырочку нос сунуть, все знать, всем доказать свою правоту. Такой человек ставит себя высоко. А когда встречает отпор, тогда происходят скандалы, обиды, — благодать Божия уходит, и человек впадает в уныние. Особенно часто в унынии тот, кто нераскаян в грехах — душа его не примирена с Богом. Почему у человека нет мира, покоя и радости? Потому, что нет покаяния. Многие скажут: «А я каюсь! » Каяться на словах, одним языком — это мало. Если ты покаялась, что осуждала, думала плохое, так не возвращайся к этому больше, подобно тому, как по словам апостола Петра «вымытая свинья снова идет валяться в грязи» (2 Петр. 2,22).
Не возвращайся в эту грязь, и тогда душа всегда будет спокойна.
Допустим, подошел ближний и нас оскорбил. Ну, перетерпи его немощи. Ведь ты от этого не похудеешь и не постареешь. Конечно, плохо тому человеку, который долгое время себе цену набивал, высокое мнение о себе создавал, и вдруг его кто-то смирил! Обязательно он взбунтуется, будет недоволен, обидится. Что ж, таков путь человека гордого. Смиренный считает, что если что-то ему выговорили, значит, так надо…
Наш путь христианский — ни о ком плохое не говорить, никого не возмущать, всех терпеть, всем нести мир и покой. И постоянно пребывать в молитве. И на свой злой язык наложить епитимию, сказать ему: «Всю жизнь ты болтал — теперь хватит! Принимайся за дело — читай молитву. Не хочется? Заставлю! «
Если уныние только пришло, только началось — открывайте Евангелие и читайте до тех пор, пока бес не отойдет от вас. Допустим, алкоголику захотелось выпить — если он понимает, что бес напал, пусть открывает Евангелие, несколько глав прочитает — и бес сразу отойдет. И так любую страсть, которой человек страдает, можно победить. Начинаем Евангелие читать, призывать на помощь Господа — сразу бесы отходят. Как было с одним монахом. Он молился в келий и в это время бесы явно подошли к нему, схватили его за руки и потащили из келий. Он уперся руками в косяки двери и вскричал: «Господи, до чего бесы обнаглели — уже из келий насильным путем вытаскивают!» Бесы мигом исчезли, а монах снова обратился к Богу: «Господи, что же Ты не помогаешь? » А Господь и говорит ему: «А ты ко мне не обращаешься. Как только обратился, Я тебе сразу помог».
Многие не видят милости Божией. Бывали разные случаи. Человек один все роптал, что Матерь Божия, Господь не помогают ему ни в чем. Однажды явился к нему Ангел и сказал: «Вспомни, вот когда вы на лодке плыли с друзьями, лодка перевернулась — и твой друг утонул, а ты жив остался. Тебя тогда Матерь Божия спасла; Она слышала и внимала молитвам твоей матери. А теперь вспомни, когда вы ехали на бричке, и конь рванул в сторону — бричка перевернулась. Друг с тобой сидел; он был убит, а ты остался жив». И стал Ангел приводить столько случаев, которые были с этим человеком в его жизни. Сколько раз грозила ему смерть или неприятность, и все проносило мимо его… Просто мы слепы и думаем, что все это случайно, и поэтому неблагодарны Господу за спасение нас от бед.

Как сохранить душевный мир дома с ближними, когда все время делают что-то не так?
Для того, чтобы жить с ближними в мире, согласии и любви надо научиться друг другу уступать. Если один возмутился, из него пошел «геенский огонь», то не надо бензин возражений и возмущений подливать, потому что пламя будет еще выше. Надо смириться, перетерпеть, и пламя кончит бушевать. Мне как-то одна послушница говорит: «У меня папа и мама — безбожники, даже некрещеные. Вот, я поеду сейчас домой; если они ругаться будут, как мне себя вести?» Я ей ответил: «Не ругайся. Если кто-то из них вспыхнет, начнет тебя ругать — ты их просто выслушай. Пусть они все-все выскажут тебе, что у них на душе, на сердце… Если же начнешь оправдываться — получится скандал». Выслушай все с радостью и прими за прошлые грехи со смирением.
Каковы последствия греховной жизни?
Думаю, большинство людей, если живут неправильно и нарушают заповеди Божий, мучаются угрызениями совести. Многие же доходят до такого состояния, что совесть у них парализована. Когда-то голос совести в их душах звучал на «полную громкость», но они его не слушали, заглушали, и со временем этот голос совсем умолк. Тихо-тихо еще звучит, но люди отвыкли на него реагировать. Совесть человека не тревожит, и он падает все ниже и ниже
Добавлено спустя 19 минут 12 секунд:
Иулия, Могу посоветовать, то что на собственном опыте убедилась, никогда не надо начинать оправдываться. Как-то прочла у святых отцов «Ничто так не противно Богу, как самооправдание.», потом стала замечать, что действительно если начнешь оправдываться — получится скандал. Может в некоторых случаях скандал -громко сказано, но мир душевный точно теряешь. Вся фишка в том, чтоб научиться молчать, не реагировать, оставаться спокойной, невозмутимой и ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЙ. Любители споров и пререканий скоро поймут, что с Вами это не пройдет и потеряют интерес провоцировать Вас на конфликт.

«Православный на всю голову!». Стяжи Дух мирен

Аудио

Авторская рубрика писателя, журналиста Дениса Ахалашвили.
– Первого августа мы празднуем день обретения мощей нашего великого святого – преподобного Серафима Саровского, который одной фразой сформулировал все необходимое для спасения в жизни вечной: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Все мы слышали этот духовный девиз преподобного батюшки Серафима; и все хотели бы иметь благодатный мирный дух и на работе, и дома. Терпение, внимание, выдержку, трезвенность, нераздражительность – все те качества, которыми должна обладать христианская душа. Но не всегда и не у всех это получается. Есть маленький секрет в том, как нам стяжать благодать Святого Духа, проистекающую от этого мирного устроения души.

Когда празднуется память того или иного преподобного, мы слышим в храме слова Послания апостола Павла к Галатам: Плод же духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Нет закона, потому что для этих людей один закон, – закон Христовой любви, плод которой любовь, радость и мирность духа. Тогда возникает следующий вопрос: как стяжать благодать Святого Духа? Отцы Церкви учат нас, что этому помогает молитва и домашняя, и (обязательно) церковная, внутреннее обращение к Богу на всяком месте владычества Божия и в храме Божием, и дома. «Шесть дней трудись, седьмой день – Господу Богу твоему». Многие в своей жизни замечали, что после молитвы, после чтения Евангелия и после того, как человек ради других совершает что-то доброе, в душе воцаряется мир и покой. Это и есть мирный дух, утешение для души от Духа Святого, подвигающего нас потом на доброе.

Как говорил преподобный Амвросий Оптинский: «От чего человек бывает плох? От того, что забывает, что над ним Бог. Когда человек помнит, что над ним Бог, тогда он следит за собой». У святых отцов для этого было такое выражение – трезвение. Они наблюдали за своими мыслями и словами, поступками, чтобы всегда держать себя в памяти о Боге, чем бы ни занимались. Потому что как только память Божия уходит из жизни человека, он творит что хочет. Как-то один из мудрых сказал: «Когда Бог на первом месте, тогда все остальное на своих местах». Когда Бог на первом месте, мы думаем, что сказать, как сказать, кому и какие из-за этого будут последствия. Такие дела.

Записала Елена Чурина

Мир Божий соблюдет сердца ваши

Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя.

Преподобный Серафим Саровский

Преподобный Серафим Саровский. Икона

Храните мир душевный

Преподобный Серафим настойчиво советовал всячески хранить «мир душевный», за чем особенно следил и в самом себе: «Всеми мерами надобно стараться, чтобы сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других»; «Ничтоже лучше есть во Христе – мира»; «Святые отцы имели мирное устроение и, будучи осеняемы благодатию Божиею, жили долго»; «Стяжи мир, – говорил он впоследствии, – и вокруг тебя спасутся тысячи». А «когда человек придет в мирное настроение, тогда может от себя и на прочих издавать свет просвещения разума». «Сей мир как некое бесценное сокровище оставил Господь наш Иисус Христос ученикам Своим пред смертью Своею» (Ин. 14, 27).

О нем также говорит и апостол: «И мир Божий… да соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Фил. 4, 7). Для сего он прежде всего советовал «погружать ум внутрь себя и иметь делание в сердце своем, тогда благодать Божия приосеняет его, и он бывает в мирном устроении». Затем должно приучаться «оскорбления от других переносить равнодушно… как бы их оскорбления не до нас, а до других касались. Такое упражнение может доставить человеческому сердцу тишину и соделать оное обителью Самого Бога».

Митрополит Вениамин (Федченков). Из книги «Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский» * * *

Счастлив тот, кто теперь, прежде чем имя отца Серафима промчалось по Руси с трубным гласом, посетит Саров и Дивеев, пока тиха еще пустынь, пока не оглушают ее свистки поездов, переполненных спешащими на поклон богомольцами. Счастлив, кто теперь уверует в отца Серафима, не видев еще всей славы его – вера, которую Христос ублажил, и с усердием послужит ему.

Е. Поселянин. Из книги «Преподобный Серафим, Саровский чудотворец» * * *

Святые отцы, имея мирное устроение и будучи осеняемы благодатию Божией, жили долго.

Преподобный Серафим Саровский. Духовные наставления инокам и мирянам

«Бремя Мое легко есть»

«Исполнение же заповедей Христовых, – говорил преподобный Серафим, – есть бремя легкое, как сказал Сам Спаситель наш, только нужно всегда иметь их в памяти, а для этого нужно иметь в уме и на устах молитву Иисусову, а пред очами представлять жизнь и страдание Господа нашего Иисуса Христа, который из любви к роду человеческому пострадал до смерти крестной. В то же время нужно очищать совесть исповеданием грехов своих и приобщением пречистых Тайн Тела и Крови Христовой».

После этого он обратился к слушателю и, желая приготовить дух его к восприятию события, сказал ему: «Радость моя! Молю тебя: стяжи мирный дух!» Затем советовал переносить скорби ради Царствия Небесного. «Без скорбей нет спасения, – говорил он не раз. – Зато претерпевших ожидает Царство Небесное. А пред ним вся слава мира – ничто».

Митрополит Вениамин (Федченков). Из книги «Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский»

Послушание превыше всего!

Не принесши с собой в обитель ничего, кроме умения читать и писать, он начинает жизнь свою с первых степеней послушания и смиренно проходит их, привлекая к себе любовь и уважение начальства и братии за свое усердие и кротость.

Из книги «Преподобный Серафим Саровский. Радость моя…»

Брат Прохор отличался совершенно безропотным исполнением послушания, при этом он, по свойству своего точного характера, все делал с усердием, аккуратностью и возможно совершенно. Это именно и требуется больше всего от новоначальных послушников, дабы они сразу же приучились сокрушать свою мирскую гордость, этот корень всех прочих страстей и основную болезнь падшей души.

…Поэтому преподобный Серафим и дивеевских монахинь наставлял после главным образом послушанию. «Помни всегда, – вспоминала заветы его Ксения Васильевна Путкова, впоследствии монахиня Капитолина, – послушание превыше всего, превыше поста и молитвы! И не только не отказываться, но – бегом бежать нужно на него! Переносить, не смущаясь и не ропща, всякие скорби от собратий: ибо монах – только тот и монах, когда, как лапти, будет всеми отбит и отрепан».

…И духовнику обители, протоиерею о. Василию Садовскому, святой угодник тоже говорил: «Послушание, батюшка, паче поста и молитвы: помни и всегда им говори это; и я всегда говорю».

Митрополит Вениамин (Федченков). Из книги «Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский» * * *

Нет пагубнее греха, как роптать, осуждать или не слушаться начальницы: человек этот погибнет.

Преподобный Серафим Саровский. Духовные наставления инокам и мирянам

О важности повиновения

– Почему ныне нет истинных старцев? – спросили некогда одного подвижника.

– Потому что нет истинных послушников, – был ответ.

Так говорил и преподобный Серафим:

«Должно быть у начальника в повиновении, ибо послушливый чрез сие много к созиданию души преуспевает, кроме того, что он приобретает чрез сие понятие в вещах и приходит в умиление».

А преподобный Серафим прошел и этот путь в совершенстве. У него есть наставления к настоятелям, они вполне могут быть применимы и к нему как к старцу-руководителю.

«Настоятель, – говорил он, – яко пастырь словесных овец, должен иметь дар рассуждения, дабы во всяком случае мог подавать советы каждому, требующему его наставления».

Митрополит Вениамин (Федченков). Из книги «Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский» * * *

Не должно без нужды другому открывать сердца своего; из тысячи можно найти только одного, который сохранил бы твою тайну.

Когда мы сами не сохраняем ее в себе, то как можем надеяться, что она может быть сохранена другим?

Преподобный Серафим Саровский. Духовные наставления инокам и мирянам

Упражнения в добрых делах

А обыкновенно отец Серафим советовал вместо подвигов понуждение и упражнение в добрых делах. Вот что он сказал одному мирянину, который тайно думал о Киеве: «Укоряют – не укоряй, гонят – терпи, хулят – хвали, осуждай сам себя, так Бог не осудит, покоряй волю свою воле Божией, никогда не льсти, люби ближнего твоего: ближний твой – плоть твоя. Если по плоти поживешь, то и душу, и плоть погубишь, а если по-Божьему – обеих спасешь. Это подвиги больше, чем в Киев идти или и далее».

Митрополит Вениамин (Федченков). Из книги «Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский»

О хранении познанных истин

С душевным человеком надобно говорить о человеческих вещах; с человеком же, имеющим разум духовный, надобно говорить о небесных. Исполненные духовною мудростию люди рассуждают о духе какого-либо человека по Священному Писанию, смотря, сообразны ли слова его с волею Божиею, и по тому делают о нем заключение.