Свойства божии для детей

Что мы знаем о Боге? 9 свойств Божиих

Есть одна христианская притча. Пришел однажды атеист к старцу и стал говорить ему, что не верит в Бога. Он никак не хотел поверить в некоего «Создателя», сотворившего Вселенную.

Пару дней спустя старец наведался к атеисту с ответным визитом и принес с собой великолепную картину. Атеист был изумлен. Никогда прежде не видел он более совершенного полотна.

– Какая прекрасная живопись! Скажите, кто это написал? Кто автор?

– Как кто? Никто. Лежал себе чистый холст, а над ним полка с красками. Они случайно опрокинулись, разлились – и вот вам результат.

– Зачем же так шутить? – не поверил атеист. – Ведь это невозможно: прекрасная работа, точные линии и сочетание оттенков. За всем этим великолепием чувствуется и глубина замысла. Без автора в таком деле не обойтись!

Старец улыбнулся и сказал:

– Вы не в состоянии поверить, что эта небольшая картина возникла случайно, без предварительного замысла автора. И хотите, чтобы я поверил, что наш прекрасный мир – с лесами и горами, океанами и долинами, сменой времен года, закатами и лунными ночами – возник по воле слепого случая, без замысла Творца?

Эта притча помогает понять, что наш мир не мог возникнуть случайно, без творческой воли Создателя. Во всём, что мы видим вокруг, в любой строке «великой книги природы», читается сила и мудрость Бога-Творца.

В каждом языке есть своё слово, означающее Создателя, по-русски мы Его называем Богом.

Бог – невидим, Он – бестелесный и невидимый Дух (Ин.4, 24). «Человек не может увидеть Меня и остаться в живых», – возвестил Господь пророку Моисею на горе Синай. (Исх. 33, 20). Ведь даже солнце мы не можем видеть вблизи, чтобы не ослепнуть.

Хотя иногда, из любви к людям, Бог открывался на земле некоторым Своим избранникам – как бы в Своих отражениях, чтобы они смогли вынести лучи Его величия и славы.

Бог невидим, но ведь, если разобраться, всё самое главное в жизни человека тоже невидимо. Мы не можем описать, а тем более взвесить или измерить линейкой, что такое доброта, радость, горе, ум, совесть, характер. Хотя точно знаем, что они существуют – это то, что каждый день проявляется в наших поступках и жизненных ситуациях.

Бог Саваоф. Васнецов В.М. 1885-1896.

По тому, что человек говорит и как поступает, мы можем судить, насколько он умный или добрый. Мы безошибочно знаем, когда испытываем радость, а в какой момент – горе. Мы мучаемся, когда идём против совести, и живём «с лёгким сердцем», если поступаем справедливо. Не случайно говорят, что совесть – голос Бога в человеке. Чем больше в нашей душе добра, правды и любви, тем каждый из нас чувствует себя более просветленным, другими словами – ближе к Богу.

В Своём величии Бог непостижим для человеческого разума. Ни один, даже самый мудрый человек, не в силах до конца постигнуть Бога, потому что Господь выше, глубже, могущественнее любого человеческого ума.

Но, читая Библию, где говорится о том, как на протяжении тысячелетий Бог проявлял Себя в истории, мы можем делать некоторые выводы о Его основных свойствах.

  • Бог вечен (Пс. 89:3; Ис. 40:28)

Бог всегда был, есть и будет – в отличие от нашего мира, в котором всё временно, имеет начало и конец.

  • Бог неизменяем (Иак. 1:17; Мал. 3:6)

В Боге нет никакой перемены – в отличие от нашего мира, где все постоянно меняется, одно сменяется другим. Только Бог, каким был всегда, таким и останется вовеки.

  • Бог всемогущ (Быт. 17:1; Лк. 1:37)

Для Бога нет ничего невозможного, если Он даже мир смог сотворить из ничего, одним Своим словом.

  • Бог вездесущ (Пс. 138:7-12)

Бог всегда, во всякое время может находиться везде. Нет такого места на земле, где бы Его не было.

  • Бог всеведущ (1 Ин. 3:20; Евр. 4:13)

Это значит, что Бог все видит, всё слышит и всё знает – настоящее, прошлое и будущее.

  • Бог всеблаг (Мф. 19:17)

Бог во всём и всегда содействует ко благу. Он неизменно заботится о каждом из нас, как любящий Отец.

  • Бог всеправеден (Пс.7:12; 10:7)

Бог обладает высшей степенью справедливости. Он знает, когда следует наказать, а когда – простить.

  • Бог вседоволен (Деян. 17:25)

Бог всё имеет, всем доволен, и ни в чём для Себя не нуждается. Ему ничего не нужно для Себя – Он всем и всё всегда отдаёт.

  • Бог всеблажен (1 Тим. 6:15)

Бог имеет в Себе наивысшую радость, полноту бытия. Поэтому ни один человек не может обрести счастья без Бога.

***

Чтобы лучше узнать о свойствах Бога, нужно постоянно читать Библию. И тогда вам станет понятно, почему мы называем Бога не только Творцом и Создателем, но ещё Вседержителем, Владыкой и Царём мира. Своей всемогущей волей Он на протяжении многих веков мудро управляет всем, что сотворил.

При этом Владыка и Царь мира создал человека по Своему подобию, то есть, сделал нас свободными. Бог-Вседержитель не хочет силой заставлять нас жить по Его законам, Он терпеливо ждёт, когда мы сами придём и обратимся к Нему.

Из книги “Закон любви. Краткий современный катехизис”.

Божественная сущность

Боже́ственная су́щность – принятое в православном богословии обозначение природы Бога, отличной от Его внешних действий; онтологическое содержание Божественных Ипостасей.

Согласно учению Церкви, сущность (естество, природа) нетварного Божества непознаваема для тварного мира. Св. Василий Великий указывает, что нет ни одного понятия, которое могло бы объять всю природу Бога и способно ее выразить. «…Я знаю, что Бог есть, – говорит св. Василий. – Но что такое есть сущность Его, поставляю сие выше разумения».

По мысли св. Григория Богослова, существо Божие есть «Святая Святых, закрываемая и от самих серафимов». Следуя святому, представлять себя знающим, что есть Бог равнозначно повреждению ума. Он утверждает, что «Божественная природа есть как бы море сущности, неопределенное и бесконечное, простирающееся за пределы всякого понятия о времени и природе».

По слову св. Григория Нисского, «велико и непроходимо расстояние, отделяющее несозданное естество от всякой созданной сущности». Подобно обширному морю, Божественная природа не дает знаков, указующих на какое-либо начало. «Бог не может быть охвачен ни именем, ни понятием, не иной какой постигающей силой ума, – изъясняет св. Григорий, – … Он пребывает выше всякого не только человеческого, но даже ангельского и премирного постижения».

Следуя св. Григорию Паламе, сущность Бога также безусловно непостижима не только для человеческого интеллекта, но и для всего ангельского мира. Сущность Бога непостижима потому, что «Бог превышает все существующее, и Он выше всякого естества».

Учение Церкви о непостижимости и трансцендентности Божественной сущности не противоречит возможности Богопознания, не умаляет его значения и не свидетельствует о невозможности познавать Бога. Неизреченная Божественная сущность, окутанная таинственным мраком по Своему «сокровенному местопребыванию» (Дионисий Ареопагит), обнаруживает свои свойства в Божественных действиях или энергиях. Именно в действиях Бог открывается тварному миру как Его Творец и Промыслитель.

См. АПОФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ, КАТАФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ, ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ БОГА, ИММАНЕНТНОСТЬ БОГА, БЛАГОДАТЬ

Сущность Бога

  • •В а. Канке философия Учебное пособие
  • •1. Античная философия 8
  • •Предисловие
  • •Введение. Что такое философия? смысл слова «философия»
  • •Два примера философствования
  • •Научность Философии
  • •Эстетичность, чувственностъ Философии
  • •Практичность, или моральность Философии
  • •Философия как реализация полноты жизни человека
  • •Функции (значимость) Философии
  • •Назначение Философии
  • •Основные выводы
  • •Сколько этапов развития прошла философия за 2,5 тысячи лет
  • •Первая головоломка античной Философии: многое и единое
  • •Единое — это материальная субстанция
  • •Единое — это числа. Пифагор
  • •Многое не существует. Сюрпризы элеатов
  • •Единое — это атомы и пустота
  • •Подведение итогов. Натурфилософия
  • •1.2. Высокий интеллектуализм сократа, платона и аристотеля Философия Сократа
  • •Философия аристотеля
  • •1.3. Эллинистическая философия александр македонский открывает новую эпоху
  • •Кинизм (цинизм)
  • •Эпикуреизм: счастье — это умеренное наслаждение
  • •Стоицизм: счастье — это жизнь в соответствии с космический законом
  • •Скептицизм: воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными
  • •Неоплатонизм
  • •Судьба античной философии
  • •Основные черты античной философии
  • •2. Средневековая философия философия и религия
  • •Основные библейские идеи философского значения
  • •Сущность Бога
  • •Можно ли доказать существование бога?
  • •Да или нет? Верующий или атеист?
  • •3. Философия нового времени
  • •3.1. Философия эпохи возрождения Два центра: Бог и человек
  • •Основные идеи Возрожденческой Философии
  • •3.2. Философия от декарта до канта (XVII-xyiiiвв.) Рене Декарт — основатель Философии нового времени
  • •Спор об идеях. Джон локк
  • •Галилей и Ньютон — гении механики
  • •Как получают идеализации?
  • •Выработка нового юридического мировоззрения
  • •Новации и. Канта
  • •3.3. Философия от гегеля до ницше (xiXв.)гегель против канта
  • •Ницше: последний всплеск Философии Нового Времени
  • •Основные выводы
  • •4. Философия наших дней
  • •4.1. О состоянии современной философии
  • •4.2. Феноменология Какую проблему стремится решить феноменология?
  • •Феноменологический метод
  • •Основные положения феноменологии
  • •4.3. Герменевтика происхождение термина «герменевтика»
  • •Как мы понимаем?
  • •Вопрос Гадамера: как мы понимаем текст?
  • •Основные положения герменевтики
  • •4.4. Аналитическая философия Почему возникла аналитическая философия?
  • •Основатели движения: Фреге, Рассел, Мур
  • •Ранний Витгенштейн: «логико-философский трактат»
  • •Философия естественного языка: поздний Витгенштейн
  • •Основные положения аналитической философии
  • •4.5. Постмодернизм Программа Постмодернистов
  • •Деррида: метод деконструкции
  • •Лиотар: этика и эстетика возвышенного
  • •Основные положения постмодернизма
  • •4.6. Философия в россии Основные положения диалектического и исторического материализма
  • •Основные черты русской философии
  • •В.С. Соловьев: «абсолютное осуществляет благо через истину в красоте»
  • •Философия н.А. Бердяева: человек — это откровение, свобода и творчество
  • •А.Ф. Лосев: » мне надо с греческого переводить…»
  • •4.7. Восточная философия о Философии Запада и Востока
  • •Индийская Философия
  • •Основные выводы
  • •Раздел 2. Систематический курс философии
  • •5. Основания философствования Два способа анализа философских проблем. Меняем курс!
  • •Что изучает философия? Мир философии
  • •Выбор начала систематического философствования
  • •6. Учение о бытии
  • •6.1. Проблема существования и виды бытия
  • •6.2. Изменение и развитие. Закономерности
  • •6.3. Три закона диалектики
  • •Основные выводы
  • •7. Философия человека, общества и истории
  • •7.1. Философия человека Обзор: Философия о человеке
  • •Человек — существо бессознательное
  • •В поисках целостного учения о человеке
  • •Основные выводы
  • •7.2. Философия общества Что такое общество? Индивид и общество
  • •Социальные действия и их смысл
  • •Обзор: философские интерпретации своеобразия общества от античности до наших дней
  • •7.3. Философия истории Что выло, что будет?
  • •Критика концепции линейного развития общества
  • •Единство и многообразие истории
  • •Запад и Восток. Кто мы? Кем будем?
  • •Основные выводы
  • •8. Философия как аксиология
  • •8.1. Учение о ценности Что такое ценность? Почему только в xxвеке появилось учение о ценностях?
  • •Как измеряют ценности?
  • •Чувства. Эмоции, Воля. Вера. Сомнение. Идеал и Цель
  • •Будьте терпимыми друг к другу!
  • •8.2. Философия искусства цивилизация и культура
  • •Что такое красота?
  • •Обзор: как искали красоту
  • •8.3. Философия практики Что такое практика?
  • •Обзор: в чем состоит ценность, смысл практики?
  • •В чем состоит ценность практики? Наши дни
  • •Что такое добро? Как его измерить?
  • •Справедливость или Свобода? Лучше Ответственность!
  • •Обзор: этика ответственности
  • •Основные выводы
  • •9. Философия познания и науки
  • •9.1. Философия познания два термина
  • •Чувственное познание «на входе», «в середине» и «на выходе» психики
  • •Чувственное познание и различные философии
  • •Рациональное познание
  • •Обзор: как искали понятие
  • •Единство чувственного и рационального познания
  • •Память и Воображение
  • •Интуиция
  • •Творчество. Таланты и Гении
  • •Строение психики: Бессознательное, Сознательное, Надсознательное
  • •Три концепции истины
  • •Шкала Истинности
  • •Обзор: как искали истину
  • •Вчувствование. Объяснение. Понимание
  • •9.2. Философия науки Что такое наука?
  • •Эмпирический уровень научного познания
  • •Теоретический вровень научного исследования
  • •Методы научного познания
  • •Идеалы науки. Этика ученого
  • •Обзор: Философия и наука
  • •Религия и наука
  • •Основные выводы
  • •10. Философия языка
  • •Язык — символ нашей жизни
  • •Философия имени
  • •Философия предложения
  • •Обзор: современное философское понимание языка
  • •Практическое и Коммуникативное назначение языка
  • •Основные выводы
  • •11. Философия техники о становлении философии техники
  • •Обзор: интерпретации природы техники
  • •Техника и Этика
  • •О пользе моральных кодексов
  • •12. Философия природы Что такое природа?
  • •Обзор: исторические формы отношения человека к природе
  • •Синергетика — наука о сложном
  • •Как все было? Был Большой взрыв
  • •Уровни организации природы
  • •Пространство и Время
  • •Природа и Ответственность человека: экологическая, биологическая, медицинская этика
  • •Приложение 1. Курс Философии в таблицах
  • •Приложение 1. Курс Философии в таблицах
  • •Приложение 2. Годы жизни выдающихся философов (в хронологическом порядке) Античность до н.Э.
  • •Возрождение и Новое время
  • •Новейшее время
  • •Оглавление
  • •Раздел 1. Основные этапы философии
  • •1. Античная философия ……………………… 16
  • •2. Средневековая философия …………………… 48
  • •3. Философия Нового времени …………………… 55.
  • •Раздел 2. Систематический курс философии
  • •5. Основания философствования ……………….. 122
  • •6. Учение о бытии …………………………. 125
  • •7. Философия человека, общества и истории ……….. 134
  • •8. Философия как аксиология …………………. 152
  • •9. Философия познания и науки ……………….. 183
  • •10. Философия языка ………………………. 218

Свойства Божии

Бог открыл нам о Себе, что Он — бестелесный и невидимый Дух

(Иоан. 4, 24)

Это значит, что Бог не имеет ни тела, ни костей (как мы имеем), и ничего не имеет в Себе такого, из чего состоит наш видимый мир, а потому мы Его видеть не можем.

Для объяснения приведем пример из нашего земного мира. Мы не видим воздуха, но видим его действия и проявления: движение воздуха (ветер) имеет большую силу, способную двигать большие корабли и сложные машины, мы чувствуем и знаем, что воздухом мы дышим и без него не можем жить. Так и Бога мы не видим, но действия Его и проявления, мудрость и силу Его мы видим везде в мире и ощущаем в самих себе.

Но невидимый Бог, по любви к нам, иногда являлся некоторым праведным людям видимым образом — в подобиях, или как бы в отражениях Своих, то есть в таком виде, в каком они Его могли видеть, а иначе они погибли бы от Его величия и славы.

Бог сказал Моисею: «человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33, 20). Если солнце нас ослепляет своим блеском и мы не можем смотреть на это Божие творение, чтобы не ослепнуть, то тем более на сотворившего его Бога. Ибо «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (Иоан. 1, 5), и живет Он во свете неприступном (1 Тим. 6, 16).

Бог вечный (Псал. 89, 3; Ис. 40, 28).

Все, что мы видим в мире, когда-нибудь началось, родилось, когда-нибудь и кончится, умрет, разрушится. В этом мире все временно — все имеет свое начало и свой конец.

Когда-то не было ни неба, ни земли, ни времени, а был только один Бог, потому что Он начала не имеет. А не имея начала, Он и конца не имеет. Бог всегда был и всегда будет. Бог — вне времени.

Бог всегда есть.

Поэтому Он называется вечным.

Бог неизменяемый (Иак. 1, 17; Мал. 3, 6).

Ничего нет в Мире постоянного и неизменного, все непрерывно изменяется — растет, стареет, уничтожается; одно сменяется другим.

Только один Бог постоянный, в Нем нет никакой перемены, Он не растет, не стареет, Он никак, ни в чем и никогда не изменяется. Какой Он был всегда, такой есть теперь и таким останется навеки.

Бог всегда одинаковый.

Поэтому Он называется неизменяемым.

Бог всемогущий (Быт. 17, 1; Лук. 1, 37).

Человек если захочет что-нибудь сделать, ему нужен материал, без которого он ничего не может сделать. При помощи красок, на полотне, человек может нарисовать прекрасную картину; из металла может сделать сложную и полезную машину, но никак не может устроить, например, землю, на которой живем, солнце, которое светит и греет, и многое другое.

Только для одного Бога нет ничего невозможного, нет ничего такого, чего Он не мог бы сделать. Он захотел сотворить мир и сотворил его, из ничего, одним Своим словом.

Бог все может сделать, что пожелает.

Поэтому Он называется всемогущим.

Бог вездесущий (Псал. 138, 7-12).

Бог всегда, во всякое время, находится везде. Нет такого места в мире, где бы Его не было. Никто и нигде не может укрыться от Него.

Бог — везде.

Поэтому Он называется вездесущим (везде находящимся).

Бог всеведущий (1 Иоан. 3, 20; Евр. 4, 13).

Человек может многому научиться, многое узнать, но всего знать ни один человек не может. Кроме того, человек не может знать будущее, не может все слышать и все видеть.

Только один Бог знает все, что было, что есть и что будет. Для Бога нет различия между днем и ночью: Он во всякое время все видит и слышит. Знает каждого из нас и не только, что мы делаем и говорим, но и что мы думаем и чего желаем.

Бог всегда все слышит, все видит и все знает.

Поэтому Он называется всеведущим (все знающим).

Бог всеблагий (Матф. 19, 17).

Люди не всегда бывают добрыми. Часто бывает, что человек кого-нибудь не любит.

Только Бог любит нас всех и в высшей степени любит, как никто из людей. Он дает все, что нужно нам для жизни. Все, что мы видим на небе и на земле, Господь сотворил для блага и пользы людей.

Вот, как об этом учит один Епископ: «Кто даровал нам жизнь? Господь! От Него мы получили разумную душу, способную рассуждать и познавать, от Него получили сердце, способное любить… Нас окружает воздух, которым дышим, и без которого не можем жить. Мы везде снабжены водой, которая так же необходима нам, как и воздух. Мы обитаем на земле, которая доставляет нам всякую пищу, необходимую для поддержания и сохранения нашей жизни. Нас освещает свет, без которого мы ничего не могли бы добыть себе. Мы имеем огонь, которым можем согреть и согреваем себя во время стужи и посредством которого приготовляем себе нужную пищу. И все это есть дар Бога. Мы имеем отца, мать, братьев, сестер, друзей; как много они доставляют нам радости, помощи и утешения! Но никого из них мы не имели бы, если бы Господу не угодно было даровать нам их».

Бог всегда готов дать нам всякое добро, всякое благо и заботится о нас больше, чем самый добрый отец о своих детях.

Поэтому Бог называется всеблагим или премилостивым (очень добрым).

И мы называем Бога нашим Отцом Небесным.

Бог всеправедный (Псал. 7, 12; 10, 7).

Люди часто говорят неправду и бывают несправедливыми.

Бог же в высшей степени справедливый. Он всегда хранит правду и справедливо судит людей. Он не наказывает без причины праведника и не оставляет человека без наказания за всякое худое дело, если только человек сам не исправит свою жизнь покаянием и добрыми делами.

Поэтому Бог называется всеправедным и всеправосудным.

Бог Вседовольный (Деян. 17, 25).

Человек всегда в чем-нибудь нуждается, потому часто бывает недовольным.

Только один Бог все имеет и Сам для Себя ни в чем не нуждается, а наоборот, Сам дает всем и все.

Поэтому Он называется вседовольным.

Бог всеблаженный (1 Тим. 6, 15).

Бог не только вседовольный, но всегда имеет в Самом Себе наивысшую радость, — полное блаженство или, как мы говорим, наивысшее счастье.

Поэтому Бог называется всеблаженным.

И мы никогда и нигде не можем найти себе истинную радость в жизни (счастье), как только в Боге.

Бога мы называем Творцом или Создателем, потому что Он сотворил все, видимое и невидимое.

Бога мы также называем Вседержителем, Владыкою и Царем, потому что Он Своею всемогущею волею все, сотворенное Им, содержит в Своей силе и власти, над всем владычествует и царствует и всем управляет.

Промыслителем мы называем Бога потому, что Он обо всем заботится, обо всем имеет попечение.

ВОПРОСЫ: Какие свойства Божии? Почему мы называем Бога Духом, вечным, неизменяемым, всемогущим, вездесущим, всеведущим, всеблагим, всеправедным, вседовольным и всеблаженным? Почему мы называем Его Творцом и Создателем? Вседержителем, Владыкою, Царем и Промыслителем?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >