Священник Анатолий берестов
Содержание
Главная
Дорогие друзья!
Наш Центр находится по адресу:
г.Москва, ул. Новороссийская, д. 12 А (м. Люблино),
тел.: 8 495 585 06 83, 8 495 359 21 30
Душепопечительский Православный Центр
во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского
был основан в 1996 году
по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II
и работает под руководством доктора медицинских наук, профессора,
игумена Анатолия (Берестова).
ИГУМЕН АНАТОЛИЙ (БЕРЕСТОВ)
СУББОТА — с 14.00 — ИСПОВЕДЬ; ПРИЁМ
ЗАПИСЬ ПО ТЕЛЕФОНУ: 8 916 527 32 36;
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРИЁМ
(ТОЛЬКО ПО ПРОБЛЕМАМ НАРКОМАНИИ И АЛКОГОЛИЗМА):
ВОСКРЕСЕНЬЕ — С 14.00 ДО 16.00
ЗАПИСЬ НА ПРИЁМ:
СТРОГО ПЯТНИЦА, СУББОТА С 14.00 ДО 21.00
ТЕЛЕФОН ДЛЯ ЗАПИСИ: 8 963 714 15 60 ДАВИД
ПРОСИМ О ПОМОЩИ!
Наш сотрудник Вахнеева Ольга Анатольевна, ведущая свою деятельность с 2005 года, проходит сложное лечение в одной из московских больниц. Врачи дают утешительный прогноз. Просим помощи в сборе средств на лечение и реабилитацию, на сумму 50 тыс.рублей, телефон 8 925 382 11 35, привязанный к карте Мир Сбербанка №2202 2008 7537 1195, Ольга Анатольевна В.
С искренней благодарностью и надеждой!!! Спаси вас Господи!
НОВОСТИ
У нас появилась группа в Инстаграмм: http://www.instagram.com/dpc.ru/ (см. также раздел «Группы»)
Продолжаем знакомить вас с нашими специалистами- Денгизов Николай Николаевич,
Богослов (выпускник МДА, проповедник, миссионер);
Социолог (социализация православных семей в обществе)
Имеет многолетний опыт духовно-ориентированных консультаций
по вопросам семьи и брака
Ведёт приём в центре по средам (кабинет 22) с 14.00 до 17.00
и по субботам с 14.00 до 16.00
Запись по т. 8 495 585 0683 с 12.00 до 17.00 ежедневно
и по т. 89260859585-строго среда-пятница с 12.00 до 17.00
Анатолий Берестов
Андрей Полынский
Сражался с магами монах
В жизни ученого-невропатолога и иеромонаха Анатолия Берестова, руководителя центра во имя святого Иоанна Кронштадтского, происходят невероятные вещи.
В начале было Слово
Чего-чего, а чудес в жизни у батюшки всегда было предостаточно. Вот одно из них. Когда отец Анатолий был еще пионером, он вместе со своим братом Михаилом прогуливался недалеко от Рижского вокзала. Братья увидели, как из местной церкви вышла большая группа людей с веточками березы (видимо, дело было на Троицу). Тогда им это показалось дикостью: век научно-технического прогресса — а тут такое средневековье! Толя рассмеялся, ударил братца ладонью по спине и воскликнул: «Ну, ничего, ты будешь монахом, а я священником». С тех пор прошло много лет. Миша стал истинным монахом. Ныне он схимник Рафаил. Отец Анатолий — тоже священнослужитель и тоже монах. Слова, сказанные ради насмешки, осуществились в точности.
Впрочем, прежде чем это случилось, в судьбе отца Анатолия произошло много событий, в том числе и чудесных. После школы он окончил фельдшерское училище, стал медиком, служил в армии в Подольске. И по долгу службы часто приезжал в Москву. Нередко заходил домой. В это время его брат Михаил уже стал верующим. И каждый раз при встрече братья очень долго спорили о вере. Анатолий доказывал нелепость верования в Бога. Часто спорили до остервенения. И расставались недругами. И вот однажды, незадолго до окончания службы, Анатолий вновь приезжает домой, встречается с Михаилом и опять начинает спор. На что брат совершенно неожиданно засмеялся. «Ты чего смеешься?» — удивился Анатолий. «Да что мне спорить с тобой без толку, ты же и сам скоро станешь верующим», — отвечает брат. «Чтобы я стал верующим?! Да никогда такого не будет!» — взвился Анатолий. На что ему в ответ брат поведал следующую историю.
Пророчество старой монахини
Дело все было в том, что незадолго до этого Михаил побывал в Троице-Сергиевой лавре, где повстречался с одной монахиней, 25 лет просидевшей в сталинских лагерях, ставшей там инвалидом и ходившей на костылях. Про нее говорили, что она — прозорливица и великой духовной жизни человек. Он подошел к ней и попросил помолиться за родственников. Она ему сказала: «А, Рафаильчик, это ты!» — «Я не Рафаил, я Михаил!» — «Да, да, я знаю, что ты Рафаил. Я знаю, что твой отец Иоанн под конец жизни станет верующим, как и твоя мама, Анна. А вот — радуйся — твой брат Анатолий скоро станет очень верующим! А вот за брата Николая надо молиться». Так она и назвала всех родственников точно по имени. Так оно и случилось. А брат Николай действительно единственный человек в их семье, который к вере в Бога не подошел.
Рассказ брата не произвел на Анатолия никакого впечатления: мол, мало ли чего ваши старухи наговорят… Но споры прекратились. Прошло время. Анатолий уже учился во Втором медицинском институте. На втором курсе ему было рекомендовано прочитать книгу Ленина «Марксизм и эмпириокритицизм». Как сознательный студент, Берестов прочитал эту ленинскую работу от корки до корки и пришел в ужас. Он не увидел там никакой философии, а лишь одну сплошную ругань. Он задумался: «Если это — верх философии, то в чем же смысл жизни? Где его найти?» И вспомнил о Евангелии, которое подарил ему брат. И он стал искать у себя дома это Евангелие. Искал три дня. Перерыл всю квартиру, но найти не мог, хотя точно помнил, где оставлял книгу. На третий день обессиленный сел на стул и произнес про себя: «Господи, если Ты есть, сейчас же, сию минуту, пошли мне Евангелие!» И в эту самую секунду раздается звонок в дверь. Входит соседка и говорит: «Анатолий, я тут у Миши брала почитать книгу и забыла отдать. Возьми, пожалуйста». Анатолий взял. У него застучала кровь в висках. Это было Евангелие. И он, конечно, тут же бросился его читать. И сразу же поверил тому, что там написано.
Благословение старца
По окончании института Анатолий женился. Женитьба была несколько необычная. Его духовник, известный старец Троице-Сергиевой лавры, посоветовал ему стать монахом. Однако молодой человек был уже влюблен и серьезно не воспринял совета старца. А благословение на женитьбу взял у архиерея. Когда старец узнал об этом, он лишь вздохнул: «Теперь поделать нечего — благословение архиерея выше моего. Имей в виду, Анатолий, ты проживешь с ней 10 лет, она умрет, у тебя останутся от нее двое детей, и ты все равно станешь монахом». Все случилось, как сказал старец.
Жизнь Анатолия Берестова в медицинской науке была столь же яркая, как и сегодняшняя — в Церкви. За непродолжительный срок он стал кандидатом (а затем и доктором) медицинских наук, профессором кафедры нервных болезней в Медицинском институте (ныне — университет), в течение 10 лет исполнял обязанности главного невропатолога Москвы.
В начале 90-х Анатолию Берестову предложили должность директора крупнейшего в стране Реабилитационного центра для инвалидов, страдающих детским церебральным параличом. Он весь отдался служению инвалидам, вывел центр на международный уровень. В то же время, в декабре 1991-го он был рукоположен в сан дьякона и начал служить в церкви в Царицыно, недалеко от Реабилитационного центра. Но наступала эпоха безвременья и «демократизации», сломавшая все, что только можно сломать.
Дважды приговоренный
Брат отца Анатолия, отец Рафаил, был уже насельником Святой горы Афон. А вот жизнь самого отца Анатолия в ту пору походила больше не на житие деятеля церкви, а на мистический триллер или крутой детектив.
— Был у меня один сотрудник, как оказалось, связанный с бандитами, — вспоминает батюшка. — Сначала он меня уговаривал за вознаграждение передать им часть помещений. Потом явились и сами боевики и назначили неделю на раздумье, угрожали в случае моей неуступчивости разделаться с моей семьей. Я указал им на дверь и сообщил в милицию. Они об этом сразу узнали. Какие-то «доброжелатели» позвонили в центр и сообщили, что меня скоро убьют. 8 мая 1993 года после службы в Царицынском храме я вышел из церкви и увидел лежащего на паперти человека с тяжелейшими следами побоев. Увидев меня, он приподнялся и спросил: «Вы Анатолий Иванович Берестов? Мне надо с вами переговорить» — «Мы с вами будем говорить, когда вы придете в нормальное состояние, а сейчас вам надо в больницу», — сказал я. На что он ответил: «Я вас сегодня должен был убить, но, после того как узнал, что вы священник, отказался. И вот за это поплатился…»
В 1993 году отец Анатолий принимает монашество на Валааме с дальнейшим прохождением послушания на Московском подворье Валаамского монастыря. В это же время вышла его книга «Число зверя на пороге третьего тысячелетия», раскрывающая подноготную оккультизма. Эта книга имела ошеломляющий успех, в том числе и за рубежом. Во многом она предопределила дальнейшую жизнь автора. К отцу Анатолию пошел поток больных, пострадавших от оккультизма и тоталитарных сект. С благословения Патриарха иеромонах Анатолий открывает Реабилитационный центр, ныне — Душепопечительский центр святого праведного Иоанна Кронштадтского, что на Патриаршем Крутицком подворье. Уже работая здесь, он был приговорен к смерти во второй раз. На этот раз — к астральной.
Однажды батюшка выступал по радио с обличением экстрасенсов и прочих колдунов. Такие выступления батюшки всегда вызывали их безумную ярость. Вот и на этот раз на радио позвонили и — нет, не ругались — объявили от группы экстрасенсов, что приговаривают отца Анатолия к астральной смерти. Самое интересное, что когда батюшка вернулся к себе домой, в обычную московскую квартиру, то в его комнате начала происходить какая-то чертовщина: хохот, ржание, стук в дверь, в потолок. Заглянул сын: «Что у тебя тут творится?» Полтергейст продолжался минут 40. Затем отец Анатолий встал на молитву, помолился, окропил комнату святой водой — и все прошло.
Спаси нас, Спас!
— Заниматься лечением наркозависимых я хотел давно, – рассказывает отец Анатолий. — Но не знал — каким образом. В голове никак не созревал план программы по реабилитации. В 1998 году я был паломником на теплоходе из Одессы на Святую землю и меня сделали духовником рейса. 500 с лишним пассажиров исповедовались у меня. Однажды, когда мы отходили от Афона — мы стояли на рейде напротив русского Пантелеимонова монастыря — я спустился в каюту и вдруг услышал удивительное монашеское пение. Расстояние до самого Афона было большое, никакое пение оттуда до нас бы не дошло. Я никак не мог понять, откуда оно шло. Представляешь — при оглушительном грохоте машин теплохода. Потом я вышел на палубу и удивился тому, что сотни пассажиров припали к бортовым поручням. Люди кричали: «Смотрите, крест!» И действительно: от берега до теплохода по воде простирался огромный православный шестиконечный крест. Он образовался на водной ряби — там, где просматривался крест, эта рябь полностью отсутствовала. Несколько минут сопровождало нас это явление. Затем крест тихо покрылся той же водной рябью. Затем, когда мы служили молебен перед мощами святых угодников, которые привезли монахи из Пантелеимонова монастыря, — главой целителя Пантелеимона, рукой Иоанна Воина и главой Силуана Афонского — я приложил иконку к этим святыням. Вечером, когда я вошел в свою каюту, то почувствовал удивительный аромат. Он исходил от иконки и распространялся в течение последующих двух суток… Затем на Святой земле, на горе Фавор, я наблюдал сошествие Благодатного облака, в котором блистали огни — в ночь на Преображение Господне. Я долго не мог понять: почему Господь мне показывает столько удивительных явлений? Но когда я приехал в Москву и пришел в Душепопечительский центр, понял: надо заняться наркоманами. И вот тогда сразу сама по себе пришла идея и как заняться. Теперь я понял, что те удивительные явления были мне как подача благодатных сил на тяжелую борьбу с наркоманией.
«Бог избавляет от любых зависимостей!» Иеромонах Анатолий (Берестов)
Бог избавляет от любых зависимостей!
ВСТРЕТИТЬСЯ С ИЕРОМОНАХОМ Анатолием (Берестовым) мне помог ближайший его помощник, молодой человек по имени Артем.
— Кто бы мог подумать, что мне, такому грешнику и хулигану, Господь не только даст шанс избавиться от своей наркотической и других зависимостей, но и исполнять функции ближайшего помощника при таком удивительном человеке, — рассказывал мне с увлечением Артем. — Будучи доктором медицинских наук, известным врачом, Анатолий Иванович оставил мирскую жизнь и посвятил себя спасению несчастных, заблудших людей, создав при Крутицком подворье в Москве душевнопопечительский центр Святого праведного Иоанна Кронштадтского. Этот центр, имеет сейчас региональные представительства по всей стране.
Отец Анатолий принял меня в тот же день, когда я приехала в Москву. У нас состоялся такой разговор.
И врач, и священник
— Отец Анатолий, а как получилось, что вы, будучи доктором медицинских наук, стали священнослужителем, иеромонахом?
— Я давно, со второго курса института, стал верующим человеком и с тех пор всегда мечтал стать священником. Моя мечта реализовалась только в 1991 году.
— Не жалеете, что ушли из официальной медицины?
— Но разве можно сказать, что я ушел из профессии? У меня сейчас специальность — на грани духовности и медицины. И у меня работает масса врачей, которых я опекаю и консультирую. И трудно сказать, кто я сейчас больше — врач или священник. И то, и другое вместе. Это существует неразрывно, слитно.
— Отец Анатолий, расскажите о вашем центре. Вы помогаете только наркоманам или люди обращаются к вам и с какими-то другими проблемами?
— Мы помогаем людям избавляться от любых зависимостей: от сектантской, оккультной, от наркотической, от игровой, от табачной и алкогольной, т. к. суть у них одна и та же — духовная. По-христиански, любая зависимость — это есть выражение высшего проявления греха — страсти, когда человек становится рабом своих греховных наклонностей, жертвой своих страстей. И поэтому медики не могут справиться с этими проблемами. Восстановить свое духовное начало человек может только в Церкви, когда он обращается за помощью к Богу, кается в своих грехах и полностью осознает свою зависимость от страстей. Осознать это, конечно, мы ему помогаем. Затем человек исповедуется, получает прощение своих грехов, причащается. И тут происходит просто непонятное: очень часто уже после первой исповеди и причастия наблюдается исчезновение тяги к наркотикам, к алкоголю (хотя и реже), к азартным играм.
Что касается наркозависимых, то мы работаем с ними по своей программе, ориентированной на принятия Православия. И результаты, конечно, потрясающие. В них можно не верить, а можно верить…
— А сколько человек прошло у вас реабилитацию, скольких удалось вернуть к нормальной жизни?
— С лета 1998 года через нас прошло более пяти тысяч наркозависимых людей. Из тех, кто прошел реабилитацию, 85% становятся здоровыми. Они активно входят в социум, соединяются с семьями и нормализуют свои отношения с близкими. Правда, сейчас ситуация резко изменилась, ухудшилась. Теперь из ста, с кем мы проводим беседы, остаются на реабилитацию максимум 35 человек. Мы работаем с ними, и результаты те же — 85%.
— И с чем связана такая ситуация? Влияет на нее положение в стране или это чисто личностная проблема?
— Да, уменьшение процента желающих работать над собой напрямую связано с социальной ситуацией в обществе. Молодые люди, приходящие к нам ныне, уже не имеют никаких моральных стержней и нравственных ценностей. Они не знают никаких запретов, у них нет представлений о добре и зле. Они считают, что им позволено все. Да и телевидение играет здесь свою разрушающую роль, пропагандируя постулат — бери от жизни все.
Каждую субботу я провожу в храме духовную беседу для всех вновь пришедших за неделю. И я всегда интересуюсь: кто из них воспитывался в религиозном духе с детства? Никто. Спрашиваю, кто знает, кто такой Бог, что такое молитва? Никто. Кто изучал Закон Божий? Никто. Иногда один человек поднимет руку. Кто знает, что такое целомудрие? Никто. Ни они, ни родители даже не знают значение этого слова. Оказывается, это замечательное русское слово абсолютно выпало из лексикона русского народа. А спросишь: «Знаете ли вы, что такое секс?» У-у, лес рук. Представляете, каково духовное состояние нашего населения!
Наркомания — духовная болезнь
— Отец Анатолий, скажите, а что такое наркомания с точки зрения медицинской и с позиции духовной?
— С нашей точки зрения, наркомания есть духовное заболевание. Это не биологическая, не психическая болезнь, а в первую очередь — духовная. В основе развития этой зависимости лежит отсутствие у человека духовного воспитания. Развитие ребенка идет сегодня по девиантному, искривленному типу. Душа человека программируется на греховный образ жизни и в соответствии с этим образуется особый психотип человека, ориентированный на совершение греха. И вот на фоне этого девиантного поведения формируются уже различные духовные пороки. Это не обязательно только наркомания. Это и блудомания, это и табакокурение, и алкоголизм, и проституция, и игромания, и сатанинская, и сектантская, оккультная и другие зависимости. Все эти зависимости имеют один корень — бездуховность, безбожный образ жизни. И хотя все люди, имеющие вышеперечисленные зависимости, положительно отвечают на вопрос: «Веришь ли ты в Бога?», но между их верой и верой истинной лежит огромная пропасть. Ведь вера без дела мертва. А у них никакого понятия о вере, о Христианстве, о Боге нет. Несчастные наши дети брошены родителями, брошены обществом, брошены государством.
— Каковы же могут быть профилактические меры для борьбы с этой бедой? Что делать родителям, дети которых уже начали употреблять наркотики?
— На всех конференциях, совещаниях, круглых столах, когда речь идет о профилактике наркомании, я говорю, что начинать нужно с развития духовности молодежи. Самим родителям нужно воцерковляться, а в школах надо вводить не предмет «История православной культуры», а Закон Божий, и активно обучать ему детей. Тогда мы что-то сделаем.
На втором месте стоит активная борьба на государственном уровне с курением и алкоголизацией молодежи и всего общества. Вот посмотрите, наши дети начинают курить, в среднем, в 11 лет. Когда ученые исследовали, как курение влияет на развитие наркомании, то оказалось, что курящие дети имеют шанс стать наркоманами в 55 раз чаще, чем некурящие. И примерно в том же возрасте, в 12 лет, дети начинают употреблять алкогольные изделия. И когда ученые сравнили группы курящих и выпивающих с группой некурящих и непьющих подростков, то выяснилось, что первая группа имеет шанс стать наркоманами в 100 раз чаще. Вот как велико значение курения и потребления даже слабоалкогольных изделий типа пива и джин-тоников для детей, подростков и юношества. Поэтому на государственном уровне надо поднять борьбу с курением и алкоголизацией детей, иначе проблему наркомании не решить. Я везде предлагаю запретить продажу алкогольных и табачных изделий подросткам до 21 года. И за нарушение этого закона необходимо обязательно наказывать продающих или тех, кто спаивает детей, вплоть до родителей.
Борьбой с наркоманией — профилактикой, лечением, реабилитацией — нужно заниматься на всех уровнях: от семьи и школы до общества и государства. И я считаю, что бразды правления в этом деле должен взять на себя президент. Если правительство и наши властные структуры не осознают этого, не включатся в активную борьбу и не дадут зеленый свет Церкви, то у нас ничего не получится.
— А каковы, отец Анатолий, другие причины, мешающие избавиться молодым людям от наркотического пристрастия?
— У нас в стране сегодня есть страшная проблема — это легальный государственный наркорынок. Через нашу аптечную сеть сейчас совершенно свободно без рецептов продают лекарственные вещества, содержащие небольшие количества наркотиков. Это кодеинсодержащие препараты. Кроме того, трамалсодержащие препараты и семя мака, которое продается как кондитерское изделие в продовольственных магазинах. Из этого кондитерского изделия научились добывать тяжелый наркотик дезоморфин, на котором наркоманы живут от шести месяцев до двух лет, ну, может, максимум три года. Тогда как на героине пять-шесть лет люди живут. На кодеинсодержащих препаратах тоже живут от полутора до трех лет, потому что они научились извлекать химическим путем тот же страшный наркотик — дезоморфин. И все это продается совершенно свободно.
Бог исцеляет даже СПИД
— Отец Анатолий, а вы можете привести примеры каких-то чудесных исцелений, когда человек избавился и от порочной зависимости, и от каких-то попутных заболеваний, СПИДа, например?
— Да, таких примеров у нас много. Я говорил, что нередко даже после первой исповеди и причастия люди теряют тягу к наркотикам. Это наблюдается примерно в двадцати процентах случаев. То есть каждый пятый, впервые пришедший в центр и прошедший через исповедь и причастие, теряет тягу к наркотикам, а иногда и к курению или выпивке. Таких случаев множество, сотни. Так, к примеру, произошло с Артемом. Он пришел на фоне героиновой зависимости, по-моему, в 2001 году. Причем, пришел без всякого желания, только потому, что его родители привели. Но после первой же исповеди и причастия он был ошеломлен, его духовное состояние изменилось резко, сразу же, и он воспринял это как исцеление. Хотя, конечно, с ним пришлось повозиться, потому что, перестав употреблять наркотики, он начал принимать алкоголь. И месяц или два он беспробудно пил, но потом отошел и от этого. И сейчас это активнейший человек, который помогает мне в реабилитации наркозависимых и является старостой группы бывших наркоманов в нашей обители.
Что касается попутных исцелений, то нередко, когда люди начинают вести духовный образ жизни, они избавляются от гепатитов С, В, и порой наблюдается, я не могу сказать исцеление, но исчезновение положительной ВИЧ-реакции. Это я тоже наблюдал нередко. Понять эти случаи трудно, но мы, верующие люди, воспринимаем это как непосредственное воздействие благодати Божьей и чудо.
— А с теми, кто обращается к вам впервые, только вы работаете или у вас есть помощники?
— Ну, конечно, я не один работаю. У нас есть врачи, психотерапевты, психологи. Есть кабинет биологической обратной связи, который хорошо помогает нам в процессе реабилитации. Есть группа катехизаторов, которые помогают нашим клиентам в изучении законов Божьих и ведут их к соблюдению 10 заповедей, к знанию церковных основ. Очень важно, чтобы священники помогли наркозависимым в осознании сугубой своей греховности. И если это нам удается, то на 90% вопрос можно считать решенным.
— Отец Анатолий, а можно говорить о том, что у вас есть какая-то методика, что у вас происходит не какой-то спонтанный процесс, а четкая программа работы с зависимыми людьми? И в чем суть этой методики?
— Главная суть нашей методики заключается в активном воцерковлении, в приближении человека к Богу, в развитии его христианской духовности, в изменении образа жизни и образа мышления. Важно также удаление человека из наркотической социальной ниши. Этого мы достигаем разными путями. Оказывается, и в условиях мегаполиса возможно проводить реабилитацию амбулаторно. У нас основная масса клиентов проходит реабилитацию таким образом.
— Вся ваша работа с наркозависимыми происходит на безвозмездной основе?
— Да, денег ни с кого не требуем.
— За счет чего тогда вы живете?
— За счет пожертвований, в основном, и за счет церковной деятельности, служб. Конечно, нам очень трудно, еле-еле сводим концы с концами, но ничего, выживаем с Божьей помощью.
— Когда можно попасть к вам на беседу, отец Анатолий, и как вас найти в Москве, как связаться по телефону?
— В субботу и в воскресенье. В субботу я провожу службу в 17 часов. В воскресенье служу Литургию в 10 утра. Находимся мы на Крутицком подворье возле Спасо-Преображенского монастыря по адресу: 1-й Крутицкий переулок, д. 2-а. Искать нужно душевнопопечительский центр Святого праведного Иоанна Кронштадтского Московской патриархии. Звонить нам можно по телефону 676-67-63 с 12 до 17 часов, кроме субботы и воскресенья.
Это был промысел Божий
— Отец Анатолий, а были ли в вашей жизни случаи, когда вы явственно чувствовали над собой руку Божию, когда Бог спасал вас или кого-то из ваших близких от чего-то страшного, когда происходили события невероятные с точки зрения здравого смысла?
— Были такие случаи, и много раз. Однажды, когда я еще работал в медицине, я был консультантом Минздрава России и Минздрава СССР, меня пригласили по санитарной авиации в Сухуми, в Абхазию к тяжелобольному ребенку. Он утонул, его реанимировали, и он находился в республиканской детской больнице. Я приехал, посмотрел ребенка, установил диагноз: тяжелая гипоксическая энцефалопатия, смерть коры головного мозга. Я еще сделал выговор врачам — здесь же все ясно и вашим реаниматологам и невропатологам, зачем же нужно было еще меня вызывать. Врачи смутились и сказали, что вызвали меня собственно только по настоянию родителей. Это было в Сухуми, а ночевать меня повезли в Гагры, к родственникам этого больного ребенка. Когда я вошел во двор их дома, навстречу мне вышла пожилая женщина с большим блюдом лобио в обеих руках. Увидев меня, она открыла рот от удивления, ахнула, взмахнула руками, схватилась за голову. Блюдо упало, разбилось, я не понял, в чем дело. Потом выяснилось, что, когда с ребенком случилась эта беда, и он не выходил из комы несколько недель, его бабушке приснился сон, где чей-то голос ей говорил: «Вызывайте из Москвы консультанта Анатолия Ивановича Берестова», и она видит мое лицо. Они не знали, есть ли такой консультант, но настояли, чтобы меня нашли. И ее реакция на мое появление была связана с тем, что именно меня она видела во сне. Они уговорили меня взять ребенка с собой в Москву. Я взял его, хоть мне и не верилось, что ему чем-то можно помочь. И тут происходит неожиданное: в Москве к нему возвращается сознание, и мы выписываем его из больницы нормальным человеком. Это был самый настоящий промысел Божий. Другой потрясший меня случай произошел летом 1996 года, когда я уже служил в храме святого преподобного Серафима Саровского при институте трансплантологии. Я крестил одну семью из четырех человек: муж, жена и мальчики 13 и 14 лет. Оба мальчика страдали эпилепсией, а у их матери был рассеянный склероз в тяжелой степени. Она уже не могла сама ходить, ее привезли на колясочке, она могла передвигаться только при поддержке с двух сторон. И вот, когда я читал запретительные молитвы, необходимые при подготовке к Таинству крещения, запрещающие дьяволу владеть душой человека, оба ребенка грохнулись в эпилептическом припадке. Все бросились к ним, а я сказал: «Остановитесь. Не бойтесь. Сейчас у них этот припадок пройдет, и он будет последним в их жизни». Ну и, действительно, вскоре они пришли в себя, поднялись. Это было 10 лет назад. И за эти годы у этих молодых людей, а они сейчас уже вполне взрослые, не было больше припадков. После того, как я окрестил детей, подводят ко мне их мать. Я окрестил ее и предложил помочь ей вернуться на место. А она вдруг говорит: «Ой, не надо, я сама теперь дойду». Оказалось, что к ней вернулась способность ходить. И я в окно наблюдал, как она шла уже без коляски, хотя ее и поддерживали за руки. Я как невропатолог знаю, что если человек при рассеянном склерозе перестал ходить, то уже никакими медицинскими средствами его двигательные способности не восстановишь. Опять Господь Промыслитель помог. И много таких историй. Очень много.
— Отец Анатолий, каковы планы вашего центра и ваши личные планы?
— Мои планы — продолжать это служение, развивать его, помогать в становлении православных региональных реабилитационных центров по стране и за рубежом, в православных странах. Мы уже помогли создать такие православные центры, минуя так называемые 12-шаговые программы, во многих городах, начиная от Владивостока, Камчатки и Магадана до Екатеринбурга, Лонгепаса, Варны в Болгарии и Сербии. Вот только что звонили из Сербии, сообщили, что намечается открытие третьего за этот год реабилитационного православного центра. Это результат того, что я в этом году дважды побывал в этой стране и провел соответствующую работу с активистами антинаркотического движения. Они будут работать по нашей методике.
Иеромонах Анатолий (Берестов): Бог избавляет от любых зависимостей!
ВСТРЕТИТЬСЯ С ИЕРОМОНАХОМ Анатолием (Берестовым) мне помог ближайший его помощник, молодой человек по имени Артем.
— Кто бы мог подумать, что мне, такому грешнику и хулигану, Господь не только даст шанс избавиться от своей наркотической и других зависимостей, но и исполнять функции ближайшего помощника при таком удивительном человеке, — рассказывал мне с увлечением Артем. — Будучи доктором медицинских наук, известным врачом, Анатолий Иванович оставил мирскую жизнь и посвятил себя спасению несчастных, заблудших людей, создает при Крутицком подворье в Москве душевнопопечительский центр Святого праведного Иоанна Кронштадтского, открывает региональные представительства по всей стране.
Отец Анатолий принял меня в тот же день, когда я приехала в Москву. У нас состоялся такой разговор.
И врач, и священник
— Отец Анатолий, а как получилось, что вы, будучи доктором медицинских наук, стали священнослужителем, иеромонахом?
— Я давно, со второго курса института, стал верующим человеком и с тех пор всегда мечтал стать священником. Моя мечта реализовалась только в 1991 году.
— Не жалеете, что ушли из официальной медицины?
— Но разве можно сказать, что я ушел из профессии? У меня сейчас специальность — на грани духовности и медицины. И у меня работает масса врачей, которых я опекаю и консультирую. И трудно сказать, кто я сейчас больше — врач или священник. И то, и другое вместе. Это существует неразрывно, слитно.
— Отец Анатолий, расскажите о вашем центре. Вы помогаете только наркоманам или люди обращаются к вам и с какими-то другими проблемами?
— Мы помогаем людям избавляться от любых зависимостей: от сектантской, оккультной, от наркотической, от игровой, от табачной и алкогольной, т. к. суть у них одна и та же — духовная. По-христиански, любая зависимость — это есть выражение высшего проявления греха — страсти, когда человек становится рабом своих греховных наклонностей, жертвой своих страстей. И поэтому медики не могут справиться с этими проблемами. Восстановить свое духовное начало человек может только в Церкви, когда он обращается за помощью к Богу, кается в своих грехах и полностью осознает свою зависимость от страстей. Осознать это, конечно, мы ему помогаем. Затем человек исповедуется, получает прощение своих грехов, причащается. И тут происходит просто непонятное: очень часто уже после первой исповеди и причастия наблюдается исчезновение тяги к наркотикам, к алкоголю (хотя и реже), к азартным играм.
Что касается наркозависимых, то мы работаем с ними по своей программе, ориентированной на принятия Православия. И результаты, конечно, потрясающие. В них можно не верить, а можно верить…
— А сколько человек прошло у вас реабилитацию, скольких удалось вернуть к нормальной жизни?
— С лета 1998 года через нас прошло более четырех с половиной тысяч наркозависимых людей. Из тех, кто прошел реабилитацию, 85% становятся здоровыми. Они активно входят в социум, соединяются с семьями и нормализуют свои отношения с близкими. Правда, сейчас ситуация резко изменилась, ухудшилась. Теперь из ста, с кем мы проводим беседы, остаются на реабилитацию максимум 35 человек. Мы работаем с ними, и результаты те же — 85%.
— И с чем связана такая ситуация? Влияет на нее положение в стране или это чисто личностная проблема?
— Да, уменьшение процента желающих работать над собой напрямую связано с социальной ситуацией в обществе. Молодые люди, приходящие к нам ныне, уже не имеют никаких моральных стержней и нравственных ценностей. Они не знают никаких запретов, у них нет представлений о добре и зле. Они считают, что им позволено все. Да и телевидение играет здесь свою разрушающую роль, пропагандируя постулат — бери от жизни все.
Каждую субботу я провожу в храме духовную беседу для всех вновь пришедших за неделю. И я всегда интересуюсь: кто из них воспитывался в религиозном духе с детства? Никто. Спрашиваю, кто знает, кто такой Бог, что такое молитва? Никто. Кто изучал Закон Божий? Никто. Иногда один человек поднимет руку. Кто знает, что такое целомудрие? Никто. Ни они, ни родители даже не знают значение этого слова. Оказывается, это замечательное русское слово абсолютно выпало из лексикона русского народа. А спросишь: «Знаете ли вы, что такое секс?» У-у, лес рук. Представляете, каково духовное состояние нашего населения!
Наркомания — духовная болезнь
— Отец Анатолий, скажите, а что такое наркомания с точки зрения медицинской и с позиции духовной?
— С нашей точки зрения, наркомания есть духовное заболевание. Это не биологическая, не психическая болезнь, а в первую очередь — духовная. В основе развития этой зависимости лежит отсутствие у человека духовного воспитания. Развитие ребенка идет сегодня по девиантному, искривленному типу. Душа человека программируется на греховный образ жизни и в соответствии с этим образуется особый психотип человека, ориентированный на совершение греха. И вот на фоне этого девиантного поведения формируются уже различные духовные пороки. Это не обязательно только наркомания. Это и блудомания, это и табакокурение, и алкоголизм, и проституция, и игромания, и сатанинская, и сектантская, оккультная и другие зависимости. Все эти зависимости имеют один корень — бездуховность, безбожный образ жизни. И хотя все люди, имеющие вышеперечисленные зависимости, положительно отвечают на вопрос: «Веришь ли ты в Бога?», но между их верой и верой истинной лежит огромная пропасть. Ведь вера без дела мертва. А у них никакого понятия о вере, о Христианстве, о Боге нет. Несчастные наши дети брошены родителями, брошены обществом, брошены государством.
— Каковы же могут быть профилактические меры для борьбы с этой бедой? Что делать родителям, дети которых уже начали употреблять наркотики?
— На всех конференциях, совещаниях, круглых столах, когда речь идет о профилактике наркомании, я говорю, что начинать нужно с развития духовности молодежи. Самим родителям нужно воцерковляться, а в школах надо вводить не предмет «История православной культуры», а Закон Божий, и активно обучать ему детей. Тогда мы что-то сделаем.
На втором месте стоит активная борьба на государственном уровне с курением и алкоголизацией молодежи и всего общества. Вот посмотрите, наши дети начинают курить, в среднем, в 11 лет. Когда ученые исследовали, как курение влияет на развитие наркомании, то оказалось, что курящие дети имеют шанс стать наркоманами в 55 раз чаще, чем некурящие. И примерно в том же возрасте, в 12 лет, дети начинают употреблять алкогольные изделия. И когда ученые сравнили группы курящих и выпивающих с группой некурящих и непьющих подростков, то выяснилось, что первая группа имеет шанс стать наркоманами в 100 раз чаще. Вот как велико значение курения и потребления даже слабоалкогольных изделий типа пива и джин-тоников для детей, подростков и юношества. Поэтому на государственном уровне надо поднять борьбу с курением и алкоголизацией детей, иначе проблему наркомании не решить. Я везде предлагаю запретить продажу алкогольных и табачных изделий подросткам до 21 года. И за нарушение этого закона необходимо обязательно наказывать продающих или тех, кто спаивает детей, вплоть до родителей.
Борьбой с наркоманией — профилактикой, лечением, реабилитацией — нужно заниматься на всех уровнях: от семьи и школы до общества и государства. И я считаю, что бразды правления в этом деле должен взять на себя президент. Если правительство и наши властные структуры не осознают этого, не включатся в активную борьбу и не дадут зеленый свет Церкви, то у нас ничего не получится.
— А каковы, отец Анатолий, другие причины, мешающие избавиться молодым людям от наркотического пристрастия?
— У нас в стране сегодня есть страшная проблема — это легальный государственный наркорынок. Через нашу аптечную сеть сейчас совершенно свободно без рецептов продают лекарственные вещества, содержащие небольшие количества наркотиков. Это кодеинсодержащие препараты. Кроме того, трамалсодержащие препараты и семя мака, которое продается как кондитерское изделие в продовольственных магазинах. Из этого кондитерского изделия научились добывать тяжелый наркотик дезоморфин, на котором наркоманы живут от шести месяцев до двух лет, ну, может, максимум три года. Тогда как на героине пять-шесть лет люди живут. На кодеинсодержащих препаратах тоже живут от полутора до трех лет, потому что они научились извлекать химическим путем тот же страшный наркотик — дезоморфин. И все это продается совершенно свободно.
Бог исцеляет даже СПИД
— Отец Анатолий, а вы можете привести примеры каких-то чудесных исцелений, когда человек избавился и от порочной зависимости, и от каких-то попутных заболеваний, СПИДа, например?
— Да, таких примеров у нас много. Я говорил, что нередко даже после первой исповеди и причастия люди теряют тягу к наркотикам. Это наблюдается примерно в двадцати процентах случаев. То есть каждый пятый, впервые пришедший в центр и прошедший через исповедь и причастие, теряет тягу к наркотикам, а иногда и к курению или выпивке. Таких случаев множество, сотни. Так, к примеру, произошло с Артемом. Он пришел на фоне героиновой зависимости, по-моему, в 2001 году. Причем, пришел без всякого желания, только потому, что его родители привели. Но после первой же исповеди и причастия он был ошеломлен, его духовное состояние изменилось резко, сразу же, и он воспринял это как исцеление. Хотя, конечно, с ним пришлось повозиться, потому что, перестав употреблять наркотики, он начал принимать алкоголь. И месяц или два он беспробудно пил, но потом отошел и от этого. И сейчас это активнейший человек, который помогает мне в реабилитации наркозависимых и является старостой группы бывших наркоманов в нашей обители.
Что касается попутных исцелений, то нередко, когда люди начинают вести духовный образ жизни, они избавляются от гепатитов С, В, и порой наблюдается, я не могу сказать исцеление, но исчезновение положительной ВИЧ-реакции. Это я тоже наблюдал нередко. Понять эти случаи трудно, но мы, верующие люди, воспринимаем это как непосредственное воздействие благодати Божьей и чудо.
— А с теми, кто обращается к вам впервые, только вы работаете или у вас есть помощники?
— Ну, конечно, я не один работаю. У нас есть врачи, психотерапевты, психологи. Есть кабинет биологической обратной связи, который хорошо помогает нам в процессе реабилитации. Есть группа катехизаторов, которые помогают нашим клиентам в изучении законов Божьих и ведут их к соблюдению 10 заповедей, к знанию церковных основ. Очень важно, чтобы священники помогли наркозависимым в осознании сугубой своей греховности. И если это нам удается, то на 90% вопрос можно считать решенным.
— Отец Анатолий, а можно говорить о том, что у вас есть какая-то методика, что у вас происходит не какой-то спонтанный процесс, а четкая программа работы с зависимыми людьми? И в чем суть этой методики?
— Главная суть нашей методики заключается в активном воцерковлении, в приближении человека к Богу, в развитии его христианской духовности, в изменении образа жизни и образа мышления. Важно также удаление человека из наркотической социальной ниши. Этого мы достигаем разными путями. Оказывается, и в условиях мегаполиса возможно проводить реабилитацию амбулаторно. У нас основная масса клиентов проходит реабилитацию таким образом.
— Вся ваша работа с наркозависимыми происходит на безвозмездной основе?
— Да, денег ни с кого не требуем.
— За счет чего тогда вы живете?
— За счет пожертвований, в основном, и за счет церковной деятельности, служб. Конечно, нам очень трудно, еле-еле сводим концы с концами, но ничего, выживаем с Божьей помощью.
— Когда можно попасть к вам на беседу, отец Анатолий, и как вас найти в Москве, как связаться по телефону?
— В субботу и в воскресенье. В субботу я провожу службу в 17 часов. В воскресенье служу Литургию в 10 утра. Находимся мы на Крутицком подворье возле Спасо-Преображенского монастыря по адресу: 1-й Крутицкий переулок, д. 2-а. Искать нужно душевнопопечительский центр Святого праведного Иоанна Кронштадтского Московской патриархии. Звонить нам можно по телефону 676-67-63 с 12 до 17 часов, кроме субботы и воскресенья.
Это был промысел Божий
— Отец Анатолий, а были ли в вашей жизни случаи, когда вы явственно чувствовали над собой руку Божию, когда Бог спасал вас или кого-то из ваших близких от чего-то страшного, когда происходили события невероятные с точки зрения здравого смысла?
— Были такие случаи, и много раз. Однажды, когда я еще работал в медицине, я был консультантом Минздрава России и Минздрава СССР, меня пригласили по санитарной авиации в Сухуми, в Абхазию к тяжелобольному ребенку. Он утонул, его реанимировали, и он находился в республиканской детской больнице. Я приехал, посмотрел ребенка, установил диагноз: тяжелая гипоксическая энцефалопатия, смерть коры головного мозга. Я еще сделал выговор врачам — здесь же все ясно и вашим реаниматологам и невропатологам, зачем же нужно было еще меня вызывать. Врачи смутились и сказали, что вызвали меня собственно только по настоянию родителей. Это было в Сухуми, а ночевать меня повезли в Гагры, к родственникам этого больного ребенка. Когда я вошел во двор их дома, навстречу мне вышла пожилая женщина с большим блюдом лобио в обеих руках. Увидев меня, она открыла рот от удивления, ахнула, взмахнула руками, схватилась за голову. Блюдо упало, разбилось, я не понял, в чем дело. Потом выяснилось, что, когда с ребенком случилась эта беда, и он не выходил из комы несколько недель, его бабушке приснился сон, где чей-то голос ей говорил: «Вызывайте из Москвы консультанта Анатолия Ивановича Берестова», и она видит мое лицо. Они не знали, есть ли такой консультант, но настояли, чтобы меня нашли. И ее реакция на мое появление была связана с тем, что именно меня она видела во сне. Они уговорили меня взять ребенка с собой в Москву. Я взял его, хоть мне и не верилось, что ему чем-то можно помочь. И тут происходит неожиданное: в Москве к нему возвращается сознание, и мы выписываем его из больницы нормальным человеком. Это был самый настоящий промысел Божий. Другой потрясший меня случай произошел летом 1996 года, когда я уже служил в храме святого преподобного Серафима Саровского при институте трансплантологии. Я крестил одну семью из четырех человек: муж, жена и мальчики 13 и 14 лет. Оба мальчика страдали эпилепсией, а у их матери был рассеянный склероз в тяжелой степени. Она уже не могла сама ходить, ее привезли на колясочке, она могла передвигаться только при поддержке с двух сторон. И вот, когда я читал запретительные молитвы, необходимые при подготовке к Таинству крещения, запрещающие дьяволу владеть душой человека, оба ребенка грохнулись в эпилептическом припадке. Все бросились к ним, а я сказал: «Остановитесь. Не бойтесь. Сейчас у них этот припадок пройдет, и он будет последним в их жизни». Ну и, действительно, вскоре они пришли в себя, поднялись. Это было 10 лет назад. И за эти годы у этих молодых людей, а они сейчас уже вполне взрослые, не было больше припадков. После того, как я окрестил детей, подводят ко мне их мать. Я окрестил ее и предложил помочь ей вернуться на место. А она вдруг говорит: «Ой, не надо, я сама теперь дойду». Оказалось, что к ней вернулась способность ходить. И я в окно наблюдал, как она шла уже без коляски, хотя ее и поддерживали за руки. Я как невропатолог знаю, что если человек при рассеянном склерозе перестал ходить, то уже никакими медицинскими средствами его двигательные способности не восстановишь. Опять Господь Промыслитель помог. И много таких историй. Очень много.
— Отец Анатолий, каковы планы вашего центра и ваши личные планы?
— Мои планы — продолжать это служение, развивать его, помогать в становлении православных региональных реабилитационных центров по стране и за рубежом, в православных странах. Мы уже помогли создать такие православные центры, минуя так называемые 12-шаговые программы, во многих городах, начиная от Владивостока, Камчатки и Магадана до Екатеринбурга, Лонгепаса, Варны в Болгарии и Сербии. Вот только что звонили из Сербии, сообщили, что намечается открытие третьего за этот год реабилитационного православного центра. Это результат того, что я в этом году дважды побывал в этой стране и провел соответствующую работу с активистами антинаркотического движения. Они будут работать по нашей методике.
Беседу вела Светлана ТРОИЦКАЯ
Газета «Вечный Зов»
Добавить комментарий