Священник Григорий Григорьев

Божественное исцеление. Отец Григорий вылечил 130 тысяч пьяниц

20 лет жизни протоиерей Григорий Григорьев, выпуск­ник Военно-медицинской академии, отдал морю. Он служил на Тихоокеанском флоте, принимал участие в дальних и трудных походах, пережил три аварии подводных лодок. Как раз после третьей, которая произошла в Индийском океане, он и задумался впервые о Божьем промысле.

— Когда лодка всё же всплыла на поверхность (хотя многие уже попрощались с жизнью), я выбрался на палубу. Взглянул в высокое тёмное звёздное небо и вдруг осознал: во Вселенной, оказывается, существует невероятный порядок, — вспоминает тот день отец Григорий. — И в эту минуту осознал, что случайно из хаоса он возникнуть не мог. В этот момент я поверил в Бога.

После этого подводник принял крещение, демобилизовался и стал работать психиатром-наркологом. Специализировался на лечении алкогольной зависимости, о которой хорошо знал из личного опыта. Служа врачом на подводной лодке, отец Григорий имел неограниченный доступ к спирту. Однажды, почувствовав неладное, стал вести хронометраж выпитого.

— Оказалось, что за три месяца я не принимал спиртного только три дня. Как врач осознал: это уже стало проблемой. С тех пор прошло 35 лет. И за все годы спиртного не пригубил ни разу!

Григорию Григорьеву повезло учиться у Александра Довженко, основателя метода стрессопсихотерапии алкогольной зависимости. Он стал одним из учеников, которым знаменитый врач завещал своё дело. Григорий Игоревич занялся совершенствованием метода, дав ему название — духовно ориентированная терапия, или целебный зарок. Сегодня отец Григорий заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, доктор богословия. Под его руководством защищено 3 докторские и 15 кандидатских диссертаций по лечению зависимостей.

— Всю жизнь я занимался строительством моста между медициной и Церковью, — поясняет батюшка.

Дорога в храм

По выходным дням в небольшой храм в деревне Юкки (Ленинградская область), в котором отец Григорий служит настоятелем, собирается по 400-500 человек. В основном это бывшие, настоящие и, увы, будущие пациенты отца Григория. Здесь даже из 12 алтарников половина бывшие алкоголики и наркоманы. Сегодня у всех у них семьи, дети, многие стали успешными бизнесменами. Батюшка с гордостью про них говорит: «Уверен, что Бог их не оставит, пока они стремятся к нему».

Самого колоритного отец Григорий называет «Патриарх алкоголизма». С батюшкой он познакомился в 37-летнем возрасте, к тому моменту успев 70 раз (!) полечиться в наркодиспансере. Когда денег на выпивку не хватало, продавал всё, что оказывалось под рукой. Умудрился продать даже батареи и входную дверь из своей квартиры. Сегодня на службу приходит с супругой и внуками…

— Но ведь наркологи считают, что алкоголизм неизлечим? — спрашиваю.

— Да, медицинским путём можно вывести из запоя, восстановить нарушения, которые возникают при приёме вредных веществ, — поясняет отец Григорий. — Но от духовной зависимо­сти человека может освободить только Бог. Поэтому основа метода — зарок, обращение к Богу за помощью. По словам апостола Павла, Сила Божия в немощи человеческой свершается.

Лечение занимает… один день. Сперва 3-часовая общая беседа. Здесь задача — убедить человека в том, что он болен: ни один алкоголик себя таковым не считает. Потом индивидуальный приём, на котором пациент даёт зарок на кресте и Евангелии. Тем самым пришедший просит помощи у Бога и признаёт: если снова он начнёт пить, значит, откажется от Божьей помощи. После этого над ним читается молитва. И… тяга пропадает. Если же человек опять почувствует беспокойство, желание выпить, раздражительность, его ждёт исповедь. Этот повторный индивидуальный приём помогает обрести вновь силы для борьбы с пагубным пристрастием.

— Обыкновенное чудо, — говорят врачи и психологи, которые по долгу службы присутствуют на беседах.

Замечаю, что многие покупают нательные крестики прямо перед началом беседы.

— Строго говоря, верующими их назвать нельзя, — подтверждает мои наблюдения батюшка. — Под бомбёжкой человек кричит «Господи, помоги!» не потому, что верит в Бога, а потому, что деваться некуда. Вот и они сюда пришли, потому что жизнь загнала их в угол. Но после разговора многие становятся прихожанами.

Нередко на огласительные беседы к отцу Григорию приходят целыми семьями. Увы, случаи, когда жёны алкоголиков, которые водили их по врачам, сами начинают пить, не редкость. — Психиатры называют это явление индуцированным психозом, а простые люди говорят: «С кем поведёшься, от того и наберёшься», — поясняет батюшка. — Поэтому я всегда говорю жёнам алкоголиков: перестаньте их спасать. Спасайте себя! Иногда единственное, что вы можете сделать для человека, — это во­время уйти от него.

Русские — пьяницы?

Убеждения, что женский алко­голизм неизлечим, отец Григорий не разделяет:

— Женщина — существо более совершенное, чем мужчина. Они сделаны из более качественного материала (Адам — из грязи, а Ева — из его ребра), потому и излечиваются быстрее.

С тем, что алкоголизм — наследственное заболевание, батюшка тоже не согласен:

7 июля 2018 г., в день памяти Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и день 13-летней годовщины своей архиерейской хиротонии, епископ Выборгский и Приозерский Игнатий возглавил торжества престольного праздника в храме поселка Юкки. Секретарь епархии, благочинный Рощинского округа протоиерей Дионисий Холодов сослужил Его Преосвященству в сонме духовенства Выборгской епархии.

За Божественной литургией были вознесены благодарственные молитвы Господу и заупокойные молитвы о почившем Святейшем Патриархе Московском и Всея Руси Алексии II, совершавшем архиерейскую хиротонию владыки Игнатия 13 лет назад, и иных почивших архиереях, принимавших участие в хиротонии Преосвященнейшего владыки.

Правящий архиерей возглавил крестный ход вокруг храма.

Духовенство и миряне епархии поздравили Преосвященнейшего Игнатия с 13-летней годовщиной архиерейской хиротонии.

В архипастырском слове Преосвященнейший Игнатий обратился к настоятелю храма, духовенству и всем собравшимся:

«Ваше Высокопреподобие, отец Лев, благочинный Токсовского округа, Ваше Высокопреподобие отец Григорий, настоятель сего храма Рождества Иоанна Предтечи, дорогие отцы, братия и сестры!

Рождество Иоанна Предтечи — особый день. Не так много в Православной Церкви праздников, посвященных дням Рождества. Это, прежде всего, Рождество Господа нашего Иисуса Христа, через Которого начало все быть, через Которого было воплощено спасение людей; Рождество Царицы Небесной — Богоматери; и наконец, Рождество великого пророка, человека, который от Бога был наделен силой слова, силой благодати Божией.

Когда Иоанн Предтеча был призван к проповеди, к приуготовлению человечества перед самым пришествием Христа, его слова были о покаянии. Не просто как о формальном акте, который мог совершиться в водах реки Иордан, но о покаянии как об изменении своего ума, своего сердца, изменении внутреннего человека.

И люди, которые стремились в Иордан, чтобы исполнить призыв Иоанна Крестителя, были исполнены решимости покаяться. К покаянию нас призывает Иоанн Креститель и сейчас, незримо предстоя престолу Божию. На святых иконах он часто изображается просящим мудрости у Господа для каждого из нас. Что это означает? Чтобы Таинство покаяния не стало для человека привычной нормой!

Очень часто даже среди христиан, регулярно приступающих к Таинству Исповеди в храме, нет понимания, насколько важно это изменения себя, для жизни. Очень часто, покидая храм после Исповеди, человек снова и снова возвращается к тем низким поступкам, к тем грехам, в которых, казалось бы, покаялся. Не покидают такие мысли его сердца. Совесть — голос Божий! — вновь напоминает о содеянном. Значит, что-то не так было в твоей исповеди, в твоей жизни!

Рождество Иоанна Крестителя было особым образом возвещено людям. Его престарелые родители, которые, казалось бы, в силу возраста не могли иметь детей, обрели исполнение своих надежд, молитв и упования. Они верили и знали: что бы ни было, человеческую молитву Господь слышит.

И из сегодняшней евангельской истории мы узнали, насколько близок Господь человеку. Как откликается Он на молитву! Как откликается Он на сердечное человеческое желание быть с Ним! Так не посрамил Господь и упования родителей Иоанна Предтечи. Через их молитву, черед их плач и воздыхание Он даровал всему человечеству Предвестника Самого Спасителя.

Вот и нам сегодня часто не хватает чистосердечной молитвы, упования, которое имели наши предки. Мы все же затаиваем в сердце какие-то сомнения в присутствии Божием на нашем жизненном пути. Когда торжествует зло, наступают войны, приходит несправедливость, люди спрашивают, где же Бог?! Да Бог в этот момент рядом с тобой, даже ближе, чем Он был! Если твой ум помрачен, если твое сознание отягчено грехом — это твоя личная вина. И если ты с легкостью сердца поддаешься искушениям, которые, конечно, сильно влияют на человека со всех каналов информации — интернета, телевидения, радио — это твоя слабость. Да, ложь воспринимается быстрее и легче, чем правда, потому что правда влечет за собой признание своей неправды и своих ошибок, а ведь это тяжело, это непросто!

К этому и призывал Иоанн Креститель — к осознанию своих грехов, своей неправды. Наша молитва к святому Иоанну Предтече и сегодня, и во все дни — чтобы по его молитвам Господь научил нас различать ложь и правду, чтобы Он научил нас не лукавствовать, а в чистоте сердца видеть Его присутствие в душе человеческой.

И Сам Креститель Господень отвечает на наши молитвы. Если же мы не чувствуем этого ответа, причину этого нужно искать в самих себе! Нужно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин; нужно проводить воскресные и праздничные дни не лежа на диване, читая или предаваясь развлечениям, а спешить в храм, ведя за собой детей и внуков! Не будет тогда никаких сомнений в Божием бытии и промысле Господнем, не будет мудрствований! Тогда ложь и правда будут открыты нам.

Дай Бог, чтобы молитвами святого Иоанна Предтечи правда Божия всегда была в наших сердцах! Всех вас поздравляю с праздником!»

Настоятель храма, протоиерей Григорий Григорьев, поблагодарил правящего архиерея за архипастырскую любовь и молитвенную помощь, которую ощущают не только прихожане и духовенство Иоанновского храма в Юкках, но и все клирики и миряне епархии. О. Григорий рассказал, что по благословению владыки Игнатия при приходе был создан научно-методический реабилитационный центр по программам повышения квалификации священнослужителей, который накануне получил лицензию на образовательную деятельность от Учебного комитета Русской Православной Церкви.

Правящий архиерей также предоставил слово проректору Общецерковной аспиратуры и докторантуры, заместителю митрополита Волокоамского Иллариона, Дмитрию Викторовичу Шмонину для вручения дипломов и памятных знаков клирикам епархии, завершившим обучение в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. При этом владыка Игнатий отметил, что вручение дипломов магистратуры клирикам Выборгской епархии стало доброй традицией дня памяти Рождества Иоанна Предтечи.

Дмитрий Викторович выразил надежду, что полученная Выборгской епархией лицензия на ведение образовательной деятельности, особенно в содружестве с высшими учебными заведениями, прежде всего ОЦАД, позволит развиваться этому направлению.

Из рук епископа Выборгского и Приозерского Игнатия дипломы получили:
— иерей Владимир Федоров, клирик собора святого Архистратига Божия Михаила в пос. Токсово — диплом магистра об окончании магистерской программы «Магистр по направлению подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций»,
— алтарник храма Рождества Ионаа Предтечи в Юкках — диплом магистра об окончании магистерской программы «Магистр по направлению подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций»

Во внимание к усердным трудам, понесенным на благо прихода храма Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и во славу Святой Церкви Преосвященнейший Игнатий наградил Архиерейскими грамотами ряд прихожан храма Рождества Иоанна Предтечи.

Протоиерей Григорий Игоревич Григорьев. Автобиография

Григорьев Григорий Игоревич родился 23 декабря 1956 г. в Ленинграде. В 1979 г. закончил IV военно-морской факультет Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. Проходил службу на Краснознаменном Тихоокеанском флоте (КТОФ) в гарнизоне Владивостока в должностях: начальника медицинской службы подводной лодки, начальника кабинета психоневрологии, психотерапии и наркологии поликлиники флота, старшего психоневролога Тихоокеанского флота. Участник дальних походов и непосредственный участник ликвидации трех аварийных ситуаций на подводных лодках (1980).

Профессиональную и научную деятельность продолжил в Ленинграде в должности врача-психотерапевта, психиатра-нарколога Клинической больницы Управления Делами Академии наук СССР. Является врачом-психотерапевтом, психиатром-наркологом, психиатром высших квалификационных категорий, имеет сертификаты по указанным специальностям.

С 1988 г. является директором Международного института резервных возможностей человека. При его личном участии прошли высокоэффективное лечение свыше 130 тысяч больных алкоголизмом, никотинизмом, наркоманиями, игроманиями и различными формами неврозов.

С 1991 г. доктор Григорьев является председателем Всероссийского Общества трезвости и милосердия святого благоверного Великого Князя Александра Невского. Созданное на базе Международного института резервных возможностей человека по благословению священноначалия оно продолжает традиции дореволюционного Всероссийского Братства трезвости (1897).

Протоиерей Григорий Григорьев является сопредседателем Экспертного совета Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости и членом коллегии Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, членом межведомственной комиссии между Минздравом РФ и Русской Православной Церкви. Является членом правления Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви. Является настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках Выборгской епархии (правящий архиерей Преосвященнейший Игнатий (Пунин), епископ Выборгский и Приозерский, председатель синодального отдела по делам молодежи).

Закончил с отличием Санкт-Петербургскую православную духовную семинарию и академию. С 2011 г. является профессором церковно-практического отделения СПбПДА где преподает спепцкурс «Аддиктивное поведение».

В 2014 г. избран по конкурсу деканом факультета психологии и философии человека и заведующим кафедрой психологии Русской христианской гуманитарной академии. Является профессором кафедры педагогики и теории образования Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

В 2005 г. избран по конкурсу на должность профессора кафедры медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования, а в 2012 г. переизбран по конкурсу на должность профессора кафедры психологии и педагогики Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, где преподает по настоящее время курс «Психотерапия зависимостей».

В 1993 г. в ученом совете Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева защитил кандидатскую диссертацию (специальность 14.00.45 – наркология) по теме: «Лечение алкоголизма методом массовой эмоционально-эстетической психотерапии (разработка метода и оценка его эффективности)».

В 2004 г. в ученом совете Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины МЧС России защитил докторскую диссертацию (специальность: 05.26.02 – безопасность в чрезвычайных ситуациях и 19.00.04 – медицинская психология) по теме: «Кризисно-реабилитационная помощь при наркоманиях на основе стрессовой (духовно ориентированной на православной основе) психотерапии».

В 2005 г. ВАК Минобразования России присвоил ему ученую степень доктора медицинских наук, а в 2006 г. Федеральная служба РФ по надзору в сфере образования и науки – ученое звание профессора по кафедре медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования.

В 2008 г. Указом Президента РФ профессору Григорьеву Г.И. было присвоено почетное звание «Заслуженный врач Российской Федерации». Награжден многими государственными, ведомственными, церковными и общественными наградами: орденами и медалями Президента РФ, Министерства Обороны РФ, Главкома ВМФ, МЧС России, МВД РФ. В 2005 г. приказом Главкома ВМФ Григорьеву Григорию Игоревичу было присвоено почетное звание «Заслуженный подводник России».

В 2015 г. в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия защитил докторскую диссертацию по богословию по теме: «Грех как аддиктивное поведение: богословские основания и медико-психологический опыт исследования». Запись заседания диссовета и защиту диссертации можно посмотреть на сайте нашего храма. 1 ноября 2015 г. при освящении храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором в Москве на протоиерея Григория Григорьева был возложен докторский крест Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом.

Автор более 400 научных работ, часть из которых опубликованы за рубежом; автор и соавтор 4 патентов Российского патентного ведомства, 10 учебно-методических пособий и 10 монографий. Под его руководством и консультированием защищены 8 кандидатских диссертаций и 2 докторские диссертации. Член редакционного совета научно-практического рецензируемого журнала «Вестник психотерапии».

Является членом Союза писателей России и членом Литературного Фонда РФ. Автор 3 художественных книг.

Женат с 1982 г., имеет троих детей и четверых внуков.

Психиатрия в церковной ограде

Иерей Лев Баграмян на открытии храма святого праведного Иоанна Кронштадтского при Психоневрологическом интернате № 7. 28 октября 2016 года

Что такое душевная болезнь с церковной точки зрения? Может ли священник брать на себя функции врачевателя душ — не просто как пастырь, но и как лекарь, призванный дать измученному болезнью отдохновение от недуга уже здесь, в земном мире? Об этом мы поговорили с доктором медицинских наук, настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи в деревне Юкки Выборгской епархии протоиереем Григорием Григорьевым.

Бесноватых мало, большинство – просто больны

— Отец Григорий, раньше все психические отклонения принято было списывать на одержимость…

— Я думаю, что бесоодержимость в чистом виде — чрезвычайно редкое явление. Чаще она накладывается на психическое заболевание и сочетается с ним. Проработав 40 лет в психиатрии, действительно одержимых я встречал не более 10 раз. Для меня бесоодержимость — это непостижимый Божий Промысл. Три момента в нашей жизни зависят только от Бога: рождение, смерть и вхождение беса. Как в случае с гадаринским бесноватым демоны спрашивают разрешения войти в стадо свиней у Бога, так и во всех прочих случаях: без воли Бога в человека бесам не вселиться. Думаю, одержимость — это попущенная Господом крайняя форма лечения, которая исцеляет, прежде всего, от атеизма. Потому что тот, кто пережил бесноватость, никогда уже не будет атеистом. Так происходит приближение к Богу. Конечно же, при условии покаяния человека.

— Давайте тогда попробуем разобраться с тем, что такое психическое расстройство.

— Великий советский психиатр Дмитрий Евгеньевич Мелехов, считающийся основоположником социальной психиатрии, был глубоко верующим человеком. Уже после его смерти была опубликована книга «Психиатрия и проблемы духовной жизни». Мелехов выделял три вида психических заболеваний. Первый: заболевания, связанные с повреждением мозга, видимым или невидимым — травмы, опухоли, интоксикации. Например, при приеме алкоголя и наркотиков наступает химическое повреждение. В случае таких болезней нужна медикаментозная помощь. Второй вид — когда нет никакого физиологического субстрата. Эти заболевания Мелехов назвал духовными расстройствами. И третий вариант — смешанный тип расстройств. Так вот, духовные расстройства тем и отличаются, что медикаментозный метод тут не особо эффективен. Лечат, а толку мало. И тогда, по словам Мелехова, помогают церковные Таинства, молитва. Поэтому, считает он, у постели душевнобольного должен всегда быть и врач-психиатр, и священник.

Медико-церковное соработничество

— Что в таком случае окормление душевнобольных?

— Это когда врач и священник работают вместе. Врач проводит медицинскую часть работы. Но медикаментозное лечение — лишь «наложение изоленты на искрящие­ся провода», аварийное отключение больных участков. Священник проводит духовную работу, прежде всего совершением церковных Таинств: Соборования, Исповеди, Причастия. Раньше в России во всех психиатрических лечебницах строились больничные храмы. Священник и врач становились соработниками. В одной только Военно-медицинской академии более 50 клиник. И при каждой был свой храм. Литургии совершались каждый день.

— А как понять, где духовная составляющая заболевания, а где нужно и «провода изолентой» обмотать?

— Священников приглашали к больным, когда длительное медикаментозное лечение не давало результатов. И после того как священник совершал церковные Таин­ства, смотрели — изменилось состояние больного или нет. Приведу такой пример: мой приснопамятный духовный отец, протоиерей Василий Лесняк, был настоятелем Шуваловского храма и тоже сотрудничал с психиатрами. Однажды пришла к нему женщина и говорит: «Мой сын лежит в больнице имени И. И. Скворцова-Степанова уже несколько месяцев. Его не могут вывести из состояния острого психоза. Медикаменты не действуют. Врачи посоветовали обратиться к вам — а вдруг». Батюшка помолился в алтаре — и говорит: вот тебе, мать, просфорка; если сын её у тебя возьмет, то я ему смогу помочь, если нет — не смогу. Когда мать пришла к сыну, он вышел ей навстречу и сам потребовал: давай, что ты там принесла. Его через несколько дней выписали. И он сам пришел в церковь к отцу Василию. У него было духовное заболевание.

— Значит, отличить духовную болезнь от душевной можно лишь экспериментальным путем?

— А здесь по-другому невозможно. Даже при медикаментозном лечении лекарства подбираются экспериментально. Кому-то подойдет одно лекарство, кому-то другое. Критерием выступает сам пациент.

Навигатор и Царствие Небесное

— Что способствует возникновению психического заболевания? Среда, плохое детство?

— У каждого человека от рождения есть генетически заложенные слабые места. У кого-то желудок, у кого-то сердце, суставы, а у кого-то мозг. Как показывает опыт, настоящие психические болезни все-таки чаще закладываются генетически. Неблагоприятное детство помогает эти слабые места проявить. А благоприятное — значительно замедляет и тормозит их развитие. В данном случае «болячки», как правило, не проявляются в младшем возрасте, но могут проявиться во время гормональной перестройки и в других стрессовых ситуациях. В тепличных условиях человек может и не испытывать никаких проблем. Но тепличных условий всю жизнь не бывает. Поломки рано или поздно вылезут наружу.

— Где граница между болезнью и простой эмоциональной неуравновешенностью?

— Болезнь носит неуправляемый характер. Она всегда мешает человеку тем, что выходит из-под контроля. Например, когда человек пьет, но в любой момент может надолго остановиться — это предболезнь. Запой — уже болезнь, психофизиологическая патологическая зависимость. Так и здесь: когда больной сам с собой ничего не может сделать и ситуация выходит из-под контроля, вызывая угрозу для его жизни и окружающих людей — это болезнь. Также важнейшим признаком психического заболевания является снижение критической самооценки. Больной себя, как правило, таковым не считает. Чем глубже психическое заболевание — тем ниже уровень критической самооценки.

— Как возникает расстройство?

— Сначала снижается психологическая защита — наш духовный иммунитет. Это наши положительные воспоминания. «Прекрасное, святое воспоминание, сохранившееся с детства, — может быть, лучшее воспитание и есть, если много таких воспоминаний набрать с собою в жизнь, то и спасён человек», — говорит Достоевский устами Алёши Карамазова. Если в памяти достаточно много ярких, светлых, положительных моментов, то при стрессах человек в них скрывается, словно подводная лодка, уходящая от шторма в океанскую пучину, и думает о хорошем. Духовная благодать всегда наведет навигатор души на Царствие Небесное.

— Можно ли остановить развитие психического расстройства?

— Да, конечно. Я знаю немало случаев, когда человек стоял на грани психиатрии и болезнь с Божией помощью отступала.

Ремиссия в Церкви?

— От чего же это зависит?

— От человека и обстоятельств. Православному, в первую очередь, должна помогать вера. Он должен, кроме всего прочего, полностью положиться на Бога. Ведь что такое вера? Это верность заповедям Божиим и доверие Богу. Какие бы высокие горы пред тобой ни выросли, какие бы болота ни возникли, нужно верить. Главное тут — не свернуть с выбранного трудного пути. Если главная цель — поиски Царствия Небесного и доверие Богу, трудности не будут фатальны. Они явятся предвестниками той радости, которую никто не отнимет от нас. И радости этой не будет конца. А вот если у человека нет высших нравственно-духовных ценностей, он ломается. Вера — иммунитет от любых психических болезней. Психические расстройства — очень часто показатель больной веры, её недостатка, нехватки верности и доверия к Богу.

— Это подтверждается практикой?

— Да, мне нередко встречались очень сложные случаи психических заболеваний, когда пациенты в процессе воцерковления почти полностью отказались от лекарств, перейдя на минимальную дозировку. Говоря о положительных результатах, я подразумеваю длительную ремиссию — 10–15–20 лет и больше.

Протоиерей Григорий Григорьев

Таблетки и штурвал

— Вы сказали, что психическое расстройство — показатель больной веры? Получается, оно всегда — следствие греха?

— Поломка в ЦНС может стать благоприя­тной почвой для его развития. Мозг — это большая эндокринная железа. Современной науке известно, что он может вырабатывать более полутора тысяч гормонов радости и только пять гормонов стресса. Горе у всех одинаково, а радость у каждого своя. Когда человек попадает в зону стресса, у него резко повышается внушаемость — способность без критики воспринимать любую (как плохую, так и хорошую) информацию. Это как обоюдоострый меч: будешь думать о хорошем — случится хорошее. О плохом — случится плохое.

— Как это работает?

— Если во время шторма поставить штурвал верно — корабль продвинется к цели, а если не поставить — разобьется о скалы. Зона стресса — это стимул. Стресс включает механизм радости: погналась собака, перепрыгнул через забор — рад, что убежал. Если зона радости не включится, произойдет психическое истощение, астения. Депрессия да и другие психические заболевания могут развиться, когда при стрессах длительно не включается зона радости. «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16, 22), — говорит Господь. Если бы мы не сходили с дороги законов Божественной любви, то находились бы в постоянной радости, данной нам Богом. Как в сказке о рыбаке и рыбке: если бы навигатор души старухи был настроен на Царство Небесное, она бы всегда и всему радовалась.

Техника безопасности духовника

— У вас огромный опыт работы с психически больными людьми. Что может сделать священник кроме, стандартного наставления в вере?

— Провести Таинства Соборования, Причастия. Душепопечение в этом случае должно исключать копание в грехах. Нель­зя такого человека погружать в покаянное состояние. Таким образом отцы довели до смерти Гоголя. Он страдал маниакально-депрессивным психозом, а духовник всё талдычил: кайся, кайся. Что и привело к гибели писателя. Ему бы пить медикаменты и набираться положительных эмоций, и всё бы могло пойти по-другому. И причащаться, конечно, как можно чаще.

— Возможно, ваша точка зрения будет весьма непопулярна в среде рядовых священников…

— Что такое исповедь в нашей современной Церкви? Вот представьте, приходит к психиатру больной и говорит: доктор, у меня, крыша едет. А тот протягивает ему учебник психиатрии — возьмите, разберитесь, что у вас в голове происходит, и возвращайтесь. Врача снимут с должности и отдадут под суд, потому что пациент суицид совершит, скорее всего. Так и здесь.

Священнику важно знать, что приводит психически больных людей к покаянному состоянию — это не только безумие, но и преступление. К сожалению, священник сегодня не несет никакой ответственности, кроме моральной. Он надает глупых советов, человек совершит преступление, сведет счеты с жизнью или попадет в психиатрию, а тот лишь руками разведет: на всё воля Божия, Господь так управил. Это не Господь управил, а человеческая безответственность, глупость и невежество. С моей точки зрения, пришло время, когда надо молиться о восстановлении института духовничества, чтобы не всякий клирик мог проводить Таинство Исповеди.

— В принципе принимать Исповедь у психически больных людей возможно? Все-таки это Таинство.

— Исповедь возможна и необходима при любых заболеваниях, в том числе и психических. Но только священник должен рассказывать кающемуся о заповедях в духе любви: «Первая заповедь Божия: „Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всей крепостью твоей, и всем разумением твоим и ближнего твоего, как самого себя“ (Мф. 22, 37, 39). Не возлюбишь себя — не возлюбишь ни ближнего, ни Бога». А что значит возлюбить себя? Настроить навигатор души на Царство Небесное. Критерий удачной настройки: ощущение себя как у Христа за пазухой, то есть чувство полной защищенности и доверия к Богу. Что это, как не счастье? В таком положении человек желает того же и всем остальным. Влюбленный хочет, чтобы все вокруг были счастливы. Не доверяя Богу, мы не можем выполнить первую заповедь по определению. И остальные заповеди без любви к Богу бессмысленны, потому что они — лишь проверка отношения к Богу и человеку. Когда человек осознает это, он и начинает исповедоваться — в отсутствии любви к Богу, ближнему, в осуждении. Это и есть покаяние в духе любви.

— Понятно. Говоря простым языком — пусть священник расскажет о заповедях, а в душу не лезет.

— Отцы, — говорю я священникам, — вы не понимаете: в советское время, когда была суперпсихиатрия, когда все больные лежали в спецучреждениях, даже тогда, от их рук погибали в СССР десятки психиат­ров в год. Если вы на Исповеди или просто в беседе что-нибудь не то скажете больному шизофренией, да еще и попадете в структуру бреда, особо бреда воздействия, когда больной будет уверен, что именно вы его повредили, — знайте, что главной целью его жизни станет ваше уничтожение. Причем совершит такое преступление он в самом что ни на есть экстраординарном виде. Душевнобольные в этом деле очень изобретательны. Об этом надо помнить всегда. Вот тут батьки и начинают задумываться.

— Приходилось ли вам окормлять больных в психоневрологических интернатах? Какова специфика такого служения?

— Да, приходилось. В данном случае следует проявлять крайне тактичный подход: «К людям помягше — на проблемы поширше». Здесь следует проявлять крайнюю икономию — причащать без специальной подготовки. Всех подряд причащать. Важно, чтобы визит священника утешил больного и вызвал положительные эмоции.

Мнение врача-нарколога — православного священника Григория Григорьева. Священник Григорий Григорьев — преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии, член коллегии Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, заслуженный врач РФ, д.м.н., профессор, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках Санкт-Петербургской митрополии, сопредседатель Александро-Невского общества трезвости, директор Международного института резервных возможностей человека.

— Какие методы вы применяете и есть ли методы, которые считаете недопустимыми?

— Методы, которые приводят человека к отрезвлению и воцерковлению, нельзя считать недопустимыми. Это мое глубокое убеждение. Не нужно анализировать, православны ли методики, доказавшие свою эффективность. Бессмысленно искать в секулярном обществе православные методы. Нет православной медицины, она, научная медицина, изначально физиологична и методологически атеистична. Но то, что приводит человека в Церковь, не может быть не от Бога. Неважно, какой дорогой приходит человек в храм, если в итоге приходит. Нужно воцерковлять программу «12 шагов» и другие эффективные методики. Главное, чтобы личность врача не заслоняла собой Бога. Суть у этих методик одна. Они все основаны на доверительной беседе, на контакте. Основная задача врача – объяснить человеку, что с ним происходит, что такое зависимость, что есть зависимость физическая, есть психическая, а есть духовная. Исцеление всегда начинается с понимания человеком, что он болен, а, стало быть, только своей волей без помощи врача и Бога зависимость преодолеть не может. Беда в том, что большинство зависимых больными себя не считают.

— Разве кодирование на беседе основано? Многие православные люди считают, что это бесовщина.

— Чушь собачья. Нет такой власти у бесов. На самом деле и кодирования в природе нет. Сегодня многие наркологи называют так любую врачебную манипуляцию. Это просто термин страха, на котором основаны многие современные методы лечения: химзащита, подшивка препарата «эспераль», вливание «торпедо», акупунктурное программирование и ряд других. Если бы была в природе сила, которая связывала волю человека и при этом вела к стопроцентному исцелению, открывший ее получил бы Нобелевскую премию. Если бы кто-то закодировал героинового наркомана, чтобы тот бросил принимать героин, ему бы памятник при жизни поставили. Но это невозможно. Кодирование – просто термин, за которым ничего не стоит. И неправда, что все закодированные не пьют – некоторые пьют. Стопроцентной эффективности нет ни в одной методике, и кодирование – не исключение. Но кому-то помогает протрезветь, и поэтому ничего богопротивного я в кодировании не вижу. А вот борьба с термином «кодирование» путает, смущает, разделяет людей, лишает их надежды на трезвость и уводит от Бога. Когда люди отрезвеют, кто-то придет в храм. А если не отрезвеют, никто не придет.

— И главный нарколог России Евгений Брюн говорит, что кодирование держит человека на страхе. Разве это допустимо?

— А вы вспомните, что сказал Господь, когда показывал Адаму райский сад: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт., 2, 16-17). Бессмертного и безгрешного человека пугал, говорил ему о смерти и грехе! Нам же, грешным, тем более необходимы и страх, и любовь. Страх исцелить не может, но может на время остановить. Разве это мало для человека, который из-за возлияний катится на дно, рискует потерять (или уже потерял) семью и работу? Вот когда он остановится, у него появится шанс исцелиться. А исцеляет только любовь.

— Но есть же и оккультные методы?

— Я не слышал, чтобы они применялись в официальной наркологии или чтобы кто-то бросил пить у оккультистов или колдунов. Не изгонит сатана сатану. Не могут темные силы восстанавливать тело – храм духа. Они способны только разрушать. Повторяю, среди методов, которые доказали свою эффективность, широко применяются и помогают какому-то проценту людей отрезветь, я не знаю ни одного, принципиально противоречащего христианству, отрицающего Христа как Бога.