Священник в армии
Содержание
- Древность: гадания и жертвоприношения
- Средневековье: благочестивые христианские воины
- Новое время: под знамёнами императоров и королей
- Военные священники в России
- Изобретая молитвы
- Военные священники: трудности роста
- Батюшки и армия: шинель и ряса совместимы?
- Военные священники в боевых порядках
- «Для священника в армии главное – быть полезным»
Древность: гадания и жертвоприношения
К представителям культов воины обращались, пожалуй, с момента зарождения человеческой цивилизации. Армии древнего Египта и Вавилона просили богов о победе. В эпоху античности в Римской империи к штабу каждого легиона приписывали несколько религиозных служителей. Они проводили ритуалы, совершали жертвоприношения. Перед каждым крупным событием, в том числе перед сражениями, жрецы спрашивали у богов, ждёт удача римскую армию или боги отвернулись от неё.
Ритуал в честь бога войны (источник фото)
Если знамения, ниспосланные свыше, признавали неблагоприятными, то сражение могли и перенести. Морально-психологический дух солдат, уверенных в победе, был важнее выгодных условий для боя. А вот друиды, представители культов старых противников Рима — галлов, отвергали насилие и не принимали участия в военных делах соплеменников.
Разумеется, священники оказались среди воинов с самого начала распространения веры в Христа. Большая часть солдат в армии первого христианского императора Константина были христианами. В битву за Рим против Максенция Константин повёл легионы, несшие на щите изображение креста. Прошло немного времени, империя пала. Настали Тёмные века. В Европе на окраинах процветало язычество, а в самых богатых и населённых странах одержало верх христианство.
Средневековье: благочестивые христианские воины
Христианские священники видели в средневековых армиях один из лучших объектов для проповеди. Тем более что после крещения варварских князей и королей их воины в глубине души всё равно оставались язычниками. Этого не следовало допускать. К тому же дружинники быстро превращались в графов, баронов и бояр — и, приобщившись к новой вере, могли нести её свет уже в собственные земли.
Священники продолжали сопровождать войско в походах и после распространения христианства по всем уголкам Европы. Герцог или князь, выступая на войну, брал с собой несколько клириков, которые и проводили церковные службы для солдат.
Положение дел изменилось с началом эпохи Крестовых походов. Во-первых, войско теперь сопровождали официальные посланники папы римского. А во-вторых, появились духовно-рыцарские ордена, воины которых были монахами. Некоторые из них были рукоположены в священники и могли с полным правом исполнять все христианские обряды.
Новое время: под знамёнами императоров и королей
В Новое время, с появлением абсолютистского государства и регулярных армий, военному уставу стали подчиняться малейшие нюансы солдатской службы. В том числе вопросы духовной жизни.
Так в XVII веке в полках европейских армий появились капелланы — священники, постоянно приписанные к отдельной воинской части.
Большие военные молитвы перед сражением совершались наподобие парадов: с построением войск ровными линиями, в парадной форме, под развёрнутыми знамёнами. Такие обряды стали обязательным элементом военного пейзажа XVII–XIX веков.
Россия здесь не уступала Западу: полковые священники были узаконены военным уставом 1647 года. Пётр Великий, с его любовью к артикулу, детально описал структуру и задачи военного духовенства в документе 1716 года. Отныне каждая армия получала обер-полевого священника, который командовал полковыми священниками.
Оный имеет управление над всеми полевыми Священниками… Такожде в сумнительных делах имеют от него изъяснение получать… Когда ссоры и несогласии между полковыми священниками произойдут, тогда должен он оных помирить и наставлять их к доброму житью; пачеже сам он в достоинстве чина своего учен, осмотрителен, прилежен, трезв и доброго жития должен быть, дабы он ни в чем собою к соблазну другим случая не подал, чтоб об о его чину с поруганием и соблазном не рассуждали.
При Павле I обер-священник стал старшим уже не в полевой армии, а над всеми духовными лицами армии и флота.
Следующих реформ пришлось ждать почти целый век. Император Александр III учредил звание протопресвитера военного и морского духовенства. В его подчинении оказалось всё духовенство, служившее в полках, на кораблях, в крепостях, гарнизонах и военных учебных заведениях. Пресвитер стал высшим церковным чином, который мог получить простой священник, не становясь монахом. А объёму его полномочий и числу подчинённых могли позавидовать многие митрополиты.
Военные священники в России
Военные священники в Российской империи находились ровно на том же положении, что и обычные приходские.
«Светлая заутреня на рейд Порт-Артура», иллюстрация для журнала «Огонёк» (источник фото)
Отличались лишь корабельные служители церкви. В связи с тем, что корабли могли уходить в дальние плавания, туда назначали только чёрных священников — иеромонахов, которые имели право совершать церковные обряды, но не могли иметь семью, обязательную для всего белого священства.
Духовные лица сопровождали европейских солдат в течение всего времени службы. Они же отпевали павших на поле боя.
В Российской империи, где на военную службу попадали представители самых разных религиозных конфессий, порой можно было наблюдать картину, описанную А. Куприным (который был офицером и хорошо знал военную жизнь) в повести «Поединок».
В то время, когда формулу присяги читал православным — священник, католикам — ксендз, евреям — раввин, протестантам, за неимением пастора, — штабс-капитан Диц, а магометанам — поручик Бек-Агамалов, — с Гайнаном была совсем особая история. Полковой адъютант поднес поочередно ему и двум его землякам и единоверцам по куску хлеба с солью на острие шашки, и те, не касаясь хлеба руками, взяли его ртом и тут же съели. Символический смысл этого обряда, был, кажется, таков: вот я съел хлеб и соль на службе у нового хозяина, пусть же меня покарает железо, если я буду неверен.
В европейских армиях капелланы носили особую военную форму с положенной только им символикой. Чаще всего она была или очень близка к офицерскому мундиру, или сочетала военные элементы с деталями традиционного костюма священника.
В России военные священники не имели мундира и, подобно остальным лицам духовного звания, облачались в рясы и церковные одежды для богослужения.
Если к офицеру обращались «ваше благородие», то к военному священнику — «ваше преподобие».
Изобретая молитвы
Институт военного духовенства порождал и курьёзы. В европейских странах и США в ходе секуляризации общества в XIX веке военные священники, проходившие службу в специфической военной среде, часто перенимали привычки и обычаи окружавших их офицеров. Так что порой было не вполне понятно, может ли называться святым отцом вон тот джентльмен — который охотно пьёт и сквернословит.
(Источник фото)
Пародию на такого капеллана вывел Я. Гашек в образе фельдкурата Отто Каца.
Его проповеди были необыкновенно увлекательны, остроумны и вносили оживление в гарнизонную скуку. Он так занятно трепал языком о бесконечном милосердии божьем, чтобы поддержать «падших духом» и нечестивых арестантов, так смачно ругался с кафедры, так самозабвенно распевал у алтаря свое — Изыдите, служба окончена. Богослужение он вел весьма оригинальным способом. Он изменял весь порядок святой мессы, а когда был здорово пьян, изобретал новые молитвы, новую обедню, свой собственный ритуал, — словом, такое, чего до сих пор никто не видывал.
Но подобные капелланы были скорее объектом военного фольклора, нежели героями реальной жизни. История же знает немало деяний и героических подвигов, которые совершили военные священники. Однако это уже совсем другой рассказ.
Военные священники: трудности роста
Прошло три года с момента обнародования президентского решения о введении в российских Вооруженных силах института военного духовенства. В реформированной армии для священнослужителей было введено 242 должности. Однако заполнить все штатные «клетки» за это время не удалось. Сегодня в армии на постоянной основе трудятся 21 православный священник и один имам. Двадцать два человека, назначенные на должность, стали своего рода первопроходцами. Ежедневным трудом, путем проб и ошибок, успехов и неудач они выстраивают принципиально новую модель работы священника в Вооруженных силах. Насколько успешно это происходит, судить пока сложно.
Взаимодействие Церкви и армии в постсоветской России продолжается уже более пятнадцати лет, однако до недавнего времени люди в рясах воспринимались военнослужащими скорее как гости. Они приходили в часть по случаю принятия присяги, юбилеев, памятных мероприятий… Священники работали на голом энтузиазме, а их деятельность в воинских частях регламентировали соглашения, подписанные Русской Православной Церковью с родами и видами войск и содержащие весьма расплывчатые формулировки.
Теперь ситуация в корне изменилась. В одночасье священник превратился в помощника командира по работе с верующими военнослужащими, который постоянно находится рядом и участвует в повседневной жизни воинского соединения.
Естественно поэтому, что после без малого векового разрыва Церкви и армии сегодняшняя действительность неизбежно вызывает к жизни неизвестные ранее вопросы и проблемы. Рассмотрим основные из них.
Функциональные обязанности. Сегодня статус и обязанности священнослужителя в армии регулируются главным образом тремя документами. Это «Положение по организации работы с верующими в Вооруженных силах РФ», «Основы концепции работы с верующими военнослужащими в Вооруженных силах РФ» и «Типовые функциональные обязанности». В них говорится о задачах и формах взаимодействия священника с солдатами и офицерами, а также даются общие стратегические установки по организации деятельности органов по работе с верующими военнослужащими в мирное и военное время. Детального описания того, что именно и в какое время должен делать военный пастырь, пока нет. Выработать такие инструкции — задача сегодняшнего дня, признают в Министерстве обороны. «Сегодня нужен нормативный акт, в котором были бы прописаны моменты, связанные с организацией повседневной деятельности священнослужителя в армии, — говорит начальник управления по работе с верующими военнослужащими Минобороны РФ Борис Лукичев. — Кроме того, в связи с тем что в армии служат люди разных вероисповеданий, нужно прописать, как священнику работать в этой ситуации, что ему делать в военных условиях, в ходе боевой подготовки. Такая нормотворческая работа сейчас ведется, но нужно учесть очень много факторов». Факторов действительно много. Начиная от места священника во время тактических учений до вопроса о времени воскресной Литургии. Ведь воскресенье только формально считается свободным днем. На деле же оно максимально насыщено разного рода спортивными и культурными мероприятиями — соревнования, просмотры кинофильмов, дополнительная физическая подготовка и т.д., которые начинаются с раннего утра и продолжаются практически до отбоя. Что делать священнику в этой ситуации? Служить Литургию для всех желающих до подъема? Вписать богослужение в общий план мероприятий с указанием точного времени и количества военнослужащих? Заменить Литургию поздней вечерней или духовной беседой? И это только один пример из длинной череды недоумений, возникающих сегодня в работе военного священника.
Вдобавок ко всему регламентация деятельности священнослужителя в армии осложняется невозможностью создать некий общий шаблон для всех видов и родов войск. Дежурства у ракетчиков, вахта у моряков, длительные полевые выезды в пехотных частях — всё это накладывает свою специфику на жизнь воинского коллектива, частью которого является священник. Поэтому, даже если нормативный документ, о котором говорят в Минобороны, и появится, многое священнику по-прежнему придется изобретать и решать самостоятельно.
Квалификационные требования. В настоящий момент квалификационные требования к кандидатам на должность помощников по работе с верующими военнослужащими предельно просты. Кандидат должен быть гражданином Российской Федерации, не иметь двойного гражданства и судимости и, наоборот, иметь уровень образования не ниже среднего, рекомендацию от религиозного объединения, положительное заключение медицинской комиссии и опыт работы в соответствующем религиозном объединении не менее пяти лет. Сегодня этот список уточняется и дополняется. Конечного документа в этой области пока не выработано. Однако похоже, что в руководстве Министерства обороны далеко не все представляют себе даже те простые критерии, которым должен отвечать военный священник. Сравнительно недавно СМИ облетело высказывание высокопоставленного чиновника военного ведомства, пожелавшего сохранить анонимность. Он, в частности, посетовал, что недостаток священников в армии связан с тем, что не все кандидаты, предлагаемые религиозными организациями, отвечают предъявляемым в армии требованиям. При этом требования, перечисленные чиновником, дают повод усомниться либо в его компетентности, либо в искренности самого высказывания. По словам источника, военный священник до вступления в должность обязан прослужить в армии не менее пяти лет и обладать хорошей физической подготовкой, что не находит подтверждения ни в одном из существующих нормативных актов. Надо сказать, что в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями слова анонима из Минобороны восприняли с недоумением. По свидетельству председателя отдела протоиерея Димитрия Смирнова, список из 14 кандидатов на должности помощников командиров по работе с верующими военнослужащими, отвечающих всем требованиям (более того, многие из кандидатов имеют старшие офицерские звания и знакомы с армейской службой не понаслышке), уже более полугода находится на утверждении в Министерстве обороны. Кроме того, в синодальном отделе подготовлены еще 113 священнослужителей, дела которых длительное время ожидают своего рассмотрения руководством военного ведомства.
Критерий эффективности работы. Вопрос, как и в соответствии с какими соображениями оценивать результаты работы военного священника, также ждет своего решения. Какой показатель может стать критерием эффективности? Сокращение числа преступлений в воинской среде? Снижение шкалы неуставных отношений? Повышение служебной мотивации? Но все эти задачи входят и в компетенцию офицеров-воспитателей. А рассчитать, что, допустим, вклад священника в преодоление некоей социальной проблемы составил 60%, а органов по воспитательной работе 40% априори невозможно и абсурдно. Пока высказывается точка зрения, что одним из критериев могли бы стать конкретные отзывы командиров о том или ином священнике. Но в этом случае в оценке работы священника основную роль начинает играть субъективный фактор. Представим себе, что командир — воинствующий атеист, который на дух не переносит присутствие в жизни части религиозной составляющей. Тогда, даже если священник «горит» на службе, командирский отзыв вряд ли будет положительным.
Объекты религиозного назначения на территории Министерства обороны. За минувшее время на территории воинских частей с использованием привлеченных средств построены сотни православных храмов и часовен. Фактически это постройки, находящиеся в ведении департамента имущественных отношений Минобороны. С другой стороны, все культовые здания представляют собой объекты религиозного назначения и в соответствии с недавно принятым законом могут быть переданы Церкви, для чего последняя должна сама сделать запрос об их передаче. Полгода назад Минобороны направило в Патриархию соответствующее письмо за подписью министра с приложенным к нему перечнем храмов. По словам Бориса Лукичева, представленный перечень уже разослан по епархиям на отзыв правящим архиереям. «Но епархиальные архиереи люди обстоятельные и солидные, работают внимательно, поэтому полгода прошло, а ответа нет. А без него мы не можем предпринимать никаких действий», — говорит он. Кроме того, вопрос о передаче осложняется еще и тем, что ряд храмов не имеет должного документального оформления, так что их имущественный статус до конца не определен. Здесь же можно упомянуть и о проблеме обеспечения воинских храмов церковной утварью и предметами, необходимыми для богослужения. Поскольку в расходных статьях Минобороны не существует соответствующей графы, материальную нагрузку по приобретению облачений, свечей, вина, хлеба берет на себя местная епархия или лично священник.
Это основные, но далеко не все проблемы, связанные с формированием в Российской армии института военного духовенства. Сюда же можно отнести и порядок профессиональной переподготовки военных священников, вопросы, связанные с материальным довольствием священнослужителя, особенностями его статуса и т.д. Имеющиеся вопросы должны решаться и, уверен, будут рано или поздно сняты с повестки дня. Штатное военное духовенство переживает сегодня болезни роста. В сложившейся ситуации главное, чтобы все заинтересованные стороны — и Министерство обороны, и религиозные объединения — в полной мере осознали важность и востребованность новой военно-церковной структуры. И сообща, сотрудничая, а не конфликтуя, двигались к общей цели — сильной армии, обладающей как мощным боевым потенциалом, так и крепкими духовными традициями.
Евгений Мурзин
Кто может стать военным священником
Общие требования, предъявляемые к должностным лицам по работе с верующими военнослужащими:
* Должностные лица по работе с верующими военнослужащими должны быть профессионально подготовленными специалистами, обладать необходимыми знаниями и умениями, позволяющими эффективно планировать, организовывать и проводить работу по укреплению духовно-нравственных основ военнослужащих.
* К должностным лицам по работе с верующими военнослужащими предъявляются следующие требования:
должен быть гражданином Российской Федерации;
не иметь двойного гражданства;
не иметь судимости;
иметь уровень государственного образования не ниже среднего (полного) общего образования;
иметь рекомендацию от соответствующего религиозного объединения;
иметь положительное заключение медицинской комиссии о состоянии здоровья.
* При назначении на руководящую должность должностные лица по работе с верующими военнослужащими должны иметь опыт служения в соответствующем религиозном объединении не менее пяти лет.
* Лица, назначаемые на соответствующие должности, должны пройти специальную подготовку по вопросам военной службы в порядке и на условиях, установленных в Министерстве обороны РФ.
Батюшки и армия: шинель и ряса совместимы?
Автор Юрий Носовский 02.11.2012 12:30
В 2012 году после четырехлетнего перерыва восстановлена квота на отсрочку от службы в армии для 150-ти священнослужителей. Но как быть остальным молодым священникам, которые в нее не укладываются? Что о службе говорят церковные каноны? И только ли государство виновато в двусмысленной ситуации с призывом духовных пастырей на военную службу?
Источник: Минобороны России
В начале октября 2012 года правительство России издало постановление «Об утверждении Правил предоставления священнослужителям права на получение отсрочки от призыва на военную службу» Тем же постановлением утверждены и «Правила прохождения священнослужителями специальной подготовки, необходимой для исполнения обязанностей по должности помощника командира (начальника) по работе с верующими военнослужащими».
Данный документ издан во исполнение указа президента от 12 июля 2012 года «О предоставлении священнослужителям права на получение отсрочки от призыва на военную службу», который основывается на нормах 24-й статьи закона «О воинской обязанности и военной службе», дающей полномочия органам исполнительной власти определять конкретный порядок таких отсрочек.
Читайте также: Корнилий Сотник — христианин-оккупант
Ключевым моментом этих актов является установка квоты освобожденных от службы в армии священнослужителей. Квота эта в последние годы сжимается как шагреневая кожа. Если в начале «нулевых» она составляла 300 человек, то ныне эта цифра уменьшилась вдвое — до 150-ти человек на все конфессии Российской Федерации. Точное распределение «белых билетов» между конфессиями находится в ведении комиссии под руководством вице-премьера Владислава Суркова, но известно, что в прошлые годы РПЦ имела 175 мест из 300-ти. Можно с уверенностью предположить, что эта пропорция вряд ли серьезно изменится.
Тем самым в стране восстанавливается, пусть и в несколько усеченном варианте, порядок, действовавший до 2008 года — тогда деятелей религиозных организаций в армию не призывали, пусть даже в рамках определенных квот. Однако уже в июле указ главы государства раскритиковали так называемые правозащитные организации. Дескать, дай только государство слабинку — и отсрочки начнут требовать спортсмены, музыканты, ученые и прочие нерядовые представители общества, а это, дескать, может нарушить социальную справедливость.
Вообще, видеть «установление социальной справедливости» в факте чистки картошки в наряде по кухне или в стоянии в карауле молодого ученого, который до призыва трудился за копейки на благо отечественной науки (вместо того, чтобы рвануть за бугор и получать там круглую сумму на благо науки зарубежной) — это довольно интересная трактовка понятия. Впрочем, мы не об этом. А об отношении православного духовенства к военной службе.
Многие понимают это отношение несколько превратно. Дескать, если Православная Церковь стоит на патриотических и отнюдь не рафинировано-пацифистких позициях вроде толстовства с его «непротивлением злу насилием» — значит, ничего зазорного в армейской службе для священников нет.
Между тем, ситуация с основополагающими православными Канонами на этот счет выглядит диаметрально противоположной. Вот лишь пара выдержек из церковного канонического права.
«Вчиненным единожды в клир и монахам, определили мы не вступати ни в воинскую службу, ни в мирской чин: иначе дерзнувших на сие, и не возвращающихся с раскаянием к тому, что прежде избрали для Бога, предавати анафеме» (7-е Правило Четвертого Вселенского Собора). А 83-е апостольское правило гласит, что «пресвитер или диакон, в воинском деле упражняющийся, подлежит извержению из священного чина».
Читайте также: Феодор Острожский — воин, инок и святой
Более того, духовным лицам запрещаются любые занятия, связанные с пролитием человеческой и даже животной крови, например, врачебная практика, особенно хирургия («Номоканон» при Большом Требнике, ст. 132; Постановление Патриарха Луки Хрисоверга). Несчастный случай во время операции подвергает хирурга обвинению в невольном убийстве, и если он клирик, то, согласно канонам, за этим следует извержение из сана. Священнослужителю, приносящему бескровную Жертву, возбраняется и охота, неизбежно связанная с пролитием крови.
Впрочем, клирики не могут поднимать руку на человека, даже не проливая его кровь. 27-е Апостольское правило гласит: «Повелеваем епископа, или пресвитера, или дьякона, биющаго верных согрешающих, или неверных обидевших, и чрез сие устрашати хотящаго, извергати от священнаго чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того, сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал»
И никакого противоречия с вышеупомянутой патриотической позицией любой Поместной Православной церкви в этих канонах нет. Просто у каждой группы людей, что перед государством, что перед Лицем Божьим — свои социальные роли. Призвание священника — освящать Божественной Благодатью души паствы, будучи ее проводником как через себя лично, так и через преподаваемые Таинства. В применении же к духовному окормлению паствы в военных мундирах главная задача батюшки — взращивать в ней любовь во всех видах. К ближним, семье, Родине — в том числе и в форме самопожертвования, что и есть патриотизм.
А противление врагу, в том числе и связанное с необходимостью убийства — это лишь вынужденная мера, выбор меньшего из двух зол, после выполнения которой настоящий благородный воин (во многих, кстати, культурах) должен выйти из боевого ража. И ни в коем случае он не должен превращаться в маньяка-убийцу, не щадящего раненых, пленных и мирное население.
Пролитие же крови священником в рамки этой задачи никак не укладывается. Многих это может покоробить — но это так. Что поделаешь, Бог Нового Завета «заставляет всходить солнце над злыми и праведными» и, как говорится в отпусте на Литургии, «праведники любит — а грешные милует».
Даже в Ветхом Завете, где уничтожение нечестивых народов Палестины было сакральной задачей «избранных» иудеев, кровопролитие в определенных случаях было нежелательным фактором — например, когда речь шла о величайших святынях. Так, когда царь-пророк Давид после многих славных побед решил построить величественный Иерусалимский храм — Господь не разрешил ему сделать это.
Читайте также: Воевать с Христом, положа руку на Библию
— И сказал Давид Соломону: сын мой! у меня было на сердце построить дом во имя Господа, Бога моего, но было ко мне слово Господне, и сказано: «ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицем Моим. Вот, у тебя родится сын: он будет человек мирный; Я дам ему покой от всех врагов его кругом: посему имя ему будет Соломон. И мир и покой дам Израилю во дни его. Он построит дом имени Моему, и он будет Мне сыном, а Я ему отцом, и утвержу престол царства его над Израилем навек. (1 Пар. 22:7-10)
Если провести аналогию с армией, то уместно вспомнить тут военных врачей. Они входят в число офицеров, имеют табельное оружие, но их основная форма — белый халат, а главная задача — спасать раненых и больных, а не убивать врагов. За годы Великой Отечественной войны военные медики вернули в строй более 6 миллионов раненных — полтысячи полноразмерных дивизий! Хороший повод поразмыслить на тем, как можно внести неизмеримый вклад в Победу, при этом не сражаясь с оружием в руках.
В полной мере то же касается и духовенства — хоть военного, хоть гражданского.
Тем не менее, сложившееся положение, когда жестко зафиксированная квота разрешает отсрочки крайне ограниченному числу священнослужителей, фактически нивелирует их право и обязанность выполнять установления своей религии. Справедливости ради, можно сказать, что, согласно Канонам, и само рукоположение во священники должно было производиться над лицами не младше 30 лет — между тем как призыву в РФ подлежит молодежь лишь до 27-летнего возраста. Однако в полной мере такая практика не соблюдалась даже в Византии. А уж в России, особенно с царствования Петра Первого, когда юноши из семей батюшек оканчивали семинарии вскоре после 20 лет — ждать их «церковного совершеннолетия» перестали. Как и теперь — семинарии и духовные академии заканчивают максимум в 25 лет, а обычно — много раньше.
Что в такой ситуации делать архиереям? Как в советские времена, брать учиться и рукополагать в сан лишь тех, у кого за плечами служба в армии? А если в ее время кандидату пришлось пролить кровь или нарушить другие правила для поставления в священники — отказывать? В противном же случае, поставленного на приход батюшку, если он не «вписался» в правительственную квоту, могут в любой момент призвать в ряды Вооруженных Сил.
Теоретически священнослужитель может отказаться брать оружие в руки, выбрав альтернативную гражданскую службу. Впрочем, она тоже запрещена Канонами как «мирское занятие». Однако заявление для ее прохождения надо подавать за полгода до призыва. А как быть, если настоятелю храма пообещали, что он попадет в список на освобождение от призыва — а в последний момент что-то сорвется? Надеяться лишь на добрую волю местного военкома, его веру и уважение к духовному пастырю? Но и этот фактор может помочь лишь до того момента, пока военкомату не поступит приказ мести всех подряд.
Читайте также: Психолог: что отпугивает людей от Церкви?
Самое обидное, что такое двойственное отношение к духовенству из всех славянских республик бывшего СССР наблюдается лишь в России, считающейся форпостом Православия, в том числе и на просторах СНГ. И в Белоруссии, и на Украине священники и диаконы всех зарегистрированных конфессий автоматически подлежат освобождению от призыва. Конечно, некорректно сравнивать опереточную армию Украины, сокращенной настолько, что проблем с призывом там не бывает в принципе, с российскими ВС. Тем не менее, даже в эпоху Александровских реформ во второй половине XIX века, когда вместо прежних рекрутских наборов была введена всеобщая военная обязанность, священников в армию не брали.
Вообще, обвинять в подобном двусмысленно-половинчатом подходе к призыву духовенства в армию лишь государство было бы неправильно. Последнее лишь наблюдает за происходящим в самой Церкви и делает соответствующие выводы. Когда церковная пресса начала часто упоминать канон о невозможности клирикам идти на военную службу? Лишь тогда, когда фактическая бронь для батюшек была отменена.
А до того в тех же СМИ господствовало воспевание ратных подвигов людей в рясах. Тут и благословление на Куликовскую битву схимонахов Пересвета и Осляби, и монахи-черносотенцы, весьма популярные в среде радикал-православия. То, что подобные случаи даже в их эпохи рассматривались как исключения, вызванные исключительной необходимостью, радикалы в расчет не брали.
Не отставало от таких представлений и искусство. Чуть ли не в каждом недавнем фильме о войне с необычайно симпатией показывается священник, между молитвами и службами отправляющий врагов на тот свет, будь то фашисты или уголовники. Только ведь так не бывает. К примеру, работа на своем огороде — дело само по себе хорошее. Но если ей будет заниматься хирург перед операцией, то грязь под его ногтями чревата инфекцией у пациента. То же и с пролитой руками духовного пастыря кровью, даже вражеской…
Читайте также: Израиль взялся за уклонистов от армии
В итоге отношение государства к призыву священников остается двойственным. И правда, если священник в солдатском мундире и казарме — дело сугубо хорошее, для чего вообще вводить какие-то отсрочки? А если хорошее не очень — тогда почему не освободить батюшек от не подобающих их сану занятий?
А пока Церковь и государство не могут найти окончательное решение этой проблемы, священнослужителям призывного возраста остается уповать лишь на милость Божью.
Читайте самое интересное в рубрике «Религия»
Военные священники в боевых порядках
Торжеством всех торжеств называют Пасху верующие. Для них Воскресение Христово — главный праздник православного календаря. Шестой раз подряд в своей современной истории российская армия празднует Пасху, осененная военными священниками, появившимися в частях и соединениях после девяностолетнего перерыва.
У истоков традиции
Идея возродить в российской армии институт военных священников возникла у иерархов Русской православной церкви (РПЦ) ещё в середине девяностых годов. Большого развития она не получила, но светские руководители в целом положительно оценили инициативу РПЦ. Сказалось благожелательное отношение общества к церковным обрядам и то, что после ликвидации штата политработников воспитание личного состава лишилось внятного идеологического стержня. Посткоммунистическая элита так и не смогла сформулировать новую яркую национальную идею. Её поиск привел многих к давно знакомому религиозному восприятию жизни.
Инициатива РПЦ захлебнулась в основном потому, что не было в этой истории главного — собственно военных священников. Батюшка обычного прихода мало подходил на роль, например, духовника отчаянных десантников. Здесь должен быть человек их среды, уважаемый не только за мудрость религиозного таинства, но и доблесть военную в том числе, по крайней мере — за очевидную готовность к ратному подвигу.
Таким стал войсковой священник Киприан-Пересвет. Сам он сформулировал свою биографию так: сначала был воином, потом калекой, затем стал священником, потом — военным священником. Впрочем, отсчет своей жизни Киприан ведёт только с 1991-го, когда принял в Суздале монашеский постриг. Спустя три года его рукоположили в священники. Сибирские казаки, возрождая привычный Енисейский округ, избрали Киприана войсковым священником. История этого божьего подвижника заслуживает отдельного подробного рассказа. Он прошел обе чеченские войны, был в плену у Хаттаба, стоял у расстрельной черты, выжил после ранений. Это в Чечне солдаты Софринской бригады за мужество и ратное терпение нарекли Киприана Пересветом. Был у него и свой позывной «ЯК-15», чтобы знали бойцы: священник рядом с ними. Поддерживает их душой и молитвой. Соратники-чеченцы называли Киприана-Пересвета своим Братом, софринцы — Батей.
После войны, в июне 2005-го в Санкт-Петербурге Киприан примет Постриг в Великую Схиму, став старцем схиигуменом Исаакием, но в памяти российских солдат он останется первым военным священником нового времени.
А до него — большая и благодатная история российского воинского духовенства. Для меня и, наверное, для софринцев, она начинается с 1380-го года, когда преподобный Сергий, игумен земли русской и Чудотворец Радонежский, благословил князя Дмитрия на битву за освобождение Руси от татарского ига. Дал ему в помощь монахов своих — Родиона Ослябю и Александра Пересвета. Это Пересвет выйдет потом на поле Куликовом на единоборство с татарским богатырём Челубеем. С их смертельной схватки начнётся битва. Русское войско разобьёт орду Мамая. Эту победу люди свяжут с благословением преподобного Сергия. Павшего в единоборстве инока Пересвета причислят к лику святых. А мы день Куликовской битвы — 21 сентября (8 сентября по юлианскому календарю) назовём Днём воинской славы России.
Между двумя Пересветами шесть с лишком веков. Многое вместило это время — многотрудное служение Богу и Отечеству, пастырские подвиги, грандиозные битвы и великие потрясения.
По воинскому уставу
Как и всё в российской армии, ратное духовное служение свою организационную структуру впервые обрело в Воинском уставе Петра I от 1716-го года. Император-реформатор счёл необходимым иметь священника в каждом полку, на каждом корабле. Морское духовенство представляли преимущественно иеромонахи. Во главе их ставился обер-иеромонах флота. Духовенство сухопутных войск подчинялось полевому обер-священнику действующей армии, а в мирное время — архиерею епархии, на территории которой расквартирован полк.
К концу века Екатерина II во главе военного и морского духовенства поставила единого обер-священника армии и флота. Он был автономен от Синода, имел право прямого доклада императрице и право непосредственного сношения с епархиальными иерархами. Для военного духовенства установили регулярное жалованье. После двадцати лет службы священнику начислялась пенсия.
Структура получила по-военному законченный вид и логичную соподчиненность, но корректировалась еще в течение целого века. Так, в июне 1890 года император Александр III утвердил Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств. Учредил звание «протопресвитера военного и морского духовенства». К его ведению отнесли все церкви полков, крепостей, военных госпиталей и учебных заведений (кроме Сибири, в которой «из-за дальности расстояний» военное духовенство подчинялось епархиальным архиереям.)
Хозяйство получилось солидным. В ведомство протопресвитера военного и морского духовенства вошли 12 соборов, 3 домовые церкви, 806 полковых, 12 крепостных, 24 госпитальных, 10 тюремных, 6 портовых церквей, 34 церкви при разных учреждениях (всего — 407 церквей), 106 протоиереев, 337 священников, 2 протодиакона, 55 диаконов, 68 псаломщиков (всего — 569 духовных лиц). Управление протопресвитера издавало собственный журнал — «Вестник военного духовенства».
Высочайшим Положением определили служебные права военного духовенства и оклады содержания. Главного священника (протопресвитера) приравняли к генерал-лейтенанту, обер-священника Главного штаба, гвардейского или гренадерского корпуса — к генерал-майору, протоиерея — к полковнику, настоятеля военного собора или храма, а также дивизионного благочинного — к подполковнику. Полковой священник (равный капитану) получил практически полный капитанский рацион: жалованье в сумме 366 рублей в год, столько же столовых, предусматривались надбавки за выслугу лет, доходившие (за 20 лет службы) до половины установленного оклада. Равное военным жалование соблюдалось по всем духовным чинам.
Сухая статистика даёт лишь общее представление о священнослужении в российской армии. Жизнь вносит в эту картину свои яркие краски. Между двумя Пересветами были войны, тяжёлые битвы. Были и их Герои. Вот священник Василий Васильковский. Его подвиг опишет в приказе по русской армии №53 от 12-го марта 1813-го года главнокомандующий М.И.Кутузов: «19-го Егерского полка священник Васильковский в сражении при Малом Ярославце, находясь впереди стрелков со крестом, благоразумными наставлениями и личною храбростию поощрял нижних чинов сражаться без ужаса за Веру, Царя и Отечество, причем жестоко был ранен в голову пулею. В сражении же при Витебске оказал он таковую же храбрость, где и получил рану пулею в ногу. Начальничее засвидетельствование о столь отличных неустрашимых в сражениях поступках и ревностной службе Васильковского подносил я Государю Императору, и Его Величество высочайше указать соизволил наградить его орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4-го класса».
Это был первый в истории случай награждения военного священника орденом Святого Георгия. Отцу Василию орден вручат 17-го марта 1813-го года. Осенью того же года (24-го ноября) он скончается в заграничном походе от полученных ран. Василию Васильковскому было только 35 лет.
Перепрыгнем через столетие в другую великую войну — Первую мировую. Вот что написал о том времени знаменитый русский военачальник, генерал А.А. Брусилов: «В тех жутких контратаках среди солдатских гимнастерок мелькали черные фигуры — полковые батюшки, подоткнув рясы, в грубых сапогах шли с воинами, ободряя робких простым евангельским словом и поведением… Они навсегда остались там, на полях Галиции, не разлучившись с паствой».
За героизм, проявленный в годы Первой мировой войны, около 2500 военных священников отметят государственными наградами, вручат 227 золотых наперсных крестов на Георгиевской ленте. Орденом Святого Георгия наградят 11 человек (четверых — посмертно).
Институт военного и морского духовенства в российской армии ликвидируют приказом Народного комиссариата по военным делам 16-го января 1918-го года. Из армии уволят 3700 священников. Многих потом репрессируют, как классово чуждых элементов…
Кресты на петлицах
Старания Церкви дали результат к концу нулевых. Инициированные священниками в 2008-2009 годах социологические опросы показали — число верующих в армии доходит до 70 процентов личного состава. Об этом проинформировали тогдашнего президента России Д.А.Медведева. С его поручения военному ведомству и начинается новое время духовного служения в российской армии. Это поручение президент подписал 21-го июля 2009 года. Он обязал министра обороны принять необходимые решения, направленные на введение в Вооруженных силах России института военного духовенства.
Выполняя поручение президента, военные не станут копировать структуры, существовавшие в царской армии. Начнут они с того, что в составе Главного управления Вооруженных Сил Российской Федерации по работе с личным составом создадут Управление по работе с верующими военнослужащими. В его штат введут 242 должности помощников командиров (начальников) по работе с верующими военнослужащими, замещаемые священнослужителями традиционных религиозных объединений России. Случится это в январе 2010-го.
За пять лет так и не удалось заполнить все предложенные вакансии. Религиозные организации даже с избытком представили Управлению минобороны своих кандидатов. Но планка требований военных оказалась высока. Для работы в войсках на штатной основе они приняли пока только 132 священнослужителя — 129 православных, два мусульманина и одного буддиста. (Замечу, кстати, в армии Российской империи тоже внимательно относились к верующим всех конфессий. Военнослужащих-католиков окромляли несколько сот капелланов. В национально-территориальных соединениях, таких, как «Дикая дивизия», служили муллы. Иудеям дозволяли посещать территориальные синагоги.)
Высокие требования к священнослужению, наверное, вызрели из лучших образцов духовного пастырства в российской армии. Может быть, даже из тех, что я вспомнил сегодня. По крайней мере, священников готовят к серьёзным испытаниям. Их рясы не будут больше демаскировать батюшек, как это случилось в боевых порядках незабываемого брусиловского прорыва. Министерство обороны совместно с Синодальным отделом Московского патриархата по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами разработало «Правила ношения формы одежды военным духовенством». Их утвердил Патриарх Кирилл.
Согласно правилам, военные священники «при организации работы с верующими военнослужащими в условиях ведения военных действий, в период чрезвычайного положения, ликвидации аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, на учениях, занятиях, боевых дежурствах (боевой службе)» будут носить не церковное облачение, а полевую воинскую форму. В отличие от формы военнослужащих она не предусматривает погон, нарукавных и нагрудных знаков соответствующего рода войск. Лишь петлицы украсят православные кресты темного цвета установленного образца. При совершении богослужения в полевых условиях священник поверх формы должен надевать епитрахиль, поручи и священнический крест.
Серьёзно обновляется и база духовной работы в войсках и на флоте. Сегодня только на подведомственных министерству обороны территориях действуют более 160 православных храмов и часовен. Строятся войсковые храмы в Североморске и Гаджиево (Северный флот), на авиационной базе в Канте (Киргизия), в других гарнизонах. Вновь стал воинским Храм Святого Архистратига Михаила в Севастополе, здание которого ранее использовалось как филиал музея Черноморского флота. Министр обороны С.К.Шойгу принял решение выделить во всех соединениях и на кораблях I ранга помещения для молитвенных комнат.
…У военного духовного служения пишется новая история. Какой она будет? Безусловно, достойной! К этому обязывают сложившиеся веками традиции, переплавившиеся в национальный характер, — героизм, стойкость и мужество российских солдат, старание, терпение и самоотвержение военных батюшек. А пока в войсковых храмах великий праздник Пасхи, и коллективное причастие воинов — как новый шаг в готовности служить Отечеству, Миру и Богу.
«Для священника в армии главное – быть полезным»
На войне Божественную справедливость и Божие попечение о людях видно особенно отчетливо. Война не терпит бесчестия – человека безнравственного пуля быстро находит.
Преподобный Паисий Святогорец
Во времена тяжелых испытаний, потрясений и войн Русская Православная Церковь всегда была со своим народом и своей армией, не только укрепляя и благословляя солдат на брань за свое Отечество, но и с оружием в руках на передовой, как в войне с армией Наполеона и фашистскими захватчиками в Великую Отечественную. Благодаря Указу Президента России от 2009 года о возрождении института штатного военного духовенства православные священники стали неотъемлемой частью современной российской армии. Наш корреспондент Денис Ахалашвили побывал в отделе по взаимоотношению с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Екатеринбургской епархии, где из первых уст узнал о том, как сегодня складываются отношения Церкви и армии.
Духовную беседу с личным составом проводит протоиерей Владимир Кисеков
Чтобы в части и Литургия служилась, и беседы на духовные темы проводились
Полковник Илья Константинович Новожилов – руководитель отдела по взаимоотношению с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Екатеринбургской епархии:
– В Екатеринбургской епархии отдел был создан в 1995 году. С этого времени мы подготовили и заключили договора о сотрудничестве со всеми силовыми структурами на территории Уральского федерального округа: Главным управлением МЧС по Свердловской области, Главным управлением МВД РФ по Свердловской области, Уральским военным округом, Уральским округом внутренних войск МВД РФ. Первой в постсоветской России Екатеринбургская епархия подписала соглашение о сотрудничестве с военным комиссариатом Свердловской области. Из нашей структуры впоследствии были созданы отделы по работе с казачеством и по тюремному служению. Мы сотрудничали с 450 воинскими частями и соединениями Вооруженных Сил и подразделениями силовых структур на территории Свердловской области, где окормлением верующих регулярно занимались 255 священнослужителей нашей епархии. С преобразованием епархии в митрополию в Екатеринбургской епархии это 154 священника в 241 воинской части и подразделении силовых структур.
С 2009 года после издания Указа Президента РФ о создании института штатного военного духовенства в российской армии определено должностей штатного военного духовенства 266, помощников командиров по работе с верующими военнослужащими из числа духовенства традиционных конфессий, в том числе православных священников. На территории нашей епархии таких должностей определено пять.
Руководитель отдела по взаимоотношению с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями полковник Илья Константинович Новожилов с военными на службе в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга
Сегодня у нас 154 священника посещают военные части, где совершают таинства, читают лекции, проводят занятия и т.д. Как-то Святейший Патриарх Кирилл сказал, что священник, посещающий военную часть один раз в месяц, похож на свадебного генерала. Не уверен, что передаю дословно, но смысл понятен. Я, как кадровый военный, прекрасно понимаю, что если священник будет раз в месяц приходить в часть, где служит 1500 человек, то реально он сможет пообщаться в лучшем случае с парой десятков воинов, что, конечно же, недостаточно. Мы решили повысить эффективность нашего сотрудничества следующим образом: с согласия командования частей в определенный день в конкретную военную часть приезжает сразу 8–10 священников. Трое прямо в части служат Божественную литургию, остальные исповедуют. После Литургии, исповеди и Причастия военные отправляются на завтрак, после которого их распределяют на группы, где каждый из священников проводит беседу на заданную тему, исходя из церковного календаря и конкретных потребностей той или иной части. Отдельно – офицеры штаба, отдельно – контрактники, отдельно – военнослужащие срочной службы, затем медики, женщины и гражданский персонал; группа тех, кто находится в медучреждениях. Как показала практика, в сегодняшних условиях это наиболее эффективная форма сотрудничества: военнослужащие получают духовные знания, но и участвуют в Литургии, исповедуются и причащаются, а также имеют возможность пообщаться и обсудить с конкретным священником волнующую личную тему, что, учитывая психологические требования к современной армии, очень важно. От командования соединений я знаю, что эффект был очень хорошей, командиры частей просят проводить подобные мероприятия постоянно.
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл с командующим войсками Уральского округа войск Национальной гвардии России генерал-лейтенантом Александром Анатольевичем Поповым
Ежегодно мы отмечаем день защитника Отечества. А накануне этого праздника мы, по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, едем по домам поздравлять наших ветеранов, вручаем им поздравительные адреса и памятные подарки от правящего архиерея.
«Батюшка для солдата – родной человек,
с которым можно поговорить о наболевшем»
Отец Георгий Шлей на учениях со своей частью Иерей Георгий Шлей, помощник командира по работе с верующими военнослужащими:
– Моя история служения в армии началась много лет назад, когда я был настоятелем храма Сергия Радонежского на окраине Екатеринбурга – в поселке Большой Исток за аэропортом Кольцово. Благочинным у нас был замечательный батюшка протоиерей Андрей Николаев, из бывших военных, который 13 лет прослужил в армии прапорщиком и пользовался у военных большим авторитетом. Как-то раз он спросил у меня, как я смотрю на то, чтобы не просто время от времени ездить в военную часть, которую мы окормляли, а стать постоянным штатным армейским священником. Я подумал и согласился. Помню, когда мы с отцом Андреем пришли к нашему владыке Кириллу за благословением, тот пошутил: вот, мол, некоторые (показывает на отца Андрея) из армии уходят, а некоторые (показывает на меня) туда, наоборот, идут. На самом деле владыка был очень рад, что отношения с армией у нас перешли на новый уровень, что кроме меня еще четверо священников нашей епархии были утверждены министром обороны и стали штатными священниками. Владыка благословил и сказал много теплых напутственных слов. И с июля 2013 года, как пришел официальный приказ о моем назначении, я служу в расположении своей части.
Как происходит служение? Сначала, как полагается, утренний развод. Я обращаюсь к военнослужащим воинской части с напутственной речью, после этого официальная часть заканчивается, ноги в руки – и пошел мотать километры по подразделениям. Воинская часть у нас большая – 1,5 тысячи человек, пока обойдешь все намеченные по плану адреса, к вечеру ног под собой не чуешь. В кабинете я не сижу, сам хожу к людям.
Молитвенная комната у нас в середине казармы. Когда солдату нелегко, он посмотрит – а Бог вот Он, рядом!
Молитвенная комната у нас находится в холле, в середине казармы: слева койки в два яруса, справа койки, молитвенная комната посередине. Это удобно: захотел помолиться или с батюшкой пообщаться – вот он рядом, пожалуйста! Там я принимаю каждый день. Да и нахождение святынь, икон, жертвенника, иконостаса, свечей посреди солдатского быта тоже действует благотворно на солдат. Солдату бывает непросто, он посмотрит – Бог вот Он, рядом! Помолился, со священником пообщался, поучаствовал в таинствах – и стало лучше. Это же все видно, на твоих глазах происходит.
Если никаких учений или авралов, каждую субботу и воскресенье я служу. Кто хочет и не в наряде, приходит на вечернюю, исповедуется, готовится к Причастию.
Во время богослужения у Святой Чаши все мы становимся братьями во Христе, это тоже очень важно. Это потом сказывается на отношениях между офицерами и подчиненными.
Литургия в спортзале военной части
Вообще так скажу: если бы от священников пользы в армии не было – их бы там тоже не было! Армия – дело серьезное, там некогда ерундой заниматься. Но как показывает опыт, нахождение священника в части реально благотворно влияет на обстановку. Священник – это не психолог, это батюшка, батя, для солдата – родной человек, с которым можно поговорить по душам. Буквально позавчера пришел ко мне ефрейтор-срочник, глаза грустные, потерянный… Что-то у него не получается, где-то с ним грубо обошлись, вот и напало на человека уныние, он замкнулся в себе. Мы с ним поговорили, посмотрели на его проблемы с христианской стороны. Я говорю: «Ты же ведь в армию не просто так попал, ты сам службу выбрал?» Он кивает. «Ты хотел служить?» – «Конечно, хотел!» – отвечает. – «Что-то пошло не так, что-то оказалось не таким радужным, как думал. Но разве так только в армии? Везде, если присмотреться, есть и вершки, и корешки! Когда женишься, то думаешь, что будешь лежать у телевизора и радоваться, а вместо этого в два раза больше работать придется, чтобы жену и семью содержать! Не бывает, как в сказке: раз – и готово, по щучьему велению! Нужно потрудиться! И Бог поможет! Давай мы помолимся, попросим у Бога помощи вместе!»
Когда человек видит, что он не один, что Господь рядом и ему помогает, все меняется.
В условиях современной армии с повышенными психологическими и профессиональными нагрузками такие теплые доверительные искренние отношения очень важны. Ты с ребятами каждый день общаешься, разговариваешь, чай пьешь, все в открытую, глаза в глаза. Молишься за них каждый день. Если этого у тебя нет, если ты какой-то весь из себя непреступный, в армии тебе делать нечего, никто тебя не поймет, и никому ты здесь не нужен.
«У нас уже традиция: на все учения мы обязательно берем походную церковь»
Протоиерей Владимир Кисяков, помощник начальника отделения по работе с верующими военнослужащими Управления по работе с личным составом Центрального военного округа:
– В 2012 году я был настоятелем храма архангела Михаила в рабочем поселке Ачит и окормлял военкомат, пожарную часть, полицию, поэтому, когда владыка благословил меня на это служение, я уже имел неплохой опыт отношений с представителями разных силовых структур. При штабе округа создано отделение по работе с верующими военнослужащими, где постоянно находятся два священника и начальник отделения. Кроме духовного окормления командного состава округа, наша задача – помочь воинским частям, где нет штатных священников, наладить работу с верующими, приезжать по мере необходимости и выполнять свои священнические обязанности. Кстати, в части иногда к тебе обращаются не только православные. Недавно ко мне подходил солдат-мусульманин. Он хотел попасть на службу в мечеть, но не знал, как это сделать. Я ему помог, узнал, где находится ближайшая мечеть, когда там проводятся службы, как можно туда добраться…
В это время у отца Владимира звонит телефон, он просит прощения и отвечает: «Здравия желаю! Бог благословит! Да, согласен! Пишите рапорт на имя правящего архиерея. Если он благословит, я еду с вами!»
Спрашиваю, в чем дело. Отец Владимир улыбается:
На учения? Конечно, поеду! Будем находиться в поле, жить в палатке, режим – как у всех
– Звонил командир части, на следующей неделе они выезжают на учения, просил поехать с ними. Конечно, поеду! Учения короткие – всего две недели! Будем находиться в поле, жить буду в палатке, режим – как у всех. Утром они на зарядку, у меня утреннее правило. Потом в походном храме, если нет службы, я принимаю желающих. У нас уже традиция: на все учения мы обязательно берем с собой походную церковь, где можем совершать все необходимые таинства, крещение, Литургию… Также обязательно ставится палатка для мусульман.
Вот были мы на сборах возле г. Чебаркуля, что в Челябинской области; рядом находилась деревня, где был храм. Местный батюшка не только служил с нами Литургию, но и давал нам для богослужения свои сосуды и просфоры. Было большое богослужение, куда съехалось несколько священников, все исповедовали, на Литургии было много причастников из нескольких военных частей.
На территории нашей части на Уктусе (один из районов г. Екатеринбурга. – Д.А.) построен храм мученика Андрея Стратилата, где я являюсь настоятелем и регулярно там служу. Кроме этого по договоренности с командирами частей мы постоянно выезжаем группами священников до десяти человек в какую-нибудь часть нашего округа, где читаем лекции, проводим открытые занятия на заданную тему и обязательно служим Литургию, исповедуем и причащаем. Потом мы расходились по казармам, и – по желанию – общались со всеми верующими, как с военными, так и с гражданским персоналом.
Служить в разведке – дело непростое
Наш корреспондент Денис Ахалашвили с протоиереем Владимиром Кисековым и иереем Игорем Куланиным (на фото справа)
Иерей Игорь Куланин, настоятель храма Георгия Победоносца в пос. Марьинском:
– Я дважды выезжал в командировки в Северокавказский регион, где находился с походным храмом Александра Невского в расположении воинской части Уральского округа внутренних войск. Как проходила служба? Утром на построении с разрешения командования читаешь утренние молитвы. Выходишь перед строем, все снимают головные уборы, читаешь «Отче наш», «Богородице Дево», «Царю Небесный», молитву на начало доброго дела и отрывок из жития святого, которому посвящен этот день. Кроме тех, кто на выезде, на построении присутствует 500–600 человек. После молитвы начинается развод. Я иду в храм, где принимаю всех желающих. Раз в неделю провожу духовные беседы с личным составом. После беседы начинается личное общение с глазу на глаз.
Есть такая шутка, что в армии не матерятся, в армии на этом языке разговаривают. А когда рядом находится священник, даже офицеры начинают себя сдерживать в этом плане. Говорят уже более близкие русскому языку слова, вспоминают о вежливости, прощения просят, отношения между собой и подчиненными становятся более дружественными, более человечными что ли. Приходит, например, майор на исповедь в нашу палатку, а перед ним простой боец стоит. Майор ведь не отталкивает его, не лезет вперед, он стоит и ждет своей очереди. А потом они вместе с этим солдатом из одной Чаши причащаются. И когда они встречаются в обычной обстановке, они уже друг друга по-иному воспринимают, чем до этого.
Сразу чувствуется, что ты находишься в расположении военной части, каждый день выполняющей боевые задачи. Это на гражданке все бабушки тебя любят, только и слышишь: «Батюшка, батюшка!», и, каким бы ты ни был, тебя просто потому, что ты священник, любят. Здесь совсем не так. Они здесь повидали всякого и просто так с распростертыми объятиями тебя не примут. Их уважение нужно заслужить.
Наш полевой храм приписан к взводу разведки. На них лежит обязанность установки, сборки и перемещения передвижного храма. Эти ребята очень серьезные – краповые береты. Чтобы стать краповым беретом, ты должен умереть, а потом воскреснуть – так говорят. Многие из них прошли обе чеченские кампании, видели кровь, видели смерть, теряли боевых друзей. Эти люди – состоявшиеся личности, отдавшие служению Родине всего себя. Все разведчики – это простые прапорщики, у них нет высоких званий. Но случись война, каждого из них по отдельности поставят командиром взвода, они выполнят любые задачи командования, поведут за собой солдат. На них держится боевой дух, это элита нашей армии.
Разведчики всегда вновь прибывшего священника приглашают к себе на чай знакомиться. Это очень важный ритуал на самом деле, во время которого о тебе складывается первое и часто оно же и последнее впечатление. Что ты из себя представляешь? Что ты за человек? Можно ли вообще тебе доверять? Они проверяют тебя как мужчину, присматриваются, задают разные каверзные вопросы, интересуются твоей прошлой жизнью.
Сам я из оренбургских казаков, и поэтому для меня шашечки и пистолетики были знакомы с детства, у нас на уровне генетики любовь к военному делу. В свое время я занимался в клубе юного десантника, с 13 лет прыгал с парашютом, мечтал служить в десанте. К сожалению, из-за проблем со здоровьем в десант меня не взяли, я служил в обычных войсках.
Разведчики мишени осмотрели, смеются: «Тест прошел!» Давай, говорят, к нам, в краповые береты!
Я выезжал с разведчиками на стрельбы, там они проверили, чего я стою в бою. Дали мне сначала пистолет. Мне он не очень понравился: я на «гражданке» в тире из более тяжелой «Беретты» стреляю. Но ничего, приноровился, выбил все мишени. Потом они дали мне какой-то новый автомат, специально для разведчиков разработанный, короткоствольный. Я отстрелял по общей мишени, смотрю: отдача у него слабая, стрелять легко, удобно – и второй магазин отстрелял по движущимся мишеням, выбил все «десятки». Они мишени осмотрели, смеются: «Тест прошел!» Давай, говорят, к нам, в краповые береты! Стрелял я из пулемета АК, тоже хорошо получилось.
После стрельб количество прихожан в части резко увеличилось. Сейчас с Пашкой из разведки мы регулярно переписываемся. Он пишет мне, как там у них дела, а я – как тут у нас; обязательно с праздниками друг друга поздравляем. Когда мы с ним познакомились во время моей первой командировки, то он, когда «Отче наш» читал, раз восемь ошибся, а в крайней командировке через два года, когда мы снова с ним встретились, он читал на службе Часы и молитвы к Причастию.
Еще у меня есть друг из казаков, Сашка-фээсбэшник. Такой на Илью Муромца похожий, на полголовы меня повыше и в плечах пошире будет. Их отряд ФСБ перевели, а его оставили что-то из оставшегося оборудования охранять. Вот он и охраняет. Спрашиваю: «Как, Сашка, дела?» Он благословение берет, мы целуемся по-братски, и он радостно отвечает: «Всё слава Богу! Охраняю помаленьку!»
Хоругвь нес знаменосец из Кремлевского полка. Так нес – глаз не оторвать! Хоругвь по воздуху плыла!
На Крещение мы с нашими разведчиками нашли заброшенный старый фонтан, быстренько его очистили, заполнили водой и сделали Иордань. Отслужили праздничную службу, а потом был ночной крестный ход, с хоругвями, с иконами, фонарями. Идем, поем, молимся. Впереди хоругвь нес настоящий знаменосец, так нес – глаз не оторвать! Хоругвь просто по воздуху плывет! Я потом у него спрашиваю: где ты этому научился? Он мне говорит: «Да я профессиональный знаменосец, в Кремлевском полку служил, на Красной площади со знаменем ходил!» Вот такие у нас замечательные бойцы там были! А потом все – и командиры, и бойцы, и гражданский персонал – пошли как один к Крещенской купели. И всё слава Богу!
Интересуетесь, как я храм построил? Я в нем настоятель, так скажу. Когда мы стройку окончили, храм освятили, поехал я к своему духовнику. Рассказываю, фотографии показываю: так, мол, и так, батюшка, я храм построил! А он смеется: «“Муха, муха, где ты была?” – “Как где? Поле пахала!” Ее спрашивают: “Как, сама?” Она говорит: “Ну, не совсем сама. Я на шее у вола сидела, который поле пахал”. Так и твой храм люди строили, благотворители, жертвователи разные… Может, бабушки по копеечке собирали. Твой храм народ построил, а Господь поставил тебя там служить!» С тех пор я больше не говорю, что я храм построил. А служить – да, служу! Есть такое дело!
«Бог даст, эту Пасху будем служить уже в новом храме»
Литургия в расположении военной части в центре иерей Владимир Устинов
Иерей Владимир Устинов, помощник командира отдельной железнодорожной бригады:
– Хорошо, когда командир подает пример своим подчиненным. Наш командир части – верующий человек, регулярно исповедуется и причащается. Начальник управления – тоже. Подчиненные смотрят, и некоторые тоже приходят на службу. Никто никого не заставляет, и этого делать нельзя, ведь вера – это личное сокровенное дело каждого. Своим личным временем каждый может распоряжаться, как ему хочется. Можешь книжку читать, можешь телевизор смотреть или спать. А можешь пойти в храм на службу или со священником пообщаться – если не исповедоваться, то так, по душам поговорить.
Никто никого не заставляет, и этого делать нельзя, ведь вера – личное сокровенное дело каждого
Иногда у нас на службе собирается по 150–200 человек. На последней Литургии причащались 98 человек. Общая исповедь сейчас не практикуется, поэтому представьте, сколько у нас длится исповедь.
Кроме того, что я служу в части, на «гражданке» я настоятель храма святителя Ермогена на Эльмаше. Когда есть возможность, мы берем бортовой «Урал», там может разместиться 25 человек желающих, которые приезжают ко мне на службу. Естественно, люди знают, что это не экскурсия и не увеселительное мероприятие, что там надо будет стоять на службе, молиться, поэтому случайные люди туда не ездят. Ездят те, кто хочет помолиться в храме за богослужением.
Раньше вечернее время в части занимал заместитель командира по воспитательной работе, сейчас решили вечернее время отдать священнику, то есть мне. В это время я встречаюсь с военнослужащими, знакомлюсь, общаюсь. Спрашиваю: «Кто хочет поехать ко мне в храм на службу?» Составляем список желающих. И так по каждому подразделению. Подаю списки командиру бригады и командиру подразделения, ротному, те отпускают военнослужащих, когда надо на службу. И командиру спокойно, что солдат не болтается где-то и не занимается ерундой; и солдат видит к себе доброе отношение и может решать какие-то свои духовные вопросы.
В подразделении, конечно, проще служить. Сейчас наш приход святителя Ермогена строит на территории части храм во имя небесных покровителей железнодорожных войск князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Начальник управления генерал-майор Анатолий Анатольевич Брагин выступил инициатором этого дела. Он верующий человек из благочестивой верующей семьи, с детства исповедуется и причащается и горячо поддержал идею строительства храма, помог с оформлением документов и согласованиями. Осенью 2017 года мы забили сваи в основание будущего храма, залили фундамент, сейчас подвели крышу, купола заказали. Когда служба будет проводиться в новом храме, конечно, там не будет недостатка в прихожанах. Уже сейчас люди останавливают меня, спрашивают: «Батюшка, когда храм откроете?!» Бог даст, эту Пасху будем служить уже в новом храме.
«Главное – это конкретный человек, который пришел к тебе»
Иерей Владимир Залосковских перед освящением 239 новых автомобилей управления ГИБДД по Свердловской области
Иерей Владимир Залосковских, клирик храма святителя Николая Чудотворца в г. Екатеринбурге:
– Вневедомственную охрану я окормляю уже больше 12 лет, со времен, когда они относились к МВД. Управление Росгвардии окормляю два года, с момента его образования.
Вы спрашиваете, кому пришла идея освятить все автомобили ГАИ? К сожалению, не мне, это инициатива руководства Главного управления МВД по Свердловской области. Я только совершил обряд. Хотя, конечно, идея мне понравилась! Еще бы! Собрать на главной площади города – площади 1905 года – все 239 новых автомобилей управления ГИБДД и разом освятить! Надеюсь, это скажется и на работе сотрудников, и на отношении к ним со стороны водителей. А что вы улыбаетесь? С Богом возможно все!
В своей священнической жизни мне много чего пришлось повидать. С 2005 по 2009 год я служил на приходе во имя архангела Михаила в Заречном микрорайоне – и четыре года подряд каждое воскресенье служил в парке под открытым небом. Никакого помещения и храма у нас не было, я служил прямо посреди парка – сначала молебны, потом с Божией помощью купил сосуды, матушка сшила покров на Престол, и уже осенью мы отслужили первую Литургию. Расклеивал объявления по району, что такого-то числа во столько-то приглашаем на богослужение в парк. Народу иногда собиралось до ста человек! По праздникам мы по всему району крестным ходом ходили, кропили святой водой, подарки собирали, бабушкам-ветеранам дарили! Весело жили, дружно, грех жаловаться! Иногда встречаю старых прихожан, с которыми в парке служили, они радуются, обнимают тебя.
Священника в армии слушают. Мы помогаем. Да меня для этого и послал сюда Бог – людям помогать
Если говорить о специфике служения в силовых структурах, то священник там фигура сакральная. Представьте себе здание с высокими кабинетами и большими начальниками, занятыми важными государственными делами, связанными с безопасностью страны, и так далее. Если туда придет гражданский, его слушать не будут и сразу выставят за дверь. А священника слушают. По опыту скажу, что там, в больших кабинетах, замечательные люди сидят! Главное, ничего у них не просить, тогда вы сможете найти с ними общий язык. Так ведь я и не прошу, я, наоборот, им такие сокровища несу, что любо-дорого! Какие, как написано в Евангелии, и ржа не берет, и воры не украдут, – сокровища, которые дает нам вера и жизнь в Церкви! Главное – это люди, это конкретный человек, который перед тобой сидит, а погоны – это дело пятое.
Чтобы священнику успешно заниматься окормлением в силовых структурах, в первую очередь нужно наладить хорошие контакты с начальством и с руководителем отдела кадров. Он знает личное дело каждого, это, если хотите, душеприказчик в силовых структурах. Он много чего знает и может подсказать и от многих ошибок уберечь. Как и ты можешь помочь ему в его работе. Это все взаимно, он помогает тебе, ты ему, и в результате у всех становится меньше проблем. Он может мне позвонить и сказать: «Знаешь, вот у такого-то офицера проблемы. Можешь с ним пообщаться?» Я иду к этому офицеру и, как священник, помогаю ему разобраться в его проблеме.
Отец Владимир освящает новый парк автомобилей ГИБДД Екатеринбурга
Если контакты состоялись, все будет хорошо. Я знаю, о чем говорю. За время моей службы в силовых структурах сменилось трое руководителей, и со всеми я был в хороших конструктивных отношениях. Всех людей по большому счету интересуют только они сами. Надо стараться быть нужным и полезным в той мере, в какой эти занятые люди готовы воспринимать тебя. Тебя поставили туда, чтобы помогать им решать их проблемы с помощью Божией! Если ты это понимаешь, то все у тебя получится; если начнешь заниматься просвещением или проповедями, это все плохо закончится. Специфика силовых структур вносит свои суровые коррективы, и, если хочешь преуспеть в своем деле, нужно это учитывать. Как апостол Павел говорил: для всех быть всем!
За годы общения люди начинают тебе доверять. У кого-то я крестил детей, кого-то повенчал, кому-то дом освятил. Со многими у нас стали близкие, почти родственные отношения. Люди знают, что в любой момент могут к тебе обраться за помощью с любой проблемой и ты никогда не откажешь и поможешь. Меня для этого послал сюда Бог: чтобы я людям помогал – вот и служу!
По-разному Бог приводит людей к вере. Помню, один полковник относился с большой неприязнью к тому, что к ним в управление приходит священник и, как он думал, всем только мешает. Я видел по его презрительному взгляду, что ему не нравилось мое присутствие. А потом у него умер брат, и так получилось, что я его отпевал. И там он, может, впервые, посмотрел на меня другими глазами, увидел, что от меня может быть польза. Потом у него были проблемы с женой, он пришел ко мне, и мы с ним долго говорили. В общем, сейчас этот человек хоть и не ходит в храм каждое воскресенье, но уже по-другому к Церкви относится. А это главное.
Добавить комментарий