Святая Александра Федоровна
Содержание
- Святая Александра: икона, храм День святой Александры
- Житие святой мученицы Александры
- Покровительница русских монархов
- Храм в честь великомученицы в Петергофе
- Разрушение храма
- Восстановление храма
- Другие храмы во имя святой Александры
- Иконы
- В чем помогает святая
- Мученица Алекса́ндра Римская, Никомидийская, императрица
- Ко дню рождения императрицы: ее любовь найдет еще отклик
- Александра Феодоровна, страстотерпица
- Святая Страстотерпица императрица Александра Фёдоровна.
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
А)
«Во время болезни блаженной памяти государыни императрицы Елизаветы Петровны, слышала я из уст Никиты Ивановича Панина, что трое Шуваловых: Пётр Иванович, Александр Иванович и Иван Иванович, чрезвычайно робеют о приближающейся кончине государыни императрицы и о будущем жребии их, что от сей робости их родятся у многих окружающих их разнообразные проекты, что наследника её все боятся, что он не любим и не почитаем никем, что сама государыня сетует, кому поручить престол, что склонность в ней находят отрешить наследника неспособного, от которого много имела сама досады, и взять сына его, семилетнего, и мне поручить управление, но что сие последнее касательно моего управления — не по вкусу Шуваловым. Из сих проектов родилось, что посредством Мельгунова Шуваловы помирились с Петром III, и государыня скончалась без иных распоря жений».
Б)
«Россияне смотрели на сего монарха, как на грозный метеор, считая минуты и с нетерпением ожидая последней… Она пришла, и весть о том в целом государстве была вестию искупления: в домах, на улицах люди плакали от радости, обнимая друг друга, как в день светлого Воскресения. Кто был несчастливее Павла?.. Слёзы горести лились только в недрах его августейшего семейства; тужили ещё некоторые, им облагодетельствованные, но какие люди!.. Их сожаление не менее всеобщей радости долженствовало оскорбить душу Павлову… К чести благоразумнейших россиян не умолчим об их суждении. Сведав дело, они жалели, что зло вредного царствования пресечено способом вредным. Заговоры суть бедствия, колеблют основу государств и служат опасным примером для будущности».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Начало правления монарха, упомянутого в отрывке, относится к 1760м гг.
2) Автор данных воспоминаний — Екатерина II.
3) Начало правления монарха, упомянутого в отрывке, относится к 1800м гг.
4) Императрица, упомянутая в отрывке, распустила Верховный тайный совет.
5) Сыном монарха, упомянутого в отрывке, был император Николай I.
6) Начало правления монарха, упомянутого в отрывке, относится к 1790м гг.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Прочтите отрывок из воспоминаний.
«По прошествии трёх недель по кончине Государыни я пошла к телу для панихиды. Идучи чрез переднюю, нашла тут князя Михаила Ивановича Дашкова, плачущего и вне себя от радости, и, прибежав ко мне, говорил: «Государь достоин, дабы ему воздвигнуть статую золотую; он всему дворянству дал вольность» и с тем едет в Сенат, чтоб там объявить. Я ему сказала: «Разве вы были крепостные и вас продавали доныне?» В чём же эта вольность? И вышло, что в том, чтоб служить и не служить по воле всякого. Сие и прежде было, ибо шли в отставку, но осталось исстари, что дворянство, с вотчин и поместья… кроме одряхлелых и малолетних, в службе Империи записаны были; вместо людей дворянских Пётр I начал рекрут собирать, а дворянство осталось в службе. Отчего вздумали, что в неволе. Воронцов и генерал-прокурор думали великое дело делать, доложа Государю, дабы дать волю дворянству, а в самом деле выпросили не что иное, кроме того, чтоб всяк был волен служить и не служить. Пришед с панихиды к себе, я увидела, у заднего крыльца стоит карета парадная с короною, и Император в ней поехал в Сенат. Но сей кортеж в народе произвёл негодование, говорили: как ему ехать под короною? он не коронован и не помазан. Рановременно вздумал употребить корону. У всех дворян велика была радость о данном дозволении служить или не служить, и на тот час совершенно позабыли, что предки их службою приобрели почести и имение, которым пользуются… В 25-й день января… повезли тело Государыни, во гробе лежащей, со всевозможным великолепием и подобающими почестями изо дворца чрез реку в Петропавловский собор в крепость… Император в сей день был чрезмерно весел и посреди церемонии сей траурной сделал себе забаву: нарочно отстанет от везущего тела одра, пустив оного вперёд сажен тридцать, потом изо всей силы добежит… О непристойном поведении сем произошли многие разговоры не в пользу особе Императора, и толки пошли о безрассудных его во многих случаях поступках».
Святая Александра: икона, храм День святой Александры
День святой Александры празднуется по церковному календарю одновременно с праздником великомученика Георгия — 23 апреля. Эта дата известна ещё с Х века, она была записана в Типиконе Великой церкви. Дата связана с кончиной святой 21 апреля 303 г., однако поминание стало проводиться двумя днями позже.
Житие святой мученицы Александры
Православная святая Александра упоминается в житии великомученика Георгия Победоносца как царица и жена римского императора Диоклетиана (303 год) — ярого последователя идолослужения и гонителя христианства, согласно распоряжениям которого все церкви подлежали уничтожению, церковные книги — сожжению, а церковное имущество отходило государству. Каждый христианин должен был принести жертвы императору и языческим богам. За отказ подвергали пыткам, тюремному заключению и смертной казни.
На совещании царя и князей об убиении неповинных христиан святой Георгий не побоялся выступить против этого бесчинства. Копья, которыми изгоняли с собрания святого, стали мягкими, как олово, и не причинили вреда мученику. Георгий был приговорён к колесованию. После исполнения приговора Ангел Господень исцелил его раны. Каждый раз после изощренных пыток и мучений, которые придумывал Диоклитиан для Георгия Победоносца в отместку за его твердую христианскую веру, великомученик исцелялся чудесным образом, взывая в молитве к Богу. С помощью Божией он воскрешал мёртвых и изгонял бесов из идолов. Наблюдая за подвигами Георгия Победоносца, святая Александра уверовала во Христа и стала открыто исповедовать свою веру. У ног мученика она смело высмеивала языческих богов, чем навлекла на себя гнев своего супруга.
За отказ служить идолам Диоклетиан вынес исповедникам Христовым смертный приговор в виде усечения мечом. Святая Александра кротко последовала за Георгием, читая про себя молитвы и взирая на небо. По дороге она попросила отдыха и, облокотившись на здание, тихо умерла. Это случилось 21 апреля 303 года в Никомидии.
Покровительница русских монархов
Святая Александра особо почиталась в семье российских монархов как покровительница двух императриц: Александры Фёдоровны — супруги Николая I, Александры Фёдоровны — супруги Николая II. За время их правления в Москве был построен и освящен целый ряд храмов во имя царицы Александры.
Храм в честь великомученицы в Петергофе
В 1854 году начала строиться церковь святой Александры на Бабьем гоне. При торжественной закладке 11 августа при участии императора Николая I был положен камень со святых берегов Иордана. В дальнейшем этот храм станет излюбленным местом для молитвы императорской семьи. Пятиглавая каменная церковь отличалась неповторимой красотой. В архитектуре храма был использован один из красивейших элементов древнерусской архитектуры — «кокошники».
Резной деревянный иконостас — подарок императора Николая I — явился настоящим украшением церкви. На строительство храма потрачено было немало денег. Доставка материалов в гору потребовала значительных затрат. На торжественном освящении церкви святой мученицы Александры присутствовали Николай I и члены царской семьи. В своей речи по окончании Божественной службы император поблагодарил всех, кто участвовал в строительстве.
Храм Святой Александры на Бабигонских высотах был рассчитан примерно на 500 человек молящихся. В церкви имелась дарохранительница из красной сибирской яшмы, утварь из драгоценных камней, золота и серебра.
Разрушение храма
Божественные службы в церкви во имя святой Александры проходили вплоть до 1940 года, пока не поступило предложение превратить это святое место в развлекательный клуб. Но война не позволила осуществить намеченные планы. Храм неоднократно подвергался обстрелам, а бомбовые удары нанесли церкви значительные повреждения.
После войны храм передали совхозной мастерской, подвал же приспособили под овощехранилище. Только в 1991 году здание было возвращено епархии. К началу реставрации церковь святой мученицы Александры представляла собой печальное зрелище: пятиглавое завершение было утрачено, отсутствовала глава большого купола и малых главок, снесён шатер колокольни с главкой, исчезло живописное убранство храма и резной иконостас, разрушена винтовая лестница, не было ни окон, ни дверей.
Восстановление храма
В 1998 году впервые после столь продолжительного перерыва в церкви святой мученицы Александры была совершена Божественная служба. Это знаменательное событие произошло на престольный праздник. А через год, с апреля 1999 года, богослужения в храме стали совершаться регулярно. До сих пор проводятся работы по восстановлению его первоначального облика.
Другие храмы во имя святой Александры
В Санкт-Петербурге есть также Путиловский храм, построенный во имя святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры. В 1925 году он был закрыт, снесены купола и кресты. В дальнейшем церковь превратили в клуб, в 1940 году передали областной автотранспортной школе, а после войны — галантерейному предприятию.
В 90-х годах начался процесс возвращения здания Русской православной церкви. В 2006 году отмечалось 100-летие Путиловской церкви. В этом же году прошла первая после 80-летнего перерыва служба. Сейчас в храме святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры богослужения проходят регулярно.
В честь святой мученицы были освящены до революции многие столичные военные училища. На Знаменке раньше находилось Александровское военное училище. Церковь его была построена в честь святой Александры. В 1833 году был освящён храм при Александринском дворце в Нескучном саду во имя Александры Римской. В 1895-1899 годах возведена церковь святой мученицы царицы Александры в пос. Муромцево Владимирской области. Храмы, освящённые в её честь, есть и за рубежом. Например, в Армении, Украине, Германии, Финляндии, Венгрии.
Иконы
Святая Александра, икона которой находится в Санкт-Петербурге в Петергофе, в соборе Владимирской иконы Божией Матери, в храме Воскресения Христова (Спас на Крови), Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, в Государственной Третьяковской галерее, в Свято-Никольском мужском монастыре в Саратове и в других храмах России и за её пределами, являла собой пример любви к Богу и благочестия. Великомученица изображена обычно на иконах в царской одежде и венце, часто с крестом в руке. Существует много единоличных изображений.
Лик царицы Александры мы видим также на других иконах и росписях храмов. Так, мученица запечатлена на иконе «Избранные святые», которая находится в Центральном музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева. Икона Святителя Николая Чудотворца и святой царицы Александры расположена в государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Изображение мученицы есть в мозаике Брюллова в главном иконостасе Исаакиевского собора, в соборе Воскресения Христова (Спаса на крови) и в других местах.
В чем помогает святая
Императрице Александре Римской молятся о спасении души и избавлении от всякого зла, укреплении веры. Великомученица поможет всем страждущим, ищущим ответа на сложные жизненные вопросы, и защитит от предательства. Сильно брачное действие икон с изображением святой, которая помогает укрепить узы брака, сохранить добрые отношения в семье.
Мученица Алекса́ндра Римская, Никомидийская, императрица
Краткое житие мученицы Александры, Римской императрицы
Святая Александра, супруга императора Диоклитиана, была тайной христианкой. Видя твердость веры святого Георгия во время его мучений, она решилась открыто свидетельствовать о своей вере в Иисуса Христа. Она отправилась к месту, где мучили св. Георгия, упала к ногам великомученика и перед всеми объявила себя христианкой. Озлобленный Диоклитиан приговорил царицу к смерти. Святая Александра мужественно приняла этот приговор и кротко пошла на место казни, молитвенно обращая свой взор на небо. По дороге она, утомившись, попросила воинов позволить ей немного отдохнуть. Прислонившись к стене одного здания, она тихо скончалась. Ее мирная кончина последовала 21 апреля 303 года, но память ее празднуют одновременно с великомучеником Георгием, 23 апреля по церковному календарю.
Полное житие мученицы Александры, Римской императрицы
Святая царица Александра, о мнимой кончине которой было записано в мученических актах святого Георгия, составленных сразу после его кончины, сподобилась, однако, мученического венца несколькими годами позже, в 314 году.
За эти годы произошло много событий. Император Диоклитиан в 305 году отрекся от престола, и власть перешла к его соправителю Максимиану Галерию (305–311), фанатику язычества, грубому и жестокому воину. Его женой была дочь святой царицы Александры – святая мученица Валерия, которую Диоклитиан выдал замуж против ее воли еще в годы своего правления. Святая Александра воспитала дочь в христианском благочестии. Когда умер Галерий, император Максимин стал домогаться ее руки. Получив отказ, он сослал святую Валерию в Сирию, где она жила вместе с матерью. После смерти Максимина в 313 году мать и дочь прибыли в Никомидию, надеясь на милость императора Ликиния (313–324). Вместе со святым равноапостольным царем Константином он подписал Миланский эдикт, который предоставлял христианам свободу вероисповедания, однако втайне оставался врагом христианства. Ликиний приказал казнить святую царицу Александру и дочь ее Валерию. Они были обезглавлены, и тела их бросили в море.
Ко дню рождения императрицы: ее любовь найдет еще отклик
Автопортрет, акварель, написанная Царицей.
Царицу-мученицу Александру Федоровну зачастую, просто сказать, не любят. Умудряются признавать за ней святость – канонизированность в разряде страстотерпцев – и оставаться при стереотипах столетней давности: дурно мол влияла на царя, была истеричкой и ретроградкой и т.д. Погубила Россию – так по-прежнему считают и многие православные! Не ведают, что думают. Ибо все это просто какая-то накипь сознания, восходящая к сознанию тех, кто предал и императора, и Россию. От этого можно отрешиться, примеры имеются, и поэтому можно надеяться, что клевета залезет под плинтус. В день рождения Государыни (она родилась 25 мая 1872 года) хочется вспомнить о ней правдиво
Письмо старшей сестры
Сохранилось письмо преподобномученицы Елизаветы Федоровны, адресованное сестре-Царице, написанное в порядке новогодних поздравлений и пожеланий в самом начале января 1898 года, т.е. через три с половиной года после того, как гессенская принцесса Аликс стала Государыне Российской. Испытываешь горечь, когда читаешь в этом письме: «…Ты должна сиять, как настоящее солнце, каким ты была при мама; чтобы все были рады знакомству с тобой; улыбка, слово — и все будут молиться на тебя. Я знаю из опыта, как неописуемо любезны и преданны могут быть здешние люди. И никогда не падай духом; пару упрямцев нельзя переделать — просто промолчи, когда все поднимают шум. Улыбайся, улыбайся, пока не заболят губы, думая о том, что другие унесут счастливое впечатление, и если они хоть однажды узнают твою улыбку, они никогда ее больше не забудут; главное — это первое впечатление. Подумай о милых улыбках тетушек Аликс и Минни, которыми они издавна славятся. Весь мир говорит о твоей красоте и твоем уме, теперь покажи им твое сердце, которое русские хотят почувствовать и увидеть в твоих глазах!». Здесь стоит пояснить, что принцессу Аликс Гессенскую называли в детстве, при жизни матери (которой она лишилась, когда ей было шесть лет) sunny – «солнышко» или sunbeam – «солнечный лучик» по-английски. Минни – это домашнее имя вдовствующей императрицы Марии Федоровны, Аликс – ее родная сестра.
Возникает невольная досада: «Что же она не послушалась своей сестры?!». Но Елизавета Федоровна писала, словно не считаясь с тем, что характер перенять невозможно, и, очевидно, вовсе не представляя той атмосферы неприятия, в которую оказалась погруженной молодая (юная!) императрица.
Недоразумение
Перед замужеством
Природная застенчивость Царицы Александры Федоровны усугублялась физическим недомоганием. Об этом свидетельствовала София Буксгевден, фрейлина императрицы, из самых близких: «У нее была постоянная боль и чувство удушения, почти хроническая невралгия и вместе – радикулит, от которого она так тяжко страдала». Окружающим казалось, что выражение лица царицы говорит о высокомерии и холодности, в то время как та, что была объектом внимания, сдерживала сильную боль.
Трудности с самого начала
В обстоятельной книге А.Н. Боханова «Александра Федоровна» названы конкретные дамы высшего света, которые скверно отнеслись к молодой императрице с первых дней ее царствования и преуспели в своих стараниях распространять о ней ложное мнение. Увы, вдовствующая императрица Мария Федоровна не пыталась противостоять возникавшей вражде и не оказывала Царице Александре никакой моральной поддержки. Хуже того, именно двор Марии Федоровны стал в итоге одним из пристанищ для тех, кто склонялся к измене. Это никоим образом не исходило от Марии Федоровны, так сложилось… И вообще, отношения царственных свекрови и невестки требуют осторожности в обсуждении. Ибо слишком легко поддаться настроению толпы, которая, как сказано Пушкиным, «в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего».
Первый год замужества
Единственным человеком из новых родственников, кто принял бывшую немецкую принцессу с сердечным расположением, была 12-летняя девочка, младшая сестра Государя, великая княжна Ольга Александровна. Она вспоминала впоследствии: «Из всех Романовых ей досталось больше всего злословия. Она вошла в историю такой оклеветанной! <…> Я вспоминаю, что многие вещи я едва выносила, будучи подростком. При дворе моей матери считали, что она все делала не так. Помню, однажды у нее была жуткая головная боль; она вышла к обеду бледная, и я слышала, как за столом говорили, что она в плохом настроении, потому что наша мать разговаривала с Ники о каких-то назначениях министров. Даже в самый первый год — я помню это очень хорошо — если Аликс улыбалась, считали насмешкой. Если она выглядела грустной — говорили, что злится».
Возможно ли было, в такой ситуации, рассчитывать на понимание и нелицемерную помощь в делах милосердия, к которым стремилась Царица? к которым с раннего детства была приучена.
Истоки милосердия и трудолюбия
Принцесса Аликс Гессенская. 5 лет
Еще будучи пяти-шести лет, она посещала, вместе с матерью, больницы в Дармштадте, регулярно, каждую субботу. В обязанность девочки входило раздавать больным цветы. Гессенский двор держался простой и трудолюбивой жизни. Мать императрицы, дочь королевы Виктории, великая герцогиня Алиса Гессенская оставила по себе столь добрую память, что главная больница г. Дармштадта, одна из лучших в Германии, по сей день носит ее имя. В одном из писем матери герцогиня Алиса писала: «… важно, чтоб принцы и принцессы знали, что они ничуть не лучше и не выше остальных и что своей добротой и скромностью им следует всем подавать пример. Надеюсь, что именно такими вырастут мои дети». Они такими и выросли.
Отчуждение
За письмом. 1909 год
Дети российских царей также с ранних лет приучались к исполнению долга и труду. Но в российском высшем обществе в целом праздность отнюдь не считалась пороком. А.Н. Боханов рассказывает, что одним из первых начинаний царицы Александры Федоровны на поприще милосердия в России было предложение для дам при дворе: каждой шить раз в год по платью для бедных… Было бы смешно говорить об этом, если бы не было так скорбно: слишком известно, к чему привела та трещина отчуждения, которую мы сразу можем представить, узнав об этом факте. Нельзя не признать, что в идее «по платью для бедных», в самой постановке такой задачи чувствуется склонность Царицы к морализаторству, она чувствуется и в многочисленных высказываниях Государыни, изданных в недавнее время. Но не забудем, что «слишком серьезная» верность этических или религиозных положений, оставленных нам Царицей, оплачена мученической кровью.
Непреодолимая российская праздность служила отчуждению в большей степени, чем характер императрицы. Ее широкая благотворительная деятельность считалась в порядке вещей. Ну так что же мол? Вот и вдовствующая императрица занимается широкой благотворительностью. Но Царица царствующая должна быть такой же любезной… А она такой не была.
Недоставало чувства театральности
Сидней Гиббс, учитель английского языка царских детей, давая показания следователю Н. Соколову, говорил, что Царице «недоставало чувства «театральности», присущего русской натуре». Англичанин продолжал размышление: «Императрице, выросшей под попечительством своей бабушки, королевы Виктории, это было чуждо. Неудивительно, что такая фундаментальная разница между нею и людьми при дворе и была основой того отчуждения, которое отмечают почти все те, кто писал о ней».
Здесь хочется заметить, прежде всего, что Царица совсем не держалась, что называется, букой, она была доброжелательной и приветливой – это можно сразу почувствовать, обратившись к выразительной подборке фотографий, где царица Александра Федоровна – улыбается!Просто она была весьма взыскательной в нравственном плане и не терпела лжи и фальши, вызывавших у нее возмущение.
В спальне Государыни. С Анной Вырубовой. 1913 год
Вот и было у нее только два-три близких ей человека: Анна Вырубова, Юлия Ден, София Буксгевден. Нельзя не вспомнить, что эти женщины остались верны Царице и во время тяжких испытаний. Таким образом, о разнице в характерах именитых сестер-мучениц можно думать и в пользу Царицы. Светские знакомства оказываются порой сомнительными: так, одной из близких подруг Елизаветы Федоровны была Зинаида Юсупова, люто ненавидевшая Царицу и вдохновлявшая сына на убийство Распутина.
Стоит попытаться понять
«Из песни слова не выкинешь», и тему «Распутин» не обойдешь. К сожалению, невозможно представить, чтобы имя этого человека, неординарного, но достоинство (и какое достоинство!) не соблюдшего, перестало бросать тень на Царицу-мученицу.
Однако и в том, что касается Г. Е. Распутина, стоит попытаться понять Государыню. Григорий Ефимович был повернут к царской семье лучшей своей стороной. И его любили не только за то, что он (достоверно установлено) не раз исцелял Алексея Николаевича. На него смотрели как на Божиего человека, весьма одаренного, а, главное, доброго. Именно это стоит почувствовать. Стоит отрешиться от имени Распутин как от жупела, «разрешить» ему быть человеком, а не демоном или секс-символом.
Государыня с сыном, 1913 год
Всем известно, конечно, что Государыня называла Распутина «нашим Другом», относилась к нему как к старцу и считала его мнение особо достойным внимания. Но даже и в этом плане, при условии благорасположения, есть чем успокоить свое возмущение. Во-первых, личные основания для такого отношения к Григорию Ефимовичу у Государыни были. Во-вторых, она никому его не навязывала, даже Государю. Историк С. Ольденбург подсчитал, что во время германской войны царица 17 раз передавала царю советы «нашего Друга», относившиеся к военным действиям. Некоторые из них были вполне разумными, Государь же не последовал ни одному. Вот что важно: Государыня всякий раз спокойно принимала волю супруга. Так же спокойно она приняла и отказ Государя освободить от армейской службы сына Распутина. Чтобы почувствовать нормальность в отношениях царственных супругов (отсутствие какого-либо «нажима» со стороны Государыни и отсутствие «податливости» со стороны Государя), а также нормальность и в отношении Государыни к Распутину (отсутствие какой-либо экзальтации), стоит познакомиться с письмами Царицы мужу, например, с письмом, написанным 17 декабря 1916 года, после известия о том, что Григорий Ефимович исчез. Об этой тревожной новости Государыня пишет сразу после вопроса о здоровье «Бэби» (Алексея Николаевича) и следующей за ним шутки: «Он начнет толстеть и больше не будет таким прозрачным — милый мальчик!». Далее следует рассказ о том, что ей стало известно в связи с исчезновением Распутина, что есть подозрение и насчет убийства (не хотела верить), какие-то конкретные подробности – все, что могла Государыня сообщить на тот момент. Изложено просто, трезво и ясно, и это при сильнейшей тревоге за дорогого ей человека. Никакой экзальтации, никакой пресловутой истерии.
Мать и сестра
Императрица – сестра милосердия
Может ли истеричка или экзальтированная особа воспитать веселых, добрых, ничем не кичащихся, но простых и сострадательных детей? Может ли создать «Христову едину домашнюю церковь»? – как говорится о семье царственных мучеников в тропаре им. Может ли такая особа день за днем трудиться как медсестра? Анна Вырубова рассказывала в своих воспоминаниях: «Стоя за хирургом, Государыня, как каждая операционная сестра, подавала стерилизованные инструменты, вату и бинты, уносила ампутированные ноги и руки, перевязывала гангренозные раны, не гнушаясь ничем и стойко вынося запахи и ужасные картины военного госпиталя во время войны». София Буксгевден писала о Царице как о медсестре: «Ее Величество отличалась ловкостью и проворством, к тому же она привносила в свою работу нечто, особенно ценное для пациента – умение воспринимать чужие страдания как свои и способность ободрить и утешить страждущего. Ни мать, ни дочери никогда не отказывались от самой трудной и утомительной работы <…> Это умение ободрить и утешить помогло не одному раненому благополучно пережить мучительные моменты перед операцией. А многие умирающие солдаты благодаря ее присутствию отходили в мир иной более счастливыми и успокоенными. Самый простой человек в ее госпитале мог позвать царицу и увидеть ее возле своей постели. <…> Иногда императрица едва успевала придти домой, как ей звонили из госпиталя и сообщали, что ее зовет пациент с особо тяжелым ранением. И императрица изыскивала первую же свободную минутку, чтобы вновь отправиться в госпиталь на своей машине».
О ней думали плохо
Ольга, Государыня, Татьяна
Увы, даже люди, знавшие Царицу по работе в госпитале, поддавались «общественному мнению» и думали о Государыне плохо. Недавно вышел сборник материалов к биографии Царицы-мученицы, под названием «Скорбный ангел» (М. 2010, 2-е издание, автор-составитель – С.В. Фомин), в нем опубликованы дневниковые записи Валентины Ивановны Чеботаревой, медсестры, с которой работали Государыня и старшие великие княжны и которую очень любили – сохранились письма к ней великих княжон, из заточения. С дневником В.И. Чеботаревой, представляющим большой интерес, можно также познакомиться в интернете. Когда царская семья находилась уже под арестом, Валентина Ивановна не могла заставить себя написать хоть слово приветствия бывшей царице, не от страха обнаружить причастность узникам, а от того, что думала плохо о Государыне, считала ее во всем виноватой. Она сама об этом пишет в дневнике, несколько терзаясь … Есть в нем и такая запись, дающая живую зарисовку одного из случаев в жизни госпиталя, а также дающая представление о «работе» лукавого помысла («революционного помрачения», как пишет С.Фомин) у автора записи: «Вспомнили такой эпизод, когда на операции в Их присутствии объявили солдату, что нужно отнять правую руку. Отчаянным голосом он закричал: «Без руки жить? Да зачем, за куда же я тогда гожусь, убейте лучше сейчас». Татьяна, вся в слезах, кинулась: «Мама, мама, скорей поди сюда!». Она подошла, положила руку на голову: «Терпи, голубчик, мы все здесь, чтобы терпеть, там, наверху, лучше будет». Это и убеждение Ее, и жизненное кредо. А насколько популярнее бы Она стала, пообещав ему тут же взять на Себя заботы о семье, и бедняга бы успокоился».Да откуда ж было известно, что раненый бы успокоился? По другим воспоминаниям (взять хотя бы отрывок из воспоминаний Софии Буксгевден, приведенный выше) известно, что царица как раз обладала даром сообщать религиозное успокоение раненым!
В «Дневниках» Царя и Царицы, времени заточения, изданных в 2008 г. В.М. Хрусталевым, приводятся выдержки из дневника княгини Е.А. Нарышкиной, добровольно разделившей заточение с царской семьей в Александровском дворце. Эта статс-дама была уже весьма немолодой, но также разделявшей настроение «общества» — одновременно с преданностью Царице!
Когда знакомишься с тем, что происходило в сознании даже близких Царице людей, начинаешь представлять «размах» ненависти, окружавшей Царицу и служившей чуть ли не главной «движущей силой» революции.
Только о других и о России
В Ливадии, 1912 год
Царица знала, что ее ненавидят, знала и о том, что считают сторонницей сепаратного мира, предательницей в пользу Германии (о ней говорили -«немка»). Это сильно ее удручало, но ни единого разу она не ответила на ненависть ненавистью. Другое дело, что какие-то поступки или слова исключали возможность дальнейшего ее расположения.
Государыня, как это можно понять по ее письмам, по ее реакциям, по воспоминаниям о ней, держалась заповеди Христовой: «Что тебе до того? Ты иди за Мною». Она тратила время на добрые дела, а не на злые мысли. Российский читатель очень мало знает о делах милосердия последней нашей Царицы. Они замалчивались. Теперь, в упомянутом сборнике «Скорбный ангел», можно прочитать воспоминания графа В.Э. Шуленбурга, название которых – высказывание Царицы: «Моя обязанность быть там, где страдают». Это редкий и ценный материал о создании Дома инвалидов в Царском Селе, директором которого и был граф В.Э. Шуленбург
Государыня на яхте «Штандарт»
В заточении Царица тревожилась лишь о других. В конце мая 1917 года она писала А.В. Сыробоярскому (одному из бывших раненых, с которым сохранились дружеские отношения): «Пока живы и мы с нашими вместе – маленькая крепко связанная семья. Мы и в саду бываем (т.е. на свободе). <…> А вспомните тех, других, о Боже, как за них страдаем, что они переживают, невинные…». В том же письме читаем: «Надо Бога вечно благодарить за все, что дал, а если и отнял, то, может быть, если без ропота все переносить, будет еще светлее. Всегда надо надеяться, Господь так велик, и надо только молиться, неутомимо Его просить спасти дорогую Родину. Стала она быстро, страшно рушиться в такое малое время»…
Когда читаешь письма Государыни из заточения (в особенности те, что адресованы Анне Вырубовой), возникает крепкая надежда: ее любовь найдет еще отклик. У Бога не остается бессильным никакое слово, и не может так быть, чтобы эта любовь и эта сердечная боль за Россию (ставшую Родиной для Государыни, несмотря ни на что) пропали втуне. Они, без сомнения, были приняты Богом, но должны быть приняты и нами.
Икона святой мученицы Царицы Александры
Из Тобольска, Великим постом, приблизительно за месяц до того, как комиссар Яковлев увезет царскую чету и великую княжну Марию Николаевну в Екатеринбург, а именно 2/15 марта 1918 года, т.е. ровно через год после отречения Николая II, Государыня пишет Юлии Ден: «Я мысленно переживаю, день за днем, весь прошлый год, и думаю о тех, кого я видела в последний раз. Все время была здорова, но последнюю неделю сердце шалит и чувствую себя неважно, но это пустяки. Мы не можем жаловаться, у нас все есть, живем мы хорошо, благодаря трогательной доброте жителей, которые тайком посылают нам хлеб, рыбу, пироги и т.д. / Не беспокойтесь за нас, душка, нежно любимая. Вам всем плохо и Родине!!! Это больнее всего и сердце сжимается от боли – что в один год наделали. Господь допустил – значит, так и надо, чтобы поняли и глаза открыли на обман и ложь. <…> вообще все больно, все чувства затоптаны ногами – так и полезно – душа должна расти и возвыситься над всем другим; ранено то, что в нас есть самого дорогого и нежного – разве не так? Вот мы и должны понять, что Бог выше всего и что Он хочет через наши страдания приблизить нас к Себе. Любите Его больше и крепче, чем всех и вся. Но моя Родина – Боже мой, как я люблю ее всем моим существом, и ее страдания причиняют мне настоящую физическую боль. <…> народ бессилен, но с помощью Божией все возможно, и Он покажет Свою силу, мудрость и всепрощение и любовь – только надо верить, ждать и молиться».
Александра Феодоровна, страстотерпица
Государыня Императрица Александра Феодоровна Романова (25 мая/7 июня 1872 – 4/17 июля 1918), страстотерпица. Урожденная принцесса Алиса Виктория Елена Луиза Беатрисса Гессен-Дармштадтская, императрица Всероссийская, супруга императора Николая II, родилась в Дармштадте в 1872 году в королевской семье герцога Гессенского Людвига IV и герцогини Алисы, по материнской линии внучка английской королевы Виктории. Крещение получила в лютеранстве. С юности принцесса отличалась красотой, воспитанием и образованием. 8 апреля 1894 года состоялась помолвка между Алисой и цесаревичем Николаем Александровичем. 14 (27) ноября 1894 вступила в брак с Императором Николаем II. Алиса с детства была религиозна и под уговорами сестры Елисаветы Феодоровны перешла из лютеранства в православие. Принцессу приняли в лоно Церкви с именем Александра через миропомазание. Чин присоединения ея к Православной Церкви совершил св. прав. Иоанн Кронштадтский. Венценосная семья сделалась образцом подлинно христианской, сплочённой семьи. Государыня несла заботы о воспитании и обучении детей, передала им свою религиозность.
Протопресв. военнаго и морского духовенства Георгий Шавельский писал, что Государыня видела «в лице своего мужа священнаго Помазанника Божия. Став русской царицей, она сумела возлюбить Россию выше своей первой родины».
Александра Феодоровна была прирожденной сестрой милосердия. Она посещала больных, оказывая им сердечную заботу и поддержку, а когда не могла пойти к страдающим сама, посылала дочерей. Государыня была убеждена: дети должны знать, что, кроме красоты, в мире много печали. Сама она никогда не роптала, нисколько не жалела себя, считая своим долгом оставаться верной Христу и заботиться о тех, кто рядом. Будучи безупречной женой и матерью, она особенно сочувствовала горестям других матерей и оказывала им посильную помощь и заботу. Во время голода 1898 года, например, она пожертвовала страдающим восьмую часть годового дохода своей семьи. Во время Первой мировой войны, кстати, старалась как можно больше дворцов приспособить под госпитали. Нередко лично занималась формированием санитарных поездов и складов медикаментов в городах России. Александра Феодоровна и старшие княжны стали сестрами милосердия в Царскосельском госпитале. Весь их день был посвящен раненым.
«Для Бога нет невозможного, — писала Государыня. — Я верю в то, что кто чист своей душой, тот будет всегда услышан и тому не страшны никакие трудности и опасности жизни, так как они непреодолимы только для тех, кто мало и неглубоко верует».
Царица и Великие Княжны нередко пели в храме на клиросе во время Божественной Литургии. «А с каким трепетом, с какими светлыми слезами приступали они к Святой Чаше!» — вспоминал архиепископ Феофан Полтавский, духовник Царской семьи.
В последние годы царствования Александра Феодоровна стала предметом безжалостной и безосновательной клеветнической кампании, ведомой революционерами как в России, так и в Германии.
8 марта 1917 года по постановлению Временного правительства императрица с детьми была арестована генералом Л. Г. Корниловым в Царском Селе, в тот же день в Могилёве был арестован государь, 9 марта доставленный в Царское Село под конвоем. 1 августа того же года царская семья отбыла из Александровского дворца Царского Села в ссылку в Тобольск, где прожила 8 месяцев в заключении.
В заточении Александра Феодоровна преподавала детям Закон Божий, иностранные языки, занималась рукоделием, живописью. Окруженные врагами, узники обращались к духовной литературе, укрепляли себя примерами Спасителя и святых мучеников и готовились к мученической кончине. 26 апреля 1918 года государь, государыня и великая княжна Мария Николаевна по приказу из Москвы выехали в Екатеринбург. 30 апреля их заключили в дом, принадлежавший ранее инженеру Н. К. Ипатьеву.
12 июля под предлогом приближения к Екатеринбургу Чехословацкого корпуса и частей Сибирской армии большевистский Уралсовет принял постановление об убийстве царской семьи. Убийство царской семьи и их приближенных последовало в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.
Канонизация Николая Александровича, Александры Феодоровны и других царственных страстотерпцев в Соборе новомучеников Российских состоялась на Архиерейском Соборе 2000 года.
См.: Житие св. Царственных страстотерпцев.
Святая Страстотерпица императрица Александра Фёдоровна.
Святая Страстотерпица императрица Александра Фёдоровна.Святая Страстотерпица императрица Александра Фёдоровна.Святая Страстотерпица императрица Александра Фёдоровна.Святая Страстотерпица императрица Александра Фёдоровна.Святая Страстотерпица императрица Александра Фёдоровна.
Александра Федоровна Романова родилась 7 июня 1872 года в Дармштате. Будущая Императрица Российской Империи была дочерью Великого Герцога Гессен – Дармштадского Людвига и английской принцессы Алисы.
Родители нарекли дочь именем Аликс Елена Луиза Беатриса. Она была шестым ребенком в семье. Стоит отметить, что бабушкой её была королева Англии Виктория.
Мать Аликс любила Англию, и её дети получили настоящие английское воспитание. Дочь завтракала овсянкой, ела картошку с мясом на обед, а на десерт употребляла пудинги и печеные яблоки. Спала Аликс на солдатской койке, а по утрам принимала холодную ванну.
С детства Аликс была свойственна застенчивость, с которой ей приходилось бороться и во взрослой жизни. Её мать рано умерла, видела Аликс и смерть маленького брата, который погиб из-за несчастного случая. Эти события оставили глубокий след на её сердце.
После смерти матери, Аликс взялась за учебу, причем очень усердно. Её учителем была Маргарет Джексон, англичанка, которая оказала большое влияние на формирование личности будущей императрицы. К 15 годам, девушка отлично знала литературу, историю, искусство, географию и математику.
Хорошо играла на пианино. Принцесса знала иностранные языки – английский и французский, читала серьезную литературу.
Со своим будущим мужем Николаем Александровичем Романовым, Аликс впервые увиделась на свадьбе старшей сестры, которая выходила замуж за дядю Николая – Сергея Александровича Романова. Заходя к сестре, она не раз встречалась с наследником русского престола.
В 1889 году Николай II хотел было жениться на Аликс, но не получил на это благословения родителей. Александр III и Мария Федоровна Романовы считали, что Аликс не лучшая жена для будущего императора. В течение долгого времени, Николай и Аликс переписывались, обменивались подарками.
Весной 1894 года родители все же дали свое согласие на женитьбу Николая II на Аликс. Это было непростое решение. Для того, чтобы стать женой Николая Александровича, Аликс надо было принять Православие. Отречься от лютеранства Аликс было очень тяжело, но она все, же приняла Православие. Сказалось влияние Николая II и старшей сестры Эллы, которая, приняла Православие, когда стала женой Сергея Александровича Романова.
Аликс прибыла в Российскую Империю незадолго до кончины отца своего мужа – Александра III. Крещение проводил Иоанн Кронштадский. Во время обряда крещения Аликс получила русское имя. Теперь она именовалась Александрой Федоровной. Отчество Федоровна, она получила, потому что, немецкие принцессы принимали Православную веру перед Феодоровским образом Пресвятой Богородицы – покровительницей царской династии.
Александра Федоровна усердно готовилась к браку. Будущая Императрица старательно изучала русский язык. Русская речь давалась ей очень легко. Она быстро обучилась писать и читать, чуть позже смогла свободно разговаривать на русском языке. Помимо обычного русского языка, Александра Федоровна обучилась и церковнославянскому языку. Это позволило ей читать богослужебные книги и творения русских святых.
27 ноября 1894 года состоялась их свадьба. Обряд бракосочетания проводил Иоанн Кронштадский. Царская чета, бывшая в трауре о смерти Александра III, не устраивала приемов и торжеств. В свадебное путешествие молодые тоже не отправились.
27 мая 1896 года в Успенском Соборе, состоялась коронация царской семьи. Помазание на царство, церковное таинство — это присяга государя на правление страной, принятие ответственности за государство и народ перед Богом. Абсолютная власть дарует абсолютную ответственность. Во время венчания на царство произошла трагедия на Ходынском поле…
Александра Федоровна и Николай II были подавленны. Но запланированные торжества нельзя было отменить. Союзница России – Франция, солидно вложилась в гуляния, и имела бы сильную обиду в случае отмены празднеств. Царская чета провела много времени в Московских больницах, сопереживая пострадавшим.
Императрица с первых дней помазания, хотела немного изменить жизнь высшего русского общества. Первый её проект по этому случаю – организация кружка рукодельниц, состоящего из придворных дам. Каждая из его участниц, должна была шить по три платья в год, и отправлять их беднякам. Кружок просуществовал недолго.
В 1895 году Александра Федоровна стала матерью. Императрица родила дочь Ольгу. Всего у нее было 5 детей. Четыре дочки и один сын — наследник престола царевич Алексей. Русское общество относилось к императрице холодно. Вскоре этот холод перерос в открытую конфронтацию, ненависть. Поэтому она с головой окуналась в дела семейные и дела благотворительные.
Счастливой Александра Федоровна чувствовала себя только в кругу своих близких. Воспитанием детей она занималась сама. Считала, что общение с молодыми дамами высшего общества будет портить её детей, поэтому редко брала их на приемы. Она не баловала детей, хотя и горячо их любила. Сама заказывала им платья. В одежде царских детей были и парадные мундиры с юбками, которые соответствовали форме полков, которыми руководили Великие Княжны.
Александра Федоровна была большой подвижницей благотворительности. Она была безупречная мать и жена, и не понаслышке знала, что такое любовь и боль. Оказывала посильную помощь, нуждавшимся матерям. Во время голода, который разразился в 1898 году, она из личных средств пожертвовала 50 тысяч рублей для голодающих.
По инициативе Императрицы, в Российской Империи создавались работные дома, школы для сиделок, ортопедические клиники для больных детей. С началом Первой мировой, она тратила все свои средства на помощь вдовам солдат, раненым и сиротам. Также заботой Александры Федоровны была школа народного искусства, которую она основала в Петербурге.
Она приучала детей вести дневники и писать письма. Таким образом прививала им грамотность. Это было, этакой, воспитательной хитростью. Дети учились грамотно и связно излагать свои мысли, делиться впечатлениями. Царская чета являла образец настоящей христианской жизни.
Отношения Императора и Императрицы были основаны на искренней любви, которые они дарили не только друг другу, но и своим детям. Чета Романовых долго ждала наследника, в течение долгого времени, они молили Бога о сыне. И, 12 августа 1904 года, в семье родился сын – царевич Алексей.
Императрица Александра Федоровна Романова в государственные дела особо не вмешивалась, хотя её влияние на государя было огромным. Главной заботой в её жизни, были все же дети, на воспитание которых, уходило все время.
Во время Первой мировой войны, когда Император стал верховным главнокомандующим, и находился в Ставке, Императрица начала думать о делах государственных, как и положено в таких случаях. Александра Федоровна, вместе с дочерьми работала в госпиталях. Часто она приезжала на кладбище, где были похоронены солдаты. Обходила могилы и горячо молилась о душах умерших русских воинах.
Императрица Александра Федоровна Романова была зверски убита вместе со своим мужем и детьми 17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома. Главное, что было в жизни императрицы – это любовь к Богу и ближнему, забота о своей семье и нуждающихся. Молитва была для Александры Федоровной утешением, вдохновителем всех дел милосердных Императрицы. Причислена к Лику Святых Православной Церковью в 2000 году.
Добавить комментарий