Святитель нектарий эгинский
Содержание
-
Святитель Некта́рий, митрополит Э́гинский, Пентапольский
- Радуйся, орля юное, имущее умныя молитвы!
- Радуйся, доблий воин Иисуса Христа…
- Радуйся, гонимый правды ради…
- Радуйся, яко пленником соделался еси любве Божия. Радуйся, яко чад своих любовию пленил еси…
- Радуйся, невинный пастырю невинных овец, радуйся, мудрый собиратель девственных жемчужин!
- Радуйся, умерый и живый, радуйся, земной и небесный!
- Нектарий Эгинский – помощник страдающих от рака
- Нектарий Эгинский
- Биография
- Канонизация и почитание
- Примечания
- Ссылки
- Литература
- Первые шаги на пути к монашеству и священству
- Монашеская жизнь
- Жизнь в Александрии
- Епископское служение
- Опала
- Деятельность в Афинах
- Попытка возобновления отношений с Александрийской Церковью
- Эгинская обитель
- Тропарь святителю Нектарию Эгинскому, глас 4
- Тропарь, глас 1
- Молитва святителю Нектарию, Эгинскому чудотворцу
- Cвятителю Нектарию Эгинскому
- Святителю Нектарию, митрополиту Пентапольскому, Эгинскому чудотворцу.
Святитель Некта́рий, митрополит Э́гинский, Пентапольский
Слава Православия – святые угодники Божии, как новые звезды, вспыхивающие на небосклоне Христовой Церкви. Русь просияла в последние времена тысячами новомучеников и исповедников, и все больше и больше известно нашим верующим имен этих праведников Божьих, стоявших за Истину.
Однако нельзя забывать нам, что веруем мы в Церковь Вселенскую, что во Христе нет национальных различий, и что святые являются и в других странах.
Прославляя Дивного во святых Своих Бога, хотелось бы поведать о святом угоднике, просиявшем в Греции и недавно ставшем известным и в нашем Отечестве. Это святитель Нектарий, Митрополит Пентапольский, Эгинский чудотворец.
Святитель Нектарий Эгинский, святой, прославленный Греческой Церковью, жил на рубеже XIX–XX веков. В России вышло несколько его жизнеописаний, но широко известным его не назовешь. В Греции он почитается повсеместно как прославленный чудотворец. Многие храмы и часовни посвящены ему.
По молитвам святителя люди получают помощь и исцеление, в особенности же помогает он страждущим онкологическими заболеваниями.
Радуйся, орля юное, имущее умныя молитвы!
Родился будущий святитель в семье благочестивых родителей в 1846 году в Селиврии Фракийской, недалеко от Константинополя, в Крещении был назван Анастасий.
Как истинный избранник Божий, мальчик с детства полюбил храм, Священное Писание, научился молитве. Бедность родителей не позволила учиться на родине, и в 14 лет он уезжает в Константинополь, чтобы поступить на работу и оплачивать учебу.
Жизнь в большом городе была нелегкой. Мальчик устроился на табачную фабрику, но средств не хватало, и однажды отчаявшись, понимая, что помощи ждать не от кого, Анастасий решил обратиться с просьбой к Тому, кого так любил и на Чью помощь уповал всю жизнь. Он написал письмо Господу: «Христос мой, у меня нет фартука, нет обуви. Прошу Тебя послать их мне, Ты знаешь, как я люблю Тебя.»
На конверте написал адрес: «Господу Иисусу Христу на небеса» и попросил отнести письмо на почту своего соседа торговца. Тот, удивившись необычной подписи на конверте, раскрыл письмо и, увидев такую просьбу и силу веры, отправил мальчику деньги от имени Бога. Так промыслительно Господь не оставлял своего избранника.
Шли годы, но юного отрока не касались соблазны большого города. По-прежнему все свое свободное время он посвящал молитве и изучению святых отцов. Его мечтой была проповедь слова Божиего. Из этого времени замечателен один случай. Однажды будущий святитель отправился на праздник домой.
Корабль, на котором он плыл, попал в шторм. Все пассажиры в ужасе стали роптать на Бога. Анастасий же, ухватившись за провисшие паруса, от всего сердца взывал: «Боже мой, спаси меня. Я буду учить богословие, чтобы заставить замолчать тех, кто хулит Имя Твое Святое.» Внезапно шторм прекратился, и корабль благополучно добрался до берега.
Радуйся, доблий воин Иисуса Христа…
В возрасте 22 лет Анастасий переселился на о. Хиос и начал работать школьным учителем, здесь он не только преподает, но и проповедует. Нравственность в селе и школе была на самом низком уровне при начале его учительства и постепенно поднялась до должного уровня благодаря трудам Анастасия-учителя.
Его влияние на учеников было таково, что те, а через них и все взрослые, вскоре прониклись к нему любовью и глубоким уважением. Он создал из учеников прекрасный хор и сам пел с ними в сельской церкви, но душа его тянулась к монашеству. Анастасий посещал Афон и беседовал со старцами, и в конце концов ушел в монастырь, где принял постриг и сан диакона с именем Нектарий, которое известно теперь во многих странах.
Всем сердцем расположенный к иноческой жизни, юноша часто посещает монастырь Нео Мони. В нем он принимает постриг в иночество с именем Лазарь, а после трех лет, проведенных там, удостаивается пострига в мантию и рукоположения во диакона с новым именем Нектарий.
Нектарий означает безсмертный. Это имя как нельзя более подходило ему, ибо поистине в душе его тек Нектар Жизни и из него самого словно ручей истекал благоуханный поток, исполняющий радостью всех и вся.
Получив возможность продолжить образование, Нектарий оканчивает богословский факультет в Афинах, и тогда же его приближает к себе Александрийский патриарх Сафроний.
В сорокалетнем возрасте патриарх рукополагает Нектария в священники. С ревностью и самоотвержением принял он новое послушание и назначение в Свято-Никольский храм г. Каира.
Через несколько лет в этом храме его посвящают во епископа Пентапольского. Епископское достоинство никак не изменило образа жизни и поведения Нектария. Он по-прежнему стремился лишь к стяжанию смирения. «Сан не возвышает своего обладателя, одна лишь добродетель обладает силой возвышения,» – писал он в эти годы.
В одном из писем того времени святитель рассказывает о примечательном сне, в котором ему явился святитель Николай Чудотворец. Нужно добавить, что Нектарий в то время восстанавливал в Каире храм в честь этого великого святого. Во сне Нектарий увидел гробницу Николая Чудотворца, а в ней самого Угодника Божия живого, как бы спящего.
Затем Николай Чудотворец поднялся из раки и, ласково улыбаясь, просил Нектария украсить ему престол в храме золотом, а затем обнял его и поцеловал. Это целование великого архиерея Николая, видимо, имело значение особого благоволения к святителю Нектарию и, возможно, символизировало преемство дара и родство душ во Христе.
Радуйся, гонимый правды ради…
Быстрое возвышение, любовь патриарха и народа, а еще более добродетельная и чистая жизнь святителя во многих вызывали зависть и ненависть. Как говорил об этом сам святитель: «Добродетельный человек подвержен искушениям и испытаниям в этом мире», но в глубине своего сердца он радуется, ибо совесть его спокойна. Мир ненавидит и презирает добродетельных людей, одновременно, правда, завидуя им, ибо говорили наши предки: сам враг тоже восторгается добродетелью.
К сказанному можно добавить, что не только восторгается, но и мстит. Влиятельные люди патриаршего двора опасались, что всеобщая любовь к святителю приведет его в число претендентов на место святейшего патриарха Александрийского, так как Сафроний был уже в преклонных летах. Они оклеветали святителя, обвинив не только в посягательстве на патриаршество, но и в аморальной жизни.
Митрополит Пентапольский был уволен в отставку и должен был покинуть египетскую землю. Он не пытался оправдываться и защищаться. «Добрая совесть – это самое великое из всех благ. Она – цена душевного мира и сердечного покоя», – говорил в своих проповедях святитель, покидая свою кафедру навсегда. Враждебная настроенность тенью следовала за ним и в Афинах, куда он перебрался.
Тщетно он ходил по инстанциям, его нигде не хотели принимать. Архиерей Божией милостью, влача жалкое существование, был лишен не только утешения, но порой и хлеба насущного. Но Господь воздал ему за терпение.
Однажды, в очередной раз приняв отказ в министерстве по делам религии, святитель спускался по министерской лестнице со слезами на глазах. Увидев его в таком состоянии, мэр города заговорил с ним. Узнав о бедственном положении, в котором находился Нектарий, мэр добился для него места проповедника. Славный митрополит Пентапольский занял место простого проповедника в провинции Эвбея, но и здесь его встретили враждебно, поверив клеветническим слухам.
Каждое воскресенье поднимался владыка Нектарий на кафедру для проповеди Слова Божия, для утешения и вразумления, встречая недоверие и молчаливое осуждение слушающих. Отчаявшись достучаться до их сердец, он решил: «В последний раз я поднимусь для проповеди, и если они не услышат меня, уеду». И вновь Господь по любви Своей совершил чудо. За одну неделю облетела город весть, что то, чему верили раньше горожане в отношении святителя, было ложно. В следующее воскресенье проповедь его была принята с воодушевлением.
Любовь народа сопутствовала Нектарию. Но до конца жизни он должен был нести крест изгнания и имя опального митрополита, не принадлежащего ни к одной автокефальной Церкви. Какое-то время у него появилась надежда на изменение такого положения, когда престол в Александрии занял новый патриарх Фотий.
Святитель обратился к нему с письмом о пересмотрении дела и признании своего епископства. Но надежды оказались тщетны. На его просьбу новый патриарх даже не ответил. До конца своих дней митрополит Пентапольский вынужден был находиться в непонятном каноническом положении, подписывая все свои бумаги «путешествующий епископ».
Радуйся, яко пленником соделался еси любве Божия. Радуйся, яко чад своих любовию пленил еси…
Постепенно тьма клеветы отступала от имени опального святителя. Люди, видя его чистую и добродетельную жизнь, слушая вдохновенные проповеди, стремились к нему. Слава Пентапольского митрополита из провинции скоро дошла до столицы и до греческого королевского дворца. Королева Ольга, познакомившись с ним, вскоре стала его духовной дочерью.
Благодаря ей он назначается директором богословской школы имени Ризари в Афинах. В ней готовили священнослужителей и светские церковные кадры. В период управления святителя школа пережила годы подъема. С неиссякаемой любовью и терпением относился Нектарий к своим подопечным. Известны случаи, когда за провинность учеников он налагал на себя строгий пост.
К этому времени вокруг Нектария стали собираться его духовные чада, многие едут к нему за советом и благословением.
Тогда же начинают проявляться в старце-святителе Дары Божией благодати: прозорливость, дар исцеления. Когда он служил Божественную литургию, находясь в молитвенном состоянии, лицо его излучало свет, который был виден окружающим. Но по-прежнему главным украшением его было истинное смирение.
Когда в школьную церковь приезжал другой епископ сослужить ему, он никогда не занимал главного места, даже если оно принадлежало ему по праву старшинства. Он всегда становился справа от престола, облаченный лишь в малый омофор, а вместо митры одевал черный монашеский клобук.
Однажды служащий школы, занимавшийся уборкой, заболел и очень переживал, что его уволят с работы. Через несколько недель, вернувшись, он обнаружил, что кто-то все это время выполнял его работу. Очень удивившись, он решил узнать, кто этот милосердный благодетель. Рано утром придя в школу, он в изумлении увидел своего «заместителя.» Это был митрополит Пентапольский, директор богословской школы владыка Нектарий.
Закончив подметать уборную, он сказал: «Не удивляйся, я не собираюсь занимать твоего места, я просто хочу помочь, чтобы за тобой сохранилась эта работа. Пока ты болен, я буду работать за тебя. Только в школе об этом не рассказывай».
Радуйся, невинный пастырю невинных овец, радуйся, мудрый собиратель девственных жемчужин!
В числе многочисленных духовных чад возле владыки собрались несколько девушек, желающих посвятить себя монашеской жизни, но не решавшихся идти ни в один монастырь, чтобы не лишиться духовного руководства своего наставника.
Как пастырь добрый, заботясь о них, Нектарий стал присматривать подходящее место и останавливает свои поиски на о. Эгина. Найдя здесь развалины древнего монастыря, он на собственные средства покупает эту землю. Сюда приезжают первые насельницы.
В своем монастыре святитель по откровению Божьему ввел давно исчезнувший из практики Православной Церкви институт диаконисс. Но, повторим, это было сделано им по откровению.
К концу жизни еще один удар обрушился на святителя. В монастырь пришла 18-летняя Мария Куда, убежавшая от деспотичной матери-свечницы. Святой Нектарий принял ее в монастырь. Тогда мать девушки подала жалобу на святого, обвинив его в совращении девушек и в убийстве рождаемых якобы ими младенцев.
Следователь, прибывший в монастырь, обзывал святого кентавром и таскал старца за бороду, а тот смиренно отвечал ему и сам готовил еду обидчику, запрещая монахиням плакать и роптать. Девушку обследовал врач и подтвердил ее чистоту; «убитых» младенцев тоже, конечно, не нашли.
После этого мать девушки сошла с ума, а следователь заболел тяжко и приезжал просить прощения у святого.
Святитель предсказывал своим послушницам, что монастырь их будет богат, если они будут усердно трудиться (о каком богатстве говорил святой? Наверное, в первую очередь, о духовном, хотя ныне монастырь не бедствует и материально).
Однажды, прогуливаясь с послушницей на природе, Святитель спросил ее: «Хочешь ли ты увидеть своего Ангела-Хранителя?» Послушница, конечно, изъявила большое желание. «Вот он перед тобой», – ответил святой. И тут же девушка упала без чувств, не вынеся того, что увидела. Святитель потом жалел о том, что произошло, говоря, что девушка была еще не готова.
В другой раз сестры монастыря просили святителя объяснить им, как понимать слова «всякое дыхание хвалит Господа,» и каким образом природа славословит Творца. Святитель ничего не ответил на это, только на следующий вечер сказал сестрам: «Вы спрашивали меня о том, как природа славит Господа? Вот послушайте сами». Сестры услышали по молитвам Святителя то, что не объяснить нам.
Вся жизнь нового монастыря проходила под руководством святителя Нектария, с которым сестер сводила постоянная переписка. Какой отеческой любовью, заботой и нежностью наполнены его письма. Некоторое время святитель одновременно руководил школой, пребывая в Афинах, и своим новоустроенным монастырем, но Господь распорядился так, что владыка уходит в отставку из школы и навсегда переселяется на Эгину. Двенадцать последних лет жизни провел он со своими инокинями, воспитывая их для Небесного Царствия. Много скорбей и искушений пришлось пережить им, но это были и годы благодатные.
Обитель за это время приведена в порядок, налажено хозяйство. Ежедневно святитель Нектарий проводил с сестрами занятия по догматике, этике, аскетике, а вечерами они, собравшись вокруг, слушали рассказы о неисповедимых тайнах Царствия Божия. Никто не замечал, как проходило время.
«Уже поздно, – иногда говорил святитель. – Пойдемте в храм на молитву». А после окончания службы добавлял: «А что, если прочесть несколько молитв Божией Матери?» Время продолжало свой бег, и утреннее пение петухов заставало всю общину в храме во время молитвы.
Радуйся, умерый и живый, радуйся, земной и небесный!
Годы земной жизни святителя тем временем подходили к концу.
Чувствуя это, он молился, чтобы Господь продлил отмеренный срок для завершения всех дел в монастыре, но как и всю жизнь, смиренно прибавлял: «Да будет Воля Твоя»!
Долго скрываемая болезнь наконец взяла свое. В сопровождении двух монахинь его отправили в больницу. Глядя на маленького, одетого в рясу старичка, мучившегося от страшной боли, дежурный служащий спросил: «Он монах?» – «Нет, – ответила монахиня, – он епископ». «Впервые вижу епископа без панагии, золотого креста, а главное – без денег», – заметил служащий.
Святителя уложили в третьеразрядную палату для неизлечимых больных. Еще два месяца провел он в муках. В день празднования Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил Господь призвал к себе душу святителя Нектария.
В больнице пробыл недолго, у него оказался рак. Чудеса происходили и в больнице, медсестры заметили, что бинты, которыми обвязывали раны святителя, благоухают. Вместе со святым в палате лежал парализованный человек, и когда душа святого покинула этот мир, то он получил полное исцеление через рубашку святого Нектария.
Сразу после кончины тело святого начало мироточить. Когда гроб привезли на Эгину, то весь остров вышел проводить своего святого со слезами. Люди на руках несли гроб святого и потом заметили, что одежда, в которой они были во время похорон святителя, благоухает. Руки и лицо угодника Божия обильно мироточили, и монахини собирали миро ватой.
Погребен святитель Нектарий в склепе монастыря, несколько раз склеп открывали по разным причинам и каждый раз убеждались, что тело нетленно. Даже фиалки, положенные в гроб девочкой, не были тронуты тлением.
Праведная кончина святого последовала 9 ноября ст. ст. 1920 года. В 1961 году состоялась канонизация святителя, были подняты его святые мощи. Оказалось, что остались только косточки. Как сказали духовники, мощи истлели, чтобы их можно было разнести по всему миру на благословение от святого Нектария.
Почитание святого угодника в Церквях Востока (Константинопольской, Элладской, Иерусалимской и др.) сравнимо с почитанием в России преподобного Серафима Саровского. К сожалению, имя этого святого до сих пор не внесено в месяцеслов нашей Церкви, и пока нет ему службы.
Существует акафист святому Нектарию на русском языке. Этот акафист до недавнего времени служили в Москве, в храме Всех Святых, что в Красном селе (настоятель протоиерей Артемий Владимиров).
В этом же храме находилась икона святителя, которая мироточила, как говорили, и произошло несколько исцелений. В настоящее время по некоторым причинам акафист не совершается в этом храме, но там можно приобрести иконы и акафист святому Нектарию.
Особо прославился святитель благодатной помощью онкологическим (раковым) больным, страдающим параличами и другими тяжкими заболеваниями, одержимым бесами. Известно также, что святитель Нектарий помогает людям в денежных затруднениях.
По благословению преосвященнейшего Филарета, епископа Пензенского и Кузнецкого, в день памяти святителя Нектария 22 (9) ноября 2002 года в храме Вознесения Господня села Старая Степановка Лунинского района Пензенской области было совершено торжественное богослужение, из Пензы и районов области прибыли паломники.
После богослужения было составлено письмо высокопреосвященнейшему Ювеналию, митрополиту Крутицкому и Коломенскому, Председателю Синодальной комиссии по канонизации святых, с просьбой о внесении имени святителя Нектария в месяцеслов нашей Русской Церкви.
В Вознесенском храме есть икона святого и совершается акафист с освящением елея. Акафист совершается по воскресным вечерам.
Будем же и мы прибегать к помощи этого дивного святого, благодаря Господа, словами тропаря, посвященного святителю Нектарию: Слава прославльшему тя Христу, слава давшему ти чудес благодать, слава действующему тобою всем исцеления.
По книге жизнеописания архимандрита Амвросия (Фонтрие).
Нектарий Эгинский – помощник страдающих от рака
Святитель Нектарий Эгинский умер от рака в день Архистратига Михаила. Чудеса начались уже в больнице: лежавший вместе с о. Нектарием парализованный человек встал и пошел. Память 22 ноября
Святитель Нектарий, митрополит Пентапольский Эгинский Чудотворец. 2013 г. Фрагмент. Художник Андрей Миронов. Изображение с сайта wikimedia.org
Почитание святителя Нектария Эгинского (1846-1920) в Церквях Востока (Константинопольской, Элладской, Иерусалимской) сравнимо с почитанием в России преподобного Серафима Саровского.
Сам скончавшийся от мучительной формы рака, святитель особенно известен помощью онкологическим больным.
В России, в детском Онкологическом Центре на Каширском шоссе, есть часовня, в которой находится чудотворная икона святителя Нектария, освященная на его мощах. Перед ней молятся святому об исцелении больные дети и их родители. Икона украшена крестиками, цепочками, медальонами – в благодарность за множество исцелений.
Почему Господь слышит молитвы святого Нектария? Потому что св. Нектарий всю жизнь слышал призыв Господа и всегда отвечал на него.
В детстве у святого Нектария было прозвище Простец. Чтобы помочь родителям, он решил устроиться на фабрику, куда требовались рабочие. Но не было даже ботинок, чтобы дойти. Тогда мальчик написал письмо Тому, на кого привык надеяться: «Христос мой, у меня нет фартука, нет обуви. Прошу Тебя послать их мне, Ты знаешь, как я люблю Тебя».
Мальчик попросил отправить письмо соседа-торговца. Тот прочитал на конверте адрес: «Господу Иисусу Христу на небо», не удержался, и распечатал конверт.
Поразившись вере ребенка, сосед от имени Христа прислал денег тому, кого вскоре назовут святителем.
В своей жизни святой Нектарий (его имя значит бессмертный) был рабочим табачной фабрики, школьным учителем, монахом, священником, епископом, богословом. Пережил клевету, изгнание, бесславие.
Его стремление к самостоятельности называли мятежным, его независимость объявляли гордыней, в его смирении видели лицемерие.
Но св. Нектарий не роптал и не пытался защищаться. «Добрая совесть — это самое великое из всех благ. Она — цена сердечного покоя», — говорил он.
У раки с мощами святителя Нектария. Фото с сайта agiatriadapatron.blogspot.com
Когда святитель заведовал богословской школой в Афинах, заболел служащий, занимавшийся уборкой. Он очень переживал, что его уволят с работы за пропуск. Вернувшись после болезни, он обнаружил, что кто-то все это время убирал помещения. Он решил узнать, кто этот благодетель. Рано утром придя в школу, он в изумлении увидел своего «заместителя»: это был директор школы, митрополит Пентапольский Нектарий.
Домывая уборную, владыка сказал: «Пока ты болен, я буду работать за тебя. Только в школе об этом не рассказывай».
Уже в конце жизни, когда святитель жил на Эгине, в основанном им монастыре во имя Святой Троицы, к нему пришла 18-летняя девица, убежавшая от деспотичной матери. Святой Нектарий принял ее в монастырь. Тогда мать подала жалобу на святого, обвинив его в совращении девушек и в убийстве рождаемых якобы ими младенцев.
Следователь, прибывший в монастырь, обзывал святого кентавром и таскал митрополита за бороду, а тот смиренно отвечал на его вопросы и сам готовил еду обидчику, запрещая монахиням плакать и роптать.
Девушку обследовал врач и подтвердил ее чистоту; «убитых» младенцев не нашлось.
После этого мать девушки сошла с ума, а следователь тяжело заболел и приезжал просить прощения у святого.
Сам святитель перед кончиной долго болел тяжелой формой рака и скрывал свою болезнь. Когда скрывать мучения стало уже невозможно, св. Нектария отправили в Афинскую больницу. Но за лечение надо было заплатить, а денег не было. Глядя на маленького, одетого в простую рясу старичка, мучившегося от боли, дежурный спросил: «Он монах?» «Он епископ», — ответила сопровождавшая владыку сестра.
«Впервые вижу епископа без панагии, золотого креста, а главное — без денег», — заметил служащий.
Святителя положили в третьеразрядную палату для умирающих. Еще два месяца он провел в муках. А в день Архистратига Михаила и всех Небесных Сил (21 ноября) Бог призвал его к Себе.
Чудеса начали происходить уже в больнице. Вместе со святым в палате лежал парализованный человек, и когда св. Нектарий умер, перед тем, как обмыть его тело, с него сняли рубашку и переложили на лежавшего рядом парализованного. Тот тут же встал, исцеленный.
Сразу после кончины тело святого начало мироточить. Когда гроб привезли на Эгину, весь остров вышел проводить своего святого. Люди, несшие его гроб, заметили, что их одежда и руки благоухают.
Всего через сорок один год митрополит Нектарий был причислен к лику святых Греческой Церковью.
Монастырь Святого Нектария, в котором провел последние годы жизни святитель и в котором находятся его мощи. Остров Эгина. Фото с сайта trip2athens.com
Сегодня в Греции говорят: «Нет ничего неисцелимого для святого Нектария». В России память святителя Нектария Эгинского празднуется 22 ноября.
Нектарий Эгинский
В Википедии существуют статьи о других людях с именем Нектарий и фамилией Кефалас.
Νεκτάριος Αιγίνης
Митрополит Пентапольский
15 января 1889 — июль 1890
Нил
Христофор (Контогеоргиос)
Анастасиос Кефалас
Αναστάσιος Κεφαλάς
1 (13) октября 1846
- Силиври, Стамбул, Турция
8 (21) ноября 1920 (74 года)
- Афины, Греция
в Свято-Троицком монастыре на о. Эгина
20 апреля 1961
святитель
9 (22) ноября
Медиафайлы на Викискладе
Некта́рий Эги́нский (греч. Νεκτάριος Αιγίνης, в миру Анаста́сиос Кефала́с, греч. Αναστάσιος Κεφαλάς; 1 (13) октября 1846 года, Силиври — 8 (21) ноября 1920 года, Афины) — епископ Александрийской православной церкви, митрополит Пентапольский.
Прославлен в лике святителей в 1961 году. Один из самых почитаемых в Греции святых. Память 9 (22) ноября, на следующий день после дня кончины, и 21 августа (3 сентября) в день перенесения мощей в 1953 году.
Мощи святителя Нектария находятся в основанном им Свято-Троицком монастыре на острове Эгина.
Биография
Анастасиос Кефалас родился во Фракии в бедной семье. Был пятым из шестерых детей Димоса и Марии Кефаласов. Получив начальное образование, отправился в Константинополь. Был рабочим табачной лавки и школьным смотрителем. В 1866 году переехал на Хиос, где стал учителем.
7 ноября 1876 года в Неа Мони был пострижен в монашество с именем Лазарь. 15 января 1877 года митрополит Хиосский Григорий рукоположил Лазаря в сан диакона с наречением имени Нектарий.
С 1882 года по 1885 год диакон Нектарий учился на богословском факультете Афинского университета. После завершения образования по рекомендации своего благодетеля он переехал в Александрию.
23 марта 1886 года патриарх Александрийский Софроний IV рукоположил его в сан священника и назначил в Свято-Никольский храм Каира. В этом же храме вскоре его возвели в сан архимандрита, а спустя некоторое время Патриарх принял решение о присвоении ему титула Верховного архимандрита Александрийской церкви.
15 января 1889 года хиротонисан в епископа Пентапольского с возведением в сан митрополита. Хиротонию совершили: патриарх Александрийский Софроний, бывший архиепископ Керкирский Антоний (Хариатис) и архиепископ Синайский и Раифский Порфирий (Марудас).
В июле 1890 года отправлен на покой, с формулировкой: «не ужившийся в климате Египта». Биографы связывают отставку Нектария с ложным доносом Патриарху, сделанным кем-то из недоброжелателей митрополита.
Вернувшись в Афины, митрополит Нектарий семь месяцев жил в страшных лишениях. Тщетно он ходил по инстанциям, его нигде не принимали.
В 1892 году Нектарий получил должность проповедника в Греции, в провинции Эвбея, а в 1894—1908 года руководил Ризарийской церковной школой в Афинах. После ухода на пенсию он жил в основанном им в 1904 году Свято-Троицком женском монастыре на острове Эгина. Он помогал рабочим в строительстве монастыря: носил камни и выполнял земляные работы. В последний год жизни посещал монастырь Богородицы Хрисолеонтисса, где молился перед иконой Богородицы Хрисолеонтисса.
Скончался 8 ноября 1920 года от рака. После кончины его тело начало мироточить и более двадцати лет оставалось нетленным. Когда гроб привезли на Эгину, то весь остров вышел проводить своего святого со слезами.
Канонизация и почитание
Храм монастыря Святой Троицы на острове Эгина, в котором покоится основная часть мощей святителя Нектария
20 апреля 1961 года патриаршим и синодальным указом Константинопольской патриархии митрополит Нектарий был причислен к лику святых, были подняты его святые мощи. Оказалось, что мощи истлели, остались только косточки. Мощи находятся в Свято-Троицком монастыре на острове Эгина.
В Греции повсеместно почитается как чудотворец. Сохранилась народная поговорка: «Нет ничего неисцелимого для святого Нектария». Многие храмы и часовни посвящены ему.
Стараниями патриарха Александрийского Петра VII Священный синод Александрийского патриархата принял решение о реабилитации святителя Нектария. Была созвана большая конференция в Александрии. Прошли многочисленные официальные праздничные мероприятия с участием всех православных Поместных церквей, а 1999 год был объявлен годом святого Нектария.
Храмы в честь Нектария Эгинского освящены в городе Ленуар-сити (штат Теннесси, Восточно-Американская и Нью-Йоркская епархия, США) и в селе Трёхсельском (Краснодарский край, Армавирская епархия, Россия).
Примечания
- 1 2 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #119202271 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
- Άγιος Νεκτάριος Μητροπολίτης Πενταπόλεως Αιγύπτου
- «Saint Nektarios of Egina (1846—1920)», OrthodoxPhotos.com, 2008
- 1 2 3 4 История создания гимна Агни Парфене. Информационный портал «Святая Гора Афон».
- νυχθημερόν: Δυο Ζακυνθινοί Ιεράρχες εξέλεξαν και χειροτόνησαν Επίσκοπο τον Άγιο Νεκτάριο.
- Святитель Нектарий Эгинский. Pemptousia. Дата обращения 9 октября 2019.
- Ο Άγιος Νεκτάριος // Официальный сайт Идрской, Спетской и Эгинской митрополии
- Alexandros Christodoulou. Saint Nektarios, unappreciated by people, blessed by God Архивировано 20 декабря 2016 года..
- Mother Nectaria McLees. Saint Nectarios of Pentapolis: The Aegina Years.
- Saint Nektarios of Egina (1846—1920)
- Носевич, Александр. Александрийский Патриархат. Новейшая история (с 1935-го года до наших дней). Православие.Ru (3 декабря 2001). Дата обращения 15 марта 2019.
Ссылки
- Nectarios of Aegina в OrthodoxWiki
- Saint Nektarios of Egina (1846—1920)
- Святитель Нектарий Эгинский
- С. Девятова Святитель Нектарий Эгинский (1846—1920)
Литература
- Житие святого Нектария // Мелинос М. Я говорил со святым Нектарием. — ТСЛ., 1995. — С. 13-24.
>святитель Нектарий Эгинский
Дни памяти: 9(22) ноября , 9(22) июня , 21 августа (3 сентября) (Перенесение мощей)
Первые шаги на пути к монашеству и священству
Святитель Нектарий Эгинский (мирское имя: Анастасий Кефалас) родился в многодетной бедной семье, недалеко от Константинополя, в Селибрии Фракийской, 1 октября 1846 года.
Несмотря на многочисленные трудности материального характера его родители чтили и славили Бога, благодарили Его за ниспосылаемые милости, уповали на Его волю и соблюдали заповеди.
Анастасий был пятым ребёнком у Димоса и Василики Кефалас. Между тем, родительской ласки, любви и внимания хватало на всех. Дети с малолетства приучались к духовной литературе и к молитве, в том числе — к молитвенным песнопениям.
Сам Анастасий, будучи ребёнком, любил слушать проповеди в храме, которые, затем, придя домой, старательно записывал. Кроме того он любил читать Жития святых. Он хотел получить хорошее религиозное образование, но по недостатку средств семья не могла отправить его для учебы в город, и поэтому, окончив начальную школу, он какое-то время продолжал оставаться в селе.
Когда Анастасию было 14 лет, ему удалось упросить капитана корабля, направлявшегося в Константинополь, взять его на борт. Прибыв в Константинополь, он сумел устроиться на работу в табачную лавку. Зарплата была невысокой: денег едва хватало на скудную еду. Анастасий много молился, и это удерживало его от отчаяния.
Однажды, когда и одежда, и обувь пришли в совершенную негодность, он решился написать и отправить послание Самому Христу. Сообщив Искупителю о своих нуждах, на конверте, где надлежало назвать адресата и адрес, он указал: Господу Иисусу Христу на Небеса. Один из торговцев, встретив его по дороге на почту и взглянув на его босые ноги, взялся лично отправить письмо. Но когда, немного спустя, он взглянул на конверт и увидел, Кому именно предназначалось послание, весьма удивился, не удержался и ознакомился с его содержанием. Сжалившись над Анастасием, он от имени Бога сам отправил ему денежные средства.
Через какое-то время Анастасий трудоустроился при подворье Храма гроба Господня, на должность смотрителя в школе. Здесь он смог продолжить своё обучение.
В 1866 году он решил посетить своих родных. Во время путешествия на корабле порыв сильного штормового ветра надломил мачту и едва её не сломал. В продолжении шторма Анастасий усердно молился Богу о спасении. Путешествие закончилось благополучно.
Некоторое время спустя Анастасий получил место школьного учителя в селе Лифи, располагавшемся на острове Хиос. Он проработал там несколько лет, сочетая учительство с Евангельской проповедью. За время пребывания на острове он сформировал из учеников неплохой хор, с которым, затем, пел в местном храме.
В этот период он всё больше склонялся к мысли о монашестве.
Монашеская жизнь
В 1875 году Промыслом Божьим Анастасий поступил в обитель Нео Мони. Пройдя испытание и искус, был пострижен во иноческий образ, получил новое имя: Лазарь. Какое-то время исполнял, в рамках монастырского послушания, обязанности секретаря.
В 1877 году Лазарь был пострижен в мантию с именем Нектарий и возведен в сан иеродиакона.
Вскоре, содействием одного состоятельного благодетеля, отец Нектарий познакомился с Патриархом Александрийским, а затем, с его благословения, поступил в Афинский университет на богословский факультет. Он успешно окончил его в 1885 году.
Жизнь в Александрии
После окончания факультета отец Нектарий отправился в Александрию. Труд и молитва способствовали его духовному восхождению; близость же к Александрийскому Патриарху — восхождению по иерархической лестнице.
В марте 1886 года Нектарий был рукоположен во священника и определен на служение в собор святого Саввы. Через несколько месяцев удостоился возведения в звание архимандрита.
Какое-то время он трудился в Патриаршем Секретариате, а затем был назначен на место представителя Патриарха в Каире.
Епископское служение
В январе 1889 года отец Нектарий, будучи избранным из числа нескольких кандидатов, удостоился посвящения во епископа Пентапольского.
Как это часто случается в жизни, возвышение Нектария встретило со стороны ряда его оппонентов активное сопротивление.
Кому-то казалось, что благодаря использованию связей он слишком резво строит свою карьеру, кто-то считал, что на его месте должен был быть именно он, кто-то просто завидовал. Так или иначе, но против епископа Нектария стали интриговать. Не брезговали даже и клеветой. Патриарх Софроний был к тому времени стар, и ему было трудно справляться с наплывом бесконечных обвинений, организованных в отношении его подопечного.
В конце концов, в 1890 году епископ Нектарий был освобожден от занимаемой должности и удален со своей кафедры.
В качестве уступки ему дозволялось жить на прежней квартире, разделять общую священническую трапезу, совершать требы, однако запрещалось без специального разрешения посещать города, находившиеся под окормлением Патриарха.
Опала
В скором времени, согласно очередному распоряжению сверху, святитель всё же покинул Египет, приняв изгнание со смирением.
Перед самым отъездом он получил отрадное письменное обращение, под которым стояли подписи более чем девятисот верующих. Они с благодарностью отзывались о его деятельности на митрополичьей кафедре, горячо сожалели о случившемся и просили поминать их, грешных, в молитвах.
Деятельность в Афинах
Первое время по приезде святителя в Афины, к нему, как к опальному священнослужителю, да к тому же и не имевшему греческого гражданства, относились с большой настороженностью, если не сказать большего. По этой причине он не только не мог найти для себя надлежащего применения, но часто — и хлеба насущного.
После многократных попыток достучаться, если не до сердца, то хотя бы до двери служебного кабинета министра по делам религии, тот всё-таки обратил на это дело внимание и сделал соответствующий запрос в греческое консульство в Каире. Ответ заключал положительный отзыв о святителе, в тоже время свидетельствовал о нём как о жертве интриг.
В свою очередь сам святитель Нектарий, до того предпочитавший отмалчиваться и не искать публичных оправданий, написал Патриарху и разъяснил ему своё видение ситуации.
В конце концов, при личном вмешательстве мэра, узнавшего об этой истории, он сумел обрести для себя место проповедника.
Правда, первое время и на этом месте он встречал недоброжелательно настроенных к нему людей: сказывалось влияние слухов, формировавшихся на основе всё той же клеветы. Святитель даже подумывал отказаться от должности: так высоко было выказываемое ему недоверие. Но в дальнейшем, помощью Божьей, положение изменилось. Народ увидел в нём ревностного и добродетельного служителя. И это живое, сердечное впечатление граждан уже не могло быть испорчено ложными сплетнями.
Вскоре молва о благочестивом проповеднике получила широкое распространение и дошла до ушей власть имущих людей. Как результат, ему доверили возглавить богословскую школу, находившуюся в центре Афин.
К тому времени как владыка Нектарий возглавил это учебное заведение, оно пребывало в состоянии упадка. Хорошие организаторские качества, наличие творческой инициативы, высокое чувство ответственности святителя позволили переломить ситуацию к лучшему, повысить общий уровень дисциплины, наладить учебный процесс.
Попытка возобновления отношений с Александрийской Церковью
В 1899 году, по смерти Александрийского Патриарха Софрония, владыка Нектарий предпринял попытку урегулирования давнего вопроса. В Греции его принимали за временного епископа, тогда как Православные Египта готовы были видеть его на месте почившего Софрония. Сам Нектарий не стремился занять осиротевшую кафедру, но хотел ясности в определении своего канонического статуса.
Когда в 1902 году на Александрийский Патриарший Престол взошёл Фотий, святитель Нектарий обратился к нему с посланием, выражая надежду на содействие в разрешении давнего вопроса. Но Патриарх Фотий ему так и не ответил. Тогда святитель обратился к Константинопольскому Патриарху Иоакиму, прося его рассудить дело. Но и это не помогло.
Эгинская обитель
В 1904 году святитель прибыл на Эгину. К этому времени под его пастырским руководством было несколько девушек, желавших принять монашество, однако не хотевших выходить из-под его духовного окормления. И святитель желал подобрать место для организации монашеской общины.
В Ксантосе, недалеко от Эгинского порта, он обнаружил древние монастырские руины, где, по преданию, подвизалась святая Анастасия Эгинская. Помимо руин он обнаружил там одинокую набожную старушку, которая присматривала за храмом и которая сообщила ему, что перед тем видела его во сне как восстановителя обители.
На средства благотворителей, к которым он, конечно, добавил и свои скудные сбережения, владыка Нектарий выкупил развалины, восстановил церковь, отстроил обитель, посвятил её Пресвятой Троице. Строительство длилось несколько лет и завершилось в 1914 году.
Оставаясь в Афинах, и продолжая руководить богословской школой, святитель Нектарий постоянно переписывался со своими духовными чадами, послушницами монастыря. Кроме того он заботился и об их повседневных нуждах, помогая, чем мог.
В 1908 он окончательно переселился в Эгинский монастырь. После подачи в отставку владыка был освобожден от обязанностей руководителя школой в Афинах и ему была назначена месячная пенсия в размере трехсот драхм.
С этого времени он проводил для послушниц и инокинь регулярные занятия по Догматике, Аскетике, Этике. По мере необходимости отвечал на их частные вопросы, утешал, вдохновлял, духовно укреплял.
Под конец жизни святитель Нектарий страдал от болезни. Когда его доставили в больницу, он был положен в более чем скромную палату среди бедняков. Последние дни земной жизни он много страдал, но при этом благодарил Бога. Его смерть наступила 8 ноября 1920 года.
Тропарь святителю Нектарию Эгинскому, глас 4
Преподобнически пожив, яко мудрый иерарх,/ прославил еси Господа/ добродетельным житием, Нектарие преподобне./ Темже, Утешителя прославлен силою,/ Божественными мощми твоими,/ демоны отгониши и болящия исцеляеши,// верою приходящия ти.
Тропарь, глас 1
Силиврии отрасль и Эгины хранителя, в последняя лета явльшагося, добродетели друга искренняго, Нектария почтим, вернии, яко божественнаго служителя Христова: точит бо цельбы многоразличныя благочестно вопиющим: слава Прославльшему тя Христу, слава Давшему ти чудес благодать, слава Действующему тобою всем исцеления.
>Кондак,глас 2
Божественный гром, труба духовная, веры насадителю и отсекателю ересей, Троицы угодниче, великий святителю Нектарие, со Ангелы предстоя присно, моли непрестанно о всех нас.
Молитва святителю Нектарию, Эгинскому чудотворцу
О, Святителю Нектарие, отче Богомудрый! Приими, блюстителю веры православныя, исповедание устен людей христоименитых, собранных днесь в храме благодатию Божиею, в тебе живущею. Весть бо достиже до предел Российских, яко ты, великий во святых угодниче Христов, во всех концех вселенныя призывающим имя твое являешися и от раковыя болезни исцеление даруеши.
Слышахом об иерее, тебе тезоименитом и храм во имя твое созидавшем, со скорбьми велиими. Раковою убо язвою грудною поражен бе, крови на всяк день точащейся, и страждаше люте; дела же своего святаго не оставляше.
Внезапу ты, Святителю многомилостиве, с небесе сшед, ему во храме предстал еси в видимом образе. Он же, непщуя тя собрата, едина от смертных быти, прошаше молитв твоих и рече: «Боляй есмь вельми, обаче хощу святый олтарь наздати, да поне единожды святую литургию вкупе с прихожаны совершу; послежде н умрети готов есмь, смерть бо мя не страшит».
Ты же, отче, безплотен сый, слезами лице свое орошаше! и объем страдальца, лобызаше и, глаголя: «Не тужи, чадо мое, яко, болезнию испытан, здрав будеши. Вси убо о чудеси сем ведати имут». Он же, исцелен быв, асбие разуме, с кем беседоваше, тебе невидиму бывшу. О, великий угодниче Христов Нектарие! Храм оный свершен есть ныне и чудеса твои, аки море преизливающееся, умножишася! Мы же познахом, яко молитве праведника должно поспешествуемой быти усердием нашим к службе Божией и решимостию за Христа умирати, да здрави обрящемся. Молят тя, отче праведный, болящая чада твоя: да свершается с нами воля Божия, благая, угодная и совершенная, не хотящи смерти грешнику, но еже обратитися и живу быти ему.
Ты же, провозвестниче воли Божией, исцели ны благодатным явлением своим, да велик будет Бог на небеси и на земли во веки веков! Аминь.
Cвятителю Нектарию Эгинскому
Тропарь, глас 1-й:
Силиврии отрасль и Эгины хранителя, в последняя лета явльшагося, добродетели друга искренняго, Нектария почтим вернии, яко божественнаго служителя Христова: точит бо цельбы многоразличныя благочестно вопиющим: слава Прославльшему тя Христу, слава Давшему ти чудес благодать, слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак, глас 2-й:
Божественный гром, труба духовная, веры насадителю и отсекателю ересей, Троицы угодниче, великий святителю Нектарие, со ангелы предстоя присно, моли непрестанно о всех нас.
Молитва:
О, Святителю Нектарие, отче Богомудрый! Приими, блюстителю веры православныя, исповедание устен людей христоименитых, собранных днесь в храме благодатию Божиею, в тебе живущею. Весть бо достиже до предел Российских, яко ты, великий во святых угодниче Христов, во всех концех вселенныя призывающим имя твое являешися и от раковыя болезни исцеление даруеши.
Слышахом об иерее, тебе тезоименитом и храм во имя твое созидавшем, со скорбьми велиими. Раковою убо язвою грудною поражен бе, крови на всяк день точащейся, и страждаше люте; дела же своего святаго не оставляше.
Внезапу ты, Святителю многомилостиве, с небесе сшед, ему во храме предстал еси в видимом образе. Он же, непщуя тя собрата, едина от смертных быти, прошаше молитв твоих и рече: «Боляй есмь вельми, обаче хощу святый олтарь наздати, да поне единожды святую литургию вкупе с прихожаны совершу; послежде и умрети готов есмь, смерть бо мя не страшит».
Ты же, отче, безплотен сый, слезами лице свое орошаше! и объем страдальца, лобызаше и, глаголя: «Не тужи, чадо мое, яко, болезнию испытан, здрав будеши. Вси убо о чудеси сем ведати имут». Он же, исцелен быв, абие разуме, с кем беседоваше, тебе невидиму бывшу.
О, великий угодниче Христов Нектарие! Храм оный свершен есть ныне и чудеса твои, аки море преизливающееся, умножишася! Мы же познахом, яко молитве праведника должно поспешествуемой быти усердием нашим к службе Божией и решимостию за Христа умирати, да здрави обрящемся. Молят тя, отче праведный, болящая чада твоя: да свершается с нами воля Божия, благая, угодная и совершенная, не хотящи смерти грешнику, но еже обратитися и живу быти ему.
Ты же, провозвестниче воли Божией, исцели ны благодатным явлением своим, да велик будет Бог на небеси и на земли во веки веков! Аминь.
Святителю Нектарию, митрополиту Пентапольскому, Эгинскому чудотворцу.
22 ноября
Таже тропарь, глас 4:
Иерарху святому Нектарию, / украшенному дарованьми Небесными, / припадем просительне, / зовуще из глубины души:/ отче святый Нектарие, / всяких нас избави искушений и бед, / яко приял еси от Бога чудес благодать / недуги исцеляти душ и телес,/ к божественным мощем твоим, отче, прибегающих.
Канон, глас 8.
Песнь 1.
Ирмос: Во́ду проше́д Человеколю́бче я́ко су́шу, и еги́петскаго зла избежа́в, Изра́ильтянин вопия́ше: Изба́вителю и Бо́гу на́шему пои́м
Любовию движимь, молю Содетеля Господа слово ми подати по достоянию воспети великаго в чудотворцех Нектария богомудраго.
Юдоль земнаго жития безпорочно прошел еси, отче досточудне, и с лики небесными водворился еси, отонюдуже посещаеши нас дивными чудесы.
Бурею носимь житейских треволнений, во Эгинстем острове пристанище обрел еси и дом Живоначальней Троице преукрашенный воздвигл еси.
Богородичен: Всечистая Богоотроковице, Мати Спасителя нашего Господа, умилосердися над воспеватели Твоими и ослабу страстей нам подаждь.
Песнь 3.
Ирмос: Небе́снаго кру́га Верхотво́рче Го́споди, и Це́ркве Зижди́телю, Ты мене́ утверди́ в лю́бви Твое́й, жела́ний кра́ю, ве́рных утвержде́ние, Еди́не Челове́колюбче
Изнемогающих нас от стрел вражиих свободи заступлением твоим всемощным, скорый наш предстателю, Нектарие.
Просветився светом дел благих, богодухновенне, столп веры пламенеющий явился еси, Нектарие, уверяя малодушных сердца.
Разум Небесный стяжал еси, отче Нектарие, на земли пребывая, с Горними умом сожительствовал еси, воспевая сладце Триипостасному Владыце твоему.
Богородичен: Имя Твое призывающих, помилуй, Богоневесто Владычице, и подаждь исцеление и от злых избавление.
Моли Бога о нас, / святителю отче Нектарие, / яко мы усердно к тебе прибегаем, / скорому помощнику и молитвеннику о душах наших.
Седален, глас 2:
Моление теплое и стенание сердечное / приносим ти, отче досточудне Нектарие, / и любовь твою поминающе, прилежно вопием: / предвари и от бед избави нас, / скорый наш предстателю и славный чудотворче.
Слава, И ныне, Богородичен, глас тойже:
Моление теплое, и стена необоримая, / милости источниче, мирови прибежище, / прилежно вопием Ти: / Богородице Владычице, предвари, / и от бед избави нас, / Едина вскоре предстательствующая.
Песнь 4.
Ирмос: Услы́шах, Го́споди, смотре́ния Твоего́ та́инство: разуме́х дела́ Твоя́ и просла́вих Твое́ Божество́.
Исцелений источник неоскудевающий явился еси, Нектарие блаженне, присно напаяяй нас милостию Божией и погашаяяй пламень душегубных страстей.
Молитвенник теплейший и отец чадолюбивый явился еси, отче преподобне, покрывающий всех любовию твоею и до ныне нас милующий.
Избави притекающих к тебе и твоему образу благочестно покланяющихся от всякаго прилога диавольскаго и наследие в Царстве Живоначальныя Троицы получити сподоби.
Богородичен: Пречистая, Святая Дево, Богородице, всяк вред душ и телес и всякую злую напасть изгони от нас молитвами Твоими.
Песнь 5.
Ирмос: Просвети́ нас повеле́нии Твои́ми, Го́споди, и мы́шцею Твое́ю высо́кою Твой мир пода́ждь нам, Человеколю́бче
Радость велию и сокровище многочудное Господь нам дарова, святыя мощи твоя, отче Нектарие блаженне, ихже любовию лобызающе, тя приснаго за нас ходатая прославляем.
Иноков и мирских наставник богопросвещенный явился еси, Нектарие чудне, и нас, тепле призывающих тя, настави на стезю заповедей и повелений Господних.
Назираеши с Превыспренних за обителию и стадом, еже собрал еси, блаженне отче, и николиже любовь твоя преста от нас. Сие добре ведуще, радуемся и прославляем дивнаго во святых Своих Господа.
Богородичен: Отчаго Сына Единароднаго Мати Всечистая, немощствующих нас и разслабленных воздвигни от тли греховныя к пению Сына и Бога Твоего.
Песнь 6.
Ирмос: Моли́тву пролию́ ко Го́споду и Тому́ возвещу́ печа́ли моя́, я́ко зол душа́ моя́ испо́лнися, и живо́т мой а́ду прибли́жися, и молю́ся я́ко Ио́на: от тли, Бо́же, возведи́ мя
Широкий путь погибельный возненавидев, отвратил еси плещи своя от мира, славу и честь земную презрев, Небесныя сладости наследник явился еси.
Еже паче ко спасению потребная возлюбил еси, отче прехвальне, осени благодатию твоею души наша, святе, очеса разума и сердца к свету Христовых дел приведи твоими молитвами.
Нетленное сокровище тя ведахом и море чудес, всеблаженне, яко из тебе изливается благодать, недуги исцеляющая и страсти угашающая.
Богородичен: Исцели наша недуги душевная и телесная, Богородительнице Чистая, да поживем по заповедем Сына Твоего, славословие Ему всегда приносяще и хвалу делы своими.
Кондак, глас 2:
Теплый заступник и Предстатель сильный буди, Нектарие, / всем верою притекающим к тебе / и божественныя твоя мощи любочестно лобызающим, / яже Христос Бог прослави / чудес источающимися дарованьми, / и миром души наша обогати. / Егоже прилежно моли / подати нам свыше прегрешений оставление и велию милость.
Стихира, глас 6:
Звезда новая показался еси Христовой Церкви / в последняя лета, преподобне, / жития чистотою просияв, / умными сияньми яже в тебе дарований велиих / озаряя души наша / и исцелений преславными чудесы / избавляя присно демонскаго всегубительства / и страстей смертнаго помрачения: / не остави убо нас, Нектарие чудодетельне, / благоплодными твоими молитвами.
Песнь 7.
Ирмос: От Иуде́и доше́дше о́троцы в Вавило́не иногда́ ве́рою Тро́ическою пла́мень пе́щный попра́ша, пою́ще: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.
Елеем благих дел украшенный светильник пресветлый сущим во тьме явился еси, отче всеблаженне, и целитель недугов миро вречевания источающий.
От славы твоея Небесныя призри на нас, любовию тя похваляющих, отче всесвященне, и потщися избавити нас от напастей и скорбей.
Тело твое многотрудное источник исцелений соделал Господь, труды и подвиги твоя прослави и имя твое превознесе, сего ради любовию тя ублажаем.
Богородичен: Чистая Дево, от всякия скверны нас огради, ум, долу поникший, к зрению Горния доброты возведи, да, радуяся, поем Тя и славословим Сына Твоего, Спаса нашего.
Песнь 8.
Ирмос: Царя́ Небе́снаго, Его́же пою́т во́и а́нгельстии, хвали́те и превозноси́те во вся ве́ки
Единонравна пустыннолюбителем древним безмолвия рачителя тя Христос показа и единомудреннаго отцем Церкви столпа веры и благочестия блюстителя яви.
Исходатайствуй молитвами твоими, отче священне Нектарие, исправление навыков наших греховных, покаяние всецелое и радость о Христе Господе нашем.
Ликовствующе в памяти твоей, отче Нектарие богоблаженне, прославляем Спасителя нашего Господа, обновившаго и освятившаго естество наше, и Ему славословие приносим.
Богородичен: Иже вседержавною силою носяй всяческая, в неможение плотское от Тебе облечеся, Дево Всенепорочная, во благодеяние человеков, яко Человеколюбец.
Песнь 9.
Ирмос: Воистину Богородицу Тя исповедуем, / спасеннии Тобою, Дево Чистая, / с безплотными лики Тя величающе.
Изгнания, поношения, лишения многоразличныя и козни бесовския мужественне претерпел еси, отче добропобедне, выну хвалу возсылая Промыслителю Богу.
Наветов всяческих, болезней и душегибельнаго отчаяния нас свободи, Нектарие преподобне, и благодать Христову с Небесе низпосли, да непрестанно тя, заступника нашего, хвалим.
Отвергся мира и самаго себе, крест взял еси и за Христом последовал еси, и славу от Него получил еси, еяже и нас причастники быти сподоби, любовию почитающих тя, отче Нектарие чудне.
Богородичен: О, Преблагословенная Дево Богородице! Спасение подаждь нам душевное и телесное, Пренепорочная, и болящим даждь цельбу и лютых избавление.
Таже стихиры, глас 8.
Во святителех чуднаго / в песнех почтим Нектария блаженнаго, / предстоящаго во светлостех Небесных / Престолу Пресвятыя Троицы/ и за ны выну молящагося.
От многих грехов моих немощствует тело, / немощствует и страстьми обуреваемая душа моя. / К тебе прибегаю, святителю богоблаженне, / возстави мя погибающаго и помилуй мя.
Молитвенника изряднаго и чудотворца славнаго / вемы тя, отче Нектарие богомудре, / образ твой лобызаем и мощем твоим кланяемся, / не лиши нас предстательства твоего и помощи.
Вселенная вся проповедует подвиги твоя, / Церковь Христова красуется славным именем твоим, / люди Божии, просвещаеми светом чудес твоих, Нектарие блаженне, / славословят Державу Святыя Троицы.
Вся Ангелов воинства, Предтече Господень, / апостолов двоенадесятице, / святии вси с Нектарием богомудрым и Богородицею / сотворите молитву, / во еже спастися нам.
МОЛИТВА
О, богомудрый и всесвятый отче Нектарие, чудотворче великий и преславный. К тебе ныне прибегаем, верою и любовию чтущии тя, похвалы сия приносяще от всего сердца и помышления. Ты, угодниче Божий, явился еси ныне, яко звезда утренняя, озаряющая мира сего помраченныя концы светом благодати Христовой, юже стяжал еси неложно смиренным житием твоим и кроткими нравы, нетленных и премирных обетований сподобльшеся. Сего ради мы, недостойнии раби твои, молим тя прилежно: отче святый Нектарие, не забуди нас, к тебе усердно притекающих. Свет сый ныне, просвети наша души, помраченныя страстьми, озари наш ум и обнови помышления, во еже поучатися нам божественным и священным образам и нектому о суетных пещися. Утверди нас, преподобне отче, в вере, надежде и любви ко Господу Богу нашему. Исцели болезни душевныя и телесныя, буди нам покров и прибежище в скорбех и напастех, вразумление и исправление во гресех, благодать независтную подающе всегда, яко да прославим Единаго Истиннаго Бога, дивнаго во святых Своих, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Добавить комментарий