Свято алексеевская пустынь гимназия
Алексиевская Пустынь. Николо-Сольбинский монастырь
Даты: еженедельно по воскресеньям
Количество дней: 1 день
Маршрут: Алексиевская Пустынь (село Новоалексеевка, Ярославской области), Николо — Сольбинский женский монастырь (местечко Сольба, Ярославская область)
Стоимость: 1 500 руб/чел
Программа паломничества:
07:30 отъезд из Москвы в Алексиевскую Пустынь (село Новоалексеевка, Ярославской обл.)
Алексиевская Пустынь — это уникальный опыт устроения и построения жизни по Божиим законам во всем ее многообразии, богодарованном богатстве и красоте. И еще это феномен духовной экологии социума.
Алексиевская Пустынь — образовательный центр, аналогов которому не существует в России, приют для престарелых людей и инвалидов, детский центр — пансион долгосрочной реабилитации детей имени Святых Царственных Мучеников, кадетский корпус, православная классическая гимназия -интернат памяти протоиерея Василия Лесняка. Это обитель, где проживают и монашествующие, и миряне, стремящиеся организовать и построить свою жизнь на основе православной церковности и традиционного русского народного уклада. Быт во многом приближен к монастырскому.
Пустынь-обитель-братство, духовный центр, место добра, благодати, спасения души на пути послушания, чистоты и самоотречения ради любви к ближнему. В ней каждый из нас может получить уроки милосердия, терпения, любви, образец воспитания для своих детей и внуков.
Приезжающие в Пустынь на короткое время меняются в ней нравственно, переосмысливают жизнь свою, становятся добрее и радостнее. В это место хочется возвращаться вновь и вновь.
Божественная литургия в храме преподобного Алексия Человека Божия.
Крестный ход.
Экскурсия по обители.
Храм преподобного Алексия Человека Божия, Трехсвятительский гимназический храм, храм Успения Пресвятой Богородицы (крипта), Николо — Алексиевская домовая Церковь.
Православная Классическая Гимназия памяти протоиерея Василия Лесняка. Это не только учебное заведение, но и уникальный выставочный комплекс. Естественная история, археология, путешествия — самые разные виды человеческой деятельности нашли отражение в экспозициях гимназических музеев церкви, археологии, биологии, путешественника Федора Конюхова, живописи и искусств; коллекции миниралов, морских рыб и др. Библиотека с книжным фондом около 100 тысяч томов.
Святой источник.
Трапеза (по благословению).
Отъезд в Николо — Сольбинский женский монастырь
(местечко Сольба, Ярославской обл., Переславский район).
Среди красивейших лесов Ярославской области сияют золотыми крестами и синими звездными куполами белоснежные храмы Николо — Сольбинского монастыря. Как маяки спасения, светятся в ночи разноцветные кресты в витражных пролетах колокольни. Они вселяют в души людей надежду на новую, духовно чистую и красивую жизнь, наполненную благочестивым духом, устроенную на началах любви, милосердия и попечения о ближнем.
Издревле стекаются на Сольбу тысячи благочестивых почитателей святого угодника и заступника святителя Николая Чудотворца, издавна выделенного русским народом из сонма других великих и любимых святых, окруженного благоговейным почитанием.
Восстановление из небытия Николо — Сольбинского женского монастыря — большое чудо. Здесь дело промысла Божия и благодати Божией.
Святыни монастыря: старинная икона святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей; башмачок с мощей святителя Спиридона Тримифунтского, привезенный с острова Корфу; частицы мощей святого равноапостольного князя Владимира и святой равноапостольной княгини Ольги; ковчег с частицами мощей Киево-Печерских, Афонских, Оптинских старцев, святого благоверного князя Андрея Боголюбского, преподобной Елены Дивеевской.
Экскурсия по монастырю.
Паломники узнают историю монастыря от его создания в 1519 году до наших дней. Посетят храм во имя Успения Божией Матери, храм святителя Николая, храм преподобного Сергия Радонежского, храм святителя Спиридона Тримифунтского, храм святой блаженной Ксении Петербургской, «пещерный» храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.
Рядом с монастырем святой источник в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских и Сергия Радонежского.
В обители есть приют, в котором воспитываются дети-сироты, школа, служба милосердия. Сестры посещают больных, стариков, многодетные семьи в близлежащих деревнях, привозят продукты, одежду,обувь, лекарства, помогают по дому. Каждое воскресенье монастырская машина отправляется в деревни за бабушками и детьми, чтобы привезти их на службу.
Милостью Божией произошло возрождение обители после стольких лет запустения в страшные годы богоборчества. Все созданное было возведено и продолжает возводиться за счет пожертвований, собранных с большим трудом с миру по нитке.
Находясь в Николо-Сольбинском монастыре паломники понимают, что святитель Христов Николай не оставляет Сольбы.
Отъезд в Москву ориентировочно в 17:00
Стоимость поездки включает:
-
Сопровождение по программе тура на комфортабельном автобусе с кондиционером;
-
Услуги православного экскурсовода.
Об Обители…
Свято-Алексиевская Пустынь, расположена в селе Новоалексеевка Ярославской области — это целый образовательный центр, аналогов которому, пожалуй, не существует в России, а может быть и в мире. Обитель возникла более 25 лет назад на месте бывшего (до 1917 года) подворья Переславского Феодоровского монастыря и полуразрушенного храма Алексия Человека Божия.
Павел Астахов: трассы вблизи Обители не будет!
С первых дней возрождения жизни в Свято-Алексиевской Пустыни более 25 лет назад появились дети — оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, сироты, а также дети из неблагополучных семей. Для них в этой Обители созданы несколько учреждений – Православная Классическая Гимназия, Трудовая школа, Кадетский Корпус, Школа Искусств. К настоящему времени там находятся более 320 детей. Также в Пустыни есть небольшой приют для престарелых.
Обитель возрождается из руин — все здания учебных, жилых корпусов и хозяйственных построек приходится строить заново на средства немногочисленных жертвователей и благодетелей. Пустынь до сих пор не имеет регулярного финансирования. Взрослые трудятся главным образом в детских учреждениях (воспитатели, преподаватели), а также в подсобном фермерском хозяйстве, которое в значительной степени обеспечивает Обитель продуктами питания. Существует Обитель за счёт собственного хозяйства, доходов от возделывания принадлежащей монастырю земли и частные пожертвования. При Обители открыты библиотека, более двадцати музеев самого разного профиля.
Просим Вас оказать посильную помощь и поддержать это благое начинание!
Свет русской школы
Когда мы говорим о русской школе, то подразумеваем костяк образовательных принципов, заложенных К.Д. Ушинским, К.П. Зеленецким, С.А. Рачинским, на котором выросла дореволюционная имперская школа, в осколках сохранившаяся в эмиграции. Русская школа – это и успешно построенное на имперском фундаменте советское образование, так безрассудно порушенное сегодня.
Здание гимназии Свято-Алексиевской пустыни
Обычная картина современной московской школы, которую вижу последние семь лет: годами нет учителя музыки, а детям на время этого урока включают американские мультики; лыжный спорт исключён из программы (волейбол престижнее, а детское здоровье, которое укрепляет пребывание на морозном воздухе, никого не интересует); учитель литературы на вопрос, почему дети не работают со словарём, изучая, предположим, произведение Г.Р. Державина, отвечает: «А где я возьму словари?»… Но речь пойдёт не об этих мутациях, которым я – свидетель, а о конструктивных частных инициативах в образовательном процессе современной России.
За двадцатилетие разрушения образования, которое названо реформами, в православной классической гимназии Свято-Алексиевской пустыни в Переславском районе Ярославской области собран и сохранён опыт преподавания классической гимназии, привлечены лучшие специалисты по различным дисциплинам, сформирован тип социальной и хозяйственной организации общества, создан образец культурной и научной деятельности.
Учителя гимназии работают одной командой, в единомыслии православного вероучения. О единомыслии как фундаменте школьного дела говорит устроитель одной из лучших (к сожалению, больше не существующих) школ в Москве Андрей Всеволодович Курбатов. Он уверен, что если учитель литературы будет говорить, что Чичиков – подлец, а учитель математики, что Чичиков – гений, невозможно воспитать цельное сознание у ребёнка.
Храм святого Алексия, человека Божиего в Свято-Алексиевской пустыни Православная классическая гимназия-пансион Свято-Алексиевской пустыни названа в память протоиерея Василия Лесняка (1928–1995), о котором в конце 1960-х годов уполномоченный по делам религии сказал: «Мне в Ленинграде мешают успешно проводить работу могила Ксении Блаженной, Духовная академия и священник Василий Лесняк».
Отец Василий был духовным отцом молодого священника Алексия Василенко и благословил его возрождать из руин Свято-Алексиевскую пустынь, некогда принадлежавшую Феодоровскому женскому монастырю Переславля-Залесского. В 1992 г. отца Алексия – тогда настоятеля храма Святого Духа в селе Новое Ярославской епархии – поселили с семьёй в развалинах бывшего совхоза, размещавшегося в 1920-х – 1970-х гг. в монастырских зданиях. В перестроечные годы, когда практически рухнуло государство, и осталось, по слову протоиерея Дмитрия Смирнова, только то, что Бог нам дал – лес, вода, нефть – затеплилась на руинах монастыря церковная жизнь, прибились странники, ищущие Бога, беспризорные дети, люди, которым хотелось выжить, остаться собой. И уже вскоре на территории обители были распаханы поля, посеяны зерновые культуры, обработаны огороды, заложены сады и ягодники, заведены коровник, конюшня, свиноферма, пасека. С 1995 г. работает школа, имеющая ныне государственную аккредитацию в статусе гимназии, где обучение и проживание для всех детей бесплатно. После первых лет работы школа дала результаты: учащиеся Свято-Алексиевской гимназии брали самое большое количество медалей и грамот на олимпиадах и соревнованиях по району. Математика преподаётся здесь по учебникам А.П. Киселёва, а русский язык в начальной школе – по учебнику К.Д. Ушинского. Это можно сделать и в других школах, если родители выступят с такой инициативой. Сегодня под крылом обители 280 воспитанников школьного возраста и 40 дошколят.
Надо отметить, что нынешнее наименование обычных школ гимназиями опять-таки размывает понятия. Ведь школа даёт знания, а гимназия формирует личность.
Московскую школу, которую я взяла как отрицательный пример, сегодня тоже переименовали в гимназию, но ученики 7-го класса не все знают даты начала и окончания Великой Отечественной войны и не выучили ни одной песни, которые пелись всегда на самых простых уроках музыки в самой захолустной деревенской школе.
А ведь воспитанники классической дореволюционной гимназии могли переводить стихотворения с латинского на греческий и не только. А многие ли студенты вузов сегодня сочтут в уме пример с известной картины «Устный счёт в народной школе С.А. Рачинского», который решали крестьянские мальчики, проучившиеся только два года в школе?
С 2005 г. в Свято-Алексиевской обители действует школа искусств в четыре отделения: музыкальное, хоровое, хореографическое, изобразительных искусств и театральная секция. Проводится обучение детей игре на фортепиано, скрипке, виолончели, флейте, гитаре, народных и духовых инструментах. Здесь часто проходят концерты классической музыки. В завершение прошлогодней майской конференции нам довелось услышать великолепный хор гречанок, прибывший в пустынь в рамках своих гастролей в Москве. Замечу опять же, что основы такого ведения школьного дела были заложены С.А. Рачинским (1833–1902) и могли работать столетиями, если бы не ломка революционных лет. В его дореволюционной школе в Татево (ныне Тверская область) ежедневно дети обучались церковному пению, рисованию, иконописи, со школьниками работали художник Э.А. Дмитриев-Мамонов, а летом – руководитель Синодального хора, музыковед С.В. Смоленский.
Гордостью Свято-Алексиевской гимназии можно назвать созданный в 1999 г. «Сухопутный святого благоверного князя Александра Невского кадетский корпус» и морской взвод имени святого праведного воина Фёдора Ушакова. На сегодня – это «Объединённый святого апостола Андрея Первозванного КК САП». В корпусе четыре взвода: разведывательный (спортивный), музыкальный, казачий и морской, где преподаётся строевая, огневая, общая медицинская подготовка, тактика, изучение уставов, морского дела, автодело, экстремальный туризм, топография, верховая езда.
Воспитанники гимназии занимают первые места на всероссийских соревнованиях среди кадетских корпусов и военизированных детско-юношеских организаций. При Корпусе существует общество сестёр милосердия, и у девочек есть возможность обучаться сестринскому делу.
Библиотека пустыни численностью более 350 тысяч томов включает в себя отделы редкой книги, рукописей, арткабинет, военно-историческую и военно-учебную библиотеку, картографический кабинет. В отделе мемориальных библиотек находятся библиотека академика Б.В. Раушенбаха, академика В.Г. Фесенкова, профессора Н.А. Чистяковой, профессора М.Ф. Мурьянова, фрагменты библиотек учёных чл.-корр. АН А.А. Ляпунова, профессора П.В. Флоренского, профессора Н.В. Кинжалова и многих других. Школьники работают с книгами, а не с компьютером, и поступают в лучшие вузы страны: технические, военные, медицинские, педагогические. Информатику здесь преподают только в 9-м и 12-м классах, готовя выпускников к поступлению в техникумы и вузы. Учителя замечают, что когда дети едут в экспедиции или идут в походы, то берут с собой каждый по 20–30 книг.
Крестный ход в Свято-Алексиевской пустыни в пасхальные дни 2016 г.
В обители гимназия находится возле храма. Дети воспринимают историю страны совокупно с историей Церкви, духовная жизнь для них открыта и понятна, они избавлены от мучительных поисков духовной опоры, а возможно, и от ошибок на пути своих поисков. Часть детей поёт на клиросе, несколько мальчиков – алтарничают. Возле храма, как водится, расположено кладбище – это тоже выстраивает в детском сознании связь поколений и понимание, что у Бога все живы. У детей, воспитанных здесь, никогда не будет страха перед загробной жизнью, но будет понятна «любовь к отеческим гробам». Настоятель обители уверен: «Ученики, которые всерьез воцерковились, в любых жизненных коллизиях находят верное решение».
Детскому взору насельников обители открыт весь Божий мир: пастухи прогнали полсотни коров на выпас в поле, а на столах к обеду стоят крынки молока, свежий творог и масло; прошла лошадь с целой гурьбой малых детей в телеге, в поле началась посевная, в часовне читается неусыпаемая Псалтирь о живых и усопших… Эта часовенка, где дети читают Псалтирь, выстроена знаменитым путешественником священником Фёдором Конюховым. Здесь, в одной из комнат музейного здания расположен музей Фёдора Конюхова.
Многие учителя переехали сюда жить семьями, с детьми, а чаще – с внуками. Дети постарше здесь всегда помогают воспитывать младших, как испокон веку было в больших семьях. Так и ко Причастию на литургии старшие ведут дошкольников помладше. У детей перед глазами всегда образ семьи, ибо пустынь эта – большая семья.
Ученики школы Свято-Алексиевской пустыни
Вызывает эстетическое наслаждение и само оформление школьных классов, где по стенам с десяток картин художников прошлого и современности, зелёные уголки, на окнах тканевые шторы, а не пластиковые офисные жалюзи. И всегда есть икона, к которой уединенно или соборно могут обратиться учитель и школьник.
Ещё один важный аспект школьного воспитания – приобретение начальной профессии. Гимназия Свято-Алексиевской пустыни даёт своим выпускникам более десяти профессий: агрономия, коневодство, древообработка, швейное дело, автодело и другие. «Не может быть духовный человек морально чутким, если не уважает труд», – говорит устроитель и настоятель обители.
Отец Петр мечтал стать ученым, путешественником. Но ему, видимо, предначертана свыше иная служба – молитвенная и просветительная. В обители организована сеть различных по научно-экспозиционному потенциалу музейных собраний – объединённые музеи: путешествий и великих географических открытий, изящных искусств им. П.И. Басманова, классических древностей, казачьего быта, естественной истории им. А.Е, Микулина, а также музейные комнаты, где со всех концов света собраны диковинные бабочки, растения, монеты и посуда разных стран и эпох, подлинные вещи и письма русских писателей… Детьми собраны гербарии по всем требованиям ботанической науки. Отец Петр с радостью проводит нас в путешествие по школьным музеям.
На территории гимназии находится зоопарк, где живут павлины, зайцы, лисы, медведи, олени, верблюды, яки… В ботаническом саду пустыни насчитывается 700 видов (свыше тысячи сортов) растений.
В школе Свято-Алексиевской пустыни обучаются дети разных национальностей. Замечу попутно, что и в школе Рачинского учились латыши, а в летнее время готовились к поступлению в духовные семинарии японцы, обращенные в православие святителем Николаем (Касаткиным). Потому так часто обращаюсь я к имени Рачинского, что здесь его методы ведения школьного дела взяты за основу, и он сам почитается как выдающийся педагог, просветитель и молитвенник.
Как тут не вспомнить слова Василия Яна из его статьи в «Санкт-Петербургских ведомостях» от 6 (18) марта 1899 г.: «…Я видел нескольких учительствующих бывших учеников Рачинского. От всех от них веяло чем-то искренним и честным. Я глядел в задумчивые глаза этих людей, поднявшихся, вышедших из народной массы, но не порвавших ни одной из нитей, связывающих их с коренной народной силой, землёй-матушкой, и мне было отрадно и тепло возле них. Казались невероятными и раздутыми все толки о вырождении великорусской народности: эти люди не собьются с дороги, не пропадут, с ними не оскудеет земля…». Спустя сто лет это же можно сказать как об учениках и учителях гимназии Свято-Алексиевской пустыни, так и об учениках Ивановской на Лехте школе. Только теперь к этому чувству прибавилась горечь непостижимых и во многом невозвратимых утрат. Но есть и надежда некоего возвращения на Родину.
В прошлом году на конференцию в Свято-Алексеевской пустыни приезжал немец – отец восьмерых детей, отсидевший в немецкой тюрьме за то, что запретил посещать своим детям в школе урок секспросвета. Он вышел на кафедру и сказал по-русски: «Мы очень хотим переехать жить в Россию. Помогите нам». Дальше он говорить не смог и закрыл лицо ладонями.
Ему 38 лет, он протестант. Потом, когда перед трапезой двое молодых, веселых священников перекрикивались из разных концов столовой «Христос воскресе – воистину воскресе», глаза немца снова заслезились. Ирина Медведева – публицист, которая привезла его на конференцию, сказала, что он мечтает стать православным…
И в нынешнем году, с 11 по 17 мая, в гимназии-пансионе Свято-Алексиевской пустыни состоялась IX научно-практическая конференция «Православная русская школа: традиции, опыт, возможности, перспективы». Прозвучали доклады известных профессоров вузов и опытных учителей школ и гимназий о том, как каждый из них на своем месте удерживает высокую планку отечественного образования и науки.
Ведущий конференции иеромонах Пётр (Василенко), выступает профессор ИМЛИ В.Ю. Троицкий
В защиту полноценного филологического образования, дающего возможность учащимся во всей полноте воспринимать русскую классику, выступил Всеволод Юрьевич Троицкий – профессор, доктор филологических наук, гл. научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, заслуженный деятель науки РФ: «волевая духовная энергия его соборности, остро переживаемое чувство чести-совести, сострадания, милосердия, жертвенная готовность стоять за справедливость, неистребимая убежденность – в окончательной победе правды и добра».
Костенко Игорь Петрович – доцент кафедры высшей математики ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения» – рассказал об уровне разрушения отечественной математической школы, и чем это грозит настоящему и будущему нашего государства.
О том, что такое историко-церковное краеведение, рассказал Самохин Юрий Семенович – кандидат педагогический наук, доцент кафедры экологии и наук о Земле Географического факультета Московского педагогического государственного университета. Прозвучали также выступления на темы палеонтологии и теории эволюции, о музыке как средстве духовно-нравственного воспитания школьников, об актуальности приобщения школьников к духовным ценностям через знакомство с фольклором, о язычестве древних славян и неоязычестве, а также связанных с этим проблемах изучения русской истории, о геологических экскурсиях как одной из новых форм образовательного процесса…
Климачёва Наталья Отамшоевна – социальный педагог Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат № 95» из Нижнего Новгорода – затронула тему «толерантности в ракурсе формирования конформизма и равнодушия в системе современного образования». К чему приводит безудержная толерантность, мы все увидели на примере несчастного немца… Всего за неделю было прочитано около 80 докладов.
В дни, когда проходили эта и другие педагогические конференции, праздники славянской письменности и культуры, глава крупнейшего российского банка Герман Греф заявил:
«Система образования в России неконкурентоспособна, необходимо менять методики обучения учителей и детей, взяв в качестве примера Финляндию, и группа ученых из Российской академии наук и Высшей школы экономики приступает при участии Сбербанка к разработкам новых методик».
Но что мы знаем о финских школах, кроме рейтингов европейских агентств, которые никогда не были объективными? Даже когда наша советская школа была лучшей в мире, эти агентства размещали её на 52-м, 70-м месте.
Так, может, мы все же оглянемся на свои, проверенные методики и не будем уродовать свою русскую школу?
Подробнее об экскурсии на Видео !
» … Научи, как нам к миру прийти,
Как нам нашу планету спасти?
Надо снова духовность вернуть,
Становиться на праведный путь!»
Жизнь человека в 21-ом веке непроста. Нас поглощает бесконечная суета и погоня за заработком, карьерой, а то и просто опасные сомнительные эксперименты со своей судьбой, если говорить о молодых… Вряд ли, когда еще люди испытывали такое напряжение и усталость, как сегодня.
Кажется, что современный ритм жизни уже не оставляет ни времени, ни сил для духовной работы человека. Так можно ли однажды остановиться и найти в душе место для Бога? Где найти эти Острова спасения?
О Свято-Алексиевской Пустыни я слышала давно. В видеорепортаже по телевидению седой профессор рассказывал, что видит в Пустыни прообраз православного академгородка, на что стоявший рядом диакон добродушно заметил: «Вера и наука – два медведя, которые никогда не уживутся в одной берлоге!» Профессор горячо возразил: «А вот у Василенко уживаются! Я, как ботаник, был потрясен тем, что там увидел… Батюшка Петр детей спасает, а мы тут заседаем…»
Через несколько минут о неведомом мне Василенко и таинственной Пустыни спорили уже человек десять. И почему-то казалось, что речь идет о чем-то далеком и, недоступном для нас… Но, как оказалось, недоступное совсем рядом, и вот мы снова в пути…
Монастырь? Школа? Музей?
Сложно сказать, что такое Свято-Алексеевская Пустынь теперь. Монастырь? Не совсем. Здесь свой полумонастырский устав, но живут здесь не только монахи и монахини.
Школа? Да. Вернее много разных школ: классическая гимназия, кадетский корпус, музыкальная школа, физико-математические и естественнонаучные классы.
Детский приют? Конечно. Музей? Музеи здесь тоже есть, и геологии, и археологии, и космоса, музей путешествий Федора Конюхова и другие. Христианская община? И это тоже. Православный оазис спасения посреди пустыни мира! Для многих, так оно и стало…
А было? Кроме развалин храма, там ничего… Местные бабушки принесли отцу Алексею старинное полотно с ликом Алексия Человека Божия. «Я был поражен, – рассказывает отец Петр (Алексий), – ведь это мой небесный покровитель. И случилось это в день его Памяти. И храм тут был этого святого. Я понял, что оказался здесь не случайно…» Так началось дело всей жизни иерея Алексия, теперь уже иеромонаха Петра. Матушка Людмила тоже приняла монашество.
В чистом поле на границе с лесом, есть поселение, которому трудно найти определение. В скотном дворе мычат десятки коров, сотня ягнят скачет по загончикам, поросята хрюкают, кони бьют копытами.
Село? Но в селах не бывает библиотек на 50 тысяч томов, музеев, экспонатам которых завидуют и столичные хранилища. Наконец, не найдем мы села, где была бы своя классическая гимназия. А здесь — вон она стоит. Французский — с первого класса, с пятого — латынь и греческий, а также все дисциплины, основанные на древних языках. Плюс, разумеется, предметы, преподаваемые и в обычной средней школе. Может, это городок? Однако здесь нет слишком многих примет городской жизни — ни радио, ни телевидения, ни милиции, как нет и клиентов этой службы — пьяниц, воров, рэкетиров… Числом здешнее население едва потянет сто шестьдесят душ. Еще особенность места — из самых разных краев собрались сюда люди — из Красноярска, Перми, Москвы, есть даже дети Петропавловска-Камчатского.
Тускнеет под низкими облаками багряный и золотой лес, все живое жмется к теплу, ищет свет в осенних сумерках.
Встреча первая. Знакомство с Пустынью…
Вот долгожданный поворот на село Новоалексеевка. Наш автобус с усилием тащится в гору. За чернеющими стволами лип виднеется краснокирпичный храм с невысокой мощной колокольней. Вокруг храма рассыпаны полудеревенские и полудачные домики, с пожухлой листвой и кошками на крышах, с заросшими садиками, с ульями под облетевшими яблонями, с верандами.
Узкая аллея старых лип – не прямая, а идущая полукружьем поначалу вдоль пруда, а потом уводящая к храму. Черная фигурка инокини зябко спешит по тропинке.
И вдруг за этой почти древнерусской картиной возникает трехэтажное деревянное здание, построенное в стиле доброй старой Англии. За ним – еще одно такое же, только каменное. Кембридж не Кембридж, но Оксфорд определенно напоминает. Потом мы уже узнали, что эти здания именуются «Старая гимназия» и «Новая гимназия», а английский стиль – дань не столько архитектурной классике, сколько педагогике.
Люди, прибившиеся к Пустыни, настолько разные, что они «в миру» никогда бы не встретились друг с другом. Брошенные дети, бродяги, сироты, оставшиеся без крыши над головой старики, подростки, обозленные на весь мир, есть люди и устроенные, но уставшие от бессмысленности достигнутого комфорта.
Отец Петр наладил связи с МГУ, МПГУ, геолого-разведочным университетом, с Академическими институтами РАН. Профессора стали приезжать сюда читать лекции старшеклассникам. Ребят стали брать в геологические, палеонтологические и археологические экспедиции.
Первых иностранцев, приехавших в Пустынь, больше всего поразило своеобразие русского пути к высокой духовности: нет канализации и дороги, но есть шесть музеев. Сейчас есть и канализация, и дорога, и даже кулеры с водой в коридорах школ.
Встреча вторая. Гимназия и кадетский корпус
Ранее здесь был сухопутный кадетский корпус имени князя Александра Невского. Первые кадеты наряду с общеобразовательными дисциплинами изучали тактическую и физическую подготовки. Однако у настоятеля Свято-Алексеевской пустыни отца Петра давно была мечта создать и военно-морской кадетский корпус, ибо «два крыла у Вооруженных сил должно быть», – говорит отец Петр. Теперь в Свято-Алексеевской пустыни создан военно-морской кадетский корпус. Знамя морской пехоты вручил кадетам со словами напутствия генерал-лейтенант Павел Шилов.
«Кадетский корпус – для нас это педагогический прорыв. Военная система иерархии оказалась единственно возможной для тех мальчишек, которые считаются неуправляемыми…». «Но ведь бывают и неуправляемые девочки?» — спросили мы. «Бывают, – согласился отец Петр, – одна из таких девочек просится заниматься айкидо с мальчишками. Для таких девочек нам пришлось создать небольшое сестричество сестер милосердия. Они там изучают не только основы медицинского дела, но и некоторые военные предметы в небольшом объеме…» У военно-морского кадетского корпуса, как и положено, – гордое название: «Военно-морской кадетский корпус имени Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского».
На втором этаже корпуса – спальные кубрики. Кровати заправлены как в кремлевском полку. У оружейной комнаты, как это и положено, пост дежурного. Словом, все серьезно.
Идем в гимназию, по дороге мы не можем удержаться, чтобы не погладить жеребенка, не заглянуть в открытое окно маленькой кухни – оттуда очень вкусно пахнет пирожками…
Расписание дня и уроков в фойе гимназии. Интересно, что в расписании дня время полдника значится как «полдник гражданский», есть время для обязательного вечернего правила гимназистов и келейное время. В расписании для старшей школы записано: «Необходимо знать наизусть. 1. Отче наш. 2. Богородице, Дево радуйся! 3. Символ веры. 4. Псалом 50 (покаянный). 5. Псалом 90 (охранительный).
А вот расписание на субботу в седьмом классе: русская история, геометрия, латынь, древнегреческий, каллиграфия, всемирная история, биология… На стене цитата педагога К. Ушинского: «Когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, именно в эти минуты портится голова, сердце и нравственность».
На дверях математического класса – табличка: «Раушенбаховская аудитория». Вся обстановка этого класса посвящена Борису Викторовичу Раушенбаху. Здесь хранятся переданные вдовой великого ученого подлинные архивные документы – тетради, рукописи, блокноты, фотографии. В классе астрономии – экспозиция, посвященная одному из основоположников астрофизики Василию Григорьевичу Фесенкову.
Наш гид по Пустыни, Татьяна Михайловна, сказала, что здесь все учатся до июля. Да и расписание очень плотное. Даже в начальной школе. Занятия с 9.00 до 12.45. Потом один урок после обеда, два урока – после тихого часа. После полдника – самоподготовка. У старших гимназистов и вовсе по девять уроков в день. Сурово.
«Батюшка еще лет десять назад задумал создать здесь университет, но просил нас никому не рассказывать: чтобы не приняли за сумасшедших. Теперь об этой идее мы говорим вслух, она всерьез обсуждается, потому что все видят: здесь это возможно…»
Встреча третья. Библиотека
И вот мы в библиотеке Пустыни. Много мы видели библиотек, но эта! Уходящие под высокие своды книжные шкафы, узкие деревянные лестницы, похожие на корабельные трапы, роскошные модели парусников и главное – тот особенный уют, на который мы так отзывчивы в детстве. Библиотека из снов маленьких библиофилов – возможно, такая снилась отцу Петру в первом классе.
Здесь учебник Ф. Поликарпова и первый в России учебник латыни и древнегреческого. «Арифметика» Магницкого и двухтомник Платона 16 века, издание гомеровской «Одиссеи» 16 века, на греческом и латинском. Старейшее издание Н. Карамзина «История государства Российского» — массивное, с кнопками-застежками.
Затаив дыхание смотрим на раритеты, и чтобы как-то успокоиться, сели полистать журналы, выходящие в Пустыни. Это — «Схолии» — научный, публицистический и художественный альманах. Тираж 15 экземпляров…
За окнами темно и сыро, здесь – уютный свет настольных ламп, огромный глобус, таинственно светящийся изнутри и, непременно, зовущий в путешествие… До десяти вечера светятся высокие окна библиотеки. Тихо. И в этой тишине кажется, что книги не шелестят, а вздыхают, шепчутся…
Встреча четвертая. Музеи
А теперь в музеи! Поразил музей с коллекциями раковин, она такой красоты и многообразия, словно ее подарил музею Синдбад-Мореход. Есть даже отпечаток скелета морского ящера на камне! А коллекция бабочек и кузнечиков со всех континентов, которая может соперничать с зоологическими музеями Лондона и Парижа!
А коллекция минералов! Есть очень интересные образцы необыкновенной красоты! А собрание русских деревянных прялок, столь разнообразное, что, описывая эти чудесные творения, можно писать диссертации о русской этнографии.
А какая коллекция бабочек и всевозможных насеукомых! Огромное количество, на таком небольшом пространстве! Есть даже кабинет космонавтики.
Федор Конюхов — великий путешественник, тоже обосновался здесь. У него есть свой кабинет, куда он приезжает в редкие свободные дни, теперь он продолжает свои путешествия по свету, но уже с христианской миссией — он рукоположен в сан священника.
За храмом Алексея Божьего Человека, на отлете от всех других строений – деревянная часовня. Она поставлена на средства Федора Конюхова в память о всех погибших путешественниках. В часовне горит неугасимая лампада и читается неусыпаемый псалтырь…
Кстати, Федор Конюхов занимается иконописью. Над его рабочим столом, у окна, висит написанная им икона Николая Чудотворца, у которого в руках парусник и мыс Горн, самая южная точка его путешествий.
Федор Конюхов пишет книги и сам делает к ним иллюстрации
В Пустынь мы приехали в Михайлов день, побывали в храме на службе, и даже удалось поучаствовать в крестном ходе, который здесь проводится каждый день.
Вот такой живой уголок природы в музейной экспозиции…
…и в парке
Свято-Алексеевская Пустыни мало кому известна за ее пределами, и, наверное, светскому обществу трудно представить, что священник и настоятель может быть педагогом-новатором.
Вдали на шоссе видны желтые огоньки фар. Всем хорош этот заповедный уголок, только уж очень близка мирская жизнь. Того и гляди, вторгнется в эту размеренность и что-нибудь нарушит…
yarodom
Пустынька
Рассказ гимназиста
«РР-Онлайн» продолжает публиковать студенческие фотоистории. Студентка второго курса журфака МГУ Екатерина Акимова сделала репортаж о жизни кадетов в Свято-Алексеевской пустыни, которая находится недалеко от села Новоалексеевка в Ярославской области.
Пожалуй, стоит ещё раз подчеркнуть: мы, как и наши читатели, порой видим несовершенство студенческих работ, их «неотточенность», их «невзрослость». Авторы только учатся профессионально работать, их тексты и съемки для придирчивого глаза нуждаются в шлифовке, к ним ещё не пришло мастерство ни в подаче материала, ни в разработке темы.
Все так, но есть и обратная сторона этого несовершенства: беспощадность взгляда, свобода видения. Эти авторы не оглядываются на бесчисленные неписаные «можно-нельзя» во взрослой журналистике и шире – во «взрослой» жизни. Это опасно и полезно: благодаря им мы видим мир не как привыкли, а как он есть, «сырым», прикасаемся к вещам и темам, трудным для профи.
К материалу Екатерины Акимовой это относится в полной мере: помимо хороших атмосферных кадров здесь есть очень субъективный, но честный взгляд на жизнь детей, отданных в кадеты, взгляд детей на самих себя и на взрослых, работающих с ними, как с «чадами неразумными». Порой эти «чада» видят больше и иначе, чем хотелось бы наставникам. И, наверное, это повод не для наказания, а для честного разговора. ©
1. Группа кадетов идет в казарму в парадной форме: скоро пасхальная служба
От автора:
– Так тихо, там святой источник. Осторожно спускаемся, умываем руки, лицо, голову. Мятный крем убивает запах табака напрочь. Польешь мне на волосы? Кстати, обратно тоже пойдем врозь. Ты по тропинке, а я по оврагу, через лес, – шепотом говорит мне гимназист Свято-Алексеевской пустыни.
Если взрослые учуют запах сигарет, то немедленно встанет вопрос о наказании. Кадета могут отправить домой, взять с родителей штраф. Раньше могли просто высечь, но, после самоубийства одного мальчика, порку заменили денежным штрафом. Вот и приходится кому-то порой мыть голову ночью, на морозе.
2. Иногда на службе детям приходится стоять до пяти часов
3. Мама гуляет с сыном кадетом на святом источнике
От Москвы до Свято-Алексеевской – два часа езды и пять минут от последних домов села Новоалексеевка Ярославской области. До революции пустынь была женским монастырем. В 90-е её отстроили из руин и решили использовать по-новому. Теперь здесь кадетский корпус, гимназия, палеонтологический и археологический музеи, сиротский приют – и всё при храме.
Гимназист Антон провожает меня до дома настоятеля: я хочу попросить разрешения на съемку. Чем ближе мы подходим, тем тише разговаривает со мной Антон, а под конец снова переходит на шепот:
– Давай сначала я уйду, а потом ты постучишь, будет меньше лишних вопросов и подозрений. У тебя репутация пока чистая. А меня пороли ещё в девятом классе. У нас мальчики с девочками могут гулять вместе только по благословению настоятеля. Приходишь и спрашиваешь: «Батюшка, благословите дружить с тем-то?»
4. Трапезная. Кадеты готовятся к празднику. Им нужно вытащить стол через окно для пасхальной трапезы, которая начнется сразу после ночной службы утром.
5. Матушка с детьми младшей группы
У дома из старого красного кирпича стоят два джипа. По словам гимназиста, один из них настоятельский, тот, что увешан десятками икон изнутри.
У большого черного рояля, заставленного цветами, батюшка Петр утопает в черном кожаном кресле. Матушка Феврония, по левую руку от него, смирно сидит в кресле-качалке – тоже черном и тоже кожаном. Меня благословляют. И уточняют: «Ну, ты только хорошее снимай, а не помойки всякие».
6. Кадет идет играть для новобрачных в спортзал
7. Дети из младшей группы идут строем
Кадеты
Приезжаю туда снова, на Великую субботу. Завтра святой праздник, в трапезных готовят куличи и пасхи. В храме и классах – генеральная уборка. На площадке у кадетского корпуса меня встречает пара мальчиков лет десяти в кадетской форме. Оба по очереди метают ножи в деревянную мишень.
8. Пасхальное чаепитие 12-го класса
9. Дети ждут своих мам во дворе, чтобы отправиться на службу
– Через две минуты построение у казармы! – кричит дежурный офицер. Ставит задачу «помогать таять снегу». Лопатами, башмаками и палками ребята раскидывают остатки тающего снега по сухому асфальту.
Я нахожу своего знакомого гимназиста.
– Кадетский корпус появился здесь лет десять назад. Это случилось так: учитель ИЗО застал ребят из начальной школы, играющих «в войнушку». Увлеклись они этим серьезно, коллекционировали какие-то картинки из военных журналов, зачитывались энциклопедиями. Когда к нам приезжали ветераны, ребята всегда занимали первые ряды. Ну, учитель этот, Масляков, повел их к настоятелю с предложением сделать из них кадетов. Так появился «Сухопутный кадетский корпус имени Благоверного Великого Князя Александра Невского Свято-Алексеевской пустыни». Корпус, у которого мы стоим, появился лет пять назад. Раньше кадеты жили вместе с остальными ребятами, потом – на втором этаже трапезной.
10. Кадеты. Метание ножей.
11. Кадеты. Метание ножей.
– А как сюда попадают?
– Например, мой друг Артём с малолетства интересовался военной темой. Его мама искала какое-то учебное заведение с проживанием, где есть военное обучение и… где не нужно платить. Единственным таким местом оказалась наша пустынь. В целом, семь лет назад тот, кто хотел попасть в кадетский, должен был иметь хорошие оценки, безупречное поведение. Потом появился Павлюк, он был майором, весьма богатым. При нем в пустынь стало попадать много людей, и взрослые просто не знали, что делать с теми, на кого и наказания не действуют, и выгонять некуда. Таких ребят стали переводить в кадетский. Там ведь всё строже. Кто-то шел сам, кого-то отправляли туда, как в наказание. После этого некоторые идут в учебные заведения военного профиля. Это гораздо круче армии, туда пробиться очень сложно. В армию у нас идут, грубо говоря, разгильдяи, которые не могут поступить в военное или которых выкидывают оттуда на первом курсе, потому что начинают бухать.
12. На службе кадеты одевают священную одежду прямо на кадетскую форму
13. Дети на прогулке
В храме уже полным ходом идет подготовка к праздничной службе.
–Тихо, матушка идет. Дай тряпку! Натираем, натираем… – смешно суетится четырнадцатилетний Паша. Ему дали задание отмыть огромный золоченый подсвечник от масла и воска. Всю прошлую неделю он проработал в коровнике. Мыть коров – наказание за несданную вовремя книгу. А в коровнике он неудачно пошутил над старухой на тему «Преступления и наказания»…
– Старуха там работает, она кричала на Пашу, ну, он ей: «А я тебя как Раскольников, топором». Он это в шутку, а она подумала, что это угроза, – объясняют мне его товарищи.
После уборки территории Антон поймал меня у храма, завел за угол:
– Пойдем быстрее в гимназию, пока опять не припахали.
– Кстати, знаешь, если бы так случилось, не дай бог, мне пришлось бы отдавать сюда своих детей, я бы отдал их с пятого по девятый класс. Вот тогда это реально образование. Я сомневаюсь, что где-то в России такое ещё есть.
14. На колокольне воспитатель ведет небольшое разбирательство о случае курения в пасхальную ночь
15. Дети меряются крестиками
– А что здесь особенного?
– Во-первых, сюда попадают очень хорошие учителя. Кто-то кандидат наук, кто-то доктор. Вот дядя Костя, он и латыни нас учит, и греческому. В какой ещё школе ты бесплатно можешь заниматься древними языками? Нигде, наверное. На самом деле, здесь ещё много направлений, факультативов, кружков, которыми в реальной жизни ты можешь заниматься только за бабки. Но я считаю, что дети до пятого класса должны жить с родителями. Костяк, стержень человека должен складываться в семье, они ж пока совсем пушистые… Если бы я жил до пятого класса с мамой и папой, я бы был другим человеком.
16. Уборка перед святым праздником в храме. Мальчик моет огромный подсвечник
17. Строй перед трапезной
– А здесь этот костяк складывается как-то не так?
– Понимаешь, здесь слишком много грязи. Человек с молочных зубов опускается в доносительство, в стукачество, потому что только им он может заполучить какое-то одобрение. Они же маленькие, хотят, чтоб их любили и уважали… И они бегут на исповедь и пишут свои грешки на листе А4, у кого больше. Бегут к батюшке наперегонки, чтоб поцеловать ручку, бегут к матушке, чтоб быстрее сдать своего товарища с тем, что тот не хочет молиться.
18. Двенадцатиклассник Артем в классном шкафу хранит свой чай. Когда-то его наказали поклонами за то, что он пошел его попить на перемене в свою келию.
19. Кадеты в парадной форме на крыльце храма
– У взрослых ребят такого нет?
– Бывают суки, которые готовы сдать любого, сделать что угодно, чтоб остаться здесь, не возвращаться домой, где их ждет больший п…ц, но и их понять можно. Да что я говорю… Мой друг меня пару раз сдавал, но мы понимали, что это просто реально облегчит ему участь. У него отец – предприниматель, зарабатывает миллионы, платит каждый раз за его проделки. Он видит, что папе в Москве не до него.
20. Мальчики выходят из храма, провожая новобрачных, которых только что обвенчали
21. Гимназистки в храме
Прайс за грехи
Гимназия. Пустой кабинет русского языка. За крайней партой Антона ждет выпускник Пустыни Коля. У него жизнь на воле никак не складывается. Поступил в педагогический институт в Москве. Вылетел. Собирается в театральный. А пока вернулся погостить на каникулы. Многие выпускники хотят вернуться и возвращаются.
22. Гимназист Артем в своей келье показывает свои старые оригами
23. Мальчик дошкольник и гимназист в церковном облачении
Весь день провожу в этом кабинете, общаясь с ребятами. Тема родителей – табу, как религия и вера. Люди сюда детей свозят не от счастливой жизни, веря в то, что здесь они пропитаются благодатью, ведь место святое. Отдают потому, что средств нет либо, наоборот, их так много, что дети становятся избалованными и неуправляемыми. Родители таких кормят всю пустынь. Особенно тогда, когда им приходится платить немаленькие штрафы.
– На доске объявлений должен висеть прайс за грехи, но на праздничные дни его сняли, ну, понимаешь, сейчас сплошная показуха. Так вот: курение, алкоголь – десять тысяч рублей, запретная литература – пять тысяч рублей, плееры и телефоны тоже запрещены, особое общение противоположных полов – пять тысяч рублей, а за половое сношение просто выгоняют. Побег и разговор о побеге – пятнадцать тысяч рублей, – объясняет расценки Антон. – Есть два типа ребят, которые бегут: первые – это дети богатых родителей, которым на свободе однозначно круче. Вторые – те, которых просто всё достало. Они бегут, и чаще всего их уже не возвращают.
24. Антон ведет меня в лес за святой источник курить
25. Храм. Дети на службе.
– Как, не ловят совсем?
– Нет, заявляют в милицию, находят, штрафуют. Один лошара, представляешь, убежал до Первой Переяславской дороги (метров 500 от обители), поймал машину. А это была машина инспектора! А ещё два парня уперли с собой из музея манускрипт 18-ого века. Их поймали в Москве. А Лёня, которого ты видела на уборке в храме…
26. Кадеты проходят мимо дома настоятеля
27. В пустыне содержат много животных, начиная с коров, свиней и лошадей, и кончая рептилиями и такими экзотическими пицами, как страусы, которых держат на конюшне
– Тот смешной добрый мальчик?
– Да, он добежал до самого Иркутска к дедушке. Но и он спалился на ровном месте. Сидел, пиво пил без документов. Его и накрыли. Насчет штрафов: мой знакомый раздел свою мать тысяч на шестьдесят точно. Он знает, что у мамы деньги есть, а обратно домой она его не хочет. Вот он и пользуется.
28. Дети играют. Время пасхальных каникул.
29. Мальчик привлекает внимание мамы, сев в угол
Давно стемнело. Мы выбегаем на улицу, Антон тянет меня за руку: сбор на ночную службу через пять минут! Она начинается около двенадцати ночи и должна закончиться в пять утра. Опаздывать запрещено.
Храм набит битком. Кадеты и гимназистки в парадной форме. Кому-то четыре года, кому-то 10, кто-то в детской коляске. Они трут свои глазки, зевают, прячась за соседа, кто-то рад развязанному шнурку, ведь можно наконец-то присесть хотя бы на минутку. Так стоять, не двигаясь, ещё пять часов.
30. Кадет играет с дворовой собакой
31. Матушка с детьми младшей группы
…Служба кончилась. Утром все свободны. Антон бежит курить – я бегу за ним:
– Стоп! Тихо, матушка! – мы падаем на наст, прячась за бетонную плиту.
– Кажется, ушла.
32. Читают стихи Гумилева
33. На службе в храме
Всё, мы за оврагом. Гимназист тихо, не спеша, делится со мной рассказами о его жизни:
– Мы обязаны стоять смирно все службы, исповедоваться, причащаться. Не знаю, наверное, все-таки среди ребят есть те, кто искренне преданы религии, им это не в тягость, но большинство стоит и тихонько матерится.
– Если ты недели две не причащаешься, к тебе могут подойти и спросить: «Ага, ты что-то скрываешь. Что-то у тебя на душе не то». Однажды мне приходилось исповедоваться своему учителю по истории. У нас всего три священника.
– А когда-то мой одноклассник продавал мне алкоголь из алтаря. В подвале стоят десятилитровые канистры кагора, к нему имеет доступ только старший алтарник. А когда его приносят в алтарь, к нему имеет доступ любой алтарник, но никому и в голову не приходило, что мой одноклассник будет продавать алкоголь из алтаря своим друзьям. Поллитровая бутылка – 50 рублей.
34. Тайное курение
35. Гимназистка идет по дороге на окраине Пустыни
– Тебе не кажется, что нужно что-то делать с этим местом? Это же ненормально, заставлять людей делать то, что они должны делать по доброй воле, навязывать религию. Эта показная вера, презрение, страх и ненависть ко взрослым, которые вот-вот запалят, припашут…
– Никогда не забуду, как мне матушка разбила нос в кровь. Да, Кать, всё так, но пойми, что ты смотришь на это место только с одной стороны, а дело в том… Это же место стало реальным спасением для тех, кто этого хотел. Кисляк, например, ты его знаешь, до обители жил в стремных условиях. Мать – детдомработница, получала копейки. Кисляк лет в одиннадцать матери помогал, таскал кирпичи для стройки колокольни… Ему открылись ворота во все вузы именно через пустынь, потому что именно тут он получил выход на тот слой, где действительно ценят мозг. А та школа, где он учился… ему эти воронежские грамоты… да кому нужны воронежские грамоты? А тут он вышел на Россию – если бы не пустынь, этого бы не было. Таких историй, может, и немного… Да, когда будешь писать, какие здесь все плохие, напиши, что настоятель стоит отдельно и что он в неведении. И что мне очень стыдно за то, что я выношу сор из избы. Да, такая вот пустынька…
36. Кадет стоит на главной площадке перед храмом у автобуса Пустыни, который совсем скоро повезет детей на отдых во время каникул
37.
Гимназист Антон не доучился до конца двенадцатого класса. Его поймали с сигаретами и отчислили, он уехал в Москву, где теперь живет и учится.
18 сентября 2012 Tags: детство, нравы и мораль, образование и воспитание, православие, религии, фото и картинки, храмы и монастыри, христианство, школа
Добавить комментарий