Свято михайловский монастырь Адыгея
Содержание
- Михайло-Афонская Закубанская пустынь
- История
- Настоящее время
- Примечания
- Михайло-Афонская пустынь в Адыгее
- Краткая история монастыря
- Монастырь сегодня
- Источник Святого Пантелеймона Целителя
- Михайлов день
- История праздника
- Традиции и обряды
- Приметы
- Михайлов день
- Обычаи и традиции на Руси
- Молитва Архистратигу Михаилу
- Где находится Свято-Михайловский монастырь на карте?
- Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь и ее история
- Тяжелые годы и возрождение мужской обители в Адыгее
- Как добраться (доехать)?
- Контактные данные
- Свято-Михайло-Афонский монастырь
- История
- Современное состояние
- Святыни
- Храмовый комплекс
- Паломнику
- Свято-Михайловский Афонский монастырь сегодня
- История основания, строительства
- Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль
- Внутреннее убранство
- Святыни и мощи
- Духовенство, наставники
- Социальная работа, повседневная жизнь
- Воскресная школа
- Режим работы для посетителей
- Интересные факты про монастырь
- Где находится, что в окрестностях, как добраться
- Информация для паломников
- Видео о Свято-Михайловском Афонском монастыре
- Михайловский монастырь в Адыгее – загадка и тайна истории
- Расположение
- Особенности монастыря
- История развития
- Чем интересен монастырь сегодня
- Как добраться (доехать) до Свято-Михайловского монастыря
- Точное место на карте, GPS координаты: 44°17’24.3″N 40°19’05.4″E (44.290095, 40.318172)
Михайло-Афонская Закубанская пустынь
Монастырь
Россия
Победа, Майкопский район, Адыгея
Православие
Майкопская и Адыгейская епархия
Мужской
игумен Герасим (Буняев)
Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 011510345220005 (ЕГРОКН). Объект № 0100214000 (БД Викигида)
Действующий монастырь
mihailov-monastir.narod.ru/…
Медиафайлы на Викискладе
Свято-Миха́йло-Афо́нская пу́стынь — мужской монастырь Майкопской епархии Русской православной церкви, расположенный в посёлке Победа Майкопского района Адыгеи, к юго-востоку от Майкопа. Строения монастыря являются памятником архитектуры.
История
Первые попытки создать монастыря в этих местах были предприняты в 1874 году, когда казаки местных станиц, готовые выделить под устройство монастыря 270 десятин общественной земли на горном плато у горы Физиабго, обратились с ходатайством к властьимущим. Однако эта попытка успеха не имела.
История монастыря начинается в 1877 году, когда было выделено 350 десятин земли на склоне горы Физиабго для возведения православной обители. Возглавил строительство иеромонах Мартирий (Островы́х), до этого — монах Успенской келии Кутлумушского монастыря на Афоне. Строительство пустыни велось на добровольные пожертвования.
В 1883 году иеромонах Мартирий по решению Святейшего Синода возведён в сан архимандрита. В то время в обители было 180 насельников (в том числе 12 иеромонахов, 3 иеродиакона и 165 послушников).
В обители было построено пять храмов: во имя Архистратига Михаила, во имя преподобного Александра, Успенский, Преображенский и Троицкий; были открыты церковно-приходская школа, странноприимный дом.
В монастырь была передана святыня — частица Животворящего Креста Господня. К 1917 году Михайловский монастырь принимал по 150 тысяч паломников в год, а в дни Великого Поста в обитель стекалось до пяти тысяч человек.
В 1920 году земли монастыря были конфискованы, а в 1926 году на территории обители начал работать дом отдыха ГПУ. В 1928 году монастырь был закрыт окончательно. В 1944 году на территории обители расположилась детская колония. В 1946—1947 годах Преображенский храм и главное сердце монастыря Успенский собор были взорваны. В 1952 году Троицкий храм был переделан в школу детской колонии. В 1972 году колония была закрыта и все монастырские строения переданы Краснодарскому краевому совету по туризму и экскурсиям для организации турбазы «Романтика», которая существовала вплоть до 2001 года.
Настоящее время
12 апреля 2001 года часть монастырских строений переданы Русской Православной Церкви. В сентябре 2001 года настоятелем монастыря назначен иеромонах Мартирий (Пянтин). Несмотря на то, что монастырь был официально возрождён, большую часть монастыря по-прежнему занимала турбаза с баром и дискотеками.
В 2002 году был официально возрождён и освящён святой источник, из которого ежедневно набирают воду сотни паломников со всей России, построены большая и две малых купальни.
В марте 2003 года указом Президента Республики Адыгея Х. М. Совмена монастырю были возвращены все постройки. В этом же году возрождён Троицкий храм. В монастыре сохраняются мощи его основоположника — архимандрита Мартирия (Острового) и частица Животворящего Креста Господня. У Михайловской пустыни восстановилось подворье с храмами Гурия, Самона и Авива. На горе высотой 974 метра заново построен Преображенский храм. На месте взорванного Успенского собора установлена часовня. Жизнь в монастыре полностью возродилась, восстановлена церковно-приходская школа. В 2005 году восстановлен старанноприимный дом, где на ночлег останавливаются паломники. В монастыре ведётся насыщенная жизнь, восстановлены конюшня, а также пасека и винодельни, работает две хлебопекарни, собирается чай из лечебных трав. 19 сентября 2010 года на территории пустыни был открыт памятник-бюст великому князю Михаилу Николаевичу (скульптор А. А. Аполлонов). В 2013 году проведены работы по обустройству асфальтированной дороги и стоянок. Выложены пешеходные дорожки. Благоустроены (вымощены и оснащены перилами и фонарями) дорожки и лестницы к источнику, к подземным лабиринтам и кельям монастыря, а также к Преображенскому храму на вершине горы. Все вырученные средства с экскурсий, продажи чая, хлеба и вина, а также пожертвования прихожан и туристов идут на возрождение Успенского собора взорванного в 1947 году.
В 2015 году монастырь посетил глава Русской Православной Церкви патриарх Кирилл (патриарх Московский). В настоящее время монастырь посещают тысячи туристов и паломников со всей России и бывшего СССР. В стенах монастыря на сегодняшний день процветает секта.
Свято-Михайловский монастырь, январь 2017 годаСвято-Михайловский монастырь, колокольня (вид со двора)Свято-Михайловский монастырь, внутренняя территория
Примечания
- Официальный сайт монастыря
Михайло-Афонская пустынь в Адыгее
Михайло-Афонская пустынь – один из самых популярных туристических объектов Адыгеи. Приезжают сюда не только паломники и верующие, но и просто туристы, любители активного отдыха и роскошных горных видов.
Михайло-Афонская пустынь в Адыгее
Михайло-Афонская пустынь в Адыгее
Даже если вы не относите себя к числу верующих, посетить это место стоит хотя бы в силу нескольких причин:
• во-первых, основан этот монастырь был старцами из знаменитого Афона (Греция);
• во-вторых, в XIX веке это был самый большой мужской монастырь на Северном Кавказе;
• и в–третьих, сегодня это самый высокогорный монастырь в нашей стране.
Расположен монастырь в шестидесяти километрах от Майкопа в поселке Победа у склона горы Физиабго. Переводится это слово как «сварливая женщина», но откуда пошло такое название, нам не объяснили. Сам поселок Победа очень маленький и окружен многочисленными старыми фруктовыми садами, добраться до него несложно – можно прямо от Майкопа, а можно от поселка Каменномостский. В монастырь регулярно отправляются рейсы из Краснодара, организованные по линии православного паломничества, и из других городов.
Михайло-Афонская пустынь в Адыгее
Михайло-Афонская пустынь в Адыгее
Краткая история монастыря
Полное историческое название монастыря – Свято–Михайло-Афонская Закубанская Пустынь. Возник монастырь после окончания длительной Кавказской войны, которую еще царское правительство вело с горцами. После того, как в середине XIX века эти места были окончательно покорены и присоединены к Российской империи, было решено основать здесь монастырь. Основателем его стал монах со святой горы Афон Мартирий (Островой), которому об идее основания православного монастыря в горах Кавказа рассказал схимонах Виталий, ездивший на Святую гору Афон.
Михайло-Афонская пустынь в Адыгее
Михайло-Афонская пустынь в Адыгее
Место для строительства нового монастыря было выбрано не случайно. Здесь еще в VIII-X веках в глубоких рукотворных пещерах селились монахи, бежавшие из Византии. Дело в том, что в то время в Византии стали запрещать поклонение иконам, считая это идолопоклонством, и многие несогласные с этим священнослужители, преследуемые властями, переселялись в Крым, на Тамань и в горы Кавказа. Потом, в XIX веке в пещерах селились и монахи из самого монастыря, становясь отшельниками. Вся гора Физиабго испещрена ходами, пещерами, туннелями. Большинство из них завалено и недоступно, но можно спуститься в одну из пещер, ведущую к рукотворному залу – келье. По легенде в горе было 11 входов в пещеры, и все храмы были также соединены между собой подземными туннелями.
Здесь в монастыре со времени его основания было построено 5 храмов, были многочисленные корпуса, в которых находились кельи, трапезная, больница, церковно-приходская школа, многочисленные мастерские, в том числе – собственная иконописная. В пещерах располагались хранилища для святых мощей и обширная библиотека с ценными византийскими книгами.
Обитель быстро превратилась в место паломничества, но в годы советской власти монастырь был закрыт, храмы взорваны, а на его территории поочередно открывали дом отдыха для сотрудников ГПУ, в годы войны – дом инвалидов, после войны – трудовую колонию для несовершеннолетних, позже — конноспортивную туристическую базу. И только в 2000-е годы началось восстановление монастыря.
Михайло-Афонская пустынь в Адыгее
Михайло-Афонская пустынь в Адыгее
Монастырь сегодня
В настоящее время монастырь активно восстанавливается, в том числе и на пожертвования жителей Кубани. Возводятся новые храмы, восстанавливается то, что можно восстановить; на тех местах, где раньше стояли разрушенные храмы, поставлены кресты и часовни.
Михайло-Афонская пустынь в Адыгее
Михайло-Афонская пустынь в Адыгее
Благоустроена усыпальница основателя монастыря архимандрита Мартирия.
Михайло-Афонская пустынь в Адыгее
Михайло-Афонская пустынь в Адыгее
К монастырю ведет удобная дорога, по которой движется постоянный поток пеших туристов-паломников, автомобилей, туристических автобусов. Перед монастырем расположена большая площадь с торговыми рядами, где можно купить разнообразные сувениры, горный мед, сборы горных трав и многое другое. В самом монастыре можно подкрепиться в трапезной, приобрести недорого разную литературу и памятные сувениры.
Территория монастыря сегодня не очень большая, но ухоженная с теплом и любовью.
Михайло-Афонская пустынь в Адыгее
Михайло-Афонская пустынь в Адыгее
Есть экскурсии и в подземный храм, точнее, в сохранившиеся подземные ходы, ведущие к келье, но мы туда не попали, так как в тот день вход был закрыт. Вход платный и оборудован металлическими ступеньками и поручнями. Единственное, что мы увидели – это вход в пещеру. Возможно, вам повезет больше, и вы спуститесь в мрачные туннели внутри горы.
Источник Святого Пантелеймона Целителя
Главная достопримечательность монастыря и объект паломничества – целебный источник Святого Пантелеймона. Правда, находится он на горе Физиабго и подъем к нему занимает не меньше 20 минут. Учитывая, что идти приходится как бы по спирали вокруг горы и все время вверх, эти 20 минут кажутся целым часом. Тут и вспоминаешь теорию относительности. На машине подняться не получится, но мы видели, что некоторые особо смелые поднимались верхом на конях. Жаловаться и стыдно, потому что идут вверх и пожилые люди, и некогда, потому что виды открываются головокружительные.
После непродолжительного, но трудоемкого подъема, вы, наконец, достигнете своей цели – источника. Здесь стоит часовня, оборудована купель, где можно окунуться в ледяную воду из источника, рядом – место, где можно испить воды, а также набрать святой воды, чтобы увезти с собой. Это совершенно бесплатно, но пустыми емкостями нужно запастись заранее.
Михайло-Афонская пустынь в Адыгее
Михайло-Афонская пустынь в Адыгее
И к источнику, и к купели всегда большая очередь, но если к источнику она движется достаточно быстро, то у купели придется постоять. Но зато ощущение невероятное – всю усталость от трудного подъема как рукой снимает. Рассказывают, что здесь исцелялись даже люди, больные онкологией. Еще здешними водами лечат нервные болезни, усталость, алкоголизм и табакокурение; очень полезно окунуться в купель пожилым людям, так как вода из источника оказывает общее омолаживающее воздействие, нормализует кровеносную и сердечнососудистую систему.
Михайло-Афонская пустынь в Адыгее
Михайло-Афонская пустынь в Адыгее
Но и это еще не все. Можно подняться выше – на самую вершину горы. Правда здесь уже подъем совсем крутой, и тропинки еле заметны, а поднимались мы, цепляясь за корни деревьев.. Но если рискнете, а на этот подъем у вас уйдет 7-10 минут, вы окажетесь, во–первых, на том самом месте, где стоял старинный храм (сейчас там часовня); а во-вторых, вашему взору откроется живописнейшая панорама – горы и вид на сам монастырь сверху.
Михайло-Афонская пустынь в Адыгее
Михайло-Афонская пустынь в Адыгее
Михайло-Афонская пустынь в Адыгее
Михайло-Афонская пустынь в Адыгее
Михайло-Афонская пустынь в Адыгее
Михайло-Афонская пустынь в Адыгее
В часовне можно поставить свечу, полюбоваться чудесными видами и с чувством выполненного долга спускаться вниз. Спускаться к площадке с источником проблематично – очень крутой спуск, к тому же тропинка от листвы влажная и скользит; можно просто съехать сидя (как с горки), если не боитесь испортить брюки и получить пару синяков. Зато очень весело.
Спускаться от источника к монастырю было гораздо легче и быстрее, чем подниматься. У самого подножия горы недалеко от территории монастыря вы увидите полуразрушенные корпуса старинных зданий – это заброшенные кельи, здесь можно сфотографироваться, но внутрь заходить запрещено, потому что они могут обвалиться.
Михайло-Афонская пустынь в Адыгее
Михайло-Афонская пустынь в Адыгее
Побродив между ними, подойдите к обрыву и увидите прямо перед собой потрясающую картину — уникальное плато Лаго-Наки, плоское, словно его кто-то специально срезал.
Михайло-Афонская пустынь в Адыгее
Михайло-Афонская пустынь в Адыгее
Посещение монастыря на этом завершилось, мы получили заряд сил – физических и душевных, и впереди нас ждали горы Кавказа.
, базы отдыха и гостевые дома в Адыгее.
Михайлов день
Михайлов день отмечается 21 ноября 2020 года (дата по старому стилю – 8 ноября). В простонародье его также называют Михайловские грязи и Михайловские оттепели, по причине наступления тепла и появления грязи на дорогах. Верующие православной церкви в этот день празднуют Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
История праздника
Михаил считается самым главным среди Ангелов и Архангелов, сотворенных Господом Богом, а Собор – их соединением в единое целое.
Дата празднования события (8 ноября) была выбрана в IV веке на Соборе в городе Лаодикии. Ноябрь – это 9-ый месяц из 12 (исчисление раньше начиналось с марта). Данная цифра равняется количеству Ангельских чинов. Число 8 – это день, в который должны собраться все Небесные Силы на Страшный суд.
Традиции и обряды
Традиционно в Михайлов день начинаются гуляния. Завершаются все сельскохозяйственные работы, и это отмечается с размахом, плясками и пением. В течение недели столы ломятся от яств, на которых обязательно должно присутствовать пиво, жареное мясо, мед и пироги.
В этот день задабривается дворовой – младший брат домового. Считается, что если его не ублажить, то он покинет двор, а его место займет лихо. Для этого необходимо прочитать заговор, принести ужин в хлев и провести дегтярную полосу во дворе – границу для дворового.
Приметы
Если утром появился иней, то зима будет снежной.
Если утром стелется туман – жди оттепели.
Если рассвет наступает раньше – быть стуже.
Если день выдался ясным, то скоро придут крепкие трескучие морозы.
Если на деревьях осталось мало шишек, а на дубе много желудей, то зима будет мягкой теплой.
Если в Михайлов день идет мокрый снег, то весна будет дождливой.
Если услышать колокола в этот день, то придет беда в дом.
>Михайлов день в 2019 году — 21 ноября
Михайлов день
Архангела Михаила считают покровителем рода человеческого, о нем существует не одно упоминание в Священном Писании. Есть в Библии и эпизоды, где нет прямого упоминания о том, что участником событий был Архангел Михаил, но Церковь традиционно считает, что речь шла именно о нем (например, огненный столп, явившийся перед израильтянами во время бегства из Египта). Архистратиг Михаил являлся пророкам, возглавлял воинство Господне, защищал людей от греха.
У Ангелов существует своя иерархия, и приставка архи- говорит об одном из высших ангельских чинов. Архистратиг Михаил считается главой воинства Господнего в борьбе со злыми силами:
«И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле как о противнике диавола (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).
Архангел Михаил первым восстал против люцифера. Итог этой битвы известен… Поэтому в народе Архистратиг почитается защитником верующих, а Михайлов день — важный праздник для членов Церкви.
В IV веке Лаодикийский Собор установил дату праздника Михайлов день, который отмечается и сегодня. Этот праздник не случайно выпадает на девятый календарный месяц — ноябрь. Ведь существует всего девять известных нам ангельских чинов:
- Серафимы
- Херувимы
- Престолы
- Господства
- Силы
- Власти
- Начала
- Архангелы
- Ангелы
Обычаи и традиции на Руси
Поскольку праздник выпадал как раз на то время, когда крестьяне успевали продать и получить выручку за свой урожай, в этот день было принято:
- ходить в гости;
- готовить угощения;
- принимать гостей и накрывать столы.
Вкусные блюда люди позволяли себе перед грядущим строгим постом. Но главным элементом празднования Михайлова дня, конечно, оставались церковные богослужения. Архистратигу Михаилу традиционно молились о:
- защите от врагов;
- о спасении от власти греха;
- о борьбе с ересью;
- о наставлении на путь истинный.
На иконах Архистратига Михаила изображают обычно с мечом. Это — символ победы над злыми силами, этот же меч отсекает от человеческой души пагубные страсти и соблазны. Ни один иконостас не обходится без образа Архистратига Михаила. Традиционно считается, что молитва в Михайлов день будет «сильной» и «действенной», потому что роль Архистратига Михаила — это роль воина, победителя люцифера, но сила молитвы не зависит от положения святого или ангела в иерархии ангельских чинов, а измеряется лишь искренней верой в помощь от Господа. Также не стоит просить «победить» противника в споре и неприятеля лишь потому, что вы не пришли к согласию. Господь поможет праведнику, а не тому, кто лучше об этом попросил, поэтому самым лучшим было бы при возможности примириться с ближним.
Лучшая защита для человека в Михайлов день и в течение всего церковного года — постоянное посещение Литургии, участие в Таинствах и молитва.
Архистратиг (Архангел) Михаил
Молитва Архистратигу Михаилу
«О Господи Боже Великий, Царю Безначальный, пошли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Твоему (имя) изъяти мя от враг моих видимых и невидимых! О Господень Архангел Михаиле, излей миро влагостыни на раба своего (имя). О Господень Михаиле Архангеле, демонов сокрушителю! Запрети всем врагам, борющимся со мною, сотвори их яко овцы и сокруши их, яко прах пред лицем ветра. О Господень великий Михаиле Архангеле, шестикрылатый первый княже и воеводе невесных сил, Херувим и Серафим! О Господень угодный Михаиле Архангеле! Буди ми помощь во всем: в обидах, в скорбях, в печалех, в пустынях, на распутиях, на реках и на морях тихое пристанище! Избави, Михаиле Архангеле, от всякия прелести диавольския, егда услышиши мя, грешнаго раба своего (имя), молящегося тебе и призывающего имя твое святое, ускори на помощь мою, и услыши молитву мою, о Великий Архангеле Михаиле! Поведи вся противящиеся мне силою честнаго животворящего креста Господня, молитвами Пресвятые Богородицы и Святых Апостол, и Святаго Николая Чудотворца, Святаго Андрея Юродивого и Святаго Пророка Божия Илии, и Святых великомученик Никиты и Евстафия, Преподобных Отец всех святителей и мученик и всех святых небесных сил. Аминь.
О, Великий Михаиле Архангеле, помоги мне грешному рабу твоему (имя), избави мя от труса, потопа, огня, меча и врага льстивого, от бури, от нашествия и от лукавого. Избави мя, раба твоего (имя), великий Архангеле Михаиле, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
В самом центре Кавказа, окруженная морем и горами, лежит древняя земля – Адыгея. Давным-давно на вершине Физиабго стояла крепость. Оставшаяся кладка датируется историками «античным» временем. В XIX веке монахи построили здесь храм. А неподалеку расположился Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь.
- Где находится?
- История
- Современность
- Как доехать?
- Контакты
Где находится Свято-Михайловский монастырь на карте?
Карта показывает его нам в центральной части Майкопского района Адыгеи, недалеко от поселка Каменномостский, у хутора Победа. Вблизи протекает несколько ручьев, самые известные – Шушук и Камелюк. На незначительном удалении от Закубанской пустыни, как его еще называют, обнаруживаются пещера Порошковая, бугор Монашеский и Святой Источник Великомученика и Целителя Пантелеймона.
Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь и ее история
Промыслом Божьим в Греции, на святом Афоне, произошла встреча двух монахов. Инок Виталий приехал туда паломником из России, а иеромонах Мартирий в это время там подвизался. Их взгляды сошлись на желании обосновать монастырь и уже в 1877 г., по благословению афонских старцев, они отправились в сторону Кавказа. Местные казаки, жившие в станице, ранее пытались обустроить обитель в горных отрогах, но ничего не получалось. После приезда иноков, получив благословение правящего архиерея, они совместно начали хлопотать о выделении земли под возведение.
Великий князь Михаил Николаевич Романов являлся ктитором монастыря. Архангел Михаил – покровитель князя, поэтому в честь него и был воздвигнут первый храм в сентябре 1877 г. Сюда приезжает еще несколько монахов с Афона, поэтому обитель получила название «Афонская», так как первые иноки были именно оттуда. На работы жертвовали средства будущие прихожане, иером. Мартирий вложил свою «лепту» в сумме 55 тыс. руб. В 1883 г. последний возведен тут в сан архимандрита (настоятеля).
В этой церкви первоначально проводились службы и различные требы. Здесь же, за неимением келий, братия жила. Затем построили монашеский корпус – уже насчитывалось около 200 служителей, пристройки для хозяйственных целей и гостиницу для паломников. В 1885 г. возводиться церковь в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы, которая вмещала до 2000 прихожан.
Храмы и расцвет
Всего было построено 5 храмов:
- в честь Архистратига Михаила;
- во имя преп. св. Александра;
- Успенский;
- во имя Святой Троицы (сохранился до сегодня);
- посвященный Преображению Господню (Преображенский), на Физиабго.
Гора Физиабго имела крутые склоны – для основания церкви подвезти камни было невозможно, поэтому желающие помочь приносили их, доски и бревна вручную. Такими трудами была воздвигнута Преображенская церковь, которая вмещала около 500 молящихся. Здесь имелись мастерские разных направлений – иконописная, сапожная и портняжная, токарная, слесарная. Работала на территории и кузница. Для своих нужд выстроили небольшой кирпичный заводик. Для жителей станицы открыли церковно-приходскую школу.
Жизнь монастыря процветала. Появилась своя пасека, сыроварный цех, организовали небольшой монастырский пруд для разведения рыбы. Монахи не имели ни в чем нужду. Они обеспечивали пропитанием не только себя, но и приезжающих паломников, странников. Для них в трапезной готовили щи, а на пекарне выпекали хлеб. В Великий пост объект посещало около 5000 человек. Прихожане гордились монастырем. Все происходило под чутким руководством архим. Мартирия, о котором стоит сказать детальнее.
Архимандрит Мартирий
Архим. Мартирий был родом из Херсона. Его отец – бывший казак и состоятельный мещанин – Василий Островых. Сначала Мартина (его имя в миру) отдали на учебу в церковно-приходскую школу. Со временем для продолжения «дела» отца он осваивал торговое ремесло. Религиозное образование мальчика началось при его болезни. Находясь в постели на протяжении двух лет, он читал духовную литературу и молился Царице Небесной, просил исцеления и обещал свою жизнь после выздоровления посвятить монашеству.
Прошло время, мальчик выздоровел и забыл о своем обете. Будучи взрослым парнем, он собрался жениться и перед этим событием поехал помолиться у киевских святынь. На исповеди он вспомнил о данном много лет назад обете и обещал его выполнить. По приезду домой родственники всячески пытались отговорить парня – только вторая болезнь подтолкнула его к этому шагу. Сначала Мартин нес послушание в Киево-Печерской лавре, затем уехал на Афон, где принес монашеские обеты и принял постриг с именем Мартирий. С Афона он приехал в Чернигов, где стал иеромонахом. Затем с несколькими иноками он опять уехал в Грецию и уже оттуда направился на Кавказ. Здесь, в созидании обители, и прошла вся остальная часть его жизни.
Окончилась жизнь архимандрита трагически. Зимой 1917 г., по возвращению домой, повозка, на которой он ехал, была окружена волками. Лошади в испуге свернули с дороги, и она разбилась о дерево. На территории монастыря есть могила, в которой покоятся останки его основателя – архим. Мартирия, помолиться у нее и преклониться может каждый желающий.
Тяжелые годы и возрождение мужской обители в Адыгее
В советский богоборческий период Свято-Михайловский монастырь в Адыгее пытались стереть с лица земли. Конфисковали все: землю, помещения, ценности. Здесь же организовали дом отдыха. 1928 г. стал трагическим для него – его попросту закрыли.
При Великой Отечественной войны обитель стала местом для размещения детской воспитательной колонии. С каждым годом шло разрушение, а в 1946 г. взорвали Успенскую церковь. В 1952 г. для построек потребовался камень и следствие этому – взрыв Преображенского храма на горе. Сейчас монастырь хранит только фото, изображающие вид комплекса того времени.
Многие годы территория переоборудовалась, сначала здесь разместился совхоз, затем туристический комитет, конная турбаза. Сюда приезжали отдыхающие, но никто не подозревал, что когда-то тут некогда был монастырь – за 70 лет из памяти стерлась его история.
Возрождение и современность
В 1992 г. начались первые попытки возвращения монастыря. Местные собирали подписи с обращением к президенту Адыгеи о возвращении христианской святыни. Возле плиты, на месте взорванного храма архистратига Михаила, казаки с семьями молились и читали акафисты. В 2001 г. часть монастырских строений вернули, но некоторые здания все еще занимали отдыхающие и туристы. Весной 2003 г. удалось вернуть Свято-Михайло-Афонскую Закубанскую пустынь полностью. С тех пор здесь проходят богослужения, проводятся требы, ведутся восстановительные работы.
В Адыгее Свято-Михайловский мужской монастырь сегодня главный, его посещают паломники и туристы. Здесь немало святынь:
- несколько ковчегов-мощевиков с частичками мощей (более 50 святых);
- частица гроба св. Феодосия (Кавказского);
- две иконы (списки), привезенные с Афона – Богородицы «Благословение» и «Собор Архангелов»;
- чудотворный лик царя Николая II «Надымская».
Особенности пустыни в том, что здесь присутствуют афонские (византийские) традиции. Внешний вид братии – клобук с накидкой и рясы греческого покроя. Также и часть богослужений служатся по уставу афонских монастырей. Сегодня тут есть свой летописец и гид – монах Прокопий, который проводит экскурсии для приезжих и рассказывает историю православной достопримечательности.
Достопримечательности пустыни
Несколько слов нужно сказать о здешней святыне – источнике святого Пантелеймона на Физиабго, который славится многими исцелениями от различных недугов. Здесь можно попить водицы и набрать в емкость домой. Для желающих окунуться в целебную воду обустроена купель. Многие оставили отзывы об исцелениях и облегчениях болезней после омовения. 19 января, в праздник Крещения, тут устраивается чин великого освящения воды.
На склонах есть пещеры, которые остались от древнего византийского монастыря. Раньше было много длинных ходов – протяженностью около 3 км, соединяющих храмы, построенные на разных возвышенностях. Предание говорит о том, что сейчас под землей устроено хранилище древних костей (останков иноков, живших в подземных гротах). Сейчас там можно увидеть некоторые кельи когда-то обитавших тут монахов, остатки часовни. Ввиду того, что в советское время подземелья эти взрывали, большая часть под завалами, а в пещеры можно войти через один вход на горе.
Как добраться (доехать)?
Доехать до Победы вы сможете рейсовым автобусом из Краснодара, который обязательно проходит через Хаджох (Каменномостский). Он отправляется дважды в сутки.
На машине самостоятельно доехать до Закубанской пустыни из Майкопа нетрудно таким образом:
Контактные данные
- Адрес: улица Родниковая, 5, п. Победа, Майкопский р-н, Адыгея, Россия.
- Координаты GPS: 44.290754, 40.318029.
- Телефон: 8-928-466-03-58.
- Официальный сайт: http://www.mihailov-monastir.narod.ru/
Каждый посетитель Свято-Михайловского монастыря ощущает себя частичкой духовного мира. Побывав в его храмах, пещерах и у источника, душа наполняется благодатью. Красота открывающихся пейзажей захватывает дух, ну а природа, чистый воздух и тишина помогут отвлечься от повседневной суеты и забот. В заключение предлагаем видео-экскурсию по описанному выше месту, приятного просмотра!
Свято-Михайло-Афонский монастырь
Россия Республика Адыгея поселок Победа
Михайловский монастырь, располагается в живописном, утопающем в зелени уголке Северного Кавказа, на склоне горы Физиабго, вблизи посёлка «Победа». Это место находится на территории республики Адыгея, в тринадцати километрах от посёлка Каменномостского (ст.Хаджох).
Свято-Михайловский монастырь в конце XIX был самым крупным монастырём северного Кавказа. Обитель основана выходцами со Святой горы Афон и является самым высокогорным монастырем России. Возвращена Русской Православной Церкви в 2001 году в плачевном состоянии. В данный момент монастырь постепенно возрождается.
Сайт монастыря
История
После окончания затяжной Кавказской войны и переселения казаков на новые территории начала налаживаться мирная жизнь. И хотя в некоторых станицах строились маленькие храмы, у казаков появлялась потребность к паломничеству в монастыри. Но удовлетворить ее они не имели возможности. Поэтому с каждым годом у казаков росло желание иметь свою обитель в горах.
Первые попытки к учреждению монастыря в этом удаленном уголке Закубанья относятся к 1874 г. С таким почином выступили казаки местных станиц, готовые выделить под устройство монастыря 270 десятин общественной земли. Было определено и место под монастырь — на горном плато у горы. Физиабго. Однако их ходатайство перед властьимущими успеха не имело.
Спустя 2 года схимонах Виталий отправился в паломничество на святую гору Афон. Там он встретился с иеромонахом Мартирием (Островых), выходцем из России. В долгой беседе о странствиях по Северному Кавказу старец упомянул и о попытке создания монастыря. Этот рассказ воспламенил о. Мартирия и он возжелал все свои силы и материальные средства направить на основание горной обители.
Весной 1877 г. о.Мартирий (Островых) со спутником направились на Кавказ. После долгого путешествия они достигли мест, указанных старцем схимонахом Виталием, и были поражены их великолепием. Заручившись поддержкой казаков из окрестных станиц, и имея на руках бумагу о добровольном даровании 430 десятин на построение святой обители, о. Мартирий едет в Ставрополь к Преосвященному Герману. Получив его благословение, о. Мартирий в сопровождении делегации от казачества отправляется в г. Тифлис к Его Высочеству Великому Князю Михаилу Николаевичу, наместнику Кавказскому с просьбой передать в собственность православному монастырю казачьей земли. Разрешение было получено и тогда епископ Герман вновь возбудил ходатайство перед Святейшим Синодом о разрешении устроения обители и о назначении иеромонаха Мартирия ее строителем. 28 августа 1878 г. Святейшим Синодом было передано благословение.
История обители
Современное состояние
С 1992 г. православная общественность Адыгеи начала борьбу за передачу Свято — Михайловской пустыни Православной церкви, которая продолжалась целых 12 лет. В 2001 г. часть монастыря была возвращена церкви. С этого момента можно говорить о возрождении иноческой жизни в обители. Однако большую часть монастыря по-прежнему занимала турбаза с баром, дискотеками и отдыхающими. К огромной радости всех православных окончательная передача обители Православной церкви состоялась по указу Президента Республики Адыгея Х.М. Совмена в марте 2003 г. Так был завершен многолетний марафон по возвращению святыни верующим.
Первым настоятелем монастыря стал иеромонах Мартирий (Пянтин), который занимал этот пост до июля 2004 г. Его трудами и заботами обитель начала подниматься из забвения, налаживалось богослужение, были отремонтированы Троицкий храм и келейный корпус, появились своя техника и пасека. Следующим настоятелем стал иеромонах Пимен (Фицнер). Количество братии увеличилось до 20 человек, продолжилось дальнейшее развитие и обустройство монастыря.
В настоящее время монастырем руководит иеромонах Герасим (Буняев) назначен 10 октября 2006 г. За этот период был возведен на месте старого фундамента храм во имя Архистратига Михаила. Его освящение состоялось при огромном стечении верующих 9 августа 2008 года. Следом начато строительство храма преподобного Александра. Принимает страждущих новая купель на святом источнике великомученика Пантелеимона. В мастерских монастыря проходят послушание иноки и послушники. С каждым годом растет известность монастыря и увеличивается количество прибывающих богомольцев и паломников.
Святыни
С возрождением обители в Михайловскую пустынь Божьим промыслом прибывают святыни, коих до разрушения монастыря было большое количество. Одна из главных святынь — частичка ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ.
В обители имеются частички мощей нескольких десятков святых. Список можно посмотреть .
Также имеются частичка гроба феодосия Кавказского и частичка ткани эполет императора Николая Первого.
Совсем недавно появились афонские иконы, которые были специально написаны для нашей обители греческими монахами на скиту, принадлежащего монастырю Святого Павла, и являются благословением Святой Горы Афон:
- икона Божьей матери «Благословение» или «Мировлитиса» (Мироточивая)
- икона Собора Архангелов
На подворье в п. Хамышки находится икона Тихвинской Божьей Матери (копия, освященная на чудотворной иконе Тихвинской Божьей Матери).
Рукотворные пещеры
Основной достопримечательностью местности, на которой раскинулся монастырь, являются подземные ходы и пещеры, созданные первыми монахи-отшельники задолго до строительства храма. Народное предание гласит, что монастырь расположен на системе подземных ходов, соединявших все сооружения на поверхности, и прорезавших гору Физиабго насквозь. Специалисты сравнивают эту уникальную систему ходов со знаменитой Киевско-Печерской лаврой. В подземных пещерах монахи создали хранилище святых мощей, богатую библиотеку и иконописную мастерскую. Возможно, в скором будущем энтузиастам удастся полностью расчистить подземные ходы и раскрыть новые поразительные тайны Храма.
Храмовый комплекс
Храмы:
- Свято-Троицкий
- Архангела Михаила
- Александровский
- Успения Богородицы
Часовни:
- Казанской Божьей Матери
- Александра Невского
>Фото
Раздел нуждается в заполнении.
Паломнику
Добраться можно самостоятельно автотранспортом, по автодороге Майкоп-Гузерипль, поворот на восток в черте поселка Каменномостский (имеется указатель) до пос. Победа.
А также автобусом: из г. Краснодара рейс «Краснодар-Победа», время отправления (прибытия):
В республике Адыгее, на высоте 920 км над уровнем моря расположился Свято-Михайловский монастырь. Гора Физиагбо Кавказского хребта в XIX веке приютила на своем склоне монашескую обитель, ставшую центром христианского православия Кавказа и памятником воинской славы.
Основатель – член братии Афонского монастыря, отец Мартирий, который привнес в новое поселение устав и традиции Византии.
Свято-Михайловский Афонский монастырь сегодня
Монастырь окружен буйной зеленью нетронутой природы. Ориентирами расположения обители являются поселки Победа и Каменномостский Майкопского района Краснодарского края. Официальное название Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь. Имя Архангела Михаила очень значимо и почитаемо многими религиями, это главный ангел.
Его упоминают в иудаизме и исламе, а в христианстве он носит титул Архистратига и является главой святого воинства Ангелов и Архангелов. Паломник из России Инок Виталий и иеромонах Мартирий встретились на горе Афоне, объединились в желании построить монастырь.
По благословению старцев были направлены на Кавказ, где по согласованию с местным казачеством и благословением архиерея, приступили к осуществлению божьего промысла. Отсюда монастырь и носит название «Афонского». Закубанская пустынь – место нахождения.
Храмы и подсобные строения монастыря были возведены при непосредственном участии родного брата царя Александра II – Михаила Николаевича Романова. Другие члены династии активно опекали обитель. Во времена гонения, Отечественной войны, застоя, монастырские строения подверглись значительным разрушениям.
От всего великолепия остались только трапезная, основной корпус, часть Александровской церкви. В 2001 году обитель возвращена в лоно церкви, с этого момента началось ее поэтапное возрождение. В период современной истории часть строений была восстановлена, другая – заново построена.
На территории обители действует четыре храма:
- Пресвятой Троицы;
- Успения Божьей Матери;
- Архистратига Михаила;
- Преподобного Александра – игумена обители Неусыпающих.
Кроме церквей имеются две часовенки: Александра Невского и Казанской Божьей матери, источник Святого Великомученика Пантелеимона, рукотворные пещеры. Архитектурный ансамбль обители является объектом культурного наследия народов РФ регионального значения.
Во время расцвета, в конце XIX века монастырь был самым крупным, богатейшим и популярным на Северном Кавказе. Число паломников достигало 100 тыс. в год. Сегодня сюда приходят люди, ищущие веру, решение духовных и жизненных проблем, желающие покоя и благодати. Монастырские книги содержат многочисленные записи о чудесных событиях и благодарности.
История основания, строительства
Во второй половине XIX века после окончания войны на Кавказе, в горох Закубанья появилось большое количество казачьих станиц. Христианских храмов или монастырей в округе не было, местным жителям и приезжим людям некуда было пойти с молитвой. Обеспокоенный таким положением дел, епископ Герман попытался принять меры по возведению монашеской обители.
В 1874 году при поддержке населения было выбрано место для строительства (земли пожертвовали жители станиц). Но по закону, общинная собственность передаче не подлежала, и первая попытка строительства окончилась неудачей. В 1877 году, вернувшиеся с Афона, схимонах Виталий и отец Мартирий (Островых) объявили о своей готовности создать на Кавказе монашескую обитель.
Заручившись поддержкой станичников и их письменным согласием на добровольную передачу 430 десятин земли, монахи отправились к Преосвященному Герману в Ставрополь. Получив благословение священника, нужно было испросить разрешение о получении земли у Кавказского наместника, которым был Великий Князь Михаил Николаевич. В Тифлисе вопрос решился положительно, а 28 августа 1878г.
Святейший Синод благословил устройство мужского монастыря в Адыгее. Строили монастырь всем миром. С началом работ стали поступать пожертвования, с Афона на помощь прибыли иноки. Возведение первого храма завершили в апреле 1879, второго – в 1881. Самое вместительное здание на 1000 прихожан – Успенский собор, принял верующих в 1885 г. В обитель потянулись паломники.
Каждый идущий в святилище, приносить с собой камень, служивший строительным материалов для стены очередной церкви.
Чуть выше пустыни был построен большой Преображенский храм, вместительностью 600 человек. Эта солидная постройка была видна на многие километры вокруг. В горе были вырыты подземные ходы, представлявшие собою подземный храм, здесь жили, молились, занимались иконописью монахи братии.
Обитель росла и строилась. На территории воздвигли 20 келейных корпусов для проживания, больницу, дом для паломников. Братия занималась различными ремеслами: написанием икон, токарными и кузнечными работами, пошивом одежды, обуви и другими. Было крепкое подсобное хозяйство: скотоводство, пчеловодство, рыбоводство.
Пекарни, сыроваренные и кирпичные цеха обеспечивали продукцией потребности братии, а излишки продавались. Церковно-приходская школа обучала грамоте детей из окрестных поселений. С приходом к власти Советов, земли, здания, инвентарь национализировали. В 1926 году вместо монастыря был открыт дом отдыха, официальное закрытие обители произошло в 1928, братия была распущена.
Во время войны, здесь был дом инвалидов, в 1944 – учреждена колония для трудных подростков, началась эпоха разрушения. В 1946 часть храмов были взорваны, разрушены другие строения. В 1972 святые места заняла турбаза. Начиная с 1992 года, на протяжении 12 лет продолжалась борьба по возвращению территории мужского монастыря законному владельцу – Православной церкви.
В 2001 часть земель и построек была возвращена, на следующий год возрожден святой источник, в 2003 мероприятия по передачи церковной собственности владельцу были полностью завершены. Монастырская обитель начала отсчет возрождения.
Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль
Восстановление исторического комплекса ведется на средства монастыря и пожертвований паломников, без финансовой поддержки государства. Практически все здания являются новостроем, частично совпадающим с первоисточником. Троицкий собор стоит на откосе, из-за разности уклона имеет различную этажность: с одной стороны 1,5, с другой – 2 этажа.
Постройка каменная, стены оштукатурены и побелены. Перекрытия скатные, купол с крестом, башенка колокольни со смотровой площадкой. Все завершения конструкций окрашены зеленым цветом – традиционное в святых местах бело-зеленое сочетание. Фасад украшен росписью иконы Архангела Михаила.
Храм Архангела Михаила возведен в 2008 году на месте сгоревшего. Внешний вид максимально приближен к утраченному. Здание теплого пастельного тона с железной красной черепичной крышей, увенчано позолоченной главкой с крестом. Широкая лестница ведет на высокое крыльцо. Здание оборудовано отопительной системой (теплый пол), в холодное время года здесь проводятся богослужения.
Не пропустите самую популярную статью рубрики: Метро Нижний Новгород. Схема, карта, описание.
Храм Преподобного Александра располагался на 2 этаже игуменского корпуса. В возрожденном здании он занимает 1 этаж, наверху – конференц-зал и музей. Строение возведено на месте уничтоженного, украшено кладкой и узорчатым куполом. Полукруглые окна соответствуют стилю. В храме проходят службы только для членов братии.
Новый собор Успения Божьей Матери построен на месте взорванного. На сегодняшний день у обители нет средств на восстановление полномасштабного храма, поэтому здание собрано из дерева, но при возникновении возможности, может быть быстро разобрано.
Преображенский храм на горе Фавор пока находится в руинах. Ансамбль возводимых строений не меняет продуманного и сбалансированного плана размещения времен первой застройки. В 2010 году в монастыре был установлен бюст великому князю Михаилу Николаевичу работы А.А.Аполлонова.
Проведено благоустройство территории:
- уложено асфальтное покрытие дороги и автостоянки;
- пешеходные дорожки выложены камнем;
- дорога к источнику вымощена;
- мостики снабжены перилами;
- установлено фонарное освещение.
Архитектурный ансамбль монастыря представляет собой ряд строений и сооружений, подчиненных единому размеренному стилю жизни, размещенных с центральным рисунком зрительского восприятия.
Внутреннее убранство
Алтарное помещение Троицкого храма расписано с пола до потолка. Яркие выразительные изображения Христа с 12-ю апостолами, сцены из библии и жизни братии украшают стены, потолок и перегородки. Внутренняя роспись еще не закончена. Пол выложен плиткой, массивная люстра освещает зал.
Свято-Михайловский Афонский монастырь.
Храм особо почитаем в обители, в его стенах хранятся частички мощей праведников и Животворящего Креста Господня. Белый окрас стен и иконостаса придают помещению Храма Архангела Михаила чувство чистоты и возвышенности. Роспись выполнена в алтарной и основной части.
Картины христианской тематики по форме и размеру соответствуют оконным проемам, чередование с которыми, создает четкость и правильность линий. Освещение боковое и центральное, в виде бра и большой люстры. На противоположной алтарю стене – балкон для хора.
Александровский храм считается домовым, по сложившейся давней традиции службы в нем проходят только для монастырской братии. Под сводами хранятся святыни, списанные греческими монахами специально для обители: икона Божьей матери «Благословение» или «Мировлитиса» (Мироточивая) и икона Собора Архангелов.
Данные реликвии переданы монастырю в знак благословения Святой Горы Афон в деле божественного служения. Временный храм в честь Успения Божией Матери внутри отделан деревом. В нем нет электричества, все богослужения происходят при свете свечей. Церковь летнего использования – без отопления. Храм украшен старинными образами, пожертвованными прихожанами.
На почетном месте расположен список иконы Почаевской Божией Матери (подлинник хранится в Почаевской Лавре на Украине). Первое упоминание о ней относится к XVI веку, икона считается чудотворной, особо почитаема.
Святыни и мощи
Свято-Михайловский Афонский монастырь в Адыгее за время своего существования обрел святыни и мощи:
- более 50 ковчегов с частичками мощей;
- частица гроба святого Феодосия (Кавказского);
- списки икон Богородицы «Благословение» и «Собор Архангелов»;
- лик царя Николая II – икона «Надымская».
Монастырь живет по византийским обычаям. Монахи носят одежду греческого покроя.
Источник воды святого Пантелеймона на горе Физиабго славится исцеляющей силой от недугов различного происхождения.
Говорят, что с ее помощью можно избавиться от душевных мук и пагубных привычек.
Воду можно пить, набирать и брать с собой. В облагороженной купели проводится обряд омовения.
К святым местам в обители относят остатки подземных «храмов». Это пещерные проходы, просторные залы с алтарем в восточной части и купольным сводом, красиво расцвеченным послойными залежами пород. После взрыва церквей, проходы завалило каменной породой. Сегодня от подземного храма остался один вход, 300 м проходов, часть кельей монахов.
Духовенство, наставники
Первонасельником и первосозидателем пустыни был иеромонах, впоследствии архимандрит Мартирий, уроженец города Херсона, сын землевладельца и купца Василия Острового. Вся жизнь старца посвящена благородному служению Богу, церкви и Отечеству. Создание Михайлово-Афонской обители стало главным делом его жизни, здесь он провел 32 года.
Его стараниями только за пять первых лет число насельников возросло до 180 человек. На территории монастыря было возведено 5 храмов, дом для паломников, открыта школа. Свято-Михайловский Афонский монастырь в Адыгее после возвращения христианской церкви возглавил иеромонах Мартирий (Пянтин). Под его руководством начался процесс воссоздания.
Отремонтирован Троицкий храм и келейный корпус, возобновлено богослужение, приобретена техника, появилась пасека. Следующим настоятелем с июля 2004 г. стал иеромонах Пимен (Фицнер). Монашеская братия увеличилась до 20 человек, восстановительные работы и обустройство продолжались с большим прилежанием.
Иеромонах Герасим (Буняев) руководит монастырем с 10 октября 2006 г. На месте старого фундамента возрожден храм во имя Архистратига Михаила. Следом, отстроена церковь преподобного Александра. Появилась купель на святом источнике, начали работать мастерские. Возрождается известность и слава монастыря, увеличивается поток паломников и богомольцев.
Социальная работа, повседневная жизнь
Сейчас в монастыре проживает 20 монахов и 30 трудников. Служба и молитвы проходят по установленному 140 лет назад уставу. Члены братии ведут насыщенную жизнь по восстановлению обители. Уже отстроены конюшни и закуплены лошади – на горных тропах без них не обойтись. Работает винодельня, две хлебопекарни, собирается чай из лечебных трав.
Все вырученные средства от экскурсий, продаж и пожертвований направляются на восстановление Успенского собора. Но привлечение паломников в монастырь не ставит задачу пожертвований, это вопрос социального плана: мир без веры существовать не может. В планы обители входит создание профессионального монастырского хора, строительство гостиницы, приобретение выпасов для животных.
Главными целями являются: причисление к святым основателя монастыря отца Мартирия и восстановление обители для людей, ищущих веру, поддержку и утешение.
Воскресная школа
Сущность монастыря и жизнь в нем полностью возобновлена. Здесь работает воскресная школа для детей окрестных поселений.
Престольные праздники
Престольными праздниками обители считаются:
- 8 марта, 16 июля– преподобного Александра, первоначальника обители «Неусыпающих»;
- 19 сентября– воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хóнех;
- 21 ноября– Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных;
- праздник Святой Троицы, день основания обители.
Также почитаются дни рождения и окончания земного пути Архимандрита Мартирия и Великого Князя Михаила Николаевича Романова, праздник Иверской иконы Божией Матери, преподобного Петра Афонского.
Режим работы для посетителей
Свято-Михайловский Афонский монастырь в Адыгее могут посетить как мужчины, так и женщины. Туристы и паломники, при входе по желанию, обращаются в Миссионерско-паломнический центр, где им предоставляется услуга экскурсоводов. Работает центр ежедневно с 9 до 18 часов.
Интересные факты про монастырь
Кроме мест, связанных с религиозным миропониманием, на территории монастыря находится братское погребение инвалидов, убитых фашистами в годы Отечественной войны. Могила ухожена и служит напоминанием о том страшном времени. Особому поклонению удостоена захоронение новомученника монаха Афанасия, растерзанного красноармейцами в 1930.
Требуя выдать золотую ризницу и получив отказ, варвары вначале лишили священнослужителя всех конечностей, а потом обезглавили. После предания тела земле, из-под могилы забил целебный святой источник. В храмах монастыря не ведется продажа свечей. Они свободно лежат в зоне доступности, а деньги опускаются в стоящую рядом емкость. Такое доверие встретишь не всегда, даже в храме.
В 2015 году обители был нанесен визит главы Русской Православной Церкви патриарха Кирилл (патриарх Московский).
Где находится, что в окрестностях, как добраться
Свято-Михайловский Афонский монастырь находится в поселке Победа Майкопского района республики Адыгея. Официальный адрес: улица Родниковая, дом 5. Добраться можно через Майкоп по дороге на п. Каменномостский. Перед селением есть указатель, через 14 км появится монастырь. Автобус из г. Краснодара до п. Победа ходит два раза в день в 6.50 и 16.25, время прибытия в 11.35 и 21.10.
Паломники и туристы, совмещающие путешествие с повышением культурного уровня, найдут в окрестностях много интересного. Любителям конного спорта предоставляются прогулки верхом. Пешее восхождение на гору Физиабго дает возможность насладиться окрестной панорамой, на реке Фарс можно увидеть каньон.
Экскурсии в пещеры со свечами, к монашеским озерам, Успенским кельям, часовне царя Александра II очень интересны и содержательны.
Информация для паломников
Добираясь до монастыря, можно оценить две достопримечательности: ровная, добротная трасса и бесподобно красивые виды из окна автомобиля на горные хребты Кавказских гор. Белые снежные оконечности вершин предстают как картинные пейзажи. Все величаво, основательно, вечно.
Но паломники идут сюда не только за окружающими красотами, они хотят поклониться святым местам, исповедаться, омыться водой у святого источника, обрести душевное равновесие и покой. Кроме храмовых строений обители и службы в основном храме Святой Троицы, паломники обязательно поклоняются иконам Афонского происхождения.
Очень интересно побывать в музее палеонтологии, рукотворных пещерах, искупаться в ледяной воде источника. Стоит засвидетельствовать почтение основателю обители архимандриту Мартирию и поклонится его могиле, расположенной на территории монастыря.
В храме и церковной лавке продаются освященные иконы, а также продукция, выполненная руками братии: магниты с изображением святых мест обители, восковые свечи, лекарственные травы и настои. Правила посещения обители не отличаются от других культовых мест. Женщинам, одежда которых не отвечает правилам, при входе предлагаются головные платки и легкие покрывала в виде длинных юбок.
Шуметь, мусорить, ругаться, нарушать покой и устав монастыря запрещается.
Попасть на богослужение можно по расписанию:
День недели | Наименование службы | Время начала богослужения |
Понедельник-пятница | Утреннее богослужение | 5.00 |
Вечерня | 17.00 | |
Суббота | Утреннее богослужение | 5.00 |
Всенощное Бдение | 17.00 | |
Воскресенье | Водосвятный молебен | 7.00 |
Вечерня | 17.00 | |
Праздничные дни | Накануне вечеромВсенощное Бдение | 17.00 |
Праздничное утреннее богослужение | 7.00 |
Для ночлега предлагаются услуги частной гостиницы с удобными комфортными номерами, стоимостью 1500 руб. за сутки проживания. В п. Победа на улице Озерная, дом 5 расположена гостиница «Озерки», где также можно снять номер. Питание туристов организовано в стенах монастыря. Здесь предлагают блина с разнообразной начинкой, комплексные обеды, травяной ароматный чай.
Посещение Свято-Михайловского Афонского монастыря сочетает в себе активный отдых, познавательные экскурсии и приобщение к святыням Адыгейской обители. Горы, источники, девственная природа обновляет и очищает душу и тело. Здесь в размеренной неторопливой жизни молитв ощущается примирение людей с Богом. Остается желание вернуться сюда еще раз.
Мари Архипова
Оформление статьи: Ильченко Оксана
Видео о Свято-Михайловском Афонском монастыре
Видео-обзор Свято-Михайловского Афонского монастыря,Адыгея:
Михайловский монастырь в Адыгее – загадка и тайна истории
Отдых в Адыгее доставляет удовольствие круглый год. Даже в зимнее время тут есть чем заняться. Провести время интересно, активно, познавательно есть возможность на многочисленных достопримечательностях края. Например, посетить полный загадок и тайн Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь.
Свято-Михайловский монастырь
Расположение
Между поселками Каменномостский и Победа (ближе к Победе) расположен удивительный туристический комплекс. Он находится на горе Физиабго, вдоль и поперек изрезанной многочисленными подземными ходами и пещерами.
Эти места стремятся посетить не только паломники, но и простые туристы, предпочитающие совмещать развлечения с культурной программой, в процессе которой любоваться памятниками архитектуры, истории, не безразличных ко всему прекрасному. Узнавать больше интересного о крае, в котором находятся. Кстати, прямо на территории монастыря есть отличная база отдыха.
>Жилье посуточно в этих краях
Каменномостский
Даховская
Хамышки
Гузерипль
Мы с женой и друзьями жили на турбазе «Лаго-Наки» (отличная турбаза с вкусными завтраками)
Особенности монастыря
Многие паломники приравнивают Михайловский монастырь к знаменитой Киево-Печерской лавре. Под ним также огромное количество подземных ходов, в которых ранее находились объекты значимые для монахов. Сегодня от них мало что осталось.
На территории постройки разных времен, многие древние сооружения были разрушены. На их месте появились новые строения. Все максимально гармонично и красиво. Архитектурная композиция удивительная, неповторимая и действительно особенная.
Свято-Михайловский монастырь
Среди старых зданий уцелел главный корпус монастыря, а также Трапезная, отдельные постройки хозяйственного назначения. В принципе отличить новые сооружения от древних не составит труда, даже людям, плохо разбирающимся в строительстве.
Недалеко от монастыря находится святой источник Пантелеймона Целителя. К нему съезжается огромное количество туристов, чтобы набрать воды, обладающей целебной силой. Некоторые граждане даже набирают по 5 – 7 пяти литровых баклажек «живой воды». Тут же есть и купель с родниковой (очень холодной) водой. По приданиям кто в нее окунется избавиться от многих недугов.
Хоть монастырь и мужской, посетить его могут представители и женского пола. Им на входе предлагают покрыть голову платком, а на брюки одеть юбку. Все это совершенно бесплатно, ведь святое место. Кстати, если пойдете к источнику не упустите возможность полюбоваться величественным горным хребтом. На смотровую площадку ведет дорожка, сворачивающая влево от тропы к источнику.
Важно: собираясь посетить источник Пантелеймона целителя, отправляйтесь сюда как можно раньше. В противном случае будете долго стоять в очереди. Людей тут всегда много. Зимой конечно меньше, но все же. Все это конечно очень интересно, но не меньший интерес вызывают исторические факты создания и развития главной достопримечательности Адыгеи.
Свято-Михайловский монастырь
История развития
Планирование строительства комплекса для верующих людей в этих краях началось еще в 1864 году. Тут было много казачьих станиц, верующих людей, но не было финансовой возможности построить и содержать храм. Правители Ставропольской епархии задумалось, где размещать сектантов, старообрядцев и так далее. Жители шести станиц и поселков горной полосы Закубанья решили самостоятельно собрать нужные средства, для возведения храма и места проживания для священника.
Планировалось выплачивать священнослужителю сто рублей пособия, а также ежегодно нанимать ему вестового. Но только в семьдесят четвертом году позапрошлого века епископ Герман попытался создать Свято-Михайловский монастырь. Крестьянин И. Трубин вместе с мещанином из Харькова И. Безверховым попросили разрешение основать около станицы Царской пустыню монахов. Эти два человека вели духовное, нравственное существование, служили церкви. Они стремились к ионической жизни, потому и прибыли в Екатерино-Лябежскую пустынь.
В то же время их как магнитом манило в Кавказские горы, наповал сражавшие своей красотой и величием. Именно они уверили в необходимости сооружения монастыря. При этом, эти воистину великие люди, понимали, что самостоятельно им данный вопрос не решить. Поэтому и пришли к станичникам за подмогой. Естественно получили положительный ответ.
Люди, проживавшие на территории Даховской, Севастопольской, Царской станицы и поселка Каменномостский, приняли решение отдать в дар 270 десятин своих земель. А верующие люди из Царской передали еще не построенному храму молитвенный дом. Одним из главных достоинством подаренных земель, было их высокое плодородие.
Свято-Михайловский монастырь
Подготовка к строительству длилась целых два года, но в процессе выяснилось – возводить какие-либо сооружения на этих землях нельзя. Потому что находилось во владении станичников, и не могло быть передано третьим лицам. А ведь люди уже были настроены на возведение великого храма, на территории которого еще и планировалось открыть школу для местных детей. Деньги и материалы есть, станичники готовы были принимать активное участие в строительстве.
Но в связи с запретом на сооружение святыни и пожертвования и ценности пришлось передать походной церкви Трухмянского пристава. Несмотря на отказ, идея строительства монастыря не угасла. В 77 году позапрошлого столетия снова было подано прошение наместнику Кавказскому о выделении 350 десятин земли станичников (на г. Физиабго) для строительства монастыря.
Весной этого же года, разрешение было получено и уже осенью, строительство Свято-Михайловского монастыря началось. Длилось оно чуть меньше двух лет. Было завершено весной 1879 года. Правда, за это время построили только первый храм, названный в честь Архистратига Михаила. Некоторое время он служил обителью монахов и местом проведения служб.
Еще один храм, сооруженный в честь А. Невского, открылся только через три года. А спустя еще четыре года возвели самый крупный и величественный храм – Успенский собор. Он был настолько велик, что свободно мог вместить одновременно до 1000 прихожан.
Свято-Михайловский монастырь
Со временем старцы стали обустраивать на г. Шахан кельи. Монахи построили на г. Физиабго храм Преображения Господня. А двое из них, почему-то считавших себя грешными людьми, вырыли ходы в недрах горы. Примерно в это же время была открыта церковная школа. Тут развернулась бурная деятельность.
Были построены ферма и скотный двор, сапожная и даже швейная мастерская, не говоря уже о прачечной и красильной. Была тут и своя кузня, больница, метеостанция и завод по производству алебастра. Монахи спокойно жили и трудились вплоть до гражданской войны. По ее окончанию, землю, инвентарь и постройки конфисковали.
В начале двадцатых годов прошлого века вообще сделали дом отдыха, а потом организовали коммуну. В то же время монахи тут смогли прожить до 28 года прошлого столетия. После монастырь закрылся уже официально, а всех обитателей распустили.
В ВОВ закрыли и базу отдыха, а на его месте обустроили дом людей с ограниченными возможностями. В сорок четвертом году власти вообще решили тут сделать ДТК (детскую трудовую колонию). Через два года был уничтожен Успенский собор, оставшийся материал использовали для строительства учебного заведения. В этом же году был уничтожен и хр. Преображения.
Свято-Михайловский монастырь
В шестидесятые годы прошлого века, колонию отсюда убрали. А уже в 72-м, на территории Свято-Михайловского монастыря открыли базу отдыха для туристов «Романтика». Борьба за возвращение строений и земли православной церкви началась только в начале девяностых годов прошлого века и продолжалась более десяти лет. Окончательная передача Михайловского монастыря состоялась только в начале нашего века, в 2003 году. С тех пор и началось восстановление разрушенных объектов, точнее, строительство новых храмов.
Чем интересен монастырь сегодня
Самое популярное место – Свято-Троицкий храм (переживший все вышеописанные события) это одно из крупнейших строений. Стоит также посетить храмы Успенский и Архангела Михаила. Еще одной местной достопримечательностью считается братская могила людей с ограниченными возможностями, убитых фашистами.
Не меньший интерес вызывают еще не до конца восстановленные сооружения: хр. Успения, Св. Александра, трапезная и дом, принимающий странников. Многие туристы, особенно паломники, стараются обязательно посетить склеп архимандрита Мартирия.
В окрестностях Свято-Михайловского монастыря также есть чем заняться. Это и конные прогулки, и посещение пещер, по пути к горе Физиабго. Подъем на гору, наслаждение панорамой. Те туристы, у которых времени достаточно, часто отправляются еще к реке Фарс, знаменитой своим каньоном.
Свято-Михайловский монастырь
Кстати, для паломников предусмотрена гостиница на 80 номеров, правда, по некоторым данным временно размещение в ней невозможно. В то же время в паломническом центре организовываются экскурсии в пещеры созданные человеческими руками, к монашеским озерам, Успенским кельям и к часовне царя Александра II.
Как добраться (доехать) до Свято-Михайловского монастыря
Вначале необходимо добраться до п. Победа. Сделать это можно на автобусе, идущим из Краснодара, через поселок Каменномостский. На машине доехать до Михайловского монастыря можно через Майкоп, в сторону Каменномостского. На въезде в поселок вас встретят указатели до святых мест. Так что заблудиться вряд ли получится. Тем более, если следовать координатам. Точные координаты и карта внизу страницы.
Адрес: район Майкопа, п. Победа, п/о Веселый, улица Родниковая 5.
Так же есть возможность связаться по телефону с отцом Варлаамом: 8 928 2682660 или отцом Михаилом по номеру 8 928 4660358.
>Фото Свято-Михайловский монастырь >Фото внутри
Добавить комментарий