Свято троицкий собор Армавир
Содержание
СКЛЯНОПИСЬ — ЭТО ИКОНЫ НА СТЕКЛЕ! Новая выставка в Музее-Квартире св.Иоанна Кронштадтского
«И на земли мир…»
23 января в Мемориальном Музее-Квартире св. Иоанна Кронштадтского открылась уникальная выставка. «И на земли мир…» — это полтора десятка сияющих икон на стекле художника Галины Кузнецовой.
Склянопись — иконопись на стекле когда-то была самым распространенным жанром, характерным для Румынии, Польши, Словакии и Южной Руси (Червоная Русь, Галиция), в основном в горных районах Карпат и на Гуцульщине. Сегодня икон на стекле практически не пишут. Особые традиции написания иконы на стекле формировались веками. Склянопись восходит к народному искусству, традиции передавались из рода в род, хотя к иконам и не применялись строгие каноны. Иконы на дереве были дорогие, а потребность в образе Божьем, к которому можно обратиться со словами веры, была очень большая. Поэтому крестьяне рисовали на гутном (ручной работы) стекле. Раньше краски не смешивали, поэтому «скляный образ», как в народе называли икону на стекле, получался ярким и радостным, созвучным веселым малоросским песням.
«В крестьянских хатках было темновато, и скляный образ был как духовное окно в комнате, луч небесного света в доме», — отметил на открытии выставки директор музея протоиерей Геннадий Беловолов. У икон на стекле судьба трагическая – они ведь хрупкие, а при советской власти их разбивали целенаправленно! Но все же часть старинных икон сохранилась, сейчас они в большинстве своем находятся в музеях и частных коллекциях. Так, в 2007 году в Москве проходила выставка склянописи из коллекции тогдашнего президента Украины Виктора Ющенко.
Архитектор по образованию, Галина Кузнецова увлеклась писанием икон на стекле в 2001 году.
О художнице:Галина Кузнецова родилась в г.Прокопьевск Кемеровской обл. в 1960 г. В 1990 г. закончила архитектурный факультет Харьковского ИСИ. Училась у В.Н.Куликова и М. Н .Добрянской. Работала архитектором в проектном институте в г. Калининграде. В 1997 — 2007 г. жила в Киеве. С 2007 г. живет в Санкт-Петербурге. Участвует в художественных выставках с начала 90-х. С 2011 г. — член творческого Союза художников IFA. Работы находятся в Киевском музее декоративно-прикладного искусства, в Государственном музее художественной культуры Новгородской земли, в Псковском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, в частных коллекциях России, Германии, Израиля, Англии, Греции, Украины.
«Скляный образ», созданный южнорусским крестьянином, не знавшим грамоты и порой не читавшим Святого Писания, помогал в старину встретиться с Евангельскими истинами. Работая над копиями, я чувствую естественную связь с прошлым, и как оно может одухотворять современную жизнь», — рассказывает художник. Технику осваивала сама, по наитию. Сначала делала масляными красками, но масло долго сохнет и плохо соединяется со стеклом. Сейчас использую прежде всего темперу. Как основу использует обычное стекло толщиной 3 мм. Стекло обезжиривается, сверху кладется слой желатина. Потом делают обводку пером (раньше писали гусиным пером). Затем делают объемы, лик, а затем закрашиваются все внутри контура — тела, платье. Фон рисуется отдельно. Сложность заключается в том, что если обычная икона пишется от фона – к лику, то в склянописи художник наращивает слои в обратном порядке. То есть стекло расписывается в зеркальном отображении на «изнанке» и в обратной очередности наложения мазков. Порой под стекло на место нимба подкладывают фольгу. Последний слой – лак, чтобы закрепить рисунок.
Как и старинные образцы склянописи, работы Галины Кузнецовой наполнены светом. Примитивные по стилю, яркие по цвету, сияющие, лики святых и библейские сцены пронизаны искренней и радостной верой. Две иконы были написаны специально для выставки в Кронштадте – скляный образ с ликом св.Иоанна Кронштадтского и образ Божией Матери «Азъ есмь съ вами и никто же на вы…». Эти две иконы, а также икону Георгия Победоносца, Галина Кузнецова передала в дар музею.
Символично, что выставка южнорусского искусства открылась в Кронштадте в День Переяславской Рады. В этот день в 1654 году на городской площади Переяславля прошло собрание казачества под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого, на котором было всенародно принято решение об объединении территории Войска Запорожского с Русским Царством, закрепленное вечной присягой на верность царю. С этого началось объединение Малой и Великой Руси. «Этой выставкой мы хотим показать, что для нас Южная Русь не заграница, а ее жители — не чужие люди. У нас общая вера, общая история и общее искусство. Эта выставка открывает нам наше общее наследие. Пусть она станет культурным мостом между нашими народами», — подытожил встречу на вернисаже о. Геннадий.
Закроется выставка «И на земле мир…» в Прощенное воскресенье.
Музей работает ежедневно, кроме вторника, с 12.00 до 17.00.
Вход свободный.
LiveInternetLiveInternet
Техника изготовления икон на стекле в Украине, в отличие от Западной Европы, где их аналогами были витражи, или от Словакии, Румынии, Польши, освоена недавно — только в 19 в. Однако вскоре, в 20 в., во время антирелигиозных войн советского времени, стеклянная народная икона была практически уничтожена. Тогда их просто крушили — даже в музеях; еще и сейчас на многих репродукциях видны эти уродливые рубцы.
Чаще иконы на стекле встречались на Буковине, в Закарпатье, в некоторых районах Галичины и Волыни. На стекле народные художники изображали не только святых, Богородицу или Христа, но и разнообразные сценки из народной жизни. Самые сюжеты — это Св. Николай, Юрий на лошади, проезд пророка Ильи небом, Параскева Пятница, Варвара, Екатерина, Покрова Богородицы, Притча о богаче и убогого Лазаря. Христианский центр дома, куда ставили такие иконы, обычно украшался расшитыми полотенцами и цветами. Рисовали такие иконы не монахи, а простые крестьяне. В деревне всегда встречаются одаренные люди. Технология создания икон на стекле была очень простой, ее легко можно было изучить. Иногда на стекле даже не рисовали, а просто наклеивали определенную репродукцию. Секреты стеклянных икон передавались от отца к сыну, ведь это было делом. Фигуры и лица святых рисовали мужчины, а женщины и дети дописывали фон, цветы, наряды. Порой стеклянные иконы покупали в магазинах, приносили такого «бога» в дом, ставили на «богивку», и впоследствии икона становилась дорогой, намоленной , оберегом дома. Самый известный самодеятельный художник, который создал уникальную, искусную стеклянную иконопись — Иван Сколоздра. Много и профессиональных художников работали в этой области. Художественные средства иконы на стекле пытались возродить львовские художники Ярослава Музыка и Маргарита Сельска, керамик Роман Петрук, ужгородская художница Надежда Кириллова, на Гуцульщине работал мастер Петр Столащук. Во Львовском крае художник Тарас Лозинский сделал из стекла даже целый иконостас. С 2001 года начала осваивать этот жанр и киевская художница Галина Кузьменко-Кузнецова. Ее живописные, оживленные, радостные произведения не только хранятся в частных коллекциях, но и украшают часовни и церкви.
Где Вы научились писать иконы на стекле?
Особых традиций написания иконы на стекле нет, никаких специальных технических нюансов знать не надо. Начала сама, по наитию. Единственно, на первых порах тушь на стекле растекалась. Но потом моя подруга в Харькове, которая также писала иконы на стекле, подсказала, что надо покрыть стекло тонким слоем желатина.
Остальное делается по наитию — где-то что-то встретишь, так постепенно и осваивала дело, разбиралась в нем. К примеру, однажды увидела румынскую картину, так там иконописец держит в руках кисточки, так я узнала, что румыны используют при рисование скляных икон кисточки, а вот в Украине работают с тонко заточенным гусиным пером.
В такой теме, как иконы на стекле, приходится все додумывать самой, потому что книг написано очень мало, в основном альбомы, да и те не редко на французском или на румынском. Из многих этих книг я и беру сюжеты — много румынских тем.
А какие краски Вы используете?
Сначала делала масляными красками, но масло долго сохнет. Сейчас использую гуашь и темперу. В народных иконах использовали масло, и оно то же долго сохло — написано, что месяцами.
Поделитесь технологическими тонкостями, или это профессиональный секрет?
Конечно, поделюсь, да и секрета здесь никакого нет. Это дело научаемое, освоит любой человек, хоть немного одаренный художественно. На стекло может накладываться 3-4 слоя. Сначала делают обводку пером. Потом делаем объемчики — по ручкам, лик, а затем белой красочкой закрашиваются все внутри контура — тела, платье. Фон рисуется отдельно. Конечно, рисуется все зеркально, порой под стекло на место нимба подкладывают фольгу.
Сверху покрываете лаком?
Да, я делаю лак, потому что рисую темперой и гуашью, чтобы как-то рисунок закрепить. Хотя сохраняются стеклянные иконы хорошо, они долговечные. А в народе масляной краской красили, и лак уже был не нужен.
Где можно было встретить иконы на стекле в народе?
Где угодно, даже в еврейских лавках. Были скупщики, которые ходили по селам и скупали иконы. Они и так недорого стоили. А когда оптом, вообще за бесценок отдавали.
Мне технология народной иконы напоминают современный ксерокс, потому что они делали очень много и очень быстро. Бралась картиночка, на нее накладывалось стеклышко и очень быстро делался рисунок. Второе стекло — опять отпечаток.
Что поражает в народных иконах, так это легкие витиеватые линии, они, как танцуют, они воздушные, сказочные, такой легкости, кстати, добиться очень трудно. Я только сейчас чувствую, когда сделала уже довольно много икон, что линия пошла свободнее.
Первые Ваши иконы были в крещальне, в барабане под куполом. Вы не могли бы подробнее рассказать об этом?
Это была часовня-крещальня при храме Дмитрия Солунского в селе Кривец Черкасской области, архитектор Юрий Кузнецов, а построена она в 2001 году. Заказчиком было частное лицо.
В барабанчике было восемь окошек, и там я изобразила четыре евангелиста и четыре херувимчика. Тогда я не знала еще, что надо тонким слоем желатина покрывать, что только я со стеклом не делала — и святой водичкой даже на него капала. Конечно, с моей стороны это было самозванством взяться за такое.
А освящение часовни было богатым — привезли хор из Лавры, целый автобус певчих. Сделали сельские бабушки торт в виде часовни. У меня с тех пор появилась идея, хорошо бы расписать внутри храм в стиле народных икон из стекла. Пока это задумка, наверное, время не пришло ей осуществиться.
Какие Ваши любимые цвета?
Красный, желтый, синий — основные открытые цвета. Сложных цветов в народных иконах нет, они кажутся нам сложными из-за того, что выцвели да выгорели. Раньше краски не смешивали. Еще народные умельцы делали заплывы краски на краску, к примеру, белая краска могла выходить за лицо, что давало красивый эффект. Они покрывали довольно широко, выезжая за контур, чего я пока боюсь делать, нет пока лихости народной.
Как восприняли Вашу выставку пациенты реабилитационного отделения?
Восприняли это на своем уровне живо. Эти иконы сделаны наивными людьми и рассчитаны на восприятие наивных людей. Некоторые даже отождествляли себя с образами, которые изображены на иконах.
Но сейчас участь народного иконописания — не церкви и даже не дома, а коллекционеры, искусствоведы и эстеты, то есть иконы во многом потеряли статус сакрального и превратились просто в эстетику.
Вы считаете, что в храмах иконы на стекле не будут ставить?
Нет, почему же, ставят, но не часто. Я, к примеру, подарила священнику из Ивано-Франковска, он повесил, и все время мне говорит: «Висит Ваш Николай, Галина-матушка». А второй священник румын, совпадение такое, так он вообще счастлив, потому что Никола тот румынский оказался.
Свято-Никольский собор (Армавир)
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 9 февраля 2019 года. |
В этой статье нет географических координат. Вы можете помочь проекту, найдя и добавив их в статью с помощью шаблона {{coord}}. |
Свято-Никольский собор — кафедральный храм Армавирской епархии.
История
История Николаевского храма — это, по сути, история двух храмов в честь святителя Николая: Николаевской церкви (1884—1939) и Свято-Никольского кафедрального собора (1996- до настоящего времени).
Николаевская церковь
После проведения в 1875 году через Армавир Владикавказской железной дороги сюда устремился поток переселенцев из различных российских губерний. Основную массу иногородних жителей составляли русские крестьяне, торговцы и ремесленники. Не имея первоначально в селении собственной церкви, православные вынуждены были отправляться в ближайшую станицу Прочноокопскую, что в условиях бездорожья часто представляло собой непосильную задачу.
В 1884 году на собранные русскими средства на одной из площадей селения был сооружен небольшой молитвенный дом во имя святителя Николая Чудотворца Мирликийского (сегодня на этом месте находится парк им. 30-летия Победы). Первым православным священником здесь стал Александр Николаевич Осецкий. Вскоре рядом была заложена каменная Николаевская церковь, торжественное освящение которой состоялось в 1892 году. Инициаторами и щедрыми жертвователями строительства являлись русские купцы: Г. И. и С. П. Меснянкины, Н. Г. Локтионов, П. А. Лысоконенко, Ф. Т. Руднев, И. М. Месенев и А. И. Тимонин. После начала богослужений в новом храме в здании молитвенного дома открылись мужская и женская церковно-приходские школы.
Первоначально Николаевская церковь была невелика и вмещала около 800 прихожан. Впоследствии усилиями ктитора Н. Г. Локтионова храм был значительно перестроен и расширен так, что на службе уже могли присутствовать до 2000 верующих. Над церковью вознеслись 9 лазурных куполов, на которых искрились маленькие золотые звездочки. Кроме главного престола во имя св. Николая появляется придел в честь Казанской иконы Божией Матери.
После долгих препирательств Армавирское сельское общество отвело православным обширную площадь вокруг церкви, на которой был разбит прекрасный сквер. На собранные верующими средства территория была обнесена капитальной металлической оградой на каменном цоколе. Для главных ворот здесь сооружается высокая парадная арка с куполом и иконой св. Николая.
В 1939 году в соответствии с постановлением Армавирского городского Совета храм был уничтожен. В наши дни Николаевская церковь возродилась, и хотя её облик далек от прежнего, кажется, будто она стояла здесь всегда.
Николаевская религиозная община без Николаевского храма
Судя по материалам протоколов заседания президиума Армавирскогогорсовета в 1933 г. группы верующих православно-канонического направления при Николаевской церкви и Свято-Троицком храме совместно арендовали часть армянской Успенской церкви. Сама же Никольская церковь была закрыта, а её здание приспособлено под культурно-просветительные нужды.
7 декабря 1944 г. Николаевская религиозная община была вновь зарегистрирована в исполкоме Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся. Её настоятель протоиерей Валериан Маляровский заключил договор с армавирским исполкомом о приеме в бессрочное бесплатное пользование одноэтажного церковного здания с находящейся в ней сторожкой и служебными предметами по ул. Кирова, 5 (часть здания армянской Успенской церкви).
В октябре 1962 г. Николаевскую религиозную общину вновь сняли с регистрации, и протоиерей Василий Чёрный был вынужден сдать церковные ценности и материалы церковному совету.
Свято-Никольский кафедральный собор
2 июня. 1992 года отделом юстиции был зарегистрирован Устав Армавирского Свято-Николаевского прихода Краснодарской епархии Русской Православной Церкви.
В начале 1994 года в письме Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II от атаманов Лабинского отдела Е. А. Беспятова и Армавирского казачьего округа В. Н. Ищенко, протоиерея Сергия Токаря, председателя церковно-приходского Совета Н. Г. Самбурова, председателя казачьей женской обществвенной организации сестричества «Казачка» была изложена просьба о восстановлении Свято-Никольского собора.
26 мая 1996 епископ Майкопский и Армавирский Филарет назначил протоиерея Геннадия Волкова настоятелем общины несуществующего Никольского храма.
12 сентября. 1996 Армавирская городская Дума принимает решение № 125 «О передаче здания по улице Комсомольской, 121-а (фотоателье) и прилегающей территории Свято-Никольскому приходу». В решении было сказано:
1. Администрации города в срок до 1 октября 1996 г. осуществить передачу здания, расположенного по ул. Комсомольской, 121-а (фотоателье) и прилегающей территории Свято-Никольскому приходу для открытия молитвенного дома и восстановления храма.
2. Объявить народной стройкой восстановление Свято-Никольского храма».
1 октября 1996 года глава администрации города Армавира (Г. Ю. Королев) подписал постановление № 1843 «О передаче здания по ул. Комсомольской, 121-а и прилегающего земельного участка Свято-Никольскому приходу». В этот день протоиерем Геннадием Волковым было совершено первое богослужение.
15 января 1998 года Армавирская городская Дума принимает решение № 148, в соответствии с которым Свято-Никольскому приходу было определено место для возведения храма в центральной исторической части города. Причем вопрос стоял о строительстве нового храма, а не о восстановлении когда-то существовавшего (восстановление предполагает воссоздание старого облика в том же месте и в тех же объёмах), что в условиях сложившейся застройки привело бы к разрушению городской инфраструктуры центра.
Был разработан эскизный проект храма, сделаны расчеты.
28 ноября 2000 года городской отдел капитального строительства выдал Свято-Никольскому приходу разрешение на начало строительных работ.
19 апреля 2004. в выстроенном Никольском храме совершается первая Божественная литургия.
В конце 2006 года вокруг Свято-Никольского храма устанавливается ковано-сварное ограждение, в парке идут озеленительные работы.
В апреле 2011 года на колокольне Свято-Никольского собора установлены колокола. Они изготовлены на средства Алексея Викторовича Борисова в Каменск-Уральском (товарищество «Пятков и Ко»).
5 февраля 2012 года митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор (Кириченко) совершил освящение Свято-Никольского собора.
В 2013 году в главном приделе собора установлен новый иконостас, выполненный донскими мастерами в древнерусском стиле. Иконостас имеет 46 икон разной величины. Помимо иконостаса храм украшен 7 новыми киотами.
12 марта 2013 Священный Синод на своем заседании постановил: «Образовать в административных границах города Армавира, а также Гулькевичского, Курганинского, Лабинского, Мостовского, Новокубанского, Отрадненского, Успенского и Усть-Лабинского районов Краснодарского края -Армавирскую епархию.
17 апреля 2014 в Армавир прибыл управляющий Армавирской епархией, Преосвященный епископ Армавирский и Лабинский Игнатий. Торжественная встреча состоялась в Свято-Никольском кафедральном соборе. Так же в 2014 году собор официально получил статус кафедрального.
27 сентября 2018 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в Свято-Никольском кафедральном соборе Божественную Литургию.
5 ноября Епархиальный Совет Армавирской епархии под председательством епископа Армавирского и Лабинского Игнатия (Бузина) освободил протоиерея Геннадия Волкова от должности настоятеля Свято-Никольского кафедрального собора за допущенные им ошибки при подготовке собора к визиту Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, назначив священника ключарем собора. Настоятелем Свято-Никольского кафедрального собора стал епископ Армавирский и Лабинский Игнатий (Бузин).
Чудо в Армавире
В Свято-Троицком соборе г. Армавира икона Божией Матери Млекопитательница чудесным образом отобразилась на стекле киота.
18 марта 2011 года в Свято-Троицком соборе г. Армавира Краснодарского края произошло чудо. Прихожанами было обнаружено, что икона Божией Матери Млекопитательница (большая, потемневшая от времени, которая из-за ремонта храма временно находилась в хранилище), чудесным образом отобразилась на стекле киота. Сама же икона за короткое время обновилась буквально на глазах верующих и теперь играет яркими цветами красок и золотом нимбов. Когда люди с благоговением прикладывались к иконе без стекла, даже чувствовался запах свежих красок. Вот так дивный Художник прямо на наших глазах совершил еще одно чудо Своей милости.
20 марта во время проповеди на Божественной литургии настоятель Свято-Троицкого собора протоиерей Сергий Токарь рассказал пастве об обстоятельствах обретения чудесного образа.
18 марта в соборе с утра кипела работа. Для размещения на стенах храма из хранилища доставались иконы, которые в связи с проводимым капитальным строительством временно были убраны. Иконы, многие из которых старые, писанные маслом, намоленные, бережно протирались от пыли и развешивались прихожанами на стены храма. Проводить эту работу в новом приделе собора настоятель поручил двум воспитанникам духовно-нравственного центра реабилитации алкоголиков и наркоманов имени святого Михаила Лекторского при Свято-Троицком соборе. Один из них бывший наркоман, другой – бывший алкоголик. Они-то первыми и обнаружили, что частичная непрозрачность стекла киота иконы Богоматери Млекопитательница не результат его запыленности, а явление нового нерукотворного образа Пречистой.
Вот так Господь, явив первым Своё Чудо людям многими отверженным, снова, как тогда, 2000 лет назад, так и теперь, пришел к грешникам и мытарям, то есть к нам с вами.
И теперь в новом приделе армавирского собора во имя Святой Троицы рядом находятся две чудотворные иконы Богородицы: одна – писанная иконописцем – красками, другая, нерукотворная, созданная Самим Господом.
Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор отозвался об этом чудесном событии как о милости Божией к нам. И это действительно так. Вместо того, чтобы наказывать нас за наши грехи и беззакония, Господь оказывает нам милость, подавая нам через чудотворные иконы Свою благодатную помощь.
Копия иконы Богородицы Млекопитательница, с которой произошло чудесное преображение, по свидетельству старейших прихожан, находится в соборе с давних пор. Собор был освящен в 1916 году и, предположительно, копии иконы также около ста лет, и написана она, вероятно, на Афоне.
Оригинал всех списков с иконы находится на святой Афонской Горе, в Хиландарском сербском монастыре. Когда-то, в VI веке, святой Савва Освященный предсказал, что со временем посетит его Лавру близ Иерусалима царственный паломник из Сербии, тоже Савва, и что чудотворная икона Богородицы Млекопитательница будет дарована ему от Лавры в благословение. Святой Савва Освященный отошел ко Господу в VI веке, а в XIII веке прибыл в Палестину Святитель Савва Сербский. Ему было передано пророческое завещание святого Саввы Освященного, и Лавра благословила его иконой Богоматери Млекопитательница. Возвращаясь в Сербию, святой Савва Сербский передал икону в свой Хиландарский монастырь на Святой Горе Афон. И с тех пор икона Божией Матери Млекопитательница – благословение Сербии.
Мы не можем знать точно, для чего Господь посылает свои милости, но всегда они даются нам в укрепление веры и ободрение. Пусть же ободрятся и братья наши сербы, для которых 24 марта – скорбная дата, 12-я годовщина вооруженной агрессии НАТО против Югославии.
Ведь Господь посылает нам Свои милости. А если Бог с нами, то кто против нас?!
Об авторе. Майор внутренней службы Алексей Юрьевич Петрик – начальник отдела специального учета в следственном изоляторе 2 УФСИН России по Краснодарскому краю (г. Армавир). Преподает в Армавирском Православно-социальном институте на кафедре гражданского права и процесса. Прихожанин Свято-Троицкого собора в г. Армавире.
Добавить комментарий