Святой амвросий медиоланский
Содержание
- Милан. Базилика Святого Амвросия и самое поразительное презепе
- Базилика Святого Амвросия в Милане (Basilica di Sant’Ambrogio)
- История церкви Святого Амвросия в Милане
- Экстерьер церкви Святого Амвросия в Милане
- Интерьер церкви Святого Амвросия
- Почитание святителя Амвросия Медиоланского в Милане
- Базилика Св. Амвросия
- Что посмотреть
- Практическая информация
- святитель Амвросий Медиоланский
Милан. Базилика Святого Амвросия и самое поразительное презепе
Справа от алтаря находится сокровищниц базилики, за вход в которую надо традиционно заплатить три евро. Мы не поскупились и пошли посмотреть сокровищницу, чему я очень рада, потому что именно здесь пережила невероятно момент катарсиса, когда всколыхнулись все чувства и слезы полились из глаз.
Сначала я увидела барочную боковую капеллу — к счастью, так не «украсили» всю романскую базилику
А в другой капелле сфотографировала красивую мозаику, как я тогда подумала — кто-то пытался воспроизвести здесь великие мозаики равеннских соборов, потому что очень было похоже. Но позже я узнала, что ошибалась, и эта мозаика столь же выдающаяся, как и мозаики Равенны. Вместе с другими мозаичными ансамблями V в в Италии в Риме, Равенне, Неаполе эта мозаика представляет самые ранние, немногочисленные дошедшие до нас образцы церковной живописи, относящиеся к первому веку официального христианства.
Мозаика «Золотое небо» V век покрывает купол и стены капеллы Сан Витторе, построенной над могилой мученика Виктора Мавра. Купол капеллы выложен золотой смальтой. Слева на стене в полный рост изображен святитель Амвросий Медиоланский, которому посвящена базилика, а слева и справа от него мученики Гервасий и Протасий, чьи мощи он обрел. Амвросий приказал построить эту базилику для мощей Гервасия и Протасия в 386 году, а после смерти епископа Амвросия базилика была переосвящена в Сант Амброджо. Мощи Гервасия, Протасия и Амвросия сейчас можно увидеть в крипте под церковным алтарем
Остатки фрески с коленопреклоненным ангелом, который уже мне кажется больше относится к ренессансному периоду
Четыре капители с листьями VIII в
Фрагмент мраморной мозаики IV в с агнцем, которая украшала апсиду изначальной базилики
Урна невинных работы ломбардских золотых дел мастеров 1449 года украшена серебряными барельефами и синей эмалью
На основных поверхностях сцены из жизни Христа, а по бокам францисканские и миланские святые. Святое семейство и сцена Рождества Христова
Три волхва — Мельхиор, Каспар и Бальтазар — идут поклониться рожденному Спасителю, путь им указывает Вифлеемская звезда. Эта традиция трех царей-магов с именами возникла в Средневековье и характерна для католической церкви, в православной церкви у них нет титулов, имен и конкретного количества. В другой древней церкви Милана — базилике Сант Эусторджо культ этих трех магов, так как согласно преданию в IV веке из Константинополя в Медиолан были перенесены мощи трех магов, а в начале XII века их перевезли в Кёльн
В витрине было выставлено неаполитанское презепе XVIII в — яркое, праздничное, богато украшенное, все фигурки пышут жизнью и южным солнцем
А потом я перевела взгляд на соседнюю стену и что-то щелкнуло в голове, я почувствовала странный диссонанс, которого не могла понять. Что за непонятное презепе? Почему такие изможденные и пугающие лица у фигурок? Особенно контраст был заметен после жизнерадостных розовощеких персонажей неаполитанского презепе
Что за странная фантазия? Я пялилась и не могла понять своих чувств. И даже не сразу заметила на заднем и переднем фоне колючую проволоку. Именно притягивали угловатые и суровые лица фигурок, их пугающие глаза, шерстистая овечка
И только когда я начала читать небольшой информационный листок, я поняла. Это сцена Рождества, которую создали заключенные фашистского концлагеря Wietzendorf в 1944 году. Нож бойскаута, пара маленьких ножниц, дверные петли, используемые в качестве молотка, тусклый свет маленькой лампы, на топливо для которой тратилась крохотная ежедневная пайка маргарина — при помощи таких инструментов было создано это невероятное презепе
Фигурки вырезаны из дерева, а фоном служит колючая проволока. Одежду смастерили из тех скудных запасов, которые еще оставались у заключенных, может это были памятные подарки от любимых: лоскутки серо-зеленой рубашки, кожи ягненка, полосатый хлопок от сумки с туалетными принадлежностями, обрывки рясы капеллана. Святой младенец сделан из шелкового платка. Это шедевр, который по силе эмоционального воздействия можно сравнить с Пьетой Микеланджело, я стояла, вглядывалась в эти лица, похожие на автопортреты, и слезы ручьем лились из глаз
В канун Рождества 1944 года это презепе было установлено перед импровизированным алтарем, покрытым итальянским флагом, который сохранился у капеллана Дона Коста. И служили праздничную мессу…
Очищенная эмоциональным взрывом, я вышла из сокровищницы в пронизанное солнечными лучами пространство этой древней церкви
В лучах предвечернего солнца капители заиграли новыми богатыми красками. Если в первый раз планируете ехать в Милан, рекомендую вторым или первым пунктом записывать посещение базилики Сант Амброджо, станция метро так и называется Sant’ Ambrogio.
Базилика Святого Амвросия в Милане (Basilica di Sant’Ambrogio)
Базилика Святого Амвросия или Амвросианская базилика в Милане, также известная как базилика Сант-Амброджо (Basilica di Sant’Ambrogio) — одна из древнейших церквей Милана, расположенная в историческом центре города, фасадом, выходящая на одноименную площадь (Piazza Sant’Ambrogio).
История церкви Святого Амвросия в Милане
Базилика была воздвигнута святым Амвросием в 379-386 годах, в том месте, где были похоронены многочисленные мученики римских гонений, поэтому, первоначально базилика носила название базилика Мучеников (Basilica Martyrum).
Когда святой Амвросий прибыл в Милан, местные церкви находились в конфликте между арианством и Никейским символом веры. Амвросий твердо поддерживал никейскую сторону конфликта и хотел склонить северную Италию к про-Римской стороне. Отражение его видения мира нашло в проповедях и строительстве. Так, Амвросий построил три или четыре церкви, окружающие Милан, одной из которых и являлась базилика Мартирум (позже переименованная в его честь).
На протяжении столетий после строительства церкви, храм неоднократно подвергался реставрациям и реконструкциям. Предполагается, что свой нынешний вид святыня начала приобретать в 12-м веке, именно тогда здание было перестроено в романском стиле.
В августе 1943 года бомбардировки союзников сильно повредили базилику, в частности апсиду и окрестности. В результате этого было построено новое здание, окрашенное в розовый цвет, для размещения офисов аббата и музея.
Первоначально базилика находилась за пределами города Милана, но в последующие столетия город сильно разросся, так что храм стал располагаться практически в центре. Тогда же базилика стала центром религиозной жизни и общиной канонов, созданной в церкви. В 789 году в базилике был основан монастырь. Однако каноны сохранили своё сообщество, вместо того, чтобы исчезнуть. Каноны находились в северном здании, в монастыре канонов, а монахи — в двух южных зданиях. Две отдельные религиозные общины разделили базилику. В 11-м веке каноны приняли приказы и стали Канонами Регулярными. В настоящее время существуют два отдельных монашеских ордена, которые следуют различным правилам.
Амвросианская базилика и по сей день всё так же считается символом истории, веры и поклонения. Она весьма посещаема среди туристов.
Экстерьер церкви Святого Амвросия в Милане
Церковь, в основном, построена в кирпичной кладке разного происхождения и цвета, частично присутствует камень и белая штукатурка.
В базилике есть несколько входов и также выходов. Перед главным входом располагается длинный атриум, а по бокам — две башни различной высоты. Именно эти башни символизируют разделение базилики. Башня с правой стороны носит название Башня Монахов (Torre dei Monaci) и использовалась монахами, в целях призыва верующих к молитве. В то время у канонников не было своего колокола, а в монашеский им звонить не разрешалось. Так, в 12-м веке была построена вторая (левая) башня принадлежащая канонам. Именно по этой причине башня канонников выглядит более изящно, и она выше, ну а как иначе, это тоже своего рода соревнование, каждый хотел чем-то выделиться и быть лучше.
Интерьер церкви Святого Амвросия
Внутренний интерьер главного зала довольно прост, но элегантен, здесь массивные колонны и арки, а под куполом, в последнем промежутке нефа, находится пресвитерий, в центре которого расположен главный алтарь. Алтарь имеет четыре столбца и барельефы с четырех сторон, изображающие Христа со Св. Петром и Паулюсом (лицевая сторона), Св. Амвросий получает дань от двух монахов, при присутствии святых Гервасия и Протасия (тыльная сторона), святой Бенедикт получает дань уважения от двух монахов (слева), а Св. Схоластика получает дань от двух монахинь (правая сторона).
Также в главном зале можно видеть Колонну змея (colonna «del serpent»). Согласно популярной традиции на гранитной колонне, возможно, принадлежащей базилике в 4-м веке, изображена бронзовая змея. Фактически, артефакт, вероятно, византийского происхождения был создан в 11-м веке, однако точная дата неизвестна.
Поздняя колонна и фото интерьера базилики
Под алтарем расположена крипта, построенная в 9-м веке для размещения останков трех святых: Амвросия, Гервасия и Протасия. Нынешний вид склепа датируется 18-м веком. Скелеты святых до сих пор поятся в крипте, они находятся в серебряном саркофаге, и их видно через боковое стекло.
Также в базилике есть несколько капелл:
Cappella di Santa Savina (часовня Санта-Савины)
Cappella del Sarco Cuore (часовня Сарко-Куоре)
Cappella di Santa Marcellina (часовня Санта-Марселлина)
Cappella dei Santi Bartolomeo e Satiro (часовня Святых Варфоломея и Сатира)
Базилика имеет небольшой внутренний двор
В шаговой доступности от церкви можно видеть такие достопримечательности Милана как:
Храм Падших (Sacrario dei Caduti) или, как бы странно ни звучало, но монумент также носит название (оригинальное название) Храм Победы (Tempio della Vittoria). Храм был открыт 4 ноября 1928 года в связи с первой десятой годовщиной окончания Первой мировой войны и Победой над австрийцами — событием, из которого вышло одно из названий памятника.
Католический университет Святого Сердца (Universita Cattolica del Sacro Cuore). Является итальянским частным исследовательским университетом, основанным в 1921 году. Каттолика, с ее пятью аффилированными кампусами, является крупнейшим частным университетом в Европе и крупнейшим католическим университетом в мире. Главный кампус университета расположен в Милане, с аффилированными кампусами в Брешии, Пьяченце, Кремоне и Риме.
Внутренний двор университета
Почитание святителя Амвросия Медиоланского в Милане
Святитель Амвросий Медиоланский. Мозаика. V в. Паломники и гости Милана без труда находят в городе древнюю Амвросиеву церковь–базилику Сант-Амброджио (basilica di Sant’Ambrogio), которая расположена на площади, носящей имя святого, рядом с Музеем науки и техники и остановкой «Sant’ Ambrogio» второй, «зеленой», линии метро. Базилика была построена в 379–386 годах самим святителем Амвросием Медиоланским († 397) на развалинах бывшего языческого храма. Место выбрано не случайно: здесь были обнаружены захоронения первых христианских мучеников, поэтому церковь сначала называлась базиликой мучеников (basilica martyrum). Базилика была освящена первоначально во имя мучеников Хрисанфа и Дарии, а затем – во имя мучеников Гервасия и Протасия, мощи которых были в 380 году чудесно обретены святителем Амвросием. После блаженной кончины святителя церковь стала носить имя ее основателя и называться Амвросиевой базиликой.
Святитель Амвросий в Медиолане (таково латинское название современного Милана) признавался святым еще при жизни. Широкое почитание святителя Амвросия как на православном Западе, так и на православном Востоке возникло сразу же после его кончины, о чем свидетельствуют появившиеся уже в V веке латинские и греческие жития. Подвижническая жизнь, увенчанная высокими добродетелями, блистательное красноречие и христианское мужество, наконец, многие сочинения принесли святителю Амвросию заслуженную славу не в одной только Италии и Галлии, но и в Греции, Малой и Передней Азии, в Египте и других странах.
Амвросий Медиоланский почитается как святой Православной (память 7/20 декабря) и Католической Церквами (память 7 декабря). Миланцы свято чтят своего небесного покровителя, мозаичные и живописные портреты которого, а также скульптурные изображения можно часто встретить на фасадах старинных домов, на улицах и площадях «северной столицы Италии», как часто называют Милан, административный центр крупного региона страны – Ломбардии.
Удачное месторасположение города, основанного еще кельтами приблизительно в 600 году до Р.Х. в Паданской равнине, способствовало его быстрому развитию: через город проходили пути, ведущие через Альпы в землю франков (ныне часть территории Германии). Около 222 года до Р.Х. город завоевали римляне, они и дали ему название Mediolanum (от medio – посередине, planum – равнина, т.е. «посреди равнины»).
Статус города как одного из главных городов Римской республики, а впоследствии и империи быстро укрепился, и вскоре город стал административным центром Цизальпинской Галлии. С распадом империи в IV веке город становится столицей западной части Римской империи. Именно здесь, в Милане, в 313 году император Константин Великий возвестил знаменитый эдикт («Миланский эдикт»), разрешивший свободно исповедовать христианскую религию.
Амвросиева базилика – самая красивая из сохранившихся церквей романского периода – приобрела свой нынешний вид после нескольких перестроек в 1099 году. В современных итальянских справочниках она называется «блаженным уголком мира, покоя, искусства и размышлений». Справедливость этих слов ощущаешь сразу, как только, пройдя через входные ворота базилики, оказываешься в небольшом каменном дворике с портиками – Атрио ди Ансперто: отсюда открывается величественный фасад этого древнего церковного сооружения. По преданию, святой Амвросий, горячо любимый горожанами епископ, обращался с балкона базилики к верующим с проповедями.
Путеводитель по базилике рассказывает, что первоначально ее здание своими внешними формами повторяло форму Гроба, в котором три дня находилось тело распятого, а затем воскресшего Иисуса Христа. Внутреннее же убранство базилики символизировало «начало новой жизни христианина после принятия им таинства крещения».
Крипта базилики издавна была местом притяжения для многих христиан, стремящихся поклониться мощам святого Амвросия. После кончины святитель Амвросий упокоился в любимом им Медиолане, в котором более 20 лет был епископом, под жертвенником, где были погребены мученики Гервасий и Протасий.
Базилика святителя Амвросия Медиоланского в Милане Из истории базилики известно, что в 823 году епископ Ангильберт II (824–859) распорядился извлечь мощи святых, почивавших в двух отдельных гробницах, и поместить в одну порфирную урну-саркофаг и мощи святых Гервасия и Протасия, и мощи святителя Амвросия. Вероятно, тогда же святитель Амвросий был прославлен в лике общецерковных святых, поскольку память его совершается с IX века. Спустя десять столетий, когда Милан готовился отметить 1500-летие преставления святителя Амвросия, подлинность его мощей была подтверждена учеными-археологами. В 1897 году святые мощи Амвросия, а также Гервасия и Протасия поместили в специально сделанный для них серебряный мощевик. На мощевике – изображения трех святых, святитель Амвросий – в центре, между святыми Гервасием и Протасием.
Святого Амвросия Медиоланского изображали на своих картинах многие европейские художники, в том числе Питер Рубенс и Антонис ван Дейк, а также миланский художник Камиллио Прокаччини. Самым известным считается полотно великого фламандца Рубенса, хранящееся в Бельведерском дворце в Вене: на картине запечатлена встреча святителя Амвросия с императором Феодосием в портике медиоланской базилики.
В искусстве Западной Европы святой Амвросий представляется обычно старцем в епископском облачении, с посохом, нередко с палицей – матерчатым ромбом, символом духовного оружия, а также с бичом в руке – символом победы святителя над арианами и язычниками. Есть другие изображения, на которых Амвросий изображен с двумя костями в руке – в знак открытия им мощей святых мучеников Гервасия и Протасия.
В миланской базилике можно обнаружить и самые ранние изображения святого Амвросия: на мозаике «Золотое небо» (около 470 г.) в капелле Сан-Витторе; на уникальном «Золотом алтаре» (около 840 г.), на мозаике IX века в центральной апсиде базилики и на кивории, датируемом второй половиной XI века. На мозаике капеллы святой представлен в рост, между мучениками Гервасием и Протасием; он облачен в хитон, фелонь, на груди святителя крест; черты лица его индивидуализированы. Рельефы «Золотого алтаря», называемого миланцами «самым драгоценным в мире алтарем» – его украшают более 4 тысяч драгоценных камней, посвящены разным событиям из жизни святого Амвросия: от рождения, посвящения в епископы до смерти и вознесения его души на небо.
Если внимательно вглядеться в мозаичный портрет святителя Амвросия, то можно заметить, что лицо святого на мозаике диспропорционально. Некоторые искусствоведы считают, что это связано с недостаточным мастерством художника. Конечно, портрет, датирующийся V веком, не может быть прямым изображением святого, но он отражает сохранившиеся в то время рассказы о характерных особенностях лица святого Амвросия. Об этом же говорят и старые путеводители по Милану. Так, англичанин Генри Волан Мортон в своей книге «Путешественник в Италии» рассказывает о некоторых выводах антропологов, исследовавших в конце XIX века мощи святого Амвросия: один из верхних зубов святителя глубоко ушел в череп под глазом, поэтому левый глаз святого Амвросия был выше правого. Эта характерная диспропорция лица святого Амвросия встречается и на изображении в медальоне XII века, который хранится в музее святителя Амвросия, примыкающем к зданию базилики.
В западной иконографии святитель Амвросий нередко изображается с роем пчел у его ног, что напоминает о чудесном предзнаменовании будущего, которым было отмечено рождение святителя. Святой Амвросий родился в семье галльского наместника около 340 года. По преданию, однажды пчелы покрыли лицо спящего младенца, но не причинили ему никакого вреда. Пчелы улетели, оставив на детских устах мед, что заставило отца мальчика воскликнуть: «Нечто великое суждено моему сыну!»
Из жития святого, написанного в 412–413 годах его секретарем Павлином Медиоланским, известно, что местом рождения святителя является Августа Треверорум – современный Трир в Германии. Εго родители происходили из Рима и принадлежали к аристократическим семьям. Семья будущего святителя приняла христианство в начале IV века. Старшая сестра Амвросия, Марцеллина, в 353 году постриглась в монахини. Мученица Сотерия (Соферида), пострадавшая в 304 году за исповедание христианства при гонениях во времена Диоклетиана, была двоюродной бабушкой Амвросия.
После смерти отца в 352 году семья будущего святителя переселилась в Рим, где юноша получил превосходное образование. Его образованность и начитанность были весьма велики: он свободно владел ораторским искусством на латинском и греческом языках, увлекался философией и литературой. Первой должностью на государственной службе была должность адвоката, а позже – должность советника. Около 370 года будущий святитель был назначен на пост консуляра (губернатора) провинции Эмилия-Лигурия с центром в Медиолане.
В 374 году, после кончины епископа Авксентия I, сторонника арианства, в Медиолане началась острые споры между православными и арианами, за которыми последовали и беспорядки. На правах градоначальника Амвросий появился в соборе, где выбиралась кандидатура нового епископа. Желая предотвратить столкновения, Амвросий обратился к народу с призывом к спокойствию. В разгар споров о предстоящей кандидатуре и во время его речи с амвона вдруг послышался детский возглас: «Амвросий – епископ!» В этих словах ребенка собравшиеся усмотрели знамение свыше, и этот детский возглас был подхвачен всем народом. Представители обеих партий решили единодушно избрать на епископскую кафедру именно Амвросия, даже несмотря на то, что он еще был не крещен – практика позднего крещения в то время была широко распространена даже в христианских семьях.
Рака с мощами святителя Амвросия Медиоланского и мучеников Гервасия и Протасия. XIX в. Сам же Амвросий совсем не желал епископства и даже попытался всячески очернить себя в глазах медиоланцев, чтобы избежать избрания. Тем временем жители города написали прошение императору Западного Рима Валентиниану I о разрешении поставить в городе епископом именно Амвросия. Император с мнением народа согласился, и Амвросию пришлось подчиниться указу императора и принять сан. 30 ноября 374 года Амвросий был крещен, затем рукоположен в священники и 7 декабря его хиротонисали в епископы. Таким образом, всего за семь дней он прошел все ступени церковной иерархии.
Взойдя на епископскую кафедру, Амвросий пожертвовал Церкви все свое огромное богатство и до конца жизни соблюдал обет нестяжательства, ведя скромный и строгий образ жизни. Поначалу, не будучи слишком сведущим в богословских трудах, епископу Амвросию приходилось усердно и с азов изучать Священное Писание. Прошло некоторое время, и Амвросий вскоре стал одним из лучших эгзегетов и проповедников в Европе. Превосходное образование Амвросия позволило ему не только глубоко изучить подлинники произведений восточных отцов Церкви, но и продолжить их учение.
Одной из главных забот епископа Амвросия была борьба с влиянием арианства и утверждение Никейского символа веры. Авторитет святителя был настолько высок, что он оказывал влияние на политику императора Феодосия Великого. Решительное слово святителя было непререкаемым даже для его противников. А блестящие проповеди Амвросия привлекали в Церковь множество неофитов, среди которых был и 32-летний Августин, будущий святой, принявший святое крещение от Амвросия на Пасху 387 года. Императоры Валентиниан I, Грациан и Феодосий I весьма уважали миланского епископа и во многом под его влиянием боролись с язычеством в империи. После того как Феодосий жестоко расправился с восставшими фессалоникийцами, Амвросий наложил на него епитимию и предложил публично покаяться. И император покаялся, повергшись ниц пред дверьми храма. Святитель допустил его до причастия, но не в алтаре со священнослужителями, как ранее, а перед алтарем, вместе с прочими мирянами. Авторитет епископа в народе был таков, что император вынужден был подчиниться.
Вести о добродетельном и мудром, но суровом епископе распространились далеко за пределами Медиолана. Слушать Амвросия приходили даже ученые мужи из Персии. Силой слова, а не меча убедил Амвросий царицу воинственного германского племени маркоманов отказаться от набегов на Медиолан и принять христианство. Царица сама приняла крещение, убедив также в его необходимости и своего супруга. После этого события маркоманы подписали мирный договор с Римом.
Богословские труды святителя («Изъяснение символа веры», «О воплощении», «О таинствах», три книги о Святом Духе и две книги о покаянии и проч.) раскрывают самую суть христианского учения, показывая его преимущества перед язычеством.
Последние годы жизни епископ Амвросий больше занимался литературным творчеством, диктуя сочинения своему секретарю Павлину. Перу святого Амвросия принадлежит множество литургических гимнов. Ему же приписывается и создание самого известного гимна латинской Церкви – «Те Deum laudamus» («Тебя, Бога, хвалим»). Святитель Амвросий также был автором 42 гекзаметров в подписях к фрескам базилики. Эти стихи дошли до нас, хотя сами фрески не сохранились.
Хорошее музыкальное образование и большие способности позволили святому Амвросию стать реформатором церковного пения. В частности, именно он ввел в богослужебную практику Запада антифонное пение.
С именем святого Амвросия Медиоланского связано также появление особого, отличающегося от традиционного латинского, амвросианского литургического обряда. Амвросианский обряд поныне используется в Миланской епархии. Благодаря амвросианскому обряду, испытавшему особое влияние византийского обряда, Миланская Церковь «обретает свое лицо, прежде всего, благодаря качеству своей молитвы. Амвросианский обряд оказал большое влияние на становление Миланской Церкви, с ее сильно развитым экклезиологическим измерением, – говорил 27 августа 2008 года в своем докладе в Московской духовной академии епископ Франко Джулио Брамбилла, декан Богословского факультета Северной Италии. – Изучение амвросианского обряда и его духовная практика до сих пор представляют собой один из основных мотивов амвросианского теологического самосознания, особенно в эпоху, когда секуляризация пытается размыть все существующие различия».
Святителем Амвросием в Милане был основан мужской монастырь и построены две базилики: во имя святых мучеников Гервасия и Протасия (ныне Амвросиева) и Апостольская – ныне церковь святого мученика Назария, в алтаре которой покоятся мощи этого святого. Апостольская базилика была сооружена в 382–386 годах и посвящена святителем двенадцати апостолам: частицы их мощей хранились в храме; сейчас эти святыни находятся в епархиальном музее при кафедральном соборе.
Последователями богословских идей святителя Амвросия в Италии были «амвросианцы» – члены католических духовных объединений «Братья святого Амвросия», основанного в 1337 году, и «Монахини святителя Амвросия», ставшего женским монашеским орденом.
В память святителя Амвросия в 1609 году кардиналом Карлом Борромео (1538–1584), распространявшим амвросианский литургический обряд и способствовавшим развитию почитания святого Амвросия, в Милане рядом с Амброзийской (Амвросиевой) пинакотекой была открыта Амброзийская (Амвросиева) библиотека, доступная для всех жителей города. Ныне в ее собрании имеется много редких книг, среди них и 12 томов рукописей Леонардо да Винчи.
В библиотеке хранятся редкие материалы, рассказывающие, как в последующие столетия после кончины святителя Амвросия постепенно достраивалась Амвросиева базилика, как украшалась она внутри и приобретала новые архитектурные компоненты. Так, слева и справа над ее крышей сегодня видны две выступающие разновысокие колокольни. Они свидетельствуют о долгом споре, продолжавшемся с начала VIII по XII столетие, между «канониками Церкви» и монахами-бенедиктинцами. Причем в современных справочниках о Милане совершенно разнятся данные о начале и завершении строительства этих колоколен, а также и о том, кому же все-таки из спорящих сторон принадлежала «самая высокая» и более «низкая, но строгой формы». Эти колокольни своей высотой якобы отражают уровень вкладов одних и других в дело развития христианской жизни в Милане.
В последнее десятилетие расширились контакты и двусторонние отношения между архиепископатом Милана и Русской Православной Церковью. В начале декабря 1997 года в Милане проходили торжества по случаю 1600-летия блаженной кончины святителя Амвросия, епископа Медиоланского. В этом празднестве по приглашению архиепископа Миланского кардинала Карло Мария Мартини приняла участие делегация Русской Православной Церкви, в составе которой был и архиепископ Берлинский и Германский Феофан, совершивший при большом стечении православных паломников молебен у мощей святителя Амвросия. Во время встречи кардинала Мартини с делегацией Русской Православной Церкви обе стороны подчеркнули значение святителя Амвросия как святого неразделенной Церкви.
По истечении десяти лет своеобразным продолжением взаимного диалога 1997 года явилось проведение в сентябре 2008 года международного форума «Амвросианские чтения», где обсуждалась тема просветительской деятельности святителя Амвросия Медиоланского и современных проблем просвещения. «Чтения» проходили на базе созданной в 2006 году в Милане православной Амвросиевской общины, находящийся в юрисдикции Московского Патриархата и расположенной по адресу:San Vito al Pasquirolo – Largo Corsia dei Servi, 4, напротив Corso Europa, 14, метро San Babila (красная линия). Прихожанами этой общины, возглавляемой протоиереем Николаем Макаром, бывшим проректором Киевской духовной академии и семинарии, являются в основном около 150 приехавших на работу в Италию, представляющих греческую, болгарскую, сербскую, молдавскую и грузинскую диаспоры.
В первых по счету «Амвросианских чтениях», оставивших заметный след в религиозно-культурной жизни Милана, на правах гостей участвовали представители курии Милана: монсиньор Джордано Ронки – хранитель миланских святынь, дон Джанфранко Боттони – заведующий отделом экуменизма и диалога курии, а также ученые-богословы из России, Украины и разных городов Италии.
Не иссякает поток православных паломников к мощам святителя Амвросия, который в равной мере почитается и на Западе, и на Востоке. Вот и 13 декабря 2008 года находящийся с визитом в Милане митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершил молебен у мощей святителя и возглавил служение всенощного бдения в местной Амвросиевской общине. Здесь же будут творить церковную память святителя Амвросия и 7/20 декабря, на следующий день после памяти святителя Николая Чудотворца. В соседстве этих двух великих святителей в православном календаре усматривается глубокий смысл – их крепкое духовное родство в любви к Богу и людям.
Базилика Св. Амвросия
Базилика Св. Амвросия (Италия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Базилика Св. Амвросия
Дата строительства базилики Св. Амвросия теряется в далеком 4 веке н. э., времени бескомпромиссной борьбы никейского и арианского исповеданий христианства. Ее основатель — один из четырех отцов церкви Амвросий Медиоланский, равно почитаемый католиками и православными. Поводом послужило обретение им поблизости утерянных столетием ранее останков Гервасия и Протасия, замученных во времена Нерона. Отсюда и второе название храма — базилика Мучеников. Сам святитель тоже нашел последний приют в саркофаге между раками найденных им мощей.
Что посмотреть
Нынешний романский облик с просторным открытым атриумом храм приобрел в 11 веке. По двум сторонам тянется барельеф, повествующий о сражении Всевышнего с Сатаной.
На античной колонне слева от входа видны две дыры. Поговаривают, что это след от рогов беса, изгнанного епископом Амвросием. Если вложить туда два пальца, то все зло из души уйдет.
Позолоченные барельефы с изображениями Спасителя, святых Петра, Павла и сцен из жизни святого Амвросия украшают главный алтарь. В склепе под ним находятся серебряные раки со святыми мощами, они видны через боковые стеклянные стенки. В капелле Сан-Витторио привлекает внимание мозаичное «золотое небо», выполненное с использованием самоцветов и благородных металлов.
7 декабря, в праздник святого Амвросия, у стен храма открывается ярмарка Oh bej! Oh bej!, в переводе с местного диалекта — «Какая красота!». Главный товар — сувениры и деликатесы на память о посещении Милана в преддверии Рождества.
Ежегодно 20 декабря (7 декабря по старому стилю) Миланский приход РПЦ провозглашает в базилике акафист высокочтимому святому.
Практическая информация
святитель Амвросий Медиоланский
День памяти: 7(20) декабря
Амвросий Медиоланский родился около 340 года в Тревире (Трир) в знатной христианской семье.
Амвросий был первым латинским отцом церкви, который родился и вырос в христианской семье. Его аристократический род мог похвастаться мученицей Соферией, погибшей во время гонений при Диоклетиане. В молодости Амвросий получил блестящее риторское образование и был назначен на пост управляющего несколькими провинциями с резиденцией в Милане.
В 352 году, после смерти отца, Амвросий переселяется в Рим, где продолжает свое образование. Около 370 года он становится советником префекта, а через три года префектом Медиолана (Милан).
В 374 году умирает епископ города и возникает распря между арианами и православными города о кандидатуре нового предстоятеля. Согласно преданию, во время спора некий грудной младенец произнес «Амвросия во епископы!». Так или иначе, но его кандидатура была хорошим компромиссом. Сам префект хотел отказаться, но император Валентиниан утвердил выбор горожан.
Фактически за неделю с 30-го ноября до 7-го декабря Амвросий был крещен (по традиции того времени благочестивые верующие крестились довольно поздно), затем поставлен во чтеца, иподиакона, диакона, пресвитера и, наконец, епископа. После этого он раздал имущество и до конца жизни вел строгий образ жизни.
Будучи убежденным сторонником никейского православия, он противодействовал арианству и довольно быстро переубедил многих из своей паствы. Боролся он и с ее старыми языческими привычками. Когда Феодосий Великий при подавлении бунта в Фессалониках проявил излишнюю жесткость, Амвросий, по преданию, запретил ему приступать к Таинствам Церкви. Со свойственным ему уважению к церковной дисциплине император подчинился и покаялся.
Амвросий заслужил большую любовь паствы, сообщают даже о свершенных по его молитвам чудесам. Скончался он в мире со всеми 4-го апреля 397 года в Великую Субботу.
Тропарь святителю Амвросию Медиоланскому, глас 4
Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему / Яже вещей Истина. / Сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая, / отче Амвросие, / моли Христа Бога, // спастися душам нашим.
Кондак святителю Амвросию Медиоланскому, глас 3
Божественными догматы облистая, / помрачил еси Ариеву прелесть, священнотаинниче и пастырю Амвросие, / чудодействуя же силою Духа, / страсти различныя яве исцелил еси, отче преподобне, // Христа Бога моли, спастися душам нашим.
Ин кондак святителю Амвросию Медиоланскому, глас 8
Изрядно слово жизни стяжав, отче мудре, / не усумнеся высоты царския, богонаказательне царя обличи и умудрив. / Тем паче честне почтеся и людей своих паству к Богу настави. / Сего ради зовем ти: // радуйся, Амвросие предивне.
Добавить комментарий