Святой франциск ассизский
Содержание
Церковь Св. Франциска
Фото и описание
Католическая церковь Святого Франциска Ассизского в городе Ору-Прету — небольшая, изящная, построена в стиле барокко с декоративными элементами рококо. Этот памятник колониальной архитектуры — один из самых известных бразильских храмов, творение мастера Алейжадинью.
Возведение церкви было инициировано и профинансировано Третьим орденом святого Франциска Ассизского. Подготовительные работы велись с 1765 года, а год спустя была внесена предоплата мастеру-каменщику Домингушу Морейра де Оливейра. Официальное разрешение на строительство храма по проекту Алейжадинью пришло только в 1771 году.
Сооружение здания было начато с алтарной части. Через три года основные помещения уже покрыли крышей и приступили к фасадным работам, выполнению декора из дерева и гипса под руководством архитектора. Кладка была закончена в 1794 году, а внешнее и внутреннее украшение церкви продолжалось до 1890 года. Фасад храма декорирован медальоном со скульптурным изображением святого Франциска. Внутренние росписи принадлежат кисти Атейди — самого именитого бразильского живописца колониального периода; его работы украшают своды, стенные панели и позолоченный главный алтарь.
В двадцатом веке, в связи с некоторыми разрушениями, церковь претерпела ряд работ по реставрации и реконструкции. В 2009 году храм был признан историко-художественным институтом наследия одним из семи чудес света в Бразилии.
LiveInternetLiveInternet
Рококо (в переводе с французского «рокайль» — «декоративная ракушка») — стиль, который появился в начале XVIII века во Франции. Он стал своеобразным продолжением стиля барокко и развивался вплоть до 60-х годов. Сам термин вошёл в употребление в середине XIX века.
Первые памятники рококо — интерьеры особняка Роганов и дворца Марли (не сохранился).
Характерными чертами рококо являются утончённость, большое количество декоративных элементов, изящество. Практически во всех работах в стиле рококо прослеживается орнаментальность, часто присутствуют мифологические мотивы.
Приходская церковь Святого Николая, Ширниц (Альбек)Австрия
Ректоратская церковь св. Елизаветы, Клагенфурт
Гнесау ,Зедлицдорф 34 ,Приходская церковь Храма Богоматери. Роспись потолка
Этот стиль изначально стал применяться в оформлении интерьеров, позже он вошёл в архитектуру и изобразительное искусство. Элементы этого стиля имитировали естественные, природные текстуры. Вместе с этим для рококо характерен избыток предметов декора и обилие завитков.
Французское рококо: Амалиенбург под Мюнхеном.
XVIII век изменил многое в искусстве. Аристократия, наслаждаясь праздным бездельем, заказывала все более вычурные роскошные дворцы, богато украшенные лепниной и позолотой. Амурчики, святые, кентавры, цветущие розы, растительные мотивы украшали интерьеры богатейших домов Европы, разбавляя сдержанную красоту «приевшегося» барокко.
Фридерицианское рококо маскируется под шинуазри: Китайский домик в Потсдаме.
Рококо – переходный стиль, поэтому он не обладает ярко выраженными индивидуальными чертами, его скорей можно назвать вариацией стиля барокко. Он находил применение в дворцовых и храмовых ансамблях Европы XVIII века.
Целль-на-Циллере, Австрия, церковь Целль
Архитектура рококо характеризовалась отказом от парадности и напыщенности, она стала более лёгкой и игривой. В рококо сочетание и распределение частей сооружения отходят на второй план. На смену логичности форм приходит произвольность, строгой симметричность сменяется вариативностью и обилием орнаментальных деталей.
Елизаветинское рококо: интерьер Китайского дворца в Ораниенбауме.
Но это не означало, что склонность к роскоши прошла – она лишь приняла новую форму. На смену замкам 17 века пришли городские дома с зелеными садами. При этом архитекторы часто отступали от рациональности и жёсткой пропорциональности – они частично сохранялись лишь в фасаде отеля. Внутренняя же планировка изменялась.
Баварское рококо: базилика Фирценхайлиген.
Принцип парадной анфиладности не выдерживался, проявлялась тяга к разнообразию в расположении комнат, к композициям асимметричным, разорванным, лишенным объединяющей оси.
Соколиный дом в Вюрцбурге
Внутреннее пространство получило свободное и рациональное расположение в соответствии с требованиями комфорта. Небольшие по размерам уютные комнаты, предназначенные для повседневного обихода, и залы обособлялись, их делали различными по форме в зависимости от назначения. Жилые комнаты обычно располагались вдоль второго фасада, обращенного в сад. Уделялось внимание и удобствам.
Португальское рококо: церковь Франциска Ассизского в Оуру-Прету работы Алейжадинью
Основной элемент декора эпохи рококо называется «рокайль» — он представляет собой орнамент, который выглядит как соединение природных камней с раковинами и листьями растений.
Интерьер Мариенкирхе Штейр
Для орнамента характерны плавные линии и постепенные переходы, что позволяло создавать цельный и гармоничный декоративный фон. Данный элемент часто применялся для оформления интерьеров, садовых беседок и ротонд, для облицовки террас, отделки ворот и фонтанов.
Приходская церковь Святого Сигизмунда в Штробле, Зальцбург (Австрия). Главный алтарь (1760): Ангел у скинии, изготовленный Лоренцем Хёрмблером.
Что касается линий, то прямые линии и плоские поверхности почти исчезают, прикрываются фигурной отделкой. Архитектурные ордеры не встречаются в чистом виде – они видоизменяются и приукрашиваются. Например, постоянно изменяется длина колонн – они то меняют длину и скручиваются.
Интерьер Соборной Церкви Wilhering
Изменениям подвергаются и капители, карнизы становятся двойными, всё чаще можно увидеть расставленные на постаментах вазы и статуи. Как снаружи, так и внутри зданий используются затейливые лепные орнаменты – в основном они напоминают листья растений, цветы и раковины. Несмотря на отсутствие рациональности, в стиле рококо было создано много памятников, отличающихся оригинальностью и живостью.
Рококо в России
В архитектуре элементы французского рококо проявлены в творчестве архитектурного гения эпохи Б. Ф. Растрелли Младшего , соединившего в своем неповторимом индивидуальном стиле элементы рокайля, итальянского барокко, классицизма, красочности и декоративной сочности русского народного искусства. Расцвет его творчества приходится на елизаветинскую эпоху. В определении созданного им уникального стиля в истории искусствознания нет единства, его называют русским рококо, елизаветинским барокко, барочно-рокайльным стилем. Существуют сравнения и с прусским, или фридерицианским, рококо .
Стиль русского рококо сохраняется и в ранние екатерининские годы (время великой княгини Екатерины Алексеевны), причем особенной популярностью пользуется внутристилевое течение шинуазри. Однако, в отличие от Франции, где этот стиль формировался еще с 1720-х годов, в России он оказывается кратковременным, обрываясь с воцарением императрицы Екатерины, предпочитавшей колассицизм и отправившей зодчего Растрелли в 1763 г. в отставку. Как и в странах Западной Европы, но в гораздо большей степени, рококо остается камерным стилем, для личного применения, заметным более в интерьерах и декоре, чем в наружных фасадах.
Практически все здания построены одним мастером, приглашенным великой княгиней Екатериной для строительства своей усадьбы в Ораниенбауме: Антонио Ринальди возводит Китайский дворец в Ораниенбауме, а также другие более мелкие здания в императорских резиденциях под Петербургом. .Впрочем, в стиле Ринальди уже явственны черты раннего екатерининского классицизма.
Здания
Летний дворец Елизаветы Петровны в Петербурге (1741-4 гг.), построен Франческо Бартоломмео Растрелли, не сохранился. Имел и барочные, и рокайльные элементы
Павильон «Грот» в усадьбе Кусково (Москва), построенный в 1755—1761 годах под руководством Фёдора Аргунова
Постройки Ринальди:
Дворец Петра III (Каменный дом) в Ораниенбауме
Павильон Катальной горки в Ораниенбауме
Китайская деревня в Александровском парке Царского Села (незакончена при Екатерине, завершена в начале XIX века)
Китайский театр в Царском селе
современное состояние
Китайский дворец Екатерины II в Ораниенбауме
Архитекторы эпохи рококо уделяли довольно много времени созданию архитектурных ансамблей – к их числу можно отнести дворцовый комплекс в Ораниенбауме, построенный для Екатерины II итальянским архитектором Антонио Ринальди.
Строительство длилось с начала 60-х до середины 70-х годов XVIII века. По проекту этого архитектора был разбит парк, включающий элементы природного парка с лужайками и зарослями, живописными аллеями, дорожками и водоемами. Это было личное жильё, которое и строилось не для приемов, а для отдыха.
Стеклярусный кабинет Китайского дворца Ораниенбаума.
стены
паркет
Терраса дворца облицована гранитом, вокруг него стоит ограда с изящной кованой решеткой. Внешний вид дворца отличается лаконичностью: одноэтажный, с большими окнами, стеклянной галереей. Стены с красивыми пилястрами и полуколоннами ещё возвращают в эпоху барокко, но в гораздо более простой форме. Архитектурные элементы обладают мягкостью, а пастельные кремовые и розовые тона здания придают ему спокойствие, свойственный архитектуре рококо.
плафон
плафон
В этом ансамбле можно отметить ещё одно здание в стиле рококо – Китайский дворец, который строился примерно в это же время по проекту Ринальди.
Екатерининский дворец (Пушкин, Россия)
Екатерининский дворец в Царском Селе.
В 1717 году в Царском Селе под руководством Бартоломео Франческо Растрелли начали строительство дворца для императрицы Екатерины I, который получился совсем небольшим. А уже при Елизавете Петровне дворец принял нынешний облик. Теперь это была 325-метровая постройка в стиле русского барокко. На отделку ее фасада и статуй ушло более 100 килограмм золота, а интерьеры украсила дорогая лепнина в стиле рококо.
спящий купидон
декор центральной лестницы
лепнина в стиле рококо
медальоны в декоре центральной лестницы
Украшение интерьера Большого зала Екатерининского дворца.
Ул.Пятницкая,64.г.Москва
Дом Россотрудничества,г.Москва
Дом Сергеевых,Ленинский пр.,14,г.Выборг
Германия
Паломническая церковь Бирнау на Боденском озере, Ульдинген-Мюльхофен
Приходская церковь Святой Троицы в Мессбахе.
ее фасад
ее интерьеры
Равенсбург, Rokokohaus Herrenstraße 24
Собор Девы Марии (Zwiefalten)
Замок Вейтшоххайм
Паломническая церковь Страдавшего от бича Спасителя в деревне Вис (Германия)
Алтарь церкви в Висе. | Фото: flickr.com.
На создание церкви в маленькой деревне у подножья Альп архитектор Доминик Циммерманн (Dominikus Zimmermann) потратил десять лет своей жизни — с 1745 по 1754 гг. Очень скромная снаружи Паломническая церковь в Висе (Wieskirche) является одним из главных образцов баварского рококо. Ее интерьер поражает даже искушённых путешественников.
Элемент скульптурного оформления интерьера Паломнической церкви в Висе. | Фото: ru.wikipedia.org.
Впечатления от резиденции и сада резиденции в Вюрцбурге в апреле 2017 года
Церковь в Оттобойрене (Германия)
Интерьер базилики в баварском Оттобойрене. | Фото: en.wikipedia.org.
В 1766 году в баварском Оттобойрене (Ottobeuren) завершилось строительство большой церкви (ныне — базилика). Барочное здание внутри оформлено в стиле рококо. Светлый интерьер нагружен декоративными деталями, фресками, лепниной.
Алтарь и романское распятие в церкви Оттобойрена. | Фото: commons.wikimedia.org.
Интерьер приходской церкви Святого Николая в Альтфраунхофене (Лкр. Ландсхут)
Успение Богородицы (Оберхацкофен)
ее алтарь
Церковь Марии Долоросы Мирскофен
Святой Андреас (Хофендорф)
Санкт Леонхард (Обероттербах)
Продолжение следует…
франциск ассизский и его проповедь птицам.
фреска на входной стене верхней церкви сан-франческо в ассизи. 1297 — 1300 гг. джотто ди бондоне (1266-1337гг.)
эпизод жизни великого католического святого, Франциска Ассизского (1181 — 1226 гг.), являющегося образцом смирения, многократно отраженнный в искусстве — причем, как в живописи, так и в музыке.
любовь святого распространялась на всех людей, независимо от их вероисповедания, а так же включала в себя животных и птиц. которые тоже любили его в ответ.
в животных и птицах он видел и любил творения Божии. кроткий, тонкий, поэтический человек, он называл их своими братьями и сестрами. разговаривал с ними и даже проповедовал им, призывая любить и славить Господа.
он часто изображается в окружении птичек и зверюшек.
в его наверное самой популярной биографии, созданной через 30 лет после его смерти по рассказам и легендам о его жизни, под названием Цветочки святого Франциска, имеется, к примеру эпизод о беседе святого с волком.
волк этот наводил страх на целый город. Франциск пошел к нему и поговорил с ним, доступно объяснив ситуацию. суть ее в том, что волк вредит людям, а люди ненавидят и мечтают погубить волка. но, сообщил зверю святой, если ты больше не будешь злодействовать — люди тебя простят, и будут кормить.
волк на такие условия согласился. они пожали друг другу руку и лапу и разошлись.
в итоге — волк больше никого не трогал, а жители его подкармливали и тоже ему не вредили. так, силами святого был достигнут мир.
известно, в частности, что по крайней мере дважды святой Франциск обращался к птицам.
один раз он проповедовал на базарной площади — а птицы громко щебетали вокруг. и он вежливо попросил их замолчать.
птицы тут же умолкли.
и второй эпизод — собственно — перед вами.
святой Франциск напрямую проповедует птицам — а они слушают его…
замечательному общению святого Франциска с птицами посвящена почти полностью 16 глава тех же Цветочков.
написано настолько прекрасно, что портить первоисточник пересказом не стану — и приведу этот отрывок полностью:
…Тогда Святой Франциск, получив ответ и узнав, какова воля Господа Иисуса Христа, порывисто встал и сказал: «Пойдем, во имя Божье». И, взяв с собой Брата Массео и Брата Аньоло, двух праведных людей, он вверил себя путеводству Святого Духа, не заботясь о дороге, куда ему с братьями идти.
Вскоре они прибыли в город, называемый Савурниано, где Святой Франциск начал проповедовать, а пред тем приказал ласточкам хранить молчание, пока он не закончит. И ласточки повиновались его словам.
…
И вот, идя своей дорогой, Святой Франциск поднял глаза и увидел дерево, на котором расселось великое множество птиц. Весьма удивленный, он сказал своим спутникам: «Подождите меня здесь. Я пойду и буду проповедовать моим сестричкам птицам».
И выйдя на поле он начал проповедовать птицам, а те сидели на земле. И все птицы, бывшие на деревьях, расселись вокруг него и слушали, пока Святой Франциск проповедовал им. И не улетели, пока он не дал им своего благословения.
И Брат Массео позже рассказывал Брату Иакову из Массы, что Святой Франциск ходил между ними и даже касался их полами своего облачения, и ни одна из них не улетела.
Суть проповеди была такова: «Мои сестрички птицы, вы принадлежите Господу, вашему Создателю, и вы должны воспевать Ему хвалу всегда и везде, ибо Он дал вам свободу летать повсюду. И хотя вы не ткете и не шьете, Он дает вам вдвое и втрое, одевая вас и ваших деток. Две породы из всех вас Он послал в Ковчег Ноев, дабы вы не исчезли из мира. Кроме того Он питает вас, хоть вы никогда не сеете и не пашете. Он дал вам источники и реки, дабы утолить вашу жажду, горы и долины, дабы было вам убежище, и деревья, на которых вы строите гнезда ваши. Ибо ваш Создатель очень любит вас, одаряя столь щедро. Опасайтесь, сестрички мои, греха неблагодарности и всегда стремитесь воздавать хвалу Богу».
Когда он сказал эти слова, все птицы открыли клювы, вытянули шеи, раскрыли крылья и склонили головы к земле, стремясь своими движениями и пением выразить Святому Франциску свою радость.
И Святой возрадовался вместе с ними. Он был удивлен, видя такое множество птиц, и очарован их разнообразной красотой, их вниманием и доброжелательностью, за что и возблагодарил Создателя.
Закончив проповедь, Святой Франциск совершил крестное знамение и дозволил птицам улететь. И все птицы взмыли в воздух, сладостно распевая. И следуя крестному знамению, сотворенному Святым Франциском, они разделились на четыре стаи. Одна полетела на восток, другая отправилась на запад, третья на юг, а четвертая на север. Каждая стая в полете пела чудесные песни.
Сим знаменовалось, что как Святой Франциск, несущий Крест Христов, проповедовал им и осенил их крестным знамением, после чего они разлетелись на четыре стороны света, так и проповедь Креста Христова, обновленная Святым Франциском, будет разнесена им и его братьями по всему миру, и что смиренные братья, подобно птичкам, ничем не будут владеть в мире, но все заботы о жизнях своих препоручат Провидению Божьему…
возвращаясь в святому Франциску, добавлю, что его любовь к природе была, как говорят историки, не свойственна для монахов того периода.
в природе было принято до Франциска видеть силы демонические. и монахи ее избегали.
а Франциск — любил и наслаждался.
он был поэтом. и посвятил свое последнее произведение — гимн солнцу — красоте Божьего мира.
в частности, он воспел в нем и звезды, и ветерок, и прозрачные чистые воды, и землю, украшенную травой, цветами и плодами…
произведение небольшое, поэтому привожу его здесь полностью.
оно показывает отношение Франциска Ассизского к природе. это те слова, которые для выражения своих чувств он подобрал лично.
Всевышний, всемогущий, всеблагой Господь!
Вся хвала — Твоя, вся слава, вся честь
И всяческое благословение.
Тебе единому, Всевышний, принадлежат они.
Ничьи смертные уста не достойны
Произнести Твоё имя.
Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от всего Твоего творения,
Прежде всего от господина брата Солнца,
Который приносит день, и свет Ты даёшь нам через него.
Как прекрасен он, как сверкающ во всём своём великолепии,
Напоминая о Тебе, Всевышний!
Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от сестры Луны и от Звёзд;
В небесах Ты создал их, яркими,
И драгоценными, и прекрасными.
Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от братьев Ветра и Воздуха,
И ясной, и бурной, и всякой иной погоды,
Которыми ты лелеешь всё Своё созданье.
Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от сестры Воды,
Столь полезной, скромной, драгоценной и девственной.
Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от брата Огня,
Которым Ты просветляешь ночь.
Как прекрасен он, как радостен, полон энергии и силы!
Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от сестры Земли, матери нашей,
Которая кормит нас и правит нами,
И производит разнообразные плоды, и пёстрые цветы, и травы.
Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от тех, кто прощает
Ради Твоей любви; от тех, кто терпит
Немощи и искушения.
Блаженны те, кто переносит это в мире,
Тобой, Всевышний, они будут коронованы.
Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от сестры Смерти,
Чьих объятий никому из смертных не избежать.
Горе тем, кто умирает в смертном грехе!
Блаженны те, кого она застанет за исполнением воли Твоей!
Вторая смерть не причинит им вреда.
Хвалите и благословляйте Господа моего, и благодарите Его,
И служите Ему с великим смирением!
удивительный человек.
который произвел целую революцию в католицизме следуя дословно главным заповедям христианства — любви и смирению.
с благодарностью за тему — Галине
http://zalgalina.livejournal.com/
Добавить комментарий