Святой Григорий просветитель армении

ГРИГОРИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ

Сщмч. Григорий еп., просветитель Великой Армении. Мозаика (XIV в.) из церкви Богородицы Паммакаристы (ныне мечеть Фетхие-джами), Константинополь

Григорий Просветитель (арм. Գրիգոր Լուսավորիչ — Грикор Лусаворич; ок. 252 — 326) первый епископ и просветитель Армении, святитель , священномученик

Память 30 сентября

Принадлежал к парфянскому царскому роду Суренов — ветви правившей в ту эпоху в Армении династии Аршакидов. Отец Григория, Анак (Апак), подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хозроя и за это сам поплатился жизнью; все семейство его было истреблено, кроме младшего сына , которого его кормилица, христианка, успела унести на свою родину, в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещен с именем Григория и получил христианское воспитание.

Возмужав, женился на христианке Марии и имел двух сыновей, Вртанеса и Аристакеса. После трех лет семейной жизни супруги расстались по обоюдному согласию, и Мария удалилась в монастырь вместе с младшим сыном.

Григорий отправился в Рим и вступил там в услужение к сыну Хозроеву, Тиридату (287 — 330), желая усердною службою загладить вину своего отца. Прибыв в Армению в 287 году в сопровождении римских легионов, Тиридат вернул себе отцовский престол. За исповедание Христианства Тиридат велел бросить Григория в ров (в казематы или колодец) в Арташате в Араратской долине (ныне — у государственной границы Армении с Турцией; впоследствии на месте узилища святого Григория был возведен монастырь Хор Вирап ), чтобы он погиб там от голода. Здесь Григорий прожил 13 лет, прокармливаемый благочестивою женщиной.

Между тем, Тиридат подверг христиан жестоким гонениям, предав мучительной смерти святую деву Рипсимию, игумению Гаианию и с ними еще 35 дев одного из малоазиатских девичьих монастырей и впал в безумие, но был исцелен освобожденным после многолетнего заключения Григорием. После чего Тиридат в 301 году крестился и провозгласил Христианство государственной религией в Армении .

Вскоре Григорий был рукоположен в епископы епископом Леонтия Каппадокийского в Кесарии. С тех пор установился порядок, по которому каждый новоизбранный предстоятель Армянской Церкви получал рукоположение от Кесарийского архиепископа.

Сщмч. Григорий еп., просветитель Армении. Фреска в церкви мц. Александры, Ростов-на-Дону

После этого святой Григорий построил храм в городе Вагаршапате — столице царя Тиридата. Храм был назван Эчмиадзин, что в переводе означает «сошел Единородный» (т.е. Иисус Христос), который, по преданию, лично указал Григорию место для строительства храма. На этом месте был основан одноименный монастырь, который стал духовным центром Армянской Церкви.

По сведениям сообщённым армянским историком Мовсесом Каланкатуаци в «Истории страны Алуанк», после крещения армянского народа святой Григорий отправился проповедовать Христианство в Кавказскую Албанию, где основал церковь в городе Амарасе. Под влиянием проповеди святого Григория царь Кавказской Албании Урнайр с вельможами и войском принял крещение в Армении в присутствиии царя Тиридата. Таким образом, стараниями Григория Просветителя была основана Алванская Церковь .

В 325 году Григорий был приглашен на Первый Вселенский Собор в Никее, но не имел возможности поехать сам и отправил туда своего младшего сына Аристакеса, который, вместе с еще одним посланником по имени Акритис, привез в Армению Никейские постановления. В том же году Григорий передал кафедру Аристакесу, а сам удалился в уединение, став отшельником в пещерах Мане, где скончался в 326 году.

Мощи и почитание

Обнаруженные местными пастухами, мощи святителя разошлись по христианскому миру вплоть до Греции и Италии. Основная часть мощей была похоронена в Эчмиадзине, где на начало XXI века хранилась главная святыня Армянской Апостольской церкви — десница святого Григория Просветителя, которая являлась символом духовной власти верховного иерарха Армянской Апостольской церкви. Во время совершаемого раз в семь лет мироварения католикос всех армян освящает миро святым копием, пронзившим ребро Иисуса Христа, и десницей святого Григория.

Житие святого Григория было описано Агафангелом (Агатангелосом), писателем IV века, секретарем армянского царя Тиридата III, легендарным автором истории обращения Армении в Христианство. Помимо жития в книге Агафангела содержится сборник 23 проповедей, приписываемых святому Григорию Просветителю, почему эту книгу называют еще «Книгой Григориса» или «Учением Просветителя» (арм. Вардапетутюн).

Армянское архиепископство долго оставалось в роде Григория: третьим армянским предстоятелем стал старший сын святителя Григория — Вртанеса, которому наследовал его сын Исихий.

Сщмч. Григорий, святитель Армянский, греческая икона XIV века

Житие Григория было переведено на греческий язык приблизительно в конце VI века. В X веке Симеон Метафраст включил его в свои «Жития святых». С греческого текста был сделан перевод на латинский, грузинский и арабский языки. Существует также эфиопская редакция, тесно связанная с арабским переводом. Текст жития содержится также в русской Минеи (память 30 сентября). Был канонизирован Римско-католической церковью в 1837 году при участии папы Григория XVI; память 1 октября (festa pro aliquibus locis).

Пространное житие (мученичество) Григория Просветителя, Рипсимии и Гаиании (извлечение из «Истории Армении» Агафангела) было переведено с греческого на славянский язык не позднее XII века. Перевод службы святому Григорию Просветителю на славянский язык сделан не позднее 1060-х годов. Случаи посвящения святому Григорию храмов на Руси немногочисленны и связаны с крупными городами и монастырями: так, в 1535 году во имя святого Григория Просветителя была освящена столпообразная («иже под колоколы») церковь в Спасо-Преображенском Хутынском монастыре; в 1561 году святому Григорию Просветителю был посвящен один из 8 придельных престолов Московский храм Покровского на Рву собора (храма Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. Выбор посвящения (как и для других престолов собора) был связан со знаменательными событиями во время осады и взятия русскими войсками Казани в 1552 году:

«…священы церкви приделы… которые ставлены на возвещение чюдес Божиих о Казанском взятии, в которые дни Божиа помочь и победа была православному царю над бусорманы».

Судя по общему числу престолов, придел во имя Григория Просветителя существовал и в деревянной церкви 1554 года, стоявшей на том же месте до каменного храма.

Почти тысячу лет могила святого Григория служила местом поклонения. В течение последних 500 лет часть мощей его хранились в армянской церкви в Неаполе, а 11 ноября 2000 года были переданы католикосу всех армян Гарегину II и по состоянию на 2010-е годы хранились в построенном в 2001 году Ереванском кафедральном соборе святого Григория Просветителя.

Молитвословия

Кондак, глас 2

Благосла́внаго и священнонача́льника вси, я́ко страда́льца и́стины,/ днесь, ве́рнии, в пе́снех и песнопе́ниих восхва́лим,/ бо́драго па́стыря и учи́теля, Григо́рия,/ всеми́рнаго учи́теля и побо́рника:// Христу́ бо мо́лится, е́же спасти́ся нам.

Литература

Использованные материалы

  • «Григорий, просветитель Великой Армении», биография на официальном сайте Московского Патриархата:
  • «Григорий Просветитель», Православная энциклопедия, т. 13, с. 41-47:
    • — материал использован частично
  • Иеромонах Алексий (Никоноров). Христианство в Кавказской Албании. Римско-Византийский период. Принятие Христианства. Царь Урнайр и равноапостольный Григорий Просветитель
  • Полный Тропарион, Изд-во «Троица», 2006, т. 1, 87; т. 2, 542-543.

Лик святителя указан в Православной энциклопедии, т. 13, с. 41-47 —

Лик священномученика указан в официальном календаре Русской Православной Церкви — , а также у греков — Άγιος Γρηγόριος ο Ιερομάρτυρας —

Мовсес Хоренаци. История Армении. Книга I, глава 67,

Агафангел Армянский сообщает о том, что удалось спасти «двух младен­цев Парфянина… через каких-то кормилиц; и, взяв их, одна бежала в сторону Персии, а другая — Греции». См. Житие и История Святого Григора, глава из книги Агафангела История Армении, Ереван, 2004 (электронная версия Библиотека «Вехи»), . В Житии св. Иакова, епископа Низибийского («Гандзасар», 1993, № 4; на арм. яз.) говорится, что Сурен, брат св. Григория, был доставлен в Персию и воспитывался под рукою сестры Анака Хосровуи, матери св. Иакова. Согласно армянской церковной традиции Иаков, был двоюродным братом Григория.

Традиционная дата Крещения Армении — 301 год, но некоторые историки датируют его несколько более поздним временем — после Миланского эдикта 313 года.

Мовсес Каланкатуаци, Иcтория страны Алуанк, кн. I,

Grigor lusavorich

  • Услуга за услугу оп 2
  • Halloween original theme
  • Похожие фильмы
  • Установить мелодию на звонок самсунг j7
  • Затмение
  • Угарные видосы про лунтика
  • Как создать персонажа в гта 5 онлайн как у филипина
  • Угарное видео
  • Habil aliyev kamanca
  • Hack wifi with android 2018
  • Hachimitsu
  • Потоки ветра
  • Урук хай
  • H o t s 1979 full movie
  • H bot
  • Зарядка планшета в обход контроллера
  • Засосало
  • Потеет фара ваз 2114
  • Зарубежные песни 90 х годов
  • H band dm58
  • Gülümse anne
  • Güneşi beklerken 9 bolum
  • Увлиувт ремикс
  • У него пуля в пушке для твоей черепушки kwai
  • Görünmeyen tehlike türkçe dublaj izle
  • Уварова ева художественная гимнастика
  • Как снять шестерню грм с коленвала
  • Gunluk burcler 2017
  • Gun smoke green screen
  • У автомагнитолы пропал звук
  • Постой
  • Guile stage street fighter
  • Заразительный смех в скайпе
  • Заработок на автопилоте
  • Guild 2 прохождение
  • Заработок мастера маникюра
  • Последователи трейлер русский
  • Guf
  • Тямаев клипы
  • Урожайные грядки
  • Как снять нижний рычаг на ниве
  • Запрещенные мультики свинки пеппы
  • Тяги стабилизатора шевроле авео
  • Как снять кольцо с пальца с помощью нитки
  • Как снять диван kia sportage
  • Gtx 550 ti vs 1030
  • Как сменить персонажа в гта 5
  • Тюрьма строгого режима аризона рп
  • Gta v android beta 2 0
  • Посадка аэробус а380
  • Запах клубники 12 серия
  • Записи стримов мэддисона
  • Тюрьма в майнкрафт как построить
  • Gta san andreas gta 5 radar
  • Gta rp 05
  • Запах антифриза в салоне
  • Порше кайен отзывы
  • Портсигар
  • Тюнинг фонари ваз 2115
  • Уральские пельмени в италии
  • Gta crmp rp
  • Уральские пельмени бабушка и внук качок
  • Уралгон 2018
  • Портновские колодки
  • Gta 5 мод на тюрьму
  • Gta 5 культ эпсилон финал
  • Тюнинг мотоциклов ява фото
  • Тюнинг внедорожников в гта 5
  • Тюлень на рыбалке
  • Упры меланет
  • Замеры тела похудение
  • Как скрафтить командный блок
  • Упражнения для мышц тазового дна для женщин
  • Уплотнитель лобового стекла
  • Как скрафитить молот тора в майнкрафт
  • Поролоновые приманки
  • Gt aggressor comp 2017 обзор
  • Как скачивать платные игры бесплатно на ps3
  • Gs c5911 прошивка
  • Попутчики улицы разбитых фонарей
  • Замена стоек авео т300
  • Gs b211 интернет
  • Уникум россо
  • Groupsfeed как пользоваться
  • Уникальная щука fishing planet
  • Ты и я индийский фильм 2004
  • Замена сайлентблоков приора
  • Grischenko
  • Униженные и оскорбленные
  • Замена ремня генератора ваз 2110 8 клапанов с гур
  • Grim soul
  • Ты готов услышать нет
  • Ун горо
  • Как сложить наушники
  • Умники и умницы пророк мухаммад
  • Grigor lusavorich
  • Тц рио нижний новгород китай город
  • Griffin 25 укладка ваты
  • Grepolis play
  • Замена подшипника в стиральной машине индезит wisn 101
  • Умид шахобов
  • Пони клип остановите вите надо выйти
  • Тхэквондо против дзюдо
  • Тхэквондо против бокса
  • Green tea озвучка
  • Green mode ибп что это
  • Гарик кричевский мой номер 245
  • Gravity falls opening theme guitar
  • Как сесть на стул в самп
  • Тх 12 фул
  • Гарик кричевский мой номер 245 ремикс
  • Помогаю маме
  • Тх 11 база
  • Поменялись местами фильм
  • Grancrest senki op 2
  • Поменялись местами
  • Тушеная капуста с мясом в мультиварке скороварке
  • Тушеная капуста для пирожков
  • Gozombie 2017
  • Туча
  • Gothic 2 slash n craft
  • Gordak
  • Google installer meizu
  • Гангам стайл на русском
  • Полное съемное протезирование этапы
  • Как сделать своими руками шарик лол
  • Google chromecast screen mirroring iphone
  • Турниры по кс го для новичков
  • Гальваника дома
  • Турмалиновые наколенники тианде отзывы
  • Галустян
  • Good roblox song ids
  • Галустян ревва
  • Как сделать отсечку на ваз 2106
  • Как сделать нерестовик
  • Туристический топорик ссср
  • Gonuller
  • Gonzo reggae artist
  • Турецкий сериал сыла
  • Golden basher
  • Турецкий сериал день когда написана моя судьба все серии на русском языке
  • Gold wheels 10 отзывы
  • Goes wrong christmas carol
  • Турецкие мелодрамы сериалы
  • Godsmack
  • Турбо ёжик
  • God serena
  • Галим хусаинов
  • Гали ильясов
  • Go f yourself meme
  • Полиграф шарикoff наприседала
  • Как сделать карусель
  • Goat simulator секреты и пасхалки
  • Галактикрафт ракета 8 уровня
  • Галиева лейла
  • Gmv hey mama
  • Gmail login email id
  • Галактик крафт 4
  • Полет на драконе
  • Покупные лизуны
  • Полюс холода
  • Как сделать другой фон на видео без хромакея
  • Gloves skins
  • Покраска нивы раптором
  • Как сделать домик для хомяка своими руками из картона
  • Тузова татьяна
  • Girly m art
  • Как сделать дом на колесах
  • Giochi peppa qartulad
  • Как сделать винтовую лестницу в террарии
  • Покеболы в покемон го
  • Gigadgets
  • Как сделать велосипед для дрифта
  • Как сделать бороду в фотошопе cs6
  • Трюки на турнике смертник
  • Поймали домового
  • Gigabyte b250 fintech btc edition
  • Как сделать багажник на скутере
  • Трюки на bmx в gta san andreas
  • Поиск ютуберов
  • Трэп биты для рэпа
  • Как сделать аспекты
  • Поиск грузов на ati
  • Ghurba
  • Getting ghostly robes
  • Турецкие танцы живота
  • Как сделать 3d текст в photoshop cc
  • Газовые горелки для казана
  • Germs io
  • Gerand
  • Хирургическая операция игра
  • Трум трум селект хэллоуин

Священномученик Григо́рий Армянский, просветитель Великой Армении, епископ

Жизнь и труды апостолов – Св. священномученик Григорий, просветитель Армении

Свя­щен­но­му­че­ник Гри­го­рий, про­све­ти­тель Ве­ли­кой Ар­ме­нии, ро­дил­ся в 257 го­ду. Он про­ис­хо­дил из ро­да пар­фян­ских ца­рей Ар­са­ки­дов. Отец свя­ти­те­ля Гри­го­рия, Анак, до­мо­га­ясь ар­мян­ско­го пре­сто­ла, убил сво­е­го род­ствен­ни­ка, ца­ря Кур­са­ра, за что весь род Ана­ка под­верг­ся уни­что­же­нию. Гри­го­рия спас некий род­ствен­ник: он вы­вез мла­ден­ца из Ар­ме­нии в Ке­са­рию Кап­па­до­кий­скую и вос­пи­тал в хри­сти­ан­ской ве­ре. Воз­му­жав, Гри­го­рий же­нил­ся, имел двух сы­но­вей, но вско­ре ов­до­вел. Сы­но­вей Гри­го­рий вос­пи­тал в бла­го­че­стии. Один из них – Ор­фан, впо­след­ствии стал свя­щен­ни­ком, а вто­рой – Аро­стан, при­нял ино­че­ство и ушел в пу­сты­ню. Чтобы ис­ку­пить грех сво­е­го от­ца, убив­ше­го от­ца Ти­ри­да­та, Гри­го­рий всту­пил в сви­ту по­след­не­го и был ему вер­ным слу­гой. Ца­ре­вич Ти­ри­дат лю­бил Гри­го­рия как дру­га, но не тер­пел его хри­сти­ан­ско­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния. По вос­ше­ствии на ар­мян­ский пре­стол он стал при­нуж­дать свя­то­го Гри­го­рия к от­ре­че­нию от Хри­ста. Непре­клон­ность свя­то­го оже­сто­чи­ла Ти­ри­да­та, и он пре­дал сво­е­го вер­но­го слу­жи­те­ля же­сто­ким му­кам: стра­даль­ца под­ве­си­ли вниз го­ло­вой с кам­нем на шее, несколь­ко дней об­ку­ри­ва­ли смрад­ным ды­мом, би­ли, из­де­ва­лись, при­нуж­да­ли хо­дить в же­лез­ных са­по­гах с гвоз­дя­ми. Во вре­мя этих стра­да­ний свя­той Гри­го­рий пел псал­мы. В тем­ни­це Гос­подь ис­це­лил все его ра­ны. Ко­гда Гри­го­рий вновь пред­стал пе­ред ца­рем невре­ди­мым и ра­дост­ным, тот изу­мил­ся и при­ка­зал по­вто­рить пыт­ки. Свя­той Гри­го­рий пре­тер­пел их, не ко­леб­лясь, с преж­ней ре­ши­мо­стью и до­сто­ин­ством. То­гда его об­ли­ли го­ря­чим оло­вом и бро­си­ли в ров, на­пол­нен­ный ядо­ви­ты­ми га­да­ми. Гос­подь же хра­нил Сво­е­го из­бран­ни­ка: ядо­ви­тые тва­ри не по­вре­ди­ли ему. Некая бла­го­че­сти­вая жен­щи­на пи­та­ла его хле­бом, тай­но опус­кая его в ров. Свя­той Ан­гел, нис­хо­дя к му­че­ни­ку, обод­рял его си­лы и укреп­лял дух. Так про­шло 14 лет. За это вре­мя царь Ти­ри­дат со­вер­шил еще од­но зло­де­я­ние: он за­му­чил свя­тую де­ву Рип­си­мию, ста­ри­цу игу­ме­нию Га­и­а­нию и с ни­ми еще 35 дев од­но­го из ма­ло­ази­ат­ских де­ви­чьих мо­на­сты­рей.

Свя­тая Рип­си­мия вме­сте со сво­ей игу­ме­ни­ей и сест­ра­ми бе­жа­ла в Ар­ме­нию, не же­лая всту­пать в брак с им­пе­ра­то­ром Дио­кли­ти­а­ном (284–305), пре­льстив­шим­ся ее кра­со­той. Об этом Дио­кли­ти­ан со­об­щил ар­мян­ско­му ца­рю Ти­ри­да­ту и пред­ло­жил ему или при­слать Рип­си­мию об­рат­но, или же са­мо­му взять ее в же­ны. Слу­ги ца­ря разыс­ка­ли бе­жав­ших и ста­ли уго­ва­ри­вать Рип­си­мию по­ко­рить­ся во­ле ца­ря. Свя­тая от­ве­ча­ла, что она, как и все сест­ры оби­те­ли, об­ру­че­на Небес­но­му Же­ни­ху и в брак всту­пать не мо­жет. То­гда с неба раз­дал­ся го­лос: «Дер­зай­те и не бой­тесь, ибо Я с ва­ми». По­слан­цы в стра­хе уда­ли­лись. Ти­ри­дат пре­дал де­ву на же­сто­чай­шие пыт­ки, во вре­мя ко­то­рых ее ли­ши­ли язы­ка, рас­сек­ли ей чре­во, осле­пи­ли и умерт­ви­ли, раз­ру­бив те­ло ее на ча­сти. Игу­ме­ния Га­и­а­ния за то, что во­оду­шев­ля­ла Рип­си­мию му­же­ствен­но тер­петь ис­тя­за­ния за Хри­ста, вме­сте с дву­мя сест­ра­ми-ино­ки­ня­ми бы­ла пре­да­на на та­кие же му­ки, по­сле че­го они бы­ли обез­глав­ле­ны. Осталь­ных 33-х се­стер из­ру­би­ли ме­ча­ми и бро­си­ли те­ла их на съе­де­ние зве­рям. Гнев Бо­жий по­ра­зил ца­ря Ти­ри­да­та, а так­же тех его при­бли­жен­ных и во­и­нов, кто участ­во­вал в ис­тя­за­ни­ях свя­тых дев. Одер­жи­мые бе­са­ми, они упо­до­би­лись ди­ким веп­рям (как неко­гда На­ву­хо­до­но­сор. Дан. 4, 30), но­си­лись по ле­сам, раз­ры­ва­ли на се­бе одеж­ду и грыз­ли соб­ствен­ное те­ло. По про­ше­ствии неко­то­ро­го вре­ме­ни сест­ре Ти­ри­да­та Ку­са­ро­дух­те бы­ло воз­ве­ще­но во сне: «Ес­ли не бу­дет из­ве­ден из рва Гри­го­рий, царь Ти­ри­дат не ис­це­лит­ся». То­гда при­бли­жен­ные ца­ря по­до­шли ко рву и спро­си­ли: «Гри­го­рий, жив ли ты?» Гри­го­рий от­ве­чал: «Бла­го­да­тию Бо­га мо­е­го я жив». За­тем они вы­ве­ли свя­то­го му­че­ни­ка об­рос­ше­го, по­чер­нев­ше­го и очень ис­сох­ше­го. Но, по-преж­не­му, он был тверд ду­хом.

Свя­той по­ве­лел со­брать остан­ки за­му­чен­ных дев; их с че­стью по­хо­ро­ни­ли, а на ме­сте по­гре­бе­ния по­стро­и­ли цер­ковь. В эту цер­ковь свя­той Гри­го­рий при­вел бес­но­ва­то­го ца­ря и ве­лел ему мо­лить­ся свя­тым му­че­ни­цам. Ти­ри­дат ис­це­лил­ся, рас­ка­яв­шись в сво­их пре­ступ­ле­ни­ях про­тив Бо­га, и при­нял со всем сво­им до­мом Свя­тое Кре­ще­ние. Сле­дуя при­ме­ру ца­ря, кре­стил­ся и весь ар­мян­ский на­род. За­бо­та­ми свя­то­го Гри­го­рия был воз­двиг­нут в 301 го­ду Эч­ми­ад­зин­ский со­бор в честь Со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха. В 305 го­ду свя­ти­тель Гри­го­рий на­пра­вил­ся в Ке­са­рию Кап­па­до­кий­скую и там был по­став­лен ар­хи­епи­ско­пом Леон­ти­ем во епи­ско­па Ар­ме­нии. За свои апо­столь­ские тру­ды он по­лу­чил на­име­но­ва­ние про­све­ти­те­ля Ар­ме­нии. Свя­ти­тель Гри­го­рий об­ра­тил ко Хри­сту так­же мно­гих лю­дей из со­сед­них стран – Пер­сии и Ас­си­рии. Устро­ив Ар­мян­скую Цер­ковь, свя­ти­тель Гри­го­рий при­звал к епи­скоп­ско­му слу­же­нию сво­е­го сы­на, Аро­ста­на-пу­стын­но­жи­те­ля, а сам уда­лил­ся в пу­сты­ню. Свя­ти­тель Аро­стан в 325 го­ду был участ­ни­ком I Все­лен­ско­го Со­бо­ра, осу­див­ше­го ересь Ария. Свя­ти­тель Гри­го­рий, уда­лив­шись в пу­сты­ню, пре­ста­вил­ся в 335 го­ду. Дес­ни­ца и часть его свя­тых мо­щей по­ко­ят­ся ныне в со­кро­вищ­ни­це Эч­ми­ад­зин­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра в Ар­ме­нии. По тра­ди­ции Ар­мян­ской Апо­столь­ской Церк­ви, со­хра­ня­ю­щей­ся по­ныне, этой дес­ни­цей вер­хов­ный ка­то­ли­кос-пат­ри­арх всех ар­мян бла­го­слов­ля­ет свя­тое ми­ро во вре­мя ми­ро­ва­ре­ния.

См. так­же: «Жи­тие и стра­да­ние свя­то­го свя­щен­но­му­че­ни­ка Гри­го­рия, епи­ско­па ве­ли­кой Ар­ме­нии, и с ним трид­ца­ти се­ми дев» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Житие и страдание святого священномученика Григория, епископа великой Армении, и с ним тридцати семи дев

Равноапостольный Григорий, просветитель Армении

Святой Григорий, просветитель Великой Армении, происходил от знатных и благородных, но пребывавших во тьме неверия родителей. Отец его по имени Анак из племени парфян был родственником персидского царя Артабана и брата его, армянского царя Курсара. В Армению Анак переселился при следующих обстоятельствах. Когда Персидское царство подпало под власть парфян и персидским царем сделался парфянин Артабан, персы тяготились тем, что они находятся под иноземным владычеством. В это время у персов одним из знатнейших вельмож был Артасир, который, согласившись предварительно со своими друзьями и единомышленниками, возбудил восстание против царя Артабана, убил его, а сам воцарился на престоле персидских царей. Когда армянский царь Курсар услыхал об убиении своего брата Артабана, то глубоко скорбел о нем и, собрав всё армянское войско, пошел войною на персов, мстя за пролитие братней крови. В течение десяти лет Персия подвергалась нападению армян и испытывала от них великий вред. Находясь в большой печали и недоумении, Артасир советовался со своими вельможами о том, как отразить нападение врагов и поклялся сделать соправителем себе того, кто убьет Курсара. На бывшем у царя совещании присутствовал и отец Григория Анак, который дал обещание победить Курсара без войны и посредством некоего хитрого замысла убить его. На это Артасир сказал ему:

— Если ты приведешь в исполнение свое обещание, то я возложу на твою голову царский венец, и ты будешь правителем вместе со мною, царство же Парфянское останется за тобой и твоим родом.

Так условившись и подтвердивши между собою условия, они разошлись. Для исполнения задуманного дела Анак на помощь себе пригласил брата. Они отправились из Персии со всем имуществом, женами и детьми, и под предлогом, будто они изгнанники, избежавшие Артасирова гнева, пришли в Армению к царю Армянскому, как к своему родственнику. Тот их радушно принял и, дав им разрешение поселиться на его земле, сделал их ближними своими советниками. Он доверил все свои планы и даже себя самого Анаку, которого и назначил первосоветником в своем царском совете. Анак же льстиво закрался в царское сердце, замышляя в собственном своем сердце, как бы убить царя, и изыскивал удобный к тому случай.

Как-то раз, когда царю случилось быть на горе Араратской, Анак и его брат выразили желание, чтобы царь поговорил с ними наедине.

— Мы имеем, — говорили братья, — высказать тебе тайно некий благопотребный и полезный совет.

И вот они вошли к царю, когда он был один, нанесли ему мечом смертельный удар, затем, вышедши, сели на заранее приготовленных лошадей и умчались, желая направиться в Персию. По прошествии непродолжительного времени в царские покои вошли постельники и нашли там на полу царя чуть живым и плавающим в крови. Постельники были поражены великим страхом и о всем происшедшем и виденном ими сообщили всем воеводам и вельможам. Те поспешили по следам убийц, настигли их при одной реке, убили и утопили в воде. Израненный же царь Курсар, умирая, приказал умертвить все семейство Анака и его брата с их женами и детьми, что и было приведено в исполнение.

В то время, как истреблялся род Анака, один из родственников его успел похитить двух, находившихся еще в пеленках сыновей Анаковых — святого Григория и брата его и, скрыв у себя, воспитывал их. Между тем в Армении случился большой мятеж; услыхав об этом, Персидский царь Артасир пришел со своим войском в Армению, покорил Армянское царство и подчинил его своей власти. После же царя Армянского Курсара остался малолетний ребенок по имени Тиридат, которого Артасир пощадил и отослал в Римскую страну, где он, придя в возраст и сделавшись весьма сильным, стал воином. А спасшиеся от убиения малолетние сыновья Анака были взяты один в Персию, а другой, названный Григорием (о котором и предлежит речь), был отправлен в Римскую империю. Придя в возраст, проживал он в Кесарии Каппадокийской, научился здесь вере в Господа нашего Иисуса Христа и пребывал добрым и верным рабом Господним. Он вступил там в супружество и родил двух сыновей, Орфана и Аростана, которых со дня рождения посвятил на служение Господу. По достижении зрелого возраста Орфан удостоился пресвитерского сана, а Аростан стал пустынножителем.

Вскоре после рождения двух названных сыновей умерла жена Григория, и с сего времени блаженный Григорий стал еще усерднее служить Богу, ходя непорочно во всех заповедях и наставлениях Господних. В то время Тиридат, находясь на службе в Римском войске, получил некоторую почетную должность, так как происходил из царского рода. Услыхав о Тиридате, святой Григорий пришел к нему, как бы совершенно не зная того, что отец его Анак убил Курсара — отца Тиридата. Храня тайну об убийстве Курсара, он стал верным слугой Тиридата, искупая и возмещая своей верной службой сыну Курсара грех своего отца. Видя усердную службу Григория, Тиридат возлюбил его; но потом, когда узнал о том, что Григорий — христианин, разгневался на него и поносил его. Григорий же, пренебрегая несправедливым гневом своего господина, продолжал сохранять непорочную веру во Христа Бога.

В те дни случилось нашествие готов на принадлежавшие римлянам страны, и тогдашнему римскому царю было необходимо отправиться на войну против готов. Когда римское и готское войска сошлись близко и стали одно против другого, готский князь стал вызывать римского царя на единоборство. Последний, побоявшись выходить сам на вызов готского князя, стал искать вместо себя такого воина, который смог бы вступить в борьбу с готским князем; такого воина царь нашел в лице храброго Тиридата, которого он облек в царское вооружение и, выдав за царя, выставил против готского князя. Вступив с последним в единоборство, Тиридат без меча поборол его, захватил живым и привел к римскому царю. Этим самым одержана была победа и над всем готским войском. За сей подвиг римский царь возвел Тиридата на престол отца его, сделал его царем Армении и заключил для него мир между армянами и персами. С ним вместе, как верный его слуга, удалился в Армению и блаженный Григорий.

Когда царь Тиридат приносил жертвы идолам и больше других богине Артемиде, к которой имел наибольшее усердие, он часто и усердно просил Григория, чтобы последний вместе с ним принес жертву идолам. Григорий отказывался и исповедовал, что ни на небе, ни на земле нет Бога кроме Христа. Услыхав эти слова, Тиридат приказал тяжко мучить Григория. Прежде всего ему вложили между зубами кусок дерева, насильственно широко раскрывая уста, так чтобы они не могли сомкнуться для произнесения слова. Затем, привязавши к его шее большой кусок каменной соли (в Армении такие камни выкапываются из земли), повесили его вниз головой. Святой терпеливо висел в таком положении в течение семи дней; на восьмой день повешенного стали беспощадно бить сверху палками, а затем в течение других семи дней морили его, висящего вниз головою, дымом от навоза, зажженного под ним. Он же, вися, прославлял имя Иисуса Христа и, после того как из уст его было вынуто дерево, поучал стоявший и смотревший на его мучения народ веровать в Единого истинного Бога. Видя, что святой пребывал непоколебимо в вере и мужественно переносил страдания, ему стиснули досками ноги, стянули их крепко веревками и в пятки и подошвы набили железных гвоздей, приказывая при этом ходить. Так он ходил, воспевая псалом: «За словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки» (Пс. 16:4). И еще: «Ходящии хождаху и плакахуся, метающие семена своя: грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя» (Пс. 125:6). Мучитель же приказывал особыми орудиями сгибать голову святого, потом, насыпав в ноздри соли с серою и налив уксуса, завязать голову в мешок, наполненный сажею и пеплом. В таком положении святой пробыл шесть дней. Потом его вновь повесили вниз головой и насильно вливали ему в уста множество воды, насмехаясь при этом над святым: ибо в тех, которые были исполнены всякой бесстыдной нечистоты, не было никакого стыда. После таких мучений царь опять стал соблазнять страдальца лукавыми словами к идолопоклонству; когда же святой не склонился на обещания, мучители снова повесили его и строгали его ребра железными когтями. Так изъязвив все тело святого, волочили его обнаженным по земле, покрытой острыми железными гвоздями. Мученик претерпел все сии страдания и наконец был брошен в темницу, но там силою Христовой остался невредим.

На другой день святой Григорий был выведен из темницы и с веселым лицом предстал пред царем, не имея ни одной раны на теле. Видя все это, царь удивился, но еще питая надежду, что Григорий исполнит его волю, стал мирно разговаривать с ним, чтобы тем обратить его к злочестию своему. Когда же святой Григорий не повиновался льстивым речам, царь приказал обуть его в железные сапоги и, забивши в колодки, стеречь его до трех дней. По истечении же трех дней он позвал святого к себе и сказал ему:

— Ты напрасно уповаешь на твоего Бога, потому что не имеешь от Него никакой помощи.

Григорий отвечал:

— Безумный царь, ты сам готовишь себе мучения, я же, уповая на моего Бога, не изнемогу. Я не буду щадить ради Него и моей плоти, потому что поскольку истлевает человек внешний, постольку же обновляется внутренний человек.

После этого мучитель приказал растопить в котле олово и облить им святого по всему телу, но тот, претерпевая всё сие, непрестанно исповедовал Христа.

В то время как Тиридат измышлял, как бы победить непреклонное сердце Григория, кто-то из толпы сказал ему:

— Не умерщвляй, царь, сего человека: это сын Анака, который убил твоего отца и предал Армянское царство в плен персам.

Услыхав сии слова, царь воспылал большею ненавистью за кровь отца своего и приказал связать Григория по рукам и ногам и бросить его в городе Артаксате в глубокий ров. Сей ров был страшен всякому даже при одной мысли о нем. Выкопанный для осужденных на казнь лютою смертью, он был наполнен болотною тиною, змеями, скорпионами и различного рода ядовитыми гадами. Брошенный в этот ров, святой Григорий пробыл там четырнадцать лет, оставаясь невредим от гадов. По Божественному промышлению о нем одна вдова бросала ему каждый день ломоть хлеба, которым он и поддерживал свою жизнь. Думая, что Григорий давно уже погиб, Тиридат перестал даже вспоминать о нем. После сего царь воевал с персами, покорил их страны до самой Сирии и возвратился домой с блестящей победой и славой.

В те времена император Римский Диоклитиан разослал по своему государству гонцов искать себе в жены самую красивую изо всех девицу. Такая и была найдена в лице христианки Рипсимии, которая, обручивши свое девство Христу, проживала в посте и молитвах в девичьем монастыре под наблюдением игумении Гаиании. Послы приказали написать изображение Рипсимии, которое и отослали царю. Изображение Рипсимии чрезвычайно понравилось по своей красоте царю: воспламененный ею, он послал ей предложение сделаться его женою. Получив предложение, Рипсимия воззвала в сердце своем ко Христу:

— Жених мой, Христос! Я не отступлю от Тебя и не положу хулы на мое святое девство.

Она посоветовалась с сестрами монастыря и со своей игуменией Гаианией и, собравшись, она и все сестры убежали тайно из монастыря. После несказанных лишений во время пути, претерпевая голод и бесчисленные трудности, они пришли в Армению и поселились близ города Арарата. Здесь стали они жить в виноградниках, причем наиболее сильные из них ходили на работу в город, где и добывали себе и прочим сестрам средства для необходимого пропитания. Всех дев, согласившихся так страдать и претерпевать в странствиях лишения и скорби из-за сохранения чистоты девства, было тридцать семь.

Получив уведомление, что Рипсимия с прочими сестрами монастыря убежала в Армению, Диоклитиан послал к армянскому царю Тиридату, с которым состоял в большой дружбе, такое извещение:

— Некоторые из христиан обольстили Рипсимию, которую я желал сделать своею женой, и вот она предпочитает скитаться со стыдом по чужим странам, нежели быть мне женою. Найди же ее и отошли к нам или, если пожелаешь, возьми ее в жены себе.

Тогда Тиридат отдал приказ повсюду искать Рипсимию и, узнав, где она находится, велел, чтобы предупредить ее бегство, поставить вокруг ее местопребывания стражу. Получив известие от лиц, видевших Рипсимию, что последняя — удивительной красоты, он разгорелся пламенным желанием овладеть ею и послал к ней все приличествующие царскому сану украшения, чтобы, наряженная в них, она была приведена к нему. По совету игумении Гаиании, под руководством которой она воспитывалась от юности, Рипсимия отвергла все присланные Тиридатом украшения и не пожелала идти к нему. Сама же игумения Гаиания говорила посланным от царя:

— Все сии девицы уже обручены Небесному Царю и невозможно, чтобы какая-нибудь из них вступила в брак земной.

После этих слов внезапно ударил оглушительный гром и был слышен небесный голос, говоривший девам:

— Дерзайте и не бойтесь, потому что Я с вами.

Посланные воины так устрашились ударов сего грома, что пали ниц на землю, а некоторые, попадав с лошадей, умерли, истоптанные ногами их. Посланные ни с чем возвратились к царю в страшном ужасе и пересказали ему всё бывшее.

Исполнившись яростного гнева, царь послал тогда одного из князей с большим воинским отрядом, чтобы изрубить мечами всех дев, а Рипсимию привести насильственно. Когда воины с обнаженными мечами напали на дев, Рипсимия сказала князю:

— Не губите сих дев, меня же ведите к вашему царю.

И взяли ее воины и повели, не причинив никакого зла прочим девственницам, которые по удалении воинов скрылись.

Во время пути Рипсимия призывала на помощь своего Жениха-Христа и вопияла к нему: «Избави от оружия душу мою и из руки песии единородную мою» (Пс. 21:21). Когда Рипсимия была введена в царскую опочивальню, она возвела горе свои телесные и душевные очи и усердно со слезами молилась Богу, чтобы Он всесильною Своею рукою сохранил неврежденным ее девство. При этом она вспоминала чудесную и милостивую Его помощь, которую Он древле являл находившимся в бедствиях людям: как Он спас израильтян от руки фараоновой и от потопления (см. Исх. гл. 14–15), сохранил невредимым Иону во чреве китовом (см. Ион., гл. 1), трех отроков соблюл в печи от огня (см. Дан., гл. 3) и избавил от прелюбодейных старцев блаженную Сусанну (см. Дан., гл. 13), — и молила она Бога, чтобы и самой ей быть спасенной таким же образом от Тиридатова насилия.

В это время вошел к Рипсимии царь и, увидев необыкновенную ее красоту, сильно воспламенился ею. Движимый лукавым духом и телесною похотью, он подступил к ней и, обнимая ее, пытался сделать над нею насилие; она же, укрепляемая силою Христовою, твердо сопротивлялась ему. Царь долго боролся с нею, но не мог причинить ей никакого вреда. Ибо сия святая дева с помощью Бога оказалась более сильною, чем славный и сильный воин Тиридат. И вот тот, который некогда победил без меча готского князя и поразил персов, теперь был не в силах одолеть Христову деву, потому что ей, как некогда первомученице Фекле, телесная сила подавалась свыше.

Ничего не достигнув, царь вышел из опочивальни и повелел послать за Гаианией, зная, что она была наставницею Рипсимии. Ее скоро нашли и привели к царю, который стал просить Гаианию убедить Рипсимию исполнить его волю. Гаиания же, придя к ней, стала говорить ей на латинском языке, чтобы ее слов не могли понять находившиеся там армяне. Она говорила Рипсимии совсем не то, что было угодно царю, но то, что было полезно для ее девической чистоты. Она прилежно учила Рипсимию и наставляла, чтобы та до конца соблюдала обрученное Христу свое девство, чтобы помнила о любви Жениха своего и об уготованном ее девству венце; чтобы боялась Страшного суда и геенны, которая пожрет не хранящего своего обета.

— Лучше для тебя, Христова дева, — говорила Гаиания, — здесь умереть временно, нежели там вечно. Разве ты не знаешь того, что говорит в Евангелии Прекраснейший твой Жених Иисус Христос: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити» (Мф. 10:28). Никогда не соглашайся сотворить греха, даже если нечестивый царь решится убить тебя. Это будет пред чистым и нетленным твоим Обручником самой лучшей похвалой твоему девству.

Некоторые из присутствовавших там, знавшие латинский язык, поняли, что говорила Гаиания Рипсимии и рассказали о том другим царским слугам. Услыхавши сие, последние стали бить Гаианию камнем по устам так, что выбили ей зубы, настаивая, чтобы она говорила то, что повелевает царь. Когда же Гаиания не прекращала поучать Рипсимию страху Господню, ее увели оттуда. Много потрудившись в борьбе с Рипсимией и увидев, что от нее ничего нельзя добиться, царь начал как бесноватый трястись и кататься по земле. Между тем Рипсимия с наступлением ночи убежала никем не замеченная за город. Встретивши подвизавшихся вместе с нею сестер, она рассказала им о своей победе над врагом и о том, что она осталась неоскверненною. Услышав сие, все восхвалили и возблагодарили Бога, не предавшего на позор Своей невесты; и всю ту ночь воспевали они, молясь своему Жениху Христу.

На утро нечестивые схватили Рипсимию и предали ее мучительной смерти. Прежде всего ей вырезали язык, потом, обнаживши ее, привязали за руки и за ноги к четырем столбам и опаляли ее свечами. После этого острым камнем распороли ее чрево, так что выпали все внутренности. Наконец выкололи ей глаза и рассекли все тело на части. Так, путем горькой смерти, отошла святая дева к своему сладкому Жениху — Христу.

После этого схватили и остальных девиц, сестер и спостниц святой Рипсимии, числом тридцати трёх, и умертвили их мечами, а тела их бросили на съедение зверям. Игумения же Гаиания с двумя другими находившимися при ней девами была умерщвлена самою жестокою смертью. Прежде всего, просверливши им ноги, повесили их вниз головою и с живых содрали кожу; потом, прорезавши им сзади шеи, вытащили и вырезали языки их; затем рассекли острым камнем чрево их, вытащили оттуда внутренности и отрубили мученицам головы. Так они отошли к своему Обручнику Христу.

Тиридат же, будучи как безумный, лишь на шестой день после смерти сих дев пришел в себя и отправился на охоту. По чудесному и дивному Божественному смотрению, во время этого пути его поразила столь жестокая казнь, что в состоянии беснования потерял он не только ум, но даже самое подобие человеческое, сделавшись по своему виду как бы диким вепрем, как некогда Навуходоносор, царь Вавилонский (см. Дан. 4:30). И не только сам царь, но и все военачальники, солдаты и вообще те, которые одобряли мучения святых дев, стали бесноватыми и бегали по полям и дубравам, растерзывая на себе одежды и пожирая свое собственное тело. Так Божественный гнев не замедлил наказать их за неповинную кровь, и ни от кого им не было помощи: ибо кто может устоять пред гневом Божиим?

Но милосердный Бог, «иже не до конца гневается, ниже вовек враждует» (Пс. 102:9), часто карает людей для собственной их пользы, чтобы исправить человеческое сердце к лучшему. И Господь по милосердию Своему помиловал их следующим образом: сестре царской Кусародукте явился во сне в великой славе некий страшный муж и сказал ей:

— Тиридат не исцелеет, если Григорий не будет выведен изо рва.

Проснувшись, Кусародукта рассказала своим приближенным видение, и всем этот сон представился странным, ибо кто мог ожидать, чтобы Григорий, брошенный в болото, полное всяких гадов, остался живым после четырнадцати тяжких лет, проведенных там! Однако же подошли ко рву и громко воззвали, говоря:

— Григорий, жив ли ты?

И Григорий ответил:

— Благодатию Бога моего я жив.

И он, бледный и обросший волосами и ногтями, исхудавший и почерневший от болотной тины и крайних лишений, был выведен изо рва. Святого омыли, одели в новые одежды и, подкрепивши пищей, повели к царю, имевшему вид вепря. Все вышли к святому Григорию с великим почтением, кланялись, припадали к его ногам и молили его, чтобы он упросил своего Бога об исцелении царя, военачальников и всего его войска. Блаженный Григорий прежде всего расспросил их о телах убиенных святых дев, так как они лежали не погребенными в течение десяти дней.

Затем он собрал разбросанные тела святых дев и, оплакивая бесчеловечную лютость нечестивых мучителей, достойным образом похоронил их. После сего он начал поучать мучителей, чтобы они отвратились от идолов и уверовали во Единого Бога и Сына Его Иисуса Христа, надеясь на Его милость и благодать. Святой Григорий возвестил им, что Господь Бог сохранил его живым во рве, где часто посещал его ангел Божий, чтобы он имел возможность привести их от тьмы идолопоклонства к свету благочестия; так святой наставлял их вере во Христа, возлагая на них покаяние.

Увидев их смирение, святой повелел им устроить большую церковь, что они и исполнили в непродолжительное время. В эту церковь Григорий внес с большим почетом тела блаженных мучениц, поставил в ней святой крест и повелел народу собираться там и молиться. Затем он привел царя Тиридата к телам святых дев, которых тот погубил, чтобы он просил их молитв пред Господом Иисусом Христом. И лишь только царь исполнил сие, как ему был возвращен человеческий образ, а от бесновавшихся воевод и воинов были отогнаны лукавые духи. Вскоре вся Армения обратилась ко Христу, народ разрушал идольские капища и вместо них сооружал церкви Богу. Царь же пред всеми открыто исповедовал свои грехи и свою жестокость, возвещая казнь Божию и благодать, на нем явленные. После этого он сделался руководителем и начинателем всякого доброго дела. Он отослал святого Григория в Кесарию Каппадокийскую к архиепископу Леонтию для того, чтобы тот рукоположил его во епископа. Возвращаясь из Кесарии после рукоположения, святой Григорий захватил с собою оттуда многих пресвитеров, которых почел наиболее достойными. Он крестил царя, воевод, все войско и весь остальной народ, начиная с царедворцев и кончая самым последним поселянином. Таким образом святой Григорий привел к исповеданию истинного Бога бесчисленное множество народа, созидая храмы Божии и принося в оных бескровную жертву.

Переходя из города в город, он рукополагал священников, устраивал школы и ставил в них учителей — словом делал всё, что относилось к пользе и потребностям церковным и было необходимо для служения Богу; царь же раздавал церквам богатые имения. Святой Григорий обратил ко Христу не только армян, но и жителей других стран: персов, ассирийцев и мидян. Он устроил множество монастырей, в которых с успехом процветало дело евангельской проповеди.

Так все благоустроив, св. Григорий удалился в пустыню, где, угождая Богу, и окончил свою земную жизнь. Царь же Тиридат жил в таких подвигах добродетели и воздержания, что равен был в этом с иноками. Вместо св. Григория в Армению был взят сын его Аростан — муж, отличавшийся высокою добродетелью. С юности проводил он иноческую жизнь и в Каппадокии был рукоположен во священника для устроения в Армении церквей Божиих. Царь посылал его на Вселенский Собор в Никее, собранный для обличения арианской ереси, где он присутствовал в числе трехсот восемнадцати святых отцов.

Так уверовала Армения во Христа и служила Богу в течение долгого времени, процветая всеми добродетелями и смиренно о Христе Иисусе, Господе нашем, восхваляя Бога, Которому слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Кондак, глас 2:

Благославнаго и священноначальника вси, яко страдальца истины, днесь вернии в песнех и песнопениих восхвалим, бодраго пастыря и учителя Григория, всемирнаго светильника и поборника: Христу бо молится, еже спастися нам.

shabdua

ГЛАВА 4.
Григорий благословляет Россию
Протопопову было видение в небесах Григорий, с воздетыми руками благословляет Россию, произнося, что он её хранит .
Пока тяжело раненый старец был в больнице на грани жизни и смерти Австро-Венгрия начала боевые действия против Сербии. Царь Николай II принял решение защитить православный сербский народ от агрессора и объявил о мобилизации. Германия сделала ультиматум о том, что эта мобилизация угрожает Австро-Венгрии и потребовала отменить её. Ультиматум был отвергнут. Тогда Германия объявила войну России. Практически все исследователи жизни Григория Распутина сходятся во мнении, что будь он в то время рядом с Царём, войны бы не было.
Но случилось то, что случилось и Распутину ничего не оставалось делать, как смириться и молиться о даровании русскому воинству победы. Ненавидевший войну старец Григорий, стал советовать Государю довести её до победного конца. Своими молитвами он укреплял дух Царя Николая II , как укреплял дух Дмитрия Донского Преподобный Сергий Радонежский. Государь это чувствовал и говорил: «Всё это тяжёлое время я прожил только благодаря его молитвам» (36) .По совету старца Государь Император стал Верховным главнокомандующим русских армий. Это сильно подняло настроение в войсках. К военной кампании весны-лета 1916 г. Россия, в отличие от Германии, была в полной готовности. Всё говорило о том, что русские одержат победу.
Молитвы старца Григория за Россию вселяли в Государя Николая II полную уверенность в этой победе. Враги России понимали это и продолжали делать всё, чтобы разрушить союз Царя и Божьего человека. В ход шла самая подлая, самая оголтелая клевета, призванная очернить их обоих.
К 1916 г. клеветнические мифы о Распутине, распространяемые левой либеральной и бульварной печатью, делают свое чёрное дело. Большинство так называемого «образованного» общества стало видеть в Распутине источник зла. Созданный мифотворцами «развратник Гришка» заменил в сознании русских людей истинный образ сибирского старца. Насколько сильным оказалось воздействие мифотворцев говорит тот факт, что в образ «развратника» поверила родная сестра Царицы – Великая Княгиня Елизавета Федоровна. Посчитав, что почва к физическому устранению Распутина подготовлена, к организации убийства приступают непосредственно высокопоставленные особы. Среди них: «Василий Алексеевич Маклаков – левый радикал, один из руководителей российского масонства и кадетской партии (он достал яд и разработал план убийства); Владимир Митрофанович Пуришкевич – правый радикал, экстремист, позер и краснобай, один из тех, кто своей неумной самодовольной деятельностью дискредитировал патриотическое движение России; Князь Феликс Феликсович Юсупов – представитель аристократической черни, высших правящих слоев общества, член масонского общества «Маяк»; представитель выродившейся части Романовых Великий Князь Дмитрий Павлович, двуличный, раздираемый политическими амбициями; представители российской интеллигенции, лишенной национального сознания, доктор Лизаверт и поручик Сухотин» (37) .
Для чего лично каждому из них надобно было убивать Распутина? Ответ на этот вопрос мы уже вряд ли когда-то сумеем найти. Но можно утверждать, что все они мнили себя спасителями России. «Монархист» Пуришкевич «спасал Царя от влияния развратника», конституционалист Юсупов спасал Россию от засилья самодержавия. Как он сам говорил: «Если убить сегодня Распутина через две недели Императрицу придётся поместить в больницу для душевнобольных. А когда Император освободится от влияния Распутина и своей жены, всё переменится; он сделается хорошим конституционным монархом» (38) . Что касается амбициозного, тщеславного великого князя Дмитрия Павловича, то его, вероятнее всего убедили, что убив Распутина он увековечит своё имя в веках.
Но за всеми ними, вместе взятыми, стояли могущественные масонские силы, которые понимали, что убив старца Григория, они лишат Царя духовной опоры. Убивая Распутина, они убивали молитвенника за Царя и Россию.
Подлое, зверское преступление было совершено под утро, на 17 декабря 1916 г. в доме князя Юсупова. Распутина заманили туда под предлогом того, чтобы он помог больной жене Юсупова Ирине. Там его угостили отравленными продуктами. Время шло, а яд не срабатывал… Тогда Юсупов предложил ему помолиться. В комнате находилось распятие. Распутин подходит к распятию, становится на колени, чтобы поцеловать его, и в этот момент Юсупов стреляет ему в спину. Распутин падает. После этого князь ушел в кабинет, где его ждали напившиеся к этому времени соучастники преступления – Пуришкевич, Дмитрий Павлович, Лизаверт, Сухотин. Через некоторое время Юсупов ушёл в ту комнату, где лежал Распутин. А чуть погодя, когда Пуришкевич пошёл в ту же сторону, вдруг раздался истерический крик Юсупова: «Пуришкевич, стреляйте, стреляйте, он жив! Он убегает!» Пуришкевич с пистолетом кинулся догонять убегавшего Распутина. Первые два выстрела – промах. Третий выстрел попал в спину, …четвертый выстрел, – вспоминает Пуришкевич, – попал ему, как кажется, в голову… Он снопом упал ничком в снег и задёргал головой. Я подбежал к нему и изо всей силы ударил его ногой в висок. Через некоторое время при переносе трупа Распутина на него накинулся князь Юсупов и с диким остервенением стал бить его тяжелой резиновой гирей по голове, целясь в висок. Во все стороны брызгала кровь, и, когда Юсупова оттащили, он был весь забрызган кровью» (39) .
После зверских мучений Распутин был брошен в прорубь возле Крестовского острова. Как выяснилось позже, он был брошен в воду еще живым. После того, как начались поиски Распутина, у проруби нашли его галошу. Обследовав прорубь, водолазы нашли и тело замученного старца. Руки и ноги у него были запутаны верёвкой; правую руку он высвободил, чтобы перекреститься уже в воде, пальцы были сложены в троеперстие. Хоронили Распутина Царь с Царицей, их дочери и А. А. Вырубова. После отпевания тело старца, как мощи святого, поместили под алтарём строившийся церкви в честь преподобного Серафима Саровского. Но и после смерти он тревожил ненавистников самодержавия. После февральского государственного переворота глава Временного правительства, масон Керенский, отдал приказ выкопать тело Распутина и тайно закопать в окрестностях Петрограда. Но по дороге «испортился» грузовик и тогда тело старца выгрузили и сожгли. Один из организаторов сожжения человека Божия Григория Распутина-Нового некий Н. Ф. Купчинский впоследствии писал: «Костёр разгорался всё больше и при его свете мы внимательно, жадно вглядывались в черты старца…. Несомненно, в будущем это были бы мощи святого» (40) .
Через месяц в ночь мученической кончины старца Григория Министру внутренних дел А. А. Протопопову было видение, записанное с его слов в дневнике Гофмейстрины Е. А. Нарышкиной: «Сегодня 15 января 1917 года, Протопопов пришёл сюда в Царское Село рассказать свой сон; разверстые небеса, а в небесах – Григорий, с воздетыми руками благословляет Россию, произнося, что он её хранит» (41) .
ГЛАВА 5
Посмертное почитание старца Григория, как святого мученика.
Царь Николай II и Царица Александра Федоровна глубоко скорбели о гибели своего Друга, старца Григория, которого ещё при жизни почитали за праведника. Когда они находились в заточении в Тобольске, то хранили у себя, как святыню его письма. Передавая шкатулку с ними доктору Деревенко, чтобы он тайно их вынес и спрятал, Государь сказал «Здесь самое ценное для нас — письма Григория».
Царевич Алексей после его гибели сказал: «Был святой – Григорий Ефимович, но его убили» (42) . Царь, как великую святыню надел на себя нательный крестик, снятый с убиенного мученика Григория, а Царица с детьми носили его образ, написанный на медальончиках. «Он мученик», – утверждала Государыня Александра Федоровна. Как пишут современные исследователи жизни Распутина М. Смирнова и В. Смирнов: «Спустя месяц после убийства Александра Фёдоровна выпустила небольшую брошюру под заголовком «Новый мученик». В ней излагалась биография Григория Ефимовича и проводилась мысль о том, что он был Божьим человеком и по роду своей смерти должен почитаться мучеником» (43) .
Это житие в многочисленных экземплярах мгновенно расходилось среди простого народа, который относился к Распутину как к чудотворцу. Об этом говорит тот факт, что узнав о его гибели, многие петербуржцы устремились к проруби в реке Неве, где старец Григорий был утоплен. «По донесениям полиции там они набирали воду, освящённую его кровью, и относили домой, как святыню» (44) . Очевидец этого В. М. Пуришкевич писал о том, что к Неве «стали стекаться целыми вереницами, главным образом женщины, начиная с самых верхов и кончая низами, с кувшинами и бутылками в руках, чтобы запастись освященной распутинсками останками водой» (45) . Когда же старца Григория погребли в алтаре строившийся Серафимовской церкви, то люди приходили к ней и собирали вокруг неё снег (46) .
Почитание Распутина, как святого праведника усилилось после того, когда в марте 1917 года по указанию Временного правительства был вскрыт гроб с останками Распутина. Очевидцы этого увидели, что они оказались нетленными и даже издавали лёгкое благоухание. Тогда народ стал стекаться ко гробу и разбирать его на кусочки, чтобы иметь у себя хоть малую частицу от последнего прибежища старца-мученика (47) .
Главной же причиной почитания Распутина, как святого человека, были многочисленные чудеса, которые совершались как при его жизни, так и после мученической кончины. Но прежде чем рассказать о них, вспомним о тех особенных дарах, которыми награждает Господь своих избранников. Это дар утешения, дар рассуждения, чудесный дар исцелений, который в свою очередь происходит от дара молитвы, и дар прозорливости и пророчеств. Из этих даров обычно Божии угодники обычно наделяются каким-либо одним или несколькими. Человек Божий Григорий обладал всеми видами этих даров.
Дар утешения
О даре утешения близкие к нему люди отзывались так:
«Он хороший, простой религиозный русский человек. В минуты сомнений и душевной тревоги я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и спокойно» (48) . «Когда у меня забота, сомнение, неприятность, мне достаточно пять минут поговорить с Григорием, чтобы тотчас почувствовать себя укреплённым и успокоенным» (49). (Св. Царь — мученик Николай II).
«У нас дома он был образцом вежливости и скромности… Я особенно ценю в Гр. Еф. Его дар утешения. В самые тяжелые минуты жизни он всегда находит то самое нужное слово, какой-нибудь ничтожный совет – и выход найден» (50) . (Княгиня И. В. Головина).
«Подобно доктору, ставящему диагноз при болезни физической, Распутин умело подходил к людям, страдающим духовно, и сразу разгадывал, чего человек ищет и о чём волнуется. Простота в обращении и ласковость, которую он проявлял к собеседникам, вносили успокоение» (51). (Полковник Д. Н. Ломан).
Дар утешения, которым обладал старец Григорий всегда сочетался у него с необычайной добротой и милосердием. «Распутин абсолютно честный и добрый человек, всегда желающий творить добро и охотно раздающий деньги нуждающимся» (52) . (С. Ю. Витте, в 1905-1906 гг. Председатель совета министров).
«Когда я видела его в детской, я ощущала доброту и тепло, исходящие от него» (53) . (Сестра св. Царя Николая II вел. княгиня Ольга).
Особенно сказался дар утешения на Государыне Императрице Александре Фёдоровне, которая была в крайнем нервном истощении из-за неизлечимой болезни наследника Царевича Алексея. Но благодаря Распутину её депрессивные состояния проходили как бы сами собой.
Дар рассуждения
Дар рассуждения появился у Григория Распутина не сразу, а после полутора десятков лет странствий, бесед с духовно умудрёнными людьми, со старцами. За это время он глубоко изучил Святое Евангелие, мог его толковать и даже читать наизусть.
Всё это сделало его человеком способным давать людям духовные советы. Сначала к нему притекали за наставлениями крестьяне из окрестных деревень. Позднее стали приезжать люди издалека. Тобольский архиерей Алексий, сделал заключение о том, что считает его «православным христианином, человеком очень умным, духовно настроенным, ищущим правды Христовой, могущим подать добрый совет тому, кто в нём нуждается» (54) .
Григория Ефимовича с интересом слушали даже священники и архиереи. Так в Казани, где он останавливался по пути из паломничества в Киев: «Казанские церковные власти, включая о. Антония (Гурийского), ректора Казанской Духовной академии, и игумена Хирсанфа (Щетковского), исполнявшего обязанности викария Казанской епархии…. относились к Григорию как к благочестивому и одарённому мирянину, он был тепло ими принят» Благодаря дару рассуждения именно в Казани Распутин приобрёл такую известность, что Хирсанф, дал ему рекомендацию в Санкт-Петербург к епископу Сергию (Старгородскому) (55) .
Митрополит Вениамин Федченков так же любил беседовать со старцем Григорием и писал: «Говорил он совершенно остроумно. Вообще Распутин был человек совершенно незаурядный и по острому уму, и по религиозной направленности» (56) .
Василий Розанов, известный философ, восторгался даром рассуждения, которым от Бога был наделён Распутин. Это произошло после того, как он услышал его мнение по поводу отношения официальной Церкви к Льву Толстому. Как вспоминал Розанов, старец Григорий сказал: «Он /Толстой/ говорил против Синода, против духовенства – и прав. Более того – он выше, сильнее и чище их. Но ведь он не против них говорил, а против слов, которые у них. А слова эти от Григория Богослова и Иоанна Златоуста. И вот тут он сам и его сочинения – маленькие» (57) .
Таким образом, Распутин показал, что по-человечески, Толстой может показаться прав, когда выступает против недостатков, которые есть у конкретных служителей Церкви. Но поскольку вся полнота Церкви живёт согласно учению своих великих учителей, то получается, что Толстой поучая Церковь, ставит себя на их место. Но всё дело в том, что его учение пред их учением просто ничтожно.
«Григорий, – пишет Розанов – гениальный мужик… Так просто сибирский крестьянин сказал мысль, которая разрешает всё» (58) .
Бывший обер-прокурор Святейшего Синода князь Н.Д. Жевахов о даре рассуждения Распутина говорил, что он облекал «теоретические положения в такую форму, какая допускала их опытное применение, а не в форму философских туманов…. В его умении популяризировать Божественные истины, несомненно предполагавшем известный духовный опыт, и заключался секрет его влияния на массы» (59) .
Чудесный дар исцелений
Добрый, отзывчивый, милосердный старец Григорий не мог оставаться равнодушным к чужому горю. Он всегда старался помочь тому или иному человеку как материально, так и своим даром исцелять неисцелимые болезни. Несомненно, что чудесный дар исцелений происходил от его дерзновенного молитвенного предстояния перед Богом. Это дерзновение пришло к нему вследствие богомолья в святых местах и учительству у известных уральских старцев – монаха Адриана и схимонаха Илии, а в особенности у святого старца Макария Верхотурского.
Григорий Распутин стал паломничать с юности. И везде, где бы он ни был, на заработках ли, в пути или на отдыхе – он всегда находил время для молитвы. Как он сам вспоминал: «Нередко шёл по три дня, вкушал только самую малость! В жаркие дни налагал на себя пост: не пил квасу, а работал с подёнщиком…, работал и убегал на отдохновение на молитву. Когда коней пас – молился. Эта отрада мне послужила за всё и про всё» (60) .
Распутин был примерный семьянин
и из странствий всегда возвращался домой. Но и дома, занимаясь ежедневным крестьянским трудом, он не забывал о молитвенных трудах. Выкопал себе пещерку и молился там усердно и в одиночестве, как монах.
Кроме того любил совершать тайные молитвы в лесу. Этому он вероятнее всего научился у своего духовного наставника Макария Верхотурского, который постоянно молился в лесу.
Такую привычку старец Григорий не оставлял даже тогда, когда познакомился с высшим петербургским обществом и был вхож в царскую семью. Г. В. Сазонов так писал об этом: «Когда мы жили на даче, дети видели его в лесу, погружённого в молитву…
Соседка генеральша, которая без отвращения не могла слышать его имя, не поленилась пойти за ребятишками в лес, и действительно, хотя прошёл час, она увидела Распутина, погружённого в молитву» (61) .
Анна Вырубова, как духовное чадо св. праведного отца Иоанна Кронштадского свидетельствовала, что «отец Иоанн считал его странником, имеющим дар молитвы» (62) .
Этот дар дерзновенной молитвы старец Григорий использовал для того, чтобы помогать не только ближним, но и животным, которых, как и близко знакомый ему поэт Сергей Есенин, Распутин считал «братьями нашими меньшими».
Уже в юности Григорий проявил свой дар чудесного излечения животного. С его слов дочь Матрёна писала: «Как-то за обедом дед сказал, что захромала лошадь, возможно растянула сухожилие под коленом. Услыхав это, отец молча встал из-за стола и отправился на конюшню.
Дед пошёл следом и увидел, как сын несколько секунд постоял возле лошади в сосредоточении, потом подошёл к задней ноге и положил ладонь прямо над подколенное сухожилие, хотя прежде даже никогда не слышал этого слова. Он, стоял, слегка откинув голову, потом, словно решив, что исцеление свершилось, отступил на шаг, погладил лошадь и сказал: «Теперь тебе лучше».
После этого случая отец стал вроде ветеринара-чудотворца и лечил всех животных в хозяйстве. Вскоре эта практика распространилась на всех животных в Покровском. Потом он начал лечить и людей. «Бог помогал» (63) .
Записала Матрёна и особенный случай исцеления, который даже можно назвать спасением человека от неминуемой смерти. «Однажды отец после дня, проведённого в дороге, попросил в одной избе ночлега и хлеба. Хозяйка, чем-то удручённая, впустила его. Тут же стала понятна причина озабоченности женщины. На лавке, под кучей одеял, лежала девочка. Похоже было, что она умирает. Отец подошёл к ней. Ребёнок был без сознания, единственным признаком жизни оставалось еле слышное дыхание и иногда – стон. Отец попросил оставить его наедине с больной. Родители девочки вышли. Отец упал на колени возле лавки, положил ладонь на пышущий жаром лоб ребёнка, закрыл глаза и начал молиться. Он рассказывал, что совершенно не ощущал течения времени.
Обеспокоенные родители то и дело приоткрывали дверь и с изумлением смотрели на застывшего в молитве человека. Наконец девочка шевельнулась, открыла глаза и спросила:
– Я жива?
Через минуту она ничем не напоминала умирающую» (64) .
Свой дар чудесных исцелений старец Григорий проявлял на многих людях, но прежде всего он помогал наследнику престола царевичу Алексею, болевшему неисцелимой болезнью – гемофилией, то есть несворачиваемостью крови, при которой каждая ссадина, каждый ушиб могли обернуться для царевича тяжёлой, мученической смертью.
Первый случай молитвенной помощи наследнику произошёл в 1907 г. Трёхлетний царевич, гуляя по саду в Царском Селе, упал и ушиб ногу. Об этом случае мы уже писали в этой книге.
Великая Княгиня Ольга подтверждает и другой случай исцеления царевича Алексея, который некоторые очевидцев называют не иначе как чудо воскрешения наследника из мёртвых.
Дело происходило в Польше, в пригороде Варшавы – Спале. Как и в Царском Селе, царевич нечаянно ушиб ногу, и она страшно распухла. Температура поднялась выше 40 градусов, пульс почти не прощупывался. Консилиум врачей из Е. Боткина, С. Фёдорова, К. Рачфусса, С. Острогорского ничего не мог поделать. Они не надеялись на выздоровление. Положение было настолько критическим, что по всей России было объявлено о тяжелой болезни царевича. В церквах стали возноситься молитвы о его выздоровлении. Императрица послала срочную телеграмму старцу Григорию в село Покровское с просьбой о молитвенной помощи и вскоре получила от него ответ:
«Бог услышал Ваши слёзы и Ваши молитвы. Не печальтесь. Маленький не умрёт. Не давайте докторам слишком долго мучить его». Как только эта телеграмма была получена, сразу же началось выздоровление умиравшего наследника престола.
Как свидетельствует Ольга Александровна: «Через час мой племянник был вне опасности. Позже, в том же году я встретила профессора Фёдорова, который сказал мне, что исцеление было совершенно необъяснимо с точки зрения медицины… Распутин определённо обладал даром исцеления. В этом нет сомнений. Я видела эти результаты собственными глазами и не один раз. Я так же знаю, что самые известные доктора того времени были вынуждены признать это» (65) .
Чудом воскрешения из мёртвых считается исцеление Анны Вырубовой, попавшей в тяжёлую железнодорожную катастрофу. Как вспоминал исполняющий в то время обязанности Директора Департамента полиции С. П. Белецкий: «Положение А. А. Вырубовой было тогда очень серьёзным, и она, находясь всё время в забытьи, была уже напутствована глухой исповедью и причастием святых таин. Будучи в бредовом, горячечном состоянии, не открывая всё время глаз, А. А. Вырубова повторяла лишь одну фразу:
– Отец Григорий помолись за меня!…
Узнав о тяжёлом положении А. А. Вырубовой со слов графини Витте… Распутин… прибыл в Царское Село в приёмный покой лазарета, куда была доставлена А. А. Вырубова…
В это время в палате, где лежала А. А. Вырубова, находились Государь с Государыней, отец А. А. Вырубовой и княжна Гедрольц. Войдя в палату без разрешения, и ни с кем не здороваясь, Распутин подошёл к А. А. Вырубовой, взял её за руку, и, упорно смотря на неё, громко и повелительно сказал ей:
– Аннушка, проснись, поглядь на меня!…
И, к всеобщему изумлению всех присутствовавших она открыла глаза и, увидев наклонённое над нею лицо Распутина, улыбнулась и сказала:
– Григорий – это ты? Слава Богу!
Тогда Распутин, обернувшись к присутствовавшим, сказал:
– Поправится!» (66) .
Так и случилось. Вырубова выжила и вскоре выздоровела, хотя, как и предрекал Распутин, на всю жизнь осталась калекой.
По молитвам старца Григория исцелилась жена действительного статского советника О. В. Лахтина. На следственной ЧК под началом Руднева она свидетельствовала: «Распутина я увидела первый раз 3 ноября 1905 года. Я сильно болела неврастенией кишок, приковавшей меня к постели. Я могла передвигаться только придерживаясь рукой за стену… Священник отец Медведь пожалел меня и свёл с Распутиным… С момента появления в доме отца Григория я сразу почувствовала себя здоровой и с тех пор освободилась от своего недуга» (67) .
Дар старца Григория исцелять распространялся не только на православных христиан. Существует следующее свидетельство иудея Ивана Симановича, зафиксированное следственной ЧК Временного правительства: «С 1909 по 1910 год у меня стали наблюдаться признаки нервного заболевания, именуемого пляска святого Витта. Со времени объявления болезни я обращался к докторам… Среди докторов меня пользовавших, я могу указать профессора Рузенбаха и доктора Рубинько… В 1919 году Распутин, узнав от отца о моей болезни, предложил привести меня к нему на квартиру… Распутин, оставшись со мной в комнате наедине, посадил меня на стул и, поместившись напротив, пристально смотрел мне в глаза, начав меня гладить рукою по голове. В это время я испытывал какое-то особенное состояние. Сеанс этот, как мне кажется, продолжался минут десять. После чего, прощаясь со мной, Распутин сказал: «Ничего, всё это пройдёт!». И действительно, теперь я могу удостоверить, что после этого свидания с Распутиным припадки у меня не возобновлялись… Это исцеление я приписываю исключительно Распутину, так как врачебные средства лишь облегчали форму припадков, не устраняя их проявлений… Иоанн Симанович, студент 20 лет, иудейского вероисповедания» (68) .
Известны случаи, когда по молитвам Распутина излечивались бесноватые. Мы уже писали об излечении бесовских припадков у монахини Акилины в Октайском монастыре. Сам старец Григорий говорил о своём даре исцелять так: «Если не будешь искать корысти нигде и стремиться, как бы утешить, призовёшь Господа душевно, то и бесы вострепещут от тебя, и больные выздоровеют» (69) .Tags: Истина, Николай II, Россия, клевета, ложь, масоны, подвижничество, правда, праведный, православие, революция, сатана, святой, убийство, царь