Святой корнилий псково печерский
Содержание
Преподобномученик Корни́лий Псково-Печерский, игумен
Кондак 1
Избранный чудотворче, преславный угодниче Христов, скорый помощниче и теплый молитвенниче о всех, с верою и любовию просящих твоего заступления, восхваляем тя любовию, Корнилие преподобномучениче, ты же яко имеяй дерзновение ко Господу, моли о спасении нас, поющих ти:
Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.
Икос 1
Ангелов подражатель явился еси, преподобномучениче и богоносне отче наш Корнилие, ангельски поживый на земли и нам оставивый образ совершенства духовнаго. Сего ради прослави тя чудесы Христос Бог, Емуже предстоиши ныне во свете невечернем Царствия Небеснаго; от нас же, чтущих тя, слышиши пение таковое:
Радуйся, яко любве ради ко Господу всякое наслаждение земное оставил еси;
Радуйся, яко благая мира сего презрел еси.
Радуйся, яко богатство нетленное обрел еси;
Радуйся, яко иго Христово благое и удобоносимое возлюбил еси.
Радуйся, яко во плоти аки безплотен пожил еси;
Радуйся, яко боголюбезную чистоту непорочно сохранил еси.
Радуйся, яко узкими враты в Царствие Небесное вошел еси;
Радуйся, яко равноангельскую честь достойно приял еси.
Радуйся, яко венец неувядаемый от Господа приял еси;
Радуйся, яко на небеси и на земли прославлен еси.
Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.
Кондак 2
Видя суету жития мирскаго и слыша глас Пастыря Христа: «Иже аще хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой», и ты, преподобномучениче, мир и вся благая его оставил еси, да Единому Богу поживеши, поя Ему: Аллилуиа.
Икос 2
Разумом свыше просвещенный, наставил еси духовная чада твоя ко благоугождению истинному и любезно приял еси вся возжелавшия подвизатися купно с тобою во спасение, отче Корнилие, спасительнаго пути наставниче предобрый; приими убо и нас под твой отчий покров и молитвами твоими помози нам спасение вечное унаследовати, да тя восхвалим сице:
Радуйся, алчущим и жаждущим правды глаголов живота вечнаго возвестителю;
Радуйся, ищущим Царствия Божия пути спасительнаго указателю.
Радуйся, взыскующих горняго Царствия мудрый водителю;
Радуйся, обуреваемых страстьми добрый кормчий.
Радуйся, во благочестии труждающихся великий помощниче;
Радуйся, немудрых благоискусный учителю.
Радуйся, теплый о всем мире предстателю;
Радуйся, усердный и благоприятный о душах наших ходатаю.
Радуйся, надежный корабль в житейском плавании обретший;
Радуйся, и нам тихую пристань указавый.
Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.
Кондак 3
Силою Господа умудренный ко благоустроению святыя обители оградити ю от нашествия вражия стеною, паче же святыми молитвами твоими препоручивый ю честному покрову Пресвятыя Богородицы, умоли дати и нам покров и защиту, да сподобимся купно с тобою пети Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Имуще тя, отче Корнилие, скораго в бедах помощника, благовернии людие, в напастех и скорбех тя на помощь молитвенно призывающе и дары благости Божия молитвами твоими от Щедродавца Бога обильно приемлюще, тебе от любве теплыя хвалебно воспевают:
Радуйся, многажды прощения наша исполнением предваривый;
Радуйся, болящим врачу благоискусный.
Радуйся, скорбящим благоприятное утешение;
Радуйся, унывающим благодатное укрепление.
Радуйся, душетленных страстей прогонителю;
Радуйся, безпомощным скоропредстательный помощниче.
Радуйся, иноков богомудрый руководителю;
Радуйся, радость истинную во Христе нам показавый.
Радуйся, воеводо изрядный духовных воинов;
Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.
Кондак 4
Бурею страстей и треволненьми во многомятежном мире непоколебимый в тихое пристанище спасения душу твою управил еси, вся благая и красная мира презрев, призывая и всех быти причастницы горняго Царствия, идеже ныне пребываеши, поя Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше пастырие Христовы Церкве о твоих подвизех и яко земнаго тя Ангела помышляя, избраша тя во игумена обители, достойную почесть трудом твоим воздавше и тем подвизающе нас благохвалити тя сице:
Радуйся, Агнца и Пастыря верный служителю;
Радуйся, алтаря Господня достойный предстоятелю.
Радуйся, богомудрый иноков начальниче;
Радуйся, истиннаго смирения наставниче.
Радуйся, совершеннаго терпения подвижниче;
Радуйся, даров Святаго Духа честное вместилище.
Радуйся, слезнаго умиления преисполненный;
Радуйся, Пресвятыя Троицы сосуде избранный.
Радуйся, благочестия утверждение;
Радуйся, православия столпе и похвало.
Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.
Кондак 5
Боготечную мысль соломонову имея, образ Успения Пресвятыя Богородицы написа благочестивый Алексий, последи же ради молитв преподобнаго Корнилия неизреченные чудеса икона являти начаше: исцеляше бесных, отверзаше очи слепым многим, о сем радующеся, иноцы пояху Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Созда преподобный Корнилий во игуменство свое над Святыми вратами храм Святителю Николаю Чудотворцу, аки защитнику всех обидимых и ревнителю православия, уповая быти ему хранителю обители от врагов православия; темже и ныне с ним предстоя Престолу Господа Славы, помолися, отче Корнилие, Творцу о спасении всех потрудившихся ради святыя обители и о всех славящих тя пеньми сицевыми:
Радуйся, правило веры и благочестия;
Радуйся, образе целомудрия и воздержания.
Радуйся, постническаго лика украшение;
Радуйся, звездо, сияющая в сонме преподобных.
Радуйся, иноков пастырю и учителю;
Радуйся, и в мире живущих заступниче и покровителю.
Радуйся, тесный и прискорбный путь паче пространнаго возлюбивый;
Радуйся, учителю мужественнаго подвижничества.
Радуйся, стено, невидимо ограждающая паче стен каменных;
Радуйся, жертва вечерняя Богу приятная.
Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.
Кондак 6
Проповедуя слово Божие братии твоей, всех поучал еси словом и житием безмолвию, смирению, посту и молитве, в нейже деннонощно пребывая, воспевал еси выну Всесильному Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиял еси светильник веры, отче Корнилие, обители твоей такожде и окрестным людем, землю же Ливонскую верою христианскою просветил еси, невидимый храм Духа Божия в себе нося, устроил еси видимый храм Пречистыя Богородицы Одигитрии и новопросвещенней чуди храмы основал еси, такожде и клирики устроил еси, да вси обрящут врачевание недуг своих душевных. Сего ради прославлен еси от Подвигоположника Христа, от нас же приемлеши сия похвальныя песни:
Радуйся, Евангелия Христова благовестителю;
Радуйся, веры православныя проповедниче.
Радуйся, благодатию Божиею насыщенный;
Радуйся, от источника Божественнаго напоенный.
Радуйся, потоком слез спасительных орошенный;
Радуйся, в ризу спасения облеченный.
Радуйся, одеждою нетления одеянный;
Радуйся, брашно неисчерпаемое указавый.
Радуйся, питие приснотекущее Христа проповедавый;
Радуйся, манной слова Божия люди питавый.
Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.
Кондак 7
Агнцу Божию, вземшему грехи мира, подражая, кротость и смирение Его себе усвоил еси, отче Корнилие, и веяния скорби и обиды безропотно претерпел еси, поя Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Дивныя и доблестныя подвиги твоя восхваляюще, добропобедне воине Христов Корнилие, ублажаем тя, от тленнаго сего жития земным царем к Небесному Царю в вечное жилище предпосланнаго, славим мученическую кончину твою и молитвенно празднуем святую память твою, тебе усердно воспевающе:
Радуйся, яко невинною кровию твоею чистое житие запечатлел еси;
Радуйся, яко в час смертный к лику Мучеников причислен еси.
Радуйся, яко отверзошася ти врата райская, да внидеши в радость Господа твоего;
Радуйся, яко душу твою Жизнодавец Христос в селения небесныя приял еси.
Радуйся, яко мощи твоя на земли прославишася;
Радуйся, яко со безплотными силами трисвятую песнь Богу немолчно воспеваеши.
Радуйся, яко с Пророки и Апостолы светло торжествуеши;
Радуйся, со святыми Мученики купно увенчанный.
Радуйся, с Преподобными и праведниками прославленный;
Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.
Кондак 8
Странника и пришельца в мире сем себе помышляя и горняго Иерусалима взыскуя, течение временныя жизни во святей обители Божия Матере скончал еси, Ейже и ныне предстоиши о сем моляся, да вси купно с тобою поют Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Победив вся враги оружием правды Божия, яко истинный воин Христов увенчен венцем победным в Царстве славы, идеже пребывая с преподобными Марком и Ионою, и ныне ограждаеши от врагов обитель твою, призывая и нас подражати ти в духовней брани, да и мы в радости духовней вопием ти:
Радуйся, смирением святым гордыню в себе победивый;
Радуйся, кротостию совершенною ярости пламень угасивый.
Радуйся, молитвами усердными уныние духа прогнавый;
Радуйся, радования о Господе достигнувый.
Радуйся, воздержанием и целомудрием чистоту души и тела соблюдший;
Радуйся, неленостно всяку добродетель в себе возрастивый.
Радуйся, венец победный от Христа приявый;
Радуйся, от Господа даром чудес обогащенный.
Радуйся, в лик добропобедных Мученик приятый;
Радуйся, аки добрый воин к воином небесным сопричтенный.
Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.
Кондак 9
Всякое наслаждение плотское возненавидев, Корнилие преблаженне, единаго Бога всем сердцем возлюбил еси яко источника всякия благости, темже и Господь тя возлюби и обильно щедроты Своя на тя и обитель твою излия, да вси к мощем твоим прибегающии и скорую помощь от тебе приемлющи благодарственно вопиют: Аллилуиа.
Икос 9
Витии многовещаннии не довлеют глаголати вся подвиги твоя, богомудре отче Корнилие, ибо доброта жития твоего воистину превосходит похвалу человеческую, обаче мы любовию к тебе побуждаеми, дерзаем смиренно хвалити тя пением таковым:
Радуйся, святыя Церкве светильниче немеркнущий;
Радуйся, всемощным заступлением твоим от меча иноплеменных нас избавляющий.
Радуйся, страны нашея благодатное украшение;
Радуйся, града нашего покрове благодатный.
Радуйся, обители твоея утверждение и похвало;
Радуйся, монашествующих пречудная красото.
Радуйся, роду христианскому присное утешение;
Радуйся, любящих и чтущих тя пред Богом ходатаю.
Радуйся, грешником ко спасению пути указателю;
Радуйся, пред Престолом Божиим миру грешному предстателю.
Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.
Кондак 10
Спасти хотя град Псков и люди православныя от нашествия иноплеменных, явился еси старцу Дорофею купно с Антонием Киевским, сопутствующе Пресвятей Богородице, поспешившей на помощь людем Своим; егда же Богоматерь укоряюще люди за скверну жития их, умолял еси со слезами, глаголюще: «О Госпоже Владычице Богородице, согрешиша живуще беззаконно, но не остави их заступлением Твоим, паче же молися Сыну Твоему за люди недостойныя», — и тако отвратил еси праведный гнев, да зовут во умилении Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Стену заступления и молитвенника богоприятна имуще тя, отче Корнилие, благодарение Отцу Небесному усердно возсылая за вся благодеяния Его, тобою нам обильно являемыя, тебе же, предстателю нашему, сицевое приносим пение:
Радуйся, предивный угодниче Господень;
Радуйся, неутомимый в подвизех избранниче Христов.
Радуйся, слуго добропослушливый Всевышняго Владыки;
Радуйся, благий и верный рабе Царя царствующих.
Радуйся, обидимых добрый заступниче;
Радуйся, странных благонадежное пристанище.
Радуйся, недугов душевных и телесных благий целителю;
Радуйся, грешников пред Богом ходатаю.
Радуйся, кающихся со Христом примирителю;
Радуйся, небесный наш покровителю.
Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.
Кондак 11
Пение всякое не довлеет ко прославлению величествия твоего, отче преподобне, твоими бо молитвами дивно явися сила Божия: молился бо еси пред пречистым образом Владычицы и тем обитель от разорения сохранил еси. Ныне и мы молим тя, не тщу сотвори надежду нашу и избави нас от враг наших, да во умилении зовем Спасителю Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Светильник добрых дел был еси при жизни, отче преподобне, и светильник Божия благодати явился еси по смерти, сияя чудесы и исцеления источая; и по ста двудесяти летех, аки сокровище драгоценное, мощи твоя из недр земных явлены быша, да тебе от Господа прославленному умильно взываем:
Радуйся, нетления цвете прекрасный;
Радуйся, крине рая небеснаго процветший.
Радуйся, светлостию твоею мрак душ наших озаряяй;
Радуйся, от болезней многоразличных благодатно исцеляяй.
Радуйся, ран греховных врачу благоискусный;
Радуйся, сердец скорбящих утешителю.
Радуйся, обители твоея страже неусыпный;
Радуйся, спящих во гресех возбудителю.
Радуйся, бдящих в молитве укрепителю;
Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.
Кондак 12
Благодать от Господа приял еси, преподобномучениче, ко просвещению иноков и мирских людей светом истинныя веры, темже и ученицы твои, в земном житии тобою просвещеннии, ныне с тобою на небеси прославляют Вседержителя Светодавца и нас научают славословию, да и мы Творцу и святых Святейшему Слову поем: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще дивныя твоя чудеса, умиленно припадаем пред пречистыми мощами твоими, преподобне отче наш, благодарственно воспоминаем труды твоя и твое заступление, и якоже древле услышал еси мольбы рабов твоих, такожде и ныне услыши скорбныя молитвы чтущих тя и сподоби ныне прияти скорое свобождение от врагов спасения нашего, да невозбранно поем тебе песнь сию:
Радуйся, всесильными молитвами твоими от врагов видимых и невидимых избавляяй;
Радуйся, светом истины сущих во тьме и сени смертней озаряяй.
Радуйся, разслабленных утверждение и сило;
Радуйся, неверных прославляти Бога научаяй.
Радуйся, нераскаянных грешников к покаянию обращаяй;
Радуйся, помощь сирым и вдовицам подаваяй.
Радуйся, скорбных утешаяй;
Радуйся, в посте и молитвах ослабевающих укрепляяй.
Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.
Кондак 13
О преподобномучениче отче Корнилие, тебе молимся и тебе просим, вонми похвальному пению сему, тебе от усердия нашего приносимому, не остави нас святыми твоими молитвами, не престани просити премногих грехов наших прощения, да в смертный час сподобимся прияти кончину жизни мирну и внити в Царствие Небесное, да и мы тамо с тобою прославим безмерное милосердие Божие, воспевающе Владыке живота: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)
Молитва преподобномученику Корнилию Псково-Печерскому
О святый преподобномучениче Корнилие! Смиренно припадаем к раце мощей твоих и умильно молим тя: милостиво призри на скорби наша душевныя и телесныя и избаву нам подаждь; помози нам, святче Божий, от навета злых человек, от нихже и сам ты невинно на земли пострадал еси. Защити нас от насилия диавола, страстно воюющаго в немощных удесех наших, умоли Господа Бога и Пречистую Его Матерь даровати нам тихое и безгрешное житие, взаимную братскую нелицемерную любовь и мирную христианскую кончину, да чистою совестию предстанем нелицемерному Страшному Судилищу Христову, и в Царствии Его прославим Животворящую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
Житие преподобномученика Корнилия Псково-Печерского
Прпмч. Корнилий Псково-Печерский
Преподобный Корнилий еще в молодых годах оставил мир и начал подвизаться в Печерском монастыре Псковской области; здесь пострижен он в иночество и проводил жизнь строгую, в трудах и молитве. При нем (с 1519 года) распространили в горе храм Успения Богоматери и устроили его с приделом, в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских, а с 1524 года новая храмовая икона Успения Богоматери начала источать исцеления и другия чудеса.
В 1529 году блаженный Корнилий облечен был саном игумена новой Печерской обители. В продолжение 40-летнего управления своего он возвысил обитель по всем отношениям. Жизнь его была образцом строгой иноческой жизни, и он старался одушевить ревностию к подвижничеству подчиненных ему иноков. В тогдашнее время случалось, что иные, внося в обитель богатые вклады, дозволяли себе жить в обители не по-иночески, и вклад свой считали за право на жизнь по желаниям испорченнаго сердца.
Блаженный Корнилий жил упованием на Господа и не думал поставлять благосостояние обители в зависимость от вкладов; он дорожил высоким значением обители, как училища благочестия, а потому всякаго инока, когда не хотел он жить по иночески, подвергал поправительным мерам, а если тот не приходил в себя, то удалял его из обители, кто бы он ни был. Один из таких изгнанных вкладчиков явился с жалобою к митрополиту Макарию. Митрополит велел отправить его в обитель под строгую эпитимию.
Новгородский архиепископ Феодосий писал к блаженному игумену: «Писал к нам святейший господин и отец наш Макарий, митрополит всей России, о вашем Печерском вкладчике старце Савватии, что был он в монастырских службах с мирскими людьми и пал в великие грехи, и что он приходил каяться и плакаться пред тобою о том падении, но ты не принял его на покаяние… Отдайте его доброму старцу под надзор, чтобы жил с правилом и ходил к началу каждой службы, а стоял бы пред церковию каждый день до конца правила, в церковь же не допускайте его. А ты наставляй и учи его по правилам. Ты сам хорошо знаешь писание. Оно говоритъ: если епископ, или игумен, или пресвитер не принимает на покаяние обращающагося от греха, то должен быть извержен».
Блаженный Корнилий любил спасение братии и заботился о нем; при нем число иноков обители умножилось до 100 человек, тогда как прежде него было их мало. Он хорошо понимал и долг признательности к благотворителям обители. Памятником тому служит заведенный им синодик обители для поминовения усопшей братии и усопших благотворителей.
Неутомимый в трудах, с неусыпною ревностию ко благу обители, он построил в Пскове, на Печерском подворье, каменный храм в честь Богоматери-Одигитрии; в обители своей деревянный храм 40 мучеников он перенес за монастырь, для монастырских рабочих; а на месте его построил (1548 год) каменный храм Благовещения.
В назидание другим описал он чудеса Печерской иконы Богоматери. «Свидетель этих чудес, говорит он, не я один, а весь Псков и Новгород. Богоматерь подает исцеления не только православным, но и иноверным, приходящим из немецкой земли (из Лифляндии) с верою к чудотворному образу». Блаженвый Корнилий любил просвещение для себя и для других; образованные из современников, каков был князь Курбский, проживали по временам в его обители для бесед с ним; ученик его старец Вассиан Муромцев был одним из самых просвещенных людей своего времени. Блаженный Корнилий насаждал благочестие не только в своей обители, но во всей окрестности; он по строил храмы Божии в Агиреве и Топине.
С 1558 года открылось новое поле деятельности для блаженного Корнилия. Царь решился возвратить православию принадлежащее ему в Ливонии и достойно наказать немцев, испепеливших православные храмы и ругавшихся над святынею. В апреле воеводы подступили под Нарву. В Страстной пяток «вельможные и гордые немцы, изобретшие себе новое имя евангеликов, еще с утра были пьяны и, не смотря на перемирие, начали стрелять в русских. Им задан урок. Не вразумились. Найдя икону Богоматери с предвечным Младенцем на руках в доме, где стояли русские купцы, они стали ругаться над иконою; потом, взяв ее со стены, бросили в огонь, где варилось пиво… Пламень внезапно, быстрее стрелы, бросился вверх, и верх здания запылал». Начался страшный пожар в Нарве. Русские, воспользовавшись пожаром, завладели городом.
«Такова награда хулителям Божественнаго, тем, которые образ Христа, изображеннаго по плоти, и образ Матери Его равняют болванам богов языческих! Такова награда иконоборцам». Так пишет современник событий, князь Курбский. Нельзя было не содрогнуться при такой каре Божией. Надобно было подумать о себе ученикам новых учителей, тем более, что икона Богоматери и другая святителя Николая, которую также бросили в огонь лютеране, найдены на пожарище целыми.
Блаженный Корнилий и Юрьевский архимандрит, по распоряжению митрополита и царя, освятили Нарву и Иван-город торжественным крестным ходом с чудодейственными иконами, а затем доставили эти иконы в Москву. Вслед за Нарвою взяты были замки Нейгауз, Киремпе и потом Дерпт. Для бедных эстов, пострадавших и теперь и прежде от войны, блаженный Корнилий щедрою рукою раздавал пособия всякаго рода. Он принял на себя построить православный храм в Нейгаузе, тогда как в Нарве и других местах строило храмы правительство.
Благотворительность блаженного Корнилия, его кроткие наставления, его бескорыстие и чистая жизнь произвели то, что в приходе Нейгауза все эсты, а в приходах Рауге, Пельве и Гериеля многие обратились к православию, как к благочестию безкорыстному и искреннему. Да, нетрудно понять учение Апостола: «Надобно быть исполнителями слова, а не слушателями только, обманывающими самих себя» (Иак. I, 22). Что пользы, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет (Иак. I, 14)? Там, где хотят питать и развивать один разум, где с презрением отвергают способы образования воли, — там невозможно живое, вседушевное благочестие, там только обманывают самих себя. Там, где говорят: каждый думай о вере по своему усмотрению, ожидайте всего нечестиваго, но уже отнюдь не христианскаго благочестия.
События сами по себе сильно говорили в пользу православия. В 1560 году блаженный Корнилий был орудием дивнаго дела Божия, на радость православию и в казнь врагам его. В праздник Успения Богоматери он послал просфору и святую воду воеводам, стоявшим под Феллином, и лишь только прибыл туда посланный им, как в Феллине вспыхнул от ядер пожар, истребивший и снаряды и весь хлеб неприятеля.
Немцы вынуждены были сдаться; признательные воеводы прислали в обитель Богоматери Феллинский колокол. В 1565 году блаженный Корнилий окружил монастырь каменною оградою, и над вратами обители построил храм в честь святителя Николая, поручив сему дивному защитнику чистой веры оберегать обитель православия. При положении обители на границе ливонских немцев, заклятых врагов православия, такое укрепление необходимо было не для одной обители, но и для целой России. Это неопровержимо доказали события 1581 года, когда монастырь счастливо выдержал осаду баториевых войск и грозныя силы неприятеля, без пользы для него, истратились под стенами обители. В 1570 году преподобный Корнилий со всем Псковским духовенством торжественно встречал грознаго царя во Пскове.
Царь назначил православнаго епископа для завоеванной Ливонии, с титулом «епископа Юрьевскаго и Вельянскаго» (Феллинскаго), и первым епискоиюм был посвящен блаженный Корнилий. По летописям, новый владыка Юрьевский 14 октября 1570 г. прибыл из Москвы в Новгород; а в 1572 г. являлся он к царю в Новгороде с иконами. В синодике Печерскаго монастыря записана память преставления «священноепископа Корнилия Юрьевскаго и Вельянскаго».
Князь Курбский пишет: «Умерщвлен им (Иоанном) Корнилий, игумен Печерскаго монастыря, человек святой, славный по иноческой жизни. Он с молодости своей жил в трудах иноческих и воздвигнул монастырь трудами долгими и молитвами пред Богом». В Печерской рукописи сказано о преподобном Корнилии: «От тленнаго сего жития земным царем предпослан к Небесному Царю». — Как это было? За что или по какому поводу? Неизвестно. Только сам больной душею царь записал Корнилия в числе убиенных, показывая тем свою прикосновенность к страдальческой смерти Корнилия.
Подвижник благочестия скончался на 69 году жизни своей, 20 февраля. Святое тело его положено было в стене природной пещеры монастыря Печерского, а в 1690 г. перенесено в Успенскуто церковь.
В 1581 году одному благочестивому старцу открыто было, как преподобный Корнилий сопутствовал Небесной Царице вместе с преподобным Антонием на защиту Пскова, как умолял он Ее простит грехи людей и спасти виновный Псков. «Стоявшие по правую руку, говорит современная повесть, игумен Корнилий, Савва и блаженный Николай пали пред Нею со слезами и молилисъ: преступники они; умоли Сына твоего и Бога нашего за людей согрешивших». Потом и благоверные князья молили Ее пощадить город. И Псков опасен от Батория, несмотря на все усилия Батория.
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — http://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский сделал значительный вклад в развитие православия на территории Руси и за ее пределами. Он был начальником монастыря, который благодаря его блестящей управленческой деятельности стал мощным и крупным духовным центром. За свои взгляды и убеждения был казнен царем Иваном Грозным.
Житие святого Корнилия
Известно, что родился он в Пскове в боярской семье. Еще с раннего детства он проявлял интерес к духовной жизни. Для получения образования родители отправили его в Мирожскую обитель. Там он учился писать иконы, читать и копировать священные письмена. Его наставники отмечали в нем особое послушание. После окончания вернулся в дом родителей. Через некоторый период времени друг семьи ехал в Печерскую обитель и взял его с собой. Это и стало новым этапом в житие преподобномученика Корнилия Псково-Печерского.
Именно тогда он решил уйти из дома и принять постриг. Строгость его жизни там заключалась в том, чтобы проводить время в кельи за молитвой и в трудах. Лежанкой ему служили доски. В 1529 году его избрали игуменом. За его наставничество количество послушников значительно увеличилось. Его деятельность заключалась и проявлялась в любви к Господу и человеку. Им была создана большая библиотека, выкопано несколько пещер, построено пару церквей.
Но основным задумом была постройка каменной церкви на честь иконы Богородицы «Одигитрии». Также на территории обители Корнилий игумен Псково-Печерский
- учредил:
- керамическую;
- иконописную;
- столярную;
- хозяйственную;
- кузнечную мастерские.
Однажды он пошел на встречу царю с крестом, чтобы поприветствовать его. Но тот принял игумена за изменника и отрубил его голову. Сразу же его настигло расскаивание за совершенное и взял он тело на руки и понес его в монастырь. Там оно было помещено в стену.
Через 120 лет мощи были перенесены в храм Успения Пресвятой Богородицы. День памяти – 5 марта. Дорогу от ворот и до места хранения останков называют еще Кровавым путем.
В чем помогает святой Корнилий Псково-Печерский
Еще при жизни он не раз отправлял своих послушников для помощи селянам во время голода, болезней. Сам не раз исцелял страждущих не только телесно, но и духовно. Он распространял веру в Господа повсюду и приводил к ней многих, которые прежде отказывались от этого. И сегодня многие обращают к нему свои молитвы. Наиболее популярной есть вот эта.
«О святый преподобномучениче Корнилие! Смиренно припадаем к раце мощей твоих и умильно молим тя: милостиво призри на скорби наша душевныя и телесныя и избаву нам подаждь; помози нам, святче Божий, от навета злых человек, от нихже и сам ты невинно на земли пострадал еси. Защити нас от насилия диаволя, страстно воюющаго в немощных удесех наших, умоли Господа Бога и Пречистую Его Матерь даровати нам тихое и безгрешное житие, взаимную братскую нелицемерную любовь и мирную христианскую кончину, да чистою совестию предстанем нелицемерному Страшному Судилищу Христову, и в Царствии Его прославим Животворящую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.»
Проблемы, с которыми верующие обращают свои мольбы к лику святого самые разные:
ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше …ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью …ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и …Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как…ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала …ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …
Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте http://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.
- болезни;
- природные катаклизмы;
- несправедливые решения;
- нападения захватчиков;
- материальные трудности.
Есть немало свидетельствований о том, что в пещере, где находились его мощи, происходили чудеса исцеления. Молитвы к нему постоянно приносят утешение молящимся.
Святыни в честь преподобномученика
Одна из святынь – это рака с мощами на территории последнего места пребывания святого. К ней постоянно тянется вереница из паломников, так как всем известно о тех чудесах, которые случаются там.
Есть еще памятник, который установлен в городе Печоры на площади перед собором, где он покоится. В октябре 2012 года произошло его освящение.
Дома принято держать его лик, который поможет обрести гармонию. От чего защищает она? В первую очередь это связано с негативной энергетикой. Такой оберег поможет значительно улучшить и гармонизировать взаимоотношения. Все отметят, что количество ссор и обвинений значительно снизится.
Стоит помнить, что произносить прошения о помощи стоит только с открытым сердцем и чистыми помыслами. Не стоит желать блага только себе за счет вреда, причиненного кому-то. В таком случае Вас может постигнуть наказание Господне.
Храни Вас Господь!
Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом мученике:
Корнилий Псково-Печерский
Икона. Псково-Печерский Успенский мужской монастырь
1501
Псков
1570
Псково-Печерский монастырь
Корнилий
в Православной церкви
Преподобномучеников
20 февраля (4 марта) в високосный год, 20 февраля (5 марта) в невисокосные годы и в Соборе Псковских святых
В Википедии есть статьи о других людях с именем Корнилий.
Корни́лий Пско́во-Пече́рский (Корнилий Псковский; 1501, Псков — 1570) — игумен Псково-Печерского монастыря (1529—1570). Канонизирован православной церковью в лике преподобномучеников, память совершается 20 февраля (4 марта) в високосный год, 20 февраля (5 марта) в невисокосные годы, в 4-ю неделю (воскресение) по Пятидесятнице в составе Собора Псково-Печерских святых и в Соборе Псковских святых.
Жизнеописание
Согласно житию, Корнилий родился в боярской семье в городе Пскове. Обучался в Мирожском монастыре, где приобрёл склонность к духовной жизни и монашеству, однако после обучения он вернулся домой. Окончательное решение о монашеском постриге Корнилий принял после поездки в недавно образованный Псково-Печерский монастырь.
Игуменство
Приняв не ранее 1523 года пострижение, Корнилий приобрел уважение братии своим аскетизмом и в возрасте 28 лет в 1529 году он был избран игуменом монастыря. За период его игуменства число насельников монастыря выросло с 15 до 200 человек (такого количества братии не было при других настоятелях после Корнилия). Под управлением Корнилия началось активное развитие монастыря. C 1547 года монастырь стал псковским летописным центром, появилась иконописная (изначально монахи обучались иконописи в Мирожском монастыре) и гончарная мастерские, начали лить колокола.
Трудами Корнилия в первой половине XVI века в монастыре была создана книжно-литературная школа, занимавшаяся сбором рукописей богослужебного, светского и житийного характера. Для пополнения библиотеки использовались не только русские рукописи, так, в 1561 году с Афона в монастырь было доставлено «Уложение о ектеньях».
Во время Ливонской войны проявилась миссионерская деятельность Корнилия: в отвоеванных местностях основывал православные храмы, оказывал помощь пострадавшим, имена погибших в войне заносились в монастырский синодик для поминовения. Предание гласит, что в 1560 году после богослужения праздника Успения Пресвятой Богородицы Корнилий послал русским войскам, осаждавшим город Феллин, просфору и святую воду, и в ту же ночь город загорелся и был взят.
При Корнилии были проведены многочисленные строительные работы по расширению монастыря: прокопаны далее монастырские пещеры, перенесена за монастырскую ограду на приезжий монастырский двор в Печерском посаде деревянная церковь Сорока мучеников Севастийских, а в 1541 году на её месте построена каменная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1558—1565 годах Корнилий по указанию царя Ивана Грозного окружил монастырь мощной каменной стеной с девятью башнями и тремя воротами (над главными воротами была построена каменная церковь во имя Николая Чудотворца). Кроме построек в самом монастыре Корнилием была построена церковь Одигитрии на Печорском подворье в Пскове (1538 год), а также Троицкая церковь и церковь Рождества Христова в окрестных монастырских сёлах.
Литературная деятельность
Начитанность и образованность Корнилия отмечали уже его современники. Новгородский архиепископ Феодосий писал о нём: «зане же, сыну, сам Божественное писание в конец веси». К литературному наследию преподобного Корнилия относят:
- Повесть о Псково-Печерском монастыре. Причиной написания Повести послужили ложные слухи о происхождении монастыря. Сам Корнилий писал об этом в предисловии к своему труду:
По благословению отец, иже прежде мене бывших зде игумена и священника Дорофея и Герасима, иже быша в та лета, яже строился новый сей монастырь, по совету и проразсуждением всех яже о Христе братиа нашеа повелено бысть мне худому и грешному написати сиа, помысливши о сем им и рекшим яко не лепо есть Пречистыа Богородица чудесем и явления сего святаго места к перваго началника глаголатися от неких человек — он сице и инже инако.
В Повести Корнилий рассказывает об истории открытия пещер и основании монастыря, о первом иноке Ионе, о постройке «ветхого» монастыря при игумене Мисаиле, а также подробности монастырского быта того времени. Составление Повести относится к 1531 году;
- III Псковская летопись. Работа была начата после прекращения в середине XVI века традиционного летописания в Пскове. Корнилий внёс в летопись описание не только событий, происходивших в Пскове, но и общерусские известия, касавшиеся главным образом военных действий;
- Описание чудес Печерской иконы Божией Матери.
В память о преподобном Корнилии ежегодно в Печорах проводятся Корнилиевские православные образовательные чтения.
Смерть
Православная церковь, причислившая Корнилия к лику преподобномучеников, и большинство историковсчитают, что он был убит царём Иваном IV во время его похода на Псков. Согласно третьей Псковской летописи, Корнилий в 1570 году во главе псковского духовенства встретил Ивана Грозного во время его приезда в Псков и служил молебен в Троицком соборе. После этого, встречая царя уже в своём монастыре, он был убит.
Идя в Ливонию, или возвращаясь оттуда, Иван Васильевич заехал в Псково-Печерский монастырь: тамошний игумен Корнилий встретил его; Ивану бросились в глаза сильные укрепления монастыря, сооружённые на свой счёт Корнилием, происходившим из боярского рода. Ивану это показалось подозрительно; вспомнилось былое, закипело сердце, и он убил Корнилия жезлом своим
(Псково-Печерский монастырь)
К более ранним источникам, сообщающим об убийстве Корнилия Иваном Грозным, относятся:
- Сочинение Андрея Курбского «История о великим князе Московском»: «Тогда же убит был по его приказу Корнилий, игумен Печерского монастыря, муж святой, известный своей службой».
- Повесть о Псково-Печерском монастыре (конец XVI века): «в год зимы, в лето 7078-е, февраля в 20-й день» Корнилий был казнён «земным царем», «от тленнаго сего жития земным царем был предпослан к небесному царю в вечное жилище».
- Царский «синодик опальных», в котором с имени Корнилия начинается перечень казнённых Иваном IV псковичей.
Причиной убийства Корнилия считают его предполагаемую поддержку опального князя Курбского, с которым Псково-Печерский монастырь состоял в переписке (сохранились три послания Курбского в монастырь, написанные в 1563—1564 годах, до и после его побега в Литву). В любом случае, письма Курбского (адресованные скорее хранителю монастырской библиотеки Васьяну Муромцеву, целью которых для Курбского было получить литературу, необходимую ему для полемики с Иваном Грозным) могли послужить поводом для навета на Корнилия и Васьяна.
Согласно летописи, хранящейся в Троице-Сергиевой лавре, сразу после убийства царь раскаялся и на своих руках перенёс тело Корнилия в монастырь. Монастырская дорожка к церкви Успения, на которую капала кровь преподобного, получила название «Кровавый путь».
Некоторые исследователи, например, А. Б. Постников, и церковные историки (митрополит Иоанн (Снычёв), игумен Алексий (Просвирин)) толкуют запись в повести о Псково-Печерском монастыре «от тленнаго сего жития земным царем был предпослан к небесному царю в вечное жилище» скорее как свидетельство того, что Иван Грозный проводил Корнилия в последний путь, таким образом отдав ему дань уважения и оказав (посмертную) царскую почесть. Это, а также то, что эта версия получила широкое распространения лишь в 1820-х годах с подачи архиепископа Евгения (Болховитинова) и уже во второй половине XX века обросла дополнительными легендарными подробностями, лишает уверенности в её достоверности. Поскольку сообщение об убийстве Андрея Курбского в его тенденциозном сочинении выглядит сомнительным, авторы выдвигают версию, что смерть Корнилия просто совпала по времени с визитом Грозного в Псков. В любом случае, как при жизни игумена Корнилия, так и после его смерти царь Иван Грозный оставался главным жертвователем Псково-Печерского монастыря.
Мощи
Тело Корнилия было погребено в монастырских пещерах. В 1690 году по указанию митрополита Псковского и Изборского Маркелла мощи, ставшие почитаться целебоносными, были перенесены в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в новом гробе в стене храма. Ко дню открытия мощей преподобного относят составление ему церковной службы. Рака для мощей преподобного неоднократно обновлялась: 17 декабря 1872 года мощи были переложены в медно-посеребрённую раку, а в 1892 году переложены в более богато украшенную раку.
Памятник
Скульптурное изображение святого установлено в городе Печоры Псковской области, на площади перед Успенской Псково-Печерской обителью. 4 октября 2012 года митрополит Псковский и Великолукский Евсевий совершил освящение памятника.
Примечания
- 1 2 Корнилий, игумен Псково-Печерского монастыря
- 1 2 3 Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский
- Игумен Корнилий
- 1 2 Преподобномученик Корнилий, игумен Печерский // Журнал Московской Патриархии. 1970 г., № 2,3 (недоступная ссылка). Дата обращения 4 марта 2008. Архивировано 5 января 2009 года.
- Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
- ДАИ, т. 1, № 35, с. 36
- Повесть о Псково-Печерском монастыре
- Летописи Псковские
- 1 2 Костомаров Н. И. Царь Иван Васильевич Грозный.
- Летопись Псково-Печерского монастыря, или Исторические сказания о Свято-Успенской Псково-Печерской обители и её святых. / сост. Ю. Г. Малков. — М., 1993.
- Флоря Б. H. Иван Грозный. — М.: Молодая гвардия, 1999.
- Володихин Д. М. Иван IV Грозный. — М.: Вече, 2010. — 320 с. — (Великие исторические персоны). — Тираж 5000 экз. — ISBN 978-5-9533-4484-5
- Скрынников Р. Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: в 2 т. — Смоленск: Русич. — Т. 2. — 427 с. — (Тирания). — ISBN 5-88590-529-0.
- Андрей Курбский. История о великим князе Московском
- ЦГАДА, собр. МГАМИД, № 399, л. 16 об.
- Скрынников Р. Г. Синодик опальных царя Ивана Грозного как исторический источник // Вопр. истории СССР XVI—XVIII вв. — Л., 1965. — (Учён. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена, т. 278). — С. 53, 79.
- 1 2 3 Постников А. Б. Судьба старых библиотек псковских церквей и монастырей // Псков : науч.-практ. ист.-краев. журн. — 2009. — № 31.
- 1 2 Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский. Сайт Псково-Печерского монастыря
- Митрополит Иоанн (Снычёв). Самодержавие духа. — СПб.: Царское дело, 1995.
- Игумен Алексий (Просвирин). Кровавый тиран или «Державный игумен»? // Русь Православная. — № 61—62. — Июль — август 2002.
- В городе Печоры поставлен памятник преподобномученику Корнилию, игумену Псково-Печерского монастыря
Ссылки
- День памяти преподобномученика Корнилия Псково-Печерского
- Житие преподобномученика Корнилия Псково-Печерского. Из «Житий святых» архиепископа Филарета (Гумилевского)
- Акафист преподобномученику Корнилию Псково-Печерскому
Добавить комментарий