Святые о спасении
Содержание
- РАЗДЕЛ 8. КТО СПАСЁТСЯ?
- §1. Формально-канонический взгляд
- §2. Теософский взгляд
- §3. Сотериологический взгляд
- Спасение
- Возможны ли экстраординарные случаи спасения отдельных людей?
- Насколько категорично изложил Бог условия спасения?
- Насколько люди взаимосвязаны и свободны в спасении?
- Возможно ли, чтобы Бог Своей категоричностью лишь подталкивал людей к большему усердию в деле спасения, использовал строгость лишь в качестве педагогического приёма, но в итоге спасёт всех и каждого?
- Кто более категоричен в вопросе возможности спасения всех людей: Апостолы, святые отцы прежних веков или современные богословы?
- Почему исключают возможность покаяния на Страшном Суде атеиста или закоренелого грешника, увидевшего Бога во славе? Неужели он мгновенно не предпочтёт наслаждаться общением с Богом, войти в Царство Бога? Разве Бог ему не поможет?
- Принадлежащих к Церкви Христовой в мире немного, неужели Царство Небесное обретут так мало людей?
- Мы не знаем и не должны решать за Бога, кого Он спасёт, а кого нет. Из этого можно сделать вывод, что могут спастись и не христиане, и не православные. Почему же Святые отцы говорят о спасении только в лоне Церкви?
- Допустимо ли в в рамках богословия употреблять слово «спасение» применительно к частным случаям оказания помощи одними членами Церкви другим?
- СПАСЕНИЕ НЕГОДЯЕВ
- Спасение во Христе Иисусе
РАЗДЕЛ 8. КТО СПАСЁТСЯ?
Есть три точки зрения: формально-каноническая, теософская, сотериологическая.
§1. Формально-канонический взгляд
Согласно этому взгляду спасение возможно только для членов Православной Церкви, вхождение в которую осуществляется через исповедание православной веры и принятие Крещения. Об этом, по-видимому, писал святитель КИПРИАН КАРФАГЕНСКИЙ: «Вне Церкви нет спасения». Все прочие люди погибнут, поскольку Христос сказал: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16: 16).
Этот взгляд не учитывает, что в данных евангельских словах речь идет лишь о тех, которым было проповедано о Христе. Поэтому и осуждены будут только те, которые осознанно отвергли эту проповедь. Если бы здесь говорилось вообще о всех не веровавших во Христа и некрещеных, тогда должны бы погибнуть все народы, не слышавшие Евангелия, в том числе ветхозаветные праведники и все те мученики за Христа, которые не приняли ни крещения, ни Евхаристии, которых, однако, сама Церковь именует святыми.
Апостол Петр сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему (Деян. 10: 34-35). А апостол Иоанн: всякий, делающий правду, рожден от Него (1Ин. 2: 29). Апостол Павел утверждал, что и язычники могут по природе законное, то есть Богоугодное, делать, следуя : ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим. 2: 14-15).
Святитель ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ писал поэтому: «…не принявшие крещения не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя и не запечатлены, однако же и не худы». И продолжает: «не всякий… недостойный чести достоин уже наказания».
По формально-канонической, чисто законнической точке зрения спасение получат только ничтожное количество православных праведников, а участь всех нехристиан, всех неправославных и всех православных грешников – вечные мучения. Едва ли это соответствует словам Христа: Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию (Лк. 5: 32). Преподобный ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК писал: «Всех одарённых свободною волею Бог есть и жизнь, и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных… ибо нет лицеприятия у Бога (Рим. 2: 11)». А святитель ФЕОФАН ЗАТВОРНИК, объясняя слова апостола Павла: Христос за всех умер (2Кор. 5: 15), даже так пишет: «Апостол разумеет не верующих только, но всех людей, живущих во всякое время». (См. подробнее: Раздел 8. §3. Сотериологический взгляд)
§2. Теософский взгляд
Эта точка зрения не видит никаких принципиальных расхождений между всеми религиями мира и считает, что все их вероучительные и нравственные различия являются не более, как человеческими недоразумениями. Суть этого взгляда выразил индийский йог РАМАКРИШНА (XIX в.): «Тот, кто есть Кришна, в то же время – и Шива, и Божественная мать , и Христос, и Аллах». Крупный индийский философ Радхакришнан (XX в.) разработал систему единой универсальной «вечной религии», основанной на древнеиндийских религиозно-философских традициях, призванной заменить все существующие т.н. догматические религии.
Иллюстрацией теософского воззрения может служить следующее высказывание протоиерея А. МЕНЯ: «Следуя по пути, проложенному созерцанием, индийские брахманы приходят к тому же, к чему приходили все мистики, в какое бы время и в каком бы народе они ни жили. Яджнявалкья и Будда, Плотин и Ареопагит, Мейстер Экхарт и Григорий Палама, каббалисты и Николай Кузанский, Яков Беме, Рейсбрук и множество других ясновидцев Востока и Запада… Все они как один свидетельствуют, что там… нет ни добра, ни зла, ни света, ни тьмы… В священном мраке, скрывающем основу основ, они ощутили реальность Сущего, Абсолюта. Страшная непереносимая тайна!… Эту Бездну трудно даже назвать «Богом»; великий германский мистик Экхарт именует абсолютное Начало «Божеством»… За пределами всего тварного и ограниченного мистическому оку открылась Реальность, которую Лао-цзы называл Дао, Будда – Нирваной, каббалисты – Энсофом, христиане – Божественной Сущностью, Божеством».
Это – вполне теософская идея, которая совершенно обесценивает уникальную значимость Жертвы Господа Иисуса Христа и Его Благовестия в деле спасения человека. Своим опорным пунктом она имеет широкое понятие мистики. С его помощью оказалось очень просто не только поставить в один ряд, но даже отождествить (!) опыт христианских святых с опытом кабалистов (для которых Иисус Христос – лжемессия), буддистов (вообще отвергающих Личного Бога), отождествить Дао, нирвану, энсоф с Божественной сущностью, Божеством (ср.: Ин. 8: 42; 15: 23). Так уничтожается само понятие Истины в религии, и человек лишается даже мысли о возможности роковой ошибки в столь ответственной области жизни, как духовная. В результате, он легко превращается в слепую игрушку мечтательности, самомнения, а не редко и откровенно демонических сил.
Духовный наставник императорской семьи Г. РАСПУТИН утверждал: «Всякая вера от Господа, критиковать никакую веру нельзя». Видимо поэтому Николай II в 1905 году дал полную свободу всем религиям в России (кроме Русской Православной Церкви, которая так и осталась ведомством, подчиненным власти императора в лице обер-прокурора Святейшего Синода).
Но если все религии – это разные пути к одному Богу, то и спасение одинаково возможно во всех их, независимо от их нравственного учения и тех целей, которые они ставят перед человеком. Д. МЕРЕЖКОВСКИЙ очень точно выразил эту идею: «И зло, и благо – два пути, ведут к единой цели оба. И всё равно, куда идти». Но христианство отвергает такую толерантность. Апостол Павел прямо ответил на эту идею: Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? (2 Кор. 6: 15-16).
§3. Сотериологический взгляд
(см. Приложение №2).
Этот взгляд исходит из парадоксального факта взаимоисключающих свидетельств Священного Писания и Предания (святоотеческого учения) о конечной участи человечества: одно говорит о вечности блаженства праведников и мучений грешников, второе – о всеобщности спасения. При этом ни один из вариантов не утверждается в качестве безусловно истинного и не отрицается.
Эта двойственность обусловлена необходимостью сохранения за каждым человеком нравственной свободы в выборе пути своей жизни. Ибо утверждение, что спасутся только праведники, может любого христианина, естественно, видящего себя грешным, привести в отчаяние. Но и свидетельство о всеобщем спасении способно многих развратить. Поэтому, если бы Откровение однозначно раскрыло тайну вечной жизни человека, то она стала бы для него духовной катастрофой.
Святитель ГРИГОРИЙ НИССКИЙ прекрасно объясняет смысл этой двойственности свидетельств Священного Писания о вечной участи человека: «Посредством наших свойств Провидение Божие приспосабливается к нашей немощи, чтобы наклонные ко греху – по страху наказания удерживали себя от зла; увлечённые прежде грехом – не отчаивались в возвращении через покаяние».
Православие, будучи религией любви, напоминает человеку: «Внезапно Судья придет, и дела каждого обнаружатся» (утренняя молитва — руссифицировано). Поэтому, пока есть время, оно призывает человека: приложи все силы к тому, чтобы жить по совести, омыться покаянием – и таким образом избавиться там от тяжёлых, хотя бы и невечных, страданий. Святой ИСААК СИРИН предупреждает: «Остережёмся в душах наших, возлюбленные, и поймём, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания – степень страдания в ней».
Мудрая двойственность Откровения в этом вопросе снимает и с Церкви печать тяжёлого обвинения, будто она учит о вечной гибели грешников, которыми является, практически, всё человечество.
Литература
Цитируемые святые отцы.
Булгаков С., прот. Невеста Агнца. Париж, 1945.
Булгаков С. Н. Свет Невечерний. Сергиев Посад, 1917.
Булгаков С., прот. Проблема условного бессмертия. Из введения в эсхатологию. // Путь. 1937. №52-53.
Жураковский А., свящ. К вопросу о вечных муках. // Христианская мысль. 1916. №7-9;
Свящ. Анатолий Жураковский. Материалы к житию. Париж, 1984.
Льюис К. Расторжение брака. // Любовь. Страдание. Надежда. М., 1992.
Михаил, еп. Об аде и вечных мучениях. // А. Палицкий. На запросы духа. Пгр., 1914. — Сборник.
Ориген. О началах. Казань,1899.
Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1918.
Туберовский А., проф. Воскресение Христово (Опыт православно-мистической идеологии пасхального догмата). Сергиев Посад, 1916.
Федоров Н. Философия общего дела. М.: Изд-во Юрайт, 2018.
Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины. Письмо «Геенна». М., 1914.
Киприан Карфагенский, свщмч. Творения. Ч. 1. Письма. Письмо к Юбаяну о крещении еретиков. Киев, 1891. С. 346.
Григорий Богослов, свт. Творения. Т. 1. Св.-Тр. Сергиева Лавра, 1994. С. 558.
Григорий Богослов, свт. Творения. Т. 1. Св.-Тр. Сергиева Лавра, 1994. С. 558.
Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 1. §3. СПб., 1996. С. 15.
Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла к Коринфянам второго. М., 2006. С. 246.
Провозвестие Рамакришны. СПб., 1914. С. 20.
Светлов Э. У врат молчания. Брюссель, 1971. С. 80-81.
Платонов О. А. Жизнь за царя (правда о Григории Распутине). СПб.: Воскресение, 1996. С. 279.
Мережковский Д.С. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 4. М., 1990. С. 546.
Григорий Нисский, свт. Творения. Ч. 6. М., 1864. С. 429.
Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах и о духовной жизни. Беседа 41. М., 1998. С. 216.
Спасется тот, кто будет благодушно и со смирением переносить все приключающиеся ему скорби
Свт. Игнатий Брянчанинов
Кто хочет спастись, тот должен великодушно переносить все скорби, которые будут ему попущены во время этого короткого земного странствия. Случится ли неурожай, или и созревший уже хлеб истребит саранча, побьет град; случится ли падеж скота, пожар, болезни свои и членов семейства, смерть кого-либо из ближайших родственников, придется ли потерпеть гонение от сильного человека, а также поношения, оскорбления, уничижения и укоризны от ближних — все это должно переносить великодушно, без ропота, особенно же без хуления.
Господь заповедал нам: «в терпении вашем стяжите души ваши» (Лк. 21, 19); «претерпевший до конца, — сказал Он, — тот спасется» (Мф. 24, 13). Это значит: спасется не тот, кто какую-либо одну скорбь перенесет терпеливо, а при других скорбях будет предаваться печали и ропоту; спасется тот, который все скорби, все напасти, какие бы ни попустились ему во время земной жизни, будет благодушно переносить до самой кончины, до дня и часа смерти. Благодушное терпение скорбей есть деятельное, живое познание и исповедание Искупителя! Благодушное терпение скорбей есть последование Господу нашему Иисусу Христу. «Христос пострадал за нас, — сказал св. ап. Петр, — оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Петр. 2, 21).
Никакой произвольный подвиг, никакое произвольное лишение и злострадание не могут принести той пользы душе, какую приносят ей посылаемые Богом невольные скорби. Всякий произвольный подвиг не чужд самомнения и тщеславия, более или менее явных, но подвиг, в который возводится душа скорбию, посылаемой Богом, свободен от упомянутых тонких и гибельных страстей. Этим подвигом приносится душе обильное смиренномудрие, доставляется ей истинное покаяние.
Посылаемые Богом скорби — верный признак для человека, что человек тот избран Богом, возлюблен Богу.
«Кого Я люблю, — свидетельствовал Господь, — тех обличаю и наказываю» (Апок. 3, 19). По этой причине Апостол так утешает скорбящего и страждущего: «Сын мой, не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами как с сынами» (Евр. 12, 5-7).
Таково достоинство скорбей земных, когда они переносятся с благодушием! Они — дар Божий! Они — знамение усыновления Богу !
Чтобы научиться терпеливому и благодушному перенесению скорбей, должно встречать каждую приходящую скорбь словами блаженного разбойника: «Достойное по делам моим принимаю; помяни меня, Господи, во Царствии Твоем» (Лк. 23, 41) . Также полезно вспоминать и повторять слова многоболезненного Иова: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов, 2, 10); «как угодно было Богу, так и сделалось: да будет имя Господне благословенно во веки!» (Иов, 1, 21).
Все святые многими «скорбями и смертями» наследовали Царство Небесное! Все святые славословили и благодарили Бога за посланные им искушения и напасти, которыми они очистились, как золото в горниле, и сделались способными к вечному блаженству.
Благодушное терпение посылаемых Богом скорбей есть распятие на кресте своем . Исповедник своей греховности делается исповедником Искупителя и с креста своего восходит в рай для вечного наслаждения небесными радостями, которых временными залогами служат земные скорби.
(Т. 4, гл. «О спасении»).
Спасение
См. раздел К ОДНОМУ ЛИ БОГУ ВЕДУТ РАЗЛИЧНЫЕ РЕЛИГИИ?
- Без Христа спасенья нет Юрий Максимов
- Вне Церкви нет спасения диакон Георгий Максимов
- Двери ада заперты изнутри А. Десницкий
- О спасении добродетельных неверующих Сергей Худиев
- Спаси меня завтра Александр Ткаченко
- Православное учение о личном спасении архиеп. Михаил (Мудьюгин)
- Православное учение о спасении архим. Сергий (Страгородский)
- Верой или делами? архим. Ианнуарий (Ивлиев)
- Пути спасения христианина иерей Вадим Коржевский
- Сравнение православного учения о спасении с протестантским о. Н. Ким
- В чем наше спасение? архиеп. Аверкий Таушев
- Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики свт. Феофан Затворник
- Благоразумный разбойник
- Спасение и вера по православному учению муч. Михаил Новоселов
- О невозможности спасения иноверцев и еретиков свт. Игнатий (Брянчанинов)
Спасе́ние (от греч. «σωτηρία» — избавление, сохранение, целение, спасение, благо, счастье) —
1) Промыслительное действие Всесвятой Троицы, направленное на соединение человека и Бога, избавление его от власти диавола, греха, тленности, смертности, приобщение к вечной блаженной жизни в Царстве Небесном (Пс.23:5);
2) деятельность Сына Божьего, воплотившегося ради воссоединения человека и Бога, Искупления его от греха, освобождения от рабства диаволу, тленности, смертности; создавшего Церковь, непрестанно заботящегося о ней как её неизменный Глава (Лк.2:11);
3) деятельность человека, осуществляемая при содействии Отца и Сына и Святого Духа, направленная на уподобление Богу и духовное единение с Ним, приобщение к вечной блаженной жизни (Тит.3:5-7);
4) действия святых, направленные на оказание той или иной помощи грешникам.
Спасение есть исцеление от греха и его последствий. Своими силами человек не мог избавиться от греха, для спасения нужен был Новый Родоначальник человечества, Который должен быть человеком, но и совершенно безгрешным Существом. А таковым Существом является только Сам Бог. Поэтому Сам Творец берет на Себя миссию спасения людей. «Мы стали побуждением к Его воплощению; для нашего спасения показал Он столько человеколюбия, что принял человеческое тело и явился в нем» (св. Афанасий Великий).
Воплощение Слова Божия – основание спасения человечества. Через Воплощение Бог возжелал самого павшего показать победителем, ибо Он делается человеком, чтобы посредством подобного восстановить подобное (св. Иоанн Дамаскин).
Иисус Христос спасает человечество Своим учением, жизнью, смертью и Воскресением. В искупительном подвиге все эти четыре этапа присутствуют в нераздельном единстве.
Если Воплощение Слова – основание спасения, то условием спасения является участие свободной человеческой воли, ибо Бог не желает спасать людей насильно. Добровольная вера и подвижническая жизнь христианина в непрестанном сотрудничестве с Богом позволяет ему стать причастником Божественной благодати, освятить свое естество соединением со Всесвятым Богом, победить грех, обрести вечную жизнь в Боге.
Возможны ли экстраординарные случаи спасения отдельных людей?
Возможны и исключительные случаи, но все они, начиная со случая с Благоразумным разбойником, являли веру и покаяние спасаемых.
Насколько категорично изложил Бог условия спасения?
Достаточно категорично:
— Спасение подразумевает не веру вообще, а подлинную веру во Христа: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден…» (Ин.3:18).
— Вера должна сопровождаться соответствующими делами: «вера без дел мертва» (Иак.2:20).
— Вера подразумевает принадлежность к Единой Православной Церкви: «а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:17).
Насколько люди взаимосвязаны и свободны в спасении?
Очевидно, что ребёнок, воспитываемый в неблагополучной семье, например, в семье наркоманов или просто безбожников, изначально имеет меньше возможностей познать Бога, чем ребёнок из сравнительно благополучной христианской семьи. Люди влияют друг на друга, например, мы видим в окружающем мире многочисленные примеры, когда один человек убивает или калечит другого. Тем не менее, спасения может достичь каждый, ведь Бог даровал каждому из нас внутренний ориентир — совесть и призывает каждого человека в Свою Церковь. «…И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк.2:48).
Возможно ли, чтобы Бог Своей категоричностью лишь подталкивал людей к большему усердию в деле спасения, использовал строгость лишь в качестве педагогического приёма, но в итоге спасёт всех и каждого?
Нет, спасутся не все. Более того, мы видим, что достаточно часто Господь призывает людей не в жесткой, угрожающей форме, но в мягкой форме, но когда человек не слышит этого возвышенного призыва, то даёт ему пожинать плоды своего неверия через тяжёлые испытания, трагические обстоятельства. Люди, не вразумившиеся в течение земной жизни, пожнут соответствующие своей жизни плоды. Одним из следствий их попадания в ад будет их личная неспособность жить по нормам Царства Бога.
Кто более категоричен в вопросе возможности спасения всех людей: Апостолы, святые отцы прежних веков или современные богословы?
Апостолы и святые отцы более категоричны. За редким исключением, общий взгляд святых отцов Церкви сводился к буквальному пониманию Евангельского свидетельства об отделении грешников от праведников на Страшном Суде и о вечности адовых мук.
Почему исключают возможность покаяния на Страшном Суде атеиста или закоренелого грешника, увидевшего Бога во славе? Неужели он мгновенно не предпочтёт наслаждаться общением с Богом, войти в Царство Бога? Разве Бог ему не поможет?
Самый краткий ответ на этот вопрос прост: если у человека за чертой земной жизни пусть даже затеплится покаяние, то Господь ему поможет, недаром мы именуем Христа Спасителем. Остаётся понять, насколько реально будет атеисту по мировоззрению или по жизни покаяться и обратиться к Богу после смерти.
Ведь атеисты же не считают себя грешниками, не желают и не имеют опыта покаяния и богообщения. Во время земной жизни происходит глубокое внутреннее самоопределение человека; без опыта покаяния в этом мире, как атеист сможет явить его в мире ином? Если некто не желает учиться плавать, то какова вероятность, что он научится этому при крушении лодки? Если человек скрывался от солнца, то каково ему будет на солнечном пляже после полудня?
На Страшном Суде Бог явится в сиянии святости и силе благодати, для христиан она желанна и радостна, у них есть опыт богообщения и соединения с Богом в Таинствах. Атеисты же отчуждены от Бога, у них нет опыта жизни в Боге, для них эта энергия мучительна, ведь грех и святость несоединимы. Если человек не искал Бога, не знал Его, то с чего мы можем считать, что он сможет вместить Его благодать в вечности?
И увидят ли атеисты Бога, как Того, кто желанен для них? Или для них Его явление будет невыносимо, как невыносимо для лжеца услышать о себе правду?
Принадлежащих к Церкви Христовой в мире немного, неужели Царство Небесное обретут так мало людей?
Христос предупреждал об этом: «Входите тесными вратами, потому что широки́ врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:13-14).
Во-первых, не будем забывать, что в грехопадении потенциально погибло всё человечество.
Во-вторых, некоторые будут спасены по молитвам Церкви.
В-третьих, спасение — дело добровольное, невозможно заставить кого-то любить Бога и ближних, а ведь Царство Небесное можно назвать Царством Любви.
Вспомним данный нам Богом библейский прообраз спасения – Ноев ковчег, в котором пожелали спастись лишь 8-мь человек.
Мы не знаем и не должны решать за Бога, кого Он спасёт, а кого нет. Из этого можно сделать вывод, что могут спастись и не христиане, и не православные. Почему же Святые отцы говорят о спасении только в лоне Церкви?
Сознавая себя служителями Бога, Святые отцы, конечно же, не стремились давать наставления, противоречащие Божественной воле. Указывая на то, что спасение грешника достижимо через веру во Христа, при условии приобщения его к Церкви, они как раз и опирались на Божественное Откровение — на те истины, которые были открыты Богом, в частности:
— на слова апостола о Господе Иисусе Христе: «Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:11-12);
— на слова Самого Иисуса Христа: «истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5); «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин.3:18).
Заметим, что приведенные выше слова, а также иные библейские свидетельства, располагают к убеждению, что спасение достижимо не через веру вообще, а именно через правую веру, через приобщение к истинной Церкви. Такой верой является лишь Православная, а такой Церковью — лишь Вселенская Православная Церковь.
Что касается ответов на частные вопросы о том, кто конкретно наследует Царство Божье, а кто нет, это ведомо Богу (во множестве случаев, но далеко не во всех, Вселенской Церкви, в некоторых случаях становится известно, кто именно удостоился Царства Небесного).
Итак, Бог не дал нам права определять загробную участь людей, но дал главные принципы, по которым она определяется. Исходя из них у нас нет ни теоретических, ни практических оснований утверждать о возможности спасения неправославных христиан.
Допустимо ли в в рамках богословия употреблять слово «спасение» применительно к частным случаям оказания помощи одними членами Церкви другим?
В богословии, как и в обычном, народном словоупотреблении, термин «спасение» может нести различные смысловые оттенки.
По большей части в богословской литературе Спасителем именуется Господь Иисус Христос, а спасением — деятельность Христа как Спасителя.
В более расширенном богословском применении Спасителем именуется Бог вообще, то есть не только Сын, но Отец и Сын и Святой Дух.
Вместе с тем богословская практика допускает использование термина «спасение» в более частном звучании.
Так, в Книге Судей Израилевых спасителем назван Гофониил, избавивший (при содействии Божьем) Израильтян от власти Хусарсафема (Суд.3:9).
Текст одной из наиболее распространенных молитв к Пресвятой Богородице содержит обращение к Ней, как к Владычице, с просьбой о спасении: Пресвятая Богородица, Спаси нас!
В этом случае под спасением может подразумеваться близкое к обиходному пониманию значение: избавление от опасности, бедствия, болезни, смерти и пр. С другой стороны смысл, вкладываемый в просьбу о спасении, может быть и более глубоким.
Таким образом, просьба спасти бывает уместна и в условиях обыкновенной житейской опасности, и в условиях угрозы, возникающей в рамках религиозной жизни. Например, верующий может просить Богородицу (или других святых) о спасении от нападок нечистых злых духов, избавлении от их лукавых воздействий.
В рамках регулярных молитв к Божьей Матери прошение о спасении может употребляться и относительно избавления от вечных адовых мук. Ведь Пресвятая Дева имеет особое дерзновение к Богу, как Матерь Единородного Сына по человеческому естеству, как Пренепорочная, Пречистая, Пресвятая Небесная Царица.
Разумеется, понятие «Спасительница» не приложимо к Ней в том же значении, что и понятие «Спаситель», используемое в отношении Её Божественного Сына.
***
Два монаха беседовали о спасении. Один говорил: «Душа моя не может примириться с мыслью, что кто‑то погибнет на веки. Я думаю, что Господь всех как‑нибудь спасет». Другой ответил: «Святые отцы говорят, что создать человека без содействия человека Бог мог, но спасти человека без содействия и согласия самого человека нельзя. Спасение и гибель — в свободе человека». Первый: «Думаю, что Бог множеством любви своей преодолеет сопротивление твари, не нарушая ее свободы». Второй: «Мне кажется, не должно забывать, что свобода человека настолько велика потенциально, что он и в плане вечного бытия может отрицательно определиться к Богу. Те, кто не знает этого или забывает об этом, питаются оригеновским молоком». Первый: «Но ведь это же безумие!» Второй: «Да, безумие». Первый: «Что же делать?» Второй: «Бог хочет всем спастись, и мы должны всем промышлять спасение и молиться за всех, но ни откровение, ни опыт не дают оснований полагать, что все спасутся. Свобода — великий дар, но страшный».
архим. Софроний (Сахаров)
***
На вопрос книжников, когда откроется Царство Божие, Христос ответил, что оно «не придет приметным образом, и не скажут: вот оно здесь, или вот оно там, ибо Царство Божие внутри вас» (Лук. 17:20). Этим Господь указал, что спасение связано самым тесным образом с внутренним состоянием человека. Оно – не просто «переселение» из нынешних жизненных условий в другие, лучшие, но нечто более глубокое и замечательное. «Если нечестивый будет помилован, – говорит Писание, – то не научится он правде, – будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа» (Ис. 26:10) – т.е. по-прежнему он будет завидовать, враждовать, ссориться и томиться жаждой чувственных удовольствий – т.е. будет носить в себе ад. Ведь истинная радость, мир и блаженство – это внутренние состояния, которые приходят в результате общения с Богом, которого грешник не имеет. Праведный же человек, где бы он ни находился, всюду будет наслаждаться общением с Богом и как бы носить в себе рай.
епископ Александр Милеант
***
«Что такое спасение? Богопознание. На религиозном языке это означает не что иное, как единение человека с Богом.
Церковь настойчиво утверждает: человек, помни, не забудь, время идет, и ты идешь к последней точке и никуда ты от этого не денешься, никуда. Ни слава, ни богатство, ни знание, ни сила ничто тебя не спасет. Время идет только в одном направлении, и коль скоро предназначен ты к вечной жизни, следовательно, вся твоя деятельность, на какую бы сторону она не распространялась, должна вся проходить под знаком того, что по латыни хорошо звучит так – sub specia aeternitatis (с точки зрения вечности). Вот как предполагает Церковь смотреть на любую область человеческой жизни. Мы должны на все смотреть с точки зрения подготовки к вечной жизни. Что это означает? Это означает правильный взгляд на саму эту вечную жизнь, на то, что делает человека причастником этой вечной жизни. Что же его делает? Его делает приобщение Тому, Кто есть любовь.
Это следует даже из самой элементарной логики, из понимания Бога. Если в Нем и все из Него и все Им, и раз само наше бытие обусловлено бытием Божьим, то наше благо, конечно же, только тогда может иметь место, когда мы пребываем в Боге, т.е. живем согласно Богу, т.е. являемся теми людьми, которые осуществляют нормы человеческой жизни, соответствующие Божественным свойствам. «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть».
Цель жизни человека, по учению Отцов Восточной Церкви, есть «обожение» (theosis). Уподобление Богу и обожение – это одно и то же: «Наше спасение возможно только через обожение. А обожение есть, насколько возможно, уподобление Богу и соединение с Ним» (Дионисий Ареопагит) Апостол Павел называет это соединение с Богом «усыновлением» Богу (Рим.8:15), апостол Петр – «причастием божеского естества» (2Пет.1:4). Единение с Богом, являющееся конечной целью существования человека, не есть слияние с божественной сущностью и растворение в Божестве (как у неоплатоников), не есть, тем более, погружение в небытие-нирвану (как у буддистов), а есть жизнь с Богом и в Боге, при которой личность человека не исчезает, но остается самой собой, приобщаясь к полноте Божественной любви».
проф. А.И. Осипов
***
Один святой отец говорит, что начало нашего спасения есть познание самого себя. Но ведь познание самого себя есть дело всей жизни, это и есть то, к чему человек стремился в течение всего своего существования. Святые отцы раскрывают смысл этого изречения, говоря, что до тех пор пока ты не познал, кто ты, пока ты сам в себе не ощутил образа Божия, пока ты, живя среди земных граждан, не почувствовал, что ты гражданин неба, и поработился «чуждым гражданам», пока ты, живя среди грязи своей собственной души, не познал в себе образа Божия, – до тех пор ты не вступил на путь спасения, не начинал еще своего спасения. Оно начинается с того момента, когда я познал свою Божественную природу.
Так было и с блудным сыном. Он в один момент почувствовал, что есть иная жизнь в Отце и с Отцом, он почувствовал, что живет порабощенный в стране чуждой и не имеет подлинной, настоящей жизни. Начав с познания самого себя, человек, идя дальше по этому пути, противопоставляет в самом себе то, что есть в нем от образа Божия, хотя и покрытого язвами согрешений, и то, что внесено им, человеком, как растление своей души чуждыми обычаями: «Поработихся гражданом странным, и в страну тлетворную отъидох…» – говорит служба этого дня. И с этого момента он начинает жаждать жизни в Боге и очищения себя от язв согрешений во имя образа Божия.
К великому подвижнику – преподобному Антонию – пришел один инок и стал просить, чтобы он простил и помиловал его. Антоний же отвечал ему: «Ни я, ни Бог тебя не помилует, если ты сам себя не помилуешь». С первого взгляда этот ответ кажется странным. Как же так? А для духовной жизни это величайшая истина. Пока я сам в себе не обрету образа Божия, сам не помилую этого человека, находящегося в бездне греховной, но имеющего образ Божий, до тех пор пока я сам не помилую в себе создание Божие, в своей совести не помилую себя грешного, скверного и блудного, – до тех пор и Бог не помилует меня, до тех пор тщетна и моя мольба.
священномученик Сергий (Мечев)
***
— Спасение предначертано или у человека есть право выбора?
…на уровне практики ответ есть. Его сформулировал Фома Аквинский: «Мы должны молиться так, как если бы все зависело только от Бога, а работать мы должны так, как если бы все зависело только от нас». Христианин должен уметь работать с противоречиями.
Надо заметить, что это не признак идиотизма. Замеченное и осознанное противоречие – это признак высокой культуры мышления. Я знаю, что верно это; знаю же, что верно другое; и знаю, что первое и второе противоречат друг другу. Но еще я знаю, что другой модели, которая помогла бы сохранить все многообразие известных фактов и непротиворечиво их все (все – без цензуры!) объяснить, пока еще нет. Что в такой ситуации делать? Хотелось бы жить в трехэтажном особняке, но раз это невозможно, то надо поддерживать в порядке и свою обычную блочно-панельную малометражку.
В современной физике тоже есть нескрываемые противоречия, о которых знает каждый физик. Например, теория корпускулярно-волнового дуализма. Верно и то, что свет есть волна, и то, что свет состоит из частиц. Как это совместить? Надо признать и то и другое. Христианство давно научилось работать с этой логической моделью. Оно состоит из противоречий, которые соединены благодатью. Надо уметь принять их во всей полноте. Нельзя сказать, что я на 80% свободен, а на 20% зависим от Бога. Ничего подобного: я на 100% свободен и я на 100% завишу от Бога. И Христос на 100% Бог и на 100% человек, а не так – частичка того, частичка другого.
– Известно, что с принятием крещения человек получает отпущение старых грехов. Предположим такую ситуацию: некто, на протяжении всей своей жизни много и долго грешивший, незадолго до смерти принимает крещение и таким образом как бы получает «фору» перед человеком, крещенным в детстве, но за свою долгую жизнь много раз оступавшимся.
– Этот вопрос заставляет обратиться еще и к теме различия Православия и западного христианства. Перед западным богословием (и в католичестве, и в протестантизме) вопрос, поставленный вами, возникает вполне естественно. И этот вопрос не получает убедительного ответа. Но для Православия такого вопроса не существует. Потому что в Православии спасение не просто прощение греха, а соединение с Богом.
И если для протестантского мышления спасение – это некое отрицательное понятие, то есть избавление от чего-то, от греха, от наказания за грех, то в Православии спасение есть позитивное понятие – соединение во Христе, соединение с Богом. Да, на человека, прожившего всю жизнь вне заповедей, вне благодати Христовой и лишь на смертном одре принявшего крещение, Господь не будет гневаться за грехи. Но дело в том, что человек своими грехами все равно свою душу изуродовал. Представьте себе инженера, по вине которого произошла какая-то серьезная технологическая катастрофа, та же чернобыльская авария. И вот на смертном одре на тюремной койке он получает помилование. Его вина прощена, но последствия этой вины он несет в себе. Он уже отравил свою душу и сжег свое тело. Он умирает от радиации и болезней. Так и человек, проживший всю жизнь во грехе.
Если его душа при жизни так и не смогла встретить Христа, насытиться Светом, то будет ли ему в радость встреча и вечное Предстояние перед Христом, – перед Тем, от Кого он всю жизнь убегал? Да, своим предсмертным покаянием он спас себя от вечного безбожия, но и полноту духовных даров Христа он в себя не вместит (по крайней мере на первых шагах своего возрастания в вечности).
диакон Андрей
***
Я заплатил бы любую цену за право сказать: «Все спасутся», но разум спрашивает меня: «По своей воле или насильно?». Я отвечаю: «Насильно», и впадаю в противоречие: может ли высший акт воли – предание себя Богу – совершаться так? Я отвечаю: «По своей», – и разум мне возражает: «А если кто-нибудь не захочет?».
Гибель человека не в приговоре ему, а в том, что он остается таким, как есть. Погибшие души «отвергают всё, кроме себя».
Клайв Льюис
***
Сознание исходит из идеи о Боге, как Любви. Любовь не может творить, чтобы губить, – созидать, зная о гибели. Любовь не может не простить… Под углом зрения вечности все прощается, все забывается: будет Бог всяческая во всех (1Кор. 15:28). Одним словом, невозможна невозможность всеобщего спасения. Так с высоты идеи о Боге. Но… исходя не из Божией любви к твари, а из любви твари к Богу, то же самое сознание приходит к прямо противоположному заключению. Теперь сознание не может допустить, чтобы могло быть спасение без ответной любви к Богу. А так как невозможно допустить и того чтобы Бог принудил тварь к любви, то отсюда неизбежно следует вывод: возможно, что любовь Божия останется без ответной любви твари, то есть возможна невозможность всеобщего спасения. Тезис – невозможна невозможность всеобщего спасения – и антитезис – возможна невозможность всеобщего спасения – явно антиномичны… Отрицание антитезиса отрицает и тезис; утверждение антитезиса утверждает и тезисы наоборот. Тезис и антитезис неразлучны. В пределах рассудка нет и не может быть разрешения этой антиномии. Оно лишь в фактическом преобразовании самой действительности…
Спасение – понятие не количественное, а качественное. Некоторые с иронией высчитывают процент христиан из всего человечества, но мало кто вспоминает, что прообразом Страшного Суда был Всемирный потоп, во время которого из всего человечества спаслось лишь восемь верных Богу людей.
священник Павел Флоренский. Из книги «Столп и утверждение истины»:
***
Пр. Симеон Новый Богослов. Гимн 27-ой:
Не говорите, что невозможно принять Божественный Дух,
Не говорите, что без Него возможно спастись,
Не говорите, что кто-нибудь причастен Ему, сам того не зная,
Не говорите, что Бог невидим людям,
Не говорите, что люди не видят Божественного света
Или что это невозможно в настоящие времена!
Это никогда не бывает невозможным, друзья!
Но очень даже возможно желающим.
К. Борисов
***
«Часто слышится от них вопрос: «Отчего не спастись язычникам, магометанам, лютеранам и всем подобным… Между ними много самых добродетельных людей». Очевидно, что вопросы и возражение являются от совершенного незнания, в чем заключается погибель и спасение человеческие. Очевидно, что таким вопросом и возражением унижается Христос, выражается мысль, что Искупление и Искупитель не были необходимостью для человеков, что человеки могут удовлетворить своему спасению собственными средствами. Короче, этим вопросом и возражением отвергается христианство».
святитель Игнатий (Брянчанинов)
***
Христос пришел, чтобы «исцелить человечность».
прп. Макарий Египетский
СПАСЕНИЕ НЕГОДЯЕВ
– Алексей Ильич, в одной из своих статей Вы называете христианство «антирелигиозной религией». С чем связано такое неожиданное определение?
– Начну с обращения к несколько необычному авторитету. Фридрих Энгельс, тщательно изучавший историю христианства, пришел к выводу, что христианство, возникнув на мировой арене, «вступило в резкое противоречие со всеми существовавшими до тех пор религиями». Он прямо называет христианство «крупным революционным движением».
Энгельс в данном случае был вполне прав. Но он даже не предполагал, какую услугу оказал этим своим заявлением христианской апологетике.
О чем идет речь? Основная идея антихристианской пропаганды заключается в том, что христианство является естественным продуктом взаимодействия предшествовавших и современных христианству различных религиозных верований и философских идей. Однако исследование христианской веры и ее истории показало даже тому же Энгельсу, что новая религия возникла, во-первых, «революционно», то есть неожиданно, а не постепенно слагаясь из различных иудейских и языческих верований; во-вторых, она вместо мирного сосуществования со всеми «подобными» себе религиями, напротив, вступило с ними в непримиримую полемику по всем основным религиозным и философским вопросам.
Прежде всего, христианство отвергло важнейшее иудейское убеждение в том, что спасителем человечества может и должен быть только всемирный царь, обладающий неограниченной властью, могуществом, славой. Оно заявило нечто беспрецедентное: «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1:23). Это было, и есть, и всегда будет самым «антирелигиозным» утверждением христианства.
И все другие специфически христианские (не общерелигиозные) истины оказываются не только принципиально иными, но и столь же противостоящими аналогичным верованиям всех религий эпохи возникновения христианства. Речь идет, например, о понимании Бога, Его Триипостасности, о Боговоплощении, о благодати, о святости, об условиях спасения и так далее.
Давайте в качестве примера рассмотрим христианское учение о том, что основное требуется от человека для спасения. И вот здесь мы сразу столкнемся с поразительным, прямо-таки антирелигиозным фактом. Первым в рай входит не безупречный исполнитель закона Божия, святой, по иудейским понятиям, а разбойник. Нам неизвестно, что уж такого он сделал, что был приговорен к распятию. Но сам он признал: «И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли»…
– Речь идет о разбойнике, который был распят справа от Христа?
– Да. Он исповедовал свою вину, осознал, что действительно заслуживает этой страшной казни. И что же он слышит в ответ от Того, Кто для христиан является Богом и Спасителем? «Сегодня же будешь со Мной в раю»!
Разбойник – в раю? Да это же ни в какие религиозные рамки не вмещается!
Мы видим почти то же самое, когда Христос идет среди толпы и встречает мытаря Закхея. (Кто такие мытари? Это настоящие мошенники, которые обманывали людей, брали с них намного большие налоги.) И здесь мы опять сталкиваемся с удивительным фактом. Христос говорит:
«Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». 3акхей устраивает прием, на котором кого только нет – и мытари, и грешники. Но что происходит с Закхеем? Он говорит: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». Христос ему отвечает: «Ныне пришло спасение этому дому». Опять спасение – кому? Общеизвестному мошеннику!
– Получается, христианство спасает негодяев?
– Вот-вот, я как раз о том и говорю. Христианство предлагает «ужасные», совершенно «антирелигиозные» вещи!
– Но ведь эти люди спаслись не из-за того, что они негодяи?
– Давайте попробуем разобраться. Во всей дохристианской истории – в язычестве, в ветхозаветной религии – Божество было всесильным самовластным существом, которое поступало с человеком, как ему было угодно. В одних случаях оно могло быть милостивым, в других – жестоким, мстительным. Откройте, например, Ветхий Завет, посмотрите: Бог награждает, дает долгоденствие, богатство или, напротив, гневается, наказывает, сжигает города нечестивых и так далее. При этом всё подобное воспринимается религиозным сознанием в прямом смысле.
Христианство же утверждает совершенно иное, нечто неприемлемое для инорелигиозного сознания. Бог, как говорит Евангелие, «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». А один из авторитетнейших христианских святых Иоанн Златоуст пишет: «Когда ты слышишь слова: «ярость и гнев» в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного; говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых». Бог, по христианскому учению, есть абсолютная Любовь, и только Любовь. Бог не награждает человека за добродетели и не мстит ему за беззакония. Как благоденствие, так и скорби являются естественными следствиями законной или беззаконной жизни самого человека и целых народов. Под законом при этом подразумеваются не какие-то внешние предписания Бога по отношению к человеку, но сама богоподобная природа человека. Как Бог есть Дух, так и духовное состояние человека обуславливает все стороны его бытия.
– Что же является важнейшим в этом состоянии?
– То же, что и в Боге. Но в христианском учении о Боге вновь встречаемся с тем, что решительно противоречит всем дохристианским преддставлениям. Евангелие говорит, что «Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного», Который «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной».
Я посмотрел «Страсти Христовы» Гибсона. Спасибо ему! Фильм помогает увидеть современным христианам то, что не видели и не могли видеть христиане в течение всех 2000 лет: какие невыразимые страдания перенес Христос добровольно ради нашего спасения! Какое же нужно было иметь смирение и любовь, чтобы, находясь в жутких страданиях, с креста сказать: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают». Бог, оказывается, есть не только любовь, но любовь, которая сопряжена с таким же совершенным смирением.
Такого вызова всерелигиозному сознанию, конечно, никогда не было. Нигде нет учения о смирении Бога. Но именно здесь-то и лежит ключ к ответу на Ваш вопрос. Если спасение есть единение человеческого духа с Духом Божиим, то в христианстве это искомое единство оказывается возможным только при наличии у человека смирения. Что такое христианское смирение (в отличие, например, от тоталитарно-сектантского) – это отдельная и серьезная тема. Но здесь важно сказать, что, по единогласному учению всех святых Отцов Православной Церкви, без смирения невозможно единение с Духом Божиим, ибо невозможна истинная любовь, которая, говоря по-человечески, и составляет сущность Бога. Так вот действительное смирение разбойника (на кресте не полицемеришь), искреннее раскаяние Закхея, грешницы, омывшей ноги Христа своими слезами – это и только это является условием спасения любого человека, в том числе и того, кого называют негодяем!
И, напротив, те, кто, внешне исполняя отдельные заповеди и церковные установления (крестились, причащаются, постятся…), начинает видеть себя выше, святее других, отпадают от Бога, не получают спасения.
– Получается, чтобы соединиться с Духом Божиим, необязательно быть праведником. Тогда зачем соблюдать заповеди Христа, зачем молиться, если можно вести грешную жизнь, а потом в конце просто раскаяться? Зачем нужны традиции, обычаи, таинства?
– Спасаются не праведники и не грешники, а увидевшие свое недостоинство перед лицом Bcecвятого Бога и приносящие искреннее покаяние. Все заповеди и, тем более, церковные установления, таинства и традиции имеют значение лишь постольку, поскольку помогают человеку увидеть свою неспособность без помощи Божией стать вполне чистым, богоподобным человеком. Они являются лишь вспомогательными средствами к познанию этой своей неспособности. И если приводят верующего к этому, то полезны. Если же вводят в самомнение и гордыню, то становятся средством его гибели. Помните, как Христос в Евангелии назвал подобных «праведников»: «Змии, порождения ехиднины! Гробы, окрашенные снаружи!» А в народе о таких говорят: святой сатана.
Я говорил о разбойнике, распятом справа от Христа. А ведь слева был распят и другой разбойник, о котором ничего положительного не сказано. Он так и не раскаялся, хотя был таким же разбойником. Спасение, оказывается – в искреннем раскаянии человека. Христианство говорит, что человек, который искренне кается, оказывается выше того, кто исполняет все предписания.
– Алексей Ильич, я хотел бы уточнить. Человек может хотеть быть лучше, но не сейчас, а потом. Например, я молодой человек, я хочу быть лучше, но лет через двадцать…
– Ну, я думаю, каждый поймет, какова цена такого хотения. Когда человек увидит, что он весь в грязи, или в нарывах, то едва ли захочет быть лучше лет через двадцать. Наверное, постарается поскорее стать почище. Христианин тем и отличается от язычника, что он, имея в Евангелии, так сказать, эталон человечности, видит грязь своей души и стремится от нее очиститься. Язычнику это гораздо сложнее. Но когда христианин говорит, что постарается быть получше лет через двадцать, то тем самым он просто обнаруживает свое действительное язычество при всей христианской форме. В Новом Завете есть такие слова: «Муж с двоящимися мыслями неустроен во всех делах своих». И жизнь показывает, что тот, кто лукаво думает: «Вот сейчас я поживу в свое удовольствие, а потом раскаюсь», – ни счастья не достигает, ни покаяния не успевает принести. Верны слова: «С милостивым Ты (Господи) поступаешь милостиво, с мужем искренним – искренно, с чистым – чисто, а с лукавым – по лукавству его». «Душа лукавая погубит своего обладателя» .
– Есть ли в Православии какая-нибудь норма, выполнив которую, человек мог успокоиться и считать себя спасенным?
– Об этом сейчас и шла речь. Спасение определяется не количеством дел, а состоянием души. У Исаака Сирина есть такие замечательные слова: «Пока не смирится человек, не получает награды за свое делание. Награда дается не за делание, но за смирение». Почему так? Потому, что Бог есть смирение и любовь, любовь и смирение. И все заповеди Его должны привести человека к подобному же состоянию. Если же их исполнение по рождает самомнение, тогда все они не только обессмысливаются, но и становятся вредными для человека, орудиями его гибели. И таких случаев множество.
Кстати, кто чаще всего впадает в состояние глубокой прелести, то есть лжедуховности? Те подвижники, которые думали, что своими подвигами могут угодить Богу. Из жития Антония Великого мы знаем, что ему явился сатана и говорил: «Антоний, ты мало ешь, а я совсем не ем. Ты мало спишь, а я совсем не сплю. Не этим ты победил меня, а смирением». Сказано совершенно верно. Но видите, как лукавый и здесь лукавит? Сатана надеялся, что Антоний возгордится своим смирением, и тогда все его подвиги погибнут.
– В одной из евангельских притч говорится, что В одном винограднике были работники, которые работали там целый день, потом к ним присоединились люди, которые работали там в течение половины дня. И, наконец, последняя смена про работала там всего один час. А награду все получили одну и ту же. Понятно, что под виноградником имеется в виду работа ради Господа Бога и под наградой понимается Царствие Небесное. Но ведь это несправедливо!
– Да, несправедливо, если бы это была не притча, а факт обычной жизни. Притча же с помощью этого образа раскрывает одно из серьезнейших положений духовной жизни человека. Помните, как возмутились те, которые работали с утра? Христос и указывает этой притчей на глубокую ошибку, вошедшую в сознание иудееев, что будто бы человек получает награду от «Хозяина виноградника» Бога – за количество добрых дел, безотносительно к тому, с каким душевным настроем они совершаются. Оказывается, иначе. Основным является как раз тот духовный «ключ», в котором подвизается человек. Тот же святой Исаак Сирин писал об этом совершенно определенно: «Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно оскудеет, то первые (добродетель и труд ради нее) будут напрасны». «Без смирения напрасны все дела наши, всякие добродетели и всякое делание». Вот непререкаемый критерий истинной христианской жизни! Он скрыт от людей, но виден Богу.
Важно при этом помнить мысль Отцов: истинное смирение не видит себя смиренным! Более того, как говорили египетские святые пустынники, та добродетель, которая становится очевидной для всех, теряет свою цену. Возвращаясь к притче, напомню, например, предсказание древних подвижников о монашестве последних времен. Они говорили, что последние монашествующие «не будут уже иметь тех подвигов, которые имели мы, они будут спасаться смиренным терпением скорбей». Смиренным – то есть с осознанием того, что они «рабы, ничего не стоящие» И достойное по делам своим получают. Благодаря этому смирению эти, последние, получат ту же «плату» от Хозяина, что и первые великие подвижники.
– Если христианство – терапия, а Христос – величайший Врач, значит ли это, что христианство – удел больных душою, и здоровым оно не нужно?
– В том-то и дело, что, по христианскому вероучению, в первом грехопадении сама природа человека глубоко повредилась. Она, как пишет св. Максим Исповедник, стала смертной, тленной, страстной. Поэтому больны все люди, но не все хотят это видеть. И в этом заключается главная беда человека. Ибо, когда больной не хочет признавать, что он болен, тогда лечение невозможно – и понятно, какие следствия из этого могут проистекать. Именно эту роковую ошибку и допускает нехристианское сознание. Во всех людях живут страсти. А страсть – страшная разрушительная стихия. Не подчиненная разуму, а подчинившая его себе, она всю историю человечества приносит тяжелейшие бедствия.
Римский император Калигула страдал от того, что у всего римского народа не одна голова, которую он мог бы снести одним ударом. Теперь научно-технический прогресс открывает безграничные возможности для осуществления этой «великой» цели. Не по гордыне ли и злой воле нового Калигулы «земля и все дела на ней сгорят», как пророчествовал о конце мира апостол Петр? Христианство говорит, что без духовно-нравственного изменения самого человека невозможно достичь блага на земле.
О чем мечтают гуманисты всех времен? Путем революций, реформ, иных социальных преобразований создадим рай на земле! И что же? ХХ век залил мир кровью в таком изобилии, какого вся история человечества не знала, но так ничему и не научил человека.
Потому первая задача христианской аскетики – помочь человеку увидеть свои духовные и нравственные болезни. Ибо только в этом случае он сможет заняться собой. А как их можно увидеть? Преподобный Симеон Новый Богослов дает исчерпывающий ответ: «Тщательное исполнение заповедей Христовых открывает человеку его духовные болезни». Действительно, сравнение своих поступков, мыслей, желаний с заповедями Евангелия ясно открывает человеку его духовное состояние. Оказывается, я не могу не осуждать, не могу не завидовать, не тщеславиться… не буду продолжать дальше, поскольку придется дойти до таких вещей, о которых и говорить неприлично. Вот тут я и увижу, кто я есть на самом деле, и с грустью и иронией скажу: «Да… человек – это звучит гордо…» Лучшего повода для иронии не придумаешь!
– Но от чего мы должны спасаться? И зачем вообще человеку нужно, чтобы кто-то его спасал?
– Однажды подходит ко мне студент с кислой миной на лице. Спрашиваю его: «Что с тобой?» Он отвечает: «Зуб болит». Я говорю: «Чудак-человек, болит-то зуб, а не ты! Ну и пусть болит!» «Вам бы только шутить, Алексей Ильич!»
Я это к тому говорю, что грехи – не какая-то абстракция. Каждый грех является раной, наносимой человеком самому себе, потому он и приносит нам боль. Если я наступлю голой пяткой на острый гвоздь, то, пожалуй, не скажу: «Ха-ха, как щекотно и смешно. А ну-ка еще раз и посильнее!» Ничего подобного! Думаю, что многие замечали: когда кого-то злостно осудишь или обманешь, – как скверно потом бывает на душе? Совесть мучает. Страсть на славянском языке означает, в частности, страдание (отсюда, например, «Страсти Христовы»). Любая страсть всегда и является источником страданий. Мы знаем, как страдает тщеславный, когда его не хвалят, более того, ругают. Какие муки переносит завистливый, когда у его лучшего друга успех. Помните у Данте: «Так завистью кипела кровь моя, что если было хорошо другому, ты видел бы как зеленею я». Так вот, спасаться нужно от порабощения страстям.
Но нужду в спасении человек начинает чувствовать, когда увидит безобразие своей души и захочет стать хоть немного чище, чем есть. Здесь-то он и поймет, каковы его «успехи» в самоизлечении от мучающих его страстей, поймет и необходимость Божественной помощи.
Приведу пример. Представьте себе, что вдруг мой прекрасный нос оказался пораженным кожной болезнью, которая может быть излечена одним единственным средством – солнечными лучами. Теперь от меня зависит, подставить свой нос солнцу или нет. Такова двуединая терапевтическая деятельность. Эта совместная работа человека и солнца – образ спасения человека. В богословии такое двуединство Бога и человека в деле спасения называется синергией. Бог является исцеляющим «Солнцем», но от человека требуется произволение, понуждение, труд борьбы со своими страстями. Сама по себе эта борьба не исцеляет, но именно она открывает двери души действию Солнца-Бога.
– Многие говорят сегодня: «Я в Бога, конечно, верю, но в церковь не хожу». Как бы Вы отреагировали на такую позицию?
– Это равносильно тому, что сказать: «Врачу я верю, но идти к нему в больницу не собираюсь». Многие не понимают, что за словом «Бог» могут стоять многие и разные до противоположности образы, а, следовательно, и принципы жизни. Мы уже говорили, что, по вере одних, Бог может и миловать, и ненавидеть, и прощать, и мстить, губить и т. д. Соответственна этому и нравственность: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. Для христиан же Бог есть Любовь, потому и заповедь: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. В храме верующий, в конечном счете, получает знание о Боге, о вере, о том, что необходимо для правильной христианской жизни, что такое святость и праведность (а что не является таковыми). Наконец, церковь – это место, где можно отойти от повседневной суеты и помолиться, покаяться – дома редко кто имеет такую возможность. Сама атмосфера храма многое дает душе человека.
– Сейчас люди, исповедующие разные религии, уже не разделены океанами и континентами. Они нередко живут в одном городе, в одной стране и сидят в одной учебной аудитории. Как относиться христианину к людям, которые исповедуют другие религии? Каково должно быть его, на самом деле христианское, отношение?
– Заповедь любить даже врагов дает полный ответ и на этот вопрос. Но христианская любовь имеет несколько ступеней. На нашем, самом элементарном уровне, христианская любовь состоит в том, чтобы не делать другому того, чего не хочешь себе. Христос подтвердил это золотое правило морали: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
Следующей ступенью любви является: возлюби ближнего твоего, как самого себя. К сожалению, наша любовь, особенно к себе, очень эгоистична. Поэтому, не научившись правильно любить себя, трудно правильно возлюбить и другого. Но к этому подвигает верующего Господь Иисус Христос.
Высшей ступенью является жертвенная любовь, о которой замечательно пишет святой Исаак Сирин:
«Что такое сердце милующее? Возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари… А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и были помилованы… Достигших же совершенства признак таков: если десятикратно в день преданы будут на сожжение за любовь к людям, не удовлетворятся сим, как Моисей… и как… Павел… И прочие апостолы за любовь к жизни людей прияли смерть во всяких ее видах… И домогаются святые сего признака – уподобиться Богу совершенством любви к ближнему».
Для христианина на любом уровне любви не должно существовать различий в отношении к людям. Должно понуждать себя к любви – не к чувству (это высокая ступень и она лишь в свое время дается Богом) – но хотя бы к сострадательности, к поступкам любви. Поэтому от христианина требуется оказать помощь нуждающемуся, страдающему, находящемуся в беде независимо от того, какой веры перед ним человек, какого мировоззрения, какой национальности, партийной принадлежности и так далее.
Справка: Алексей Ильич ОСИПОВ родился 31 марта 1938 года.
Окончил Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. С 1965 года — преподаватель основного богословия в Московской духовной академии, профессор. В 1985 году присвоена ученая степень доктора богословия.
Фотографии, кроме фотографии на заставке, Александра Шурлакова.
Спасение во Христе Иисусе
Спасение во Христе Иисусе, кайся во грехах своих, рождение свыше
в Нём в Иисусе Господе Святом облекись, войди с Иисусом в воды крещения,
и прими в дар Святого Духа.
Бог Отец избрал нас в Сыне Своём, и дал в Иисусе жизнь вечную,
а ты Его принял, потому что
Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через
Господа нашего Иисуса Христа,
(1-е Фессалоникийцам 5:9)
Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел
в мир спасти грешников, из которых я первый.
(1-е Тимофею 1:15)
ибо Господь Бог ваш идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами
вашими и спасти вас.
(Второзаконие 20:4)
Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так
поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.
(1-е Тимофею 4:16)
посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу,
будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.
(К Евреям 7:25)
и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из
мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему
нас от грехов наших Кровию Своею
(Откровение 1:5)
Ты даешь мне щит спасения Твоего, и милость Твоя возвеличивает
меня.
(2-я Царств 22:36)
От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое.
(Псалтирь 3:9)
Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,
(Псалтирь 6:5)
Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня,
и милость Твоя возвеличивает меня.
(Псалтирь 17:36)
что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их.
(Псалтирь 32:19)
человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за
него:
(Псалтирь 48:8)
Только Он — твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не
поколеблюсь.
(Псалтирь 61:7)
Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь —
сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение.
(Исаия 12:2)
Господи! помилуй нас; на Тебя уповаем мы; будь нашею мышцею с
раннего утра и спасением нашим во время тесное.
(Исаия 33:2)
Ибо Господь — судия наш, Господь — законодатель наш, Господь —
Царь наш; Он спасет нас.
(Исаия 33:22)
скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш,
придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас.
(Исаия 35:4)
Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня.
(Исаия 43:11)
Я приблизил правду Мою, она не далеко, и спасение Мое не замедлит;
и дам Сиону спасение, Израилю славу Мою.
(Исаия 46:13)
Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко
спасение Мое и откровение правды Моей.
(Исаия 56:1)
Исцели меня, Господи, и исцелен буду; спаси меня, и спасен буду;
ибо Ты хвала моя.
(Иеремия 17:14)
И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе
Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у
остальных, которых призовет Господь.
(Иоиль 2:32)
Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
(От Матфея 18:11)
Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот
не войдет в него.
(От Марка 10:15)
Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет
веровать, осужден будет.
(От Марка 16:16)
ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.
(От Луки 9:56)
Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.
вам дан Сын Иисус в Нём спасение.
(От Луки 18:26-27)
А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть
быть чадами Божиими,
(От Иоанна 1:12)
Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если
кто не Родится Свыше, не может увидеть Царствия Божия.
(От Иоанна 3:3)
дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного,
дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
(От Иоанна 3:15-16)
Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не
увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.
(От Иоанна 3:36)
Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в
Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но
перешел от смерти в жизнь.
(От Иоанна 5:24)
Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не
изгоню вон,
(От Иоанна 6:37)
Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и
верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний
день.
(От Иоанна 6:40)
Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.
(От Иоанна 6:47)
Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет,
и пажить найдет.
(От Иоанна 10:9)
И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит
их из руки Моей.
(От Иоанна 10:28)
Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не
приходит к Отцу, как только через Меня.
(От Иоанна 14:6)
И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
(Деяния 2:21)
Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас
во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар
Святаго Духа.
(Деяния 2:38)
ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым
надлежало бы нам спастись.
(Деяния 4:12)
Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно,
и язычникам дал Бог покаяние в жизнь.
(Деяния 11:18)
и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым,
оправдывается Им всякий верующий.
(Деяния 13:39)
Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты
и весь дом твой.
(Деяния 16:31)
как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко,
дабы от него возрасти вам во спасение;
(1-е Петра 2:2)
Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не
имеет жизни.
Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали,
что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.
(1-е Иоанна 5:12-13)
потому что все согрешили и лишены славы Божией,
получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во
Христе Иисусе,
(К Римлянам 3:23-24)
Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
(К Римлянам 6:23)
Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и
сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то
спасешься,
потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют
ко спасению.
(К Римлянам 10:9-10)
Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
(К Римлянам 10:13)
Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь
все новое.
(2-е Коринфянам 5:17)
Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
не от дел, чтобы никто не хвалился.
(К Ефесянам 2:8-9)
и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово
Божие.
(К Ефесянам 6:17)
и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть
предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога,
(К Филиппийцам 1:28)
Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только
в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия
моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение,
(К Филиппийцам 2:12)
Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили,
а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом,
(К Титу 3:5)
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит
дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.
(Откровение 3:20)
Я же уповаю на милость Твою; сердце мое возрадуется о спасении
Твоем; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня.
(Псалтирь 12:6)
Добавить комментарий