Святые отцы о ереси
Содержание
- Высказывания святых отцов православной церкви о римо-католичестве
- Значение понятия
- Каковы причины возникновения ересей?
- Разновидность отрицаний веры
- Ересь и церковь
- Святоотеческое учение о ереси и еретиках
- Как относиться к ереси и еретикам (+ВИДЕО)
- Еретик — это кто такой? Значение слова, определение термина в истории
- Что такое ересь?
- История
- Катаризм и борьба с ним
- Богословские преследования
- Еретик — это кто?
- Ересь — это отход от истины
- Современные еретики
- Кто такие еретики. История и значение этого слова
- Что значит еретик и ересь
- Христианство
- Знаменитые еретики
- Нерелигиозное использование
Высказывания святых отцов православной церкви о римо-католичестве
Вопрос: Чем характеризуются высказывания святых отцов Православной Церкви о римо-католичестве?
Ответ: Эти высказывания (сделанные еще до II Ватиканского собора) произносились святыми отцами под воздействием Святого Духа, а потому отражают истинное существо римо-католической веры. Они единодушно характеризуют папизм и римо-католичество в целом, как совершенно ложную, оторванную от истинного апостольского христианства, еретическую веру, и обличают противоречащие Божественному Откровению нововведения и новоучения Ватикана.
Вопрос: Какие из этих высказываний наиболее актуальны в наше время?
Ответ: Для современности наиболее важное значение представляют слова святителя Игнатия (Брянчанинова), раскрывающие, главным образом, существо «духовного» наследия и «аскетики» католичества, и высказывания святого праведного Иоанна Кронштадтского, разносторонне характеризующие папство начала XX века.
Святитель Фотий Константинопольский († 891): «Латиняне не только внесли другие беззакония, но дошли до такого преизбытка дерзости, что даже в святой Символ Веры, который всеми соборными постановлениями предписано хранить неизменным, дерзнули ввести ложь (о, ухищрения лукавого!), будто Святой Дух не только от Отца, но и от Сына исходит, и тем исказили основной догмат о Святой Троице».
Святитель Григорий Палама († ок. 1360): «Мы не примем вас в общение до тех пор, пока вы будете говорить, что Дух Святой исходит и от Сына» (Творения святителя Григория Паламы. т. 1, Фессалоники, 1962, стр. 26).
Святитель Марк Ефесский († 1457): «Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики. Поэтому совершенно неправильно объединяться с ними… Латиняне не только раскольники, но и еретики. Церковь молчала об этом потому, что их племя гораздо больше и сильнее нашего».
«Если они (латиняне) совершенно отклонились, и то в отношении богословия о Святом Духе, хула в отношении Которого — величайшая из всех опасностей, то ясно — что они еретики, и мы отсекаем их как еретиков».
«Итак, братие, бегите от латинских новшеств и вносителей и вкоренителей их, и любовию связанные друг с другом, соберитесь в единую главу нашу — Христа» .
Преподобный Феодосии Печерский († 1074): «Множеством ересей своих они (латиняне) всю землю обесчестили… Нет жизни вечной в вере латинской» (Н. Н. Воейков. Церковь, Русь и Рим. Джорданвилл, 1983, стр. 239).
Преподобный Максим Грек († 1556): «Я в своих сочинениях обличаю всякую латинскую ересь и всякую хулу иудейскую и языческую… » (Соч. преп. Максима Грека в русском переводе. Тверь, 1993, стр. 7).
Преподобный Паисий (Величковский) ( 1794) пишет о латинстве, что оно откололось от Церкви и «пало… в бездну ересей и заблуждений… и лежит в них без всякой надежды восстания». И ниже: латиняне — «не суть христиане» (Сочинения о знамении Честнаго и Животворящаго Креста. Рк. БАН, 13. 1. 24, гл. 11, л. 39, 88 об. ).
Святитель Игнатий (Брянчанинов) († 1867): «Папизм — так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как древа ветви, различные протестантские учения. Папизм присваивает папе свойства Христа и тем отвергает Христа. Некоторые западные писатели почти явно произнесли это отречение, сказав, что гораздо менее грех — отречение от Христа, нежели отречение от папы. Папа есть идол папистов, он — божество их. По причине этого ужасного заблуждения благодать Божия отступила от папистов, они преданы самим себе и сатане — изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма. В этом состоянии омрачения они исказили некоторые догматы и таинства, а Божественную литургию лишили ее существенного значения, выкинув из нее призывание Святого Духа и благословение предложенных хлеба и вина, при котором они прелагаются в Тело и Кровь Христовы… Никакая ересь не выражает так открыто и нагло непомерной гордости своей, жестокого презрения к человекам и ненависти к ним» (О ереси и расколе. «Православное чтение». М., 1992, № 5-6, стр. 5).
«Не играйте вашим спасением, не играйте! Иначе будете вечно плакать. Займитесь чтением Нового Завета и святых отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая церковь выдает за святых!), изучите в святых отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли и чувствования приличествуют христианину» (Там же, стр. 485-486).
«Другое направление получили подвижники западной церкви и писатели ее о подвижничестве со времени разлучения этой церкви от Восточной и отпадения ее в гибельную тьму ересей… Из этого состояния (прелести) написано западными писателями множество книг. На них-то с жадностью кидается, их-то проповедует преимущественно святыми и духовными, достойными стоять возле Священного Писания слепотствующий и гордый мир… Сочинения западных писателей, написанных из состояния самообольщения, находят многочисленных читателей, переводятся не раз на русский язык, печатаются, перепечатываются» (Там же, стр. 508-510).
«Между прочими обманчивыми тлетворными зефирами, навевающими на сердце эту страшную тишину, это бедственное гибельное наслаждение, навевает их на него и чтение известной книжки Фомы Кемпийского, западного монаха, находившегося в бесовской прелести, книжки «Подражание» .
«В образец аскетической книги, написанной из состояния прелести, именуемой мнением, можно привести сочинение Фомы Кемпийского под названием «Подражание Иисусу Христу». Оно дышит утонченным сладострастием и высокоумием, которые в людях, ослепленных и преисполненных страстями, производит наслаждение, признаваемое ими вкушением Божественной благодати… Подобно Малпасу достигли в отшельничестве сильнейшей бесовской прелести Франциск д’Ассиз, Игнатий Лойола и другие подвижники латинства (по отпадении Западной Церкви от Восточной), признаваемые в недре его святыми» (Там же, т. 5, стр. 69).
«Под именем папской пропаганды разумеется распространение того понятия о папе, которое папа желает внушить о себе человечеству, то есть понятие о верховной, самодержавной, неограниченной власти папы над миром. Пропаганда, имея это целью, мало обращает внимания на качество учения, преподаваемого ею, для нее на руку все, что содействует цели ее — даже вера во Христа без оставления веры в идолов» (Там же, т. 1, стр. 252- 253, прим. ).
Преподобный Амвросий Оптинский († 1891): «Православная Восточная Церковь от времен апостольских и доселе соблюдает неизменными и неповрежденными от нововведений как учение евангельское и апостольское, так и предание святых отцов и постановления Вселенских Соборов… Римская же церковь давно уклонилась в ересь и нововведение… » И далее: «Римская церковь… так как не хранит свято соборных и апостольских постановлений, а уклонилась в нововведения и неправые мудрования, то совсем не принадлежит к Единой, Святой и Апостольской Церкви» (Собрание писем блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. ч. 1. Сергиев Посад, 1913, стр. 231, 232, 235).
«Истина свидетельствует, что Римская церковь отпала от Православия» (Там же, стр. 234).
Святитель Феофан Затворник († 1894): «Была одна Церковь на земле с единою верою. Но пришло искушение, — папа со своими увлекся своемудрием и отпал от единой Церкви и веры» (Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М., 1892, стр. 45).
«Верить, что Дух Святой исходит от Бога Отца, есть догмат обязательный, а верить по-латински, что Он исходит и от Сына, есть уклонение от Церкви, ересь» (Письма о христианской жизни. М., 1908, стр. 37).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский († 1908): «Мы доселе все согласно и единомысленно верим в этот Символ веры и ни одной йоты не прибавляем к нему, чтобы не лишиться спасения за ложную прибавку, как католики, лютеране и англиканцы» (Живой Колос. Выписки из дневника за 1907-1908 гг., СПб, 1909, стр. 4).
«Кто бы ни желал соединиться из православных с католиками или лютеранами и быть с ними одно — во Христе, одною Церковию, одним обществом верующих! Но кто из членов этих глаголемых церквей, особенно предстоятелей, именуемых папами, патриархами, митрополитами, архиепископами и епископами или же ксендзами, патерами, — согласится отречься от своих заблуждений? Никто. А мы согласиться с их еретическим учением не можем без вреда своему душевному спасению… Разве можно соединить несоединимое — ложь с истиной?» (Там же, стр. 31).
«Католические иезуиты в угоду папе и своим эгоистическим низшим видам и целям извратили закон совести и закон Евангелия, утверждая, что для достижения своекорыстных целей или целей религиозных католики могут употреблять всякие незаконные средства; значит и убивать… и на кострах сожигать православных» (Там же, стр. 31-32).
«Верны слова Спасителя нашего Иисуса Христа: кто не со Мною, тот против Меня (Мф. 12, 30). Католики, лютеране и реформаторы отпали от Церкви Христовой… они явно идут против Христа и Его Церкви… не уважают постов, превращают догматы веры спасительные. Они не с нами, против нас и против Христа» (Там же, стр. 32-33).
«Папы вообразили себя главами Церкви и основанием ее и даже наместниками Христовыми, что нелепо и ни с чем не сообразно. А отсюда все кичение римских пап и их давнишняя претензия на главенство и самовольное управление всею Вселенской Церковью. Ну, уж и натворили папы в своей папской церкви разных фокусов, разных ложных догматов, ведущих к фальши и в вере, и в жизни. Это вполне еретическая церковь» (Там же, стр. 35).
«Если бы Иисус Христос имел в виду дать Церкви Своей, по вознесении на небо, другого главу вместо Себя, или наместника, как говорят папы, считая себя наместниками Христа на земле, то Он ясно объявил бы об этом прежде Своего вознесения, ибо это столь важный для спасения душ человеческих догмат; да и апостолы бы объявили об этом, или себя кто-либо из них назвал наместником, а то никто из них не обмолвился, памятуя слова Господа: кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою (Мф. 20, 26); все же вы — братья (Мф. 23, 8)» (Там же, стр. 35).
«Паписты, признав главою церкви папу, возвели его на престол вместо Христа и обоготворили его, а Христа поставили на задний план. Папу сделали наместником Христа, между тем как Христос с нами пребывает во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). Но посмотрите, сколько заблуждений допущено в папской (а не Христовой) вере, странных заблуждений, богохульных, — и вы с негодованием и ужасом отвернетесь от нея! — О, гордость человеческая! О, гордость сатанинская! Папа будто непогрешим! О, иезуитство!» (Там же, стр. 36).
«Единая глава Церкви небесной, земной и преисподней — Христос Бог. Может ли человек папа быть главою Церкви, сущей на небесах? Не может. Да и вообще может ли быть главою всей земной Церкви и распоряжаться участью земною и загробною — папа, человек грешный?.. Прочитайте историю пап: каковы они были? Много ли было из них достойных своего седалища? И только в первые века было несколько достойных, а в последующие века сколько было недостойных и порочных к стыду всей римской церкви! Это ли главы церквей?» (Там же, стр. 37-38).
«Католики превратили учение Самого» Премудрого Христа, небесного Учителя, без Которого никто не знает Отца, а только Он — Сын. Христос говорит, что Дух от Отца исходит, а между тем католики и лютеране с англиканцами говорят, что Он от Отца и Сына исходит. Да перестаньте же, наконец, хулить Духа Святого и возводить на Него ложь: хулящие Духа Святого не будут прощены ни в сем, ни в будущем веке. А вы забыли слова апостола: если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал. 1, 8). Это слово страшно или нет? — Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мф. 24, 35)» (Там же, стр. 38-39).
«Папы и католики отринули относительно мирян эту Кровь всеходатайственную и не дают им, вероятно из экономии, чтобы вина меньше выходило! А с каким бешеным рвением увлекают они православных в католичество, в свою погибельную веру Защити, Господи, Православие от лютого католичества, в котором все подчиняется произволу папы, иезуитов» (Там же, стр. 40).
«Именно в его догмате непогрешимости и заключается величайшая погрешность, ибо папа есть человек грешный и — беда, если он возомнит о себе, что он непогрешим. Сколько погрешностей величайших, гибельных для душ человеческих выдумала католическая, папская церковь в догматах, в обрядах, в канонических правилах, в богослужении, в мертвящих, злобных отношениях католиков к православным, в хулах и клеветах на Православную Церковь, в ругательствах, обращенных к Православной Церкви и к православным христианам! И во всем этом виноват непогрешимый, якобы, папа, его и иезуитов доктрина, их дух лжи, двоедушия и всяких неправильных средств ad maiorem Dei gloriam (к большей, якобы, славе Божией)» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Христианская философия. СПб. 1902, М., 1992, стр. 99).
«Ненависть к Православию, фанатизм и преследования православных, убийства — проходят красной нитью чрез все века жизни католичества. От плодов их познаете их. Таков ли дух заповедан нам Христом? Если кому, то католикам, лютеранам и реформаторам можно сказать: «Не весте, коего духа есте» (Лк. 9, 55)» (Там же, стр. 116).
«Папа и паписты до того возгордились и вознесли себя, что вздумали критиковать Самого Христа, Саму Ипостасную Премудрость Божию и простерли (под предлогом развития догматов) гордость свою до того, что извратили некоторые Его словеса, заповеди и установления, которые не должны быть изменяемы до скончания века, например, слово о Духе Святом, заповедь о чаше пречистой Крови Его, Которой они лишили мирян, ни во что поставили слова апостола Павла: «Елижды бо аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже при- идет» (1 Кор. 11, 26); вместо квасного хлеба употребляют на литургии опресноки» (Там же, стр. 117).
«Католики отпали от главы всей Церкви — Христа, избравши земную главу — погрешающего папу» (Там же, стр. 119).
«Придите к нам вы, именующие себя католиками, а нас порицающие схизматиками, и истяжимся, посмотрим беспристрастно, по Божьей правде, по Божьему цензу, на ваших святых, папою, а не Богом, прославленных, и сравним их с нашими святыми, Самим Богом засвидетельствованными бесчисленными чудесами исцелений и разных утешений с верою прибегавших к ним православных! Какая разница! Как истина веры нашей сияет и своим светом помрачает вашу, омраченную ересями и ложными мудрованиями веру» (Там же, стр. 127).
«О, суемудрие человеческое! О, лукавство, о, хитросплетение лжи! Лишили паписты мирян Крови Христовой, пролиянной во очищение от грехов. О, безглавое главенство, действующее вопреки истинной главе — Христу Богу!» (Там же, стр. 157).
Вопрос: Действительно, читая эти высказывания, вполне недвусмысленно обличающие римо-католичество как папизм — ложную, антихристианскую, несовместимую с Православием веру, как можно объяснить, что некоторые современные православные богословы, в противоположность словам святых, утверждают, что католики являются нашими братьями по вере, католическая и Православная Церкви — сестрами и в католичестве действует Божия благодать?
Ответ: Согласно Божественному Откровению, одно из главных свойств Бога — Его всеправедность, поэтому Святой Дух не может говорить святым угодникам Божиим одно, а этим богословам — другое. Следовательно их утверждения, противореча видению папизма Самим Господом, показывают непонимание ими сути римо-католичества и отражают мнение их собственное и того, кто увлек их «философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2, 8).
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — http://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Многие на рез слышали такое слово как «ересь», но не все правильно его используют в своем обиходе. Связано это с тем, что мало кому известно истинное значение слова ересь. Первое, что возникает в мышлении каждого человека – это страшные муки, инквизиторы, люди, которые идут против общественного мнения.
Значение понятия
У некоторых людей складывается мнение, что значение этого понятия заключается в свободе от каких-либо норм и ограничений. Настоящая свобода – это отсутствие совершения греха и защита от заблуждений. Но не стоит забывать, что свобода может стать побуждением к совершению как добрых, так и злых поступков.
Но вот у священнослужителей есть своя точка зрения на этот вопрос. Что такое ересь в православии? Они говорят о том, что это не просто заблуждение, которое возникает из-за незнания или неправильного суждения. Оно имеет в себе достаточно серьезные сознательные искажения Святого Писания.
Люди специально искажают факты и тем самым противоречат основным догмам религии. Священники говорят о том, что обычный верующий не есть семинаристом и не всегда может правильно высказывать свои мысли или трактовать свое отношение к тем или иным вопросам православия. Но суть не в этом. Большое количество очень умных людей отрицали церковное учение и делали это на высоком интеллектуальном уровне.
Каковы причины возникновения ересей?
Возникновение отрицания религии не может возникать просто так. Для этого необходимо определенное влияние, которое вызовет подобное явление. Человечество не стоит на месте и во многом его мышление зависит от развития науки, техники и прочих внешних факторов. Именно они влияют на то, что у людей может возникнуть предвзятое отношение к указанным фактам в Божественных Писаниях.
К наиболее распространенным причинам ересей относят:
ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше …ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью …ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и …Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как…ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала …
ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …
Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте http://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.
- ослабление влияния священнослужителей;
- развитие торговли;
- появление экономических отношений;
- рост политической власти;
- зависимость от церкви и начальства;
- получение образования;
- роскошная и грешная жизнь церковнослужителей.
Все это стало причиной того, что люди периодически высказывали свое недоверие представителям церкви.
Разновидность отрицаний веры
Общее слово «ересь» имеет в себе несколько разновидностей, которые просто объединяются в единое целое. Список ереси в православии достаточно широк, но некоторые необходимо знать, чтобы не путать с ним раскол и отступничество. Классификация делится по таким категориям:
- по отношению к основным христианским церквям;
- по принадлежности к национальным культурам;
- по наличию или отсутствию религиозной веры;
- по степени радикализма;
- по характеру синкретизма;
- по решаемой догматической задаче;
- по эпохам развития и прочее.
Ересь и церковь
Еще с давних времен ее появления церковь выступала активной противницей такого явления. Были всяческие варианты ее остановки. Ереси и борьба с ними церкви могла иметь даже самые неожиданные последствия. К ним относили:
- отлучения от церкви;
- смертные казни;
- изгнание;
- отправка в длительное паломничество;
- денежные штрафы;
- конфискация имущества.
Но всем нам известно, что даже такие радикальные методы не давали желаемого результата. Необходимо четко проводить грань между такими понятиями, и не путать его с прочими.
Пусть хранит Вас Господь!
Святоотеческое учение о ереси и еретиках
Сборник
Свщмч. ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ († 117 г.).
Послание к Траллийцам.
Послание к Смирнянам.
Послание к Ефесянам.
Свщмч. ПОЛИКАРП СМИРНСКИЙ († 156 г.).
Послание к Филиппийцам.
Свщмч. КИПРИАН КАРФАГЕНСКИЙ († 259 г.).
О единстве церкви.
Свт. АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ († 326 г.).
Окружное послание.
Послание к Александру, епископу константинопольскому (о арианах).
Прп. АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ († 356 г.).
Из жития преподобного Антония, описанное святым Афанасием Великим.
Наставления о доброй нравственности и святой жизни в 170 главах.
Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.
Свт. АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ († 373 г.).
СИМВОЛ, известный под названием Quincunque.
Послание к брату Серапиону (о смерти Ария).
Окружное послание против ариан.
Послание Епископу и исповеднику Аделфию, против ариан.
Толкование на 67 псалом.
Толкование на 108 псалом.
Толкование на 117 псалом.
Толкование на 118 псалом.
Свт. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ († 379 г.).
88 (92). К италийским и галльским епископам.
125 (130). К Феодоту, епископу Никопольскому.
134 (139). К жителям Александрии.
159 (164). К Асхолию, епископу Фессалоникийскому.
180 (188). К Амфилохию, о правилах, первое каноническое послание.
231 (239). К Евсевию, епископу Самосатскому.
232 (240). К никопольским пресвитерам.
235 (243). К италийским и галльским епископам.
249 (257). К монахам, притесняемым арианами.
250 (258). К Епифанию, епископу.
253 (261). К жителям Сизополя.
254 (262). К Урвикию, монаху.
255 (263). К западным.
257 (265). К Евлогию, Александру и Арпократиону, епископам Египетским.
Малый аскетикон.
О предании церковном.
О Святом Духе. К Амфилохию, епископу Иконийскому.
Толкование на книгу пророка Исаии.
Беседа на псалом 44.
Свт. КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ († 386 г.).
Поучение предогласительное.
Огласительное поучение четвертое.
Огласительное поучение пятое.
Огласительное поучение шестое.
Огласительное поучение пятнадцатое.
Огласительное поучение шестнадцатое.
Огласительное поучение восемнадцатое.
Свт. ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ († 389 г.).
Слово 3, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт.
Послание 2, к Нектарию, епископу Константинопольскому.
Послание 3, к пресвитеру Кледонию, против Аполлинария первое.
Послание 4, к Кледонию, против Аполлинария второе.
На лицемерных монахов.
Прп. ЕФРЕМ СИРИН († 390 г.).
Слово о покаянии и сокрушении.
Слово на второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
Из толкования на книгу Второзаконие.
К монаху Иоанну.
Слово о всеобщем воскресении, о покаянии, о втором пришествии Господа Иисуса Христа.
О ереси и еретиках
О добродетели десять глав.
Прп. МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ († 390 г.).
Поучение 22. О божественной непостижимости.
Поучение 25. О том, что надо бежать зла, избавиться от тьмы и соединиться с Духом.
Свт. ГРИГОРИЙ НИССКИЙ († 394 г.).
О жизни Моисея законодателя, или о совершенстве в добродетели.
Слово о Святом Духе против македонян духоборцев.
Свт. АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ († 395 г.).
О покаянии.
Свт. ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ († 403 г.).
Из жития св. Епифания.
Слово якорное.
Краткое истинное слово о вере вселенской и апостольской Церкви.
Свт. ИОАНН ЗЛАТОУСТ († 409 г.).
Т. 1; Слово первое. К Димитрию монаху.
Т. 1; Книга о девстве.
Т. 1; О Священстве слово четвёртое.
Т. 1; Слово третье. «К тем, которые по-прежнему постятся в пасху».
Т. 1; Слово о проклятии.
Т. 2.2; Беседа о святом священномученике Фоке.
Т. 2.2; Слово второе о судьбе и провидении.
Т. 4.1; Беседа вторая на книгу Бытия.
Т. 4.2; Восемь слов на книгу Бытия.
Т. 5.2; Собеседование на 13 псалом.
Т. 5.2; Собеседование на 118 псалом.
Т. 5.2; Собеседование на 96 псалом.
Т. 6.2; Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов.
Т. 6.2; Беседа на слова: «какой властью Ты это делаешь?» (Мф. 21, 23).
Т. 6.2; Шесть бесед о творении мира.
Т. 6.2; На слова Авраама, гласящие: «положи руку твою под стегно мое» (Быт. 24, 2);
Т. 7.2; Толкование на Евангелие от Матфея.
Т. 8.1; Толкование на Евангелие от Иоанна.
Т. 8.2; О ревности и благочестии, и о слепорожденном.
Т. 8.2; О хананеянке (Мф. 15).
Т. 8.2; На вочеловечение Господа нашего Иисуса Христа.
Т. 10.2; Толкование на 2-ое послание к Коринфянам.
БЕСЕДА 23.
БЕСЕДА 24.
Т. 10.2; Толкование на послание к Галатам.
ГЛАВА 1.
ГЛАВА 4.
Т. 11.1; Толкование на послание к Ефессянам.
Т. 11.1; Толкование на послание к Филиппийцам.
Т. 11.1; Толкование на послание к Колоссянам.
Т. 11.2; Толкование на 1-ое послание к Тимофею.
БЕСЕДА 2.
БЕСЕДА 5.
БЕСЕДА 12.
Т. 11.2; Толкование на 2-ое послание к Тимофею.
БЕСЕДА 2.
БЕСЕДА 8.
Т. 11.2; Толкование на послание к Титу.
Т. 12.1; Толкование на послание к Евреям.
Т. 12.1; На слова: «В начале было Слово» (Ин. 1, 1).
Т. 12.1; На святую Пятидесятницу.
Т. 8.2; Слово о лжепророках, и лжеучителях, и об еретиках, и о знамениях кончины века сего.
Свт. КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ († 444 г.).
Слово против тех, которые не хотят исповедывать Св. Деву Богородицею.
Защитительная речь к императору Феодосию.
Изъяснение двенадцати глав, изложенное в Ефесе.
На Святой Символ Избранным и возлюбленнейшим Афанасию, Александру, Иоанну, и проч.
Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, и к Собору, собравшемуся в Антиохии.
Послание к Несторию об отлучении.
Послание к одному из ревностных защитников Нестория.
Прп. ИСИДОР ПЕЛУСИОТ († 436 г.).
29. Исидору.
125. Пресвитеру Иераку.
4. Чтецу Тимофею.
17. Павлу.
141. Адамантию.
143. Фаллелею.
169. Пресвитеру Зоилу.
215. Диакону Исидору.
242. Комиту Ермину.
493. Диакону Кассиану.
523. Пресвитеру Дидиму.
559. Петру-схоластику.
560. Адамантию о том же.
564. Феофилу.
590. Епископу Аполлонию.
Прп. НИЛ СИНАЙСКИЙ († 450 г.).
Кн. 1. 251; Пелагию.
Кн. 1. 252; Диоклитиану.
Кн. 2. 48; Александру, монаху из грамматиков.
Кн. 2. 118; Монаху Александру.
Кн. 3. 27; Диакону Феодоту.
Прпп. ВАРСАНОФИЙ ВЕЛИКИЙ и ИОАНН ПРОРОК († 550 г.).
Брат вопросил святого старца авву Варсонофия: не знаю, отец мой, каким образом увлекся я книгами Оригена, Дидима и гностическими (сочинениями) Евагрия и учеников его…
А когда еретик, при состязании, словом своим приведет в недоумение православного: ужели нехорошо будет, если я посильно помогу ему, чтобы, будучи побежден, он не поколебался в православной вере?
Если кто скажет, чтобы я проклял Нестория и подобных ему еретиков, проклясть ли мне их или нет?
Если же я не знаю, действительно ли еретик тот, которого он просит меня предать проклятию, то как поступить мне?
Есть у меня друг, и оказалось, что он еретик, – увещевать ли его, чтобы он право мудрствовал?
Некто из отцов имел у себя друга, которого он любил о Господе, и все считали его за православного, но он оказался еретиком по своему мудрованию…
Прп. ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК († 650 г.).
Слово 1 «Об отречении от жития мирского».
Слово 14 «О любезном для всех и лукавом владыке, чреве».
Слово 15 «О нетленной чистоте и целомудрии».
Слово 25 «Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии».
Слово 26 «О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей».
Слово 27 «О священном безмолвии души и тела».
Луг Духовный Иоанна Мосха.
Прп. МАКСИМ ИСПОВЕДНИК († 662 г.).
Письмо XII. «Кубикуларию Иоанну о правых догматах Церкви Божией и против Севира».
Письмо XIII. «Краткое слово к иллюстрию Петру против учения Севира».
Из письма святого Максима, написанного к славному Петру.
Изложение прения, бывшего в секретном помещении дворца.
Диспут в Визии.
Письмо иже во святых аввы Максима к монаху Анастасию, его ученику.
Прп. ИОАНН ДАМАСКИН († 780 г.).
Точное изложение православной веры.
Гл. XIII. О святых и пречистых таинствах Господних.
Гл. XXI. Почему наперед знающий все Бог создал тех, которые согрешат и не раскаются?
Из второго защитительного слова против порицающих святые иконы.
Прп. ФЕОДОР СТУДИТ († 826 г.).
Послание 28. К Василию, монаху.
Послание 30. К Никифору, патриарху.
Послание 33. К Льву, папе римскому.
Послание 34. К нему же.
Послание 36. К Евпрепиану и находящимся с ним.
Послание 39. К Феофилу, игумену.
Послание 40. К Навкратию, сыну.
Послание 48. К Афанасию, сыну.
Послание 49. К Навкратию, сыну.
Послание 51. К нему же (Навкратию).
Послание 53. К Стефану, чтецу и находящимся с ним.
Послание 58. К Спафарии, по прозванию Махара.
Послание 59. К Василию, почтенному игумену, со всеми братиями обители святого Саввы.
Послание 1(60). К иконоборческому собору.
Послание 2(61). К монашествующим.
Послание 6(65). К пресвитеру подписавшемуся.
Послание 11(70). К нему же (Навкратию).
Послание 20(79). К Макарию, игумену.
Послание 21(80). К братиям, заключенным в темницах.
Послание 24(83). К Игнатию, сыну.
Послание 32(91). К Фалелею, сыну.
Послание 40(99). К Навкратию, сыну.
Послание 42(101). К Фалалею, сыну.
Послание 52(111). К Марии, монахине.
Послание 63(122). К Навкратию, сыну.
Послание 71(130). К Навкратию, сыну.
Послание 80(139). К Иоанну, логофету.
Послание 81(140). К Пантолеону, логофету.
Послание 96(155). К Никите, куратору.
Послание 106(165). К Евстратию, игумену.
Послание 119(178). К Иакову, монаху.
Послание 121(180). К Фоме, патриарху Иерусалимскому.
Послание 126(185). К монахам фотинудийским..
Послание 3(191). К игумении Игнийской.
Послание 23(211). К Феодору монаху.
Послание 25(213). К Никите игумену.
Послание 26(214). К Феофилу, епископу Ефесскому.
Послание 27(215). К братству, находящемуся при Патрикии сыне.
Послание 28(216). К Антонию, епископу Диррахийскому.
Послание 33(221). К Феодору монаху.
Послание 37(225). К Феоктисту пустыннику.
Послание 43(231). К Исихию протонотарию.
Послание 45(233). К Филофею ктитору.
Послание 50(238). К Сергию игумену.
Послание 69(257). К Дорофею сыну.
Послание 71(259). К Михаилу и Феофилу, императорам.
Послание 75(263). К Ирине игумении.
Послание 81(269). К Дионисию монаху.
Послание 82(270). К Иосифу, игумену Керамейскому.
Послание 83(271). К Евфимию, епископу Сардийскому.
Послание 87(275). К Мефодию монаху.
Послание 91(279). Разрешение различных вопросов.
Послание 110(298). К архимандриту Илариону.
Послание 112(300). Племяннику Стефану.
Послание 124(312).
Послание 141(329).
Послание 151(339).
Послание 189(377). Игумену панагрскому.
Послание 212(400). К брату, архиепископу Иосифу.
Послание 242(430). Игумену Макарию.
Послание 245(433). Куратору Константину.
Послание 256(444). К игумении.
Послание 308(496). Чаду Игнатию.
Послание 324(512). Чаду Евпрепиану.
Послание 332(520). Пресвитеру.
Послание 370(558). Феодор возлюбленным братиям, за Господа содержимым темницах.
Прп. СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ († 1022 г.).
Слово 10.
Слово 11.
Слово 44.
Слово 45.
Слово 47.
Слово 50.
Слово 51.
Слово 64.
Слово 80.
Прп. НИКИТА СТИФАТ († 1050 г.). – 242 –
Исповедание веры.
Письма с возражениями софисту Григорию.
Прп. ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ († 1074 г.).
Послание великому князю Изяславу о вере варяжской или латинской.
Из жития преподобного АГАПИТА ПЕЧЕРСКОГО, врача безмездного († 1095 г.).
Прп. ПЕТР ДАМАСКИН († 1150 г.).
О второй заповеди и о том, что страх рождает плач.
О шестом познании.
Изъяснение о лжеименном знании.
О Божественных Писаниях, что в них нет разногласия.
Свт. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА († 1360 г.).
Омилия VIII. О вере.
Омилия XXVII. в ней же говорится и о имеющей для нас быть духовной жатве.
Омилия XXXIV. На святое Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Триады в защиту священно-безмолвствующих.
Антирретики против Акиндина.
Второе слово возражения к Акиндину.
Первое Слово о том, что Святой Дух исходит только от Отца, а не и от Сына.
Свт. АФОНСКИЙ ПАТЕРИК
Из жития преподобного отца нашего МАКСИМА КАВСОКАЛИВИТА.
Свт. СИМЕОН СОЛУНСКИЙ († 1429 г.).
Послание догматическое и увещательное к одному из православных Крита.
Послание в поддержку благочестия, против Агарян.
Премудрость нашего спасения.
Свт. МАРК ЭФЕССКИЙ († 1457 г.).
Разъяснение о соборе, бывшем во Флоренции.
Исповедание Правой Веры, изложенное на соборе, бывшем с латинянами во Флоренции.
Латинянин или о прибавлении в Символе.
Окружное Послание против греко-латинян и постановлений Флорентийского Собора.
Ответ греков на доклад латинян об очистительном огне.
Послание св. Марка Ефесского к Георгию Схоларию и ответ последнего св. Марку.
Послание к некоему пресвитеру Метонскому.
Послание к Константинопольскому Патриарху Митрофану.
Послание к Настоятелю Ватопедского Монастыря.
Послание к иеромонаху Феофану на Евбейском острове.
Послание к иеромонаху Феофану на Имврийском острове.
Слова по преставлении к Богу.
Прп. ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ († 1515 г.).
ПРОСВЕТИТЕЛЬ.
Свт. ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ († 1709 г.).
Поучение в день памяти великого святителя Николая чудотворца.
Алфавит Духовный.
Прп. МАКАРИЙ ОПТИНСКИЙ († 1860 г.).
Выдержки из писем.
Свт. ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ († 1867 г.).
Т. 1; О чтении Святых отцов.
Т. 1; Об удалении от книг, содержащих в себе лжеучение.
Т. 1; О чтении Евангелия
Т. 1; О монашестве.
Т. 1; Вера и дела.
Понятие о ереси и расколе
Лютеранизм..
Слово о смерти.
Т. 5; Глава 12. О жительстве в послушании у старца.
Т. 5; Глава 27. О Богомыслии.
Письмо № 79.
Письмо № 154.
Письмо № 202.
Письмо № 203 О невозможности спасения иноверцев и еретиков.
Письмо № 205.
Письмо № 230. О святоотеческих творениях и св. Писании.
Письмо № 219.
Письмо № 228 О неуклонном следовании учению святых Отцов, обилии лжеучителей. –
Письмо № 269 Скорби христиан в последнее время; глад слышания Слова Божия.
Митр. ФИЛАРЕТ ДРОЗДОВ († 1867 г.).
Пространный Катехизис в доступном изложении.
Т. 2; Слово по освящении храма Святителя Алексия, в селе Черкизове.
Т. 2; Слово в день собора Святаго Архистратига Михаила.
Т. 3; Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы.
Т. 3; Слово в неделю дванадесятую, при посещении города Коломны.
Т. 4; Слово по освящении храма Живоначальныя Троицы в Московском Данилове монастыре.
Т. 4; Слово по освящении храма Благовернаго Князя Александра Невскаго.
Т. 4; Слово при посещении Свято-Троицкой единоверческой церкви.
Т. 4; Слово в день рождения Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича.
Т. 4; Слово в день венчания и помазания на царство Государя Императора Николая Павловича.
Т. 4; Слово по освящении храма в Кафедральном Чудове монастыре.
Т. 4; Слово в день Преображения Господня.
Т. 4; Слово на освящение храма в городе Бронницах.
Т. 5; Беседа на освящение храма на Иерусалимском, в Москве, подворье.
Т. 5; Слово в день рождения Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича.
Т. 5; Слово в день Тезоименитства Государыни Императрицы Марии Александровны.
Т. 5; Беседа в Неделю Православия.
Прп. АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ († 1891 г.).
Ч. 1; Объяснение слов Давида: Благости и наказанию и разуму научи мя…
Ч. 3, 12; Не должно увлекаться почитанием святых Римской Церкви.
Ч. 3, 28; Нигилисты и цареубийцы суть предтечи антихриста.
Ч. 3, 68; Ответы осуждающему Православную Церковь.
Ч. 3, 79; О шалопутах.
Ч. 3, 103; Католичке. О заблуждениях Римской Церкви.
Ч. 3, 104; Письмо француженки и ответ старца Амвросия.
Ч. 3, 105; Римскому католику, женатому на православной, о неправде католичества.
Ч. 3, 220; Опровержение неправильных мнений.
Ч. 3, 237; Три сочинения старца иеросхимонаха Амвросия.
I. Письмо, писанное от имени неизвестной монахини к ее дяде лютеранину.
II. Ответ благосклонным к Латинской Церкви.
III. О церковном поминовении христиан неправославных.
Еп. ФЕОФАН ЗАТВОРНИК († 1894 г.).
Письма о разных предметах веры и жизни.
О вере слепой и видящей.
О вечности мучений нераскаянных грешников.
Письма в С.-Петербург по поводу ереси тамошней.
О плаче. У сектантов нет Христа.
Как должно обходиться со всеми лжеучителями и ложью.
Созерцание и Размышление
Оправдательное слово.
Мудрость человеческая и простота евангельская.
Беда от лжепророк!
Испытание писаний.
Путь к познанию истинной веры.
Вопрос и ответ.
Согласие внутреннего с внешним.
Пять поучений о пути ко спасению.
Толкование на Первое послание к Галатам.
Толкование на послание к Ефесянам.
Толкование на послание к Колосянам.
Толкование на 2-ое послание к Солунянам.
Толкование на 1-ое послание к Тимофею.
Толкование на 2-ое послание к Тимофею.
Толкование на послание к Титу.
Св. ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ († 1908 г.).
Об истинных причинах современных нестроений.
Моя Жизнь во Христе.
Как относиться к ереси и еретикам (+ВИДЕО)
Каково христианское отношение к еретикам и сектантам? Какой урок подает нам Спаситель? Как соотнести «быть всем для всех» апостола Павла с его же словами: «еретика отвращайся»? Почему святитель Иоанн Златоуст называл брезгливое отношение к заблудшим «сатанинским»? Как правильно построить миссию и не допустить ее превращения в «контрмиссию»? На пользу ли проповеди Православия сбор компромата на секты и сектантов? Отвечает протоиерей Олег Стеняев.
Евангельское учение об отношении к еретикам (сектантам)
Христос и самарянка у колодца
Библейское учение о самарянах, в связи с заявленной темой, заслуживает нашего особого внимания. Самаряне – классическая секта (ересь), возникшая внутри иудаизма. Христос воспринимал самарян именно как отступников от истинной веры Израиля. Отправляя учеников на проповедь, Он говорил им: «на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите» (Мф. 10: 5). Подобное низведение еретиков самарян до положения нечестивых язычников наглядно характеризует глубину их заблуждений. В беседе с самарянкой, отвечая на ее вопрос, какая из двух вер более соответствует истине (самарянство или иудаизм), Господь со всею определенностью заявлял: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4: 22); здесь Он отождествляет Себя Самого – словами «мы знаем» – с ветхозаветною верою и прямо противопоставляет ее заблуждениям самарян. К тому же сами самаряне проявляли агрессию по отношению к Сыну Божию, видя в нем только правоверного иудея. Сказано: «но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим» (Лк. 9: 53). Последняя история заслуживает нашего особенного внимания.
Иногда мы, христиане, увы, забываем, каким Духом движимы
Нежелание со стороны самарян принять Христа в свое селение, так как «Он имел вид путешествующего в Иерусалим», наткнулось на резкий протест со стороны апостолов Иакова и Иоанна: сии «сыны громовы» потребовали свести огонь на головы сектантов-самарян: «“Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?” Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: “не знаете, какого вы духа”» (Лк. 9: 54–55). Иногда мы, христиане, действительно забываем, в каком времени живем и каким Духом движимы. Православная «Толковая Библия» А.П. Лопухина поясняет:
«На гневное заявление сынов Зеведеевых, которых Сам Господь назвал сынами грома (Мк. 3: 17), желавших, подобно Илии пророку, низвести огонь на неразумных самарян, Господь отвечает, что они не понимают, очевидно, что, как ученики Христа, живущие уже в Новом Завете, а не в Ветхом, как Илия, они не должны прибегать к тем суровым мерам вразумления, к каким прибегали пророки Ветхого Завета. И Илия также имел в себе Духа Божия, но Тот Дух был иной, иначе проявляющий Себя, чем Дух, под действием Которого находятся ученики Христа».
Господь не оставил «сынов громовых» без наставления и вразумил их следующими словами: «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9: 56). Святые отцы поясняют: «Но Господь, показывая им, что Его Закон выше жизни Илииной, запрещает им и отводит их от такого образа мыслей и, напротив, научает их переносить обиды с кротостью».
Беседа Сына Божия с самарянкой принесла куда больший результат. Сказано: «И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову» (Ин. 4: 39–41).
Известная притча о добром самарянине (см.: Лк. 10: 30–37) есть не что иное, как притча о добром еретике и сектанте. Именно так она и воспринималась современниками Иисуса Христа. Господь в нравственном отношении ставит сектанта-самарянина выше и правоверного священника, и правоверного левита. Именно добрый самарянин оказался подлинным ближним для пострадавшего от разбойников. Увы! Но и в наше время многие сектанты в нравственном смысле стоят намного выше своих богословских противников. Многие из тех обвинений, которые некоторые православные религиоведы возводят против сектантов, могут в большей мере быть использованы против нас самих.
Самаряне представляются в Евангелиях и более благодарными по отношению ко Христу. Из десяти очищенных прокаженных только один вернулся ко Христу «и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин» (Лк. 17: 16).
Евангельское учение о самарянах и есть евангельское учение об отношении Христа к сектантам (еретикам). Ни в коей мере не уступая им первенство веры, Сын Божий, однако, часто ставит их в пример самим правоверным и выстраивает миссионерскую работу с ними с позиции внимательного и даже любвеобильного отношения к ним самим. Возможно, именно из-за такой нравственно выверенной системы отношений с самарянами для некоторых иудеев Христос и Сам выглядит как «Самарянин». Сказано: «Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин…» (Ин. 8: 48).
Миссионер только тогда будет иметь успех в проповеди, когда постарается, насколько возможно, отождествить себя с объектом проповеди. Христос это сделал всецело. Сказано: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил. 2: 6–7).
Служение проповеди заблудшим всегда должно носить жертвенный характер – как это было и у Христа
Только та проповедь будет услышана, которая учитывает все, даже субъективные, особенности объекта проповеди. Сказано: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9: 19–22). Апостол Павел ради дела благовествования отождествлял себя даже с фарисеями, этими последовательными врагами Христа и христианства: однажды апостол написал о себе: «Обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей» (Фил. 3: 5). Нам трудно до конца понять всю степень самоотождествления апостола Павла с заблудшими, иногда это доходило и до самоотречения во Христе – так, апостол писал: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9: 3). Иными словами, он сам был готов находиться в аду, только бы знать, что братья его, родные по плоти, находятся в раю. А Сам Сын Божий и сошел во ад, приняв на себя грехи мира, «и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет. 3: 19). Служение проповеди заблудшим всегда должно носить жертвенный характер – как это было и у Христа, как это было и у апостола Павла, сказавшего: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4: 16).
По учению апостолов, «еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3: 10). «После первого и второго» – то есть необходимо употребить максимум усилий. Апостолы не рекомендуют проявлять и чрезмерную враждебность по отношению к отпавшим: «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата» (2 Фес. 3: 14–15). А апостол Павел рекомендует проявлять милосердие и к находящимся под дисциплинарным (каноническим) запрещением: «Для такого довольно сего наказания от многих, так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь» (2 Кор. 2: 6–8). Предварительно предав его тело «сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5: 5).
Общая тональность религиозных собеседований (даже носящих обличительный характер) не должна переходить в грубые формы: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3: 15). Но подобное внешне мягкое отношение к еретикам никогда в апостольском учении все же не переходило пределов дозволенного.
Апостол любви Иоанн Богослов учил: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Ин. 1: 10–11). Апостол Иуда призывал гнушаться «даже одеждою, которая осквернена плотью» (Иуд. 1: 23). Конечно, здесь имеются в виду ругатели, «поступающие по своим нечестивым похотям» (Иуд. 1: 18). Но и весь строгий тон послания апостола Иуды не избежал напоминания о милосердии к отпавшим: «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением…» (Иуд. 1: 22).
Святоотеческое и церковное учение об отношении к еретикам (сектантам)
Вселенские учители и святители Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий
Святитель Иоанн Златоуст: «Должно… нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении»
Святитель Иоанн Златоуст учил: «Еретические учения, несогласные с принятыми нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении». Эти слова и сегодня звучат достаточно актуально.
Проповедь Православия идет не от отрицания чего бы то ни было, а, напротив, от утверждения положительного учения Православной Церкви. Ибо Церковь «есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15). Это протестанты «протестуют», а мы утверждаем.
Дать человеку правильное понимание Священного Писания в свете Священного Предания, объяснить ему, что значит «согласование библейских текстов» и «согласие отцов», что значат для нас Святые Таинства, – вот смысл евангельской проповеди в Православии.
К сожалению, в наше время православного миссионера нередко провоцируют стать на соблазнительный путь сыскаря-любителя или, хуже того, «сексота» (секретного сотрудника), что превращает само миссионерское служение в некий придаток секуляризированного общества, а религиозный опыт такого человека мало чем отличается от сектантского. Об этом хорошо сказал архиепископ Иоанн (Шаховской):
«Ошибочно думать, что все православные суть действительно не сектанты и что все сектанты суть действительно не православные. Не всякий православный по имени таков по духу, и не всякий сектант по имени таков по духу, и в настоящее время в особенности можно встретить “православного” – настоящего сектанта по духу своему: фанатичного, нелюбовного, рационально узкого, упирающегося в человеческую точку, не алчущего, не жаждущего правды Божией, но пресыщенного горделивой своей правдой, строго судящего человека с вершины этой своей мнимой правды, внешне догматически правой, но лишенной рождения в Духе. И наоборот, можно встретить сектанта, явно не понимающего смысл православного служения Богу в Духе и Истине, не признающего то или иное выражение церковной истины, но на самом деле таящего в себе много истинно Божиего, истинно любвеобильного во Христе, истинно братского к людям… Тогда как среди иновероисповедных христиан есть множество живущих в истине Православия – духом своим. Есть сектанты, которые горят духом и любовью к Богу и к ближним гораздо более, чем иные православные, и вот этот дух горения любви к Богу и к человеку есть признак истинного, жизненного Православия. Кто его не имеет среди православных, тот не истинно православный, и кто его имеет среди неправославных, тот истинно православный. По-человечески он заблуждается, по-человечески он не понимает того или другого, не видит тот или иной цвет в природе мира (духовный дальтонизм; не видит, например, смысла икон, общения со святыми, ушедшими из этого мира); но по духу, по внутреннему человеку он – верный и истинный, нелицемерной любовью преданный Живому Богу Воплощенному Господу Иисусу Христу до смерти».
Святитель Иоанн Златоуст писал о поспешных анафемах:
«Но кто ты, присвояющий себе такую власть и великую силу? Тогда сядет Сын Божий и поставит овцы одесную, а козлища ошуюю (Мф. 25: 31–33). Почему же ты присвояешь себе такую честь, которой удостоены только сонм апостолов и истинные и во всем точные их преемники, исполненные благодати и силы? И они, строго соблюдая заповеди, отлучали еретика от Церкви, как бы исторгая этим у себя правый глаз, чем доказывается их великое сострадание и соболезнование, как бы при отнятии поврежденного члена. Посему и Христос назвал это исторжением правого глаза (см.: Мф. 5: 29), выражая сожаление отлучающих… Объясняя тяжесть этого слова (анафема. – прот. О.С.), он (апостол Павел. – прот. О.С.) употребил такое сравнение: как облекший себя в царскую багряницу простолюдин, и сам, и его сообщники предаются смерти, как тираны, так, говорит он, и злоупотребляющие определением Господним и предающие человека церковной анафеме подвергают себя совершенной погибели, присвояя себе достоинства Сына Божия». Далее Златоуст дает совет, как надо обличать упорного еретика: «без ненависти, без отвращения, без преследования, но оказывая искреннюю и истинную любовь к нему… Ибо тот, кого ты решился предать анафеме, или живет и существует еще в этой смертной жизни, или уже умер. Если он существует, то ты поступаешь нечестиво, отлучая того, кто еще находится в неопределенном состоянии и может обратиться от зла к добру; а если он умер, то – тем более. Почему? Потому, что он своему Господеви стоит или падает (Рим. 14: 4), не находясь более под властью человеческою».
Святитель Иоанн Златоуст: «Хулящий святую веру – тот же упавший… подними его и словом, и делом, и кротостью»
Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая о православных и сектантах, утверждает:
«И не говори мне таких бессердечных слов: “Что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего”. У нас нет ничего общего только с диаволом, со всеми же людьми мы имеем очень много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют Одного и Того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас нет с ними ничего общего, потому что это голос сатанинский, диавольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого и покажем подобающую братьям заботливость. А я обещаю со всей уверенностью и ручаюсь всем вам, что если все вы захотите разделить между собою заботу о спасении обитающих в городе, то последний скоро исправится весь… Разделим между собою заботу о спасении наших братьев. Достаточно одного человека, воспламененного ревностью, чтобы исправить весь народ. И когда налицо не один, не два и не три, а такое множество могущих принять на себя заботу о нерадивых, то не по чему иному, как по нашей лишь беспечности, а отнюдь не по слабости многие погибают и падают духом. Не безрассудно ли, на самом деле, что если мы увидим драку на площади, то бежим и мирим дерущихся. Да что я говорю: драку?! Если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку, чтобы поднять его на ноги, а о гибнущих братьях не заботимся. Хулящий святую веру – тот же упавший осел; подойди же, подними его и словом, и делом, и кротостью, и силою – пусть разнообразно будет лекарство. Если мы устроим так свои дела, будем искать спасения и ближним, то вскоре станем желанными и любимыми и для самих тех, кто получает исправление».
Как видим, Златоуст воспринимал брезгливо относящихся к еретикам и заблудшим, без желания им помочь, как сатанистов («потому что это голос сатанинский, диавольское бесчеловечие»).
Итак, святитель Иоанн Златоуст увещевает нас быть заботливыми братьями для тех, кто заблудился. Конечно, мы не можем общаться с ними в молитвах, таинствах и обрядах, но свидетельствовать им о Православии мы обязаны.
«Миссионерские беседы должны быть открыты, проникнуты духом пастырской кротости и растворяемы христианской любовью… Во время собеседований миссионер в отношении к раскольникам и сектантским совопросникам и вообще к раскольникам и сектантам должен соблюдать потребное проповеднику и защитнику истины душевное спокойствие, кроткое обращение и снисходительное терпение, не смущаться их дерзостями, но братолюбиво обличать их неприличие, не отвечая безумным по безумию их… Конечно, если эти беседы – только публичный суд над вероучением сектантов, тогда сектанты уклонятся от этих бесед».
Святитель Феофан, Затворник Вышенский, писал в письме, отвечая на некоторое недоумение, связанное с сектантами:
«Зачем он (то есть сектант. – прот. О.С.) приходил к вам? Вы должны были помочь ему. Мне думается, что вы хорошо сделаете, если, встречаясь с теми лицами, будете ласково говорить с ними, как будто ничего не было. Можно сказать: “Я тогда немного вспылил, прошу извинить. Но это не значит, что я одобряю поступок ваш”…»; «О молоканах теперешних надо судить снисходительнее. Зачинщики всему виной, а эти с молоком матери всасывают ересь».
Многие неофиты, недавно пришедшие в Церковь, привносят в нее дух нетерпимого отношения к любым формам несогласия с их собственным мнением. И порою христианские истины защищают совсем не христианским, скорее большевицким образом и действием.
Подобное нетерпимое отношение к неправославным имело место быть в нашем народе при подписании Царственным Страстотерпцем Николаем II Высочайшего указа 17 апреля 1905 года о веротерпимости. Полемика, которая возникла тогда вокруг данного указа, заслуживает и нашего внимания. Преосвященный Иоанникий (Казанский), епископ Архангельский и Холмогорский, писал тогда:
«Миссия хотя и давно у нас существует, но, вследствие различных исторических обстоятельств, ей все как-то не счастливило, она всегда была какой-то падчерицей… поэтому приходилось вступать в разные непрочные и неблагодарные сделки и компромиссы и покрываться тенью какого-то даже полицейско-сыскного дела. Ведь нельзя позабыть, что еще не так давно от миссии требовали выслеживания за раскольниками и сектантами, за их молитвенными домами, их противозаконными действиями и т.п., – что, собственно, есть сфера деятельности только чиновников… Миссия – это служение делу евангельской проповеди, распространению христианства как среди не знающих совершенно Христа, так и среди имеющих неправильное о Нем и Его деле понятие… Итак, слово без всяких правительственных подпорок, полицейско-сыскных поддержек и изысканий… Только теперь миссионерам придется больше бывать в разъездах и меньше исполнять разные канцелярские поручения; почаще посещать центры сектантства и подольше проживать в них. А для этого необходимо нужно предоставить им как можно более свободы, инициативы и самостоятельности».
Преосвященный Никанор (Надеждин), епископ Пермский и Соликамский, писал:
«Меры полицейского воздействия в них (других верах. – прот. О.С.) все более и все сильнее возбуждали вражду и ненависть к Церкви. Правда, применялись широкие меры и миссионерского влияния на заблуждающихся, но и здесь часто сказывалось тяжкое влияние полицейских мероприятий и нередко искажался сам характер отношений миссии к заблуждающимся».
Преосвященный Флавиан, митрополит Киевский и Галицкий, по этому же вопросу писал:
Флавиан, митрополит Киевский и Галицкий: «Репрессивные меры против разномыслящих служат тормозом к их воссоединению с Церковью»
«1) Репрессивные меры по отношению к разномыслящим в вере вызывают в среде их озлобление против господствующей Церкви и служат одним из главных тормозов к воссоединению с ней. Пример – наш раскол, в течение двух с половиной веков испытывавший на себе всевозможные репрессии и доселе твердо и стойко отстаивающий свои заблуждения.
2) Репрессии привели к тому, что Православная Церковь, вопреки своему догматическому определению («есть от Бога установленное общество человеков, соединенных православной верой, священноначалием и Таинствами»), стала наполняться и достаточно наполнилась людьми, только формально к ней принадлежащими, чуждыми ей по религиозным побуждениям…
4) Но самое главное зло от означенных репрессий состояло в том, что они, охраняя Православную Церковь внешними средствами, содействовавшими долговременной спячке значительной части нашего духовенства, замедляли в нем подъем его духовных сил, имевших быть направленными к утверждению Православия и охранения его от напора враждебных сил. Таким образом, появление Высочайшего указа 17 апреля сего года (о веротерпимости) должно быть объясняемо давным-давно назревшими потребностями – и политическими, и религиозными – и отнюдь не должно быть толкуемо как событие, неблагоприятное для Церкви Православной. Мысль эта подчеркнута и в Высочайшем указе. “Призывая благословение Божие на дело мира и любви” (веротерпимость), Государь уповает, что “оно послужит к вящему возвеличению православной веры, порождаемой благодатью Господней, поучением, кротостью и добрыми примерами”. В последних словах находится и указание, в каком направлении должна быть усилена деятельность православного духовенства».
Жизнь всегда сложнее, чем кажется: она не есть красиво раскрашенная лубочная картинка. Этого нельзя забывать. К сожалению, многие православные оказались не готовыми к вызову, который нам предъявили сектанты и процессы демократизации законов, касающихся религиозных вопросов. Мы разучились решать свои проблемы именно христианскими церковными средствами и ищем мирские ответы на духовные вопросы. Но мир, погрязший в собственных противоречиях и проблемах, едва ли сможет помочь нам.
Нельзя бороться с сектантами нехристианскими методами, отодвигая в сторону Библию и беря в руки Кодекс
Повторю: нельзя бороться с сектантами нехристианскими методами, как делают это некоторые миссионеры. Такие миссионеры отодвигают в сторону Библию и берут в руки Гражданский или Уголовный Кодекс. Они занимаются только сбором компромата на руководителей сект и на рядовых сектантов. Что можно сказать об этом? Их изыскания, с религиозной точки зрения, заведомо бесполезны, их деятельность на руку противникам Православия.
Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» (декабрь 1994 г.), в частности, уточняет:
«В то же время Архиерейский Собор призывает всех верных чад Русской Православной Церкви широко проповедовать Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, создавать катехизические школы, разъяснять людям пагубность лжеучений, помогать тем, кто временно оступился, поддавшись пропаганде сектантских проповедников. Однако противостояние ложным взглядам не должно сопровождаться нетерпимым отношением к самим носителям несовместимых с христианством учений… Мы призываем всех членов Церкви молиться о просвещении одержимых ложными учениями и твердо хранить переданное нам, “отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания” (1 Тим. 6: 20)».
Еретик — это кто такой? Значение слова, определение термина в истории
Еретик — это человек, который проповедует ересь или же принимает ее за истину. Обычно это слово используется в религиозном смысле. Часто различие его толкований может показаться незначительным для посторонних, но нередко это вопрос жизни и смерти для верующих людей.
Распространение христианства привело к появлению ереси: еретиком называли каждого, кто не принимал католическую церковь или оспаривал ее законы. В отличие от той информации, которую распространяла церковь, еретики редко были сатанистами или неверующими. Фактически во многих случаях у них была более сильная и крепкая вера в Бога, чем у последователей церкви. Просто еретики полагали, что классические религиозные пути были неправильны, и поэтому решили создать собственное верование.
Что такое ересь?
Ересь относится к аберрации от (как правило, религиозной) ортодоксальной системы убеждений, но все же претендует на то, чтобы придерживаться их. Она отличается от отступничества, поскольку, отказываясь от своей религиозной или политической системы убеждений и раскола, отвергая власть установленных властей религии, ересь все еще принимает некоторые убеждения. Сегодня термин «гетеродоксия» (по факту имеющий значение слова «еретик») является предпочтительным термином среди людей, которые хотят казаться более эрудированными или менее провокационными.
Как написано в пятом томе Сент-Иринея «Против Ересиев», почти любую веру можно назвать ересью. Однако в наше время этот термин используется с такой негативной коннотацией, что определение «еретик» — это для многих людей оскорбление. Лучше в таких ситуациях использовать синонимичные термины: «девиантный», «отклоняющийся», «богохульство».
История
Итак, лексическое значение слова «еретик» можно определить так: это сторонник веры или теории, которая сильно противоречит установленным убеждениям или обычаям, в частности церкви или религиозной организации.
Термин «ересь» сформировался для обозначения дивизий, расколов и фракций, которые придерживались разного мнения в ранней церкви. По мере роста и развития христианства церковь установила основные учения веры. Эти основы можно найти в «Апостольском кредо» и «Никейском кредо». Однако на протяжении веков богословы и религиозные деятели предлагали отличные от устоявшихся доктрины, противоречащие установленным христианским убеждениям.
Чтобы сохранить крепкое положение последних, церковь выделяла людей, которые проповедовали то, что некоторые идеи представляют собой угрозу для христианства. Незадолго до этого так называемые еретики были заклеймены не только как враги церкви, но и как враги государства. Преследование стало широко распространенным, поскольку Папой была разрешена инквизиция. Эти расследования часто приводили к пыткам и казни невинных жертв. Тысячи людей были заключены в тюрьму и сожжены на костре.
Катаризм и борьба с ним
Катаризм был одной из самых известных еретических сект. Борьба католической церкви с еретиками началась в 1229 году, когда римско-католическая церковь установила инквизицию, чтобы искоренить катаров. Но после сожжения последнего Катара в 1321 году католическая церковь продолжала инквизицию еще в течение нескольких столетий.
Одно из самых известных преследований инквизиции произошло в 1633 году, когда Галилео Галилей был признан «яростно подозреваемым» в ереси и вынужден был отменить свои претензии на гелиоцентризм (несмотря на то что Папа Климент VII пытался побудить Коперника опубликовать свою гелиоцентрическую работу в 1536 году, делая гелиоцентризм, а не геоцентризм ортодоксальной верой).
11 июля 2007 года Папа Бенедикт XVI заявил , что все некатолические церкви являются церковными общинами. Члены этих церковных общин не сомневались в том, что Папа действительно назвал их всех кучей еретиков.
Как ни странно, не все религиозные секты рассматривают друг друга как еретические. Пресвитерианцы и конгрегационалисты с меньшей вероятностью будут придерживаться этого мнения по отношению друг к другу, поскольку они имеют по существу те же самые богословия (кальвинизм), просто практикуя другое церковное государство. Однако пресвитерианцы и конгрегационалисты более склонны рассматривать католиков, мормонов и свидетелей Иеговы как еретиков.
Богословские преследования
Что касается еретиков, то должны соблюдаться два момента: один — на их стороне, другой — на стороне Церкви. На их стороне есть грех, благодаря которому они заслуживают не только отделения от Церкви отлучением, но и отлучения от мира смертью. Так говорил Томас Аквинский.
В целом значение слова «еретик» по толковому словарю следующее: человек, который придерживается религиозных убеждений, которые не совпадают с догмой Римско-католической церкви.
Можно подумать (или надеяться), что такое христианское учение, как, например, «возлюби ближнего», не позволило бы церкви угрожать еретикам чем-либо большим, чем простые попытки убедить их в ошибках. Однако непринятие еретиков официальной церковью было намного серьезнее.
Например, Святой Августин Гиппопот (354-430 гг. н. э.), которого считали одним из самых влиятельных учителей христианства, считал, что как хороший отец не позволяет сыну собирать ядовитую змею или хороший садовник отрезает гнилую ветвь, чтобы спасти остальную часть дерева, так и церковь обязана насильно подавлять ересь. Августин выступал против смертного приговора и призывал принуждать еретиков менять свое мнение.
Еретик — это кто?
Некоторые религиозные группы считаются еретическими другими религиозными группами. Так, Римско-католическая церковь не одобряет протестантскую деятельность, в то время как последние отвечают взаимностью, считая римских католиков еретиками.
К слову, мормоны и свидетели Иеговы воспринимаются Римско-католической и Протестантской церквями как ересь. Существует и противостояние мусульман-суннитов мусульманам-шиитам. Хотя обе эти церкви не воспринимают суфийских мусульман. Так же православные иудеи не принимают веру неортодоксальных евреев.
Ересь — это отход от истины
Так что означают слова «еретик» и «ересь»? Согласно библейскому словарю Тиндейла, греческое слово hairesis означает «выбор» и «группа единомышленников». То есть так можно назвать религиозную секту, объединение. Например, саддукеи и фарисеи были сектами в иудаизме. Саддукеи отрицали воскресение мертвых, а также загробную жизнь, говоря, что душа прекращает свое существовать после смерти. Фарисеи же верили в жизнь после смерти, они были уверены в воскрешении тела, а также видели важность в сохранении ритуалов.
Современные еретики
Сегодня еретик — это слово, использующееся для обозначения представителей любого религиозного учения, которое может заставить верующего оторваться от ортодоксальности или принятых взглядов сообщества.
Большинство современных представителей ереси проповедуют взгляды, которые противоречат тому, что содержится в Библии. Так, к ней относят гностицизм, модальность (идея о том, что Бог — один человек в трех обличиях) и тритеизм, который продвигает идею о том, что Троица на самом деле является тремя отдельными богами.
Кто такие еретики. История и значение этого слова
Ересь — это любое мнение, высказывание или вера, которая противоречит общепринятым верованиям или обычаям, а еретик — это тот, кто является сторонником таких утверждений.
Этот термин используется не только для обозначения нарушителя важных религиозных учений, таких как христианство, ислам и иудаизм, но и в отношении человека, придерживающегося взглядов, категорически противоположных общепринятым идеям.
Вконтакте Одноклассники Facebook Twitter Мой мир Оглавление:
- Что значит еретик и ересь
- Христианство
- Католицизм
- Православие
- Знаменитые еретики
- Нерелигиозное использование
В истории среди христианских, исламских и еврейских культур, люди, считающиеся еретиками, были подвергнуты не только наказанию, такому как отлучение, но и даже смертной казни.
Что значит еретик и ересь
Слово ересь в переводе с греческого αἵρεσις, значит «выбор» или «выбранная вещь». Еретик, значение слова, обычно используемое в христианском, еврейском или исламском контексте, подразумевает несколько разные значения в каждом. Основатель или лидер еретического движения называется ересиархом, а люди, которые поддерживают ересь или совершают ересь, известны как еретики.
Христианство
Отцы Церкви идентифицировали евреев и иудаизм с ересью. Они видели отклонения от ортодоксального христианства как ересь. Теолог Тертуллиан подразумевал, что именно евреи больше всего вдохновляли ересь в христианстве. Он говорил «От еврея еретик принял руководство в этой дискуссии о том, что Иисус не был Христом». Петр Антиохийский упомянул христиан, которые отказались поклоняться религиозным изображениям как еретиков.
Первое известное использование терминов произошло в 380 г. н. э. Вышел указ Феодосия I в результате чего церковь слилась с властью Римской империи. До выдачи этого указа у Церкви не было поддержки со стороны государства и какого-либо механизма для борьбы с тем, что она толковала как «ересь».
Этим указом было закреплено разделение государственных полномочий по обеспечению правопорядка с церковными властями. Усиление Церкви дало ей возможность фактически выносить смертный приговор тем, кого церковь считала еретиками.
Первым казённым еретиком был ересиарх Присциллиан. Он был осуждён в 386 году римскими за колдовство и казнён вместе с четырьмя последователями.
После Реформации протестанты также преследовали и казнили тех, кто, по их мнению, был, еретиками, включая католиков. Последним, кого казнила католическая церковь, был испанец Каэтано Риполь. Его казнили в 1826 году. До сих пор не известно точное количество людей, казнённых, как еретики.
Католицизм
В католической церкви упрямая и умышленная проявленная ересь считается духовно отрезанной от Церкви, даже до отлучения. Кодекс Юстиниана (1: 5: 12) определяет «всех, кто не посвящён католической церкви и православной святой вере» еретиком. Папа святой Григорий стигматизировал иудаизм и еврейский народ во многих своих писаниях. Он назвал евреев врагами Христа: «Чем больше Святой Дух наполняет мир, тем более извращённая ненависть доминирует над душами евреев». Он назвал всю ересь «евреем», утверждая, что иудаизм загрязнит католиков.
Церковь жестоко обращалась с христианскими учениями, которые считались еретическими, но до XI борьба церкви, сосредоточивалась на отдельных людях или небольших нелегальных сектах, таких как:
- арианство;
- пелагианство;
- донатизм;
- марсионизм;
- монтанизм.
Распространение секты павликиан на западе породило знаменитые еретические учения Западной Европы XI–XII века. К XI веку на юге Европы начали появляться большие организованные сообщества, такие как:
- патарини;
- дульчинцы;
- вальденсы;
- катары.
Ересь для церкви была тем обстоятельством что позволяло развязывать европейские религиозные войны.
Православие
В православии ересь относится к тем убеждениям, которые были объявлены таковыми для первых семи Вселенских соборов. С тех пор как произошли Великий раскол, православие также использовали эту концепцию в судебных процессах против людей и движений, которые считались еретическими.
Православная Церковь также отвергает ранние христианские ереси, такие как:
- арианство;
- гностицизм;
- монтанизм;
- иудаизм;
- несторианство;
- монофизитство;
- иконоборчество.
Но нужно отметить что православие всегда терпимее относилось к еретикам чем другие религии. Охота, на ведьм в Европе почти не коснулась Православных земель. Были отдельные случаи сожжения на костре, но справедливости ради нужно отметить что в отличие от Европы где сжигали зачастую невинных женщин здесь казни были подвергнуты профессиональные ворожеи.
Католическая церковь считает что Православная Церковь является раскольническим (так как она отвергает авторитет Папы), но не еретическим учением. Это связано с тем что её учение почти аналогично учению католической церкви.
Ислам
Начиная с древних времён, мусульмане преследовали тех, кто противостоял исламу: обвинение наказывалось смертью. Даже сегодня в некоторых мусульманских странах ересь карается смертью.
Иудаизм
Иудаизм считает евреев, отошедших от традиционных еврейских принципов еретиками.
Знаменитые еретики
Бывший немецкий католический монах Мартин Лютер был назван еретиком папой Львом X в 1520 году. До сих пор Папский указ не был отменён, а лютеранство сегодня считается главенствующей религией в Германии.
Примером человека, имеющим отличное от церковного мнение, можно назвать знаменитого учёного Галилео Галилея, который нёс ответ пред судом инквизиции за ересь, но отрёкся от своих учений и провёл остаток жизни под домашним арестом.
Нерелигиозное использование
Слова «ересь» и «еретик» применялись и применяются не только в отношении религии, но и в науке и контексте политической теории.
В других контекстах это слово необязательно имеет уничижительный обертон и даже может быть дополнением при использовании в тех областях, где приветствуются идеи, которые находятся в фундаментальном несогласии со статус-кво в любой практике и сферах общественной жизни.
Учёный / писатель Айзек Азимов считал ересь абстракцией.
Еретики: ударение
В слове «еретики» ударение следует ставить на слог с последней буквой «и» — еретики́, ерети́к.
Добавить комментарий