Святые у мусульман
Содержание
- Культ святых в исламе
- Истоки культа святых
- Культ святых и культ предков
- Способности и чудеса святых
- Паломничество и поклонение могилам святых
- Примечания
- Литература
- Святые в Исламе(Авлияи)
- Найти площадь треугольника АВС Дано: угол С=90 градусов АС=СВ АВ=26
- А
- В
- Г
- Д
- Е
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ц
- Ш
- Э
- Мусульманские святые и их почитание в народном исламе
Культ святых в исламе
Столпы ислама
Столпы веры
История и представители
Основные течения
Богословие
Культура и общество
См. также
Ку́льт святы́х в исламе (араб. تقديس الأولياء) сформировался под влиянием древних языческих верований, которые предполагали существование мелких божеств, почитаемых узким кругом местных верующих.
В исламе не принята практика канонизации святых, а реально существовавший человек или мифический персонаж становился почитаемым по воле народных масс. Такая свобода инициативы привела к введению в ислам чужеродных элементов, что приводило к протесту отдельной части мусульман. Например, одним из лозунгов Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и его последователей было очищение ислама от языческого культа святых.
Истоки культа святых
По мере завоевания мусульманами стран и земель, жители которых до этого придерживались языческих и политеистических верований, в ислам проникали разные элементы этих религий. По мнению Игнаца Гольдциера, культ святых стал удобным каналом для проникновения в религию пережитков более древних верований. Прежние языческие божества, которым поклонялись жители завоёванных земель, в связи с новыми реалиями перевоплощались в мусульманских святых-авлия. Нередко народная религия идёт вразрез с официальным и систематизированным исламским богословием.
Наиболее отчётливую связь между древними верованиями и современным культом святых можно проследить в тех местах, где мусульманская святыня находится на месте прежнего языческого капища. Также об этом свидетельствует тот факт, что некоторые святые сохранили своё прежнее языческое имя. Среднеазиатские святые Биби Сешанбе, Биби-мушкиль-кушо, Джоумард-кассаб, Амбар-она, Хубби и др. почитались местными народами задолго до обращения их в ислам. В образе героя Сиявуша можно заметить образ умирающего и воскресающего божества, а в легендах о Хасане и Хусейне, Кусаме ибн Аббасе или куня-ургенчском Джамильджане прослеживаются мотивы мифов о «страдающем божестве».
Вокруг гробниц Бахауддина Накшбанда (Бухара) и Баварис-бобо (Хива) ежегодно устраивались шествия и процессии с цветами, в чём можно проследить остатки традиций древних аграрных культов.
Культ святых и культ предков
См. также: Культ предков
В культе святых некоторых мусульманских регионов можно заметить остатки доисламского культа предков, когда основатель рода и другие старейшины с прошествием времени обожествлялись и наделялись сверхъестественными способностями. Например, считается, что некоторые туркменские святые пренебрежительно и даже враждебно относятся к определённым племенам и родам, которые провинились перед ними ещё тогда, когда они были живы, и наоборот, прежде всего помогают своим родственникам, несмотря на заявления о том, что «святые справедливы» и помогают всем в равной мере.
Способности и чудеса святых
См. также: Карамат
Согласно народным верованиям святые могут творить чудеса, способны напрямую общаться с Аллахом и даже спорить с ним, угрожать ему. Например, легенда о святом Диван-и-Бурхе (каз. Шайқы-Бұрқы диуана у казахов, туркм. Burkut baba или туркм. Burkut diwana у туркмен) гласит, что он простоял 40 дней на одной ноге (иногда: на большом пальце или на мизинце левой ноги) без воды и пищи и попросил Аллаха уничтожить Ад. Бог не соглашается на его просьбу, и обиженный Диван-и-Бурх одной ногой разрушает одно из отделений Ада. По другой версии, Аллах разрушает все уровни Ада, кроме одного. У туркмен считается, что Аллах доверил Буркут-бабе управление дождём, и он ходит по небу, посохом подгоняя облака и хлеща по ним кнутом, когда нужен дождь. В одной легенде о Буркуте-Бурхе он разрушает угол трона Аллаха из-за того, что тот не даёт потомства бездетным супругам, и грозится сам наделить их детьми. В бухарской версии легенды святой угрожает Аллаху пращой, вынуждая его дать потомство купцу. Аллах объясняет свою уступку тем, что если бы он не согласился, «он перевернул бы небо и землю».
Одной из способностей святых считается защита и покровительство своих родственников и потомков. Известно, что среднеазиатские разбойники боялись посягать на стада потомков ходжей, опасаясь гнева со стороны могущественного предка. Простолюдины боялись даже соревноваться с потомками святых и перед началом скачек и тому подобных состязаний вручали первый приз ходжам.
По словам шиитских богословов, имамы из рода Али ибн Абу Талиба заведуют исполнением нужд. Для этого следует бросить записку с пожеланием к могиле одного из имамов или (если могилы поблизости нет) в реку или глубокий колодец, и просьба обязательно дойдёт до святого. Для получения заступничества Хусейна шииты поедают землю его могилы.
Паломничество и поклонение могилам святых
Паломники у мавзолея Хусейна в Кербеле. Основные статьи: Почитание могил в исламе и Зиярат
Неотъемлемой частью мусульманского культа святых является паломничество к местам захоронения святых, имамов и т. п. деятелей ислама. Гробницы, воздвигнутые над могилами святых, становятся центрами «священных» городов (ан-Наджаф и Кербела в Ираке, Мешхед в Иране, Мазари-Шариф в Афганистане).
Целью паломничества (зиярат) к могилам святых является получение благодати и покровительства от святого. При совершении зиярата к святым мусульмане читают возле могилы суры из Корана, совершают ритуальный обход вокруг него (таваф), совершают жертвоприношения. Множество мусульман при посещении могил напрямую просят у умерших удовлетворения своих нужд, совершают земные поклоны (суджуды) и трутся к могиле, что приравнивается богословами к поклонению идолам. Другие же возносят свои молитвы, используя святых в качестве заступников перед Аллахом. Также среди мусульман распространено мнение, что мольбы возле могил святых лучше принимаются Аллахом.
Большинство святых мест в мусульманских странах являются могилами потомков пророка Мухаммеда от Али и Фатимы (сеиды и шерифы) или четырёх Праведных халифов (овляды). Традиционно считается, что они имеют сверхъестественные силы и могут творить чудеса (караматы).
Примечания
- 1 2 3 4 5 6 7 Басилов, 1970.
- Мухаммад Бакир Маджлиси. Бихар аль-анвар = بحار الأنوار. — Бейрут: Ихъя ат-турас аль-араби.
- Хомейни Р. М. Тахрир аль-васила = تحرير الوسيلة. — Т. 2. — С. 164.
- Большаков О. Г. Мазар // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, ГРВЛ, 1991. — С. 151. — ISBN 5-02-016941-2.
- Зияра, зийара // Ислам: Словарь атеиста / Авксентьев А. В., Акимушкин О. Ф., Акиниязов Г. Б. и др.; Под общ. ред. М. Б. Пиотровского, С. М. Прозорова . — М.: Политиздат, 1988. — 254 с. — ISBN 5-250-00125-4.— С.83
- Хамд ибн Насир ибн Усман Аль Муаммар. Опровержение могилопоклонникам = النبذة الشريفة النفيسة في الرد على القبوريين / Абдуссалам ибн Барджис Аль Абд аль-Карим. — Эр-Рияд: Дар аль-Асима, 1988. — 182 с.
Литература
- Али-заде А. А. Культ святых в Исламе и Христианстве // Журнал Экология, Философия, Культура. — Б., 2000. — Вып. 24.
- Басилов В. Н. Культ святых в исламе. — М.: Мысль, 1970. — 144 с.
- Гольдциер И. Культ святых в исламе. — М., 1938.
- Климович Л. И. Обряды, праздники и культы святых в исламе. — Грозный, 1958.
- Святые // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / под ред. Е. М. Жукова. — М. : Советская энциклопедия, 1969. — Т. 12 : Репарации — Славяне. — 972 стб.
- Святые — статья из Большой советской энциклопедии.
- Селезнёв А. Г., Селезнева И. А., Белич И. В. Культ святых в сибирском исламе: специфика универсального. — М.: Марджани, 2009. — 211 с.
Святые в Исламе(Авлияи)
Извини,я просто вспомнил те ужасные времена,не сдержался.
Теперь по поводу авлияов. Вот,что сказал другой авлияа чеченец,живший в 19веке Кунта-Хаджи:
Ваше оружие — четки, не ружьё, не кинжал. Против этого оружия бессильны тираны, ибо никто из тиранов не сильнее Всевышнего Творца. Погибать в схватке с врагом намного сильнее себя подобно самоубийству. Самоубийство — самый тяжкий грех из всех земных грехов. Подобная смерть — неверие в силу и милость Всевышнего Аллаха, сотворяющего тиранов не во вред, но во имя очищения нравственности людей. Для тех, кто в тарикате, тираны — пустые истуканы, которые будут падать и разбиваться, словно глиняные горшки.
Злого победи добротой и любовью. Жадного победи щедростью. Вероломного победи искренностью. Неверного победи верой. Будь милосердным, скромным, готовым жертвовать собой. Ты в ответе за многих, если дух твой укреплён исламом, если вся твоя жизнь — это путь ко Всевышнему — тарикат.
Война — дикость. Удаляйтесь от всего, что напоминает войну, если враг не пришёл отнять у вас веру и честь. Ваша сила — ум, терпение, справедливость. Враг не устоит перед этой силой и рано пли поздно признает своё поражение. Никто не в состоянии осилить вас и вашу правду, если вы не свернёте с пути своей веры — тариката.
Не отвечайте злом на зло, ибо это порождает ещё большее зло. Любое зло противно Всевышнему Аллаху. Карать злодеев, миловать добродетелей — воля Всевышнего. Вы победите злодеев отторжением их от себя, совершенствуя свои души и свой тарикат. Чем яснее, крепче и справедливее ваш путь, тем труднее станет злодеям. Они не смогут выдержать силы вашей правды, чувствуя, что Всевышний на вашей стороне. Они не выдержат противостояния Всевышнему и вашему тарикату. Время работает на вас, ибо оно работает па справедливость.
Мюриды(ученики) не из тех, кто ищет для себя рая на земле. Но для мюридов было бы счастьем сделать на земле рай для других. Поэтому мюриды, идущие по тарикату, должны беречь, украшать, лелеять эту землю и всё, что вокруг них. Мюрид должен оставить после себя добрый, яркий след, как пример для всех людей. Сгорая любовью ко Всевышнему Аллаху и ко всем людям, мюрид тариката должен показать истинное предназначение человека на земле.
Не носите с собой оружия. Держитесь подальше от него. Оружие напоминает вам о убийстве и уводит в сторону от тариката. Сила оружия — ничто по сравнению с силой души человека, верно идущего по тарикату. Всякое оружие — признак неуверенности в том, что Всевышний Аллах придёт на помощь в нужный час. Кроме того, Иблис постоянно вытягивает вашу руку к рукоятке кинжала или ружья. Вы становитесь жертвой Иблиса.
Не стремитесь к земным почестям. Земные почести — иллюзии. Радуйтесь и гордитесь тем, что вы равные среди равных. Если обнаружите, что больше зияете или больше имеете — спешите отдать, ибо то, что вы не отдали — пропало. А то, что вы отдали, станет свидетелем в Судный день.
Не злитесь. Не держите зла в срок от молитвы к молитве. Простите обидчика, и ему станет стыдно. Если даже не станет, то Всевышний оценит ваше терпение и очистит вас от грехов. Всякая незаслуженная обида, нанесённая вам, всякая клевета или иная несправедливость возвеличивает вас, если будете переносить это терпеливо, во имя Всевышнего Аллаха. Ничто, совершённое во имя Аллаха, не исчезает бесследно. Всё это — добрые плоды, которые укрепляют силу человека, идущего по тарикату.
Наши обычаи и правы возникали и совершенствовались тысячелетиями. Поэтому они оказались настолько близкими исламу. Мы должны их свято беречь и не позволять опошлять никому и ни при каких условиях. Отношение к женщине, как к святой, почитание старших, уважение в семье, особое отношение к гостю, коллективная взаимопомощь и общественные работы (белхи), единство в горе и в праздники, умение быть милосердными и уступчивыми — все эти качества объединяют нас и берегут нашу честь. С теми, кто попытается посягнуть на это, нужно воевать до последнего чеченца и ингуша (изм. TARGIMsky
Остановивший в своём сердце гнев, простивший зло, живущий с именем Аллаха на устах, молящийся за заблудших — на пути тариката.
Вот,что говорил известный чеченский Авлия,Кунта-Хаджи. Надеюсь ты прочитала все
Найти площадь треугольника АВС Дано: угол С=90 градусов АС=СВ АВ=26
Условие задания:Точка пересечения 0 — серединная точка для обоих отрезков KD и LC.Как исполняется первый признак равенства треугольников KOL и DOC?Так как отрезки делятся пополам, то1. сторона LO в треугольнике KOL равна сторонев треугольнике2. Сторона КО в треугольнике KOL равна стороне, в треугольникеУгол KOL равен углу |как вертикальный угол.Треугольники равны по первому признаку равенства треугольников. Помогите пожалуйста нужно найти S=? . На рисунке 0- центр окружности.уголAOB = 60°, AO = 6см Найдите AB.А) 12 смВ) 3 смC) 4 смD) 6 смE) 8 см Даю 20 балов !!!Ответьте прошу все с объснениями и с условиями без картинок .вычислите площадь треугольника, зная, что его стороны равна 32 см 12 см 22 см вычислите площадь треугольника, зная, что его стороны равна 15 см 30 см 25 см вычислите площадь треугольника, зная, что его стороны равна 10 см 11 см 13 смФормула ГеронаМожете пожалуйста все с объяснениями, заранее спасибо Помогите пожалуйста найти площадь ромба Что такое объем пирамиды Расстояние от некоторой точки до плоскости до трех из вершин прямоугольника равны соответственно 5, 13, 12. найдите площадь этого прямоугольника прямые a и b параллельные . Найдти виличину угла 2, если угол 1 равен 47 градусов Даю 50 баллов! задачки по геометрии ! 8 класс пожалуйста с «дано» решить хотя бы 2 задачки заранее спасибо! Решите пожалуйста задачи срочно!!!
>Список железнодорожных сокращений
А
- А — Министр путей сообщения;
- АБ — автоблокировка;
- АБ-Е2 — АБ единый ряд, второе поклоение;
- АБТ — АБ с тональными рельсовыми цепями;
- АБТЦ — АБ с тональными рельсовыми цепями и централизованным размещением аппаратуры;
- АЗ — заместитель А;
- АЗ-1 — первый заместитель А;
- АИС ЭДВ -автоматизированная информационная система организации перевозок с применением электронной дорожной ведомости;
- АКП — автоматические контрольные пункты;
- АЛСН — автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного действия;
- АЛСО — автоматическая локомотивная сигнализация, применяемая как самостоятельное средство сигнализации и связи;
- АЛСТ — автоматическая локомотивная сигнализация точечного съема информации;
- АРВ — автономные рефрижераторные вагоны;
- АРМ — автоматизированное рабочее место;
- АРМ ТВК — АРМ товарного кассира;
- АРС — система автоматического регулирования скорости;
- АСУ КП — автоматизированная система управления контейнерным пунктом;
- АСУ ГС — АСУ грузовой станцией;
- АФТО — агентство фирменного транспортного обслуживания отделения дороги;
- АХУ — административно-хозяйственное управление МПС.
> Б
- Б — багажные вагоны;
- БМРЦ — блочная маршрутно-релейная централизация стрелок и сигналов;
- БП — почтово-багажные вагоны.
В
- В — вагонная служба;
- ВНИИАС — Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи;
- ВНИИЖГ — Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены;
- ВНИИЖТ — Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта;
- ВНИИТИ — Всероссийский научно-исследовательский институт тепловозов и путевых машин;
- ВНИИУП — Всероссийский научно-исследовательский институт управления МПС; в прошлом ВНИИАС;
- ВНР — начальник рефрижераторной секции;
- ВОДЧ — дистанция водоснабжения и канализации;
- ВП — восстановительный поезд;
- ВПР — машина выправочно-подбивочно-рихтовочная;
- ВПРС — машина выправочно-подбивочно-рихтовочная стрелочная;
- ВР — вагоны-рестораны;
- ВРЗ — вагоноремонтный завод;
- ВЦ — вычислительный центр управления дороги;
- ВЧ — вагонный участок, начальник вагонного участка;
- ВЧД — вагонное депо, начальник вагонного депо;
- ВЧДЭ — зам.начальника вагонного депо по эксплуатации;
- ВЧГ — главный инженер вагонного участка;
- ВЧГЭ — главный энергетик вагонного участка;
- ВЧЗ — зам. начальника вагонного участка;
- ВЧЗр — зам. начальника вагонного участка по резерву проводников, начальник резерва проводников;
- ВЧИ — инструктор производственного обучения;
- ВЧК — начальник отдела кадров вагонного участка;
- ВЧОС — осмотрщик вагонов;
- ВЧОР — осмотрщик-ремонтник вагонов;
- ВЧРз — зам. начальника резерва, старший нарядчик;
- ВЧЮ — юрист вагонного участка;
- ВЭ — вагоны-электростанции.
Г
- ГАЛС — горочная автоматическая локомотивная сигнализация;
- ГАЦ — горочная автоматическая централизация;
- ГВЦ — главный вычислительный центр МПС РФ;
- ГТСС — государственный институт по проектированию сигнализации, централизации, с вязи и радио на железнодорожном транспорте;
- ГПЗУ — горочное программно-задающее устройство;
- ГУП ДКРМ — дирекция по комплексной реконструкции, капитальному ремонту и строительству объектов МПС;
- ГУ КФЦ — кредитно-финансовый центр МПС;
- ГУ ЦВКО — центр по взаимодействию с компаниями — операторами МПС;
- ГУП ЦСС — центральная станция связи МПС.
Д
- Д — служба перевозок (движения?);
- ДВ — отдел специальных и негабаритных перевозок службы перевозок;
- ДГ — начальник оперативно-распорядительного отдела службы Д;
- ДГКУ — дрезина с гидропередачей калужская усиленная;
- ДГП — доpожный диспетчеp;
- ДГС — старший дорожный диспетчер;
- ДДЭ — дежурный диспетчер эксплуатации (в метро);
- ДИСПАРК — автоматизированная система пономерного учета и определения дислокации вагонного парка МПС;
- ДИСКОН — то же, что и ДИСПАРК, только для контейнеров;
- ДК — диспетчерский контроль;
- ДЛ — пассажирская станция;
- ДНЦ — поездной yчастковый (yзловой) диспетчеp;
- ДНЦВ — вагонно-pаспоpядительный диспетчеp;
- ДНЦО — дежypный по отделению;
- ДНЦС — старший диспетчеp;
- ДНЦТ — локомотивный диспетчеp; по другим сведениям, не прменяется;
- ДНЧ — ревизор движения отдела перевозок;
- ДОП — дирекция обслуживания пассажиров;
- ДР — деповской ремонт;
- ДР — старший ревизор службы перевозок;
- ДС — начальник станции;
- ДСГ — главный инженер станции;
- ДСД — главный кондуктор (составитель поездов);
- ДСЗ — зам. начальника станции;
- ДСЗМ — зам ДС по грузовой работе;
- ДСЗО — зам ДС по оперативной работе;
- ДСЗТ — зам ДС по технической работе;
- ДСИ — инженер железнодорожной станции;
- ДСМ — заместитель начальника станции по грузовой работе;
- ДСП — 1. дежурный по станции; 2. динамический стабилизатор пути;
- ДСПГ — дежурный по горке;
- ДСПГО — оператор при дежурном по сортировочной горке;
- ДСПП — дежурный по парку;
- ДСПФ — дежурный по парку формирования;
- ДСТК — начальник контейнерного отделения станции;
- ДСТКП — заведующий контейнерной площадкой;
- ДСЦ — маневровый диспетчер;
- ДСЦМ — станционный грузовой диспетчер;
- ДСЦП — дежурный поста централизации в метро;
- ДЦ — диспетчерская централизация стрелок и сигналов;
- ДЦФТО — дорожный центр фирменного транспортного обслуживания;
- ДЦХ — поездной диспетчер в метро.
Е
- ЕДЦУ — единый диспетчерский центр управления;
- ЕК ИОДВ — единый комплекс интегрированной обработки дорожной ведомости;
- ЕМЦСС — единая магистральная цифровая сеть связи;
- ЕСР — единая сетевая разметка станций.
> Ж
- ЖОКС — многожильное кабельное соединение между вагонами электропоезда.
> З
- ЗКУ — комендатура военных сообщений;
- ЗТК — начальник товарной конторы;
- ЗУБ — землеуборочная машина Балашенко.
И
- ИВЦ — информационно-вычислительный центр (один на каждой железной дороге);
- ИДП — Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах;
- ИСИ — Инструкция по сигнализации на железных дорогах.
К
- К — 1. купейные вагоны; 2. начальник контейнерной службы дороги
- КБ — купейные вагоны с буфетами;
- КВР — капитально-восстановительный ремонт;
- КГМ — комплекс горочный микропроцессорный;
- КК — козловой кран;
- КЛУБ — комплексное локомотивное устройство безопасности;
- КОМ — машина для очистки кюветов;
- КП — 1. контрольный пост; 2. колёсная пара;
- КПА — контрольный пункт автосцепки;
- КПД — контроль параметров движения (электронный скоростемер);
- КР — 1. купейные вагоны с радиоузлом; 2. капитальный ремонт;
- КРП — 1. контрольно-ремонтный пункт; 2. капитальный ремонт с продлением срока эксплуатации.
Л
- Л — пассажирская служба;
- ЛБК — отделенческая группа по учету, распределению и использованию мест;
- ЛВОК — начальник вокзала;
- ЛВЧД — вагонное депо для пассажирских вагонов (обычно совмещается с ПТС);
- ЛНП — начальник (механик-бригадир) поезда;
- ЛОВД — это линейной отделение внутренних дел;
- ЛОВДТ — линейное отделение внутренних дел на транспорте;
- ЛПМ — линейный пункт транспортной полиции;
- ЛРК — ревизор-контролер пассажирских поездов;
- ЛРКИ — ревизор-инструктор.
М
- М — 1. мягкие вагоны; 2. служба грузовой и коммерческой работы;
- МАЛС — маневровая локомотивная сигнализация;
- МВПС — моторвагонный подвижной состав;
- МДП — моторная платформа;
- МК — мягко-купейные вагоны (МИКСТ);
- МКР — участковый коммерческий ревизор отделения дороги;
- МКРС — старший коммерческий ревизор отделения дороги;
- МКУ — Маршрутно-контрольные устройства (при ручных стрелках);
- МП — мостовой поезд;
- МПРС — комплекс для выправки, шлифовки и подбивки стыков;
- МПТ — мотовоз путейский транспортный;
- МПЦ — микропроцессорная централизация стрелок и сигналов;
- МР — 1. дорожный коммерческий ревизор; 2. мелкий ремонт вагона;
- МРЦ — маршрутно-релейная централизация стрелок и сигналов;
- МСП — машина для смены стрелочных переводов;
- МХ — сектор хладотранспорта в службе М;
- МХП — хладотехник (практически упразднены);
- МХР — ревизор по хладотранспорту (практически упразднены);
- МЧ — механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ;
- МЧК — МЧ с выполнением коммерческих операций (в СПб — Дирекция грузовой и коммерческой работы);
- МЮ — актово-претензионный сектор службы М.
Н
- Н — управление дороги, начальник дороги;
- НБТ — дорожная служба охраны труда;
- НГ — главный инженер дороги;
- НГЧ — дистанция гражданских сооружений;
- НЗ — заместитель начальника дороги;
- НОД — начальник отделения дороги;
- НОДА — общий отдел отделения дороги;
- НОДБТ — начальник отдела охраны труда;
- НОДВ — отдел вагонного хозяйства (подвижного состава) отделения дороги;
- НОДВИС — инспектор по контролю за сохранностью вагонного парка;
- НОДГ — главный инженер отделения дороги;
- НОДЗ — отдел труда и зарплаты отделения дороги;
- НОДИС — инспектор по контролю за исполнением поручений НОДа;
- НОДК — начальник отдела управления персоналом отделения дороги;
- НОДЛ — начальник пассажирского отдела (там же);
- НОДМ — начальник отдела грузовой и коммерческой работы отделения дороги;
- НОДН — начальник отдела перевозок отделения дороги;
- НОДО — первый отдел отделения дороги;
- НОДП — отдел пути отделения дороги;
- НОДР — второй (режимный) отдел отделения дороги;
- НОДТ — локомотивный отдел отделения дороги;
- НОДУ — отдел статистического учета и анализа отделения дороги;
- НОДФ — финансовый отдел отделения дороги;
- НОДХ — отдел материально-технического снабжения отделения дороги;
- НОДШ — отделение сигнализации и связи;
- НОДЮ — юридический отдел отделения дороги;
- НОК — дорожная служба управления персоналом;
- НОР — управление военизированной охраны;
- НОРВ — отдел военизированной охраны;
- НФ — финансовая служба дороги;
- НФКР — участковый финансовый ревизор;
- НФКРС — старший финансовый ревизор;
- НХ — дорожная служба материально-технического снабжения;
- НЧУ — дорожная служба статистического учета и анализа;
- НЮ — юридическая служба управления дороги.
О
- О — вагоны с общими местами;
- ОБЛ — вагоны областного типа;
- ОБЛБ — вагоны областного типа с буфетом;
- ОДБ — отдельное дорожное бюро (учет, распределение и использование мест);
- ОК — купейные вагоны с общими местами;
- ОМ — мягкие вагоны с общими местами;
- ОПМС — опытная путевая машинная станция;
- ОПМСГ — главный инженер ОПМС.
П
- П — 1. почтовые вагоны; 2. служба пути;
- ПАБ — полуавтоматическая блокировка;
- ПБ — Проектировщик Балласта;
- ПДК — погрузочный кран;
- ПДМ — дорожная ремонтно-механическая мастерская;
- ПД — дорожный мастер;
- ПДБ — бригадир пути;
- ПДС — старший дорожный мастер;
- ПКО — пункт коммерческого осмотра вагонов;
- ПКТО — пункт контрольно-технического обслуживания;
- ПЛ — плацкартные вагоны;
- ПМГ — путевой моторный гайковерт;
- ПМС — путевая машинная станция;
- ПМСГ — начальник ПМС;
- ПОНАБ — прибор обнаружения нагретых аварийно букс;
- ПОТ — пункт опробования тормозов;
- ПП — пожарный поезд;
- ППВ — пункт подготовки вагонов к перевозкам;
- ППЖТ — промышленное предприятие железнодорожного транспорта;
- ПРБ — путерихтовочная машина Балашенко;
- ПРЛ — путеремонтная летучка;
- ПРМЗ — путевой ремонтно-механический завод;
- ПРСМ — передвижная рельсосварочная машина;
- ПС — начальник вагона-путеизмерителя;
- ПТО — пункт технического обслуживания вагонов;
- ПТОЛ — пункт технического обслуживания локомотивов;
- ПТП — пункт технической передачи вагонов на подъездные пути ППЖТ;
- ПТС — пассажирская техническая станция;
- ПТЭ — правила технической эксплуатации железных дорог;
- ПЧ — дистанция пути, начальник дистанции пути;
- ПЧМех — дистанционная мастерская;
- ПЧЗ — зам. начальника дистанции пути (он же зам. ПЧ);
- ПЧЛ — дистанция защитных лесонасаждений;
- ПЧП — балластный карьер;
- ПЧУ — начальник участка пути;
- ПШ — шпалопропиточный завод;
- ПЭМ — поездной электромеханик.
Р
- Р1 — вагоны габарита «РИЦ» I класса;
- Р2 — вагоны габарита «РИЦ» I и II класса;
- РБ — дорожный ревизор по безопасности движения поездов и автотранспорта;
- РБА — дорожный ревизор автомобильной службы;
- РБВ — дорожный ревизор вагонной службы;
- РБД — дорожный ревизор службы движения;
- РБМ — дорожный ревизор службы грузовой;
- РБП — дорожный ревизор службы пути;
- РБТ — дорожный ревизор локомотивной службы;
- РБЧС (РБО) — дорожный ревизор аппарата РБ по чрезвычайным ситуациям (опасным грузам);
- РБШЭ — дорожный ревизор службы сигнализации, связи и электроснабжения;
- РКП — редукторно-карданный привод вагонного генератора (бывает от торца оси или от середины оси КП);
- РМН — реле максимального напряжения генератора (служит для защиты потребителей эл. энергии вагона от перенапряжения);
- РПН — реле пониженного напряжения; защита аккумулятора вагона от глубокого разряда;
- РПЦ — релейно-процессорная централизация;
- РСП — рельсосварочный поезд;
- РЦ — 1. рельсовая цепь; 2. релейная централизация;
- РШП — рельсошлифовальный поезд.
С
- САУТ — система автоматического управления тормозами;
- СВ — мягкие вагоны с 2-местными купе с верхними и нижними полками;
- СВН — то же с нижними полками;
- СВМ — то же с 2-местными и 4-местными купе;
- СКНБ — система контроля нагрева букс в пассажирских вагонах;
- СМП — строительно-монтажный поезд;
- СР -средний ремонт;
- СТЦ -станционный технологический центр;
- СЦБ — сигнализация, централизация, блокировка.
Т
- Т — локомотивная служба;
- Т1-2 — вагоны габарита «РИЦ» I и II класса;
- ТГНЛ — телеграмма-натурный лист грузового поезда;
- ТехПД — технологический центр по обработке перевозочных документов (не более одного на каждое отделение дороги);
- ТКП — текстропно-карданный привод вагонного генератора;
- ТМО — тоннельно-мостовой отряд;
- ТНЦ — локомотивный диспетчер;
- ТНЦС — старший локомотивный диспетчер;
- ТР — текущий ремонт;
- ТРЦ — тональные рельсовые цепи;
- ТРКП — текстропно-редукторно-карданный привод вагонного генератора;
- ТСКБМ — телемеханическая система контроля бдительности машиниста;
- ТЧ — тяговая часть (локомотивное депо); начальник депо;
- ТЧЗр — заместитель начальника локомотивного депо по ремонту;
- ТЧЗэ — заместитель начальника локомотивного депо по эксплуатации;
- ТЧЗк — заместитель начальника локомотивного депо по кадрам;
- ТЧЗт — заместитель начальника локомотивного депо по топливу;
- ТЧЗс — заместитель начальника локомотивного депо по снабжению;
- ТЧГ — главный инженер депо;
- ТЧГТ — главный технолог депо;
- ТЧИ — инженер из депо;
- ТЧМ — машинист;
- ТЧМИ — машинист-инструктор;
- ТЧП — помощник машиниста;
- ТЧПЛ — приемщик локомотивов (принимает локомотивы из ремонта);
- ТЭУ — тягово-энергетическая установка.
У
- УК — путеукладочный кран;
- УК25СП — путеукладочный кран для смены стрелочных переводов;
- УКБМ — Устройство Контроля Бдительности Машиниста (лампочки системы Рема Лобовкина);
- УРБ — отделенческий ревизор по безопасности движения поездов и автотранспорта;
- УРБВ — отделенческий ревизор аппарата УРБ по вагонной службе;
- УРБД — отделенческий ревизор аппарата УРБ по службе движения;
- УРБП — отделенческий ревизор аппарата УРБ по службе пути;
- УРБТ — отделенческий ревизор аппарата УРБ по локомотивной службе;
- УРБА — отделенческий ревизор аппарата УРБ по автомобильной службе;
- УРБМ — отделенческий ревизор аппарата УРБ по грузовой службе;
- УРБЧС (УРБО) — отделенческий ревизор аппарата УРБ по чрезвычайным ситуациям (опасным грузам);
- УРБШЭ — отделенческий ревизор службы сигнализации, связи и энергоснабжения;
- УСАБ — усовершенствованная АБ;
- УСАБ-Ц — УСАБ с централизованным размещением аппаратуры;
- УЭЗ — управление экономической защиты МПС.
Ц
- Ц — центральный аппарат управления ОАО «РЖД»; аппарат Министерства, Министр путей сообщения (устар.);
- ЦБТ — управление охраны труда РЖД;
- ЦВ — департамент вагонного хозяйства РЖД;
- ЦД — департамент управления перевозками РЖД;
- ЦДВ — отдел негабаритных и специальных перевозок ЦД;
- ЦДГР — главный ревизор ЦД;
- ЦЗ — заместитель президента ОАО «РЖД», заместитель Министра путей сообщения (устар.);
- ЦИ — управление внешних связей РЖД;
- ЦИС — департамент информатизации и связи РЖД;
- ЦКАДР -департамент кадров и учебных заведений РЖД;
- ЦЛ -департамент пассажирских сообщений РЖД;
- ЦМ — департамент грузовой и коммерческой работы РЖД;
- ЦМКО — отдел по организации и условиям перевозок ЦМ;
- ЦМКЮ — отдел по профилактике сохранности перевозимых грузов ЦМ;
- ЦМР — главный коммерческий ревизор РЖД;
- ЦМХ — отдел скоропортящихся грузов ЦМ;
- ЦН — управление делами РЖД;
- ЦНИИТЭИ — Московский филиал ВНИИУП (ранее — центральный научно-исследовательский институт технико-экономических исследований на железнодорожном транспорте);
- ЦП — департамент пути и сооружений РЖД;
- ЦРБ — аппарат главного ревизора по безопасности движения поездов и автотранспорта, главный ревизор по безопасности движения поездов и автотранспорта
- ЦРБ — департамент безопасности движения и экологии РЖД;
- ЦРБА — главный ревизор аппарата ЦРБ по автомобильной службе;
- ЦРБВ — главный ревизор аппарата ЦРБ по вагонной службе;
- ЦРБД — главный ревизор аппарата ЦРБ по службе движения;
- ЦРБМ — главный ревизор аппарата ЦРБ по грузовой службе;
- ЦРБТ — главный ревизор аппарата ЦРБ по локомотивной службе;
- ЦРБП — главный ревизор аппарата ЦРБ по службе пути;
- ЦРБЧС (ЦРБО) — главный ревизор аппарата ЦРБ по чрезвычайным ситуациям (опасным грузам);
- ЦРБШЭ — ревизор по службе сигнализации, связи и энергоснабжения;
- ЦРЖ — департамент реформирования железнодорожного транспорта РЖД;
- ЦСЖТ — совет по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества Независимых Государств, Литовской Республики, Латвийской Республики, Эстонской Республики;
- ЦТ — департамент локомотивного хозяйства РЖД;
- ЦТЕХ — департамент технической политики РЖД;
- ЦТВР — Главное управление по ремонту подвижного состава и производству запасных частей;
- ЦУВС — департамент здравоохранения РЖД;
- ЦУКС — департамент капитального строительства и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта РЖД;
- ЦУО — управление военизированной охраны РЖД;
- ЦУП -центр управления перевозками РЖД;
- ЦУШ — управление имущества и реестра предприятий РЖД;
- ЦФ -департамент финансов РЖД;
- ЦФТО — центр фирменного транспортного обслуживания РЖД;
- ЦЧУ — управление статистики РЖД;
- ЦШ — департамент сигнализации, централизации и блокировки РЖД;
- ЦЭ — департамент электрификации и энергоснабжения РЖД;
- ЦЭУ — департамент экономики РЖД;
- ЦЮ — юридическое управление РЖД.
Ш
- Ш — служба сигнализации и связи;
- ШН — электромеханик СЦБ или связи;
- ШНС — старший электромеханик СЦБ или связи;
- ШНЦ — механик СЦБ;
- ШНЦС — старший механик СЦБ;
- ШРМ — шпалоремонтная мастерская;
- ШЦМ — электромонтер СЦБ или связи;
- ШЧ — дистанция сигнализации и связи (истор.: Шнуровая Часть, либо Шиллингова Часть);
- ШЧГ — главный инженер ШЧ;
- ШЧД — диспетчер дистанции или дежурный инженер дистанции;
- ШЧЗ — зам. ШЧ (обычно их двое: по связи и по СЦБ);
- ШЧУ — начальник производственного участка СЦБ или связи.
> Щ
- ЩОМ — щебнеочистительная машина.
Э
- Э — дорожная служба электрификации и энергоснабжения;
- ЭЖС — электрожезловая система;
- ЭПТ — электро-пневматический тормоз;
- ЭЦ — электрическая централизация стрелок и сигналов;
- ЭЧ — дистанция электроснабжения, начальник дистанции электроснабжения;
- ЭЧГ — главный инженер дистанции электроснабжения.;
- ЭЧЗК — заместитель начальника дистанции электроснабжения по контактной сети;
- ЭЧЗП — заместитель начальника дистанции электроснабжения по тяговым подстанциям;
- ЭЧК — район контактной сети дистанции электроснабжения, начальник района контактной сети;
- ЭЧКМ — мастер ЭЧК;
- ЭЧП — начальник тяговой подстанции;
- ЭЧС — сетевой район дистанции электроснабжения, начальник сетевого района;
- ЭЧЦ — энергодиспетчер дистанции электроснабжения.
Каждый мусульманин обязан хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку, на родину пророка Мухаммеда. Главным святым объектом поклонения в этом городе является Кааба, которую арабы почитали еще до появления ислама. Это квадратное святилище почти правильной формы, в одном из углов квадрата вделан черный камень, который, возможно, имеет метеоритное происхождение. По арабским преданиям, камень был ослепительно белый и почернел от людских грехов. Святилище Кааба покрыто занавесом, который периодически меняют.
Аль-Харрам — святое место, где находится Кааба — представляет собой самый большой в мире храм под открытым небом. На ежегодное богомолье во время священного месяца рамадан здесь собирается 1-2 миллиона человек.
Готовясь к святому путешествию, паломники обрезают волосы. Раньше мусульмане обходили Каабу 7 раз голыми, но ныне тело прикрывают белым ихрамом, двумя кусками ткани определенной длины. По традиции ихрам паломники берут домой и используют его как погребальный саван.
Медина — второй по значению город для паломников-мусульман. Здесь Мухаммед нашел приют после изгнания из Мекки и отсюда началось триумфальное шествие ислама среди арабских племен.
Иерусалим — священный город трех религий, в том числе и ислама. Мусульманские паломники поднимаются на Храмовую гору, где расположена мечеть Купол Скалы. Отсюда по преданию Мохуммед вознесся на небо на удивительном волшебном коне.
В городе Хеврон (Израиль), где живет много арабов, находится святыня, общая у иудеев и мусульман. Это пещера Патриархов (Махпела), где по преданию покоятся библейские патриархи и их жены — Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Лея. Здание, стоящее на месте предположительных захоронений,сохранилось, по меньшей мере, со времен Ирода. Авраам считается предком не только евреев, но и арабов (от наложницы Агарь).
Багдад как столица Арабского халифата, является священным городом мусульман-суннитов. И хотя сейчас он меньше всего напоминает о сказках «Тысячи и одной ночи», здесь сохранилось множество мечетей.
Тимбукту — легендарный и тайный город в Мали, центр африканского ислама. Его оригинальные мечети составляют величайшую святыню для мусульман Черной Африки.
Мавзолеи Тимуридов в Самарканде (Шахи-Зинда) являются священными для мусульман Средней Азии.
Мусульманские святые и их почитание в народном исламе
ХРИСТИАНЕ ВСЕГДА уделяли большое внимание святости отдельных личностей. Эта практика опирается на саму Библию. Величайшим из христианских святых является, конечно, Иисус, в лице которого, по представлениям христиан, сам Бог соизволйл сойти в историческое существование человечества, чтобы спасти род человеческий от греха и смерти.
Однако Иисус в действительности выше святого; для христиан он является воплощением Бога. Церковь разработала тщательно продуманную догматическую и институциональную структуру, назначение которой — распознание и, так сказать, упорядочение святости. Возникла даже теория, согласно которой ввиду преизобилия своих духовных добродетелей святые создают сокровищницу заслуг, черпая из которой папа может одарять раскаивающихся грешников, покупающих индульгенции. Продажа индульгенций породила один из самых яростных споров в истории христианства и привела в XVI в. к лютеровской Реформации, однако теория святых заслуг и их влияния на смягчение наказания в чистилище по-прежнему является одним из элементов учения римско-католической церкви.
Святой, по крайней мере в христианском понимании, — это праведник, живущий образцовой жизнью и способный творить чудеса, или мученик, или объект и центр культового поклонения, или тот, в ком соединились эти три ипостаси. Обычно после смерти кандидата в святые проходит немало времени, прежде чем механизм официальной церковной канонизации приведет к появлению нового святого. Это особенно относится ко времени после 1000 г. н.э. После Иисуса самой почитаемой святой является Блаженная Дева Мария.
Коран в отличие от Библии нигде не говорит о святости отдельных людей, т.е., строго говоря, не признает «святых». Согласно Корану, свят один Бог, и даже в нем арабское слово, обозначающее святость, употребляется не часто. (Другие термины, относящиеся к области сакрального, встречаются в Коране, конечно же, в изобилии.) Коранический термин, который мы переводим словом «святой», — «вали», в действительности следовало бы переводить как «друг». С этим термином мы познакомились в конце предыдущей главы, в контексте рассуждений о суфизме, который всегда придавал особенно большое значение сердечным и глубоким отношениям между Богом и его друзьями среди людей.
Однако вопреки аргументам, опирающимся на текст Корана, мусульмане на самом деле считали, что известные личности обладают исключительной духовной силой и благословением, которые, по их представлениям, могут быть излиты и на других. Такой потенциальный вали может быть признан святым фактически еще при жизни, но гораздо более распространенной является практика создания их культа после смерти; такой культ образуется вокруг воспоминаний о них и их земных останков, помещенных в скромные или величественные гробницы по всему мусульманскому миру.
Так, например, в Египте культ мусульманских святых сосуществует с почитанием святых христианства, и это сосуществование приводит к тому, что в определенных местах и в определенные сезоны христианские и мусульманские культы смешиваются и накладываются друг на друга. В Египте наличествует такой культурный слой, который проявляет величайшую чуткость в отношении лиц и объектов, будто бы наделенных духовной силой, именуемой по-арабски барака. В Верхнем и Нижнем Египте с доисторических времен сложились не похожие одна на другую культурные общности. Однако оба региона — длинная, узкая долина Нила, простирающаяся вверх по течению от Каира к озерам Центральной Африки, и низменности Дельты, по которым вьются рукава Нила, прежде, чем излить свои воды в Средиземное море, — славятся многочисленнейшими культами святых, нашедшими свое пристанище в деревушках, поселках и городах9.
В традиционных воззрениях египтян есть нечто такое, что заставляет их считать людские жилища, в которых не пребывает святой, в известной степени лишенными существеннейшего элемента, необходимого для полноты жизни. Как уже отмечалось ранее, египетские паломники, совершившие Хаджж в Мекку, по возвращении часто
расписывают наружные стены своих домов картинами и священными текстами, имеющими отношение к Хаджжу. Хаджжи в некотором роде обеспечивает живое присутствие святости в египетской деревне. Но большинство египетских святых — мусульманских или христианских — суть духовные существа, продолжающие жить после своей биологической смерти. В некоторых случаях в их память возводятся подходящие погребальные сооружения; причиной этого могут служить сверхъестественные события после их смерти, например посещение ими живых в снах и видениях. Не все такие святые милостивы или благодетельны; иногда они устрашают и склонны к совершению разрушительных поступков, если требования их культа не удовлетворяются надлежащим образом.
Величайшим мусульманским святым Египта остается Саййид (титул, носимый потомками Мухаммада) Ахмад ал-Бадави, суфийский наставник, живший в XIII в.; он был выходцем из Марокко, поселившимся в одном из городов Дельты (Танта) и приобретшим там большое число верных ему последователей. Он поминается главным образом во время больших празднеств, происходящих несколько раз в году в мечети, на могиле и в образовательном комплексе его имени в центре Танты. Самым колоритным и знаменитым из ежегодных праздников является осенний маулид, или праздник дня рождения, в котором участвуют главным образом представители египетского рабочего класса и фермеры, съезжающиеся со всей страны.
Достоен упоминания тот факт, что самое большое празднование памяти Саййида ал-Бадави производится согласно указаниям предысламского солнечного, а не лунного мусульманского календаря. Древние египтяне обожествляли солнце и давали религиозную интерпретацию регулярной смене сельскохозяйственных сезонов, которая характеризовалась не только изменением положения небесных светил, но и повышением или понижением уровня воды в жизнедарном Ниле, ежегодные разливы которого приносили необходимые для посевов ил и воду, от чего полностью зависела жизнь египтян вплоть до недавнего времени. Солнечная (а не исламская лунная) датировка величайшего празднования памяти главного святого указывает на доисламские корни этого праздника; о том же свидетельствуют и народные обряды, издавна ассоциируемые с осенним маулидом и включающие магические заговоры, цель которых — обеспечить женскую плодовитость. Кроме того, это осеннее действо уделяет особое внимание обширной ярмарке, на которой продаются главным образом плоды сельскохозяйственного производства и сопутствующие товары.
Саййид Ахмад ал-Бадави жил в эпоху, когда суфийские братства — тарика — повсеместно укрепляли свои позиции внутри Уммы. В молодости Саййид ал-Бадави был знаменитым кулачным бойцом и наездником, но прожив некоторое время в Мекке, он всерьез взялся за изучение исламских наук и вместе со своим братом предпринял ряд- поездок к суфийским наставникам в Ирак и Сирию, где познакомился с тщательно разработанной техникой суфийской медитации. Прибыв в Танту, он поначалу столкнулся с оппозицией местных суфиев, но вскоре прочно обосновался в ней, заслужив большую известность своими необычными и волнующими духовными упражнениями. Прежняя слава Саййида ал-Бадави как знатока военных искусств продолжала оказывать воздействие на отношение к нему его учеников и умеренных оппонентов, благодаря чему его культ проник в низшие и угнетенные слои общества. Этот святой в известном смысле является богом среди египетских святых, а простой народ ощущает повсеместное присутствие Саййида ал-Бадави, вследствие чего проявляет особую осмотрительность, упоминая его имя в разговоре.
Хотя сложившийся вокруг Бадави комплекс обрядов и преданий содержит значительную примесь народного материала, не имеющего отношения ни к Корану, ни к Сунне, толкование которых является привилегией официальной теологии и юриспруденции, между суннитской ортопраксией и культом ал-Бадави существует тесная связь благодаря уважаемой теологической школе, связанной с комплексом мечети и гробницы этого святого в Танте. Великий египетский мусульманский богослов Мухаммад Абдо (1849—1905) получил образование в Танте, где учились и многие другие видные исламские деятели.
Египетская терпимость к народным верованиям и обрядам, распространенным среди мусульманских масс, свидетельствует о национальной черте, которая зримо проявилась еще в древности, когда народ Нила поклонялся всевозможным божествам, включая их в гармоничную, пусть на современный взгляд и несколько вычурную иерархию животных, чудовищ, существ смешанной природы, обожествленных людей, стихий и нравственных добродетелей. Мусульманские святые Египта образуют иерархию, следующую древней модели и выражающуюся в народных обрядах, посредством которых люди ищут заступничества святых перед Богом.
Заступничество, согласно воззрениям мусульманских ученых, будет осуществляться Пророком Мухаммадом в день Страшного Суда; другими словами, Мухаммад вступится за мусульман перед лицом Бога и будет умолять о даровании им прощения. Но большинство мусульманских авторитетов согласны в том, что идея о заступничестве святых не имеет практически никакой опоры в Писании. И тем не менее на деле люди ищут такого заступничества множеством способов. Они считают, что такие действия ни в коем случае не являются идолопоклонством. Скорее, они видят в дружеской помощи святого как естественного звена в цепи, связывающей человечество с Богом, одно из образцовых доказательств Божьего провидения и его непрекращающейся деятельности в мире, направленной на конечное благо верующих. Таким образом, святость мусульманских праведников не является их личной характеристикой, но есть не что иное, как благословение и Сила, излитые на них Богом и затем распространяющиеся на тех, кто благоговейно обращается к ним со своими бедами и нуждами.
Со времени строгих пуританских реформ, проведенных движением ваххабитов в Аравии более двух столетий тому назад, почитание святых находится под запретом в Хиджазе и всех областях, находящихся под властью Саудовской династии. Однако в соседнем Йемене по-прежнему сохраняется множество культов святых на уровне народной культуры. А в Южной Азии, Северной Африке, в районе Плодородного Полумесяца и Индонезии существуют самые разнообразные формы почитания святых, местами распространенного чрезвычайно широко.
В Северной Африке культ святых тесно связан с семейными родословными и политической властью. Каждая крупная племенная группировка подчеркивает свой престиж и сплоченность в качестве потенциального социополитического единства, придавая сакральный статус местам погребения своих святых, именуемых «марабуты». Марабутами могут быть не только покойные; это относится как к Египту, так и к Марокко. Они выступают в роли источников святости, прибегая к которым люди ищут заступничества, материальных благ, здоровья и других благодеяний. Марабут — это святой, признанный таковым благодаря творению им чудес, происхождению от Пророка Мухаммада или по обеим указанным причинам. Само слово «марабут» связано с вооруженной защитой мусульманской общины, так как мурабитами (арабское слово, к которому восходит «марабут») были в средние, века воины, охранявшие рубежи исламских стран и жившие в крепостях. Слово «мурабит» значит «привязанный», или «прикрепленный» к чему-то; в Марокко праведники, носящие этот титул, «привязаны» к Богу. Феномен культа святых в Марокко и Северной Африке обычно связывают с влиянием суфизма, как, впрочем, и племенных, родовых и семейных группировок. Суфизм и институт святости теснейшим образом связаны и в других мусульманских странах, таких, как Пакистан и Индия. Однако, перенесясь из Марокко на противоположный конец исламскою мира, в обширный мусульманский регион, где влияние суфизма ощущается значительно слабее, мы обнаружим, что и там широко распространена практика почитания «друзей Бога». Давайте же посмотрим, каким образом осуществляется поклонение святым в Индонезии.
Добавить комментарий