Святые в наше время

Комментарии 1

В Православной церкви сложился институт старчества. Старцы — старые, опытные монахи, обладающие полученным от Бога даром молитвы, прозорливости и чудотворения. Некоторые из них живут и сейчас.
Вот список самых известных старцев России, Украины и Белоруссии:

Отец Кирилл Павлов — Троице-Сергиева лавра, г. Сергиев Посад. Очень старенький и очень известный батюшка, духовник патриархов Пимена и Алексия II, многих священников и знаменитостей. По данным таблоидов — «тот самый» сержант Павлов, который в Сталинграде захватил Дом Павлова. Почти не принимает.

Отец Наум — Троице-Сергиева лавра, г. Сергиев Посад. Принимает ежедневно, кроме воскресения. До 700 человек записываются на приём к нему.

Отец Герман — Троице-Сергиева лавра, г. Сергиев Посад. Занимается отчиткой бесов. Обладает даром прозорливости.

Отец Власий, прозорливый — Калужская обл., г. Боровск, Пафнутьев-Боровский монастырь. Время от времени исповедует. Лучше приезжать на несколько дней.
Отец Пётр, прозорливый, духовник — Лукино, Нижегородская область. Лучше приезжать на несколько дней.

Владыка Алипий — Украина, Донецкая обл., г. Красный Лиман. Как видим, и архиереи могут быть старцами.
Отец Серафим — Украина, Донецкая обл., г. Святогорск, Святогорская лавра

Архимандрит Дионисий — Москва, храм св. Николая Чудотворца в Покровском (Бакунинская, 100). Относительно молодой батюшка, но обладает редкой силой молитвы и даром пастырства.

Отец схиархимандрит Илий — Оптина Пустынь, г. Козельск. Является духовником патриарха Кирилла, почти не принимает.

Отец Иероним — Алатырь, Чувашия, Успенский монастырь.

Отец Илларион — Ключевская пустынь, Мордовия, пос. Тургенево. Трудно добираться, но попасть на исповедь относительно легко.

Архимандрит Амвросий Юрасов — Иваново, Свято-Введенский женский монастырь.
Схиархимандрит Иоанн — Иоанновский мужской монастырь под Саранском. Проводит отчитку бесов.

Отец Николай — настоятель Покрово-Эннатского монастыря в Башкирии.

Отец Адриан — Псково-Печерский монастырь, Псковская область. Почти не принимает…

Протоиерей Валериан Кречетов — Покровская церковь, с. Акулово Одинцовского района. Редкий пример старца из «белого духовенства», духовник многих московских священнослужителей.
Несколько прозорливых монахов есть в Почаевской лавре на Западной Украине (г. Почаев, Тернопольская обл.). Туда достаточно трудно добраться, зато относительно нетрудно можно побеседовать со старцами.
Архимандрит Митрофан, Жировицкая лавра, Белоруссия (г. Слоним Гродненской обл.). Почти не принимает. Надо приезжать на несколько дней.
Существуют также «младостарцы» — относительно неопытные в духовном плане священники, которые фактически ведут себя как волки в овечьей шкуре. Бывают и лжестарцы — проходимцы и еретики, выдающие себя за старцев. Младостарцев вообще достаточно много. Не надо называть их имена, но надо за них молиться, чтобы Господь их вразумил.
В заключение хочу вам сказать, что если Господу будет угодно, то попадёте к старцу. Об этом надо молиться. Если вам трудно добраться до монастыря, то можно отправить заказное письмо в монастырь или в храм на имя старца. Можно с чистым конвертом для ответа. Храни вас Бог!
о.Власий
Недалеко от города Боровска, в монастыре святого Пафнутия живёт о. Власий. К нему едут люди со всей России. Едут за советом, со своими бедами и проблемами, едут с больными детьми, люди просто потерявшие направление в этом мире. И для всех он находит время, даст совет, скажет чем человек болен и путь к физическому и духовному выздоровлению.
Отец Власий принимает в монастыре в здании бывшего техникума на втором этаже.(спросите у привратника на входе)
Запись в живую очередь (т.е. в дни приема). Расписание приема отец Власий иногда дает на неделю, его можно узнать в воскресенье после 15.00 по телефону 8(48438) 4-37-39.
Зачастую расписания нет, о. Власий выходит в 5.00 и начинает прием. Существует льготная очередь для больных, посетителей с детьми. Священнослужители и монашествующие проходят вне очереди.
Схиархимандрит Власий (Власий Перегонцев) очень известен среди верующих людей, потому что отец Власий – один из немногих старцев, живущий на данный момент на земле. Старчество – это явление, которое возникло еще до революции в России, явление, которое нигде больше встретить нельзя. Люди, беспрекословно верящие старцам и считающие их посланниками Божиими на земле, из всех концов земли идут к ним, чтобы получить благословение и совет, в силу чего верующие совершают паломнический путь в Боровской монастырь, где и живет старец Власий Перегонцев.
В монастырь схиархимандрит Власий приехал очень давно, еще в 1979 году, и с тех пор почти постоянно находится там. Был период, когда он уезжал на Афон, но вернулся, избавившись от смертельного заболевания – рака. Правда, с момента поселения старца Власия в стенах обители многое изменилось: прослышав о чудотворной силе его советов, тысячи прихожан из всех российских городов стали приезжать в монастырь. Желающих поговорить со старцем стало так много, что вынуждены были соблюдать порядок очереди. У людей много поводов приехать к схиархимандриту Власию: кто-то стремится замолить грехи, кто-то не знает, как ему жить дальше, кому-то нужен совет, куда поступать и кем работать. Каждому батюшка найдет ответ. Другое дело, что спросив совета – не взыщи, исполняй, даже если тебе не нравится. Паломники считают, что устами схиархимандрита Власия говорит сам Бог, поэтому не послушать его значит не послушать Господа. Нередко старец Власий помогает тем, кто не знает, живы ли его родственники или нет: отцу Власию Перегонцеву не нужно никакой дополнительной информации: общавшиеся с ним люди говорят, что возникает ощущение, будто старец в сердце читает.
В свое время нередко в Боровскую обитель приезжал со своей женой Солженицын: писатель с большим уважением относился к схиархимандриту Власию. Старец Власий в своей келье принимает все желающих его увидеть паломников: те, кто с ним общался, говорят, что после беседы они испытывали умиротворение и покой, а, главное, у них не возникало сомнений в правильности данных советов. И даже если рекомендация схиархимандрита Власия Перегонцева могла показаться сначала неожиданной, даже несуразной, практика показывала, что следование совету – самый верный путь к счастью.
Я сам был у этого старца о.Власия, не буду описывать подробности, но скажу только, что он мне помог, старец настоящий…..

о.Илий
Через просветы.
О схиигумене Илии
«Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем — мое почтение» Прп.Амвросий
Ольга Рожнева13 октября 2009 г. Источник: Газета Эском – Вера
Оптинские отцы смиренные. Хранят оптинские монашеские традиции. Похвалить монаха – то же самое, что бегущему подножку поставить. Пока живы, все подвизаются, а о святости человека судим мы уже после его смерти. Хорошее высказывание по этому поводу прочитала у святых отцов: «Перед самым сбором урожая град может уничтожить виноград, и праведник перед смертью согрешить. Поэтому не спеши ни к кому с похвалами». Читаю и представляю крупные и ароматные, налитые соком грозди винограда. Но ведь может пройти град или снег выпасть…
Наверное, поэтому из уст в уста передаётся оптинская байка. Спросили старца, отца Илия: «Батюшка, правда, что все оптинские отцы – прозорливцы и чудотворцы?» На что старец с улыбкой ответил: «Не знаю насчёт прозорливцев, а чуднотворцы точно все».
Значит ли эта шутка, что перевелись старцы в монастырях? Слава Богу, не перевелись! Утешает Господь людей своих, но чудеса эти прикровенные, даются по нужде. Рассказывает мне в очереди на исповедь жительница Козельска, Елена, как недавно в этой очереди стояла её соседка. Приехала к игумену N со своим горем – сын пропал. Выслушав рыдающую мать, ушёл он в алтарь, долго молился, а вернувшись, сказал: «Не плачь, через пару дней вернётся». И действительно, на второй день сын явился.
На послушании в гостинице раба Божия Надежда рассказывала мне о том же батюшке, как уговаривал он остаться в монастыре одну уже не очень молодую женщину. Не слушала она уговоры, и батюшка сказал: «Что ты там, в миру, будешь делать, настрадаешься, да ещё и с ребёночком». Про ребёночка было совсем непонятно, но понятно стало, когда женщину соблазнил и бросил с ребёнком заезжий молодец, и она действительно много страдала.
Признанный старец Оптиной пустыни – отец Илий (Ноздрин). Когда человек ещё подвизается, о его подвигах и духовном росте лучше не говорить. Но отец Илий – всероссийски известный старец, о его прозорливости все знают. Поэтому чада его и просто паломники делятся своими переживаниями и опытом встреч со старцем открыто – светильник под спудом не прячут…
Первую историю про оптинского старца Илия рассказала мне на совместном послушании в братской трапезной Оптиной пустыни паломница Ольга: «Хотела я спросить у старца, есть ли воля Божия на моё монашество, но никак не получалось побеседовать с ним. И вот стою после службы, вдруг народ задвигался, хлынул за вышедшим старцем. Кто-то вопрос хочет задать, кто-то попросить молитв, кто-то просто благословиться желает. Ну, думаю, не подойти мне к старцу.
И вдруг народ выталкивает меня прямо в спину к батюшке. Недолго думая, громко спрашиваю: «Батюшка, отец Илий! Буду ли я монахиней?” И батюшка, не оглядываясь, отвечает: «Да, ты будешь монахиней. Обязательно будешь монахиней!” И уходит, сопровождаемый народом. А я остаюсь и чувствую, как охватывает меня недоверие, а за ним уныние. Старец даже не взглянул на меня. С таким же успехом я могла спросить, буду ли я космонавтом.
В унынии плетусь к братской трапезной. Стою и плачу. Рядом ещё паломники стоят. Кто-то своего духовного отца ждёт. Кто-то старца дожидается. Стою без всякой надежды. И вдруг появляется отец Илий. Сразу тянутся к нему руки с записками, народ вопросы наперебой задаёт. Но батюшка подходит прямо ко мне. Внимательно смотрит на меня и спрашивает: «Ну что, ты уже выбрала себе монастырь, где хочешь жить?”»
На этом месте глаза рассказчицы увлажняются – утешил батюшка! Хоть и не взглянул при вопросе, но духовным зрением он видит многое. Гостиничная Елена делится со мной: «Как права пословица: Что имеем – не храним, потерявши – плачем! Вот был наш оптинский старец отец Илий рядышком – мы это не ценили в полной мере. Подойдёшь иногда, благословишься. А иногда смотришь – как много людей батюшку окружило – и мимо пройдёшь, думаешь: надо поберечь старца, не досаждать лишний раз. А сейчас вот уехал он подальше – духовник у самого Патриарха, так как же ждёшь его приезда! Как солнышка красного!»
Только поскорбели мы, что нечасто теперь старец в Оптиной бывает, – он и приехал. И благословились, и записочки отдали. Поднимаюсь по лестнице паломнической гостиницы, а схиигумен Илий мне навстречу спускается. На лестнице ещё две сёстры стоят – как и я, от радости чуть не прыгают.
Благословил нас батюшка, поговорил немножко с каждой, а в руках у него книги духовные – как раз три. Он одной сестре подарил, другой, я следующая. А я стою и думаю: «Есть у меня уже такая книжечка-то. Мне её вчера только архидьякон отец Илиодор подарил». Посмотрел на меня отец Илий внимательно, улыбнулся… и не дал мне книгу. А снизу уже новая паломница поднимается. Ей и подарил.
Вот ведь, думаю, батюшка всё видит! Как же мне хочется о нём побольше узнать! Вот бы ещё кто-нибудь рассказал о нём!
На следующий день еду я по делам в Калугу, возвращаюсь поздно, на автобус опаздываю. Звоню своему духовному отцу и объясняю, что припозднилась. Отвечает он мне, что в Калуге как раз оптинская машина. Сейчас назад, в монастырь, поедет, меня и захватят.
И вот я сижу рядом с водителем Сергеем, молодым ещё парнишкой. Несмотря на молодость, он уже несколько лет в монастыре работает, сейчас прораб на одной из многочисленных монастырских строек. И оказывается, что он чадо отца Илия.
– Брат, расскажи мне хоть немножко про старца! – прошу я.
Он соглашается. И рассказывает мне о своих встречах со старцем.
Сначала Серёжа не всегда к старцу за благословением обращался. Вот сдал на права, начал машину водить – без благословения. «Что, – думает он, – старца по мелочам беспокоить, мало ли у него забот! Не будешь обо всём сообщать – вот, дескать, водителем заделался!»
А отец Илий приехал из Греции и всем иконочки дарит. И всем – разные. Посмотрит на человека – переберёт иконочки и достанет какую-то одну. Сергею благословил иконочку святого Николая Чудотворца. Отошёл Серёжа в сторону, а сам ропщет: «Есть у меня дома Николай Угодник! Лучше бы батюшка какую-то другую икону подарил!» Переворачивает иконочку, а на обратной стороне – молитва водителя!
А рядом стоит мужчина в годах, видно, что в Оптиной впервые. Держит в руках иконочку Целителя Пантелеимона и спрашивает у Сергея: «Я недавно только в храм ходить начал. Вы не знаете, что это за иконочка?» А Серёжа спрашивает: «А у вас, простите, здоровье хорошее?» «Да что вы! Я серьёзно болен. Болезнь меня и в церковь привела, если честно». Объяснил Сергей ему, что к святому целителю Пантелеимону обращаются в болезнях.
И вот что интересно: пока Сергей подаренную батюшкой иконочку в машине хранил, ни разу его ГАИ не останавливала. А потом решил унести икону домой, чтобы на солнышке не выцветала. Только унёс – на четыре месяца права отобрали за нарушение. Как так нарушил, и сам не понял. Теперь только с иконочкой – батюшкиным благословением – и ездит.
После этого случая стал он все серьёзные решения принимать только с благословения старца – своего духовного отца. Хотел купить старый «КамАЗ». Деньги долго копил, в долги влез. Нашёл и «КамАЗ» подходящий. Проверил – хорошая ещё машина! Пошёл к старцу благословиться. А старец не благословляет – без объяснений. Ну, что делать, послушался Сергей, не стал покупать. Хоть и расстроился. А выходит, что расстроился-то он зря. Были, оказывается, какие-то незаметные, но серьёзные неполадки в машине. И через неделю сломался «КамАЗ», по выражению Серёжи, «в хлам».
А как-то приехал Сергей к духовному отцу, а он ему и говорит: «Ну что, путешественник мой, путешествуешь?» «Да нет, – отвечает Сергей, – из монастыря никуда». Старец только улыбнулся. Возвращается Серёжа в Оптину, а его тут же отправляют в Воронеж, к Тихону Задонскому, Воронежскому чудотворцу. Вот только недавно вернулся. И в Калугу поехал. Тут мы с ним и встретились.
– Расскажи ещё что-нибудь, – прошу я.
Сергей думает недолго:
– Ну, вот жениться я собирался несколько лет назад. Невеста моя объявила, что хочет учиться поступать. Поедет, дескать, документы отвозить. Деньги заплатить нужно. Ну, я с деньгами помог ей. Проводил. Жду. А я только ещё начинал у батюшки на стройке работать. Нужно было песок ехать нагружать. И подобрались мы так, что все ребята здоровые, рослые, а я самый молодой, меньше всех ростом и худее.
И вот благословляет отец Илий, чтобы меня отправили песок этот грузить. Я ещё в душе возроптал: ну, думаю, нашёл батюшка, кого выбрать! Но поехал, конечно. И вот еду – и вижу девушку свою с другим. Было у нас объяснение, после чего мы расстались. О чём я сейчас нисколько не жалею. Она за этого, другого, замуж вышла, ребёнка ждёт. А я вот в монастыре работаю. Может, совсем сюда переберусь. А ведь жениться хотел…
Ну, скоро приедем уже. Видишь, как незаметно за разговором дорогу скоротали? Что тебе ещё рассказать – напоследок?
Вот, представляешь, недавний случай: работаю на стройке, бетономешалка грохочет вовсю. Приезжает отец Илий. Батюшка никогда на машине в ворота не въезжает.
– А почему не въезжает?
– Ну как? Он смиренный очень. Не хочет как начальник. Всегда из машины выйдет, сам ворота начинает открывать. Поздоровается со всеми, поклонится всем. Вот и в этот раз выходит из машины, подходит к воротам. Я одну створку тяжёлых железных ворот открываю, а он вторую начал открывать. А потом благословил меня и спрашивает: «Слышишь, как по кресту стучат – тук-тук?»
Я отвечаю: «Какое там стучат, батюшка, по какому кресту! Я ваш голос-то с трудом слышу!» Он улыбнулся и пошёл. И что ты думаешь? Через пять минут иду по строительному делу к отцу Иоанну, который тут недалеко, метрах в двадцати. А он крест из меди отбивает себе в келью. И стучит – тук-тук. Как это можно было услышать на таком расстоянии, под грохот бетономешалки – ума не приложу. Ну, да у старца ведь другой слух, не такой, как у нас с тобой. Понимаешь?
…Вернулась я в Оптину и на следующий день, после послушания, захожу в книжную лавку. Смотрю: книга интересная – архимандрита Рафаила Карелина, «На пути из времени в вечность». Купила я эту книгу, прихожу в келью, открываю её на первой попавшейся странице и читаю: «Чем выше стоит подвижник на духовной лестнице, тем труднее писать о нём… Потому что духовное видит душевное, а душевное не видит духовного. Только лишь через какие-то просветы человек может соприкоснуться с внутренним миром подвижника как с откровением благодати…»
Да, только через какие-то просветы…

о.Иоанн Крестьянкин
2006г. 5 февраля, в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, в возрасте 95 лет отошел ко Господу старейший насельник и духовник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, горячо всеми любимый старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Он преставился через несколько минут после принятия Святых Христовых Таин.
Отца Иоанна знают и почитают в самых разных странах мира. Словами невозможно выразить, что значил отец Иоанн для своих духовных чад и для всей Русской Православной Церкви. Последние годы, из-за возраста и болезней, он не имел возможности принимать всех жаждущих его совета. Однако письма из разных концов света продолжают приходить на адрес Псково-Печерского монастыря. Проповеди, книги отца Иоанна продолжают открывать новый, духовный мир для тысяч людей и приводить истосковавшиеся души к Богу.
Среди наиболее известных и популярный книг, составленный по его беседам и письмам можно назвать «Опыт построения исповеди», «Проповеди, размышления, поздравления», «Настольная книга для монашествующих и мирян», а также сборник «Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)». Беседы и письма отца Иоанна переведены и изданы на иностранных языках.
11 апреля 1910 года в городе Орле в семье Михаила Дмитриевича и Елизаветы Илларионовны Крестьянкиных родился восьмой ребенок. Мальчика назвали Иоанном в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Пустынника. Знаменательно, что в этот же день празднуется память преподобных Марка и Ионы Псково-Печерских. Еще в детстве Ваня прислуживал в храме, был послушником у известного своей монашеской строгостью орловского архиепископа Серафима (Остроумова). Когда Ване было два года, умер его отец Михаил Дмитриевич. Воспитанием сына занималась глубоко религиозная и благочестивая мама – Елизавета Илларионовна.
Отец Иоанн сохранил в благодарной памяти труды любви тех, кто вел, наставлял его духовно. От младенчества до юности – это орловские протоиереи: отец Николай Азбукин и отец Всеволод Ковригин. В 10 лет он испытал на себе влияние протоиерея-старца Георгия Косова из села Спас-Чекряк Орловского края, бывшего духовным чадом преподобного Амвросия Оптинского.
Первое указание о будущем монашестве отец Иоанн получил в отрочестве от двух друзей – архиереев: архиепископа Серафима (Остроумова), будущего священномученика, и епископа Николая (Никольского). Орловская старица-монахиня Вера Александровна Логинова, благословляя его на жизнь в Москву, заглянула в далекое будущее юноши Иоанна, назначив ему встречу с ней на Псковской земле.
Светлый образ орловского Христа ради юродивого Афанасия Андреевича Сайко на всю жизнь запечатлел в сознании обаяние Божьего человека, силу его духа и тепло любви к людям.
После средней школы Иван Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы и, переехав в Москву, работал по этой специальности. 14 января 1945 года в храме на Ваганькове митрополит Николай (Ярушевич) посвятил его в сан диакона. На праздник Иерусалимской иконы Божией Матери 25 октября того же года Патриархом Алексием I диакон Иоанн был рукоположен в сан священника в Измайловском Христорождественском храме в Москве, где и остался служить.
Экзамены на курс семинарии отец Иоанн сдал экстерном, и в 1950, закончив 4 курса Московской Духовной академии, написал кандидатскую работу. Но закончить ее не удалось. В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года за ревностное пастырское служение отец Иоанн был арестован и по приговору получил 7 лет исправительно-трудовых лагерей. Вернувшись из заключения досрочно 15 февраля 1955 года, он был назначен в псковскую епархию, а в 1957 году перемещен в Рязанскую епархию, где священствовал, в общей сложности почти 11 лет.
Молодого священника приняли под свое духовное попечение глинские старцы, и один из них, схиархимандрит Серафим (Романцов), стал его духовным отцом, и именно он принял монашеские обеты своего духовного сына, а последний оптинский старец игумен Иоанн (Соколов) узрел в приходском батюшке родного по духу человека. Отец Иоанн принял монашество 10 июня 1966 года, на праздник преподобного Сампсона Странноприимца, в городе Сухуми.
5 марта 1967 года иеромонах Иоанн поступил в Псково-Печерский монастырь. 13 апреля 1970 года был возведен в сан игумена, а 7 апреля 1973 – в сан архимандрита. Монашеству учили батюшку и монастырский устав жизни, и живые старцы, подвизавшиеся в Печерской обители: иеросхимонах Симеон (Желнин), схиархимандрит Пимен (Гавриленко), архимандрит Афиноген (Агапов), наместник архимандрит Алипий (Воронов); также последние Валаамские старцы: иеросхимонах Михаил (Питкевич), схиигумен Лука (Земсков), схимонах Николай (Монахов); жившие на покое в монастыре архиереи: епископ Феодор (Текучев) и митрополит Вениамин (Федченков).
Почти сорок лет отец Иоанн Крестьянкин оставался насельником Псково-Печерской обители. Сохранились аудио и видеозаписи его проповедей, изданы труды архимандрита, опубликованы его письма с ответами православным на их просьбы о помощи. В 2004 году по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия вышла в свет книга о встречах со старцем «Видевше Свет вечерний», иллюстрированная многочисленными фотографиями, рассказывающими о жизни и служении архимандрита. Его точные и прозорливые изречения о Христовой вере и времени останутся с нами: «Время, в которое привел нам жить Господь, наисмутнейшее, — смущение, смятение и неразбериха колеблют непоколебимое, но это еще не конец. Впереди еще более сложные времена. Бездумно ныне жить нельзя. И не забывайте, чадца Божии, бессильно зло, мы вечны, с нами Бог».
Не случайным является отшествие ко Господу отца Иоанна именно в день памяти новомучеников и исповедников Российских, потому что сам он пострадал за веру в годы гонений, пройдя тяжелое испытание в тюремном заключении. Верим, что, присоединившись к сонму своих сподвижников, он предстанет престолу Божию с горячей молитвой о нас.
Отец Иоанн навсегда останется в памяти всех знавших его как мудрый, радостный и прозорливый священник, строгий монах, усердный постник и молитвенник, искренний послушник, как человек, щедро делившийся своим богатым жизненным опытом, согревавший своей любовью каждого, кто обращался за его советом, как достойный наследник традиций печерского старчества.
Вечная ему память!

Православные Старцы России — Великие Пророки Апока

Православные Старцы России – Великие Пророки Апокалипсиса.
«Посему Я поражал чрез пророков и бил их словами уст Моих, и суд Мой как восходящий свет. Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и более, нежели всесожжений» Осия, 5-6.
Теперь уже мало кто из верующих людей сомневается в том, что мы живем во время перед Вторым Пришествием. Прошлое, насыщенное большими событиями сошлось в одной близ грядущей точке с уплотненной чередой событий, превышающих масштабы всех предыдущих. Для каждого человека жизненно важно знать как можно больше о предстоящих событиях. И именно сейчас выбрать правильный приоритеты для окончательного решения – с кем и где он будет в этот судьбоносный момент и после него?!
Человек находится там, куда его привели его мысли и чувства. В настоящее время огромное количество верующих людей пришли к заключению, что мир гибнет и нет никаких шансов на физическое спасение этого мира. Исходя из этого недалекого от Истины, но пагубного для целостного восприятия мира умозаключения, появилось пренебрежительное отношение не только к своему будущему, но и к настоящему. Безответственность по отношению к своей личности, к детям, к будущему страны, к будущему народа, к будущему всего человечества, к Промыслу… поглотила людей и привела к разрушению гармонии жизни. Одних, к ступору в деяниях – «Зачем напрягаться — все равно все умрем», других, — к эгоистическому самокопанию – «Спасись сам», третьих, — в места развлечений — «После нас – хоть потоп»!
Человек – без разума и любви к людям, без ответственности за них — безумный манкурт. Человек без личности в виде физического, астрального и ментального тела — не человек, а «искра Божия», — душа, которая принадлежит сферам Божественным. Не может человек-душа развиваться без развития своей личности. Как и жить и развиваться без ответственности за ближнего своего. Не может человек развивать свою любовь к Высшему БОГУ без любви к родителям, к близким по духу братьям и сестрам, без любви к учителям, к священникам-духовникам и к Старцам – Пророкам. На высшей ступени развития любви для всего человечества стоит Христос, — и как Учитель учителей, и как Духовник, и как Спаситель…! Но перед Христом на ступенях Лестницы Иякова стоят Святые Пророки-Старцы. Именно пророки передают из века в век и будут передавать до Окончания Веков знания о Промысле БОГА Отца и Сына – Иисуса Христа.
Пророки связывают времена и общества в единый Промысел БОГА. Без пророчеств, все религии рассыпались бы на множество разрозненных историй из жизни великих людей, перестав быть целостными учениями. На связке пророчеств с событиями Двух Пришествий Христа построено христианство. На святых пророках и их пророчествах стоит иудаизм, ислам и все другие религии. Без пророков и подтверждения пророчеств даже Христос не мог придти на землю, не исполнив пророчеств. Ибо не Свою исполнял Волю, а Волю ОТЦА Всевышнего, которая для людей была выражена в пророчествах.
Истинные пророчества своевременно даются через святых людей всегда и везде, где они наиболее важны и где их могут принять люди. И через детей, как мы знаем, могут даваться пророчества для людей. И дети могут по смирению, кротости и чистоте, по окончании своей краткой жизни входить с сонм Святых. Но только Святые Старцы и священники-духовники, смирившие грехи, могут выступать как духовные учителя, осознанно сохраняя в чистоте «канал связи», разнообразя и расширяя его личным опытом.
» …и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения…прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный » (Иоиль 2: 28-31).
У БОГА в Промысле последних тысячелетий из великих народов лишь три были избраны для передачи знаний о замыслах БОГА. Это еврейский народ Великих Ветхозаветных Пророков. Это греческий народ — с православными Старцами, в первую очередь, — с горы Афон. И православными Старцами из Росси! Сами греки признают не только величие русских святых, но и их количество. Вот, что говорят греческие святители о русских святых.
«Возьмём пример русского народа. Русские были избраны Богом. Получив у греков Православную веру, они принесли великий духовный плод. Сколько святых в России! Число русских святых превосходит число святых всех остальных народов вместе взятых!!» Архимандрит Парфений (Мурелатос). Старец Парфений.
Логично предположить, что большое количество русских святых по Промыслу связано с особой священной миссией России в настоящем и в ближайшем будущем. Это означает, что старцы России должны были передать особое качество и особую величину проповеднических и пророческих знаний, а так же знания Промысла, которые бы масштабно и качественно отличались от все других пророчеств. Пророчества подтверждают, что Старцы России – последнее великое «пророческое братство» пред Концом Света, просвещавшее и просвещающее все человечество.
Иеросхимонах Иаким, грек из келии около пещеры Преподобного Нила Мироточивого, после служения ночной службы вышел и сказал: «В России – миллионы Мучеников. Россия сейчас открывается, поднимет свою голову и ПРОСВЕТИТ ВЕСЬ МIР».
«После потопа Господь оставался Богом для всех людей, и над каждым народом. Но не каждому народу был уготован венец богоизбранства.
Легендарный древний Израиль в своих сынах, по умножении в них греха, утратил эту честь, и она была передана Русскому народу, от сынов — младенцам.
Древний источник животных вод иссяк, забил новый. И весь мир потянулся к Русским, а Русские — по всему миру» Иероним Санаксарский.
«…НЕ ДЛЯ ВАС ОДНИХ ДАНО ВАМ РАЗУМЕТЬ ЭТО, А ЧЕРЕЗ ВАС ДЛЯ ЦЕЛОГО МИРА, ЧТОБЫ ВСЕ, САМИ УТВЕРДИВШИСЬ В ДЕЛЕ БОЖИЕМ, И ДРУГИМ МОГЛИ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМИ» Преподобный Серафим Саровский.
О том, что русские святые были предназначены проповедовать и пророчествовать всему миру говорит и Лаврентий Черниговский.
«Отцы и братия, вы одного не знаете и не понимаете, что я говорю не только для России, но и для всего мира. Мои слова верны и мне их открыл Дух Святый по благодати» Лаврентий Черниговский.
«Батюшка говорил, что земля Русская никогда, то есть до Страшного Суда, не оскудеет великими старцами благочестия, молитвенниками и наставниками, подобно древним» (преп. Лаврентий Черниговский, с.138).
В наше время глобальной греховной жизни всего человечества значение Православных Старцев сравнимо со спасительной ролью последнего пред адом «реанимационного отделения». Если человек не верит словам Старцев – и отказывается от единой методики лечения, назначенной Спасителем – у него нет никаких шансов на спасение. Утверждающие, что верят только Спасителю и при этом отказываются исполнять законы, введенные Им в данной Обители – лукаво скрывают, часто даже от самих себя, намерения во что бы то ни стало сохранить внутри себя грехи, приведшие их на порог смерти. Спаситель пошлет знаки и предупреждения, пошлет врачей и консультантов, попустит боли и страдания…, но не будет лично «оперировать» каждого и особенно – «отказников»! При печальном исходе Спаситель «подпишет справку о смерти», но как Наиболее Ответственное Лицо – не лишит помощи миллионы и миллионы тех, кто ее жаждет, пытаясь спасти отвергших все этапы комплексного лечения.
В спасении «последних христиан» главную роль сыграют Православные Старцы России. Ни один генералиссимус не может выиграть битвы без генералов, офицеров и солдат. Именно с солдатами себя сравнивают Старцы, хотя многие из них находятся в генеральских «духовных чинах». Старцы из смирения и кротости всячески принижают свою основную роль «массовых спасителей», просветителей и лекарей человечества. Но иногда и они «проговариваются» о величайшей спасительной важности доверия и следования Старцам. Сравнивая себя с «кустами», которые несравнимо ниже «великих деревьев» — «ветхих пророков», старцы, тем не менее, не отказываются от роли «малых спасителей». Но, ни БОГ ОТЕЦ, ни Христос, ни Старцы не смогут спасти тех, кто отвергает Волю БОГА и Иисуса Христа, данную через пророчества, которые передают нам Старцы. А так же отвергает их личные наставления, основанные на величайшей любви, мудрости и жизненном опыте.
“Верными Православию останутся только те, кто «уцепятся за кусты». Пояснив, что «кусты» — это старцы и их слова. Вера добавила, что в то время почти все духовенство заблудится в трех соснах, и многие отойдут от истины» Старец Гурий из Вологды.
Есть логика построения — «В начале было слово». И без признания этого Слова – невозможно строительство. Как возрождение Православия невозможно без признания авторитета и слов Старцев, так без возрождения Православия не возможно возрождение России. А без возрождения Росси весь мир погибнет, не имея спасительного Ковчега.
Каждое величие собирается из малых частей. Из «малых» пророчеств собирается величие Промысла, направленного на благо всего человечества. Из слов разбросанных во времени и пространстве Святых Пророков создается идеология грядущего Православного Царства. Как образ земной иконы Царствия Небесного выстраивается на территории России и ближайших государств, Священная Российская Империя. Православное Царство создается по Промыслу не для одного народа, как задумали мудрецы Израиля, а для всех народов единых духом. А значит, в духе эти народы будут — Единым Народом. А значит Старцы-Пророки России истинные Великие пророки Апокалипсиса. Наши внуки, и их дети и внуки… будут в деталях и подробностях изучать жизнь и слова тех Великих Святых, кто ходил по этой земле рядом с нами и благодаря кому, в том числе, была спасена жизнь на планете.
Схи-иеромонах Аристоклий, афонский старец, перед смертью сказал: «Крест Христов засияет над всеми мирами, потому что возвеличится наша Родина и будет, как маяк во тьме для всех. Какой-то необычный взрыв будет и явится чудо Божие. И будет жизнь совсем другая на земле, но не на очень долго».
«Православная Церковь будет занимать господствующее положение. Высшая власть и Священство будут исключительно у Великороссов. Противящиеся будут выселяться на пустынные пространства на Милость Божию. Русь Святая, воцаришася со Христом на тысящу лет так и не поклонишася зверю, упасет народы жезлом железным». Препмч. Иероним Санаксарский (+ 6.О6.2001)
«Мучитель со своими демонами, связанный Ангелами, а также все приявшие печать его, все нечестивцы и грешники связаны будут и приведены пред судилище. И Царь даст на них приговор вечного осуждения, в огонь неугасимый. Все же не приявшие печати антихристовой и все скрывающиеся в пещерах возвеселятся с Женихом беспредельные веки веков». Ефрем Сирин
«Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда». (2Пет.3:13)
Именно об этой Священной Российской Империи — «земле правды» и проповеди Евангелия Царствия перед Концом Света, совпадающей со всеми пророчествами говорил и Иисус Христос:
«И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» Матф.,24.14.
Фокин С.Н. СПБ 8.11.2012г.

Самый близкий святой нашего времени

Старец Паисий Святогорец Двадцать лет назад, 12 июля 1994 года, ко Господу отошёл знаменитый афонский старец Паисий. Однако его име не только не забылось, но продолжает освещать путь к вере многих и многих людей по всему миру. Корреспондент портала Православия.Ru попросил священников Вадима Леонова и Димитрия Фетисова, а также заместителя главного редактора Издательского дома «Святая Гора» Афанасия Зоитакиса рассказать о значении афонского старца и его сохранившихся слов и поучений для мирового Православия.

***

«Он — верное чадо Православной Церкви»

Протоиерей Вадим Леонов

Протоиерей Вадим Леонов, кандидат богословия, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Сретенской духовной семинарии

— Чем дальше мы от времени земной жизни Господа Иисуса Христа, тем больше возникает сомнений в достоверности Священного Предания Церкви, в истинности ее духовного опыта, в соответствии церковной жизни первоначальному установлению Спасителя. Старец Паисий и подобные ему святые личности своей жизнью однозначно решают все эти вопросы. Их глубокая воцерковленность и несомненная святость прямо свидетельствуют, что слова Господа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» нерушимы и явлены в жизни Православной Церкви. Православная Церковь, подобно матери, продолжает рождать святых людей, значит и Глава ее — Христос. Когда сравниваешь жизнь и поучения старца Паисия со святыми прошлых веков, то очевидно, что он, при наличии своих личных особенностей, живет тем же Духом, той же Любовью, той же Истиной, что и апостол Иоанн Богослов, преподобный Макарий Египетский, преподобный Исаак Сирин, преподобный Серафим Саровский и множество иных подвижников. Старец Паисий — это свидетельство об истинности Православия гораздо более убедительное, чем какие-то земные чудеса и сверхъестественные явления.

Старец Паисий – это свидетельство об истинности Православия гораздо более убедительное, чем какие-то земные чудеса и сверхъестественные явления

Кроме этого, огромное значение имеют те поучения, которые смогли сохранить его духовные чада. На первый взгляд, может показаться, что там содержится уже хорошо знакомое учение о духовной жизни, основанное на молитве, смирении, покаянии и жертвенной любви. Однако его слова обладают удивительно свежестью и убедительной силой. Свежестью — потому что произнесены сравнительно недавно и часто относятся к событиям, участником которых мы являемся. Они обращены к современному человеку и каждый легко распознает в его поучениях ответы на свои насущные вопросы. А сила его слов в том, что все сказанное им опирается на его жизненный опыт. Масса примеров из его личной жизни делают речь старца Паисия убедительной, яркой, запоминающейся. Господь дарует таких светлых людей, чтобы сделать нас живыми христианами.

Во всех спорных вопросах старец высказывал традиционное учение Православной Церкви

Мне кажется, что нет повода говорить о каком-то особом учении старца Паисия, о степени его ортодоксальности. Он — верное чадо Православной Церкви, о чем он сам свидетельствовал многократно. Какие-то тонкие богословские темы он не обсуждал, но во всех спорных вопросах высказывал традиционное, хорошо всем известное учение Православной Церкви. Теологический модернизм, жажда сказать свое особое слово в богословии ему был чужды. Спасение вне Церкви он исключал, поэтому и монахов-зилотов стремился, прежде всего, привести к единству с Церковью. И, тем не менее, его можно назвать истинным богословом, потому что он достиг недоведомой для большинства людей степени богопознания и донес до нас свой духовный опыт. Это и есть истинное православное богословие.

***

«Авва Паисий — это особый святой, можно сказать, социальный — необычайно близкий к простому народу»

Священник Димитрий Фетисов Священник Димитрий Фетисов, старший преподаватель кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина:

— Всем людям, которые приходят в храм и задают самые различные вопросы о духовной жизни, я практически всегда рекомендую прочесть беседы со старцем Паисием Святогорцем. Иногда даже дерзаю давать некоторым кающимся епитимью — прочитать тот или иной том с мыслями этого великого аввы. И, пожалуй, не знаю ни одного случая, когда его слово так или иначе не оказало бы положительного воздействия на душу самого что ни на есть оторванного от Церкви современного человека…

На мой взгляд, эта великая польза от чтения поучений старца обусловлена рядом причин. Во-первых, авва Паисий — это особый святой, можно сказать, социальный — необычайно близкий к простому народу. В истории святоотеческой письменности есть определённая проблема: практически все тексты аскетического содержания создавались монахами и, чаще всего, для монахов. И, несмотря на то, что требования к монаху и мирянину, по большому счёту одинаковые. Например, апостол Павел говорит: «Непрестанно молитесь…» (1 Фес 5: 17). Этот призыв направлен ко всем христианам, а не только монашествующим, но всё же «первокласснику» не стоит сразу ставить задачи по высшей математике, для начала ему нужно разъяснить элементарные правила сложения и вычитания.

Эту проблему по-своему разрешают оптинские старцы (чего стоят одни только простенькие поговорки преп. Амвросия Оптинского) или коммуникабельность святителя Феофана Затворника, который получал от двадцати до сорока писем в день.

Но простота и доступность поучений старца Паисия, а также широта обзора тем, актуальных именно для современного мирянина, пожалуй, разрешают эту проблему самым наилучшим на данный момент образом, делая его самым-самым «социальным» святым.

Старец Паисий – он универсален и подходит абсолютно всем

Во-вторых, очень действенной оказывается «мягкая» доброта и необычайная простота афонского старца. У каждого святого свой характер, который вовсе не отвергается Богом. Кто-то из святых отцов суров и кое-где подчёркнуто рационален — и это тоже совершенная любовь, имеющая своего адресата (я, например, не раз замечал, что святитель Игнатий (Брянчанинов) особенно хорошо воспринимается людьми с техническим складом ума — «технарями»). Кто-то из писателей-аскетов поэтически возвышен и приводит в искренний восторг филологов и лингвистов (например, свт. Феофан Затворник).

Ну, а старец Паисий — он универсален и подходит абсолютно всем.

Его добрый, немного с деликатным юмором слог является образцом современной проповеди. Геронда не просто доступен и предельно понятен, но и, не побоюсь здесь быть вульгарным, необычайно ласков и нежен к своим слушателям. Очень заметно, что своих далеко не совершенных совопросников, т.е. всех нас, он авансом считает очень хорошими людьми, которые заблудились как малые детки и вот сейчас, узнав правильный путь, они обязательно пойдут по нему. Это волей-неволей заставляет нас смиряться и прислушиваться к словам нашего великого святого современника, хоть немного подражая ему так, как он подражал Христу.

***

«Старец является одним из богословов, труды которого переживут многие эпохи»

Афанасий Зоитакис, кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории Церкви (Исторический факультет МГУ), главный редактор портала AgionOros.ru, заместитель главного редактора Издательского Дома «Святая Гора».

Старец Паисий занимает совершенно уникальное место среди подвижников нашего времени. Его слова, переведенные на множество языков, находят отклики людей со всего мира, а его миссионерская роль сравнима с творениями святых отцов. Нам известно о том, что очень много неверующих людей, прочитав совершенно случайно труды отца Паисия, обратились к вере. Лично я знаю несколько случаев, когда после прочтения книг старца люди, не желавшие до этого ничего знать и слышать о Церкви и христианстве, совершенно меняли свою жизнь, открывая свое сердце вере.

До сих пор слова старца Паисия являются большим подспорьем для современных христиан. Многие верующие находят в его творениях ответы на волнующие вопросы духовной жизни. Найдя их, православные, воцерковленные люди начинают жить более осмысленной духовной жизнью. Именно в этом и состоит значение старца Паисия для православия.

Отца Паисия нет с нами уже 20 лет, но, тем не менее, через его труды люди продолжают приходить в Церковь, а это говорит о том, то старец является одним из тех богословов, чьи труды переживут многие эпохи. Пятитомник старца Паисия «Слова» был опубликован издательским домом «Святая Гора» более 10 лет назад, но и по сей день его творения продолжают печататься и находить своих читателей.

Его поучения — это бытийное богословие, построенное на богатейшем духовном опыте старца

О старце Паисии можно говорить, что он сам был столпом и утверждением истины, ибо его поучения — это бытийное богословие, построенное на богатейшем духовном опыте старца, которое, что немаловажно, шло не только от опыта. Многие современные богословы являются компиляторами, у которых нет никакого духовного багажа. С отцом Паисием все обстоит иначе: одной из его настольных книг была книга преподобного Исаака Сирина. Конечно, нельзя сказать, что старец все время что-то читал, а потом заучивал какие-то положения. Это совершенно не так. Его учения — это личное духовное наследие.

Многие богословы затрагивают только вопросы этики или вопросы добродетели, чего не скажешь о старце Паисии. Он не чуждался серьезных догматических вопросов, рассказывая о них достаточно просто. Ортодоксальность в вере была для него принципиальна, он с болью в сердце относился к тому, чтобы пребывать в истине. Для старца Паисия принципиально важно было следовать Евангелию и догматам Церкви. Он не был готов к компромиссам, поэтому его труды очень ценны для Православия, а его духовное наследие в полной мере не только соответствует, но и продолжает курс святых отцов.

Его называли великим пророком, предсказавшим крушение коммунизма в СССР, канонизацию царя Николая II, гибель атомных подлодок «Комсомолец» и «Курск»… Сотни тысяч паломников со всего света приезжали к старцу на островок в надежде на чудо. Нынешний черный август не пощадил самого чудотворца. Теперь народ потянулся к его могиле. 1. Мы все спешим за чудесами Псковская пристань на удивление была пустынна. Оказалось, по четвергам «ракета» на остров Залит не ходит. — А вообще-то народу здесь за последние годы перебывало видимо-невидимо! — рассказывает пристанский сторож. — Не только из нашей страны. Немцы, американцы, канадцы. Даже из Африки. — И помогал старец? — интересуюсь. — У нашего начальника мастерских жизнь не сложилась. С работой, семьей. Развелся. Уволился. Поехал к старцу. Тот и говорит: «Викторка — товарища Виктором зовут, — все у тебя будет хорошо!» Товарищ по новой женился. Ребенок, машина, дача хорошая. Должность повыше. Значит, правду старец сказал. Я тоже все к нему собирался. Не успел. Ты завтра-то пораньше к «Ракете» приходи, а то мест не хватит. Наутро я пришел пораньше. Все равно пришлось сидеть на палубе. Но я не обращал внимания на холодные брызги, слушая истории о чудесах старца. Приехала к отцу Николаю женщина, благословения просит. «У сына моего день рождения, я ему пива наварила». А старец схватил костыль и погнал ее до самого берега. Еле-еле на «Ракету» успела. Дома дверь открывает, а сын уже петлю на шею надел. Повеситься хотел. Спасла кровинушку. И только тогда поняла, почему старец гнал ее. Одному паломнику он помазал святым маслицем не только лоб, но и всю спину. А паломник-то бандитом оказался. Через несколько дней на «стрелке» всю его «братву» положили. Он один чудом жив остался. Спину лишь слегка зацепило. Будто кто отвел пули. Спасенный опять на остров приехал, с богатыми подарками. Много еще наслушался я за сорок минут плавания по Псковскому озеру удивительных историй про изгнание бесов, исцеления глухонемых, калек… Я тоже ехал на остров Залит за чудесами. А столкнулся с драмой великого праведника. Прошедшего огонь, воду, но из-за медных труб славы раньше срока попавшего в могилу. Или на небеса. 2. Испытания великого праведника Огонь… С пристани следом за паломниками бреду на кладбище. У самых ворот — свежая могила. Здесь 24 августа и закончился жизненный путь протоиерея Николая Гурьянова. На похороны прибыли три тысячи человек с «большой земли». А начался жизненный путь старца 24 мая 1909 года. Неподалеку отсюда, в селе Чудские Заходы. Отец, купец Алексей Иванович Гурьянов, был регентом церковного хора. Он умер, когда мальчику было всего 4 года. Николай уже в детстве прислуживал в алтаре. В 1926 году окончил Гатчинский педагогический техникум. Поступил в Ленинградский пединститут. Но за выступления в защиту церкви покинул его после первого курса. Служил псаломщиком в церкви. В 1934 году его арестовали. За веру. Так начались испытания будущего подвижника. Гурьянов прошел питерские «Кресты», лагеря под Киевом, ссылку в Коми. Строил железную дорогу на Воркуту, воспетую в лагерных песнях. Покалечил ноги упавшим рельсом. Кругом побои, голод, овчарки. Смерть товарищей, таких же ссыльных священников. Он выдержал это испытание. И в начале Великой Отечественной вышел на свободу (на той войне погибли все три его родных брата). С 1942 года служил священником в Латвии, Литве. В 1958 году переведен в Псковскую епархию. …вода… Напротив кладбищенских ворот — зеленый домик. Самый маленький на острове. Крохотная низенькая комнатка в одно оконце. Головой едва не задеваешь за потолок. Железная кровать, круглая железная печка. В этой келье он прожил в молениях 44 года. Это тоже испытание немалое — провести столько лет на островке, продуваемом всеми ветрами. Кругом вода, одна вода. Когда Гурьянов приехал, остров был голым. Фашисты почти дотла сожгли его. Новый священник стал сажать деревья. Воду ведрами с озера носил, поливал. Глядя на него, и народ принялся за озеленение. Так сообща и преобразили остров. А еще он много лет восстанавливал храм Святителя Николая, разоренный перед войной коммунистами. И помогал как мог людям. Не только молитвой. Народ на острове жил бедно, кормился исключительно рыбой. Батюшка, отслужив в храме, шел нянчиться с детишками рыбацкими. «Марьюшка, я посижу с ребятками, а ты на берег ступай, помоги мужу ладью разгрузить». Когда в период хрущевских гонений на церковь кто-то донес, что батюшка Ленина поносит, народ отстоял его. И воздалось отцу Николаю за труды его, стойкость в испытаниях. Крохотный островок стал одним из центров мирового православного паломничества. Потянулись сюда и простые люди, и знаменитости. Дважды навещала старца жена Президента России Людмила Путина. Видели здесь знаменитого банкира Сергея Пугачева, очень крупных российских начальников. Да много кого видели. Что влекло всех на этот остров? «Отец Николай мог помочь любому человеку в его тяжких проблемах. Разрешить непонятные жизненные хитросплетения. Дух Божий дал ему способность видеть человека насквозь, всю его сущность, все проблемы. Старец говорил как бы не от себя, а возвещал волю Божию». Так пытался объяснить мне загадку огромной популярности старца его духовное чадо Александр Жуков, священник из соседнего села Лисье. «Если старец говорил: «Все хорошо, все хорошо!» — можно было быть спокойным. Если молчал — зловещий признак. Значит, человек ступил не на ту дорожку. Особенно поражал его дар видения прошлого, настоящего, будущего. Все-все, что батюшка говорил мне, исполнялось. …и медные трубы Мы беседуем со священником Жуковым под непрестанное воркование голубей. Ими буквально усыпан весь дворик. Меж голубями безмятежно разлеглись три кота. Сплошная идиллия. Словно иллюстрация райского места. Только вот рая на нашей грешной земле не бывает. — А правда, что старец предсказал себе 104 года жизни, а сам прожил лишь 93? — задаю деликатный вопрос. — Да, я не единожды слышал от батюшки на этой самой скамеечке: «Сашенька, я проживу 104 года». Но пророчества святых не есть что-то закостенелое. Понятия рока в православии вообще нет. Всем нам нужно было внимательно к этому пророчеству отнестись. И поберечь старца. Служение людям — тягость неимоверная. Люди-то приезжали разные. Были просто толпы туристов. Круиз по псковским монастырям с заездом к живой святыне. Но живой святыней пользоваться надо, если есть духовная потребность. А не смотреть на нее, как, извините, в зоопарке. Поэтому он в последнее время не хотел выходить из кельи. Ведь у него в чем только душа держалась! Все тело истощено, измучено. Но слишком далеко разошлась слава о Николае Гурьянове. Все больше народа жаждали чуда. Опекавшие старца келейницы — матушки Михаила и Николая — выставили охрану, подняли повыше забор. И пошли письма во все инстанции, вплоть до президента, что отца Николая не допускают до народа, держат взаперти, а келейницы мучают его. Однажды жаждущие чуда и благодати даже вломились в этот уютный дворик, иллюстрацию рая. Пытаясь силой вызволить батюшку. Началась драка. Старец, не сломленный сталинскими лагерями, вынужден был становиться на колени перед местной властью, прося оставить келейниц с ним. Давал показания прокуратуре, что его не притесняют. Печальная картина. Занималась ситуацией на острове и Московская патриархия. Об итогах рассказывал полтора года назад на православном радио «Радонеж» известный архимандрит Тихон (Шевкунов). «Я ни в коем случае не хочу хоть в чем-то упрекнуть тех, кто стремится к старцу: это благодатный подвижник, и для всякого православного великое счастье повидать его и тем более получить благословение. Иногда благословение на всю жизнь. Так случилось и со мной. Именно отец Николай предсказал мне монашеский путь и благословил на него, когда я даже и не помышлял о монашестве. Но в последние годы происходит иное… Одни зарабатывают на этом огромные деньги, другие порой просто не понимают, что отец Николай физически не может всех принять. А в день к нему порой приезжало более пятисот человек! Дважды по благословению Святейшего Патриарха, который более сорока лет знает отца Николая, мы ездили на остров. Мы вывели всех из кельи старца и попросили его сказать, правда ли все то, что пишут о притеснениях. Мы предложили ему на выбор: или убрать нынешних келейниц и заменить монахами Псково-Печерского монастыря, или перевести старца в монастырь, где за ним будет самый внимательный уход, или сделать все то, что он сам скажет. Ответ был таким: отец Николай умолял ничего не трогать и не менять в его жизни». Но страсти не улеглись. Даже после смерти. Скандал мог возникнуть на похоронах. (Хватило ума не делать этого над гробом!) Но остров расколот. Многие прямо говорят, что «умер старец без воздуха». Потому что сидел взаперти. А если бы его выпускали, еще долго бегал бы по острову. Вот и в церкви здешней с неприязнью отозвались о монахинях, ухаживавших за старцем. В последние годы он не посещал храм своего покровителя небесного святителя Николая, в котором служил сорок лет. От кельи до храма — сотня метров. Сам не хотел? Или не пускали? Время рассудит, что же было на самом деле. Но я, вернувшись в Москву, не мог не спросить архимандрита Тихона (Шевкунова), почему все произошло именно так. — Он просил ничего не трогать, не менять в его жизни. Мы не могли пойти против его воли. Настоящий христианин должен закончить свою жизнь на Голгофе. Он сам выбрал этот путь и не хотел сходить с креста. 3. Пророков нет в Отечестве родном? Такая вот печальная история последних лет жития старца Николая открылась мне на острове Залит. Хотя ехал-то я туда, как и другие, за чудесами. Узнать по горячим следам подробности сбывшихся великих пророчеств, выведать еще несбывшиеся и расписать их в «Комсомолке». Попав с большим трудом в келью чудотворца (охрана-то до сих пор не дремлет), первым делом спросил монахинь Николаю и Михаилу: «Пишут, что отец Николай предсказал взрыв подлодки «Курск». Когда это было?» Ответ ошеломил. «Не было такого пророчества. Когда страна узнала про затонувшую подлодку, батюшке позвонили, попросили помолиться за моряков. Все тогда надеялись, что они еще живы. «Мученики, — сказал отец Николай. — Все в царстве небесном будут!» Указывая на то, что никто из них в живых не останется». Не предвещал, оказывается, отец Николай беду и атомной подлодке «Комсомолец». О канонизации расстрелянных большевиками Романовых говорили и ждали ее уже лет пятнадцать. Да старец и не возвещал ее. Он просто много лет молился царю с царицей как святым. И дождался, что православная церковь официально признала их святыми. (Может, когда-то канонизируют и самого Николая Гурьянова. В народе ходит такая молва.) Да, сенсации о великом пророке не получилось. Но, признаюсь, камень упал с моей души. Пророчество святого человека о взрыве подлодки, на мой взгляд, попахивало мистикой и даже, извиняюсь, чертовщиной. Ведь это не крах коммунизма, в который верили многие. Это мученическая смерть 118 невинных душ. И если старец знал, что «Курск» погибнет, почему не бил во все колокола, чтобы предотвратить ее выход в море? …С острова я возвращался уже вечером. Вдруг к пристани вне всякого расписания подошел теплоход «Иван Залит» (имя этого большевика до сих пор носит и остров). Привез паломников на могилу старца. Девочка-подросток билась в конвульсиях. Ее бережно несли на руках, успокаивали: «Отец Николай тебе поможет». Что ж, теперь к нему за помощью можно всем приходить свободно. И сам он наконец свободен! К кому еще едут паломники: Отец Иоанн (Крестьянкин), Псково-Печерский монастырь. Отец Кирилл (Павлов), Троице-Сергиева лавра.