Сын божий
Содержание
- Сыны Божии и дочери человеческие
- Сыны Божие
- Контекст 6 главы книги Бытия.
- Изучение 6 главы книги Бытия.
- Попробуем ответить на вопрос: «Почему так получилось?»
- В заключении
- Исполины
- Трудные тексты Библии. Кто такие сыны Божии?
- Кто такие сыны Божии? Быт. 6:1-2
- Формулировка вопроса
- 1. Сыны Божии — это падшие ангелы
- 2. Сыны Божии — это потомки Сифа
- 3. Сыны Божии — это князья и начальники народа
- Выбранное решение вопроса
- Принцип грамматики и лексического анализа
- Принцип литературного контекста и авторского замысла
- Принцип исследования исторического контекста
- Принцип ясности Писания
- Вывод.
- Божия Дочь
Сыны Божии и дочери человеческие
Кто такие «исполины»?
В библейской книге Бытия немало загадочных мест, но одно из них, в начале шестой главы, вызывает особенно много вопросов…
Текст гласит: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жёны, какую кто избрал. И сказал Господь Бог: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди».
Эта история приведена непосредственно перед рассказом о Потопе, и становится понятно: здесь описана крайняя степень развращённости допотопного человечества. Но, собственно, что там происходило, так и остаётся неясным. Кто тут назван сынами Божиими? В каком смысле они брали себе в жёны «дочерей человеческих»? Что такое 120 лет: предельный срок человеческой жизни или срок, оставшийся до Потопа? Кто такие «исполины» и какое отношение они имеют к этим загадочным бракам? Важнее всего, конечно, разобраться с «сынами Божиими».
Обращение к Толковой Библии под редакцией Лопухина как будто даёт нам ответ на все вопросы. Но ответов почему-то несколько: «Одни, преимущественно иудейские раввины… видели здесь указание на сыновей вельмож и князей, вообще высших и знатных сословий, будто бы вступавших в брак с девицами низших общественных слоёв… Большинство других иудейских и христианских толковников древности, вместе с рационалистами нового времени, под „сынами Божиими“ разумеют ангелов. Будучи обстоятельно развито в апокрифических книгах – Еноха и Юбилеев и в сочинениях Филона, это мнение в первые века христианской эры пользовалось такой широкой известностью, что его разделяли даже многие из отцов и учителей Церкви (Иустин Философ, Ириней, Афинагор, Климент Александрийский, Тертуллиан, Амвросий и др.)…».
Вместе с тем существовала и третья точка зрения, которую (правда, без особой аргументации) единодушно разделяет и автор Толковой Библии: речь идёт о потомках Сифа, третьего сына Адама и Евы, которые стали вступать в брак с девушками из рода Каина, проклятого братоубийцы. И это мнение находит серьёзную поддержку у отцов Церкви: его разделяли святые Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Кирилл Иерусалимский и другие. Что касается 120-ти лет, Толковая Библия видит в них срок, отпущенный человечеству для исправления. «Исполины» понимаются там как испорченные, падшие люди, поскольку само их именование нефилим напоминает еврейский глагол нафал «падать», при этом их рождение никак не связано с этими незаконными браками.
* * *
Упрощённо говоря, можно сказать, что существуют две теории: сыны Божии как духи или Ангелы и сыны Божии как люди, особо благочестивые или особо могущественные. Как же возникли столь различные толкования? Если мы обратимся к самым ранним источникам, мы увидим полное единодушие: под «сынами Божиими» следует понимать падших духов. Некоторые рукописи греческого перевода Ветхого Завета в этом месте вместо слова «сыны» содержат слово «ангелы», а апокрифические «Книга Юбилеев» и «Завет двенадцати патриархов» рассказывают нам историю падения ангелов с земными девушками. Находим мы её у иудейских писателей эллинистического времени (Филона Александрийского и Иосифа Флавия) и у самых ранних христианских авторов.
Вот что сообщает Иосиф Флавий: «Потомки Сифа пребывали в продолжение семи поколений в непоколебимой вере, что Господь Бог владыка всего существующего, и были всецело преданы добродетели. Затем же, с течением времени, они уклонились от отцовских обычаев в сторону зла, так как перестали питать необходимое благоговение к Богу и относиться справедливо к людям; то рвение к добродетели, которое они выказывали раньше, они заменили теперь вдвое большим злом во всех своих поступках. Вследствие этого Господь стал во враждебные к ним отношения. Дело в том, что много ангелов вступило в связь с женщинами и от этого произошло поколение людей надменных, полагавшихся на свою физическую силу и потому презиравших всё хорошее». Обратим внимание, что Флавий тоже говорит здесь о потомках Сифа, но «сынами Божиими» оказываются вовсе не они. При таком подходе 120 лет – это максимальная продолжительность человеческой жизни, а исполины – дети, родившиеся от подобных браков.
Христианский апологет мученик Иустин Философ в своей «Второй апологии» пишет: «Бог, сотворивший весь мир, покорив земное человеку и устроив небесные светила для произращения плодов и для произведения перемен времени, постановив им Божественный закон (что, очевидно, Он сделал для людей), вверил попечение о людях и о поднебесном поставленным на это ангелам. Но ангелы преступили это назначение: они впали в совокупление с женами, и родили сынов, так называемых демонов: а затем, наконец, поработили себе человеческий род, частью посредством волшебных писаний, частью посредством страхов и мучений, которые они наносили, а частью через научение жертвоприношениям, курениям и возлияниям, в коих сами возымели нужду, поработившись страстям и похотям; и они посеяли между людьми убийства, войны, любодеяния, распутства и всякое зло. Поэтому и поэты и мифологи, не зная, что всё ими описываемое делали с мужчинами и женщинами, городами и народами ангелы и рождённые от них демоны, приписали это Самому Богу и сынам родившимся, как от семени Его».
Подобное говорят и другие раннехристианские писатели, например, святые Афинагор и Климент Александрийский, и некоторые иудейские авторы. Но уже в середине II века по Р. Х., как сообщает Талмуд, иудейский мудрец Шимон бар Йохай не просто настаивал на том, что здесь имеются в виду сыновья могущественных людей, но и проклял тех, кто и впрямь считал их сынами Бога, поскольку это звучало богохульно. Надо полагать, что в те времена христианская вера в Иисуса как Сына Божиего заставляла относиться к подобного рода отрывкам с особой подозрительностью. Отчасти об этом свидетельствует «Диалог с Трифоном иудеем» мученика Иустина Философа. Хотя это место из книги Бытия и не упоминается там прямо, но Трифон упрекает Иустина в том, что в его богословии ангелы согрешили и отпали от Бога, а для самого Иустина такое представление об ангелах тесно связано с верой во Христа как Сына Божиего.
Откуда же взялось объяснение, что сынами Божиими называются здесь потомки Сифа, третьего сына Адама и Евы? Его предложил малоизвестный христианский автор II века Юлий Африкан, и некоторое время оно оставалось не особенно популярным. Но потом с ним согласился святитель Кирилл Иерусалимский, которому довелось вступить в спор с императором Юлианом Отступником, возрождавшим язычество. Вероятно, император-язычник ссылался именно на это место как на свидетельство, что «сынов Божиих» и без Христа было достаточно, и Кирилл такое толкование решительно отверг в пользу версии Африкана.
Мы знаем её, прежде всего, из 22-й «Беседы на Бытие» святителя Иоанна Златоуста, где он со свойственной ему эмоциональностью спорит с неназванными оппонентами: «…нужно тщательно исследовать это место и опровергнуть пустословие тех, которые обо всём говорят необдуманно… дабы вы простодушно не слушали тех, которые произносят хульные речи и дерзают говорить на свою голову. Они говорят, будто это сказано не о людях, но об ангелах; их будто бы Писание назвало сынами Божиими. Но, во-первых, пусть они покажут, где ангелы названы сынами Божиими… не безумно ли говорить, будто ангелы снизошли до сожительства с женами и бестелесная природа унизилась до совокупления с телами? …Мы уже прежде сказали вам, что Писание имеет обычай и людей называть сынами Божиими. Так как они вели род свой от Сифа и от сына его, названного Еносом („сей бо, говорит Писание, упова призывати имя Господа Бога“), то его дальнейшие потомки в божественном Писании названы сынами Божиими, потому что они до тех пор подражали добродетели предков; а сынами человеческими названы те, которые родились прежде Сифа, от Каина, и от него вели свой род».
Казалось бы, если речь идёт всего лишь о том, что потомки Сифа стали брать себе в жёны девушек из потомков Каина, что особенного в таком поведении, почему оно должно приводиться как образец нечестия? Златоуст поясняет: «они устремились к этому делу не по желанию чадородия, но по неумеренной похоти… красота лица была для них причиною блудодеяния и необузданности». В соответствии с этим 120 лет трактуются как период, на который было отсрочено наказание, а исполины – просто как могучие люди, никакой прямой связи между этими браками и их рождением Златоуст не проводит.
Так что же на самом деле означает этот текст? Ответ в значительной мере зависит от уточняющего вопроса: для кого именно? Если говорить о том, что изначально хотел сказать автор и что увидели в тексте его современники, по-видимому, картина будет вполне однозначной. Все известные нам апокрифические, самые древние иудейские и христианские источники однозначно видят здесь указание на браки между павшими духами и земными девушками, другая возможность в них даже не рассматривается. Притом уже святой Иустин Философ связал этот рассказ с распространёнными среди языческих народов мифами о браках богов и смертных. Представления об этих браках, от которых рождаются великие цари и герои (исполины), действительно были широко распространены в древнем мире: именно так мифы описывали происхождение, к примеру, Гильгамеша, Геракла, Энея, Ромула и Рема. Для царя тех времён было вполне обычно заявить о своём неземном происхождении как о доказательстве своего права на власть.
Но разве могут демоны вступать в брак с земными женщинами? Тут можно вспомнить, что в Библии языческие культы постоянно сравниваются с блудом, с нарушением верности Единому Богу. Впрочем, тут даже не потребуется слишком много иносказательных пониманий – мы прекрасно знаем из Библии и других ближневосточных текстов о храмовых блудницах и всевозможных культах плодородия. Языческая религия такого типа неразрывно связана с оргиями, участники которых не просто удовлетворяли свою похоть, но действительно думали, что вступают в браки с божествами, которых они почитают. Те же Ромул и Рем, основатели Рима, родились, согласно преданию, от брака бога войны Марса и жрицы-весталки. И первые читатели или слушатели книги Бытия видели примеры подобных «браков» среди окрестных народов, а порой им предавались и сами израильтяне.
Но прошли века, подобные культы и мифы ушли в далёкое прошлое, зато появилось достаточно подробное учение об Ангелах и демонах как бесплотных духах. Теперь прежнее понимание загадочного эпизода из шестой главы Бытия выглядело спорным, да и опасным, пожалуй: как это девушки выходили замуж за ангелов?! Иудейским и христианским богословам просто необходимо было предложить новое объяснение. Так появились другие объяснения: иудеи, в основном, предпочли говорить о «сынах Божиих» как о правителях и могущественных людях, христиане – как о благочестивых потомках Сифа. С тех пор как появились эти толкования, в общем-то, не было предложено никаких новых гипотез и аргументов, и по сю пору библеисты повторяют примерно те же самые доводы в пользу одной из теорий.
Какое же толкование можно считать правильным? Ответ зависит от ответа на вопрос: для какой аудитории? Далеко не всегда можно говорить о едином, раз и навсегда данном значении того или иного библейского текста. Мы можем со значительной степенью уверенности утверждать, что автором и первыми слушателями и читателями он понимался так-то и так-то, но это понимание отчасти было обусловлено их картиной мира, которая с тех пор немало изменилась. Другие времена, другие задачи могут приводить толкователей к несколько иным решениям, которые будут востребованы в новом контексте. Именно так обычно и цитируют новозаветные авторы Ветхий Завет, понимая те же самые слова в несколько ином смысле и связывая древние пророчества непосредственно с евангельской историей.
Сегодня нам может показаться это удивительным, но такое постепенное раскрытие смысла в истории тоже можно считать частью Божественного замысла. Библия есть книга Церкви не в том смысле, что Церковь заперла её на ключ и никого к ней не подпускает. Эта книга живёт в Церкви, раскрывается в ней, получает в ней новое и более глубокое осмысление по действию того же Святого Духа, Который когда-то вдохновлял людей, написавших этот текст.
Сегодня мы обратимся к книге Бытия:
2 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали себе в жены, какую кто избрал.
3 И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.
4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.
(Быт.6:2-4)
Кто они, сыны Божие?
На этот вопрос дается не мало ответов. Кто-то утверждает, что это небесный создания — ангелы, а кто рассуждает более приземленно, основываясь на родословии Адама.
Мы постараемся представить обе теории в свете нашего вопроса. Если у вас есть, что добавить к изучению нашей темы — просим оставить комментарии после статьи.
Сыны Божие
Начнем изучение темы с мест, где в Библии можно встретить упоминание словосочетания «сыны Божие».
Есть несколько ярких мест, с которых начнем чтение.
Первая точка зрения.
6 И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.
(Иов.1:6)
1 Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа.
(Иов.2:1)
7 при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?
(Иов.38:7)
Сыны Божии — в книге Иова определенно означают Ангелов.
Может ли такое же значение иметь это словосочетание в Быт.6:2-4?
25 Ибо, когда из мертвых воскреснут, не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.
(Мар.12:25)
Так как Ангелы не женятся, то под сынами Бога в книге Бытия что-то иное.
Возможно, в этом месте имеются в виду потомки Сима (семиты, предки будущих евреев)
1 Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем;
(Втор.14:1)
15 если бы я сказал: «буду рассуждать так», — то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.
(Пс.72:15)
6 Северу скажу: «отдай»; и югу: «не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли,
(Ис.43:6)
10 Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: «вы не Мой народ», будут говорить им: «вы сыны Бога живаго».
(Ос.1:10)
в противоположность потомкам Каина, дочери которого (в стихе 4) названы дочерьми человеческими.
В Новом Завете сыны Божии — это верующие. (См. дети Божии)
36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.
(Лук.20:36)
Вторая точка зрения:
- сыны Божии — потомки Сифа (третий сын Адама — праведник, родившийся вместо Авеля). Дочери человеческие — потомки Каина (внучки-правнучки). Потомки Каина не следовали за Господом, и, выходя замуж за праведных потомков Сифа, развращали их. Это и было неугодным в очах Божьих, после чего Он ограничил время жизни человеческой до 120 лет.
Мы разовьем эту мысль ниже, но для общей картины лучше всего вспомнить контекст 6 главы книги Бытия.
Контекст 6 главы книги Бытия.
Допотопное развращение. Быт. 6:1-8.
- Под «Сынами Божиими» подразумеваются или ангелы или главы Симовых семейств, которые женились на безбожных потомках Каина. Эти ненормальные браки, в чем бы они ни оправдывались, наполнили землю развращением и насилием.
- Иисус Христос признал потоп историческим фактом, и приравнял время Своего пришествия опять ко дням Ноя (Матф. 24:37-39). Все, что происходит в мире теперь, заставляет нас думать, не приближается ли это время опять?
- «Сто двадцать лет» (6:3) могли означать временную отстрочку потопа. Они могли также означать сокращение длительности человеческой жизни, о которой говорится в пятой главе.
- Поколения Ноя, 6:9; 9:28
- Жизнь Ноя является четвертым документом, составляющим книгу Бытия. В этом рассказе упоминается потоп, возможно записанный самим Ноем и переданный Симом Аврааму.
Ной и ковчег. Быт. 6:9-18.
- Ковчег был приблизительно 135 м. длиной и около 20 м. шириной.
- В нем было три палубы, разделенные на отделы, с окнами вокруг верхней палубы. Корабль этот был очень близок по своим размерам и пропорциям к океанским суднам нашего времени. Живя на берегах великих рек, кораблестроение было одним из достижений человека раннего времени. В клинописных записях говорится, что с древних времен жители Вавилона занимались судоходством.
- Местожительством Ноя, по вавилонским записям, была Фара, на реке Евфрате, в расстоянии 110 км. от Едемского сада. Поэтому речное судоходство и судостроение, наверно, было известно Ною с детства.
Животные. Быт. 6:19; 7:5.
- В главе 6:9-21 и 7:2 объясняется, что в ковчег были взяты семь пар чистых животных и лишь по одной паре других. Некто высчитал, что в ковчеге было достаточно места на 7 000 видов животных.
- Постройка ковчега, запас кормом и сбор животных — было само по себе гигантским предприятием. Вряд ли Ной со своими тремя сыновьями мог это сделать. Будучи внуком Мафусала и правнуком Еноха, по вавилонским обычаям Ной мог быть царем города и для этого дела мог ислользовать тысячи рабочих рук. И большая часть 120 лет ушла для этого предприятия (6:3). Можно смело допускать, что в это время Ной был предметом непрестанных насмешек, но он оставался твердым в своем намерении и вере.
5 и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых;
(2Пет.2:5)
7 Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.
(Евр.11:7)
В свете событий 6 главы мы можем смело выделить причину конфликта — развращение, что вызвало гнев Бога и наложило ограничение в 120 лет: на средний возраст жизни человека или на точную дату будущего потопа.
Бытие 6 глава повествует нам о событиях, происходивших непосредственно перед потопом. Очевидно, что эти события напрямую связаны с причиной потопа. Мы не должны упустить ничего важного, что могло бы пролить свет на предмет нашего исследования.
- Кем являются «Сыны Божии»?
- Каким образом эти существа могли брать себе в жены дочерей человеческих?
- И как те могли рождать детей от них?
- Как мы должны понимать слово «исполины»?
- Каково значение слова «непорочный», употребляемого по отношению к Ною и его родословию?
Изучение 6 главы книги Бытия.
Первое, на что стоит обратить внимание в нашем исследовании, это на слово “начали”:
«Когда люди начали размножаться на земле» (Быт. 6:1).
Слову переведенному «начали» соответствует еврейское слово chalal, в котором значение «начала» является вторичным.
Chalah, прежде всего, означает «просверливать, вонзать», отсюда «ранить».
22 ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне.
(Пс.108:22)
5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего на Нем, и ранами Его мы исцелились.
(Ис.53:5)
Из этого примитивного значения происходит более сложное «обнажать, открывать, делать незащищенным, открывать проход» и, наконец, «осквернять», например, святыню,
8 кто станет есть ее, тот понесет на себе грех, ибо он осквернил святыню Господню, и истребится душа та из народа своего.
(Лев.19:8)
а также “порочить семя”.
15 он не должен порочить семени своего в народе своем, ибо Я Господь, освящающий его.
(Лев.21:15)
Chalah может переводиться как “портить, развращать, осквернять, блудить”. В Бытии chalah встречается всего 8 раз. И мы даем список всех упоминаний, чтобы можно было лучше понять значение этого слова:
Бытие 4:26 Chalah
- 4:26 «Тогда начали призывать имя Господа»
- 6:1 «Когда люди начали умножаться на земле»
- 9:20 «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник»
- 10:8 «Нимрод, сей начал быть силен на земле»
- 11:6 «Вот что начали они (т.е. вавилоняне, строившие башню) делать»
- 41:54 «И наступили семь лет голода»
- 44:12 «Он (т.е. Иосиф) обыскал, начал со старшего»
- 49:3,4 «Рувим… ты осквернил постель мою»
Один раз в Бытии это слово переведено «осквернить». Оно относится к Рувиму, совершившему нечестие по отношению к «отцу», потерявшему, таким образом, превосходство первенца. Здесь мы ясно видим попытку осквернить семя, причем как одну из многочисленных попыток, упоминаемых в Бытии.
Упоминание этого слова в Быт.6:1 показывает, что это умножение людей также привело к осквернению семени “сынами Божиими”.
Исполины — суперлюди.
Наиболее очевидно, что «Божии» в словосочетании «сыны Божии» противопоставлено определению «человеческие» — в словосочетании «дочери человеческие».
Порождения этой связи сынов Бога с дочерьми человеческими названы «исполинами», еврейское Naphilim, что буквально переводится как «падшие».
Это были чудовища порока и суперлюди по размерам и по греховности. Одной из основных целей потопа было их уничтожение. Только семья Ноя сохранила свое генетическое происхождение от Адама.
«Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт. 6:9).
“Ной был непорочный” в смысле беспорочен в плане потомства и наследственности. Все остальные извратились, т. е. их наследственность была уничтожена (как потомков Адама).
Нужно заметить, что слово «житие» является переводом еврейского слова toledoth, что означает «семейная история». В ней может идти речь либо о предках, либо о потомках. Другое слово «род» является переводом еврейского слова dor, которое относится к современникам Ноя, людям жившим с Ноем в одно время.
Относительно своих современников Ной был «непорочным». Это еврейское слово tanim первоначально относится к физическому, но не к моральному совершенству. Оно очень и очень часто употребляется в описании беспорочного животного, приносимого в жертву.
3 Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы приобрести ему благоволение пред Господом;
(Лев.1:3)
5 Если же она родит женского пола, то во время очищения своего она будет нечиста две недели, и шестьдесят шесть дней должна сидеть, очищаясь от кровей своих.
(Лев.12:5)
Итак, Быт.6:9, прежде всего, указывает на то, что Ной был неоскверненный в отношении своего родословия. И таким образом канал, через который должно было прийти Семя жены, был сохранен среди всеобщего растления.
Попробуем ответить на вопрос: «Почему так получилось?»
Заранее оговоримся: это лишь предположение, и мы вовсе не претендуем на обладание всей полнотой истины в этом нелёгком вопросе.
В селекции есть такое понятие: инбредные линии.
Что это такое?
Это линии животных, которые выведены путём многократных близкородственных скрещиваний. Делается это для закрепления определенных качеств данной породы (например, надои молока). Теперь введем ещё одно понятие — «гетерозис». Это интересное явление возникает при скрещивании представителей двух инбредных линий. Характерезуется увеличением размеров потомства, повышением общей жизнестойкости и наличием множества других положительных качеств (для селекционера). Автор предположения другой верующий и я присоединяюсь к идеи.
Я согласен с тем, что сыны божии — это сифиты, а сыны человеческие — это каиниты.
Учитывая все выше сказанное, можно заметить, что в этих двух родах на протяжении поколений сформировались типичные инбредные линии (путем вступления в брак близких родственников). И при вступлении в брак представителей этих двух инбредных линий произошло типичное проявление гетерозиса — появление исполинов.
Кстати, гетерозис постепенно ослабляется в дальнейшем ряду поколений (возможное объяснение уменьшения продолжительности жизни, хотя и довольно спорное и не полное).
В заключении
В заключении стоит отметить, что при изучении вопроса родословия меня не покидала следующая гипотеза:
- Адам был создан совершенным человеком и после грехопадения, вероятно, его геном, как смертного человека был уникален.
Он имел в себе все, что требовалось для продолжения рода. И долгое время брак между братом и сестрой не был преградой в появлении исполинов. И когда человечество значительно увеличилось, увеличилась и вероятность генетического отклонения. Стоит отметить, что тогда более логичным становиться тот факт, что именно от Каина род считался испорченным.
8 И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.
(Быт.4:8)
5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого , ненавидящих Меня,
(Исх.20:5)
Возможно также и предположение, что долгожители, по линии Сифа именовались не просто так сынами Бога — через их родословную должен был придти Спаситель.
Теорию про Ангелов и их вмешательство не была рассмотрена более детально лишь по одной причине:
26 И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого:
27 ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.
28 Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;
29 но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;
30 так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.
(Лук.17:26-30)
Лишь человек виновен в своем отдалении от Бога!
Исполины
- Исполины Библейская энциклопедия Брокгауза
- Ветхий Завет. Лекции прот. Н. Соколов
- Исполины архим. Никифор (Бажанов)
- Сыны Божии и дочери человеческие Андрей Десницкий
Исполи́ны (евр. «нефилим») — люди необыкновенно большого роста и большой физической силы, представители древних племен. Среди исполинских племён Священное Писание отмечает: Рефаимов (Эмимов), Енакимов, Зузимов, Замзузимов.
В допотопной ветхозаветной истории об исполинах сообщается в сюжете о смешении сынов Божьих и дочерей человеческих: «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (Быт. 6:4). Согласно Преданию Церкви, сыны Божии были потомками благочестивого Сифа, а дочери человеческие — нечестивого Каина.
Всемирный потоп, уничтоживший всех людей, за исключением спасшихся в ковчеге, погубил и допотопных гигантов. Среди потомков Ноя особою, исполинскою стáтью отличались Рефаимы и сыны Енаковы. В частности об этом говорится в описании Эмимов, которых соотносят с Рефаимами, и которые сопоставляются с сынами Енаковыми: «…прежде жили там Эмимы, народ великий, многочисленный и высокий, как сыны Енаковы, и они считались между Рефаимами, как сыны Енаковы; Моавитяне же называют их Эмимами» (Втор. 2:10-11).
Во время пребывания Авраама в Палестине Рефаимы населяли Аштероф-Карнаим (Быт. 14:5). Этот народ был отмечен Богом среди прочих народов, населявших Обетованную землю (Палестину), которая предназначалась в наследие потомству Авраама (Быт. 15:20).
Последним представителем племени Рефаимов считается Ог, царь Васанский (Втор. 3:11). Он был убит сынами Израиля, завершившими, наконец, своё странствование по «бесконечной» пустыне и пробивавшимися к обетованной земле. О складе фигуры этого великана можно судить по габаритам его смертного ложа: «длина его девять локтей, а ширина его четыре локтя, локтей мужеских» (Втор. 3:11).
Отдельные потомки Рефаимов участвовали в сражениях против Давида. Однажды, один из них, «Иесвий, …у которого копье было весом в триста сиклей меди и который опоясан был новым мечом, хотел поразить Давида. Но ему помог Авесса, сын Саруин, и поразил Филистимлянина и умертвил его» (2Цар. 21:16-17). «Было ещё сражение в Гефе; и был там один человек рослый, имевший по шести пальцев на руках и на ногах, всего двадцать четыре, также из потомков Рефаимов» (2Цар. 21: 20).
В свое время отец Енаков жил в поселении «Кириаф-Арбы» (впоследствии — Хеврон) (Быт. 23:2; Нав. 21:11). Когда евреи, освободившись из Египетского плена, достигли Ханаана, в Хевроне жили «дети Енаковы» (Чис. 13:23). Насколько они превосходили телосложением Израильтян, хорошо видно из слов соглядатаев, ходивших высматривать обетованную землю: «мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их» (Чис. 13:34).
Преемник Моисея, Иисус Навин «поразил Енакимов на горе, в Хевроне, в Давире, в Анаве, на всей горе Иудиной и на всей горе Израилевой; с городами их предал их Иисус заклятию; не осталось из Енакимов в земле сынов Израилевых, остались только в Газе, в Гефе и в Азоте» (Нав. 11:21-22).
Возможно, что Голиаф из Гефа, победа над которым прославила юного Давида, был одним из потомков Енакимов. Описание этого единоборца впечатляет: «ростом он — шести локтей и пяди… И одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его — пять тысяч сиклей меди… И древко копья его, как навой у ткачей» (см.: 1Цар. 17:4-7).
Трудные тексты Библии. Кто такие сыны Божии?
Кто такие сыны Божии? Быт. 6:1-2
На любой христианской конференции, если в программе есть пункт «вопросы и ответы», обязательно прозвучит вопрос: «А что там вообще произошло в Быт. 6:1-2???»
Вот и мне бесчисленное число раз приходилось отвечать на этот вопрос. Надеюсь, что эта статья избавит меня от необходимости повторяться хотя бы в интернете.
Итак, наш текст является частью абзаца:
Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. (Быт.6:1-7)
Здесь нас будут интересовать преимущественно первый и второй стихи. Причем надо сделать оговорку о некоторой неточности синодального перевода. Дело в том, что еврейский текст второго стиха (как, впрочем, и греческий текст Септуагинты) имеет намек на полигамные отношения: «… они брали женщин из всех, кого избирали». Это замечание, как мы впоследствии увидим, окажет нам серьезную помощь в процессе толкования.
Формулировка вопроса
Пожалуй, мало будет ответить на вопрос: «Кто такие сыны Божии?» Надобно рассказать и о том, кто такие дочери человеческие. А также попытаться объяснить, почему эти действия сынов Божиих привели человечество к гибели в водах потопа.
Мы позволим себе подробно не касаться вопроса: «Кто такие исполины из 4 стиха?» Так как это тема для отдельного исследования. Сосредоточимся лишь на вопросах, сформулированных выше.
1. Сыны Божии — это падшие ангелы
А дочери человеческие в таком случае — это просто земные девушки и женщины.
Такая точка зрения взята из апокрифической книги Еноха и поддержана в свое время Филоном Александрийским. Она основана на том, что в некоторых текстах Писания ангелы названы сынами Божиими (Иов. 1:6; 2:1; 38:7; Пс. 88:7)
Кроме того, ранняя церковь под влиянием этой иудейской традиции толкования довольно активно защищала эту точку зрения. По свидетельству А. Лопухина, ее придерживались Иустин Философ, Ириней, Афинагор, Климент Александрийский, Тертуллиан, Амвросий и др.
Другие же толкователи не соглашались с таким объяснением. Надо сказать, что обычно сдержанный Иоанн Златоуст весьма резко пишет об этой точке зрения:
Да и нужно тщательно исследовать это место и опровергнуть пустословие тех, которые обо всем говорят необдуманно. И, во-первых, надобно показать, что эти люди осмеливаются говорить, и, обнаружив нелепость их слов, объяснить потом вашей любви истинный смысл Писания, дабы вы простодушно не слушали тех, которые произносят хульные речи и дерзают говорить на свою голову. Они говорят, будто это сказано не о людях, но об ангелах; их-то будто бы (Писание) назвало сынами Божиими.
Основных проблем с этой точкой зрения две:
Во-первых, Писание нигде не говорит о том, что ангелы могут вступать в интимные отношения с людьми. Наоборот, похоже, что Иисус намекает на принципиальную невозможность таких отношений: «ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Матф.22:30). Даже если предположить, что ангелы принимают вид людей (а, например, ангелы, гостившие у Авраама, имели достаточно убедительное человеческое обличье: им мыли ноги, и они ели), то природу их тел вряд ли действительно можно назвать плотью (… дух плоти и костей не имеет…). А, следовательно, их тела лишь казались таковыми. Тогда возникает множество вопросов о наличии у ангелов способных к зачатию сперматозоидов, и главное: о природе детей, рождавшихся от подобных союзов. О таких полуангелах-полулюдях Библия нам ничего не говорит.
Частичным объяснением этой проблемы служит как бы подвид этой точки зрения, согласно которому падшие ангелы вселялись в мужчин. Те становились одержимыми и брали себе много жен.
Однако, во-вторых, при таком толковании становится совершенно непонятным, почему за грехи падших ангелов, насильно бравших в жены земных красавиц, вдруг наказание потопа постигло людей?
О суде над ангелами текст 6 главы Бытия ничего не говорит. Самым простым объяснением этого факта может быть только предположение, что в этой ситуации действовали исключительно люди. На наш взгляд, это возражение достаточно серьезно, чтобы усомниться в справедливости данного толкования.
Несмотря на подобную критику, этой точки зрения придерживаются и современные евангельские верующие. Например, Джон МакАртур.
2. Сыны Божии — это потомки Сифа
Согласно этой точке зрения, потомки благочестивой линии Сифа породнились с «неверующими» нечестивыми женщинами из потомства Каина. Это и вызвало гнев Божий.
Люди, вступившие в отношения с Богом, действительно часто называются в Писании сынами Божиими. Например Втор 14:1; Пс 72:15
Пожалуй, этой точки зрения придерживается наиболее влиятельное большинство древних и современных толкователей Писания.
Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, блаженный Феодорит, Кирилл Иерусалимский, Иероним, Августин Блаженный, Сайрус Скофилд, Мэтью Генри, Джеймс Смит и др.
Эта точка зрения имеет гораздо больше оснований. Однако, ее слабость заключается в том, что ранние, дохристианские иудейские толкования о ней, похоже, не знали.
3. Сыны Божии — это князья и начальники народа
Такое толкование основано на том, что сынами Божьими часто в Писании назывались не просто люди, но именно начальники и князья.
Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей. (Пс.81:6,7)
Хеттеи называли Авраама «Князь Божий», явно подразумевая его особенные отношения с Богом (Быт. 23:6)
Кроме того, этой точки зрения придерживались дохристианские иудейские толкователи. А. Лопухин пишет:
…иудейские раввины, основываясь на филологическом значении корня (Божий), видели здесь указание на сыновей вельмож и князей, вообще высших и знатных сословий, … вступавших в брак с девицами низших общественных слоев. Отсюда, термин «сыны Божии» в араб. тексте переведено — filii illustrium, в таргуме Онкелоса — filii principium, у Симмаха — υιοι των δοναστευοντων.
Аллен П. Росс придерживается этого толкования и пишет:
Так или иначе, «сыны Божьи» предстают здесь как сильная группа высокомерных существ, озабоченных продолжением своего рода и избирающих с этой целью красивых женщин. Речь может идти о могучих правителях, признавших над собой власть падших ангелов.
Так или иначе, эта точка зрения показывает, что процесс развращения людей достиг своего апогея. Моногамный брак, заповеданный Богом, после грехопадения утратил свою привлекательность для людей. Полигамия стала распространяться с ужасающей быстротой. Уже в 4 главе Бытия мы читаем о первом таком опыте потомка Каина: «И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла». (Быт.4:19).
Постепенно население земли умножалось. У народов появились лидеры, стремящиеся управлять людьми, взяв на себя божественные функции.
Они оправдывали свои притязания на власть особой связью с Богом, называя себя сынами Божьими.
Но грех распространялся не только среди простого народа, но и среди древних князей и начальников. Даже те люди, которых общество привыкло считать своими лидерами, погрязли в разврате, взбунтовались против Бога и навлекли на человечество суд Божий.
Выбранное решение вопроса
Хотя вторая точка зрения имеет больше последователей и также представляется нам вполне логичной, мы все же склоняемся в пользу третьей версии.
Наш выбор обусловлен следующими экзегетическими принципами:
Принцип грамматики и лексического анализа
Как мы уже отмечали, конструкция фразы на иврите позволяет сделать вывод, что корень проблемы, описанной в 6 главе Бытия — полигамия и жестокость правителей.
«… они брали женщин из всех, кого избирали». Эта фраза свидетельствует о том, что они брали себе несколько жен, отвергая ясное повеление Бога: «да… прилепится… к жене (ед.число) своей…».
Кроме того, сказано, что они «избирали» своих жен независимо от воли самих женщин, а может быть и их родителей или даже мужей. Ведь не зря потомки от этих союзов названы словом «нефилим» (исполины). Это слово происходит от глагола נפל — падать или нападать, и означает падших, жестоких людей, склонных к насилию, нападению.
Кстати, похоже, что люди, которых называли «нефилим» существовали и до описываемых в 6 главе Бытия событий. На это указывает слово «особенно» из 4 стиха синодального текста, буквально «а также».
В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим… (Быт.6:4)
Т.е. нефилим существовали и раньше, а после того, как развратились цари и начальники, таких людей стало больше.
Также 4 стих называет нефилим сильными и издревле славными людьми. Еврейское גִּבּוֹר (гибор) — сильный, храбрый — часто относится к особым воинам, не ведающим страха и не знающим жалости к врагам. Это же слово описывает одно из качеств Бога, являясь частью Божьего имени Эль-Гибор.
Слово же «славные», буквально «люди имени», т.е. имеющие имя также указывает на особое знатное происхождение этих царственных отпрысков.
Земные владыки (а в древности такого звания могли удостоится только наиболее сильные, мужественные и жестокие люди, ибо власть приходилось захватывать силой) насильно брали в жены самых лучших и красивых женщин. От этих браков рождались рослые, мужественные, красивые, но еще более жестокие мужчины.
Прийти именно к такому выводу побуждает нас анализ слов, используемых в тексте. Если бы речь шла о смешении праведников с нечестивыми женщинами (сифитов с каинитками), то мы видели бы в тексте намеки на постепенное угасание праведности. Ведь праведный отец, даже неудачно женившись, все же сохраняет свое доброе влияние на сыновей. Выхолащивание доброго начала требует смены нескольких поколений.
Но здесь мы видим, как злоба, насилие и развращенность в каждом последующем поколении возрастают в геометрической прогрессии.
В этом же нас убеждает и следующий принцип:
Принцип литературного контекста и авторского замысла
Здесь не зря подчеркивается идея величия потомков от этих браков. Исполины — сильные. Князья — сильные. Дочерей брали силой. Люди умножились, усилились, возомнили себя Богами. Уверились, что сами вправе устанавливать моральные нормы, попирая Божьи установления о браке.
Похоже, что Моисеем двигало не желание показать смешение праведности с неправедностью, не «смешанные» браки между сифитами и каинитами волновали его (у самого была жена ефиоплянка, хотя и верующая). Моисей пытался показать, как грешное человечество настойчиво стремится занять место Бога и прославиться. Недаром, позже история повторится, когда герой-охотник и воин по имени Нимрод станет идейным вдохновителем строительства Вавилонской Башни.
Авторский замысел тут явно далек от стариковского брюзжания на тему: вот, мол, молодежь развращаетс, мир потихоньку рушится, уже и «монтеки с капулетями» породнились.
Здесь напряжение не угасает, но возрастает. Автор передает ощущение лавинообразного умножения греха. Не разбавления праведности греховностью, а распространения греховной заразы от низов до самой верхушки человеческого общества. От поколения к поколению не ослабевает праведность, но ширится и множится грех, принуждение, бунт против Бога. Дух Божий в пренебрежении, земля стонет от насилия, царские сынки делают себе имя, умножая грехи отцов. И на пути у распространения греховных действий и помыслов встает Божий суд: всемирный потоп.
Принцип исследования исторического контекста
Аллен П. Росс вводит нас в исторический контекст:
Характерно, что в угаритской литературе (как и в литературе других народов) цари описываются как боги и полубоги. Неудивительно, что язычники поклонялись им. Многие мифы называют великих правителей и воинов отпрысками богов. В памятниках угаритской литературы он’лм («сыны богов») относится как к составляющим небесный пантеон, так и к земным царям. Так в одной из легенд рассказывается о том, как главный бог небесного пантеона—Эль—совратил двух земных женщин. От их союза с Элем произошли Схр («Заря») и Слм («Сумерки»); две эти богини, по-видимому, соответствовали Афродите в греческом пантеоне богов. Так что в представлении язычников боги «появлялись на свет» в результате союза между богами же и людьми. Любой мифический персонаж, наделенный сверхчеловеческими способностями, в частности, человек исполинского роста, казался язычнику «сыном Бога». Содержится в Быт. 6:1-4 и полемический элемент. Полемика направлена против языческого верования, что исполины и сильные люди, издревле отмеченные славой как герои (см. окончание ст. 4), — божественного происхождения, и что бессмертия можно, следовательно, достичь ценой безнравственности.
Таким образом, первые читатели Моисея понимали этот текст в привычном для себя языческом дискурсе. Ведь они долго жили в Египте, где неоднократно слышали о том, что фараон — сын бога Ра, что земные правители — это сыны Бога или богов. В конце концов, выражение «сын божий» в те времена стало нарицательным обозначением правителя. Это имя Ра присутствовало в тронном имени любого фараона, а к личному имени неизменно прибавлялось «сын Ра»
Принцип ясности Писания
Попробуйте взглянуть на текст глазами первых читателей Пятикнижия. У них еще нет ясной и четко сформулированной ангелологии, чтобы увидеть в наименовании «сыны Божии» ангелов. По видимому, фраза «сыны Божии» является примером антономасии (или прономинации) — литературного приема, тропа, являющего собой замену названия или имени указанием какой-либо существенной особенности предмета.
Сынами Бога называли тогда правителей. Так же как сегодня мы называем ревнивца «Отелло» , а врача «Эскулап». Или, памятуя об эпиграфе к передаче «Очевидное невероятное», мы можем гения называть просто «парадоксов друг». А талант называть «братом краткости».
Такое понимание лучше всего соответствует менталитету первых читателей, а, следовательно, более предпочтительно.
Вывод.
Этот текст стал основой для пророческого предупреждения Господа:
…ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого (Матф.24:38,39)
Господь хотел преподать знатный урок забывшим о Его присутствии «исполинам бизнеса, победителям рогоносцев, королям гаремов, славным мачо и т.д.»
Вы можете занять высокое положение и даже по праву считать себя сынами Божьими (а также бичами, орудиями, перстами — нужное подчеркнуть). Но помните одно — вы не Боги!
Как бы ты ни был знатен, знаменит, высок, силен, красив, соблазнителен для милых дам — ты все равно умрешь, так и не победив Всевышнего. Грех будет наказан. Божий суд неотвратим.
Поэтому, как и во времена Ноя, нужно есть, пить, жениться (на одной женщине, будучи ей верным всю жизнь). Но одно отличие должно быть: надо начинать ДУМАТЬ!
Божия Дочь
Мы давно не виделись. Для близких подруг – непростительно давно, около двух лет. Как всегда, оправданием были личные дела, мега-занятость и прочее, прочее.… Но наконец-то мы это сделали! И наша долгожданная встреча состоялась. Наши детки заметно подросли, да и мы повзрослели чуть-чуть. Я смотрела на неё, и сказать откровенно, немного удивлялась переменам, которые я отметила в ней самой и её внешности. Она помолодела! Да, это звучит несколько странно, но это так. Похорошела или помолодела, по-моему, и то и другое! Когда все улеглись спать, мы вышли на летнюю веранду её загородного дома. Да, забыла отметить – она ещё и разбогатела!
— Алина, расскажи, как тебе удаётся так выглядеть?! – больше всего мне хотелось узнать ответ именно на этот вопрос, потому что, к своим 35-ти я стала наблюдать, как мелкие морщинки под глазами становятся всё более и более заметными. А она выглядела так, будто ей снова 23!
— Саша, мне нельзя по-другому, — улыбаясь, ответила она мне. Да, кстати, даже, когда она, просто, смотрела на кого-то или что-то, на лице её была такая безмятежность и улыбка, будто изнутри проглядывала, и может, поэтому глаза её казались ещё синее и добрее.
— А мне значит можно?! – немного обиженно спросила я.
— И тебе нельзя, – задумчиво ответила она. – Просто ты не хочешь, — добавила Алина и выразительно на меня посмотрела.
— Это я-то не хочу?? – воскликнула я и быстро оглядевшись, закрыла рот рукой. Весь дом погрузился в сон, только мы с ней да электрический самовар и стрекочущий кузнечик никак не хотели расставаться. – Ещё как хочу, — уже шепотом продолжила я, — ты не представляешь: маски, крема, даже подумывала о мезотерапии…
— Ты знаешь, Саш, я ведь тоже когда-то так поступала: маски, крема и прочее. Скажу честно, мне это помогало, но не так, как я хотела. Мне было этого недостаточно, что ли. Я хотела чего-то, даже мне не всегда понятного… – на какое-то время она задумалась, словно вернулась в прошлое. Сколько её помню, она всегда казалась мне немного странной. Не то, чтобы как-то отличалась от других или что-то ещё. Нет, скорее наоборот. На вид она была самой обыкновенной, ни особой внешностью, ни чем-то другим не выделялась. Вот только думала она иначе, чем остальные. Всегда позитивно ко всему относилась. Разговаривала с деревьями и животными… И в этом она была странной и не похожей на других.
— Саша, если я тебе сейчас расскажу кое-что, ты мне поверишь? – она внимательно на меня посмотрела.
— Поверю, — не задумываясь ни на секунду, ответила я. Ещё из прошлого опыта я знала, что ей точно можно верить. Алина помолчала несколько секунд, собираясь с мыслями, затем добавила кипятку в наши чашки с зелёным чаем и, устроившись поудобнее, начала свой рассказ:
— Однажды, когда я гуляла по лесу, вот по этому, самому, — она показала рукой на лес за окном, — я увидела березу необыкновенной красоты. Её ствол был абсолютно ровным и гладким и на ощупь, словно шелк. Никогда ещё я не встречала подобного. Я гладила и восхищалась совершенством природы, как вдруг отчетливо услышала своё имя. От неожиданности я вздрогнула и обернулась, но никого не увидела. У меня не было страха, лишь любопытство и удивление. Я снова повернулась к березке и продолжила гладить её ствол. Она на самом деле столь прекрасна, что невозможно было удержаться и не прикоснуться к ней. Я попрощалась с ней и отправилась дальше. Я шла по нехоженым тропинкам, замечая всё на своём пути: упавший с дерева лист, подхваченный легким ветерком, сломанную ветку, лучи солнца, пробивавшиеся сквозь густые ветви сосен, рыжую шапочку масленка. Я видела это всё будто в первый раз!
Где-то глубоко, в самой сердцевине моего существа что-то остановило свой привычный бег. Что-то замерло внутри меня, позволив мне насладиться Бесконечностью… Я не знала о времени ни малейшего понятия, одновременно я находилась в лесу, в том самом, в котором так часто бывала, но вместе с тем я осознавала, что я здесь впервые. Это было настолько необыкновенно, что повстречайся мне в тот миг какое-нибудь необыкновенное существо, я наверняка бы отреагировала на него как на что-то естественное. Настолько моё сознание было расширено и вбирало в себя всё Существование. Тогда я ещё не ведала, каким даром была наделена в то мгновение, когда благодарила березку за её Совершенство. Я и подумать не могла, что говорила с самим Богом…
— В смысле с Богом?! – удивленно посмотрела я на Алину. Я, конечно, верила ей, но береза-Бог – тогда это было выше моего понимания.
Алина замолчала и, глядя на меня, загадочно улыбалась. А я всё ещё продолжала видеть этот лес, совершенную березку, листья, подхваченные ветром и Алину, беседующую с Богом.
— В самом буквальном и прямом смысле! Неужели ты считаешь, что совершенная березка не может быть Богом, или маленькая травинка не может Им быть? Ты как себе представляешь Бога? Доброго Дедушку на небе?! – Алина тихо засмеялась.
— Ну, конечно, не так, — замялась я, и мне отчего-то стало неловко. Не то, чтобы я не представляла, какой Он… Но, честно признаться, иногда именно таким я Его и представляла. Такой большой Великан, знающий всё про всех. Великий Волшебник всех волшебников!!! Конечно, всё это так по-детски, но другого Бога я и в самом деле не знала. Таким мне Его преподнесли родители, а я просто слепо верила… Я никогда не думала, что можно хотя бы попытаться Его поискать. Так, как это делали другие Мудрецы, от которых через Писания по крупицам я узнавала про Него. Но скажу искренне, я до сих пор ничего о Нем не знаю. Я не знаю, кто Он такой, этот эфемерный Бог, Слово которого у всех на устах. Одно я знаю совершенно точно – передо мной сидит абсолютно живой человек, являющей собой Божественность. Я это вижу, я это чувствую. А потому с удовольствием продолжу рассказ об этой удивительной девушке.
— Саш, ты и впрямь считала Его личностью? – уже без смеха, полусерьезно спросила меня Алина, словно читая мои мысли.
— Считала — не считала, какая уже разница, — скороговоркой ответила я, и улыбнувшись, попросила, – Продолжай!
— Так вот, после лесной прогулки я вернулась домой, но мои мысли домой не вернулись! Они остались в лесу! Ты не представляешь, как много нового я смогла осознать, когда услышала тишину… — Алина так и светилась от счастья.
— Ты перестала думать?! – спросила я ее.
— Именно! – воскликнула она. — Я и сама не сразу это поняла, но когда поняла, радости моей не было предела! Впервые в жизни я жила НАСТОЯЩИМ. Каждое свое действие я выполняла словно в первый раз. Я произносила слова, фразы, предложения, они были не подготовлены в моём уме, но, тем не менее, точны, как никогда. Я стала за собой наблюдать. За своими поступками, за своим общением с другими людьми и отношением к самой себе. Это было какое-то необыкновенное чувство. Постепенно пик эйфории прошел, и я даже была этому рада. Находиться двадцать четыре часа, словно, опьяненная, пусть даже блаженством, это слишком! Затем наступил период вдумчивости. Сама себе я задавала вопросы, и сама же на них отвечала. Я не знала, и признаться честно, скорее всего, и сейчас до конца не знаю, зачем всё это со мной произошло? Я думаю, услышать тишину внутри себя обязан каждый человек на планете. Наверняка, раз все мы здесь в это время живем, то все и обладаем такими возможностями, а иначе смысла в рождении не было бы. По крайней мере, не в этой жизни, не в этом временном периоде. А раз так, то всем нам однажды суждено остаться без мыслей, наедине с собой.
Алина снова налила в чашки кипятку, на этот раз добавив свежезаваренный ароматный зеленый чай. Мы с удовольствием отхлебнули по большому глотку вкусного чая, не забыв при этом попробовать свежий мед. Алина продолжила:
— Затем, наступил период Гармонии! – улыбнулась подруга, — который продолжается и по сей час. Это такое состояние, даже нет, это уже не состояние, это скорее, качество жизни. Улучшенное качество жизни! Когда ты живешь на той же земле, на которой и жил, среди таких же людей, среди которых и раньше жил… Всё то же самое, то же пространство-время, но только одно большое НО появилось, вернее это самое НО исчезло… Я тебя запутала, да?!
— Есть немного, — ответила я, но мне не терпелось узнать про это самое НО, и поэтому я молча уставилась на Алину.
— Это НО называется в р е м я, — по буквам произнесла подруга. Я как бы выпала из него, оно больше не властно надо мной. С тех пор, как я стала жить Настоящим, всё изменилось, и продолжает меняться. Каждый миг – вечность! А поскольку – всё есть вечность, то зачем минуты?! Да, я знаю, день сменяет ночь и так далее. Тикают часы, месяцы, годы. Но так было всегда, а то, что за ними: за годами, за секундами, за месяцами, днями и ночами – это и есть то пространство, в котором я сейчас живу. Я как будто перешагнула некую невидимую границу, но столь ощутимую, что даже ты удивилась, когда увидела меня. Та, которая знает меня более двадцати лет! Что говорить о других! Поэтому, ты – единственная, которой я рассказала свой секрет, который не является Секретом! Я просто Божья Дочь. И ты тоже – Божья Дочь, только пока не осознаешь этого. Каждый человек – Божий! И когда каждая Божья Часть перешагнет границу, за которой оставит иллюзию времени и окажется на пороге Вечности, а затем шагнет далее – такое случится!
Мне показалось, будто Алина начала светиться. Я даже сморгнула на всякий случай. В руках я держала кружку, заботливо наполненную Алиной ароматным чаем, я вдыхала этот запах чудесных трав и попробовала, как она сказала, пожить Настоящим. Медленно-медленно, глоток за глотком я пробовала НАСТОЯЩЕЕ… Я смогла почувствовать вкус мяты и душицы, немного земляничного вкуса и свежесть черной смородины, веточку вербены и чего-то ещё. Будто живая влага просачивалась и наполняла меня чем-то удивительно новым. Я хотела спросить Алину, но всё прочитала в её глазах. Этому нет названия. Это выходит далеко за границы Вечности, может быть это чем-то похоже на Бесконечность, ни одно слово не подходит, это и не может быть Словом…
Это – то, что находится за его пределами.
Попробуй сам или сама. Ты ведь тоже Божья Часть, тебе это также дано.
Добавить комментарий