Сын пророка исаака

Жена Исаака (библ.)

Другие ответы на вопросы

  • Как называлась мать настоятельница у инков? 8 букв
  • Слово в переводе с мусульманского означающее «вестник»? 7 букв
  • За права героя этого мультфильма, популярного в Советском Союзе, которого озвучивал Леонов боролись 13 лет, 12 юридических фирм. Как зовут этого героя? 5 букв
  • Цветок растущий только на Шри-Ланке который после своего цветения сразу погибает? 7 букв
  • В Голливуде он принимал участие в более чем 300 фильмах, обладатель трех “Оскаров” из русского рода. Как его фамилия? 7 букв
  • Как в Японии называется самая длинная железная дорога между различными городами? 9 букв
  • Русский дворянский род у которого на гербе имеется черный орел. 5 букв
  • Город от имени, которого была названа четырехместная карета с открытым верхом? 6 букв
  • Что должен был в средневековой Московии то есть на Руси, вымыть священник, прежде чем войти в алтарь, если он в этот день имел супружеские отношения со своей женой? 5 букв
  • Рядом со спальней в русском доме всегда находилась комната, где причесывались, приводили себя в порядок женщины. Как называлась такая комната? 7 букв

Исаак

См. также: Исаак (имя)

Исаак

יִצְחָק


Принесение в жертву Исаака. Караваджио

Пол

муж.

Толкование имени

«будет смеяться»

Имя на других языках

греч. Ἰσαάκ
лат. Isaac

В иных культурах

араб. إسحاق‎

Местность

Месопотамия, Ханаан

Отец

Авраам

Мать

Сарра

Супруга

Ревекка

Дети

Исав, Иаков

Место погребения

  • пещера Патриархов

День памяти

25 марта

Связанные события

Жертвоприношение Исаака

Исаа́к (др.-евр. יִצְחָק ицхак букв. «будет смеяться») — библейский персонаж, второй из патриархов Израиля, чудесным образом родившийся сын Авраама и Сарры, на­след­ни­к за­ве­та Ав­раа­ма с Богом. Отец Исава и Иакова, через последнего — прародитель двенадцати колен израилевых.

Библейское повествование

Ангел препятствует жертвоприношению Исаака. Рембрандт

Рождение и детство

Исаак — единственный сын Авраама от Сарры, родившийся чудесным образом, когда Сарре было 90 лет, и у нее миновал детородный возраст и прекратились менструации (Быт. 18:11), а Аврааму было 100 лет.

Рождение Исаака было обещано Богом Аврааму: » .. да будет имя ей: Сарра; Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее. …Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным потомству его после него.» (Быт. 17:15-19), и позже, во время встречи в дубраве Мамре: «Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры сын.» (Быт. 18:14).

Имя «Исаак» (др.-евр. יִצְחָק ицхак букв. «будет смеяться»), было предопределено Богом, его смысл перекликается с рядом библейских эпизодов: услышав от Бога, что Сарра родит ему сына, «…пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?» (Быт. 17:17), услышав в дубраве Мамре предсказание о рождении сына, Сарра смеется про себя и уверяет Бога, что она не смеялась, а Господь настаивает: «Ты рассмеялась» (Быт. 18:12–15), после рождения Исаака Сарра говорит: «Смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется» (Быт. 21:6).

Когда мальчику было 8 дней отроду, он был обрезан (Быт. 21:4), став первым, обрезанным в этом возрасте по заповеди, данной Богом: «Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола…» (Быт. 17:12).

Оберегая своего сына Исаака, Сарра потребовала от Авраама, чтобы он отослал от себя Исмаила, сына рабыни Агари; сначала Авраам противился этому, но затем, по повелению Бога, согласился с желанием жены, и Исаак сделался единственным наследником (Быт. 21:9–13).

Жертвоприношение Исаака

Основная статья: Жертвоприношение Исаака

Глава 22 книги Бытие (Быт. 22:1–17) рассказывает, что испытывая Авраама, Бог приказал ему принести сына в жертву на горе Мориа. Исаак с кротостью повиновался своему отцу, дал связать себя и положить на жертвенник. Когда жертвенный нож был уже занесен над ним, ангел удержал руку Авраама, и вместо Исаака был принесен в жертву Богу баран.

Дальнейшая жизнь

На тридцать седьмом году своей жизни Исаак потерял мать, и вскоре после этого Авраам поручил своему домоправителю Элиезеру отправиться на родину его, в Арам, и там выбрать для Исаака жену. Элиезер выбрал Ревекку, внучку брата Авраама, Нахора. В течение двадцати лет Исаак и Ревекка были бездетны, однако Исаак не брал себе других жен или наложниц; наконец молитвы Исаака были услышаны Богом, и Ребекка родила сразу двух сыновей — Исава и Иакова.

Явившийся Исааку Бог, подтвердил ему свой завет с Авраамом: «умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные» (Быт. 26:5), потребовав не покидать земли Ханаана; получив благословение Бога, Исаак кочевал по Ханаану, стал владельцем стад мелкого и крупного скота и множества пахотных полей с небывалым урожаем (Быт. 26:12–15); когда Исаак стоял в Вирсавии (Беэр-Шева), во сне ему вторично явился Бог и снова подтвердил завет (26:24).

За исключением случая с благословением Иакова, жизнь Исаака после жертвоприношения прошла без других выдающихся событий.

Исаак умер в Хевроне, 180 лет от роду, и был погребен в пе­ще­ре Махпела, рядом с женой и родителями. Он был наиболее долго прожившим из трех еврейских праотцев.

Благословение Иакова

Глава 27 книги Бытие рассказывает, что к старости Исаак ослеп и одряхлел; сыновья его враждовали между собой, причиняя ему сильное горе. Перед своей смертью Исаак ре­шил благословить стар­ше­го сы­на Иса­ва, что сделало бы его наследником. Од­на­ко Иа­ко­ву, по совету Ре­век­ки, хит­ро­стью уда­лось обмануть своего отца, выдав себя за старшего брата. Исаак, не заметив обмана из-за своей слепоты, благословил Якова так, как должен был бы благословить Исава.

Упоминания в тексте

Исаак упомянут в книге Бытие 86 раз, 32 раза — в остальных книгах Еврейских Писаний и 20 раз в Новом Завете. В повествовании Бог называет Исаака единородным (единственным) сыном (Быт. 22:12, 16), хотя у Авраама был сын Измаил от наложницы Агарь и ещё 6 сыновей (1Пар. 1:32) от Хеттуры.

Варианты формулировки «Авраам, Исаак и Иаков» встречаются 23 раза в Еврейских Писаниях.

В иудейской традиции

В библейской истории о патриархах Исаак вырисовывается не столько как самостоятельная фигура, сколько в качестве сына Авраама, наследника Авраамова Завета, либо отца Иакова.

Согласно раввинистической традиции, возраст Исаака во время жертвоприношения составлял 37 лет, вопреки распространённым представлениям о нём как о ребёнке; причиной смерти Сарры называется известие о планируемом принесении Исаака в жертву.

В аггадической литературе рассказывается, что в момент рождения Исаака все больные выздоровели, слепые прозрели, а глухие стали слышать; блеск Солнца и Луны стал интенсивнее, а дух законности начал преобладать в мире. Его имя толкуется, как «появился закон». Широко обсуждается в аггаде приготовление к принесению в жертву Исаака, оно трактуется как испытание и заслуга не только Авраама, но и Исаака. По одной из легенд на пути к горе Мориа Исаак встретил Сатану, который обратился к нему со словами: «…твой отец с легким сердцем отправляется убить тебя», после чего Исаак побранил Сатану и сказал, что он не думает противиться желанию Создателя и приказанию отца своего. В другом месте рассказывается, как перед жертвоприношением Исаак просил отца покрепче связать его, говоря: «Я еще молод и от испуга при виде ножа, быть может, сделаю такие движения, от которых жертва станет негодной». Рассказывается, что Исаак не только соблюдал все заповеди, но и обращал язычников в истинную веру.

Исаак представлен в агаде, как прототип еврейских мучеников за веру, он является самым усердным заступником за евреев пред Богом, чем другие патриархи. Он признается одним из трех лиц, над которыми ангел смерти не имеет власти, одним из семи, похороненные тела которых не уничтожаются червями, одним из трех, на которых «jezer ha-ra» (искуситель) не имел влияния. Ему приписывается установление молитвы «Минха»

В замещении жертвоприношения сына принесением в жертву овна многие толкователи видели прообраз жертвоприношений в иерусалимском храме.

Тема жертвоприношения Исаака приобрела особенное значение в еврейской традиции и литургии. Готовность Авраама принести своего сына в жертву Богу трактовалась как заслуга, за которую Бог может простить грехи потомков Авраама; отсюда многочисленные молитвы с упоминанием этого жертвоприношения.

В каббале раскрывается соответствие Исаака (Ицхака) и сфиры гвура.

В некоторых источниках средних веков говорится о том, что Авраам действительно принес в жертву Исаака, который затем был оживлен Богом.

В христианской традиции

Праотец Исаак. Праотеческий чин из главного иконостаса ц. Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле

Исаак 20 раз упоминается в Новом Завете.

В христианском взгляде на Исаака одна из важных тем — его первородство. Один из контекстов, в которых он упоминается — христиане, как наследники завета Бога с Авраамом и Исааком, наследники по духу, как у Исаака, что важнее наследия по крови, как у Измаила (Гал. 4:22–31).

Согласно Посланию к Евреям (Евр. 11:19), избавление Исаака от принесения в жертву рассматривается как прообраз воскресения Иисуса Христа. Текст Нового Завета не соотносит напрямую жертвоприношение Исаака и жертвенную смерть Иисуса Христа, однако отцы церкви видят в готовности Исаака быть принесённым в жертву прообраз жертвы Христа; так, Тертуллиан сравнивает несущего дрова к месту жертвоприношения Исаака с несущим свой крест на Голгофу Иисусом. Жертвоприношение Исаака как прообраз Страстей Христовых занимало центральное место в богословии древней Церкви и было излюбленной темой средневековых теологов. Заместительная жертва овна и другие детали истории о жертвоприношении Исаака получили христологические толкования. Согласно преданию, восходящему к Иерониму, жертвоприношение Исаака и распятие Христа произошли на том же месте.

Для ранних христиан большое значение имели послушание Исаака как возлюбленного и единственного сына своему отцу; готовность предать себя в жертву отличает его других патриархов. Исаак становится примером настоящего праведника, чья жизнь наполнена верой в Бога. Чистота, добродетель, целомудрие и умение прощать видятся как пример для каждого христианина.

Христологическая интерпретация образа Исаака и основных событий его жизни стала важным направлением в христианской экзегезе. Так, значение имени Исаак («смех») сравнивается с радостью, как отличительной чертой христианства; чудесное рождение от бесплодной Сарры сравнивается с чудесным рождением Христа Девой Марией; аллегорическое истолкование получили многи детали образа и истории Исаака.

В исламе

Основная статья: Исхак

В Коране содержится семнадцать упоминаний Исхака-Исаака. Чаще всего о нем говорится в контексте дарования Ибрахиму-Аврааму потомства (упоминаются вместе Ибрахим, Исхак и сын его Якуб-Яаков), и как об одном из названных по имени пророков — посланников Бога (всего таких пророков называется около двадцaти, включая и Ибрахима и Якуба).

При описании жертвоприношения Ибрахима (Сура 37, аяты 99-111) имя его сына не называется. Большинство мусульманских толкователей Корана считали этим сыном Исаака, в соответствие с библейским текстом. Однако начиная с X века его отождествляют с Измаилом; смена толкования возможно была связана со стремлением арабов противопоставить себя иудеям и также возводившим свою родословную к Исааку персам.

Мусульмане почитают Исхака как исламского пророка, верного и праведного служителя Бога. Подчеркивается, что Исхак вместе с отцом, сыном и предком арабов — Измаилом не были ни иудеями, ни христианами, но истинными ханифы (монотеисты. Описание его в исламской литературе в целом соответствует еврейской и христианской традициям. Позднейшие авторы т. н. историй пророков (аль-Кисаи и др.) добавляют к жизнеописанию Исаака множество деталей, соответствующей традиции еврейских толкователей Танаха.

В библейской критике

Сюжет о чудесном рождении Исаака следует общей схеме сюжетов о рождении ребенка у бесплодной матери или от престарелых родителей, появляющейся также в истории пророка Самуила, и в Новом завете — в истории рождения девы Марии и Иоанна Крестителя.

Многие библеисты конца XIX — 1-й половины XX века, воспринимали сюжет с жертвоприношением Исаака как свидетельство перехода от человеческих жертвоприношений (характерных, по их мнению, для древнейшей истории Израиля) к жертвоприношениям животных. Эта концепция в настоящее время не является общепринятой; отмечается, что она не согласуется с современными знаниями о жертвоприношениях на древнем Ближнем Востоке.

Пи анализе преданий о патриархах (в частности, главы 26 книги Бытие), и особенно анализе сюжетных повторов вжизнеописаниях Авраама и Исаака с точки зрения документальной гипотезы Ю. Велльгаузена и его последователей, рассказы об Исааке в Быт. 26 относятся к т. н. Яхвисту, а параллельные им рассказы про Авраама в Быт. 20-21 — к т. н. Элохисту. В качестве контраргумента выдвигалось мнение, что параллели в историях Авраама и Исаака нельзя объяснять гипотезой о механическом сложении двух первоначально независимых историй.

По утверждению Православной энциклопедии, в настоящее время гипотезы, восходящие к идее Велльгаузена полностью отвергнуты, и консенсус как и Пятикнижии в целом, так и о истоках истории Исаака полностью отсутствует.

В искусстве

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

В европейской живописи Исаак чаще всего изображается в сцене жертвоприношения.

> См. также

  • Авраам

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 Исаак // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  2. 1 2 3 4 Исаак // Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  3. Исаак, библейский патриарх // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Конкорданция Стронга, Strong, James, ed., Isaac, Isaac’s, 3327, 3446, 2464.
  5. Eerdmans Dictionary of the Bible, Isaac, p. 647.
  6. Исаак — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  7. The New Encyclopedia of Judaism, Isaac.
  8. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Исаак // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. — Т. XXVI. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-048-6.
  9. «Введение в каббалу. Десять сфирот» (недоступная ссылка). Дата обращения 3 мая 2014. Архивировано 3 мая 2014 года.
  10. 1 2 Isaac // The Oxford Dictionary of the Christian Church / под ред. F. L. Cross, A. Livingstone. — 3-е изд.. — Oxford University Press, 2005. — С. 853.
  11. 1 2 Cenap Çakmak. Ishaq // Islam: A Worldwide Encyclopedia. — ABC-CLIO, 2017. — Т. I: A-E. — С. 745—747.
  12. 1 2 Аверинцев, 1992, с. 566—567.

Литература

  • Исаак, библейский патриарх // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Исаак // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  • Исаак // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. — Т. XXVI. — С. 668-676. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-048-6.
  • Исаак — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Исаак // Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • С.С.Аверинцев. Исаак // Мифы народов мира / С.А. Токарев. — 2-e изд. — Советская энциклопедия, 1992. — Т. 1. — С. 566—567. — ISBN 5-85270-069-X.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 118555898 · ISNI: 0000 0004 5875 8420 · LCCN: n82057089 · VIAF: 143826097 · WorldCat VIAF: 143826097

История Авраама
Персонажи
События
Основные понятия
Дети Авраама
  • Измаил
  • Исаак
  • Зимран, Иокшан, Медан, Мадиан, Ишбак и Шуах
В исламе

  • Иезекииль (Йехезкель)
  • Иеремия (Йирмеяху)
  • Исаия (Йешаяху)
  • Даниил (Даниэль)

  • Аввакум (Хаваккук)
  • Авдий (Овадья)
  • Аггей (Хаггай)
  • Амос (Амос)
  • Захария (Зхарья)
  • Иоиль (Йоэль)
  • Иона (Йона)
  • Малахия (Малахи)
  • Михей (Михa)
  • Наум (Нахум)
  • Осия (Хошеа)
  • Софония (Цфанья)

Пророки до Моисея и во времена Моисея
  • Енох (Ханох), Ной (Ноах), Евер (Эвер), Иов (Ийов)
  • Авраам (Авраам), Исаак (Ицхак), Иаков (Яаков)
  • Моисей (Моше), Аарон (Аарон), Мириам (Мирьям), Иисус Навин (Йехошуа бин Нун), Валаам (Бильам), Финеес (Пинхас)
Пророки в эпоху Судей
и объединённого царства
  • Девора (Двора), Анна (Ханна), Самуил (Шмуэль)
  • Давид (Давид), Соломон (Шломо)
  • Гад (Гад), Нафан (Натан), Ахия Силомлянин (Ахия ха-Шилони)
Письменные пророки Великие пророки Малые пророки
Другие пророки Израиля и Иудеи
  • Самей (Шмая)
  • Илия (Элияху)
  • Елисей (Элиша)
  • Олдама (Хульда)

Часть II. Исаак

Жизнь Исаака, как и отца его Авраама, не проходила без искушений и несчастий. Искушения и неприятности были как внешнего характера, так и внутреннего, чисто семейного.

Засуха, столь часто повторяющаяся в земле ханаанской, произвела неурожай в той местности, где проживал Исаак со своим семейством. Во избежание голода, Исаак решился, по примеру своего отца, идти в Египет, который считался житницей всего востока. Но Господу не угодно было путешествие Исаака в Египет, и Он велел остаться ему в Гераре. „Владыка Бог во всем дает видеть собственную свою премудрость и попечительство. Ибо и Аврааму патриарху дозволил идти в Египет не потому, что затруднялся пропитать его в Палестине, но чтобы Египтянам показать благочестие сего мужа, и побудить их к соревнованию добродетели патриарха. Исааку же повелел оставаться в Палестине и снабдил его обилием всего необходимого, показывая тем, что мог и отцу доставить все это, чем так щедро оделил сына. Ибо при скудости и недостатке необходимых вещей, когда земля соделалась бесплодною, Исаак, посеяв, собрал обильный плод“386. При повелении остаться в Гераре Господь и Исааку повторил свое обетование о славном и многочисленном потомстве Авраама, которое наследует землю ханаанскую. Этим повторением Исааку обетования, данного Аврааму, Исаак провозглашается носителем всех обетований о народе еврейском и имевшем произойти от него Семени, о Котором благословятся все народы (26:2–5). В Гераре Исаак подвергся великому искушению. Опасаясь дерзости жителей Герарских, он, как некогда и Авраам, выдал Ревекку за свою сестру. На такой поступок его принудил страх смерти, которая угрожала ему, как мужу красивой женщины. Но следствием положения Ревекки при Исааке, как сестры, было то, что едва один из филистимлян не взял ее в замужество. К счастью Авимелех, царь Герарский, вовремя узнал, что это жена Исаака, и, под угрозой смерти, запретил своим подданным касаться этого человека и жены его (Быт. 26:7–11). „И вот что дивно и чудно: как… Бог… утверждает безопасность своих рабов чрез те самые обстоятельства, которые, по-видимому, противны и враждебны им“387.

Получив, благодаря заступничеству Авимелеха, право на безопасное проживание в пределах его царства, Исаак решился начать здесь оседлую жизнь. Он посеял ячмень и, не смотря на местный неурожай, при помощи Божией, собрал обильную жатву. „Заметь премудрость Божию: Бог, дабы показать праведнику, что Он, Творец природы, может и немощному дать силу, как и в начале повелением Своим возбудил Он землю в произращении плодов, теперь сделал то, что праведник получил сторичный плод от посеянного им на той земле: чем и его Бог привел в большее благосостояние, так, что он ни в чем уже не нуждался, да и жителям Герары показал самым делом, какою помощью свыше пользуется праведник. Благопромыслительный и премудрый Господь часто одними и теми же делами своими избранным своим благодетельствует и заблуждающимся еще дает средство познать силу Его промысла“388. Но сильно возросшее благосостояние Исаака, вместо того, чтобы привести филистимлян к познанию и почитанию Бога, так, ясно благодетельствующего Исааку, озлобило их против праведника. Из зависти они засыпали землей колодцы, выкопанные рабами отца Исаака Авраама, в бытность последнего в Гераре незадолго до рождения Исаака. Даже сам Авимелех сказал Исааку: „удались от нас, потому что ты стал гораздо сильнее нас“ (24:12–16). „Так как пастухи (repapcкиe) причинили ему (Исааку) явную обиду, то он по свидетельству Писания, „прозва имя кладезю тому: Обида» (26:20). И так, самое название места, как бы медный столб, послужило для последующих времен памятником и кротости праведника, и несправедливости тех жителей“389. По свойственному ему смирению Исаак не вступал в горячие препирательства с враждебными ему пастухами, а снова откапывал засыпаемые ими колодези. Однакоже видя, что смирение не укрощает враждебных пастухов, Исаак поднялся и оставил Герару.

Но удаление от внешних неприятностей не доставило Исааку желанного мира и спокойствия. У него открылись домашние неприятности, которые с не меньшею силою огорчали кроткого праведника. Исав, своим беспорядочным нравом не мало огорчавший Ревекку и ранее, теперь еще более причинял неприятностей и не только матери, но и отцу, не видевшему дотоле ничего худого в своем первенце. Не взирая на убеждения отца всячески удаляться от нечестивых и развратных язычников, Исав самовольно женился на двух хеттеянках, породнившись чрез это с нечестивым племенем. Поступок этот, конечно, должен был сильно огорчить Исаака, все еще смотревшего на Исава, как на своего наследника и носителя всех божественных обетований о славе и величии его потомства. Жены Исава, естественно, должны принять близкое участие в исполнении славных обетований Божиих. Но дурной нрав их не замедлил проявиться в обращении с родителями Исава. Пиcaниe замечает о них, что „они были в тягость Исааку и Ревекке“(26:35), С таким дурным нравом жены Исава, по мнению Исаака и Ревекки, были, конечно, недостойными матерями потомства, на которое излито столько благословений.

Исав не переставал во все время огорчать своих родителей, но особенно обеспокоил он их на закате дней жизни Исаака своей враждой к Иакову за то, что последний предвосхитил у него благословение первородного. Состарившись и чувствуя приближение смерти, Исаак решил благословить своих сыновей. Не смотря на явную распущенность Исава, отец хотел все-таки наделить его благословением первородства. Но Ревекка, памятуя пророчество Божие, когда младенцы были еще во чреве ее, и имея в виду пренебрежение Исавом прав первородства, решила мысленно, что первенцем, носителем благодатных обетований Божиих должен быть Иаков. Решение Ревекки было вполне согласно с премудрым промыслом Божием, который и избрал ее поэтому своим орудием. „Премудрый и благопромыслительный Господь чрез Ревекку готовит исполнение собственного предречения»390. „Предварительно узнала она от Бога всяческих, что „больший поработает меньшему». Поверив же сему предречению, привела она в действие все средства, чтобы Иакову получить отцово благословение»391.

Исаак, как бы желая торжественнее обставить обряд благословения Исава, вздумал устроить семейное торжество. Он призвал Исава и сказал ему: «сын мой! поди в поле, налови дичи и приготовь кушанье, а я благословлю тебя“(27:4). Узнав об этом намерении Исаака, Ревекка уговаривает Иакова, в отсутствие Исава, прибегнуть к хитрости, чтобы предвосхитить благословение первородства. „Тот (Иаков) по началу боялся делать это; но, побуждаемый матерью, приводит с поля двух козленков, красивых и нежных и приспособляет их для снеди. Надев же на плечи козлиные кожи и покрыв ими нагие части тела своего, прекрасно подражает косматости Исава, дабы обмануть отца, если бы он стал осязать его руками. Затем, взяв в руки приготовленную снедь, вбегает к отцу»392. „Так как Бог действовал в этих событиях, то и совершилось все успешно»393. Иаков, поступив во всем по совету Ревекки, успел получить благословение от отца, и совершил cию похвальную татьбу, за что и содействие от Бога приобрел, и старания его достигли успеха»394. Он стал первородным по благословению. Благословение свое Иакову Исаак выразил в следующих словах: „вот запах от сына моего, как запах от поля (полного), которое благословил Господь: да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина, да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя прокляты; благословляющие тебя благословенны“! (27:27–29). „Иаков приял благословение и удалился. Потом пришел Исав, приготовил снедь и приглашал отца вкусить. Исаак, увидев, что под именем Исава, другой овладел сокровищами его благословения, вострепетал весьма великим трепетом и сказал: „кто же это, который достал мне дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? Он и будет благословен» (27:33). Так Исаак не мог благословений своих возвратить назад, ибо… сам он, благословляя Иакова, сказал: „проклинающие тебя прокляты“ (27:29), и потому боялся, чтобы, если проклянет Иакова, проклятие уст его, изреченное тому, кого прежде благословил он, не обратилось на него самого“395. Но „почему Бог не открыл воли Своей Исааку? Чтобы явственным сделалось Божие попечение об Иакове; a cиe открывается в том, что Исаак усиливался благословить Исава, Божия же благодать, против воли Исааковой, привлекла благословение на Иакова. Это разумел и сам Исаак. Ибо, употребив все средства, когда послал Исава на ловитву, а Иакова, принесшего пищу, много раз спрашивал: точно-ли он первородный Исав? и не только спрашивал, но и осязал его руками, потом, по возвращении Исава, приведенный в ужас случившимся, не огорчился, как обманутый сыном, но познал Божие намерение, и подтвердил данное им благословение»396.

Исав, узнавши о получении благословения первородства Иаковом, „поднял громкий и весьма горький вопль» (27:34), „(но) не о том, что утратил духовные благословения, а о том, что лишился добрых плодов земли благословенной, не о том, что не мог уже быть оправдан, но о том, что не мог обладать своими братьями, и не о том, что не наследовал жизни бессмертной, но о том, что не его уделом стала земля ханаанская»397. Исаак преподал плачущему Исаву следующее благословение: „вот от тука земли будет обитание твое, и от росы небесной свыше: и ты будешь жить мечем твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей»(27:40). Рассуждая о способе, которым приобрел Иаков благословение первородства, свв. отцы не считают хитрость, употребленную в данном случае, преступною. Прежде всего свв. отцы настаивают, что при оценке событий подобного рода, кажущихся на первый взгляд преступными, следует обращать внимание на цель, которая имеется при совершении известного поступка. И действительно, Ревеккой и Иаковом употреблена хитрость не для житейской и корыстной какой-либо цели, но для получения отеческого благословения, по характеру своему, блага духовного. Поэтому то и Бог является в этом случае содействующим замыслу Ревекки и Иакова. Итак, способ достижения безразличен, если он сам по себе не причиняет вреда ближнему и, если цель хороша и не противоречит воле Божией. Так рассуждают св. Иоанн Златоуст398, бл. Августин399, бл. Иероним400, св. Амвросий401, Ориген402. Бл. Феодорит не усматривает в поступке Иакова даже и лжи или хитрости, который клали бы на его добросовестность некоторую тень, потому что он действительно не лгал Исааку, когда называл себя первенцем его: Исав продажей своего права первородства, юридически передал Иакову все права, которыми пользуется первенец, и между прочим право благословения первородства. Таким образом Иаков не лгал, когда называл себя Исааку первенцем его и получил благословение первородства как имевший на него всезаконные права403. Некоторые свв. отцы и учители церкви не находят возможным обвинять Ревекку и Иакова за способ, которым получено было Иаковом благословение, и потому еще, что в данном случае входило в планы Божественного домостроительства указать в поступке Иакова на будущие новозаветные события, которые, имея для себя прообраз в Ветхом Завете, не должны казаться странными и быть неожиданностью. Такое подготовление ветхозаветных людей к таинствам Нового Завета служит, по мнению свв. отцов, отличительною чертою Божественного домостроительства в Ветхом Завете, который и называется в этом смысле „пестуном во Христа». С этой точки зрения фактическая сторона в поступке Иакова не имеет никакого значения в нравственной оценке его; вся сила фактов в таинственном указании их на событии Нового Завета404.

Дикая злоба, которою вскипел Исав на Иакова заставила Ревекку опасаться за жизнь ее любимого сына, и она сочла за лучшее удалить его от Исава. Не открывая Исааку истинной причины своего опасения за Иакова, чтобы не огорчить мужа, сильно любившего Исава, Ревекка заявила мужу, что следует отправить Иакова в Месопотамию для женитьбы на девушке из родственного дома Лаванова. Исааку не менее, чем Ревекке, неприятна была женитьба Исава на Хананеянке, поэтому он охотно соглашается отпустить Иакова в далекую страну, чтобы избежать еще больших неприятностей, в случае женитьбы и Иакова на развращенных обитательницах Ханаана. Напутствуемый благословениями отца, Иаков отправляется в далекое путешествие, с которого начинается его самостоятельная жизнь, представляющая из себя весьма светлую страницу в истории жизни ветхозаветных праведников. С выступлением на поприще самостоятельной жизни, Иаков становится и носителем божественных обетований об имеющем произойти из этого народа Спасителя миpa, и представителем еврейского народа, а об Исааке Бытописатель умалчивает. Между тем Исаак жил еще долго после удаления Иакова в Mecoпoтaмию. Возвратившись на родину после продолжительной жизни в Месопотамии и долгих странствований в ханаанской земле, Иаков застал своего отца еще в живых. На его глазах и умер престарелый отец, проживший 180 лет. Помирившиеся к этому времени дети его погребли своего отца в Хевроне в одной пещере с Авраамом (35:29).

Благословение Исааком своих детей и некоторые частные обстоятельства этого благословения, по пониманию свв. отцов, имеют глубокий прообразовательный смысл, указывая на отношения израильтян и язычников к царству Христову, а также и на взаимные их отношения. Основанием для такого святоотеческого понимания этого события служат слова св. Ап. Павла, что „верою в будущее (т. е. в мессианское)405 Исаак благословил Иакова и Исава“ (Евр. 11:20). Более подробно святоотеческое понимание благословения Исааком своих детей изложено у св. Кирилла Александрийского, слова которого мы и приведем. „Мы утверждаем, говорит св. Кирилл, что прежде других, разумею званных в вере и во Христе, Израилю заповедал Владыка всяческих и Отец стараться приносить, как бы некоторый славный дар и как бы плоды честного поведения, и добычу от благих трудов, угодное Ему житие и жизнь, которая преднаписуема была древним в жизни подзаконной, едва не прикрываемая образами и как бы в лесу каком скрываясь за покровом буквального изложения, впрочем, не неуловимая для желающих искать ее посредством духовного и точного умозрения. Это, думаю, значит, что Исаак возжелал „ловитвы“ от Исава. Но Израиль получил, как я сказал, повеление и обещался исполнить его; потому что он говорил на Хориве, когда собран был в собрание, и когда Бог сошел на гору Синай в виде огня: «вся елика рече Господь Бог, сотворим, и послушаем“ (Исх. 19:8; 24:3, 7). Но на деле изобличен был, как очень беспечный, хотя и скорый на обещание. Посему то и уступил место другому, и его предупредил таким образом запинатель Иаков, т. е. новый верующий народ. Ибо этот народ принес Богу то, что Он желал, и между тем как первородный народ уклонялся и медлил, он плодоприносил веру, которую Божественное естество принимает вместо пищи. Так и Спаситель св. апостолам предуказывал обращение Самарян, говоря: „Аз брашно имам ясти, его же вы не весте»(Ин. 4:32) Разъясняя же сказанное, говорит: „Мое брашно есть, да сотворю волю Пославшаго Мя, и совершу дело Его» (–34). А что для Израильтян была бесполезна готовность к обещанию, между тем как дело не приводимо было ими к исполнению, и что, напротив, для язычников совершенно никакого вреда не было в том, что они поздно пришли к вере, узнав Искупителя и почтив Его послушанием всему доброму, – этому научил нас Христос посредством притчи (притча о делателях в винограднике – (Mф. 21:28–31). Усматривай в этом (в притче) изображение, с одной стороны, Исава, с полною готовностью пошедшего на охоту, и обещавшегося сделать это, а с другой, Иакова, упредившего его, хотя по началу отказывающегося делать тоже самое, однако благословленного от отца. Так и новый народ восхищает благословение, едва не имея поддельную одежду иудейского жития, подобно тому, как, несомненно, и Иаков с помощью козлиных шкур мудро подражал косматости Исава. Но он тотчас же услышал отца, воскликнувшего: «глас убо, глас Иаковль, руце же, руце Исавове» (27:22). Каким образом, однако, мы применим к верующим народам то, чтобы они имели вид и подобие иудейской жизни, а также голос иной, по сравнение с Иудеями? Скажем прежде всего то, что в божественных Писаниях рука всегда является знамением дела и действий или деятельной способности. Что касается до тождества деятельности и плодовитости действий, то закон исполняют и сами те, которые во Христе мысленно и духовно священнодействуют и приносят себя самих в воню благоухания Богу и Отцу. Так говорит и Сам Христос, ясно установивший для нас законы евангельские (Mф. 5:17–18). Так понимаешь ли, каким образом исполняют закон те, которые во Христе, принявшие вместо плотского обрезания, обрезание в духе? Они же входят в покой Христов, и во Христе субботствуют и представляют собою того „иже в тайне» и внутренне есть „Иудей» (Рим. 2:29). Это, думаю, значит, что Иаков имел руки Исавовы, а голос – иной, нежели какой был у него. Ибо мы не пользуемся необузданностью языка Иудеев и не имеем обыкновения злословить искупившего нас Владыку, отрицаясь Его; но и напротив, вместе с Богом и Отцем славословим Сына и именуем его Господом, Спасителем и Искупителем“406. Таинственное прообразовательное значение придает св. Кирилл Александрийский и самим благословениям которые получили Иаков и Исав. ,,Се воня сына моего, яко воня нивы исполнены, юже благослови Господь. И да дасте тебе (Господь) от росы небесныя и от тука земли, множество пшеницы и вина: и да поработают тебе язы́цы, и да поклонятся тебе князи: и буди господин брату твоему, и поклонятся тебе сынове отца твоего: проклинаяй тя, проклят: благословляяй же тя, благословен» (27:27–29). „В этих словах смешана некоторым образом речь историческая, и чрез два лица приходит к единству истина, свидетельствуемая посредством дел. Ибо сказанное во всяком случае исполняется не только в Иакове, но и во Христе, и в оправданных верою, которые соделались и чадами по обетованию в Исааке. Таким образом смысл пророчества может быть применен и к новому народу, и к самому Христу, который есть начало и вождь. Считается Он также и вторым Адамом и произошел, как бы некий второй корень человечества. Ибо, что „во Христе“, то – „нова тварь» (2Кор. 5:17, Гал. 6:15), и мы обновлены в Нем к освящению, нетлению и жизни. А слово благословения, думаю, означает духовное благовоние – во Христе, на подобие поля и цветущего луга, испускающего прекрасное и приятное благоухание из весенних цветов. Так именно Себя Самого называли нам в Песни Песней Христос, говоря: ,,Аз цвет польный и крин удольный» (Песн. 2:1). Он был лилиею (крином) и розою, произросшею из земли, по человечеству, но только не ведавшею греха, лучше же сказать, испускавшею для живущих по всей вселенной благолепнейшее благоухание от дел своих. Посему св. Писание уподобляет Христа также ниве, благословенной от Бога, и весьма справедливо, так как есть благоухание познания Бога и Отца… Применимы ко Христу, но приличествуют по справедливости и новому народу также следующие слова: „да даст тебе (Господь) от росы небесныя, и от тука земли, множество пшеницы и вина», (27:28);. потому что роса небесная и тук земли значит то, что исшедшее от Бога Отца Слово дано нам по причастию, т. е. чрез Духа, и что мы через Него соделались общниками божественного естества. Стали иметь мы также и множество хлеба и вина, т. е. крепости и веселия, если истинно слово, говорящее: «хлеб сердце человека укрепит, и вино веселит» (Пс. 103:15). Таким образом, хлеб служит знамением мысленной и духовной крепости, а вино – веселия407. То и другое дано тем, которые во Христе, чрез Него. Ибо иначе каким образом мы соделались твердыми в благочестии и некоторым образом неподвижными, способными право мыслить и непоколебимо утвержденными? Мы получили власть „наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию“ (Лук. 10:19). Это, думаю, значит множество хлеба. Но и множество вина получили мы, потому что радуемся и соделались веселыми, как написано (Рим. 12:12; 15:13). Ибо мы ожидаем высших обителей жизни в нетлении долговечного жития, соцарствования самому Христу. Да будет сказано это и о нас, так как к сему по справедливости приводит слово. Затем сила благословения может быть перенесена опять на Самого Эммануила. Ибо «да поработают тебе язы́цы“, сказано, „и да поклонятся тебе князи: и буди господин брату твоему“ (27:29): потому что Еммануил наименован первородным, когда соделался подобен нам и именно стал первородным «во многих братиях“ (Рим. 8:29). Но по этой причине Он не потерял ничего из того, в силу чего Он есть и Бог и Господь всяческих. Мы покланяемся Ему, как Владыке, и Он господствует как Бог, над призванными благодатно к тому, чтобы быть братиями Его… Итак, господствует Еммануил, как Бог, над приведенными в состояние братий Его, и Ему „всяко колено поклонится, небесных и земных, и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2:10–11). И „проклинаяй тя“, сказано, „проклят, благословляяй же, благословен“ (27:29). Речь ясна; потому что прокляты и богоненавистны злословящие Его, и, напротив, исполнены благ, даруемых свыше и от Бога, благословляющие, т. е. возвещающие Его Божественную славу408.

„Обратим внимание на другое благословение, т. е. на данное первородному, именно Израилю, образом которого служит Исав. „Се от тука земли», сказано, «будет вселение твое, и от росы небесной свыше: и мечем твоим жити будеши, и брату твоему поработаеши, будет же (время) егда низложиши и отрешиши яремь его от выи твоея» (27:39–40). Ибо Израилю дано благословение, закон, данный чрез Моисея (Ин. 1:17). Он был словом Христовым, данным чрез посредство ангелов (Гал. 3:19). Что сам Христос говорил древним, в этом уверяет нас премудрый Павел (Евр. 1:1–2). А что закон есть Его собственные слова, это показал и сам Спаситель (Mф. 5:18: Mк. 13:31). Итак, если истинно то, что закон был словом Христовым и дан через посредство ангелов, то он был вроде благословения Израилю, Христа же мы будете разуметь, как росу небесную и тук земли. Ибо как множество ангелов, как бы услаждается, напояемое росами, свыше сходящими и духовными, так и тучная земля пользуется мысленными дождями для плодоношения духовного. Но мы, которые во Христе чрез веру, обогатились хлебом и вином. Израиль же непричастен сему, потому что это не значится в числе предметов данного ему благословения. И в этом смысле не причастны таинственного благословения несчастные иудеи, поелику и это не дано служению по закону; но, лучше сказать, соблюдено народам, которые во Христе и в вере. И мы в мире чрез Христа, Израиль же в войне. Мы и чувственно наследовали землю обетования, служащую образом вышней и мысленной земли, о которой упомянул сам Спаситель, говоря: „блажени кротции, яко тии наследят землю“ (Mф. 5:6). И мы находимся в положении чад чрез свободный дух и приступаем ко Христу, как подобному нам и брату нашему, находясь в прекрасном и свободном подчинении. Израиль же находится под игом и обременен законами Моисея. Ибо Исав слышал слова: „брату твоему поработаеши“ (27:39), т. е. подчинишься, при том не добровольно, тому, который по природе подобен тебе. Моисей же был человек и подобный нам, ничего не имевший особенного в рассуждении человечества. Так и Владыка всех называл Израиля „народом Моисеевым» (Исх. 32:7). Божественный же Павел и самый закон в его письмени приписывает Моисею (Евр. 10:28). А что Израиль имел свергнуть возложенное на него премудрым Моисеем иго, когда Христос призывает его к благодати чрез веру, это предуказано в словах: „будет (время) егда низложиши и отрешиши яремь его от выи твоея»(27:40). Ибо отрешили от вый своих очень неудобоносимое иго закона уверовавшие из числа Израильтян, так как призваны к свободному состоянию через веру во Христа»409.

В том же духе, т. е. в применении к христианам из язычников и к Израильтянам, толкует св. Кирилл Александрийский вражду Исава к Иакову за свою утрату благословения первородства и бегство Иакова к Лавану. Исав „начал питать дикие намерения и замышлять убийство против брата своего, которому завидовал. Подобным образом враждовал и страшно гневался также первородный Израиль на верующих и происшедших после него, т. е. на новый народ; потому что и сей был на первом месте у Бога, считался в положении первородного и был исполнен благословения свыше, обогатившись благодатию во Христе чрез Духа. Так нападал Израиль на тех, которые во Христе чрез веру; а что касается до намерений его и покушений, то сделался и жестоким убийцею, совершая гонение и уязвляя стрелами зависти. Но Ревекка убеждала Иакова, чтобы он, покинув дом, удалился от брата своего и шел к Лавану, человеку бывшему идолослужителем. Да и сам божественный Исаак, отец Иакова, увещевал последнего воздержаться от брака с Хананеянкою, а напротив стараться сделать сожительницею своею какую-либо из дочерей Лавана. Так и подвергающемуся опасностям, и гонимому новому народу Церковь, прообразом которой может быть Ревекка, благоразумно советует удаляться от гнева убивающих. А с нею как бы согласен и сам Жених ее, т. е. Христос, повелевающий устраняться от духовного родства с теми, которые воспламеняются гневом и замышляют дикое убийство (знамением родства служит брак), а напротив предпочитать тех, которые происходят из дома Лаванова, т. е. из язычников. Мы найдем, что св. апостолы, которые были начатком верующих и новых народов, старались тщательно исполнять то, что заповедано было Иакову; потому что и они удалялись от толпы иудеев, замышлявшей убийство против них. Они благоразумно старались удаляться от гнева гонителей, меняя страны и города; ибо припоминали повеление и слова Христа „егда гонят вы» из града сего, „бегайте в другий» (Mф. 10:23; ср. Деян. 13:40–43). Слышишь ли, как Жених, т. е. Христос, заповедал ученикам своим удалиться к обществу Еллинов и там производить чад и являться как бы отцами народов? А что и Бог будет вместе с верующим народом и обильно благословит его, это может показать, и очень легко, божественный Исаак, венчающий благословениями свыше Иакова, удаляющегося из дома родительского (28:3–4). Ибо благословенны те, которые во Христе, очень возросли, сделались множеством и „собраниями языков“ и соделаны сонаследниками св. отцов. Они „возлягут со Авраамом и со Исааком, и Иаковом во царствии небесном» по слову Самого Спасителя (Mф. 8:11). С другой стороны, мы получаем и благословение от Него, потому что Он сказал о нас: „отче святый соблюди их» во истине Твоей (Ин. 17:11, 17). Но если разуметь при этом в духовном смысле и матерь Исава, Ревекку, то и cиe нимало не повредит умозрениям нашим. Ибо мы приняли Исава за прообраз Израильтян; Ревекке же придали значение Церкви. И сами Израильтяне сделались сынами Церкви, чрез веру во Христа, уже не к ветхому оному и древнему народу сопричисляемые, но напротив применяемые в новый, в смешении с происшедшими из язычников; потому что „аще кто во Христе, нова тварь» (2Кор. 5:17). Христос же и два народа создал „во единого новаго человека, творя мир“, по Писаниям (Еф. 2:14, 15), примиряя обоих и приводя их „во едином дусе ко Отцу»; ибо „средостение ограды“ Он разорил и „закон заповедей ученми упразднил» (Ефес. 2:14–18)410.

Исаак и его сыновья.

Быт. 25

Первые годы семейной жизни Исаака прошли еще при жизни его престарелого отца — Авраама. Исаак был единственным наследником всех обетовании Божиих, данных его отцу. Но и он, подобно Аврааму, должен был подвергнуться испытанию в своей вере. Исаак, как и его отец, переживал семейное горе. Двадцать лет уже прошло после женитьбы, а у него все еще не было детей.

Однако он не падал духом и верил, что обещание Божие о его потомстве непременно исполнится. Он постоянно горячо молился Богу, и молитва его была услышана. Ревекка вскоре забеременела и готовилась стать матерью.

Однажды она почувствовала в себе необыкновенное биение. Она с молитвой обратилась к Господу, и Господь сказал ей: «Два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» (Быт. 25:23). Это откровение глубоко запало в душу Ревекки и послужило для нее руководством в последующей жизни.

Исааку было шестьдесят лет, когда Ревекка родила близнецов. Первым родился Исав, и поэтому он считался первородным. Его назвали Исавом (косматым), так как он весь был покрыт волосами. Второму дали имя Иаков, что по-русски означает «держать за пятку», поскольку во время рождения он держал своего брата за пятку. Когда они выросли, то старший — Исав стал очень искусным охотником и любимцем своего отца Исаака, а младший — Иаков, будучи кротким домоседом, был любимцем своей матери.

Однажды Исав вернулся с охоты очень усталым и голодным. Увидев, что Иаков приготовил кушанье из чечевицы, он стал с нетерпением у него просить: «Дай мне поесть красного, красного этого». На это Иаков ответил: «Продай мне теперь же свое первородство». Исав раздраженно сказал: «Вот, я умираю, что мне в этом первородстве?» Тогда Иаков потребовал от Исава клятвенного обещания: «Поклянись мне теперь же» (Быт. 25:30–33). Нетерпеливый и легкомысленный Исав тут же поклялся Иакову и променял свое первородство на чечевичную похлебку.

Конечно, Исав этого не принимал всерьез. Мало ли в чем он клялся, когда приходил в возбуждение! Для Иакова же клятва была незыблемой и священной, и он твердо верил, что приобрел право первородства. Исав с восторгом принялся за еду, не подозревая, какие роковые последствия повлечет за собой его легкомыслие. В то время первенцу принадлежали особые права, которые назывались правами первородства. Перед смертью отец семейства передавал старшему сыну власть над младшими братьями, а также большую часть своего имения. Но самое главное заключалось в том, что старший сын получал Божий обетования, данные его отцу, о рождении Спасителя мира.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >